Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Участники народнического движения. Народничество: идеология и практика. Более терпеть нельзя

В составе народничества выделяются революционное и либеральное направления. Само революционное направление народничества вступило в полосу длительного кризиса.

На рубеже 50–60-х гг. XIX в. самодержавие оказалось в сложной политической ситуации, обусловленной поражением в Крымской войне. Война обнажила военную и хозяйственную отсталость России. В 60–70-е гг. XIX века в жизни страны произошли коренные изменения. Несмотря на непоследовательность проведения реформ, они способствовали быстрому развитию капитализма в России. Положения Манифеста вызвали полное разочарование и в радикальных кругах.

Народники считали, что интеллигенция в долгу перед народом и должна посвятить себя избавлению его от гнета и эксплуатации. Многие сотни юношей и девушек шли в деревню в качестве учителей, волостных писарей, учительниц, фельдшериц, и т.д. Широкое движение в народ скоро прекратилось, как в результате репрессий, так и потому, что народ оказался невосприимчивым к пропаганде народников.

Народничество 19 века (кратко)

Главной целью террористов стал Александр II. В 1879 г. произошел раскол организации. Группа, отрицательно относившаяся к политическому террору, образовала организацию «Черный передел» (Г.В.Плеханов, В.Засулич, П.Б.Аксельрод, М.А.Натансон).

Сторонники террора образовали группу «Народная воля» (А.Михайлов, А.Желябов, С.Перовская, Н.Кибальчич, Н.Морозов, В.Фигнер). 1 марта 1881 г. народовольцами был убит Александр II. Народники обратились к новому царю Александру III с предложением созвать Учредительное собрание и провести реформы, обещая прекратить террор.

Народничество. Его основные течения

Развитие капитализма, рост рабочего движения, а также кризис революционного народничества заставили некоторых представителей из числа народников обратиться к марксизму. Идеологи народничества отражали интересы и настроения крестьянства, которое боролось с остатками феодализма.

Он отдалил друг от друга возможных союзников в оппозиционном лагере: либералов и народников. Народничество неоднозначно оценивалось как современниками, так и историками. Другие считают народников заговорщиками и убийцами, чьи действия привели к расколу в оппозиционном движении, оттолкнули от них либералов, ожесточили власть.

Падение крепостного права и обострение классовой борьбы в пореформенный период способствовало подъему революционного движения, которое выдвинуло на первый план революционных народников. Они недооценивали силу самодержавия, не видели связей государства с интересами классов и делали вывод о том, что социальная революция в России - дело чрезвычайно легкое. Идейными вождями революционного народничества 70-х гг. были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев.

Значение народничества.

Различия заключались в определении главной движущей силы революции, готовности ее к революционной борьбе, методах борьбы против самодержавия. Свою теорию он изложил в “Исторических письмах”, опубликованных в 1868 - 1869 гг. Ведущей силой исторического прогресса он считал интеллигенцию, способную критически мыслить.

П.Н. Ткачев - идеолог заговорщического направления не верил в возможность осуществления революции силами народа, возлагал свои надежды на революционное меньшинство. Ткачев считал, что самодержавие не имеет классовой опоры в обществе, поэтому возможен захват власти группой революционеров и переход к социалистическим преобразованиям.

Они привели к оформлению трех течений в народничестве: бунтарскому, пропагандистскому, заговорщическому. К началу 80-х гг. в основных сферах промышленности и на транспорте завершился промышленный переворот.

Содержание статьи

НАРОДНИЧЕСТВО – идеологическая доктрина и общественно-политическое движение части интеллигенции Российской империи второй половины 19 – начала 20 в. Его сторонники ставили целью выработать национальную модель некапиталистической эволюции, постепенно адаптировать большинство населения к условиям модернизации хозяйства. Как система идей была характерна для стран с преимущественно аграрным характером экономики в эпоху их перехода к индустриальной стадии развития (помимо России, это Польша, а также входившие в состав Российской империи Украина, страны Прибалтики и Кавказа). Считается разновидностью утопического социализма, соединенного с конкретными (в ряде аспектов – потенциально реалистичными) проектами реформирования экономической, социальной и политической сфер жизни страны.

В советской историографии история народничества тесно связывалась с этапами освободительного движения, начатого движением декабристов и завершенного Февральской революцией 1917 . Соответственно, народничество соотносилось со вторым, революционно-демократическим его этапом.

Современная наука полагает, что обращение народников к массам было продиктовано не политической целесообразностью немедленной ликвидации самодержавия (цель тогдашнего революционного движения), а внутренней культурно-исторической потребностью сближения культур – культуры образованного сословия и народной. Объективно движение и доктрина народничества способствовали консолидации нации через снятие сословных различий, формировали предпосылки для создания единого правового пространства для всех слоев общества.

Ткачев считал, что социальный взрыв будет иметь «нравственно-очищающее воздействие» на общество, что бунтарь в силах сбросить с себя «мерзость старого мира рабства и унижений», поскольку только в момент революционного действия человек ощущает себя свободным. По его мнению, не стоило заниматься пропагандой и ждать, пока народ созреет к революции, не нужно «бунтовать» деревню. Ткачев утверждал, что поскольку самодержавие в России не имеет социальной опоры ни в одном сословии русского общества, а потому «висит в воздухе», то его можно будет быстро ликвидировать. Для этого «носители революционной идеи», радикальная часть интеллигенции, должны были создать строго законспирированную организацию, способную захватить власть и превратить страну в большую общину-коммуну. В государстве-коммуне достоинство человека труда и науки будет очевидно высоко, а новая власть создаст альтернативу миру грабежа и насилия. По его мнению, созданное революцией государство должно стать действительно обществом равных возможностей, где «каждый будет иметь столько, сколько он может иметь, не нарушая ничьих прав, не посягая на доли своих ближних». Для достижения такой светлой цели, полагал Ткачев, возможно использовать любые средства, в том числе противозаконные (его последователи сформулировали этот тезис в лозунге «цель оправдывает средства»).

Четвертое крыло русского народничества, анархистское, было противоположно социально-революционному по тактике достижения «народного счастья»: если Ткачев и его последователи верили в политическое объединение единомышленников во имя создания государства нового типа, то анархисты оспаривали необходимость преобразований в рамках государства. Теоретические постулаты критиков российской гипергосударственности можно обнаружить в работах народников-анархистов – П.А.Кропоткина и М.А.Бакунина . Оба они скептически относились к любой власти, так как считали ее подавляющей свободу личности и порабощающей ее. Как показала практика, анархистское течение выполняло скорее разрушительную функцию, хотя в теоретическом плане имело ряд позитивных идей.

Так, Кропоткин, сдержанно относясь и к политической борьбе, и к террору, делал акцент на решающей роли масс в переустройстве общества, призывал «коллективный ум» народа к созданию коммун, автономий, федераций. Отрицавший догматы православия и отвлеченное философствование, он считал более полезным приносить пользу обществу с помощью естественных наук и медицины.

Бакунин, полагая, что любое государство есть носитель несправедливости и неоправданной концентрации власти, верил (следуя Ж.-Ж.Руссо) в «природу человека», в ее свободу от ограничений, налагаемых образованием и обществом. Русского человека Бакунин считал бунтарем «по инстинкту, по призванию», а у народа в целом, полагал он, в течение многих веков уже выработался идеал свободы. Поэтому революционерам осталось лишь перейти к организации всенародного бунта (отсюда – наименование в марксистской историографии возглавляемого им крыла народничества «бунтарским»). Цель бунта по Бакунину – не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового. Задолго до событий 1917 он предупреждал об опасности создания пролетарского государства, поскольку «пролетариям свойственно буржуазное перерождение». Людское сообщество мыслилось им как федерация общин уездов и губерний России, а затем и всего мира, на пути к этому, полагал он, должно стоять создание «Соединенных Штатов Европы» (воплотившееся в наши дни в Евросоюзе). Как и другие народники, он верил в призвание славян, особенно русских, к возрождению мира, приведенного западной буржуазной цивилизацией в состояние упадка.

Первые народнические кружки и организации.

Теоретические положения народничества находили выход в деятельности нелегальных и полулегальных кружков, групп и организаций, начавших революционную работу «в народе» еще до отмены крепостного права в 1861. По методам борьбы за идею эти первые кружки заметно различались: умеренное (пропагандистское) и радикальное (революционное) направления существовали уже в рамках движения «шестидесятников» (народников 1860-х).

Пропагандистский студенческий кружок в Харьковском университете (1856–1858) сменил созданный в 1861 кружок пропагандистов П.Э.Агриропуло и П.Г.Заичневского в Москве. Члены его единственным средством преобразования действительности считали революцию. Политическое устройство России представлялось ими в виде федеративного союза областей во главе с выборным национальным собранием.

В 1861–1864 наиболее влиятельным тайным обществом Петербурга была первая «Земля и воля». Его члены (А.А.Слепцов, Н.А. и А.А.Серно-Соловьевичи, Н.Н.Обручев, В.С.Курочкин, Н.И.Утин, С.С.Рымаренко), вдохновленные идеями А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского, мечтали о создании «условий для революции». Ее они ожидали к 1863 – после завершения подписания уставных грамот крестьянам на землю. Общество, располагавшее полулегальным центром для распространения печатной продукции (книжным магазином А.А.Серно-Соловьевича и Шахматным клубом) выработало свою программу. В ней декларировалась передача земли крестьянам за выкуп, замена правительственных чиновников выборными лицами, сокращение расходов на войско и царский двор. Эти программные положения не получили широкой поддержки в народе, и организация самораспустилась, оставшись даже не раскрытой царскими охранительными органами.

Из кружка, примыкавшего к «Земле и воле», в 1863–1866 в Москве выросло тайное революционное общество Н.А.Ишутина («ишутинцев»), целью которого была подготовка крестьянской революции путем заговора интеллигентских групп. В 1865 входившие в него П.Д.Ермолов, М.Н.Загибалов, Н.П.Странден, Д.А.Юрасов, Д.В.Каракозов, П.Ф.Николаев, В.Н.Шаганов, О.А.Мотков установили связи с петербургским подпольем через И.А.Худякова, а также с польскими революционерами, русской политической эмиграцией и провинциальными кружками в Саратове, Нижнем Новгороде, Калужской губернии и др., привлекая к своей деятельности и полулиберальные элементы. Пытаясь воплотить в жизнь идеи Чернышевского по созданию артелей и мастерских, сделать их первым шагом будущего социалистического преобразования общества, они создали в 1865 в Москве бесплатную школу, переплетную (1864) и швейную (1865) мастерские, ватную фабрику в Можайском уезде на началах ассоциации (1865), вели переговоры о создании коммуны с рабочими железоделательного Людиновского завода Калужской губернии. Группа Г.А.Лопатина и созданное им «Рублевое общество» наиболее ярко воплотили в своих программах направление пропагандистско-просветительской работы. К началу 1866 в кружке уже существовала жесткая структура – небольшое, но сплоченное центральное руководство («Ад»), собственно тайное общество («Организация») и примыкавшие к нему легальные «Общества взаимного вспомоществования». «Ишутинцы» подготавливали побег Чернышевского с каторги (1865–1866), но их успешную деятельность прервало 4 апреля 1866 необъявленное и несогласованное с товарищами покушение одного из членов кружка, Д.В.Каракозова, на императора Александра II. По «делу о цареубийстве» под следствие попало более 2 тыс. народников; из них 36 были приговорены к разным мерам наказания (Д.В.Каракозов – повешен, Ишутин заключен в одиночную камеру Шлиссельбургской крепости, где он сошел с ума).

В 1869 в Москве и Петербурге начала деятельность организация «Народная расправа» (77 человек во главе С.Г.Нечаевым). Целью ее была также подготовка «народной мужицкой революции». Люди, вовлеченные в «Народную расправу», оказались жертвами шантажа и интриг ее организатора, Сергея Нечаева, олицетворявшего фанатизм, диктаторство, беспринципность и лживость. Против его методов борьбы публично выступал П.Л.Лавров, доказывая, что «без крайней необходимости никто не имеет права рисковать нравственной чистотой социалистической борьбы, что ни одна лишняя капля крови, ни одно пятно хищнической собственности не должно пасть на знамя борцов социализма». Когда студент И.И.Иванов, сам бывший членом «Народной расправы», выступил против ее руководителя, призывавшего к террору и провокациям для расшатывания режима и приближения светлого будущего, он был обвинен Нечаевым в предательстве и убит. Уголовное преступление раскрыла полиция, организация была разгромлена, сам Нечаев бежал за границу, но был там арестован, выдан российским властям и судим как уголовный преступник.

Хотя после «нечаевского процесса» среди участников движения сохранились отдельные сторонники «крайних методов» (терроризма), все же большинство народников отмежевалось от авантюристов. В противовес беспринципности «нечаевщины» возникли кружки и общества, в которых вопрос революционной этики стал одним из главных. С конца 1860-х в крупных городах России действовало несколько десятков таких кружков. Один из них, созданный С.Л.Перовской (1871), влился в «Большое общество пропаганды», возглавляемое Н.В.Чайковским. В кружке «чайковцев» впервые заявили о себе такие видные деятели как М.А.Натансон , С.М.Кравчинский , П.А.Кропоткин , Ф.В.Волховский, С.С.Синегуб, Н.А.Чарушин и др.

Много читавшие и обсуждавшие труды Бакунина, «чайковцы» считали крестьян «стихийными социалистами», которых осталось только «разбудить» – пробудить в них «социалистические инстинкты», для чего предлагалось вести пропаганду. Слушателями ее должны были стать столичные рабочие-отходники, временами возвращавшиеся из города в свои деревни и села.

Первое «хождение в народ» (1874).

Весной и летом 1874 «чайковцы», а вслед за ними и члены других кружков (в особенности «Большого общества пропаганды»), не ограничившись агитацией среди отходников, отправились сами в деревни Московской, Тверской, Курской и Воронежской губ. Это движение получило наименование «летучей акции», а позже – «первого хождения в народ». Оно стало серьезной проверкой для народнической идеологии.

Переходя из деревни в деревню, сотни студентов, гимназистов, молодых интеллигентов, одетых в крестьянскую одежду и пытавшихся разговаривать, как крестьяне, раздавали литературу и убеждали людей, что царизм «более терпеть нельзя». При этом они выражали надежду на то, что власть, «не дожидаясь восстания, решится пойти на самые широкие уступки народу», что бунт «окажется излишним», а потому теперь нужно якобы собрать силы, объединиться, чтобы начать «мирную работу» (С.Кравчинский). Но пропагандистов встретил совсем не тот народ, который они представляли, начитавшись книг и брошюр. Крестьяне относились к чужакам настороженно, их призывы расценивали как странные и опасные. К рассказам о «светлом будущем» они относились, по воспоминаниям самих народников, как к сказкам («Не любо – не слушай, а врать не мешай!»). Н.А.Морозов, в частности, вспоминал, что спрашивал крестьян: «Ведь земля божия? Общая?» – и слышал в ответ: «Божия там, где никто не живет. А где люди – там она человеческая».

Бакунинская идея готовности народа к бунту потерпела крах. Теоретические модели идеологов народничества столкнулись с консервативной утопией народа, его верой в правильность власти и надеждой на «доброго царя».

К осени 1874 «хождение в народ» пошло на убыль, последовали правительственные репрессии. К концу 1875 более 900 участников движения (из 1000 активистов) а также около 8 тыс. сочувствующих и последователей было арестовано и осуждено, в том числе по самому громкому делу – «Процессу 193-х».

Второе «хождение в народ».

Пересмотрев ряд программных положений, оставшиеся на свободе народники решили отказаться от «кружковщины» и перейти к созданию единой, централизованной организации. Первую попытку ее образования являло объединение москвичей в группу под названием «Всероссийская социально-революционная организация» (кон. 1874 – нач.1875). После арестов и процессов 1875 – начала 1876 она целиком вошла в созданную в 1876 новую, вторую «Землю и волю» (названную так в память о предшественниках). Работавшие в ней М.А. и О.А.Натансон (муж и жена), Г.В.Плеханов , Л.А.Тихомиров, О.В.Аптекман , А.А.Квятковский, Д.А.Лизогуб, А.Д.Михайлов, позже – С.Л.Перовская, А.И.Желябов , В.И.Фигнер и др. настаивали на соблюдении принципов конспирации, подчинения меньшинства большинству. Эта организация представляла собой иерархически построенный союз, во главе которого стоял руководящий орган («Администрация»), которому подчинялись «группы» («деревенщики», «рабочая группа», «дезорганизаторы» и др.). Филиалы организации имелись в Киеве, Одессе, Харькове и других городах. Программой организации предполагалось осуществление крестьянской революции, принципы коллективизма и анархизма объявлялись основами государственного устройства (бакунизм) наряду с обобществлением земли и заменой государства федерацией общин.

В 1877 году в «Землю и волю» входило около 60 человек, сочувствующих – ок. 150. Ее идеи распространялись через социально-революционное обозрение «Земля и воля» (Петербург, № 1–5, октябрь 1878 – апрель 1879) и приложение к нему «Листок «Земли и воли» (Петербург, № 1–6, март-июнь 1879), они живо обсуждались нелегальной прессой в России и за рубежом. Часть сторонников пропагандистской работы обоснованно настаивала на переходе от «летучей пропаганды» к долговременным оседлым деревенским поселениям (это движение получило в литературе наименование «второго хождения в народ»). На этот раз пропагандисты вначале осваивали ремесла, которые должны были пригодиться на селе, становились врачами, фельдшерами, писарями, учителями, кузнецами, дровосеками. Оседлые поселения пропагандистов возникли вначале в Поволжье (центр – Саратовская губерния), затем в Донской области и некоторых других губерниях. Те же землевольцы-пропагандисты создали и «рабочую группу», чтобы продолжать агитацию на заводах и предприятиях Петербурга, Харькова и Ростова. Они же организовали и первую в истории России демонстрацию – 6 декабря 1876 у Казанского собора в Петербурге. На ней было развернуто знамя с лозунгом «Земля и воля», выступил с речью Г.В.Плеханов.

Раскол землевольцев на «политиков» и «деревенщиков». Липецкий и Воронежский съезды. Между тем, радикалы, состоявшие в той же организации, уже призывали сторонников переходить к прямой политической борьбе с самодержавием. Первыми на этот путь встали народники Юга Российской империи, представив свою деятельность как организацию актов самозащиты и мести за злодеяния царской администрации. «Чтобы сделаться тигром, не надо быть им по природе, – заявил со скамьи подсудимых перед оглашением ему смертного приговора народоволец А.А.Квятковский. – Бывают такие общественные состояния, когда агнцы становятся ими».

Революционное нетерпение радикалов вылилось в череду террористических актов. В феврале 1878 В.И.Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова, распорядившегося высечь политзаключенного студента. В том же месяце кружок В.Н.Осинского – Д.А.Лизогуба, действовавший в Киеве и Одессе, организовал убийства агента полиции А.Г.Никонова, жандармского полковника Г.Э.Гейкинга (инициатора высылки революционно настроенных студентов) и харьковского генерал-губернатора Д.Н.Кропоткина.

С марта 1878 увлечение терактами охватило С-Петербург. На прокламациях с призывами уничтожить очередного царского чиновника стала появляться печать с изображением револьвера, кинжала и топора и подписью «Исполнительный комитет социально-революционной партии».

4 августа 1878 С.М.Степняк-Кравчинский заколол кинжалом петербургского шефа жандармов Н.А.Мезенцева в ответ на подписание им приговора о казни революционера Ковальского. 13 марта 1879 было совершено покушение на его преемника – генерала А.Р.Дрентельна. Листок «Земли и воли» (главред. – Н.А.Морозов) окончательно превратился в орган террористов.

Ответом на теракты землевольцев стали полицейские гонения. Правительственные репрессии, не сравнимые по масштабу с предыдущим (в 1874), затронул и тех революционеров, кто был в это время деревне. По России прошел десяток показательных политических процессов с приговорами по 10–15 лет каторги за печатную и устную пропаганду, было вынесено 16 смертных приговоров (1879) уже только за «принадлежность к преступному сообществу» (об этом судили по обнаруженным в доме прокламациям, доказанным фактам передачи денег в революционную казну и пр.). В этих условиях подготовку А.К.Соловьева покушения на императора 2 апреля 1879 многие члены организации расценили неоднозначно: часть их протестовала против теракта, считая, что он погубит дело революционной пропаганды.

Когда в мае 1879 террористы создали группу «Свобода или смерть», не согласовав своих действий со сторонниками пропаганды (О.В.Аптекман, Г.В.Плеханов), стало ясно, что общего обсуждения конфликтной ситуации не избежать.

15 июня 1879 сторонники активных действий собрались в Липецке для выработки дополнений к программе организации и общей позиции. Липецкий съезд показал, что общих идей у «политиков» с пропагандистами становится все меньше.

19–21 июня 1879 на съезде в Воронеже землевольцы попытались урегулировать противоречия и сохранить единство организации, но неудачно: 15 августа 1879 «Земля и воля» распалась.

Сторонники старой тактики – «деревенщики», считавшие необходимым отказ от методов террора (Плеханов, Л.Г.Дейч, П.Б.Аксельрод, Засулич и др.) объединились в новое политическое образование, назвав его «Черный передел» (имелось в виду перераспределение земли на основании крестьянского обычного права, «по-черному»). Они объявили себя главными продолжателями дела «землевольцев».

«Политики», то есть сторонники активных действий под руководством заговорщицкой партии создали союз, которому дали название «Народная воля». Вошедшие в него А.И.Желябов , С.Л.Перовская , А.Д.Михайлов, Н.А.Морозов, В.Н.Фигнер и др. избрали путь политических акций против наиболее жестоких государственных чиновников, путь подготовки политического переворота – детонатора взрыва, способного разбудить крестьянскую массу и разрушить ее вековую инертность.

Программа «Народной воли»,

действовавшей под девизом «Теперь или никогда!», допускала индивидуальный террор как ответную меру, средство защиты и как форму дезорганизации действующей власти в ответ на насилие с ее стороны. «Террор – ужасная вещь, – говорил народоволец С.М.Кравчинский. – И есть только одна вещь хуже террора – это безропотно сносить насилие». Таким образом, в программе организации террор обозначался как одно из средств, призванных подготовить народное восстание. Еще более усилив выработанные «Землей и волей» принципы централизации и конспирации, «Народная воля» поставила ближайшей целью изменение политического строя (в том числе и путем цареубийства), а далее – созыв Учредительного собрания, утверждение политических свобод.

За короткий срок, в течение года, народовльцы создали разветвленную организацию во главе с Исполнительным комитетом. В него вошли 36 чел, в т.ч. Желябов, Михайлов, Перовская, Фигнер, М.Ф.Фроленко. Исполкому подчинялось около 80 территориальных групп и около 500 самых активных народовольцев в центре и на местах, которым в свою очередь удалось объединить несколько тысяч единомышленников.

4 особых образования всероссийского значения – Рабочая, Студенческая и Военная организации, а также организация «Красного креста» – действовали согласованно, опираясь на свою агентуру в департаменте полиции и свое же заграничное представительство в Париже и Лондоне. Они публиковали несколько изданий («Народная воля», «Листок „Народной воли"», «Рабочая газета»), множество прокламаций неслыханным для того времени тиражом 3–5 тыс. экземпляров.

Членов «Народной воли» отличали высокие нравственные качества (об этом можно судить по их судебным речам и предсмертным письмам) – преданность идее борьбы за «народное счастье», бескорыстие, самоотдача. При этом образованное российское общество не только не осуждало, но и всемерно сочувствовало успехам этой организации.

Между тем, в «Народной воле» была создана «Боевая группа» (руководитель –Желябов), ставившая целью подготовку терактов как ответа на действия царского правительства, запретившего мирную пропаганду социалистических идей. К реализации терактов допускался ограниченный круг людей – около 20 членов Исполкома или его Распорядительной комиссии. Ими за годы работы организации (1879–1884) были убиты 6 человек на Украине и в Москве, в том числе шеф тайной полиции Г.П.Судейкин, военный прокурор В.С.Стрельников, 2 агента охранки – С.И.Прейма и Ф.А.Шкряба, предатель А.Я.Жарков.

Настоящую охоту народовольцы устроили на царя. Они последовательно изучали маршруты его выездов, расположение комнат в Зимнем дворце. Сеть динамитных мастерских изготавливала бомбы и взрывчатку (в этом деле особо отличился талантливый изобретатель Н.И.Кибальчич, начертивший позже, когда ожидал смертной казни в одиночной камере Петропавловской крепости, схему реактивного летательного аппарата). Всего на Александра II народовольцами было совершено 8 покушений (первое – 18 ноября 1879).

Власть в результате дрогнула, создав Верховную распорядительную комиссию во главе с М.Т.Лорис-Меликовым (1880). Ему было предписано разобраться в ситуации и в том числе усилить борьбу с «бомбистами». Предложив Александру II проект преобразований, допускавших элементы представительного правления и долженствующий удовлетворить либералов, Лорис-Меликов рассчитывал, что 4 марта 1881 этот проект будет утвержден царем.

Однако народовольцы не собирались идти на компромисс. Даже арест Желябова за несколько дней до очередного покушения, намеченного на 1 марта 1881, не заставил их свернуть с избранного пути. Дело подготовки цареубийства взяла на себя Софья Перовская. По ее сигналу в указанный день И.И.Гриневицкий бросил в царя бомбу и подорвался сам. После ареста Перовской и других «бомбистов» уже арестованный Желябов сам потребовал приобщить себя к числу участников этого покушения, чтобы разделить участь товарищей.

В то время рядовые члены «Народной воли» занимались не только террористической, но и пропагандистской, агитационной, организаторской, издательской и прочей деятельностью. Но пострадали за участие в ней и они: после событий 1 марта начались массовые аресты, завершившиеся серией судебных процессов («Процесс 20-ти», «Процесс 17-ти», «Процесс 14-ти» и др.). Казнь членов Исполкома «Народной воли» была довершена разгромом ее организаций на местах. Всего с 1881 по 1884 было репрессировано ок. 10 тыс. человек. Желябов, Перовская, Кибальчич последними в истории России были подвергнуты публичной казни, другие члены Исполкома были осуждены на бессрочную каторгу и пожизненную ссылку.

Деятельность «Черного передела».

После убийства 1 марта 1881 народовольцами Александра II и восшествия на престол его сына Александра III эпоха «великих реформ» в России закончилась. Ни революций, ни ожидаемых народовольцами массовых выступлений не произошло. Для многих оставшихся в живых народников стала очевидной идейная пропасть между крестьянским миром и интеллигенцией, которую невозможно было быстро преодолеть.

16 отколовшихся от «Земли и воли» и вошедших в «Черный передел» народников-«деревенщиков» (Плеханов, Засулич, Дейч, Аптекман, Я.В.Стефанович и др.) получили некоторую часть денежных средств и типографию в Смоленске, издававшую для рабочих и крестьян газету «Зерно» (1880–1881), но она вскоре также была разгромлена. Возлагая надежды опять-таки на пропаганду, они продолжали вести работу среди военных, студентов, организовали кружки в Петербурге, Москве, Туле и Харькове. После ареста части чернопередельцев в конце 1881 – начале 1882, Плеханов, Засулич, Дейч и Стефанович эмигрировали в Швейцарию, где, ознакомившись с марксистскими идеями, создали в 1883 в Женеве группу «Освобождение труда». Спустя десятилетие там же, за границей, развернули работу другие группы народнического толка («Союз русских социалистов-революционеров» в Берне, «Фонд вольной русской прессы» в Лондоне, «Группа старых народовольцев» в Париже), ставившие своей целью издание и распространение в России нелегальной литературы. Однако бывшие «чернопередельцы», вошедшие в состав группы «Освобождение труда», не только не желали сотрудничать, но и вели с ними ожесточенную полемику. Основные работы Плеханова, в особенности его книги «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия» были направлены на критику основополагающих концепций народников с позиций марксизма. Таким образом, классическое народничество, ведущее свое начало от Герцена и Чернышевского, практически исчерпало себя. Начался упадок революционного народничества и подъем народничества либерального.

Однако жертвенная деятельность классических народников и народовольцев была не напрасной. Они вырвали у царизма много конкретных уступок в различных областях экономики, политики, культуры. Среди них, например, в крестьянском вопросе – упразднение временно-обязанного состояния крестьян, отмена подушной подати, снижение (почти на 30%) выкупных платежей, учреждение Крестьянского банка. В рабочем вопросе – создание начал фабричного законодательства (закон 1 июня 1882 об ограничении детского труда и о введении фабричной инспекции). Из политических уступок существенное значение имели ликвидация III отделения и освобождение из Сибири Чернышевского.

Либеральное народничество 1880-х.

1880–1890-е в истории идейной эволюции народнической доктрины считаются периодом господства ее либеральной составляющей. Идеи «бомбизма» и ниспровержения основ после разгрома народовольческих кружков и организаций стали сменяться умеренными настроениями, к которым тяготели многие образованные общественные деятели. По своему влиянию либералы 1880-х уступали революционерам, но именно это десятилетие внесло значительный вклад в развитие доктрины. Так, Н.К.Михайловский продолжил разработку субъективного метода в социологии. Теории простой и сложной кооперации, типов и степеней социального развития, борьбы за индивидуальность, теория «героя и толпы» служили важными аргументами в доказательстве центрального положения «критически мыслящей личности» (интеллигента) в прогрессе общества. Не став сторонником революционного насилия, этот теоретик выступал за реформы как главное средство реализации назревших преобразований.

Одновременно с его построениями свое мнение о перспективах развитие России высказывали П.П.Червинский и И.И.Каблиц (Юзова), чьи труды связывают с началом отхода от доктрины социалистической направленности. Критически осмыслив идеалы революционности, они выдвинули на первый план не моральный долг просвещенного меньшинства страны, а осознание нужд и запросов народа. Отказ от социалистических идей сопровождался новой расстановкой акцентов, повышениям внимания к «культурнической деятельности». Продолжатель идей Червинского и Каблиц, сотрудник газеты «Неделя» Я.В.Абрамов в 1890-х определил характер деятельности интеллигенции как помощь крестьянству в преодолении трудностей рыночной экономики; при этом он указал на возможную форму такой практики – деятельность в земствах. Сильной стороной пропагандистских работ Абрамова была ее четкая адресность – обращенность к врачам, учителям, агрономам с призывом помочь собственным трудом положению русского мужика. По существу, Абрамов выдвинул идею деполитизированного «хождения в народ» под лозунгом осуществления малых дел, из которых слагается жизнь миллионов. Для многих земских служащих «теория малых дел» стала идеологией полезности.

В других народнических теориях 1880–1890-х, получивших наименование «экономического романтизма», предлагалось «спасение общины» (Н.Ф.Даниельсон), выдвигались программы государственного регулирования экономики, при осуществлении которых крестьянское хозяйство могло бы приспособиться к товарно-денежным отношениям (В.П.Воронцов). Все отчетливей становилась принадлежность последователей землевольцев к двум направлениям – тех, кто разделял идею «приспособления» к новым условиям существования и тех, кто призывал к политическому реформированию страны с переориентацией на социалистический идеал. Однако объединяющим элементом для тех и других оставалось признание необходимости мирной эволюции России, отказ от насилия, борьбы за свободу личности и солидарность, артельно-общинный метод организации хозяйства. Будучи в целом ошибочной мелкобуржуазной теорией, «экономический романтизм» привлекал внимание общественной мысли к особенностям экономического развития России.

С середины 1880-х главным печатным органов либеральных народников стал журнал «Русское богатство», издававшийся с 1880 артелью писателей (Н.Н.Златовратский, С.Н.Кривенко, Е.М.Гаршин и др.)

С 1893 новая редакция журнала (Н.К.Михайловский, В.Г.Короленко, Н.Ф.Анненский) сделала его центром общественных дискуссий по вопросам, близким теоретикам либерального народничества.

Возобновление «кружковщины». Неонародничество.

С середины 1880-х в России наметились тенденции к децентрализации революционного подполья, к усилению работы в провинции. Такие задачи ставила, в частности, «Молодая партия Народной воли».

В 1885 в Екатеринославе собрался съезд южных народовольцев (Б.Д.Оржих, В.Г.Богораз и др.), пытавшийся объединить революционные силы региона. В конце декабря 1886 в Петербурге возникла «Террористическая фракция партии „Народная воля"» (А.И.Ульянов, П.Я.Шевырёв и др.). Программа последней, наряду с утверждением террористической борьбы, содержала элементы марксистских оценок ситуации. Среди них – признание факта существования капитализма в России, ориентация на рабочих – «ядро социалистической партии». Народовольческие и идейно близкие к ним организации продолжали действовать и в 1890-е в Костроме, Владимире, Ярославле. В 1891 в Петербурге работала «Группа народовольцев», в Киеве – «Южнорусская группа народовольцев».

В 1893–1894 «Социально-революционная партия Народного права» (М.А.Натансон, П.Н.Николаев, Н.Н.Тютчев и др.) поставила задачей объединить антиправительственные силы страны, но это ей не удалось. По мере распространения в России марксизма народнические организации утрачивали господствующее положение и влияние.

Возрождение революционного направления в народничестве, начавшееся в конце 1890-х (так называемое «неонародничество») оказалось связанным с деятельностью партии социалистов-революционеров (эсеров). Она сформировалась через объединение народнических групп в виде левого крыла демократии. Во второй половине 1890-х небольшие, преимущественно интеллигентские по составу, народнические группы и кружки, существовавшие в Петербурге, Пензе, Полтаве, Воронеже, Харькове, Одессе объединились в Южную партию социалистов-революционеров (1900), другие – в «Союз эсеров» (1901). Их организаторами выступили М.Р.Гоц, О.С.Минор и др. – бывшие народники.

Ирина Пушкарева, Наталья Пушкарева

Литература:

Богучарский В.Я. Активное народничество семидесятых годов . М., 1912
Попов М.Р. Записки землевольца . М., 1933
Фигнер В.Н. Запечатленный труд , т. 1. М., 1964
Морозов Н.А. Повести моей жизни , т. 2. М., 1965
Пантин Б.М., Плимак Н.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России . М., 1986
Пирумова Н.М. Социальная доктрина М.А.Бакунина . М., 1990
Рудницкая Е.Л. Русский бланкизм: Петр Ткачев . М., 1992
Зверев В.В. Реформаторское народничество и проблема модернизации России . М., 1997
Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении . М., 2000
Блохин В.В. Историческая концепция Николая Михайловского . М., 2001



Народничество

НАРО́ДНИЧЕСТВО -а; ср. Общественно-политическое движение в России во второй половине 19 в., отражавшее идеологию крестьянской демократии и считавшее возможным переход России к социализму через крестьянскую общину, минуя капитализм.

наро́дничество

идейное течение в среде радикальной интеллигенции России во второй половине XIX в.; представители народничества выступали с позиций «крестьянского социализма» как против крепостничества, так и против развития страны по капиталистическому пути, за свержение самодержавия путём крестьянской революции (так называемые революционные народники), или за осуществление социальных преобразований (так называемые либеральные народники) на основе крестьянской общины, в которой видели зачаток социализма. Родоначальники - А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, идеологи - М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачёв. Основными организациями революционных народников 1860-1880-х гг. были кружки ишутинцев, «чайковцев», «москвичей», тайные общества «Земля и воля» 1870-х гг., «Чёрный передел», «Народная воля» . Во второй половине 1880-х - первой половине 90-х гг. революционное народничество переживало кризис, вызванный разгромом «Народной воли». Возросло влияние либерального народничества (Н. К. Михайловский и другие публицисты журнала «Русское богатство»), но не прерывалась и революционная традиция (Группа народовольцев в Санкт-Петербурге, другие местные кружки и группы, в эмиграции - Группа старых народовольцев и др.). Возрождение революционного народничества в конце 1890-х - начале 1900-х гг. связано с деятельностью Партии социалистов-революционеров (эсеров), программа которой включала ряд переосмысленных в новых социально-политических условиях коренных народнических идей (так называемое неонародничество).

НАРОДНИЧЕСТВО

НАРО́ДНИЧЕСТВО, идеология и движение разночинной интеллигенции (см. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ) в России во второй половине 19 - начале 20 века. Народническая идеология, представлявшая собой разновидность утопического социализма (см. УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ) , была господствующей в российском революционном движении 1860-х - начала 1880-х годов; в народничестве с момента его зарождения наметилось также либеральное направление, ставшее преобладающим в 1880-1890-е годы.
Народническая идеология и идеологи
Народническая идеология представляла собой своеобразное соединение социалистических идей со славянофильскими (см. СЛАВЯНОФИЛЫ) представлениями о самобытном пути развития России. Поиски особого пути России к социализму основоположником теории «русского социализма» А. И. Герценом (см. ГЕРЦЕН Александр Иванович) были вызваны разочарованием в результатах революций 1848-1849 гг. в Европе, приведших, по его мнению, к господству «мещанства» (буржуазии (см. БУРЖУАЗИЯ) ) и ничего не давших «работникам». Герцен считал, что в России возможен переход к социализму (см. СОЦИАЛИЗМ) , минуя капитализм (см. КАПИТАЛИЗМ) , благодаря крестьянской общине с ее коллективным землевладением, уравнительным землепользованием и традициями самоуправления; в сельской общине он видел возможный зародыш социализма. Идеи Герцена были развиты другим родоначальником народничества, Н. Г. Чернышевским (см. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович) , оказавшим огромное влияние на радикально настроенную молодежь 1860-70-х гг.
К числу наиболее влиятельных идеологов народничества прямо относятся П. Л. Лавров (см. ЛАВРОВ Петр Лаврович) , М. А. Бакунин (см. БАКУНИН Михаил Александрович) , П. Н. Ткачев (см. ТКАЧЕВ Петр Никитич) , Н. К. Михайловский (см. МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович) . Лавров призвал интеллигенцию вернуть долг народу, благодаря труду которого она получила образование, и способствовать его освобождению от экономического и политического угнетения. Он считал необходимым вести пропаганду (см. ПРОПАГАНДА) среди народных масс для подготовки их к восстанию. Бакунин видел в русском крестьянине прирожденного социалиста; он призывал революционеров, опираясь на «разбойный элемент», стремиться к немедленной организации народных бунтов, которые должны вылиться во всероссийское восстание. Бунтарское и пропагандистское направления были наиболее распространенными в народническом движении 1870-х годов, однако редко встречались «в чистом виде». Взгляды и практическая деятельность революционных народников представляли, скорее, синтез теорий и практических советов идеологов движения. Главной задачей они считали осуществление крестьянской социалистической революции (см. РЕВОЛЮЦИЯ) , при этом социальная революция противопоставлялась политической, плодами которой, по мнению народников, могла воспользоваться нарождающаяся буржуазия (см. БУРЖУАЗИЯ) .
Легальная публицистика Н. К. Михайловского способствовала утверждению демократических традиций интеллигенции; он пропагандировал идею о ее решающей роли в общественной борьбе; в конце 1870-х годов выдвинул задачу перехода к политической борьбе и отстаивал необходимость завоевания политических свобод. Идеи Ткачева о захвате политической власти революционерами и об использовании государства для осуществления социалистических преобразований, не пользовавшиеся популярностью среди исповедовавших аполитизм народников 1870-х годов, фактически нашли свое воплощение в деятельности «Народной воли» (см. НАРОДНАЯ ВОЛЯ) , хотя сами народовольцы отрицали непосредственное влияние на них идей Ткачева.
Тайные кружки и общества
Нелегальные кружки и организации народнического толка начали возникать в России в 1860-х годах (наиболее крупная - тайное общество «Земля и воля» (см. ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ (тайное общество)) ), однако расцвет «действенного народничества» приходится на 1870-е годы. В этот период выросло число участников движения и увеличился его размах. Ведущими народническими организациями первой половины 1870-х гг. были кружки «чайковцев» (см. ЧАЙКОВЦЫ) (1871; лидеры - М. А. Натансон (см. НАТАНСОН Марк Андреевич) , П. А. Кропоткин (см. КРОПОТКИН Петр Алексеевич) , С. Л. Перовская (см. ПЕРОВСКАЯ Софья Львовна) , Н. В. Чайковский (см. ЧАЙКОВСКИЙ Николай Васильевич) и др.), «долгушинцев» (см. ДОЛГУШИНЦЫ) (1872-1873; А. В. Долгушин (см. ДОЛГУШИН Александр Васильевич) , Л. А. Дмоховский и др.), «москвичей» (см. МОСКВИЧИ) (1874-1875; С. И. Бардина (см. БАРДИНА Софья Илларионовна) , И. С. Джабадари (см. ДЖАБАДАРИ Иван Спиридонович) и др.). Революционеры предприняли «хождение в народ», пик которого пришелся на 1874 («безумное лето»). Народники вели социалистическую пропаганду, направленную в конечном счете на то, чтобы поднять крестьянство на восстание. Однако «хождение в народ» кончилось полным его разгромом к концу 1875; сотни пропагандистов были арестованы, а крестьянство оказалось плохо восприимчивым к революционной пропаганде.
Значительная часть народников была осуждена на процессах «50-ти» (см. ПРОЦЕСС 50-ти) (1877) и «193-х» (см. ПРОЦЕСС 193-х) (1877-1878). Разгром «хождения в народ» привел к пересмотру организационных и тактических принципов революционеров. В 1876 сложилась централизованная революционная организация, получившая в 1878 название «Земля и воля» (см. ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ (народническая организация)) (М. А. и О. А. Натансон, А. Д. Михайлов (см. МИХАЙЛОВ Александр Дмитриевич) , Г. В. Плеханов (см. ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович) , О. В. Аптекман (см. АПТЕКМАН Осип Васильевич) и др.). Землевольцы перешли к «поселениям» в народе и пропаганде на почве ближайших интересов крестьянства. Однако преследования со стороны правительства и по-прежнему весьма слабая перспектива поднять крестьянство на восстание привели к возникновению внутри «Земли и воли» фракции политиков-террористов, считавших необходимым завоевание политической свободы.
«Народная воля»
Конфликт между «деревенщиками» (Г. В. Плеханов (см. ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович) , М. Р. Попов (см. ПОПОВ Михаил Родионович) , О. В. Аптекман и др.) и «политиками» (А. Д. Михайлов, Н. А. Морозов (см. МОРОЗОВ Николай Александрович) , А. А. Квятковский (см. КВЯТКОВСКИЙ Александр Александрович) , А. И. Желябов (см. ЖЕЛЯБОВ Андрей Иванович) и др.) привел в августе 1879 к расколу «Земли и воли» на две самостоятельные организации - «Черный передел» (см. ЧЕРНЫЙ ПЕРЕДЕЛ (народническая организация)) , оставшийся на прежних народнических позициях и уже к концу 1880 утративший заметное влияние на революционное движение, и «Народную волю», (см. НАРОДНАЯ ВОЛЯ) перешедшую к политической борьбе.
«Народная воля» стремилась к захвату власти силами революционного меньшинства; народовольцы вели пропаганду среди рабочих, военных, студентов с целью обеспечить партии поддержку. Однако в условиях крайней ограниченности сил партии террор, не игравший в программе главной роли, постепенно стал ее основным методом борьбы. Совершив ряд дерзких покушений на Александра II (см. АЛЕКСАНДР II Николаевич) , завершившихся цареубийством 1 марта 1881, народовольцы не сломили самодержавия и не получили ожидаемой поддержки в обществе.
Либеральное народничество и эсеры
После разгрома «Народной воли» на первый план выдвигается либеральное народничество, идеологи которого рассчитывали достичь социализма и избежать капиталистического развития страны путем постепенного улучшения быта и экономического положения крестьянства (Н. Ф. Даниельсон (см. ДАНИЕЛЬСОН Николай Францевич) , В. П. Воронцов (см. ВОРОНЦОВ Василий Павлович) , С. Н. Кривенко (см. КРИВЕНКО Сергей Николаевич) , С. Н. Южаков (см. ЮЖАКОВ Сергей Николаевич) и др.).
В 1901-02 разрозненные кружки и организации последователей революционного народничества, существовавшие в России и за границей, объединились в партию социалистов-революционеров (эсеры (см. ЭСЕРЫ) ). Идейная платформа новой народнической партии была дополнена некоторыми марксистскими положениями - признанием значения рабочего класса (см. РАБОЧИЙ КЛАСС) и др. Главную роль в идейном перевооружении народничества сыграл В. М. Чернов (см. ЧЕРНОВ Виктор Михайлович) . Партия эсеров, самая массовая народническая партия, была окончательно разгромлена в России большевиками в начале 1920-х гг. Сколько-нибудь значительные эмигрантские народнические группировки прекратили свое существование к концу 1930-х годов.


Энциклопедический словарь . 2009 .

  • народная этимология
  • народно-демократическая революция

Смотреть что такое "народничество" в других словарях:

    НАРОДНИЧЕСТВО - идеология и движение разночинной интеллигенции, господствовавшие на бурж. демократич. этапе освободит. движения в России и объективно отражавшие антифеод.интересы крестьянства. Соединяя радикальную бурж. демократич. программу с идеями… … Философская энциклопедия

    НАРОДНИЧЕСТВО - идеология и движение разночинной интеллигенции в России во 2 й пол. 19 в. Выступало против крепостничества и капиталистического развития России, за свержение самодержавия путем крестьянской революции. Народничество разновидность крестьянской,… … Большой Энциклопедический словарь

    Народничество - см. Русская литература, раздел о 60 80 х гг. XIX в. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

    НАРОДНИЧЕСТВО - НАРОДНИЧЕСТВО, народничества, мн. нет, ср. (ист.). Общественно политическое движение радикальной интеллигенции второй половины 19 века, выражавшее интересы мелкого производителя, идеализировавшее крестьянскую общину, враждебно относившееся к… … Толковый словарь Ушакова

    НАРОДНИЧЕСТВО - НАРОДНИЧЕСТВО, идеология и движение части интеллигенции в России во 2 й половине 19 в., выступавшей против остатков крепостничества и капиталистического развития России. В основе народничества вера в социалистический потенциал крестьянства, в… … Современная энциклопедия

    НАРОДНИЧЕСТВО - НАРОДНИЧЕСТВО, а, ср. В России во второй половине 19 в.: общественно политическое движение, объединявшее лиц, боровшихся за идеи крестьянской демократии и перехода России к социализму через крестьянскую общину. | прил. народнический, ая, ое.… … Толковый словарь Ожегова

    НАРОДНИЧЕСТВО - НАРОДНИЧЕСТВО, идейное течение в среде радикальной интеллигенции во 2 й половине 19 в., представители которого выступали с позиций крестьянского социализма против крепостничества и капиталистического развития России, за свержение самодержавия… … Русская история

От нигилизма к народничеству . В 50 — 60-е годы многие молодые люди потянулись в университеты. На рубеже десятилетий среди молодежи сложился тот тип «нигилиста» , который был запечатлен Тургеневым в образе Базарова. Отвергая дворянские предрассудки и официальную идеологию, «нигилист» изучал естественные науки, становился врачом, инженером, агрономом и приносил конкретную пользу людям, без громких слов и пышных деклараций.

Иллюстрация. Евгений Базаров из произведения "Отцы и дети".

Осенью 1861 г. правительство ввело плату за обучение, запретило студенческие сходки и кассы взаимопомощи. Тогда в университетах впервые произошли волнения. Многие студенты были исключены. Рухнули их мечты стать «нигилистами» , повторить подвиг Базарова. Тогда-то Герцен и написал в «Колоколе »: «Но куда же вам деться, юноши, от которых заперли науку?.. Сказать вам куда?.. В народ! К народу! — вот ваше место, изгнанники науки... »

В последующие годы студенческие волнения происходили все чаще, и новые сотни и тысячи «изгнанников науки» искали свое место в жизни. Многие шли в народ добровольно, других высылала полиция. Впервые столкнувшись с крестьянством, они бывали потрясены его бедностью, темнотой и бесправием. Образ «нигилиста» померк и отошел на задний план, а в сознании демократической молодежи (из дворян и разночинцев) стали укореняться идеи «возвращения долга народу» , беззаветного ему служения — всеми способами: и словом, и делом, и ценой жизни. «Кающийся дворянин» был приметной фигурой конца 60-х — начала 70-х годов XIX в. Юноши и девушки становились сельскими учителями, врачами, фельдшерами. А иной раз и совсем уходили в народ. Князь В. В. Вяземский отказался от своего имения, стал деревенским кузнецом и до конца своих дней пользовался огромным уважением среди крестьян.

Народничество сложилось в мощное движение с собственной идеологией. У ее истоков стояли и .

От них народничество унаследовало самые благородные свои черты: защиту интересов простого народа, прежде всего крестьянства, истинный демократизм.

У Герцена и Чернышевского народники переняли также отрицательное отношение к буржуазному строю и веру в социалистическую утопию. Это порождало известные противоречия. Действуя в интересах народа, они стремились устранить те крепостнические пережитки, которые мешали народу жить. Но устранение этих пережитков (например, помещичьих латифундий) должно было открыть простор для развития капиталистических отношений в деревне. Значит, народники невольно действовали в пользу того, что отрицали. Но они считали, что Россия, опираясь на свои общинные традиции, сможет «перескочить» через период буржуазного строя — сразу в «разумно устроенное» социалистическое общество.

Идеология народничества

Народники не придавали особого значения борьбе за конституцию и гражданские свободы. Считалось, что социальное освобождение (освобождение от бедности и эксплуатации) сразу решит все проблемы. Если же народники участвовали в борьбе за гражданские свободы, то потому, что надеялись с их помощью расширить свою пропаганду, чтобы взять власть и ввести социализм. Это было теневой стороной иделогии народничества .

Главными идеологами народничества были П. Л. Лавров, М. А. Бакунин и П. Н. Ткачев. Они идейно обосновали три течения народничества: пропагандистское, бунтарское и заговорщическое .

Петр Лаврович Лавров (1823 — 1900) происходил из дворян. Он преподавал математику в Артиллерийской академии, имел звание полковника. Был близок к Чернышевскому. В ранних своих работах выступал как сторонник реформ, думал о «примирении прошедшего с будущим» . Но, разочаровавшись в переменчивой политике , видя царящий в стране произвол, Лавров пришел к мысли о революции. Вскоре и сам он стал жертвой полицейского произвола. В 1867 г. его выслали в Вологодскую губернию.

В ссылке Лавров написал свои знаменитые «Исторические письма» . Именно он высказал мысль о «неоплатном долге» перед народом — мысль, которая до него, как говорится, витала в воздухе. Лавров разделял веру в социализм и ряд других народнических иллюзий (самобытность исторического развития России, община как основа ее будущего строя, второстепенность политических вопросов перед социальными). Утвердившись в мысли о необходимости социальной революции, он до конца своих дней стоял на этом. Но вместе с тем он сурово критиковал революционный авантюризм. Он указывал, что нельзя «торопить» историю. Поспешность в деле подготовки революции не даст ничего, кроме крови и напрасных жертв. Революция, считал Лавров, должна готовиться теоретическими работами интеллигенции и ее неустанной пропагандой среди народа. Насилие в революции, писал он, должно быть сведено к минимуму: «Мы не хотим новой насильственной власти на смену старой » .

В 1870 г. Лавров бежал из ссылки и приехал в Париж. Он был активным деятелем Парижской коммуны, позднее познакомился с К. Марксом. За границей он издавал журнал и газету под общим названием «Вперед!». В конце XIX в. отошел от политической деятельности и остаток жизни посвятил исследованиям в области социологии.

М. А. Бакунин и С. Г. Нечаев. М. А. Бакунин после польского восстания сосредоточил свою деятельность в международном социалистическом движении. Теория разрушения, которую он давно вынашивал, оформилась у него в законченное анархистское учение. Он считал, что все современные государства построены на подавлении человека. Никакие реформы не изменят их антигуманной сущности. Поэтому их надо смести революционным путем и заменить свободными автономными обществами, организованными «снизу вверх» . Бакунин требовал передачи всей земли крестьянам, фабрик, заводов и капиталов — рабочим союзам, упразднения семьи и брака, введения общественного воспитания детей в духе материализма и атеизма.

В 1869 г. Бакунин познакомился с 22-летним студентом Сергеем Нечаевым, который утверждал, что бежал из Петропавловской крепости. Не зная, что этому человеку ни в чем нельзя верить, Бакунин сблизился с ним и даже попал под его влияние. Решительный и безнравственный, Нечаев говорил, что революционер должен подавить в себе все человеческие чувства, разорвать с законами, приличиями и моралью старого общества, что для достижения высоких целей" годятся все средства, даже те, которые считаются низкими.

В 1869 г. Нечаев поехал в Россию, чтобы воплотить в жизнь свои замыслы. В Москве он собрал воедино осколки ишутинского кружка. Свою организацию Нечаев разбил на «пятерки» и построил в порядке строгой подчиненности. Нижестоящая «пятерка» подчинялась вышестоящей, зная только одного ее члена, который доводил до нее приказания сверху и следил за их исполнением. Главная «пятерка» получала приказания от Нечаева, который выдавал себя за члена несуществующего «центрального комитета» . Одного из членов «главной пятерки» , студента Ивана Иванова, Нечаев заподозрил в отступничестве и велел убить, чтобы «сцементировать кровью» свою организацию. Следы преступления замести не удалось, и Нечаев бежал за границу. Вся эта авантюра длилась несколько месяцев, в течение которых Нечаеву удалось создать внушительную организацию.

Следствие выявило неприглядную картину нечаевских дел, и власти решили использовать открытый суд. На скамье подсудимых оказались 87 человек. Четверых членов «главной пятерки» суд приговорил к каторге, 27 человек — к тюремному заключению на разные сроки, остальные были оправданы.

Нечаевский процесс многих оттолкнул от революционного движения. Ф. М. Достоевский написал тогда роман «Бесы» . Н.К.Михайловский, молодой критик из «Отечественных записок» , упрекнул автора в том, что он отождествил нечаевщину со всем революционным движением. Упрек отчасти был справедлив. И все же нечаевщина оказалась не случайным эпизодом, а признаком опасных явлений, назревавших в революционном движении.

Бакунин порвал с Нечаевым еще до суда. За границей Нечаев оказался в изоляции. В 1872 г. Швейцария выдала его России как уголовного преступника. В 1882 г. он умер в Петропавловской крепости.

После нечаевской истории Бакунин не принимал непосредственного участия в русском революционном движении. Его целиком захватила борьба с Марксом за влияние в Интернационале. В 1872 г. Бакунина исключили из этой организации, но вместе с ним из нее вышли многие рабочие союзы южных стран Европы. Интернационал вскоре распался, а Бакунин сосредоточил свою деятельность в революционном движении на юге Европы, главным образом в Италии. Наиболее податливыми на пропаганду анархизма оказались самые неквалифицированные слои рабочих, а также люмпен-пролетариат. Бакунин объявил их авангардом рабочего движения. В России он связывал все надежды с крестьянством. Русского крестьянина он считал «прирожденным социалистом ».

Среди малообразованного народа, полагал Бакунин, самой действенной является «пропаганда фактами» , то есть устройство непрерывных бунтов, восстаний, волнений. Имея привычку подтверждать свои теории на практике, он организовал восстание на севере Италии (близ Болоньи). Авантюра закончилась крахом, и старый бунтарь едва спасся, запрятавшись в воз сена.

Последние годы жизни он провел в большой нужде. Умер в 1876 г. в Берне (Швейцария) в больнице для чернорабочих, куда его поместили по его настоянию.

Последователи Бакунина действовали во многих странах. В России они составляли значительный отряд народнического движения и порою, действительно, пытались прибегнуть к «пропаганде фактами» .

Петр Никитич Ткачев (1844—1885) , выходец из псковских дворян, был младшим современником Бакунина и Лаврова, разделял их веру в социализм, но почти по всем другим вопросам вел с ними непримиримую борьбу. Осужденный по делу Нечаева, он отбыл срок заключения и был выслан в Псковскую губернию. Оттуда бежал за границу, где издавал газету «Набат» . Ткачев утверждал, что ближайшая цель должна состоять в создании хорошо законспирированной, дисциплинированной революционной организации. Не теряя времени на пропаганду, она должна захватить власть. После этого, проповедовал Ткачев, революционная организация подавляет и уничтожает консервативные и реакционные элементы общества, упраздняет старые государственные учреждения и создает новую государственность. В отличие от бакунистов, Ткачев считал, что государство (притом сильное, централизованное) сохранится и после победы революции.

С конца 70-х годов идеи Ткачева стали одерживать верх в народническом движении. Сам же он в 1882 г. заболел душевным расстройством и через три года умер.

Одним из идейных предшественников Ткачева был Заичневский, мечтавший о «кровавой, неумолимой революции ». Но основные свои идеи Ткачев почерпнул из нечаевского опыта. Он понял, что главное в этом опыте — создание мощной и послушной воле руководителя организации, нацеленной на захват власти.

Народнические кружки в начале 70-х годов. С начала 70-х годов в Петербурге существовало несколько народнических кружков, во главе которых стояли М. А. Натансон, С. Л. Перовская и Н. В. Чайковский. В 1871 г. они объединились, и членов подпольного общества стали называть «чайковцами» , по имени одного из лидеров. Здесь не было строгой подчиненности. Работа строилась на добровольном рвении всех и каждого. Однако прием новых членов был обставлен очень строго.

Одному студенту отказали только потому, что кто-то сказал о его обидчивом самолюбии. В другой раз Перовская заметила, что один из членов общества, хороший работник, любит модно одеваться и тратит на это лишние деньги, которые могли бы пойти на революцию. Молодой человек должен был уйти из организации. Ни декабристы, ни «люди сороковых годов» не были такими аскетами.

Отделения тайного общества «чайковцев» возникли в Москве, Казани и других городах. Всего в этой федерации кружков состояло около 100 человек.

В 1872 г. в петербургский кружок «чайковцев» вступил князь Петр Алексеевич Кропоткин (1842—1921) , ученый-географ, впоследствии — теоретик анархизма. С его приходом в кружке стали распространяться идеи бакунизма, прежде кружок стоял на позициях лавризма. Главным делом «чайковцев» была пропаганда среди рабочих. Делались попытки наладить работу и в деревне. В начале 1874 г. полиция арестовала многих «чайковцев» , в том числе Кропоткин.

Не остановили аресты и намеченного «чайковцами» на 1874 г. «хождения в народ». Впрочем, это было даже и не организованное мероприятие, а стихийное движение радикальной молодежи. В кружках «чайковцев» никогда не было столько членов, сколько людей двинулось «в народ» весной 1874 г. — из Петербурга, Москвы, Саратова, Самары.

В деревню пошли и лавристы, и бакунисты. Первые — с долговременной целью перевоспитать народ в революционном духе, вторые — в надежде поднять его на восстание. Революционеры переодевались в крестьянскую одежду, запасались подложными паспортами, нанимались плотниками, грузчиками, коробейниками. Особого размаха хождение в народ достигло в Поволжье. Основной костяк странствующих пропагандистов составляли бывшие студенты, но много было и отставных офицеров, чиновников, встречались помещики (П. И. Войнаральский, отдавший на дело революции все свое состояние) и даже девушки из аристократических семей.

А.К.Савицкий "Хождение в народ"

Крестьяне охотно откликались на разговоры о малоземельи, о тяжести выкупных платежей. Но проповедь социализма успеха не имела. Слова заезжего «барина» о том, как будет хорошо, когда все имущество будет общим, встречались с ироническими усмешками. Торопливость, с какой велась тогда пропаганда, не позволила народникам сделать трезвые выводы насчет того, отвечает ли социалистическое учение народным взглядам.

Поднять восстание нигде не удалось. Полиция всполошилась и начала вылавливать всех подозрительных. К дознанию было привлечено 770 человек. Уцелевшие пропагандисты бежали в города. Один из народников, Д. М. Рогачев, скрылся от преследователей, нанявшись в артель бурлаков. Недюжинная физическая сила позволила ему справиться с такой работой. Впоследствии он погиб на каторге.

Хождение в народ подорвало идеи бакунизма и способствовало распространению ткачевских идей. Среди народников зрело убеждение, что для подготовки революции надо создать крепкую организацию.

Революционное народничество

«Земля и воля» 70-х годов. В 1876 г. возникла новая организация со старым названием — «Земля и воля» . В ее состав вошел ряд уцелевших от арестов участников хождения в народ — М. А. Натансон, Г. В. Плеханов и др. Позднее в нее вступили Н. А. Морозов и С. Л. Перовская. Всего в организации насчитывалось свыше 150 человек. «Земля и воля» была построена на началах централизма, хотя еще слабого. Ядром ее был «основной кружок» . Общество делилось на несколько групп. «Деревенщики» , самая большая группа, направлялись на работу среди крестьян. Другие группы должны были вести пропаганду среди рабочих и студентов. «Дезорганизаторская группа» имела целью вносить расстройство в ряды врагов, разоблачать шпионов.

Главная цель общества состояла в подготовке народной социалистической революции. Члены «Земли и воли» должны были вести разъяснительную работу среди крестьянства — как в словесной форме, так и в виде «пропаганды фактами» . Террористическая деятельность допускалась только в отдельных случаях как ответная реакция.

В программе общества говорилось о переходе всей земли в руки крестьян и о свободе мирского самоуправления. Землевольцы извлекли урок из недавнего «хождения», выдвинув близкие и понятные крестьянам требования.

6 декабря 1876 г. «Земля и воля » организовала демонстрацию перед Казанским собором в Петербурге. Предполагалось, что это будет смотр революционных сил столицы — с речами и красным знаменем. Надеялись собрать несколько тысяч человек, пройти по городу. Но собралось всего 300— 400 человек. Полиция натравила на них дворников, приказчиков, грузчиков, и началось избиение. Около 20 человек было арестовано, другие разбежались. Вскоре пятерых отправили на каторгу, 10 человек сослали. Столь суровая расправа над участниками мирной демонстрации вызвала недоумение и ропот в обществе.

После неудачной демонстрации народники решили вновь сосредоточиться на работе в деревне. Отказавшись от «летучей пропаганды» , землевольцы поселялись группами в Поволжье, на Дону и Кубани. Им казалось, что именно там, где живы традиции казачьей вольницы, предания о Разине и Пугачеве, легче всего поднять народ на восстание.

Больших успехов «оседлая» деятельность тоже не принесла. Землевольцам не удалось создать «революционную рать» , о которой они мечтали. Они падали духом, не понимая, сколь наивны их попытки поднять немедленно народ на восстание. Народнические поселения выслеживались полицией. В неравной борьбе гибли лучшие силы. К осени 1877 г. в деревне почти не осталось народнических поселений. В «Земле и воле» назревал серьезный кризис.

Основоположниками теории «русского социализма» (народничества ) выступили А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.П. Огарев, Н.А. Добролюбов, М.А. Бакунин. Они ставили своей целью «достижение социализма как общества справедливости». Основные идеи Герцена заключались в следующем: достичь цели можно, используя сельскую общину с ее коллективизмом и самоуправлением; России необходимо миновать капитализм, пороки которого разъедают Европу, а потому ей следует двигаться по некапиталистическому пути: от крепостничества - к социализму; желательно избежать революции, а преобразования провести с помощью радикальных реформ сверху. Одно время Герцен считал, что Россию надо звать к топору, но в итоге он осознал опасность крестьянской революции, которая в условиях России с неизбежностью приняла бы формы всеразрушающего бунта. Он рассчитывал лишь на радикальные реформы под давлением общества: ликвидацию крепостничества, предоставление земли крестьянам без выкупа, сохранение общины, введение гражданских свобод и демократического правления.

В условиях политического кризиса на рубеже 1850-60-х гг. активизировали свою деятельность революционеры, поддерживавшие теорию «русского социализма». Усилившиеся крестьянские волнения вселяли надежду на возможность восстания в России. Летом и осенью 1861 г. революционеры распространили прокламации («Великорусс», «К молодому поколению» и др.) с призывом к молодежи, «образованному обществу», крестьянам и солдатам готовиться к борьбе.

В 1862 г. группа революционеров (М.Л. Михайлов, Н.Н. Обручев, Н.А. Серно-Соловьевич, А.А. Слепцов, Н.В. Шелгунов) организовали конспиративную организацию «Земля и воля», распространяли нелегальную литературу, напечатанную в «Вольной русской типографии» А.И. Герцена в Лондоне и в тайных типографиях в России. Они вели подготовку к восстанию, назначенному на 1863 г. После ареста руководителей (1862) и провала планов вооруженного восстания в Поволжье (1863) ЦК «Земли и воли» весной 1864 г. приостановил свою деятельность.

В 1860-е гг. на волне отрицания существующих порядков среди студенческой молодежи распространилась идеология нигилизма . Отрицая философию, искусство, мораль, религию, нигилисты называли себя материалистами и проповедовали «эгоизм, основанный на разуме».

Под влиянием социалистических идей, например, романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?», возникли артели, мастерские, коммуны, члены которых надеялись распространением коллективной собственности и коллективного труда подготовить социалистическое преобразование общества. Потерпев неудачу, они распались, либо переходили к революционной деятельности. 4 апреля 1866 г. член одной из подпольных организаций («ишутинцы ») студент Д.В. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. В 1871 г. общество было возмущено убийством студента Иванова, члена тайного общества «Народная расправа». Он был убит за неповиновение по настоянию руководителя общества С.Г. Нечаева, который добивался беспрекословного подчинения и заявлял о вседозволенности во имя революции. С суда наднечаевцами началась эпоха политических процессов (всего более 80), ставших неотъемлемой частью общественной жизни до начала 1880-х гг.

В 1870-е гг. сложилось несколько близких течений утопического социализма, получивших название «народничества». Народники полагали, что благодаря крестьянской общине («ячейке социализма») и качествам крестьянина-общинника («революционера по инстинкту», «прирожденного коммуниста») Россия сможет прямо перейти к социалистическому строю. Взгляды теоретиков народничества М.А. Бакунина (бунтарское направление), П.Л. Лаврова (агитационное), П.Н. Ткачева (заговорщическое) расходились в вопросах тактики, но все они видели главное препятствие для социализма в государственной власти и считали, что тайная организация, революционные вожди должны поднять народ на восстание и привести его к свободе.

На рубеже 1860-70-х гг. в Москве и Петербурге возникли многочисленные студенческие кружки. Среди них выделялось общество «чайковцев » (Н.В. Чайковский, А.И. Желябов, Д.А. Клеменц, СМ. Кравчинский, П.А. Кропоткин, Н.А. Морозов, М.А. Натансон, С.П. Перовская и др.). Члены общества вели пропаганду среди рабочих и крестьян.

Весной 1874 г. участники различных кружков народников отправились по деревням с целью ускорить подготовку крестьянского восстания. Они собирали сходки, говорили об угнетении народа, призывали не повиноваться властям. «Хождение в народ » продолжалось в течение нескольких лет. Многие народники поселились в деревне в качестве учителей, врачей и т.п. Однако их призывы не находили отклика, нередко крестьяне выдавали пропагандистов полиции.

В конце 1876 г. возникла народническая организация «Земля и воля ». Ее центр (Л.Г. Дейч, В.И. Засулич, С.М. Кравчинский, А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, М.А. Натансон, С.Л. Перовская, Г.В. Плеханов, В.Н. Фигнер) руководил деятельностью различных групп.Землевольцы создали в деревнях несколько постоянных поселений для ведения революционной пропаганды. Вскоре в «Земле и воле» возникло два течения: одни склонялись к продолжению пропагандистской работы, другие считали единственным средством приближения революции террористическую деятельность. В августе 1879 г. произошел окончательный ее распад. Сторонники пропаганды объединились в «Черный передел », приверженцы террора - в «Народную волю ». «Черный передел», объединивший кружки в Москве, Петербурге и др. городах, просуществовал до 1881 г.

«Народная воля» объединила кружки студентов, рабочих, офицеров. В его руководство входили А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер и др. В 1879 г. народовольцы, надеясь вызвать политический кризис и захватить власть, совершили ряд террористических актов. В августе 1879 г. Исполнительный комитет «Народной воли» вынес Александру II смертный приговор. После нескольких покушений 1 марта 1881 г. в Петербурге Александр II был смертельно ранен бомбой, брошенной народовольцем И.И. Гриневицким. Однако убийство императора не вызвало антиправительственных выступлений. Большинство членов ИК было казнено по приговору суда.

Комитет «Народной воли» существовал до 1884 г., но и после его разгрома продолжали действовать разобщенные группы народовольцев. 1 марта 1887 г. под руководством А.И. Ульянова было совершено неудачное покушение на Александра III.