Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Урок русского языка на тему "История развития письменности. Кириллица. Метаморфозы в составе Кириллицы" (10 класс). Почему исчезли из русского алфавита буквы ять, ижица, фита и ер

Гужова Валентина Владимировна , СОШ № 25 г. Владимира.

1. Элективный курс по русскому языку «Из истории русского языка» (для учащихся 8 – 9 классов)

Пояснительная записка

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний; национальной духовной и культурной ценностью.

Поэтому изучение современного русского языка совершенно невозможно представить без исторического освещения фактов языка, без обращения к его истории.

В «Концепции модернизации российского образования» подчёркивается, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны».

Цель филологического образования: формирование духовно богатой, высоконравственной образованной личности, патриота. Исходя из сказанного, важнейшей из задач, стоящих перед филологическим образованием, является формирование культуроведческой компетенции (сведения о русском языке как национально–культурном феномене, отражающем духовно–нравственный опыт народа). Поэтому необходимо, «чтобы каждый учитель, которому вверяется преподавание родного языка, мог видеть современный литературный язык в свете исторического развития» (Р.Гильдебранд).

Предлагаемый элективный курс «Из истории русского языка» может помочь в решении поставленной задачи.

Его цель : познакомить учащихся с историей развития языка.

Задачи :

Углубить и расширить знания школьников о родном языке;

Познакомить учащихся с некоторыми языковыми явлениями, вызывающими орфографические затруднения, через их исторический анализ;

Развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;

Повышать речевую культуру учащихся;

Познакомить учащихся с историей жизни великих лингвистов;

Повышать интерес к языку как составной части истории народа, воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Данный элективный курс предназначен для учащихся 8 – 9 классов, является практико ориентированным и рассчитан на 16 часов.

По завершении курса учащиеся должны выполнить практическое задание, которое может представлять собой творческий проект (индивидуальный или групповой), защиту реферата по истории языка (для рефератов могут быть выбраны темы, обсуждаемые на занятиях элективного курса, а также самостоятельно выбранные школьником).

Возможно создание лекторской группы, члены которой будут выступать с устным журналом «Из истории русского языка» на школьном празднике «Дни славянской письменности и культуры», в течение Недели русского языка и литературы, а также при проведении Единого Дня чтения.

Тематическое планирование

1.Родословное древо нашего языка. Генеалогическая схема развития важнейших систем письма, возникших на греческой основе.(Рассказ учителя. Коллективная форма работы с генеалогической схемой. 1 час.)

2.Славянско–кирилловское письмо. Подвиг солунских братьев. Кирилл и Мефодий. 24 мая – День славянской письменности и культуры.(Индивидуальные сообщения учащихся. Беседа. 1 час.)

3.История русского алфавита. (Реформа Петра I, гражданская азбука). Реформа 1918 года.(Рассказ учителя. Беседа. Работа в парах с древними текстами.1 час.)

4.Этимология – наука о происхождении слов. Этимологический словарь.(Рассказ учителя. Групповая работа с этимологическими словарями. 1 час.)

5.Собирал человек слова. В.И.Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка».(Индивидуальные сообщения учащихся. Групповая работа. 1 час.)

6.Что такое просинец , сечень , сухий , березозол , травень , изок , червень , зарев , рюин , листопад , груден , студен ? Однокоренные ли слова календарь и коляда ?(Работа в парах. 1 час.)

7.Исторические изменения в фонетике. Изменения в области гласных. История носовых («гнусавых») и редуцированных гласных.(Рассказ учителя. Работа в парах. Индивидуальные задания. 1 час.)

8.Чередование звуков. Беглые гласные.(Индивидуальное сообщение учащегося. Индивидуальные задания. 1 час.)

9.Буква «ЯТЬ» - самая «страшная» буква. Буква – страшилище, буква – пугало.(Индивидуальное сообщение учащегося. Беседа. 1 час.)

11.Изменения в области согласных. Почему после твёрдых согласных Ж,Ш надо писать И, а не Ы?(Рассказ учителя. Работа в парах. 1 час.)

12.Почему существуют в орфографическом правиле «Правописание И-Ы после Ц» слова–исключения: цыган, цыплёнок, цыпочки, цыкнуть, цыц? (Рассказ учителя. Работа в парах.1 час.)

13.Что означает выражение «ходить фертом»,или история буквы «ферт».(Индивидуальные сообщения учащихся. Беседа. 1 час.)

14.Семь падежей древнерусского языка. (Рассказ учителя. Беседа.1 час)

15 - 16.Проект «Из истории языка».Групповая и индивидуальная работа по созданию проекта и его защита: представление проектных работ учащихся – плакаты, рисунки, мини – сочинения, рефераты (2 часа).

2. Устный журнал «Юный лингвист».

Пояснительная записка

Предметом изучения в средней школе является современный русский литературный язык. Однако углубленное, сознательное освоение современного русского языка совершенно невозможно себе представить без исторического освещения фактов языка, без обращения к истории. В «Концепции модернизации российского образования» подчёркивается, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны». Цель филологического образования: формирование духовно богатой, высоконравственной образованной личности, патриота. Исходя из сказанного, важнейшей из задач, стоящих перед филологическим образованием, является формирование культуроведческой компетенции (сведения о русском языке как национально – культурном феномене, отражающем духовно – нравственный опыт народа). Поэтому необходимо, «чтобы каждый учитель, которому вверяется преподавание родного языка, мог видеть современный литературный язык в свете исторического развития» (Р.Гильдебранд).

Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе. Учебную деятельность школьников активизирует внесение элемента занимательности в обучении. Важно путем внеклассной работы пробудить у учащихся интерес, любовь к родному языку, а также формировать потребность его изучать. Целью внеурочной деятельности по русскому языку, на наш взгляд, является повышение общей языковой культуры учащихся. Предлагаемые материалы под общим названием - устный журнал «Юный лингвист» - служат для решения следующих задач:

Познакомить учащихся с историей происхождения русского языка; - формировать навыки грамотного письма через этимологический анализ слова; - развивать речь и обогащать словарь учащихся; - воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Данные материалы рассчитаны на учащихся 5 – 7 классов и могут быть использованы при проведении в школе Дней славянской письменности и культуры, Недель по русскому языку, на факультативных, кружковых занятиях.

Ход занятия

В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие и будущие поколения народа в одно историческое живое целое. К.Д.Ушинский

1.Актуализация мыслительной деятельности учащихся

Работа с эпиграфом.

Прочитайте строки замечательного русского педагога. Какие слова в этой записи показались вам самыми значимыми (ключевыми)? О чём может рассказать эпиграф вдумчивому читателю?

2.Этап целеполагания (формулирование целей занятия учащимися самостоятельно).

О чём мы сегодня поразмышляем на занятии? (Учитель вносит необходимые коррективы в ответы детей, сообщает цель работы.)

3.Устный журнал «Из истории русского языка».

1. Слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с устным журналом «Из истории русского языка», который посвящён Празднику славянской письменности и культуры. Помогут нам в этом знатоки родного языка (это могут быть заранее подготовленные учащиеся 8 – 9 классов). Давайте отправимся в путешествие по страницам журнала. Будьте внимательными слушателями, потому что в конце пути вас ждут интересные задания.

1 знаток - 1 страница «Создатели славянского алфавита».

Ежегодно 24 мая в славянских странах (Болгарии, Сербии, России и т.д.) отмечают Праздник славянской письменности и культуры. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита великих просветителей Кирилла и Мефодия. До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности для передачи сложных по мысли текстов. Византия, 9 век.

На берегу тёплого моря стоит город Солунь (сегодня Солоники). Здесь кончалась Византия, дальше шли необъятные земли славян, наших предков. Жили здесь два брата, сыновья военачальника. Отец их был греком, но мать-славянка говорила с детьми на родном славянском языке. Младшего брата очень удивляло, почему учителя в школе говорят только по-гречески, хотя в лавке прекрасно беседуют по-славянски. Узнав, что у славян нет своих книг и что даже такого простого слова как ДОМ написать нельзя, так как нет соответствующих букв, мальчик твёрдо сказал: «Вот я вырасту и придумаю славянам буквы!» Старшего брата звали Мефодий, младшего – Кирилл. Через много лет братья встретились. Кирилл попросил Мефодия отправиться вместе с ним на север, чтобы учить славян, перевести с греческого языка книги и создать славянский алфавит. Мефодий согласился помочь брату. Братья работали с раннего утра до позднего вечера: усердно просвещали славян, обучали людей грамоте, открывали свои школы. К концу 9 века уже тысячи людей читали и писали на старославянском языке. (Демонстрация славянского алфавита)

Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством. В знак уважения к подвигу великих братьев нашу азбуку назвали кириллицей. Наша азбука удивительна. И сейчас она поражает нас простотой и удобством. Каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия.

2 знаток – 2 страница «Буквицы древнерусского письма».

Древнерусские рукописные книги очень красиво оформлены. Это настоящие произведения искусства. Начертания буквиц славянского алфавита дают нам возможность увидеть мир глазами наших предков. Древнерусский книжник не просто украшал буквицу орнаментом, он прежде всего старался красиво передать мысль. В начертаниях буквиц можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, извивы рек. Эти буквицы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом.

Посмотрите на эти буквицы и попробуйте догадаться, что они обозначали, какие стороны мира отражали (в презентации показано изображение сло’ва «слова’»).

Конечно, буквы нашего алфавита на протяжении истории меняли своё начертание и значение. Одни, послужив верой и правдой, исчезали, другие возникали, третьи и по сей день являются предметом споров и обсуждений. О судьбах некоторых таких букв размышляет писатель Ф.Кривин.

Чтец. Песенка о буквах, вышедших из употребления:

В любой старинной книжице Ты можешь прочитать: Жила на свете Ижица, А с нею буква Ять. Но время быстро движется, И жизнь уже не та. Где нынче буква Ижица? Где Ять? И где Фита? Без них правописание Сумело обойтись. Новейшие издания Без них вступают в жизнь. Уж так на свете водится. Как говорил мудрец: Когда без нас обходятся, То значит, нам конец.

Следующая страница журнала расскажет нам об интересных буквах, которых сегодня нет в нашем алфавите.

3 знаток - 3страница «Биография звуков, букв, слов и выражений».

Сколько гласных звуков в русском языке? Шесть. А вот тысячу лет назад их было почти вдвое больше. Было два гласных звука, которые произносились « в нос» - носовые звуки – О носовое и Е носовое, которые в азбуке обозначались с помощью специальных букв –«ЮСОВ»: «юс большой» - Ѫ, Ѭ, «юс малый» - Ѧ, Ѩ. Сейчас такие звуки есть в польском языке, что доказывает, что у нас общий праязык. Было два гласных звука – ЕРЪ – [ъ] и ЕРЬ – [ь]. Употреблялись они почти в каждом слове, во всех его частях: ДЬНЬ, СЪНЪ, КОУСЪКЪ, СЪБЬРАТИ. Был ещё особый гласный звук, который по-разному произносился в разных русских землях: как звук, близкий к Е или И или ИЕ. Для его обозначения была особая буква «ЯТЬ» - ђ: ХЛђБЪ, Сђ НО, ЛђСЪ. Таким образом, в древности в русском языке было 11 гласных звуков.

Как вы думаете, почему в конце слов РОЖЬ, НЕСЁШЬ мы пишем букву «Ь», а произносим эти конечные согласные твёрдо? До возникновения Московского царства (14 века) согласные [Ж], [Ш], [Ц] произносились только мягко, и подобное написание было оправданным. Поэтому мы пишем ЖИРЫ, ШИЛО через И (учим правило «ЖИ-ШИ пиши через «И»). Потом эти согласные отвердели, но пишем мы эти слова по-прежнему. Такое написание называется ИСТОРИЧЕСКИМ, ТРАДИЦИОННЫМ.

4 знаток – продолжение предыдущей страницы.

Знаете ли вы, какую букву называли « БУКВОЙ – СТРАШИЛИЩЕМ», «БУКВОЙ – ПУГАЛОМ»? ђ – «ЯТЬ» - она затрудняла правописание и приносила школьникам много огорчений: им приходилось заучивать 150 слов, в которых писалась «ЯТЬ». Для облегчения запоминания слов с буквой «ЯТЬ» составлялись специальные стишки:

Бђ ло – сђ рый бђ дный бђ съ, Убђ жалъ бђ дняга въ лђ съ, Лђ шимъ по лђ су онъ бђ галъ, Рђ дъкой съ хрђ номъ пообђ далъ И за горький тотъ обђ дъ Далъ обђ ть не дђ лать бђ дъ…

Ошибки на «ЯТЬ» считались самыми страшными. Выражение «ЗНАТЬ НА ЯТЬ» свидетельствовало о наилучших познаниях.

А ещё была, ребята, в старом алфавите буква «ДАРМОЕД», «ЛОДЫРЬ», «БЕЗДЕЛЬНИК». Это буква «Ъ», которая писалась в конце слов после твёрдых согласных и "пожирала" 8% времени и бумаги. До 13 века этой букве было, что сказать, а с 13 века она замолчала. Однако она регулярно посещала собрания букв: ЖИЛЪ – БЫЛЪ КОТЪ, ОНЪ ЕЛЪ БУТЕРБРОДЪ… Ещё её называли самой дорогой буквой, так как «Ъ» занимала лишние страницы в книгах. Только реформа 1918 года отменила написание этой буквы.

5 знаток – продолжение.

Знаете ли вы, что в древнерусском языке не было звука [Ф]. Этот звук встречался лишь в «чужих» словах – из греческого языка: философ, фабрика. И сейчас все слова, в которых пишется буква «Ф», мы уверенно можем отнести к нерусским.

4.Выводы . Слово учителя.

Ребята, на этом наше занятие окончено. Но мы не прощаемся. В нашем журнале ещё много интересных страниц, которые расскажут нам об истории русского языка.

Что интересного на занятии вы узнали?

Какие страницы устного журнала понравились вам больше всего?

А теперь мы предлагаем вам викторину .

1.Почему нашу азбуку называли кириллица?

2.Когда возникла кириллица?

3.Кто из древних славянских народов ею пользуется?

4.Сколько букв в современном алфавите? В кириллице? (43)

5.Какие буквы были утрачены?

6.Какая буква, изгнанная из русской азбуки, называлась буквой – пугалом, страшилищем?

7.Какую букву называли лодырем, кровососом?

8.Как возникли слова АЗБУКА, АЛФАВИТ?

9.Почему говорят: «Сначала АЗ да БУКИ, потом другие науки?

10.Приведите примеры пословиц, поговорок, загадок, связанных с грамотой, азбукой, буквами(азбука – к мудрости ступенька, грамоте учиться – всегда пригодиться, корень учения горек, да плоды его сладки, кто грамоте горазд, тому не пропасть и т.д.).

11.Представьте, что вы древнерусский книжник. Как бы вы изобразили буквицы древнерусского письма? Попробуйте нарисовать понравившуюся вам букву.

3. Мультимедийная презентация к устному журналу.

Материалы презентации находятся в методическом хранилище ВИПКРО, на страничке

П лан

I. Из истории русского письма.

II. Тайны и загадки русской графики.

1. Отражение образности букв в русской фразеологии.

2. Реформа азбуки XVIII века.

3. Реформа азбуки начала XX века.

а). «Буква-страшилище», «буква-пугало».

б). Звук один, а буквы три.

в). «Прописать ижицу».

г). «Фита» или «ферт»?

д). Буква-бездельник.

III. Заключение.

Е сли хочешь познать истину, начинай с азбуки

(Пословица)

И стория русской графики, русского письма довольно сложна. Основанная на базе кириллицы, одной из двух древнейших славянских азбук, и названная кириллицей в честь славянского просветителя Кирилла (Константина) Философа, одного из ее создателей, она долгое время сосуществовала с церковнославянской графикой, постепенно совершенствуясь. Об этом и пойдет речь. (Слайд)

В прошлом каждая буква азбуки имела свое полное название, которое было похоже на обычное слово. Эти названия нужно было запоминать, что очень усложняло процесс обучения грамоте. (Слайд)

Вспомним, как М. Горький описал этот процесс в повести «Детство»:

«Вдруг дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, громко шлепнул ею по ладони и бодро позвал меня: - Ну-ка, ты, пермяк солены уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди!..

Слова были знакомы, но славянские знаки не отвечали им: «земля» походила на червяка, «глаголь» - на сутулого Григория, «я» - на бабушку со мною, а в дедушке было что-то общее со всеми буквами азбуки». (Слайд)

О бразность букв осознавалась народом и вкладывалась в устойчивые выражения и загадки: два косяка с притолокой – буква П. Сам оником (буква О), а ручки фертом (как буква Ф). Стоять глаголем – в виде буквы Г и т.д. Буква аз стала символом начала, а ижица - символом конца: от аза до ижицы – значит «с начала до конца». Пословица Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет также включает в свой состав эти два названия, с их символическими значениями, и означает она, что человек ничего не знает (даже аза), а других упрекает в незнании чего-то более сложного. Слово аз входит также в выражения изучать азы, сидеть на азах, твердить азы .

В начале XVIII века Петр I провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшими изменениями пользуемся и мы сейчас. (Слайд)

«При Петре Великом, - шутливо писал М. В. Ломоносов, - не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды». (Слайд 4)

1918 году была новая реформа, из азбуки были исключены ять , ижица , фита и ер в конце слова. Что это за буквы и почему их «изгнали» из алфавита? (Слайд)

Б уква ять по своему внешнему виду похожа на значок, которым астрономы изображают планету Сатурн. Буквы ять и е произносились совершенно одинаково. Сравните: вечер - вьтер . В слове вечер писали е , а в слове ветер - ять. (Слайд)

«Если бы от меня зависело, я упразднил бы и ять, и фиту, и ижицу, и ер. Эти буквы мешают только школьному делу... и составляют совершенно излишнее украшение нашей грамматики» ,- писал А. П. Чехов.

До изгнания из азбуки ять называли «буквой-страшилищем», «буквой-пугалом», так как она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) много огорчений. Им приходилось механически изучать правила на ять . Зазубривать слова, в которых следовало писать ять , было настоящей мукой для учеников. Они даже сложили специальные стихи, в которых перечислялись слова, где полагалось писать эту букву. (Слайд)

Ошибки на ять считались самыми страшными. Вот как в рассказе А. П. Чехова «Мыслитель» тюремный смотритель Яшкин рассказывает приятелю о своих бедах через ять:

«- Да и секли же меня за это ять! - продолжает Яшкин.- Помню это, вызывает меня раз учитель к черной доске и диктует: «Лекарь уехал в город». Я взял и написал лекарь с е. Выпорол. Через неделю опять к доске, опять пиши: «Лекарь уехал в город». Пишу на этот раз с ятем. Опять пороть. За что же, Иван Фомич? Помилуйте, сами же вы говорили, что тут ять нужно! «Тогда, говорит, я заблуждался, прочитав же вчера сочинение некоего академика о ять в слове лекарь, соглашаюсь с академией наук. Порю же я тебя по долгу присяги...» Ну, и порол. Да и у моего Васютки всегда ухо вспухши от этого ять... Будь я министром, запретил бы я вашему брату ятем людей морочить.» (Слайд)

Об избавлении от буквы ять мечтали едва ли не так же, как об отмене крепостного права. Выражение знать на ять свидетельствовало о наилучших познаниях.

З наменитый ять был не одинок в русской азбуке прошлых лет. Вот перед вами три слова: мир – «тишина, спокойствие», мiр – «вселенная», мYро - «душистое вещество». Первый слог всех трех слов произносился одинаково, а на письме один и тот же звук и обозначался тремя различными буквами. В первом слове писали и (мир ), во втором и с точкой (мiр ), в. третьем ижицу (мYро ). Ставить точки над и - значит доводить дело до конца (имеется в виду буква i ) . Буква и называлась и восьмеричное , а буква i называлась и десятеричное . Откуда эти названия? Тысячу лет назад, заимствуя греческий алфавит, наш и предки заимствовали и свойственное греческому письму обозначение чисел буквами: буква а обозначала 1 , в - 2 , г - 3 , л - 4 и т. д.; буквы б в греческом алфавите не было, она была «придумана» для древнерусского и старославянского языков и поэтому была «ущербной» - не имела цифрового значения. Итак, буква и обозначала число 8 , i - число 10 , отсюда и их названия. (Слайд)

И жица выглядела как римское «пять» и чем-то напоминала перевернутый кнут. Отсюда пошло выражение прописать ижицу , что означало «выпороть, выдрать», а в более широком смысле - «устроить кому-либо головомойку, дать крепкий нагоняй», а если учитывать, что очень часто прописные буквы писали красной краской, то становится особенно понятной меткость иронии этого выражения. Место ижицы в алфавите отражено в выражении дошли до ижицы , т.е. до конца. (Слайд)

Б уквы ферт и фита в алфавите стояли в разных местах, а произносились совершенно одинаково. В дореволюционном справочнике «Весь Петроград» люди с фамилией Федоров были помещены в двух совершенно различных местах. Одни на букву ферт , другие - на фиту , потому что фамилия эта могла писаться двояко: и через ферт , и через фиту . Строгого правила распределения этих букв по словам не было. Трудность в написании этих букв породила пословицы: От фиты подвело животы , Фита да ижица – к ленивому плеть ближится . (Слайд)

Фитой , по свидетельству В.И. Даля, называли грамотея, дошлого писаку. Интересно использовал различные признаки этих букв А.С. Пушкин в эпиграмме, посвященной поэту Ф.Глинке: (Слайд)

Поэт Фита, не становись Фертом!

Дьячок Фита, ты Ижица в поэтах!

Здесь даже названия букв даны с большой буквы, что говорит об их символическом значении. Народный образ – стоять фертом – означает горделивую позу человека, подпершего руки в бока. В эпиграмме и говорится, что стоять горделиво этому поэту нет оснований, поскольку он Ижица (т.е. последний) среди поэтов.

Еще в 1748 году В. К. Тредиаковский в статье «Разговор о правописании» писал:

«На что без пользы мучиться и терять время для того токмо, чтоб знать, где должно писать фиту и где ферт? Не все у нас учились греческому, или латинскому, или какому другому языку, без знания которых невозможно знать различия в сих буквах».

Б уква ер , так называемый твердый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же, скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд , разъезд ). А до реформы 1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: д ом ъ , дуб ъ , ехал ъ , город ъ . Букву ер называли «бездельником», «лодырем», «разбойником», «дармоедом», «кровососом» и другими подобными словами. Буква ер на конце слова пожирала более 8% времени и бумаги.

Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет, что только в одном романе Л. Н. Толстого «Война и мир» в дореволюционном издании имеется 115 тысяч никчемных бездельников. Если их собрать в одно место и напечатать подряд, их скопище заняло бы 70 с лишним страниц.

А сколько бумаги! Эта буква-бездельник была самой дорогой буквой мира. (Слайд)

В от и окончен мой экскурс в мир русской графики. Я хотела показать, насколько увлекателен этот мир, как он неразрывно связан с жизнью народа-языкотворца. Рассказывая о тайнах русской графики, я стремилась заинтересовать вас, сделать исследователями, возбудить у вас желание самим заняться наблюдениями за этим удивительным миром, миром русской графики. Любое познание бесконечно, и я призываю вас в путь, в дальнейший путь, который никогда не окончится, но всякое знание обогатит вас.

С писок использованной литературы

  1. Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии: Кн. для внеклас. чтения учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.: ил. – (Мир знаний).
  2. Григорян Л.Г. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по рус. яз.). Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1976.
  3. О.Д. Ушакова пословицы, стихи и загадки о русском языке. Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 64 с.
  4. Мокиенко В.М. Образы русской речи. – Л., 1986.
  5. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1980.
  6. Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985.
  7. Художественная литература:

а) Горький А.М. Детство.

б) Пушкин А.С. Эпиграммы.

в) Чехов А.П. Мыслитель.


Урок для учащихся 10 класса по истории развития письменности

Тема: Кириллица. Метаморфозы в составе Кириллицы.

Цели: 1. Выяснить, как образовался русский алфавит, рассказать об истории становления и исчезновения некоторых старославянских букв.

2. Развивать интерес к глубокому изучению языка как на уроках, так и во внеурочное время, подготовка мотивированных учащихся к олимпиадам и конкурсам по русскому языку.

3.Воспитать у учащихся бережное отношение к родному языку.

Ход занятия:

1. Слово учителя:

Письмо, как и язык, представляет собой внешние символы нации. Именно поэтому многие завоеватели уничтожали письменные памятники покоренных народов. Испанцы, завоевав Мексику в 1520 году, сожгли книги ацтеков: ведь они напоминали бы туземцам об их былом величии. По этой же причине нацисты, стремившиеся уничтожить идеологии, враждебные их собственной, сжигали книги своих противников.

Алфавит и Азбука.

Передавая нашу речь на письме, мы пользуемся буквами, каждая из которых имеет определенное значение. Совокупность букв, расположенных в установленном порядке, называется алфавитом, или азбукой.

Вопрос к учащимся:

А знаете ли вы, как, откуда пришли слова алфавит и азбука ?

Слово алфавит происходит от названия первых двух букв греческого алфавита: альфа и бета (по-новогречески вита ). Слово азбука – калька со слова алфавит – это слившиеся названия двух первых букв древнего славянского алфавита кириллицы: аз и буки .

Итак, алфавит – это система букв, передающих звуки, или фонемы, языка.

Кириллица, в сущности, – это греческий алфавит с дополнительными знаками для славянских звуков, которых нет в греческом языке. Потому в кириллице есть несколько ненужных для славянского языка букв вроде «кси» и «пси». Сочетания соответствующих звуков можно передавать сочетаниями других букв, например, вместо «кси» использовать сочетание «како» и «слово». Вообще дублетные буквы и буквенные сочетания, которых позднее стало еще больше из-за исчезновения в языке некоторых звуков, были постоянной проблемой для «грамотеев»: какой из двух вариантов выбрать? Отсюда многочисленные изменения в кириллице, исчезновение букв. В современном русском алфавите по сравнению с кириллицей добавились только три буквы – й, ё и э , а исчезло намного больше.

Кириллица – древнерусская азбука – связана близким родством с латиницей. Они, хотя и появились в разное время, восходят к греческому алфавиту: латиница – к западно-греческому, а кириллица – к восточному, классическому греческому.

Когда алфавит, созданный для одного языка, начинает использоваться для другого, обычно возникают некоторые неудобства. Звуковой состав языков в большей или меньшей степени не совпадает, поэтому при заимствовании алфавита, во-первых, появляются лишние буквы (передающие не существующие в данном языке звуки), а, во-вторых, некоторые звуки, специфичные для данного языка, остаются «не обслуженными» алфавитом.

К 24 буквам греческого письма были добавлены 19 букв для обозначения особых славянских фонем. Как и в греческом алфавите, каждая буква имела свое название. Большинство этих названий были реальными словами со своими языковыми значениями.

    Объявляется конкурс :

1) «Кто больше?» (кто больше вспомнит названий букв кириллицы).

(Аз, Веди, Буки, Живете, Земля, Зело, Покой, Добро, Глагол, Слово…)

(см. Приложение «Кириллица»)

2) Назовите несколько букв, которые были добавлены к 24 существовавшим в греческом алфавите для передачи особых славянских звуков.

(Червь, Люди, Цы, Буки, Юс Малый, Живете, Зело, Юс Большой, Мыслете, Ша, Ю)

    Выступления учащихся с сообщениями об изменениях в составе Кириллицы:

1)Современный русский алфавит восходит к кириллице, которая отличалась от него составом букв, их начертанием и названиями. Первоначально кириллица включала 43 буквы. Некоторые из них с самого начала были дублетными, обозначали одни и те же фонемы. Другие буквы становились дублетными в связи с изменениями в фонетической системе.

Из русского алфавита исчезли многие буквы: Фита, Ять, Ижица, Зело, Пси, Кси, Омега, Юс Малый, Юс Большой.

Дублетные буквы – это буквы, которые использовались для записи одного и того же звука. Так, буквы о – «он», и – «омега» передавали в греческом языке разницу между кратким [о] и долгим [о], но в славянских диалектах эти звуки не различались. Одна из двух букв, «омега», являлась избыточной. В южнославянских текстах буква «юс малый» соответствовала особому носовому звуку, у восточных славян такого звука не было. В результате тоже появились дублетные буквы.
В южнославянских текстах буква «юс большой» также соотносилась с другим особым носовым звуком, восточные славяне приспособили ее для передачи звука [у], и она вступила в дублетные отношения с буквой
оу – «ук» (диграф – сочетание двух букв, передающее один звук).

2) В кириллице существовало еще несколько рядов дублирующих друг друга букв, например: «зело» и «земля»; «иже», «и» и «ижица»; «он», «омега» и « о звательное»; со временем в этот же ряд попали буквы «есть», «е» и «ять»; «фита» и «ферт». Кроме того, были буквы, которые передавали сочетание звуков, например: «от», «кси», «пси». Эти буквы дублировали написание звуковых сочетаний при помощи отдельных букв (о + т, к + с, п + с) . На первый взгляд может показаться, что дублетные буквы не затруднят того, кто взялся пользоваться таким перегруженным алфавитом. Ведь одну из букв можно просто не использовать, нужно только выбрать какую... Однако не стоит забывать, что в восточнославянских землях кириллица появилась вместе с христианством, т.е. с текстами, передающими основы христианского учения, и была воспринята как священный алфавит.

Текст и алфавит были неразделимы. Восточнославянские писцы в начале XI в. переписывали южнославянские книги, стараясь как можно точнее копировать встречающиеся там написания. Второе возможное решение проблемы дублетных букв еще проще: не ломая голову над выбором, бери наугад любую букву, которая больше нравится. Но это очень затруднит чтение и письмо, когда одно и то же слово можно написать по-разному. Постепенно дублетные буквы устраняли из алфавита. Так исчезло более 10 букв.

Буквы и («иже») и i («и»)

До XIV в. буквы и («иже») и i («и») традиционно распределялись так: буква i считалась необязательной, ее использовали в конце слов и особенно в конце строки, когда не было места и требовалось «ужать» текст. После XIV в. они распределились согласно правилу: пишем i перед гласной, а также перед й , во всех остальных случаях пиши и . Это правило дожило до XX в. и было отменено только после Октября 1917 г.

3) Буквы «фита», «кси» и «пси».

Книжник Константин Костнеческий работал при Ресавском монастыре в Сербии. Он был представителем самой авторитетной в то время Тырновской школы. Образцом для Константина Костнеческого был греческий алфавит. Поэтому он считал, что слова, заимствованные из греческого языка, нужно писать, копируя греческий образец. Так была определена роль букв «фита», «кси» и «пси». Например, имя Фома следовало писать с «фитой», имя Ксения – через «кси», слово псалом – через «пси». Вот как звучало правило употребления буквы «пси», которое усваивало не одно поколение восточнославянских книжников: «Псалом пиши псями, а не покоем. Пса пиши не псями, но покоем».

Буква «омега»

Константин Костнеческий впервые предложил общие правила распределения на письме дублетных букв. Эти правила учитывали форму слова, позицию звука, а иногда и значение слова. Так, букву – «омега» – стали писать в формах множественного числа, во всех других случаях писали букву он (о) : богы – б г въ .

    Слово учителя:

Реформа азбуки

Постепенно формировалось и критическое отношение к кириллице. В начале XVII в. ученый-филолог Мелетий Смотрицкий, автор первой подробной грамматики церковно-славянского языка, пришел к выводу, что в кириллице есть ненужные буквы. Но не во власти Мелетия Смотрицкого было запретить использовать ту или иную букву. Реформу азбуки в начале XVIII в. провел Петр I. Он своей властью попытался исключить из алфавита следующие буквы: «и десятеричное», «земля», «омега», «ук», «ферт», «ижица», «кси», «пси», «от», – а также все надстрочные знаки. Это решение встретило сопротивление ученых-книжников, оберегавших традиции русского письма.

В результате было принято компромиссное решение. Петру I удалось лишь устранить буквы «от», «омега» и «пси», он также узаконил две разновидности букв – прописные и строчные – и отменил знаки титл, которые использовались для сокращенного написания слов. Реформа 1708–1710 гг. разделила единый алфавит на два: один – традиционный (для написания церковных книг, а другой – новый, светский, гражданский). «При Петре Великом, – шутливо писал М.В. Ломоносов, – не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды» (имеется в виду гражданская азбука).

Кси (Ѯ, ѯ) Ижица (Ѵ) Зело (З и Ѕ)

Четверть века спустя Российская академия наук продолжила реформирование алфавита, начатое Петром. В 1735 г. она исключила из алфавита буквы «кси» и «зело», а также «ижицу», которая, однако, позже вновь была восстановлена. Тогда же была введена в алфавит буква й . В 1797 г. Н.М. Карамзин предложил передавать звуковой комплекс (диграф) iо (jо) изобретенной им буквой ё .

До революции русский алфавит насчитывал 35, а не 33 буквы, как сейчас. В него входили следующие буквы:

А а Б б В в Г г Д д Е е Ж ж З з И и І і К к Л л М м Н н О о П п Р р С с Т т У у Ф ф Х х Ц ц Ч ч Ш ш Щ щ Ъ ъ Ы ы Ь ь Ѣ ѣ Э э Ю ю Я я Ѳ ѳ Ѵ ѵ

Названия букв русского дореформенного алфавита (написание современное): а, бэ, вэ, гэ, дэ, е, жэ, зэ, и, и десятери́чное, ка, эль, эм, эн, о, пэ, эр, эс, тэ, у, эф, ха, цэ, че, ша, ща, ер, еры́, ерь, ять, э, ю, я, фита́, и́жица.

В 1918 г. из азбуки было исключено несколько букв.

5. Викторина и комментарии к истории букв:

(Ответив на несколько вопросов, ты узнаешь, что это были за буквы):

1) Эту букву называли «буквой-страшилищем», «буквой-пугалом». Какая это буква и почему ее так называли?

(Ответ . Это буква «ять». Она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) немало огорчений. Почему? Да потому, что буквы и е обозначали одинаковый звук. Возьмем слова: вечер и ветер . В слове вечер писали е , а в слове ветер – «ять» . Приходилось механически изучать правила «на ять». Ошибки «на ять» считались самыми страшными. Выражение знать на ять свидетельствовало о наилучших познаниях).

Комментарий учащегося:

Буква

Переводчик Дмитрий Иванович Языков писал: «Буква , потеряв настоящий свой выговор, походит на древний камень, не у места лежащий, о который все спотыкаются и не относят его в сторону затем только, что он древний и некогда нужен был для здания».
Зазубривать слова, в которых следовало писать
, было настоящей мукой
для учеников. Они даже сложили специальные стихи, в которых перечислялись слова, где
полагалось писать эту букву:

Б лый, бл дный, б дный б съ
Уб
жалъ, б дняга, въ л съ,
Л
шимъ по л су онъ б галъ,
Р
дькой съ хр номъ пооб далъ...

Об избавлении от буквы мечтали едва ли не так же, как об отмене крепостного права.

2) Какая буква выглядела как римское «пять» и чем-то напоминала перевернутый кнут? Почему эта буква была «изгнана» из алфавита? (Ответ . Это буква «ижица» – .)

Комментарий учащегося:

Ижица ѵ

Возьмем три слова: мир – «тишина, спокойствие», мир – «Вселенная» и миро – «душистое вещество». В данных словах один и тот же звук [и] обозначался тремя различными буквами. В первом слове писали и (мир) , во втором – i (мiр) , в третьем «ижицу» ро) . Так как буква «ижица» напоминала перевернутый кнут, то пошло выражение прописать ижицу , что означало «выпороть, выдрать», а в более широком смысле – «устроить кому-либо головомойку, дать крепкий нагоняй».

А.С. Пушкин в 1828 году напечатал эпиграмму на редактора журнала «Вестник Европы» М.Т. Каченовского, восстанавливающего во всех текстах «ижицу», которую, по мнению многих, давно пора выкинуть из русского алфавита!

Дурень, к солнцу став спиною,
Под холодный «Вестник» свой
Прыскал мертвою водою,
Прыскал «ижицу» живой.

Однако «ижица» просуществовала до реформы 1918 года.

3) Как вы думаете, почему в дореволюционном справочнике «Весь Петроград» люди с фамилией Федоров были помещены в двух совершенно различных местах?

(Ответ . Фамилия Федоров могла писаться двояко: и через ф («ферт»), и через «фиту». Буквы ф («ферт») и «фита» в алфавите стояли в разных местах, а обозначали один и тот же звук).

Комментарий учащегося:

Ф и Фита(ѳ)

Еще в 1748 году В.К. Тредиаковский в статье «Разговор о правописании» писал: «На что без пользы мучиться и терять время для того токмо, чтоб знать, где должно писать “фиту” и где ф ? Не все у нас учились греческому, или латинскому, или какому другому языку, без знания которых невозможно знать различия в сих буквах».

4) Какую букву называли «бездельником», «лодырем», «разбойником», «дармоедом», «кровососом» и другими подобными словами? Почему эта буква была самой дорогой буквой мира?

(Ответ . Буква «ер» (ъ) , так называемый твердый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной корня (съезд, объявление, взъерошенный) . А до реформы 1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: домъ, дубъ, ехалъ, городъ . Буква «ер» на конце слова пожирала более 8% времени и бумаги).

О.В. ЛЫСОВА,
г. Благовещенск,
Республика Башкортостан

Продолжение. Начало в № 10/2005

Если хочешь познать истину, начни с азбуки

Вот азбука – начало всех начал.
Открыл букварь – и детством так и дунуло!
А Константин-философ по ночам
Не спал, наверно, буковки выдумывал.
Шептал. Перо в чернила окунал.
Он понимал, что буковки – основа
Грядущего неписаного слова,
Великого, как Тихий океан.

(Ян Гольцман)

Последовав мудрому совету пословицы, отправимся в интересное путешествие в далекое прошлое, ведь история нашего алфавита насчитывает более 1000 лет и хранит немало тайн.

И первое открытие, которое мы делаем, познакомившись с ранними славянскими памятниками письменности, состоит в том, что они написаны не одной, а двумя азбуками. Одна из них называется глаголицей, другая – кириллицей. Название глаголицы происходит от славянского слова глаголати – «говорить». Кириллица была названа по имени одного из братьев – составителей славянского алфавита – Кирилла.

Азбуки эти имели, в общем, один состав, тот же порядок букв, но сильно отличались начертанием букв.

До сих пор точно не установлено, какую именно азбуку создали Кирилл и Мефодий – глаголицу или кириллицу. Многие ученые считают, что азбука, созданная Солунскими братьями, была глаголицей, более похожей на греческое письмо.

По вопросу о том, какую славянскую азбуку создал Кирилл и когда и как возникла вторая азбука, существует большая литература и множест-во гипотез. Мы советуем заглянуть в книгу В.А. Истрина «1100 лет славянской письменности».

Теперь рассмотрите глаголицу и кириллицу. (Слева – текст, написанной кириллицей, справа – глаголицей.)

Сравните буквы двух азбук. Какая из них, по вашему мнению, легла в основу современного русского алфавита?

Нетрудно заметить сходство современного алфавита и кириллицы. Но некоторое время славяне использовали обе азбуки.

Глаголических памятников сохранилось значительно меньше, чем кириллических, и последняя дошедшая до нас на глаголице относится к 1576 году. Кириллица же легла в основу русского, болгарского письма и письма многих других народов.

Как известно, славянская письменность была создана Кириллом и Мефодием на базе греческого алфавита, в его «парадной» форме, это так называемый устав, который был дополнен недостающими буквами, – для передачи звуков, отсутствующих в греческом языке; в их числе буквы б, ж, ш, щ, ч, ъ, ы, , ь, ю, , , , , .

Как видно из таблицы (рис. 2), каждая буква алфавита имела свое название, похожее на обычное слово.

Думали, так легче запомнить азбуку. В старину при обучении грамоте и в период усвоения правил чтения сначала называли буквы, затем из них образовывали «склады» (слоги) и только потом – слово. Слово базаръ , например, читалось так: «буки-аз» – ба , «земля-аз-рцы-ер» – зар , ба-зар .

Известный писатель XIX в. В.Гиляровский так вспоминает о своей первой азбуке: «Учиться читать я начал лет пяти. Дед добыл откуда-то азбуку. Каждая буква была с рисунком во всю страницу, и каждый рисунок изображал непременно разносчика: а (тогда написано было «аз») – апельсины, «буки» – торговец блинами, «веди» – ветчина... Далее следуют страницы складов «буки-аз» – ба , «веди-аз» – ва , «глаголь-аз» – га ... Других азбук тогда не было, и надо полагать, что и Лев Толстой, Тургенев, Чернышевский учились тоже по этим азбукам».

Современные названия русских букв – «а», «бэ», «вэ» и т.д. – стали употребляться сравнительно недавно, чуть более века назад. И хотя старые названия букв теперь не употребляются, но они не исчезли бесследно. Некоторые из них продолжают жить в русском языке, используются в поговорках, пословицах и просто устойчивых выражениях. Например, выражение поставить столы покоем означает «поставить их в виде буквы п » и никак не связано с русским словом покой .

Первой буквой кириллицы была «аз» , последней – «ижица». Отсюда и выражения со значением «от начала до конца» – от аза до ижицы; сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет (т.е. сам ничего не знает, а других укоряет большим незнанием); сидеть на азах, твердить азы (начало учения). Названия первых двух букв слились в одно слово азбука , означающее упорядоченную последовательность всех букв в нашей письменности.

Узнаем мы и устаревшее название буквы м в выражении писать мыслете , т.е. идти зигзагами при опьянении. От названия буквы – «хер» – образовались глаголы херить и похерить , которые означают «перечеркнуть» написанное «хером», «крестом», т.к. форма буквы х напоминает крест.

За более чем тысячелетнюю историю изменились не только названия букв, но и их состав. Некоторые буквы – «кси», «пси» – утратились, потому что были взяты составителями азбуки из греческого алфавита, где они обозначали звуки греческого языка, чуждые славянским языкам, в том числе и русскому. При составлении кириллицы в нее были введены так называемые «юсы», которые обозначали особые носовые славянские гласные звуки , , , . Еще в древнерусском языке носовые гласные исчезли, перейдя в буквы у, ю и я , поэтому юсы исчезли из алфавита.

В русском письме со временем изменилось и значение буквы «ять» – . Буквы и е стали произноситься совершенно одинаково. Сравните: вечер – ветер . В слове вечер писали е , а в слове ветер – .

До изгнания из азбуки «ять» называли «буквой-страшилищем», «буквой-пугалом», т.к. она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) много огорчений. Им приходилось заучивать наизусть слова с «ять». Ошибки на «ять» считались самыми страшными. Выражение знать на ять свидетельствовало о наилучших познаниях.

К каким только ухищрениям не прибегали, чтобы заучить, где писать . Запоминали, что после буквы б буква пишется в четырех корнях, после в – в пятнадцати, после д – в трех и т.п. Для лучшего запоминания придумывали рассказы, стишки, состоящие из слов с : «Бдный,
блый, блдный бсъ побжал поспшно в лсъ» и т.п.

Буквы оказывались лишними и потому, что порой две, а то и три буквы обозначали один и тот же звук. Вот перед вами три слова: мир – «тишина, спокойствие, мир – «Вселенная», миро – «душистое вещество». Первый слог во всех трех произносился одинаково, а на письме один и тот же звук [и ] обозначался тремя различными буквами. В первом слове писали и (мир) , во втором – i с точкой (мiр) , а в третьем «ижицу» – (мро) . «Ижица» () употреблялась очень редко, в некоторых словах, а у букв и i были и другие названия. Первая из этих букв – и – называлась «и восьмеричное», а буква i называлась «и десятеричное». Откуда эти названия? Дело в том, что тысячу лет назад, заимствуя греческий алфавит, наши предки заимствовали и свойственное греческому письму обозначение чисел буквами: а обозначало 1, в – 2, г – 3, д – 4 и т.д. Буквы б в греческом алфавите не было, она была «придумана» для древнерусского и старославянского языков и поэтому не имела цифрового значения. Итак, буква и обозначала число 8, i – 10 (отсюда и их названия), но никаких различий в звучании между этими двумя буквами не было. Буква i писалась перед гласными и перед й , во всех остальных случаях надо было писать и (правописанiе, iюль, библiотека, ближнiй) . Кроме того, различия и – i использовались для разграничения на письме двух слов, одинаково звучащих, но означающих разные понятия: мiръ в значении «Вселенная» и миръ в значении «отсутствие войны». Поэтому название романа Л.Н. Толстого писалось «Война и миръ », а поэмы В.В. Маяковского – «Война и мiръ ». В современном письме все три слова пишутся с и .

Буквы «ферт» и «фита» писались по-разному, а в алфавите стояли в разных местах, но обозначали один и тот же звук. («фита») писалась только в словах греческого происхождения, не очень последовательно: апо еоз, ди ирамб, ри ма, ари метика, ома, едоръ (но Филиппъ ). Было много пословиц, отражающих трудность усвоения того, в каких словах писалась : «От фиты подвело животы» (о школьном учении); «Фита да ижица – к ленивому плеть ближится».

Вполне понятно, что одна из букв была лишней. Так исчезла буква («фита»), а осталась ф («ферт»), которая до сих пор обозначает звук [ф].

    Внимательно изучите буквы кириллицы и их звуковое значение.
    Какие еще буквы в азбуке означали один и тот же звук? Какие из них оказались лишними, а какие сохранились в современном алфавите?

Но были и такие буквы, которые изменили свое значение, но из алфавита не исчезли. Буквы ъ («ер») и ь («ерь») первоначально обозначали так называемые редуцированные гласные, близкие к [о ] и [е ]: сънъ, дьнь (оба слова были двусложными). Примерно в XII в. редуцированные звуки в русском языке перестали существовать, исчезли вообще или перешли в гласные [о] и [е]: сон, день . Но буквы ъ и ь не исчезли из алфавита, как юсы, они стали употребляться уже в другом значении: буква ь стала разделительным знаком (вьюга) и знаком мягкости (день, письмо), а ъ стал разделительным знаком (въехал) .

Много еще можно рассказать и о первой славянской азбуке, и о том, что было с ней дальше. Но эту главу мы хотим закончить словами черноризца Храбра, автора сказания «О письменах»:

«Есть же и другие ответы, как скажем в ином месте, а ныне нет времени. Такое знание, братья, дал Бог славянам, а ему слава и честь и власть ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Дидактический материал

1. Вас пригласили на международную научную конференцию, посвященную истории кириллицы. Вы должны выступить с сообщением об изменениях, которые произошли в русской азбуке. Продолжите текст сообщения, приведите доказательства и примеры. придерживаясь следующего плана:

1) заметно изменился качественный состав азбуки;
2) изменилось звуковое значение некоторых букв;
3) стало иным начертание некоторых букв;
4) произошла смена названий букв.

На протяжении почти тысячелетней истории русского письма в нашей азбуке произошли значительные изменения:

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

В старину на Руси буквы обозначали еще и цифры. Для указания того, что буквенный знак является не буквой, а цифрой, сверху над ним ставился специальный знак, называемый «титло». Вот, например: как записывались первые девять чисел (здесь и далее соблюден только порядок цифр, некоторые буквы стоят не на своих местах. – Ред. ):

Десятки обозначались так:

А сотни – так:

Тысячи обозначались теми же буквами с «титлами», что и первые девять цифр, но у них слева ставили знак «», например:

Десятки тысяч назывались «тьмы», их обозначали, обводя знаки единиц кружками, например, числа 10 000, 20 000, 50 000, соответственно, записывались следующим образом:

Отсюда и произошло название тьма народу , т.е. очень много народу.

а) Используя таблицы, установите числовое значение букв:

б) А теперь запишите следующие числа по-древнерусски:

7, 12, 24, 52, 100, 245, 539.

2. Прочитайте выразительно стихотворение В.Я. Брюсова, в котором использованы буквы старого (дореволюционного) алфавита.

ИЮЛЬСКАЯ НОЧЬ

Сравните стихотворную азбуку Брюсова с современным алфавитом и укажите, какие буквы здесь лишние и каких не хватает.

    Составьте свою стихотворную азбуку или рассказ так, чтобы каждое слово начиналось с последующей буквы азбуки.

3. О какой «загадочной букве» говорится в отрывке из рассказа Н.Лескова «Очарованный странник»?

Покровители... в адресный стол определили справщиком, а там у всякого справщика своя буква. Иные буквы есть очень хорошие, как, например, «быки», или «попей», или «како»; много фамилий на них начинается, и есть справщику доход. А меня поставили на «фиту». Самая ничтожная буква, очень на нее мало пишется, и то еще... кой ей принадлежит, все от нее отлынивают и лукавят; кто хочет чуть благородиться, сей час же самовластно вместо «фиты» через «ферт» ставит. Ищешь-ищешь его под «фитою», а он – под «фертом» себя наименовал.

    Что за буквы «быки», «попей», «како»?

Какую букву рассказчик называет «самой ничтожной буквой»? Почему возникали трудности при поиске фамилий на «ферт» и «фиту»?

4. Иногда мы употребляем выражение от а до я , что означает «все на свете», «от начала до конца». Почему до 1917 года в этом случае говорили: от «аза» до «ижицы» ?

Названия старых букв сохранились в следующих выражениях: прописать ижицу, ходить гоголем, стоять фертом . Пользуясь словарем, узнайте значение этих выражений.

5. Вы уже знаете, что наша азбука сильно изменилась со времен Кирилла и Мефодия.

Разгадайте ребусы, помещенные на дореволюционных открытках. Какие буквы из кириллической азбуки вам встретились? Назовите буквы, которые не сохранились в современном алфавите.

Игра составлена по принципу телевизионной игры “Кто хочет стать миллионером”.

Играем давно и с удовольствием.

Если игра проводится между классами, то оставляем две подсказки: 50/50 и помощь друга (класса). Если играем в классе (а чаще всего так и бывает), то используем цветные жетоны, которые потом можно обменять на оценки.

Каждый вопрос и жетон имеет “цену”. Например, зеленый -“3”, синий или три зеленых - “4”, красный или два синих - “5”. За первые два вопроса можно получить зеленый жетон, за третий и четвертый вопросы - синий, за пятый вопрос - красный жетон.

Предлагаю игру, посвященную Дню славянской письменности. Проводим ее в мае. Пре6дварительно дети получают задание подготовиться к игре, в библиотеке выставлен материал.

Вопросы для отборочного тура

  1. Расположите слова по алфавиту: календарь, карта, буква, библиотека, автомобиль, авиация.
  2. Расположите падежи правильно: В.п, Д.п, И.п, Р.п, П.п, Т.п.
  3. Напишите как можно больше слов с корнем -един- (на время).
  4. Вспомните как можно больше названий букв кириллицы.

Первая игра

1. Мирское имя Кирилла?

А. Варфоломей
Б. Никон
В. Константин
Г. Мефодий

2. Есть выражение ходить фертом. С какой буквой кириллицы это связано?

А.
Б. Ф
В. Ђ
Г.

3. Какой буквы не было в кириллице?

А. Покой
Б. Добро
В. твердо
Г. небо

4. Какая буква в русском алфавите самая молодая?

А. Ф
Б. Э
В. Ё
Г. Й

5. Какого числа не было в древнерусском языке?

А. Тройственного
Б. Единственного
В. множественного
Г. двойственного

Вторая игра

1. Назовите последнюю букву кириллицы?

А. Ижица
Б. Фита
В. добро
Г. ять

2. Когда была проведена первая реформа азбуки?

А. В 18 веке
Б. В 17 веке
В. в 19 веке
Г. в 20 веке

А. Ожегов С. И.
Б. Даль В. И.
В. Ушаков Д. Н.
Г. Щерба Л. В.

4. Как прозвали Кирилла в Константинополе?

А. Проповедник
Б. Священник
В. философ
Г. книжник

5. Какое название имел предложный падеж в древнерусском языке?

А. Беспредложный
Б. Звательный
В. местный
Г. указательный.

Третья игра

1. Кем был отец братьев?

А. Военачальник
Б. Священник
В. воин
Г. крестьянин

2. Какой буквы сейчас нет в русском алфавите?

А. Аз
Б. Буки
В. како
Г. омега

3. Кто провел первую реформу азбуки?

А. Михаил Романов
Б. Петр 1
В. Александр 1
Г. Николай 2

4. Какую букву называли буквой-страшилищем, буквой-пугалом?

А. Буки
Б. Ижица
В. ять
Г. юс малый

5. Кто изобрел букву Ё?

А. Карамзин Н.М.
Б. Ломоносов М.В.
В. Тредиаковский
Г. Пушкин А.С.

Четвертая игра

1. Какую почетную должность занимал Кирилл при церкви Папы Николая 1 Великого?

А. Военачальник
Б. Советник
В. библиотекарь
Г. священник

2. В каком городе родились братья Кирилл и Мефодий?

А. Афины
Б. Солунь
В. Константинополь
Г. Рим

3. Сколько букв включала первоначально кириллица?

А. 43
Б. 40
В. 33
Г. 50

4. Какую букву называли “лодырем, дармоедом, бездельником”?

А. Ять
Б. Ижица
В. ер
Г. юс

5. Назовите год рождения буквы Ё?

А. 1797
Б. 1897
В. 1997
Г. 1800

Пятая игра

1. Когда празднуется день Кирилла и Мефодия?

2. Кого считают основоположником русского литературного языка?

А. Державина Г. Р.
Б. Пушкина А. С.
В. Ломоносова М. В.
Г. Лермонтова М. Ю.

3. Какой буквы сейчас нет в русском алфавите?

А. Живите
Б. Люди
В. слово
Г. зело

4. Когда на Русь пришла кириллица?

А. 988
Б. 862
В. 915
Г. 732

5. Буквы употреблялись для обозначения чисел. Какая буква употреблялась для обозначения числа 3?

А. Люди
Б. Аз
В. веди
Г. глаголь

Дополнительные вопросы

1. Когда была создана кириллица?

А. 988 г.
Б. 562 г.
В. 863 г.
Г. 735 г.

2. Когда был установлен праздник в честь Кирилла и Мефодия?

А. 855 г.
Б. 1349
В. 1412 г.
Г. 1813 г.

3. Какое числительное могло в древнерусском языке обозначаться словом полшеста?

А. 250
Б. 550
В. 350
Г. 150

Литература

1. Берштейн С.Б. Константин - философ и Мефодий.- М., 1984.

2. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.- Л., 1968.

3. Караславов С.Х. Кирилл и Мефодий. - М.: Правда,1987.

4. Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Филин Ф.П. - М., Сов. Энциклопедия, 1979.

5. Успенский Л. По дорогам и тропам языка. - М.: Детская литература. 1980.

6. Хабургаев Г.А. Первые столетия славянской письменной культуры. - М., 1994.