Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Все виды иллюзий. Платье бело-золотое или сине-черное? В чем суть явления и какие разновидности иллюзий бывают

Перцептуальный опыт, который не является настоящим отображением физического события, воспринимаемого через органы чувств. Иллюзия представляет собой нечто большее, чем «ошибку восприятия», так как является опытом, который нельзя предсказать на основе простой регистрации самого стимула. К примеру, в иллюзии Мюллера-Лайера линия с отогнутыми концами кажется длиннее, чем линия со стрелками, хотя на самом деле их длина одинакова. Иллюзии многое говорят о способе нашего восприятия, особенно в связи с активной ролью мозга в перцептуальных процессах. Кроме того, иллюзии демонстрируют важную роль контекста в формировании восприятия. Это можно показать на примере иллюзии Эббингауза, когда два одинаковых круга в центре узора кажутся разными из-за размера соседних кругов.

ИЛЛЮЗИЯ

illusion) "Субъективное извращение объективного содержания" восприятия. Отличается от ГАЛЛЮЦИНАЦИИ тем, что обусловлена неправильным истолкованием действительного переживания, а от БРЕДА - тем, что вопрос о доверии не стоит. Иллюзии не относятся к патологическим явлениям, поэтому они представляют большой интерес для психологов, особенно занимающихся восприятием, а не для психиатров и психоаналитиков. Это слово, однако, было использовано Винникоттом в несколько особом смысле, чтобы описать переживания младенца в тех счастливых случаях, когда МАТЕРИ удастся реализовать его ожидания, т.е. когда галлюцинации младенца об исполнении желаний (см. ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ) встречают подлинно материнское отношение. Согласно Винникотту, здоровое развитие зависит от подобных переживаний иллюзии. См. Winnicott (1958). Можно сказать, что и пациенты, которые используют в качестве защиты ИДЕАЛИЗАЦИЮ, находятся в состоянии иллюзии. См. Rycroft (1955).

ИЛЛЮЗИЯ

иллюзия восприятия) - неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств; искажение восприятия частных признаков некоих предметов или изображений. Иногда так называют сами конфигурации раздражителей, вызывающие подобное восприятие. Самыми изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Эти иллюзии оптико-геометрические заключаются в кажущемся искажении метрических соотношений между фрагментами изображений. К другому классу иллюзий относится феномен контраста яркостного; так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном. Известно много иллюзий видимого движения:

1) движение автокинетическое - хаотические перемещения объективно неподвижного источника света, наблюдаемого в полной темноте;

2) движение стробоскопическое - впечатление движения объекта при быстром последовательном предъявлении двух неподвижных стимулов в близком соседстве;

3) движение индуцированное - кажущееся движение неподвижного объекта в сторону, противоположную движению внешнего фона. К иллюзиям восприятия незрительной природы относится, например, иллюзия Шарпантье: из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее. Встречаются также разнообразные установочные иллюзии (-> установка). Некоторые иллюзии имеют сложный характер: например, в ситуации невесомости, при необычной стимуляции вестибулярного аппарата, нарушается оценка положения зрительных и акустических объектов. Единой теории, объясняющей все иллюзии восприятия, еще нет. Принято считать, что иллюзорные эффекты, как показал немецкий ученый Г. Гельмгольц, - результат работы в необычных условиях тех же механизмов восприятия, что в нормальных условиях обеспечивают его константность. В основе механизмов, обусловливающих появление иллюзий.

В исследованиях фиксируются социальные детерминанты трансформации образов - особенности сфер мотивационной и потребностной, влияние эмоциогенных факторов, прошлого опыта, уровня развития интеллектуального. Трансформация образов объективной действительности происходит под влиянием целостных образований личности: установок, смысловых образований, картины мира. По изменению особенностей восприятия иллюзий можно определить глобальные характеристики и качества человека - его состояние (усталость, активность), характер и тип личности, статус и самооценку, патологические изменения, подверженность внушению. Получены экспериментальные данные, свидетельствующие об изменении видения иллюзий восприятия в ситуациях актуализации образа другого значимого. В этих исследованиях акцент переносится с изучения особенностей восприятия на изучение личностных качеств человека (-> субъектность отраженная). Особенно многочисленны пространственные иллюзии зрительные, хотя известны иллюзии на основе иных модальностей, - в частности такие, что проявляются для разных модальностей (=> движение кажущееся; иллюзия Аристотеля; иллюзия тяжести; полоса Маха; стереоэффект Пульфриха; установка неосознаваемая; цвет фехнеровский; эффект автокинетический).

ИЛЛЮЗИЯ

illusion) - ложное восприятие, связанное с нарушением интерпретации стимулов, исходящих от какого-либо объекта. Например, человек может неверно интерпретировать разговоры других людей, расценивая их как недружелюбные и ставящие своей целью уничтожить его. Иллюзии могут возникать и у психически абсолютно нормальных людей, но в этом случае они обычно самостоятельно корректируются и устраняются. Также они могут наблюдаться практически при любом психическом заболевании, особенно при депрессии. Для сравнения: Галлюцинация.

ИЛЛЮЗИЯ

В основном любая стимульная ситуация, когда нельзя предсказать, что будет воспринято prima facie, исходя из простого анализа физического стимула. Часто бывают иллюзии, характеризующиеся как "ошибочное восприятие", обозначение, которое является не вполне правильным и не отражает сути явления. Полосы Маха, например, являются иллюзиями, но они не являются "ошибочными восприятиями". Скорее это восприятие, которое является результатом некоторых сетчаточных и/или кортикальных процессов, которые не могут быть предсказаны просто исходя из особенностей самого стимула. Если здесь и имеется "ошибка", то она допущена психологами, которые пока еще не понимают механизмов, вызывающих эти иллюзии. Для лучшего понимания этих проблем см. отдельные статьи, посвященные некоторым из наиболее распространенных иллюзий: иллюзия Геринга, полосы Маха, иллюзия луны, иллюзия Мюллера-Лайера, иллюзия Поггендор-фа и т.д.

Обратите внимание, что понятие иллюзии стоит отдельно от таких понятий, как галлюцинация и бред. Иллюзии являются нормальными, относительно устойчивыми явлениями, встречающимися у разных наблюдателей и подчиняющимися постоянным правилам. Галлюцинации очень идиосинкразичны, и, несмотря на то что имеется навязчивое ощущение их реальности, нет общих для всех людей образцов. Бред лучше всего рассматривать как ошибочные убеждения. Прилагательное – иллюзорный.

ИЛЛЮЗИЯ

искаженное восприятие реальности. В работах З. Фрейда проводится различие между иллюзией и заблуждением.

Не все заблуждения являются иллюзиями, последние не обязательно должны совпадать с заблуждениями. Так, мнение древнегреческого философы Аристотеля о том, что насекомые возникают из нечистот, З. Фрейд считал заблуждением; мнение же португальского мореплавателя Колумба, будто он открыл новый путь в Индию, – иллюзией. Отличие иллюзии от заблуждения заключается в том, что в первом случае в ее создании участвует желание человека, в то время как во втором случае такое желание отсутствует.

С точки зрения З. Фрейда, нашедшей отражение в его работе «Будущее одной иллюзии» (1927), характерной чертой иллюзии является ее происхождение из человеческого желания. В этом отношении иллюзия напоминает собой бредовую идею, то есть несоответствующее реальности представление. Однако, несмотря на определенные сходства между собой, иллюзия отличается от бредовой идеи одним важным моментом: в бредовой идее есть противоречие с реальностью, в иллюзии такое противоречие вовсе не обязательно. Так, девушка может жить иллюзией, что рано или поздно она найдет своего принца, который полюбит ее и осчастливит. Это возможно, хотя бывает не так часто, как хотелось бы девушкам.

З. Фрейд соотносил иллюзию с верой: возникновение веры также связано с предполагаемым исполнением желания. Под этим углом зрения он рассматривал религиозные учения, считая их иллюзиями. Но в данном случае не имеется в виду признание истинности или ложности религиозных учений, поскольку их нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Речь у З. Фрейда идет о том, что религиозные учения являются иллюзиями именно по своей психологической природе.

Иллюзии подобного рода З. Фрейд противопоставлял науке. Он исходил из того, что научная деятельность остается для человека единственным средством, способствующим познанию окружающего мира. Научные теории могут быть ошибочными. Они могут отражать заблуждения ученых. Однако на смену одним научным теориям приходят другие, более плодотворные и дающие более адекватное представление о мире.

Психоаналитическая трактовка религии как иллюзии встретила возражение среди ряда исследователей. Некоторые из них считали, что вера З. Фрейда в науку – это тоже иллюзия. Основоположник психоанализа не согласился с подобной точкой зрения. Более того, он всячески подчеркивал, что в отличие от религии наука не является иллюзией. По его собственным словам, иллюзией была бы вера, «будто мы еще откуда-то можем получить то, что она не способна нам дать».

Случалось ли вам наблюдать довольно странную картину, когда пестрый узор на контрастном ярком фоне внезапно обретал объем и приходил в движение, хотя вы были полностью уверены в том, что вся композиция абсолютно неподвижна? Если да, то в тот момент вы находились в плену у зрительной .

Не верь глазам своим!

Ваш мозг исказил истинное соотношение формы и размера наблюдаемого вами объекта, заставив вас поверить в то, что картинка движется. Такое ложное зрительное восприятие встречается довольно часто, и благодарить за него мы должны в первую очередь цепочку связей между нашими рецепторами, органами зрения и определенными мозговыми центрами, отвечающими за «расшифровку» поступающей к ним зрительной информации.

Подобные обманы зрения в корне отличаются от галлюцинаций, которые тоже, по сути своей, являются иллюзией, только не увиденной в реальности, а той, которую человеческий мозг создал сам, сотворив тем самым «нечто из ниоткуда». Это происходит в результате различных нарушений мозговой активности и этимология таких видений может быть различной, начиная от влияния каких-либо факторов, привнесенных в организм извне в случае применения наркотических или психотропных веществ и заканчивая психическими расстройствами или элементарной нехваткой сна.

Виды иллюзий

Разновидностей иллюзий зрения существует великое множество. Наиболее распространенными из них являются: иллюзия движения, двойственные изображения, а также искаженное восприятие размера. Отдельно стоит упомянуть о бинокулярных иллюзиях. Любой человек может провести простой опыт: сведите вместе концы своих указательных пальцев, расположив их горизонтально, на расстоянии 30-40 см от глаз и посмотрите сквозь них вдаль, слегка расфокусировав взгляд. Вы четко увидите между ними еще одну несуществующую фалангу пальца, похожую на небольшую сосиску. Причина ее появления кроется в разнице информации, которую наш мозг получает от светового изображения, поступающего на сетчатки левого и правого глаза.

Что касается иллюзий движения, то они непосредственно связаны с интерпретацией сведений о размере и скорости объекта, которые подаются в зрительные центры коры головного мозга. К примеру, всем знаком, так называемый, лунный эффект преследования. Когда вы едете ночью на автомобиле вам кажется, что небесное светило следует за вами и это притом, что ваша машина, двигается с довольно приличной скоростью, а луна, по идее, просто остается на месте.

Кстати, не все секреты иллюзий зрения получили свое логическое объяснение. Все та же луна, висящая над горизонтом, кажется гораздо больше, чем в случае, когда она находится прямо у вас над головой. Почему мы воспринимаем зависимость размеров крупных объектов от расстояний и перспективы расположения именно таким образом, науке еще только предстоит выяснить.

Искусство видеть

Многие виды иллюзий зрения стали просто даром небес для художников и других представителей мира искусства. В частности, почти половина всего созданного в жанре сюрреализма, так или иначе, имеет в своей основе обманные оптические эффекты, дающие возможность видеть совмещенные или двойственные изображения, придающие картинам особый, скрытый смысл.

Кроме того, способность нашего мозга искать знакомые формы и образы там, где их, по идее, быть не должно, на протяжении веков использовалась жрецами, шаманами и экстрасенсами для всякого рода предсказаний и пророчеств. Работая с изображениями, проявляющимися на различных вязких, жидких и сыпучих субстанциях, они соотносили их с грядущими событиями. Да и зачем ходить далеко? Достаточно просто поднять глаза и взглянуть на небо. В любом проплывающем над вами облаке при желании можно разглядеть, как минимум, пару знакомых форм.

Склонность человеческого разума искать узнаваемое в бесформенном, с успехом используется в психологии и психиатрии, когда для определения психологического состояния пациента, последнему предлагается определить, что именно изображено на так называемых «картинках-кляксах», темные пятна, которых, казалось бы, не несут никакой смысловой нагрузки. Тем не менее два разных человека способны увидеть в них абсолютно отличные друг от друга образы. Подобная разница в видении объясняется не только текущим эмоциональным и психологическим состоянием пациента, но и степенью развития сложной цепи взаимосвязей между проецированием изображения на сетчатку глаза и последующей передачей информации о нем определенным мозговым центрам. Этим и объясняется тот факт, что одним людям гораздо легче удается «узреть незримое» в привычных нам объектах, чем другим.

Кто-то из великих сказал, что весь наш окружающий мир, по сути, одна большая иллюзия, психология которой до конца не изучена. Когда-нибудь мы поймем как устроена сложная машина взаимодействия человеческого сознания с внешней средой, но станет ли от этого проще жить? Вот в чем вопрос.

Слово иллюзия произошло от латинского "illūsio" - заблуждение, обман. Данная интерпретация коротко, но очень ясно описывает суть данного термина. В этой статье разберемся подробнее с тем, что такое иллюзия и какие бывают виды иллюзий.

Иллюзия - это…

Иллюзия - это искаженное восприятие реального объекта или явления, которое можно интерпретировать неоднозначно. Иллюзия, как правило, создается фокусником или природой, однако иногда иллюзию для себя создает сам человек. Конечно, наиболее частые спутники иллюзий - психические заболевания, однако и здоровые люди могут переживать подобные состояния.

Виды иллюзий

Видов иллюзий довольно много, найдется по одной на каждый орган чувства человека, да еще и останется. Итак, какие же иллюзии мы можем переживать:

  • оптические - ошибки в зрительном восприятии;
  • звуковые - "неполадки" в слуховом аппарате;
  • физиологические - связаны с особенностью периферических или центральных звеньев органов чувств;
  • осознаваемости - порождают ощущение присутствия, чаще всего являются формой галлюцинаций;
  • физические - иллюзии природы и явлений (например, "перелом" ложки в стакане с водой);
  • вербальные - ошибки в восприятии разговора окружающих людей;
  • аффективные - возникают при резких сменах настроения, сопровождаются ощущением тревоги и страха;
  • органические - ошибки в восприятии цвета, формы, размера и т.п.
  • парейдолические - мысленное создание фантастических картин из сложного узора, например, из морозных узоров на стекле.

Иллюзия: пациент скорее болен?

Иллюзии бывают и у абсолютно здорового человека. Физические иллюзии - часть нормальной картины мира, если вы видите, что прямая ложка вдруг "согнулась" при погружении в стакан с водой, ни о каких проблемах с психикой речи, конечно, быть не может. Парейдолические иллюзии типичны для людей с фантазией, творческих личностей и не характеризуют их как психически нездоровых.

В общем-то, и все другие виды иллюзий также могут возникать у здорового человека, если он сильно устал или нервно напряжен. В таком состоянии можно и услышать, и увидеть что-то не то. Однако если иллюзии стали постоянными спутниками жизни, речь уже идет о заболевании. Кроме того, важно понимать, что иллюзия иллюзии рознь, так, например, если вам послышался звук капающей воды, когда ваши краны закрыты - это одно, а если вам кажется, что с вами говорят какие-то голоса, это уже совсем другое дело.

Иллюзия: переносный смысл

Слово иллюзия часто используется в переносном смысле, в данном случае иллюзия - это обман чувств, нечто кажущееся, даже можно сказать самообман. Иногда слово иллюзия употребляется в значении "несбыточная мечта". Всем известна фраза "питать иллюзии", ее мы адресуем обычно человеку, который имеет ложное мнение о чем бы то ни было - надеется на определенное развитие событий, когда все факты говорят о совершенно ином разрешении вопроса.

Удивительный мир иллюзий

Удивительно, но человек любит сознательно обманываться, а потому создание иллюзий стало для некоторых людей профессией, приносящей неплохие деньги. Из популярных иллюзионистов можно назвать братьев Сафроновых. Репертуар их удивительно разнообразен, и, посмотрев их шоу, невольно начинаешь верить в чудеса.

Ну, а иллюзионистом всех времен и народов без сомнения можно назвать Дэвида Копперфильда. Сегодня он уже не дает шоу, однако в Нью-Йорке работает его кафе, где нет официантов - голос из ниоткуда уточняет у посетителя заказ, а затем заказанное само собой материализуется на столах.

Иллюзия – это человеческое восприятие предмета либо явления искаженным образом. Понятие иллюзия появилось от латинского illudere – обманывать. Иначе говоря, основные причины иллюзии – это следствия обманов восприятия. Чтобы раскрыть эти обманы, изменить заведомо ошибочные действия от них, для этого сегодня изучаются и раскрываются причины иллюзии психологами. Также это популярная и любопытная тема для обычного человека, она сродни игре с органами наших чувств. Наиболее известны, легко наблюдаемые иллюзии зрения, они происходят из-за особенностей глазного строения, переоценки величины, неправильного восприятия движения, контраста.

Что такое иллюзия?

В психологии это формирование нового предметного надмодального образа взамен образа настоящего, реального предмета. Если сказать просто, это когда человек воспринимает одно вместо другого.

Понятие иллюзия также используется иногда для обозначения самих конфигураций раздражителей, от которых выстраивается неадекватное .

В психологии иллюзия это явление, свойственное здоровым людям. Тогда как и уже изучаются психиатрами и психоаналитиками.

В чем назначение иллюзорного восприятия, какова функция, отведенная ему в психической реальности человека? Иллюзии возникают, чтобы снять некоторую неопределенность, разрешить какую-то спорную ситуацию. Подобно процессу опредмечивания тревоги, когда человек переживает о чем-то и ищет объяснение, повод, выход своей тревоге и находит этот предмет, то посредством образовавшегося предметного образа через иллюзию человек получает упорядоченную организацию воспринятого материала. Тем самым иллюзии отыгрывают компенсаторную роль, помогают разрешить неопределенность, напряжение и беспокойство, появляющиеся от неоднозначности происходящего. Даже если появившийся предметный образ негативно окрашен, то психика стремится к его созданию, так как тогда человеку хотя бы ясно, чего нужно бояться, и можно перейти к действиям. Конечно, действия на базе иллюзорного восприятия будут ошибочными.

Возникновение иллюзорного восприятия обусловлено также и социально. Проводился не один эксперимент, когда на изначально верное восприятие испытуемого направленно влияли поведением остальной массы людей и подавляющее большинство испытуемых теряли остроту восприятия под давлением социума. На искажение восприятия влияет наша , поскольку в зависимости от желаний и бессознательных устремлений у человека могут сформироваться ложные образы. Также имеет значение прошлый опыт, когда человек уже привык к восприятию того или иного явления определенным образом.

При изменении стимула образ предмета может остаться прежним или получить искажения, что особенно заметно при профессиональной деформации. Благодаря привычкам человек не только сокращает время и ресурсы на выполнение знакомой задачи, но и теряет способность живо, свежо и полностью правильно воспринимать ее даже при незначительных отклонениях от привычного хода событий. В зависимости от потребностей, находясь в стремлении их удовлетворить, также можно получить неправильный образ объекта. Примером здесь служит мираж в пустыне, который видится уставшим и жаждущим путникам. Конечно же, на количество ошибок восприятия реальности влияет и уровень интеллектуального развития, ведь известно, что незнание тех или иных явлений порождает слухи и легенды.

Значимо участвует в создании иллюзорного восприятия и эмоциональное состояние, в грусти и в радости в одной картине можно увидеть разные детали и смыслы. В трансформации образов действительности участвуют установки, картина мира, смысловые образования. Интересно, что особенности иллюзий человека могут говорить о его типологических особенностях как личности, свойствах характера, психологическом состоянии, подверженности , патологических нарушениях. Также на возникновение иллюзорного восприятия может влиять актуализация в образа значимой другой личности или ситуация взаимодействия с ней.

Виды иллюзий

Вслед за Карлом Ясперсом мы рассмотрим такие виды иллюзий.

Первый – это аффективные, связанные с эмоциональным состоянием, чаще всего . Например, по темному переулку ночью идет девушка, спеша и остерегаясь всего, и видит в темном углу маньяка. Однако это лишь мусорный бак. Чтобы развеять иллюзорное восприятие, нужно улучшить условия контакта с этим объектом, например, подойдя поближе и получше его разглядев, девушка бы поняла, что никакого маньяка нет. Однако она это не сделает и иллюзорное восприятие будет влиять на ее поведение.

Второй вид – это иллюзии внимания. Их можно сравнивать с иллюзиями установки, у них схожие механизмы. Внимание может быть повышено либо снижено. Повышенное внимание тоже часто появляется в связке с эмоциональным состоянием. Они часто возникают при ожидании чего-то важного – звонка, сообщения, прихода человека. Ситуации же сниженного внимания – это, к примеру, когда уставший студент ночью готовится к экзамену и читает одно слово вместо другого.

Связь иллюзии с установкой можно показать на шуточном примере. Психолог идет по улице, видит в окне магазина книгу «Душевные установки». Заходит, с желанием полистать и, возможно, купить, но видит, что книга называется «Душевые установки».

И третий вид – парейдолические иллюзии, также их называют парейдолиями. Название произошло от греческих слов para – рядом и eidolon – образ. В качестве примера такой иллюзии можно привести ситуацию, когда человек смотрит на ковер, а вместо узора видит, что не изображено: животных, лица. Из элементов рисунка он выстраивает нечто другое, переструктурирует рисунок. Такие иллюзии наблюдают люди с сильно развитым воображением, в пограничных состояниях или с заболеваниями.

Парейдолические иллюзии могут быть статическими или двигаться – например, в узоре можно увидеть стадо скачущих оленей. В отличие от остальных иллюзорных восприятий, парейдолии сложно развеять. Присматриваясь все больше, человек воспринимает иллюзию только еще более реальней. Однако можно достичь некоей точки иллюзорности, позволяющей переключать эти образы восприятия.

Парейдолические иллюзии наиболее убедительно иллюстрируют, что в основе искажений восприятия лежит перестройка системы внутрипредметных отношений, что хорошо объясняют гештальт-психологи. Когда на элементы рисунка накладывают другую форму, переосмысливают связи между элементами, то получают новый образ, он встраивается в систему межпредметных отношений. Например, мусорный бак в темной стороне переулка, который был вместо маньяка в воображении девушки, при рассмотрении находится там же, где виделся маньяк и так же освещен.

Иллюзии также можно классифицировать и по модальности. Можно выделять отдельно вербальные иллюзии. Хороший пример вербального восприятия видно в произведении «Лолита» Набокова. Гумберт привозит Лолиту в гостиницу, ночь, идет дождь, лопается фонарь – напряженная атмосфера, Гумберт в раздумьях слышит голос незнакомца: «Как же ты ее достал?». Он переспрашивает: «Простите?». «Дождь перестал», – говорит незнакомец. И дальше в разговоре Гумберт говорит: «Она моя дочь». «Врешь, не дочь», – снова слышится ему ответ, он переспрашивает. «Дождь перестал», – говорит незнакомец. Это прекрасная иллюстрация того, что мы слышим то, что хотим либо опасаемся услышать.

Мы привыкли воспринимать окружающий нас мир как данность, поэтому не замечаем, как наш мозг обманывает своих же хозяев.

Несовершенство нашего бинокулярного зрения, бессознательные ложные суждения, психологические стереотипы и прочие искажения мировосприятия служат поводом для возникновения оптических иллюзий. Их огромное множество, но мы постарались собрать для вас самые интересные, безумные и невероятные из них.

Невозможные фигуры

В свое время этот жанр графики получил такое широкое распространение, что даже получил собственное название – импоссибилизм. Каждая из таких фигур кажется вполне реальной на бумаге, но существовать в физическом мире попросту не может.

Невозможный трезубец


Классический бливет – пожалуй, самый яркий представитель оптических рисунков из категории «невозможные фигуры». Как ни пытайся, определить, где берет начало средний зубец, не получится.

Другой яркий пример – невозможный треугольник Пенроуза.


Он же в виде так называемой «бесконечной лестницы».


А также «невозможный слон» Роджера Шепарда.


Комната Эймса

Вопросы оптических иллюзий интересовали Адельберта Эймса-младшего с раннего детства. Став офтальмологом, он не прекратил свои исследования восприятия глубины, результатом которых и стала знаменитая комната Эймса.


Как работает комната Эймса

В двух словах эффект комнаты Эймса можно передать так: кажется, что в левом и правом углу ее задней стены стоят два человека – карлик и великан. Разумеется, это оптический трюк, и на самом деле эти люди вполне обычного роста. В действительности помещение имеет вытянутую трапециевидную форму, но из-за ложной перспективы оно кажется нам прямоугольным. Левый угол сильнее удален от взора посетителей, чем правый, а потому стоящий там человек кажется таким маленьким.


Иллюзии движения

Эта категория оптических трюков представляет наибольший интерес для психологов. Большинство из них основано на тонкостях сочетания цветов, яркости объектов и их повторе. Все эти уловки вводят в заблуждение наше периферическое зрение, в результате чего механизм восприятия сбивается, сетчатка фиксирует изображение прерывисто, скачкообразно, и мозг активирует участки коры, отвечающие за распознавание движения.

Плывущая звезда

Сложно поверить, что эта картинка – не анимированный gif-формат, а обыкновенная оптическая иллюзия. Рисунок был создан японским художником Кая Нао в 2012 году. Ярко выраженная иллюзия движения достигается благодаря противоположенной направленности узоров в центре и по краям.


Существует довольно много подобных иллюзий движения, то есть статических изображений, кажущихся подвижными. Например, знаменитый вращающийся круг.


Или желтые стрелки на розовом фоне: при пристальном взгляде кажется, что они колышутся туда-сюда.


Осторожно, это изображение может вызвать резь в глазах или головокружение у людей со слабым вестибулярным аппаратом.


Честное слово, это обычная картинка, а не гифка! Психоделические спирали словно затягивают куда-то в полную странностей и чудес вселенную.


Иллюзии-перевертыши

Самый многочисленный и веселый жанр рисунков-иллюзий строится на перемене направления взгляда на графический объект. Самые простые рисунки-перевертыши нужно просто развернуть на 180 или 90 градусов.


Две классические иллюзии-перевертыша: медсестра/старуха и красавица/уродина.


Более высокохудожественная картинка с подвохом – при повороте на 90 градусов лягушка превращается в лошадь.


Другие «двойные иллюзии» имеют более тонкую подоплеку.

Девушка / старуха

Одно из самых популярных двойственных изображений было опубликовано в 1915 году в карикатурном журнале «Puck». Подпись к рисунку гласила: «Моя жена и теща».


Старики / мексиканцы

Пожилая супружеская пара или поющие под гитару мексиканцы? Большая часть сперва видит стариков, и лишь потом их брови превращаются в сомбреро, а глаза – в лица. Авторство принадлежит мексиканскому художнику Октавио Окампо, создавшему немало картинок-иллюзий подобного характера.


Влюбленные /дельфины

Удивительно, но трактовка этой психологической иллюзии зависит от возраста человека. Как правило, резвящихся в воде дельфинов видят дети – их мозг, еще не знакомый с сексуальными взаимоотношениями и их символами, просто не вычленяет в этой композиции двух любовников. Люди постарше, напротив, сначала видят пару, а уж потом дельфинов.


Список таких двойственных картинок можно продолжать бесконечно:


На картинке выше большинство людей видят сперва лицо индейца, а уже затем переводят взгляд влево и различают силуэт в шубе. Изображение ниже обычно трактуется всеми как черная кошка, и только потом в ее контурах проступает мышь.


Очень простая картинка-перевертыш – что-то подобное можно без труда сделать своими руками.


Иллюзии цвета и контраста

Увы, человеческий глаз несовершенен, и в своих оценках увиденного мы (сами того не замечая) часто опираемся на цветовое окружение и яркость фона объекта. Это ведет к очень интересным оптическим иллюзиям.

Серые квадраты

Оптические иллюзии цветов – одни из самых популярных видов обмана зрения. Да-да, квадраты A и B окрашены в один и тот же цвет.


Такая уловка возможна благодаря особенностям работы нашего мозга. На квадрат B падает тень без резких границ. Благодаря более темному «окружению» и плавному градиенту тени кажется, что он значительно светлее квадрата A.


Зеленая спираль

На этой фотографии всего три цвета: розовый, оранжевый и зеленый. Не верите? Вот что получится, если заменить розовый и оранжевый на черный.


Платье бело-золотое или сине-черное?

Впрочем, основанные на восприятии цвета иллюзии не редкость. Взять к примеру хотя бы покорившее в 2015 году интернет бело-золотое или черно-синее платье. Какого же цвета на самом деле было это загадочное платье, и почему разные люди воспринимали его по-разному?

Разъяснение феномена платья очень простое: как и в случае с серыми квадратами, все зависит от несовершенной хроматической адаптации наших органов зрения. Как известно, сетчатка человека состоит из двух видов рецепторов: палочек и колбочек. Палочки лучше фиксируют свет, а колбочки – цвет. У каждого человека соотношение колбочек и палочек разное, поэтому определение цвета и формы объекта немного отличается в зависимости от доминирования того или иного вида рецепторов.

Те, кто увидел платье бело-золотистым, обратили внимание на ярко освещенный задний фон и решили, что платье находится в тени, а значит, белый цвет должен быть темнее обычного. Если же платье показалось вам сине-черным, значит, ваш глаз в первую очередь обратил внимание на основной цвет платья, который на этой фотографии действительно имеет синий оттенок. Затем ваш мозг рассудил, что золотистый оттенок – черный, посветлевший из-за направленных на платье лучей солнца и плохого качества фото.


В действительности платье было синее с черными кружевами.


А вот другая фотография, поставившая в тупик миллионы пользователей, которые никак не могли решить, стена перед ними или же озеро.