Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Синтаксическая роль инфинитива знать в предложении. Синтаксические функции инфинитива. Инфинитивные предложения. Примеры для анализа инфинитива в роли главных членов

Роль инфинитива в русском языке чрезвычайно важна, несмотря на то что у этой формы глагола нет таких грамматических признаков как лицо, время, род, наклонение, число. Но пробелы в грамматической информации инфинитив восполняет тем, что акцентирует внимание на свойствах предмета или событиях, которые проявляются в динамике, в движении. воплощает в себе саму суть процесса в чистом виде, без примесей.

Что такое инфинитив?

Инфинитив в русском языке - это неопределенная форма глагола, которая обозначает состояние, действие или событие без указания на определенный субъект действия и его отношения к действительности. Данная форма является начальной, наиболее обобщенной и отвечает на следующие вопросы:

  • Что делать? Спать, светить, бежать, работать, лить.
  • Что сделать? Покрасить, высохнуть, съесть, спеть, подарить .

Как образуется неопределенная форма

Инфинитив в русском языке образуется от основы глаголов с помощью некоторых суффиксов. К ним относятся:

  • "-ти" и "-сти" (везти, войти, найти, нести, мести, трясти) ;
  • "-ть" и "-сть" (сидеть, пнуть, брать, украсть, упасть, пропасть) ;
  • "-чь" (стеречь, стричь, печь) .

Морфологические признаки

Инфинитиву в русском языке присущи определенные морфологические признаки:

  1. Вид. Он может быть совершенным (съесть, приготовить, переписать ) и несовершенным (мыть, смотреть, расти ).
  2. Возвратность. Существуют возвратные глаголы (сложиться, решиться, закрыться ) и невозвратные (умыть, укутать, прочитать).
  3. Переходность. Есть глаголы переходные (гладить рубашку, ненавидеть подлость, прочесть роман ) и непереходные (одеваться, веселиться, страдать ).
  4. Спряжение. первого спряжения - смешать, привлечь, делать, а второго спряжения - чертить, вопить, любить.
  5. Залог. Действительный залог (хотим приготовить пиццу ) и страдательный залог (пицца должна приготовиться ).

Синтаксическая роль

Важна и разнообразна синтаксическая роль инфинитива в русском языке. В предложении он может быть:

  • Подлежащим.

Бегать по утрам - путь к здоровому духу и долголетию. Сидеть в Интернете - ее пагубная и неодолимая привычка. Создать счастливую семью - цель его жизни.

  • Самостоятельным сказуемым или частью составного.

Не видать вам счастья. Поднять паруса! Не спорить с капитаном, салаги! У щенка хвост стал крутиться винтом. Она хотела меня обмануть. Стараюсь быть тактичным.

  • Несогласованным определением.

Им двигало желание разгадать тайну. Ее останавливала боязнь ошибиться. Они порицали его манеру пафосно говорить.

  • Дополнением.

Он умолял их праздновать и веселиться тише. Отец учил его ходить под парусом. Люда соизволила простить супруга.

  • Обстоятельством.

Он пришел помочь нам с ремонтом. Мы поехали за реку кормить лошадей и коз. Мы ходим в лес собирать грибы.

Стилистика и лексические оттенки инфинитивов

Наибольшее применение инфинитив находит в деловом и официальном стилях, в которых приветствуется четкость глагольных форм, а наименование самого процесса, его сути, важнее деталей. Однако это не означает, что инфинитив не используется в художественной литературе и образной разговорной речи, совсем наоборот. Он становится одним из эффектных и эффективных инструментов в руках мастеров слова.

Отсутствие у инфинитива категорий времени, числа, лица, наклонения на первый взгляд могут показаться явным недостатком в контексте художественного произведения, но это, как ни странно, оборачивается достоинством. Благодаря некой грамматической блеклости инфинитивные формы привлекают внимание к лексическим, смысловым оттенкам и значениям в тексте. Предложения начинают играть новыми красками и наполняться смысловой конкретикой. Именно литература и живая речь полнее всего раскрывают выразительный потенциал инфинитива в русском языке. Примеров тому много, вот лишь несколько.

Так, инфинитив в предложении может намекать на безусловность какого-то действия, которое обязательно совершится в будущем:

  • Быть нам с тобою супругами, вот увидишь.
  • Счастливому, справедливому обществу - быть!

В связке с отрицанием инфинитивная форма акцентирует внимание на невозможности некоего события или действия:

  • Не пить мне больше вина и не есть жирного мяса, врачи настрого запретили.
  • Не ходить нам с тобой больше по музеям и кинотеатрам, уезжаю завтра навсегда.

Ту же уверенность невозможности события передает инфинитив с местоимением в дательном падеже:

  • Где тебе спорить с профессором, он значительно умнее и несравнимо более сведущ в этом вопросе.
  • Где ему похудеть с таким ненасытным обжорством на ночь.

Частица "бы" придает инфинитиву оттенок желательности действия или события:

  • Забросить бы все обязанности и рутинные дела и уехать на море, но это невозможно.
  • Найти бы наконец-то правильные ответы на все вечные вопросы.

Если к частице "бы" добавить отрицание, то инфинитивная форма приобретает предостерегающее значение:

  • Не заболеть бы ей от этих бесконечных диет и изнуряющих тренировок.
  • Не пожалеть бы им потом, что связались с банком, обещающим баснословные проценты.

Синтаксическая роль инфинитива

ГУО «Гимназия №2 г. Минска »

Булыгина Л.Н.


Что такое «инфинитив»?

Инфинитив

(от лат. modus infinivus

неопределённый способ) –

исходная форма, обозначающая

действие вне связи с лицом.

Другие названия инфинитива

Неопределённая форма глагола

Начальная форма глагола


Цели и задачи

  • Обобщить сведения о синтаксических функциях инфинитива в предложении.
  • Формировать умение разграничивать инфинитив в роли подлежащего, сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства цели.
  • Законспектировать новый материал с целью применения его на практике.

Инфинитив в роли подлежащего Повторение

  • 1 Списать предложения, расставить знаки препинания.
  • Подчеркнуть грамматические основы.
  • При каком условии инфинитив является подлежащим в предложении?

Тире ставится

1. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ --- СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Царскосельский дворец архитектурное

чудо своего времени.

2. ИНФИНИТИВ --- ИНФИНИТИВ

Учить ум точить.

3. ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ --- ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Тридцать и двести пятьдесят шесть двести

восемьдесят шесть.


Тире ставится

4. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ --- ИНФИНИТИВ

Любимое занятие лицеистов кататься на коньках

по озеру.

5. ИНФИНИТИВ --- СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Жить «для общей пользы» завет выпускников


Тире ставится

6. ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ --- СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Тридцать два года время существования

Лицея в Царском Селе.

7. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ --- ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Время обучения лицеистов шесть лет.


Тире ставится

8.СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ,

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ,

ИНФИНИТИВ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ,

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ,

ИНФИНИТИВ

Образовать юношу в Лицее значит

дать ему обширные знания

и прекрасно воспитать его.


Наличие инфинитива,..

  • заключающего в себе лексическое значение сказуемого, - важнейший опознавательный признак составного глагольного сказуемого

СОСТАВНОЕ

ГЛАГОЛЬНОЕ

СКАЗУЕМОЕ

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ

ГЛАГОЛ

ИНФИНИТИВ

грамматическое

значение

лексическое

значение

Он начал писать сочинение .


Составное глагольное Составное именное сказуемое сказуемое

  • Минск есть столица Республики Беларусь
  • Минск является столицей Республики Беларусь.
  • Осенняя погода была дождливой.
  • Задача сложна.
  • Дни стали короче.
  • Лето оказалось дождливым
  • Небо кажется хмурым.
  • глагол-связка + именная часть
  • (существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие )
  • Я люблю читать исторические книги.
  • Я продолжаю учиться в гимназии.
  • Я хочу поступить в институт.
  • Я могу учиться только на отлично.
  • Я готов учиться
  • Мне нужно учиться
  • вспомогательный глагол, краткое прилагательное, наречие + инфинитив

Основные вспомогательные глаголы и краткие прилагательные, предикативные наречия в роли вспомогательных глаголов

1.Начало, конец, продолжение действия

(фазисные

глаголы )

2.Возможность, необходимость действия (модальные глаголы)

3.Желательность

действий.

Глаголы со значением желания)

1)начать

2)мочь

4.Эмоциональная оценка действия.

Глаголы со значением процессов мысли, психических переживаний

стать

закончить

приняться

продолжить

прекратить

бросить

приняться

остаться

4) любить

ненавидеть

уметь

научиться

успеть

потрудиться

Я начал учиться

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

Предикативные наречия в

роли вспомогательных глаголов

Глагольно-именной

описательный

оборот

3)хотеть

нравиться

надеяться

бояться стыдиться

готовиться

спешить

терпеть

Рад Надо

должен нужно

обязан возможно

намерен необходимо

волен невозможно

властен нельзя

склонен легко

согласен трудно

горазд весело

готов грустно

достоин

желать

мечтать

пытаться

стараться

Мне нравится учиться

Я должен учиться

Мне нельзя не учиться

иметь желание

сделать усилие

дать согласие

принять реше-

ние

Я не могу не учиться

Я имею желание учиться


Различай инфинитив

часть сказуемого дополнение обстоятельство цели

Действие того же действие другого при глаголах лица лица движения

по сравнению со вспомогательным глаголом


Инфинитив как часть составного глагольного сказуемого

  • Грустно нам слушать осеннюю вьюгу.
  • Юноша хотел разобраться в своих проблемах.

Действие того же лица


Инфинитив в роли подлежащего

  • Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь.
  • Стихи выразительно читать – большое искусство.

Один из главных членов предложения выражен существительным в именительном падеже, а другой неопределенной формой глагола


Инфинитив в роли дополнения

чему?

  • Леса учат человека понимать прекрасное.
  • Капитан приказал команде покинуть корабль.

Действие другого лица


Инфинитив в роли обстоятельства цели

с какой целью?

  • Мы шли свободу отстоять, избавить свет от тьмы.
  • На юг я приехал работать над книгой.
  • На юг я приехал для работы над книгой.

При глаголах движения

в некоторых случаях такой инфинитив

можно заменить существительным

с какой целью?


Инфинитив в роли определения

какое?

  • Не раз поднималось в её душе непреодолимое желание высказать все без утайки.
  • Путешественники еще сделали усилие пройти вперед.

какое?


Подводим итоги урока


Самоанализ

  • Теперь я могу…
  • Меня удивило…
  • Было трудно…

Домашнее задание

  • Теория
  • Упражнение

Характерными особенностями инфинитива являются его субъектная соотнесенность и модальность значения, возникающая в словосочетании, они наблюдаются в большинстве случаев его употребления в предложении.

Инфинитив выступает в синтаксических функциях: подлежащего, именной части составного именного, составного глагольного, сложного модального сказуемого, определения, дополнения, обстоятельства, а также инфинитив сочетается с конструкциями.

Во всех перечисленных синтаксических функциях наряду с инфинитивом полнозначных глаголов употребляется инфинитив связочных глаголов, сочетающихся с предикативным членом. Инфинитив редко выступает изолированно; обычно он является центром инфинитивной группы с зависящими от него дополнениями и обстоятельствами. Независимое употребление для инфинитива не характерно.

Как зависимый компонент инфинитив употребляется в следующих словосочетаниях:

а) в глагольных словосочетаниях:

He was busy….he liked to give it all of his attention

Он был занят…ему нравилось уделять этому все его внимание;

б) в адъективных словосочетаниях:

He had no desire to stick to anything

У него не было желания придерживать чего либо…;

в) в трехчленной глагольной конструкции как «объектно-предикативный член»:

He watched her take bottle after bottle from the sideboard…

Он наблюдал как она брала бутылку за бутылкой из буфета…

Инфинитив, как член предложения обладает следующими синтаксическими функциями:

а) Подлежащего:

To know her is to love her. - Знать ее, значит любить.

Можно выделить два случая употребления инфинитива в функции подлежащего :

1. Связь с каким-либо деятелем отсутствует, что наблюдается при высказывании общеизвестных истин, не связанных с конкретной ситуацией или конкретным действующим лицом. Формальными признаками такого высказывания являются: форма настоящего времени в простом составном сказуемом с простой глагольной формой и часто так называемое «симметричное построение», т.е. наличие инфинитива и в подлежащем и в сказуемом:

To exploit a person is to make money out of her without giving her an equivalent return

Использование человека - значит делать на нем деньги без представления ему равноценного возврата.

2. Связь действия инфинитива с деятелем выступает достаточно ярко в тех случаях, когда высказывание связано с конкретной ситуацией. Сказуемое чаще всего стоит в форме прошедшего времени или перфекта настоящего времени; производитель действия выражен притяжательным местоимением в объектном падеже, существительным в общем падеже или же выясняется из контекста:

To tend him became almost the sole business of her life

Забота о нем стала почти единственным делом ее жизни.

Выступая в функции подлежащего, инфинитив передает наиболее обобщенное значение действия, не соотнесенного ни с каким субъектом:

To reach the escarpment top meant another spell among the trees (Sillitoe).

Досягаемость вершины откоса, означает другое очарование между деревьями.

В остальных случаях действие инфинитива соотнесено с семантическим субъектом, обозначенным подлежащим:

«I have no wish to listen to anybody"s private conversation » (Christie)

- «У меня нет желания слушать чьи-либо интимные разговоры.»

б) Составной части сказуемого:

именной (как предикатив):

All they do is to make trouble

Все что они делают, это создает суету…

Инфинитив имеет собственную субъектную соотнесенность в предикативной конструкции с for , встречающейся довольно редко, а также в составе именной части сказуемого, он уточняет значение предикатива - прилагательного:

It"s extremely funny for me to be consoling you (Snow)

Для меня крайне забавно утешать тебя.

глагольного составного сказуемого:

There seemed to be no sense in all this

Казалось, там не было никакого смысла в этом.

She seemed do annihilate the whole vast organization

Казалось, она уничтожает всю многочисленную организацию.

сложного модального сказуемого:

«So don"t ask me. I can "t tell»

- «Так что, не спрашивай меня. Я не могу сказать тебе».

(4) с конструкциями: «would + инфинитив», «used + инфинитив», «come + инфинитив», «(is) going + инфинитив»:

«And we used to laugh at `em

- «Мы имели обыкновение смеяться над ним»;

«I would like to think it over, Mr. Dersingham », …

- «Мне бы хотелось обдумать это, Мистер Дерзингхем»,…

в) Дополнения: Leila had learned to dance at boarding school (Mansfield) - Лейла научилась танцевать в интернате.

После глаголов to allow, to order, to beg, to as, to request, to teach мы часто сталкиваемся с двумя дополнениями, одно из которых выражено инфинитивом:

He asked me to walk in (Collins) - Он попросил меня пройти сюда.

Инфинитив может быть выражен сложным дополнением:

I never saw you act this way before

Я никогда раньше не видел, чтобы вы так поступали.

Следует отметить, что прямое дополнение - понятие, соотносимое с косвенным и предложным дополнением, поскольку прямое дополнение является частным случаем дополнения вообще-случаем, когда объектные отношения выражаются нулем. Инфинитив не может сочетаться с предлогом и тем самым не может выполнять функцию предложного дополнения.

г) определения: I have no desire to go there - У меня нет желания идти туда.

В функции определения инфинитив соотнесен с определяемым как со своим субъектом, активным или пассивным, в тех случаях, когда определяемое выражено конкретным существительным, неопределенными или отрицательными местоимениями, прилагательными или числительными в роли предметного члена.

Инфинитив в функции определение часто встречается также после слов the first, the second, the third, the last и т.д. и равен по значению определительному придаточному предложению со сказуемым в том же времени, в котором стоит глагол в главном предложении. Инфинитив в этом случае переводится на русский язык глаголом в личной форме:

I"m sure he will be the first to come to the meeting

Я уверен, что он придет первым на собрание.

Инфинитив в функции определения употребляется также для указания назначения предмета, выраженного существительным или местоимением:

She gave him some water to drink

Она дала ему попить воды.

д) В функции обстоятельства инфинитив употребляется:

1. для выражения цели:

And as he said this he tried to make Miss Matfield accept a friendly leer ,…

И так как он сказал это, он постарался заставить Мисс Метфилд принять дружелюбный взгляд,…

Перед инфинитивом, выражающим цель, могут стоять союзы in order, so as «чтобы, для того чтобы». Эти союзы, однако, редко употребляются, в особенности в разговорной речи. При переводе на русский язык перед инфинитивом, выражающим цель, обычно ставится союз «чтобы, для того чтобы»:

He worked hard so as (in order) not to lag behind the other students

Он усердно работал, чтобы не отставать от других студентов.

2. для выражения следствия (со словами too, enough):

His eyes were sharp enough to look after his own interest (Heym)

Глаза у него были достаточно зоркие, чтобы позаботиться о собственной выгоде.

При переводе на русский язык в этом случае перед инфинитивом всегда ставится союз «чтобы». В английском предложении перед инфинитивом, выражающим следствие, союзы in order и so as не употребляются. In order и so as могут стоять только перед инфинитивом, выражающим цель .

3. для выражения сравнения, вводимое союзами as if и as though;

She nervously moved her hand towards his lips as if to stop him … (Dickens).

Она нервно протянула руку к его губам, как будто хотела остановить его…

4. для выражения некоторых обстоятельств:

She was driven away, never to revisit this neighborhood (Bronte)

Она была вынуждена уехать и больше не вернулась в эти места.

e) Инфинитив с относящими к нему словами образует ряд фразеологических сочетаний, употребляемых в качестве вводного члена предложения : to tell the truth, to begin with, to be frank, to be sure, to say nothing but, и т.п.;

Now look here , to begin with , there"s Turgis

Для начала, обратим внимание на Тарджиса.

ж) Инфинитив может сочетаться с союзными наречиями (when, where, why, how ), с союзами (whether, as if, in order, so as ) и с союзными предложениями (who, what, which ):

«…..but it"s beginning to look as if we can"t compete »

- «…но это начинает выглядеть, как будто бы мы не можем состязаться»;

That "s what he said - Вот, что он сказал.

Гилясова Татьяна Михайловна,

учитель русского языка и литературы МБОУ г.Иркутска СОШ с углублённым изучением отдельных предметов №2

Слайд 2

соб..рать

обв..нять

грус..ный

об..жаться

здра..ствуй

Ключевое слово урока

Слайд 3

собИрать

обвИнять

грусТный

обИжаться

здраВствуй

Ключевое слово урока

Слайд 4

И Н Ф И Н И Т И В

Ключевое слово урока

Слайд 5

Синтаксическая рольИНФИНИТИВА

Тема урока

Слайд 6

Инфинитив

Синтаксическая роль

Главные члены предложения

Подлежащее

Сказуемое

Второстепенные члены предложения

Дополнение

Определение

Обстоятельство

Основные термины и понятия

Слайд 7

2.Надо уважать старость.

Проверка домашнего задания

Слайд 8

Найди ошибку

3.Бегать по эскалатору запрещается.

5.По окончании школы я буду поступать в институт.

1.Я быстро стал спускаться с холма.

4.Сестра просила нас вернуться к вечеру.

Слайд 9

Инфинитив в роли подлежащего: №3 и №5

Проверь себя

3.Бегать по эскалатору запрещается.(=бег)

5.По окончании школы я буду поступать в институт.

Инфинитив в роли сказуемого: №1 и №4

1.Я быстро стал спускаться с холма. (ПГС)

4.Сестра просила нас вернуться к вечеру.

Слайд 10

2.Надо уважать старость.

надо уважать - СГС

4.Сестра просила нас вернуться к вечеру.

вернуться - ДОПОЛНЕНИЕ

5.По окончании школы я буду поступать в институт.

буду поступать - ПГС

6.У него появилось желание убежать отсюда.

убежать – ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7.Ходить по земле босиком – большое удовольствие.

ходить – ПОДЛЕЖАЩЕЕ

8.Он поехал в санаторий подлечиться.

подлечиться – ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

9.В одиночестве способен жить не каждый.

способен жить - СГС

Проверка домашнего задания

Слайд 11

1)семантику предложения;

2)интонацию;

3)задать смысловой вопрос к инфинитиву;

4)определить синтаксическую позицию инфинитива (порядок слов);

5)синтаксическое окружение.

Программа действия

Чтобы определить синтаксическую роль инфинитива, необходимо осмыслить

Слайд 12

Способы определения

синтаксической роли инфинитива

в предложении

с помощью схем-инструкций

Слайд 13

1.Инфинитив в роли подлежащего

Слайд 14

2.Инфинитив в роли сказуемого

Слайд 15

3.Инфинитив в роли дополнения

Слайд 16

4.Инфинитив в роли определения

Слайд 17

5.Инфинитив в роли обстоятельства

Слайд 18

Синтаксическое лото

Слайд 19

Синтаксическое лото

Я буду рисовать портрет

Я начал рисовать

портреты людей, и это

мне понравилось.

Желание рисовать

появилось у меня рано.

Я специально приехал

2.Пришло указание остановить все работы.

указание (какое?)остановить - определение

3.Ни о чём я спрашивать не буду.

(что буду делать?)спрашивать – ПГС (буд.время)

4.Пассажир попросил водителя остановить автобус.

попросил (о чём?)остановить - дополнение

Проверьте ответы

Слайд 23

Домашнее задание

1.В лингвистическую сказку об Инфинитиве записать предложения по аналогии («Синтаксическое лото»).

Можно взять слова:

встретить

остановить

спрашивать

говоритьи др.

2.Придумать финал лингвистической сказки об Инфинитиве.

Посмотреть все слайды

Упражнения по теме «Синтаксические свойства инфинитива»

Упражнение 1.

Спишите, определите, каким членом предложения являются подчеркнутые слова.

1. Я быстро стал спускаться с холма
2. Надо уважать старость.
3. Бегать по эскалатору запрещается.
4. Сестра просила нас
вернуться к вечеру.
5. По окончании школы я
буду поступать в институт.
6. У него появилось желание
убежать отсюда.
7. Ходить по земле босиком – большое удовольствие.
8. Он поехал в санаторий
подлечиться .
9. В одиночестве
способен жить не каждый.


Упражнение 2.

Выделите грамматические основы предложений. Определите тип сказуемых. Определите синтаксическую роль инфинитива.

1. Он боялся идти к врачам.
2. Приходил лакей звать меня к княгине.
3. Старуха ушла хлопотать об отъезде.
4. Он попросил меня похлопотать об отъезде.
5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком.
6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь.
7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня.
8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить.
9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле.
10. Долго будет моросить осенний дождь.
11. И будто в ответ на её слова по реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь.
12. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи.
13. Стали носиться зловещие слухи.
14. Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать.
15. Море временами совсем переставало шуметь.
16. А пурга, словно издеваясь, не хотела униматься.
17. Антоненко приказал людям покинуть баржу.
18. Я не позволю в своём присутствии плохо отзываться о жизни.
19. Завтракать к Наталье Тагилов не пошёл.
20. Она даже не успела поздороваться с ним.


Упражнение 3.

Определите синтаксическую роль инфинитива, учитывая: 1)смысловое значение личного глагола и инфинитива, 2)то, к чему относится действие или признак, обозначаемый глаголами в инфинитиве.

1. Скоро весенний лес будет встречать своих пернатых хозяев.
2. Встречать отца из дальнего плавания – большая радость для нас.
3. Вечером сестра пошла на вокзал встречать своего брата, возвращавшегося из лагеря.
4. Творческий актив школы получил право встречать делегацию из Англии.
5. Наш класс получил право встретить гостей, приехавших на открытие нашего школьного музея.


Упражнение 4.

Определите, в роли каких второстепенных членов предложения выступает инфинитив .

1. Мысль не застать ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце.
2. Что ж, желаю тебе хорошо повеселиться.
3. Капитан Тушин послал одного из солдат отыскивать перевязочный пункт или лекаря.
4. А едем мы теперь искать Палицыно.
5. Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.
6. У меня врожденная страсть противоречить.
7. На следующий год Невзоров поехал учиться за границу.
8. Привычка находить во всем только сменную сторону есть самый верный признак мелкой души, ибо смешное всегда лежит на поверхности.
9. Доктор рекомендовал мне больше двигаться.
10. Логика - это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте.


Упражнение 5.

Запишите предложения, объясните знаки препинания, определите роль инфинитива.

1. Лейтенант выходит выяснить, есть ли связь.
2. Отправляйся проверить, а мы подождем.
3. Были у меня и личные причины поехать в отпуск именно на Кавказ.
4. Иван Ефимович, что вы будете делать после войны?
5. Уточнить сведения помогли в архиве.
6. Дороги начинали раскисать буквально на глазах.
7. Отказаться неудобно.
8. У командира была способность быстро принимать решения.
9. Дивизия продолжала двигаться вперед.
10. Упираясь руками в борта, мы помогали машине выбраться на луг.

Упражнение 6.

Определите, каким членом предложения является инфинитив. Сопоставьте два предложения (см. часть А). Укажите в каждом из них тип сказуемого. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

А. 1) Мы решили поговорить о деле. – Мы приехали поговорить о деле. 2) Я хочу дополнительно заниматься химией. – Я остался после уроков заниматься химией. 3) Туристы решили отдохнуть на берегу озера. – Туристы остановились отдохнуть. 4) Я пришла просить вашей помощи. – Я буду просить вашей помощи. 5) Отец обещал купить мне лыжи. – Мы с отцом пошли в магазин купить лыжи. 6) Всем полезно дышать свежим воздухом. – Вечером мы вышли подышать свежим воздухом. 7) Я пошел мириться с товарищем. – Он не хотел мириться с несправедливостью.
Б. 1) П_сатель начал работать над книгой. 2) Ему рекоменд_вали жить в деревне. 3) Он прин_л решение молчать. 4) Я вышел осв_ж_ся. 5) Ребята решили искупа_ся. 6) Я пр_шел прости_ся. 7) Мне предл_жили выучить монолог Хлестакова. 8) У нее была пр_вычка опаздывать. 9) Брат просил меня встрети_ся с ним. 10) Путники ост_новились отдохнуть. 11) Пут_шестве_ики еще _делали усилие пройти несколько вперед. (Н.Гоголь) 12) На вербную неделю в Петербург пр_е_жали фин_ы катать детей в своих крест_янских санках. (Д.Лихачев) шел умолять вас об одной милости. 2) Вспомните Чаплицкого, которому помогли вы от_гра_ся. 3) Я в_лел ямщику ехать. 4) Я в к_ротких словах об_яснил ему, что я по_сорился с Алексеем Иванычем, а его, Ивана Игнат_ича, прошу быть моим секундантом… 5) Я испугался и стал просить Ивана Игнат_ича н_чего (не)сказывать коменданту… 6) Василиса Егоровна ушла хл_п_тать об от_езд_ дочер_. 7) Я сп_шил в дом св_ще_ика увиде_ся с Мар_ей Ивановной. 8) Ступай: наш батюшка велел впустить офицера. 9) Народ пош_л пров_жать Пугачева. 10) Пугачев вес_ло со мною позд_ровался и велел мне с_ди_ся с ним в кибитку. 11) Он сам [Зурин] вышел на улицу извиня_ся перед Мар_ей Ивановной в (не)вольном (не) доразумени_ и пр_казал вахмистру отв_сти ей лучшую квартиру в город_. 12) В Ларсе ост_н_вились мы ноч_вать. Он [француз] совет_вал нам бросить экипаж в Коби и ехать верхом. 13) Мар_я Ивановна пошла прости_ся с могилами своих родителей, похороне_ых за церк_в_ю. 14) На другой день войска, пр_след_вавшие (не)приятеля, получили приказ возвр_ти_ся в лагерь. (А.Пушкин)

Тест по теме «Синтаксические свойства инфинитива»



1. В каком предложении инфинитив является подлежащим?

1) Жалко было глядеть на него.
2) Какое это большое удовольствие – бродить в лесу!
3) Любить иных – тяжелый крест, а ты прекрасна без извилин.
4) Ученого учить – лишь дело волочить.


2. В каких предложениях инфинитив не является подлежащим?

1) Терпеть не могу менять знакомое на безвестное.
2) Федор, не выпускать его никуда!
3) Давать советы легко, а исполнять трудно.
4) Как-то напрашиваться в дом неловко.


3. В каких предложениях инфинитив является частью сказуемого?

1) Случалось ли ненастной вам порой дня зимнего, при позднем тихом свете, сидеть одним, без свечки в кабинете?
2) Он всегда готов помочь и советом, и делом.
3) Потерять семью не стыдно – не твоя была вина.
4) Потерять башку – обидно, только что ж, на то война. (А.Т.)


4. В каких предложениях инфинитив не входит в состав сказуемого?

1) Иван Иванович был человек солидный, самого тонкого обращения, терпеть не мог грубых или непристойных слов.
2) Ноздрев продолжал хохотать во все горло.
3) Тетушка пригласила оба семейства погостить к себе недели на две.
4) Говорить с ней было легко.


5. Установите соотношение между выделенным словом и его ролью в предложении.

1) Какое это большое удовольствие – бродить в лесу.
2) Священное уменье говорить дано нам.
3) Красиво мерзнет на параде, а греться едет в караул.
4) Боюсь не смерти я, о нет! Боюсь исчезнуть совершенно.

а) дополнение
б) обстоятельство
в) определение
г) сказуемое


6. В каких предложениях инфинитив является дополнением?

1) Попытка решить задачу кратчайшим путем не удалась.
2) Я велел обеим пить по два стакана в день минеральной воды и купаться два раза в неделю в разводной ванне.
3) Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.
4) Все просили ее спеть что-нибудь.


7. В каких предложениях инфинитив не является определением?

1) Пьер сел в коляску с намерением ехать домой.
2) Троекуров велел гостям убираться.
3) Под стук колес писатель быстро набрасывал строку за строкой, боясь упустить рождающийся замысел.
4) Пускаюсь ныне в новый путь от жизни прошлой отдохнуть.


8. В каких предложениях инфинитив является обстоятельством?

1) Так как у нас были каникулы, каждый день мы ходили в Новодевичий монастырь рисовать ландшафты.
2) Чичиков ушел в комнату одеться и умыться.
3) Она сказала это довольно громко и, вероятно, с намерением кольнуть меня.
4) Петрушке приказано было оставаться дома, смотреть за комнатой и чемоданом.


9. Укажите номера предложений, в которых инфинитив не входит в состав сказуемого.

1. На место, к березовому токовищу, мы пришли только под вечер и, как водится, тотчас начали приготовляться к ночлегу. 2. Еще до прилета птиц (глухари слетаются на ток на закате солнца) нужно нарубить дров, приготовить из веток постели. 3. Здесь, у охотничьего костра, я предполагал провести не одну ночь. 4. Вечером, приготовив ночлег, мы разделились. 5. Спутник отправился искать соседние токовища, а я остался один. 6. Проводив приятеля, я затоптал костер, взял ружье и не торопясь направился в ток. 7. Под старой березой я выбрал высокую кочку и, закурив трубочку, приготовился слушать и наблюдать. 8. Еще никогда не доводилось мне видеть на токах такого необычайного количества глухарей. 9. Я сидел очарованный, не шевелясь, боясь двинуться. (по И. Соколову-Микитову)


10. Укажите номера предложений, в которых есть инфинитив, выполняющий функцию определения.

1. Река Белая начала выступать из берегов и затоплять луговую сторону. 2. Отец мой утверждал, что трудно проехать по тем местам, которые были залиты весеннею водою. 3. Но мне все такие препятствия казались совершенно не стоящими внимания. 4. Желание скорее переехать в Сергеевку сделалось у меня болезненным устремлением всех моих помышлений и чувств к одному предмету; 5. Я уже не мог ничем заниматься, скучал и привередничал. 6. Можно было предвидеть и должно было принять меры, чтобы укротить во мне эту страстность, эту способность увлекаться до самозабвения и впадать в крайности. (по С. Аксакову)

Синтаксические свойства инфинитива ()

1. - 3), 4)
2. - 1), 2)
3. - 1), 2)
4. - 3), 4)
5. - 1г), 2в), 3б), 4а)
6. - 2), 4)
7. - 2), 3),4)
8. - 1), 2)
9. - 5), 7), 9)
10. - 4), 6).