Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Что такое зрелость человека определение. Умение извлекать уроки. Признаки психологической зрелости

Психологическая зрелость – это многоаспектное понятие, не имеющее на данный день единого устоявшегося определения. Психологическая зрелость личности это особое состояние психических процессов и мировосприятия, позволяющее человеку быть самореализующимся индивидом. Это включает способность устанавливать продуктивные социальные контакты, адекватно воспринимать реальность и окружающих людей. Помимо этого психологическая зрелость личности основывается на самостоятельности в удовлетворении базовых необходимых потребностей, а также ответственности за свою жизнь и поступки.

Вся деятельность психологически зрелого индивида направлена на реализацию собственных умений, эмоциональных , с соблюдением социальных норм, прав и личных границ других людей. Это определенное умение, позволяющее добиваться успеха, как в личной жизни, так и в профессиональной. Приоритетными задачами для такой личности становятся задачи роста, развития, продвижения, имеется богатый запас жизненного опыта и , что позволяет осуществлять коммуникации практически на любом уровне.

Что такое социально-психологическая зрелость

Личностная зрелость не приобретается и не зависит от паспортного возраста. Это скорее возраст психологический, который может быть совершенно различен у ровесников. Так, человек прошедший множество различных ситуаций, научившийся их преодолевать и самостоятельно отвечающий за собственные выборы является более зрелым в психологическом плане, чем тот, кто все это время прожил в одинаковых условиях с минимальным уровнем ответственности. У некоторых складывается ощущение, что чем более серьезен человек и чем более загружен различными важными задачами, тем выше уровень его зрелости. Важно понимание собственных возможностей и желаний, чуткое следование внутреннему голосу, который включает не только интуицию, но и разум.

Психологическая зрелость дает ощущение плавности и повышает гибкость – ни одно правило однажды установленное не является незыблемым. Человек понимает, что меняется он, окружающая реальность и потребности, а соответственно должны меняться и способы взаимодействия.

В действиях зрелого человека много естественности, он не будет скрывать слезы силой воли, когда очень грустно и не будет держать серьезное лицо, когда смешно. Подобная свобода рождается от полного принятия себя, глубокого знания своих психологических особенностей и малой подверженности . Социальные стереотипы практически не властны над такими людьми, поскольку в выборе пути и собственных реакциях они ориентируются на внутренние ощущения, собственные потребности.

Принятие себя и мира с его законами, смертью, страданиями и недостатками людей позволяют находиться в большей и не пытаться изменить то, что существует тысячелетиями. Ресурсы тратятся на необходимое и приносящее пользу: на собственное развитие и деятельность, приносящую результаты. Такие люди в итоге живут более наполненной жизнью и довольно спокойно принимают смерть, в отличие от тех, кто все время играет с ней в прятки, так и не совершив ничего стоящего.

Психологически зрелые люди выделяются из толпы не только поведенческими реакциями, но и внешне, обычно их образ довольно экстравагантен, поскольку нет стремления поддерживать общие тенденции. Так же у них нет жалоб на скуку и стремления убить время – они полны живого интереса к миру и жизни, часто азартны, а единственное о чем могут сожалеть, так это об ограниченности физического воплощения.

Психологическая зрелость человека может проявиться и сформироваться исключительно в условиях социальной среды. Соответственно на пути взросления человек проходит необходимые стадии и процессы созревания личности. Это своеобразная гармоничная комбинация, включающая физическую зрелость и психологический возраст. Есть свои особенные необходимые психологические проявления на каждом возрастном промежутке, свидетельствующие о гармоничности процесса развития, при застревании на одном из этапов личностное взросление тормозится и присутствует .

Многими психологами личностная зрелость определяется через экзистенциальный процесс нахождения смысла собственного существования и принятия ответственности в проявлении свободы своего выбора. Помимо столь глубоких и серьезных категорий существуют измеримые внешние признаки психологической зрелости. Сюда первым делом входит интерес человека не только к индивидуальным потребностям, своему существованию и телу, но и к делам окружающих. Такой человек будет заботиться о своей семье, помогать друзьям, участвовать в процессах, формирующих общественное состояние. Интерес проявляется не только к самому близкому ограниченному кругу, но к многочисленным социальным группам (рабочий коллектив, государственные процессы, религиозные традиции и прочее). Способность оценивать себя со стороны позволяет устанавливать глубокие и конструктивные социальные отношения, которые строятся на взаимном доверии, сочувствии, искренности, уважении и .

Социально-психологическая зрелость позволяет человеку контролировать и предугадывать собственные эмоциональные проявления. Это способствует проявлению толерантности, но не путем усилий воли, а благодаря широкому кругозору и принятию, как своих внутренних особенностей, так и других людей. Управление своими эмоциями позволяет выражать их в социально приемлемой форме, указывая свое отношение и не обижая чувства других.

Зрелая личность довольно целостна и гибка в своих проявлениях. То есть у нее всегда есть система ценностей и важных целей, достижение которых всегда будет соответствовать морально-этической концепции человека. Чувство юмора и самоанализ также приобретаются при психологическом взрослении и отражают высокий уровень психического развития.

Социальная зрелость не является идентичным понятием зрелости психологической. Она отражает исключительно аспект социального взаимодействия, при котором учитывает адекватность, предсказуемость и устойчивость личности. Это отражает самостоятельность человека в жизни, когда он не нуждается в физических, материальных или психологических поддержках со стороны окружающих, при полной дееспособности в данном вопросе. Сюда относится умение самостоятельно решить свои бытовые проблемы, уметь обеспечить свое питание и проживание.

Социально-психологическая зрелость напрямую связана с ответственностью, как в личном проявлении относительно только себя, так и на общественном уровне, где вовлечены другие индивидуумы. Если психологическая зрелость заботится о развитии и реализации потенциала личности, то социальная зрелость подразумевает направленное поведение человека, способствующее развитию человечества в целом.

Даже механизмы психологических защит у зрелой личности не находятся на примитивном уровне: среди них будут интеллектуализация, вместо и .

Признаки психологической зрелости

Психологическая зрелость и психологический возраст – тесно связанные понятия, но это не дает понимания и определения такой личности. Наиболее оптимально определять категории через признаки, в зависимости от научной концепции их насчитывается от четырех до пятнадцати. К основным признакам относят:

– естественное и спонтанное поведение, а также эмоциональное реагирование. Это подразумевает свободное и открытое самопредъявление, но при этом существует уважение к принятым общественным нормам. Зрелая личность будет проявлять свои желания и чувства, но выберет для этого такой способ, чтобы не травмировать психическое состояние окружающий, соблюдая этикет и толерантность;

– относительная вовлеченность в мировые процессы. Человек осведомлен об основных мировых событиях и в важных для него социальных группах, но достаточно независим в своих суждениях, чтобы не поддаваться на пропаганду и манипуляции. Доля юмора и отрешенности позволяют не сильно эмоционально вовлекаться в мировые социальные процессы, что дарит независимость;

– в отношениях отсутствуют меркантильные интересы и искусственные формы поведения. Вместо этого присутствует принятие себя и других людей в том состоянии, в котором они естественны и не пытаются переделать в более удобные и выгодные варианты;

– наличие глобальных целей и смыслов и постоянная работа над их реализацией. Это заставляет совершенствоваться, развиваться, постоянно двигаться и быть занятым. Среди подобных целей обычно что-то, имеющее высокую духовную ценность или практическое значение для многих людей, а не пользу в настоящем моменте;

– процесс достижения целей никак не корректирует моральные ценности и устремления личности. Чувствительность к несправедливости, невозможность предать собственные идеалы в сочетании с высоким уровнем развития позволяют выбирать пути достижения в рамках своей моральной концепции;

– отношения, выстраиваемые в узком личном кругу обычно долговременные, глубоки, открыты. В контексте подобного взаимодействия происходит совместное развитие партнеров и постоянное углубление в познание внутреннего мира, как своего, так и другого;

– и чувство юмора. Данные проявления спонтанны и естественны, для их проявления подойдет и бытовая ситуация и профессиональные вопросы. Кроме того подобное восприятие касается собственных качеств и взаимоотношений с другими. Позволяет легче адаптироваться и быстрее переживать кризисные моменты, находить простые и неожиданные выходы из сложных ситуаций.

Естественно автоматически сюда включаются все факторы, определяющие взрослого человека, несущего полную материальную и уголовную ответственность. Зрелая личность способна нести ответственность, обусловленную любыми законодательными актами и документальными требованиями.

Уровни психологической зрелости

Уровень психологической зрелости во многом измерим степенью ее социализации, поскольку основные признаки касаются именно социального взаимодействия и устроенности личности. Сюда можно отнести широту социальных контактов, которые могут быть на уровне взаимодействия с конкретным человеком, группой людей или человечеством. Чем шире круг, с которым способен взаимодействовать человек, тем выше уровень его зрелости. Кроме этого учитывается характер данного социального взаимодействия, который может заключаться в присвоении и использовании чужих достижений в процессе контакта или в сознательном воспроизводстве с целью улучшения. Важным критерием является социальная компетентность, отражающая умение человека ориентироваться в различных ситуациях общения и общественных нормах.

Среди внутренних характеристик уровень зрелости отражает количество теплоты, проявляемое в сторону другого в сочетании с чувствительностью, чтобы забота не превратилась в навязчивость. Принятие себя и других помогает устанавливать безопасные отношения, возможность открываться и развиваться. Чем выше уровень понимания и принятия собственной личности, тем выше способность к формированию адекватного конструктивного взаимодействия.

Высокий уровень личностной зрелости состоит из высокого развития чувства ответственности и толерантности. Чем выше стремление к саморазвитию и чем эффективнее и быстрее оно происходит, тем о более высоком уровне психологической зрелости можно говорить. Этому способствует позитивное мышление и открытое отношение к миру. Развитие и совершенствование личности не останавливается ни после достижения физической автономности, ни после социальной самостоятельности. Данный процесс бесконечен и включает огромное количество факторов, над которыми можно постоянно работать – от реализации собственных , до принятия не идеальности всего мира.

Мы становимся зрелыми, когда учимся смотреть на жизненные обстоятельства отстранённо.

Эльчин Сафарли. Угол её круглого дома

Зрелость как качество личности – способность достичь полного, состоявшегося развития и взаимодействия физической, эмоциональной, интеллектуальной и духовной зрелости.

Ученику, который постоянно молился, Мастер сказал: - Когда же ты прекратишь опираться на Господа и сам станешь на ноги? Ученик удивился: - Но ведь ты сам учил нас видеть в Боге Отца! - Когда же ты усвоишь, что отец не тот, на кого можно опереться, а тот, кто избавляет тебя от этой привычки?

Человек – самая сложная из известных науке систем. Система становится зрелой, если в ней состоялось полное развитие ее элементов, их взаимосвязей и взаимодействия. Зрелость системы «Человек» достигается во всех отношениях, если человек, развивая разум, находит себя во взаимосвязи и взаимодействии физической, эмоциональной, интеллектуальной и духовной сфер своей жизни, осознает «что такое хорошо и что такое плохо», знает как поступать правильно, по совести. Известный индийский гуру Ошо писал: «Все мы уникальны. Никогда ни у кого не спрашивайте, что правильно, а что неправильно. Жизнь - эксперимент, в ходе которого следует выяснить, что правильно, что неправильно. Иногда, может быть, вы поступите неправильно, но это даст соответствующий опыт, от которого вы тут же получите пользу. Каждое действие ведет к немедленному результату. Просто будьте бдительны и наблюдайте. Зрелый человек - тот, кто наблюдал себя и нашел, что для него правильно и неправильно; что хорошо и что плохо. И благодаря тому, что он нашел это сам, у него есть огромный авторитет: даже если весь Мир будет говорить что-то другое, для него ничего не изменится. У него есть собственный опыт, на который он может опираться, и этого достаточно».

Зрелость нельзя путать с возрастом, обозначать какими-то конкретными числовыми диапазонами. Единственное исключение – это зрелость, как ответственность перед судьбой. Она наступает с момента полового созревания, то есть с 14 лет. Отсутствуют какие-то основания говорить о пике зрелости, например, в возрасте от 40 до 45 лет. Так, расцвет творчества П.И. Чайковского, начавшись в 1866 г. (симфония «Зимние грезы»), продолжался без спадов и перерывов всю оставшуюся жизнь. Опера «Пиковая дама» была написана в 1890 г., 6-я «Патетическая» симфония - в 1893, последнем году жизни. Высочайший уровень продуктивности, сохранявшийся до конца жизни, отличает творчество очень многих выдающихся ученых, писателей, поэтов, композиторов, художников и представителей других творческих профессий. Назовем некоторые из них: Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов, И. Гете, В.И. Вернадский, Эйнштейн.

Можно утомительно долго, пока читатель не уснет, перечислять все признаки зрелой личности. Более разумно остановиться на наиболее сложных требованиях к зрелости и, отсекая одно за другим, придти к пониманию, являешься ли ты зрелой личностью или нет. Микеланджело для статуи «Давида» использовал неотесанную глыбу мрамора, которую большинство скульпторов признали попросту непригодной и засомневались, что у скульптора что-либо из нее получится. Получился шедевр. Когда у Микеланджело спросили, каким образом ему удается создавать такие восхитительные скульптуры, он сказал: «Я беру камень, а затем просто отсекаю все лишнее».

Давайте отсекать. Человек не может быть зрелым, если у него нет своего пути. Владимир Тарасов пишет: «Человек большой цели знает свой путь. Человек, не имеющий большой цели, не знает своего пути. Это непутевый человек… Пути не пересекаются. Люди, имеющие путь, не могут помешать друг другу. Места хватит для всех. Потому что путь не сооружение и не плод фантазии. Он сущест­вует, пока существует человек. Его можно увидеть и узнать. Его можно устрашиться, можно смутиться или обрадоваться. Но для каждого он один. Не вступить на него - значит блуждать без дороги. Сначала мы выбираем путь, потом путь выбирает нас. И шагу не можем ступить в сторону».

Зрелость немыслима, если человек не взял полную личную ответственность за всё, что происходит в его жизни. Незрелая личность сваливает вину за свои неудачи, просчеты и несчастья на козни «доброжелателей», на злую судьбу, наследственность, сглаз, порчу, невезение, словом, «самосвалит» на любое удобное для своего оправдательного механизма обстоятельство. Она будет «рвать на себе тельняшку», доказывать всем свою правоту, возмущаться и негодовать, конфликтовать и спорить, лишь бы подтвердить свою значимость.

Зрелая личность самодостаточна, то есть имеет устойчивое мировоззрение, апробированные жизнью принципы. Она способна утвердиться в себе, стать человеком твёрдого разума, минимально зависеть от внешней воли, не придавать избыточной значимости оценкам себя самого и объектов внешнего мира, комфортно себя чувствовать наедине с самим собой.

Высшая стадия зрелости – духовная зрелость. На этой стадии зрелый человек побеждает страх перед смертью. После этой строки большинство читателей погрустнеет, ибо на этом требовании к зрелости личности отсеется большинство соискателей. Если человек не победил в себе страх перед смертью, он не может достигнуть последней стадии – духовной зрелости. Следовательно, не может претендовать на зрелость вообще. Психолог Р.А. Нарушевич рассказывает: «Я видел людей, присутствовал при их смерти, эти люди при жизни очень много говорили о бессмертии, проповедовали другим, но когда они уходили, я видел ужас в глазах. Я не видел этой улыбки: «До скорого, ребята, скоро увидимся в следующей жизни». Нет. Или был ужас, или было сильное беспокойство, потому что человек думает: «А вдруг… а вдруг все, что я знал и говорил другим, оно не так, а вдруг я все-таки не вечен?»

«Стандарты» зрелости описывает М.Е. Литвак в книге «Принцип сперматозоида»: Незрелая личность часто знает, но не умеет. Зрелая не только знает, но и умеет. Поэтому незрелая личность критикует, а зрелая делает. Незрелая личность пытается устроить в первую очередь свою личную жизнь, а потом дела. В результате не устраивается ни то, ни другое, и она попадает в зависимость от других людей. Зрелая личность в первую очередь устраивает свои дела и приобретает независимость. Личная жизнь устраивается сама по себе. Потребности зрелой личности вытекают из ее успехов, из ее дел. Незрелая личность, не делая дел, копирует потребности зрелой личности, увеличивая их размеры. (Вспомните потребности великовозрастных детей, сидящих на шее своих стареющих родителей). Незрелая личность думает о результате, а зрелая — о деле. Незрелая личность хочет больше, чем имеет и заслуживает, в результате нередко теряет и то, что имеет. Зрелая личность довольна тем, что имеет, и тогда к ней прибывает что-то еще. Незрелая личность хочет, чтобы ее дела кто-то устроил, зрелая устраивает их сама. Незрелая личность надеется, зрелая действует. Незрелая личность пытается управлять другими людьми, зрелая управляет собою. Незрелая личность — декорация, она беспокоится о том, как выглядит. Зрелая личность — фигура, которая не задумывается, как она выглядит. Незрелая личность вначале принимает решение, а потом подгоняет факты под выбранное решение — отсюда ее подозрительность. Зрелая личность вначале собирает факты, а потом на их основании принимает решение — отсюда открытость зрелой личности. Незрелая личность хочет занимать высокое положение и иметь много, не занимаясь личностным ростом и приобретением навыков. Зрелая личность заботится о личностном росте и приобретении навыков. Высокое положение и деньги приходят сами по себе, как побочный продукт личностного роста.

Петр Ковалев

Зрелость - самый длительный и самый значимый для большинства людей период жизни (границы определяются по-разному: от 30-35 до 65 лет и зависят от человека). Обычно зрелость связывают со временем ухода на пенсию. Согласно Э. , зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, он считал ее центральной на всем жизненном пути человека.

Социальная ситуация развития в зрелости - это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в и семейных отношениях.

В современной возрастной психологии существуют различные точки зрения на проблему развития в зрелом возрасте:
а) развитие прекращается, заменяется простым изменением отдельных психологических характеристик;
б) это возраст не только сохранения всего приобретенного ранее, но и дальнейшего развития личности;
в) перестраивается как физическое состояние человека, так и его характеристика как личности и субъекта деятельности (В.Г. ).

Но для одних людей период взрослости является лишь хронологическим понятием, ничего не прибавляя в развитии. Другие исчерпывают себя, достигают определенных целей и снижают свою жизненную активность. Третьи продолжают развиваться, постоянно расширяя свои жизненные перспективы. У части людей в середине периода возникает еще один кризис, происходит еще одна корректировка жизненного пути.

Е.Е. Сапогова, характеризуя период взрослости, задает вопрос: какого человека можно считать взрослым? И отвечает:
Во-первых, взрослость определяется физиологически, с точки зрения оптимального функционирования всех систем организма. Внешне взрослые люди продолжают расти, физиологически изменяться - достигает оптимума и изменяется функционирование костной, мышечной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, гормональной и других систем. Скажем, сексуальные функции у женщин достигают оптимума к 26-30 годам и держатся на этом уровне до 60 лет; мужчины же переживают их постепенный спад после 30 лет.

Во-вторых, взрослость определяется социально и юридически - с точки зрения возможности соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определенные статусные позиции, демонстрировать уровень своих социальных достижений (образование, профессия, укорененность в социальных сообществах и т.д.), нести ответственность за собственные решения и поступки.

В-третьих, взрослость - категория психологическая, учитывающая собственное отношение человека к возрасту, свои переживания к новой возрастной когорте. Наличие семьи и опыт родительства (социально-демографические исследования показывают, что риск распада семей максимально велик в первые пять лет супружества и на границе 45-60 лет, когда люди прожили в браке около 15 лет) .

Во взрослости отмечаются следующие новые личностные характеристики:
умение брать на себя ответственность;
стремление к власти и организаторские способности;
способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других;
уверенность в себе и целеустремленность;
склонность к философским обобщениям;
защита системы собственных принципов и жизненных ценностей;
способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой ;
формирование индивидуального жизненного стиля;
стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению;
реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни;
стабилизация системы и др. (Е.Е. Сапогова).

Центральным возрастным новообразованием зрелости можно считать продуктивность. Понятие продуктивности, по Эриксону, включает как творческую и производительную (профессиональную) продуктивность, так и вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколений, связано с заботой «о людях, результатах и идеям к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность влечет сосредоточенность на себе, что приводит к косности и застою, личностному опустошению. В психологии такая ситуация описывается как . Человек личностно не чувствует себя состоявшимся, а свою жизнь - наполненной смыслами.

Существует мнение, что средний возраст является временем тревоги депрессии, стресса и кризисов. Наблюдается осознание расхождения между мечтами, целями и действительностью. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни. Это так называемый кризис 40 лет.

Главные проблемы кризиса среднего возраста: убывание физических сил и привлекательности, сексуальность, ригидность.

Исследователи видят причину кризиса взрослости в осознании человеком расхождения между своими мечтами, жизненными планами и ходом их осуществления.

Выход из кризиса: переформулировка целей на более реалистичную точку зрения; осознание ограниченности времени любого человека; тенденция чувствовать свое положение приличным; довольствоваться тем, что есть; ограничиться в планах на будущее; выработка новой .

Современные исследования показали, что в зрелые годы у многих людей наблюдается такое психологическое явление, как кризис идентичности. Под идентичностью понимается некая нетождественность человека самому себе, его неспособность определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы, кем он является в глазах окружающих, какое место занимает в определенной социальной сфере, в обществе и т.д. Время и интенсивность этого кризиса зависят от индивидуальных особенностей жизни личности. Причины возникновения кризиса идентичности у зрелого человека: динамика смены поколений, специфика трудовой (профессиональной) деятельности.

Разрешение кризиса: на основе найти себе и своему «Я» место в новых условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности.

В новой ситуации развития, оказавшись на вершине жизни и не имея сил подняться выше, человек может на основе самоанализа восстановить тождественность себе в новых условиях, найти своему «Я» место в этих условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности».

Личность проходит разные стадии развития, достигая своей зрелости. По мнению А.А. Деркача и др., «...степень желаемой зрелости - это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, но всегда реально показывает, насколько он состоялся как гражданин, как профессионал деятель, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как семьянин... Физическая и психическая зрелость человека, находящая выражение в сформированности интеллекта, чувств, воли - это его личностная зрелость, которая, конечно, зависима от них, но главным образом все таки проявляется в отношениях.

Его зрелость как субъекта труда и жизни обнаруживается прежде всего в способностях, самым тесным образом связанных друг с другом, проявляется в его самобытной индивидуальности. Вместе с тем оказывается, что, как правило, не происходит фронтально одновременного достижения ступени зрелости человека как индивида (живого организма), как субъекта деятельности, как индивидуальности. Пульсирование развития чаще всего разновременно в этих качествах. Время выхода на уровень « » человека во всех его макроизмерениях очень часто не совпадает, можно говорить лишь об относительном совпадении.

Акмеология всесторонне освещает особенности важнейшей ступени, которую проходит человек в своем развитии - ступени зрелости. Она определяет сходное и различное в зрелости у разных людей и проявляет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости.

Состояние зрелости не появляется у человека неожиданно и сразу. На него «работает» вся предшествующая жизнь человека.

Очень часто внешне незаметные, медленно идущие изменения в организме взрослого человека, в его сознании при контакте с окружающей действительностью, в опыте общения и при выполнении деятельности являются следствием большего или меньшего подъема в показателях его физического состояния, в социальной значимости его поступков, в продуктивности его деятельности. У одних людей таких заметных «скачков» бывает несколько, у других - всего один. И в них выражается достигнутый человеком высший для него уровень гражданственности, трудоспособности, гуманизма.

Этот высший для каждого человека уровень в его развитии, который приходится на какой-то временной отрезок его зрелости, есть его «акме», его вершина. Насколько высокой оказывается эта «вершина», насколько она содержательно многогранна и богата, настолько личностно и социально значимы, новаторски оригинальны результаты всех его деяний. Это, конечно, зависит от особенностей жизненного пути, который прошел человек до своего «акме», от социальной, экономической, политической, правовой, социально-психологической ситуаций, в которые он попадал, поднявшись и находясь на ступени зрелости. Но не в меньшей мере количественно-качественные показатели его «акме» определяются тем, какой сформировался у него кругозор, общий и специальный интеллект, нравственное ядро, насколько развились способности творца».

Период взросления занимает значительный отрезок жизни. Физическое созревание женщин в Центральной Европе завершается к 17 годам, мужчин - к двадцати. Физическое созревание еще не означает, что человек достиг своей зрелости, так как он должен созреть с психической и социальной точки зрения. Можно утверждать, что психическое и социальное осознание своей зрелости занимает намного больше времени, чем физическое. Взрослым считается человек по завершении физического развития и психического созревания. Зрелость - длительный период, среднее звено жизни человека между юностью и старостью (примерно от 19 до 40 лет). В этот период человек наиболее работоспособен.

Зрелость - это не только физическое, но также психическое и социальное созревание, последние по времени более продолжительны.

Физическое созревание

Процесс взросления начинается с периода полового созревания, его первые признаки появляются в 7-9 лет. Половое созревание обычно завершается к 18-19 годам. В этот период формируются вторичные половые признаки, ускоряется рост. Средний рост мужчин Центральной Европы составляет 160-190 см, женщин на 10-15 см ниже. Индивидуальные различия роста, прежде всего, связаны с наследственностью: у высоких родителей обычно высокие дети. Разумеется, на рост оказывают влияние и другие факторы, например, питание, пол, раса, сложение.

Нарушения роста

Как описывалось выше, нормальным ростом мужчин считается 170-190 см, женщин - 154-175 см. Если рост значительно выше или ниже приведенных значений, в таком случае диагностируют нарушение роста.

Нарушения роста человека

Наименование

Мужчины, см

Женщины, см

Очень низкий

Очень высокий

Гигантизм

Разные типы телосложения

Пропорции тела человека полностью завершают свое формирование с окончанием периода полового созревания:

Лептосоматик - характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, нижние конечности обычно длинные и худые.

Пикник - человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный с большим животом и круглой головой на короткой шее. Характеризуется малым или средним ростом.

Атлетик - человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

Внутренние органы

По окончании полового созревания заканчивается период окончательного формирования внутренних органов. Например, средний вес сердца взрослого здорового мужчины составляет примерно 310 гр, женщины - 260 гр. Печень человека весит около 1500 гр, поджелудочная железа - 60-100 гр, почки - 160 гр, селезенка 150-200 гр. Головной мозг весит 1300-1800 гр (однако умственные способности человека не зависят от массы головного мозга). У мужчин легкие состоят приблизительно из 400 миллионов альвеол, у женщин - из 320 миллионов.

Совершеннолетие

Человек считается совершеннолетним с восемнадцати лет. согласно действующему законодательству, с этого возраста человек несет полную ответственность за свои действия (подсуден) и обладает всеми правами гражданина государства (дееспособен).

Периоды жизни взрослого человека

Согласно физическому и психосоциальному развитию, жизнь взрослого человека можно разделить на три основных периода:

- От 18-25 лет - начало зрелости.
- От 25-50 лет - середина зрелости. В этот период здоровый человек достигает апогея физических и психических сил, делает профессиональную карьеру, создает семью.
- От 50-65 лет - зрелость. В этот период физическая сила даже здорового человека ослабевает: постепенно атрофируются мышцы, изнашиваются суставы, стареют органы. Однако интеллектуальные способности человека обычно не снижаются, он по-прежнему способен учиться.
- По достижении 65 лет начинается период старения. Ускоряется процесс разрушения клеток, появляются характерные симптомы старения.
- Старость начинается с 75 лет, обычно человек физически истощен.
- Человек, который прожил свыше 90 лет, является долгожителем.

На заметку

Так называемый кризис среднего возраста встречается у многих женщин и мужчин после 40 лет, он обусловлен гормональными изменениями в организме в сочетании с психосоциальными конфликтами и не имеет ничего общего с неврозом.

Взросление человека – это главный этап в развитии личности. Однако все понимают, что стать взрослым – это просто, нужно лишь дождаться определенного возраста. Гораздо важнее обрести зрелость.

Возраст зрелости не имеет стандарта, не является одинаково определенным у всех, у каждого человека он индивидуален. Стоит разобраться, в чем проявляется зрелость личности и как определить степень зрелости индивида. Психология не имеет точных, однозначных ответов на эти вопросы, однако некоторые моменты в этом сложном понятии на сегодняшний день удалось выявить.

Говоря о человеке, что он зрелый, состоявшийся, в первую очередь говорят о его психологическом росте. Но как определить, что индивид «созрел»? Ведь это состояние нельзя потрогать, нельзя попробовать. Как понять, что индивид, с которым вы общаетесь, обладает этими качествами?

Конечно же, многих больше всего интересует вопрос о себе. Ведь как ни крути, но психологическая зрелость – это то, к чему стремится каждый индивид, это некий эталон, идеал.

В психологии зрелость понимают двояко:

  • Определенный этап в жизни, возраст.
  • Уровень развития личности.

Необходимо учитывать многие критерии, чтобы определить, насколько зрелым является индивид. Ведь недаром есть поговорка: «Седая голова, но нет ума» – это тот случай, когда возраст индивида не совпадает с психологическим возрастом.

Основы развития

Так как до сих пор не существует общепризнанного способа определить возраст зрелости, психологи используют различные способы. Личностная зрелость – понятие очень сложное и для каждого – индивидуальное. Для её определения учитывают много значимых аспектов – это и эмоциональная зрелость, и социальная зрелость, и даже взрослость человека.

Социальное окружение, общество формирует определенные идеалы и представления, на которые так или иначе ориентируется каждый. Человек считается зрелым тогда, когда он достигает этих определенных социальных идеалов. В некоторых социальных группах личность считается зрелой после окончания учебы. Некоторые полагают, что люди созрели, если завели семью.

У каждой народности, социальной группы имеются свои критерии для определения зрелости как очередного этапа в жизни. А вот психологическая зрелость личности помогает человеку достигать соответствия определенным устоям общества. Она показывает, насколько индивид адаптирован к окружающим, насколько уверенным и самостоятельным он чувствует себя в социальной среде.

То есть, другими словами, это качество, которое показывает степень интеграции личности. Если человек смог полностью интегрироваться, то это означает, что он достиг зрелости. Для того чтобы индивид мог с уверенностью заявить, что он зрелая личность, ему необходимо пройти несколько этапов развития.

  • Хронология. Достижение определенного возраста, который считается зрелым в социуме.
  • Физиология. Важна также и физиологическая зрелость человека.
  • Социум. Основной показатель того, насколько личность адаптировалась к окружающим.
  • Интеллект. Наиважнейший этап – пройдя его, личность может принимать разумные решения и развиваться.
  • Эмоции. Только зрелый человек может похвалиться тем, что контролирует свое эмоциональное состояние.

Все эти понятия должны быть тождественны, чтобы личность обрела полноценную зрелость. Находясь на различных ступенях развития, личностная зрелость проявляется по-разному. В некоторых случаях индивид может быть зависимым.

Например, парень достиг совершеннолетия и покинул отчий дом. Однако он не смог еще найти свое призвание, не прошел все этапы развития, его личность уже сформировалась, но еще не созрела. В этом случае молодой человек будет зависимым от своих родителей или от тех, кто будет оказывать ему поддержку. Люди по-разному воспринимают взрослость личности, зачастую совершая ошибки.

Признаки

Но незрелую личность тоже можно определить по признакам, которые присущи только ей:

  • Неспособность принимать собственные ошибки.
  • Взрывной характер.
  • Тяга к соперничеству.
  • Неприятие проигрыша.
  • Эмоциональная нестабильность.
  • Капризы.
  • Неприятие критики.
  • Неумение прощать.
  • Боязнь перед изменениями.
  • Зависимость.
  • Необоснованная требовательность.
  • И довольно часто встречается неадекватность.

Это лишь основные из многих качеств, которые характеризуют незрелую личность. Если внимательно на них посмотреть, то можно сказать, что это черты, присущие ребенку: капризный, требующий внимания и не принимающий воспитания. Такое поведение может существенно осложнить жизнь в социальной среде.

Социальная зрелость наступит тогда, когда человек сможет преодолеть все черты характера, которые свойственны детскому мышлению. Незрелость может проявляться и в абсолютно зрелой личности – точнее, некоторые её признаки.

Это не означает деградации развития, напротив, иногда обстоятельства принуждают проявить нетерпимость или же соперничество. А некоторые индивиды обладают азартным характером, что тоже может показать признаки незрелости.

Психология зрелости выявила некоторые моменты развития, которые могут охарактеризовать зрелую личность или же помогут понять, насколько правилен выбранный путь к зрелости. Здесь очень много второстепенных факторов, но мы обратим внимание на основные критерии.

1. Любовь. Только зрелая личность может развить чувство безопасности при повышенной ранимости. Это сложное сочетание чувств содержит риск, который может разбить сердце. Однако только эти чувства в гармонии помогают человеку любить и быть любимым.

2. Реальность. Возможность отличать выдуманное от реального, видеть вещи в их истинном виде, не наделяя собственными качествами. Только зрелая личность сможет признать свои проблемы и разобраться в них – незрелая постарается избежать этого.

3. Отзывчивость. Это качество требует делиться не из расчетливых целей, а для блага остальных. Давать и принимать бывает очень сложно.

4. Положительное восприятие окружающего мира. Принимать все повороты судьбы такими, какие они есть, и уметь их проходить. При этом не просто преодолевать сложности, а становиться сильнее, извлекать жизненные уроки. Видеть причину изменений в себе, а не винить обстоятельства.

5. Конструктивность. Зрелый индивид не будет воспринимать критику враждебно. Он будет искать проблемы, которые можно решить и исправить сложившуюся ситуацию. Для него избавление от недругов означает, что их нужно сделать друзьями. И он достигнет этого путем преодоления неприязни.

6. Расслабление. Полноценная личность не будет никогда испытывать напряженность. Она может в любой момент расслабиться, ведь она сильна и достигнет своего, несмотря на преграды.

Как повзрослеть

Зрелость социальная, психологическая, эмоциональная – это все личностная зрелость. Не стоит дожидаться, пока проявляющийся признак развития подтолкнет в нужную сторону. Зрелую натуру нужно обязательно развивать самостоятельно.

Для этого существует немало методик психологической терапии. Каждая по-своему действенна, и человек должен индивидуально подбирать нужную для себя. Однако существуют и основные шаги к личностному росту, подходящие для любого индивида.

Научиться понимать самого себя, свои желания и улучшать свои качества. Развивать в себе общительность, выходить с людьми на открытые разговоры. Стать социально значимым человеком. Отбросить все эгоистичные мысли. Научиться хотя бы частично сдерживать проявления эгоизма в поведении.

Решить все мелкие проблемы, простить обиды и помириться с окружающими. Завершить все, на что не хватало времени или желания. Избавиться от ненужных вещей, приучить себя к порядку. Порядок должен быть не только в доме, но и в мыслях. И самое главное – найти в своей жизни то, что будет гораздо важнее вас самих, то, ради чего стоит стараться быть лучше.

Психологическая зрелость личности имеет прочную основу из выборов, которые совершает и завершает индивид в своей жизни. Другими словами, зрелая личность – огромный шаг к благополучному будущему. Автор: Людмила Мухачева