Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Сообщение мировой океан главная часть гидросферы. а) в поверхностном слое воды. Деление вод Мирового океана

1. Назовите имена мореплавателей, которые внесли значительный вклад в изучение Мирового океана.

Ответ :

Ф. Магеллан, Д. Кук, Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Х. Колумб, А. Тасман, С. Дежнёв, Васко да Гама.

2. Согласны ли вы с утверждением, что без океана на Земле не было бы жизни? Почему?

Ответ :

В воде появилась жизнь. Без воды нет жизни.

3. По карте учебника определите:

а) наиболее высокие и низкие среднегодовые температуры воды на поверхности Мирового океана.

Ответ: 0° С, 28° С.

б) различия в температурах воды на одних и тех же широтах.

Ответы: от 0° до 5° С; от 20° до 25°С.

4. Дополните схему «Различия льдов в океане».

Ответ :

5. Проведите классификацию водных масс.

Ответ :

6. По тексту учебника выделите не менее четырех причин образования течений в Мировом океане.

Ответ :

1) Действие ветра.
2) Обилие вод.
3) Влияние атмосферы.
4) Неравномерное поступление тепла.

7. Отразите на схеме различия в характеристиках океанических течений.

Ответ :

8. По тексту учебника установите, какие условия влияют на распределение жизни в Мировом океане.

Ответ: 1) Температура воды. 2) Течение. 3) Количество питательных веществ. 4) Вертикальное перемещение вод. 5) Свойства пород дна. 6) Соленость. 7) Плотность.

Приведите примеры организмов, обитающих:

а) в поверхностном слое воды.

Ответ: Планктон, водомерки.

б) в толще воды.

Ответ: Кальмары, киты, рыбы, черепахи.

в) на дне океана.

Ответ: Морские звезды, устрицы.

9. Перечислите биологические богатства Мирового океана. Можно ли считать их неисчерпаемыми?

Ответ :

В океане ведут промысел млекопитающих, лов рыбы, беспозвоночных животных, собирают водоросли. Хоть биологических богатств много, но человеку стоит их разумно использовать и охранять.

10. Какие изменения могут произойти на Земле, если изменить направление основных поверхностных течений в Мировом океане (например, построить плотину в проливе между полуостровом Флорида и островом Куба)?

Ответ :

Это приведет к климатической и биологической катастрофе. Нарушится движение течений в Мировом океане. Теплое движение Гольфстрим начнет остывать и впоследствии температуры в Европе начнут падать, ведь именно это течение обеспечивает мягкий климат Европы и Скандинавского полуострова. Начнут исчезать многие виды морских организмов, изменяется многие их ареалы обитания.

Гидросфера - водная оболочка Земли. Ее принято делить на Мировой океан, континентальные поверхностные воды и подземные воды.

Общий объем воды на планете - около 1 533 000 000 кубических километров (по измерению в 2013г.). Масса гидросферы - примерно 1,46·10 21 кг. Это в 275 раз больше массы атмосферы, но лишь 1/4000 от массы всей планеты.

Океаны покрывают около 71% земной поверхности. Средняя их глубина составляет 3800м, а максимальная (Марианская впадина в Тихом океане) - 11022м. Океаническую кору слагают осадочный и базальтовый слои. В водах Мирового океана растворены соли (в среднем 3,5%) и ряд газов. В частности, верхний слой океана содержит 140 трлн тонн углекислого газа и 8 трлн тонн кислорода.

Поверхностные континентальные воды занимают лишь малую долю в общей массе гидросферы, но тем не менее играют важнейшую роль в жизни наземной биосферы, являясь основным источником водоснабжения, орошения и обводнения. Сверх того эта часть гидросферы находится в постоянном взаимодействии с атмосферой и земной корой.

Воду, которая находится в твердом состоянии (в виде ледников, снежного покрова и в вечной мерзлоте), объединяют под названием криосферы. Переходы воды из одних частей гидросферы в другие составляют сложный круговорот воды на Земле.

Гидросфера перекрывается с биосферой по всей своей толще, но наибольшая плотность живого вещества приходится на поверхностные прогреваемые и освещаемые Солнцем слои, а также прибрежные зоны.

Именно в гидросфере зародилась жизнь на Земле. Лишь в начале палеозойской эры начался постепенный выход животных и растений на сушу.

Гидросфера включает воды океанов, морей, подземные воды и поверхностные воды суши. Некоторое количество воды содержится в атмосфере и в живых организмах.

Свыше 96% объема гидросферы составляют моря и океаны, около 2% - подземные воды, около 2% - льды и снега.

Поверхностные воды суши - воды, которые текут или собираются на поверхности земли: морские, озерные, речные, болотные и другие воды.

Мировой океан - основная часть гидросферы, непрерывная, но не сплошная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова и отличающаяся общностью солевого состава.

Мировой океан - регулятор тепла. Мировой океан обладает богатейшими пищевыми, минеральными, энергетическими ресурсами.

Океан - крупная часть Мирового океана, обладающая всеми свойствами, присущими Мировому океану. Мировой океан делится материками на:

Тихий океан (178.62 млн. кв.км);

Атлантический океан (91,6 млн.кв.км);

Индийский океан (76.2 млн.кв.км);

Северный Ледовитый океан (14.8 млн.кв.км).

Пока нет единого мнения о выделении Южного океана, омывающего берега Антарктиды.

Море - часть океана, более или менее обособленная сушей, островами или возвышениями подводного рельефа и отличающаяся от открытой части океана гидрологическим и метеорологическим режимом: соленостью, температурой вод, течениями и т.д. Чем более замкнуто море сушей, тем в большей степени оно отличается от океана.

Море - иногда открытая часть океана или крупное озеро.

По степени обособленности и особенностям гидрологического режима моря подразделяются на: внутренние, окраинные и межостровные.

Внутреннее море - море, глубоко вдающееся в сушу и сообщающееся с океаном или с прилегающим морем проливами. Балтийское море, Черное море, Азовское море - благодаря обильному речному стоку более распреснены, чем, например, Средиземное и Красное моря, имеющие повышенную соленость в результате воздействия засушливого климата, слабого влияния материкового стока и большого испарения. В зависимости от гидрологического режима внутренние моря делятся на внутриматериковые и межматериковые.

Озеро - природный водоем с замедленным водообменом. Озера располагаются в углублениях суши (котлованах), заполнены в пределах озерной чаши (озерного ложа) разнородными водными массами, не имеют одностороннего уклона.

Для озер характерно отсутствие непосредственной связи с Мировым океаном.

Озера служат естественными хранилищами воды, рыболовными угодьями; минерализованные озера дают химическое сырье. Различные типы озер различаются по происхождению озерной котловины, водному режиму, минерализации и химическому составу озерных вод, температурному режиму, органическому миру и другим признакам.

Река - естественный постоянный водный поток, протекающий в разработанном им русле и питающийся стоком атмосферных осадков со своего водосбора и подземными водами.

К важнейшим характеристикам реки относятся: длина, площадь бассейна, расход воды, структура стока по источникам питания, тип водного режима, уклон водной поверхности, ширина и глубина русла, скорость течения воды, ее температура, химический состав вод и др.

По условиям формирования режима и характеру различают равнинные, горные, озерные, болотные и карстовые реки.

В зависимости от размера различают большие, средние и малые реки.

По величине минерализации вод различают реки с малой, средней, повышенной и высокой минерализацией.

Ледник - движущееся естественное скопление льда и фирна на земной поверхности, возникающее в результате накопления и преобразования твердых атмосферных осадков при положительном многолетнем балансе. Площади ледников составляют от сотен кв. метров до нескольких млн. км 2 .

Ледники подразделяются на покровные, шельфовые и горные. Основными типами ледников суши являются горные и покровные ледники.

Подземные воды - воды, находящиеся в верхней (до глубины 12-16 км) части земной коры в жидком, твердом и парообразном состоянии. Подземные воды особенно ценны своей возобновляемостью в естественных условиях и в процессе эксплуатации. Количество подземных вод оценивается их запасами.

По условиям залегания подземные воды подразделяются на почвенные, верховодку, грунтовые, межпластовые.

По степени минерализации подземные воды делятся на пресные (до 1 г/л), солоноватые (1-10 г/л), соленые (10 до 35-50 г/л) и рассолы (более 35-50 г/л).

По температуре подземные воды делятся на переохлажденные (ниже 0С), холодные (0-20С) и термальные (выше 20С).

В зависимости от качества подземные воды делятся на питьевые и технические.

Болотные воды - воды, содержащиеся в болотах. Болотные воды обогащены природными органическими веществами.

Болото - участок земной поверхности, постоянно или большую часть года насыщенный водой и покрытый специфической болотной растительностью. В верхних горизонтах происходит накопление субстрата мертвых неразложившихся растительных остатков, со временем превращающихся в торф.

Болота возникают при зарастании озер, в результате переувлажнения почвы, при неглубоком залегании грунтовых вод и т.д.

Различают верховые, низинные и переходные болота. По преобладающей растительности различают лесные, кустарничковые, травяные, моховые болота.

Многолетняя (вечная) мерзлота - промороженные в течение длительного времени гонные породы верхней части земной коры, скованные замерзшей водой.

Многолетняя мерзлота (синий и голубой цвета) на карте России

Многолетняя мерзлота формировалась длительный период времени из-за промерзания грунта вследствие малого количества осадков и низких температур. Сохранение промерзших грунтов в настоящее время поддерживается благодаря низким температурам и малоснежным зимам резко континентального климата.

Зоны распространения многолетней мерзлоты:

1. Зона сплошного распространения

2. Зона прерывистого распространения

3. Зона островного распространения

Самая большая зона - зона сплошного распространения многолетней мерзлоты, она располагается на севере России. Многолетняя мерзлота образует различные формы рельефа: гидролакколиты, термокарстовые воронки, бугры пучения.

Влияние многолетней мерзлоты:

1. Формирование мерзлотных форм рельефа

2. Затруднение просачивания влаги внутрь почвы

3. Увеличение водности рек

4. Малоплодородные почвы

5. Удорожание и затруднение строительства

§ 34. Мировой океан - основная часть гидросферы

Вспомните

  • Сколько океанов на Земле? Как они называются? Что вам еще известно о Мировом океане?

Мировой океан и его части. Океаны - крупнейшая часть гидросферы. В них находится 96% всей воды, и они покрывают почти 3/4 поверхности Земли.

    Мировой океан - непрерывная водная оболочка, окружающая материки и острова.

Мировой океан - единое водное пространство. Однако он разделен материками и островами на крупные части - отдельные океаны (рис. 118).

Рис. 118. Границы океанов

Четких природных рубежей между океанами нет. Границы между ними условны. Покажите на физической карте мира границы между океанами.

Океаны различаются по размерам, глубине, температуре и солености вод, особенностям органического мира. Каждый океан имеет также собственные системы ветров и течений.

Таблица 6

По таблице 6 определите, какой океан самый большой и глубокий. Какой океан самый маленький?

Моря, заливы, проливы. Во всех океанах есть моря, заливы и проливы.

    Море - это часть океана, более или менее отделенная от него участками суши или подводными поднятиями дна.

Исключение составляет Саргассово море, расположенное в Атлантическом океане (найдите его на карте). Оно не имеет берегов, его границами служат течения.

Моря занимают 1/10 часть площади Мирового океана. Из-за их обособленности в морях замедлен обмен воды с основной частью океана. Поэтому по некоторым природным особенностям моря отличаются от открытых пространств океанов.

В зависимости от того, насколько сильно моря вдаются в сушу, их делят на окраинные и внутренние (рис. 119).

Рис. 119. Окраинные и внутренние моря

Окраинные моря незначительно вдаются в материки и ограничены со стороны океанов островами и поднятиями подводного рельефа. Внутренние моря далеко врезаются в сушу.

По карте атласа приведите примеры окраинных и внутренних морей.

    Залив - это часть океана (или моря), вдающаяся в сушу, но имеющая свободный обмен воды с основной частью океана (моря).

Заливы могут быть разной формы, размеров и глубины. Самый большой и глубокий - Бенгальский залив в Индийском океане.

Найдите на карте атласа Бенгальский, Бискайский, Мексиканский, Гвинейский заливы. К каким океанам они относятся?

    Пролив - это узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее части Мирового океана.

Проливы бывают узкие и широкие, короткие и длинные, мелкие и глубокие. Самый широкий - пролив Дрейка (950 км), разделяющий Южную Америку и Антарктиду и соединяющий Тихий и Атлантический океаны. Этот же пролив и самый глубокий - 5249 м. Один из самых длинных проливов - Мозамбик-ский (1670 км). Он разделяет Африку и остров Мадагаскар.

Рис. 120. Освоение глубин океана

Покажите на карте проливы: Дрейка, Мозамбикский, Гибралтарский и Берингов. Какие части суши они разделяют и какие водные бассейны соединяют?

Как и зачем изучают Мировой океан. Мировой океан играет большую роль в жизни и хозяйственной деятельности людей. Он - кладовая разнообразных природных богатств: воды, полезных ископаемых и продуктов питания. Океанические пути служат для сообщения между многими странами и континентами. Освоение и правильное использование океана невозможно без его изучения. Но из-за огромных размеров и глубин океанические пространства до сих пор слабо исследованы. Только с середины XX в. для научных целей начали строить специальные суда, различные подводные аппараты (батисферы, батискафы), использовать специальное водолазное снаряжение, подводные лодки (рис. 120). Возможности изучения и освоения Мирового океана сильно расширились с развитием космической техники. Космические станции дают сведения о движениях и загрязнении воды, перемещении льдов и айсбергов, миграциях косяков рыбы и др.

Вопросы и задания

  1. Что такое Мировой океан?
  2. Какие части Мирового океана вы знаете?
  3. Какое значение имеет океан в жизни человечества?
  4. Назовите моря, омывающие территорию нашей страны. К какому типу они относятся? К каким океанам принадлежат?

Урок теме: «ГИДРОСФЕРА. Мировой океан и его части.»

Цель: формирование представления о гидросфере, Мировом океане, его составных частях.

ЗАДАЧИ:

1. Образовательная:

Сформировать общее представление о гидросфере, мировом океане и его составных

частях, а так же характерных природных явлениях.

Показать значение Мирового круговорота воды в природе, картографическое

представление о размещении объектов гидросферы предусмотренных программой.

2. Развивающая:

Продолжить формирование приемов работы с картой (читать, анализировать, обобщать

информацию)

Научить рассматривать карту как объект изучения и как источник знаний.

Развивать интеллектуальные способности и умения учащихся, анализировать,

характеризовать, делать выводы и самостоятельно овладевать практическими

навыками.

3. Воспитательная:

Способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как успешной

характеристики современного человека.

Привлечь учащихся к активной познавательной деятельности.

Ход урока:

1 . Организационный момент.

Ребята, наш сегодняшний урок будет немножко необычным. И мне очень хочется, чтобы вы показали себя на нем необычайно умными, наблюдательными, внимательными, талантливыми, дружными, дисциплинированными и воспитанными людьми.

А воспитанный человек, как вы понимаете, никогда не станет перебивать, выкрикивать, высмеивать неудачи товарища, а всегда способен поддержать друга.

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Мы изучили тему «Атмосфера Земли», для того, чтобы проверить ваши знания по этой теме, я предлагаю поиграть в игру «Горячий стул».

Правила игры: ученик выходит к доске и садится на стул спиной к доске. Ученики в классе задают вопрос, ответом должно быть слово с доски. Например, воздушная оболочка Земли атмосфера.

На доске записаны ключевые слова по этой теме. Атмосфера, азот, кислород, осадки, температура, 2000 км, слоистые, перистые, кучевые, климат, ветер (прикрыты частями).

2. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Послушайте стихотворение и скажите, о чем пойдет речь на уроке.

Под звуки воды (запись)

С горы, сбегая без труда,

Она гремит как гром

В морозный день она тверда-

Руби хоть топором.

Нагрей ее и к небесам она взлетит тогда.

Теперь ты мне ответишь сам

Зовут ее …(вода)

МОТИВАЦИЯ

А вот в одной Африканской школе, ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. И самое интересное, что это был правдивый рассказ!

А можно ли ходить по воде?

(Посмотрите в окно)

(Можно, когда она в виде снега)

Сегодня мы продолжаем изучение оболочек Земли. Какие оболочки Земли мы знаем?

Сегодня мы будем изучать водную оболочку Земли – гидросферу. . С этой оболочкой Земли вы познакомились в курсе природоведения. Но достаточно ли этих знаний? Конечно же, нет, ведь вы узнали лишь только самые общие сведения.

И так тема нашего урока «ГИДРОСФЕРА. Мировой океан и его части. Суша в океане»

И так, откройте свои тетради запишите тему урока, наша задача одновременно сложна и объемна, изучить понятие гидросфера, выяснить каков её состав.

Познакомиться с Мировым океаном и его составными частями.

1 слайд.

Цитата:

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, неведая, что ты такое!

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь, ты сама наполняешь нас жизнью, радостью, которую необъяснишь нашими чувствами….Ты самое большое богатство на Свете..»

В каких трех состояниях находиться вода в природе?

(правильно в трех состояниях, жидком,твердом и газообразном)

Вода способна переходить из одного состояния в другое: из твердого в жидкое (таять), из жидкого в твёрдое (замерзать), из жидкого в газообразное (испаряться), из газообразного в жидкое.

Посмотрите на карту и сделайте вывод о том какую часть нашей Земли занимают воды Мирового океана? (Слайд)

Сообщения учащихся о трех состояниях воды в природе.

Жидкая вода на поверхности планеты бывает двух видов: соленая и пресная. Соленая вода находится в морях и океанах, пресная- в реках, озерах, ручьях, водохранилищах, болотах. Подземные воды могут быть как пресными, так и солеными. В таком случае последние называются минеральными водами.

Площадь морей и океанов на Земле во много раз превосходит площадь всех рек, озер, болот и водохранилищ вместе взятых. Поэтому, соленой воды на нашей планете во много раз больше, чем пресной.

    ТВЕРДАЯ ВОДА:

Вода в твёрдом состоянии может быть представлена в виде снега и льда. Лед на Земле находится в ледниках.Ледники могут быть горными и покровными. Горные ледники находятся на наиболее высоких горных вершинах, где из-за низких температур в течение всего года выпавший снег не успевает таять. Наиболее крупные ледники находятся в горах Кавказа, Гималаев, Тянь-Шаня, Памира.

Покровные ледники покрывают территорию острова или материка практически полностью. Самые крупные покровные ледники находятся в Антарктиде и Гренландии

    ГАЗООБРАЗНАЯ ВОДА:

Газообразная вода - это водяной пар в атмосфере, который мы видим с земли в виде тумана или облаков.

Облака образуются на разных высотах, и поэтому имеют разный вид и форму.

Водяной пар есть в воздухе, но его количество может быть разным.

Учитель: Давайте внимательно посмотрим на физическую карту полушарий

- Какой цвет здесь преобладает?

- Каким цветом светиться планета Земля в бездонном космическом пространстве?

ГОЛУБЫМ! (слайд)

Это воды МИРОВОГО ОКЕАНА ПРИДАЮТ НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ ТАКОЙ ЦВЕТ! (фото Земли)

(Воды М.О. занимают наибольшую часть площади Земли- это 3\4 площади планеты)

Мировой океан один, он нигде не прерывается. Из любой его точки можно попасть в любую другую, не пересекая сушу

МИРОВОЙ ОКЕАН – непрерывное водное пространство вне суши.

Занимает площадь 361 млн км кв или 71 % земного шара. Средняя глубина 3800 м, максим 11022 м в Марианской впадине. В его структуре выделяют океаны, моря, заливы и проливы.

Работа со слайдами и интерактивной картой.

Части Мирового океана.

«Океаны»

ОКЕАН - непрерывная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова и обладающая общностью солевого состава.

Работа по алгоритму

Мы с вами совершим путешествие по океанам.

Назовите известные вам океаны. Что бы вы хотели о них узнать в этом путешествии?

(Северный ледовитый океан, Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан)

Класс для работы делится на четыре группы, каждая группа выбирает кораблик с названием океана. Работа проходит по алгоритму:

Индивидуальная работа; обсуждение, исправление, добавление в парах; затем аналогично в группах. При знакомстве с океанами заполняется таблица, группа вносит полученную информацию.

Отчет групп

Выходит представитель от группы и рассказывает об океане по плану:

Остальные группы слушают и записывают данные в таблицу.

Если возникают вопросы, задают их отвечающему или группе.

Данные по океанам отражаем таблице (листочки на парте)

Тихий океан

1. Какое место занимает по площади?

2. С какими другими океанами связан?

с Атлантическим, Индийским, Северным Ледовитым

3. Какие материки омывает?

Евразию, Австралию, Антарктиду, Южную Америку, Северную Америку

4. Какова максимальная глубина?

Атлантический океан

    с Тихим, Индийским, Северным Ледовитым

3.Евразию, Африку, Северную Америку, Южную Америку, Антарктиду

Индийский океан

    с Тихим и Атлантическим

3. Евразию, Австралию, Антарктиду, Африку

Северный Ледовитый океан

    четвертое

2.с Тихим и Атлантическим

3.Северную Америку, Евразию

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

– А сейчас сделаем «динамическую» паузу. Пожалуйста, все встаньте и потянитесь руками вверх к солнцу, теперь представьте, что вы волна и пошевелите руками.
– Молодцы садитесь.

«МОРЯ»

Ответить на вопросы используя текст учебника стр.124 , атлас

    Что такое море?

    На какие группы можно разделить моря в зависимости от географического положения?

3. Приведите примеры морей

а) окраинных

б) внутренних

МОРЕ – обособленная участками суши или поднятиями дна часть океана, отличающаяся своими природными условиями. (свойствами воды, течениями, населяющими его живыми организмами)

По особенностям географического положения выделяют три группы морей:

- окраинные - расположены по окраинам материков, такие моря широко открыты в океан, и их воды свободно сообщаются. Выписать и показать примеры окраинных морей и

внутренние

- внутренние - далеко впадают в сушу, и отделены от океана островами или группами островов (архипелагами) выписать и показать примеры внутренних морей, и соединяются с океанами или другими морями узкими проливами)

- межматериковые (между материками).

« ЗАЛИВЫ»

    Что такое залив?

    Приведите примеры заливов Индийского, Тихого, Атлантического океана?

    Назовите заливы у берегов Африки, Австралии, Северной Америки, которые правильнее называть морями. Объясните почему.

Заливы – глубоко впадающая в сушу части океана, имеющая с ним свободный водообмен.

ПРОЛИВЫ»

    Что такое пролив?

2. Показать по карте проливы, какие части материков, островов разделяют эти проливы:

а) Берингов,

б) Дрека (350 км.),

в) Гибралтарский (14 км)

г) Татарский,

д) Лаперуза.

ИНФОРМАЦИЯ с интерактивной карты:

Пролив - узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее отдельные части Мирового океана.

« Температура вод Мирового океана»

Океан поглощает тепла на 25-50% больше, чем суша, и в этом его огромная роль для живых существ всей планеты. Солнце все лето нагревает его воду, а зимой эта прогретая вода постепенно отдает тепло атмосфере. Таким образом, Мировой океан - что-то вроде «котла центрального отопления» Земли. Без него на Земле наступят такие жестокие морозы, что погибнет все живое. Было подсчитано, что если бы океаны не сохраняли так бережно свое тепло, то средняя температура на Земле была бы равна -21°С, а это на целых 36 С ниже той, которую мы имеем на самом деле.

Самая высокая средняя температура у поверхности воды в Тихом океане равна 19,4°С. Второе место (17,3°С) занимает Индийский океан. На третьем месте - Атлантический океан, имеющий среднюю температуру около 16,5°С. Наиболее низкая температура воды в Северном Ледовитом океане - в среднем чуть выше 1°С. Следовательно, для всего Мирового океана средняя температура поверхностных вод составляет около 17,5°С.

« Солёность океанических вод »

Главным признаком, отличающим воды Мирового океана от вод суши, является их высокая соленость. Количество граммов веществ, растворенных в 1 литре воды, называют соленостью.

Морская вода - это раствор 44 химических элементов, но первостепенную роль в ней играют соли. Поваренная соль придает воде соленый вкус, а магниевая - горький. Соленость выражается в промилле (%о). Это тысячная доля числа. В литре океанической воды растворено в среднем 35 граммов различных веществ, значит, соленость будет 35%о.

Количество солей, растворенных в Мировом океане, будет примерно 49,2 10 тонн. Для того чтобы наглядно представить себе, насколько велика эта масса, можно привести следующее сравнение. Если всю морскую соль в сухом виде распределить по поверхности всей суши, то та окажется покрытой слоем толщиной в 150 м.

Соленость вод океана не везде одинакова. На величину солености влияют следующие процессы:

    испарение воды. При этом процессе соли с водой не испаряются;

    льдообразование;

    выпадение атмосферных осадков, понижающих соленость;

    сток речных вод. Соленость вод океана у материков значительно меньше, чем в центре океана, так как воды рек опресняют ее;

    таяние льдов.

Такие процессы, как испарение и льдообразование, способствуют повышению солености, а выпадение осадков, сток речных вод, таяние льдов понижают ее. Главную роль в изменении солености играют испарение и выпадение атмосферных осадков. Поэтому соленость поверхностных слоев океана, так же как и температура, зависит от климатических условий, связанных с широтой.

Соленость Красного моря - 42%о . Это объясняется тем, что в это море не впадает ни одной реки, атмосферных осадков здесь выпадает очень мало (тропики), испарение воды от сильного нагрева солнцем очень большое. Вода испаряется из моря, а соль остается. Соленость Балтийского моря не выше 1%о. Это объясняется тем, что это море находится в климатическом поясе, где меньше испарение, но выпадает больше осадков. Однако общая картина может нарушаться течениями. Это особенно хорошо заметно на примере Гольфстрима - одного из самых мощных течений в океане, ветви которого, проникая далеко в Северный Ледовитый океан (соленость 10-11%о), несут воды с соленостью до 35%0. Обратное явление наблюдается у берегов Северной Америки, где под воздействием холодного арктического течения, например Лабрадорского, понижается соленость воды у берегов.

Соленость глубинной части океана в целом практически постоянна. Здесь отдельные слои воды с различной соленостью могут чередоваться по глубине в зависимости от их плотности.

Воды, соленость которых не превышает 1%о, называются пресными.

3.Закрепление.

– Итак, какую тему мы с вами сегодня изучали на уроке? Что мы научились определять? Из каких частей состоит Мировой океан? Заполните, пожалуйста, в тетради схему сами, а затем мы её проверим.

    Итоговый тестовый контроль по слайдам.

Задания 1. Какое понятие объединяет эти названия?

Мадагаскар –

Шри–Ланка -

Калимантан –

Сахалин–

Задание 2. Какие понятия объединяют эти названия?

Черное –

Средиземное –

Балтийское –

Задание 3. Уберите лишнее?

Карибское море

Средиземное море

Бискайский залив

Остров Новая Гвинея

Задание 4. Найдите аналогию?

Японское море – Японские острова;

Берингово море – …

Задание 5. Часть – целое?

Полуостров Сомали – Африка;

Полуостров Индостан – …

Полуостров Лабрадор -

Задания 5. Какие понятия объединяют эти названия?

Калимантан

Задание 6. Какое понятие объединяет это название и какое из них лишнее?

Бенгальский –

Гвинейский –

Мексиканский –

Гудзонов –

Задание 7. Уберите лишнее:

О. Исландия

О. Великобритания

О Мадагаскар

Задания 8. Какое понятие объединяет эти названия?

Алеутские –

Курильские –

Японские –

Антильские –

Задание 9. Какие понятия объединяют эти названия?

Сомали –

Аравийский-

Индостан –

Задание 10. Найдите аналогию:

Бенгальский залив – полуостров Индостан;

Бискайский залив – …

За свою работу учащиеся и получают оценку.

Оценка за тест и задание выставляются в оценочный лист учащимися как самооценка и с учетом активности на уроке выставляются учителем в журнал.

5. Заключение

– Мы с вами хорошо потрудились, так давайте теперь поиграем в игру «Знаешь ли ты?» (Слайд 14). Итак, перед вами на столах лежат три лепестка разного цвета (красного, синего и зелёного). Давайте заполним нашу «Поляну знаний», ведь мы с вами уже это делали. Подходя к доске возьмите лепесток того цвета, на какую оценку по вашему мнению вы сегодня работали и запомнили новый материал. Напомню: красный – «отлично», синий – «хорошо», зелёный – «удовлетворительно». Какая замечательная получилась у нас «Поляна знаний». Молодцы!

6.Домашнее задание.

Параграф 21.

Вопрос 1,2,3,4.стр.128.

Меня восхищает, насколько удивительная наша планета. Чистый воздух, земля и ее глубины, вода, без которой жизнь невозможна – все несет в себе огромную силу и пользу. Когда мне грустно, или был тяжелый день, я закрываю глаза и представляю берег океана, нежную гладь воды, блики от солнца, как волны накатывают на теплый песок. А ведь именно океан занимает главную часть земной поверхности. Повсюду нас с вами окружает вода. Эта среда носит название Гидросфера . И сейчас я хочу поближе познакомить вас с ней.

Основная часть Гидросферы

Подземные воды, ледники и постоянные снега, реки, озера, болота, источники и даже небольшое количество воды в живых организмах – составляет лишь небольшой процент в составе Гидросферы . Львиную долю этой сферы Земли наполняет Мировой океан . И именно он, на мой взгляд, придает Земле неповторимую красоту и своеобразие, превращая ее в голубую планету.

Деление вод Мирового океана

Мировой океан занимает 71% земной поверхности. Под этим названием понимают океаны Земли:

  • Тихий – очень большой, именно в нем находится самое глубокое место на Земле, Марианская впадина. В своих водах он прячет много красивых и экзотических островов. Лично меня просто завораживают Гавайские острова;
  • Атлантический – второй по величине, носит свое название в честь мифического героя. А еще здесь находится Бермудский треугольник, одно из самых загадочных и таинственных мест планеты;
  • Индийский – самый теплый из океанов, что и привлекает людей со всего мира понежиться под солнышком на Сейшелах, берегах Мадагаскара, Мальдивах;
  • Северный Ледовитый – имеет очень холодные воды, покрытые льдом на долгое время. И только самые смелые покоряют Северный полюс.

Без воды, как и без воздуха, мы с вами не сможем жить. Гидросфера имеет очень большое значение в существовании Земли. Не только люди, но и наша планета на 90% состоят из воды . Поэтому мы с вами должны заботится об экологии этой сферы, беречь ее чистоту и полезные свойства. Несмотря на все достижения науки, все открытия, исследования, еще столько всего неизведанного, тайного и не тронутого человеком прячет она в своих глубинах.

Известный писатель и исследователь Жюль Верн в своей книге «Двадцать тысяч лье под водой» сказал:

«Вы совершите путешествие в страну чудес! Смена впечатлений взволнует ваше воображение. Вы не устанете изумляться виденному... Я хочу ещё раз окинуть взглядом всё, что мной изучено в морских глубинах, не однажды, мною исследованных! Вы будете участником моих научных занятий... - и Мировой океан раскроет перед нами свои тайны! »