Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Войны на почве религии. Религиозные войны. Религиозные войны в африке

войны, которые велись под религ. лозунгами (напр., крестовые походы, альбигойские войны, гуситские войны и др.). Под этими же лозунгами проходили завоевание Пиренейского п-ова арабами и Реконкиста, завоевание турками Константинополя и т.д.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ

во Франции (гугенотские войны) - войны между католиками и кальвинистами (гугенотами) во 2-й пол. 16 в., за религ. оболочкой к-рых скрывалась сложная борьба различных социальных сил. Современники называли Р. в. гражданскими войнами, это назв. часто употребляется и в ист. лит-ре 19-20 вв. Предпосылками Р. в. являлись социально-экономич. сдвиги во Франции сер. 16 в.: с одной стороны - обнищание задавленных налогами (возросшими в последние годы Итальянских войн) крестьян и гор. низов, положение к-рых резко ухудшилось в связи с ростом дороговизны, связанной с "революцией цен" (последняя сильно уменьшила также и доходы ср. и мелкого дворянства), с другой стороны - все большее ущемление абсолютизмом политич. власти феод. знати. Активной силой в обоих лагерях были нар. массы городов, выступавшие против феод. и зарождавшейся капиталистич. эксплуатации, и мелкое дворянство, к-рое возглавляла феод. аристократия. Католич. лагерь в 1-й период Р. в. был представлен пр-вом, на стороне к-рого выступала значит. часть дворянства и буржуазии центр. и сев.-вост. провинций. В лагере кальвинистов находились часть родовитого дворянства и города, гл. обр. юж. и зап. окраинных провинций, отстаивавших свои феод. вольности, сопротивлявшихся централизации, проводимой абсолютизмом. Наиболее последовательно защищали абсолютизм т. н. политики, выступавшие за политич. единство Франции; чл. этой партии рекрутировались гл. обр. из рядов высш. чиновничества. Кальвинистское дворянство рассчитывало укрепить свое экономич. положение за счет секуляризации церк. владений. Во главе лагеря католиков встали герцоги Гизы, во главе кальвинистов - члены боковой линии царствующей династии (Антуан Бурбон, принц Конде, затем Генрих Наваррский) и адмирал Колиньи; обе клики стремились к ограничению королев. власти. Для большинства дворян религ. вопрос играл второстепенную роль, в ходе Р. в. они порой меняли свою религию. Начало Р. в датируется в ист. лит-ре по-разному: 1 марта 1562, 1559 либо 1560. В 1559 начались во мн. провинциях Франции нар. волнения, на Ю. кальвинистское дворянство начало захватывать церк. владения. В 1560 гугеноты во главе с принцем Конде пытались захватить в Амбуазском замке короля Франциска II. Попытка Бурбонов, рассчитывавших отстранить от правления страной Гизов и фактически встать у власти, сорвалась. Амбуазский заговор был раскрыт. 1 марта 1562 отрядом герцога Гиза были убиты в местечке Васси молившиеся кальвинисты, это послужило сигналом к открытым воен. действиям. 1-й период Р. в. (до 1580) - борьба гугенотов с пр-вом. Вожди католиков Гизы приняли роль "защитников" королев. власти, в действительности стремясь полностью подчинить ее себе. Вожди обоих лагерей искали помощи у иностр. держав: гугеноты - у нем. князей, Голландии и Англии, католики - у Испании. За первыми тремя войнами (1562-1563, 1567-68, 1568-70) последовал Сен-Жерменский мир (1570), по к-рому гугеноты получили 4 важных города-крепости, право занимать гос. должности, кальвинистское богослужение было разрешено по всему королевству. Усиление гугенотов побудило Гизов и Екатерину Медичи организовать в 1572 массовую резню гугенотов в Париже (Варфоломеевская ночь), к-рая привела к возобновлению Р. в. (1572-73, 1574-76), сопровождавшихся расцветом антиабсо- лютистской публицистики (см. Монархомахи). По миру в Болье (1576) гугенотам была подтверждена свобода вероисповедания и фактически была признана образовавшаяся к 1576 т. н. Гугенотская конфедерация городов и дворянства в юго-зап. провинциях, что означало отпадение Ю. от остальной части Франции. На С. Гизы попытались создать аналогичную конфедерацию - Католическую лигу 1576. На Ген. штатах в Блуа (1576) католики потребовали возобновления войны с гугенотами. После 6-й и 7-й Р. в. (мир в Бержераке 1577 и в Фле 1580) борьба гугенотов с пр-вом прекратилась. Юг остался гугенотским. Во 2-й период Р. в. (1585-96, часто датируется 1585-94, иногда концом Р. в. считают Нантский эдикт 1598) против абсолютизма выступила Католич. лига во гл. с Парижем (см. ст. Парижская лига 1584-94). Глава католич. знати герцог Генрих Гиз, претендовавший на наследование престола после бездетного короля Генриха III, действуя в союзе с католич. городами, вынудил короля вновь начать войну с гугенотами и их главой Генрихом Наваррским, законным наследником франц. короны. В этот период социальная и политич. борьба и экономич. разруха достигли своего апогея. Во время 8-й Р. в. (1585-89), т. н. войны трех Генрихов, по приказу Генриха III были убиты герцог Гиз и его брат кардинал Лотарингский (1588), после чего демократич. крыло Парижской лиги добилось низложения Генриха III (1589). Генрих III пошел на соглашение с Генрихом Наваррским, и они совместно осадили Париж (последняя Р. в., 1589-96; согласно иной датировке - 1589-1594). При осаде Парижа Генрих III был убит монахом, подосланным лигой (1589). Королем стал Генрих Наваррский, но Сев. Франция и нек-рые юж. города и провинции его не признали. Исп. интервенция (в Париж был введен в 1591 исп. гарнизон) усугубила политич. анархию. Разгул феод. реакции привел к массовым крест. восстаниям (см. Кроканы). Католич. дворянство и буржуазия, напуганные размахом нар. движения, признали королем перешедшего в 1593 в католицизм Генриха Наваррского (Генрих IV). В 1594 он вступил в Париж, к 1596 подчинил почти все лигерские провинции; Р. в. кончились. Нантский эдикт 1598 урегулировал положение гугенотов. См. карту на отд. листе к стр. 689. В историографии 18-19 вв. была распространена концепция о чисто религ. характере Р. в., но уже нек-рые историки 19 в. искали политич. и социальные корни Р. в., при этом резко расходясь в оценке позиции каждого лагеря. Ж. Мишле считал гугенотов провозвестниками Вел. франц. революции, а др. франц. историк Ж. Б. Капфиг видел предтечу 1789 в Католич. лиге. Большой вклад в изучение Р. в. внес рус. историк 19 в. И. В. Лучицкий, но и он односторонне оценивал выступление гугенотов лишь как феод. реакцию против абсолютизма (как борьбу гл. обр. феодальной аристократии за политическую власть). Фундаментальные исследования о начальном периоде Р. в. принадлежат французскому историку 1-й пол. 20 в. Л. Ромье. В советской историографии Р. в. рассматриваются во всей их сложности и показывается неоднородность каждого из лагерей и различие целей, преследуемых в Р. в. разными слоями общества. Источн.: Док-ты по истории Франции сер. XVI в., в сб.: Ср. века, в. 12-15, М., 1958-59, в. 19, М., 1961; Док-ты по истории гражданских войн во Франции, 1561-1563 гг., под ред. А. Люблинской, М. - Л., 1962. Лит.: Лучицкий И. В., Феод. аристократия и кальвинисты во Франции, ч. 1, К., 1871 (дисс.); его же, Католич. лига и кальвинисты во Франции, К., 1877; Клячин В., Политич. собрания и орг-ция политич. кальвинистов во Франции в XVI столетии, К., (1888); Виппер Р., Политич. теории во Франции в эпоху Р. в., "ЖМНП", 1896, No 8; Вебер Б. Г., Происхождение Р. в. во Франции в освещении И. В. Лучицкого, в кн.: Франц. ежегодник. 1958, М., 1959; Люблинская А. Д., Франция в нач. XVII в., Л., 1959; Mari?jol J. H., Histoire de France, t. 6 - La r?forme et la Ligue, (P.), 1905; Thompson J. W., The wars of religion in France, 1559-1576, Chi., 1909, new ed., N. Y., (1957); Romier L., Les origines politiques des guerres de religion, t. 1-2, (P.), 1913-14; его же, Le royaume de С. de M?dicis, (v. 1-2), P., 1922; его же, Catholiques et huguenots а la cour de Charles IX, P., 1924; Vi?not J., Histoire de la r?forme fran?aise des origines а l´?dit de Nantes, P., 1926; Chartrou-Charbonnel J., La r?forme et les guerres de religion, P., 1936; L?vis-Mirepoix A., Les guerres de religion. 1559-1610, P., 1950; Livet G., Les guerres de religion (1559-1598), P., 1962; Vivanti C., Lotta politica e pace religiosa in Francia fra cinque e seicento, Torino, 1963. А. А. Лозинский. Львов. -***-***-***- Религиозные войны

Религиозные войны — то же, что и Гражданские

Религиозные войны — период французской истории ХVII века, когда граждане страны — католики и протестанты (гугеноты) воевали друг с другом. Всего войны было восемь

Годы религиозных войн во Франции 1562-1598

Кто такие гугеноты?

Гугеноты — французские протестанты, последователи реформистского учения проповедника Ж. Кальвина.
Протестантизм проник в католическую Францию в начале ХVII века из соседних Германии и Швейцарии и достаточно быстро приобрёл популярность. Его появлению способствовала деятельность философа Жака Лефевра из Этапля (1455-1536), который перевёл Новый Завет на французский язык и издал его в 1523 году. Учениками Лефевра были такие известные реформаторы и гуманисты, как Гильом Фарель, Жерар Руссель, Мишель д`Аранд. Как указывает Википедия, к 1557 году 35% французов придерживалось нового учения

Причины Религиозных войн

«Подлая затея» (Сюрприз в Мо) вынудила королеву-мать резко изменить свое отношение к гугенотам. Им была объявлена война не нажизнь, а на смерть. В этом декларации Карл IX выражал ссожаление по поводу сделанных ранее уступок гугенотам, что ничуть не помогло умиротворить страну, напротив, реформаты упрямо продолжали раздувать смуту. Он требовал, чтобы гугеноты незамедлительно передали под королевскую юрисдикцию все занятые ими крепости, все кальвинистские проповедники должны были в течение двух недель покинуть пределы Французского королевства, все религиозные культы, кроме католического, запрещались под страхом конфискации имущества, государственные чиновники, исповедовавшие кальвинизм, лишались своих должностей. В порядке акта милосердия объявлялась амнистия всем гугенотам, которые в течение семи дней сложат оружие

  • 1569, 12 марта, 7 мая, 25 июня, 24 сентября-1570, 27 июня — сражения при Жарнаке, Ла-Рош-л’Абель, Монконтуре, д’Орне-ле-Дюк, смерть принца Конде, поочерёдно успехи и поражения сторон
  • 1570, 8 августа — Сен-Жерменский мир. Гугенотам дарована свобода вероисповедания во всей Франции, кроме Парижа, право занимать государственные должности, а так же крепости Ла-Рошель, Монтобан, Коньяк и Ла-Шарите

1572-1573 — четвертая религиозная война

  • 1572, 22 августа — свадьба Генриха Наваррского и Маргариты Валуа
  • 1572, 24 августа — . Гибель де Колиньи
  • 1573, 11 февраля-6 июля — безуспешная осада Ла-Рошели католиками, Генрих Наваррский принял католичество, третий сын Екатерины Медичи Генрих занял польский престол
  • 1573, 11 июня — Булонский эдикт. В нём были сильно урезаны права, предоставленные Сен-Жерменским эдиктом 1570 года: при общей свободе совести свобода отправления культа была ограничена Ла-Рошелью и некоторыми другими городами, права на свободу религии для дворянских землевладельцев сохранялись теперь при определенных условиях
  • 1573, 24 июня — Ла-Рошельский мирный договор, подтвердивший Булонский эдикт
  • 1573 — создание так называемой «партии недовольных», стремившихся к примирению католиков и гугенотов, во главе партии стоял младший сын Екатерины Медичи герцог Алансонский

1574-1576 — пятая религиозная война

  • 1574, 30 мая — смерть короля Карла IX, на трон взошел под именем Генриха III третий сын Екатерины Медичи польский король Генрих Анжуйский
  • 1574, 4 ноября — третий герцог де Монморанси, будучи почти независимым правителем Лангедока, потребовал от нового короля восстановления прав для гугенотов, и не получив желаемого, начал военные действия
  • 1575 — в Ниме оформилась так называемая Гугенотская конфедерация городов и дворянства, фактически представлявшая собой государство в государстве, имела свою армию и систему налогов, ее высшим органом были Генеральные штаты.
  • 1575, осень — в пределы Франции вторглась армия протестантов, возглавляемая Генрихом де Бурбоном, вторым принцем де Конде и пфальцграфом Рейнским Иоганном Казимиром Пфальц-Зиммернским
  • 1575 года, 10 октября — сражение при Дормане, в котором католическая армия Генриха Гиза разгромила немецких протестантов Конде
  • 1576, февраль — к мятежникам присоединился Генрих Наваррский

Конде претендовал на губернаторство в Пикардии, Дамвиль - в Лангедоке, герцог Анжуйский, надеялся выкроить себе часть наследственных земельных владений в составе Анжу, Берри и Турени, Иоганн Казимир требовал епископства в Меце, Туле и Вердене. Мятежники имели армию в 30000 человек и грозили Парижу. Не имея средств для его обороны Генрих III вступил в переговоры с младшим братом. Переговоры вела королева-мать Екатерина Медичи

  • 1576, 6 мая — Эдикт в Болье («Мир Месье» или «мир брата короля»): Протестанты обрели восемь крепостей, представительство в каждом из провинциальных парламентов и возможность свободно отправлять свой культ по всему королевству, кроме Парижа и его предместий. Дамвиль сохранил за собой должность губернатора Лангедока, сопряженную с полномочиями, которые делали его независимым вице-королем, герцог Анжуйский получил Анжу, Турень и Берри. За Конде закрепили управление Пикардией. Иоганну Казимиру предложили в порядке компенсации 300 тысяч экю. Генриху Наваррскому досталось губернаторство в Гиени

1576-1577 Шестая война

  • 1576, май — герцог Гених де Гиз создал Католическую лигу с целью объединить вокруг себя католиков, умеренных протестантов и при их поддержке завладеть короной Франции. Вскоре под знаменами Лиги уже находилось около 50 тысяч человек кавалерии и 30 тысяч пехоты
  • 1576, 6 декабря — в Блуа открылись заседания Генеральных штатов — высшего сословно-представительского учреждения Франции, которое отвергло мир в Болье. большинство депутатов разделяли идеалы Лиги, за подавление протестантизма во Франции проголосовали с готовностью, тем самым спровоцировав очередную, уже шестую по счету, гражданскую войну, которая продолжалась в течение нескольких месяцев в 1577 году и разворачивалась главным образом в Сентонже и Лангедоке.
  • 1577, 17 сентября — Бержеракский мир («мир короля»). Подтвердил положения «мира брата короля», но с дополнительным эдиктом Пуатье, где гарантировалось гугенотам право свободного отправления культа и предоставлялось в их распоряжение ряд крепостей. Были реабилитированы жертвы Варфоломеевской ночи. Объявлялось о роспуске Лиги и Протестантской конфедерации, что позволяло королю занять подобающее ему место выразителя и защитника интересов всех его подданных. Секретные статьи договора определяли юридические и административные условия мирного сосуществования католиков и протестантов.
  • 1579, 3 февраля — мирная конференция в Нераке, тридцатая после начала гражданских войн, но первая, на которой собравшиеся, отбросив разговоры о религии, обсуждали единственно политические вопросы.

    Под влиянием Конде протестанты сначала выставили совершенно немыслимые требования. Сильная королевская армия под предводительством Монморанси заставила их принять более разумные предложения королевы-матери. Екатерина поклялась, что в течение шести месяцев католики выполнят свои обещания по договору, заключенному в Бержераке. В качестве гарантии протестанты получат на этот срок восемь укрепленных крепостей в Гиени и одиннадцать в Лангедоке, которые они должны будут освободить по истечении полугода

1579-1580 Седьмая война («война влюблённых»)

    До Генриха Наваррскаого дошли распространяемые королевским двором слухи о том, что жена его Маргарита ему неверна, Генрих сделал вид, что не верит «клевете», и объявил шурину войну, дабы кровью смыть позор нанесенной обиды. Это романтическая версия причины войны. На самом деле гугенотам пришло время возвращать французской короне крепости, временно предоставленные по договору в Нераке в их распоряжение.
    Военные действия начал принц Конде, которому католики не давали вступить в управление Пикардией. 29 ноября 1579 года вон захватил город Ла-Фер. затем в войну вмешался Генрих Наваррский, 29 мая 1580 года начавший осаду города Каора. Сражение и захват его гугенотами стали главным событием «войны влюбленных». Однако целом королевские войска одерживали верх. На северном фронте Генрих III отвоевал Лa-Фер, чем спровоцировал бегство Конде в Германию. После успеха в Каоре Генрих Наваррский, военные ресурсы которого оказались исчерпанными, был вынужден перейти к оборонительной тактике.
  • 1580, 26 ноября — мир во Фле, по которому Генрих Наваррский получил на шесть лет крепости, предоставленные ему соглашением в Нераке только на шесть месяцев

1584-1589 восьмая война («Война трёх Генрихов»)

  • 1584, 10 июня — умер Франсуа Алансонский, последний сын Екатерины Медичи. Генрих Наваррский стал наследником французского престола. В том же году образована Парижская лига
  • 1584, 31 декабря — Герцог де Гиз и посол Испании Мендоса подписали в Жуанвиле секретный договор, согласно которому учреждалась «постояннно действующая Лига для сохранения католической религии»

В конце 1584 года в Париже возник «Великий страх», вселяя смятение в души населения. Прошел слух, что Генрих Наваррский получил 200000 экю для оснащения армии. Опасались Варфоломеевской ночи для католиков, священники выступили единым фронтом против беарнского дьявола с резкими речами, возбуждающими толпу. Для большинства парижан католическая религия была наивысшей ценностью. Организаторы Парижской лиги были добродетельными и серьезными людьми с основательным классическим и религиозным образованием и принадлежали к зажиточной буржуазии

  • 1585, 21 мая — Генрих де Гиз начал очередную войну
  • 1585, 7 июля — договор в Немуре. Протестантизм был запрещен. Эдикт аннулировал все мирные договоры, заключенные ранее, объявлял ересь вне закона, предписывал гугенотам перейти в другую веру или в течение шести месяцев покинуть страну
  • 1585, 9 августа — Генрих Наварский вместе с Монморанси, вождем умеренных католиков, возглавил «Контр-лигу законопослушных граждан», обратившись за помощью к королеве английской и к Германии
  • 1585, 7 октября — Кролоь издал эдикт, по которому протестанты должны в двухнедельный срок перейти в католицизм или покинуть пределы Франции. Король Наваррский собрался было начать переговоры со своим шурином и выразить королю свой протест, но принц Конде тут же занял Сентонж, развязав тем самым войну
  • 1585, декабрь — перемирие для преговоров
  • 1587 — в пределы Франции вторглась армия немецких протестантов, её поддержали местные гугеноты под водительством Генриха Наваррского
  • 1587, 20 октября — битва близ Кутра королевских и гугенотских войск, победа протестантов, немецких наемников удалось подкупом отправить восвояси
  • 1588, 5 марта — умер Генрих де Бурбон, второй принц де Конде
  • 1588, 12 мая — День баррикад — восстание парижских католиков против умеренной политики короля Генриха III. Хозяином города стал Генрих де Гиз
  • 1588, лето — Гиз заставил Генриха III подписать Эдикт единства, одобренный парижским парламентом 21 июля. Король обещал никогда не заключать перемирие или мир с «еретиками-гугенотами», запретить занятие публичных должностей любому, кто не примет публичную присягу как католик, и не передавать трон не-католику
  • 1588, 16 октября — в Блуа открылось заседание Генеральных штатов. Делегаты потребовали от короля уменьшить налоги до уровня 1576 года, преследовать протестантов «без всякой жалости и сострадания», принять против Генриха Наваррского самые суровые военные меры, и торжественного признания невозможности воцарения на троне «принца, когда-либо замеченного в ереси». Генрих III отказался, что означало открытую конфронтацию с Генрихом Гизом
  • 1588, 23 декабря — убийство Генриха де Гиза по приказу короля Генриха III
  • 1589, 1 августа — убийство Генриха III монахом-доминиканцем Жаком Клеманом. смертельно раненный король приказал своим сторонникам присягать Гениху Навррскому
  • 1589-1590 — успешные битвы (при Арке, при Иври) Гериха IV с католиками

Окончание Религиозных войн

  • 1591, 4 июля — Генрих издал эдикт, в котором восстановил положения эдикта Пуатье 1577 года, заметно ограничивавшие свободу вероисповедания протестантов
  • 1593, 25 июля — Генрих Четвёртый торжественно отрёкся от протестантизма
  • 1594, 27 февраля — коронация Генриха IV
  • 1598, 13 апреля — Нантский эдикт Генриха IV, завершил тридцатилетний период Религиозных войн во Франциив. В эдикте даровалось полное равноправие католикам и протестантам. Первая статья эдикта предавала забвению события Религиозных войн и запрещала любое упоминание о них

воспоминание обо всём, что произошло с той и с другой стороны с начала марта 1585 года до нашего коронования и в течение других предшествующих смут, будет изглажено, как будто ничего не происходило. Ни нашим генеральным прокурорам, ни иным лицам, государственным и частным, не будет дозволено никогда и ни по какому поводу упоминать об этом

Итог религиозных войн

Как ни парадоксально, но по окончании Религиозных войн Франция стала сильнее. Высшие феодалы перестали бунтовать против королевской власти. Франция превратилась в сильнейшее европейское централизованное государство и оставалось таким более двухсот лет.

17 октября 1685 года Людовик XIV подписал в Фонтенбло эдикт об отмене Нантского эдикта. Приказано было разрушать храмы гугенотов и их школы. Последствия отмены Нантского Эдикта для Франции были печальны: торговля пришла в упадок, протестанты, самые предприимчивые, трудолюбивые, образованные граждане королевства, эмигрировали сотнями тысяч - в Англию, Голландию, Швецию, Данию, Швейцарию, Пруссию, Канаду

«Большая советская энциклопедия» и «Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия» дают только религиозной войны во Франции между католиками и гугенотами. Там ничего не сказано о Крестовых походах и о религиозных ХХ века. Получается четкого определения, «война религий» не существует.

Однако конфликты на религиозной почве происходят в мире постоянно. Во многих странах мусульманского мира и сегодня существует «священный джихад», который подразумевает под собой повсеместное распространение и утверждение ислама, вплоть до «священной войны» против иноверцев.

Существуют признаки, по которым можно определить «войну религий».К ним относятся: религиозных ритуалов военнослужащими, участие в боевых действиях священнослужителей и непосредственное привлечение духовных образов . Но главным признаком является принадлежность противодействующих сил к разным религиям.

К сожалению, часто используется в качестве инструмента для сведения счетов и развязывания кровавой бойни. Для того чтобы поднять волну негодования в обществе, и заполучить на свою сторону много сторонников, достаточно прилюдно сжечь Библию или Коран.

Зачастую за «войной религий» стоят миллиардные прибыли. Так было еще со времен Крестовых походов, когда к крестоносцам примыкали те, кто даже не имел морального права носить христианский крест.

Какие факторы могут послужить толчком к началу «войны религий»

Желание народа получить автономию, основываясь на различии религий. В этом случае, является своеобразным генератором, который подогревает желание образовать новое национальное государство.

Объединяющая религиозная война, которая основывается на желании народа, разбросанного по территории разных стран воссоединиться. При этом разделенный народ исповедует религию, которая отличается от общепринятого в государстве, где он проживает.

Общинные или внутренние религиозные конфликты, которые происходят внутри одного государства между различными сектами в рамках одной религии. В наши дни противостояние между суннитами и шиитами происходит по всему Ближнему Востоку.

Религиозно - абсолютистские конфликты возникают в странах, где на почве пропаганды одной религии проявляется нетерпимость к представителям другого вероисповедания.

Показательный того, как одно необдуманное провокационное действие на религиозной почве, может повлечь за собой гибель людей. Американский пастор Терри Джонс устроил акцию с сожжением Корана, что вызвало в Афганистане массовые нападения на сотрудников международных организаций. Сам пастор отделался небольшим штрафом, а результатом его поступка стала гибель ни в чем не повинных людей.

Религиозные войны (гугенотские войны) - войны во Франции между католиками и кальвинистами (гугенотами) во 2-й половине 16 в. Современники называли их гражданскими войнами. Во главе лагеря католиков встали герцоги Гизы, во главе кальвинистов - члены боковой линии царствующей династии (Антуан Бурбон, принц Конде, затем Генрих Наваррский) и адмирал Колиньи. И те, и другие стремились к ограничению королевской власти. Начало Религиозных войн датируется в исторической литературе по-разному: 1 марта 1562 г., 1559 г., либо 1560 г. В 1559 г. начались во многих провинциях Франции народные волнения, на Юге кальвинистское дворянство стало захватывать церковные владения. В 1560 г. гугеноты во главе с принцем Конде пытались захватить в Амбуазском замке короля Франциска II. Попытка Бурбонов, рассчитывавших отстранить от правления страной Гизов и фактически встать у власти, сорвалась. Амбуазский заговор был раскрыт. 1 марта 1562 г. отрядом герцога Гиза были убиты в местечке Васси молившиеся кальвинисты. Это послужило сигналом к открытым военным действиям. Вожди обоих лагерей искали помощи у других государств: гугеноты - у немецких князей, Голландии и Англии, католики - у Испании. За первыми тремя войнами (1560-1563 гг., 1567-68 гг., 1568-1570 гг.) последовал Сен-Жерменский мир (1570 г.), по которому гугеноты получили четыре важных города-крепости, право занимать государственные должности, кальвинистское богослужение было разрешено по всему королевству. Усиление гугенотов побудило Гизов и Екатерину Медичи организовать в 1572 г. массовую резню гугенотов в Париже (Варфоломеевская ночь), которая привела к возобновлению войн (1572-73 гг., 1574-76 гг.). По миру в Болье (1576 г.) гугенотам была подтверждена свобода вероисповедания и фактически была признана образовавшаяся к 1576 г. так называемая Гугенотская конфедерация городов и дворянства в юго-западных провинциях, что означало отпадение Юга от остальной Франции. На севере Гизы попытались создать аналогичную конфедерацию - Католическую лигу 1576 г. В 1580 г. борьба гугенотов с правительством прекратилась. Юг остался гугенотским. Во второй период Религиозных войн (1585-1596 гг., часто датируется 1585-94 гг., иногда концом войн считают Нантский эдикт 1598 г.) против абсолютизма выступила Католическая лига во главе с Парижем. Глава католической знати герцог Генрих Гиз, претендовавший на наследование престола после бездетного короля Генриха III, действуя в союзе с католическими городами, вынудили короля вновь начать войну с гугенотами и их главой Генрихом Наваррским, законным наследником французской короны. В так называемой войне трёх Генрихов (1585-89 гг.) по приказу Генриха III были убиты герцог Гиз и его брат - кардинал Лотарингский. В 1589 г. Генрих III был низложен. После этого Генрих III пошёл на соглашение с Генрихом Наваррским, и они осадили Париж. При осаде Генрих III был убит монахом, подосланным Парижской лигой (1589 г.). Королём стал Генрих Наваррский, но Северная Франция и некоторые южные города и провинции его не признали. Введение в 1591 г. в Париж испанского гарнизона только усугубило политическую анархию. Начались крестьянские восстания. Католическое духовенство и буржуазия, напуганные размахом народного движения, признали королём перешедшего в 1593 г. в католицизм Генриха Наваррского (Генрих IV). В 1594 г. он вступил в Париж, к 1596 г. подчинил почти все отпавшие от центральной власти провинции; Религиозные войны кончились. Нантский эдикт 1598 г. урегулировал положение гугенотов.

"Религиозные войны" в книгах

Параграф IX Гражданские и религиозные войны

Из книги Стратегия и тактика в военном искусстве автора Жомини Генрих Вениаминович

Параграф IX Гражданские и религиозные войны Внутренние войны, когда они не связаны с зарубежным конфликтом, в основном являются результатом столкновения мнений, политического или религиозного сектантства. В Средние века они чаще всего представляли собой столкновения

Религиозные войны

Из книги Мир в 2050 году автора Эндрюс Джон

Религиозные войны Возможно, самая удивительная черта нынешнего столетия в сравнении со столетием прошлым состоит в том, что место идеологии как источника конфронтации заняла религия. Государственный капитализм в Китае не похож на западный либерализм, но он совсем

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

[Вырождение религий, религиозные войны и преследования]

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

[Вырождение религий, религиозные войны и преследования] 7) «А ныне последователи Христа и Магомета перерезают друг другу горло во имя и для славы своих верований и т.д. ...» Так Вы не согласны, что вырождающиеся религии являются большим злом? Вы не согласны, что религии

Миссии, религиозные войны, пробуждения

Из книги Духовные упражнения и античная философия автора Адо Пьер

Миссии, религиозные войны, пробуждения Всякая доктрина (религиозная или политическая), которая требует от своих приверженцев полного и абсолютного обращения, провозглашает себя универсальной и, соответственно, миссионерской; она использует проповедование, апологетику,

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ ДО И ПОСЛЕ ВАРФОЛОМЕЕВСКОЙ НОЧИ

Из книги Франция. Большой исторический путеводитель автора Дельнов Алексей Александрович

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ ДО И ПОСЛЕ ВАРФОЛОМЕЕВСКОЙ НОЧИ Французский престол перешел к другому сыну Екатерины - десятилетнему Карлу IX (1550-1574 гг.), а сама она за его малолетством стала регентшей. На многие годы забрала она бразды правления в свои руки - хотя Гизы остались весьма

Религиозные войны XVI в.

Из книги Новая история стран Европы и Америки XVI-XIX вв. Часть 3: учебник для вузов автора Коллектив авторов

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ ВО ФРАНЦИИ

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ ВО ФРАНЦИИ Было бы неправильно описывать французскую историю второй половины XVI в. лишь в мрачных тонах. Экономический упадок затронул не все области в равной степени. Королевская власть издавала ордонансы, регламентировавшие судопроизводство,

Религиозные войны во Франции, 1562-1598

Из книги Эпоха религиозных войн. 1559-1689 автора Данн Ричард

Религиозные войны во Франции, 1562-1598 В противоположность Испании, которая стремилась к объединению и миру на протяжении всей второй половины XVI в., Франция находилась на грани истощения в результате 40 лет непрерывных гражданских войн. Граней у этой войны было много.

Из книги История Франции в трех томах. Т. 1 автора Сказкин Сергей Данилович

5. Реформация и религиозные войны

Религиозные войны

Из книги автора

Религиозные войны Разделение христианского мира на католиков, протестантов и православных произошло много веков назад. Но до сих пор разногласия между ними преодолены. Люди, не посвященные в теологические тонкости, не понимают, почему продолжается давний спор христиан

Религиозные войны

Из книги История фараонов. Правящие династии Раннего, Древнего и Среднего царств Египта. 3000–1800 гг. до нашей эры автора Вейгалл Артур

Религиозные войны Изучая период Второй династии, мы сталкиваемся с одной из самых сложных проблем египетской истории. Удивительно, что ей уделяли так мало внимания. Работая над данной короткой главой, я убедился, что эта эпоха требует более пристального изучения,

Реформация и религиозные войны во Франции

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ ВО ФРАНЦИИ (1562–1598 годы)

Из книги 100 великих войн автора Соколов Борис Вадимович

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ ВО ФРАНЦИИ (1562–1598 годы) Гражданские войны во Франции между католиками, составлявшими большинство населения, и протестантским меньшинством, исповедавшим кальвинизм и называвшим себя гугенотами.Синод пресвитерианской церкви (гугенотов) был установлен

Религиозные войны

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РЕ) автора БСЭ