Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Сверхсознание определение. Что такое сверхсознание человека и сверхсознательность. Подобно творчеству природы

В 1975 году П.В. Симонов предложил классификацию неосознаваемых явлений:

«Что касается неосознаваемой деятельности мозга, то её необходимо разделить по крайней мере на три группы принципиально отличных друг от друга явлений.

1. Бессознательное (досознательное) - витальные (биологические) потребности в пище, воде, продолжении рода, в избегании вредных факторов и побуждаемые ими врождённые поведенческие акты - безусловные рефлексы, по И.П. Павлову , в том числе сложнейшие (инстинкты); генетически заданные черты темперамента, особенности телесной конституции, влияющие на психику и поведение. В системе 3. Фрейда эта группа явлений близка к понятию Оно, к «стремлению удовлетворить инстинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия».

2. Подсознание - всё то, что было осознаваемым или может стать осознаваемым в определённых условиях. Это не только хорошо автоматизированные и поэтому переставшие осознаваться навыки, но и глубоко усвоенные субъектом, ставшие его убеждением социальные нормы, регулирующая функция которых переживается как «веление долга», «зов сердца», «чувство вины» и т.п. Наряду с ранее осознававшимся опытом, наполняющим подсознание конкретным, внешним по своему происхождению содержанием, имеется и прямой канал воздействия на подсознание в виде подражательного поведения. Так, ребёнок за счет имитации неосознанно фиксирует эталоны поведения, находимые в своем ближайшем окружении, которые со временем становятся внутренними регуляторами его поступков. Процесс приобретения «личностного знания» рассмотрен М. Полани на примере освоения искусных действий. «Наблюдая учителя и стремясь превзойти его ученик бессознательно осваивает нормы искусства, включая и те, которые неизвестны самому учителю».

Требования социального окружения, перешедшие в сферу неосознаваемого психического, 3. Фрейд обозначил терминами «сверх-Я» и «Я-идеал». Первым источником этих требований являются родители. «В дальнейшее ходе развития роль отца переходит к учителям и авторитетам; их заповеди и запреты сохраняют свою силу в Я-идеале... Социальные чувства покоятся на идентификации с другими людьми на основе одинакового Я-идеала».

Консерватизм подсознания - одна из наиболее характерных его черт. […]
Мы приходим к выводу об отсутствии в подсознательном творческого начала, предполагающего преодоление ранее сложившихся норм.

Очень точно об этом сказал уже цитировавшийся нами Полани . «От категории личности, несущей ответственность, Фрейд избавился, объясняя эту личность, как результат интериоризованного социального давления, действующего изнутри сознания посредством сверх-Я... Сверх-Я не может быть свободным, да и смешно было бы требовать для него свободы».

3. Творческое начало в деятельности мозга представлено механизмами сверхсознания.

Сверхсознание - неосознаваемое рекомбинирование ранее накопленного опыта, которое побуждается и направляется доминирующей потребностью в поиске средств её удовлетворения.

Неосознаваемость этих первоначальных этапов всякого творчества представляет защиту рождающихся гипотез и замыслов от консерватизма сознания, от чрезмерного давления очевидности непосредственных наблюдений, от догматизма прочно усвоенных норм. За сознанием остаются функции формулировки проблемы, её постановки перед познающим умом, a так же вторичный отбор порождаемых сверхсознанием гипотез сперва путём логической оценки, а затем в горниле экспериментальной, производственной и общественной практики.

Будучи вероятностным по природе, сверхсознание отнюдь не сводится к чисто случайному рекомбинированию хранящихся в памяти следов. Его деятельность трижды канализирована:

1) ранее накопленным опытом, включая присвоенный опыт предшествующих поколений;
2) задачей, которую перед сверхсознанием ставит сознание, натолкнувшееся на проблемную ситуацию;
3) доминирующей потребностью.

«Бесплодные комбинации, - утверждал математик А. Пуанкаре , - даже не придут в голову изобретателю. В поле зрения его сознания попадают лишь действительно полезные комбинации и некоторые другие, имеющие признаки полезных, которые затем он отбросит». Примером непосредственного взаимодействия сверхсознания с подсознанием без участия сознания, по-видимому, могут быть сновидения, где отсутствует критическая селекция рекомбинируемых следов памяти. В этом мы видим принципиальное отличие сновидений от результатов творческой деятельности бодрствующего мозга.

Несмотря на все сделанные выше оговорки, вновь и вновь приходится сталкиваться с попытками отождествить сверхсознание с представлениями 3. Фрейда о сверх-Я. […] Заметим, что Фрейд нигде не употребляет в своих трудах ни термин, ни понятие о «сверхсознании». Проникшие в сознание побуждения Фрейд называет предсознательными. Они могут стать и сознательными «если им удастся привлечь к себе взоры сознания... наши названия отношений - бессознательное, предсознательное, сознательное». Фрейдовское «сверх-Я» целиком принадлежит подсознанию. Сходство между сверхсознанием и сверх-Я сводится лишь к тому, что оба эти феномена относятся к сфере неосознаваемого психического.

Отличны от сверхсознания и в то же время близки сверх-Я (т.е. подсознанию) так называемые надсознательные явления, ибо они «представляют собой усвоенные субъектом как членом той или иной группы, образцы типичного для данной общности поведения и познания, влияние которых на его деятельность актуально не осознается субъектом и не контролируется им» (Асмолов , 1985). Близкий смысл в термин «надсознательное» вкладывает и М.Г. Ярошевский (1985), согласно которому надсознательность есть «подключение» субъекта «к не зависящим от его сознания формам логики развития науки».

Симонов П.В., Избранные труды в 2-х томах, Мозг: эмоции, потребности, поведение, Том 1, М., «Наука», 2004 г., с. 363-365.

Добавлено в закладки: 0

Модель психики человека

В психике человека выделяются три основные части: сознание, сверхсознание, подсознание. При этом сознание относится к осознанному психическому, а сверхсознание и подсознание – неосознанному психическому (Симонов П.В. О двух разновидностях неосознаваемого психического: под-и сверхсознании, 1985, ).

Выполнение этих функций связано с функциональной асимметрией головного мозга. Как известно, два полушария головного мозга человека выполняют различные функции. Левое полушарие отвечает за сознание, логику, в основном за осознанную психическую деятельность. Правое полушарие отвечает за сверхсознание, интуицию, в основном за неосознанную психическую деятельность.

Логика и интуиция являются способами восприятия информации из внешнего мира. Это – общее между ними. Разница заключается в следующем. Логика есть способность восприятия информации из внешнего мира путем анализа деталей окружающего мира.

Интуиция есть способность восприятия информации из внешнего мира в целом, без анализа деталей окружающего мира.

Более подробно под логикой понимается осознанное психическое, практический ум, конкретное мышление, способность восприятия информации помимо цензуры сверхсознания, позволяющую быстро и легко распознавать количественные характеристики и детали окружающего мира, провести дифференцированный анализ ситуации, проявить изощренность, изобретательность и изворотливость (связь с экстраверсией). Кроме того, логика позволяет человеку осознать интуитивно воспринятые образы и описать их на понятном другим людям языке. Логика определяет выживаемость человека в физической среде, поэтому ее условно можно назвать умом, сознанием. Логика, ум, практические навыки могут стать психологическим автоматизмом и частично могут быть вытеснены в подсознание и тогда они становятся неосознанным психическим.

На основе психологического автоматизма человек способен воспринять детали окружающего мира и провести дифференцированный анализ ситуации с очень большой скоростью, практически мгновенно распознать нужный ему признак и совершить соответствующие действия. Поэтому это свойство ошибочно приписывают к интуиции, так как внешне выглядит как интуиция. На самом деле интуиция является функцией сверхсознания, а психологический автоматизм – функцией подсознания.

Более подробно под интуицией понимается часть неосознанного психического. Она проявляется как сверхсознание, образное мышление, неосознанная связь с закономерным началом природы, общим духом, совместным знанием, а также – как способность распознавания ситуации в целом без анализа деталей, способность распознавания качества окружающего мира без дифференцированного анализа, через себя (связь с интроверсией).

Интуиция определяет выживаемость человека в духовной среде, поэтому ее условно можно назвать духом. Интуиция (интуитивно воспринятые образы) частично может быть осознана человеком своей логикой и тогда она становится осознанным психическим. Таким осознанием человек воспринимает качественную информацию от внешнего мира, закономерного начала природы. Интуиция ассоциируется с чувством, эмоцией (собственной). На основе интуиции у человека возникают чувства и эмоции, связанные со сверхсознанием.

Интуицию иногда путают с чувствительностью к раздражителям, импульсивностью. Чувствительность не есть эмоциональность. Чувствительность к раздражителям и импульсивность возникает при нарушении согласованности колебательных процессов в полушариях (дестабилизации психики), а эмоциональность (чувства, эмоции, интуиция, сверхсознание) есть свойство правого полушария и возрастает при его доминировании.

Подсознание относится к неосознанному психическому и является функцией обоих полушарий. Подсознание разгружает сознание и является хранилищем ненужной и невыносимой информации. В подсознании находится то, что было ранее осознанным и превратилось в психологический автоматизм – навыки, рефлексы, а также то, что стало невыносимым для психики и было вытеснено в подсознание. Психические травмы, вытесненные в подсознание, представляют собой скрытые чувства, страхи, которые человек не переживает в своих непосредственных ощущениях, но в экстремальной ситуации именно они управляют поведением человека (вместе с инстинктами, рефлексами). Доминирование одного из полушарий и степень когерентности (согласованности) колебательных процессов в полушариях определяют степень гармонии личности.

Необходимо отметить, что когерентность (согласованность) колебательных процессов в полушариях соответствует стабильности связи между полушариями или стабильности психических процессов. Доминирование правого полушария соответствует преимущественному развитию интуиции, а левого полушария – логики.

Модель взаимодействия человека с окружающим миром

Для гармонического сочетания человека с окружающим миром (для внешней гармонии) требуется согласованность интуиции и логики (внутренняя гармония).

Внутренняя гармония определяет форму психики человека, а внешняя – содержание психики. Поэтому форма психики у людей отличается, так как у них разные предки, а содержание психики у всех людей одинаковая, общая, так как все люди находятся под воздействием одних и тех же законов природы (истина – одна).

Под гармонией понимается согласованность двух начал человека – интуиции и логики (или духа и ума). Внутренняя гармония личности означает наличие стабильной функциональной связи между двумя полушариями головного мозга, при которой человек своей логикой (функция левого полушария) может осознать свою интуицию, образы (функция правого полушария).

Гармония с внешней средой означает согласованное протекание колебательных процессов во внешней среде, идущих от закономерного начала природы и внутри человека. При наличии внутренней и внешней гармонии человек способен воспринимать реалистическую информацию из внешней среды и выработать адекватное поведение.

При нарушении гармонии (внутренней или внешней) у человека нарушается реалистичность восприятия окружающей среды и адекватность поведения. С физической точки зрения гармония личности соответствует согласованному протеканию колебательных процессов в двух полушариях головного мозга.

Гармония повышается при стабильности и совпадении частоты колебания и стабильности разности фаз этих двух колебательных процессов. Доминирование одного из полушарий – разность амплитуд колебательных процессов в двух полушариях – влияет на степень гармонии личности неоднозначно: при средней стабильности психики никак не влияет, при низкой стабильности психики – понижает гармонию и при высокой стабильности психики – повышает. Другими словами, степень гармонии личности соответствует степени когерентности колебательных процессов в двух полушариях головного мозга и внешнем источнике гармонизации.

С психологической точки зрения гармония человека соответствует степени его психологической защищенности от жизненных потрясений и болезней. Достижение высокой степени гармонии позволяет человеку заняться созидательным трудом, гармонизовать окружающий мир, сделать среду и людей вокруг себя бесконфликтными – творить добро и реализоваться как человек.

На рис.1.3. представлена схема взаимодействия человека с окружающим миром (с учетом асимметрии мозга). С помощью данной схемы можно пояснить следующие процессы: восприятие информации из внешнего мира, распознавание качества ситуации и деталей окружающего мира, цензура сверхсознания (защита от невыносимой для психики информации).

Информацию из внешнего мира человек воспринимает следующим образом. С помощью интуиции человек воспринимает информацию о качестве ситуации, а с помощью логики – о количественных характеристиках окружающей среды. С помощью правого полушария (интуиции, сверхсознания) человек воспринимает из внешнего мира образы – форму поля, промодулированной внешней средой. Далее с помощью левого полушария человек проявляет образы правого полушария на языке своей логики и осознает, то есть получает информацию.

Для восприятия информации необходима гармония личности – внутренняя и внешняя, т.е. – согласованное протекание колебательных процессов между двумя полушариями головного мозга, а также с внешней средой. Другими словами, необходима устойчивая функциональная связь как между левым и правым полушарием головного мозга, логикой и интуицией, а также с внешним миром.

Правым полушарием человек воспринимает информацию через себя, интуицию, сверхсознание, что позволяет ему распознать ситуацию в целом, распознать качество, свойство ситуации и человека. Но восприятие информации только через интуицию замедляет или делает невозможным оценить количественные характеристики внешней среды и быстро реализовать адекватное физическое управляющее воздействие на внешнюю среду.

Левым полушарием человек воспринимает информацию непосредственно через сознание, логику, по внешним признакам, внешним проявлениям, что позволяет ему быстро и легко распознать количественные характеристики и детали внешней среды. Но восприятие информации только через логику не позволяет распознать ситуацию в целом и выработать адекватную стратегию.

Если нарушена стабильность функциональной связи между двумя полушариями головного мозга, то снижается возможность гармонического сочетания человека с окружающей средой, с другими людьми. Частично перекрывается один из каналов получения информации – логический или интуитивный в зависимости от доминирования одного из полушарий.

Если, при этом, у человека доминирует левое полушарие, то ослабевает правополушарная связь. Человек теряет интуитивное восприятие и способность распознавания ситуации в целом. Он лишен каких-либо устойчивых принципов и не может выработать адекватную стратегию. Его принципы меняются мгновенно и безинерционно в зависимости от изменения внешних обстоятельств. Логика у него становится свободной от интуиции. Практический ум становится быстрым, изобретательным, изворотливым, изощренным и дерзким. Он частично переходит в мир иллюзий и начинает разрушать окружающую среду, других людей на основе сверх ценной иллюзорной идеи о том, что благородные цели могут быть достигнуты только с помощью быстроты и изощренности ума без духовности. Он становится «бездуховным».

Если, в условиях нарушения стабильности связи между полушариями, у человека доминирует правое полушарие, то ослабевает левополушарная связь. Человек теряет логическое восприятие и способность распознавать детали окружающей среды в реальном масштабе времени. Он генерирует множество новых идей, но они либо нереальны, либо никому не нужны. Подавляются практический ум и здравый смысл. Он частично переходит в мир иллюзий и начинает разрушать себя на основе сверхценной иллюзорной идеи о том, что благородные цели могут быть достигнуты только с помощью духовности, идеи без здравого смысла и практического ума. Он становится «безумным».

Таким образом, при стабильности связи между полушариями, человек правым полушарием распознает качество ситуации и вырабатывает стратегию – благородные цели, а левым полушарием анализирует детали и вырабатывает тактику, выполнение которой приводит к намеченной цели. При нарушении связи между полушариями, человек по-прежнему имеет благородные цели и действует согласно своей тактике, но эти действия не приводят к намеченным стратегическим целям. В этом случае люди не осознают причину происходящего и говорят: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Медитация - Сверхсознание - Практика.

В западной культуре понятие "медитация (духовно-психологическая практика)" относится к актам размышления, планирования, обдумывания или рефлексии. Западные определения, однако, не отображают сущности восточного представления о медитации. По восточным преданиям медитация (духовно-психологическая практика) представляет собой процесс, посредством которого достигается "просветление". Это процесс роста, дающий человеку новый опыт в интеллектуальной, философской и, что важнее всего, в экзистенциальной сфере. В контексте этой книги мы будем употреблять термин "медитация (духовно-психологическая практика)" просто для обозначения методики аутогенного типа, обладающей потенциалом для индуцирования у занимающегося ею трофотропного состояния путем концентрации внимания на объекте, предназначенном для сосредоточения. При высоком уровне овладения этими методиками возможно достижения психического состояния, характеризующегося неэгоцентрическим и интуитивным типом мышления.

История медитации

Некоторые из самых ранних письменных источников, посвященных медитации, восходят к старым индийским обычаям и относятся примерно к 1500 году до н.э. Эти источники включают в себя религиозные писания, известные под названием Вед, в которых рассматриваются медитативные традиции древней Индии.

В шестом веке до н.э. началось развитие различных форм медитации - таоистской в Китае, буддистской в Индии, даже греки занимались медитацией.

Первыми христианами, начавшими пользоваться медитацией, были отшельники, жившие в египетских пустынях в четвертом веке нашей эры. Их медитативная практика в своих чертах напоминала традиционную индуистскую и буддистскую медитацию. В 11 и 12 веках н.э. дзеновская форма медитации, называемая "дзадзен", распространилась в Японии. Наконец, в 60-х годах нашего столетия волна медитативной практики охватила США в форме, представляющей западный вариант индуистской традиции. Она была завезена в эту страну Махариши Махеш Йоги и получила название "трансцендентальной медитации"(TM).

Типы медитации

Медитационная практика представляет собой использование определенной методики или процедуры, способной вызвать у бодрствующего человека трофотропное состояние, о котором говорилось выше. Хотя существует много видов медитации, общим для всех ее форм является наличие стимула или предмета, на котором концентрирует свое внимание медитирующий. Согласно Наранджано и Орнстейну, этот предмет предназначен для "сосредоточения", т.е. он является в сущности объектом для концентрации внимания. Медитативные методы можно, следовательно классифицировать в соответствии с природой объекта сосредоточения. Согласно этому критерию, существует четыре вида медитации.

1.ПОВТОРЕНИЕ В УМЕ.
В этом случае объектом для сосредоточения является какой-либо психический стимул. Классическим примером психического объекта для сосредоточения является "мантра (магический звук)". Мантра - это слово или фраза, повторяемая вновь и вновь, обычно про себя. Мы включили бы в эту категорию также и пение. В методике ТМ также используется мантра (магический звук). Эта мантра (магический звук) выбирается из нескольких санскритских слов. Герберт Бекон использовал слово "раз" ("one") в качестве мантры для больных артериальной гипертонией. Повторение стихотворных отрывков также можно рассматривать как вид мантры. В качестве мантры иногда используют и текст народных песен.

2.ПОВТОРЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ.
Этот объект для концентрации связан с фокусировкой внимания на каком-либо физическом действии. В древнем йоговском (индуистском) способе медитации внимание сосредотачивается на повторяющихся дыхательных движениях. Различные формы дыхательного контроля подсчета вдохов и выдохов (так называемая пранаяма) лежат в основе одной из форм Хатха-йоги. Широкой публике лучше известен другой вариант Хатха-йоги, использующий различные позы (так называемые асаны). Некоторые народы Востока используют в практике продолжительные хороводные танцы с повторяющимися движениями. Древние исполнители этого танца получили название "танцующих дервишей". Наконец, распространение бега трусцой в США дало импульс изучению этой деятельности. Одним из эффектов, о которых сообщали некоторые из таких бегунов, являются переживания, подобные медитативным. Причиной этого может быть устанавливающееся во время бега регулярное дыхание или однообразные звуки от соприкосновения ног с землей.

3.СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА ПРОБЛЕМЕ.
Этот объект для концентрации представляет собой попытки решения проблемы, включающей парадоксальные компоненты. Классическим примером являются дзеновские "коаны". В этом случае для размышления дается парадоксальная на вид задача. Одним из наиболее известных коанов является такой: "Как звучит хлопок одной ладони?"

4.ЗРИТЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ.
Здесь объектом для концентрации является зрительный образ. Это может быть картина, пламя свечи, лист дерева, внушающая расслабление сцена или что-то другое. "Мандала" - это геометрическая фигура, квадрат внутри круга, символизирующая единство человека и вселенной. В восточных культурах она часто используется для зрительной концентрации.

Механизмы действия медитации

Никто точно не знает, как именно действуют медитационные методики. Тем не менее достаточно глубокое понимание этой проблемы было достигнуто посредством изучения общего звена, присущего всем формам медитации - объекта, предназначенного для концентрации внимания. Такой стимул, предназначенный для "сосредоточения, видимо, является принципиальной характеристикой медитативного процесса.

Роль объекта для концентрации заключается, по-видимому, в том, чтобы дать возможность интуитивному, неэгоцентрическому типу мышления (который соотносят с активностью неокортекста правого полушария) занять в сознании доминирующее место - место, которое обычно занимает аналитический эгоцентрический тип мышления (соотносимый с активностью левого полушария). Объект для концентрации обеспечивает, очевидно, возможность такого сдвига путем монополизации нервной активности левого полушария, что позволяет правому полушарию стать доминантным. Объект для концентрации может монополизировать активность левого полушария, вовлекая его в какую-либо монотонную деятельность (например сосредоточение на мантре, дыхании или на определенных позах). Кроме того, объект для концентрации может приводить в состояние перегруженности и фрустрации левого полушария. Это происходит в том случае, когда медитирующий размышляет над внешне парадоксальной проблемой(как в Дзене) или когда он занят интенсивной физической деятельностью, как это практикуется суфистами ("танцующими дервишами"), последователями тантризма или, возможно, американскими энтузиастами бега трусцой.

Когда объект для концентрации используется эффективно, характер процесса обработки информации мозгом изменяется. "Когда рациональный (аналитический) ум затихает, интуитивный путь приводит к исключительному познанию". Это познание является целью всех медитативных методик, практикуемых их приверженцами. Это состояние "исключительного познания" называли по-разному. На Востоке оно называется "нирваной" или "сатори". В вольном переводе эти слова звучат как "просветление". Можно перевести их также как "истинное сознание" или "осознание Бытия". В прежние времена те немногие люди на Западе, которые были хорошо знакомы с этим состоянием, называли его "сверхсознанием" или "космическим сознанием".

Все больше современных исследований содержат попытки изучения нейрофизиологии при состоянии сверхсознания. Пока результаты этих нейрофизиологических исследований не являются вполне определенными. Данные более ранних работ свидетельствует в пользу того, что в состоянии сверхсознания на электроэнцефалограмме уменьшается частота волн с одновременным увеличением их амплитуды. Недавние нейрофизиоло- гические исследования медитационного процесса указывают, как это уже упоминалось, на переход при медитации доминирующей роли от левого мозгового полушария к правому. При окончательном анализе, возможно, мы обнаружим, что это состояние является результатом понижения активности неокортекса в доминирующем правом полушарии.

Важно подчеркнуть, что медитация (духовно-психологическая практика) и достижение состояния сверхсознания не всегда являются одним и тем же! Пациент должен понять, что медитация (духовно-психологическая практика) представляет собой процесс, или набор методик, которые используются медитирующим для достижения желаемой цели - состояния сверхсознания.

Терапевтические критерии состояния сверхсознания

Как упоминалось недавно, присущее состоянию сверхсознания "исключительное познание" является желаемой целью для посвященных в любые типы медитации. Однако как клиницист, так и пациент должны понимать,что никогда нельзя быть уверенным в достижении этого состояния и что оно не каждый раз достигается даже человеком с большим опытом медитации. Поэтому возникает вопрос: если медитирующий не может достигнуть состояния сверхсознания, не является ли время, посвященное медитационной практике, затраченным впустую? Ответ на этот вопрос только один - нет! Положительный терапевтический эффект может быть получен без достижения конечного состояния сверхсознания. Основанием для этого утверждения является существование нескольких "терапевтических критериев", присущих процессу медитации и указывающих на приближение к состоянию сверхсознания.

Хотя Шапиро рассматривает пять этапов медитации, а именно:
1) затрудненное дыхание,
2) спутанное мышление,
3) релаксация,
4) отстраненное наблюдение и
5) высшее состояние сознания - мы хотели бы расширить представление о стадиях, наблюдаемых в медитационном процессе.

Первая и самая фундаментальная стадия относится к самому факту начала медитативной практики. Даже древние индуистские дзеновские писания, посвященные медитации, указывают, что гораздо более важная попытка достижения, состояния сверхсознания, чем действительное его достижение. Для клинициста, живущего в двадцатом столетии, должно быть ясно, что пациент, затрачивая время на медитацию, предпринимает тем самым сознательное усилие, направленное на улучшение своего здоровья. Такая позиция является, по своему определению, противоположностью того поведенческого стиля, который приводит пациента к чрезмерному стрессу. Точно так же, подчеркивание важности самого акта медитации, а не достижения состояния сверхсознания позволяет снять у больного большую часть соревновательного, ориентированного на достижение успеха компонента этого процесса.

Второй вехой на пути к сверхсознанию является возникновение состояния более выраженной релаксации. На этом этапе пациент самостоятельно вызывает у себя трофотропное состояние релаксации. Оно представляет собой состояние бодрствования, характеризующееся гипометаболическим функционированием организма, описанным в литературе. Это состояние обладает терапевтическим эффектом вследствие того, что: 1) организм достигает состояния, близкого ко сну по своему восстановительному потенциалу, или превосходит его; 2) снижается эффективная проприоцептивная импульсация, вызванная эрготропной стимуляцией.

Третьей вехой на пути к сверхсознанию является отстраненное наблюдение. В индийских священных книгах это описывается как состояние, при котором медитирующий, наблюдая окружающую его среду, остается "покоящимся в себе зрителем". Это состояние представляет собой безличное пассивное состояние наблюдения, при котором медитирующий просто "сосуществует" с окружением, а не противостоит ему, пытаясь подчинить себе. Это неаналитическое, интуитивное состояние. Похожим ощущением, которое испытывали многие, является и "автодорожный гипноз". Это состояние часто испытывают водители на монотонных скоростных автомагистралях. В какой-то момент они замечают, что находятся на развилке 6, а в следующий момент - уже на развилке 16, хотя совершенно не помнят о 10 промежуточных перекрестках. Многие называют такое состояние "сном наяву". Важно отметить, что водитель совершенно не утрачивает способности управлять автомобилем; это состояние не является сном. Если возникает критическая ситуация, водитель сможет отреагировать на нее соответствующим образом. Клиницист, следовательно, должен объяснить, что такое состояние не является ни летаргическим, ни абсолютно пассивным (что является основным поводом для беспокойства многих пациентов).

Последней ступенью медитативного опыта, является "состояние сверхсознания". Это состояние, по-видимому, включает в себя все предыдущие состояния, отличаясь, однако, большей интенсивностью переживания.

Давидсон характеризует его природу следующим образом:
1. Хорошее настроение (спокойствие, умиротворенность).
2. Ощущение единства с окружением: то, что древние называли союзом микрокосма (человека) с макрокосмом (вселенная).
3. Непередаваемость ощущений.
4. Изменение пространственно-временных соотношений.
5. Обострившееся восприятие реальности и смысла окружающего.
6. Парадоксальность, т.е. принятие вещей, которые кажутся парадоксальными обыденному сознанию.

Поскольку клиницист будет засыпан вопросами относительно природы медитативных переживаний пациента, мы в целях лучшего понимания разместим все типичные переживания вдоль оси континуума:

Медитация начинается --> Скука --> Отвлекающие мысли --> Глубокая релаксация (трофотропное состояние) --> Отстраненное наблюдение --> Сверхсознание

Этот континуум медитативных переживаний не носит характера постепенного движения от одного дискретного состояния к другому. Медитирующий может перескочить от любого состояния к любому другому и обратно. С другой стороны, переживания в рамках каждого из состояний могут варьироваться по степени глубины. Отметим, что скука и отвлекающие мысли часто предшествуют более положительным эффектам. Клиницист должен объяснить пациенту, что это является вполне естественным и что они должны быть терпеливыми в таких случаях и просто смещать внимание обратно к объекту концентрации.

Медитирующего необходимо отучить от оценки медитативных сеансов, так как такой подход вводит в действие парадигму успеха - неуспеха. Бывают полезны просто рассказы пациента описательного характера о его переживаниях для того, чтобы можно было проследить за его активностью в период от двух до трех недель. Пациент может вести дневник, если только он носит описательный, а не оценочный характер.

Исследование клинических показаний

Адекватно контролируемых научных исследований эффективности медитации в настоящее время существует немного (см. обсуждение этого вопроса в обзоре). Тем не менее имеющиеся работы с относительно хорошо подобранным контролем свидетельствуют о потенциально широком спектре показаний к медитации для терапии стрессогенных состояний. Конкретно, медитативные техники с использованием мантр оказались эффективными:

1. При лечении генерализованного автономного возбуждения и чрезмерного эрготропного тонуса.

2. При лечении тревожных состояний и невроза тревоги.

3. При лечении фобий.

4. Для усиления "самоактуализации" и "позитивного психического здоровья".

5. Как вспомогательное средство при лечении наркомании и алкоголизма.

6. Как вспомогательное средство при лечении эссенциальной гипертонии.

Для того, чтобы объективно определить терапевтическую эффективность медитации, нельзя допустить, чтобы низкое качество многих из ранних исследований и клинических сообщений, а также несколько коммерческий оттенок, который приобрела медитация (духовно-психологическая практика), отрица- тельно повлияли на оценку этого метода. Хотя и очевидно, что клини- ческое применение медитации нуждается в дальнейшей валидизации, мы считаем, что перечисленные выше попытки использования медитации, а также носящее предварительный характер обоснование ее терапевтического действия свидетельствует в пользу применения этого метода в клинике.

После того, как мы представим теоретическую основу для клинического применения медитации, рассмотрим вопросы ее практического использования.

Как осуществлять медитацию

Дальнейшее обсуждение является руководством по клиническому применению медитации.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

В дополнение к общим мерам предосторожности при использовании релаксации, рассмотренным в предыдущей главе, необходимо следующее:

1. Определить, имеются ли у пациента какие-либо противопоказания к применению медитации. Например, при наличии эффективного психоза или психоза с идеаторными расстройствами состояние больного может обостриться в результате использования медитации. Клиницист должен также обратить особое внимание на больных, проявляющих тенденцию к непсихотическому фантазированию, свойственную, например, личностям шизоидного типа. Необходимо отметить, что некоторым индивидам с поведенческим типом А и импульсивностью, по-видимому, труднее обучиться релаксации по сравнению с менее импульсивными лицами. Скука и отвлекающие мысли мешают им медитировать.

2. Расспросить больного о том, есть ли у него какие-либо знания или опыт относительно медитации. Необходимо уделить особое внимание любому упоминанию культовых или религиозных аспектов медитации. Эти ошибочные представления о медитации часто беспокоят пациентов. Некоторые думают, что медитация (духовно-психологическая практика) является кощунственным актом.

3. Дать больному общее представление о медитации. 4. Рассказать пациенту о соответствующем окружении для медитации. Необходимая информация представлена в следующем разделе.

Компоненты медитации

В своей книге "Реакция релаксации" Бенсон описывает четыре компонента, способствующие успешной медитации:

1. Спокойное окружение.
2. Приспособление, облегчающее концентрацию.
3. Пассивная установка.
4. Удобная поза.

Наши собственные исследования и клинический опыт в общем согласуются с этими положениями, но мы хотели бы несколько расширить положения Бенсона.

Первое условие, которое мы рекомендуем - это спокойное окружение. Спокойное окружение - это отсутствие внешних стимулов, могущих помешать медитационному процессу. Многие пациенты будут уверять, что такое место невозможно найти. Если это так, то необходимо проявить некоторую изобретательность. Пациент может использовать какую-либо музыку или имитационные записи для "маскировки" отвлекающих моментов. В наших лабораторных экспериментах мы обнаружили, что ровное гудение вентилятора или кондиционера представляет собой эффективный маскирующий шум. Ровный шум низкой или умеренной силы действительно может оказать релаксирующее воздействие. Если такой возможности нет, пациент может завязать глаза и (или) использовать затычки для ушей с целью снижения уровня внешней стимуляции.

Вторым условием (в случае физически пассивной медитации) является удобная поза. Мышечное напряжение может мешать процессу медитации. В начале обучения пациент должен находиться в таком положении, когда большая часть веса его тела имеет опору. Важным исключением являются голова и шея. Если держать спину выпрямленной, а голову и шею без опоры, то это поддерживает мышечное напряжение, достаточное для того, чтобы предотвратить засыпание пациента. Если больной все же засыпает во время медитации, необходимо использовать позу, требующую большего мышечного напряжения.

Третьим условием является наличие объекта концентрации. Этот компонент представляет собой связующее звено между всеми формами медитации (даже физически активными методами), как упоминалось выше. Приспособление для сосредоточения, по-видимому, дает возможность мозгу изменить свой обычный способ функционирования.

Четвертым условием является пассивная установка. Эту установку некоторые называли "пассивной волей" или "пассивным вниманием". Бенсон утверждает, что такая "пассивная установка является, возможно, самым важным элементом".

Имея такую установку, пациент "позволяет" возникнуть медитативному процессу, вместо того, чтобы стремиться контролировать его. Согласно формулировке Гринслена, "Пациент может начать побеждать, лишь прекратив свое сопротивление и позволив... процессу развиваться".

Если больной не способен принять такую установку, то он будет задавать вопросы такого рода:

"Правильно ли я это делаю?" - обычно указывает на озабоченность внешним выполнением медитации.

"Сколько времени это займет?" - говорит, как правило, об озабоченности относительно времени.

"Что является показателем хорошего освоения?" - обычно свидетельствует о сосредоточенности пациента на внешних результатах, а не на самом процессе.

"Должен ли я стараться запомнить все, что чувствую?" - как правило, указывает на чрезмерно аналитический подход. Чем больше пациент размышляет над такими вопросами, тем менее успешной будет его деятельность. Отвлекающие мысли являются совершенно нормальным компонентом медитационного процесса и их появления следует ожидать. Однако принятие пассивной установки позволит пациенту распознавать отвлекающие мысли и просто возвращать внимание на объект концентрации. Прекрасное описание пассивной установки можно найти в работе Эрика Пепера.

Пятым и последним условием, которое мы ставим, является психофизиологическая восприимчивость окружающей среды. Под этим мы понимаем ряд внутренних психофизиологических условий, наличие которых дает возможность пациенту медитировать. Мы отмечали, например, что попытки медитации у больных с высоким уровнем психо- физиологического возбуждения бывают крайне неэффективны. Поэтому мы сочли необходимым обучить пациентов приводить себя в более "восприимчивое состояние" для медитации (это применимо также для био- обратной связи, гипноза и метода направляемого воображения). Для достижения этого состояния пациент может использовать несколько приемов нервно-мышечной релаксации для уменьшения избыточного мышечного напряжения. Мы также рекомендовали больным принять горячую ванну перед медитацией. В некоторых случаях пациенты сообщали о достижении хорошего успеха в медитации, когда они медитировали, сидя в горячей ванне. Мы обнаружили, что это мало кем упоминаемое условие психофизиологической восприимчивости является критической переменной в нашей собственной клинической работе. Поэтому мы расширяем медитативный континуум, включив в него этот параметр.

ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА

Ниже приводится образец протокола для физически пассивной формы медитации с использованием мантры.

Изучите его, отмечая на полях, какие изменения вы внесли бы в него с учетом ваших нужд.

ВВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Цель этих инструкций заключается в том, чтобы ознакомить вас с использованием медитации для снижения уровня стресса в вашей жизни. Эти инструкции включают общее введение и конкретные указания по использованию четырех медитативных методик, из которых вы можете выбрать наиболее подходящие для вас. Впоследствии вы, возможно, захотите внести частичные изменения в методику, в соответствии с ситуацией или вашими личными наклонностями, но на начальной стадии обучения вы должны выполнять все упражнения точно по инструкции. Когда вы выберете одну из медитативных методик, пользуйтесь ею в соответствии с инструкцией и в течение 10-15 мин (не прерываясь) один или два раза в день.

Некоторые люди, незнакомые с природой и происхождением медитации, путают медитацию и конкретные формы ее использования. Приведенные здесь способы медитации представляют собой сочетание приемом, заимствованных из древневосточной философии, с современными релаксационными и снижающими стресс методиками. Хотя некоторыми из этих способов пользовались в рамках специфических религий, утверждение, что медитации представляют собой религиозный обычай, равносильно тому, что вино является религиозным средством только из-за того, что во многих религиях оно используется для церемоний. Медитация - это способ успокоения разума, являющийся, конечно, необходимой предпосылкой уменьшения тревоги и напряжения.

Как уже указывалось, спокойствие рассудка само по себе является конечной целью. То, как вы пользуетесь этим драгоценным искусством, зависит, конечно, только от вас.

Теоретические и практические основы медитации часто понимают неправильно; поскольку нелегко определить само понятие медитации. Медитация - не физиологическое состояние. Оно не является также каким-то особым психологическим состоянием. Это и не религия. В данном контексте медитация (духовно-психологическая практика) понимается скорее как определенная методика. Она носит настолько базисный характер, что встречается во все времена, во всех культурах, расах, религиях и идеологиях. Физиологические, психологические и философские цели медитации не могут быть достигнуты без тренировки, а овладеть медитативными приемами невозможно иначе, как путем постоянных упражнений.

Хотя существует множество форм медитации, наиболее популярные на Западе методы происходят от обычаев, характерных для старинной культуры Йоги и Дзен. Каждый тип медитации отличается по своим целям и методике. Те, что представлены здесь, считаются наиболее пригодными для снижения уровня стресса. Им легко научиться и они в наибольшей степени свободны от культовых, религиозных и церковных оттенков. Набор этих методик достаточно полный и может вполне удовлетворить потребность в медитации; его можно также использовать как введение к другим, более специфическим формам.

Существует несколько основных правил, которым вы должны следовать, обучаясь медитации.

Прежде всего необходимо найти спокойную обстановку, лишенную как внешних, так и внутренних раздражителей. Очень важно иметь (особенно в процессе обучения) тихую комнату, отгороженную от тех, кто в данный момент не медитирует. Снимите трубку с телефонного аппарата или, по крайней мере, выберите комнату без телефона. Вообще сделайте все, что можно для уменьшения внешних шумов. Если вы не можете совсем избавиться от шума, как это обычно бывает в многонаселенном доме, общежитии и т.д., пользуйтесь затычками для ушей. Поставьте пластинку или включите магнитофонную запись с тихой инструментальной музыкой, или же используйте любую из многочисленных имеющихся в продаже записей, имитирующих различные природные шумы. Даже ровный гул вентилятора или кондиционера может эффективно приглушить или замаскировать внешний шум. Вы можете также уменьшить или совсем выключить освещение в комнате. Теперь, когда вы сделали внешнюю среду более спокойной, следующий важный шаг должен заключаться в обеспечении спокойствия вашей внутренней среды. Один из способов состоит в уменьшении мышечного напряжения, которое является одним из самых серьезных препятствий для успешной медитации. Затратьте некоторое время на то, чтобы расслабить ваши мышцы. Один из способов снижения мышечного напряжения заключается в том, чтобы сесть поудобнее. Возможно, что вы не ощутите себя на самом деле медитирующим, если не сядете в восточную позу лотоса (со скрещенными ногами); эта поза однако требует значительной гибкости и определенной тренировки. А сейчас сядьте удобно на пол или лучше в удобное кресло с прямой спинкой, ступни на полу, ноги не перекрещены, руки покоятся на бедрах, ладони полуоткрыты, пальцы рук не сцеплены. Вы должны сидеть спокойно; но помните, что медитация (духовно-психологическая практика) - это не транс. Если испытываете неудобство или слишком большое напряжение где нибудь - подвигайтесь. Если вы ощущаете легкий зуд, то можно это место почесать. Не следует принимать жесткую неподвижную позу. Расслабьтесь. Чтобы не заснуть, лучше не принимать положения лежа и не давать опоры голове. Держите голову, шею и спину по одной вертикальной линии. Для поддержания такой позы необходимо незначительное мышечное напряжение, достаточное в то же время для того, чтобы не заснуть, и создающее оптимальную позу для обучения медитации.

Есть много видов медитации. Некоторые из них обращены к внутренним силам, внутренней энергии, самосознанию. Другие - к внешним предметам, таким как слова, свет или звуки. Медитация - это простой естественный процесс. И хотя методология может быть различной, суть ее остается той же. Основа медитации включает пассивную концентрацию на некоторых стимулах, будь то слово, образ, собственное дыхание или вообще ничто. Такой раздражитель действует как средство, отводящее, отвлекающее мысли из вашей головы. Однако, чем сильнее вы сосредоточиваетесь на стимуле, тем труднее медитировать. Хотя это утверждение кажется парадоксальным, оно тем не менее верно вследствие того, что медитация (духовно-психологическая практика) представляет собой "пассивную активность". Вы должны позволить себе пассивно взаимодействовать с раздражителем, каким бы он ни был. Вы должны научиться пассивно сосредоточиваться на стимуле. Искусство пассивной концентрации требует времени для своего развития, поэтому не надо отчаиваться, если Вам будет трудно в течении первых нескольких недель. Просто продолжайте заниматься.

ИНСТРУКЦИЯ

Теперь Вы готовы к получению настоящей инструкции. Сначала закройте глаза. Обратите внимание на наступившее в результате этого успокоение. Большая часть сенсорной информации поступает к нам через зрение. Простым закрытием глаз Вы можете в значительной степени успокоить свой ум.

Использование концентрации на дыхании

Сейчас мы займемся очищением ума. Не от всех забот, но от преходящих мыслей, которые, воздействуя на воображение, увеличивают стрессовое возбуждение. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Переключите внимание с беспокойного внешнего мира к спокойному и умиротворенному внутреннему миру. Вдыхая, подумайте: "вдох". Выдохните. Подумайте: "выдох". Вдох, выдох. Концентрируйте внимание на своем дыхании. Думайте: "вдох, выдох". Вдохните через нос и без всякого усилия дайте воздуху выйти через рот. Просто откройте рот и дайте воздуху выйти. Не форсируйте выдох. Вы поглощены процессом дыхания. Концентрируйтесь на своем дыхании. Вдох, выдох. Теперь каждый раз, когда Вы вдыхаете, ощущайте вдыхаемый Вами холодный воздух, а каждый раз, когда выдыхаете, ощущайте какой он теплый и влажный. Начинайте, пожалуйста (пауза 60 сек).

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ "РАЗ"

Теперь мы поменяем концентрацию на дыхании на использование мантры. Мантра - это вспомогательное средство, обычно слово или фраза. Это просто вспомогательное средство, способствующее тому, чтобы Ваш разум не затерялся в собственных фантазиях. Примером мантры, предлагаемой Гербертом Бенсом в его книге "Реакция релаксации", является слово "раз" (р-а-з). Это легкое слово, без культового смысла, имеющее небольшое значение как исчисляемое. Каждый раз, когда Вы выдыхаете, произносите про себя слово "раз". Скажите: "раз", "раз". Скажите тихо: "раз". Произнесите слово, не двигая губами. Произнесите еще тише, пока оно не станет просто мыслью (здесь пауза 75 сек).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ "ОМ"

Слово "раз" представляет собой образец мантры. Способ, помогающий очищению ума. При концентрации на слове, не обладающем значением или эмоциональным содержанием, характер деятельности Вашего мозга начинает меняться. Рассудок приходит в более спокойное, более утонченное состояние сознания. Многие люди любят использовать слова древнего санскрита, чувствуя, что они произносят мелодичные звуки, имеющие духовное содержание, которые также могут применяться при концентрации. Универсальной мантрой является слово "ом" (по буквам: о-м), что также означает "один". Каждый раз, когда Вы выдыхаете, произносите слово "ом", "ом". Дышите спокойно, как Вы дышите обычно, но теперь не концентрируйтесь на дыхании. Повторите мантру в уме. Просто произносите ее мысленно. Не надо двигать губами. Просто подумайте о ней. Не концентрируйтесь на дыхании. Дайте мантре самой повторяться в Вашем уме. Не прилагайте к этому усилий. Просто пусть она как бы "переливается". Постепенно мантра (магический звук) начнет стираться в Вашем уме. Рассудок станет спокойным. Время от времени это спокойствие может нарушаться отрывочными мыслями. Дайте им пройти. Ощущайте их, потом, посредством возвращения к мантре, дайте им уйти из Вашего ума так же быстро, как они вошли в него. Давайте сейчас попробуем использовать слово "ом", "ом" (пауза 75 сек). Помните, мантра (магический звук) - это средство, чтобы помочь очищению разума, когда Вы не можете сделать это самостоятельно. Помните также, что Вы должны свести движения к минимуму, однако, если почувствуете неудобство, подвигайтесь. Если Вас беспокоит, который сейчас час, взгляните на часы. Чувство дискомфорта или тревоги помешает Вам достичь состояния полного расслабления.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЧЕТА

Последняя мантра (магический звук), которую Вы можете взять на вооружение, если окажется, что Ваши мысли слишком блуждают, требует немного большей концентрации по сравнению с тремя предыдущими методиками,

Выдыхая, ведите обратный счет от 10 до 1. Каждый раз, когда Вы выдыхаете, произносите одно число. Когда Вы произносите это число, постарайтесь представить его "внутренним взором". Когда Вы дойдете до 1, считайте до 10, а затем начните все снова. Приступайте, пожалуйста (здесь пауза 3 мин).

ПЕРЕХОД К БОДРСТВОВАНИЮ.

Сейчас я хочу вернуть Вам внимание к себе и к окружающему миру. Я буду считать от 1 до 10. С каждым счетом Вы будете чувствовать, что Ваш разум все более и более пробуждается, а Ваше тело становится все более освеженным. Когда я досчитаю до 10, Вы откроете глаза и ощутите себя лучше, чем когда бы то ни было сегодня. Вы почувствуете себя бодрым, освежившимся, полным энергии и готовым к возобновлению Вашей деятельности. Итак, начнем:

1 - 2 - Вы начинаете чувствовать себя бодрее;
3 - 4 - 5 - Вы все более и более пробуждаетесь;
6 - 7 - теперь пошевелите ступнями и кистями;
8 - пошевелите руками и ногами;
9 - 10 - сейчас откройте глаза! Вы чувствуете себя бодрым, пробудившимся. Ваш ум ясен и тело освежилось.

Прочитав представленные материалы, можно заметить следующие особенности:

1. Пациенту было дано четыре разных мантры на выбор. Такая "свобода выбора" может увеличить клиническую эффективность методов. Важно узнать у пациента, какая мантра (магический звук) и почему была для него самой лучшей. Задавание подобных вопросов способствует совершенствованию интроспекции и самоанализа у пациента.

2. Описание медитации содержит пункт "переход к бодрствованию", как и инструкция для нервно-мышечной релаксации.

3. Клиницист должен указать пациенту, когда ему следует медитировать. Мы установили, что достаточно заниматься один или два раза в день: продолжительность каждого сеанса 15 - 20 мин. Как и при нервно-мышечной релаксации, лучшее время для медитации - перед вторым завтраком или до обеда, но и утренние занятия могут дать заряд бодрости на весь последующий день.

На основе наших клинических наблюдений и исследовательской работы, дополняющих данные литературы, мы должны сделать вывод, что специфический процесс медитации может быть очень эффективным терапевтическим подходом при чрезмерном стрессе.

Здесь однако остро встает проблема: какие конкретные формы медитации лучше всего подходят для тех или иных индивидов? Этим объясняется наше желание дать, по меньшей мере, четыре различные разновидности мантр. Предлагая пациенту несколько медитативных методик, мы заметили, что наше лечение стало более эффективным по сравнению с теми случаями, когда мы обучали больных только одной форме медитации.

В целом, наилучшие результаты мы получали в тех случаях, когда пациенты применяли до начала медитации несколько приемов нервно-мышечной релаксации. Этот факт привел нас к формированию понятия "психологической восприимчивости" к медитации.

Возможно, самая трудная задача клинициста при использовании медитации как лечебного средства заключается в устранении мистических, культовых и религиозных наслоений окружающих этот чрезвычайно ценный терапевтический инструмент. В конечном счете, тем не менее именно клиницист должен оценить целесообразность применения медитации в зависимости от индивидуальных особенностей пациента.

Дж. С. Эверли, Р. Розенфельд, пер. Храмелашвили

Предыдущая страница:

Бхакти-Йога - самое естественное и действительное искание Бога, начинающееся, продолжающееся и кончающееся в любви
  • Одно мгновение безумия пламенной любви к Богу приносит вечную свободу...
Следующая страница:

Сверхсознание человека по иерархии в психике выше сознания. Сверхсознание и сознание человека взаимодействуют друг с другом как внутренний мир (сверхсознание) и внешний мир (сознание). Сверхсознание человека во многом определяет поступки человека.

Проанализируем основные свойства сверхсознания методом "октетанализ".

Символ "Звезда Давида"

Октетанализ утверждает, что триединая человеческая природа проявляется через три инстанции сверхсознания "Вселенная", "Воображение", "Подсознание" и...

Распрограммирование сверхсознания т.е. освобождение от стереотипов, установок и комплексов, заложенных в процессе воспитания, также рассматривается последователями современных эзотерических систем как элемент работы над собой.

Тот факт, что именно содержимое сверхсознания является источником большинства психологических проблем, указал еще Фрейд. Создатель трансактного анализа, Э. Берн, впервые досконально описал роль родительского программирования в жизни человека, однако эффективных техник...

Бессознательное играет важную роль в жизни человека. Привычки человека, его навыки и умения несут в себе бессознательную основу. Рассмотрим основные свойства бессознательного человека, применяя метод "октетанализ".

Андрогинные свойства инстанций сверхсознания и сознания

В психике человека октетанализ изучает сверхсознание, сознание и бессознательное.

Октетанализ различает три инстанции (компонента, элемента, составных части) в сверхсознании, три инстанции в сознании и две инстанции в...

ВВЕДЕНИЕ
Структура психологии.

Начиная изучение такой науки как психология следует отметить прежде всего ряд особенностей, которые отличают психологию от других наук.

Первая особенность психологии состоит в том, что к настоящему времени не существует единой “академической” психологии с чётко выработанным каноном и устоявшимися, проверенными взглядами, подобно тому как это имеет место в физике, химии и других точных дисциплинах. Фактически термин психология объединяет в себе 3 совершенно...

Как известно медитация является одним из древнейших средств воздействия на свою психику. Однако будучи могучим инструментом духовного развития медитация может стать и мощным орудием саморазрушения человека. Многотысячелетний покров тайны с одной стороны и восторженно дилетантский подход с другой привели к тому, что лишь сотая доля занимающихся медитативными практиками действительно достигает каких-либо позитивных изменений психики. Основная причина этого состоит в отсутствии четкого системного...

С древнейших времен человечество стремилось создать эффективные методы управления своими психическими процессами. Практически все религиозные и духовные течения имели более или менее разработанную систему медитаций и психотехник, которые позволяли адептам достичь нужных состояний.

Многие из этих способов получили в наше время иное звучание в различных школах психотерапии и психокоррекции. Было разработано также много новых способов индивидуального и группового психотренинга.

Большинство...

Термин «Ничто», введенный мною, относится к нашему психологическому бессознательному. Термин «Оно», введенный Зигмундом Фрейдом, относится к нашему подсознанию.

Бессознательное – это уровень физической материи, это физический инстинкт реактивности в чистом виде без внутренней активности.

Без внутренней стимуляции субъекта реактивности, организованный не мистически, как подсознание, а хаотически, то есть совсем не организованный, изначальный.

Подсознательное – это уровень дочеловеческой...

Рассмотрим такое понятие как "программирование сознания и подсознания", некий матричный подход, алгоритмизированный подход шаблонный, как можно относиться к таким понятиям, как использовать для выявления неких подходов в совершенствовании к себе, для коррекции тех или иных своих проявлений поведения, мировоззрения или каких-то ещё аспектов существования в так называемом режиме аллегории, в режиме сравнения вот этого шаблонного матричного подхода как набора неких программ и элементов, которые...

Секреты вашего сознания, подсознания и сверхсознания

Они являются важной частью целостной философии успеха.

Сколько же у нас разумов (сознаний)?

Говоря техническим языком, каждый из нас обладает одним разумом. Но он состоит из 3 частей: сознание, подсознание и сверхсознание. Первые два сознания находятся внутри нас, но сверхсознание находится вне наших пределов. Оно является разумом нашего расширенного «Я».

Силы сознания

Ваше сознание является той единственной частью разума, которая способна мыслить. Именно поэтому большинство людей использует свое сознание для решения задач и достижения целей. Однако, силы сознания ограничены по сравнению с силами подсознания и сверхсознания. Самая главная сила сознания заключается в его способности принимать решения. Ваше сознание обладает властью принимать решения относительно того, какая информация проникает в ваше подсознание, но большинство людей не пользуются данной силой. Вместо этого, они позволяют разнообразному мусору попадать в их подсознание, тем самым они приводят в действие закон: «Что посеешь, то и пожнешь».

Ваше сознание также обладает способностью перепрограммировать подсознание, в основном это достигается с помощью повторений. Например, вспомните, как вы впервые учились водить автомобиль, когда вам приходилось сознательно думать о том, на какую педаль нажимать, и какую передачу включать. Но теперь у вас больше нет нужды сознательно думать об этих действиях. Они стали автоматическими, т.е. вы способны выполнять их подсознательно. Путем множества повторений вы запрограммировали свое подсознание. Попав в ваше подсознание, мысль (действие) становится автоматической.

Это справедливо как для вождения автомобиля, так и для достижения успеха в жизни.

Силы подсознания

Ваше подсознание играет различные роли в вашей жизни. Насколько я знаю, мы можем классифицировать его функции, выделив 5 различных областей.

1. Подсознание поддерживает здоровье вашего тела и балансирует внутренние процессы. Именно поэтому в природе наше тело способно на самоисцеление. Оно способно излечить любую форму болезни, которую вы только можете придумать. Это является фундаментом всей, так называемой, альтернативной медицины.

2. Подсознание защищает нас и иногда наших любимых от критических положений и опасностей.

3. Оно действует как магнит. Оно способно притягивать то, что резонирует с его внутренними убеждениями.

4. Наше подсознание является выдающимся банком памяти. Оно хранит весь наш прошлый опыт.

5. Подсознание выступает в роли радара. Оно посылает и принимает сигналы из сверхсознания. Эту его функцию мы обсудим с вами чуть позднее в этой статье.

Взаимоотношения между нашим сознанием, подсознанием и сверхсознанием выглядят следующим образом:

Сознание (1) <===> Подсознание (1) <===> Сверхсознание
Сознание (2) <===> Подсознание (2) <===> Сверхсознание
Сознание (3) <===> Подсознание (3) <===> Сверхсознание

Ваше сознание связано с вашим подсознанием, которое в свою очередь связано со сверхсознанием. При этом наши подсознания связаны с одним единым для всех сверхсознанием.

Исходя из диаграммы, вы можете видеть, что мы все с вами связаны на уровне сверхсознания через наши подсознания. Сознание напрямую не соединено со сверхсознанием. Мы полагаемся на наше подсознание в отношении приема информации из сверхсознания и передачи информации в него.

По мере того, как ваше сознание внушает ваше желание подсознанию, ваше подсознание будет запечатлять эту информацию в сверхсознании, которое в свою очередь принимает все усилия к тому, чтобы осуществить желаемое. Как говорил Ральф Валдо Эмерсон: «Когда вы принимаете решение, силы вселенной вступают в заговор, чтобы его осуществить».

Силы сверхсознания

Наполеон Хилл называл его бесконечным интеллектом. Ученые называют его Вселенским Разумом. В некоторых книгах, а также в речах некоторых Гуру метафизики можно встретить общее понятие Бессознательный Разум. Термин Сверхсознание широко использует Брайен Трейси (brian tracy), и я также предпочитаю этот термин.

Не важно, как это называется. Важно то, что оно способно сделать для вас.
Вот, что я знаю о сверхсознании:

Существует лишь одно сверхсознание (Вселенский Разум), с которым соединены все наши разумы;
- Оно помогает вам принимать решения, так как сверхсознание является бесконечным интеллектом. Оно обладает всеми нужными вам ответами, включая данными о завтрашней стоимости акций.
- Сверхсознание является источником всех истинных изобретений. Великие изобретатели, такие как Томас Эдисон и Альберт Эйнштенй, овладели техниками приема идей из сверхсознания. Откуда вы думаете они брали все свои инновационные идеи?
- Оно помогает вам достигать своих целей. Об этой функции сверхсознания мы поговорим в следующем параграфе.

Сверхсознание наподобие суперкомпьютера, который управляет деятельностью в каждом небольшом компьютере, подключенном к нему . Вы запечатлеваете свои цели в подсознании, а сверхсознание начинает реагировать соответственно. Нужные люди начнут появляться в вашей жизни, начнут всплывать удачные возможности, и, если необходимо, вам будут предоставлены необходимые уроки. Все придет в движение с целью помочь вам осуществить ваше желание. Когда вы полностью поймете силы сверхсознания, вы осознаете, что успех не является лишь удачей.