Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Бальмонт у чудищ анализ. Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Константин Дмитриевич Бальмонт Дом Бальмонта в селе ГумнищиЗдесь в ночь с 3 на 4 июня 1867 г. родился К.Бальмонт Село было небольшим: старинная усадьба, маленький пруд, несколько изб. Музей Бальмонта в г. Шуя Рядом с усадьбой был тенистый парк Парк любили все, но особенно – маленький рыжеволосый мальчик Он часто бродил по парку пытался разгадать его тайны Однажды в парке «самый верхний листок, затрепетавший на самой высокой липе, толкнул в детской душе творческую основу Стихи плясали в моей душе, как стеклокрылые стрекозы-коромысла,и я сразу мысленно написал с десяток стихов и читал их вслух матери, которая ехала на тройке вместе со мной и которая смотрела на меня после каждого стихотворения восхищенными, такими милыми глазами Бальмонт был одним из самых знаменитых поэтов России начала хх века. Бальмонт написал 35 книг стихов. В «Фейных сказках» родник творчества Бальмонта бьет струей ясной, хрустальной В.БрюсовНикто до сих пор не равен ему в его певучей силе А.Блок 1907 г К. Бальмонт с дочерью Ниной (Ниникой) Посвящение Солнечной Нинике, с светлыми глазками –Этот букетик из тонких былинок.Ты позабавишься Фейными сказками,После блеснешь мне зелеными глазками, -В них не хочу я росинок.Вечер далек, и до вечера встретитсяМного нам, гномы, и страхи, и змеи.Чур, не пугаться, - а если засветятся Слезки, пожалуюсь Фее
Фея в легендах Западной Европы – сверхъестественное существо, волшебница. Легкие и изящные, Они населяют всю природу. Друзья феи ФеяГоворили мне, что Фея,Если даже и богата,Если дарит ей лилеяМного снов и аромата,-Все ж, чтоб в замке приютиться,Нужен ей один листок,Им же может нарядитьсяС головы до ног.Да, иначе быть не может,Потому что все в ней нежно,Ей сама Луна поможет,Ткань паук сплетет прилежно.Так как в мире я не знаюНичего нежнее фей,Ныне Фею выбираюМузою моей. Муза– творческое вдохновение, источник которого представляется обычно в образе женщины, богини ВеселоеИгривоешутливоеМечтательноеТаинственноелирическоеМрачноеЖуткоестрашное Я был в избушке на курьих ножках.Там все как прежде. Сидит Яга.Пищали мыши и рылись в крошках.Старуха злая была строга. Перл (устар.) – жемчуг, жемчужинаЖемчужина (перен.) – сокровище, лучшее украшениеПерл (перен.) – смешное, замечательное слово Стихи не пишутся- случаются,Как чувства или же закат.Душа – слепая соучастница,Не написал – случилось так. А.Вознесенский ТалантвдохновениедушавоображениефантазияПоймать ритмЗнатьзаконы поэзииИспользоватьвыразительные средствамудростьХорошо знать язык
В замке был веселый бал,Музыканты пели. Ветерок в саду качалЛегкие качели.


Приложенные файлы

Учитель русского языка и литературы Рахматулина Рашида Минишеевна.

Учитель музыки Красильникова Мария Борисовна.

г. Семипалатинск

Интегрированный урок по русской словесности и музыки для 5 класса.

Интегрированный урок «Фейная сказка в музыке» по творчеству К. Бальмонта, анализ стихотворений «Фея», « Чары Феи», « У чудищ» .

Цели: Обнаружение фольклорных истоков стихотворений К. Бальмонта;

Закрепление и углубление стиховедческих понятий «рифма», « аллитерация»;

Воспитание эстетических чувств.

«В «Фейных сказках» родник творчества Бальмонта снова бьет струей ясной, хрустальной напевной. Это песни нежные, воздушные, сами создающие свою музыку».

(Учитель литературы) В. Брюсов.

    Опрос домашнего задания:

    • В какие годы жил и творил К. Бальмонт?

      Когда он написал свои первые стихи?

      Назовите основных героев из его детской книжки « Фейные сказки»?

      Назовите художественное средство, которому поэт уделял в своем творчестве особое внимание? /звукопись, аллитерация/

    Слово учителя литературы: Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1910) является одним из самых знаменитых поэтов начала 20 века. Он родился в маленькой скромной деревенской усадьбе, в «красивом милом царстве уюта и тишины». По семейному преданию, предки его по отцу были шотландскими моряками, а по матери - из знаменитого татарского рода, родоначальником которого был князь Белый Лебедь Золотой орды. Этим, видимо, и объясняется интерес пота к другим национальным культурам и любовь к путешествиям.

В детстве будущий поэт слушал русские народные сказки, песни. В 5 лет самостоятельно научился читать и в 10 лет сочинил своё первое стихотворение. Всего же за свою жизнь он написал более 10000 стихотворных строк. И прославился благодаря необычному таланту и трудолюбию. Поэт К.Бальмонт был очень необычным человеком и внешне, и внутренне. Также необычна была и его поэзия. Его стихи переносят нас в мир сказок, фантазий, грёз, загадочных стран. Поэтому он так любил кругосветные путешествия – они были источником его интернационального по содержанию творчества.

Путешествия подтолкнули Бальмонта к созданию детских « Фейных сказок», ведь феи, букашки, комары, мошки и пауки – герои скандинавских, южнославянских фольклорных произведений. В 1905 была напечатана книжка Бальмонта « Фейные сказки», посвященная дочери поэта. Эта книга изящных детских песенок – нежных, воздушных, музыкальных. Их наивность создана во многом благодаря звуковым повторам внутри стихотворной строки- аллитерации. В « Фейных сказках» поэт создал мир феи, где бессмертной жизнью живут её друзья: жучки и светлячки, стрекозы и муравьи, улитки, ромашки и лилии. Поэзия К. Бальмонта всегда была светла и оптимистична. А.Блок писал: « Когда слушаешь Бальмонта - всегда слушаешь весну».

2.Повторение: - Что такое аллитерация? /Повтор согласных звуков внутри стихотворной строчки называется аллитерацией./

(учитель музыки)

    Мне бы хотелось сейчас, чтобы вы прислушались и услышали, что происходит сейчас вокруг нас. Мы слышим какие-то звуки? Скажите мне, какие звуки вокруг себя мы часто слышим? / Пение птиц, гул машин, звуки летящего самолета-поезда и т. д./

    Перечислите звуки, которые мы можем отнести к музыкальным звукам: / пение птиц, пение человека, игра на инструментах и т. д./

    Итак, теперь мы можем сказать, что звуковой мир, окружающий нас, очень многообразен!

    Сегодня на уроке мы будем говорить о стихотворениях К. Бальмонта. Давайте прочитаем эпиграф к уроку. О чем в нем говорится?

    Как вы думаете, в мире сказок существуют ли какие- либо звуки или не существуют? Давайте в этом убедимся.

    А сейчас мы с вами совершим путешествие в мир сказочных звуков./звучит музыка: «Марш Черномора»- средняя часть./

    Что вы почувствовали, услышав эту музыку? /загадочная, таинственная, необычная, сказочная./

    Какие образы у вас возникли?

Анализ музыкальных произведений и стихотворений .

(Учитель музыки )

Звучит музыка « Весна и Осень» Свиридова, одновременно учитель литературы читает стихотворение К. Бальмонта « Фея».

Задание для детей: составить 5 – стишие – Фея.

Анализ музыкального произведения:

    Что вы услышали в музыке?

    Что почувствовали?

    Как вы думаете, соответствует ли музыка названию стихотворения?

    Как в музыке передается образ Феи? /музыка нежная, спокойная, мелодичная, добрая/

    Послушав музыку, услышав стихотворение, попробуйте словесно создать образ самой Феи…

/Показ рисунка, где изображена Фея./

(учитель литературы)

Беседа. – Опишите главную героиню стихотворение.

    В чем состоит её богатство? / Главное качество нежность, богатство – в прекрасных поэтических снах, воздушных творческих фантазиях, которые её образ навевает автору./

    Найдите пары слов, которые рифмуются. Как вы думаете, зачем нужна рифма в поэтическом тексте? / Рифма обозначает соразмерность, созвучие в конце стихотворной строчки.

Фея- милая, богата - аромата, ….- нарядиться, не может – поможет, нежно – прилежно, фей – моей. Аллитерирующие звуки, составляющие слова « нежность» - н, е, ж – как бы растворены во всем тексте, гармонизируют его одной музыкальной темой./

(учитель музыки)

Звучит концертная симфония для арфы из сборника для 5 класса (музыка колдовская, необычная). Учитель литературы читает стихотворение « Чары Феи»

Анализ музыки:

Сравните образы «Феи» и «Чары Феи». Какой инструмент вы услышали в музыке? /арфа/

Что вы себе представляете, слушая эту музыку?

Как звуки арфы характеризуют чары Феи?

(учитель литературы)

    В чем смысл сравнения состояния, настроения человека и мира природы, « зачарованного леса»? / Все: и человек, и лес, и природа - переполнены любовью и нежностью, так как одухотворены присутствием Феи./

    Назовите основные художественные образы стихотворения? /Я – лирический герой, человек, лес, природа./

Звукоцвет: е – светло-зеленый.

Звукоподражание: услышать, как течет река, журчит ручей.

Звукоцвет – светлый, прозрачный, блестящий, переливающийся.

    Сравните два стихотворения «Фея», «Чары феи», какое качество Феи описывается в стихотворении. / Нежность, разнеженные облака жемчужины, нежный луч, лес зачарован, и почему ручью река/.

(учитель музыки)

Звучит музыка « В пещере горного короля», одновременно учитель литературы читает стихотворение « У чудищ».

Анализ музыки: / сравнить с образом Феи/.

    Как звучит музыка?

    Какие музыкальные инструменты вы услышали?

    Как начинается музыка? Тихо или громко?

    Происходит ли кульминация в музыке?

    Какие образы возникают у вас перед глазами?

    Какие цвета вы бы подобрали для этого произведения?

    Сравните музыку « Феи» и « У чудищ».

(учитель литературы)

/ Баба-Яга, Кощей, Змей, избушка на курьих ножках, шапка-невидимка/.

    Что в построении стихотворения общего со сказкой?

/ герой-повествователь встречается со сказочными персонажами/

    Какие звуки чаще всего повторяются в стихотворениях?

/Шипящие, глухие, свистящие, угрожающие звуки. Звукоподражание- пищали мыши и рылись в крошках./

/ чтобы найти жемчугов для песен, т.е. в поисках фольклорных сказочных образов, чудесных персонажей и ситуаций, в поисках вдохновения./

(учитель музыки)

    Вы услышали в нашей сказочной музыке звуки одного инструмента или нескольких?

    С понятием «оркестр» мы с вами знакомы. Это коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах.

Симфонический оркестр включает в себя разные группы инструментов:

1.струнные смычковые.

2.ударные.

3.духовые (деревянные и медные)

Учитель показывает иллюстрации, где изображены оркестр и все инструменты.

Разучивание песни: « Давайте верить в чудо»

1.Исполнение.

2.Обсуждение исполнительских приемов:

Есть ли в песни вступление и заключение?

Сколько в песне куплетов?

Есть ли между куплетами «связка»?

Что составляет запев и припев, вместе взятые? /Куплет/

3.Давайте выделим и обозначим условными значками следующие элементы песни.

-вступление к песне.

-запев.

-припев.

-«Связка» между куплетами.

-заключение.

Рефлексия: - Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Сегодня на уроке, мы с вами совершили путешествие в сказочный мир звуков. Познакомились с творчеством знаменитого поэта России 20 века К.Бальмонтом, с его поэзией, с циклом стихотворений «Фейные сказки». Благодаря музыке, мы раскрыли образы в стихотворениях «Фея», « У чудищ», « Чары Феи». Полностью погрузились в сказочный мир звуков. Познакомились с симфоническим оркестром, с его составом инструментов. При разучивании песни, мы опирались на её элементы и обозначили их.

Вспомнили, что такое аллитерация, звукопись

Весь этот драгоценный материал для строительства мира фантазий и мечты самого К. Бальмонта. Его поэтический мир светел, прекрасен, нежен и совершенно не страшен. Даже его чудища - безобидны, они не могут ничего сделать плохого, ведь это только сказочные грезы.

Домашнее задание: выучить одно из стихотворений, для тех, кто рисует: нарисовать сказочный мир Феи, выучить песню, нарисовать понравившийся образ, составить кроссворд на тему « Симфонический оркестр»

Урок литературы в рамках модуля «Психолигвистические аспекты восприятия и понимания художественного текста»

Подготовила Стегалова Светлана Владимировна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №194

Константин Бальмонт. «У чудищ»

Цель образоват: дать представление о творчестве поэта, обучение идейно-тематическому анализу

Цель развивающая: формировать творческое мышление, развивать речь уч-ся

Воспитательная: воспитывать познавательный интерес

Урок изучения новой темы

комбинированный

Вступительное слово

Тема нашего урока необычна. Разговор будет о сказке, о волшебстве и о тайнах творчества. Сегодня мы будем говорить о поэзии К.Бальмонта, вспомним его детские годы, прочитаем его стихи, вслушаемся в них, они удивительно музыкальны, попробуем увидеть в них чудо и почувствовать красоту русского слова.

Рассказ о детстве поэта и сборнике «Фейные сказки»

Слайд1 Перед нами портрет К. Бальмонта. Поэт очень любил мечтать и часто в мечтах возвращался в детство. Попробуем и мы возвратиться в детство поэта.

Слайд 2 И окажемся в селе Гумнищи, красивом и милом царстве уюта и тишины.

Слайд 3 Здесь в ночь с 3 на 4 июня 1867 в семье Бальмонтов родился третий сын – Константин. Сельцо было небольшим: старый дом, окруженный тенистым садом,

Слайд 4 Несколько изб и

Слайд 5 Небольшой пруд

Слайд 6. Отец поэта – Дмитрий Константинович служил в Г.Шуя, сейчас в этом доме музей Бальмонта, был человек приятный, умный, спокойный. Любил охоту. Его предки были шотландскими моряками. Мать – Вера Николаевна была женщина образованная, энергичная, пользовалась большим авторитетом. Обжала книги, музыку, сама пробовала писать стихи и прозу. Хорошо знала языки. Вера Николаевна чудесно играла на фортепиано, и часто из раскрытого окна лились чарующие звуки музыки.

Слайд 7 Родители оказали на Константина огромное влияние, но не меньшее влияние на него оказала чудесная природа.

Слайд 8 Рядом с усадьбой был тенистый парк.

Слайд 9 Парк любили все, но особенно – маленький рыжеволосый мальчик

Слайд 10 Он часто бродил по парку,

Слайд 11 пытался разгадать его тайны.

Слайд12 И однажды в саду иволга волнующе запела, и самый верхний листок, затрепетавший на самой высокой липе

Слайд 13 Толкнул в детской душе творческую основу, и мальчик сочинил первые стихи. Юному поэту исполнилось 10 лет.

Слайд 14 Позже поэт вспоминал: « Стихи плясали в моей душе, как стеклокрылые стрекозы- коромысла, и я сразу мысленно написал с десяток стихов и читал их вслух моей матери, которая ехала на тройке вместе со мной и которая смотрела на меня после каждого стихотворения восхищенно, такими милыми глазами.

Слайд 15 Вот так из маленького мальчика постепенно вырос поэт К.Бальмонт. он станет самым известным поэтом, напишет 35 книг стихов. Поэт Бальмонт был очень необычным человеком и внешне, и внутренне. Даже прохожие останавливались и долго глядели ему вслед: с бледным лицом, красной как огонь бородкой, зелеными и грустными глазами он походил на заморского принца. Также необычна была его поэзия. Его стихи переносили читателя в мир сказок, грез, загадочных стран.

Слайд 16 В 1905 году он напишет самый замечательный, соединивший фантазию, юмор, завораживающий живыми и трепетными образами, цикл стихотворений «Фейные сказки». Об этих изящных детских песенках – нежных, воздушных, музыкальных – писал Валерий Брюсов. Поэт и современник Бальмонта: « В «Фейных сказках» родник творчества Бальмонта бьем струей ясной, хрустальной» у Бальмонта было тонное чутье к красоте слова. «Солнечной пряжей» называл он свои стихи. А в 1907 году другой великий поэт А.Блок скажет: « Никто до сих пор не равен ему в его певучей силе».

Слайд 17 Книгу стихов «Фейные сказки» Бальмонт посвятил своей тогда четырехлетней дочери Нине, (Нинике), которую любил со всей своей отцовской нежностью. И первое стихотворение посвящение ей.

Посвящение

Солнечной Нинике, с светлыми глазками –

Этот букетик из тонких былинок.

Ты позабавишься Фейными сказками

После блеснешь мне зелеными глазками,-

В них не хочу я росинок.

Вечер далек, и до вечера встретится

Много нам, гномы, и страхи, и змеи.

Чур, не пугаться, - а если засветятся

Слезки, пожалуюсь Фее

Индивидуальное задание

Почему поэт назвал сою книгу «Фейные сказки». Попробуем понять это, узнав, кто такая фея.

Сообщение ученицы

Слайд 19 Фея в легендах Западной Европы – свехъестественное существо, волшебница в виде красивой женщины, иногда с крыльями.

Слайд 20 Легкие и изящные, они населяют всю природу. Время, свободное от плясок и пения, феи проводят за пряжей и ткачеством, изготавливают плащи, ковры, шапки-невидимки.

Слайд 21 Фея способна мгновенно являться и исчезать. У нее есть друзья: стрекозы, жуки, светлячки, ромашки, лилии.

Ученик читает стихотворение «Фея»

Слайд 23 (фея)

Вступительная беседа


  • Ребята, понравилось вам стихотворение? Чем оно замечательно? (ритмичность, музыкальность, представляешь волшебный мир…)

  • Кто такая муза?... слайд 24 .... (в переносном значении творческое вдохновение. Источник его, представляется обычно в образе женщины, богини)

  • Ребята, почему лирический герой стихотворения выбирает ее, фею, своей музой? (все, что связано с поэзией, связано с волшебством, так считает автор)
Анализ стихотворения «У чудищ»

Слайд 25 В цикл «Фейные сказки « входит стихотворение «У чудищ» . это стихотворение мы пока не читали.


  • Как вы думаете, о чем пойдет речь в стихотворении? (о каких-то чудищах, о сказке)

  • А какие сказочные чудища вы знаете? (баб яга, кощей, змей горыныч….)

  • Для чего нужны чудища в сказках? (они создают препятствия главным героям сказок)
Слайд 26 (фильм)

  • Сейчас мы посмотрим маленький фрагмент из сказки «Морозко». Вспомним, какая она, Баба Яга в сказках.

  • А теперь и мы отправимся в гости к чудищам. И для начала попробуем предположить, какое настроение у стихотворения, каково его музыкальное звучание по названию.

  • Слайд 27

  • Работа по слайду. Дети выбирают надпись, объясняют свой выбор, прослушивают муз фрагмент.

  • Слайд 28

  • А теперь я прочитаю вам это стихотворение. Ваша задача, обратить внимание на настроение стихотворения, составить партитуру чтения. (простым карандашом отмечать паузы, логические ударения)

  • Совпадает ли настроение стихотворения с предполагаемым? (в стихотворении звучат какие-то веселые интонации, чувствуется какая-то таинственность)

  • Мастерство поэта проявляется в том, что не только слова, но и звуки несут определенный смысл. Обратите внимание на первое четверостишие, прочитайте его.

  • Слайд 29

  • . Какой звук слышится в нем (ш). так говорят, когда хотят сообщить тайну, шепчут.

  • Возможно ли прочитать стихотворение мрачно? (нет)

  • А почему? (слова какие – то добрые: избушка, яга, смех, герой никого не боится, стянул бусы)

  • Есть ли в стихотворении волшебство? (да, шапка-невидимка. Герой идет в гости к бабе яге, кощею…)

  • Кто герой стихотворения: мальчик, юноша, мужчина?(кручу свой ус)

  • Вспомните портрет поэта. Может это он? Показываю слайд 30

  • Попробуйте представить его характер? (верит в сказки, озорной, ничего не боится, хочет что-то узнать)

  • Почему отправляется к бабе Яге в избушку? (избушка находится на границе двух миров: реального и ирреального, это переход)

  • Знаком ли герой с этим миром? (там всё как прежде)

  • То «стянул» герой у Яги? (две нитки бус)

  • Что это?(тайны)

  • Почему две? (два мира)

  • Предположим, что же хочет узнать герой у чудищ. (тайны реального мира и ирреального, мира поэзии) Для чего идет к кощею? Текст (найти для песен жемчугов)
Слайд 31

  • Что за жемчуга ищет герой? (когда-то давно слово называлось «прел», что означало и жемчуг. Герой ищет красивые слова)

  • Как называется этот прием? (слово используется в переносном значении – метафора).

  • А для чего герой приблизился к змею? (узнать тайны)

  • Так что же это за тайны, которые знают темные силы? (это тайны вдохновения, поэтического мастерства)

  • Вывод: это стихотворение о тайнах поэзии, творчества. Вот так в незатейливом детском стихотворении поэт очень просто говорит о тайнах поэзии, творчества. И опять как бы подчеркивает. Вдохновение, поэзия связаны с волшебством.

  • Слайд 32

  • Прочитаем стихотворение еще раз, постараемся донести главную мысль стихотворения.

  • Давно идет спор, как рождаются стихи: благодаря вдохновению или делаются, как, например, сапоги, глиняная посуда. Нужно иметь талант, способности или достаточно просто научиться, как любому ремеслу?

  • Послушаем, как на этот вопрос отвечает сам поэт?
Слайд 33

  • Читается стихотворение «Как я пишу стихи» (под муз. Шнитке)

  • Стихи появляются как будто сами, герой говорит, что «не сочиняет». И ему вторит другой поэт А.Возненсенский
Слайд 34

Стихи не пишутся – случаются,

Как чувства или же закат.

Душа – слепая соучастница,

Не написал – случилось так.


  • А как вы думаете, легко ли сочинять.(легко писать – поэтом быть трудно)

  • Если вы когда-нибудь пробовали сочинять стихи, то, наверное, задумывались, что необходимо для рождения хорошего стихотв? (вар ответов)
Слайд 35 (букет) Любое хорошее стихотворение подобно красивому букету. Каждый цветок в букете находится на своем месте, и стихотворение получится, если будут……………….. (откр букет)

Проверка домашнего задания


  • Ребята, к сегодняшнему уроку вы получили задание написать четверостишие на заданные рифмы. Я открою вам секрет, дело в том, что рифмы я позаимствовала у К.Бальмонта, и вы сейчас вступите в поэтический поединок с поэтом.

  • Слайд 36 (откр рифмы)

  • Ребята читают свои четверостишия. Я прочитаю свое. выражают мнение, чье произведение понравилось.

  • Слайд 37

  • Открывается слайд с четверостишием Бальмонта.

  • Итоги урока

  • Нам сегодня трудно судить, кто написал лучше. Но для нас самое главное, что для вас тоже приоткрылись тайны творчества. Постарайтесь сохранить в душе желание творческих порывов.

  • На уроке мы узнали много, сегодня звучало много музыки это произведения П И Чайковского, Лядова, Шнитке…это не случайно… как вы думаете, почему? (стихи очень музыкальны)

  • Благодарю за участие в уроке………….

  • Дом задание выучить наизусть понравившееся стихотворение

Тема: РР : Анализ стихотворений К.Д. Бальмонта

(«Осень», «У Чудищ», «Как я пишу стихи» из цикла «Фейные сказки»)

Цель: 1)дать краткий обзор поэзии К. Д. Бальмонта

2)закрепить литературоведческие термины: эпитеты, олицетворение, метафора

3)воспитание чувства красоты, любовь к природе.

Оборудование урока: портрет поэта, музыкальная запись «При лунном свете»

Методические приемы: рассказ учителя, комментарии к прочитанным стихам; постановка вопросов по теме, повторение теорию литературы, индивидуальный подход к личности.

Ход урока.

Эпиграф к уроку:

"Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто до сих пор не равен ему в его певучей силе"

Александр Блок.1907г.

1 Орг. момент . Учитель читает наизусть стихотворение К. Д. Бальмонта «Облачная лестница»

Если хочешь в край войти вечно-золотой,

Облачную лестницу нужно сплести мечтой,

Где во сне бываем мы только иногда

А и спать не нужно нам, лишь возьми росу,

Окропи вечернюю света полосу.

И, скрепивши облачко месячным лучом,

В путь иди, не думая больше ни о чём.

Вот такую волшебную облачную лестницу придумал русский поэт Константин Бальмонт. Она невесома и призрачна, по её ступенькам можно совершить любое путешествие. Облачная лестница открывается тому. Кто умет мечтать. Сам поэт по её ступенькам любил возвращаться в своё детство. Давайте мы тоже попробуем пройти по этой лестнице вслед за поэтом. Где же мы окажемся? Давайте проверим домашнее задание. Вам нужно было подготовить материал о детских годах Константина Бальмонта.

2. Проверка домашнего задания. (наизусть).

Слово учителя. Вот так из маленького мальчика постепенно вырос поэт Константин Бальмонт. Через всю последующую жизнь он пронёс нежную, трепетную любовь к своему «милому раю», где провёл так много счастливых лет.

И, наверное, благодаря сладостным воспоминаниям детства, задушевно и забавно прозвучат написанные в 1905году уже известным поэтом «Фейные сказки»

3.Новая тема. Сегодня мы с вами познакомимся со стихами из книги «Фейные сказки» Эта книга стихов - одна из самых очаровательных в русской поэзии. Она соединяет и фантазию, и юмор, она завораживает живыми и трепетными образами.

А почему книга называется «Фейные сказки»?

Кто такая Фея? В каких сказках встречали?

Словарная работа

Фея (фр. fee , англ. fairy - также faery , faerie , fay , fae ; «маленькие люди», «хорошие люди», «мирные люди», «прекрасные люди» и т. д.) -Образ феи как изысканно-привлекательной, как правило, миниатюрной женщины, сформировался в эпоху расцвета романтизма в западной литературе и получил своё развитие в викторианскую эпоху. В широком смысле под «феями» в западноевропейском фольклоре принято подразумевать всё многообразие родственных мифологических существ, нередко кардинально отличающихся друг от друга и внешностью, и повадками; якобы дружелюбных и приносящих удачу, чаще - лукавых и мстительных, склонных к злым шуткам и похищениям - прежде всего, младенцев.

Послушайте первое стихотворение «Посвящение»

Солнечной Нинике, с светлыми глазами-

Этот букетик из тоненьких былинок.

Ты позабавишься Фейными сказками,

После - блеснёшь мне зелёными глазками,

В них не хочу я росинок.

Вечер далек, и до вечера встретится

Много нам гномы, и страхи, и змеи,

Чур, не путаться, а если засветятся

Слёзки, пожалуюсь Фее.

    Кому же посвятил К.Бальмонт эти сказки? (Нинике – своей маленькой дочке) (показ портрета Ниники)

Давайте прочитаем эти удивительные детские стихи.

4 Работа с книгой. Проведем словарную работу в тетрадях

Чудище – в сказках устрашающее, уродливое существо.

В каких сказках встречается?

Шапка невидимка – в сказках шапка, делающая невидимым того, кто её носит.

В каких сказках встречается?

Пасть - рот зверя, чудища. (Под музыку)

Один ученик читает «У чудищ».

Кто является героем этого стихотворения? (образы русских народных сказок(РНС)- «старуха злая - Яга», «Кощей», «избушка на курьих ножках»)

В каких сказках встречаются? Опишите их.

Нарисуйте устный портрет героя стихотворения. Что о нём и его характере можно узнать из текста. Кто он? С какой целью он навещает чудищ? (Весёлый жизнерадостный, повествует о своих забавных приключениях)

Прочитайте первую строфу. О чём говорится? (1 строфа разворачивает тему русской сказки: избушка на курьих ножках, где «всё как прежде» в значении «как в старой многовековой сказке о Бабе Яге, «Старуха злая была строга»)

Прочитайте вторую строфу. Здесь какие образы появляются?

(Здесь появляется незнакомый, не сказочный образ-образ героя-рассказчика, наверное, он молодой, с усами, красивый и добрый, с хитрющими глазами.)

Перечитайте третью строфу «Найду для песен жемчугов». Как вы понимаете эти строки? О каких песнях и жемчугах идёт речь? Объясните смысл сравнения в этой строке. (Жемчуг- драгоценный камень, привлекающий людей своей красотой) Драгоценно и прекрасно и поэтическое слово, которое добывает поэт для своих «песен»- стихотворений. А «тайны», добытые у Змея, ценны для поэта как материал для его песен. Как называется такое скрытое сравнение? (Метафорой) Что такое метафора?

Возможно, что тайну Золотой рыбки поэт узнал у Змея. Фольклорные образы РНС являлись источником художественного творчества многих поэтов. В. А. Жуковский, А.С. Пушкин, Г Тукай, и другие поэты черпали свое вдохновение из колодцев народной поэзии.

Каким чувством проникнуто стихотворение? Как нужно читать?

Сейчас один из вас прочитает стих вслух. А остальные закрывают глаза, внимательно слушайте и попробуйте представить все то, что описано в стихотворении.

Получилось?

Мы знаем, с каким трепетом относился маленький Константин Бальмонт к окружающей природе. Это трепетное отношение, эту любовь он сохранил навсегда.

Мы говорим, что поэт любил природу. Он описывал в своих стихах разные времена года. Давайте обратимся к стихотворению «Осень»

Словарная работа (таблички)

5. Развитие творческих способностей учащихся

Давайте попробуем вставить пропущенные в тексте стихотворения К. Д. Бальмонта эпитеты и сравнить их с авторскими.


К. Д. Бальмонт «Наряды Феи»

У Феи глазки…(изумрудные)

Все на траву она глядит

На ней наряды дивно-…(чудные)

Опал, топаз и хризолит.

Есть жемчуга из света …(лунного)

Каких не видел взор ничей

Есть поясок покроя... (струнного)

Из ярких солнечных лучей

Ещё ей платье…(подвенечное)

Дал колокольчик…(полевой)

Сулил ей счастье…(бесконечное)

Звонил в цветок свой …(голубой)

Росинка с грезой…(серебристою)

Зажглась…(алмазным) огоньком.

А ландыш свечкою…(душистою)

Горел на свадьбе светлячком.

Вы видите, сколько в нём понадобилось времени, фантазии, умения, чтобы подобрать эпитеты. А вот о том, как легко рождались строки у самого поэта, можно узнать, прочитав стихотворение «Как я пишу стихи» (чтение стиха)

Чем будет отличаться настроение? С каким чувством прочтете первую и вторую части стихотворения? Какие слова в них видите, чтобы показать рождение «внезапной строки» -поэтического вдохновения?(Живая радость поэтического вдохновения)

Почему между частями стихотворения должна быть большая пауза? Какую роль играет внутри стиховая пауза последнего стиха? («И, право, никогда не сочиняю»)

Прислушайтесь к звучанию первой строфы. Какие звуки встречаются в ней чаще всего и что они передают? (о,а,а,а,о,а,а.) Это ассонансная основа

(п,тс, ст, ст, тр, рт,тс)-аллитерация. Звукопись стихотворения волнующая, беспокойная, динамичная.

Как прочитаете заключительные две строки с повышением или понижением голоса? Почему?

Что есть поэзия-вдохновение или труд? (это сознательный труд в высшем значении этого слова труд).

Ребята, сегодня мы с вами познакомились стихами из сборника «Фейные сказки». А почему общее их название «Фейные сказки»? (В своих стихах Бальмонт очень много использовал персонажей, образ Феи. А мы знаем, что во многих сказках присутствует добрая Фея. И эта Фея появлялась и исчезла, озаряя и вдохновляя его к написанию стихов).

7.Дома.1.Сделать иллюстрации к понравившимся стихам поэта.

Написать несколько предложений с использованием образных средств языка и словарных слов.

Попробовать сочинить стих о зиме, используя метафоры, чувствуя себя юным Бальмонтом.

Задание №1 . Каждый ряд, работая со своими стихотворениями в течение 10 минут, составляет «карту». Образец записи.(Левый столбик пустой)

Примерный вариант.

О нарядах

Стать Музой

При помощи живой и неживой природы

Через что? (ср-ва выразительности)

Олицетворений, метафор, эпитетов

Задачи для редакций:

    Оформить макет обложки будущей книги, форзац, титульный лист.

    Написать аннотацию.

К.Д.Бальмонт. У чудищ.

Цель : Формирование представления о поэзии, как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.

Задачи :

1. Познакомить с понятием символизма в поэзии.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

3. Воспитывать бережное отношение к слову, уважение чужой точки зрения.

Предметные: Различать стихотворения К. Бальмонта по темам, интонационному рисунку. Пользоваться терминами «рифма», «строфа», «олицетворение», комментировать заголовок.

Выделять особенности «сказочных» стихов - определять тему, интонационный рисунок, роль автора-рассказ­чика.

Личностные:

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные:

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Познавательные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

Коммуникативные:

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог.

Ход урока

I .Орг.момент

II . Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы с вами познакомились со стихотворением К.Д.Бальмонта "Камыши". Хочется услышать его еще раз

III . Работа над новым произведением

    Вводная беседа

Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Константина Дмитриевича Бальмонта

– Мы отправляемся в чудесный, загадочный мир волшебной сказки. В волшебной сказке совершаются самые невероятные чудеса и превращения.

– Но мы не можем отправиться в путешествие, пока не вспомним, что отличает волшебную сказку от других сказок.

ВОЛШЕБНЫЕ ГЕРОИ (Жар-птица, Баба-Яга).

ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ (золотое яблоко, скатерть-самобранка, клубок, шапка-невидимка).

ВОЛШЕБНЫЕ ПОМОЩНИКИ (Сивка-Бурка, Кот, Мышка). /

– Элементы волшебной сказки вы знаете. Но прежде, чем отправляться, давайте вспомним, что волшебные сказки пришли к нам из глубокой древности, когда человек верил, что природа – это живое существо, всюду находил разум и чувства. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались загадочные разговоры, которые вели между собой деревья, в теске сломанной ветки он узнавал боль.

Только люди с доброй душой и чутким сердцем сохранили такое отношение к миру. Мы называем их поэтами.

Как вы понимаете слова: «Поэт во всем видит тайну, угадывает душу»?

Ответ : Видит то, что нельзя увидеть глазами, во всем видит живое, олицетворяет природу.

3. Сообщение нового материала

– Сто лет назад в России читали стихи К.Д. Бальмонта. Он был едва ли не самым знаменитым поэтом того времени. / Портрет.

Бальмонт родился в небогатой дворянской семье. Настоящая фамилия его деда была Баламут, который решил облагородить ее на французский манер. Отец поэта Дмитрий Бальмонт был добрый человек. Он научил сына видеть красоту русской природы. А благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. Поэтому не удивительно, что в 10 лет Бальмонт начал писать стихи, а когда вырос, стал знаменитым поэтом.

4. Постановка проблемного вопроса

Произведение, к которому мы сегодня обратимся, называется «У чудищ».

– Как вы думаете, почему оно называется именно так?

– Кто такие чудища?

– Назовите близкие слова.

– Каких вы знаете чудищ?

– Каким должен быть человек, чтобы оказаться у чудищ?

5. Первичное чтение

– Какую вы представили картину?

– Что вам понравилось, а что нет в поведении героя?

Физ. минутка

Герой приглашает нас отправиться вслед за ним.

Давайте закроем глазки. Представим, что идем по сказочному лесу, что шепчут деревья, под ногами ласково шелестит трава. Вперед бежит узкая тропинка и так зовет нас за собой. Мы идем по ней, прислушиваясь к лесным звукам, щебетанию птиц. Нам очень интересно. Что ждет нас впереди? И вот на светлой поляне стоит необычная избушка, тихонько поскрипывает приоткрытая дверь, как бы приглашая нас войти.

Чтение про себя

А сейчас, прочитайте про себя и обратите внимание на то, как меняются чувства героя и подберите ту интонацию и силу голоса, с которой будете читать.

6. Вторичное чтение и литературоведческий анализ

Почитаем вместе и поразмышляем над тем, что же произошло с нашим героем, и попутешествуем по дорогам сказки вместе с ним.

– Прочитаем первую строфу.

– У кого побывал наш герой?

Давайте представим (нарисуем) словесный портрет Бабы-Яги. / Картинка с изображением Бабы-Яги.

Представим, в какой избушке она живет.

Баба-Яга – героиня многих сказок. Ее образ дошел до нас из далекой старины. Когда она была хранительницей очага. С виду злая старушка с горбом на спине. Когда посмотришь в ее глаза, они кажутся злыми, но когда приглядишься к ним, то можно заметить, что ее сердце наполнено не только злом, но и добром.

– Из каких слов первой строки можно понять, что Баба-Яга не такая уж и злая?

– Что необычного в домике, в котором она живее?

– Кто знает, что собой символизирует избушка Бабы-Яги в русских волшебных сказках? (Переход в другой мир. Избушка Бабы-Яги находится на границе нашего мира и ирреального).

– Как вы думаете, наш герой бывал в гостях у Бабы-Яги раньше?

– Какие строчки это доказываю?

Там всё, как прежде.

Т.е. получается, наш герой бывал там не раз, и он проверяет, изменилось ли там что-нибудь.

– Как вы думаете, а зачем он туда вернулся?

Об этом мы узнаем, прочитав вторую строфу.

– Как вы думаете, испугался наш герой гнева Бабы-Яги?

– Почему он не испугался, что разозлил Бабу-Ягу? (Был в шапке-невидимке).

Смелый, с улыбкой встречает препятствия на своем пути. У него веселый нрав.

– Какие слова поддерживаю веселый нрав героя? «Стянул».

– Какие слова можно употребить вместо этого слова?

– А почему автор выбрал именно это слово? (Это слово указывает, что он сделал это не в корыстных целях. Оно наиболее полно помогает нам представить картину происходящего. А если мы заменим его другим словом, герои предстанут перед нами в другом обличии).

– Что же за бусы стянул наш герой, что разгневал ведьму? Не случайно автор употребил именно это слово.

– Что значит «ведьма»? (Ведает, знает все секреты).

– Как называется этот прием в литературе?

– А почему именно две нитки бус?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить, где живет Баба-Яга.

– А где находится ее дом? (На границе двух миров).

– Значит, она знает секреты нашего и ирреального мира?

Наш герой разведал секреты ведьмы и «скрылся в дымке».

– Как вы понимаете это выражение? (Исчез, сбежал, растворился).

– Раз он сбежал, можно ли лирического героя назвать хулиганом?

– А может он поэт и хочет открыть людям тайны?

Прочитайте последнюю строчку в этой строфе.

– Почему он радуется? (Он неутомим, радуется предстоящим новым приключениям).

К кому же мы теперь отправимся вместе с героем?

Прочитайте третью строфу.

– Кто такой Кащей? / Изображение Кащея.

– Каким он является нам в сказках?

– Почему его называют бессмертным? (Он – владыка сказочного ирреального мира).

В древности его называли Коша . Есть несколько предположений происхождения этого слова.

1. Кость – худой, костлявый (почему) ?

2. Коша – слуга.

3. Коша – господин.

– Что хочет найти наш герой у Кащея?

– Что значит «жемчугов для песен»?

– Из чего состоят песни? (Из слов) .

– Простые ли это слова?

Жемчуга в старину называли «перл», как нечто замечательное и прекрасное.

Как жемчуга являются драгоценными камнями, так и слов из песни не выбросишь. Они незаменимы и прекрасны. Такие слова дороже всяких сокровищ для настоящего поэта.

– К кому еще отправимся мы вместе с героем. Прочитайте.

– Как называли змея в сказках?

ГОРЫНЫЧ / Изображение Змея Горыныча.

– От какого слова произошло это слово?

Это указывает на связь не с горами, а с верхом вообще, т.е. обитающие наверху. Слово «гора» в древности имело значение «лес». В представлении народа связан со стихией огня, поэтому его изображали огнедышащим.

– Зачем наш герой приблизился к самой пасти Змея, ведь это опасно?

– А зачем ему нужно узнать тайны?

Русские народные сказки хранят много тайн, дошедших до нас из глубины веков и узнать их не каждому дано.

– А наш герой сумел это сделать?

– Какими же качествами нужно обладать для этого?

Давайте составим словесный портрет героя.

Перед нами несколько качеств личности, выберите нужное и обоснуйте свой ответ.

  • отважный

    фантазер

– Кто прочитает это произведение, передав все чувства и переживания автора?

7. Чтение стихотворения

8. Обобщающая беседа

Итак, о чем идет речь в стихотворении? (О добре, зле и смелости).

Что своим произведением хотел сказать поэт?

Вот мы и закончили наше путешествие. Ответьте мне на вопрос:

– Каким должен быть человек, чтобы ему открыли все тайны прошлого, дошедшие до нас в сказках?

9. Итог урока

– Какие тайны мы узнали, идя по дорогам сказки?