Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Возрастная психология как наука возникла. Возрастная психология. Особенности возрастной психологии

Учёными установлено, что каждой личности присущи свои психические изменения в процессе становления. Определённый этап взросления индивида имеет свои характерные черты и подчиняется общим законам. Основная задача психологов в рамках возрастной психологии - исследовать механизмы психического развития и выяснить, как формируется характер с рождения индивидуума до самой его смерти.

Объектом исследования такой дисциплины, как возрастная психология, есть и всегда будет индивид, а также его психика и поведение в определённые периоды своей жизни. Наука описывает особенности психического развития индивидуума в зависимости от конкретного возраста. Благодаря этой дисциплине, удалось понять причины перемен в ходе взросления. Возрастная психология не только описывает каждый этап жизни, но и объясняет суть происходящих превращений.

Дисциплина изучает изменения в по мере его взросления. Главенствующее место в возрастной психологии отводится психическому развитию индивидуума.

Разделы возрастной психологии:

  • пре – и перинатальная;
  • детская;
  • юношеская;
  • зрелого возраста;
  • геронтопсихология.

Задания науки:

  • выявление и изучение общих и отдельных для определённой возрастной группы закономерностей;
  • создание психологической картины всех этапов взросления;
  • выявление потенциала и психологического ресурса на разных периодах;
  • решение проблем, возникающих в ходе психического развития индивида.

На становление науки о психологическом развитии индивидуума повлияли такие дисциплины: общая, социальная, дифференциальная, личностная, педагогическая психология. Возрастная психология опирается на информацию из области медицины, культурологи, социологии, педагогики, этнографии. Благодаря исследованиям индивида учёными были установлены закономерности становления личности. Эти знания стали достоянием общественности и приобрели практическое использование.

Возрастная психология взаимосвязана с психологией развития индивида. Эти дисциплины изучают одинаковые аспекты. Правда, возрастная психология больше внимания уделяет психологическим чертам индивидуумов различных возрастов. Психология развития исследует законы психологических возрастных преобразований.

На основании выводов обеих этих дисциплин выявлены некоторые тенденции развития индивидуумов в ходе возрастной трансформации. Сформулированы психологические характеристики различным категориям личностей, относящимся к определённым возрастным группам.

В поле зрения этой научной дисциплины попадают количественные и качественные изменения, происходящие в психике и поведении индивидуума при плавном перемещении из одной возрастной группы в последующую. Подобные перемены охватывают какой-то период времени - пару месяцев для малышей либо несколько лет для взрослых. Изменения в психологии зависят от биологического взросления, психического и физиологического состояния индивида, его , приобретённого интеллекта и достигнутого уровня развития личности.

Каждый этап жизни человека характеризуется таким понятием, как возраст. Определённый период взросления имеет свои психологические и поведенческие особенности. За пределами одного возраста они не повторяются.

Возрастные особенности индивида обусловлены наследственностью, воспитанием, средой общения и характером деятельности индивида. На формирование личности в любом возрасте влияют как внешние, так и внутренние факторы.

Постепенное психологическое развитие человека зависит от ряда побудительных причин. Личность эволюционирует в результате возникновения внутренних противоречий. На их появление влияет отношения человека к обществу, собственным успехам и неудачам, конфликтным ситуациям. Посредством деятельности индивид разрешает внутренние противоречия и обретает новые черты характера. Если внутренний конфликт выходит за рамки нормы, у человека развиваются психические заболевания.

Проблемы, которые изучает наука

Проблемные аспекты возрастной психологии:

  • какие факторы сильнее влияют на психическое развитие индивидуума - физиологическое созревание или окружающий мир;
  • что воздействует на психику индивида - стихийное или организованное обучение;
  • как способности сказываются ;
  • как в ходе взросления меняется интеллект и характер индивида, каким образом эти факторы воздействуют на формирование личности.

Методы, которые применяются

Возрастная психология использует те методологические разработки, которые применяются в других психологических науках. С их помощью изучаются возрастные изменения в психике и психических процессах. Основными методами исследования данной дисциплины являются наблюдение и эксперимент.

С помощью наблюдения удаётся получить разностороннюю и точную информацию о человеке. Поведение индивида исследуется систематически и в связи с конкретной целью. Впоследствии оно анализируется, описывается и объясняется. Наблюдение даёт объективное описание поведения индивидуума. С помощью подобного метода психолог получает информацию об объекте исследования как о целостной личности в связи с его высказываниями, поступками и разного рода действиями. Благодаря наблюдению удаётся системно проанализировать психологическое развитие индивида. Методика исследования может охватывать определённые вопросы или полностью поведение личности. В ходе наблюдения специалист не имеет права корректировать изучаемое явление. Подобная методика исследования лишь фиксирует, но не формирует психические особенности индивида.

Наблюдение часто сочетается с экспериментом. Оба этих метода помогают изучить возрастные психические изменения. Экспериментальная методика исследования изучает реакции индивидуума, а не спонтанные проявления его психики. В ходе эксперимента психолог специально вызывает изучаемое явление, меняет условия исследуемого процесса. Благодаря этому методу определяется степень развития личности, уровень интеллекта. С помощью целенаправленной формирующей методики можно так воздействовать на исследуемого человека, чтобы у него выработались определённые навыки и умения.

В возрастной психологии применяются такие методы: моделирование (воссоздание требуемой психической ситуации), методика изучения условных рефлексов (глотательных, сосательных, хватательных и других), психогенетические (близнецовый, анализ родословной), исторический (изучение жизненных путей индивидуумов) и другие. Нужную информацию об объекте изучения психолог собирает с помощью беседы, анкетирования, тестирования. Определённые методы возрастной психологии применяются на каждом этапе С их помощью с учётом возраста исследуются особенности психики и поведения индивидуума.

Книги по возрастной психологии

Актуальные аспекты возрастной психологии нашли своё отображения в популярных психологических книгах. Подобного рода литературу можно найти в интернете и книжных магазинах. В любом произведении читатель отыщет советы для разрешения каких-то своих возрастных проблем.

Самые популярные книги психологической тематики:

  1. Эрик Эриксон «Идентичность: юность и кризис».

В своём произведении автор рассматривает проблемы юношеского возраста, многие из которых связаны с социальным становлением личности. В книге анализируются все аспекты возрастного кризиса. Согласно теории Эриксона судьба любого индивида зависит от его деятельности на ранних этапах жизни.

  1. Снайдер Ди «Курс выживания для подростков».

На страницах книги автор даёт советы подросткам и рассказывает им, как завести друзей, избавиться от робости, приобрести уверенность в себе и поднять самооценку. В произведении описаны проблемы, с которыми часто сталкиваются дети в силу своей неопытности: алкоголизм, наркотики. Автор рассказывает, как избежать проблем и что делать, когда молодые люди попали в беду.

  1. Н.А. Гусева «Тренинг предупреждения вредных привычек у детей».

В своём произведении автор не только описывает проблему, но и даёт практические рекомендации по работе с детьми в плане профилактики курения, алкоголизма и наркомании. В книге представлены авторские разработки по решению проблем, связанных со злоупотреблением психоактивных веществ. В этой научной работе психологи, учителя и родители могут найти много полезной информации.

  1. Г.И. Макартычева «Тренинг для подростков. Профилактика асоциального поведения».

В произведении описаны психологические упражнения для подростков, благодаря которым можно уберечь их от асоциального поведения. Автор информирует читателей по правовым вопросам, учит родителей правильно воспитывать своих детей. Если педагоги хотят уберечь подростков от неправильного поведения, им нужно ориентировать детей на достижение позитивных целей.

  1. Р.В. Овчарова «Психологическое сопровождение родительства».

Воспитание детей в семье зависит от того, в каком качестве выступают родители. Автор книги описывает, с какими проблемами сталкиваются взрослые люди, когда у них появляется ребёнок. Многие родители морально не готовы воспитывать детей. В произведении даны консультации и методы коррекции поведения взрослых людей. Рекомендации автора позволяют нормализовать психологический климат в семье и развить чувство родительской любви к детям.

Если человек сталкивается с проблемами в семье или воспитании детей, без грамотной поддержки ему не обойтись. Разобраться в нюансах возрастных кризисов поможет опытный психолог-гипнолог

Психология развития и возрастная психология – это фундаментальная наука, особая область психологического знания, которая изучает психическое развитие человека от момента рождения до его смерти.

Психология развития и возрастная психология связана с другими психологическими науками, например, с общей психологией, социальной психологией, психологией личности, педагогической психологией и др.

Объект психологии развития и возрастной психологии: человек от момента рождения до смерти.
Предмет психологии развития и возрастной психологии: источники, движущие силы, условия и закономерности психического развития человека от рождения до смерти.

Задачи психологии развития и возрастной психологии:
1. Исследовать все области психического развития во все возрастные периоды.
2. Исследовать кризисы возрастного развития на всем протяжении жизненного пути человека.
3. Определить сензитивные периоды каждого этапа детства.
Сензитивный период – это период, создающий наиболее благоприятные условия для формирования определенных психологических свойств.


Психология развития, возрастная психология, детская психология

Название дисциплины «Психология развития и возрастная психология» может заставить задуматься о том, в чем, собственно, разница между психологией развития, возрастной психологией и детской психологией. Они, действительно, немного похожи, ведь рассматривают человека в процессе его развития и становления, начиная с самого раннего возраста. Но отличия все же есть.

Психология развития по сравнению с возрастной и детской психологией является более общим теоретическим курсом и представляет своего рода их методологическую основу. В центре внимания этой дисциплины находится не описание определенных возрастных периодов, а поиск общих закономерностей развития психики, анализ движущих сил и механизмов развития, становление отдельных сфер психики в разные возрастные периоды и в разных культурах.

Психология развития анализирует содержание и разные аспекты применения в психологии принципа развития, одного из важнейших методологических принципов всех наук, а новообразования и симптоматика отдельных возрастных периодов становятся тем материалом, на основании анализа которого выводятся общие закономерности становления психики. Получение и анализ этого материала и являются центральной задачей для возрастной и детской психологии.


При этом в детской психологии на первый план выходит симптоматика развития в первые годы жизни, прежде всего в дошкольный период. Этот же фактический материал включается и в курс возрастной психологии , но границы исследования в этом случае значительно расширяются, охватывая всю жизнь человека - от рождения до глубокой старости и смерти.

В детской психологии в первую очередь очень интересны те механизмы и факторы, которые обеспечивают вхождение ребенка в мир взрослых, интериоризацию полученных в общении знаний. Рассматриваются и общие тенденции психического развития, параметры, определяющие его нормальный и анормальный темп и направленность.

Возрастная психология , которая может анализировать все изменения в темпе, содержании, доминирующих факторах, влияющих на процесс развития психики в течение всей жизни, естественно, в большей степени обращает внимание на сравнение закономерностей развития в разные периоды онтогенеза. Именно в этой дисциплине анализируются причины снижения темпа развития, соотношение критических и стабильных периодов, выявляются кризисы, сопровождающие человека не только в юности, но и в зрелом возрасте.

Возрастная психология изучает также механизмы, помогающие как в приобретении нового, в развитии, так и в компенсации плохо развитых или нарушенных психических функций, сохранении приобретенных знаний и умений в период снижения темпа развития, инволюции, в старости.


Основные стратегии исследования психического развития

Организация исследования в рамках данной дисциплины может осуществляться по нескольким стратегиям :
1. Трансверсальная стратегия
2. Лонгитюдная стратегия
3. Формирующая стратегия

Трансверсальная стратегия или метод поперечных срезов применяется в достаточно больших возрастных группа (2-4 тыс. человек). Подбираются относительно однородные группы людей, которые отличаются друг от друга по какому-либо существенному признаку. С помощью конкретных методов изучается определенная область развития, в результате получают данные, характерные для этой возрастной группы.

Делается несколько срезов в различных возрастных группах, далее данные по каждой возрастной группе сравниваются между собой. После делают выводы о том, какие закономерности возрастного развития выявлены, и чем они обусловлены.

Подбирая выборку для поперечных срезов, нужно стремиться сделать её как можно более однородной по существенным показателям: полу, показателям психического и физического здоровья. Индивидуальные различия не принимаются во внимание.

Например, если нам нужно изучить мышление у детей трех, пяти, семи лет, мы используем метод поперечных срезов. Для этого потребуется проанализировать мышление детей выше упомянутых возрастов, т.е. собрать 3 независимые выборки.


Лонгитюдная стратегия или метод продольных срезов — это длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека.

При данном методе изучается одна и та же группа людей в течение времени, за которое эти люди успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. Изучение развития психики при лонгитюдной стратегии может быть выборочным, когда изучается какая-то определенная область психического развития, и комплексным, когда исследуется развитие человека в целом.

Классическим выборочным лонгитюдным исследованием является исследование отечественного лингвиста Александра Николаевича Гвоздева в течение 8 лет изучавшего развитие речи своего сына.

Надежда Николавена Ладыгина-Котс – отечественный психолог, провела сравнительное комплексное исследование психического развития своего сына Рудольфа и обезьяны шимпанзе Иони с 1,5 до 4 лет.

Самые крупные комплексные лонгитюдные исследования осуществлены сотрудниками Калифорнийского университета (г. Беркли, США). Первое из них было предпринято в 1928 году: 248 детей в возрасте от 21 месяца регулярно изучали до 18 лет, затем проводилось однократное обследование в 30 и 40 лет.

Так же, в качестве примера, можно привести масштабное Сиэтлское лонгитюдное исследование старения, продолжительностью более 20 лет. При тестировании измерялись способность выполнять основные арифметические операции и оперирование числами, умение делать логические выводы, зрительно-пространственные отношения, вербальное понимание и гибкость.


Таким образом, при трансверсальной стратегии изучают разных людей в разном возрасте, а при лонгитюдной стратегии изучают тех же самых людей на их различных возрастных этапах.

Формирующая стратегия основана на теоретических положениях Л.С. Выготского.

Она заключается в изучении развития отдельных сторон психики в процессе их формирования, в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Также называется экспериментально генетическим путем исследования психического исследования. Психическая функция не только измеряется и описывается, но и формируется, исходя из гипотезы о закономерностях её развития.

Методы исследования в психологии развития и возрастной психологии

Наблюдение – это метод психологической диагностики, основанный на регистрации и анализе поведения людей в определенных условиях.

Основным недостатком наблюдения является его субъективный характер. Валидность (точность, достоверность) и надежность наблюдения как диагностического метода относительно невысоки. Факторами, которые могут приводить к искажению результатов наблюдения, являются избирательность, пристрастность, неадекватная интерпретация, присутствие наблюдателя и его вмешательство в наблюдаемую ситуацию.

То есть наблюдение носит субъективный характер. Исследователь (наблюдатель) очень сильно может повлиять на процесс наблюдения и на его результаты. Это может быть связано с настроением наблюдателя, его мировоззрением, отношением к наблюдаемому или к самому процессу наблюдения, избирательностью восприятия, эмоциональной окраской, опытом и многим другим. Влияние может оказывать и присутствие или вмешательство наблюдателя. Например, поведение детей при наблюдении за ними существенно отличается от поведения детей, когда они уверены, что за ними никто не наблюдает. Не исключена возможность неверной интерпретации ситуаций и поведения наблюдателем, поэтому при наблюдении участвуют несколько исследователей.

Сложность данному методу прибавляет и то, что люди очень сложные объекты для исследований. Один и тот же признак у разных людей может проявляться по-разному. Это демонстрирует индивидуальность внешних проявлений одних и тех же психических особенностей. Стоит учитывать и ситуативный характер внешних проявлений.


Эксперимент – это проведение исследований в специальных условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственных связях.

Это метод, основанный на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с другими феноменами, научно объяснить происхождение явления и его развитие. Но и в этом методе исследователь может быть подвержен различным социальным эффектам, что может повлиять на результаты эксперимента и сделать его недостоверным.

Имеются две основные разновидности эксперимента: лабораторный и естественный. Это означает, что экспериментатор может проводить свой эксперимент в реальных, неизмененных, естественных условиях. Или же он может специально воссоздать определенную ситуацию, чтобы проводить эксперимент в искусственно созданных условиях.

Опрос — это метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. С его помощью можно получить информацию о том, как человек представляет свой внутренний мир, как ощущает себя.

Этот метод является субъективным, ведь полученные в результате опроса данные – это субъективное мнение человека о себе. И, конечно, человек может быть неточным, где-то может соврать или преувеличить, или даже он может просто не заметить или не придать должного значения важным для исследователя моментам. Опрос может проходить в виде беседы, интервью или анкетирования.

Самым эффективным методом социально-психологического исследования малых групп является метод социометрии . Он дает возможность только увидеть состояние дел в коллективе, но не показывает причины его становления.


Так же применяют и другие методы исследования в возрастной психологии и психологии развития. В разных психологических исследованиях с разными направлениями и с разными интересующими исследователей процессами и явлениями, так или иначе, применяются почти все методы, которые доступны психологии и социологии. Это может быть и самонаблюдение, и тестирование, и архивный метод и т.д.

Методы выбираются исходя из целей и задач исследования, а так же возможностей изучения необходимых явлений данными методами. Например, методом самонаблюдения изучить уровень интеллекта не очень удобно, может даже и невозможно, ведь достоверности не будет; а вот тестирование в данном случае подходит лучше.

Основные понятия в психологии развития и возрастной психологии

Существует несколько определений понятия «развитие».

Развитие – это закономерное и необратимое изменение психических процессов во времени (по А.В. Петровскому и М.Г. Ярошевскому).

Развитие – это последовательные, в целом необратимые количественные и качественные изменения психики, при этом старые структуры входят в новые, претерпевая изменения и реорганизацию (по В.В. Давыдову).

Развитие – это возникновение системных психологических новообразований (по Л.И. Божович).
Новообразования – это новые психические функции, которые возникают на данном возрастном этапе, или новый уровень уже имеющихся психических функций.


Развитие – это последовательная смена моментов становления, эволюции и инволюции, каждое из этих изменений имеет количественную и качественную характеристики (по Б.Г. Ананьеву).
Инволюция – это утрата в процессе эволюции отдельных органов, упрощение их организации и функций, обратное развитие органов.

Таким образом, можно выделить свойства развития :
1. Необратимость (т.е развитие в онтогенезе однонаправлено).
2. Направленность (т.е. последовательность развития).
3. Закономерность (т.е. изменения однотипны у всех в определенном возрасте).

Существуют 2 формы развития:
1. Филогенез – это процесс развития биологического вида в ходе эволюции.
2. Онтогенез – это индивидуальное развитие организма от рождения до смерти.

Области (сферы) развития , которые указывают на то, что именно развивается:
1. Психофизическая область. Внешние (рост, вес) и внутренние (кости, мышцы, органы чувств) особенности человека меняются. Происходят изменения организма.
2. Психосоциальная или личностная сфера . Происходят изменения в эмоционально-волевой и личностной (темперамент, характер, способности) сферах.
3. Когнитивная или познавательная сфера . Происходит развитие всех познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение).

Созревание – это наследственно запрограммированные изменения внешнего вида, функций и организации организма.

Рост – это процесс количественных изменений в ходе совершенствования какой-либо функции.

Обычно о росте и созревании говорят, когда хотят подчеркнуть биологический аспект развития.

Возрастная психология как наука

Объект Развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный,

здоровый человек

Предмет Возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности

и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе

Теоретические - Проблема движущих сил, источников и механизмов пси-

задачи(проблемы) хического развития на всем протяжении жизненного пути

человека

Проблема периодизации психического развития в онтогенезе

Проблема возрастных особенностей и закономерностей

протекания психических процессов

Проблема возрастных возможностей, особенностей, зако-

номерностей осуществления различных видов деятельности,

усвоения знаний

Проблема возрастного развития личности и др.

Практические - Определение возрастных норм психических функций, вы-

задачи явление психологических ресурсов и творческого потенциала

человека

Возрастная и клиническая диагностика

Контроль за ходом психического развития детей, оказания

помощи, родителям в проблемных ситуациях

Психологическое сопровождение, помощь в кризисные

периоды жизни человека

Организация учебно-образовательного процесса для лю-

Возрастная психология тесно связана с другими отраслями психологической науки. Она опирается на представления о психике человека, разработанные в общей психологии, использует систему основных понятий общей психологии. В то же время исследование происхождения и начальных этапов становления высших психических функций (например, памяти или мышления) приводит к более глубокому пониманию развитых форм сложных психических процессов. Изучение преобразования психических процессов у детей выступает как особый метод познания механизмов психического - генетический метод. Однако предмет генетической психологии не совпадает с таковым в возрастной психологии. В центре внимания генетической психологии - развитие психических процессов как таковых; для возрастной психологии важен развивающийся человек. Много общего имеют возрастная психология и педагогическая психология, особенно в своем историческом развитии. Реальное единство педагогической и возрастной психологии объясняется общим объектом изучения - развивающимся и изменяющимся в онтогенезе человеком. Но в педагогической психологии на первом плане - обучение и воспитание субъекта в процессе целенаправленного воздействия педагога, а возрастную психологию интересует, как протекает развитие в самых разнообразных социокультурных ситуациях.

Психическое развитие человека происходит внутри различных социальных общностей: семьи, группы сверстников во дворе или в детском саду, в школьном классе. Как субъект общения и межличностного взаимодействия, развивающийся индивид частично составляет предмет социальной психологии. Соотношение типичного и индивидуального, общего и своеобразного, нормального и аномального, отклоняющегося рядов развития создает общие поля для возрастной психологии и психологии сравнительной, дифференциальной, патопсихологии и клинической психологии. Возрастная психология имеет многообразные связи с широким спектром областей науки и культуры. Она опирается на знания из области естественных наук, медицины, педагогики, этнографии, социологии, геронтологии, культурологии, искусствоведения, языкознания, логики, литературоведения и других областей науки. И, в свою очередь, возрастная психология, раскрыв закономерности возрастного становления психики, делает их общим достоянием.

Основные понятия возрастной психологии

Ключевое понятие возрастной психологии - понятие «развитие». Развитие - процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. Развитие психики - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Рост - количественный аспект процессов развития. Главное отличие развития от роста: рост сводится к количественным изменениям, а развитие характеризуется качественными преобразованиями, появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур. Важно различать понятия развитие и созревание. Созревание для целого ряда зарубежных теорий возрастной психологии - важнейший фактор развития, причинно обусловливающий те или иные достижения. Современная отечественная психология развития рассматривает созревание как психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения. С понятием созревания, зрелости связан один из основных принципов возрастной физиологии - принцип гетерохронности развития, который фиксирует то обстоятельство, что разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития. Это означает, в свою очередь, что каждый возрастной этап имеет свою неповторимую психофизиологическую структуру, в значительной степени определяющую потенциальные психологические возможности данного возраста.

Выделен ряд особенностей процесса развития, важных для психологии и педагогики:

- тенденция к качественному изменению и переходу на более совершенные уровни функционирования ;

- необратимость развития (обратное развитие как полное восстановление того, что было раньше, невозможно);

- обязательное сочетание, включение элементов прогресса и регресса (прогрессивное развитие как выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие);

- неравномерность развития (периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений);

- зигзагообразность развития (связана с формированием принципиально новых структур, которые на начальных этапах функционирования работают в некоторых отношениях хуже, чем старые, - например, при переходе от ползания к ходьбе ребенок перемещается в пространстве медленнее и иногда с ущербом для своего здоровья);

- переход стадий развития в уровни (с появлением новой, более высокой стадии предыдущие не исчезают, а сохраняются в качестве одного из иерархических уровней новой системы);



- тенденция к устойчивости (успешное развитие невозможно без сильной консервативной тенденции).

Различают несколько видов психического развития: филогенетическое, онтогенетическое, функциональное. Филогенез психики - становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества. Онтогенез психики - формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида.

В возрастной психологии проявляется все больший интерес к развитию психики человека во внутриутробном периоде, в период эмбрионального развития (от зародыша до рождения). В настоящее время пренатальное развитие, эмбриогенез психики рассматривается как своеобразный адаптационный период, в течение которого происходит приспособление организма к окружающей среде и даже создаются некоторые предпосылки усвоения той или иной культуры (например, предпосылки усвоения родного языка и эмоциональные предпочтения).

Функционалгенез, функциональное развитие психики - развитие психических функций; возникновение нового уровня решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и других задач, процесс овладения новыми умственными действиями, понятиями и образами. Функционалгенез психики - составная часть онтогенетического становления психических процессов человека. Различают также нормативное психическое развитие и индивидуальное. Нормативность развития предполагает, что речь идет об общем, присущем большинству людей данного возраста характере изменений. В некоторых случаях о норме говорят как об идеале, наивысшем из возможных уровне психологического, личностного развития. Индивидуальное развитие связано с вариативностью нормы, с выявлением уникальности личности, с указанием на своеобразие некоторых ее способностей.

Важнейшее понятие психологии развития - психологический возраст . Он определяется как стадия развития индивида в онтогенезе - объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная. В зависимости от метода периодизации, от избранного основания (единицы периодизации) в разных психологических школах выделяют отличающиеся психологические возрасты.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Дайте определение предмета возрастной психологии.

2. В чем отличие современных представлений о предмете возрастной психологии от существовавших ранее?

3. С какими причинами связано историческое изменение понимания предмета возрастной психологии?

4. А.В. Толстых считает, что предмет возрастной психологии - «личность через призму ее онтогенетического развития». Как вы понимаете это утверждение?

5. Разъясните понятия «преформированный» и «непреформированный» типы развития.

6. Перечислите и охарактеризуйте виды психического развития человека.

7. Попробуйте составить список проблем (вопросов), относящихся к области возрастной психологии, по вашему мнению, наиболее актуальных или наиболее интересных.

ЗАДАНИЕ 1

Сравните определения предмета возрастной психологии в работах ведущих отечественных и зарубежных психологов. С этой целью просмотрите психологические словари, учебники, проанализируйте оглавления и предметные указатели (обратите внимание на ключевые понятия), выделите общие и отличительные черты в трактовке понимания содержания возрастной психологии.

Литература к заданию:

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1997.

2.Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. М., 2000.

3.Крат Г. Психология развития. СПб., 2000.

4.Кулагина М.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М., 2001.

5.Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2000.

6.Реан А..А. Психология человека от рождения до смерти: Младенчество. Детство. Юность. Взросление. Старость (полный курс психологии развития). СПб., 2001.

7.Слободчиков В.И., Исаев Е.М. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 2000.

ЗАДАНИЕ 2

Сравните позиции ученого - исследователя в области возрастной психологии и практического возрастного психолога с точки зрения специфики их отношения (в постановке задач, выборе методов и пр.) к развивающемуся субъекту (ребенку, взрослому).

Литература к заданию:

1.Бурменская Г..В., Карабанова О.А., Аидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Психологические проблемы нормального детства. Тематическое приложение к «Журналу практического психолога» за 1-е полугодие 1998 г. М., 1998.

2.Дубровина И.В. Практическая психология образования. М., 2000.

3.Периодические издания по психологии: «Журнал практического психолога», «Психолог в детском саду», «Психолог в школе», «Семейная психология и семейная терапия», «Мир психологии и психология в мире» и др.

Дополнительная литература:

1.Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.; Воронеж, 1996.

2.Бурменская Г.В., Обухова А.Ф., Подольский A.M. Современная американская психология развития. М., 1986.

3.Выготский А.С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997.

4.Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии // Вопросы философии. 1981. № 12.

5.Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка //Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994. С. 23-26.

6.Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М., 1994.

7.Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. С. 6-65.

8.Процессы психического развития: в поисках новых подходов / Под ред. А.И. 9.Подольского, Я. тер Лаака, П. Хейманса. М., 1994.

10.Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. М., 1988. С. 3-18, 292-303.

11.Рубинштейн С.А. Человек и мир. М., 1997.

12.Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994.

Науки. Она изучает закономерности и факты развития человека, а также его психику и ее возрастную динамику.

Объектом изучения возрастной психологии считается нормальный, здоровый, изменяющийся и развивающийся в Она выделяет различные возрастные изменения в поведении человека и старается их объяснить, раскрыть все закономерности приобретения им знаний и опыта. В центре внимания данной отрасти психологической науки находятся разные формы психической организации, которые типичны для отдельных периодов и этапов жизни людей. Основная ее задача - изучить и исследовать человека от рождения до самой его смерти.

Предмет возрастной психологии - это возрастные периоды развития, механизмы и причины перехода от одного к другому, общие тенденции и закономерности, направленность и темп психического развития человека в онтогенезе.

Наиболее важная часть возрастной психологии - детская психология. Понятие предмета данной науки трансформировалось с течением времени из-за того, что менялась методология исследования. Вначале в конце 19 - начале 20 века ученые стремились к тому, чтобы накопить конкретные данные, эмпирические сведения, изучить феноменологию психического развития именно в детские годы. Их интересовало, что происходит в этот период в детском развитии, какие новые умения появляются у ребенка, в какой последовательности и когда. Эта задача выполнялась при помощи таких методов, как наблюдение и срезового эксперимента.

В середине 20 века исследователи начинают уделять больше времени тому, каковы условия, факторы и движущие силы психического развития. В настоящее время можно выделить теоретические задачи возрастной психологии. Во-первых, изучить механизмы и источники психического развития на протяжении всего жизненного пути человека. Во-вторых, составить периодизацию психического развития людей в онтогенезе. В-третьих, изучить различные возрастные особенности, а также закономерности протекания (внимания, памяти, восприятия), то есть как они возникают, проходят путь становления, изменяются, совершенствуются, деградируют и компенсируются. В-четвертых, установить возрастные особенности, закономерности, возможности осуществления тех или иных видов деятельности, процесса усвоения знаний. В-пятых, исследовать возрастное развитие личности.

Большое количество ученых, которые оставили весомый след в науке, обязательно занимались вопросами, которые решает возрастная психология. Большое внимание уделил детской психологии Л.С. Выготский.

Возрастная психология имеет и ряд практических задач. Во-первых, она призвана определить возрастные нормы различных психических функций, выявить творческий потенциал человека и его психологические ресурсы. Во-вторых, создать службу контроля за всем ходом психического развития, оказания посильной помощи родителям, которые находятся в проблемных ситуациях. В-третьих, проводить возрастную и клиническую диагностику. В-четвертых, выполнять функции психологического сопровождения, помогать в периода кризиса. В-пятых, оптимально организовать учебно-воспитательный процесс.

Возрастная психология использует знания и опыт близких ей наук: общей, генетической, педагогической и Кроме того, она опирается на различные знания естественных наук: геронтологии, культурологии, педагогики, медицины, социологии, этнографии, логики, языкознания, искусствоведения, литературоведения и прочих областей науки. Возрастная психология раскрывает закономерности становления психики и делает их достоянием общественности.

Предмет возрастной психологии

Определение 1

Возрастная психология – это область психологии, которая изучает и формирует представление о психическом развитии детей различных возрастных этапов и переходе между ними.

В возрастной психологии определяются психологические характеристики каждого из возрастных этапов развития ребенка. Каждый возрастной этап обладает специфическими характеристиками и внутренними условиями развития. Возрастная психология занимается изучением процессов психики в динамике. Возрастная психология рассматривает понятие «возраст», которое по Выготскому, определяется как цикл в развитии человека, имеющий собственную структуру и динамику. В каждом цикле развития происходят психологические, физиологические изменения, зависящие от индивидуальных отличий и присущие всем людям.

Разделы возрастной психологии

Существует несколько разделов возрастной психологии:

  • детская психология, изучающая условия и факторы, способствующие развитию психики детей, законы функционирования ребенка- личности;
  • психология юности, занимающаяся изучением особенностей старших подростков, кризиса данного периода, исследованием жизненных позиций подростков и их стремления к самоопределению;
  • психология зрелого возраста, изучающая закономерности развития человека на этапе его зрелости, а также исследованием кризисов, которым подвержены люди зрелого возраста;
  • геронтопсихология, изучающая психические процессы, обусловленные старением организма, выявляющая притупления и затухания определенных психических функций, снижение активности и психической устойчивости.

Развитие возрастной психологии

В развитии возрастной психологии существует ряд проблем, в частности:

  • развитие психики и поведения ребенка обусловлено внешней средой и физиологическим формированием организма;
  • влияние на развитие психики детей стихийного и специально организованного обучения и воспитания;
  • возможности ребенка, наличие у него задатков и способностей;
  • сравнение и выявление изменений наиболее сильно влияющих на психическое развитие ребенка (эволюционные, революционные, ситуационные);
  • выявление основной компоненты определяющей психическое развитие.

Методы исследования в возрастной психологии

Основными методами исследования в возрастной психологии являются:

  • наблюдение;
  • моделирование;
  • эксперимент;
  • опрос.

Наблюдение может быть внешним и внутренним. При этом внешнее наблюдение реализуется посредством наблюдения за субъектом с фиксацией результата. Внутреннее наблюдение подразумевает самонаблюдение, исследование психологом явлений, происходящих в его сознании. Метод наблюдения заключается в познании индивидуальных особенностей психики индивида посредством изучения его поведения. Особенность метода наблюдения заключается в том, что изучение внешних проявлений психики происходит в естественных условиях жизнедеятельности. Наблюдения при этом необходимо проводить систематически по плану или программе.

Опросы проводятся для изучения ответов на ряд вопросов. Опросы могут быть двух видов: устный и письменный. Письменный опрос может быть проведен в виде теста. Существует два типа тестовых заданий: тест-опросник, тест-задание.

В экспериментальном методе исследования для проявления определенных качеств, необходимых для исследователя, ситуации, в которых проходит эксперимент, создаются искусственно. Если исследователь при наблюдении пассивно ожидает проявления определенных психических процессов, то в эксперименте он сам создает требуемые условия, чтобы вызвать эти процессы у объекта. Существуют две основные разновидности экспериментов:

  • естественный,
  • лабораторный.

Преимущество эксперимента в первую очередь заключается в том, что можно многократно повторять опыт для осуществления контроля и вмешиваться в психические процессы. Экспериментатор может изменять условия опыта и наблюдать последствия данных изменении.

Метод моделирования используют в случае невозможности проведения исследования другим методом.

Развитие в возрастной психологии

Развитие - это процесс не только количественных изменений. Говоря о психическом развитии нельзя говорить о том, что с возрастом что-то увеличивается или уменьшается. Развитие, прежде всего, это появление в определенные возрастные периоды в психике нечто качественно нового.

К таким новообразованиям можно отнести, например, субъективную готовность к школьному обучению ребят семилетнего возраста, подростковое чувство взрослости.

Определение 2

Возрастное психическое развитие – процесс становления психики ребенка от момента рождения до его личностного созревания и наступления его социальной зрелости.

В человеческом социуме нет процессов развития, действующих по уже сложившемуся образцу, кроме процессов развития в онтогенезе. Процесс развития человека не подчиняется биологическим законам, а подчинен общественно-историческим законам. Формы поведения человека складываются с течением времени, под воздействием социума и его законов.

Возрастная психология занимается изучением движущих сил, условий и законов самого психического развития.

Периоды развития человека

Возрастные классификации делятся на две группы:

  • частные классификации, которые описывают отдельные отрезки жизни;
  • общие классификации, которые охватывают всю жизнь человека.

К частным относится классификация интеллекта по Пиаже, согласно которой выделяется два основных периода становления человека:

  • период сенсомоторного интеллекта, длящийся от $0$ до $2$ лет;
  • период конкретных операций, длящийся от $3$ до $15$ лет.

Согласно частной классификации Эльконина существует три периода жизни:

  • раннее детство;
  • детство;
  • подростковый возраст.

Общая классификация Биррена включает все фазы жизни от младенчества до старости:

  • юность – от $12$ до $17$ лет;
  • ранняя зрелость – от $18$ до $25$ лет;
  • зрелость – от $51$ до $75$ лет;
  • старость – от $76$ лет и старше.

Общая классификация Эриксона включает 8 стадий жизни человека, обладающих специфическими особенностями:

  • от $0$ до $12$ месяцев – начальная стадия, которая характеризуется доверием и недоверием;
  • от $2$ до $3$ лет – вторая стадия, особенностью которой является проявление самостоятельности и нерешительности;
  • от $4$ до $5$ лет – третья стадия с появлением предприимчивости, чувства вины;
  • от $6$ до $11$ лет – четвертая стадия, на которой появляется ощущение неполноценности у ребенка, и формируются умения;
  • от $12$ до $18$ лет ребенок начинает осознавать личностью, путая при этом социальные роли;
  • с $19$ лет - начало зрелого возраста и появление ощущений близости и одиночества;
  • зрелый возраст, которому присуще поглощение собой и социумом;
  • пожилой возраст, в котором человек сформирован уже как цельная личность, но рождается чувство безнадежности.