Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Российская империя в 18 веке кратко. Правление императора Александра I. Особенности образа жизни столичных горожан

2 е тысячелетие до н. э. XX век до н. э. XIX век до н. э. XVIII век до н. э. XVII век до н. э. XVI век до н. э. 1809 1808 1807 1806 … Википедия

Серия памятных монет Банка России «Эпоха Просвещения. XVIII век» Основная статья: Памятные монеты России Содержание 1 Эпоха Просвещения. XVIII век 1.1 3 рубля Троицкий собор … Википедия

3 тыс. лет до н.э. - XVIII век н.э. - 3 тыс. лет до н.э. XVIII век н.э. XIX век 1900 1950 1950 1980 1980 2000 XXI век Около 3 тысяч лет до н.э. Древние египтяне, жители Междуречья и обитатели государств Ближнего Востока собирают … Нефтегазовая микроэнциклопедия

1702, октябрь. Взятие русскими войсками в ходе Северной войны крепости Нотебург (Орешек). 1702 1704. Восстание камизаров в провинции Лангедок (Франция). 1702 1714. Правление в Англии королевы Анны последней из династии Стюартов. 1703, апрель.… … Энциклопедический словарь

- «Век женщин» (XVIII век) Маркиза де Помпадур. Часто в исторической литературе используется этот термин для характеристики XVIII столетия. Несмотря на то, что миром по прежнему правили мужчины, женщины начали играть заметную роль в жизни общества … Википедия

2 тысячелетие XVI век XVII век XVIII век XIX век XX век 1690 е 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 … Википедия

2 тысячелетие XVI век XVII век XVIII век XIX век XX век 1690 е 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 … Википедия

2 тысячелетие XVI век XVII век XVIII век XIX век XX век 1690 е 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 … Википедия

Книги

  • XVIII век как зеркало других эпох. XVIII век в зеркале других эпох , . В сборнике опубликованы статьи участников X Международной научной конференции `XVIII век как зеркало других эпох. XVIII век в зеркале других эпох`, проведенной кафедройистории зарубежной…
  • XVIII век. Топосы и пейзажи , . В сборнике помещены статьи участников IX Международной научной конференции XVIII ВЕК. ТОПОСЫ И ПЕЙЗАЖИ, прошедшей на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова 27-29 марта 2014 г. в…

XVIII ВЕК В МИРОВОЙ ИСТОРИИ

Раздел 4.2. XVIII век в мировой истории:

Мишина И.А., Жарова Л.Н. Европа на пути модернизации

общественной и духовной жизни. Характерные черты

эпохи Просвещения………………………………………….1

Запад и Восток в XVIII веке……………………………………9

Мишина И.А., Жарова Л.Н. «Золотой век» европейского

абсолютизма ………………………………………………….15

И.А.Мишина

Л.Н.Жарова

Европа на пути модернизации общественной и духовной жизни. Характерные черты эпохи Просвещения

XV-XVII вв. в Западной Европе называются эпохой Возрождения. Однако объективно эту эпоху следовало бы характеризовать как эпоху Перехода, потому что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются предпосылки буржуазных общественных отношений, меняется отношение церкви и государства, формируется мировоззрение гуманизма как основы нового ceкулярного сознания. В полной мере становление характерных черт эпохи Нового времени осуществляется в XVIII веке.

XVIII век в жизни народов Европы и Америки - это время величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов. В исторической науке эпоха Нового времени обычно связывается с утверждением буржуазных отношений в Западной Европе. Действительно, это важная социально-экономическая характеристика данной эпохи. Но в Новое время одновременно с этим процессом происходили и другие глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом. Становление в Западной Европе эпохии Нового времени означало цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации.

Модернизация - это сложный многогранный процесс, проте­кавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация озна­чала индустриализацию - постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбаниза­цией - небывалым ростом городов, который привел к преобладаю­щему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию по­литических структур, закладывание предпосылок для формирова­ния гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией - высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.

Все эти неразрывно связанные друг с другом процессы измени­ли эмоционально-психологические установки человека, его ментали­тет. Дух традиционализма уступает место установкам на изменение и развитие. Человек традиционной цивилизации был уверен в стабиль­ности окружающего его мира. Этот мир воспринимался им как нечто неизменное, существующее согласно изначально данным Божествен­ным законам. Человек Нового времени считает возможным познать за­коны природы и общества и на основе этого знания изменить природу и общество в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Государственная власть, социальное устройство общества также лишается божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Не случайно Новое время - это эпоха социальных революций, созна­тельных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового че­ловека. Человек Нового времени, модернизованный человек - это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к измене­ниям, происходящим в окружающей среде.

Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также назы­вают Эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и полити­ке. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепос­тить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.

Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм. Идеологи Просвещения, отражая взгляды и по­требности буржуазии в ее борьбе против феодализма и его духовной опоры католической церкви, рассматривали разум как наиболее важную характеристику человека, предпосылку и наиболее яркое проявление всех его других качеств: свободы, самодеятельности, aктивности и т.д. Человек, как разумное существо, с точки зрения деятелей Просвещения, призван переустроить общество на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право людей на coциальную революцию. Существенную черту идеологии эпохи Просвещения отмечал Ф.Энгельс: «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов какого-то бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй - все должно было быть подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него, мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.20. С.16).

Европа XVIII века в цивилизационном отношении еще представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.

В наиболее ярких, классических формах идеология Просвещения развивалась во Франции. Французское Просвещение XVIII в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни.

Крупнейшими представителями французского Просвещения были: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Ж.-Ж.Руссо, Ш.Монтескье, П.А.Гольбах, К.А.Гельвеций, Д.Дидро.

Общественно-политическая жизнь Франции в XVIII в. характеризовалась большими пережитками феодализма. В борьбе состарой аристократией просветители не могли опереться на общественное мнение, на правительство, относящееся к ним враждебно. Во Франции они не имели такого влияния в обществе, как в Англии и Шотландии, были своего рода «отщепенцами.

Большинство видных деятелей французского Просвещения подвергались преследованиям за свои убеждения. Дени Дидро побы­вал в заключении в Венсенском замке (королевская тюрьма), Воль­тер - в Бастилии, Гельвеций был вынужден отречься от своей кни­ги «Об уме». По цензурным соображениям не раз приостанавлива­лось печатание знаменитой Энциклопедии, выходившей в свет отдельными томами с 1751 по 1772 гг.

Постоянные конфликты с властями создали французским просветителям репутацию радикалов. При всем своем радикализме французские просветители проявляли умеренность и осторожность, когда ставился на обсуждение один из основных принципов, на которых базировалась европейская государственность - прин­цип монархизма.

Во Франции идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную разрабатывал Шарль Монтескье (1689 - 1755). Изучая причины возникновения того или иного госу­дарственного строя, он утверждал, что законодательство страны зависит от формы правления. Главным средством обеспечения законности он считал принцип «разделения властей». Монтескье считал, что «дух законов» того или иного народа определяется объ­ективными предпосылками: климатом, почвой, территорией, рели­гией, численностью населения, формами хозяйственной деятель­ности и др.

Конфликты французских просветителей с католической цер­ковью объяснялись ее идеологической непримиримостью, догматиз­мом, и это исключало возможность компромисса.

Характерные черты эпохи Просвещения, ее проблемы и сам человеческий тип просветителя: философа, писателя, общественно­го деятеля - ярче всего воплотились в творчестве и в самой жизни Вольтера (1694-1778). Его имя стало как бы символом эпохи, дало на­звание целому идейному течению европейского масштаба - вольте­рьянству»).

Большое место в творчестве Вольтера занимают историче­ские труды: «История Карла XII» (1731), «Век Людовика XIV» (1751), «Россия при Петре Великом» (1759). В трудах Вольтера по­литическим антагонистом Карла XII выступает Петр Ш - монарх-реформатор и просветитель. Для Вольтера на первый план выдвинулась независимая политика Петра, ограничившего полномочия церкви чисто религиозными делами. В книге «Опыт о нравах и духе народов» Вольтер написал: «Каждого человека формирует его век, очень немногие поднимаются над нравами своего времени». Он, Вольтер, был таким, каким его создал XVIII век, и он же, Вольтер, был в числе тех просветителей, кто поднял­ся над ним.

Часть французских просветителей надеялась на сотрудниче­ство с властями в решении конкретных проблем управления стра­ной. Среди них выделялась группа экономистов-физиократов (от греческих слов «физис» - природа и «кратос» - власть), во главе которых стояли Франсуа Кенэ и Анн Робер Тюрго.

Сознание недостижимости целей Просвещения мирными, эво­люционными путями побудило многих из них примкнуть к неприми­римой оппозиции. Их протест принимал форму атеизма, резкой кри­тики религии и церкви, характерных для философов-материалис­тов - Руссо, Дидро, Гольбаха, Гельвеция и др.

Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) в трактате «Об общественному говоре...» (1762) обосновал право народа на свержение абсолютизма. Он писал: «Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно, недействителен. Если Английский народ считает себя свободньм, то он жестоко ошибается. Он свободен только во время выборов членов парламента: как только они избраны - он раб, он ничто. В древних республиках и даже монархиях народ никогда не представителей, само это слово было неизвестно.

18 век в Российской истории стал эпохой наиболее существенных преобразований, как политических и экономических, так и социально-культурных.
XVIII век в России прежде всего ассоциируется с царствованием Петра I, прозванного «Великим». Его путь начинается с попытки его сестры Софьи сохранить положение правительницы, для чего она организовала стрелецкий бунт, который был подавлен, а Софья была пострижена в монахини.

Петр организовывает несколько успешных походов, но терпит поражения в сражениях с Турцией. Это, а так же сильные впечатления Петра от положения дел в Западной Европе, подталкивают его к осуществлению реформаторской деятельности, призванной за короткое время сделать из отсталой России современную Европейскую державу.
Царь расформировывает регулярную армию стрельцов и создаёт наёмные войска, куда призывает европейских специалистов, вводит новое летоисчесление, а так же активно борется с традиционализмом своих подчинённых.
Петр I начинает войну со Швецией, которая продлится больше 20 лет.

При этом, в одном из первых же сражений, под Нарвой, войска Петра оказываются разгромлены, в следствии чего царю приходит мысль о необходимости модернизации вооружения. Из-за крайне затруднительного экономического положения в стране, Петр приказывает отливать пушки из церковных колоколов, что вызывало массовые недовольства, а также активно развивает производство оружия и металлургии, судовое, стекольное, полотняное и канатное производство.

Царь вводит обязательную воинскую повинность и отправляет офицеров учиться в Европу. Петр развивает крепостнический труд, вводит крайне жёсткие антикоррупционные законы, всячески способствует развитию торговли в стране.
В итоге, Россия одерживает победу в войне со Швецией, а Петр I нарекает себя императором Российской Империи, в каком виде она и просуществует до своего конца.

Поскольку Пётр Великий не оставил наследника, после его смерти, дальнейшая политическая жизнь страны превращается в постоянную чехарду, что входит в историю как «Эпоха дворцовых переворотов».
В результате этого, в 1762 году, после смерти императора Петра III, на престол восходит его жена — Екатерина II, так же известная как «Великая».

Екатерина Великая запомнилась многочисленными реформами в интересах дворянства, максимальным усилением крепостного права и особым подходом к просвящению — полагая, что прогресс должен касаться исключительно высших слоёв общества. Императрица активно развивает образовательный процесс дворянства в стране, при ней расширяются производственные отрасли, постоянно растёт экономика. Екатерина рационально использует землю: часть завоёванной земли раздаёт дворянам, часть — иностранцам, для освоения.

Одним из самых значимых инцидента за историю правления Екатерины II становится «Пугачевский бунт» — крупномасштабное восстание Российского казачества (яицкого) и крестьянства под предводительством Емельяна Пугачёва. Бунт был успешно подавлен, а его организаторы казнены. После этого яицкое казачество было упразднено.
Екатерина усиливала армию и флот, вела личную переписку с лучшими европейскими умами, привлекала инвестиции в страну. Широкими шагами развивалась наука и культура страны. Во время её правления основывается черноморский флот.
При правлении Екатерины Великой происходило многократное расширение территорий страны. В ходе турецких войн России уходят части территорий на Керчи, Крыма, территории современной Украины. После разделов Речи Посполитой — территории Великого Княжества Литовского.
Конец века ознаменовывается царствованием Павла — сына Екатерины, который упраздняет ряд реформ Екатерины, а на международной арене активно участвует в антинаполеоновских войнах.
В 1801 году император Павел был убит в ходе очередного переворота.

1) Русская литература XVIII века была верным зеркалом русской общественной жизни: все изменения в характере этой жизни полно и точно отразились в литературе. По литературным произведениям этой эпохи можно проследить, как зародилось русское общество, еще отсутствовавшее при Петре Великом, как оно воспиталось под влиянием «просвещенного абсолютизма », как доросло, наконец, до такой степени самосознания, что, при императрице Екатерине II , рискнуло бороться с этим «просвещенным абсолютизмом» во имя самостоятельности своего развития (Новиков , Радищев).

Русская литература 18 века

2) В связи с этим пробуждением самосознания, проснулись в русском обществе и националистические стремления, – вражда к чрезмерному и нелепому преклонению перед иностранным (Фонвизин , Новиков и др.), интерес к русской старине и к простому народу, его быту и творчеству (Екатерина, Чулков , Новиков). Это привело к прояснению в русском обществе двух противоположных мировоззрений – консервативных и либеральных. Вне этих политических стремлений сложились у нас, под влиянием Запада, стремления – 1) масонством обновить христианство, якобы затуманенное «обрядностью», – 2) найти счастье в идеализме чистого сердца и в своей «прекрасной душе» (Карамзин).

3) Все главные моменты в развитии русской жизни XVIII в. носили, по преимуществу, общественный характер. Этот общественный характер впервые в эту эпоху окрасил собою русскую литературу, и с этих пор сделался её отличительной чертой.

4) С развитием общественной жизни в России быстро начали складываться литературные направления, стали созидаться литературные школы. Это указывает на то, как быстро наши литературные вкусы достигли высокой степени развития: в один век мы сравнялись с литературным развитием западной литературы, – в течение одного XVIII века мы покончили с схоластицизмом средних веков, с классицизмом Возрождения , с сентиментализмом и подошла к романтизму и реализму .

5) Таким образом, русская литература отразила на себе последовательно влияния немецкие (при Петре и его преемниках), французские (при Елизавете и Екатерине), англо-немецкие (вторая половина царствования Екатерины) и подошла к попыткам создать национальную русскую литературу – путем скрещения творчества литературного с народной поэзией и древней письменностью (Чулков, Новиков).

6) Интересы к живой действительности, проснувшиеся националистические тенденции, стремление к реализму, определившееся в русской литературе еще с XVII в., – привели к тому, что ложный классицизм выразился у нас слабее, чем в других европейских странах: даже самые яркие псевдоклассики (Ломоносов , Сумароков и др.) сознательно шли в своем литературном развитии к поэзии действительности.

7) С развитием общественной и политической жизни интересы русского общества расширяются. И литература тоже захватывает все более широкие области, – она теперь делается художественным творчеством, поэзией в широком смысле слова, – родной сестрой живописи, музыки и других изобразительных искусств. С этого века она впервые приобретает титул, «изящной», – титул, указывающий на характер её, – или чаще титул «новой», свидетельствующий о том, что она отвечала потребностям не древнерусской жизни, а жизни новой, обновленной быстрым культурным порывом вперед.

8) Понятно поэтому, что «церковный» характер русского миросозерцания, ослабленный уже XVII веком и при Петре, теперь, к концу XVIII века, окончательно уступает место «светскому».

9) Литература освобождается от служения церкви, хотя долго еще не достигает самостоятельности, – на первых порах она переменяет лишь «хозяина»: теперь она служит не церковному благочестию, а той морали, которая была занесена к нам с Запада вместе с камзолами и париками. Весь XVIII век представит нам поучительную картину, как эта мораль будет входить в плоть и кровь русского общества, как от зубрения прописных правил, переведенных с немецкого, русский человек дойдет до глубокого и ясного идеализма сердца.

10) Древняя Русь расправлялась с язычеством, Московская уже хлопотала об исправлении нравов. Россия XVIII века принесла проповедь всечеловеческой нравственности, проповедь служения добру, истине и красоте. Этот век был у нас «эпохой великих открытий»: русские люди и в одах, и в романах, и в драме повторяли на разные лады, что государь – «человек», что он должен служить государству, что он должен подчиняться законам... Такая точка зрения указывала, как далеко отошло русское общество XVIII в. от взглядов Московской Руси на своих державных владык. В этот же век сделали мы другое, не менее важное «открытие» – «и крестьяне чувствовать умеют». Как ни наивно звучат эти слова в наше время, культурное значение их огромно. Они свидетельствуют о том, что в XVIII в. стало определяться в нашей литературе то гуманное отношение к «униженным и оскорбленным» (Чулков, Новиков), которое делается характернейшей чертой многих великих писателей XIX столетия (Гоголь , Достоевский и др.).

11) Постепенно освобождаясь от полубессознательного «служения» идеалам чужой, заимствованной морали, от тенденций отвлеченной нравоучительности, наша литература во вторую половину XVIII века делается вполне сознательной, так как отражает не взятые напрокат настроения и идеалы, но истинные убеждения иной, улучшенной, акклиматизированной у нас, породы людей. Благодаря деятельности Карамзина, русская литература делается «идеалистической», по мировоззрению, – делается свободными изящным искусством («belles lettres»), которое широко захватывает действительность. Она становится зеркалом души писателя (интимная лирика сердца), – в литературу вводится глубокий и тонкий психологический анализ, новая манера письма (Kleinmalerei), поэзия природы, поэзия интимной жизни.

Восемнадцатый век в истории России ознаменовался правлением двух великих просвещённых монархов – реформаторов, Петра I и Екатерины II. Россия в 18 веке кратко характеризуется не только дворцовыми переворотами, ужесточением крепостной зависимости, крестьянскими и стрелецкими бунтами, но и военными победами, развитием образования, модернизацией армии, флота и общества в целом.

Императоры России в 18 веке

Первым российским императором был провозглашён Пётр, произошло это в 1721 году, после того, как Россия победила Швецию в Северной войне. На престол же его возвели в десятилетнем возрасте в 1682 году Нарышкины при поддержке патриарха Иоакима. Вторым претендентом на трон был Иван Алексеевич, который был слаб здоровьем. Однако, родственники царевны Софьи и Ивана Алексеевича Милославские побудили стрельцов к бунту, который завершился убийством многих сторонников матери Петра, после этого фактическим правителем стала царевна Софья.

Иван и Пётр были провозглашены царями. Во время правления царевны Софьи, Пётр находился вдали от дворца. В сёлах Преображенском и Семёновском из своих сверстников он создал два «потешных полка», из которых, со временем, стали элитными подразделениями настоящей армии Петра. Не имея возможности получить необходимые ему знания у соотечественников, будущий Император проводил много времени в Немецкой слободе, знакомясь с иностранцами и изучая их образ жизни, начал роман с Анной Монс.

Наталья Кирилловна, Мать Петра I, недовольная поведением сына, женила его на Евдокии Лопухиной, которая родила Петру двух сыновей, Алексея и Александра. Царевна Софья, не желавшая отдавать власть, попыталась организовать новый стрелецкий бунт, но большинство войск остались верными Петру. Софья попыталась бежать, но в Воздвиженском была возвращена в Москву и вскоре заточена в Новодевичьем монастыре. Иван Алексеевич отдал всю власть Петру, но формально оставался соправителем до самой смерти в 1696.

В 1697-1698 годах I в составе Великого Посольства, под именем Петра Михайлова, урядника преображенского полка, отправился в Европу. После нового стрелецкого мятежа, Пётр вернулся в Москву, где начал дознание, в результате которого были казнены несколько сотен стрельцов, а Евдокия Лопухина насильно отправлена в Суздальский монастырь. После возвращения из Европы Пётр начал свои преобразования, решив изменить Россию по европейскому образцу.

Сначала своими указами он добился внешнего подражания европейцам в одежде и манерах, ввёл летоисчисление от рождества Христова, празднование Нового Года - первого января. Затем последовали более значительные структурные реформы. Была реформирована армия, государственное управление, российская церковная иерархия была подчинена государству. Также, Пётр провёл финансовую реформу. Для преобразований и военных походов нужны были образованные люди. Поэтому, были открыты школы: математических и навигацких наук, медицинская, инженерная. А в Петербурге – морская академия.

Для строительства в 1704-1717 гг. Петербурга, так же, как и для работы на фабриках и заводах, использовался труд крепостных. Для обучения детей грамоте, в провинции открывались цифирные школы. Результатом проведения военных реформ были победы Петра в Северной войне 1700-1721 гг., Каспийском походе 1722-1723 гг., благодаря чему Российская Империя получила выход к Балтийскому морю и ряд территорий. Однако, были и неудачная Русско-турецкая война, в результате которой Россия утратила выход к Азовскому морю. В 1712 году Пётр женился во второй раз на Екатерине Алексеевне, от которой ему осталось две дочери Анна и Елизавета.

В 1725 году, когда Пётр умер, именно Екатерина стала первой императрицей России. Однако, фактически, страной в это время правил Меньшиков и Верховный Тайный Совет, созданный по инициативе А.П. Толстого. В это время Россия не вела значительных войн. Правительство Екатерины в 1726 г. Заключило союзный договор с Австрией, также, в это время была создана Академия наук и прошла экспедиция Беринга. В 1727 году, Екатерина умерла, а императором стал Пётр Второй, от имени которого управлял страной сначала Меньшиков, а потом князья Долгорукие. Его правление тоже не было долгим. В 1730 году Пётр умер от оспы.

После него правила Анна Иоановна, приглашённая на престол Тайным Советом с условием ограничения полномочий. Однако, позже она восстановила абсолютизм. Анна провела некоторые реформы: реформа армии, упорядочение работы гос. учреждений, декларация справедливого суда, реформа Сената, реформа флота. Также, учредила Канцелярию тайных розыскных дел, занимавшуюся поиском заговорщиков и просто недовольных, всё это происходило с огромными злоупотреблениями, которые позже связали с именем фаворита императрицы Бирона.

Внешняя политика была продолжением политики Петра. В 1740 году Анна умерла и оставила наследником малолетнего Иоанна Антоновича, регентом при котором стал Бирон, а после – мать императора, Анна Леопольдовна.. В 1741 году его свергла . Она продолжила политику своего отца, ПетраI. Восстановила Сенат, упразднила кабинет министров, деятельность Тайной канцелярии стала незаметной. Елизавета провела перепись населения, отменила таможенные пошлины внутри страны, провела налоговую реформу, расширила права дворянства.

При ней произошла реорганизация учебных заведений, основана Академия художеств, а также Московский университет. Были построены Зимний и Екатерининский дворцы, архитектором которых был Растрелли. В результате Русско-шведской (1741-1743) и Семилетней (1756-1763) войн Россия получила Кюменегорскую и часть Саволакской провинции, некоторые земли в Пруссии. Елизавета умерла в 1761 году, императором стал Пётр. При нём была упразднена Тайная канцелярия, он начал секуляризацию церковных земель, был издан «Манифест о вольности дворянства».

В 1762 году в результате дворцового переворота был свергнут своей женой, Екатериной II. Она провела губернскую, судебную реформы, усилила армию, флот, усилила бюрократический аппарат, увеличила эксплуатацию крепостных. При Екатерине были созданы городские школы, училища, открыт Смольный институт благородных девиц, после этого– Воспитательное общество благородных девиц. В Академии наук были открыты анатомический театр, обсерватория, ботанический сад, физический кабинет, библиотека, мастерские.

Борьба с эпидемиями стала государственным мероприятием, введено оспопрививание, открыто много больниц и приютов. Во время правления Екатерины было несколько заговоров и бунтов: Крестьянская война, предводителем которой был Емельян Пугачёв, 1773-1775 гг., в 1771 г. - Чумной бунт. С воцарением Екатерины начался новый территориальный рост Российской Империи. В 1774 г., после турецкой войны, России отходят важные крепости в устьях Дона, Днепра и Керченском проливе. В 1783 Екатерина присоединяет Крым, Кубань и Балту.

После второй турецкой войны – прибрежная полоса между Днестром и Бугом. А после разделов Польши – часть Белоруссии, Волынскую, Подольскую и Минскую области, литовские губернии, герцогство Курляндское. В 1796 году Екатерина Великая умерла, на престол взошёл Павел. Он провел несколько контрреформ. Павел принял закон о престолонаследии, фактически исключающий женщин из претендентов на престол, ослабил позиции дворянства, улучшил положение крестьян, провёл административную реформу, направленную на централизацию власти, усилил цензуру. В результате военной реформы, большее внимание стало уделяться внешним атрибутам службы.

Основное направление во внешней политике Павла – борьба с Францией, для чего Россия вступает в антифранцузскую коалицию. Главнокомандующим войсками был , который освободил Северную Италию и совершил переход через Альпы. Однако вскоре Россия прекратила союз с Австрией и отозвала войска из Европы. А в 1800 году Павел даже начал подготовку к заключению союза с Наполеоном. Планам этим не суждено было сбыться. В 1801 году Павел был убит в собственном дворце.

Основные события и войны в истории России в 18 веке

  • упразднение патриаршества в 1700 г.,
  • основание Санкт-Петербурга в 1703 г., Булавинское восстание 1707-1708 г.,
  • реформа административного управления 1708 г.,
  • каспийский поход 1722-1723 гг.,
  • учреждение коллегий 1718-1721 гг.,
  • административная реформа 1719 г.,
  • принятие Петром императорского титула,
  • русско-персидская война 1722-1723 гг.,
  • «Табель о рангах» 1722 г.,
  • Учреждение Академии наук 1724 г.,
  • царствование Екатерины I 1725-1727 гг.,
  • царствование Петра I 1727-1730 гг.,
  • царствование Анны Иоановны 1730-1740 гг.,
  • Русско-турецкая война 1735-1739 гг.,
  • Русско-шведская война 1741-1743 гг.,
  • царствование Елизаветы Петровны,
  • правление Петра III 1761-1762 гг.,
  • царствование Екатерины III 1762-1796 гг.,
  • Комиссия об Уложении 1767-1768 гг.,
  • Чумной бунт в 1771 г.,
  • Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва 1773-1775 гг.,
  • Победы под командованием Суворова под Кючук-Кайнарджи и Карасу 1772 г.,
  • Кючук-Кайнарждийский мир 1774 г.,
  • основание Черноморского флота в 1779 г.,
  • присоединение Крыма 1783 г.,
  • Русско-турецкая война 1787-1791гг.,
  • Русско-шведская война 1788-1790 гг.,
  • Царствование 1796-1801 гг.

Герои России в 18 веке

Григорий Александрович Потёмкин-Таврический участвовал в сражениях русско-турецкой войны 1768–1774 гг., способствовал освоению Северного Причерноморья, создавал и укреплял Черноморский флот, ликвидировал Запорожскую Сечь, а в 1783 г. Присоединил к Российской Империи Крым. Подчинёнными Г.А. Потемкина были такие флотоводцы и военачальники как А.В. Суворов, Н.В. Репнин, Ф.Ф. Ушаков. Александр Васильевич Суворов во время русско-турецкой войны 1768–1774 гг. нанёс несколько поражений турецкой армии, командовал войсками в Крыму в 1776–1787 гг., в 1790 г руководил штурмом крепости Измаил, во время Итальянского похода 1799 г. разгромил французов нескольких сражениях.

Федор Федорович Ушаков участвовал в русско-турецкой войне 1768–1774 г., совершил несколько походов в Средиземное море из Балтийского, руководил постройкой Черноморского флота, которым командовал с 1790 г., уничтожил турецкий флот в решающем сражении у мыса Калиакрия в 1791 г., возглавил черноморскую эскадру в войне против Франции, но был отозван Павлом в 1800г.

Итоги 18 века для России

Итогами политики России в 18 веке стало значительное увеличение территории, завоевание выходов к Балтийскому и Чёрному морям, модернизация армии, создание и модернизация военного флота, основание многих учебных заведений, в том числе, и для женщин, усиление крепостной зависимости, структурные преобразования всех сфер жизни общества.