Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Римское построение черепаха. Черепаха (боевой порядок)

Давеча прочитал каменты и поглядел видео, где детишки весело «реконструировали» черепаху, от души веселились, а комментаторы сделали выводы, что черепаха полная ерунда, потому как детишки пропустили пару мячей и «копий», уязвима для гранат и коктейлей Молотова с флангов и вообще Рим фуфло. Без мудрствований лукавых о римской черепахе в реальном бою пару слов.

Первым делом следует понять: Рим существовал за счёт упорядоченности и планирования, как всё сейчас. А противостояли ему варвары, то есть может индивидуально они были высокомудрыми и доблестными, но когда собирались в кучу — превращались в малоуправляемое стадо. Даже не служивший поймёт: когда ты в строю, да ещё тренирован месяцами, а то годами, ты уже не Вася Дрищёв из Верхней Пышмы, а легионер Х легиона, с трёхсотлетней историей, традициями, дедушки тебя имели в прямом и переносном смысле, в духах ходили СЕМЬ(!) лет. Бежать — в лучшем случае децимация (каждого десятого казнят), в худшем распнут. Ты обучен, ты сыт, у тебя есть деньги, ты уважаем и у тебя есть будущее.

Против тебя унтерменши, да они крутые, они много орут, но у них нет организации, они бросаются в бой все скопом, они его не ведут, то есть никаких команд военачальника, тот рубится впереди, никаких перестроений, никакого манёвра или ввода резервов. Пример из недавнего: робкие грузины смело вторглись, их стопорнули миротворцы, ребята не самые обученные, но дававшие присягу, сержанты и офицеры проявили себя как настоящие солдаты, а дальше коваными ботинками их растоптали настоящие русские витязи, а мы Третий Рим, четвёртому не бывать.

Собственно к черепахе: до неё ещё нужно дойти. Отчего-то, видимо из-за фильма Орёл девятого легиона и Центурион и тем более Гладиатора, все думают, что легионеры всех били в щитовом строю. Ага, делать им нечего, может в мелких стычках, а так они выбирали место и время сражения, не ждали нападения, создавали локальное численное преимущество (что делали сначала немцы, потом мы, как собственно Берлин и взяли, подчёркиваю, локальное, Наполеон этим был славен).

Поэтому что встречало варваров? Правильно, скорпионы, онагры и прочие манубаллисты, то есть камнемёты и станковые и ручные арбалеты(!) Это убавляло численность варваров, помножая их на ноль одним махом. Можно почитать у меня про историю арбалета в постах. Но варваров могло быть много, они прорвались через боевые машины и о ужас, малоэффективная черепаха?!

А вот и нет, пращники, в частности существующие поныне балеарские. Они клали свинцовую пулю или камень чуть не на сотню метров с убойной силой пистолета Макарова, если не выше. Чёткой линии щитов нет, единообразного доспеха нет, чего ожидать варварам? Да только следующей линии вспомогательного войска.

Ауксиларии тоже не подарок, впрочем пращники тоже входили в Ауксилию — вспомогательное войско. Критские лучники начинали шпиговать варваров одновременно с пращниками. Причём как стрелами, так и болтами, а мы знаем, что арбалетчики представляли собой в средние века, когда вновь возродили римские технологии. Варвары ещё не побежали? Ну тогда остаётся ещё верное средство для легионера.

Варваров начинают закидывать пилумами. Пилум — копьё с длинным металлическим штоком, призванное как убить, так проткнув щит, сделать его совершенно непригодным к бою, срубить или вынуть его, тем более в бою нет никакой возможности. Так, что, и так охреневшие от невиданных чудес и орудий смертоубийства варвары, должны просто офуеть и если их ещё много и вождь жив, тут-то они и могут подойти к щитовому строю, даже не черепахе.

Ниже жалкая реконструкция, как правило их было десять раз по столько на сотню твоих соплеменников, дружок. Я стокиллограмовый северный варвар, легко орудующий двуручником, могу сказать, положа паразониум на скутум — когда даже британские реконструкторы с брюшками закричат БАРРА! и двинут слаженно черепаху — реально хочется обосраться. А до этого у тебя был тяжёлый поход, дизентерия, хреновое питание, бодун, вопли вождя, возможно уже убитого, ты уже получил несколько ранений, твоих уже перебили половину и остальных изрядно потрепали, как у тебя боевой дух? Ещё ничего? Встречайте наши копья и гладии.

Иберийский гладий, а тем более спата — это серьёзный ножик, мачете просто фигня по сравнению с ним, спата это вообще почти чистый каролинг — меч викинга, от которого произошли рыцарские мечи романского типа. Учтём, что качества железа, а потом стали у римлян было на порядок лучше, хотя конечно и у них железо и сталь поначалу были хуже приличной бронзы.

Вы сблизились с легионерами, у которых в руке полметра стали, хороший щит из берёзы и кожи с бронзовым или железным умбоном, он защищён хоть каким-то доспехом, иногда хорошей кольчугой или лорика-сегментата — крепкие пластины стали. А у тебя голое пузо, в лучшем случае какая-то кольчужка, хорошо если что-то типа заточенной железяки 30-50 см, ну копьё, если ещё не потерял, топорик и лёгкий деревянный щит.

И слева и справа никто не прикрывает, как делал сто раз до этого слаженно легионер, у которого даже меч висел справа неудобно, чтобы сотоварища не поранить доставая в щитовом строю. И тут тебе в пузяку влетает колющий удар гладия, а если снизойдут, то и паразониума.

Отдельно о щитах. Они были на деревянном каркасе обтянуты кожей, сейчас конечно все бегают с поздними стальными прямоугольными, но поначалу они были круглыми, затем овальными и вообще имели массу форм для различных родов войск. И никто его на ремнях запястьем не носил — это кулачный щит, его держали за планку посередине, а умбон — тарелка в центре защищал руку.

Реферат на тему:

Черепаха (боевой порядок)



План:

    Введение
  • 1 Описание
  • 2 Боевое применение и тактическое значение
  • 3 В изобразительном искусстве
  • 4 В художественной литературе
  • Примечания
  • 6 Галерея

Введение

"Черепаха" (лат. testudo) - боевой порядок римской пехоты, предназначенный для защиты от метательных снарядов во время полевых сражений и осад. В армии Византийской империи аналогичное боевое построение именовалось "фулкон".


1. Описание

По команде "Testudinem formate!" воины образовывали прямоугольник с минимальными интервалами между рядами. Первая шеренга смыкала щиты, держа их прямо перед собой, а последующие шеренги - над головой (балансируя на шлемах), причём края щитов находили друг на друга. При необходимости крайние воины в каждой шеренге обращали щиты наружу (для защиты с флангов), а в последней шеренге - пятились (для защиты с тыла). Таким образом, получалась сплошная стена щитов. Дион Кассий сообщает, что "черепаха" была настолько прочна, что по ней даже могли проехать лошади и повозки.

В соответствии с реконструкцией П. Коннолли (англ.) русск. , "черепаха" из 27 воинов выглядела бы следующим образом: шесть человек, стоящие в переднем ряду, укрываются за щитами четверых, стоящих в середине, а двое крайних разворачивают щиты наружу. Во втором, третьем и четвёртом рядах, состоящих из семи человек каждый, крайние двое разворачивают щиты наружу, а пятеро, стоящие в середине, держат щиты над головой. По мнению Коннолли, "черепаха" могла состоять из любого числа воинов, лишь бы в первом ряду стояло на одного человека меньше, чем в остальных.

Плутарх так описывает применение "черепахи" в Парфянском походе Марка Антония 36 г. до н. э. :

"Черепаха". Историческая реконструкция.

"Когда римляне спускались с какой-то крутой высоты, парфяне ударили на них и разили стрелами, меж тем как они медленно сходили вниз, но затем вперед выдвинулись щитоносцы, приняли легковооруженных под свою защиту, а сами опустились на одно колено и выставили щиты. Находившиеся во втором ряду своими щитами прикрыли их сверху, подобным же образом поступили и воины в следующих рядах. Это построение, схожее с черепичной кровлей, напоминает отчасти театральное зрелище, но служит надежнейшею защитой от стрел, которые соскальзывают с поверхности щитов. Видя, что неприятель преклоняет колено, парфяне сочли это знаком усталости и изнеможения, отложили луки, взялись за копья и подъехали почти вплотную, но тут римляне, издав боевой клич, внезапно вскочили на ноги и, действуя метательным копьем словно пикой, передних уложили на месте, а всех прочих обратили в бегство".


2. Боевое применение и тактическое значение

"Черепаха" применялась для защиты от всех типов метательных снарядов, кроме снарядов тяжёлых метательных машин. Основными её недостатками было то, что из-за плотности построения рукопашный бой был крайне затруднителен, и то, что из-за необходимости держать строй приходилось жертвовать скоростью передвижения. Недостатки "черепахи" в противостоянии одновременно с тяжёлой конницей и конными лучниками показывает Дион Кассий в описании битвы при Каррах :

"...(2) Если они [римляне] решали сомкнуть щиты, чтобы плотностью своего строя избежать выпущенных парфянами стрел, то набросившиеся на них копейщики своим натиском некоторых из них убивали, а некоторых совершенно рассеивали; если же они разъединяли строй, чтобы этого избежать, то их поражали стрелами. (3) В это время многие умирали, обезумев от страха от одного только прибытия копейщиков, и многие были истреблены конниками, оказавшись в безвыходном положении; а другие были повержены ударами копий или их уносили, пронзенных. (4) А метательные снаряды, одновременно с этим падая на них часто и повсеместно, многих сражали смертельным ударом, а многих - делали небоеспособными. Покоя же они не давали всем: ведь они вонзались им в глаза, поражали руки и другие части тела, и, пронзая доспехи и лишая воинов этой защиты, принуждали их обнажаться перед новыми ранениями, (5) так что пока человек защищался от стрел или извлекал уже вонзившиеся в него, он получал одну за другой еще больше ран. Поэтому им было трудно двигаться, но трудно и оставаться в покое; ведь они не имели безопасности ни в том, ни в другом случае, но то и другое несло гибель, одно - так как они не могли это осуществить, другое - так как в этом случае их было легче изранить."

При осадах для борьбы с "черепахой" противники римлян метали со стен тяжёлые предметы (камни, брёвна), поливали "черепаху" кипящим маслом, чтобы заставить легионеров сломать строй, а также стремились сделать мостки, по которым римские воины взбирались на стену (вал), скользкими (например, при осаде Иотапаты иудеи забрасывали мостки варёной греческой сочевицей) .


3. В изобразительном искусстве

Колонна Траяна
Колонна Марка Аврелия

4. В художественной литературе

Р. Сатклиф. Орёл Девятого легиона.

Примечания

  1. Дион Кассий. Римская история. XLIX, 30.
  2. 1 2 Коннолли П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 298.
  3. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Антоний, 45.
  4. Дион Кассий. Римская история. XL, 22.

6. Галерея

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 19.07.11 22:38:52
Похожие рефераты:

Таран оставался основным штурмовым оружием на протяжении всего описываемого нами периода. Географ Павсаний, писавший около 150 г. от Р.Х. сообщает нам интересную информацию о том, что кирпичные стены оказывались более устойчивыми к тарану, чем стены, сложенные из камня. То же самое писали и Аполлодор, который считает, что кирпичи смягчают удар, тогда как камни выбиваются тараном. Тем не менее, большинство укреплений в то время были построены из булыжника.

Аполлодор имел в своем арсенале черепаху с тараном. Однако ее конструкция резко отличалась от конструкции черепах Диада и Гегетора. Во-первых, подвеска тарана на канатах была длинной, что обеспечивало хороший размах и большую мощность удара. Во-вторых, черепаха была компактнее и более маневренные. В-третьих, борта черепахи располагались под углом, поэтому камни рикошетировали, не причиняя вреда. В-четвертых, наконечник тарана был прикрыт сверху крышей.

Конструкция черепахи отличалась простотой. Она имела шасси шириной 12 футов (3,5 м). Шасси состояло из двух пар продольных балок, колеса находились между балками, так же, как на осадной башне. Вдоль внешних балок ставились четыре стропила. Стропила под углом сходились попарно, соединяясь с продольной балкой. От внутренних балок вверх уходили подпорки, соединяющиеся со стропилами на половине их высоты. Снаружи весь этот каркас обшивался досками толщиной 0,25 фута (7 см). При работе тараном Аполлодор рекомендовал поднимать шасси на подпорки, чтобы черепаха не откатывалась назад при каждом ударе.

Навес над тараном образовывался за счет того, что продольная балка, соединяющая вершины стропил, выступала вперед. Принимая длину шасси за 24 фута (7 м), можно предположить, что длина продольной балки достигала 30 футов (9 м). Аполлодор предлагает подвешивать таран асимметрично, так чтобы передний конец был длиннее, а сзади для равновесия добавлялся свинцовый груз. Этой мерой, по утверждению Аполлодора, можно добиться более мощного удара, как будто применялся более тяжелый таран. Обмотка тарана тросом упоминается только в контексте создания составного тарана, собранного из двух или трех частей. Наконечник тарана вставлялся в прорезь в бревне и закреплялся железным воротником, предотвращавшим раскалывание бревна.

По-видимому, традиционно наконечник тарана отливался в форме головы животного. Об этом говорят описания таранов, применявшихся римлянами в ходе иудейской войны (66-73 гг.). Иосиф Флавий, говоря о таранах, пишет: «огромный брус, напоминающий корабельную мачту, заканчивался железным наконечником, отлитым в форме головы барана». Живший позже Аммиан Марцеллин, который был свидетелем боевых действий римской армии в 360-х годах, дает очень похожее описание: «Высокая пихта или горный ясень, к концу которого крепится длинный железный наконечник, изготовленный в форме барана».

Хотя оба историка своими глазами видели боевое применение тарана, они почти ничего не говорят о его конструкции. Возможно, они даже не заглядывали под черепаху. Иосиф Флавий неопределенно говорит: «он подвешен на канатах в середине, а по бокам от него находятся прочные стойки». В другом месте Иосиф Флавий говорит о плетеных щитах и шкурах, защищавших расчет тарана. Описание Аммиана также неясное: «И так, подвешенный на канатах к поперечным брусьям, обшитых железом».То, что Иосиф Флавий постоянно называет таранную черепаху гелеполой, не означает, что это был гибрид тарана и осадной башни. Тому нет ни малейшего намека. Просто, во времена Иосифа Флавия слово helepolis означало всякую осадную машину, а не только башню. Две черепахи с таранами можно разглядеть на скульптурных панелях арки Септимия Севера, воздвигнутой в 203 г. до Р.Х. Обе черепахи имеют остроконечную крышу, треугольного сечения, характерную для римских черепах и совпадающую с рекомендациями Аполлодора, который советовал использовать черепахи парами, причем во второй укрывать расчет.

На протяжении истории Рима применялись одни и те же осадные машины. Иногда говорят, что в последние десятилетия существования империи качество осадной техники резко упало. Но это не так. Можно уверенно утверждать, что описания Аммиана Марцеллина, сделанные в 360-х годах вполне удовлетворили бы Юлия Цезаря, жившего четырьмя веками раньше. Таранами по-прежнему рушили стены, осадные башни использовались для штурма городских укреплений. Главным отличием римского метода штурма крепостей было использование насыпи. Кроме того, в отличие от греков, римляне подходили к строительству осадных машин утилитарно, никогда не строя чрезмерно больших сооружений. Кроме того, они использовали множество типов укрытий, но избегали применять различные экзотические машины.

В то же время греки предпочитали строить гигантские осадные башни, которые одним своим видом должны были поразить обороняющихся. Тем не менее, парк осадных машин был примерно одинаков у всех народов, населявших Средиземноморье в период античности.

Черепаха с тараном, построенная Аполлодором, разительно отличалась от греческих образцов. Прямоугольное шасси шириной около 3,5 м поддерживало двухскатную крышу высотой около 7 м. Склоны крыши отражали снаряды, метаемые со стен. Защитники стремились сбросить на таран тяжелый камень так, чтобы он сбил наконечник тарана. Чтобы устранить эту опасность, Аполлодор предложил удлинил крышу вперед, так, чтобы она как навес прикрывала таран сверху. Аполлодор рекомендует обшить черепаху досками толщиной в 4 пальца (7 см). Снаружи обшивку следовало обмазать смесью глины с волосом. Иногда между дощатой обшивкой и слоем глины прокладывали слой плетеных щитов, которые способствовали лучшему сцеплению глины с поверхностью черепахи.

Данная иллюстрация показывает эпизод второй осады Гатры Септимием Севером (199 г. от Р.Х.). Эта крепость до сих пор стоит посреди пустыни на территории современного Ирака. Септимию Северу удалось проломить наружную стену и соорудить насыпь. Но защитники крепости за ночь успели заложить брешь, тогда как вспыхнувший в римском войске мятеж: заставил Септимия Севера отступить. История не сохранила описаний конструкции осадных машин Септимия Севера, но на скульптурах того периода отчетливо видны черепахи с таранами, похожие на те, что описал Аполлодор. Вторая черепаха стоит позади первой, под ней скрываются солдаты, раскачивающие таран.


Гастаты и принципы имели одинаковое вооружение и защиту.

Кожано-металлические доспехи. Металлический шлем. Большой щит. Несмотря, на то, что щит деревянный (толщина 2-3 см), обтянут толстой бычьей кожей, а металл использован лишь в металлической окантовке краев и центра, в месте крепления рукоятки, его вес превышает 9 кг. С таким тяжелым щитом невозможно вести круговой рукопашный бой, быстро перемещать щит для отражения ударов, - то слева, то справа. Ведь, исходя из нашего понимания рукопашного боя, при схождении противоборствующих сторон всегда происходит взаимное проникновение и перемешивание. Еще одна загадка.

Короткий, тонкий меч, который использовался в основном для колющих ударов. Но как он сочетался с большим тяжелым щитом? Позднее, в дополнение к мечу, появился кинжал.

Справка. По сравнению с римским, греческий меч был более приспособлен для рубящих ударов. Позднее он был принят на вооружение османской империи под названием "ятаган".

Один-два пилума. Есть утверждения, что римляне вели многочасовые метательные бои с использованием пилумов. Но как это возможно? Дальность броска не велика. По привычной логике, такой бой сразу перейдет в рукопашный.

http://www.xlegio.ru/armies/roman_infantry/tactics.htm

Триарии, в отличие от гастатов и принципов, вместо пилумов были вооружены копьями. И в случае надобности, образовывали что-то вроде греческой фаланги.

В результате военной реформы, в целях унификации манипул и оружия, триарии вместо копий получили пилумы и перестали отличаться от гастатов и принципов. Сохранилось лишь меньшее количество воинов в центурии.

В хрониках указываются, что в ходе рукопашного боя, первая линия, состоящая из гастатов, могла быстро меняться местами со второй линией, состоящей из принципов. Опять загадка. Завязшая и перемешанная с противником в рукопашном бою первая линия не могла так делать!

Как разгадать перечисленные выше загадки? В чем тут дело?

Все можно разрешить и поставить на свои места, если принять объяснение, которое более чем очевидно. А именно. Построение "черепаха" применялось римлянами не от случая к случаю, а постоянно, как боевое построение при соприкосновении с противником! Своеобразная римская фаланга. Прообраз танка. В отличие от македонской фаланги, ей не нужна большая ровная местность. И не только это. Подразделение легионеров, в отличие от македонской фаланги, могло держать круговую оборону, используя построение "каре". То самое "каре", которое будет применяться позднее во времена Наполеона для защиты от конницы. Используя возможности "каре", римляне могли размещать свои подразделения-"каре" не в линию, а в шахматном порядке, правда, с большим перекрытием, чтобы исключить прорыв на стыках. И когда при боевом соприкосновении, противник заполнял внешние "карманы"-"мешки", "черепахи"-"клинья"-выступы проводили фланговое наступление-бой, реализуя тактические приемы: "клещи", "пила" и др.

http://www.infantry.lifecity.ru/do-ne/Rometac.htm

http://www.xlegio.ru/armies/roman_infantry/tactics4.htm

Даже несколько легионеров могли образовывать подобие "черепахи", сомкнув щиты в "забор".

Представить, как действовала "черепаха", можно легко и сегодня. Достаточно взглянуть, как современные полицейские, сомкнув пластиковые щиты в линию, наступают на толпу. Только вместо мечей, у них резиновые дубинки, которые они при нанесении ударов протискивают в зазоры между щитами.

Аналогично действовала римская черепаха. Поражение противнику наносилось: ударами щитов, колющими ударами мечей, через зазоры между щитами. Однако, у "черепахи" были еще и пилумы, но об них речь пойдет ниже.

Количество шеренг в "черепахе" зависело от атакующей "массы" противника. Чем она больше, тем больше нужно было шеренг. Обычно было 8-10 шеренг, минимум - 6.

Если шеренг было недостаточно, то "масса" атакующего противника прогибала и опрокидывала их. Кроме того, нужен был резерв для замены убитых, раненных и сильно уставших легионеров. Хотя рукопашный бой в "черепахе" не требовал больших физических затрат, он мог продолжаться часами. Кроме того, раз перемешивания при рукопашном бое в "черепахе" не происходило, то в случае неудачи, гастаты могли организовано отойти за принципов для перегруппировки и кратковременного отдыха, а противника ждал бой со свеженькой "черепашкой" принципов.

Для сдерживания "инерции" атакующего врага, мог быть применен статический "двухэтажный забор": первая шеренга становилась на колено и упирала нижние края щитов в землю, вторая ставила щиты на первую в шахматном порядке по отношению к последней. При этом колющие удары мечами через зазоры между щитами наносились как с верхнего, так и с нижнего этажа.

Теперь об использовании пилумов. Оно проходило в два этапа.

Прежде всего, надо отметить, что для создания "черепах" и эффективного согласованного бросания пилумов нужна была разбивка на довольно "мелкие" подразделения, и нужны были командиры, чтобы синхронизировать действия легионеров. Излишне говорить, что на это была способна только профессиональная армия.

Первое. При формировании "черепахи" и сближении с противником.

Вначале в центуриях расстояние между шеренгами было разомкнуто так, чтобы было удобно бросать пилумы. С этой же целью, чтобы исключить помеху с боков, шеренги легионеров были преобразованы в "шахматный порядок". И в таком виде они сходились с противником, пока первая шеренга не сближалась с противником на расстояние броска пилума, что она немедленно и делала. Сразу после этого она формировала первую шеренгу "черепахи". Вторая шеренга бросала пилумы следом за первой, через нее, под углом 45 градусов к горизонту. Далее, сокращая расстояние до первой шеренги, она формировала второй "слой" "черепахи". То же самое последовательно проделывали остальные шеренги. Поскольку в процессе формировании "черепахи" происходило сближение с противником и последовательное сокращение расстояний между шеренгами, то это делало возможными эффективные броски пилумами даже с последних шеренг. Не исключен был и такой вариант. Когда последняя шеренга еще бросала "через головы" пилумы, - первая уже вступала в рукопашный бой с противником. Время, затрачиваемое одной шеренгой на бросок пилумов и формирование "слоя" "черепахи", при соответствующей тренировке, не должно было превышать 1-2 сек.

Второе. Броски пилумами через "черепаху" велитами.

Возможно это также делали рорарии и акцензы (вспомогательные воины, функции которых до сих пор не ясны). Относительно небольшой размер "черепахи" в "глубину" вполне это позволял. Думается, что противник, утратив перспективы победить "черепаху" в рукопашном бою, не оставался в долгу и обстреливал метательным оружием и "черепаху" и тех кто был за "черепахой". Такой метальный бой мог продолжаться часами.

Построение "черепах" в шахматном порядке позволяло бросать пилумы не только с тыла "черепах" вперед, но и из внутренних "карманов" в наружные, наискосок, что давало "перекрестный", более интенсивный "огонь" пилумами, - противник в наружных карманах оказывался в "огненных мешках".

После упразднения велитов, рорариев и акцензов, эту функции возможно выполняли принципы и даже триарии (недаром же им копья поменяли на пилумы).

В источнике "История России. Мультимедиа-учебник":

http://www.history.ru/index.php?option=com_ewriting&Itemid=117&func=chapterinfo&chapter=5432&story=4266

сказано, что на закате римской империи появилась новая тактика:

"Тактика легиона постепенно упрощалась. Исчезают характерные особенности римской пехоты. От тяжелых доспехов отказались..., а так как характерной чертой пехоты этого периода являлось общее нежелание доходить до рукопашной схватки с неприятелем, то... дротики стали применяться не только для боя в рассыпном строю, но также и линейной пехотой в сомкнутом построении."

Описание

По команде «Testudinem formate!» воины образовывали прямоугольник с минимальными интервалами между рядами. Первая шеренга смыкала щиты , держа их прямо перед собой, а последующие шеренги - над головой (балансируя на шлемах), причём края щитов находили друг на друга. При необходимости крайние воины в каждой шеренге обращали щиты наружу (для защиты с флангов), а в последней шеренге - пятились (для защиты с тыла). Таким образом, получалась сплошная стена щитов. Дион Кассий сообщает, что «черепаха» была настолько прочна, что по ней даже могли проехать лошади и повозки .
В соответствии с реконструкцией П. Коннолли , «черепаха» из 27 воинов выглядела бы следующим образом: шесть человек, стоящие в переднем ряду, укрываются за щитами четверых, стоящих в середине, а двое крайних разворачивают щиты наружу. Во втором, третьем и четвёртом рядах, состоящих из семи человек каждый, крайние двое разворачивают щиты наружу, а пятеро, стоящие в середине, держат щиты над головой. По мнению Коннолли, «черепаха» могла состоять из любого числа воинов, лишь бы в первом ряду стояло на одного человека меньше, чем в остальных .

Боевое применение в полевых сражениях

«Черепаха» применялась для защиты от всех типов метательных снарядов, кроме снарядов тяжёлых метательных машин . Плутарх так описывает применение «черепахи» в Парфянском походе Марка Антония 36 г. до н. э. :

Когда римляне спускались с какой-то крутой высоты, парфяне ударили на них и разили стрелами, меж тем как они медленно сходили вниз, но затем вперед выдвинулись щитоносцы, приняли легковооруженных под свою защиту, а сами опустились на одно колено и выставили щиты. Находившиеся во втором ряду своими щитами прикрыли их сверху, подобным же образом поступили и воины в следующих рядах. Это построение, схожее с черепичной кровлей, напоминает отчасти театральное зрелище, но служит надежнейшею защитой от стрел, которые соскальзывают с поверхности щитов. Видя, что неприятель преклоняет колено, парфяне сочли это знаком усталости и изнеможения, отложили луки, взялись за копья и подъехали почти вплотную, но тут римляне, издав боевой клич, внезапно вскочили на ноги и, действуя метательным копьем словно пикой, передних уложили на месте, а всех прочих обратили в бегство.

Основными недостатками «черепахи» было то, что из-за плотности построения рукопашный бой был крайне затруднителен, а из-за необходимости держать строй приходилось жертвовать скоростью передвижения. Слабые стороны «черепахи» в противостоянии одновременно с тяжёлой конницей и конными лучниками показывает Дион Кассий в описании битвы при Каррах :

…(2) Если они [римляне] решали сомкнуть щиты, чтобы плотностью своего строя избежать выпущенных парфянами стрел, то набросившиеся на них копейщики своим натиском некоторых из них убивали, а некоторых совершенно рассеивали; если же они разъединяли строй, чтобы этого избежать, то их поражали стрелами. (3) В это время многие умирали, обезумев от страха от одного только прибытия копейщиков , и многие были истреблены конниками, оказавшись в безвыходном положении; а другие были повержены ударами копий или их уносили, пронзенных. (4) А метательные снаряды, одновременно с этим падая на них часто и повсеместно, многих сражали смертельным ударом, а многих - делали небоеспособными. Покоя же они не давали всем: ведь они вонзались им в глаза, поражали руки и другие части тела, и, пронзая доспехи и лишая воинов этой защиты, принуждали их обнажаться перед новыми ранениями, (5) так что пока человек защищался от стрел или извлекал уже вонзившиеся в него, он получал одну за другой еще больше ран. Поэтому им было трудно двигаться, но трудно и оставаться в покое; ведь они не имели безопасности ни в том, ни в другом случае, но то и другое несло гибель, одно - так как они не могли это осуществить, другое - так как в этом случае их было легче изранить.

Боевое применение при осадах

Описание боевого применения «черепахи» при осаде Иерусалима (70 г. н. э.) оставил Иосиф Флавий :

Иудеи защищались с высоты галерей и неоднократно отбивали атаки на стены, но вынуждены были всё-таки отступить перед горячей стрельбой. Тогда римляне устроили так называемую черепаху, состоявшую в том, что передовые солдаты крепко упирали свои щиты в стены, следовавшие за ними упирали свои щиты в предыдущие и т. д. Стрелы, падавшие на этот навес, скользили по поверхности без всякого действия: солдаты могли теперь совершенно спокойно подкопать стену и сделали уже приготовления к тому, чтобы поджечь храмовые ворота.

Для борьбы с «черепахой» противники римлян метали со стен тяжёлые предметы (камни, брёвна), поливали «черепаху» кипящим маслом, чтобы заставить легионеров сломать строй, а также стремились сделать мостки, по которым римские воины взбирались на стену (вал), скользкими (например, при осаде Иотапаты иудеи забрасывали мостки варёной греческой сочевицей) .

В изобразительном искусстве

В художественной литературе

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .