Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Роль классного руководителя во взаимоотношении семьи и школы. Образовательный портал

классный руководитель родитель школьник

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка.

В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу .

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения .

Формы работы:

Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. После посещения семьи учитель делает краткие записи своих наблюдений, выделяет главное, намечает пути работы с данной семьей.

Посещение семьи во второй и третий раз учитель планирует, учитывая результаты предварительного знакомства, поведение ученика в классе, отношение родителей к своим обязанностям, их участие в жизни школы. При повторном посещении семьи учитель уже знает, что нужно посоветовать именно этим родителям в организации жизни и воспитательном воздействии на ученика дома.

Главная его задача - выяснить, все ли возможное делается в семье для правильного воспитания ребенка. Получив дополнительные сведения, учитель уточняет для себя индивидуальные особенности ученика и в зависимости от этого может дать родителям какие-то новые рекомендации .

Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения .

Анкетирование как метод исследования позволяет, учителю одновременно получить массовую информацию. Например, нужно знать, какие трудовые поручения дети имеют, каков их характер (разовые, постоянные) и др. Анализируя анкеты, обобщая их, учитель может сделать выврд о том, как решается вопрос воспитания детей в семьях, сравнить полученные данные с данными предыдущих лет, увидеть тенденцию развития.

Но анкетирование может не дать обстоятельных результатов. Мы уже говорили о том, что не всегда в анкете родители; дают истинный ответ. Иногда эти ответы требуют уточнения. Тогда учитель одновременно дает анкету для заполнения родителям, их детям (или проводит устный опрос) и сам отвечает на поставленные вопросы, используя свои наблюдения за поведением ребенка. Так, например, учителю интересно будет узнать, как семья занимается вопросами нравственного воспитания детей. Одновременно дается анкета для заполнения родителям (можно это сделать на классном собрании), затем детям (можно и устно опросить родителей и детей по этим вопросам)

Анкета родителям

  • 1. Какие положительные качества хотите воспитать у вашего ребенка?
  • 2. За что хвалите, за что наказываете?
  • 3. Как поощряете? Как наказываете?
  • 4. Какие качества характера ребенка вам не нравятся?
  • 5. Чем увлекается ваш ребенок, его любимое занятие?

Анкета детям:

  • 1. Какие качества твоего характера родителям нравятся?
  • 2. За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
  • 3. Как тебя поощряют, за что? Как наказывают и за что?
  • 4. Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
  • 5. Что ты любишь делать, твое любимое занятие?

Получив ответы на эти вопросы от родителей и их детей, имея свою характеристику каждого ребенка, учитель может сделать определенные выводы о воспитании детей в семье. Нередко приходится встречаться с таким положением, когда родители не знают своих детей, переоценивают их способности, что приводит к ошибкам в воспитании .

Сочинения как метод изучения учитель применяет в тех случаях, когда желает получить подробные, неоднозначные ответы на отдельные вопросы. Например, на одном из классных собраний можно поговорить с родителями о том, как надо намечать перспективу в воспитании ребенка, подумать о его завтрашнем дне. Для этого можно попросить родителей написать небольшое сочинение на тему «Каким бы я хотела (хотел) видеть своего сына (дочь) к окончанию школы?» или «Хороший сын (дочь), по-моему, это…». Сочинения можно поручать и детям: «Как я провел лето», «Как мы отдыхаем в выходные дни», «Наша любимая книга, в семье» и др. .

Метод обобщения независимых характеристик используется учителем тогда, когда необходимо получить наиболее полные знания о семье, уровне ее духовного развития. Для этого учитель беседует с родителями, с соседями по квартире, с представителями общественных организаций, где родители работают, членами родительского комитета класса. Обобщенные сведения помогут учителю более обстоятельно оценить уровень духовного развития семьи и ее влияние на воспитание школьников. Но этим методом надо пользоваться очень осторожно, тактично .

Для выявления тенденции в развитии отдельных качеств личности ребенка можно договариваться с родителями о ведении дневника наблюдения за ребенком. Этот дневник родители ведут на протяжении продолжительного времени, при встрече с учителем обсуждают результаты наблюдений, намечают новые перспективы и конкретные задачи на ближайшее время .

Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого-педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.

Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.

Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблемы .

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Это - координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач .

Организация совместных досуговых мероприятий.

Во многих школах родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры - все то, чем семья увлекается в свободное время

Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее один-два энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это спортсмены, тренеры, которые организуют различные спортивные секции или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры.

Кружки могут работать и вне школы. И если у какой-то мамы есть возможность собирать у себя дома девочек, она может возглавить домашний кружок или клуб, например «Хозяюшка», и этим оказать огромную помощь в воспитании будущих матерей и хозяек дома.

Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы, в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров .

Университет педагогических знаний - это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции - непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», и т.д.

Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.

Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», и т.п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты.

Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.

Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т.д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации .

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы .

Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута - уважение к позиции и мнению любого участника.

Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа - за и против»

Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий .

Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность .

Таким образом, работа с родителями - неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Эта работа приносит успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя. Школа и семья преследуют единую цель в образовании и воспитании ребенка, поэтому они должны работать совместно. Взаимосвязь с родителями является обязательной при желании развивать способности каждого ученика в школе и за ее пределами. Учитель является связывающим звеном между школой и семьями учащихся.

Взаимодействие классного руководителя и семьи в воспитании ребёнка

Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей.
В.А. Сухомлинский

Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи и школы. Интерес понятен: ведь семья и школа – это два общественных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.

В настоящее время, благодаря государственной политике в сфере образования, наметились положительные тенденции, определяющие воспитание как приоритетную сферу. Сегодня под воспитанием понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст бла­гоприятные условия для развития ребенка.

От успешности работы классного руководителя зависит уровень воспитанности учащихся и межличностные отношения в классном коллективе.

Ставя главной задачей раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире строю свою работу с классом по методике КТД, где каждый ребёнок получает реальные возможности для самореализации, а также созданы условия для всестороннего развития их личности. Успешность воспитательной работы в классе зависит от много. Нужно помнить, что «ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь». При составлении воспитательной программы учитываю всё до мелочей.

Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Он координирует усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию о наклонностях воспитанников, материально-бытовых условиях, психологическом климате в семье, требования родителей к обучению и воспитанию в школе и дома. Классный руководитель также организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность.

Сегодня мы говорим о преемственности: детский сад – начальная школа –переход в среднее звено. Переход детей в среднее звено – важный этап в жизни детей и родителей. Старый школьный афоризм гласит:»Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями». Как же привлечь родителей к совместному воспитательному процессу? С первых дней необходимо выстраивать взаимоотношения с родителями учащихся.

Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Обостряются семейные проблемы на государственном уровне. Это приводит к конфликтам внутри семей и часто к распаду семьи.Сегодняшняя семья в корне изменилась. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Работа школы с родителями и родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка. Одним из условий стабильности семьи и нормального развития ребенка является сотрудничество родителей с классным руководителем.

Одним из разделов воспитательной программы является раздел «РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ». Всё начинается с первого родительского собрания (5 класс, добиваюсь 100% явки родителей, на котором я представляю родителям свою воспитательную систему. К собраниям необходимо готовиться так, чтобы у родителей было желание их посещать. И только деловое сотрудничество с родителями. Традиционными становятся ежегодные конференции отцов. Разные формы проведения (круглый стол, дискуссия).

Совместные мероприятия с родителями, вылазки на природу, поездки в театр, планетарий, вылазки на природу, привлекаю родителей к подготовке классных часов, бесед.

Огромную роль в сотрудничестве родителей и школы играет родительский комитет. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в школьном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей. К выбору родительского комитета подхожу очень серьёзно.

Вам понравился рецепт?Ставьте "Класс!", чтобы сохранить рецепт на своей страничке

Именно так, подходя к работе с семьёй, я нахожу ключик к каждой семье, взаимопонимание и поддержку и система, по которой я работаю, очень значима и престижна как для детей, так и для родителей.

Работа с родителями

Цель – психолого-педагогическое просвещение (повышение уровня психолого-педагогической компетенции), вовлечение родителей в образовательное пространство каждого ребенка, что достигается через осознание каждым родителем значимости познавательной деятельности ребенка, ее особенностей, специфики и зависимости от благоприятного климата в семье; помощь в решении различного рода кризисных ситуаций.

ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

Сентябрь

Родительский всеобуч

Нравственность как основа успешности образовательного процесса

Конференция отцов

Истинное воспитание ребенка в воспитании самих себя

Дискуссионный клуб

Нелёгкий разговор о требовательности

Жизненные цели подростка

Круглый стол

Проблемы формирования здоровья современного подростка

Консультации для родителей: (родительская суббота)

1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

2. Плохая память ребенка. Как ее развить?

3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

4. Наказания детей. Какими им быть?

5. Тревожность детей. К чему она может привести?

6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

7. Грубость и непонимание в семье.

8. Талантливый ребенок в семье.

9. Друзья детей – друзья или враги?


Дьяконова Ираида Фёдоровна, МАОУ СОШ № 50 , учитель начальных классов, Республика Татарстан

Аннотация
Что нужно для успешного сотрудничества классного руководителя и семьи? В своей работе рассматриваю особенности деятельности классного руководителя по взаимодействию с семьёй школьника. Взаимодействие педагогов, родителей и детей может быть успешным, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют планирование, подводят итоги деятельности. Одна из главных задач классного руководителя - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.

Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.

Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправ-ленной и длительной работы классного руководителя, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знания особенностей и условий семейного воспитания ребёнка.

Семья рассматривается как начальная структура членов об-щества, связанных между собой родственными отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга моральную ответственность.

Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:
- однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по воспитанию и уходу за младшими сёстрами и братьями;
- молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей. Влияние старшего поколения снижается; остаются не востребованными их жизненный опыт, мудрость. Дети лишаются ласки, внимания бабушек и дедушек;
- основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитывать ребёнка надо, пока он маленький и «лежит поперёк лавки, а не вдоль»;
- осложнение семейного воспитания из-за обострения социальных и экономических трудностей (низкий прожиточный минимум);
- гипертрофированная политизация общества, когда родители увле-каются просмотром телепередач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а на общение с детьми не остаётся времени.

Классный руководитель должен быть заинтересован в том, чтобы оказывать помощь молодым родителям в овладении содержа-нием и организацией воспитания детей в семье. Для этого важно знать типы семей, которые классифицируются:
- по количеству детей: многодетные, молодёжные, однодетные и бездетные;
-по составу:1) только супруги, 2) родители и дети,3) дети, родители родителей;
- неполная семья: только один из родителей воспитывает ребёнка;
- внебрачная семья: когда женщина рожает и воспитывает детей, не зарегистрировав брак.

Исследования психологов, социологов, педагогов показывают, что семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют их судьбу.

В педагогике рассматривается классификация семей и по характеру взаимоотношений. Мы, педагоги, делим семьи на «благополучные» и «неблагополучные». Их признаки:
- в «благополучной» семье оба родителя работают, имеют достаточ-но благополучное материальное положение, занимаются вопросами воспитания детей.
- «формально-благополучные» благополучие нередко носит видимый характер, т.е. определяется лишь анкетными данными, семья не занимается воспитанием детей;
- «неблагополучные» семьи, где явно просматриваются дефектные воспитания -постоянные окрики, наказания детей. Создаёт надлом в душе ребёнка, это делает его ущербным, он не может найти своё место в семье, а потом и в жизни;
- родился новый тип: семьи «новых русских» высокообеспеченные и сверх обеспеченные. Социологи и психологи фиксируют в этих семьях наивысший кризис в семейных отношениях и воспитании детей.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей мо-жет быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребёнку и организацию совместной деятельности, изучение ребёнка в семье и в школе с помощью специальных методик и составления программ его развития.

Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать их к делам школы.
Основными формами работы с семьёй являются: групповые и индивидуальные.

К индивидуальным формам можно отнести: беседы с роди-телями по вопросам воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи.
При посещении семьи желательно соблюдать следующие условия:
- не приходить в семью без предупреждения;
- не планировать свой визит более, чем на 5- 1О минут (чтобы не быть обременительным);
- не вести беседу стоя, у входа, в верхней одежде (родители могут растеряться), придите им на помощь: «Разрешите раздеться, где у вас можно присесть и поговорить»;
- нельзя вести беседу в агрессивных тонах;
- не поучайте родителей, а советуйте;
-- желательно вести беседу при ребёнке, выбрав щадящую для него форму и содержание.

Групповые формы. Наиболее эффективными в последнее время становятся родительские собрания, которые претерпели изменения в структуре и содержании. Существенное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагогов на родительских собраниях. Монолог учителя на собрании должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем.

Структура проведения родительского собрания. Собрание организуется 1 раз в месяц или четверть, в зависимости от возраста детей и особенностей класса. В начале учебного года на первой встрече с родителями через анкетирование родителей, важно опре-делить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встречаться, получить консультацию). Тематика родительских собраний примерно может быть такой: «Первый раз в первый класс», «Умеете ли вы любить своего ребёнка», «Один день в жизни вашего ребёнка», «Как воспитать себе помощника», «Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребёнка», «Воспитание трудолюбия в семье» и т.д.

Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создание своего рода программы для того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.

Готовясь к собранию, желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги или использовать домашние сочинения детей. (Примеры 2-х анкет).

Важно заранее продумать оформление классной комнаты (оформить выставку, выпустить тематическую газету, подобрать литературу для родителей, подготовить небольшое выступление детей).

Не менее значима форма приглашения родителей на собрание. Например:
Уважаемая Татьяна Ивановна и Игорь Григорьевич!
Приглашаем, Вас на родительское собрание, которое состоится 10 сентября 2005 г. в 18.00 часов в школе.
Тема собрания: «Влияние семейной атмосферы на успеваемость учащихся». Классный руководитель: Иванова Нина Ивановна.

Следует продумать и окончание родительского собрания. В конце встречи можно предложить родителям рекомендации в виде памяток. (Памятки прилагаются).

Примерная структура родительского собрания.
Начало собрания должно быть в строго установленное вре-мя. Родители привлекают к такому требованию и стараются его при-держиваться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.
1. Вступительное слово классного руководителя 5 минут (представление гостей).
2. Анализ анкет родителей классным руководителем, чтобы ярче обнаружить проблему встречи (5-7 мин.)
3. Вступление по теме: специалист или классный руководитель. Вы-ступление должно быть ярким, лаконичным, доступным (10-15 мин.)
4. Обсуждение проблемы родителями (20 мин.)
5. Анализ успеваемости класса классным руководителем. Начинать только с положительных результатов. Никогда не называть по фами-лиям отстающих, недисциплинированных детей, не «клеймить их позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.

В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Предлагает взять памятку о прошедшей встрече.

Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей ко-торых есть проблемы в обучении, поведении, для выяснения причин и совместного решения в их преодолении.

Активными формами взаимодействия могут быть: конференции по обмену опытом семейного воспитания; вечера вопросов и ответов, диспуты; встречи с учителями, администрацией, специалистами (медиками, психологами)

Классный руководитель привлекает родителей к управлению работой школы и к организации деятельности классов, что предполагает:
- обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей, жизни школы;
- участие родителей в организации воспитательной работы, помощь в подготовке праздников, в организации экскурсий;
- помощь в оформлении;
- ремонт кабинета;
- создание органов самоуправления (родительский комитет, проблемные группы).

Одна из главных задач классного руководителя - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.

С этой целью целесообразно проводить в школе «Праздник семьи», конкурс «Семья года», соревнования с участием бабушек и внучек, мам и дочерей, отцов и сыновей, выставки семейных творче-ских работ. Могут проводиться совместные творческие встречи, где рассказывают о своих семейных традициях, увлечениях, знании родословной своей семьи.

Педагогу важно создавать ситуации для воспитания уважи-тельного отношения детей к своим родителям. Этому могут способствовать:
- поздравления с праздником, днём рождения (подарки, сюрпризы);
- сочинения, тематика которых связана с рассказом о своих близких; рассказы о профессиях своих родителей;
- организация выставок результатов труда родителей.

Классный руководитель должен познакомить родителей с правовыми основами семейного воспитания детей: с конституцией страны, законодательными документами о браке, семье, правах ре-бёнка и защите детства. Важное место среди документов занимает международная конвенция ООН о правах ребёнка, принятая в 1989 году.
Деятельность классного руководителя плодотворна и эффективна, если учащиеся с радостью идут на контакт, готовы к совместной работе, хорошо воспринимают материал. Это говорит о том, что педагог регулярно проводит с детьми воспитательные мероприятия.
Таким образом, успешное взаимодействие классного руководителя и семьи, заключается в изучении учащихся, организации и воспитании классного ученического коллектива, повышении качества знаний и укрепления дисциплины, организации и проведении внеурочной и внеклассной воспитательной работы, координации воспитательной деятельности учителей, работы с родителями учащихся.

АНКЕТА
«Воспитание трудолюбия в семье»
1. Распределены ли трудовые обязанности по обслуживанию семьи?
а) Да;
б) Нет.
2. Имеет ли ребёнок трудовые обязанности в семье?
а) Да в) Эпизодические
б) Нет г) Не имеет д) Постоянные;
3. Как относится ребёнок к их выполнению?
а) Выполняет охотно;
б) Уклоняется;
в) Пассивен;
г) Только за вознаграждение.
4. Поощряете ли Вы ребёнка за выполнение трудовых поручений?
а) Да;
б) Нет.
5. Наказываете ли Вы ребёнка за невыполнение?
а) Да;
б) Нет;
в) Иногда.
6. Привлекаете ли ребёнка к совместной работе?
а) Да;
б) Нет; .
в) Иногда.
7. Есть ли в семье разногласия во взглядах на трудовое воспитание ребёнка?
а) Да;
б) Нет.
8. Знаете ли ребёнок об этих разногласиях?
а) Да;
б) Нет.
9. Какой труд Вы предпочитаете для ребёнка в будущем?
а) Физический;
б) Интеллектуальный.

АНКЕТА
«Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребёнка»
1. Знаете ли Вы, от чего зависит психологический настрой ре-бёнка на весь день.
а) Да;
б) Нет.
2. Считаете ли Вы нужным использовать возможность дойти до школы
вместе с ребёнком?
а) Да, я часто так делаю;
б) Нет, я не вижу в этом необходимости;
в) Нет, но хотелось бы знать мнение других.
3. Какой вопрос Вы задаёте ребёнку по возвращении его из школы?
а) «Какие оценки ты сегодня получил?»;
б) «Что было интересного в школе?»;
в) «Что ты сегодня натворил?».
4. Что Вы знаете о том, как следует реагировать на успехи и неуда-чи ребёнка
в школе?
а) Я много об этом читал, знаю многое;
б) Я мало что знаю об этом;
в) Не знаю ничего.
5. Знаете ли Вы, что создаёт в семье обстановку сует, что служит перегрузкой
для нервной системы ребёнка?
а) Да, я знаю;
б) Знаю, но хотелось бы знать больше;
в) Не знаю ничего.
6. Нужен ли Вам совет на тему осуществления контроля за работой ребёнка дома и оказания разумной помощи?
а) Да, он необходим;
б) Нет.
7. Считаете ли Вы, что агрессивные интонации являются неотъем-лемой
частью воспитательного процесса в семье?
а) Да, это единственный способ воздействия на ребёнка;
б) Да, но я избегаю этого;
в) Нет, это неверно.

1. Маленкова Л.И. ПЕДАГОГИ, РОДИТЕЛИ, ДЕТИ (методическое пособие для воспитателей, классных руководителей). М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2000. - с. 304.

2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 5-11 классы. М.: «ВАКО» 2004, 272 с. - (Педагогика. Психология. Управление)

3. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. - М.: 5 за знания, 2005. - 240 с. - (Методическая библиотека).

4. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н.А. Панченко. - Волгоград: Учитель, 2007. - 128 с.

Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьёй.

Ведущая роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают действия, проводимые школой по отношению к обучению детей, и участвуют в их реализации. Одна из важнейших задач классного руководителя - способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребёнка. Успешное её решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и детей.

Дети, родители, учителя - члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых во многом зависит от характера их взаимодействия.

В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной, если:

Дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают её цели и находят в ней личностный смысл;

Осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности; с учётом желания и возможностей участников работы распределены роли, функции, сферы деятельности;

Создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе;

Отсутствуют навязывания, давление на детей и родителей; действия, стиль педагога способствует самореализации и самовыражению участников деятельности.

Сотрудничество педагогов, учащихся, родителей реализуется в различных формах совместной деятельности. Перечислим несколько форм совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов, используемые в практике.



Классное собрание:

Это разговор равноправных заинтересованных людей. Обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы родителей и детей. Собрание проходит особенно активно и заинтересованно, если используется работа по группам, выполнение творческих заданий, решение проблемных вопросов, обсуждение ситуаций из жизни класса. Собрание может иметь форму конференции, диспута, коллективного творческого дела.

Формы познавательной деятельности :

общественные смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков. Во всех этих формах осуществляется непосредственная взаимосвязь детей, родителей и педагогов.

Формы трудовой деятельности :

оформление кабинета, сбор макулатуры, посадка памятной аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и родителей и др.

Формы досуга :

совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН, домашние клубы выходного дня, родительские школы по интересам.

Таким образом, организуя совместную деятельность родителей и детей, классный руководитель обеспечивает формирование доброжелательных и взаимозаинтересованных отношений в семье, привлекает родителей к решению проблем детей и всего классного коллектива.

Родители, классный руководитель - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, совместно выработанные совместные цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных , групповых и индивидуальных форм взаимодействия . Например, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании можно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, а также на групповых консультациях. Перечислим наиболее распространённые коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.

Родительское собрание - основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива.

Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей.

Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, возникающих в воспитании детей и взаимоотношениях с ними.

Диспут - размышление по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы.

Встреча с администрацией, учителями класса должна проводиться ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают их пожелания.

Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским коллективом . Вместе они пытаются сформировать советы дел для организации работы с учётом возможностей и интересов родителей.

Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Также групповые занятия могут быть связанны с обучением родителей занятиям и умениям организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни.

Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы . К ним относят беседы, задушевные разговоры, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Индивидуальная работа с родителями требует от педагога гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя.

От успешного взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми. Для детей выигрыш очевиден. Он проявляется в лучшем отношении к школе, к учёбе, в развитии их знаний и умений, успешном социальном положении.

Ирина Юрьевна Молокова
Взаимодействие классного руководителя с семьёй обучающегося.

Аннотация

Что нужно знать для успешного сотрудничества классного руководителя и семьи ? Статья знакомит с особенностями взаимодействия классного руководителя с семьёй обучающихся коррекционной школы . Рассматриваются основные задачи, направления, принципы, методы работы классного руководителя . Описывается опыт работы.

Развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье . Но, в свою очередь, наиболее системно, последовательно, всестороннее развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.

С первых дней поступления ребёнка в школу мы, учителя начальных классов , являясь классными руководителями , находимся в тесном контакте с законными представителями ребёнка (становимся одним целым) .

Функции классного руководителя разнообразны , сотрудничество с семьёй своих учеников – одно из важных направлений его деятельности.

1. Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно сотрудничает школа и семья .

2. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играет классный руководитель . Именно от его работы зависит то, насколько семьи понимают политику , проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению , социализации детей, и участвуют в ее реализации.

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье». Сухомлинский .

Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются :

содействие сплочению семьи , установлению взаимоотношений родителей и детей ;

создание комфортных условий для ребенка в семье , образовательном учреждении;

всестороннее систематическое изучение семьи , особенностей и условий воспитания ребенка

Сотрудничество с семьей , я как классный руководитель , осуществляю по следующим направлениям :

1. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей (законных представителей) .

Педагогическая культура родителей обучающихся – один из самых действенных факторов их развития, воспитания и социализации, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающихся . Данное направление реализуется путем проведения тематических родительских собраний.

«Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей» . Тематику родительских собраний определяю исходя из запросов и потребностей родителей :

Современная семья и ее роль в воспитании ребенка.

Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.

Трудовое участие ребенка в жизни семьи . Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств.

Роль семьи в обучении и воспитании , социализации ребенка с ОВЗ.

Все беседы с родителями завершаю конкретными рекомендациями, которые понятны людям с разной родительской мотивацией.

50% родителей обучающихся класса испытывают трудности в вопросах обучения , воспитания, социализации своих детей с ограниченными возможностями, так как старшие дети в семье имеют сохранный интеллект, и родители видят разницу в развитии детей. В связи с этим моя задача помочь не только своим ученикам стать самостоятельными людьми, подготовить их к жизни и труду, к выполнению гражданских обязанностей, но и смягчить, сгладить переживания родителей, дать им уверенность в том, что жизнь ребенка может быть налажена.

2. Профориентационная работа с родителями.

Профориентационная работа – это целый комплекс педагогических воздействий, с помощью которых я выполняю направляющую и координирующую роль. В течение учебного года на родительских собраниях рассматриваются следующие вопросы профориентации обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья :

Трудовое воспитание младшего школьника в семье .

Особенности физического развития младшего школьника.

Роль семьи в подготовке детей к сознательному выбору профессии.

Психологические особенности ребёнка; развитие склонностей и способностей ребёнка как основное условие трудовой деятельности и успешного выбора профессии.

3. Совершенствование межличностных отношений педагога, обучающихся и родителей .

Совместно с родителями организуем мероприятия, праздники, акций, встречи (где родители являются не наблюдателями, а организаторами и участниками) :

День здоровья.

Осень к нам в окно стучится.

10 000 добрых дел.

Конкурс рисунков «Подвиг твой бессмертен солдат» .

Скоро Новый год.

Аты - баты шли солдаты.

Данное взаимодействие позволяет лучше узнать родителям своих детей, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса , проводимые совместно с родителями, производят огромный воспитательный эффект.

4. Расширение партнёрских взаимоотношений с родителями .

Осуществляется через привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительского комитета классного коллектива учащихся . В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации в классе мероприятий учебного (посещение уроков и мероприятий) и вне учебного плана.

В основе сотрудничества семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения , поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Сотрудничество с родителями учащихся младших школьников возможно при создании педагогических условий : мотивационной, содержательной, операционной.

Опыт показывает, что кропотливая, ежедневная работа с родителями обучающихся приносит положительные результаты : родители постепенно становятся первыми помощниками во всем. Они не гости в школе, а равноправные члены классного коллектива . Они с желанием идут в школу, живут жизнью своих детей, являются помощниками классного руководителя .

Результативность данной работы проявляется в различных аспектах :

в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании ;

в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;

в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;

в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;

в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.

Все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить сотрудничество между школой и семьей , повысить эффективность процесса воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в семье и школе .

От успешного взаимодействия выигрывают все стороны. Для педагога положительным результатом сотрудничества является повышение уважения со стороны родителей, улучшение межличностных взаимоотношений с ними , творческий подход к работе. Для родителей – лучшее знание своих детей, ощущение своей значимости в школе.

Для детей выигрыш очевиден. Он проявляется в лучшем отношении к школе, к учёбе, в развитии их знаний и умений, успешном социальном положении.

«Рост и воспитание детей - это большое, серьезное и страшно ответственное дело, и это дело, конечно, трудное». Антон Семёнович Макаренко .

Литература

1. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям – Киев : Радянська школа, 1974. – 288 с.

2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе : Книга для учителя/ Е. А. Гордиенко, Г. С. Юсупова; под ред. В. В. Воронковой. – М.: Шк. Пресс, 1994. – 416с. 2.

3. Совместная работа школы, семьи и общественности по физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы. – Т.: Медицина, 1985. – 55 с.

4. Нешкова Л. Б., Русакова С. Л. Устный журнал «Выдающиеся математики Владимирского края» [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.festival.1september.ru/articles/507417 (дата обращения : 12.09.2016)

5. Макаренко, А. С. Книга для родителей / А. С. Макаренко// Просвещение – 1969. – 359с.