Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

С каким материком связан руаль амундсен. Руаль Амундсен: что он открыл и когда? Выход из «Фрамхейма»

Популяризированный и сильно искаженный образ японского камикадзе, сформировавшийся в умах европейцев, имеет мало общего с тем, кем на самом деле они являлись. Мы представляем камикадзе как фанатичного и отчаянного воина, с красной повязкой вокруг головы, человека с разъяренным взглядом за штурвалом старенького самолета, несущегося к цели с криками «банзай!». Но камикадзе были не только воздушными воинами-смертниками, они действовали и под водой. Законсервированные в стальную капсулу - управляемую торпеду-кайтен, камикадзе уничтожали врагов императора, жертвуя собой ради Японии и в море. О них и пойдет речь в сегодняшнем материале.

Прежде чем перейти непосредственно к рассказу о «живых торпедах» стоит ненадолго погрузиться в историю формирования школ и идеологии камикадзе.

Система образования в Японии в середине XX века мало чем отличалась от диктаторских схем формирования новой идеологии. С ранних лет детям внушали, что, умирая за императора, они поступают правильно и их смерть будет благословенна. В результате такой академической практики молодые японцы выросли с девизом «jusshi reisho» («пожертвуй жизнью»).

Плюс ко всему государственная машина всячески скрывала любую информацию о поражениях (даже самых незначительных) японской армии. Пропаганда создавала фальшивое представление о возможностях Японии и эффективно внушила малообразованным детям тот факт, что их смерть - это шаг к тотальной победе Японии в войне.

Уместно вспомнить и Кодекс бусидо, который сыграл важную роль в формировании идеалов камикадзе. Японские воины со времен самураев рассматривали смерть буквально как часть жизни. Они свыкались с фактом смерти и не боялись ее приближения.

Образованные и опытные пилоты наотрез отказывались идти в отряды камикадзе, ссылаясь на то, что они просто обязаны оставаться в живых, чтобы обучать новых бойцов, которым суждено стать смертниками.

Таким образом, чем больше молодых людей жертвовало собой, тем моложе были новобранцы, занимавшие их места. Многие были практически подростками, не достригшим и 17 лет, которым выпал шанс доказать свою преданность империи и проявить себя как «настоящие мужчины».

Камикадзе набирали из малообразованных молодых парней, вторых или третьих мальчиков в семьях. Такой отбор был обусловлен тем фактом, что первый (то есть старший) мальчик в семье обычно становился наследником состояния и поэтому не попадал в военную выборку.

Пилоты-камикадзе получали форму для заполнения и принимали пять клятвенных пунктов:

Солдат обязан исполнять свои обязательства.
Солдат обязан соблюдать правила приличия в своей жизни.
Солдат обязан высоко почитать героизм военных сил.
Солдат обязан быть высоконравственным человеком.
Солдат обязан жить простой жизнью.

Вот так незатейливо и просто весь «героизм» камикадзе сводился к пяти правилам.

Несмотря на давление идеологии и императорский культ, не каждый молодой японец рвался принять с чистым сердцем судьбу смертника, готового умереть за свою страну. У школ камикадзе действительно выстраивались очереди из молодых ребят, но это только часть истории.

Трудно в это поверить, но и в наши дни еще остались «живые камикадзе». Один из них, Кеничиро Онуки, в своих записях рассказывал, что молодые люди не могли не записаться в отряды камикадзе, потому что это могло навлечь беду на их семьи. Он вспоминал, что когда ему «предложили» стать камикадзе, он воспринял идею на смех, но за ночь передумал. Если бы он осмелился не выполнить приказ, то самое безобидное, что с ним могло случиться, - это клеймо «трус и предатель», а в худшем случае - смерть. Хотя для японца все может быть прямо противоположно. Волею случая его самолет не завелся во время боевого вылета, и он остался жив.
История подводных камикадзе не такая веселая, как история Кеничиро. В ней живых не осталось.

Идея создания торпед-самоубийц родилась в головах японского военного командования после жестокого поражения в битве у атолла Мидуэй.

В то время как в Европе разворачивалась известная миру драма, в Тихом океане шла совсем другая война. В 1942 году императорский флот Японии принял решение атаковать Гавайи с крохотного атолла Мидуэй - крайнего в западной группе Гавайского архипелага. На атолле располагалась авиабаза США, с уничтожения которой армия Японии решила начать свое крупномасштабное наступление.

Но японцы сильно просчитались. Битва при Мидуэе стала одним из главных провалов и самым драматичным эпизодом в той части земного шара. При атаке императорский флот лишился четырех крупных авианосцев и множества других кораблей, а вот точных данных относительно людских потерь со стороны Японии не сохранилось. Впрочем, японцы никогда особо не считали своих воинов, но и без того проигрыш очень сильно деморализовал военный дух флота.

Это поражение положило начало череде неудач Японии на море, и военному командованию пришлось изобретать альтернативные пути ведения войны. Должны были появиться настоящие патриоты, с промытыми мозгами, блеском в глазах и не боявшиеся смерти. Так возникло особое экспериментальное подразделение подводных камикадзе. Эти смертники мало чем отличались от пилотов самолетов, их задача была идентичной - пожертвовав собой, уничтожить врага.

Подводные камикадзе для выполнения своей миссии под водой использовали торпеды-кайтены, что в переводе означает «воля небес». По сути, кайтен представлял собой симбиоз торпеды и малой подводной лодки. Работал он на чистом кислороде и способен был развивать скорость до 40 узлов, благодаря чему мог поразить практически любое судно того времени.

Торпеда изнутри - это двигатель, мощный заряд и очень компактное место для пилота-смертника. При этом оно было настолько узким, что даже по меркам небольших японцев, места катастрофически не хватало. С другой стороны, какая разница, когда смерть неизбежна.

1. Японский кайтен в Camp Dealy, 1945. 2. Горящий корабль USS Mississinewa, после попадания кайтена в Ulithi Harbor, 20 ноября 1944 года. 3. Кайтены в сухом доке, Kure, 19 октября 1945 года. 4, 5. Потопленная американскими самолетами субмарина во время кампании Окинавы.

Прямо перед лицом камикадзе находится перископ, рядом ручка переключения скорости, которая по сути регулировала подачу кислорода в двигатель. В верхней части торпеды существовал другой рычаг, отвечающий за направление движения. Приборная панель была напичкана всевозможными устройствами - расход горючего и кислорода, манометр, часы, глубиномер и прочее. У ног пилота располагается клапан для впуска забортной воды в балластную цистерну для стабилизации веса торпеды. Управлять торпедой было не так уж и просто, к тому же обучение пилотов оставляло желать лучшего - школы появлялись стихийно, но так же стихийно и уничтожались американскими бомбардировщиками.

Первоначально кайтен использовали для атак на пришвартованные в бухтах корабли противников. Подводная лодка-носитель с закрепленными снаружи кайтенами (от четырех до шесть штук) обнаруживала вражеские суда, выстраивала траекторию (буквально разворачивалась относительно места нахождения цели), и капитан подлодки отдавал последний приказ смертникам.

По узкой трубе смертники проникали в кабину кайтена, задраивали люки и получали распоряжения по рации от капитана субмарины. Пилоты-камикадзе были абсолютно слепы, они не видели, куда направляются, ведь пользоваться перископом можно было не более трех секунд, поскольку это вело к риску обнаружения торпеды противником.

Сначала кайтены наводили ужас на американский флот, но затем несовершенная техника стала давать сбои. Множество смертников не доплывали до цели и задыхались от отсутствия кислорода, после чего торпеда просто тонула. Чуть позже японцы усовершенствовали торпеду, снабдив ее таймером, не оставляя никаких шансов ни камикадзе, ни врагу. Но в самом начале кайтен претендовал на гуманность. В торпеде была предусмотрена система катапультирования, однако она работала не самым эффективным образом, точнее не работала вообще. На большой скорости ни один камикадзе не смог бы безопасно катапультироваться, поэтому от этого отказались в более поздних моделях.

Очень частые рейды субмарины с кайтенами приводили к тому, что аппараты ржавели и выходили из строя, так как корпус торпеды был изготовлен из стали толщиной не более шести миллиметров. И если торпеда слишком глубоко погружалась на дно, то давление просто расплющивало тонкий корпус, и камикадзе умирал без должного героизма.

Первое свидетельство атаки кайтенов, зафиксированное со стороны США, датируется ноябрем 1944 года. В нападении участвовали три субмарины и 12 торпед-кайтенов против пришвартованного американского судна у берегов атолла Улити (Каролинские острова). В результате атаки одна субмарина попросту затонула, из восьми оставшихся кайтенов два вышли из строя при запуске, два утонили, один исчез (хотя позднее был найден выброшенным на берег) и один, не дойдя до цели, взорвался. Оставшийся кайтен врезался в танкер «Миссиссинева» и потопил его. Японское командование расценило операцию как успешную, о чем немедленно было доложено императору.

Более-менее успешно использовать кайтены удавалось только в самом начале. Так, по итогам морских баталий официальная пропаганда Японии заявляла о 32 потопленных американских судах, включая авианосцы, линейные корабли, грузовые суда и эскадренные миноносцы. Но эти цифры считаются слишком преувеличенными. Американский морской флот к концу войны существенно нарастил боевую мощь, и пилотам кайтенов было все сложнее поражать цели. Крупные боевые единицы в бухтах надежно охраняли, и подбираться к ним незаметно даже на глубине в шесть метров было очень непросто, атаковать разбросанные в открытом море корабли у кайтенов также не было возможности - долгих заплывов они просто не выдерживали.

Поражение при Мидуэе толкнуло японцев на отчаянные шаги в слепой мести американскому флоту. Торпеды-кайтены были кризисным решением, на которое императорская армия возлагала большие надежды, но они не оправдались. Кайтены должны были решить самую главную задачу - уничтожить суда противника, и не важно, какой ценой, однако чем дальше, тем менее эффективным виделось их использование в боевых действиях. Нелепая попытка иррационально использовать человеческий ресурс привела к полному провалу проекта. Война закончилась тотальным поражениям японцев, и кайтены стали очередным кровавым достоянием истории.

Популяризированный и сильно искаженный образ японского камикадзе, сформировавшийся в умах европейцев, имеет мало общего с тем, кем на самом деле они являлись. Мы представляем камикадзе как фанатичного и отчаянного воина, с красной повязкой вокруг головы, человека с разъяренным взглядом за штурвалом старенького самолета, несущегося к цели с криками «банзай!».Японские воины со времен самураев рассматривали смерть буквально как часть жизни.

Они свыкались с фактом смерти и не боялись ее приближения.

Образованные и опытные пилоты наотрез отказывались идти в отряды камикадзе, ссылаясь на то, что они просто обязаны оставаться в живых, чтобы обучать новых бойцов, которым суждено стать смертниками.

Таким образом, чем больше молодых людей жертвовало собой, тем моложе были новобранцы, занимавшие их места. Многие были практически подростками, не достригшим и 17 лет, которым выпал шанс доказать свою преданность империи и проявить себя как «настоящие мужчины».

Камикадзе набирали из малообразованных молодых парней, вторых или третьих мальчиков в семьях. Такой отбор был обусловлен тем фактом, что первый (то есть старший) мальчик в семье обычно становился наследником состояния и поэтому не попадал в военную выборку.

Пилоты-камикадзе получали форму для заполнения и принимали пять клятвенных пунктов:

  • Солдат обязан исполнять свои обязательства.
  • Солдат обязан соблюдать правила приличия в своей жизни.
  • Солдат обязан высоко почитать героизм военных сил.
  • Солдат обязан быть высоконравственным человеком.
  • Солдат обязан жить простой жизнью.

Но камикадзе были не только воздушными воинами-смертниками, они действовали и под водой.

Идея создания торпед-самоубийц родилась в головах японского военного командования после жестокого поражения в битве у атолла Мидуэй. В то время как в Европе разворачивалась известная миру драма, в Тихом океане шла совсем другая война. В 1942 году императорский флот Японии принял решение атаковать Гавайи с крохотного атолла Мидуэй - крайнего в западной группе Гавайского архипелага. На атолле располагалась авиабаза США, с уничтожения которой армия Японии решила начать свое крупномасштабное наступление.

Но японцы сильно просчитались. Битва при Мидуэе стала одним из главных провалов и самым драматичным эпизодом в той части земного шара. При атаке императорский флот лишился четырех крупных авианосцев и множества других кораблей, а вот точных данных относительно людских потерь со стороны Японии не сохранилось. Впрочем, японцы никогда особо не считали своих воинов, но и без того проигрыш очень сильно деморализовал военный дух флота.

Это поражение положило начало череде неудач Японии на море, и военному командованию пришлось изобретать альтернативные пути ведения войны. Должны были появиться настоящие патриоты, с промытыми мозгами, блеском в глазах и не боявшиеся смерти. Так возникло особое экспериментальное подразделение подводных камикадзе. Эти смертники мало чем отличались от пилотов самолетов, их задача была идентичной - пожертвовав собой, уничтожить врага.

Подводные камикадзе для выполнения своей миссии под водой использовали торпеды-кайтены, что в переводе означает «воля небес». По сути, кайтен представлял собой симбиоз торпеды и малой подводной лодки. Работал он на чистом кислороде и способен был развивать скорость до 40 узлов, благодаря чему мог поразить практически любое судно того времени. Торпеда изнутри - это двигатель, мощный заряд и очень компактное место для пилота-смертника. При этом оно было настолько узким, что даже по меркам небольших японцев, места катастрофически не хватало. С другой стороны, какая разница, когда смерть неизбежна.

Мидуэйская операция

Башня главного калибра линкора МУЦУ (Mutsu)

1. Японский кайтен в Camp Dealy, 1945. 2. Горящий корабль USS Mississinewa, после попадания кайтена в Ulithi Harbor, 20 ноября 1944 года. 3. Кайтены в сухом доке, Kure, 19 октября 1945 года. 4, 5. Потопленная американскими самолетами субмарина во время кампании Окинавы.

Прямо перед лицом камикадзе находится перископ, рядом ручка переключения скорости, которая по сути регулировала подачу кислорода в двигатель. В верхней части торпеды существовал другой рычаг, отвечающий за направление движения. Приборная панель была напичкана всевозможными устройствами - расход горючего и кислорода, манометр, часы, глубиномер и прочее. У ног пилота располагается клапан для впуска забортной воды в балластную цистерну для стабилизации веса торпеды. Управлять торпедой было не так уж и просто, к тому же обучение пилотов оставляло желать лучшего - школы появлялись стихийно, но так же стихийно и уничтожались американскими бомбардировщиками. Первоначально кайтен использовали для атак на пришвартованные в бухтах корабли противников. Подводная лодка-носитель с закрепленными снаружи кайтенами (от четырех до шесть штук) обнаруживала вражеские суда, выстраивала траекторию (буквально разворачивалась относительно места нахождения цели), и капитан подлодки отдавал последний приказ смертникам. По узкой трубе смертники проникали в кабину кайтена, задраивали люки и получали распоряжения по рации от капитана субмарины. Пилоты-камикадзе были абсолютно слепы, они не видели, куда направляются, ведь пользоваться перископом можно было не более трех секунд, поскольку это вело к риску обнаружения торпеды противником.

Сначала кайтены наводили ужас на американский флот, но затем несовершенная техника стала давать сбои. Множество смертников не доплывали до цели и задыхались от отсутствия кислорода, после чего торпеда просто тонула. Чуть позже японцы усовершенствовали торпеду, снабдив ее таймером, не оставляя никаких шансов ни камикадзе, ни врагу. Но в самом начале кайтен претендовал на гуманность. В торпеде была предусмотрена система катапультирования, однако она работала не самым эффективным образом, точнее не работала вообще.

На большой скорости ни один камикадзе не смог бы безопасно катапультироваться, поэтому от этого отказались в более поздних моделях. Очень частые рейды субмарины с кайтенами приводили к тому, что аппараты ржавели и выходили из строя, так как корпус торпеды был изготовлен из стали толщиной не более шести миллиметров. И если торпеда слишком глубоко погружалась на дно, то давление просто расплющивало тонкий корпус, и камикадзе умирал без должного героизма.

Более-менее успешно использовать кайтены удавалось только в самом начале. Так, по итогам морских баталий официальная пропаганда Японии заявляла о 32 потопленных американских судах, включая авианосцы, линейные корабли, грузовые суда и эскадренные миноносцы. Но эти цифры считаются слишком преувеличенными. Американский морской флот к концу войны существенно нарастил боевую мощь, и пилотам кайтенов было все сложнее поражать цели. Крупные боевые единицы в бухтах надежно охраняли, и подбираться к ним незаметно даже на глубине в шесть метров было очень непросто, атаковать разбросанные в открытом море корабли у кайтенов также не было возможности - долгих заплывов они просто не выдерживали.

Поражение при Мидуэе толкнуло японцев на отчаянные шаги в слепой мести американскому флоту. Торпеды-кайтены были кризисным решением, на которое императорская армия возлагала большие надежды, но они не оправдались. Кайтены должны были решить самую главную задачу - уничтожить суда противника, и не важно, какой ценой, однако чем дальше, тем менее эффективным виделось их использование в боевых действиях. Нелепая попытка иррационально использовать человеческий ресурс привела к полному провалу проекта. Война закончилась

Японская лодка Тип А младшего лейтенанта Сакамаки в момент отлива на рифе у берега Оаху, декабрь 1941 г.

Японские карликовые лодки Тип С на захваченном американцами острове Киска, Алеутские острова, сентябрь 1943 г.

Японский десантный корабль Тип 101 (S.B. №101 Type) в гавани Курэ после капитуляции Японии. 1945 год.

Повреждённые авиацией транспорт Yamazuki Маrи и карликовая подводная лодка Тип С брошены на берегу Гуадалканала

Сверхмалая лодка Koryu Тип D на верфи Yokosuka Naval Base, сентябрь 1945 г.

В 1961 г. американцы подняли лодку (Тип А), затонувшую в декабре 1941 г. в канале Пёрл-Харбора. Люки лодки открыты изнутри, ряд публикаций сообщает, что механик лодки Сасаки Наохару спасся и попал в плен

Настоящие камикадзе не были террористами. Японские летчики времен Второй мировой добровольно отдавали свою жизнь за родину.


19 октября 1944 года. Остров Лусон, главная база японской авиации на Филиппинах. Совещание командиров истребительных частей проводит вице-адмирал Ониси…

Двух дней пребывания в новой должности вице-адмиралу хватило для того, чтобы понять – ни он, ни подчиненные ему люди не смогут выполнить тех функций, которые на них возлагаются. То, над чем Ониси принял командование, пышно называлось Первым Воздушным флотом – но на деле представляло собой всего лишь три десятка потрепанных в боях
истребителей «Зеро» и несколько бомбардировщиков «Бетти». Для того, чтобы предотвратить американское вторжение на Филиппины, здесь был сосредоточен огромный японский флот, включавший два суперлинкора – «Ямато» и «Мусаси». Самолеты Ониси должны были прикрывать этот флот с воздуха, но многократное превосходство противника в воздушных силах делало это невозможным.

Ониси рассказал своим подчиненным то, что они понимали и без него – японский флот на грани катастрофы, лучшие корабли через несколько дней будут пущены на дно торпедоносцами и пикировщиками с американских авианосцев. Потопить авианосцы с помощью самолетов-истребителей невозможно, даже если вооружить их бомбами. На «Зеро» нет прицелов для бомбометания, а у их пилотов – нужных навыков. Впрочем, был один самоубийственный в полном смысле этого слова выход – истребители, снабженные бомбами, будут врезаться во вражеские корабли! Подчиненные Ониси согласились с вице-адмиралом – иного способа покончить с американскими авианосцами у них нет. Через несколько дней была создана «Эскадрилья специальных атак Божественного ветра» – «Камикадзе Токубецу Когекитай».

Самопожертвование как тактика

Сейчас слово «камикадзе» стало понятием нарицательным, так называют любых террористов-смертников, а в переносном смысле – и просто людей, которые не заботятся о собственной безопасности. Но настоящими камикадзе были не террористы, а солдаты – японские летчики времен Второй мировой войны, добровольно решившие отдать свою жизнь за родину. Конечно, на войне любой рискует своей жизнью, а некоторые даже сознательно ею жертвуют. Нередко и командиры отдают приказы, у исполнителей которых нет никаких шансов остаться в живых. Но камикадзе – единственный в человечества пример, когда смертники были выделены в особый род войск и специально обучались для выполнения своей миссии. Когда в штабах разрабатывали для них тактику, а в конструкторских бюро проектировали специальную технику…

После того, как с идеей использования камикадзе выступил вице-адмирал Ониси, самопожертвование перестало быть инициативой отдельных летчиков и получило статус официальной военной доктрины. Между тем Ониси всего лишь придумал, как эффективнее использовать ту тактику борьбы с американскими кораблями, которую де-факто уже применяли японские пилоты. К 1944 году состояние авиации Страны восходящего солнца было плачевным. Не хватало самолетов, бензина, но прежде всего – квалифицированных пилотов. В то время, как школы в США готовили сотни и сотни новых летчиков, в Японии не существовало сколько-нибудь эффективной системы подготовки резерва. Если преуспевшего в воздушных боях американца тут же отзывали с фронта и назначали инструктором (поэтому, кстати, американские асы не блещут большим числом сбитых самолетов), то японец, как правило, воевал до своей гибели. Поэтому от кадрового пилотского состава, начинавшего войну, через пару лет не осталось почти ничего. Замкнутый круг – малоопытные пилоты действовали все менее эффективно и гибли все быстрее. Сбывалось пророчество погибшего к тому времени адмирала Ямамото: еще в 1941-м один из организаторов атаки на Пёрл-Харбор предупреждал, что к длительной войне его страна не готова.

В этих условиях и появились первые примеры того, как слабообученные японские пилоты, которые не могли попасть бомбой в американский корабль, просто врезались в противника. Пикирующий на палубу самолет сложно остановить – даже если зенитки нанесут ему множество повреждений, он своей цели достигнет.

Адмирал Ониси решил, что подобную «инициативу» можно узаконить официально. Тем более, что боевая эффективность врезающегося в палубу самолета будет гораздо выше, если он начинен взрывчаткой…

Первые массированные атаки камикадзе состоялись на Филиппинах 25 октября 1944 года. Несколько кораблей были повреждены, а эскортный авианосец «Сен-Ло», в который попал единственный «Зеро», – потоплен. Успех первых камикадзе привел к тому, что опыт Ониси решили широко распространить.


Легкая и прочная конструкция "Зеро" давала возможность начинить самолет дополнительным грузом - взрывчаткой

Смерть – не самоцель

Вскоре было сформировано четыре воздушных соединения – «Асахи», «Сикисима», «Ямадзакура» и «Ямато». Туда принимали только добровольцев, ведь гибель в воздушном вылете для пилотов была непременным условием успешного завершения боевой задачи. А к моменту капитуляции Японии почти половина оставшихся в строю морских летчиков была переведена в отряды камикадзе.

Общеизвестно, что слово «камикадзе» обозначает «Божественный ветер» – ураган, который в XIII веке погубил вражеский флот. Казалось бы, при чем тут Средневековье? Однако, в отличие от техники, с «идеологическим обеспечением» у японских военных все было в порядке. «Божественный ветер», как считалось, послала тогда богиня Аматэрасу, покровительница безопасности Японии. Послала в тот момент, когда ничто уже не могло помешать завоеванию ее страны 300-тысячным монголо-китайским войском хана Хубилая. Вот и сейчас, когда война подступила к самым границам империи, страну должен был спасти «Божественный ветер» – на этот раз воплотившийся не в природное явление, а в молодых парней, желающих отдать за отечество свою жизнь. В камикадзе видели единственную силу, способную остановить американское наступление буквально на подступах к Японским островам.

Соединения камикадзе могли казаться элитными по внешним атрибутам их деятельности, но не по уровню подготовки. Попавший в отряд боевой летчик в дополнительном обучении не нуждался. А камикадзе-новичков готовили даже хуже, чем обычных летчиков. Их не учили бомбометанию или стрельбе, что позволяло резко сократить сроки подготовки. По мысли армейского руководства Японии, только массовая подготовка камикадзе могла остановить американское наступление.

О камикадзе можно прочитать массу странных сведений – например, то, что их не учили посадке. Между тем совершенно понятно, что если летчика не научить посадке, то первым и последним для него станет отнюдь не боевой, а первый же учебный вылет! Вопреки распространенному мнению, довольно редким явлением на самолетах камикадзе были сбрасываемые после взлета шасси, не дававшие возможности приземлиться. Чаще всего летчикам-смертникам предоставляли обычный изношенный истребитель «Зеро», а то и пикировщик или бомбардировщик, нагруженный взрывчаткой – и переделкой шасси никто не занимался. Если летчик во время вылета не находил достойной цели, он должен был вернуться на военную базу и ждать следующего задания руководства. Поэтому несколько камикадзе, совершавших боевые вылеты, дожили и до нынешнего дня…

Первые налеты камикадзе произвели тот эффект, на который они были рассчитаны – команды американских кораблей были сильно напуганы. Однако довольно быстро выяснилось, что врезаться во вражеский корабль не так-то просто – во всяком случае, для летчика низкой квалификации. А уж уворачиваться от американских истребителей камикадзе и подавно не умели. Поэтому, увидев невысокую боевую эффективность смертников, американцы несколько успокоились, а японское командование, наоборот, было озадачено. Между тем для камикадзе уже был придуман такой самолет, который, по замыслу его создателей, было бы трудно сбить истребителям. Причем автор идеи Мицуо Ота «пробивал» проект еще до того, как были созданы первые отряды пилотов-самоубийц (что еще раз показывает – идея камикадзе в тот момент носилась в воздухе). То, что было построено по этому проекту на фирме «Йокосука», было скорее не самолетом, а единственной в своем роде управляемой человеком бомбой…


В начале войны "Зеро" наводил ужас на американских летчиков-истребителей, а потом стал грозным камикадзе

Крылатая ракета с пилотом

Крошечный самолетик MXY-7 «Ока» (в переводе с японского «Цветок вишни») напоминал немецкую планирующую бомбу, придуманную в конце войны. Однако это была совершенно оригинальная разработка. Планирующей бомбой управляли по радио с самолета-носителя, а установленные на ней реактивные двигатели давали возможность бомбе маневрировать и не отставать от запустившего ее самолета. «Ока» управлялась сидевшим в ней камикадзе, а реактивные ускорители служили для того, чтобы на подходе к цели разгонять самолет-бомбу до скорости почти 1000 км/ч. Считалось, что на этой скорости «Оки» будут неуязвимы как для зенитного огня, так и для истребителей.

Характерно, что в этот период в штабах велись исследования относительно использования тактики камикадзе и в других сферах. Например, были созданы управляемые человеком торпеды, а также подводные мини-лодки, которые сначала должны были запустить во вражеский корабль торпеду, а потом врезаться в него сами. Летчиков-смертников планировали использовать для таранных атак американских «Летающих крепостей» и «Либерейторов», подвергавших бомбардировкам японские города. Позже появились и… сухопутные камикадзе, толкавшие впереди себя тележку со взрывчаткой. Таким оружием в Квантунской армии пытались справиться с советскими танками в 1945-м.

Но, безусловно, главной целью камикадзе были американские авианосцы. Управляемая крылатая ракета, несшая тонну взрывчатки, должна была если не потопить авианосец, то, по крайней мере, сильно повредить его
и надолго вывести из строя. «Ока» подвешивалась под двухмоторный бомбардировщик «Бетти», который должен был как можно ближе подобраться к американской эскадре. На расстоянии не более 30 км камикадзе пересаживался из бомбардировщика в «Оку», управляемая бомба отделялась от носителя и начинала медленно планировать в нужном направлении. Три твердотопливных ракетных ускорителя работали всего лишь в течение десяти секунд, поэтому включать их надо было в непосредственной близости от цели.

Камикадзе отличались от других японских летчиков шелковыми комбинезонами и белыми головными повязками с изображением восходящего солнца

Первое же боевое применение самолетов-бомб стало настоящим побоищем. Но жертвами были отнюдь не экипажи американских кораблей, а японские летчики. Необходимость подлетать к цели довольно близко
делала бомбардировщики-носители очень уязвимыми – они входили в зону действия палубных истребителей авианосцев и тут же сбивались. А совершенные радиолокаторы, имевшиеся в то время у американцев, позволяли обнаружить приближавшееся соединение противника, будь то группа камикадзе, носители самолетов-бомб, обычные бомбардировщики или торпедоносцы. Кроме того, как выяснилось, разогнавшаяся под действием ускорителей крылатая ракета плохо маневрировала и не очень-то точно наводилась на цель.

Таким образом, спасти Японию от поражения в войне камикадзе не могли – и тем не менее добровольцев, желавших записаться в авиачасти специального назначения, было достаточно вплоть до момента капитуляции. Причем речь шла не только об экзальтированных, не нюхавших пороху юнцах, но и об успевших повоевать летчиках. Во-первых, японский морской летчик так или иначе уже привыкал к мысли о собственной гибели. В американской морской авиации была отлажена эффективная система поиска сбитых пилотов в море с помощью гидросамолетов и подводных лодок (так спасли, в частности, бортового стрелка торпедоносца «Эвенджер» Джорджа Буша, будущего президента США). А сбитый японский летчик чаще всего тонул в море вместе со своим самолетом…

Во-вторых, господствовавший в Японии синтоизм порождал особое отношение к смерти. Эта религиозно-философская система давала пилотам-смертникам надежду после выполнения задания приобщиться к сонму многочисленных божеств. В-третьих, чем дальше, тем более неизбежным казалось поражение Японии, а японские военные традиции капитуляцию не признавали.

Конечно, страшен любой фанатизм. И все-таки пилоты-камикадзе были участниками войны и действовали против армии противника. В этом их принципиальное отличие от современных террористов-смертников, которых без всяких оснований называют этим словом.

Да и те, кто руководил японскими камикадзе, не были циниками, которые хладнокровно распоряжаются чужими жизнями, не желая при этом жертвовать собственной. Вице-адмирал Такидзиро Ониси после капитуляции Японии избрал для себя выход, название которого не нуждается в переводе с японского – харакири.