Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Внеурочное занятие по русскому языку игра. «Великий и могучий русский язык». Внеурочное занятие на кружке «Секреты речи. Правописание шипящих ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Конспект внеурочного мероприятия по русскому языку для 6 класса. Интеллектуальная игра «Берегите русский язык»

(зачётное занятие курса внеурочной деятельности

«Язык есть исповедь народа»)

учителя первой квалификационной категории

Сапсай Анны Андреевны

Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках курса внеурочной деятельность «Язык есть исповедь народа», предвещая неделю русского языка и литературы. При проведении игры информационные технологии выполняют вспомогательную роль, что позволяет учителю значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5-6 классах.

На данном мероприятии используется мультимедиа-презентация, созданная в программе Power Point с минимум текста и богатым иллюстративным материалом. Этот вид работы способствует вовлечению всех учащихся в ход игры и дает возможность быстро проверить правильность выполнения заданий. А раздаточный материал, выполненный при помощи программы Word, развивает у детей способности к самостоятельной или групповой творческой работе.

Информационные технологии также позволяют учителю решить целый ряд задач, которые весьма трудно реализуются в рамках традиционных подходов. А именно: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы мероприятия (это интересно, потому что необычно), демонстрация реальных межпредметных связей и их использование при решении самых разнообразных задач.

Цели:

Обучающие цели:

Обобщить изученный материал по основным курса.

Формировать умения применять полученные знания на практике.

Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.

Развивающие цели:

Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.

Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.

Воспитывающие цели:

Воспитывать умение работать в группах.

Воспитывать любовь к родному языку.

Основными задачами игры являются:

1) создание для учащихся развивающей среды средствами русского языка на основе межпредметной интеграции;

2) реализация творческой инициативы учащихся, направленной на формирование активной гражданской позиции и национального самосознания в условиях межкультурной коммуникации;

3) развитие риторических умений; неподготовленной (спонтанной) речи, ораторского искусства;

4) развитие коллективного творчества учащихся.

Оборудование:

Раздаточный материал (электронный вид в папке “Раздаточный материал”).

Компьютерная презентация “Игра-путешествие” (Рекомендуется просмотр на ОС Windows XP с установленным пакетом MS Office XP).

Планируемые результаты:

Личностные:

Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

Осознание эстетической ценности русского языка;

Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

Готовность к самостоятельной творческой деятельности;

Толерантное сознание и поведение в обществе;

Навыки сотрудничества со сверстниками;

Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

Готовность и способность к самообразованию.

Метапредметные:

Умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

Умение ориентироваться в различных источниках информации;

Умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач;

Умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения;

Владение навыками познавательной рефлексии.

Предметные:

Сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;

Способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;

Свободное использование словарного запаса;

Сформированность понятий о нормах современного русского литературного языка;

Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

Владение знаниями о языковой норме, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

Владение умением анализировать единицы различных языковых уровней.

Условия проведения игры:

Формируются две команды по 6 человек. В качестве домашнего задания они должны придумать название, эмблему и девиз своей команды, оригинальное представление.

Игру ведут 2 ведущих. За 1 минуту надо дать правильный ответ.

Ход игры

Ведущий 1.

В мире насчитывается несметное количество языков. По предварительной оценке их число составляет около 6 тысяч. Каждый язык является инструментом отражения национальной культуры, инструментом развития и сохранения духовного и материального наследия. Язык каждого народа самобытен. Он формирует сознание человека, знание языка помогает расширить кругозор, глубже проникнуть в культуру другой страны. Признание и уважение всех языков позволяет сохранить мир во всем мире. Совсем недавно мы отмечали Международный день родного языка как напоминание о необходимости содействия развитию многонациональности языковой культуры.

Ведущий 2.

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь - песни, гимны пиши,
Хочешь - выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная - живуч.
Для больших и для малых стран
Он на дружбу,
На братство дан.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Он, как наши мечты, велик,
Животворный русский язык!

Ведущий 1.

Сегодня мы будем общаться и познавать великолепный, богатый, благозвучный, яркий русский язык.

Давайте вместе приоткроем таинственный занавес - проведем интеллектуальную игру «Берегите русский язык». Команды будут бороться за звание победителя, им предстоит пройти через увлекательные задания. А определять, кто с заданием справился быстрее и правильно, будет наше уважаемое жюри, в состав которого вошли :

Председатель жюри - учитель русского языка и литературы;

Ученица 9 класса - отличница, лауреат различных конкурсов по русскому языку;

Ученица 9 класса - отличница, член Совета старшеклассников школы.

Ведущий 2:

Как Вы знаете, у любой игры есть правила, и интеллектуальная игра не исключение.

Здесь правила таковы:

После того, как на слайде появится вопрос, у команды есть 1 минута на размышление, капитан команды, которая знает ответ поднимает карточку и команде предоставляется слово.

Ведущий 1:

Если ответ правильный, команда получает заслуженные баллы, если нет, - вопрос передается другой команде. В конце игры жюри объявит самую эрудированного команду.

Ведущий 2:

Участникам - занять свои места!

Ведущий 1:

- Итак, мы желаем командам успехов в состязании. Да победит сильнейший!

Ведущий 2: Первое испытание - представление команд . Здесь учащиеся должны представить свою команду, назвав девиз и показав эмблему. Представление ведется капитаном команды. Максимальное количество баллов 5. Команды готовы! Кто же начнет? Определит жеребьевка! Прошу подойти ко мне капитанов команд.

Ведущий 1. Первыми в игру вступает команда ___________________

Просим представить себя вторую команду.

Ведущий 2. Тишина в зале! Итак, внимание, второй конкурс «Поговорки» :

У вас всего одна минута. За ответ на этот вопрос вы можете заработать сразу 4 балла, по 1 баллу за правильный ответ. Такова стоимость данного вопроса.

Запишите русские пословицы, близкие по значению данным китайским.

Внимание на экран:

Обсуждать надо часто - решать однажды.

Кто слишком спешит - позже справляется с делом.

Трудно схватить двух угрей двумя руками.

Когда стоит ясная погода, готовь зонт.

Ведущий 1.

Итак, следующий конкурс «Фантазия».

В данном туре вам нужно составить связный текст на тему «Весна в моем городе», в одном из предложений которого рядом бы стояли слова «облака», «падали». Максимальное количество баллов - 5

Ведущий 2.

Конкурс «Истоки»

Внимание на доску! Что такое кириллица и латиница? Напишите записку соседу по парте, используя только буквы А, В, Е (=Ё), К, М, Н, О, Р, С, Т, У, Х. Эти буквы есть во многих европейских языках, использующих латиницу. Поэтому можно сказать, что эти буквы являются международными символами.

Ведущий 1.

Конкурс «Шарада» оценивается 1 баллом. Отгадайте шараду.

Первым можно расплатиться,

А второе станцевать,

В целом вы должны, ребята,

Континент родной назвать!

Ведущий 2.

Конкурс «Домисолька»

Придумайте предложение, в котором каждое новое слово начиналось бы с последующей ноты. Например: Добродушный Рекс мило фальшивил сольную лягушачью симфонию. Максимальное количество балов в этом конкурсе - 5.

Ведущий 1.

Конкурс «Забавные превращения».

«У Кати длинные пряди и красивая панама. И хотя по радио сказали, что в нашей области возможны бури, она всё равно пошла на пристань». Проанализируйте слова «пряди», «бури» и «пристань». Как, не меняя ни одной буквы, превратить их в глаголы? Напишите свои предложения, в которых эти слова обозначали бы действие, а не предмет. Максимальное количество баллов - 4.

Ведущий 2.

Конкурс «Расследование».

Прочитайте стихотворение русского поэта и писателя Генриха Сапгира и проанализируйте подчёркнутые слова. Какой троп здесь использован? Как ещё можно поэтично назвать месяц? За правильное определение тропа - 1 балл. За каждое поэтическое название месяца по 1 баллу. Время пошло!

«Meсяц»

Ночью на небе один золотистый апельсин.

Миновали две недели,

апельсина мы не ели,

но осталась в небе только

апельсиновая долька.

Ведущий 2.

Конкурс «Начало конца».

Впишите в каждую строчку ещё по три буквы так, чтобы получились пары слов по шесть букв каждое, первое из которых оканчивается на дописанные буквы, а второе с них же и начинается.

Ведущий 2. Наша игра подходит к финалу. Пока жюри подводит итоги, послушаем стихи о родном языке.

Красников Данил читает стихотворение Н. А. Филяевой «РОДНОЙ ЯЗЫК»

Язык наш прекрасный -

Богатый и звучный.

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нём есть и усмешка,

И меткость и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки -

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

Песню «Зажигаем звезды» исполнит трио «Вдохновение».

Емельянова Арина читает стихотворение « Родной язык — народа достоянье»

Родной язык — народа достоянье,
Он с детства каждому из нас знаком,
Стихи и проза, сказки и преданья,
Все мило нам на языке родном!
Учите, берегите речь родную,
Стихи слагайте, украшая жизнь!
Потомкам передайте речь живую,
Чтоб память о народе сохранить

Ведущий 1:

А сейчас спросим у нашего уважаемого жюри:

Кто победил?

Каков итог? Каких призов

Заслуживают игроки,

Большие наши знатоки.

Подведение итогов:

Слова ЖЮРИ:

В нашей интеллектуальной игре по русскому языку «Берегите русский язык» с результатом в _____________балов побеждает команда _________________

Нас всех объединяет чудо родного языка. «В нем разум народа, его кровь и воля. В нем живет, негодует, верит, смеется сам народ. Именно язык не дает народу забыть себя. Все плохое приходит и уходит, народ и его язык бессмертны». Желаем всем успехов в мире слов, в мире знаний.

Спасибо за игру. Надеемся, вы получили удовольствие, ибо игра носила не только развлекательный характер, но и познавательной.

А сейчас уважаемые игроки, нам хотелось бы услышать ваше мнение, что нового вы узнали, что вам понравилось.

Спасибо за вашем мнение!

Ведущие хором: ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!

Цели: формировать у учащихся интерес к русскому языку, расширять и углублять знания, повышать активность.

Рекомендации: на стадии подготовки к празднику должны быть сформированы 2 команды. Предварительная подготовка также включает в себя: задания болельщиков, ознакомление участников с пословицами, поговорками, загадками, разучивание песни, подготовку приветствий команд, ведущего.

I. Приветствие.

Команда «Слово».

Победу, а не поражение

Мы вам желаем, «Предложение!»

Команда «Предложение».

У нас приветствие готово

Ребятам из команды «Слово»:

«Соперник наш, не позабудь:

К победе очень труден путь!»

Приветствие команд жюри.

Вам и слава, и почет!

Все мы любим точный счет!

II. Конкурс капитанов «В стране непроверяемых написаний».

Я диктую слова с непроверяемыми написаниями, а капитаны записывают их в домиках, нарисованных на доске.

1. Береза, помидор, суббота, яблоко.

2. Осина, погода, субботник, ягода.

III. Конкурс «Слова-змейки».

К доске вызываются по одному представителю от каждой команды. Им нужно записать на доске или на своем листочке слово - имя существительное, затем придумать слово, которое должно начитаться с последней буквы предыдущего слова. Через 2 минуты участники зачитывают слова-змейки вслух (члены команд делают это задание на своих листочках).

IV. Конкурс «Вспомним и запишем».

Ребята, вспомните по последним словам каждой строки любое стихотворение и без ошибок напишите его.

Затем команде-сопернице предстоит восстановить все стихотворение, записав его безошибочно. Например:

Поле,

Воле.

(Ветер веет в чистом поле,

Волком воет он на воле.)

V. Конкурс «Проверка домашнего задания».

Представитель команды «Слово» читает составленную в ходе подготовки к празднику «Сказку про жи и ши», а представитель команды «Предложение» - «Сказку про Анну из второго класса и двойные согласные». Обе сказки оформлены в виде книжечек.

«Один раз собралось в лесу много зверей. Вышел вперед медведь и сказал:

Сейчас будут соревнования на знания жи и ши .

Стартовали бельчонок, зайчонок и лисенок.

Вот первое препятствие: стоят лы ... А дальше точки. Нужно вставить какой-то слог. Лисенок дописал жы . Лыжи ни с места. Зайчонок крикнул: «Лыже» . Лыжи стоят. Бельчонок дописал жи . Получилось лыжи ! И лыжи поехали.

Вот второе препятствие: впереди - гало. .. А дальше? Лисенок и Зайчонок сошли с дистанции, а бельчонок и тут дал правильный ответ: галоши ! Он и получил главный приз-лыжи и галоши».

«Жила-была девочка Анна. Она училась во втором классе. Учитель задал на дом правило о двойных согласных. Анна забыла выучить это правило и получила двойку.

Когда наступила ночь, ей приснился сон. Двойные согласные гнались за ней, Анна споткнулась и упала. Буквы кружились над ней и возмущенно кричали: «Почему ты не выучила о нас правило? Ведь ты не сможешь теперь написать очень много слов, в которых мы встречаемся, а они так важны для грамотного и образованного человека. В наказание мы исчезнем из твоего имени». И Анна разучилась писать свое имя...

На уроке русского языка дети стали писать слово Анна, а девочка не смогла этого сделать и заплакала.

Почему ты плачешь? - спросил учитель.

Я не знаю, как пишется мое имя.

Учитель с улыбкой посмотрел на второклассницу и сказал: «Ты не запомнила правило о двойных согласных. Это никогда не поздно сделать. Выучи его, и твое имя вернется к тебе».

Девочка согласилась с учителем, и с тех пор она знает, как пишется ее имя, а заодно она узнала, как пишутся слова ванна, касса, класс, коллектив.

VI. Конкурс «Вспомни правило любое и примером подтверди».

Представители команд вспоминают некоторые правила, изученные во 2 классе, записывают на доске примеры.

VII. Конкурс «Можем мы диктант писать на «4» и на «5».

Учитель диктует текст. На отдельном листке бумаги каждый член команды записывает только одно слово. Например, первый член команды записывает слово и передает лист для записи следующего слова второму члену команды. Получается своего рода эстафета. После того как весь текст диктанта записан, команды вместе проверяют и передают его в жюри для оценки.

Текст диктанта. Ребята собрались на квартире у товарища. В пятницу в классе будет конкурс диктантов. Лена Дружинина читает слова и предложения. Ребята записывают в тетрадь, потом вместе проверяют работу каждого ученика.

Выделенное слово ребята разбирают по составу. В слове они выделяют корень - реб , суффикс - ат , окончание - а.

VIII. Конкурс болельщиков «Поддержи свою команду, помоги ей победить».

Болельщики хором приветствуют обе команды:

За команду мы «болеем»

И друзьям помочь сумеем!

Затем они поднимают плакаты: «Знай и люби родной язык!», «Ты наш друг, родной язык!», «Вперед, к победе!», «Мы болеем за вас!», «Ура, мы победим!».

IX. Конкурс «Учимся писать стихи».

Командам предлагают опорные слова-рифмы, с помощью которых они должны сочинить стихотворение.

Не спешу — пишу.

В тетрадь - пять.

После того как команды прочитают свои стихи, проводится физкультминутка для команд и болельщиков с использованием стихотворного текста предполагаемого ответа.

На уроке не спешу,

Аккуратно я пишу.

И поэтому в тетрадь

Мне учитель ставит «5»!

X. Конкурс «Различите части речи и члены предложения».

Командам даются карточки, на которых записаны два предложения:

1) На уроке русского языка ребята пишут правильно, красиво и скоро.

2) К соседу в тетрадь заглянешь - ошибки к себе перетянешь.

Первое предложение необходимо разобрать по членам предложения, а во втором предложении указать части речи. Выделенное слово себе не разбирать.

XI. Конкурс «Дружба с заглавной буквой».

В конкурсе принимают участие члены команд и болельщики. Им даются задания:

Придумайте и запишите веселую фамилию на букву «В».

Придумайте название города, которого нет на карте, но вы построите его, когда станете взрослыми.

Придумайте клички животным:

У меня есть три щенка.

Кличек нет у них пока.

Мне, ребята, помогите -

Клички для щенков найдите!

Пока жюри подводит итоги, все слушают в грамзаписи песню «Игра» (стихи Р. Рождественского, музыка В. Шаинского).

Награждение победителей.

Наталья Блохинова
«Великий и могучий русский язык». Внеурочное занятие на кружке «Секреты речи»

Внеурочное занятие в 3 «А» классе.

Тема : Великий , могучий русский язык

Цель : развитие интереса к родному языку ; показать красоту и величие русского языка ; воспитывать чувство уважения к родному языку ; развивать умение вести беседу; пробуждать интерес к исследовательской деятельности.

Оформление : плакат со словами «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий , могучий и свободный русский язык » (И. С. Тургенев)

Магнитофон

Аудиозапись «Гляжу в озёра синие»

План-конспект

Учитель : Русский язык - один из богатейших языков мира . Мы гордимся. Что можем разговаривать на языке А . С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского. Русский язык изучают за пределами нашей Родины. Любовь к родному языку неотделима от любви к Родине, к своему народу.

(звучит запись песни «Гляжу в озёра синие» )

Он весь корнями исстари былинный, Он, молодой, напоминает мне Размах и трепет крыльев лебединых, И взлёт ракеты в громе и огне, В его звучанье сок рябины горький И звонкая студёная роса, Что пьют соловушки взахлёб на зорьке, Серебряные ставя голоса. Присягу и счастливый смех ребёнка, Верительные грамоты послов- Всё отразит и передаст потомкам Живая связь его высоких слов. Он сквозь века проходит горным кряжем, Магическую властью наделён. Язык России- золотая пряжа, И ткёт его веретено времён. Мне было бы и жизнь отдать не жалко За песню, уходящую в века Пряди, пряди души народной прялка, Бессмертную основу языка .

(Б. Захаров)

Учитель : Какие высказывания о русском языке вы знаете ?

(ученики называют высказывания о русском языке )

Учитель : Любовь к русскому языку выражали многие поэты, писатели.:

Мы живём в стране российской, Признаём язык турецкий . Итальянский, датский, шведский, И японский, и французский, Но в родном краю по-русски Пишем , думаем, живём.

Мы тогда лишь вольно дышим, Если речь родную слышим, Речь на русском языку . И в своей столице древней. И в посёлке, и в деревне, И от дома вдалеке.

Суворов ободрял солдат На русском языке , Бессмертный Пушкин сочинял На русском языке .

С благоговеньем прикасайся К тому, чем ты вооружён, Твори светло и упивайся Безбрежным русским языком .

«Берегите наш язык , наш прекрасный русский язык – это клад , это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием ; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.» сказал И. С. Тургенев

Какие пословицы и поговорки вы подготовили для нашего утренника? (дети называют пословицы и поговорки о русском языке )

Учитель : Учите русский -

Годы к ряду,

С душой, с усердием,

Вас ждет великая награда ,

И та награда - в нём самом.

Вас сегодня ждёт награда за ваши знания о русском языке , о слове. Сейчас мы будем отгадывать загадки, разгадывать ребусы и шарады.

Наш язык обогащается новыми словами, которые одинаково звучат на многих языках мира . Есть слова. Утратившие своё значение. Они уходят из языка (соха, прялка, зипун, кичка) или получают новое значение (спутник, гражданин) . Знание истории языка помогает понять происхождение слов и выражений. Узнаем, какова история возникновения слов грамматика и рубль.

Слово грамматика возникло давно, ещё у древних греков, и получило своё название от слова грамма-буква. Отсюда понятно, почему в Древней Руси письменный документ назывался грамотой. Грамотой называется, и умение писать и считать.

Во времена древней Руси мерой цены были серебряные бруски. Если вещь стоила меньше бруска, то от неё рубили такую часть, какая была нужна. Эти небольшие части, отрубленные от целого, стали называться рублями.

^ 1. Разгадывание шарад :

Шарады- это слова-загадки. в которых несколько букв, слогов или часть слова выделены или описаны самостоятельно. По этим описаниям нужно составить целое слово.

Жилище-первый слог Затем идёт предлог. А в целом я огромна И называюсь…. (домна)

Мой первый слог-число с нулями, У всех людей-последних два, А вместе- догадайтесь сами, Всем городам она глава (столица)

Корнем с «дорогой» роднится В сборе приставка таится, Суффикс-как в слове «дневник» , Целым же в космос проник (спутник)

2. Занимательные вопросы :

Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (азбука)

Каких камней не найдёшь в море? (сухих)

Из какого полотна нельзя сшить рубашки? (железнодорожного)

Какой лошадь бывает, когда её покупают? (сырая)

О чём ведётся разговор? – Это чёрная?

Нет, это красная! _ - А почему она белая? - -Потому, что зелёная.

3. Метаграммы

Метаграммы- это головоломки, основанные на изменение в слове одной буквы.

С К в полях меня найдёте. С Г романсы запоёте, С В в косички заплетёте. (колос-голос-волос)

С Ч летаю над волною, С Л не дам волкам покою, С М рубашка-безрукавка, С З скачу в лесу по травке, С Г меня крепи к детали Из железа или стали (чайка-лайка-майка-зайка-гайка)

4. Анаграмма

Анаграмма- перестановка букв в слове в другом порядке, чтобы получилось новое слово

Воздух в шины я вдуваю, Жизнь несу я колесу. Если ж слоги мы смешаем, Буду деревом в лесу (насос-сосна)

Лежу я на земле,

Прибитая к железу,

Но буквы переставь –

В кастрюлю я полезу. (шпала-лапша)

Эта птица в небе вьется.

А буквы поменяй местами,

Полный зёрен к земле гнется. (Сокол-колос)

Я прежде обувью служил,

Крестьянин мною дорожил.

Но если буквы переставишь,

Меня одеждой быть заставишь. (Лапоть-пальто)

Заключительное слово учителя :

Сегодня мы услышали много замечательных слов о русском языку .

Какие вы запомнили, какие произвели на вас впечатление ? Чему учат эти высказывания?

Русский литературный язык- это величайшее достижение речевой культуры нашего народа. Что может быть красивее, изящнее и весомее русского языка ? Давайте изучать русский язык , бережно относится к каждому слову на уроке, дома, на улице! Давайте любить русский язык .

Публикации по теме:

Открытый урок для учащихся 10 класса «Русский язык как форма существования национальной культуры» МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.

Комплексно тематическое планирование «Секреты бабушкиного сундука. Русский костюм. Предметы русского быта» Ноябрь (С чего начинается Родина) 1 неделя (31.10 –04.11) «Секреты бабушкиного сундука. Русский костюм. Предметы русского быта». Задачи:.

Конспект урока русского языка в 3 классе. Русский язык 4.04.2016 Тема: Неопределенная форма глагола Тема: Неопределенная форма глагола Цели: дать определение термина «неопределенная форма глагола» ; познакомить с суффиксами глаголов в.

Коррекционная школа. Русский язык 6 класс «Правописание безударных гласных в корне слова» Коррекционная школа. Русский язык 6 класс Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне слова» Задачи урока: Обучающие: Формировать.

Логопедическое занятие по развитию связной речи «Великий День Победы» Логопедическое занятие по развитию связной речи «Великий День Победы» Цель: Систематизация знаний о Великой Отечественной войне. Задачи:.

Данное внеурочное занятие напрвлено на обобщение знаний по русскому языку по пройденным темам,на развитие навыков грамотной устной и письменной речи,а также на расширениекругозора и словарного запаса учащихся,воспитанию любви к русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Турнир грамотеев». Внеурочное занятие по русскому языку

Цели:

1.Обобщение знаний по русскому языку по пройденным темам.

2. Развитие навыков грамотной устной и письменной речи.

3.Расширение кругозора и словарного запаса учащихся,

Воспитание любви к русскому языку.

В игре принимают участие 3. Б класс

1. команда- Везунчики

2.команда- Умники и умницы

3.команда- Грамотеи

1. Организационный момент.

Мы собрались не в последний раз,

Так как любим игры без прикрас.

Хорошо живётся только тем,

Кто умеет скуку отогнать,

Кто с раскрытою душой

Принесёт задор весь свой

Лучистый, добрый, озорной

И сегодня здесь, друзья,

Свела нас очень интересная игра- турнир грамотеев

Итак, команды, приготовьтесь, начинаем игру.

2.Выполнение заданий.

Первая остановка – Буквоград

1.Добавить букву перед каждым словом, чтобы получилось другое слово:

Рубка (трубка), дар (удар), клад (склад),

Усы (бусы), ель (мель), уран (буран),

Беда (ябеда), роза (гроза), кран (экран)

2. Уберите по одной букве из каждого слова так, чтобы получилось новое слово :

Стон (сон), банк (бак), всласть (власть),

Краска (каска), склон (слон), полк (пол),

Тепло (тело), беда (еда), горсть (гость)

3. Замените одну согласную букву так, чтобы получилось другое слово:

Роса – роза, липа – лиса, банка – ранка,

Роль – соль, ветка – сетка, волос – голос

Голод – город, точка – дочка, ваза – вата

Вторая остановка – Грамотейск

1.В словарных словах вставьте пропущенные буквы и поставьте ударение: (4 слова каждой команде)

К_см_онавт, п_н_дельник, пр_вит_льство, р_сунок.

П_сс_жир, к_л_ндарь, з_мл_ника, г_ризонт.

Эл_ктрич_ство, к_м_ндир, б_бл_ _тека, к_ртофель.

2.Исправьте ошибки в предложениях:

Набирегу рос бальшой дуп.

Земой мидветь спит вберлоги.

Пушыстым хвастом леса замитает свои слиды.

Висной прилитают ласточьки и стрежы.

Мы чясто ходим наречьку лавить рыпку.

Влису свежый воздух и тешына.

3.Вставить пропущенные безударные гласные:

Прим_рять друзей, прим_рять платье

Отв_рить дверь, отв_рить картофель

Зап_вать в хоре, зап_вать молоком.

Третья остановка – Частереченск

  1. «Собери букеты » (на доске три вазы - ж.р., м.р., ср.р., слова-цветы разместить в нужную вазу)
  2. 3аменить данные словосочетания одним словом : (по три словосочетания каждой команде)

Храбрый человек (храбрец)

Умный человек (умник)

Добрый человек (добряк)

Болтливый человек (болтун)

Мудрый человек (мудрец)

Хвастливый человек (хвастун)

Богатый человек (богач)

Ленивый человек (лентяй)

Хитрый человек (хитрец)

Четвёртая остановка – Догадкино

  1. Собери пословицы из слов : (по две пословицы каждой команде)

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Корень учения горек, а плод сладок.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Не спеши языком, торопись делом.

Сначала подумай – потом говори.

Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.

  1. Разгадать шарады:

1)Сперва назови ты за городом дом,

План-конспект внеурочного занятия «Занимательный русский язык» в 1 классе

Тема: Волшебные слова

Цели: 1. Обогащение словарного запаса.

2. Развитие речи, мышления, памяти, внимания, познавательной активности.

3. Воспитание вежливости.

Универсальные учебные действия: 1) формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств: уважение и вежливое отношение к окружающим;

2) формирование умения строить рассуждения в устной форме;

3) развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

4) учебно-познавательный интерес к предмету.

Оборудование: плакат «Вежливые слова», пословицы «Как аукнется, так и откликнется», «Чего себе не хочешь, того и другому не делай», «Язык острее меча».

Место проведения: учебный кабинет.

Время проведения : 30 минут.

План-конспект занятия :

I . Оргмомент.

Посмотрите на доску, прочитайте пословицы, слова на плакате. Как вы думаете, о каких словах сегодня мы будем говорить?

II . Ход занятия.

1. Игры

«Доскажи словечко»

(Дети по ходу чтения текста вставляют хором «волшебные» слова)

Дядя Стёпа огорчён.

Рассказал он вот о чём:

Настя – славная девчонка.

Настя ходит в первый класс.

Но давно уже от Насти

Я не слышу слова… (Здравствуйте).

Встретил Витю я соседа.

Встреча грустною была:

Налетел он как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но представьте!

Зря от Вити ждал я слова… (Извините).

А слово-то, какое – очень дорогое!

Он про внучку говорил:

Экая досада! Я портфель ей подарил,

Вижу – очень рада!

Но нельзя ж молчать как рыба.

Ну, сказала бы… (Спасибо).

Слово-то, какое – очень дорогое!

(Шкатова Л.А.)

«Вежливые ребята»

(По мере надобности в рассказ хором вставляются «волшебные слова»)

Однажды Петя поехал в автобусе в кинотеатр. Войдя в салон автобуса, мальчик сел на свободное место и с интересом стал рассматривать из окна улицы и витрины магазинов.

На остановке в автобус вошла старенькая бабушка. Петя встал и сказал ей …(Садитесь пожалуйста). Бабушка была очень вежливой и сказала ему… (Спасибо ).

Вдруг водитель резко нажал на тормоза, так как через дорогу бежала собака. Петя чуть не упал и сильно толкнул молодого человека. Парень уже хотел было рассердиться, но мальчик быстро сказал… (Извините, пожалуйста ). Молодой человек улыбнулся и сказал: «Ничего страшного. Бывает».

«Вежливое слово»

Расстаётся даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо).

Когда нас бранят за шалости, говорим…(прости, пожалуйста).

И во Франции и в Дании на прощание говорят…(до свидания).

2. Беседа .

(Дети дают развёрнутые ответы)

Какие «волшебные» слова вы знаете? (Плакат «Вежливые слова»)

Как надо произносить «волшебные» слова? («Волшебные» слова надо произносить приветливо, глядя на того, к кому обращаешься).

Что никогда не делает вежливый человек? (Вежливый человек не бывает грубым, не высмеивает людей и не дразнит своих товарищей).

Почему так говорят: «Как аукнется, так и откликнется», «Чего себе не хочешь, того и другому не делай», «Язык острей меча»?

3. Ролевые игры.

(Дети показывают, как бы они поступили, в небольших сценках с участием одноклассников)

(В сценке участвуют два человека. Алёша забыл учебник по математике дома). Мальчик просит у Вики учебник на один урок: «Вика, дай, пожалуйста, учебник на один урок».

Вика: «Бери, не жалко».

Алёша: «Спасибо , ты меня выручила».

(В сценке участвуют до10 человек, изображая давку в автобусе)

Данил «случайно» наступает на ногу Жене и говорит: «Извини меня, пожалуйста. Я случайно».

Женя улыбается, не сердится.

Класс. Звенит звонок. Дети сели на свои места, приготовились к уроку. Учитель у доски объясняет новое правило. Вдруг запыхавшись, в класс входит Саша и говорит: «Простите, пожалуйста , за опоздание, я проспал, потому что у меня сломался будильник»

Учитель: «Проходи на своё место и тихо готовься к уроку. Старайся не мешать одноклассникам»

4.Сценка «Волшебное слово»

(Сценку по одноимённому рассказу В.Осеевой готовят обучающиеся 5 класса)

Действующие лица: Павлик, старик, Лена, бабушка, брат.

(На скамейке сидит старик и зонтиком что-то чертит на песке. Рядом садится взлохмаченный, раскрасневшийся разъярённый мальчик).

Старик. Да ты только что кричал, плакал. Сердился.

Павлик. А Вам-то что? Я скоро совсем из дома убегу из-за одной Ленки. На одной краски не даёт, а у самой сколько! А бабушка меня из-за одной морковки из кухни прогнала тряпкой… Никто меня не любит и не жалеет…

Старик. Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово… Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.

Павлик. А какое слово?

Старик. (Наклонился к мальчику и что-то прошептал)

Не забудь, как нужно говорить волшебное слово…

Павлик (Подбегает к сестре)

Лена, дай мне, пожалуйста, одну краску…пожалуйста…

Лена (Удивлённо)

Тебе какую?

Павлик

Мне синюю. (Подержав краску в руке, отдаёт её сестре).

Пойду к бабушке. (Павлик подошёл к бабушке и обнял её)

Дай мне кусочек пирожка…пожалуйста…

Бабушка (Широко улыбнувшись)

Горяченького …горяченького захотел, голубчик мой!

Павлик (Подпрыгивая)

Волшебник! Волшебник!

Павлик (Обращаясь к старшему брату за столом)

Возьми меня покататься на лодке…пожалуйста…

Лена.

Возьми его. Чего тебе стоит.

Бабушка.

Конечно, возьми!

Старший брат.

Эх, ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

Павлик (Выскакивая из-за стола)

Помогло! Опять помогло!

5. Итог занятия.

Какие вежливые слова мы сегодня вспомнили?

Как надо произносить эти слова?