Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Социально психологическая дистанция. Психологическая дистанция. Дистанцирование

С. В. Духновский, Л. В. Куликов

социально-психологическая дистанция в межличностных отношениях: факторы и регуляции

Человеческие взаимоотношения, их характер, особенности, роль в развитии личности и социальных групп всегда находятся в центре внимания ученых: психологов, философов, социологов, педагогов и т. д. Дистанция в отношениях между людьми нередко оказывалась в поле внимания при изучении проблем личности, социальной перцепции, межличностных отношений. Но, несмотря на большое число исследований в этой области, остается малоизученной проблема социально-психологической дистанции в межличностных отношениях.

определение понятия

Дистанция выступает одним из условий, с помощью которого можно определить различия в отношении человека к другим людям. Как отмечает А. Б. Купрейченко1, психологическая дистанция является понятием, с помощью которого сначала качественно, а затем количественно можно оценить различия в этих отношениях.

В качестве факторов, влияющих на категоризацию на межличностном уровне, А. А. Кроник и Е. А. Кроник выделяют такие, как «близость - удаленность», «симпатия - антипатия», «уважение-неуважение»2. Они показали, что основные типы значимых отношений, располагаются в трех координатах: дистанции, позиции, валентности. Эти типы соответствуют крайним точкам пространства отношений3.

А. В. Петровский4 в рамках психологической теории коллектива ввел «индекс психологической дистанции» в межличностных отношениях. Коэффициент этого индекса показывает степень сближения ценностей и позиций членов коллектива, отсутствие противостояния и отдаленности друг от друга. Наибольшая психологическая дистанция свидетельствует о психологической отдаленности и отчужденности людей, не понимающих и не принимающих друг друга.

О. И. Калмыкова5 под психологической дистанцией понимает личностное образование, отражающее параметры личностной суверенности как баланса открытости/закрытости по отношению к окружающему миру, обеспечивающее возможность становления индивидуального стиля осознанного саморазвития. Степень развития этого образования характеризует уровень развития субъектности личности, является ее системообразующим качеством. Психологическую дистанцию она трактует как двусторонний, социально-психологический феномен, выступающий в качестве регулятора взаимодействия, основной функцией которого является структурирование пространства общения в зависимости от степени психологической близости.

О. И. Калмыкова считает возможным феномен психологической дистанции рассматривать двояко: с одной стороны, как защитный механизм, обеспечивающий неприкосновенность

© С. В. Духновский, Л. В. Куликов, 2009

личностного пространства, а с другой - как механизм совладающего поведения, обеспечивающего социальную поддержку.

Кроме этого, психологическую дистанцию трактуют как «степень открытости другим людям и степень защищенности от них» (В. А. Петровский), как «способ сохранения целостности образа Я» (Б. Д. Парыгин), как «необходимое условие личностного роста» (Е. И. Кузьмина).

Рассматривая дистанцию как проявление личностной свободы, Е. И. Кузьмина6 дифференцирует свободу «от себя» и свободу «от других». Дистанция как проявление свободы «от себя» находит свое отражение в самоотречении, самоограничении, дистанцировании от себя. Дистанция как свобода «от других» проявляется в стремлении дистанцироваться от общения, необходимости находиться в контакте, транслировать эмоции, несовпадающие с истинным отношением, от внешних и условий и условностей жизни, от стереотипов, оценок и ожиданий других людей и т. п. Таким образом, дистанция определяет меру свободы, автономности, своего рода независимости человека. Дистанция может быть охарактеризована как специфическая социально-психологическая форма единства человека с другими людьми, она определяет своего рода баланс обращенности личности в собственный мир и мир других.

Как предполагают А. Л. Журавлев и А. Б. Купрейченко7, психологическая дистанция - явление, охватывающее весь континуум взаимоотношений, поэтому факторы, выступающие критериями психологической дистанции, идентичны как для межличностного, так и для межгруппового уровней. Различной может быть степень их значимости, уровень и знак.

Согласно А. Б. Купрейченко8, социально-психологическая дистанция - отношение к социальным объектам, частный случай психологической дистанции. Психологическую и социальную дистанции следует разделять. Социальная дистанция - объективно существующее различие в положении индивидов в социальной системе (различие в статусах, ролях и т. д.).

Таким образом, понятие психологическая дистанция является сопряженным с такими понятиями, как психологическое пространство, психологическая безопасность личности, психологическая защищенность, свобода личности.

С нашей точки зрения, социально-психологическая дистанция - это характеристика межличностных отношений, проявляющаяся в переживании и понимании близости (отдаленности) между субъектами, регулирующаяся внешними (средовыми) факторами, личностными особенностями и активностью взаимодействующих субъектов.

Динамическая природа социально-психологической дистанции

В большинстве случаев межсубъектного взаимодействия обе стороны проявляют активность или могут ее проявлять. Эта активность проявляется в различных аспектах, в том числе, она направлена и на межличностную дистанцию. Безразличное отношение к дистанции можно обнаружить в ситуациях взаимодействия с незначимым человеком, или когда взаимодействие предельно формализовано и собственно межличностный контакт отсутствует или предельно редуцирован. Очевидно, что та или иная межличностная дистанция зависит от обеих сторон. В каких ситуациях люди склонны увеличивать, а в каких - уменьшать дистанцию? Как проявляется индивидуальность субъекта в предпочтении определенной дистанции. Этот выбор зависит не только от его индивидуальности, но и от особенностей другой стороны.

Межличностная дистанция выполняет инструментальную функцию в том плане, что позволяет субъекту удовлетворять свои потребности, достигать цели, решать задачи.

Близкая или дальняя дистанция не выступает самостоятельной ценностью. Достижению разных целей могут благоприятствовать разные по величине дистанции. Например, близкая позволяет человеку быть более откровенным, открыто выражать широкий спектр чувств, ожидать большего к себе доверия и т. п. Дальняя может выступать понятным основанием большей закрытости, сдержанности в чувственных проявлениях, меньшего доверия и т. п.

Дистанция, как характеристика отношений, не применима к ситуациям, в которых нет взаимодействия, т. е. какой-либо активности, направленной как с одной, так и с другой стороны.

В разчных межличностных взаимоотношениях составляющие психологической дистанции различны. Полный состав дистанции включает в себя когнитивную, эмотивную, коммуникативную, поведенческую и деятельностную составляющую. Когнитивная дистанция - это, прежде всего, степень взаимопонимания. Эмотивная дистанция - соотношение силы сближающих и удаляющих чувств. Коммуникативная дистанция - степень доверия, готовность передавать, получать и хранить информацию, сведения, представляющие личностную значимость. Поведенческая дистанция - готовность совместно осуществлять какое-либо поведение. Чем больше перечень видов поведения, которые могут быть осуществлены совместно, тем короче в большинстве случаев поведенческая дистанция. Деятельностная дистанция - готовность совместно осуществлять деятельность. Чем длиннее перечень видов деятельности, которые могут проводиться совместно, тем деятельностная дистанция в большинстве случаев короче.

Различные градации дистанции могут приводить к разным последствиям.

Субъект межличностных отношений имеет возможность организовать собственное эффективное функционирование, оказывать содействие партнеру и получать от него помощь или организовывать совместную деятельность (в постоянном контакте), совместное выполнение всех трудовых задач. Насколько тесным будет сотрудничество, зависит от характера деятельности и поведения, от принятого решения: проявлять доверие к партнеру и встречать доверие партнера, влиять или не влиять на партнера. Очевидно, что наиболее желательна благоприятная дистанция.

Выделим основные цели установления благоприятной дистанции:

1. Сохранение или увеличение эффективности функционирования (в определенных видах поведения, деятельности, организации отдыха...), когда единоличное функционирование невозможно или малоэффективно. Таких ситуаций явное большинство для любого человека.

2. Сохранение или увеличение эффективности саморегуляции. Необходимость получать эмоциональную поддержку, встречать эмпатийное участие, иметь возможность отреагировать излишне сильные эмоции, получить совет. Благоприятная дистанция позволяет получать эмоциональную поддержку, чувствовать эмпатийное участие.

3. Продолжение личностного развития, раскрытие потенциалов, способностей, сохранение идентичности, приобретение новой желаемой идентичности. Благоприятная дистанция со значимым человеком может позволить получить обратную связь, принять новую социальную роль (жены, мужа, матери, отца.)

4. Укрепление адаптации. Установленная благоприятная дистанция со значимыми людьми дает возможность получения желаемого статуса, должности, выполнения новых ролей или сохранения старых, сохранения авторитета, социальной и групповой принадлежности.

А. А. Кроник и Е. А. Кроник, изучая межличностные отношения в супружеских парах, пишут, что «у каждого свой предел психологического сближения с супругом. Это та дистанция, при нарушении которой общение становится трудным, тягостным, дискомфортным. Общение на неприемлемо короткой дистанции вызывает спад, отдаление, стремление немного отойти в психологическом, внутреннем смысле»9.

Дистанция и характер складывающихся отношений взаимосвязаны. Изменение дистанции влияет на отношения, и наоборот, определенный их характер предполагает ту или иную степень близости между субъектами. Психологическая дистанция, объективируясь в отношениях, становится социально-психологической, а не только психологической.

Здесь уместно вспомнить слова В. Н. Мясищева10 о том, что субъективное отношение, проявляясь в реакциях и действиях, обнаруживает свою объективность, а индивидуальнопсихологическое становится социально-психологическим. Кроме того, дистанцию обусловливает ситуация межличностного взаимодействия.

Социально-психологическая дистанция выступает в качестве одной из общих характеристик отношения человека к человеку. Она характеризуется стремлением сблизиться - желанием понравиться, заинтересованностью, стремлением «возвысить себя», обратить на себя внимание и стремлением к избеганию - стремлением разорвать отношения, уступчивостью, бездействием.

Механизмы изменения социально-психологической дистанции

С помощью установления определенных дистанций происходит структурирование социального пространства, в том числе, межличностных отношений. Механизмы изменения социально-психологической дистанции в межличностных отношениях целесообразно разделить на личностные и ситуационные.

К личностным механизмам можно отнести идентификацию, обособление, эмпатию, социальную рефлексию, каузальную атрибуцию.

Идентификация. При идентификации с другим усваиваются его ценности, манеры поведения, пристрастия и привычки. Данный механизм способствует сближению партнеров, а при чрезмерной выраженности может приводить к растворению в партнере, что опасно возникновением неудовлетворенности и дисгармонии отношений.

Обособление способствует сохранению психологического пространства, автономии и индивидуальности партнеров, отношений. Однако при чрезмерной выраженности это может привести к отчуждению субъектов отношений, к эмоциональной холодности между ними.

Эмпатия способствует пониманию, сближению, проникновению во внутренний мир другого человека, что не всегда сопровождается раскрытием собственного мира.

Социальная рефлексия - это своего рода «внутренняя представленность» другого во внутреннем мире человека. Представление человека о том, что думают о нем другие (другой), - механизм, детерминирующий регуляцию межличностной дистанции. Степень близости между субъектами отношений определяется тем, что он (как я думаю) думает обо мне, и тем, что реально думает обо мне другой.

Межличностная аттракция. Аттракция выступает как определенный вид социальной установки; она всегда включена в межличностный контекст, выступая одним из факторов детерминирующих регуляцию социально-психологической дистанции в отношениях.

Субъектная или объектная атрибуция - либо принятие на себя ответственности за сближение или отдаление от другого человека, либо приписывание партнеру

ответственности за отношения, за степень близости-отдаленности, соответственно, и за характер отношений.

Поскольку дистанция в межличностных отношениях обусловлена не только личностными качествами субъектов, но и особенностями ситуации, обстоятельств, то нередко на первый план выходят ситуационные механизмы детерминации дистанции.

К ситуационным механизмам, регулирующим межличностную дистанцию, можно отнести стереотипизацию, принятие ролей, взаимопонимание, координацию и согласование.

Стереотипизация - это создание устойчивого образа, представление о социальнопсихологической дистанции, характерное для различных ситуаций межличностного взаимодействия.

Принятие ролей механизм. Совокупность (круг) принятых ролей определяет совокупность прав и обязательств личности, поле ее социального поведения, а также степень допустимой близости, доверия другим людям. При наличии ролевого конфликта в ситуации межличностного взаимодействия происходит увеличение дистанции между людьми, возникает неудовлетворенность, дисгармония в отношениях.

Взаимопонимание - формирование общего смыслового поля участников взаимодействия, позволяющего объединить интересы сторон, выработать сходное видение задач в данной конкретной ситуации. Взаимопонимание полнее, если партнеры осведомлены друг о друге - о социальном статусе, ролевых позициях, групповой принадлежности, привычках, взглядах на мир, об отношении к тем или иным жизненным событиям. Степень взаимопонимания между субъектами отношений является фактором, детерминирующим регуляцию социально-психологической дистанции11.

Координация - поиск таких средств общения, которые в наилучшей степени соответствуют намерениям и возможностям партнеров. Результатом координации является совместимость в действиях, согласованность в операциях. Этот механизм осуществляет регулятивную функцию в ситуации межличностного взаимодействия. Здесь происходит определение допустимой, возможной степени близости и открытости субъектов отношений, которая отвечала бы требованиям ситуации межличностного взаимодействия.

Согласование - «механизм взаимодействия, касающийся в основном мотивационно-потребностной стороны общения. Степень согласия определяет как взаимопонимание между взаимодействующими людьми, так и дистанцию между субъектами отношений. Координация и согласование повышают степень конструктивности межличностных отношений.

Представления о близости и отдаленности в межличностных отношениях

Отношения между людьми имеют разные уровни психологической близости. Она выступает показателем характера и степени удовлетворенности, гармоничности межличностных отношений. Близость субъектов отношений предполагает глубоко личное общение, доверие, взаимопонимание, единство, удовлетворенность отношениями, конструктивное разрешение конфликтов и межличностных противоречий (разногласий).

Близость характеризуется переживаниями интимности, единения, взаимной связанности. Ее степень во многом определена мотивацией аффилиации. Человек с мотивацией аффилиации стремится вступить в контакт, рассматривая своего партнера как равного себе, предлагая ему отношения взаимности. Кроме этого, человек, стремящийся к установлению близких отношений, старается добиться определенного созвучия своих переживаний с переживаниями партнера, что побуждало бы обе стороны к взаимодействию и ощущалось бы ими как нечто приятное, приносящее удовлетворение и поддерживающее чувство

собственной ценности. Без мотивации аффилиации вряд ли возможны близкие отношения с другими людьми. Переживание близости с другими людьми снижает тревожность, смягчает последствия различных стрессогенных факторов, повышает уверенность личности в себе, дает ощущение субъективного благополучия и удовлетворения собой и своими отношениями.

Близость характеризуют следующие черты:

Радость и взаимное восхищение;

Постоянный диалог;

Открытость, контакт, единение, настрой друг на друга;

Ощущаемая гармония отношений;

Забота о благополучии другого;

Отказ от всякого манипулятивного контроля и стремления к превосходству над другим человеком;

Включение в самоценный контакт, скорее своим бытием, чем действием или желанием строить отношения либо стремиться к внешнему вознаграждению12.

Однако чрезмерная выраженность описываемой мотивации - «навязчивое» дружелюбие, любовь и т. п. - приводят к дисгармонии, неудовлетворенности и «усталости» от отношений. Проявлением этого выступает желание дистанцироваться, стремление избегать, уходить от своего партнера. В частности, несимметричность в распределении ролей или желание превратить партнера в средство удовлетворения своих потребностей (в независимости, в превосходстве, в силе, в получении помощи) наносят ущерб близким отношениям или разрушают их. Как показали исследования, поведение людей с сильным мотивом аффилиации было отмечено целенаправленной активностью в установлении социальных отношений и управлении ими. В противоположность этому люди с сильным мотивом близости отдаются на волю социальной ситуации и позволяют ей управлять ими, поскольку доверяют другому и полагаются на него. Гиперболизация этого способствует снижению близости, возникновению отдаленности, отчужденности между субъектами отношений.

Близость между субъектами отношений может быть обусловлена симпатией и притяжением. Симпатия в отношениях способствует сокращению дистанции, переживанию удовлетворенности отношениями, антипатия может привести к разрыву, прекращению отношений.

Отдаленность субъектов отношений - это отсутствие доверия, понимания, близости, эмоциональная холодность между людьми. Не любая степень отдаленности плоха для отношений. Некоторая доля обособления или временного уединения необходимы для поддержания гармоничных отношений. Они помогают личности полнее осознать свою индивидуальность и служат сохранению приемлемого психологического пространства субъектов отношений, а также предоставляют возможность проявить индивидуальную ответственность за себя, за свои отношения, за своего партнера. Без некоторой отдаленности не может произойти «столкновение», а потом и сближение ценностных ориентаций, мотивов людей в межличностных отношениях; не может стать отчетливым различие «Я» от «Ты», впрочем, не препятствующее переходу в «Мы».

1. Социально-психологическая дистанция - это характеристика межличностных отношений, проявляющаяся в переживании и понимании близости (отдаленности) между субъектами, регулирующаяся внешними (средовыми) факторами, личностными особенностями и активностью взаимодействующих субъектов.

2. Изменение дистанции отражается на характере межличностных отношений. Чрезмерное сокращение или увеличение дистанции, приводит к неудовлетворенности межличностными отношениями.

3. Механизмы изменения социально-психологической дистанции в межличностных отношениях включают в себя личностные и ситуационные компоненты. Личностные механизмы: идентификация, обособление, эмпатия, социальная рефлексия, каузальная атрибуция. Ситуационные механизмы: стереотипизация, ролевой механизм, взаимопонимание, координация и согласование.

1 Купрейченко А. Б. Восприятие психологической дистанции различными социальными группами // Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года. СПб., 2003. Т 4. С. 565-567.

2 Кроник А. А., КроникЕ. А. Психология человеческих отношений. Дубна, 1998.

3 Кроник А. А., Кроник Е. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. М., 1989.

4 Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии: избранные труды. М., 1984.

5 Калмыкова О. И. Психологическая дистанция как показатель успешности педагогического взаимодействия в системе «учитель-подросток»: дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2001.

6 Кузьмина Е. И. Психология свободы. СПб., 2007.

7 Журавлев А. А., Купрейченко А. Б. Отношение современных российских предпринимателей к моральноэтическим нормам делового поведения // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. М., 1999. С. 89-109.

8 Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия. М., 2008.

9 Кроник А. А., Кроник Е. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. М., 1989. С. 17.

10Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. М., 2003. 400 с.

11 Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб., 2001. 544 с.

12Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб., 2003.

Цели:

экспериментальным путем проверить и показать участникам тренинга субъективное значение термина «психологическая дистанция» и его важность в коммуникации;

Помочь участникам тренинга сформировать/закрепить навыки самоанализа процессов общения с целью самопознания и эффективной коммуникации.

Размер группы: до 20 человек. Ресурсы не требуются. Время: 45 минут.

Ход упражнения

Однажды это упражнение провел с подростками - участниками коммуникативного тренинга - профессор Слава Погребенский. С тех пор, с его согласия, оно нередко помогает и мне разобраться в понятии «психологическая дистанция» и особенностях его восприятия разными людьми.

В этом упражнении принимает участие группа плюс один игрок - ведущий.

Ведущий выходит из комнаты. Во время его отсутствия группа распределяется на три колонны. В первой стоят те, кто считает себя наиболее психологически близким ведущему человеком. Вторую колонну составят те, кто чувствует, что находится от ведущего на средней психологической дистанции: не приближены к нему, но и не удалены. В третьей группе те, кто считает себя достаточно далеким от ведущего человеком. Каждый участник запоминает свое место.

Затем приглашаем ведущего вернуться в комнату и предлагаем ему выстроить участников группы так, как,по его мнению,они стояли в колоннах «близости» по отношению к нему.

После того, как ведущий справился со своей задачей, зададим ему несколько вопросов.

Уверен ли ты в том, что именно эти места выбрали товарищи по отношению к тебе? В чьем месте ты наименее уверен? почему? Если необходимо, переставь этих людей в более подходящее, по твоему мнению, место. Не забудь, что ты комментируешь их, а не собственный выбор!

Укажи на тех участников группы, в месте которых ты максимально уверен!

Постарайся спрогнозировать точность своего ответа! Как ты считаешь, велика ли погрешность, допущенная тобой,- в сторону приближения или удаления от тебя твоих товарищей по группе?

Ну, а теперь просим членов команды вернуться к тем местам, которые они сами для себя определили в начале упражнения. Ведущий сравнивает картину со своим вариантом, своими ощущениями.

Завершение упражнения:

Как чувствует себя ведущий/группа после окончания упражнения?

Что запомнилось вам в ходе игры? Что понравилось? Что заставило задуматься?

Есть ли среди участников группы те, которые считают, что мнение ведущего по их поводу обоснованно, даже если сначала их место было в другой колонне?

Какие выводы для себя вы можете сделать после проведенного упражнения?

ЗйУШСКМ НА ПОЛЯХ

Выше мы говорили о психологической дистанции, но невозможно пройти тренинг коммуникации, не обсудив проблем территориального императива - представления о физической границе территории, которую очерчивает для себя каждый человек.


Фаст Дж. Язык тела. М.:Вече, 1995.

«Одно из ощущений, которое обретает человек генетически, является так называемое чувство пространства. В своей интереснейшей книге «Территориальный императив» Роберт Ардри проследил развитие ощущения «своей территории» от животного до человека. Для некоторых видов границы территории являются временными и меняются с каждым временем года. У других видов животных эти границы являются постоянными. Ардри утверждает в своей книге, что «ощущение территории человека является генетическим и от него невозможно избавиться». Территориальный императив у людей может быть усилен одной культурной традицией и ослаблен другой.

Вне зависимости от того, насколько ограниченным является окружающее нас пространство, у каждого из нас имеется зона или территория - та область, которую мы будем стараться сохранить от внешнего вторжения. Все эти реальности составляют основу для бессловесного общения.

У людей есть свои любимые места в поездах, любимые скамейки в парках, кресла на конференциях и т. д. Возможно, в этом проявляется потребность в территории, желание назвать место своим собственным. Может быть, эта потребность является прирожденной и всеобщей, хотя она претерпела многообразные изменения под воздействием развития общества и культуры.

Доктора Эдуарда Т. Холла, профессора антропологии Северо-Западного университета, давно интересовал вопрос о том, как человек реагирует на пространство, окружающее его, и каким образом использование им окружающего пространства является способом передачи информации другим людям. Доктор Холл создал термин «проксемика» для описания своей теории и своих наблюдений относительно территориальных зон и того, как мы их используем. Доктор Холл считает, что использование человеком пространства имеет решающее значение для человеческих взаимоотношений, и прежде всего для выяснения степени близости между людьми. Он распределил эти территориальные потребности и выделил четыре ярко выраженные зоны, внутри которых действует человек. Он назвал их зонами:

1) интимной близости;

2) личной близости;

3) социального контакта;

4) общественной дистанции.

Расстояние между людьми от одной зоны к другой возрастает по мере того, как степень близости между ними уменьшается. Расстояния в зоне интимной близости могут варьировать от максимума сближения в 15 сантиметров до минимума в 45 сантиметров. Максимальная степень сближения предполагает любовные отношения, тесную дружбу, привязанность детей друг к другу или к своим родителям.

Следующей зоной, описанной Холлом, является зона личной близости. Здесь также можно выделить два предела. Максимальный предел личной близости составляет примерно от 50 до 80 сантиметров. На этом расстоянии вы можете взять за руку своего партнера. Крайний предел зоны личной близости, по определению Холла, составляет от 80 до 130 сан-

тиметров. На этом расстоянии все труднее дотрагиваться до вашего партнера, и все же вы находитесь достаточно близко, чтобы вести дискуссию по личным вопросам.

Расстояние в социальном контакте могут быть ближними и дальними. Ближний социальный контакт составляет от 130 сантиметров до 2 метров. С такого расстояния мы ведем деловые беседы. Наибольшее расстояние составляет от двух до трех с половиной метров. У «большого начальника» может быть стол такой длины, который помогает ему отстраняться от своих подчиненных. Он может также оставаться в сидячем положении и взирать на своих подчиненных, не теряя своего социального статуса: люди стоят перед ним в полный рост. Это расстояние в то же время открывает возможность для защиты. Находясь на таком расстоянии, вы можете продолжать работу, и это не будет проявлением невежливости с вашей стороны. Муж и жена поддерживают дома вечерами такое расстояние друг от друга, чтобы отдохнуть и расслабиться. Безличный характер такого социального расстояния проявляется в том, что его соблюдают при встрече дальних членов семьи.

Наконец, доктор Холл упоминает общественную дистанцию - наиболее далекое расстояние в межличностных отношениях. Близкая общественная дистанция составляет от трех с половиной до пяти метров. Такое расстояние больше всего подходит для неформальных собраний, таких как встреча учителя со студентами или начальника со своими подчиненными. Дальняя общественная дистанция составляет семь с половиной метров и более. На таком расстоянии политические лидеры встречаются с народом. Кстати, именно на такое расстояние животные могут подпускать к себе особей другого вида прежде, чем убежать от них» (с. 28-29, 33-43).

«На основании собственных наблюдений над заключенными в медицинском центре федеральной тюрьмы доктор Огастас Ф. Кинцель создал теорию, с помощью которой можно заранее предсказать проявление насилия у людей и предотвратить их. Доктор Кинцель обнаружил, что многие из людей, виновных в насильственных нападениях, жаловались, что их жертвы «лезли к ним». Преступники нападали на людей, которые не сделали им ничего плохого, а лишь приблизились к ним. Для того, чтобы разобраться в причинах этих вспышек яростного насилия, доктор Кинцель провел эксперимент в тюрьме с пятнадцатью заключенными. Восемь из них сидели за нападения с применением насилия, а семь - за другие преступления. Заключенных просили встать в центре пустой комнаты, в то время как экспериментатор приближался к ним. Каждый из участников эксперимента должен был сказать:»Стой!», когда экспериментатор подходил к ним слишком близко. У каждого человека были установлены границы, которые доктор Кинцель назвал буферной зоной тела. Как выяснил доктор Кинцель, у осужденных за насильственные нападения размеры буферной зоны были в четыре раза больше, чем у осужденных за другие виды преступлений. У этих людей возникало ощущение паники, когда кто-либо вторгался в их телесные зоны повышенных размеров. Паника и вызванная ею реакция насилия появлялись у этих людей на таких расстояниях, которые, с точки зрения большинства людей, не свидетельствуют о вторжении в личную зону человека» (с. 70-71).

Бишоп Сью. Тренинг ассертивности. СПб.: Питер, 2001.

«Дистанция. Задумайтесь над следующими пунктами.

Соблюдаете ли вы определенную дистанцию, общаясь с другим человеком? Бывает ли так, что вы угрожаете чужому личному пространству и даже вторгаетесь в него? Или, наоборот, находитесь слишком далеко от собеседника, чтобы казаться дружелюбным/охотно идущим навстречу/ уверенным? Когда вы сидите или стоите, занимаете ли вы равноценное положение относительно другого человека (например, положение, когда один человек находится физически выше другого, может выглядеть как противостояние)?

Расположение в пространстве. Вы взаимодействуете с собеседником на одном уровне (например, оба сидите или оба стоите)? Если вы сидите, ваши стулья имеют сопоставимые дизайн и высоту?» (с. 82-83)

Понятие дистанции, расстояния между людьми имеет не только физический, но и глубокий социально-психологический смысл. Знание и понимание его прямо связано с личной безопасностью человека.

Психологическая дистанция определяется многими факторами, но главные - это представления людей о себе, с позиций которых они и взаимодействуют друг с другом.

Определение дистанции, на которой целесообразно оставаться, входя в общение с конкретным лицом, требует определенного времени и навыков. В любом случае лучшей тактикой для этого является внешне доброжелательное, но внутренне нейтральное отношение к любому человеку. При этих условиях другой человек быстрее проявит признаки того социально-психологического статуса, к которому он себя причисляет, и тем самым даст возможность определить дистанцию, на которой целесообразно держаться в общении с ним.

Существует определенный предел, барьер, за которым начинается личное пространство человека и в которое он не хотел бы пускать никого. Это пространство строго охраняется каждым человеком как от обнаружения его другими людьми, так и от вторжения в него. Бесцеремонность, отсутствие чувства такта - это и есть нарушение дистанции и системы внутренних, личных ценностей человека.

Современная массовая культура, насаждаемая средствами информации, предпринимает все усилия не только для сокращения дистанции между людьми, но и для ее уничтожения. Исключение из речевого общения отчеств людей и обращение со всеми только по именам, навязывание формы обращения на «ты», независимо от возраста и положения, обнародование подробностей личной жизни людей, навязывание нецензурной лексики и т.п. - все это способы снятия дистанции, нивелирования людей «под одну гребенку», пренебрежительного отношения к такой психологической реальности, как чувство собственного достоинства.

Например, люди, отбывавшие наказание в виде лишения свободы, в обыденном общении очень конфликтны, они сами привыкли управлять ситуацией и решать, кого пустить в свое личное пространство, а кого не пускать. Сложность взаимоотношений с ними состоит в том, что они очень чувствительны к малейшим признакам нарушения дистанции и реагируют на это очень остро. Другой человек «по простоте своей» и в мыслях не имел что-то нарушить, но когда его решительно «отодвигают» физически или психологически, то вполне может быть, что он преступил дозволенную границу сближения.

Сформулированные правила хорошего тона требуют: не приближайтесь к человеку слишком близко. Хотя условия жизни, в которые поставлено большинство людей, ежедневно сталкивают их друг с другом и притупляют чувство дистанции, они не уничтожают его полностью. Большинство людей стремятся по возможности занять в пространстве позицию вне непосредственного соприкосновения с другими.

Еще по теме Психологическая дистанция.:

  1. Психологические действия - действия, направленные на решение психологических задач и осуществляемые психологическими средствами и приемами.
  2. 7.3. Психологическая коррекция и развитие личности как функции психологической службы
  3. Основные психологические условия установления психологического контакта
  4. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей.
  5. 7.3. Психологическая коррекцияи развитие личности как функции психологической службы
  6. 7.2. Психологическая диагностика как функция психологической службы
  7. Теоретические основания разработки психологического портрета преступника (аналитико-психологический подход).
  8. Правило устойчивости к социально-психологическим эффектам, снижающим достоверность психологического наблюдения.