Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

В голосовом аппарате роль колебательной системы принадлежит. Голосовой аппарат. Подготовка органов речи к работе

Голосовой аппарат, и как всё устроено

Основу их составляет диафрагма - мускульно-сухожильная перегородка, (грудобрюшная преграда) отделяющая грудную полость от брюшной.. Диафрагма является живым фундаментом для целого и совершенного инструмента. Диафрагма, это мощный мышечный орган, прикрепляется к нижним рёбрам и позвоночнику. Во время вдоха мышцы диафрагмы сокращаются, и объём грудной клетки увеличивается. Но мы не можем почувствовать диафрагму, т.к. её движение при дыхании и голосообразовании происходит на подсознательном уровне.
Грудная полость защищённая рёбрами и грудными позвонками, содержит жизненно важные органы - лёгкие, сердце, дыхательное горло, пищевод.

Лёгкие - как настоящие органные меха, участвуют в звукообразовании, создавая необходимый поток воздуха. Из лёгких воздух поступает в бронхи , тонкие и похожие на ветви дерева. Потом они объединяются вместе и образуют трахею, которая идёт вверх, вертикально. Трахея - состоит из хрящевых полуколец, она довольно подвижна, и соединена с гортанью.

Гортань выполняет тройную функцию - дыхательную, защитную и голосовую. Её остов составляют хрящи, которые соединены между собой суставами, связками, и мышцами, за счёт чего обладают подвижностью. Самый большой хрящ гортани - щитовидный, и его размеры определяют величину гортани. Для низких мужских голосов характерна крупная гортань, выступающая на поверхности шеи в виде кадыка. Верхнее отверстие гортани , так называемый вход в гортань образуется подвижным гортанным хрящём - надгортанником . При дыхании гортань свободна, а при глотании свободный край надгортанника, наклоняется назад, закрывая отверстие гортани. Во время пения вход в гортань прикрывается надгортанником. Гортань имеет свойство быть подвижной, в основном, в вертикальной плоскости.

В середине гортань сужается, и в самом узком месте располагаются две горизонтальные складочки, или- связки. Отверстие между ними называется голосовой щелью. Над голосовыми связками располагаются -желудочки гортани, над каждым из которых находится складка, параллельная голосовым связкам. Верхние желудочковые складки называются ложными и состоят из рыхлой соединительной ткани, желёз и слабо развитых мышц. Железы в этих складочках обеспечивают увлажнение голосовых складок, что очень важно для певческого голоса. При звукообразовании голосовые складки соединяются или смыкаются, и щель закрывается. Связки покрыты плотной тканью перламутрового оттенка. Связки могут изменять свою длину, толщину, и колебаться по частям, что придаёт голосу певца разнообразные окраски, богатство звука и подвижность.
Звук, резонирует в полости над гортанью, в глотке.

Глотка довольно объёмна, неправильной формы. Глотка отделяется от нёба, так называемой, нёбной занавеской . Маленький язычок в задней части нёба, словно образует двойную арку. Размеры глотки могут изменяться от движений нёбной занавески и языка. Так же для правильного звукообразования имеет большое значение артикуляция. Строение голосового аппарата имеет индивидуальные особенности в каждом отдельно взятом случае. Поэтому педагогический подход к каждому вокалисту так - же очень индивидуален. При работе с певцом, учитываются в первую очередь физическое состояние голосового аппарата, физиологическое строение и личностные особенности певца, психологическое и эмоциональное состояния. И на основе полученного представления составляется индивидуальная программа.

Главная задача педагога состоит в том, что бы из своего привычного набора упражнений подобрать для каждого певца именно то, что ему необходимо в данный момент. Или же, если ни одно из данных упражнений не воспринимается учеником правильно, сымпровизировать на ходу именно то, что будет понятно для начинающего певца. Важно, что бы певец почувствовал, что он может добиться правильного результата, что его голос звучит лучше. Он должен получить удовольствие от занятий вокалом.
Несомненно, преподавателю необходимо соблюдать осторожность и не форсировать удачный результат. Главное, что ученик осознал и запомнил приятное ощущение при пении, почувствовал свои возможности. В следующий раз он постарается вспомнить и воспроизвести все свои удачные моменты.

Правильное дыхание

Человек может долгое время - недели и месяцы - обходиться без пищи, пару дней не пить воду, но без дыхания жизнь прекращается через несколько минут.

В подавляющем большинстве случаев все дышат, как придется, как получается само собой. Люди в жизни учатся практически всему - ходить, говорить, читать, водить автомобиль. Правильному дыханию учатся немногие. О том, что существует правильное дыхание, обычно вспоминают, когда, «садится» голос, «пересыхает» во рту или не хватает воздуха закончить речевую фразу.

При вдохе воздух поступает в гортань и дыхательное горло, затем в бронхи, их разветвления и в легочные пузырьки, которых больше в нижней части легких. Легкие обогащаются кислородом, а при выдохе освобождаются от углекислоты и других газообразных продуктов распада. Легкие заполняют почти всю грудную клетку. Внизу легкие опираются на диафрагму.

Диафрагма - мускульная перегородка, отделяющая грудную область от брюшной. Она имеет куполообразную форму. При вдохе диафрагма сокращается, прогибается, теряет свою выгнутую кверху, куполообразную форму. Объем нижней части грудной клетки увеличивается. Атмосферный воздух устремляется в легкие, заполняя их. Затем дыхательная мускулатура грудной клетки и диафрагма расслабляются, объем грудной полости уменьшается - происходит выдох. Такой цикл дыхания, состоящий из вдоха, выдоха и короткой паузы, повторяется в покое у взрослого человека 16-18 раз в минуту.

Во время речи к физиологической функции дыхания присоединяется голосовая, поэтому оно называется фонационным (phone – «звук» греч.). По команде головного мозга голосовые связки смыкаются, превращаются в преграду на пути выдыхаемого воздуха. Проходящий воздух заставляет вибрировать связки и образуется звук.

Постановка голоса начинается с развития правильного дыхания, а именно с развития правильного вдоха и правильного выдоха. Вдох должен быть бесшумным, коротким и быстрым, а выдох - экономным и плавным. Без тренировок управлять своим дыхательным аппаратом трудно. Цель упражнений - укрепить мышечную силу и развить бесшумное короткое дыхание для длительного голосоведения *.

Человеческий организм так устроен, что может осуществлять процесс дыхания разными способами. Дыхание может быть поверхностным, когда вдох производится за счет подъема верхней части груди, может быть грудным, когда расширяется грудная клетка, и может быть брюшным (диафрагмальным), когда на вдохе увеличивается живот. Диафрагмальное дыхание менее утомительно и создает наиболее благоприятные условия для работы голосового аппарата (о дыхании в пении сейчас речь не идет). При этом виде дыхания равномерно заполняется воздухом вся полость легких, они хорошо вентилируются.

Большинство людей страдает поверхностным дыханием. Это означает, что организм получает только четвертую или пятую часть того объема кислорода, на который рассчитаны легкие. Изменив свое поверхностное дыхание на диафрагмальное, вы обретете новый голос, а также наладите нервную систему, ускорите обмен веществ, повысите энергeтический уровень.

Обучение правильному дыханию базируется на небольшом количестве целесообразных упражнений, которые при регулярных занятиях вскоре дадут ощутимый результат. Повторение дыхательных и звуковых упражнений закрепляется в мозговых центрах, приводя к образованию условных рефлексов. При систематических упражнениях вырабатывается привычка правильного дыхания и голосоведения.

Существуют три вида дыхания: верхнее (ключичное) - при вдохе поднимаются ребра, плечи, ключицы, при выдохе опускаются. Используется только часть легких (верхняя, очень небольшая). Затрачивается масса энергии при минимуме результатов; среднее (межреберное дыхание) - при вдохе ребра расширяются, при выдохе - опускаются. Воздухом заполняется средняя часть легких; нижнее (диафрагмальное дыхание). Диафрагма, находясь в покое, она выдвинута куполообразно вверх в грудную полость) при вдохе, напрягаясь, уплотняется, сдвигает брюшные органы вниз и выпячивает живот наружу. При выдохе диафрагма возвращается в исходное положение. Воздухом заполняются нижняя и средняя части легких.

Итак, как же дышать правильно эстрадному исполнителю?

Эстрадному исполнителю нужно овладеть всеми видами дыхания и с легкостью их чередовать, ведь при работе на сцене случаются различные ситуации, в которых требуется определенный тип дыхания.

В своей практике я использовал различные виды дыхания, и рекомендую наиболее оптимальный и работающий на практике вариант: смешанное дыхание (трехуровневое, полное).

Берется дыхание аккуратно, бесшумно и исключительно через нос, постепенно заполняя сначала нижнюю (брюшную) часть, затем среднюю (межреберную) и верхнюю (ключичную) часть. Выдыхание с извлечением звука происходит сверху - вниз. Дыхание можно брать как с закрытым, так и с отрытым ртом.

Данный вид дыхания очень удобен как при движении на сцене, так и при статичном исполнении.

Органов дыхания, обеспечивающих необходимую для голосообразования струю выдыхаемого воздуха;
гортани с голосовыми связками как непосредственно голосообразующего аппарата;
надставной трубы, то есть полостей рта и носоглотки, которые играют роль резонаторов, усиливающих образующийся в гортани звук и придающих ему индивидуальную тембровую окраску.
Резонатор - это полое тело, заполненное воздухом и имеющее отверстие. Он усиливает звук и придает ему тембровую окраску. Основными резонаторами в процессе речеобразования являются грудной, ротовой и носовой, причем грудной резонатор часто называют «фундаментом голоса». Излишнее участие носового резонатора в процессе речеобразования, чаще всего связанное с наличием небных расщелин или с парезами мягкого неба, приводит к появлению носового оттенка голоса - ринофонии (страдает только голос) или ринолалии (наряду с голосом нарушается и звукопроизношение).

В норме голосовые связки могут находиться в двух основных положениях - в сомкнутом и разомкнутом. Разомкнутыми связки бывают во время дыхания вне речи, что позволяет воздушной струе беспрепятственно проходить через гортань как при вдохе, так и при выдохе. В разомкнутом же положении находятся они и при шепотной речи, а также во время артикулирования глухих согласных звуков (П, Т, К, С, Ш, Ф, X, Ц, Ч, Щ). Если в это время приложить руку к гортани (передняя часть шеи), то мы не почувствуем в этой области никакой вибрации. В процессе голосообразования (при произнесении гласных и всех звонких согласных звуков) связки плотно смыкаются между собой и приходят в состояние вибрации, которую можно ощутить приложенной к гортани рукой. Именно благодаря этой вибрации голосовых связок и образуется голос. Какие же причины могут приводить к расстройствам голоса? Таких причин много, они крайне разнообразны и к тому же в происхождении голосовых расстройств играют далеко не однозначную роль.

Назовем наиболее распространенные из них:

Заболевания и травматические повреждения гортани и голосовых связок;
нарушения резонаторной системы;
болезни органов дыхания (легких, бронхов, трахеи);
заболевания сердца и сердечно-сосудистой системы;
эндокринные расстройства (в частности, заболевания щитовидной железы);
нарушения слуха, затрудняющие общую «настройку» голосообразующего аппарата ввиду отсутствия или недостаточности слухового контроля;
длительное курение;
систематическое употребление алкоголя;
воздействие ядохимикатов;
частое пребывание в пыльных помещениях;
систематическое перенапряжение голоса, особенно при неправильном пользовании им;
резкие температурные колебания (в частности, питье холодной воды и особенно холодного молока и соков в разгоряченном состоянии);
психические травмы.
Все причины голосовых расстройств условно принято делить на органические и функциональные. К органическим относятся те из них, которые вызывают изменение анатомического строения голосового аппарата в его периферическом или центральном отделах. Действие функциональных причин не вызывает видимых изменений в строении голосового аппарата, а лишь нарушает его нормальное функционирование. В соответствии с классификацией причин и сами расстройства голоса делятся на органические и функциональные.

Строение и функции гортани

Гортань состоит из нескольких хрящей. В её основании находится перстневидный хрящ. Дугообразно спереди и с боков над ним возвышается щитовидный хрящ, а сзади находятся 2 черпаловидных хряща. Концы голосовых связок прикрепляются к щитовидному и черпаловидным хрящам.

К внутренней поверхности щитовидного хряща прикреплён надгортанник. Во время глотательных движений гортань поднимается, надгортанник закрывает вход в гортань и пища как по мосту перекатывается через надгортанник в пищевод.

При разговоре или пении голосовые связки смыкаются благодаря поворотам черпаловидных хрящей, высота тона зависит от щитовидного хряща, который может перемещаться вперёд и назад. Сами голосовые связки — очень тонкие мышечные образования.

При покое голосовые связки разведены, между ними образуется треугольный просвет, через который и проходит воздух. При глубоком дыхании связки максимально раздвинуты, при спокойном дыхании они занимают среднее положение.

Обычно у детей щитовидный хрящ закручен назад и не выступает вперёд. В период полового созревания анатомия его меняется, он распрямляется и у мужчин становится хорошо заметным.

Развитие гортани

Строение гортани у мальчиков и девочек ясельного возраста примерно одинаково, и их голоса в это время трудно различать. Вследствие небольшой подвижности щитовидного хряща голос детей не может изменяться в большом диапазоне. Поэтому их попытки, подражая взрослым, брать высокие и низкие ноты могут привести к срыву голоса.

У людей при пении и разговоре большую роль играют ротовая, носовая, а также фронтальные и гайморовые полости. Они выполняют функции резонаторов. Опытный певец добивается громкого звучания не путём усиленного выдоха, а умелым использованием этих резонаторов.

Голосовой аппарат у подростков очень раним в период полового созревания, когда осуществляется мутация голоса. У мальчиков она происходит более болезненно, чем у девочек. Заниматься пением, да и вообще напрягать голосовые связки во время мутации голоса нельзя, так как это может вызвать повреждения голосового аппарата, которые могут остаться на всю жизнь. После мутации голос приобретает специфический тембр, который остаётся у человека практически до конца жизни.

Воспроизведение звуков в гортани называют фонацией. Однако этого недостаточно для членораздельной речи. Звуки речи формируются в ротовой и носовой полостях в зависимости от положения языка, зубов, челюстей. В том, что это так, легко убедиться, если произносить какой-либо гласный звук, а затем изменить положение губ, скажем, свернуть их в трубочку, — звук сразу станет другим.

Работа органов речи, совершаемая при произнесении того или иного звука, называется артикуляцией (от лат. articulo — расчленение). Она появляется не сразу. У детей младшего возраста артикуляция часто бывает несовершенной, чтобы её выправить, ребёнок прежде всего должен слышать правильную речь.

Ведь процесс слушания не пассивен. Он имеет рефлекторную природу, которая заключается в том, что мы мысленно проговариваем то, что слышим, и наше понимание фраз во многом определяется тем, насколько точно мы способны воспроизвести услышанное.

Поэтому если при разговоре с ребёнком пытаться шепелявить, подстраиваться под его неверное произнесение звуков, то развитие нормальной речи у него будет задерживаться. Более того, неправильные звуки будут закрепляться, и выправить потом недостатки произношения малыша будет чрезвычайно трудно.


Голосовой аппарат человека и птиц принадлежит к типу духовых инструментов, так как звук в нём образуется за счёт движения воздуха, выдыхаемого из лёгких. Струя воздуха колеблет упругие перепонки, которые и рождают звуковую волну. У человека роль таких вибраторов играют голосовые связки, находящиеся в гортани . Высота голоса увеличивается пропорционально натяжению мышц голосовых связок. Сила голоса определяется плотностью смыкания голосовых связок и воздушным давлением в лёгких и также прямо пропорциональна их плотности и силе .

Голосовой аппарат птиц

Голосовой аппарат птиц имеет не одну гортань , а две - верхнюю (larynx) и нижнюю (syrynx) . Главная роль в образовании звуков принадлежит нижней, устроенной очень сложно. Само её наличие - отличие птиц от других животных. Располагается она в нижней части трахеи там, где трахея разветвляется на два главных бронха .

Нижняя гортань имеет два или четыре вибратора, работающих независимо друг от друга, что позволяет птице изображать из себя дуэт или квартет. Также она позволяет использовать в качестве сильнейшего резонатора трахею. У многих птиц последняя сильно увеличивается в длину и диаметре, увеличиваются также и бронхи, имеющие каждый по независимому источнику звука. Птица способна значительно изменять форму сложной системы голосового аппарата при помощи движений тела и натяжения специальных мышц. Это позволяет ей управлять высотой и тембром своего голоса .

Ритмические характеристики звука определяются рефлекторным содружеством нижней и верхней гортани. Верхняя выступает в роли стоп-крана на пути звукового потока .

Голосовой аппарат человека

Заболевания

  • острый ларингит, который возникает в результате перегревания, переохлаждения, приёма горячей или чрезмерно холодной пищи, воды, действия газов, дыма или других примесей в воздухе.
  • неврозы, возникающие из-за перенапряжения центральной нервной системы (стресс, нервный срыв, сильный испуг)
  • хронический насморк
  • аденоиды
  • полипы носа
  • заболевания придаточных пазух носа
  • заболевания трахеи
  • бронхов и лёгких

Также вследствие курения происходит обжиг слизистой оболочки гортани и дыхательных путей, появление отёчности, кровоизлияний, утолщений, узлов и полипов голосовых связок

Механизм дыхания - это легкие с дыхательными путями и мышцы, осуществляющие процесс дыхания. Легкие состоят из нежной пористой ткани, представляющей собой скопление пузырьков - альвеол, соединенных каналами, которые образуют систему бронхов. Бронхи правого и левого легкого соединяются в трахею, которая заканчивается гортанью. Бронхи и трахея образуют так называемое бронхиальное дерево.

Источник звука - гортань представляет собой конусообразную трубку, состоящую из четырех хрящей: щитовидного, перстневидного и двух черпаловидных, соединенных между собой связками и суставами. Посредством мышц гортань снизу прикреплена к грудной кости, а сверху к глотке и подъязычной кости. В связи с этим гортань может перемещаться.

Уровень положения гортани изменяет полость верхних резонаторов и влияет на качество звука. Наиболее рациональное положение гортани при пении - спокойное, устойчивое.

Внутренняя полость гортани выстлана слизистой оболочкой. В середине гортани имеется так называемая голосовая щель. Она образуется двумя параллельными парами мышц, которые прикреплены одним своим концом к щитовидному, а другим - к черпаловидным хрящам. Наружная (верхняя) пара мышц называется ложными связками, внутренняя (нижняя) - истинными голосовыми связками, являющимися источником звуковых колебаний. Мускулы голосовых связок покрыты эластичными перепонками. Пучки волокон голосовых мышц идут в разных направлениях, вследствие чего связки могут вибрировать как всей своей массой, так и отдельной частью (половиной, краями и т. д.), когда одна часть мускула колеблется, другая может находиться в покое. Натяжение и расслабление связок, закрытие и раскрытие голосовой щели производится группой черпало-перстневидных мышц.

Глотка имеет надгортанную часть, примыкающую к гортани, ротоглотку н носоглотку. Полость рта сверху ограничена твердым нёбом, переходящим сзади в мягкое, снизу -- языком, спереди н с боков -- челюстями и щеками. Полость носа, разделенная носовой перегородкой, окружена костными и хрящевыми стенками. Сзади через хоаны полость носа связана с носоглоткой.

Полость носа имеет придаточные полости: гайморову, лобную, решетчатую -- и основные пазухи, расположенные в лицевой части черепа и связанные с полостью носа тонкими каналами.

Резонаторы. В акустике резонатором называется полость, заключенная в упругие стенки, имеющая выходное отверстие и отзывающаяся на определенные звуковые тоны.

Принято различать верхние и нижние резонаторы певческого аппарата. Верхние резонаторы, лежащие выше гортани: глотка, рот, нос, придаточные полости носа; нижние резонаторы -- полости, лежащие ниже глотки: трахея и бронхи (бронхиальное дерево). Нижние резонаторы влияют на тембр, оказывают воздействие на колебание связок, способствуют повышению активности их работы при наименьшей затрате энергии. Ощущение поющим вибрации грудного резонатора свидетельствует о полноте звучания голоса, особенно его нижних тонов.

Главный резонатор, усиливающий звук гортани - глотка. Полость рта также имеет большое значение для формирования певческого голоса, в частности, при образовании гласных и согласных.

Во время пения мягкое нёбо перекрывает вход в носоглотку. Если перекрытие не полное, звук приобретает носовой оттенок. Придаточные полости носа принимают участие в резонировании. Звуковые колебания могут передаваться через тонкую стенку твердого нёба. Полости эти очень небольшого размера и "отзвучивают" при наличии в спектре голоса высокочастотных колебаний. Это обстоятельство весьма важно для самоконтроля певца за качеством певческого звука. Ощущение резонансных явлений в этих полостях служит индикатором хорошей организации певческого аппарата, способствует нахождению высокого, яркого, полетного звука. Таким образом, вибрации, образующиеся в этих полостях, являются не причиной, а следствием хорошего звучания голоса.