Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Упражнения по польскому языку грамматика. Василевская Д., Кароляк С. «Учебник польского языка». Грамматика польского языка — сложная или легкая

Представьте, что вы сидите на трибунах футбольного стадиона и наблюдаете за игрой. Только матч немного странный. Группа парней хаотично бегает по полю и мечтает только о том, чтобы добежать до мяча, ударить его и отбить в неизвестном направлении. Никто не знает, в каком направлении посылать мяч. Боковые лини в принципе могли бы не существовать. Удар рукой никого не удивляет. Нарушение? Никто об этом ничего не слышал. Примерно так выглядит язык без грамматики.

Я несколько раз встречала на своем преподавательском пути людей, которые когда-то учились в польских школах или какое-то время находились среди носителей языка. Когда они начинали говорить на польском , я испытывала довольно странные ощущения. Вроде слова все знакомые, а в то же время тотальный хаос. «Я приехать Минск знакомить красивый жэнщина…»

Грамматика организует мысли, привносит в них порядок и помогает укротить хао с. Однажды человек, который слышал только разговорный польский, а потом стал изучать грамматику, сказал мне, что ему наконец стало понятно, о чем идет речь в его любимом польском фильме. Хаос был укрощен.

Грамматика несет с собой смысл. Мы привыкли, что носитель смысла - слово. Однако, оказывается, что понять смысл высказывания помогает простой грамматический анализ. Даже если вы не можете понять значение слова или нескольких слов, но знаете падежные окончания разных родов или разбираетесь во временных формах глагола, вы сможете приблизительно понять, о чем идет речь в высказывании.

Грамматика облегчает общение . Одно знание слов позволяет выразить мысль в самых общих чертах. В принципе, поочередное произнесение слов из словаря не слишком отличается от языка жестов. Знание основ грамматики сделает ваше высказывание ясным и точным. И это облегчит участь ваших собеседников. Конечно, можно все время говорить вещи типа «Я хотеть бутылка вода». Я думаю, что вас даже поймут, но вот своему собеседнику вы доставите проблемы. Быть может, он выдержит недолгий обмен с вами примитивными фразами, но в дальнейшем он не захочет с вами разговаривать.

Так нужно ли учить грамматику на Карту Поляка ?

Да, нужно. Консул должен увидеть, что вы произносите не заученный набор слов, а понимаете, что говорите и можете оформить вашу мысль в простое, но осмысленное высказывание. А проверить ваше понимание очень просто, стоит задать вопрос в другой форме, не в той, которую вы заучили или начать с вами простой диалог.


Как же облегчить себе изучение грамматики, к какой методике лучше обратиться? Вариантов много, но в итоге все они сводятся к двум: традиционному школьному подходу и интуитивному подходу. В первом случае вы будете учить правила, изучать грамматические таблицы, спрягать, склонять. Ну, и делать много-много упражнений… Во втором случае предлагается читать очень много текстов, постоянно слушать язык. Вроде как спустя время на подсознательном уровне человек учится выстраивать правильные высказывания.

По-моему, истина лежит посередине этих двух крайностей. Я люблю традиционный подход к изучению грамматики, он приносит свои плоды, но после табличек и упражнений на автоматизацию нового материала обязательно закрепляю материал значительным количеством упражнений на развитие разговорной речи. Иначе получится ситуация, когда человек идеально делает письменные упражнения, но в разговоре употребить знания не может. Например, мне надо закрепить употребление глаголов прошедшего времени в речи. Я предлагаю описать картинки, рассказать, что человек делал вчера, месяц назад и так далее. Можно предложить написать текст о своем прошлом отпуске и попросить его рассказать. Масса вариантов сделать так, чтобы автоматизация навыков произошла и в разговорной речи.

Языковая интуиция начнет появляться тогда, когда человек поймет принципы функционирования живого организма, которым является язык. Это как с опытом у человека: сначала набиваем синяки раз за разом, получаем от жизни «на орехи», а потом приобретаем его и пользуемся им. Кстати, слышала мнение, что интуиция и есть обширный жизненный опыт, который подсказывает нам, как правильно действовать.

В этой статье мы публикуем подборку из 15 книг, которые, по нашему мнению, помогут вам выучить польский язык. Здесь вы найдете книги, в которых есть не только теория, но и упражнения на польском языке. Все учебники по польскому языку проверены нами и поверьте, они работают. Также в статье присутствуют ссылки на магазины, где вы с легкостью сможете приобрести все нижеперечисленные учебники и книги.

Итак, начинаем.

Hurra Po Polsku 1. Aneta Szymkiewicz, Małgorzata Małolepsza

Современное издание, наполненное практическими заданиями, которые направлены на развитие разных навыков коммуникации. Будь то речь или письмо. Также в книге есть упражнения, которые развивают лучшее восприятие языка на слух и визуально.

Hurra Po Polsku 2. Aneta Szymkiewicz, Małgorzata Małolepsza

Очень популярный учебник. Он поделен на 4 основных части, которые развивают следующие навыки: речь, написание, чтение и понимание языка. Темы достаточно современны и не избиты. Здесь вы познакомитесь не только с польским языком, но и с обычаями, праздниками и национальными особенностями Польши. Также в книге есть интересные кроссворды, викторины и конкурсы, которые в игровой форме позволят лучше усвоить материал.

Hurra Po Polsku 3. Aneta Szymkiewicz, Małgorzata Małolepsza

Третье переиздание популярного учебника. Учебник предназначен для студентов. Он раскроет ваши познания в польском и научит общению на разные темы: быт, спорт, общество и т.д. Также в учебнике есть возможность самостоятельно практиковаться в лексике и грамматике.

Василевская Д., Кароляк С. «Учебник польского языка»

Учебник отлично подойдет для тех, кто только начинает учить язык или для тех, кто желает укрепить уже имеющиеся знания. Основной упор учебника сделан на знакомство с фонетикой, орфографией и грамматикой польского языка. Также есть раздел с упражнениями и ключи к этим упражнениям, чтобы вы всегда могли проверить себя и свои знания.

«Экзамен на карту поляка»

Этот материал поможет вам подготовиться к экзамену на получение . Здесь есть все вопросы, которые у вас могут спросить и есть развернутые и понятные ответы на них. Все вопросы связаны с историей, культурой и географией Польши. Также есть и краткий справочник вопрос и ответов. Этот материал безусловно должен помочь вам подготовиться к экзамену на получение Карты Поляка.

Д.Василевская. «Польский язык. Учебник»

Работа с этой книгой построена необычным образом. Сначала вы читаете простой текст на польском языке, потом вы смотрите словарь и перевод текста. Постепенно, вы приходите к тому, что перевод становится все меньше, а в словаре все меньше слов переведено. Да и текст с каждым разом становится все сложнее.

Przemysław E. Gębal «Od słowa do słowa toczy się rozmowa» (Разговор происходит от слова к слову)

Учебник польских авторов, предназначенный специально для иностранцев. От слова к слову, идем к разговору. Учебник подготовит вас до уровня B1 и B2, основная его цель - развить необходимые навыки коммуникации. После курса вы сможете поддержать простой разговор.

M. Kowalska Marzena «O biznesie po Polsku» (О бизнесе на польском языке. Средний уровень B1, B2. Руководство по изучению польского языка, введение в бизнес)

Очень интересный учебник, который познакомит вас с бизнес-польским на уровне B1 иB2. Подойдет тем, кто собирается работать в Польше, с этим учебником вы повысите свои знания и сможете вести диалоги в деловой среде. Учебник поделен на 14 конкретных тем, которые в сумме охватывают большой спектр деловой тематики.

Stempek, A. Stelmach, S. Dawidek, A. Szymkiewicz «Krok po Kroku Polski A1+A2» (Шаг за шагом польский A1+A2)

Учебник из большой серии, написан поляками специально для иностранцев. Важно отметить, что учебник соответствует всем стандартам и сертифицирован как материал рекомендован для изучения польского языка, как иностранного.

Книги, указанные ниже представляют собой учебники для самообучения. Каждая книга разрабатывает у вас определённые языковые навыки. Подборка подойдёт для тех, кто только начинает изучение польского языка с нуля, а также для тех, кто хочет отточить свое мастерство до совершенства!

Język polski. Korepetycje maturzysty. (Польский язык. Репетитор.)

Новая серия учебников для репетиторства учеников старших классов «OLDSCHOOL — старая хорошая школа» — это эффективное изучение того, что вам действительно нужно. Серия была подготовлена опытными преподавателями и методистами в сотрудничестве с учителями и самими учениками.

Учебник предназначен для всех учащихся старших классов, которым необходимы постоянное изучение польского языка и желание знать все вопросы и ответы полезные на экзамене в средней школе. Это книга также окажет огромную помощь учителям и преподавателям.

Ilustrowany s ł ownik frazeologiczny (Иллюстрированный словарь фразеологизмов)

Фразеологические выражения — это самые интересные, самые увлекательные и удивительные сочетания слов в любом языке. Они не управляются никакими законами и правилами, иногда выглядят смешными, иногда нелогичными и конечно почти всегда имеют разные значения. Знакомство с ними и знание правильного их применения неоспоримо помогут при изучении польского языка.

Т.С. Мочалова. Польский с нуля

Учебник «Польский с нуля» предназначен для начинающих и может использоваться как на начальном этапе глубокого и основательного изучения языка, так и в целях овладения элементарными навыками чтения, письма и ведения беседы в максимально сжатые сроки

«Ilustrowany słownik przysłów» (Иллюстрированный словарь пословиц)

Иллюстрированный словарь пословиц содержит самые интересные и важные пословицы, которые можно встретить в повседневной жизни. Словарь был создан в основном для учащихся начальной школы, но он будет полезен как детям, так и взрослым. Пословицы объясняются доступным способом, каждый из которых содержит рассказ, иллюстрирующий пословицу. Все рассказы написаны с юмором. Это заставляет читать словарь как книгу, поэтому вам будет очень трудно оторваться от её чтения. Вдобавок красивые и забавные иллюстрации делают чтение особенно приятным.

A.Częścik, J.Częścik «Gramatyka co z głowy nie umyka»

В этой книге вы найдете: полный курс польской грамматики, написанный для студентов, множество отличных методов для запоминания материала (выделены жирным шрифтом), ряд интересных фактов о языке (выделены цветным шрифтом), нетрадиционные задачи и головоломки (с пометкой в виде вопросительного знака), оглавление, которое позволит быстро найти нужный вам материал.

Сегодня снова о мелочах, которые, как мы помним, решают все. Jaki dzień jest dziś? Ответ на этот вопрос коварен не только тем, что предполагает наличие порядковых числительных в ответе (что само по себе, порой, нагоняет ужас на многих)))), но и окончанием этого самого числительного. В отличие от русского языка, где мы бы ответили...

Есть глаголы (хотя почему только глаголы), которые, несмотря на свою внешнюю, видимую простоту, никак не хотят укладываться в головах и часто провоцируют сложности-путаницу. Сегодня мы поговорим с вами о паре польских глаголов с очень близким, но не идентичным значением. Разобравшись с ними, мы сможем, в известной степени, разнообразить словарный запас и уверено жонглировать ими там,...

Как обычно сама жизни подкинула тему для очередной статьи на нашем блоге. На днях под одним из своих видео на YouTube получил комментарий с вопросом: Действительно, в польском языке есть несколько способов образования будущего времени: два из них для глаголов несовершенного вида (это те, что обозначают незаконченное, т.е. незавершенное, несовершенное действие: czytać, pisać, uczyć się,...

Удивительные вещи иногда обнаруживаешь. Как порой человек умудряется себе придумывать проблемы на пустом месте. Сегодня поговорим о феномене, который часто встречается у людей, которые пытаются формулировать свои первые самостоятельные мысли по-польски. Годы преподавательской практики позволяют мне констатировать, что проблема, о которой пойдет речь, — практически повсеместна. Редко кому удается избежать путаницы в глаголах «сказать» и...

Тема сегодняшней статьи – достаточно пустяковая, но именно такие, пустяковые моменты частенько и становятся камнем преткновения. Я заметил, например, что слова, которые очень похожи на слова из родного языка, но отличаются чуть-чуть (gabinet, egzamin и т.д.) иногда бывает запомнить даже сложнее, чем какую-нибудь kindersztub’y. Короче говоря, — к делу. Все мы знакомы с отрицательными местоимениями...

Пришло время сказать несколько слов о страдательном залоге в польском языке. На всякий случай, напомню, что страдательный залог – это такая форма, когда действие выполняется не подлежащим, а над ним, например: Polska została zaatakowana ze wschodu 17 września 1939 r. (как видим, здесь не Польша что-то делает, а действие происходит над ней) Собственно говоря, в...

Умение правильно склонять фамилии – это не только вопрос грамотности, но и залог хороших социальных связей и просто личных отношений, об этом мы говорили с вами в материале о склонении польских фамилий. Сегодня попробуем взглянуть на то, как поляки изменяют иностранные имена и фамилии, здесь есть несколько интересных ситуаций. Начнем с ситуации, которая на меня произвела когда-то...

Жизнь продолжает диктовать свои правила и указывать нам путь, по которому мы движемся. Тема данного материала родилась из обсуждения одного из постов в группе Польский язык от А до Ż на Facebook. Умение правильно обращаться с фамилиями сложно переоценить, ведь, если грамматические ошибки в других словах могут сойти с рук иностранцу и быть восприняты со...

Самое сложное время в польском языке – это настоящее, как бы парадоксально это не звучало после всех этих наших английских, французских и немецких времен. А самое сложное интересное в настоящем времени польского глагола – это первое спряжение или e-koniugacja. Здесь мы встретимся с целым рядом чередований предсказуемыми, не очень и «очень не». Если вы смотрели...

И снова о глаголах, точнее о спряжении польских глаголов в настоящем времени. Уверен, что вы уже давно и без проблем пользуетесь am-спряжением. Более того, мы с вами начали разговор и о втором или i-спряжении и даже кроме основного правила разобрались с особенностями спряжения глаголов, основа которых оканчивается на губной согласный. Однако i-спряжение богато сюрпризами, чтобы...

Друзья, сегодняшний материал будет посвящен нескольким интересным ресурсам, которые могут быть нам с вами очень полезны в освоении грамматики польского языка. Поймать неуловимый глагол: попытка №1 Все мы знаем, что польский глагол он такой, что сразу не дастся, с ним надобно бы повозиться. Частенько одной зубрежкой правил здесь не обойтись. Нужно нечто большее – опыт,...

Время летит быстро. Как оказалось, разговор о i-спряжении мы с вами начали аж два месяца тому назад. В том материале мы с вами познакомились с основным правилом. Однако в отличие от am-спряжения (оно же III), где все четко и понятно, с нашим сегодняшним героем дело обстоит куда более интересно. Здесь есть несколько нюансов, об одном...

Данная статья предназначена как для тех, кто приступает к серьезному и основательному изучению языка, так и для желающих овладеть элементарными навыками чтения, письма, перевода и ведения несложной беседы в сжатые сроки.

Самостоятельные занятия облегчены за счет многочисленных сопоставлений с русским языком, сведенной к минимуму лингвистической терминологией.

Статья содержит необходимый минимум языковой информации, которая, хочется надеяться, послужит стимулом для дальнейшего изучения языка и культуры такой интересной страны, какой является Польша.

Польский алфавит

Современный польский алфавит состоит из 32 букв (9 гласных и 23 согласных). В заимствованных словах употребляются также буквы латинского алфавита Q, V, X.

Польский алфавит
Буква Название Пример
A a a a niol (ангел)
ą ą mą dry (умный)
B b be b eczka (бочка)
C C ce c órka (дочь)
Ć ć cie ć ma (моль)
D d de d om (дом)
E e e e dukacja (образование)
ę ę dzię kuję (спасибо)
F f ef f arba (краска)
G g gie g ość (гость)
H h ha h ak (крюк)
I i i i stnienie (существование)
J j jot raj (рай)
K k ka k wiat (цветок)
L l el l as (лес)
Ł ł ł oś (лось)
M m em m iłość (любовь)
N n en n oga (нога)
ń koń (конь)
O o o o kno (окно)
Ó ó o kreskowane bó l (боль)
P p pe p iłka (мяч)
(Q q) ku
R r er r óża (роза)
S s es s ól (соль)
Ś ś ś roda (среда)
T t te t alerz (тарелка)
U u u u niwersytet (университет)
(V v) fał
W w wu w oda (вода)
(X x) iks
Y y igrek sy n (сын)
Z z zet z ywód (профессия)
Ż ż ziet ż elazo (железо)
Ź ź żet ź le (плохой)

О польском ударении

Ударение в польском языке фиксированное, постоянное. Оно обычно падает на предпоследний слог. Ударный слог выделяется с меньшей силой, чем в русском языке. Следует помнить, что гласные в безударных слогах не изменяются ни качественно, ни количественно, т. е. отсутствует редукция гласных («аканье»). В любой позиции, независимо от ударности-безударности слога, все гласные произносятся одинаково четко.

Но не во всех словах ударение закреплено на предпоследнем слоге. Исключение составляют некоторые грамматические формы и слова, как правило, заимствованные.

Ударение на третьем от конца слоге имеют заимствованные слова с суффиксом -ik (a) , -yk (a) : ‘technika , ‘fabryka , ‘fizykiem и некоторые другие (‘opera , re’pertuar , uni’wersytet ).

Такое же ударение (на третьем от конца слоге) свойственно отдельным глагольным формам (напр., формы 1 и 2 лица множественного числа прошедшего времени: ‘byliśmy , czy’taliście ) и некоторым числительным (‘czterysta , ‘siedemset , ‘osiemset , ‘dziewięćset ).

В современном разговорном языке, правда, наблюдается тенденция к унификации места ударения (czyta’liście , o’siemset , что, однако, пока в норму не включается).

Гласные «a», «o», «u (ó)»

В польском языке 8 гласных, из них 2 носовых и 6 так называемых чистых. К «чистым» принадлежат, в частности, гласные «a», «o», «u (ó)» .

Гласный «a » — произносится как русское [а] в ударном слоге.

Гласный «o » — произносится практически как русское [о] в ударном слоге, но с меньшей лабиализацией.

Гласный «u » — произносится как русское [у], но губы более выдвинуты вперед. Звук имеет двоякое графическое изображение: «u » — «ó ». «ó» в закрытом слоге чередуется с «о» в открытом: bób bobu . «ó » чаще всего соответствует русскому [о], а польское «u» — русскому [у].

Гласный «e»

Гласный «e » — произносится как русское подударное [э] (например, в слове это ). Перед «e» согласные не смягчаются:

Ewa meta te potem metoda
Edek mewa ten poeta moment
epoka temat tent nowe dekada
efekt apteka magnetofon kometa moneta

Гласные «y», «i». Мягкие и твердые согласные

Гласные «y », «i » — варианты одного звука. Согласные перед «у» — твердые, перед «i» — мягкие.

Гласный «y » — переднего ряда, среднего подъема. При произнесении «у» язык менее приподнят, чем при произнесении русского [ы]:

ty hymn system nowy mamy
wy wyraz dywan stary znamy
my cyrk dobry trudny kochamy
syn Krym kuzyn tygrus pyramy
dym ryby Edyta wystawa wystawy

Гласный «i » — переднего ряда, высокого подъема. В зависимости от позиции в слове буква «i» произносится по-разному или не произносится вовсе.

В начале слова или слога (в положении после гласного) «i » произносится йотированно, что орфографически не обозначается (буквосочетание ji возможно только после z , s , с ):

ich moi — moimi boisko Ukraina
im twoi — twoimi naiwny stoisko
inny swoi — swoimi uspokoi zaimek
import stoi — stoimy kraina Aida

Между двумя согласными или в конце слова буква «i» обозначает сходный с русским звук [i]. Одновременно она является показателем мягкости предшествующего согласного, причем губные согласные b-p ; w-f ; m перед [i] смягчаются более «интенсивно», чем в русском языке:

kino egzamin jaki Wiktor piwo
pani niski taki pismo wino
minuta wysoki Chiny nazwisko robi
nic drugi kwit firma mówi

В сочетании [согласный + «i» + гласный ] «i » не обозначает звука: это лишь графический показатель мягкости предшествующего согласного, своеобразный «польский мягкий знак». Перед гласными a , o , u (ó) , e смягчаться могут согласные b , p , w , f , m , n ; перед e также g , k . Из перечисленных согласных в конце слова или слога мягким может быть только «n » (кровь , степь krew , step ). Перед «e» согласные «k», «g» чаще всего мягкие (-kie- , -gie- ). Например, произношение слов Kopernik piernik ; bada biada ; pasek piasek ; zdrowe zdrowie . Еще примеры:

В сочетании [согласный+«i»+гласный ] буква «i» может обозначать [j]. (Как уже отмечалось, «j» пишется только после приставок и согласных z , s , c ). Такое произношение характерно в основном для слов иностранного происхождения («j» пишется только после приставок и согласных z , s , c ).

Согласные «d », «t », «r » — только твердые, поэтому «i» между ними и гласными (в заимствованных словах) тоже произносится как [j] (разделительный твердый знак).

Носовой гласный «ą» (в конце слова и перед щелевыми согласными)

Носовой гласный «ą » — лабиализованный, заднего ряда, имеет носовой резонанс в позиции перед согласными «w», «f», «z», «s», «ż (rz)», «sz», «ź», «ś», «ch» и в конце слова. В начале слова не встречается. При артикуляции «ą» надо, произнося [о], приготовиться к произнесению [n] и следить, чтобы артикуляция [n] не была закончена:

Носовой гласный «ę» (перед щелевыми и в конце слова)

Носовой гласный «ę » — нелабиализованный, заднего ряда. Имеет носовой резонанс перед щелевыми согласными. Артикуляционно сходен с «ą». В конце слова носовой резонанс утрачивается. Полезно иметь в виду, что носовые «ę», «ą» часто соответствуют русским [у], [ю], [я]:

(Возвратный компонент «się » пишется в польском языке отдельно от глагола, может ему предшествовать и отделяться от него другими словами. При наличии нескольких возвратных глаголов «się », как правило, употребляется один раз. Не влияет на место ударения.)

Согласные «m», «n», «b», «p», «d», «t», «w», «f», «g», «k»

Польские согласные, как и русские, могут быть твердыми и магкими, звонкими и глухими. Звонкие согласные, как и в русском языке, оглушаются в конце слова и перед глухими согласными.

Согласные «m », «n » — сонорные, носовые, твердые. Произносятся как русские [м], [н]:

Согласные «d », «t » — переднеязычные зубные, твердые. Образуют пару по звонкости/глухости. Произносятся как русские [д], [т] соответственно:

Согласные «g », «k » — заднеязычные, твердые. Образуют пару по звонкости/глухости. Произносятся как русские [г], [к]:

Согласные «r», «z», «s», «c», полугласный «j»

Согласный «r » — переднеязычный, твердый. Произносится как русское [р]:

Согласный «c » — переднеязычный, твердый. Произносится как русское [ц]:

co radca cena koncert scena
cud praca ocena proces ocean
noc wraca Jacek procent Francuz
koc owca córka cenrum cenzura

Полугласный «j » — среднеязычный, щелевой. В русском языке ему соответствует звук [й] (буква «й» в конце слова и перед согласными) или — в сочетании с гласными — йотированные гласные «е», «я», «ё», «ю»: daj дай , woj na вой на ; moja моя :

Звук «j » встречается и после согласных , однако буквой «j» он изображается только после приставок (obj azd ) и согласных «z », «s », «c » (в основном в заимствованных словах). Произносится как русский [ъ ] (разделительный твердый знак):

Согласный «ch» («h»)

Согласный «ch » — заднеязычный, твердый, глухой. Произносится как русское [х].

Звук имеет двоякое графическое изображение: «ch », «h »:

hak humor fach herbata chmura
huk herb dach ucho chustka
huta chata gmach kocha rachunek
chór huragan mucha choroba horoskop

Правильность написания поможет проверить русский язык: русскому «х» соответствует в польском языке «ch» (chata , mucha ), на месте польского «h» встречается «г» (hymn гимн ) или «нулевой звук» (harfa арфа ). Бывают и исключения: hokej .

Согласные «ż (rz)» — «sz», «dż» — «cz», «dz». Буквосочетания «szcz»; «żdż»; «dżdż»

Согласные «ż », «sz » — переднеязычные твердые. Образуют пару по звонкости/глухости. Произносятся соответственно как русские [ж], [ш]. В конце слова и перед глухими согласными «ż» оглушается в «sz»:

żona duży ważny nóż podróż
żakiet pożar każdy ryż pasażer
szeroki Warszawa sztuka nasz kochasz
szósty zeszyt mieszkam wasz proszek

Согласный «rz » — по произношению не отличается от «ż» (при оглушении «sz»). В однокоренных русских словах польскому «rz » соответствует мягкий звук [р’] (как уже указывалось, звук «r» в польских словах только твердый), согласному «ż » — русское [ж], реже [з] или [с]: morz e мор е ; może мож ет . После «ż» («rz») и «sz» не пишется «i»:

Полезно учитывать и некоторые другие закономерности. Так, например, русским буквосочетаниям [-ере- ], [-оро- ], [-оло- ] часто соответствуют польские без первой гласной: берег brzeg , мороз mróz , дорога droga и т. п. Русским приставкам пере- , пре- , про- соответствует в польском языке приставка prze- ; приставке при- — польская przy- :

drzewo przyroda przewóz przepiszesz
brzeg przerwa przyprawa przeczytasz
brzoza przód przecena przechytrzysz

Согласные «», «cz » — твердые, переднеязычные. Образуют пару по звонкости/глухости. Согласный «» встречается преимущественно в заимствованных словах: dżem , dżentelmen , dżudo , dżokej . Согласный «cz » гораздо тверже русского «ч». Произносится приблизительно как [чш] в слове «лучше ». После «dż», «cz» в польских словах «i» не пишется:

Согласный «dz » — звонкая пара согласного «c». Произносится слитно, приблизительно как в слове «плацдарм ». В конце слова и перед глухими согласными произносится как «c»:

Согласные «ń», «l», «ł»

Согласный «ń » — в отличие от «m», «b», «p», «w», «f», «g», «k», может быть мягким не только перед гласным, но и в конце слова или перед согласным. В этом случае мягкость обозначается специальным надстрочным знаком («kreska »). Мягкость согласного «ń» несколько «интенсивнее», чем русского [н’]:

Согласный «l » — произносится как русский мягкий [л’] только перед «i»: lipa липа . В остальных случаях «l» не имеет соответствия в русском языке (это так называемый «европейский звук l»). После «l» не пишется «y»:

list byli stolica królik liceum
plik bliski tablica klimat policja
litr linia ulica polityk szalik

Другие примеры:

Следите за правильной артикуляцией «l»
la- las lampa klasa chwila Polak
lo- lot lotnik dyplom samolot lody
le- lek chleb bilet problem ale
lu- lód lubi bluzka ludowy klub
l- wilk kilka Polska tylko wolny
-l styl handel rubel szpital sól

(Названия национальностей пишутся с большой буквы: Polak , Rosjanin )

Согласный «ł » — твердый, произносится как неслоговое (очень краткое) [у] (очень близкое к белорусскому «ў»). Не сочетается с «i»:

Следите за произношением «ł»
ła- ładny łatwy byłam była Wisła
ło- czoło słownik złoty młody krzesło
łe- łeb małe byłem złe stołek
łu- łuk główny długo głupi słucham
ły- łyk łysy mały zły płyta
ł- żółty żółw łza północ małpa
był tytuł stół artykuł dół

Согласные «ź», «ś»

Согласные «ź », «ś » — среднеязычные, мягкие. Образуют пару по звонкости/глухости. Исторически соответствуют русским [з’], [с’]. В русском языке аналогичных звуков нет. Мягкость «ź», «ś» перед гласными обозначается при помощи буквы «i», перед согласными и в конце слова при помощи надстрочного знака: Kasia Kaśka . Примеры:

zia- ziarno buzia Zuzia Kazia
zio- zioła kozioł jezioro Józio
zie- ziemia ziewa zielony przywiezie
ziu- Ziuta ziółko bliziutko Kaziu!
zi- zima zimno grozi Kazimierz
-ź- źle późno groźba przyjaźń
sia- siano siatka Zosia prosiak
sio- siostra siodło osioł jesiotr
sie- siedem osiem jesień Sienkiewicz
siu- siódmy Jasiu! Kasiu! Marysiu!
si- silny prosi posiłek sito
-ś- Jaś środa głośno śniadanie

Согласные «ć», «dź»

Согласные «ć », «» — аффрикативные, мягкие. Образуют пару по глухости/звонкости. Исторически соответствуют русским [т’], [д’] (być быть , gdz ie гд е ).

Согласный «ć » — мягче русского [ч]. Этот звук передается на письме буквой «ć» только в конце слова и перед согласными. Перед гласными он изображается сочетанием букв [ci- ]:

cia- ciasno ciastko ściana babcia
cio- ciocia cios ciosak sześcioro
cie- ciepło życie ojciec ciekawy
ciu- ciuchy ciuchcia kciuk kościół
ci- cisza cicho trzeci przecinek
-ć- ćma gość być ćwierć

Еще примеры:

Обратите внимание на произношение и написание твердого «cz» и мягкого «ć»
nauczyciel wycieczka ćwiczenie
uczciwy czcionka uroczyście
czyścić uczycie czuć
uczucie oczywiście czcić
płaczecie cześć na poczcie
czy — ci zasilacz — yasilać gracz — grać
bicz — bić odtwarzacz — odtwarzać miecz — mieć
leczy — leci słuchacz — słuchać badacz — badać

Согласный «» — очень мягкий, слитный звук. Буквой «dź» он изображается в конце слова и перед согласными, перед гласными используется буквосочетание [dzi- ]:

dzia- dziadek Jadzia wydział poniedziałek
dzio- dziadzio Włodzio zadziorny rozwiedziona
dzie- dzień dziecko gdzie niedziela
dziu- dziura dziób dziupla Jadziu!
dzi- dziś godzina chodzi goździk
-dź- dźwig Łódź gwóźdź niedźwiedź

Распадение носовых гласных

Гласные «ą », «ę », как уже отмечалось, сохраняют носовой резонанс только перед щелевыми согласными и в конце слова («ą»). В остальных случаях можно говорить о распадении носовых .

Перед согласными «g », «k » — носовые «ą»,«ę» распадаются на «чистые» [о], [е] и носовой согласный, похожий на [ŋ] в английском сочетании или в русских словах гонг , пункт :

Перед губными согласными «b », «p » — носовые «ą», «ę» распадаются на «чистые» [о], [e] и носовой согласный [m]:

Перед переднеязычными «d », «t », «dz », «с » — носовые «ą», «ę» распадаются на «чистые» [о], [е] и согласный [n]:

Произносите «ą», «ę» как [оn], соответственно
prąd prędko początek chętnie
bład błędy piątek piętro
rząd wędka dziesiąty zajęty
porządek kolęda wątpić pamiętać
skąd tędy wyjątek święto
pieniądze pieniędzy miesiąc więcej
Grudziądz spędzać tysiąc skręcać
ksiądz księdza zając ręce
mosiądz między brzdąc więc

Перед мягкими переднеязычными «», «ć » — носовые «ą», «ę» распадаются на «чистые» [о], [е] и носовой мягкий [ń]:

Перед согласными «l », «ł » — носовые «ą», «ę» произносятся как «чистые» гласные [о], [е]:

Ассимиляция согласных

На произношение согласных могут влиять как предшествующие, так и последующие звуки. При чтении групп согласных надо иметь в виду результаты так называемой ассимиляции согласных .

Как и в русском языке, в группе согласных [звонкий + глухой] оба звука произносятся как глухие: podp is [-tp-], czekoladk a [-tk-], wt orek .

В группе [глухой + звонкий] оба звука произносятся звонко: prośb a [-zb-], liczb a [-dzb-], takż e [-gż-].

Согласные «w», «rz» после глухих произносятся как [f], соответственно: kw iat , lekarstw o [-tf-], krz eslo .

При чтении буквосочетаний [-nk-], [-ng-] появляется носовой резонанс: bank [-ŋk], Ang lia [-ŋg-].

odp owiada św iat chw ila Mong olia
książk a kw iat czw artek kong res
województ wo sw ój kw adrat okienk o
powt arza utw ór św iadek Rosjank a

Мягкость «d», «t», «z», «s», «r» в заимствованных словах

Согласные «d », «t », «z », «s », «r », как уже указывалось, не имеют мягких пар. Однако, в словах иностранного происхождения, и, прежде всего, именах собственных , , , , встречаются, например, произношение слов (географических названий) Sie radz [še-] и Sie rra Leone .

Надо также иметь в виду, что в польском языке иностранные имена собственные, передаваемые на письме латиницей, чаще всего сохраняют оригинальное написание: Miterrand (Миттеран) , Chopin (Шопен) , Churchill (Черчилль) , Freetown (Фритаун) , Cannes (Канн) , linia Maginota (линия Мажино) и т. п.

Tirana dinar Zimbabwe riksza
tik diuna Zanzibar riposta
tiul diwa Singapur Riepin
festiwal dinozaur Sierow ring

Однако в слове nazizm , например, произносится [źi].

Род имен существительных

В польском языке существительные различаются по родам. Как и в русском языке, выделяются мужской, женский и средний род. Следует иметь в виду, что близкие по звучанию и значению русские и польские слова не всегда относятся к одному и тому же грамматическому роду (русск. «панель » — женский род, польск. «panel » — мужской род):

Мужской род Женский род Средний род
dom on woda ona okno ono
kot mapa oko
tata Anna dno

Существительные на -um относятся к среднему роду (кроме album , kostium ) и в единственном числе не склоняются: forum .

Род имен прилагательных

Имена прилагательные и другие согласованные определения в зависимости от рода имеют окончания -y , -i ; ; -e (-ie ).

Мужской род Женский род Средний род
jaki? nowy jaka? nowa jakie? nowe
stary stara stare
niski niska niskie
wysoki wysoka wysokie

Одушевленные и неодушевленные существительные

В польском языке, как и в русском, различаются одушевленные и неодушевленные существительные . Первые отвечают на вопрос «Kto to jest? », вторые — «Со to jest? ». В отличие от русского языка, глагол-связка в таких конструкциях опускается редко:

  • Кто это? — Kto to jest ?
  • Это студент. — To jest student.

В конструкции «Со to za…? » глагол-связка, как правило, отсутствует.

Вопросительное местоимение «czyj». Притяжательные местоимения

В ответе на вопрос о принадлежности, включающий местоимения czyj , czyja , czyje , могут употребляться сходные с русскими притяжательные местоимения :

  • mój, moja, moje / nasz, nasza, nasze ;
  • twój, twoja, twoje / wasz, wasza, wasze ;
  • jego, jej / ich ;
  • swój, swoja, swoje .

В функции притяжательных местоимений при обращении к собеседнику «на Вы» в польском языке используются слова pan , pani в родительном падеже:

  • Czyj to syn, pani ? (обращение к собеседнику) — Так, mói ;
  • Czyj to syn, pani Anny ? (вопрос о «третьем» лице) — Так, jej .

Эти же слова заменяют вежливое «Вы» в разных падежах и в других случаях:

  • Со pan czyta? (обращение к собеседнику) — Czytam czasopismo .
  • Co czyta ten pan ? (вопрос о «третьем» лице) — On czyta czasopismo .

Еще примеры (обратите внимание на употребление притяжательных местоимений и слов pan , pani ):

  • Czyj to zeszyt? — To jest mój zeszyt.
  • Czyja to rzecz? — To jest twoja rzecz.
  • Czyja to teczka? — To jest jego teczka.
  • Czyj to wiersz? — To jest jej wiersz.
  • Czyja to gazeta? — To jest pana gazeta.
  • Czyje to pioro? — To jest pani pióro.
  • Czyj to bagaz? — To jest nasz bagaż.
  • Czyje to miejsce? — To jest wasze miejsce.
  • Czyja to corka? — To jest ich córka.

Вопросительные предложения с частицей «czy». Отрицание «nie»

В польском языке вопрос обычно строится при помощи вопросительного слова (kto , co , czyj , jaki и др.) или вопросительной частицы czy , которая ставится в начале предложения: «Czy masz brata? » На русский язык czy не переводится или переводится частицей «ли » (У тебя есть брат? Есть ли у тебя брат? ). В другой позиции частица czy может переводиться как «или »: «(Czy) masz psa czy kota? »

Отрицания «нет» и «не» переводятся на польский язык одинаково: «nie »: Czy znasz tego pana? Nie , nie znam (если после отрицания следует односложное слово, ударение «переходит» на «nie »). Примеры:

  • Czy pan Czechowicz mieszka w Warszawie?
    • Tak, on mieszka w Warszawie.
    • Nie, on mieszka w Krakowie.
  • Czy pani dawno mieszka w Moskwie?
    • Tak, mieszkam tu dawno.
    • Nie, niedawno.
  • Przepraszam, czy to jest Szczytno?
    • Tak, to jest Szczytno.
    • Nie, to jest Bydgoszcz.

Конструкции mieć na imię, nazywać się

Прочитайте и запомните конструкции.

«Спасибо», «пожалуйста», «извините»

Русским вежливым «пожалуйста », «спасибо », «извините » соответствуют в польском языке личные формы глаголов prosić , dziękować , przepraszać : «dziękuję» — «я благодарю», «dziękujemy» — «мы благодарим» и т. п.:

  • Dziękuję (bardzo)! (dziękujemy)
    • Proszę (bardzo)!
    • Nie ma za co!
    • Nie ma sprawy!
  • Przepraszam (bardzo)! (przepraszamy)
    • Nie szkodzi!
    • Nie ma sprawy!

Настоящее время глагола «быть»

Как уже указывалось, глагол-связка в польском языке опускается редко: Он (она) уже здоров (здорова) On (ona) już jest zdrowy (zdrowa) .

Это относится и к форме 1 лица единственного числа настоящего времени «jestem »: Я уже здоров (здорова) Już jestem zdrowy (zdrowa) .

Глагол «być» в настоящем времени имеет формы всех лиц (полную парадигму). Вспомните известные и познакомьтесь с некоторыми новыми формами:

  1. jestem / jesteśmy ;
  2. jesteś / jesteście (помните, что для обращения «на Вы» используется глагол в 3 лице единственного числа. 2 лицо множественного числа адресуется группе лиц, с которыми мы «на ты», например, детям);
  3. jest .

Прошедшее время глагола «быть»

В отличие от русского языка, польские формы прошедшего времени глагола «быть» имеют не только родовые окончания, но и личные. Вот некоторые из этих форм (1 и 3 лицо единственного числа):

  • byłem — я был;
  • byłam — я была;
  • był — он был;
  • była — она была;
  • było — (оно) было.

Прошедшее время глагола «быть » (единственное число):

Мужской род Женский род Средний род
(ja) byłem (ja) byłam byłom
(ty) byłeś (ty) byłaś byłoś
on (pan) był ona (pani) była ono było

Личные местоимения 1 и 2 лица употребляются в польском языке значительно реже, чем в русском. Они обязательны только при противопоставлении и в позиции под логическим ударением (Ja tam byłem, a ty nie byłeś. ).

Формы среднего рода byłom , byłoś употребляются чрезвычайно редко.

Будущее время глагола «być»

Будущее время глагола «być »:

  1. będę / będziemy;
  2. będziesz / będziecie;
  3. bębzie / będą.

Формы будущего времени глагола «być» могут использоваться как самостоятельно (я буду дома będę w domu ), так и — с инфинитивом — для образования сложного будущего времени глаголов несовершенного вида (я буду читать będę czytać ).

Прошедшее время глагола «być» (формы множественного числа)

Как уже говорилось, в польском языке во множественном числе выделяется так называемая лично-мужская форма:

  • wszyscy oni — люди с обязательным присутствием мужчин;
  • wszystkie one — женщины, дети, животные, предметы.

Глаголы в прошедшем времени и, в частности, глагол «być» тоже имеют во множественном числе лично-мужскую форму, противопоставленную «неличной»:

  • Jacek i Agata byli w kinie .
  • Magda i Anna były w kinie .

Прошедшее время глагола «być » (множественное число):

Обратите внимание на употребление вежливых слов panie , panowie , państwo с 3 лицом множественного числа глагола być:

  • Czy panie były w kinie? — Вы (к женщинам ) были в кино?
  • Czy panowie byli w kinie? — Вы (к мужчинам ) были в кино?
  • Czy państwo byli w kinie? — Вы (к мужчинам и женщинам ) были в кино?
  • В разговорном языке возможна и форма 2 лица множественного числа: czy byliście państwo…

Именное составное сказуемое

Именное составное сказуемое представлено в польском языке разными моделями:

  • связка to и существительное с определением или без него в именительном падеже: Kraków — to stare miasto .
  • глагол-связка в форме настоящего, прошедшего или будущего времени и существительное с определением или без него в творительном падеже : Kraków jest starym miastem .
  • глагол-связка в форме настоящего, прошедшего или будущего времени и прилагательное или другое согласованное определение в именительном падеже : Kraków jest story .

Спряжение глаголов «być», «mieć» (настоящее время). Глаголы III спряжения

Настоящее время глагола «być » :

  1. jestem / jesteśmy;
  2. jesteś / jesteście;
  3. jest / są.

Как уже указывалось, личные местоимения ja , ty , my , wy употребляются в польском языке реже, чем аналогичные в русском.

В третьем лице множественного числа выделяются так называемые лично-мужская (местоимение oni ) и «неличная» (местоимение one ) формы. В зависимости от принадлежности к этим формам слово «все» переводится как «wszyscy » и «wszystkie » соответственно:

  • Oni wszyscy są naszymi kolegami .
  • One wszystkie są naszymi koleżankami .

Настоящее время глагола «mieć » :

  1. mam / mamy;
  2. masz / macie;
  3. ma / mają.

Аналогичным образом спрягаются глаголы czytać , mieszkać , znać , opowiadać , odpowiadać , pomagać , oglądać , powtarzać , wyjeżdżać и др. Группа таких глаголов объединяется в общий тип спряжения (III).

Творительный падеж

Формы творительного падежа существительных среднего рода и мужского рода на согласный имеют в единственном, числе окончание -em / ’-em (перед «-e» смягчаются согласные k , g : chemik chemikiem ; Bóg Bogiem ). Согласованные определения принимают окончания -ym , -im (Jan był dobrym pracownikiem ). Во множественном числе для существительных всех родов окончание одинаковое -ami , для определений — -ymi , -imi (Jan i Maria byli dobrymi pracownikami ).

Как и в русском языке, формы творительного падежа могут выступать с предлогами. Предлог «z » («ze ») используется, в частности, для обозначения «совместности» действия: с сыном z synem .

В творительном падеже единственного числа существительные женского рода, мужского на -a и мужские фамилии на -o принимают окончание . Такое же окончание и у согласованных определений женского рода, например:

  • Ona jest moją koleżanką .
  • On jest moim kolegą .

Формы творительного падежа с предлогами z , nad , pod , za , przed и др. употребляются в разных значениях, например: z kolegą (совместность), nad ziemią , pod domem , za miastem (место), przed wojną (время) и т. п.

Чередование согласных в предложном падеже

В польском языке нет мягких согласных , , , , . Вместо них выступают «ź», «ś», «dź», «ć», «rz». Грамматической позицией, где происходят чередования z — ź , s — ś , d — dź , t — ć , r — rz , а также l — ł , является, прежде всего, предложный падеж единственного числа существительных с основой на твердый согласный (кроме «k», «g», «ch»), имеющий окончание ’-e : klasa w klasie , teatr w teatrze , zeszyt w zeszycie и т. д. Остальные твердые согласные перед этим окончанием последовательно заменяются своими мягкими «парами»: [b] — , [p] — , [w] — , [f] — [f], [m] — , [n] — [n]: mapa na mapie , film о filmie , kino w kinie (исключения — dom , syn , pan с окончанием — «u » : w domu).

Чередоваться могут группы согласных: masł o maśl e (sł — śl), pism o piśm ie (sm — śm’) и т.п., a также гласные [-a ] — [-e ]: mia sto w mie ście , la s w le sie , cia ło na cie le .

Согласованные определения мужского и среднего рода имеют в предложном падеже окончания -ym , -im , женского -ej .

Во множественном числе окончание существительных — -ach , согласованных определений — -ych , -ich .

Винительный падеж существительных на -a, -i и согласованных определений женского рода

В винительном падеже единственного числа существительные женского рода на гласный, мужского на и мужские фамилии на имеют окончание . Исключение: pani pania .

Согласованные определения женского рода оканчиваются на . Исключение: ta .

Формы винительного падежа отвечают на вопросы kogo? со? , т. е. в мужском роде, как и в русском языке, важна принадлежность слова к одушевленным или неодушевленным существительным:

  • mam nową książkę ;
  • mam nowe czasopismo ;
  • mam nowy tekst ;
  • mam nowego lektora (kolegę) .

Безударные элементы

Некоторые односложные слова и элементы слов не несут на себе ударения и не влияют на его место в предшествующем или последующим слове, хотя произносятся с ним слитно. Безударными являются :

  • возвратное и односложные личные местоимения : ‘zwali go , ‘daj mi to , ‘znamy się :
  • частицы no , że (no пишется раздельно, że — слитно): ‘daj no to , prze’czytajże .
  • отрицание nie и односложные предлоги (do , u , z , nad , w и др.), кроме тех случаев, когда за ними следует односложное слово: nie ‘mamy ‘nie mam ; nie ‘znamy ‘nie znam ; do ‘niego ‘do niej и т. д.

Количественные и порядковые числительные, обозначение даты

Количественные числительные 1-20:

1 — jeden 6 — sześć 11 — jedenaście 16 — szesnaście
2 — dwa 7 — siedem 12 — dwanaście 17 — siedemnaście
3 — trzy 8 — osiem 13 — trzynaście 18 — osiemnaście
4 — cztery 9 — dziwięć 14 — czternaście 19 — dziewiętnaście
5 — pięć 10 — dziesięć 15 — piętnaście 20 — dwadzieścia

В польском языке, как и в русском, существуют родовые формы числительных jeden jedna jedno , склоняющиеся как прилагательные, и формы dwa (мужского и среднего родов), dwie (женского рода).

В числительных 15, 19 «ę» произносится как [е].

Количественные числительные отвечают на вопрос ile? , например:

  • Ile pan (-i) ma lat? (Ile masz lat?) Сколько Вам (тебе) лет?
  • Mam 20 (dwadzieścia) lat. Мне 20 (двадцать) лет .

Порядковые числительные 1-20:

1-ый — pierwszy 6-ой — szósty 11-ый — jedenasty 16-ый — szesnasty
2-ой — drugi 7-ой — siódmy 12-ый — dwunasty 17-ый — siedemnasty
3-ий — trzeci 8-ой — ósmy 13-ый — trzynasty 18-ый — osiemnasty
4-ый — czwarty 9-ый — dziewiąty 14-ый — czternasty 19-ый — dziewiętnasty
5-ый — piąty 10-ый — dziesiąty 15-ый — piętnasty 20-ый — dwudziesty

Порядковые числительные последовательно отвечают на вопрос który? (в отличие от русского языка, где допустим также вопрос «какой? »).:

  • jaki? — duży, mały, dobry, zly, wysoki, niski, ładny …
  • który? — pierwszy, ósmy, dwudziesty, ostatni, ten …

Порядковые числительные изменяются так же, как прилагательные: по родам, падежам и числам: trzeci rząd , w siódmej klasie , w pierwszych dniach , do dwudziestego wieku и т. п.

При помощи порядковых числительных строятся конструкции, обозначающие дату (день месяца, год):

  • Który to był rok? — 2005. (Dwa tysiące piąty).
  • W którym to było roku? — W 2005. (W dwa tysiące piątym).
  • Który (dzień) jest dziś? — Dziś jest 12.10. (dwunasty paż-dziemika).
  • Którego będzie dyktando? — 12.10. (dwunastego paz-dziemika).

Сходны с русским языком и конструкции, содержащие названия дней недели и времен года :

  • Dziś jest środa (czwartek). Jest zima, jesień — именительный падеж;
  • W środę (w czwartek) będzie deszcz — винительный падеж,
  • zimą ; jesienią — творительный падеж.

На вопрос «когда? » и в русском, и в польском языке можно ответить, соотнося во времени одно событие с другим:

  • до войны przed wojną ;
  • во время войны — podczas (w czasie) wojny;
  • после войны ро wojnie .

Обратите внимание, что предлог po употребляется с предложным падежом (по приезде ).

Названия десятков и сотен (30-1000):

  • 30 — trzydzieści / trzydziesty;
  • 40 — czterdzieści / czterdziesty;
  • 50 — pięćdziesiąt / pięćdziesiąty;
  • 60 — sześćdziesiąt / sześćdziesiąty;
  • 70 — siedemdziesiąt / siedemdziesiąty;
  • 80 — osiemdziesiąt / osiemdziesiąty;
  • 90 — dziewięćdziesiąt / dziewięćdziesiąty;
  • 100 — sto / setny;
  • 200 — dwieście;
  • 300 — trzysta;
  • 400 — czterysta;
  • 500 — pięćset;
  • 600 — sześćset;
  • 700 — siedemset;
  • 800 — osiemset;
  • 900 — dziewięćset:
  • 1000 — tysiąc.

Как уже отмечалось, порядковые числительные имеют формы рода, числа и падежа. В отличие от русского языка, склоняемым элементом в составных числительных являются не только единицы, но и десятки:

  • на 21 (двадцать первом ) этаже nа 21 (dwudziestym pierwszym ) piętrze ;
  • 28 (двадцать восьмого ) мая 28 (dwudziestego ósmego ) maja ;
  • 1945 г. (тысяча девятьсот сорок пятый ) 1945 г. (tysiąc dziewięćset czterdziesty piąty ) .