Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Становление западноевропейской цивилизации в средние века. Западная цивилизация. Западная цивилизация (европейская цивилизация, «Запад») большинство народов Европы, живущих в этой части света и переселившихся. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Русские крестьяне

Коллективизация — объединение индивидуальных крестьянских хозяйств в коллективные: колхозы и совхозы, произошедшая в СССР в конце 1920-начале 1930 лет ХХ века

Годы коллективизации 1928 — 1937

Причины коллективизации

В конце 1920 лет ХХ века Советский Союз взял курс на . Реализация плана индустриализации требовала от экономики страны огромных усилий. В частности, строителей заводов, фабрик, шахт, гидроэлектростанций, городов, каналов банально нужно было кормить.

Но сельское хозяйство СССР находилось в допотопном состоянии. В 1926 году количество личных крестьянских хозяйств составляло 24,6 млн, в 1928 году средняя площадь посева была менее 4,5 га, более 30 % хозяйств не имело инструмента, рабочего скота для обработки земли. В 1928 году 9,8 % посевных площадей вспахивалось сохой, сев на три четверти был ручным, уборка хлебов на 44 % производилась серпом и косой, обмолот на 40,7 % производился ручными способами.

К 1928-29 годах доля бедняков в сельском населении СССР составляла 35 %, середняков - 60 %, кулаков - 5 %. в 1926-27 годах средняя товарность зернового хозяйства равнялась 13,3 % (товарность — процентное отношение объема продукции на продажу к объему всей произведенной продукции).

В 1927-28 годах Союз захлестнул так называемый хлебозаготовительный кризис: объём закупок государством зерна у крестьян резко снизился (например, на 1 января 1928 объем хлебозакупок в Сибири составлял 66,5 % от необходимого). С 1 июля 1927 по 1 января 1928 государством было заготовлено на 2000 тысяч тонн зерна меньше, чем в тот же период предшествующего года. В то же время хлеба в деревне было много. Но крестьяне не желали его продавать в объемах, необходимых государству. Это было вызвано низкими закупочными ценами на зерно, нехваткой промышленных товаров для обмена на сельскохозяйственную продукцию; некоторые районы пострадали от неурожая, ходили слухи о возможности новой войны с Западом.

Это стало дополнительным поводом для крестьян припрятать подальше хлеб. Наученные горьким опытом, горожане бросились раскупать товары первой необходимости. Осенью 1927 года городские магазины являли собой давно забытое зрелище: с прилавков исчезли масло, сыр, молоко. Потом начались перебои с хлебом: за ним выстраивались длинные очереди.

Коллективизация — это попытка руководства страны раз и навсегда покончить с зависимостью социалистической экономики, основанной на общенародной собственности, от настроений, страхов, комплексов, эгоистичных интересов мелкокапиталистического производителя — крестьянина

Цели коллективизации

необходимость преодоления неоднородности и многоукладности экономики СССР
обеспечение бесперебойного снабжения быстро растущих в ходе индустриализации городов
высвобождение рабочих рук из деревни для строек первых пятилеток (в колхозах было проще внедрять технику, что освобождало от ручного труда миллионы крестьян)
увеличение урожайности зерна для продажи на экспорт и закупку на валюту оборудования для индустриализации

Осуществление коллективизации. Кратко

  • 1927, 16 марта — принято Постановление ЦИК и СНК СССР «О коллективных хозяйствах». В документе была подчеркнута ведущая роль коллективных хозяйств - колхозов, которые были названы высшей формой сельхозяйственной кооперации
  • 1927, 2-19 декабря — ХV съезд ВКП(б) принял план коллективизации сельского хозяйства

«В настоящий период задача преобразования и объединения мелких индивидуальных крестьянских хозяйств в крупное коллективное хозяйство должна быть поставлена в качестве основной задачи партии в деревне»:
*** создать «фабрики зерна и мяса»;
*** обеспечить условия для применения машин, удобрений, новейших агро- и зоотехнических методов производства;
*** высвободить рабочую силу для строек индустриализации;
*** ликвидировать разделение крестьян на бедноту, середняка и кулака

  • 1928, 6 января — местные власти получили указание из Москвы об изъятии излишков хлеба. Это фактически возвращало страну к продовольственной диктатуре. На места были направлены наделенные чрезвычайными полномочиями комиссии во главе с видными партийными деятелями
  • 1928, 15 января — Сталин поехал в Сибирь, где хлебозаготовки проходили особенно трудно. Во время поездки он призвал привлекать кулаков, отказывающихся сдавать хлеб по твердым государственным ценам, к ответственности по ст. 107 УК РСФСР, предусматривавшей наказание за спекуляцию - лишение свободы на срок от 5 лет с конфискацией имущества. 25% конфискованного хлеба на льготных условиях передавалось местной бедноте, чтобы побудить низы деревни «выявлять» «укрывателей и спекулянтов». Для того, чтобы усилить рвение местных властей, Сталин потребовал снимать с работы судебных и прокурорских работников, не выполняющих приказа о применении ст. 107.
  • 1928, 15 февраля — газета «Правда» впервые опубликовала сообщения о вредительской деятельности кулачества
  • 1928, 11 июля — пленум ЦК ВКП(б) принял резолюцию «Об организации новых (зерновых) совхозов»
  • 1928, 1 августа — постановление правительства СССР «Об организации крупных зерновых хозяйств», которым ставилась задача «к урожаю 1933 обеспечить получение товарного зерна от этих хозяйств в количестве не менее 100 000 000 пудов (1 638 000 тонн)»
  • 1928 — голод на Украине

«Материалы ЦК ВКП(б) и ГПУ (Главного политического управления), а также письма в прессу, публиковавшиеся в период с апреля по июль 1928 г., сообщали о дефиците продовольствия и резких скачках цен в городах и сельских районах, огромных очередях в продуктовых магазинах, забастовках рабочих в Московской и Ленинградской областях, на Украине, Урале, в Сибири и прочих регионах.

Во многих сельских районах, в том числе и в Украине, сообщалось о случаях голодания крестьян, питании суррогатами, о болезнях и гибели взрослых и детей и даже о самоубийствах, вызванных голодом» (Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). 46-51, дискуссия Политбюро об импорте продовольствия)

  • 1928-1929, зима — страна встречала новый год длинными очередями за хлебом, разгромами хлебных будок, драками и давкой в очередях. По сводкам ОГПУ, «хлеб получали с боя». Рабочие бросали работу и уходили в очереди, трудовая дисциплина падала, недовольство росло. Весной появились донесения ОГПУ о локальном голоде в деревнях (ЦА ФСБ. Ф. 2. Оп. 7. Д. 527. Л. 15-56; Д. 65. Л. 266-272; Д. 605. Л. 31-35)
  • 1929, 1 января — введены карточки на хлеб во всех городах страны, в марте 1929 года эта мера коснулась и Москвы
  • 1929, 18-22 апреля — пленум ЦК и ЦКК ВКП(Б) отверг план Бухарина вернуться к свободной продаже хлеба, подняв на него цены в 2-3 раза, но принял план Сталина «расширять строительство колхозов и совхозов, усиленным развитием машинно-тракторных станций облегчить вытеснение капиталистических элементов из сельского хозяйства и постепенный перевезти индивидуальные крестьянские хозяйства на рельсы крупных, коллективных хозяйств, на рельсы коллективного труда»
  • 1929, осень — Центральный комитет профсоюза горнорабочих СССР сообщал, что «рабочих форменным образом душат чёрным, сырым хлебом. О мясе и овощах абсолютно не приходится говорить». По отзывам самих рабочих: «Нет ни мяса, ни картошки, а если и бывает, то не добьёшься, потому что кругом очередь»
  • 1929, осень — нормирование основных продуктов питания существовало во всех промышленных районах. Особенно плохим было снабжение мясом и жирами. Ухудшилось положение с хлебом. Выдача пайков запаздывала, нормы снижались
  • 1929, 7 ноября — статья Сталина «Год великого перелома» в газете «Правда», в которой говорилось «о коренном переломе в развитии нашего земледелия от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию»
  • 1929, декабрь — Сталин объявил о конце нэпа и переходе к политике «ликвидации кулачества как класса»
  • 1930, 5 января — постановление ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству», которое устанавливало жесткие сроки завершения коллективизации:
    *** для Северного Кавказа, Нижней и Средней Волги - осень 1930 года, в крайнем случае - весна 1931 года,
    *** для остальных зерновых районов - осень 1931 года или не позже весны 1932 года
    *** для остальных районов страны предполагалось «решить задачу коллективизации» «в пределах пятилетия»

Однако в постановлении не говорилось, какими методами осуществлять коллективизацию? Как проводить раскулачивание? Что делать затем с раскулаченными? На практике на вооружение был взят метод насилия. Были мобилизованы 25 тысяч рабочих из городов, готовых выполнить партийные директивы. Уклонение от коллективизации стали трактовать как преступление. Под угрозой закрытия рынков и церквей крестьян заставляли вступать в колхозы. Имущество тех, кто осмеливался сопротивляться коллективизации, конфисковывалось. К исходу февраля 1930 года в колхозах численность уже 14 млн. хозяйств — 60% общего

  • 1930, 30 января — Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации»: «общее число ликвидируемых хозяйств по всем основным районам составляло в среднем, примерно, 3 - 5%»
    Определением, кто есть «кулак», а кто «середняк» занимались непосредственно на местах. Единой и точной классификации не было. В некоторых районах к кулакам приписывали тех, у кого было две коровы, или две лошади, или хороший дом

К январю 1932 года было выселено 1,4 млн. человек, из них несколько сот тысяч — в отдаленные районы страны. Их отправляли на принудительные работы (например, на строительство ), рубку леса на Урале, в Карелии, Сибири, на Дальнем востоке.

Многие гибли в пути, многие — по прибытии на место, поскольку, как правило, «спецпереселенцев» высаживали на голом месте: в лесу, в горах, в степи. Выселяемым семьям разрешалось брать с собой одежду, постельные и кухонные принадлежности, продовольствие на 3 месяца, однако общий багаж не должен весить больше 30 пудов (480 кг). Остальное имущество изымалось и распределялось между колхозом и бедняками

  • 1930, февраль-март — начался массовый забой скота крестьянами, не желающих отдавать его колхозу. Другие гнали на колхозный двор (часто просто сарай, окруженный забором) всю свою скотину: коров, овец, и даже кур и гусей. Руководители колхозов на местах понимали решения партии по своему — если обобществлять, то все, вплоть до птицы. Кто, как и на какие средства будет кормить скотину в зимнее время, заранее предусмотрено не было. Естественно, большинство животных погибало через несколько дней. Животноводству был нанесен огромный удар
  • 1930, 2 марта — в «Правде» статья Сталина «Головокружение от успехов», в которой он критиковал перегиб в коллективизации, допущенные местным властями
  • 1930, 14 марта — постановление ЦК ВКП(б) «О борьбе с искривлениями партийной линии в колхозном движении», в котором критиковались нарушения принципа добровольности в колхозном строительстве
    Эти действия власти привели к массовому выходу крестьян из колхозов. Но вскоре они вновь вступили в них. Ставки сельхозналога с единоличников были повышены на 50 % по сравнению с колхозными, что не позволяло нормально вести индивидуальное хозяйство.
  • 1931, январь — решению Политбюро ЦК ВКП(б) введены карточная система распределения основных продуктов питания и непродовольственных товаров.
  • 1931, сентябрь — коллективизацией охвачены 60% крестьян
  • 1934 — коллективизацией охвачены 60% крестьян
  • 1937 — в колхозы и совхозы объединены 93% крестьянских хозяйств

Западноевропейская культура - главный ресурс прогресса мировой цивилизации

Игорь Харичев, генеральный директор журнала «Знание-Сила»

Западная цивилизация, обеспечившая бурное развитие науки с XVII века, добившаяся в XIX-XX веках наибольших успехов в экономике, промышленном производстве, целиком зиждется на особом типе культуры , исторически возникшем в Западной Европе в средние века. За последние столетия он пережил социальную модернизацию. Современную западноевропейскую или западную культуру отличают приоритет рационального мышления , индивидуализм , ориентация на социальный успех, приверженность к демократическим ценностям: свободе слова, свободе личности и так далее.

Развитие западной цивилизации неразрывно связано со становлением либеральной демократии, основные постулаты которой уже привычны нам: все люди рождаются равными и свободными; никто не имеет права отнимать у человека то, что дал ему Творец - жизнь и свободу выбора; общество должно быть устроено таким образом, чтобы никто никогда не был стеснен в осуществлении этих неотъемлемых прав человека. Если государство ради своих целей лишает граждан жизни или силой навязывает им свою волю, оно - дьявольское орудие, какими бы благими намерениями ни оправдывали свои дела тираны.

Индустриальный подъем в Англии, начавшийся еще в XVIII столетии, показал, что свобода личности и равенство всех перед законом не только оправданы морально, но и чрезвычайно полезны для общества. В массовом сознании все прочнее укоренялись убеждения, что права и свободы личности священны и неприкосновенны, что они более значимы, чем любые интересы общества и государства.

Отечественный мыслитель Петр Чаадаев в первом из своих «Философских писем» (1829 г.) писал:

«Народы Европы имеют общее лицо, семейное сходство. Несмотря на их разделение на ветви латинскую и тевтонскую, на южан и северян, существует общая связь, соединяющая их всех в одно целое, явная для всякого, кто углубится в их общую историю. Вы знаете, что еще сравнительно недавно вся Европа носила название Христианского мира, и слово это значилось в публичном праве. Помимо общего всем характера, каждый из народов этих имеет свой особый характер, но все это только история и традиция. Они составляют идейное наследие этих народов. А каждый отдельный человек обладает своей долей общего наследства, без труда, без напряжения подбирает в жизни рассеянные в обществе знания и пользуется ими. Проведите параллель с тем, что делается у нас, и судите сами, какие элементарные идеи мы можем почерпнуть в повседневном обиходе, чтобы ими так или иначе воспользоваться для руководства в жизни? И заметьте, что речь идет здесь не об учености, не о чтении, не о чем-то литературном или научном, а просто о соприкосновении сознаний, о мыслях, которые охватывают ребенка в колыбели, окружают его среди игр, которые нашептывает, лаская, его мать, о тех, которые в форме различных чувств проникают до мозга его костей вместе с воздухом, которым он дышит, и которые образуют его нравственную природу ранее выхода в свет и появления в обществе. Хотите знать, что это за мысли? Это мысли о долге, справедливости, праве, порядке. Они происходят от тех самых событий, которые создали там общество, они образуют составные элементы социального мира тех стран. Вот она, атмосфера Запада, это нечто большее, чем история или психология, это физиология европейского человека.» Очень точная характеристика, данная почти сто восемьдесят лет назад.

Толерантность является отличительной чертой западной культуры: безоговорочное признание наличия разных мнений, умение считаться с чужим мнением, готовность к диалогу, веротерпимость, отрицание за кем бы то ни было монополии на истину. Толерантность - крайне важное качество для постиндустриального общества.

Наряду с западной можно говорить и о более широкой европейской цивилизации, поскольку при всех отличиях, которые существуют между Западной и Восточной Европой, определенно присутствует то, что их роднит. (Впрочем, такие страны, как Чехия, Словакия, Венгрия по своей культуре ближе к странам Западной Европы в силу того, как происходило формирование их культуры в Средние века).

Ганс Майер в статье «Европейская культура: фантом или реальность?» («Вестник Европы», № 12 за 2004 г.) отмечает: «Несомненно, Европа во многом послужила испытательным полигоном для современного мира. Многие рациональные структуры глобального единого мира - европейского происхождения. Властное отношение человека к природе, переход от охранительной агрикультуры к деятельности по сознательному изменению и выведению новых форм, развитие торговли на широких пространствах, техники, серийного производства, возникновение научной культуры, как и культуры памяти, - все это европейские достижения.»

Европейская культура формировалась длительное время под воздействием множества факторов.

Согласно Гансу Майеру: «… европейской считается такая манера жизни, которую определяют подвижные, изобретательные, приспосабливающиеся к новым условиям люди, определяет радость открытий и рациональное отношение к миру; это образ жизни, для которого индивидуальность значит больше, чем масса, а свобода - больше, чем власть.

Внешние условия Европы, а в еще большей степени внутренняя установка европейцев приводили к тому, что Европа постоянно сопротивлялась чужим попыткам определять ее жизнь, подчинить внешней силе. На протяжении столетий она успешно отражала попытки многочисленных завоевателей с Востока и Юго-Востока (персов, гуннов, монголов, турок). Однако и гегемонистские тенденции в самой Европе никогда не были долговечными: это касается как попыток создания габсбургской империи в XVI веке, а также более поздних устремлений Людовика XIV, французской революции и Наполеона, не говоря уже о химерических державах Муссолини, Гитлера и Сталина в ХХ веке. Римская империя и ее продолжение силами франков, а затем немцев в Священной Римской империи смогли оставить длительный след в истории лишь постольку, поскольку им удалось создать не просто аппарат власти, но и правовые структуры, а также цивилизованные формы жизни. Мир европейских государств всегда был более плюралистичен и разнообразен, чем мир соседей: византийцев, монголов, османских турок и великоруссов. Наряду с большими державами и нациями в европейской политической структуре постоянно присутствовали малые страны, города-государства, федеративные образования. Пространственная ограниченность - типичный признак европейской жизни.»

Замечание о пространственной ограниченности весьма существенное. В этой связи интересно привести слова историка Оскара Халецкого, написанные еще в пятидесятых годах: «Все колоссальное и унифицированное безусловно не является европейским, в этом и заключена тайна всей утонченности и своеобразия европейской цивилизации.»

Это отчасти объясняет, почему, говоря о европейской цивилизации, не следует включать в нее обе страны, частично расположенные в Европе - Россию и Турцию. Но дело вовсе не в географических особенностях. Однако, причины в каждом случае свои.

Причастность к европейской цивилизации, предполагая совпадение базовых ценностей, отнюдь не отменяет культурного многообразия. Вот что отмечал Матиас Греффрат (журнал «Christ in der Gegenwart», 03.12.2000): «По крайней мере, до недавнего времени сила капитализма в Европе оставалась укрощенной, а культурное многообразие не противоречило социальному равенству. Чистота наших городов с их бассейнами и концертными залами, красота наших деревень, регулярность обеспечения водой, движения транспорта и уборки мусора, доступность бесплатного образования - все, что для нас является само собой разумеющимся, в Африке, Азии и даже в значительных частях Северной Америки представляется утопией.»

Особая роль либерализма и либеральной демократии в появлении экономически процветающих стран, а если брать шире, в развитии человечества нашла свое отражение в ведении понятия либеральная цивилизация. Ныне она охватывает достаточно большое число стран.

Известный философ Александр Ахиезер в объемном труде «Россия: критика исторического опыта», вышедшем в 1998 году, писал: «Развитие либеральной цивилизации совпадает с формированием первой универсальной культуры человечества, которая оказалась сильнее всех мировых религий по своей массовости, широте и глубине охвата, по своей способности превращаться в основу не только церкви, но и государства. Эта культура носит плюралистический, диалогический характер, позволяя одновременно культивировать и исторически сложившиеся культуры, т. е. сохранять самобытность, разнообразие культур. Она носит динамичный характер, имеет тенденцию опираться на науку. Эта культура во многом позволила либеральной цивилизации в конечном итоге неуклонно повышать уровень сложных решений, затрагивающих судьбы стран и человечества, оставляя позади жалкие потуги провинциальных и невежественных лидеров России решать судьбы стран и народов.»

23 августа 476 г. считается последним днем Западной Римской империи, на смену которой в Европе приходят варварские королевства - достаточно недолговечные и неустойчивые государственные объединения. Однако идея политического единства Европы проявилась уже на рубеже VIII-IX вв.

История Средневековой цивилизации знает две попытки создания в Западной Европе универсальных империй. Первая связана с историей Франкскогокоролевства, которое было созданоХлодвигом(465/466-511) в 486 г. В VIII-IX вв. завоеванияфранкскогокороляКарла Великого(742-814) привели к тому, что территорияФранкскогогосударствапростиралась от Эбро до Эльбы, от Ла-Манша до Адриатического моря. В 800 г. папа Лев III увенчалКарлаимператорской короной. В годы правления 2-х династийМеровингов (первая династия франкскихкоролей, к которой принадлежалХлодвиг) иКаролингов (названной по имени Карла Великого)земледельческая община как совокупность больших семей превратилась в соседскую общину, возник аллод частная собственность на землю, появился бенефиций(условное пожалование) начали формироваться вассальныеотношения, оформилась системаиммунитетов (территория, свободная от посещений и вмешательств судебных и других должностных лиц короля). Начала складываться ступенчатая иерархическая структура класса феодалов: крупныевассалыимели под своим началом более мелкихвассалов. При внукахКарла Великого, согласно Верденскому договору 843 г., империя распалась на три королевства. Людовик Немецкий получил Германию, Карлу Лысому достались земли будущей Франции, Лотарь получил обширную полосу владений между землями двух своих братьев. Так было положено началотрем современным европейским государствам Франции, Германии, Италии.

Вторая попытка реализовать идею империи в Западной Европе связана с образованием Священной Римской империи. Еще в начале X в. на месте Восточнофранкского королевства появилось Германское королевство. Германский король Оттон I(912-973), совершив несколько военных походов в Италию, добился коронации вРиме. ВозниклаСвященная Римская империя (с конца XV в. Священная Римская империя германской нации.), в которую вошли германские земли, Северная и Средняя Италия, Чехия, Бургундия. Ее правители претендовали на роль преемников римских императоров. Оттон III (980-1002) перенес свою резиденцию в Рими вынашивал планы создания всеевропейской католической империи с центром вРимеи двуединой властью папы и императора. Однако, новое политическое образование было достаточно рыхло и неустойчиво. Уже в 1356 г. императорКарл IV(1316-1378) издает Золотуюбуллукак главный закон государственного устройства Священной Римской империи, которая признавала полную политическую самостоятельность курфюрстов и князей и определяла порядок избрания императора коллегией, состоящей из семи местных правителей и духовных лиц. Золотаябуллабыла отменена только в 1806 г.

Идею единства европейской цивилизации утверждала католическая церковь через проповедь идеи особого христианского мира.

Центр формирования Западноевропейской средневековой цивилизации включал территории современных Италии, Франции, Германии и Англии. Становление единой Западноевропейской цивилизации проходило в борьбе двух тенденций центробежной и центростремительной. Практически для всего Средневековья характерны процессы усиления или ослабления феодальнойраздробленности.

С некоторой долей условности можно утверждать, что в своем развитии процесс территориальной государственной централизации в Европе прошел два этапа. Первый охватывает период конца раннего и начала развитого Средневековья IX-X вв. - это время существования, хотя и лоскутной, но все же достаточно централизованной империи Карла Великого на западе Европы. В средней части Европы в это время существовала Великоморавская держава западных славян. На смену ей пришло крупное Венгерское королевство, возглавляемое королем Стефаном I. На территории Польши возникло раннефеодальное королевство Пястов со столицей в городе Гнездо. На юго-востоке Европы появилось Первое болгарское царство царя Симеона, а на востоке - Киевская Русь.

Второй этап активной государственной централизации наступил в конце Средневековья. Он имел гораздо более прочную экономическую основу в виде складывающихся в это время национальных рынков и ускорившегося процесса начальной консолидации наций.

В Англии образование централизованного государства было связано с завершением войны Белой и Алой розы и воцарением на английском престоле новой династии Тюдоров. Во Франции образование единого государствас твердой центральной властью произошло при Людовике XI (1423-1483). Одновременно продолжалось расширение территории Франции, в которую вошли герцогстваБретаньиБургундия, графство Прованс. Всему этому способствовала победа Франции над Англией в Столетней войне, Политическое объединение и централизация власти на Пиренейском полуострове происходили по мере успехов Реконкисты. В 1479 г. королевстваКастилия и Арагон объединились, образовавгосударствоИспания.

Западноевропейская средневековая цивилизация включала сложный комплекс многочисленных государств, связанных друг с другом экономическими, политическими и культурными связями. В итоге всех изменений в конце Средневековья политическая карта Европы представляла собой следующее. В Западной и Юго-Западной Европе существовали три крупных централизованных государстваАнглия, Франция и Испания. К этому перечню можно добавить королевства Шотландию, Ирландию и Португалию. В центральной части Европы находились сильно раздробленные Священная Римская империя и Италия, между которыми располагался Швейцарский союз. На севере Европы политическую ситуацию определяли и контролировали Дания и Швеция. Весь юго-восток Европы находился в руках Византийской империи. У восточных рубежей Западноевропейского мира располагались Королевство Польское, Русское государство, Великое княжество Литовское, Венгрия, на пути к Балканам лежали земли Ливонского ордена.

Наиболее распространенной формой правления в эпоху Средневековья в Западной Европе была монархия. На первом этапе становления Средневековой цивилизации роль королевской власти была значительной. Мощным противовесом ей являлась церковь. Набирали силу феодалы, что вело к феодальнойраздробленности и ослаблению королевской власти.

В цивилизационном развитии Европы в X-XI вв. произошел важнейший качественный скачок - появление города как центра ремесла и торговли. Ремесленники объединялись в цехи, купцы в гильдии. К концу Средневековья в городах зарождается новый класс буржуазия(франц. буржуа, нем. бюргер, в буквальном переводе горожанин). Нарастает волна городских движений. Результатом которых, например, является Великаяхартиявольностей, которую 15 июня 1215 г. был вынужден подписать английский король Иоанн Безземельный.

Впервые орган сословного представительства (парламент, от франц. парле говорить) был создан в Англии. В 1265 г. Симон де Монфор, граф Лестерский созвал собрание крупнейших баронови священнослужителей, а также по дварыцаряот каждого графства и по два горожанина от самых крупных городов. В 1302 г. во Франции королем Филиппом IV Красивым были впервые созваныГенеральные штаты- представительный орган трех сословий: духовенства, дворянства и третьегосословиянаиболее влиятельных и богатых представителей городов. К XV в. в Священной Римской империи складывается такой орган сословного представительства какрейхстаг. Своеобразной предтечей сословно-представительного органа были кортесы в Испании, первое упоминание о которых (Кастильскиекортесы) относится к 1137 г.

Второй, хотя и значительно менее распространенной формой правления в средневековой Европе были города-республики, возникшие в частности в Северной и Средней Италии. Так, в Венецииво главе стоялдож, избиравшийся пожизненно. Законодательным органом такого города-государстваявлялся избираемый горожанами Большой совет. Однако строй городов-государств нередко характеризуют каколигархический, т.к. реально ими правили представители богатых и знатных купеческих родов.Имперские города Германии формально подчинялись императору, но в действительности были независимыми городскими республиками. В Северной Франции и Фландрии появилисьгорода-коммуны, которые имели собственное управление и были освобождены от повинностей в пользу феодалов.

Средневековое европейское общество было иерархичным. Главой феодальнойиерархии былкороль. Он был сеньором крупнейших феодалов, которые выступали еговассалами. Власть короля основывалась на пожаловании им земель (феода), на условии несения военной службы. Основой феодальногостроя выступала монопольная собственностьфеодаловилифеодальныхгосударств на землю и личная зависимость крестьян отфеодала. За пользование землейфеодалвзималренту: натуральную (в виде барщины), продуктовую (продуктовый оброк) или денежную (денежные сборы).

Общество средневекового Запада состояло из трех сословий: духовенство, светские феодалы(рыцари, дворянство) и третьесословиегорожане и крестьяне.Сословие это социальная группа(слой), обладавшая согласно законам правами и обязанностями, передававшимися по наследству.

Характерный признак Средневековой Западной цивилизациигосподство христианства. Средневековье христианизировало Европу, и этот процесс во многом определил характер всей европейскойцивилизации. К XIII в. христианство охватило всю Европу, однако в Средневековье оно не было единым. Уже в III-V вв. наметилось разделение на две ветви:католическую (всеобщая, всемирная) и православную (истинная). Постепенно этот раскол принял необратимый характер и завершился в 1054 г. окончательным разделением христианской церкви.

В католической церкви с самого начала сложилась строгая централизация власти. Огромное влияние в ней приобрел римский епископ, получивший в V в. наименование папы римского (от греч. паппас отец, отче). В VIII в. образовалось Папское государство, в которое входили земли Римской области иРавеннскогоэкзархата. Церковь получала в дар от императоров и знати земельные владения и к XV в. духовенство владело 1/3 обрабатываемой земли. ЕщеКарл Великийузаконилцерковную десятину. Христианская догматика (основные положения вероучения) разрабатывались на вселенских соборах. Система просвещения в средневековой Европе фактически находилась в руках церкви. Появившиеся в VI в. монастыри становятся центрами просвещения. В епископских школах изучали семь свободных искусств: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

Отличительной особенностью и важнейшим достижением Западноевропейской средневековой цивилизацииявляется то, что она в впитала в себя и переплавила в качественно новый исторический феномен три цивилизационных начала: античное наследие,цивилизациюварварского мира и христианство.

Средневековая цивилизацияЗапада внесла большой вклад в общечеловеческую культуру, зародиласьнациональная культура многих европейских государств, что нашло отражение в литературе, искусстве, архитектуре. Средневековье произвело и социальную дифференциацию культуры, которая подразделялась на церковную, культуру феодальнойзнати (рыцарскуюкультуру), городскую, крестьянскуюи т.д. В то же время Западноевропейское средневековье являет собой опыт создания единого духовно-идеологического поля, в качестве которого выступило христианство.

Западноевропейское Средневековье заложило основы той Западной Европы, которая сыграла столь значительную роль в эпоху Прединдустриальной цивилизации, превратило всю Западную Европу вареалцивилизационного развития.

Cтраница 1


Западноевропейская цивилизация и ее система образования немыслимы вне учета византийского влияния. В Европе, как известно, классическое образование до недавнего времени строилось на основе знания латинского и греческого языков.  

Западноевропейская цивилизация и ее система образо - i вания немыслимы вне учета византийского влияния. В Европе, как известно, классическое образование до недавнего времени строилось на основе знания латинского и греческого языков.  

В XIX веке западноевропейская цивилизация начинает становиться всемирнсй. Колониальные империи с метрополиями в Европе начали возникать гораздо раньше; но именно в XIX веке европейский уклад жизни стал все глубже проникать в повседневное бытие жителей других частей света. Породила этот процесс вышедшая за пределы Европы индустриализация производства. Многочисленные культуры разных стран и народов начали сплавляться з единую всемирную культуру; этот процесс еще далеко не закончен, идет он не по прямой - много изгибов, витков, часто случаются откаты назад, но он идет.  

В период средневековья были заложены основы западноевропейской цивилизации, которая, как полагают большинство исследователей, плод синтеза античного и варварских обществ. Они стали активно взаимодействовать в ходе так называемого великого переселения народов в IV-VI вв.  

Стадия развития культуры, которая непосредственно предшествует настоящему моменту истории западноевропейской цивилизации, - это то, что нами было названо квазимиролюбивой стадией. На этой квазимиролюбивой стадии господствующей чертой образа жизни является закон социального статуса. Нет необходимости разъяснять, сколь склонны современные люди вновь обращаться к духовной позиции господства и личного подчинения, которой эта стадия характеризуется. Скорее можно сказать, что закон статуса находится в неопределенном состоянии при современных экономических потребностях, а не был окончательно вытеснен образом мысли, полностью согласующимся с этими недавно выросшими потребностями. В истории жизни всех главных этнических групп, входящих в состав населения стран западноевропейской культуры, хищническая и квазимиролюбивая стадии экономического развития длились, видимо, долго.  


Народы европейской части СССР, в том числе русские, в той или иной степени ориентировались на ценности западноевропейской цивилизации. Народы Закавказья, будучи формально также европейскими этносами, в большей степени сохраняли элементы традиционного образа жизни. Наконец, народы Средней Азии и Казахстана тоже во многом продолжали придерживаться традиционных ориентации в бытовом поведении.  

Среди общественных и культурных деятелей, считавших, что единственный приемлемый и возможный для России вариант развития - это путь западноевропейской цивилизации, были люди самых разных убеждений: либералы, радикалы, консерваторы.  

Ведь приоритет рационального есть специфика западноевропейской цивилизации. Можно ли по этому критерию оценивать социальную действительность, формирующуюся на Востоке, где приоритет отдан чувственно-практическому и, соответственно, мотивации, нормы поведения в меньшей степени базируются на рационально-теоретических доводах. На это, в частности, обращают внимание ряд исследователей.  

Он критикует такой подход к проблеме распределения, как будто некто раздает детям куски пирога и в последний момент исправляет неверно отрезанные куски. По его мнению, данный подход предполагает, что существует лицо или группа лиц, имеющая право контролировать все источники средств и решать, как они должны быть распределены. Но это плохо согласуется с властью закона, который является несущей конструкцией западноевропейской цивилизации.  

Свобода и разум в протестантской культуре Реформацией принято называть широкое антикатолическое движение за обновление христианства в Европе XYI в. Именно этот тип человека стал движущей силой бурного развития западноевропейской цивилизации.  

И что может быть более всеобщего и более постоянного, чем этот закон. Он не только естествен, но и разумен, ибо это есть принцип сохранения существования. Здесь в явном виде присутствует принцип индивидуализма и рационализма, который представляет собой основу западноевропейской цивилизации. И не удивительно, что в рамках философии утилитаризма окружающий мир воспринимается человеком как совокупность реальных и потенциальных средств для достижения поставленных целей.  

Страницы:      1