Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел. Библейские мотивы в русской литературе

2)Написано в 1831 году, юный,16-ти летний поэт посвятил стихотворение памяти матери-Марии Михайловне,которую он потерял в три года. Колыбельная,которую пела поэту мать,навеяла написание стихотворения,поэтому оно очень напевно и легко ложится на музыку.Поводом для написания послужил замысел поэмы "Демон",автор противопоставил будущую поэму образу херувима.

3)Тема стихотворения:Рождение человека,одиночество и вера Богу.

Душа падает в мир,рождается человек,но его не понимают,людям чужд райский язык.Одиночество поэта-изгнание и непонимание людьми.Вера Всевышнему есть только у Ангела,он верит и славит Бога.Его песнь-призыв о спасении,но его не слышат люди,поэтому по ночам Ангел приносит души,они как посланники Бога,которые продолжат идеи Ангела.

Идея:показать миссию поэта-пророка,который должен нести слово Божье людям,но обречён на непонимание людей и страдания.

Главная мысль:Поэт может быть отвергнут людьми и обречён на непонимание,изгнание,но его слова останутся навечно в сердцах людей,как и память о нем,несущим светлую песню.

4)Автор использует красочные эпитеты,который создают особую атмосферу происходящего,создают нежный и чистый образ Ангела,новой души,помнящей песнь:тихая песня,святая песня, безгрешные духи,непритворная хвала,душа младая,великий Бог,желание чудное,скучные песни земли,звуки небес.

Олицетворения оживляют душу,мир природы:месяц, звезды, и тучи внимали песне;звук песни остался - без слов, но живой;душа томилась.

Противопоставление неба и земли,ира людей и небес:антитеза небо- земля,скучные-святые,звук песни -без слов,но живой.Инверсия-нарушение порядка слов,автор привлекает внимание к главному слову.Анафора,повторение звуков" И тихую...И месяц,И долго,И звуков..",автор подчёркивает бесконечность души,временность пребывания на земле и логически завершает произведение.

Романтизм Лермонтова ярко выражен в этом стихотворении. Лирический герой оторван от мира,вымышленный мир и мифические персонажи.Душа страдает,одиночество и противопоставление обществу-все признаки романтизма.Элегия,с возвышенной атмосферой стихотворения.

5)Стихотворение написано четырёхстопным и трёхстопным амфибрахием.Амфибрахий-это трёхсложная стропа с ударением на средний слог,короткий трёхстопный,средний-четырёхстопный. Чередование короткого и среднего размера строф делают произведение музыкальным,напевным.

Стихотворение состоит из четырех четверостиший,поделённых по смыслу и продолжающих друг друга.В первой строфе - образ небес, вторая строфа -смысл песни,третья -описание будущей жизни. Последняя строфа-придаёт возвышенность и покой стихотворению, логически завершает произведение,делает вывод.В ней заключена нерешаемая проблема-томится на земле и тосковать по звукам неба.

Композиция четверостиший-рифма парная,мужская.Каждая строфа несёт законченный смысл и дополняет основную мысль.Развитие смысла идёт постепенно,из первого вытекает второе,смысл строф сопоставлен.

7)Образ лирического героя-это Ангел Хранитель.Ангел несёт веру,вдохновляет людей песней.Автор говорит об Ангеле в третьем лице,ведя повествование от своего имени.Ангел противопоставлен скучному миру людей,небеса-земле.

Читать стих «Ангел» Лермонтова Михаила Юрьевича стоит как детям, так и взрослым. Это лирическое произведение заставляет читателей задумываться о Боге, о душе, о жизни на земле, а также о том, что ждет нас после смерти. Стихотворение читается очень легко. По звучанию оно напоминает колыбельную. Многие литературоведы проводят аналогию между ним и песней, которую маленькому поэту пела его мама на ночь. Хоть слова в них и отличаются, но вот тональность одинаковая. Возможно, это произведение и было написано, как детское воспоминание Михаила Юрьевича о матери.

Текст стихотворения Лермонтова «Ангел» был создан в 1831. Это одно из самых ранних произведений поэта. Опубликовано же оно было только спустя 8 лет после его написания. Высший свет с ним познакомился в «Одесском альманахе на 1840 год». Стих был подписан именем поэта. Примечательно то, что «Ангел» - это единственное юношеское произведение, которое было опубликовано при жизни Михаила Юрьевича под его именем. Все остальные стихи, написанные им в том возрасте, стали известны, как творения Лермонтова только после его смерти. В стихотворение «Ангел» Михаил Юрьевич рассказывает читателям о том, как душа попадает в тело еще нерожденного младенца. Он пишет, что именно ангел ее доставляет на землю. Сначала в стихах он летит по небу и поет ей тихую песенку. Ангел в ней славит Бога и его царство. Он поет о том, что малышу многое предстоит пережить, что в его жизни будет много трудностей, что он может неоднократно разочароваться в чем-то. Однако же он говорит и о том, что так будет не всегда. В конце концов, его будет ждать рай. Лермонтов противопоставляет в своем стихотворении жизнь на земле и жизнь на небе. Начинает он с последнего. Для него небесная жизнь представляется чем-то возвышенным. Заканчивает же стихи Михаил Юрьевич словом «земля». Для поэта жизнь на ней является низменной. При анализе этого стихотворения стоит обратить внимание на то, что поэт неоднократно использует такие литературные приемы, как аллитерация и ассонанс. Так, он пытается сделать произведение мелодичным и легким.

Стих «Ангел» Михаила Юрьевича изучается в 7 классе на уроке литературы. Нередко это произведение Лермонтова преподаватели задают учить детям на дом. На нашем сайте стихотворение можно скачать абсолютно бесплатно на телефон, планшет или любой другой гаджет. Также его можно полностью прочитать у нас в режиме «онлайн».

По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

«Ангел» Михаил Лермонтов

По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел»

Стихотворение «Ангел» относится к раннему периоду творчества Михаила Лермонтова. Оно было написано в 1831 году, когда юному поэту едва минуло 16 лет. В основу этого произведения легла детская колыбельная, которую автор часто слышал от матери. Однако у полузабытой песни поэт позаимствовал лишь размер, полностью изменив ее содержание.

«Ангел» — эпическое и очень романтичное произведение , которое состоит из четырех четверостиший. Повествует оно о рождении нового человека, душу которого несет ангел, чтобы воссоединить ее с телом еще до того, как ребенок появится на свет. Во время этого загадочного ночного путешествия ангел поет удивительную по красоте песню, в которой восхваляет достоинства праведной жизни и обещает пока еще безгрешной душе младенца вечный рай. Однако реалии земной жизни весьма далеки от небесного блаженства, ребенку с детства предстоит столкнуться с болью и унижениями, печалью и слезами. Но отзвук волшебной песни ангела навсегда остался в душе человека, и он пронес через всю свою долгую жизнь.

Стихотворение «Ангел» отличается особой мелодичностью и нежностью. Этого эффекта Михаилу Лермонтову удалось добиться за счет тщательного подбора слов, в которых преобладают мягкие шипящие и свистящие звуки . Они являются великолепным фоновым сопровождением, создавая эффект колебания воздуха во время полета ангела и подчеркивая удивительное изящество исполняемой им песни. При этом о ее содержании читатель догадывается лишь в общих чертах, понимая, что она является гимном божественному миру, в который суждено попасть лишь по-настоящему чистым и безгрешным людям. Неудивительно, что душа человека, которой была адресована эта песня, всю свою жизнь «томилась, предчувствием чудным полна», а земные песни казались ей скучными.

Используя противопоставление небесной и земной жизни , Михаил Лермонтов сумел добиться удивительной контрастности, которая, тем не менее, отличается мягкостью и легкостью. Однако в самом стихотворении очень четко проведена грань между двумя мирами, которые пересекаются между собой лишь во время рождения и смерти человека. Если рассматривать это произведение с философской точки зрения, то становится очевидным, что юный Лермонтов – идеалист. Он убежден, что человек приходит в этот мир для того, чтобы страдать, и этим очищает собственную душу. Только в этом случае она может вернуться туда, откуда принес ее ангел, обретя вечный покой. И для того, чтобы человек стремился жить по Божьим законам, в его душе, словно чарующее наваждение, остается воспоминание о песни ангела, которое дарит ему ощущение радости и бесконечности бытия.

Примечательно, что стихотворение «Ангел» начинается со слова «небо» , которое отождествляется с чем-то божественным и возвышенным, а заканчивается словом «земля», символизирующим не только бренность существования, но и завершение человеческой жизни. При этом своеобразный рефрен в виде последней строчки каждого четверостишья словно бы напоминает о том, что пребывание человека на земле в телесной оболочке – лишь временное явление, и к смерти нужно относиться с легкостью, без страха и печали. Ведь жизнь души вечна, и изменить подобный порядок вещей никто не в состоянии. Здесь же прослеживается едва уловимое сравнение с колыбельной, пение которой малышам является незыблемым ритуалом, который своей цикличностью напоминает процесс совершенствования души. Однако даже самая волнующая и нежная колыбельная не в состоянии по красоте соперничать с песней ангела, являясь ее бледной копией и напоминанием о том, что рай все же существует.

  • Расширить знания о творчестве М.Ю.Лермонтова, помочь учащимся понять образ Демона в творчестве поэта, в искусстве.
  • обучение
интерпретации поэтического текста;
  • развитие
  • навыка вдумчивого, внимательного чтения; эстетического, интеллектуального и творческого начала учащихся;
  • воспитание
  • нравственно - духовных ценностей.

    Оборудование:

    • портреты М.Ю.Лермонтова и М.А.Врубеля;
    • иллюстрации картин М.А.Врубеля «Демон поверженный», «Демон сидящий»;
    • текст поэмы «Демон» (разные издания, варианты);
    • стихотворения «Мой демон» (1829г.), «Молитва» (Не обвиняй меня, всесильный…) (1829г.), «Я не для ангелов и рая…» (1831г.), «Ангел» (1831г.);
    • аудиозапись: Р.Вагнер «Полет Валькирий».

    О вещая душа моя,
    О сердце, полное тревоги!
    О, как ты бьешься на пороге
    Как бы двойного бытия!
    Ф.И.Тютчев

    I. Вступление

    – Есть образы в мировом искусстве, волнующие умы людей на протяжении многих веков. Со временем они меняются, но не исчезают. Все новые и новые поколения поэтов, художников, композиторов обращается к ним, чтобы разгадать тайну и сказать свое слово. Демон – один из таких образов.

    II. Вхождение в урок

    Звучит музыка Вагнера «Полет Валькирий».

    – Какие ассоциации у вас вызывает слово «демон»? Запишите. Прочтите вслух. Выделите общее.

    – В творчестве М.Ю.Лермонтова, кроме известных тем поэта и поэзии, Родины, природы, любви, рано появляются мотивы одиночества, страдания, изгнанничества, земли и неба, борьбы и протеста, поиска гармонии в отношениях с окружающим миром.

    Работа в группах

    – Предлагаю вашему вниманию 4 стихотворения М.Ю.Лермонтова:

    «Мой демон» (1829г.), «Молитва» (Не обвиняй меня, всесильный…) (1829г.), «Я не для ангелов и рая…» (1831г.), «Ангел» (1831г.).

    – Над каждым из них интересно поразмышлять. Выберите себе одно. Объединитесь в группы те, кто выбрал одинаковые стихотворения. Запишите (кратко), что можно сказать о выбранном вами стихотворении. (Выписываются отдельные слова, словосочетания, делаются выводы о том, каким увидели лирического героя в этих стихотворениях).

    Выступают группы, говорят о своих наблюдениях. Задача остальных – записать отдельные мысли, которые помогут высказать свое мнение об услышанном.

    Например:

    «Мой демон» (1829г.)

    унылый и мрачный
    зло – его стихия и т. д.

    «Молитва» (Не обвиняй меня, всесильный…) (1829г.)

    всесильный – бог
    я – грешник
    теснота мира и т. д.

    «Я не для ангелов и рая…» (1831г.)

    я – чужой для мира (земли) и небес
    я – зла избранник и т. д.

    «Ангел» (1831г.)

    соединение души с телом
    разочарование души на земле – печальные песни и т. д.

    Вывод: образ демона настолько захватывает Лермонтова, что проходит через все творчество, начиная с раннего стихотворения «Мой демон» (1829г.) и заканчивая поэмой «Демон». Изучая поэзию Лермонтова, проникаем во внутренний мир поэта. Мир, полный противоречий, страданий, борьбы между «ангельским прекрасным» и «демоническим мятежным» и т. д.

    Проблема урока: Итак, что же хотел сказать М.Ю.Лермонтов поэмой «Демон»?

    III. Анализ поэмы

    Сообщение учеников о поэме «Демон»

    1. Поэму М.Ю.Лермонтов начал писать еще в 14-летнем возрасте, во время пребывания в пансионе. В 1829г. уже был намечен сюжет, главное содержание которого – борьба демона с ангелом, влюбленным в смертную девушку. Этот первый набросок содержал 92 стиха и прозаическое изложение содержания. На протяжении последующих 10 лет были созданы еще 7 редакций поэмы, отличающиеся друг от друга и сюжетом, и степенью поэтического мастерства. Несмотря на многочисленные переделки, первая строка (Печальный Демон – дух изгнанья), возникшая в 1829г., сохранилась и в последнем, 8–м, варианте. Основой сюжета остался миф о падшем ангеле, восставшем против бога.

    2. Возможно, что именно пушкинский «Ангел» (1827г.) навел Лермонтова на замысел поэмы о Демоне, разочаровавшемся во зле и потянувшемся к добру. У Пушкина читаем:

    В дверях эдема ангел нежный
    Главой поникшею сиял,
    А демон мрачный и мятежный
    Над адской бездною летал.
    Дух отрицанья, дух сомненья
    На духа чистого взирал
    И жар невольный умиленья
    Впервые смутно познавал.
    «Прости, – он рек, – тебя я видел,
    И ты недаром мне сиял:
    Не все я в мире ненавидел,
    Не все я в мире презирал».

    3. Традиционно говорят о западноевропейских корнях «Демона». Исследователи единодушно ведут «родословную» героя от библейского мифа о падшем ангеле, восставшем против Бога. Известны были Лермонтову и многочисленные литературные воплощения этого библейского сюжета: «Потерянный рай» Мильтона, «Фауст» Гете, «Каин» Байрона и др.

    4. В 1837г. поэт был сослан на Кавказ, в действующую армию. В отношении к горским народам появились нотки зрелой оценки, но восхищение и очарованность природой и нравами Кавказа остались. Они окрасили и поэтическое повествование, и образ лирического героя, и возвышенные тона, тем более что впечатление наложилось на интерес к романтизму, на стремление охарактеризовать героя как исключительную личность. Многие исследователи обнаруживают «предков» Демона среди персонажей кавказских легенд.

    5.Не менее интересной и значимой (но менее известной!) является восточная составляющая образа Демона: можно найти параллели между лермонтовским героем и одним из персонажей Корана – сатаной (Иблисом). Лермонтов знал Коран, читал его русский перевод и вполне мог использовать один из его сюжетов в своем творчестве.

    Работа над образом главного героя

    – Каким вы увидели Демона в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»? Найдите описание характера, поступков героя; выберите все «за» и «против», относящиеся к характеристике Демона. Заполните таблицу (можно предложить выполнить это задание в парах, группах).

    – Можем ли мы сказать, больше положительного или отрицательного начала, добра или зла, ангельского или сатанинского заложено в характере, поступках героя?

    Вывод: в основе образа – противоречие, конфликт между добром и злом. Понятия добра и зла не абсолютны, порой пересекаются одно в другом в разных обстоятельствах.

    – Докажите выше изложенную мысль примерами текста.

    1. Демон увидел Тамару, влюбился, но это великое чувство повлекло за собой гибель жениха Тамары:

    И вновь постигнул он святыню
    Любви, добра и красоты!...

    Его коварною мечтою
    Лукавый Демон возмущал:…

    2. Постигнув тоску любви, Демон плачет, но вместо очистительной слезы течет горючая слеза:

    Тоску любви, ее волненье
    Постигнул Демон в первый раз…

    Насквозь прожженный виден камень
    Слезою жаркою, как пламень,
    Нечеловеческой слезой!.. и др.

    – Как относится Демон к миру, к красоте природы? Приведите примеры из текста.

    1. Природы блеск не возбудил
    В груди изгнанника бесплодной
    Ни новых чувств, ни новых сил;
    И все, что пред собой он видел,
    Он презирал иль ненавидел.

    2. И дик и чуден был вокруг
    Весь божий мир; но гордый дух
    Презрительным окинул оком
    Творенье бога своего.
    И на челе его высоком
    Не отразилось ничего.

    Вывод: Демон испытывает презрение, ненависть к тому, что видит вокруг.

    Образ Тамары (работа по группам )

    1 группа портретная характеристика:

    И ни единый царь земной
    Не целовал такого ока…
    …фонтан…своей жемчужною росою
    Не омывал подобный стан!...
    …рука земная…таких волос не расплела;…

    И влажный взор ее блестит
    Из-под завистливой ресницы;
    То черной бровью поведет… и др.

    Вывод: Тамара – воплощение жизни и красоты. По отношению к героине применяется эпитет «божественная», который не только характеризует ее очаровательную внешность, но и противопоставляет княжну главному герою, изгнанному из рая.

    2 группа – судьба героини:

    Увы! заутра ожидала
    Ее, наследницу Гудала,
    Свободы резвую дитя,
    Судьба печальная рабыни,
    Отчизна, чуждая поныне,
    И незнакомая семья.

    А мне не быть ничьей женой!
    Я гибну, сжалься надо мной!
    Отдай в священную обитель
    Дочь безрассудную свою… и др.

    Вывод: будущее Тамары не безоблачно, она станет женой-рабыней, войдет в чужую семью, «темнило светлые черты» ожидание уз, плена, потеря свободы. После смерти жениха Тамара «безрассудна», ее разум не может осознать происходящего, она плачет и умоляет отца отдать ее в монастырь, чтобы там обрести покой.

    – Есть что-то тайно-скрытое в повествовании, автор не все рассказывает читателю, читатель вынужден томиться вместе с героиней поэмы. Тем самым Лермонтов готовит нас к новому витку в развитии действия.

    Любовь героев

    – Опишите состояние Демона, увидевшего Тамару.

    Демон, «прикованный незримой силой», поражен красотой Тамары, он «на мгновенье неизъяснимое волненье в себе почувствовал», «в нем чувство вдруг заговорило» и др.

    – Только ли красота, молодость Тамары привлекли Демона? Разве мало красивых девушек видел герой, летая над землей? Может быть, есть между ними что-то общее? Подтвердите словами текста.

    Тамара олицетворяет для героя молодость, красоту, добро. Демон давно «отверженный блуждал в пустыни мира без приюта» и теперь видит в Тамаре родную душу – ищущую, сомневающуюся, жаждущую познания.

    Тамара ждет встречи с Демоном, слушает его речи, обращенные к ней одной и никому больше не понятные:

    Ей часто слышалася речь.
    Под сводом сумрачного храма
    Знакомый образ иногда
    Скользил…Манил и звал он…но – куда?...

    Тоской и трепетом полна,
    Тамара часто у окна
    Сидит в раздумье одиноком…

    Все чувства в ней кипели вдруг;
    Душа рвала свои оковы! и др.

    Каким размером написана поэма? Почему в XV главе I части меняется стихотворный размер поэмы? (По материалам домашнего задания).

    Лермонтов писал поэму четырехстопным ямбом с разнообразной рифмовкой, помогающей показать всю красоту мира, а в XV главе I части ямб заменил на четырехстопный хорей (убыстрение речи): любовь освещает дни героя, все меняет в словах, в обращениях к героине слышится призыв изменить ее жизнь…

    …Будь к земному без участья
    И беспечна, как они!

    – Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару?

    Демон надеется, что через любовь к Тамаре он сможет вновь прикоснуться к мировой гармонии:

    Меня добру и небесам
    Ты возвратить могла бы словом
    Твоей любви святым покровом
    Одетый, я предстал бы там,
    Как новый ангел в блеске новом…
    Демон даже дает клятву Тамаре, что:
    Отныне яд коварной лести
    Ничей уж не встревожит ум;

    – Какой стилистический прием, помогающий вселить веру в слова Демона, предать им вес, использует автор?

    Клянусь я первым днем творенья,
    Клянусь его последним днем,…

    Я отрекся от старой мести,
    Я отрекся от гордых дум;…

    Хочу я с небом примириться,
    Хочу любить, хочу молиться,…

    – Что обещает Демон дать Тамаре взамен ее любви к нему?

    И вечность дам тебе за миг;…
    И будешь ты царица мира,
    Подруга первая моя;…

    Я дам тебе все, все земное –
    Люби меня!.. и др.

    Проблемные вопросы (можно дать как творческое задание или провести дискуссию ):

    1. Может ли Демон обрести гармонию? Почему?

    2. Почему Бог прощает Тамару, а ее душа попадает в рай?

    1. Любовь Демона эгоистична. Вместо того чтобы очистить свою душу, он готов погубить бушу Тамары. Так не поступают влюбленные. В любви он не радовался, а торжествовал, испытывал чувство личного превосходства. Чиста жертвенная любовь, а чем жертвует Демон?

    Люби меня!..
    ………………………….
    Могучий взор смотрел ей в очи!
    Он жег ее.
    ………………………….
    Увы! злой дух торжествовал!
    ………………………….
    «Она моя! – сказал он грозно, – и др.

    Гордость, этот смертный грех, всегда посягающий на святыню, – вот причина поражения Демона, вот источник его страданий. Приобщение к гармонии благодаря любви к земной женщине и ценой ее гибели не осуществилось. Злое начало вновь проступило в Демоне:

    И проклял Демон побежденный
    Мечты безумные свои…

    2. Душу Тамары уносит ангел – хранитель. Именно он спасает ее для рая. Душа усопшей Тамары еще полна сомнений, на ней запечатлен «след проступка», который смывает слезами ангел:

    …И сладкой речью упованья
    Ее сомненья разгонял,
    И след проступка и страданья
    С нее слезами он смывал.

    Это Бог послал испытание Тамаре. Приняв злое начало, внушенное Демоном, героиня жертвует собой, защищая вечные ценности: Добро, Мир, Красоту, Любовь. Поэтому она достойна прощения. Прощенная, Тамара попадает в рай, куда для героя доступ закрыт:

    …И вновь остался он, надменный.
    Один, как прежде, во вселенной
    Без упованья и любви!...

    Итог урока

    Что же хотел сказать М.Ю. Лермонтов поэмой «Демон»? И почему образ Демона проходит через все творчество автора?

    Демон появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя…

    Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой.

    В нем сливаются два начала, и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу:

    То не был ада дух ужасный,
    Порочный мученик – о нет!
    Он был похож на вечер ясный:
    Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!...

    Суть героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон.

    М.Ю.Лермонтова отличает двоемирие, трагическое понимание пропасти между земным и небесным, телесным и духовным, реальным и идеальным. Единственным, узеньким, шатким, но нерушимым мостиком через эту бездну остается душа человека. Душа, вечно балансирующая на грани «двойного бытия», как сказал Ф.И. Тютчев:

    О вещая душа моя,
    О сердце, полное тревоги!
    О, как ты бьешься на пороге
    Как бы двойного бытия!

    Домашнее задание

    Демоны близки духовному миру своих авторов. М.А.Врубель, иллюстрации картин которого вы видите, как и М.Ю.Лермонтов, рано почувствовал свою избранность. М.А.Врубель никогда бы не написал своего «Демона», если бы образ не был частью самого художника. Что вы можете сказать об авторе картин? Что связывает «Демона» Врубеля и Лермонтова? Это тема вашей творческой работы.

    По небу полуночи ангел летел,
    И тихую песню он пел,
    И месяц, и звезды, и тучи толпой
    Внимали той песне святой.

    Он пел о блаженстве безгрешных духов
    Под кущами райских садов,
    О Боге великом он пел, и хвала
    Его непритворна была.

    Он душу младую в объятиях нес
    Для мира печали и слез;
    И звук его песни в душе молодой
    Остался — без слов, но живой.

    И долго на свете томилась она,
    Желанием чудным полна,
    И звуков небес заменить не могли
    Ей скучные песни земли.

    Анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова

    Стихотворение «Ангел» (1831 г.) относится к юношескому периоду творчества Лермонтова. В его основу поэт положил детскую колыбельную песню, которую слышал от матери. Это единственное юношеское произведение Лермонтова, которое он впоследствии сам передал в печать.

    Стихотворение написано в то время, когда поэт полностью находился во власти идеалистических представлений. Он еще не столкнулся с суровым и безжалостным миром, который будет вызывать только презрение. Лермонтову очень далеко до мотивов острого одиночества и демонической темы. Его ощущения чисты и возвышенны.

    Центральный образ произведения – летящий по небу ангел, который поет «тихую песню». Это божественное пение приковывает внимание всей природы. Ангел прославляет Бога и райскую жизнь. Он несет с собой юную душу, чтобы вдохнуть ее в младенца. Эта душа абсолютно безгрешна, она внимает песне ангела и навсегда сохраняет ее в своей памяти. Ангелу жаль оставлять невинную душу в «мире печали и слез», поэтому в песне он дарит ей надежду на будущее воскрешение в лучшем мире.

    Автор считает, что слова этой песни и ее конкретное содержание не так важны. Ее основное достоинство — мелодичность. Достаточно сохранить в душе хотя бы звук, который вновь сделает песню первозданно живой. В несколько ином виде Лермонтов впоследствии разовьет эту тему в .

    Автор сравнивает человеческую жизнь с бесконечным томлением души, которую может согреть только ангельская песня. «Скучные песни земли» никогда не заменят «звуки Небес». Это очень красивое поэтическое сравнение означает, что для любого человека первостепенными являются духовные ценности.

    Произведение написано очень простым и доступным языком. Многократное использование союза «и» в начале строк придает ему библейскую торжественность.

    В стихотворении «Ангел» Лермонтов еще не использует религиозные образы в качестве каких-то символов. В нем нет тайного смысла и скрытых намеков. Сюжет произведения не выходит за рамки православных канонов. Это действительно искреннее выражение наивной веры молодого человека, навеянное дорогими воспоминаниями из детства. Ангел может ассоциироваться только с любящей матерью, которая поет младенцу колыбельную песню перед тем, как отпустить его в самостоятельную жизнь, наполненную страданиями и болью.