Error: не определено #11234. Современные технологии как инструмент повышения качества образования. Семинар "современные технологии, как инструмент повышения качества образования". Барин смотрит в окно и говорит
Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Современные технологии как инструмент повышения качества образования. Семинар "современные технологии, как инструмент повышения качества образования". Барин смотрит в окно и говорит

« Формирование основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ»

Введение

Проблема безопасности жизнедеятельности человека на сегодняшний день признается во всем мире. Очевидно, что особенная роль в обеспечении безопасности и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты:

· Охрана жизни и здоровья детей

· Обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ

Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм. Произошла определенная коррекция содержания образования в сторону более основательного и последовательного изучения вопросов, связанных с обеспечением безопасности личности, общества и государства в повседневных условиях, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Разработана учебно-методическая литература.

Основы безопасности жизнедеятельности - это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Необходимо создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

Специалисты в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем – то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.

Обратимся к истории дошкольного образования . С середины XIX века в классической педагогике наряду с общими вопросами образования и воспитания детей значительное место стали занимать вопросы воспитания здорового образа жизни, гигиена труда, привития санитарно-гигиенических навыков и навыков безопасного поведения.

К.Д.Ушинский писал, что “образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей”.

В 1917 году в Бюллетене №2 школьно-санитарного отдела при Наркомпросе было заявлено: “Охрана жизни и здоровья детей всех возрастов является совершенно новым явлением нашей русской жизни. Без счета гибли дети старшего возраста от разных несчастных случаев, от заразных болезней... жизнь и здоровье каждого ребенка должны отныне свято охраняться”. Именно в этот период вводится новый предмет – школьная гигиена, основной задачей которого было ознакомить учащихся с основами “несчастных случаев” и правилами оказания первой помощи.

В отечественной дошкольной педагогике советского периода проблема охраны жизни и здоровья детей была признана очень важной и практическое выражение находила в некоторых программных документах, методической литературе и опыте дошкольного воспитания.

Однако в 30 - х годах при переработке программ детского сада данные вопросы из нормативных документов исключаются. Возникшие, у ряда практических работников, трудности (недостаточность методического обеспечения, отсутствие необходимых пособий и вследствие этого желаемого результата в развитии детей и приобретении ими знаний) привели к заключению, что материал, формирующий представления о бытовой и других видах техники, чересчур сложен и его следует исключить из методики работы с дошкольниками. И только с 60 – х годов проблема обеспечения безопасности наша должного отражения в программных документах дошкольного образования.

Однако, вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма достаточно полно и подробно разработаны в дошкольной педагогике начиная с 30-х годов XX века. В 1937 году Верой Михайловной Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, по преимуществу со старшей группы; “...такая работа должна быть постоянной, вклиниваться во все виды занятий в детском саду”. Исследования В.М. Федяевской были продолжены практическими работниками дошкольных учреждений и сотрудниками милиции. Начиная с 1939 года в журнале “Дошкольное воспитание” публикуется большое количество статей, посвященных проблеме безопасности детей на улице.

Такая разработанность проблемы повлияла на то, что в дошкольных образовательных учреждениях до сих пор больше внимания уделяется изучению с детьми правил дорожного движения, чем воспитанию остальных составляющих безопасного поведения ребенка (дома, на улице, в природе).

В 1960 - 1980-е годы о профилактике несчастий с дошкольниками как дома, в детском саду, так и на улице говорили в основном медицинские работники. Но, как отмечают исследователи, решение этого вопроса оказалось не под силу специалистам в области классической медицины, ибо они не знакомы со спецификой учебного процесса в дошкольном учреждении.

В современном обществе знание основ безопасности жизнедеятельности – одна из главных задач для формирование активного и защищенного человека, способного оценивать и изменять окружающую среду для полноценного существования в ее условиях.

В дошкольном образовании выступают следующие направления изучаемого вопроса:

Безопасность в бытовой (городской) среде (безопасность в населенном пункте, безопасное участие в дорожном движении, безопасность на транспорте, безопасность в быту);

Пожарная безопасность и правила поведения при пожаре;

Безопасность в природной среде (безопасность на воде и др.);

Безопасность в социальной среде (безопасность в криминогенных ситуациях, безопасность при террористических актах);

Безопасность в чрезвычайных ситуациях;

Основы здорового образа жизни (факторы, укрепляющие здоровье, факторы, разрушающие здоровье человека).

В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей. Они призваны помочь педагогам решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

Обратимся к образовательным программам

Программа “Детство”/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. Авторы программы предполагают в разделе “Экологическое воспитание” с младшей группы давать детям знания о целостности живого организма, развивать навыки ухода за животными в уголках природы с соблюдением правил безопасности. В старшем возрасте учитываются задачи безопасного поведения в природе и роль человека в сохранении целости конкретной экологической системы, дети знакомятся с правилами поведения в экстремальных и опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, пожар, гололед, наводнение). В разделе “Социально-нравственное воспитание” в младшего возраста ставится задача приучения детей к выполнению элементарных правил культуры поведения на улице, в транспорте, в помещении. В разделе “Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду” с младшей группы детям предлагаются сведения о назначении предметов, инструментов и развиваются умения обращения с инструментами, формируются представления о правилах обращения с огнем и электроприборами, навыки оказания элементарной помощи при царапинах, ссадинах, ушибах, сообщаются некоторые знания по общению с незнакомыми людьми. При чтении художественной литературы в старшем возрасте детей знакомят с такими произведениями, как “Кошкин дом”, “Пожар” С. Маршака и др., в которых могут оценить поведение героя с точки зрения его безопасности и сравнить со своим поведением и своим жизненным опытом. Отдельного раздела по воспитанию у детей безопасного поведения в программе нет, хотя в каждом разделе можно найти материал для использования в работе по обучению дошкольников правилам безопасного поведения.

Программа воспитания и обучения в детском саду”/ М.А. Васильевой, Гербовой В.В., Комаровой Т.С. предусматривает знакомство детей с правилами уличного движения с младшей группы, с дальнейшим усложнением содержания, а также знакомства с правилами безопасного действия с предметами: ножницами, иглами (ручной труд, аппликация). В рамках ознакомления с природой предполагается знакомство детей с ядовитыми растениями и грибами. В старшем возрасте в разделе “Ознакомление с окружающим и развитие речи” от детей требуется знание своего домашнего адреса, фамилии, имени, отчества родителей.

Программа “Радуга” имеет специальный раздел “Правила личной безопасности”, в котором учитываются такие ситуации, как ребенок заблудился, или потерялся, огонь – стихия и помощник, правила поведения в природе, правила пешехода, общение с незнакомыми людьми, один дома. Вся работа предусматривается для детей с 6 лет и основана на усвоении причинно-следственных связей в познавательной деятельности, на занятиях, прогулках. Содержание усложняется, интерпретируется и расширяется.

Комплексная программа развития ребенка “Истоки” в разделе “Физическое развитие” предлагает формировать у детей чувства осторожности (детей учат избегать опасных ситуаций, правильно падать, оберегать глаза от травм, соблюдать осторожность при общении с животными, дают знания и представления об ядовитых растениях, опасных жидкостях, учат, как вести себя с незнакомыми людьми). Авторы данной программы рассматривают вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности детей с раннего возраста. С младшего возраста представлено примерное содержание правил и умений личной безопасности. Сделана попытка описать показатели развития у детей умений и навыков по теме “Безопасность” на каждом возрастном этапе.

В данных программах предусмотрена содержательная сторона представлений детей дошкольного возраста о правилах безопасного поведения, но предлагаемые знания и умения не систематизированы. Кроме того, основной объем информации сообщается в старшем дошкольном возрасте.

В 1997 году была опубликована Программа (авторы: Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева) “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, которая разработана специально для дошкольных учреждений. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. Программа разработана на основе проекта Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира. Программа состоит из 6 разделов: “Ребенок и другие люди”, “Ребенок и природа”, “Ребенок дома”, “Здоровье ребенка”, “Эмоциональное благополучие ребенка”, “Ребенок на улицах города”. В каждом разделе даны темы, раскрывающие его основное содержание.

· Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;

· Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);

· Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;

· Применение видеоматериалов;

· Экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки.

Кроме того, в настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению (Л. Григорович, С.Мартынов, К.Белая, В.Зимонина и др.).

Любовь Алексеевна Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении персонажа.

С. Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдение двух принципов – создание безопасного дома для ребенка и в повседневном кропотливом труде по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры).

Книга К. Ю Белой и В. Н. Зимониной поможет дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте, в парке, научит их адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, а значит, будет способствовать обеспечению безопасного, здорового образа жизни детей. Пособие предназначено для самостоятельных занятий детей пяти - семи лет, оно может быть использовано в семье, а также на занятиях в детском саду.

Материал пособия включает несколько тем: «Ребенок дома», «Ребенок и природа», «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города», «Ребенок в общении с людьми». Задания, которые предлагаются, носят разнообразный, но всегда игровой, занимательный характер.

Н.Мельникова, Л.Захарова, Р.Шакурова разработали план-программу “Один дома”, по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети 6-7 лет учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым.

Тамарой Викторовной Храмцовой разработана система педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста, включающая поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей):

· Этап уточнения и систематизации знаний дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников в быту преимущественно через дидактические игры;

· Этап усвоения умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними;

· Этап практикования действий с доступными потенциально опасными предметами быта.

Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности.

Анализ литературы показывает , что большинство исследователей предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такими, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи.

Нормативно – правовые документы

Изучение "Основ безопасности жизнедеятельности" реализует основные положения Конституции Российской Федерации, Федеральных законов "Об образовании", "О безопасности", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О пожарной безопасности", "О безопасности дорожного движения", "Об экологической безопасности", "О борьбе с терроризмом", "О радиационной безопасности населения", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О гражданской обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащего", "Об альтернативной гражданской службе", Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Концепции национальной безопасности Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности

в условиях ДОУ

Детский сад – это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных нам детей.

Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность. Эта проблема актуальна для ДОУ, так как воспитанники при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой и спортивной площадках, могут принести вред своему здоровью.

Основная задача в работе ДОУ - охрана жизни и здоровья детей, ставит дошкольное учреждение перед необходимостью систематизации работы по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению на игровых площадках и в помещениях детского сада.

Прежде чем начать работу, необходимо соблюдать следующие принципы организации работы.

Принципы организации образовательной деятельности

Принцип полноты . Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

Принцип системности . Работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Специально организованные занятия целесообразно проводить в первой половине дня. Что же касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня; для этого можно выбрать определенный день недели или работать тематическими циклами (каждый день в течение недели с последующим перерывом в две-три недели). Однако независимо от выбранного ритма следует учитывать такой фактор, как состав группы: летом или во время карантина, когда детей мало, основное содержание программы давать не следует, можно лишь закреплять пройденный материал.

Также надо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и сложности, и от педагога в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.

Принцип учета условий городской и сельской местности . Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Так, у городских детей особые проблемы возникают именно в условиях сельской местности (как обращаться с печкой, как ориентироваться в лесу, как вести себя с домашними животными). И наоборот, сельские дети, попадая в город, часто оказываются не подготовленными к правильному поведению на улице, в общественном транспорте, с незнакомыми взрослыми. Иными словами, у каждого ребенка существует свои опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием. Компенсировать его неосведомленность в правилах поведения в непривычных для него условиях возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы дошкольного учреждения.

Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно: одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие - для среднего, третьи - для старших дошкольников. Второй путь - одно и то же содержание программы по разделам используется для работы в разных возрастных группах. (В обоих случаях должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям детей.)

Принцип интеграции . Данная программа может быть реализована как самостоятельная, так и выступать как составная часть комплексной программы. При этом ее содержание органично вплетается в содержание основной комплексной программы. Прежде всего это касается занятий по изобразительной, театрализованной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию, а также не регламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов.

Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности

Предметно – пространственная среда . Расставленная правильно мебель, которая создаёт пространство, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (разные альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, диафильмы, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевой игре « Юные пожарные».

Одной из основных задач должно быть обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности: альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Служба «01», «02», «03», «Спичка - невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка).

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску. С этой целью в группе можно отвести место, где разложены разные дидактические игры «Черный ящик», «Умники и умницы», «Добрые и плохие поступки», «Что необходимо пожарному?», «Горит - не горит», «Предметы - источники пожара», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку».

Важно и духовная среда. Это отношение среди людей, основанное на любви, доверии друг к другу, интереса всех к каждому и каждого ко всем. Пример - Вместо того чтобы кричать: «Вы что! Прекратите немедленно!», - лучше сказать: «Положите, ножницы на место! Драться из-за них опасно. Посмотрите, что могло бы случиться, если бы в этот момент ножницы раскрылись!» Очень важно также использовать каждую возможность, чтобы похвалить детей за хороший поступок, за соблюдение запретов.

Средства ознакомления детей с основами безопасности

Сама социальная действительность . Она не только объект изучения, но и средство, воздействующее на ребенка, питающее его ум и душу. Главное это показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как члена людского сообщества, участника событий, преобразователя. Не любой объект социального мира является средством воспитания, а лишь та его часть, которая может быть понята и воспринята ребенком определенного возраста и определенного уровня развития и при условии адекватной методики. Поэтому важными задачами являются анализ и отбор из социального окружения такого содержания, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру. Необходимо обращала внимание детей на «социальный портрет» окружения, в котором находится дошкольное учреждение. В такой «социальный портрет» входят: описание социальных объектов ближайшего окружения (школа, магазин, библиотека, детская поликлиника); перечень улиц; указатель знаменательных дат, которые будут отмечаться городом; перечень событий которые будут иметь место в дошкольном учреждении и в группе. Необходимо продумать, как используя реальную жизнь, можно познакомить детей с основами безопасности. (Например – нарисовать план-схему групповой комнаты, квартиры, где дети проживают, отметить опасные места красными кружочками).

Предметы рукотворного мира . Мир разнообразен, поэтому и предметы, окружающие ребёнка, должны быть разнообразными по свойствам, качествам, функциям. В группе есть предметы, которые могут оказаться опасными для жизни детей: электрические розетки, иголки, ножницы, нож, вилки, лекарства, пылесос. Конечно, взрослые должны помнить о правилах безопасности и предупреждать о них детей. По мере познания предметного мира ребенок овладевает умением различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезные и интересные, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов. По поводу этих предметов необходимо вести беседы, рассуждения. Какие еще опасности спрятаны в группе до поры до времени? (гвоздь в стуле, сломанная игрушка с острыми концами).

Художественная литература . Является одновременно источником знаний и источником чувств. Можно отобрать литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Произведения с разным содержанием: познавательные - Е. Хоринский «Спичка-невеличка», И. Тверабукин «Андрейкино дежурство», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; юмористические - С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон». Особое место необходимо уделялить сказке. Сказка способствует развитию сердечных чувств, благородству души, желание доставлять людям радость. Картинки в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность. Это детские энциклопедии, серия книг «Я познаю мир», «Азбука здоровья в картинках» К. Люцис; «Учимся вежливости»; «Уроки Айболита» Г. Зайцев.

Музыка . Объединяет эмоциональные и эстетические сферы. Музыка позволяет ребенку любого возраста окунаться в музыкальный мир, понимать его, наслаждаться, душевно реагировать. В группе имеется проигрыватель. Дети имеют возможность слушать сказки, стихи, песни, классические произведения в исполнении известных исполнителей. Дети могут работать под музыку, по желанию включать магнитофонные записи любимых песен. Музыкальная окрашенность жизни создаёт жизнерадостность.

Деятельность как условие по ознакомлению детей с основами безопасности. Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. Деятельность, особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребёнок видит и понимает, какие опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Деятельность обеспечивает условие для формирования многих личностных качеств. Ребёнок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира. «Попробуйте за ребенка сделать какое- нибудь мало-мальское дело - он заплачет. Он хочет сам… И кто смолоду делает и думает сам, тот становится потом надежнее, крепче, умнее», - В.М. Шукшин.

Все виды деятельности можно разделить на две группы.

К первой группе относятся игра и изобразительная деятельность.

Игра. Даёт ребёнку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А.Н. Леонтьев). В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт. В своей работе можно использовать словесно-наглядные, настольно - печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании. Отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок рисование соединяет с игрой. Р.И. Жуковская ввела в дошкольную педагогику термин «игра- рисование», обозначив им такое состояние ребёнка, когда он, рисуя, видит себя участником того, что изображает. Девочки, рисуя ситуацию из сказки «Кошкин дом», видят в кошке себя. Мальчики, рисуя пожарных, изображают себя пожарными. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь.

Ко второй группе относятся виды деятельности, которые дают возможность ребенку приобщаться к миру людей в реальном плане. Это предметная деятельность, труд, наблюдения.

Предметная деятельность . Заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. В группе должны быть предметы, с помощью которых ребенок знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).

Труд. Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Ребёнок начинает подражать взрослым, делая попытки подмести пол, постирать кукольное бельё, протереть пыль. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности. Уменьшается опасность не выживания в отсутствии взрослых. Во время труда развиваются волевые качества, формируются умения прилагать усилия для достижения цели (аккуратно и осторожно постирать кукольное белье, при этом постараться не проливать воду, так как можно поскользнуться и упасть). И чем раньше ребёнок начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретет уверенность в своей способности преодолевать трудности. На собственном опыте дети могут усвоить, что лень и нерадивость закрывают двери к тому, что доступно трудолюбивому. Чтобы было интересно трудиться, труд надо одухотворить, одушевить.

Наблюдение. Особое место занимает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Что - бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает «материал» для формирующего миропонимания, для своей «картины мира». В эту картину мира может войти не только положительное, но и то, что малышу было бы видеть педагогически нецелесообразно. Роль наблюдения усиливается, если оно осуществляется, как бы изнутри, то есть ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья, закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной свечи). При этом дети включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.

Образовательная деятельность . Важна для познания социального мира. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию. Существует четыре особенности обучения детей:

Обучение словом - это главное звено между ребенком и ознакомление с основами безопасности. В этой связи большое значение имеют речь воспитателя, ее образность, конкретность, четкость формулирования мыслей (беседы, чтение художественной литературы);

Непосредственное восприятие ребенком действительности, его чувственный опыт (экспериментирование и опыты);

Обучение дошкольников должно затрагивать эмоции ребёнка, вызывать эмоциональное отношение, способствовать активности детей в усвоении знаний (изобразительная и конструктивная деятельность);

Обучение детей организуется взрослым и проходит под его непосредственным руководством.

Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.

Методы ознакомления детей с основами безопасности

Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Например: детям предлагают изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома и т.д.

Метод моделирования ситуаций . Детей целесообразно научить составлять план - карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план - карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Например: нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что можно попросить молоток у плотника. А если сегодня плотника нет, а работу надо сделать обязательно? Воспитатель всякий раз усложняет для детей задачу. Дети предлагают забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и т.д. Не следует с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ. Таким образом, воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.

Метод повторения. Важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Экспериментирование и опыты. Дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Например, детям был задан вопрос: «Почему нельзя украшать елку свечами?» Они отвечали, что это не красиво, что сейчас много красивых игрушек, а об опасности они не думали. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Например, представить что было в далеком прошлом, когда спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры).

«К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома». Игровое «как будто…» раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например: «Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе?» Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).

Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…». Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей воспитатель отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.

Основными методами являются интерактивные методы и формы обучения детей дошкольного возраста, основанные на личностно ориентированном подходе в обучении, которые должны:

· создавать атмосферу, в которой ребенок чувствует себя комфортно и свободно; стимулировать интересы обучаемого, развивать у него желание практически использовать знания, а так же потребность учиться, делая тем самым реальным достижением успеха в овладении предметом;

· затрагивать личность ребенка в целом, вовлекать в учебный процесс его чувства, эмоции и ощущения, соотноситься с его реальными потребностями, стимулировать его речевые, когнитивные, творческие способности;

· активизировать ребенка делая его главным действующим лицом в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса;

· создавать ситуации, в которых педагог не является центральной фигурой; ребенок должен осознавать, что изучение в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными приемами и средствами обучения;

· учить ребенка работать самостоятельно на уровне его физических интеллектуальных и эмоциональных возможностей – следовательно, обеспечить дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;

· предусматривать различные формы работы: индивидуальную, групповую, коллективную, в полной мере стимулирующие активность обучаемых, их самостоятельность и творчество.

Все перечисленные критерии могут быть реализованы в использовании интерактивных форм и методов обучения, которые показывают новые возможности, связанные с налаживанием межличностного взаимодействия путём внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Между учащимися в группе неизбежно возникают межличностные взаимоотношения, и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.

Вот такие несложные методы помогают детям самостоятельно добывать знания и учиться с увлечением. Пример использования интерактивной формы занятия по ОБЖ:

Выбор наиболее подходящей модели зависит от общей организации педагогического процесса дошкольного учреждения. Вместе с тем, для большей эффективности следует использовать разнообразные формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры).

Сотрудничество с родителями

В воспитании детей неоспорима роль семьи. «Идеальные родители», это - родители, которые показывают положительный пример своим детям. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Это осуществляется на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации. Формы работы с родителями: родительские собрания, беседы, папки-передвижки, консультации-практикумы.

Контрольные вопросы

Обобщение опыта работы по ОБЖ

Воспитателя подготовительной группы № 2 МКДОУ БГО Детский сад№21 комбинированного вида КОВЫГА С.Б.

Активные формы работы с детьми по воспитанию безопасного поведения

Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению.

Дошкольный возраст – оптимальный период формирования социальных навыков и глупо питать иллюзии, что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут.

Работая в детском саду, замечаешь, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. И поэтому именно сейчас во многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.

Цель работы: дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения.

Цель реализуется путем решения нескольких задач:

1. Создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобрести новые знания о правилах безопасного поведения.

2. Использовать различные средства и формы работы для познания детьми правил безопасного поведения.

3. Научить детей пользоваться полученными знаниями на практике.

4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью близких людей, бережное отношение к окружающему миру.

5. Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

В связи со всем вышесказанным работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить плавно, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропустил через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и в повседневной жизни за пределами детского сада.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных областях деятельности, основные – работа с детьми, родителями. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Цель профилактической работы по безопасности в детском саду заключается в повышении информированности детей и родителей о поведении в чрезвычайных ситуациях.

Сотрудничество с родителями детей, помощь семье в воспитании безопасного поведения ребенка в нашей группе проходит через активные формы взаимодействия: родительские собрания; консультации «Безопасность в вашем доме», «Родителям о правилах дорожного движения», «Знакомим детей с лекарственными растениями», «Роль семьи в снижении дорожно-транспортного травматизма», «Шалость детей с огнем»; наглядную агитацию: анкетирование для родителей по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасности в быту, папка-передвижка «Опасности»; выставки художественно-продуктивной деятельности детей и взрослых.

Безопасность жизнедеятельности дошкольников, ее обеспечение в нашей группе осуществляем в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.

Данная работа ведется через:

Организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, беседы.

Совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы, дидактические, подвижные игры, продуктивную деятельность, праздники, развлечения;

Свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно – ролевые игры.

Мы создали в группе комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосферу душевного тепла и эмоционального благополучия детей; пространство, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, сборники стихов, загадок, пословиц) .

В развитии ребенка огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт. В своей работе я использую словесно-наглядные, настольно – печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

Абсолютно рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.

Всем известные сказки содержат примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Используем эту возможность, чтобы закрепить представления детей. Беседуем, проигрываем ситуации с ними, «переиначиваем» сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности. Народные сказки многослойны. У каждой есть своя мораль, и не одна, из каждой можно сделать важные выводы. По сказкам, как по лесенке, малыш идет во взрослую жизнь. Новый материал (правила безопасного поведения) дети усваивают от сказки к сказке, каждая дополняет и расширяет предыдущую, освещает какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Широко используем произведения детской художественной литературы. Например: «Правила поведения для воспитанных детей», «Дядя Степа» С. Михалкова, «Мойдодыр» К. Чуковского и др. Все необходимые книги и театр находятся в доступном для детей месте.

Настольно-печатные «Половинки», «Что такое хорошо? Что такое плохо? » и дидактические игры по ОБЖ «Как не попасть в беду» и др. помогают детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.

Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы, помогают закреплению знаний и умений личной безопасности у наших воспитанников. Дети знают, что пить можно только кипяченую воду, быть осторожным при спуске и подъеме по лестнице, об опасности находиться у открытого окна, двери балкона, имеют четкое представление о поведении при возможных встречах и случайном общении с незнакомыми людьми (в магазине, на улице). Мы рассматриваем и обсуждаем с ними наиболее типичные ситуации, создающиеся при подобных встречах, обращая их внимание на недопустимость и опасность оставаться наедине с незнакомым человеком.

Мы используем и метод наглядного обучения, который эффективен для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения. В книжном уголке подборка книг по обеспечении безопасности жизнедеятельности детей: «Главные правила поведения для воспитанных детей» Островской, «Основа безопасности жизнедеятельности» Усачёва, «Лучшая книга малышам». В уголке изодеятельности – книжки-раскраски и листы-раскраски по ПДД И ОБЖ.

Закрепляем с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии имени и отчества родителей.

Используем примеры из личного опыта для иллюстрирования способов безопасного поведения.

Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребенка взрослых. Например с ножницами и в совместной с детьми игре «Парикмахерская».

Зная, что моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми правил безопасности, используем его в своей работе. Разыгрываем разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок со взрослыми. В игровой тренинг необходимо включать разного рода “уговоры”, привлекательные обещания. «Что, если.? » Вопросы такого типа позволяют нам, во-первых, выявить как ребенок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей. Разыгрываемые для детей ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например “Волк и семеро козлят”, игры «Если возник пожар», «Если чужой пришёл в дом», «Кукла заболела», «Скорая помощь», «Больница».

Обучаем детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращая особое внимание на меры предосторожности: например, игровое занятие «В мире опасных предметов».

Поддерживаем в детях заинтересованность в процессе обучения, совмещая его с шутками и забавами.

Регулирование поведения воспитанников путем прямых запретов стараемся делать минимальным.

Проводим игровые практикумы с телефоном и советуем родителям закреплять их дома для усвоения номеров телефонов служб помощи и правил поведения в конкретных опасных ситуациях.

Учим детей убирать за собой свое рабочее место, игрушки, акцентируя внимание на то, что порядок в группе и дома – не только для чистоты, но и для безопасности.

Физическая подготовка – фактор, влияющий на поведение человека в опасной ситуации. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению дошкольников – развитие у них силы, ловкости, выносливости. И она нами выполняется на физкультурных занятиях, в подвижных играх, прогулках, различных гимнастиках: пальчиковых, дыхательных и др.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Абсолютно любую сюжетно-ролевую игру можно использовать для закрепления знаний полученных на занятиях по ОБЖ. В игре «Дочки-матери» можно закрепить правила поведения на кухне; в игре «Пожар» дети учатся правилам поведения при пожаре; в игре «На дорогах города» закрепляют правила дорожного движения.

Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми предлагаем детям специально подготовленные игры – драматизации, при этом используем образы сказочных персонажей или сказки о животных с благополучным окончанием.

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

Предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы) ;

Предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож) ;

Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты) .

Это объясняем детям и родителям. Для предупреждения опасных ситуаций познакомим детей с основной группой пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться детям. Организуя беседу, используем соответствующую детскую литературу: “Кошкин дом” С. Маршака, “Путаница” К. Чуковского, “Жил на свете слонёнок” Г. Цыферова.

Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

Задачей родителей и воспитателей является устранение всех источников опасности, а также создание необходимого для нормального развития ребенка свободного пространства передвижения без ограничения любознательности (для его возраста) и интереса к тому, что его окружает.

Мы понимаем, что для дошкольников нужно много раз повторять устную информацию и многократно проводить с ними практические занятия по безопасности. Поэтому и повторяем, и проводим, и играем, используя для этого различные методы и приемы, указанные выше, стараясь сделать жизнь познавательнее, интереснее и безопаснее.

Литература

1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. Безопасность. – Спб. : Детство-Пресс, 2004 – 144 с.

2. В. А. Лобашкина, Д. Е. Яковлев. Безопасность дорожного движения. Программы для системы дополнительного образования детей. – М. : Просвещение, 2009 – 48 с.

3. К. Ю. Белая. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М. : Просвещение, 2006 – 94 с.

Перспективное планирование занятий по ОБЖ во 2 мл. группе

Раздел программы Тема занятия Программные задачи Форма проведения.
Рекомендации
Литература
Ребёнок и другие люди Объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Проводится в форме беседы при чтении художественных произведений (например, русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др. по выбору воспитателя)
Ребёнок и природа 2. «Бережное отношение к живой природе» Воспитывать бережное отношение к природе; приучать без напоминания кормить зимой птиц, не ломать ветки. Проводится во время прогулок, в совместной деятельности воспитателя с детьми.
Здоровье ребёнка 3. «Врачи-наши друзья» Воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, закрепить знания о витаминах, уточнить представление об овощах. Закрепить понятие детей, что врачи лечат заболевших людей, помогают им побороть болезнь и снова стать здоровым. Занятие
Октябрь
Голицына. Воспитание основ здорового образа жизни. Стр. 60
4. «Как правильно общаться с врачом» Научить обращаться к взрослым при возникновении ощущения плохого самочувствия и правильно рассказать о том, что именно и как его беспокоит В совместной деятельности во время с-р игры «Больница» (диалог: врач-больной).
Ноябрь, январь
Голицына. Воспитание основ здорового образа жизни. Стр. 18. инсценировка «Доктор Айболит»
Ребёнок на улице 5. Кукольный спектакль «Учим правила движенья» Формировать представление об улице, её основных частях. Подвести к пониманию, что играть на проезжей части нельзя: опасно. Закрепить знания об основных видах транспортных средств. Закрепить представление о назначении светофора, его сигналах, представления о цвете, учить действовать по сигналу. В совместной деятельности в форме досуга.
Апрель
Маленькие шаги в большое будущее. Город Волгореченск, стр. 3
6. «Безопасность на дорогах» Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, правилами дорожного движения, рассказать о светофоре Занятие – игра
апрель
Голицына. Воспитание основ здорового образа жизни. Стр. 48.
7. «Ребёнок на улице» Закрепить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте, развивать внимание, усидчивость, терпение, активизация словаря: пассажир. Занятие
Май

Перспективное планирование занятий по ОБЖ в средней группе

Раздел программы Тема занятия Программные задачи Форма проведения.
Рекомендации
Литература
Ребёнок и другие люди 1. «О несовпадении приятной внешности и добрых намерений» Объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, научить правильно вести себя в таких ситуациях НОЯБРЬ
Беседа.
На примере худ. произведений «Золушка»
Ребёнок и природа 2. «Контакты с животными» Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны. Развивать способность описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным. НОЯБРЬ
Занятие
3. «Съедобные и несъедобные грибы» Научить детей различать грибы (съедобные и несъедобные по внешнему виду, уточнить их названия. СЕНТЯБРЬ
Занятие
Авдеева «Безопасность» стр. 77
Голицина «Воспитание основ ЗОЖ» стр. 78-79
Ребёнок дома 4. «Противопожарные предметы» Помочь детям хорошо запомнить основные группы пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Дать детям элементарные знания о необходимости безопасного обращения с огнём. ДЕКАБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 54
Аралина «Ознакомление с пож. Безопасностью», стр. 9
5. «Предметы, требующие осторожного обращения» Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами МАРТ
Занятие +
Беседа в совместной деят-ти «Что можно, а что нельзя»
Авдеева, стр. 56
6. «Использование и хранение опасных предметов» Дать детям представление, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведённых местах. ЯНВАРЬ
Занятие + беседа в совместной деят-ти «Безопасность в нашей группе»
Авдеева, стр. 58
Голицина, стр.70
Здоровье ребёнка 7. «Отношение к больному человеку» Воспитывать в детях чувства сострадания, стремление помочь больным, одиноким, пожилым людям. Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья ФЕВРАЛЬ
Занятие
Авдеева, стр. 95
Голицина, стр.15
Ребёнок на улице 8. «Игры во дворе» Познакомить детей с различными опасными ситуациями, которые могут возникнуть при играх во дворе дома. Научить их необходимым мерам предосторожности. МАРТ
Занятие
Авдеева, стр.122
9. «Безопасность поведения на улице» Учить детей правилам поведения на улице; уточнить, где можно, а где нельзя играть АПРЕЛЬ
Занятие
Авдеева, стр.127

Перспективное планирование занятий по ОБЖ в старшей группе

Раздел программы Тема занятия Программные задачи Форма проведения.
Рекомендации.
Литература
Ребёнок и другие люди 1. «Если чужой приходит в дом» Научить детей правильно себя вести в случае, если в дом приходит незнакомец СЕНТЯБРЬ
В совместной деятельности
Авдеева «Безопасность» стр. 46
Ребёнок и природа 2. «Будем беречь и охранять природу» Воспитывать у детей природоохранное поведение; развивать представления о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению. НОЯБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 73
3. «Съедобные ягоды и ядовитые растения» Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями. Научить различать их и правильно называть СЕНТЯБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 79
Ребёнок дома 4. «Пожар» Познакомить с историей создания пожарной службы, показать её значимость для людей. Познакомить с номером телефона «01». Формировать представление о профессии пожарного, воспитывать уважение к их труду. ДЕКАБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 61
Аралина «Ознакомление с пож. безопасностью», стр.13
5. «Скорая помощь» Познакомить детей с номером Телефона «03». Научить вызывать скорую медицинскую помощь. Формировать представление о профессии врача скорой помощи, воспитывать уважение к их труду. ДЕКАБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 64
Здоровье ребёнка 6. «Изучаем свой организм» Уточнить знания детей, из каких частей состоит тело человека, рассказать о роли органов чувств 2 занятия
ЯНВАРЬ
ФЕВРАЛЬ
Авдеева, стр. 84
Голицина «Воспитание основ ЗОЖ» стр. 42
7. «Микробы и вирусы» Научить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях. Воспитывать привычку в соблюдении правил личной гигиены. МАРТ
Занятие
Авдеева, стр. 96
8. «Витамины и полезные продукты» Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека. ОКТЯБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 101, 102
Голицина, стр. 45
Ребёнок на улице 9. «В городском транспорте» Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте. МАРТ
Авдеева, стр.114
10. «Дорожные знаки» Научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки. Формировать навыки безопасного поведения на дороге. АПРЕЛЬ
Занятие
Авдеева, стр. 117
11. «Опасные участки на пешеходной части улицы» Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и соответствующими мерами предосторожности, различными способами ограждения опасных зон тротуара. МАЙ
Занятие
Авдеева, стр. 125
12. «Если ты потерялся» Повести детей к пониманию, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу. Помочь детям осознать важность знания своего домашнего адреса и телефона ЯНВАРЬ
Беседа в совместной деятельности
Авдеева, стр. 129-130

Перспективное планирование занятий по ОБЖ в подготовительной группе

Раздел программы Тема занятия Программные задачи Форма проведения.
Рекомендации.
Литература
Ребёнок и другие люди 1. «Насильственные действия незнакомого взрослого на улице» Учить детей правилам поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице В совместной деятельности Авдеева «Безопасность», стр. 49
Ребёнок и природа 2. «Ухудшение экологической ситуации. Восстановление окружающей среды» Дать детям представление о том, что планета Земля в опасности: во многих местах загрязнены вода, земля, воздух. Выяснить, что может загрязнять у нас окружающую природу в Костроме, и чем мы можем помочь. СЕНТЯБРЬ
Занятие
3. «Бережное отношение к живой природе» Познакомить детей с правилами поведения в природе (запрещающие знаки). Учить бережно относиться ко всему живому. ДЕКАБРЬ
Занятие
Ребёнок дома 4. «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности» Расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме. Познакомить детей с тем, как может быть опасно самим открывать окна и выглядывать из них. В совместной деятельности Авдеева, стр. 66
Здоровье ребёнка 5. «Здоровье и болезнь» Учить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. ОКТЯБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 97
6. «Личная гигиена» Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. НОЯБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 98
Голицина «Воспитание основ ЗОЖ», стр.36
7. «Здоровая пища» Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения. ДЕКАБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 104,
Голицина, стр.31
Эмоциональное благополучие ребёнка 8. «Конфликты между детьми» Учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами-регуляторами. В совместной деятельности Авдеева, стр. 111
Ребёнок на улице 9. «Опасные участки на дороге» МАЙ
Занятие
10. «Дорожные знаки» МАЙ
Занятие
12. «Знаешь ли ты правила дорожного движения» Закрепить знания правил дорожного движения, о назначении сигналов светофора; знания о дорожных знаках. Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность, культуру поведения в общественных местах. ИЮНЬ
Спортивный досуг