Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Соньер Беранже. Ренн ле Шато. Дэн Браун. Священная Кровь и Священный Грааль

В 1891 году священник прихода Ренн-ле-Шато Беранже Соньер решил отремонтировать ветхое церковное строение. Церковь была воздвигнута в честь Марии Магдалины в 1059 году и стоит на том месте, где когда-то находилась вестготская часовня VI века.

После того как убрали алтарный камень, Соньер обнаружил, что одна из колонн, поддерживавших свод, пустотелая. В колонне он нашел четыре древних манускрипта, написанных на пергаменте и запечатанных в двух деревянных цилиндрах. Два манускрипта содержали генеалогические таблицы. Один из них датировался 1244 годом, другой - 1644-м.


Первый манускрипт Соньера


Второй манускрипт Соньера


Вторая пара документов была написана на латыни предшественником Соньера, аббатом Бигу, личным исповедником семьи Бланшфор, влиятельных землевладельцев, давно обитавших в тех местах. Эти манускрипты датировались примерно 1780 годом и представляли собой отрывки из Нового Завета, написанные на латыни. Однако в одном из них слова были написаны слитно, без пробелов. В отдельных местах слова имели лишние - и с первого взгляда совершенно безосновательно - буквы.

Во втором документе отдельные буквы располагались в строке выше других. Приводимая ниже расшифровка появилась во французских документах, в которых сообщается о Ренн-ле-Шато, в книге «Святая кровь, Священный Грааль» Майкла Бейджента, Ричарда Ли и Генри Линкольна и в документальных фильмах Би-би-си, снятых Линкольном на эту тему.

ПАСТУШКА. НЕТ ИСКУШЕНИЯ, ЧТО ПУССЕН, ТЕНИРС ОБЛАДАЮТ КЛЮЧОМ; МИР 681. БЛИЗ КРЕСТА И ЭТОЙ БОЖЬЕЙ КЛЯЧИ Я ЗАВЕРШАЮ (РАЗРУШАЮ) ЭТОГО ДЕМОНИЧЕСКОГО СТРАЖА В ПОЛДЕНЬ, СИНИЕ ЯБЛОКИ.

Более вразумительной оказалась вторая надпись, сделанная аналогичным образом:

ДАГОБЕРТУ II, КОРОЛЮ, И СИОНУ ПРИНАДЛЕЖИТ ЭТО СОКРОВИЩЕ, И ЗДЕСЬ ПОКОЯТСЯ ЕГО ОСТАНКИ.

Соньера найденные документы привели в полное недоумение, однако он понял, что обнаружил нечто очень важное. Свои находки он захватил с собой в Каркасон, чтобы показать их епископу города. С этого момента жизнь Соньера изменилась самым невероятным образом. Существует предположение, что он получил доступ к документам Приората Сиона, руководство которого доверило ему действовать от имени ордена.

Соньер получил приказание немедленно отправиться в Париж, где ему было велено встретиться с рядом влиятельных лиц из числа высшего католического духовенства. В столице Соньер пробыл три недели. Он показал манускрипты директору семинарии Сен-Сюльпис по имени Биель и его племяннику Эмилю Оффе, молодому, но уже авторитетному лингвисту, криптографу и палеографу. Оффе был также связан с парижскими оккультными кругами, в которые были вхожи такие выдающиеся лица, как литераторы Стефан Малларме и Морис Метерлинк и композитор Клод Дебюсси. В этих кругах также вращалась знаменитая оперная певица Эмма Кальве, с которой, по слухам, у Соньера завязался любовный роман или по меньшей мере очень близкая дружба. В Ренн-ле-Шато, на камне возле так называемого Фонтана влюбленных некогда можно было лицезреть надпись «Э. Кальве» рядом с изображением пронзенного стрелой сердца.

Во время пребывания в Париже Соньер приобрел репродукции трех картин, выставленных в залах Лувра. Среди них «Аркадских пастухов» Никола Пуссена, имя которого упоминалось в зашифрованных документах, обнаруженных в Ренн-ле-Шато. Две другие репродукции - копии картин, принадлежащих кисти Давида Тенирса, также упомянутого в этих документах, а также портрет папы Целестина V (Пьетро де Мороне), правившего в 1294 году.


Надгробие могилы Мари де Бланшфор на церковном кладбище в Ренн-ле-Шато. На нем отчетливо виден символ Приората - PS


Когда Соньер вернулся в Ренн-ле-Шато, то продолжил работу по перестройке церкви и обнаружил старинную усыпальницу, в которой якобы находились человеческие останки неизвестного происхождения. Он также обратил внимание на склеп Мари, маркизы д’Отполь де Бланшфор. Склеп был построен по чертежам аббата Антуана Бигу, а зашифрованная надпись на нем представляла собой анаграмму вышеприведенного шифра, в котором упоминались имена Пуссена и Тенирса. Соньер по неизвестной причине уничтожил эту надпись, не зная, что она неоднократно дублировалась во многих других местах. Позднее он взял за привычку совершать прогулки по окрестностям Ренн-ле-Шато в обществе своей домоправительницы Мари Денарно, собирая образцы минералов. Кроме того, Соньер вступил в переписку со многими незнакомыми людьми со всего мира и тратил на оплату почтовых услуг огромные денежные суммы.

Нет необходимости говорить о том, что для скромного кюре из сельской глубинки Франции такой образ жизни совершенно нетипичен. Соньеру были присущи и многие другие экстравагантные привычки. До сих пор в хорошем состоянии сохранилась мощеная дорога, которая ведет в гору, в направлении деревни. В те дни, столетие назад, местные жители прекрасно обходились простой грунтовой дорогой. Тем не менее Соньер оплатил строительство дороги, ведущей к деревне, а также башни, получившей название Башни Магдалины и возведенной на вершине горы. Вокруг одного из ее окон, высокого и узкого, кирпичи были выложены в форме лотарингского креста.



Башня Магдала


Был также построен и новый дом кюре Соньера - Вилла Бетания (Вифания), в котором он так никогда и не жил. Библейский Лазарь и его сестра Мария (существует мнение, что она и есть легендарная Магдалина) были родом из Вифании. Такое же название дал и Приорат своей «арке» в Ренн-ле-Шато.

Наиболее существенные изменения Соньер внес в убранство своей церкви, которая была украшена самым причудливым образом. Над входом в нее была сделана надпись: «УЖАСНО МЕСТО СИЕ».

Трейси Тваймен на страницах «Мести Дагоберта» объясняет это так:

«…это цитата из Книги Бытия, из того места, где говорится о том, как Иаков засыпает, положив под голову камень, и видит во сне лестницу, ведущую в небо, по которой поднимаются и спускаются вниз ангелы. Это, конечно же, тот самый Камень Судьбы, привезенный в Шотландию Иосифом Аримафейским, камень, на котором коронуются британские монархи даже в наши дни. Необходимо отметить, что под словами „Ужасно место сие“, точнее, „как страшно сие место!“, выгравирована заключительная часть фразы Иакова, приводимой в Книге Бытия: „…это не иное что, как дом Божий, это врата небесные“. Это никоим образом не является проклятием, а лишь замечанием о двойственной сути божественного».

Внутри церкви, прямо у порога Соньер установил статую демона Асмодея. Подобное меньше всего ожидаешь увидеть, входя в христианский храм. Традиционно Асмодей считается хранителем тайн, стражем потаенных сокровищ и, согласно иудейской традиции, строителем храма Соломона. Его также именуют «Разрушителем» и латинским словосочетанием «Rex Mundi», катарским названием, означающим «Царь Земной».


Статуя Асмодея в церкви Ренн-ле-Шато


В самой церкви на стенах размещались ярко раскрашенные сцены распятия Иисуса на кресте. На некоторых из них видны расхождения с каноном. Например, эпизод XIV изображает людей, несущих тело Христа к гробнице в ночное время при полной луне. Если верить Библии, это происходило всего через несколько часов после распятия. Однако дело может обстоять таким образом, что тело Христа выносят из гробницы, а не вносят, потому что на самом деле Спаситель был жив.

В разных местах в церкви можно увидеть парные статуи Христа, стоящие в нескольких футах друг от друга, причем одна из них обязательно слегка возвышается над другой. Они не идентичны. Обе указывают вверх, однако более высокая статуя, похоже, указывает на свод храма на стене над собой, где находится Розовый Крест. Та статуя, что пониже, окружена фигурками учеников. По всей видимости, это должно символизировать приоритет альтернативной христианской традиции над традицией ортодоксального христианства.

По другую сторону алтаря стоят статуи Марии и Иосифа, у каждого из них по младенцу Иисусу. Может быть, один из малышей - тот самый ученик Христа Фома Дидим, который считается его братом-близнецом? И слово «Фома», и слово «Дидим» означают «близнец».

Вдоль стены расположены статуи пяти святых, инициалы их имен, написанные латинскими буквами, составляют слово G.R.A.A.L. - святой Жермен (St. Germain), святой Рок (St. Roch), святой Антоний Падуанский (St. Anthony de Padue), святой Антоний Отшельник (St. Anthony the Hermit) и святой Лука (St. Luke). Они расставлены так, что образуют букву «М», предположительно означающую «Магдалина». Магдалина, как известно, - святая покровительница церкви в Ренн-ле-Шато, родоначальница семейства Грааля, легенда о котором играла столь важную роль для Приората Сиона.

Главным украшением интерьера церкви является Розовый Крест. В часовне повсюду можно увидеть fleur-de-lys - символ королевской лилии бывшего герба монархической Франции. Это также веское доказательство связи семейства Грааля и династии французских королей. В опубликованной в «Мести Дагоберта» статье Трейси Тваймен говорится, что «на стене церкви имелась хорошо заметная отметка, желтая полоса, вдавленная в фундамент, которая в те дни использовалась для того, чтобы показать, что в церкви похоронен кто-то из членов августейшей семьи».


Церковь в Ренн-ле-Шато


Однако даже после того, как церковь была отреставрирована, Соньер продолжал тратить деньги в огромных количествах. В Башне Магдалины он устроил богатейшую библиотеку. Построил оранжерею и зоологический сад, собрал бесценные коллекции фарфора, тканей и антиквариата. Для его прихожан устраивались роскошные банкеты, в гости к Соньеру приезжали важные гости. Самым примечательным из них был архиепископ Иоганн фон Габсбург, кузен Франца-Иосифа, императора Австро-Венгрии. Согласно некоторым банковским отчетам, архиепископ выплатил Соньеру весьма приличную сумму.

Число 22 очень часто встречалось в отреставрированной Беранже Соньером церкви. Несомненно, это был один из тайных кодов молодого кюре. На крышу Башни Магдалины ведут 22 ступеньки. Ее крышу обрамляют 22 зубца. Под Стеклянной башней имеется 22 ступеньки, по которым можно спуститься в недоступный для посетителей подвал. Два пролета из 11 ступенек ведут в сад. На тамплиерской и масонской эмблеме - череп со скрещенными костями, - помещенной над воротами церковного кладбища, у черепа 22 зуба. На надписях на здании церкви число намеренно сделанных ошибок составляет 22. Неизвестно, по какой именно причине, но в Старшем Аркане карт Таро насчитывается 22 карты. В мистическом ивритском алфавите букв тоже 22.

Хотя церковь смотрела на происходящее сквозь пальцы, тем не менее настал час, когда епископ Каркасона решил, что настала пора вмешаться. Он вызвал Соньера для дачи объяснений и обвинил его в симонии - так в Средние века называлась продажа и покупка церковных должностей или духовного сана. Фактически настоятель Ренн-ле-Шато был обвинен в незаконной, за деньги, службе литургий. Соньер решительно отказался признаваться в подобных грехах, и на этом основании епископ временно отстранил его от исполнения духовных обязанностей. Пастырь прихода Ренн-ле-Шато обратился с апелляцией в Ватикан и, получив положительный ответ, был восстановлен в сане.

Позднее, 17 января 1917 года, шестидесятипятилетнего Беранже Соньера внезапно поразил апоплексический удар. Интересна дата случившегося. В этот же день (но много лет назад) скончалась Мари, маркиза д’Отполь де Бланшфор, надпись на склепе которой Соньер уничтожил. В святцах этот день также считается праздником святого Сульпиция. Названная его именем парижская церковь (Сен-Сюльпис) неоднократно упоминается на страницах настоящей книги и романа «Код да Винчи».

Есть основания предполагать, что в 1916 году Соньер поступил каким-то образом вопреки указаниям Приората Сиона. Особую важность представляет тот факт, что всего за десять дней до смерти он появился перед прихожанами, находясь в бодром здравии. Однако именно в этот день его домоправительница Мари Денарно заказала ему гроб. Священник, причащавший Соньера, якобы «перестал улыбаться» и отказался соборовать его, как то обязывают ритуалы римско-католической церкви. Соньер скончался 22 января. Его обнаружили сидящим в кресле на террасе Башни Магдалины. Он был одет в парадную сутану с пришитыми к ней алыми кисточками. Так никем и не опознанные несколько человек из числа присутствовавших на похоронах приблизились к усопшему и сняли эти кисточки. Никто не мог понять смысла этой странной процедуры. К всеобщему изумлению, когда было зачитано завещание покойного, выяснилось, что Соньер отошел в мир иной практически без гроша в кармане. Незадолго до смерти он перечислил все свои деньги домоправительнице. Вполне вероятно, что она и раньше распоряжалась его финансами.

После Второй мировой войны французское правительство провело обмен денег, все граждане должны были обменять старые франки на новые. Происхождение больших сумм следовало подтверждать документально. Это позволяло проследить судьбу денег, накопленных и припрятанных коллаборационистами, нарушителями налоговых законов и прочими подозрительными лицами. Мари Денарно не стала отчитываться за свои наличные. Случайно нашлись свидетели того, как она сжигала целые охапки купюр в саду Виллы Бетания. В конце концов она продала дом месье Ноэлю Корбу и на вырученные деньги жила до конца дней своих. Перед смертью Мари Денарно пообещала открыть ему некую «великую тайну», которая сделает его богатым и «могущественным». К несчастью и великой досаде Корбу, 29 января 1953 года с Денарно, так же как и с Соньером, случился удар, послуживший причиной смерти.

Этот маршрут вырисовался сам собой, на сайте французских железных дорог.
Года два-три назад мне в руки попала книга М. Бейджент, Р. Лей и Г. Линкольн "Святая кровь, святой Грааль". В свое время впечатлившихся после прочтения было много, среди них и Ден Браун. У него впечатление вылилось в написание "Кода да Винчи", а у меня - в порыв кратко законспектировать все упоминаемые места в контексте истории, и в мысль, как было бы здорово их когда-нибудь увидеть. Порыв благополучно был забыт, мысль тоже (я и подумать тогда не могла, что попаду сюда когда-нибудь). Чтобы вспомниться гораздо позже. Вспомниться в тот момент когда моя парижская командировка резко поменяла направление и я, гонимая любопытством, полезла в сеть и увидела знакомые названия... Даже не по себе немножко стало. Так что с желаниями все-таки надо быть поаккуратнее, товарищи.
Замки катаров, которые очень бы хотелось посмотреть, к сожалению располагаются все сплошь на холмах, добраться можно только собственной машиной и по серпантину - не с моим водительским опытом. А вот в Ренн-ле-Шато добраться вполне реально. Так вот и образовался мой маршрут субботнего дня, сам собой.

Каркассон .
В маршрут город попал как пересадочный пункт... А потом выяснилось, что в нем находится крупнейшая в Европе крепость. Такой вот сюрприз. На высоком холме, будто естественно вырастая из его вершины, расположена не просто крепость, а целый средневековый город за двойным рядом крепостных стен. Город-замок, который сыграл выдающуюся роль в истории Альбигойских войн, занесен в реестр всемирного наследия ЮНЕСКО.

Первыми тут были римляне. Во II веке до н.э. они воздвигли на месте древнего кельтского городища небольшой укрепленный лагерь. Поселение расширялось потихоньку, выстраивая все новые оборонительные сооружения. После падения Рима город был захвачен вестготами. Именно он в течение 300 лет был их огромной «штаб-квартирой». За эти годы они смогли восстановить и модернизировать крепостные стены цитадели. Но в 725 году неожиданный поход сарацин подорвал влияние вестготов и вытеснил их отсюда. Каркассон достиг своего могущества при правлении династии Транкевелей, разбогатевших на торговле со Средним Востоком. Транкевели построили в городе замок Комтэль и базилику святого Назария. Именно эта церковь стала основным оплотом для учения катар, быстроразрастающегося в Лангедоке. В начале 18 века Папа Иннокентий III, обеспокоенный всевозрастающим влиянием катар, отправляет туда миссионерскую делегацию. Из двух его посланников один перешел на сторону катар, другой был убит. Что формально стало причиной объявить Крестовый поход против еретиков. Но катары нашли достойного защитника своей веры в лице графа Раймунда-Роже Транкевеля. В Каркассоне собираются сотни катар и их последователей. 1 августа 1209 года крестоносцы подошли к Каркассону и расположились у реки Од, тем самым отрезав город от воды. Через 12 дней и ночей осады, когда в Каркассоне закончилась последняя вода, он перешел в руки врага.
К началу XIX века крепость была заброшена и разрушена. И только благодаря горячим призывам известного писателя Проспера Мериме, правительство Франции обращает свой взгляд на Каркассон. В 1844 году к его реставрации и реконструкции приступает знаменитый архитектор Виолет-ле-Дюк.

(эта фотография с того же места, что и предыдущая, только ближе к вечеру, а та - утром по приезду:))
9 утра. Сонный поезд подползает к сонному перону в сонном городке (я тут скоро маньяком стану, мне очень нравится гулять по городкам именно ранним утром выходного дня). Замок я заметила еще в окошко, и с этого момента подпрыгивала на сидении, тот ли это замок, тот ли город. По часам до прибытия было еще минуты три, а за три минуты поезд может уехать далеко:) Вылетела из вагона и поскакала, сверившись с картой, в нужном направлении. Городок только просыпался. Жизнь бурлила только на центральной площади, где в субботу по утрам базарный день. Вот где было не протолкнуться. Карта вывела на пешеходный мостик через реку Од - и вот он, замок, в дымке на холме.

Редкие туристы двигались после мостика в левую сторону. Я же честно посмотрела на карту, решила, что вход должен быть где-то вот там - и двинулась вправо (там башен побольше было). Вход там был, ворота Од...

Правда, как потом выяснилось, далеко нецентральный, но какая разница. Замок уже был открыт,

прошла по его залам, по крепостным стенам, оттуда и нижний город весь видно, и крыши верхнего города.

Во внутренних двориках - люди в старинных костюмах и выставки древнего оружия: луки, арбалеты, что-то типа катапультов... Решку бы сюда - была бы я бедная:)
От замка взяла курс на базилику (углядела ее со стен)

Горгулинка над центральным входом почему-то закрыла уши лапами. Остальные горгульи так не делают, специально посмотрела - ни одна, та единственная такая. Интересно, это что-то символизирует ли просто так мысль скульптора пошла.

Находилась-нагулялась по средневековым улочкам, между двумя рядами крепостных стен (кто-то из королей Людовиков крепость таким образом укрепил). Нашла и "парадный" вход. Возле него - бюст дамы Каркас, которая обманула Карла Великого. С ней связана одна из легенд о возникновении названия города. Карл Великий осадил город и решил уморить все население голодом. Блокада продолжалась около пяти лет и, в конце концов, почти весь гарнизон замка вымер. Тогда Дама де Каркас сделала несколько кукол солдат и разместила их на крепостных стенах, чтобы обмануть осаждающих. А сама все дни напролет осыпала стрелами вражеский стан. В качестве последней уловки, дама де Каркас, собрала последние запасы зерна, которые остались в крепости, и скормила их свинье. Когда свинья наелась, Каркас сбросила ее со стен замка под ноги врагам. Живот свиньи от падения распоролся, и враги увидели большое количество зерна. Потрясенный увиденным, Карл Великий решил снять осаду, так как подумал, что нет смыла осаждать город, запасы еды которого все еще велики настолько, что зерном не жаль накормить свинью. Вне себя от счастья, когда осада была снята, дама де Каркас начала играть на трубе, дразня короля. Карл звуков не услышал, но его оруженосец сказал ему: «Сир, Каркас зовет Вас» («Sir , Carcas te sonne»).

Но пора на вокзал. На электричку до станции Сouiza-Montazels . Пустой перон, у нужной платформы - два пустых поезда. Один - современный такая на вид одновагонный поезд-капсула. Другой - пошарпанный двувагонный нормальный поезд. Спросить не у кого. Стою в растерянности. На платформе появляются еще двое пассажиров, что-то спрашивают у меня. Выдаю заученную фразу, они отчаливают куда-то в сторону лавочек. Додумываюсь ткнуть пальцем в кнопку на дверях пошарпанного поезда (ну как-то не вяжется слово "электричка" с новенькой капсулой). Дверь шипит и открывается. Захожу в вагон, но что-то гложет и стремно. И когда поезд начинает шипеть - я из вагона буквально вылетаю. О чудо - у капсулы человек в фуражке. Раз в фуражке - значит работник вокзала, бросаюсь к нему. "Oui, madame, this is your train" - и показывает на капсулу. Ладно, мадам с благодарной улыбкой человека, которому только что спасли жизнь, заплывает в вагон и устраивается у окошка. Поезд едет на юг, к Пиренеям... Пейзажи за окном из серии "Втыкая в окно не забудьте, что Вам скоро выходить". Большинство народа выходит в Лиму. На нужной мне станции выхожу только я. Мама, какая глушь... Здание вокзала старое и пошарпанное - и заперто. Хоть окна гвоздями не заколочены, и то хорошо. По плану дальше нужно брать такси. Но никаких следов вообще никого не обнаружено, а телефон такси выписать я забыла... Недалеко просматривается какой-то указатель на дороге - иду к нему. Указывает на центр городка Couiza. А рядом - перечеркнутая табличка Montazels. Станция аккурат между двумя городками расположена. Ладно, иду в центр. Обеденное время, нигде никого. Отлавливаю какого-то француза, который занят переносом тяжелых вещей. Общими усилиями выясняем с ним, где тут остановка автобуса (надо же знать, куда возвращаться, электричка из этой деревни только поздно вечером) На такси моего словарного запаса не хватает. К тому же пока мы с ним находили общий язык я заметила указатель на Ренн ле Шато. Всего 4.5 км. Бедный француз наверно ниче не понял, когда я его поблагодарила и пошла совсем не в ту сторону, куда он показывал:)
В принципе, оказалось ничего страшного. Единственная трудность - пришлось подниматься в гору. А так - солнышко, тепло, дорога красивая, машин практически нет. Дотопала за 40 минут.
В Куизе тоже есть небольшой замок - классическое квадратное сооружение с круглыми башнями по углам. Я его с дороги запечатлела.

А с самой деревни видно Перенеи...

Ренн ле Шато .
Маленькая сегодня деревушка в шестом веке была, на минуточку, городом с населением в 30 000 человек. И даже побывала столицей вестготов. Недалеко еще на одном холме высятся развалины замка Бертрана де Бланшефор, четвертого Великого магистра Ордена тамплиеров (он, кстати, из семьи катар).

Так что история у этого места бурная. Но знаменито оно стало благодаря истории кюре Беранжера Соньера. Он, якобы, нашел тут что-то во время реставрации старой церкви. Что же именно - так и осталось загадкой. Подробно можно почитать тут, например: http://bibliotekar.ru/100zamkov/93.htm
К сожалению, в саму церковь заглянуть мне не удалось, я заблудилась в изгибах трех несчастных деревенских улиц, а когда выплутала - пора было двигаться назад. Но честно залезла на башню Магдалы.

И музей, организованный в доме, который кюре построил, оббежала.

От восковых фигур священника и его служанки почему-то мороз пробрал...
По дороге назад, решив, что как же тут все-таки красиво, поддаюсь импульсу и останавливаюсь, чтобы сфотографировать окрестности.

Не остановись я - или наступила бы на змею, вылезшую погреться на асфальт (я ж под ноги, блин, обычно не смотрю), или отпрыгнула бы от нее прямо под колеса выезжающей из-за поворота машины... А так все обошлось.
Автобус опоздал аж на 5 минут, в течение которых я уже успела начать волноваться: интервал между автобусом и поездом из Лиму был всего 15 минут. На поезд успела, а вот посмотреть Лиму хоть одним глазком у вокзала - нет. Немного пошаталась по вечернему Каркассону. Там как раз проходил марафон, и было достаточно интересно. И назад, в Монпелье.

Baigent, Leigh, Lincoln, L"Énigme sacrée . Paris, 1983;

Bordes Richard, Rennes-le-Château , 1985;

Bordes Richard, Les Mérovingiens à Rennes-le-Château , 1984;

Boudet Henri, La Vraie Langue celtique, Nice , 1984;

Chaumeil Jean-Luc, Le Trésor du Triangle d"or , Paris, 1979;

Chaumeil Jean-Luc, L"Alphabet solaire (avec J. Rivière), Paris, 1985;

Corbu et Captier, L"Héritage de l"abbé Saunière , Nice, 1986;

Descadeillas René, Mythologie du trésor de Rennes , Carcassonne, 1988;

Fédié Louis, Le Comté de Razès et le diocèse d"Alet , Carcassonne, 1880;

Jarnac Pierre, Histoire du Trésor de Rennes-le-Château , 1985;

Kelen Jacqueline, Un amour infini , Paris, 1983;

Lamy Michel, Jules Verne, initié et initiateur , Paris, 1984;

Lupin Gérard, Le Trésor d"Alaric (inédit);

Marie Franck, La Résurrection du grand Cocu , 1981;

Marie Franck, Le Surprenant Message de Jules Verne , 1981;

Marie Franck, Rennes-le-Château, etude critique , 1979;

Markale Jean, Montségur et l"énigme cathare , Paris, 1986;

Mazières (abbé). Les Templiers du Bèzu , 1984;

Monteils Jean-Pierre, Le Dossier secret de Rennes-le-Château , Paris, 1981;

Rivière Jacques, Le Fabuleux Trésor de Rennes-le-Château , Nice, 1983.

Robin Jean. Rennes-le-Château, la colline envoûtée , Paris, 1982;

Sède Gérard de, L"Or de Rennes , Paris, 1967;

Sède Gérard de, Signé Rose + Croix , Paris, 1977;

Thibaux Jean-Michel, L"Or du Diable , Paris, 1988.

Примечания

1

Особенно в предисловии к своему изданию: Celtes et la civilization celtique, Paris, Payot, 1969, а также в послесловии к: Tradition celtique, Paris, Payot, 1975.

2

3

Особенно рассказ о меровингской генеалогии: сплошная подтасовка и искажение фактов.

4

"Pax Romana", этот непреложный факт, о котором на протяжении многих лет нам говорили учебники истории, на самом деле является одним из ярких примеров мифа. Ни одна эпоха в истории не была столь смутной и тревожной. Это было время бунтов, передела собственности, захвата власти, гражданских войн и других явлений того же порядка, особенно в Галлии, насчитывающей множество узурпаторов, пытавшихся сначала заполучить, а затем сохранить ускользающую от них власть.

5

Разумеется, когда я был преподавателем, их у меня было множество, но это, как мы понимаем, не одно и то же.

6

Хотя некоторые утверждали, что их у меня не менее двадцати.

7

8

В настоящее время этот лечебный курорт собираются возродить. Особую благодарность в этом деле следует выразить "крестному отцу" городка - Рену из департамента Иль-е-Вилен.

9

J. Markale. Montségur et l"énigme cathare, Paris. Pygmalion, 1986, p. 107.

10

F. Marie. La Résurrection du "Grand Cocu". Bagneux, S.R.E.S., 1981. 16–18.

11

R. Bordes. Rennes-le-Château, éd. Schrauden, 1985, p. 30.

12

Abbé Mazières. Les Temples du Bézu, éd. Schrauden, 1984, p. 30.

13

J. Markale, Le Druidisme, Paris, Payot, nouv. éd. 1989, p. 99 et suivantes.

14

J. Markale. Montségur et l"énigme cathare, Paris. Pygmalion, 1986.

15

F. Niel. Les Cathares de Montségur, Paris, Seghers, 1976.

16

Подробно об этой теме я рассказывал в книге "Монсегюр и тайна катаров". Упоминание о "Солнечном покое", или "Хрустальном чертоге", можно встретить во многих кельтских легендах, в том числе и в истории о Тристане и Изольде. Нельзя забывать, что Изольда, несмотря на все свое христианизированное романтическое обличье, является олицетворением древней солярной богини. "Солнечный покой" - это своего рода святилище, в котором восстанавливают силы, чему способствует солнце, находящееся в наилучшей своей фазе - в точке летнего или зимнего солнцестояния.

17

J. Markale. Carnac et l"énigme de l"Atlantide, Paris, Pygmalion. 1987.

18

Подробнее об этой теме см.: Michael Lamy, Jules Verne, initié et initiateur, Paris, Payot, 1984.

19

Без сомнения, сюда же следует отнести и Лурдскую пещеру, в которой Бернадетта Субиру увидела Белую Даму - Деву Марию: удивительно, как схожа эта история о "явлении Богоматери Лурдской", признанная Церковью и верующими всего мира, с многочисленными версиями "явления Белой Дамы", бытующими в Пиренеях.

20

F. Marie. Résurrection du "Grand Cocu", Bagneux, S.R.E.S., 1981, p. 106.

21

Область на юге Разе по соседству с Руссильоном.

22

P. Jarnac. Histoire du trésor de Renne-le-Château, 1985, p. 400–401.

23

T. Lasserre. Recherches historiques sur la ville d"Alet et son ancient diocese, Carcassonne, 1877.

24

Так, в книге Пьера Жарнака "История сокровища Ренн-ле-Шато" представлены убедительные документы о жизни и деятельности аббата Соньера; это серьезное исследование, посвященное местам, ставшим благодаря писателям "бульварных романов" рассадником эзотеризма. Но все же, да простит меня Пьер Жарнак, его рассказ о древнем Разе и его обитателях, кельтских племенах, лишь повторяет худшие из досужих вымыслов тех авторов, которых он справедливо разоблачает.

25

J. Markale. Gisors et l"énigme des Templiers, Pygmalion, 1986.

26

См.: J. Markale. La Bastille et l"énigme du Masque de Fer, Pygmalion, 1989. По моему мнению. Железной Маской или, по крайней мере, "одной из Железных Масок" был Никола Фуке.

27

Жерар де Сед. Проклятое сокровище Ренн-ле-Шато. М.: Крон-пресс, 1998, с. 113.

28

Pierre Jarnac. Histoire du trésor de Renne-le-Château, 1985, p. 400–401.

29

Pierre Jarnac. Histoire du trésor de Renne-le-Château, 1985, p. 115.

30

В Трегье (Кот-дю-Нор) местная легенда рассказывает о соглашении святого Тугдуаля и дьявола. Дьявол должен был построить великолепный собор за одну ночь при условии, что ему достанутся души тех, кто умер между обедней и вечерней. Но святой Тугдуаль обхитрил дьявола: закончив обедню, он тут же перешел к вечерней. Вариантов этой темы множество.

31

Хочу напомнить, что это роман об аббате Соньере, каким он был написан с 1956 года. Разумеется, в действительности всё было иначе.

32

Еще раз повторюсь: это роман , а не исторические факты.

33

Эпизод полностью вымышлен. К великому сожалению сочинителей романа, аббат Буде не имел никакого отношения к появлению в жизни Соньера Мари Денарно; более того, связь между Соньером и Денарно возможна, но не доказана.

34

Члены духовенства, живущие среди мирян, то есть священники приходов, давали обет безбрачия, но не обет целомудрия, который давало черное духовенство.

35

После смерти Соньера выяснилось, что он ничем не владел - все было записано на имя Мари Денарно, что и послужило поводом к рождению абсурдного по сути мифа: Соньер завещал все свое имущество любимой и верной служанке. В действительности все было гораздо прозаичнее: после наложения ареста на имущество духовенства, последовавшего за отделением Церкви от Государства, ни одно духовное лицо не было заинтересовано в том, чтобы владеть имуществом от своего имени. Многие использовали подставных лиц или создавали организации "Закон 1901 года". Такая практика используется и в наши дни: если бы государство решило наложить арест на имущество духовенства, результат был бы нулевой, поскольку официально духовенство ничем не владеет (кроме заработной платы и личного домашнего имущества).

36

В некоторых версиях этого романа Элис Бо оказывается евреем, хранителем секретов Каббалы, доверенным человеком таинственного приората, главного инициатора всего этого дела.

37

Свидетельство, полученное Пьером Жарнаком: оно опубликовано в его "Истории сокровища Ренн-ле-Шато" на с. 140–145.

В конце XIX века в крохотной французской деревушке Ренн-ле-Шато были найдены несметные сокровища, когда-то принадлежавшие кюре Беранже Соньеру. С 1891 по 1917 год этот человек израсходовал более полутора миллиардов франков, но богатство его не иссякло. Почему? Почти каждый, кто пытался найти объяснение этому, погибал мучительной смертью...

Странный выбор

1 июня 1885 года в маленьком приходе Ренн-ле-Шато появился 33-летний Беранже Соньер . Он блестяще закончил семинарию, но отказался от карьеры священнослужителя, а отправился в деревушку, приютившуюся у подножия Восточных Пиренеев, с населением всего-то 200 человек. Правда, вверенная ему церковь Святой Магдалины давно обветшала, но проводить службы в ней еще было как-то возможно.

В ту пору жалованье священнослужителям платило государство, но однажды Соньер произнес проповедь, которую власти сочли несвоевременной, занесли его в «черный список» и лишили денежного довольствия. Теперь кюре вынужден был добывать себе пропитание охотой и рыбной ловлей. Тем не менее он... нанял служанку, Мари Денарно!

Судя по всему, эти двое людей, столь разные по характеру и образованию, были связаны какой-то тайной. И даже когда Соньер вдруг стал купаться в роскоши, он не подумал расстаться с Мари. А она, в свою очередь, даже на склоне лет, измученная болезнями, не раскрыла эту связывающую их тайну.

К счастью, некий аббат Понс завещал приходу Ренн-ле-Шато 600 франков, и в 1888 году благодаря этому скромному дару Соньер смог начать в храме самые необходимые ремонтные работы. Дал денег на реставрацию и местный муниципалитет.

Свитки из прошлого

В конце 1891 года рабочие приступили к ремонту церковного алтаря, который покоился на двух очень древних столбах, украшенных тонкой резьбой в виде крестов и загадочных букв. Реставраторов ждал сюрприз: один из столбов оказался полым, и Соньер извлек из него четыре деревянные трубки, концы которых были залеплены воском! Причем на воске виднелись оттиски каких-то странных печатей. Трубки тут же распечатали, и из них выпали пергаментные свитки, на которых были изображены три генеалогических древа и написан латинский текст.

На первый взгляд, текст казался бессмысленным, и только очень внимательный читатель мог заметить, что одни буквы в тексте чуть возвышались над другими. Если читать только их, то получались фразы: «Это сокровище принадлежит королю Дагоберту II и Сиону. Посягнувшему на сокровище - смерть!» Дело получило огласку, но Соньер убедил местные власти продать загадочные трубки антикварам в Париже. Туда муниципалитет и отрядил предприимчивого кюре, оплатив ему все расходы.

Судя по всему, Беранже Соньер понял, что в свитках скрывается информация о сокровищах какого-то секретного ордена, и решил ее расшифровать. Прибыв на место, он отправился к руководителю семинарии в Сен-Сюльписе, аббату Бьелю, специалисту в области лингвистики, тайнописи и палеографии, а также посетил Лувр, где заказал копии трех картин: «Аркадские пастухи» Пуссена, «Искушение святого Антония» кисти Тенирса и портрет папы Целестина V неизвестного художника.

По какой-то причине аббат Бьель не вернул Соньеру свитки (впрочем, кюре успел на всякий случай их скопировать), и ему пришлось как-то объяснять эту пропажу местным властям. А вскоре он посетил в Каркассоне (ближайшем к Ренн-ле-Шато городке) епископа и после беседы с ним не только не подвергся наказанию за утраченные свитки, но и получил «за труды» 2000 франков! Видимо, он поделился с епископом какой-то информацией.

«Ужасно это место»

Продолжая реставрацию церкви, кюре вскоре извлек из подпола резную плиту, относящуюся к VII или VIII веку и, возможно, закрывающую собой старинный склеп. Затем он разыскал на местном кладбище могилу маркизы Марии д’Отпуль де Бланшфор, почившей около 100 лет назад. На ее надгробном камне можно было разобрать надпись, которую кюре немедленно уничтожил!

В сопровождении своей верной служанки Мари кюре обошел окрестности в поисках других надгробных камней. Говорят, он искал на них какие-то таинственные надписи. Вскоре кюре начал ездить в разные страны, после чего оттуда на имя его служанки Мари стали приходить крупные денежные переводы. После этого святой отец принялся буквально сорить деньгам и, объясняя это тем, что получил наследство.

Как оказалось после его смерти, эти траты исчислялись миллионами франков! Правда, часть денег была направлена на благоустройство деревни и помощь ее наиболее бедным жителям. А над портиком церкви по распоряжению кюре выгравировали надпись на латинском языке: «Ужасно это место». Сама же церковь была полностью перестроена.

Все работы завершились в 1897 году, освятил ее епископ Каркассонский Бийар, хотя, казалось бы, он не должен был этого делать. В самом деле, стоило человеку войти внутрь — тотчас его охватывала неясная тревога!

К тому же кропильницу поддерживал безобразный бронзовый бесенок, а когда глаза привыкали в полумраку, то на стенах возникало изображение целой толпы уродливых созданий, застывших в непристойных позах, раскрашенных в яркие цвета и уставившихся на гостей леденящим душу взглядом. Однако, что бы ни творил Соньер, он всегда встречал поддержку высшего церковного начальства.

В причастии не нуждается...

Восстановив церковь, кюре продолжал сорить деньгами. Например, построил на вершине горы трехэтажную зубчатую башню, для себя соорудил огромную виллу, разбил чудесный парк с водоемом. Он покупал редкие китайские вещи, дорогие ткани, античные мраморные статуэтки, собрал великолепную библиотеку.

В своей вилле кюре устраивал для прихожан банкеты, на которых вручал всем присутствующим дорогие подарки. 17 января 1917 года с Соньером случился удар. К нему пригласили священника из соседнего прихода, который после разговора с умирающим заявил, что в последнем причастии тот не нуждается... В своем завещании Соньер объявил, что у него за душой нет и сантима.

Однако его верная служанка Мари продолжала жить на вилле хозяина на широкую ногу вплоть до 1946 года, и только денежная реформа ее разорила. В 1953 году с ней, как и с Беранже Соньером, случился удар, и вскоре она умерла. Впрочем, перед смертью женщина успела кое-что сказать своему брату Ноэлю Корбю. По ее словам, старинный пергамент, найденный под алтарем, содержал зашифрованные сведения о местонахождении клада, а ключом к тайне явилась картина «Аркадские пастухи».

На картине изображены трое пастухов и пастушка, которые, окружив старинную могилу, созерцают на ней неясную надпись на латинском языке, а на заднем плане изображен горный пейзаж, рожденный фантазией художника. Так вот, в 1970 году в десяти километрах от Ренн-ле-Шато, у деревни Арк, была найдена могила, идентичная той, которую рассматривают пастухи на картине. Когда могилу вскрыли, она оказалась пустой...

Тайна, уносящая жизни

В 1956 году Рене Декадейа, хранитель библиотеки Каркассона, с несколькими энтузиастами предприняли раскопки в церкви Ренн-ле-Шато, перед главным алтарем, где нашли немало любопытного. Например, череп мужчины с рубленой раной, а в саду дома Соньера - тела трех мужчин с огнестрельными ранениями.

Господин Ноэль Корбю, последний владелец поместья и бумаг Беранже Соньера, погиб в автокатастрофе в 1968 году.

Муллу Факхар-уль-Ислама, также страстно желавшего разгадать тайну сокровищ Ренн-ле-Шато, нашли обезображенным на полотне железной дороги в 1967 году.

Менее чем через месяц монсеньер Буайе, главный викарий епископства Каркассонского, который очень и очень интересовался загадкой сокровищ Соньера, получил тяжелые увечья в автокатастрофе. Скорбный список жертв продолжается и поныне. Но, невзирая на неослабевающее внимание к тайнам кюре Соньера, несомненно одно: проявлять повышенный интерес к этому делу опасно...


Путь в Ренн-ле-Шато оказался достаточно длинным и тернистым, чтобы задуматься: а нужно ли мне туда, а можно ли мне туда. В конце концов стало понятно: да, нужно непременно, смиренно и мистериально, ибо за этой медиа-затасканностью стоят очень серьезные и глубокие вещи.

Я не совсем понимаю, зачем это пишу. Тому, кто в теме, комментарии не нужны. Тому, кто не в теме, - тем более. Видимо, месседж предназначается все-таки первым - тем, кто прекрасно понимает, о чем речь, но не имеет пока возможности добраться в пиренейские дебри. Если же возможность такая маячит в перспективе, лучше под кат не ходить. Тех же, кто (случайно) не в теме, отошлем для начала хотя бы к такому факинг мануалу: "Священная кровь и священный Грааль ". Это только одна из книг на тему, ссылку именно на нее я даю потому, что 1) она не самая плохая в своем жанре, б) существует в сети по-русски и в) лишний раз напоминает, где сдул Дэн Браун.

Здесь, как на пружинке, выскакивает вопрос: а нужно ли копаться в альтернативной истории? В частности, в альтернативной истории религии. Люди верят в то, что Сын Человеческий погиб на кресте и вознесся к Отцу. Зачем поселять в этих чистых душах сомнение? Тем более, делать это по-русски, когда, казалось бы, удалось наконец выбраться из мрака советскго атеизма. Из людей же ортодоксально, тем или иным способом, религиозных, одни воспринимают любую альтернативу (или попытку реконструкции плоти вокруг канонизированного скелета Евангелий) как кощунство. Другие же говорят: "ну да, мы всегда говорили - никакой не мессия, обычный проповедник, каких были тысячи при римской оккупации".

Правда же состоит в том, что 1)она, правда, многолика; 2) обожествляемое обожествляемо. Умер ли Царь Иудейский на кресте или нет, осталось ли у него потомство или нет, или и то, и другое одновременно - не суть важно. Мифологемы известны, и, значит, верны. А относиться к мировой религии без должного уважения, что бы там новое ни открылось, как минимум гммм... опасно.

Происходит, на самом деле, очень важный процесс. Христианство вернуло и доказало свою изначальную мистериальность даже в глазах толпы. Оной толпе неожиданно или закономерно открылся новый слой. Любой профан, ежели не дурак, поймет: это только начало. Морально-этическая трактовка Евангелий может смело отправиться в музей. Знания не нужно бояться, какой бы крамолой оно вначале ни попахивало. Мист же тоже доволен, особенно если он свободен от клятв.

Изложить историю в подробностях я не смогу, потому что она практически бесконечна. Объективная канва содержится в книге Байджента и К° (см. ссылку выше). Другими источниками (особенно пост-ден-браунского происхождения) забиты книжные лавки повсюду (особенно в Ренн-Ле-Шато). Итак, бедная церковь в пиренейских дебрях, которую застал в руинах свеженазначенный священник, коренастый местный уроженец, Беранже Соньер. На одолженные у прихожан деньги он принимается реставрировать церковь. Реставрация незаметно переходит в серьезную перестройку. В частности, на фасаде появляется знаменитая надпись terribilis es locus iste.

Первая опасность и первая западня, конечно, в эстетическом разочаровании. Что это за пошлые желтые изразцы над порталом?

Противостоять трудно. некий человек (отпрыск, кстати, фамилии Отпуль) делится своими впечатлениями от церкви, которые противоречат событиям, с ним же происшедшими. Все церковные украшения, всё, что привнес и перестроил Соньер, охарактеризованы как всем китчам китч: дурацкие сладенькие цветочки, пошлейшие статуи и пр. Меж тем, фотоаппарат рассказчика в церкви почему-то отказал, хотя и был отменного качества. А какой-то даме рядом с рассказчиком, стало плохо, да и он сам почувствовал потребность немедленно выйти на воздух.

Чего-то такого ожидала и я. С фотоаппаратом случилось подобное на одной выставке, в Мексике . Правда, это был другой аппарат. Но дело не в марке. В Рио же колоссальная статуя Христа, стоило к ней подняться, оказалась окутана густейшим туманом (). В заряженных местах может стать физически плохо, на грани обморока, бывало уже.

Но я все-таки добралась, и фотоаппарат сработал в меру моих умений, и обошлось без обморока. Теперь, правда, у меня другая проблема: чтобы добраться до этого места в рассказе, пришлось перезагружать компьютер раз, как минимум, десять. Таким образом, Силы все-таки сопротивляются изложению. Может быть, еще не время. Может, я не то говорю. Но говорю я сравнительно мало, а картинки целы, и вы их увидите.

Наибольшее возмущение ортодоксов от иконографии вызывает присутствие в церкви голубоглазого Асмодея - в сущности, черта с рогами.

Местные комментаторы, при всей скромности оценок (допустим, Реда, т.е. Ренн-ле-Шато не считается столицей вестготов, а Эмма Кальве - любовницей Соньера), увидели очень многое в этой статуе. Пальцы одной руки, сложенные в кольцо, сложным образом отсылают к той самой картине Пуссена, вернее, к ее прототипу из окрестностей Ренн-ле-Шато), пальцы другой руки, лежащие, все пять, на колене - cinq (sur le) genou - к St. Gеnès, патрону комедиантов. Именно в день Св. Генезия родилась мадам д"Отпуль, надгробие которой на местном кладбище с чудовищной методичностью разгромил отец Соньер.

Над головой Асмодея, и над чашей со святой водой - инициалы заказчика или, если угодно, сионова братства.
Еще выше - надпись "СИМ знаком победишь" - не совсем каноническое воспроизведение мантры Константина накануне крещения. Тогда ему, как помним, явился висящий к воздухе крест. Здесь же никакого креста, как будто, нет.

Крест все-таки есть, еще выше, над головами ангелов, формы не вполне традиционной, и указующий перст направлен не на него.

Статуя Асмодея невысока, поэтому, чтобы рассмотреть ее как следует, необходимо перед ней присесть, т.е. воспроизвести позу. И стать третьим в компании, в которой
уже состоит его статуя-близнец Асмодея - Иисус в позе посвящаемого.

В этой церкви, как и во всем феоде Соньера, немало пар и отражений. Вот Мария и Иосиф за алтарем. У каждого на руках - по младенцу. Один - царь земной, другой - царь небесный. Один - Иисус, другой Варавва, т.е. сын отца.

Имеется два Антония Падуанских. Правда, только один Св. Рох. Почему именно он? В церкви не так много статуй. Может быть потому, что родился с красным крестом на боку?

На алтарном барельефе - Магдалина. Храм-то, собственно, ее и есть.

Она же в честных трех измерениях

Схема церкви

Кафедра

Народу на удивление мало. Вошла дама в чем-то мантиеобразном, с инструментом, напоминающим небольшую арфу. Села на лавку и красиво запела на кельтском языке. Это был гимн Праматери, вероятно.

Продолжение следует. Усадьба Соньера.

Кросспост -