Знаменитые современные психологи. Самые известные психологи, чьи работы перевернули представление о человеке. Анна Фрейд. Психология Я и защитные механизмы
Руководитель по научно-методической работе, руководитель реабилитационной программы, руководитель отделения психолого-педагогической реабилитации, координатор направления соматосенсорной терапии, психолог Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир». Помощник ректора Московского государственного психолого-педагогического университета по вопросам профессиональной помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Старший научный сотрудник Института проблем инклюзивного образования МГППУ.
Член Правления Международной Ассоциации “Autism Europe” (Autism Europe’s Council of Administration). Член Экспертного совета Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. Эксперт Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере. Член Координационного Совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ. Член межведомственной рабочей группы по организации системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью и сопровождения их семей и межведомственной рабочей группы по вопросам комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи лицам с расстройствами аутистического спектра при Министерстве труда и соцзащиты Российской Федерации. Член рабочей группы по инклюзивному образованию при Департаменте образования г. Москвы. Член рабочей группы по вопросам организации медицинского обеспечения молодых инвалидов и детей-инвалидов при Департаменте здравоохранения г. Москвы. Член общественного совета по делам молодых инвалидов при Департаменте социальной защиты населения г. Москвы. Член рабочей группы по вопросам вовлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья в культурную жизнь города Москвы при Департаменте культуры г. Москвы.
Член Совета по вопросам детей-инвалидов Всероссийского общества инвалидов (ВОИ). Член Совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов (ВОРДИ). Член правления Национальной федерации лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта. Член Совета Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов. Руководитель направления «Социальная реабилитация и взаимодействие с родительскими общественными организациями» Московской ассоциации специалистов службы ранней помощи по профилактике детской инвалидности. Член рабочей группы «Социальная справедливость» Московского отделения Общероссийского народного фронта. Член Международного экспертного совета по проблемам аутизма МИА «Россия Сегодня».
Последнее обновление: 22/03/2015
Обзор выдающихся мыслителей в области психологии
Широту и разнообразие психологии можно увидеть, посмотрев, на некоторых из наиболее известных мыслителей. В то время как каждый теоретик, возможно, был частью наиважнейшей философской школы, каждый принес уникальный вклад и новые перспективы развития психологии как науки.
Исследование, которое появилось в июле 2002 года « » создало рейтинг 99 самых влиятельных психологов. Составление рейтинга было основано главным образом на трех факторах: частота цитирования в журналах, в вводных цитатах учебников, и результатах опросах 1725 членов Американской ассоциации психологов.
10 влиятельных мыслителей в области психологии
В следующем списке приводится обзор 10 психологов из этого опроса. Эти люди не только некоторые из самых известных мыслителей в области психологии, они также сыграли важную роль в истории психологии и внесли важный вклад в наше понимание человеческого поведения. Этот список не является попыткой определить, кто был самым влиятельным или какие школы мысли были лучшими. Вместо этого, этот список дает представление о некоторых теоретических взглядах, которые влияют не только на психологию, но и на культурную среду, в которой мы живем.
В исследовании 2002 года рейтинга 99 самых выдающихся психологов 20-го века, возглавляет список. Скиннер внёс огромный вклад в развитие и пропаганду бихевиоризма. Методы терапии, основанные на его теориях, широко используется и сегодня, в том числе техники модификации поведения.
Когда люди думают о психологии, многие склонны думать о Фрейде. Его работы поддерживают мнение, что не все психические заболевания имеют физиологические причины, и он также предложил доказательство того, что культурные различия оказывают влияние на психологию и поведение. Его работы и труды способствовали нашему пониманию личности, клинической психологии, человеческого развития, и патопсихологии.
Работы считаются частью когнитивной революции в психологии, которая началась в конце 1960-х годов. Его социальная теория обучения подчеркнула важность наблюдения обучения, подражание и моделирование. ” Обучение будет чрезвычайно трудоемким, чтобы не сказать опасным, если людям придется полагаться только на результаты их собственных действий для того, чтобы понять, что им следует делать. ” Бандура объяснил в своей книге «Социальная теория обучения».
Работы Жана Пиаже оказали глубокое влияние на психологию, особенно в нашем понимании детского интеллектуального развития. Его исследования способствовали росту психологии развития, когнитивной психологии, генетической эпистемологии, и реформы образования. Альберт Эйнштейн однажды описал наблюдения Пиаже относительно детского интеллектуального роста и мыслительных процессов как открытие, «Настолько простым, что до него мог додуматься Только гений.»
Карл Роджерс сделал упор на человеческий потенциал, который оказал огромное влияние на психологию и образование. Он стал одним из важнейших гуманистических мыслителей. Как пишет его дочь Натали Роджерс, он был «Он относился по жизни к людям с сочувствием и пониманием, и воплощал свои демократические идеалы в работе преподавателем, писателем и терапевтом».
Психолога и философа Уильяма Джеймса часто называют отцом американской психологии. Его 1200-страничный текст, Принципы психологии, стала классикой на эту тему, и его учения и труды помогли установить психологию как науку. Кроме того, Джеймс сделал вклад в функционализм, прагматизм и повлиял на многих студентов-психологов в течение своей 35-летней педагогической деятельности.
Теория стадии психосоциологического развития Эрика Эриксона помогла пробудить интерес и исследование в области развития человека через продолжительность жизни. Психолог расширил теорию, исследуя развитие в течение жизни, включая события детства, взрослой жизни, и старости.
Был российским физиологом, исследование которого повлияло на развитие такого направления в психологии как бихевиоризм. Экспериментальные методы Павлова помогли отодвинуть психологию от самоанализа и субъективных оценок к объективному измерению поведения.
Как-то я уже писал про 100 самых выдающихся психологов ХХ века . Но психология не стоит на месте и классикам наступают на пятки более молодые поколения исследователей. Группа исследователей во главе с Эдом Динером составили список из 200 самых выдающихся психологов современности , имея в виду тех, у кого пик карьеры пришёлся на период после Второй мировой войны. Статья со списком опубликована в новом журнале открытого доступа от APA Archives of Scientific Psychology .
На первом этапе они составили список из 348 психологов, которые потенциально могли бы претендовать на звание самых выдающихся. При составлении этого списка авторы использовали 6 источников: 1) получатели наград APA за выдающихся вклад в науку, 2) получатели наград APS, 3) члены американской National Academy of Sciences, 4) члены American Academy of Arts and Sciences, 5) авторы самых цитируемых статей по данным Institute for Scientific Information, 6) исследователи, часто упоминающиеся в 5 вводных учебниках по психологии.
Дальше эти 348 психологов, были проранжированы по интегральной оценке, основанной на трёх критериях: 1) наличие наград APA и APS за вклад в психологию, 2) количество страниц в 5 вводных учебниках по психологии, посвящённых исследователю или его исследованиям (плюс количество строчек в статьях Википедии), 3) цитирования (объединялись общее количество цитирований, индекс Хирша, наиболее цитируемые работы). Количество цитирований определялось по данным Google Scholar, поэтому не удивляйтесь огромным абсолютным цифрам, известно, что Google Scholar учитывает цитирования не только из рецензируемых журналов, поэтому находит их значительно больше, чем, например, Web of Science.
Список первых 200 самых выдающихся получился такой:
- BANDURA, Albert
- PIAGET, Jean
- KAHNEMAN, Daniel
- LAZARUS, Richard
- SELIGMAN, Martin
- SKINNER, B. F.
- CHOMSKY, Noam
- TAYLOR, Shelley
- TVERSKY, Amos
- DIENER, Ed
- SIMON, Herbert
- ROGERS, Carl
- SQUIRE, Larry
- ANDERSON, John
- EKMAN, Paul
- TULVING, Endel
- ALLPORT, Gordon
- BOWLBY, John
- NISBETT, Richard
- CAMPBELL, Donald
- MILLER, George
- FISKE, Susan
- DAVIDSON, Richard
- MCEWEN, Bruce
- MISCHEL, Walter
- FESTINGER, Leon
- MCCLELLAND, David
- ARONSON, Elliot
- POSNER, Michael
- BAUMEISTER, Roy
- KAGAN, Jerome
- LEDOUX, Joseph
- BRUNER, Jerome
- ZAJONC, Robert
- KESSLER, Ronald
- RUMELHART, David
- PLOMIN, Robert
- SCHACTER, Daniel
- BOWER, Gordon
- AINSWORTH Mary
- MCCLELLAND, James
- MCGAUGH, James
- MACCOBY, Eleanor
- MILLER, Neal
- RUTTER, Michael
- EYSENCK, Hans
- CACIOPPO, John
- RESCORLA, Robert
- EAGLY, Alice
- COHEN Sheldon
- BADDELEY, Alan
- BECK, Aaron
- ROTTER, Julian
- SMITH, Edward
- LOFTUS, Elizabeth
- JANIS, Irving
- SCHACHTER, Stanley
- BREWER, Marilynn
- SLOVIC, Paul
- STERNBERG, Robert
- ABELSON, Robert
- MISHKIN, Mortimer
- STEELE, Claude
- SHIFFRIN, Richard
- HIGGINS, E. Tory
- WEGNER, Daniel
- KELLEY, Harold
- MEDIN, Douglas
- CRAIK, Fergus
- NEWELL, Allen
- HEBB, Donald
- CRONBACH, Lee
- MILNER, Brenda
- GARDNER, Howard
- GIBSON, James
- THOMPSON, Richard
- GREEN, David
- BERSCHEID, Ellen
- MARKUS, Hazel
- JOHNSON, Marcia
- HILGARD, Ernest
- MASLOW, Abraham
- DAMASIO, Antonio
- ATKINSON, Richard
- ERIKSON, Erik
- BROWN, Roger
- SPERRY, Roger
- COHEN, Jonathan
- ROSENZWEIG, Mark
- TOLMAN, Edward
- GREENWALD, Anthony
- HARLOW, Harry
- DEUTSCH, Morton
- SPELKE, Elizabeth
- GAZZANIGA, Michael
- ROEDIGER, H. L.
- GUILFORD, J. P.
- HETHERINGTON, Mavis
- PINKER, Steven
- TREISMAN, Anne
- RYAN, Richard
- BARLOW, David
- FRITH, Uta
- ASCH, Solomon
- SHEPARD, Roger
- ATKINSON, John
- COSTA, Paul
- JONES, Edward
- SPERLING, George
- CASPI, Avshalom
- EISENBERG, Nancy
- GARCIA, John
- HEIDER, Fritz
- SHERIF, Muzafer
- GOLDMAN-RAKIC, P.
- UNGERLEIDER, Leslie
- ROSENTHAL, Robert
- SEARS, Robert
- WAGNER, Allan
- DECI, Ed
- DAVIS, Michael
- ROZIN, Paul
- GOTTESMAN, Irving
- MOFFITT, Terrie
- MAIER, Steven
- ROSS, Lee
- KOHLER, Wolfgang
- GIBSON, Eleanor
- FLAVELL, John
- FOLKMAN, Susan
- GELMAN, Rochel
- LANG, Peter
- NEISSER, Ulrich
- CSIKSZENTMIHALYI, Mihalyi
- MERZENICH, Michael
- MCCRAE, Robert
- OLDS, James
- TRIANDIS, Harry
- DWECK, Carol
- HATFIELD, Elaine
- SALTHOUSE, Timothy
- HUTTENLOCHER, J.
- BUSS, David
- MCGUIRE, William
- CARVER, Charles
- PETTY, Richard
- MURRAY, Henry
- WILSON, Timothy
- WATSON, David
- DARLEY, John
- STEVENS, S. S.
- SUPPES, Patrick
- PENNEBAKER, James
- MOSCOVITCH, Morris
- FARAH, Martha
- JONIDES, John
- SOLOMON, Richard
- SCHEIER, Michael
- KITAYAMA, Shinobu
- MEANEY, Michael
- PROCHASKA, James
- FOA, Edna
- KAZDIN, Alan
- SCHAIE, K. Warner
- BARGH, John
- TINBERGEN, Niko
- KAHN, Robert
- CLORE, Gerald
- LIBERMAN, Alvin
- LUCE, Duncan
- BROOKS-GUNN, Jeanne
- LUBORSKY, Lester
- PREMACK, David
- NEWPORT, Elissa
- SAPOLSKY, Robert
- ANDERSON, Craig
- GOTLIB, Ian
- BEACH, Frank
- MEEHL, Paul
- BOUCHARD, Thomas
- ROBBINS, Trevor
- BERKOWITZ, Leonard
- THIBAUT, John
- TEITELBAUM, Philip
- CECI, Stephen
- MEYER, David
- MILGRAM, Stanley
- SIEGLER, Robert
- AMABILE, Teresa
- KINTSCH, Walter
- CAREY, Susan
- FURNHAM, Adrian
- BELSKY, Jay
- OSGOOD, Charles
- MATTHEWS, Karen
- STEVENSON, Harold
- UNDERWOOD, Brenton
- BIRREN, James
- KUHL, Patricia
- COYNE, James
- Выдающиеся психологи почти всегда имеют очень большое количество статей (чаще всего сотни, но у некоторых их значительно больше: Adrian Furnham – больше 1100, Robert Sternberg – больше 1200!), часть из которых являются мега-цитируемыми. Этому способствует то, что чаще всего они не уходят на пенсию и продолжают проводить исследования всю свою жизнь. Видимо потому, что это им очень нравится. А поскольку средний возраст тех, кто уже умер, – 80 лет, а многие из них доживают до 90 лет (например, Jerome Bruner), их академический стаж часто превышает 50 и даже 60 лет.
- Признание со стороны профессиональных организаций приходит поздно. Средний возраст получения награды APA – 59 лет. Только один Paul Meehl получил награду в 30 лет, а Kahneman и Festinger – в 40.
- 38% психологов из этого списка получили степень PhD в 5 университетах: Гарвард, Университет Мичигана, Йель, Стэнфорд, Университет Пенсильвании. Если к ним добавить ещё 5 – Университет Калифорнии в Беркли, Университет Миннесоты, Колумбийский университет, Университет Чикаго и Университет Техаса – то защитившихся в этой десятке будет уже 55%. Поскольку в США около 285 аспирантур по психологии, то авторы отмечают среди них большое неравенство. Однако со временем это неравенство снижается, т.к. среди рождённых до 1936 года 38% получили свою степень PhD в университетах Лиги Плюща (т.е. всего в 8 университетах). Среди рождённых после 1936 года таких уже 21%. На уровне бакалавриата и магистратуры наблюдается большее разнообразие. Первые 5 мест здесь занимают Гарвард, Университет Мичигана, Городской Университет Нью-Йорка, Стэнфорд и Университет Калифорнии в Беркли. Эти университеты закончили 20% самых выдающихся психологов.
- Большинство исследователей из этого списка хотя бы какое-то время работали в этих самых престижных университетах: 50 человек работали в Гарварде, 30 в Стэнфорде, 27 в Университете Пенсильвании, 27 в Университете Мичигана, 25 в Йеле.
- Несмотря на то, что от 75% до 80% психологов, оканчивающих университеты – женщины (то же самое наблюдается и на уровне степеней PhD), в списке самых выдающихся женщин меньшинство. Однако со временем их количество увеличивается. Среди родившихся до 1921 года только 10% женщин, между 1921 и 1950 годами – 22%, между 1951 и 1965 годами – 27%.
Предвидя возможные вопросы и комментарии, сразу скажу. Да, этот список состоит только из исследователей, практиков в нём нет. Так и задумывалось. Список строился на основе конкретных критериев, и если какого-то вашего любимого психолога в нём нет, значит по данным критериям он находится ниже остальных. Список актуален на данный момент, но со временем он может изменится. В него могут попасть новые люди, а уже находящиеся в нём могут поменять место.
И последнее. Если вдруг вы хотите стать выдающимся психологом, анализ списка самых выдающихся психологов может дать вам несколько советов, которые могут в этом помочь. Во-первых, надо закончить один из самых престижных университетов мира и получить в одном из них степень PhD. При этом не так важно, чем именно внутри психологии вы будете заниматься и что изучать, хотя изучать психологию ощущений и восприятия или социальную психологию, кажется, выгоднее. Во-вторых, надо много работать, проводить много исследований и публиковать много статей, не меньше сотни. В-третьих, надо любить заниматься исследованиями и делать это всю жизнь, которая должна быть долгой (надо попытаться дожить хотя бы до 80 лет). В-четвёртых, надо быть терпеливым, в психологии слава приходит поздно.
_______________________________________________
Diener, E., Oishi, S., & Park, J. Y. (2014). An Incomplete List of Eminent Psychologists of the Modern Era. Archives of Scientific Psychology, 2
(1), 20–32. doi:10.1037/arc0000006
Пост написал
Даже несмотря на то, что каждый из представленных здесь теоретиков-психологов, по всей вероятности, руководствовался идеями определенной доминирующей школы, все они внесли индивидуальный неоценимый вклад в развитие .
В июле 2002 года был опубликован журнал «Review of General Psychology»,
в котором был представлен рейтинг 99 самых влиятельных психологов. Рейтинг был составлен с учетом трех основных факторов: частота цитат в журналах, частота цитат в вводной части учебников и результаты опроса 1725 членов Американской психологической ассоциации.
10 влиятельных психологов-мыслителей
В списке ниже представлены 10 психологов, которые по результатам опроса, считаются наиболее влиятельными. Эти люди – самые известные психологи-мыслители, которые сыграли важную роль в истории психологии и своим трудом расширили понимание человеческого поведения. Этот список – не является попыткой определить, кто был самым влиятельным или какая школа мысли была лучшей. Список дает представление об определенных теоретических взглядах, которые оказали влияние не только на психологию, но и на нашу культуру в целом.
1. Б. Ф. Скиннер
В исследовании 2002 года в рейтинге 99 самых выдающихся психологов 20-го века список возглавил Б. Ф. Скиннер. Стойкий бихевиоризм Скиннера сделал его доминирующей личностью в психологии, а методы терапии, основанные на его теориях, широко используются сегодня, в том числе и в таких областях как экономика.
2.
Когда люди думают о психологии, они вспоминают имя Фрейда. В своей работе он придерживался убеждения в том, что не все психические заболевания имеют физиологические причины. Фрейд также предложил доказательства того, что на психологию и поведение людей оказывают влияние их культурные различия. Работа и труды Зигмунда Фрейда способствовали более глубокому раскрытию понимания личности, развитию клинической психологии, человеческого потенциала и патопсихологии.
3. Альберт Бандура
Работы Бандуры представляют собой часть когнитивной революции в психологии, которая началась в конце 1960-х. Он подчеркнул важность социальной теории обучения посредством наблюдений, имитации и моделирования. «Обучение было бы чрезвычайно трудоемким, если даже не опасным, если бы люди полагались исключительно на результат своих собственных действий». В своей книге «Теория социального научения», 1977 г. автор систематически излагает обоснованные предположения о том, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиями внешних и внутренних факторов: социальные процессы оказывают на поведение ни чуть не меньшее влияние, чем когнитивные.
4.
Работы Жана Пиаже затрагивают понимание детского интеллектуального развития в области психологии. Исследования Жана Пиаже помогли развитию возрастной психологии, когнитивной психологии, генетической эпистемологии и появлению реформ в образовании. Альберт Эйнштейн как-то назвал наблюдения Пиаже над детским интеллектуальным развитием и мыслительными процессами открытием «настолько простым, что только гений мог подумать об этом».
5. Карл Роджерс
Карл Роджерс подчеркивал важность влияния человеческого потенциала на психологию и образование. Карл Роджерс стал одним из важнейших гуманистических мыслителей, известный одноименным направлением в терапии «терапией Роджерса», которую сам он называл личностно-ориентированной психотерапией. Как описывает его дочь Натали Роджерс, он был «образцом сострадания и демократических идеалов в жизни, а в работе педагогом, писателем и терапевтом».
6. Уильям Джеймс
Психолога и философа Уильяма Джеймса часто называют отцом американской психологии. Его книга «Принципы психологии» объемом в 1200 страниц стала классикой. Его учение и сочинения помогли становлению психологии как науки. Кроме того, Джеймс внес вклад в развитие функционализма, прагматизма и послужил примером для многих студентов-психологов за период своей 35-летней преподавательской карьеры.
Теория возрастного развития Эрика Эриксона способствовала созданию живого интереса к исследованию развития потенциала человека. Будучи последователем эго-психологии, Эриксон расширил психоаналитическую теорию, исследуя развитие личности: события в раннем детстве, в зрелом возрасте и в старости.
8. Иван Павлов
Иван Павлов – русский физиолог, исследования условных рефлексов которого помогли становлению и развитию такого направления, как бихевиоризм в психологии. Экспериментальные методы Павлова помогли ученым отойти от самоанализа и субъективных оценок и перейти к объективному измерению поведения в психологии.
Левина называют отцом современной социальной психологии благодаря его новаторским работам, в которых он использовал научные методы и эксперименты для изучения социального поведения. Левин был конструктивным теоретиком, который посредством своего устойчивого воздействия на психологию стал одним из выдающихся психологов 20-го века.
10. Выбор читателей
Евгений Гарфилд (в 1977г.) и Хэггблум (в 2002г.), публикуя свои списки-рейтинги, оставляли последний пункт списка пустым для того, чтобы позволить читателю самостоятельно выбрать того психолога, который по мнению читателя должен войти в этот список.