Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

«Разноспрягаемые глаголы. Разноспрягаемые глаголы: что это такое

Разноспрягаемые глаголы в русском языке – особый вид глаголов, которые при спряжении по лицам и числам имеют окончания I и II спряжений. К ним относятся глаголы бежать и хотеть, а также приставочные производные от них. Таким образом, полный список разноспрягаемых глаголов включает и глаголы убежать, перебежать, сбежать, отбежать, вбежать, добежать, расхотеть, захотеть, перехотеть и другие формы.

1.1. Спряжение разноспрягаемого глагола “хотеть”

1.2. Спряжение разноспрягаемого глагола “бежать”

Глаголы с особой системой окончаний

Часто с разноспрягаемыми глаголами путают глаголы с особой системой окончаний – есть, дать. В отличие от разноспрягаемых, личные окончания этих глаголов не относятся ни к одному из существующих в русском языке спряжений. Система спряжений таких глаголов представлена в таблице.


(No Ratings Yet)


  1. МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. Ф. КАТАНОВА ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ, КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА специальность 021700 – “Филология” Абакан, 2001 ВВЕДЕНИЕ...
  2. Что такое спряжение глагола Спряжение глаголов в русском языке представляет собой систему изменения форм глаголов настоящего времени по числам и лицам. Спряжение глаголов относится к...
  3. .list_writers td {padding-left: 0 !important;} Спряжение -1) изменение глаголов по лицам. Иногда спряжение понимается более широко – как изменение глаголов по всем характерным для них...
  4. Правописание личных окончаний глаголов Личные окончания глаголов – система окончаний спрягаемых форм глаголов, указывающая на лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от...
  5. Переходные и непереходные глаголы. Так же как и в русском языке, глаголы в английском языке делятся на переходные и непереходные в зависимости от того, переходит...
  6. Что такое лицо глагола в русском языке? Лицо глагола в русском языке – это словоизменительная грамматическая категория глаголов, выражающая соотнесенность называемого глаголом действия к участникам...
  7. Модальные глаголы в немецком языке помогают выразить отношение к действию. Так, глаголы “dürfen” и “können” определяют возможность что-либо делать, глаголы “sollen” и “müssen” – необходимость,...
  8. Что такое переходность глаголов? Переходность глагола – грамматическая категория глаголов, отражающая способность глагола присоединять прямое дополнение. То есть, переходность указывает, может ли глагол управлять беспредложными...
  9. Что такое возвратность глаголов. Возвратность глаголов – грамматическая категория глаголов, указывающая на направленность называемого глаголом действия или состояния на субъект. Возвратные и невозвратные глаголы в...
  10. Инфинитив – это неличная форма глагола, которая только называет действие и выполняет функции, как глагола, так и существительного. Он не имеет специального окончания и может...
  11. Что такое вид глаголов в русском языке? Вид в русском языке – это грамматический признак глаголов. Он указывает на то, как определенное глаголом действие протекает...
  12. Что такое время глагола? Время глагола – это грамматический признак глагола, обозначающий изменение глаголов по временам. Категория времени представлена системой противопоставляемых друг другу глагольных форм...
  13. Признаки глагола – это грамматические категории глагольных форм, которые присущи глаголу как части речи. В русском языке выделяют постоянные и непостоянные признаки глагола. Постоянные признаки...
  14. Что такое глаголы настоящего времени в русском языке? Глаголы настоящего времени в русском языке – ряд спрягаемых форм глаголов, обозначающих реальное действие, которое выполняется в...
  15. У меня есть 2 новости: хорошая и плохая. Начну с плохой. Сильные глаголы, к сожалению, надо учить наизусть, потому что эти глаголы часто меняют свою...

Изо дня в день мы слышим различные варианты произношения слов. Например, один человек может сказать "хотим", а другой - "хочем". И каждый говорящий считает свой вариант единственно правильным, но аргументировать выбранную позицию может далеко не всякий.

Попробуем разобраться, почему в разговорном языке появляется несколько вариантов произношения одного и того же слова. И выясним, какой же из них все-таки правильный. Эта статья будет полезна и учащимся, и взрослым, которые стремятся повысить свой уровень грамотности.

Спряжение глагола

Причина возникновения вариаций произношения - разноспрягаемые глаголы. Но прежде чем понять, что это такое, повторим основы.

Спряжением называется изменение формы глагола по числам, временам, родам и лицам. От него напрямую зависит то, как будет звучать слово. Спряжение определяется по окончанию глагола. Существует всего два ключевых вида. Рассмотрим окончания, которые встречаются в каждом из них:

Как видно из таблицы, для I спряжения характерны окончания: -у/-ю, -ёшь/-ешь, -ёт/-ет, -ём/-ем, -ёте/-ете,-ют/-ут. Для II - -у/-ю, -ишь, -ит, -им, -ите, -ят/-ат.

Определить, к какому конкретно виду причисляют глагол, довольно просто. Достаточно следовать алгоритму:

  1. Запоминаем по таблице гласные, которые могут встретиться в окончаниях обоих типов.
  2. Смотрим: ударная на конце слова позиция или нет.
  3. Если гласная в окончании под ударением, то просто вспоминаем, к какому типу относятся глаголы, оканчивающиеся на нее.
  4. Для того, чтобы определить спряжение слова на безударную букву, ставим его в инфинитив.
  5. Смотрим на гласную, стоящую перед суффиксом -ть. Ко второму типу причисляют глаголы на -ить и одиннадцать слов-исключений, к первому - все остальные и «брить», «стелить».
  6. Если хотите убедиться в том, что ваши выводы верны, измените слово по лицам и сравните окончания с таблицей.

Разноспрягаемые глаголы

Иногда, изменяя слово по лицам, вы будете видеть окончания, характерные и для I, и для II типа сразу. И тогда сразу возникает путаница. «Как определить спряжение при таком раскладе? К какому типу отнести глагол?», - спросите вы себя.

Ответ прост: подобные слова не относятся ни к I, ни ко II. Их выделяют в специальную группу «разноспрягаемые глаголы». Особенности звучания в разных родах и числах и определяют их специфику.

В личных формах этих глаголов встречаются окончания обоих типов. Оттуда и говорящее название.

Иногда разноспрягаемые глаголы путают со словами, которые имеют нетипичную систему окончаний. На самом деле, это другая обособленная группа данных частей речи. Для того чтобы понять, чем они отличаются, попробуем ответить на вопрос: «Глагол «дать» разноспрягаемый?».

Окончания в формах множественного числа совпадают с теми, которые встречаются в I и II спряжении. Но что насчет остальных? Здесь все иначе. Подобных форм в современной системе русского языка нет. Такие слова сохранили архаичные окончания. Значит, эти глаголы причисляются к иному типу: «особоспрягаемые». Помимо "дать", к этой же малочисленной группе относится «есть», и все приставочные производные данных слов.

Как узнать разноспрягаемый глагол?

Слово, которое использует окончания I и II спряжения сразу, узнать просто: достаточно изменить его по лицам и числам. Однако такие усилия ни к чему, ведь к разноспрягаемой группе относятся только «бежать» и «хотеть». Стоит запомнить, как выглядят разные формы этих слов, чтобы избежать ошибок.

Разноспрягаемые глаголы: примеры изменения

хочу, бегу

хотим, бежим

хочешь, бежишь

хотите, бежите

хочет, бежит

хотят, бегут

Из таблицы видно, что оба слова применяют окончания из двух групп. К разноспрягаемым относятся все производные от «хотеть» и «бежать». К этой же группе часто ошибочно причисляют глаголы, которые имеют несколько вариантов произношения. Например: чтут/чтят, сыплют/сыпят.

У большинства людей проблем с образованием различных форм глаголов не возникает. Они делают это интуитивно и не ошибаются. Но некоторые пытаются изменять все слова по одним и тем же правилам, тогда-то мы и получаем варианты: «хочем», «бежим» и им подобные. Естественно, считать подобные варианты правильными нельзя. Ведь эти слова не изменяются по модели первого или второго типа.

Довольно легко запомнить, как пишутся и произносятся разноспрягаемые глаголы. Примеры из таблицы помогут тем, у кого возникают трудности. Если выучить окончания наизусть, никогда не ошибетесь.

Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам. (Термин спрягаемые формы глагола употребляется в более широком значении, чем термин спряжение. К спрягаемым формам глагола относятся все формы, кроме инфинитива, причастий и деепричастий, т.е.

Формы всех наклонений.)

В зависимости от личных окончаний в русском языке принято различать два спряжения - I и II, которые отличаются друг от друга гласными звуками в окончаниях: несёшь, поёшь, говоришь, молчишь, несёт, поёт, говорит, молчит, несём, поём, говорим, молчим, несёте, поёте, говорите, молчите, несут, поют, говорят, молчатI спряжение II спряжение

Ем -у(-ю) -им

Сте -ишь -ите

Ут (-ют) -ит -ат(-ят)

Если окончание ударное, спряжение определяется по окончанию: зовёшь, ведёшь - I спряжение, горишь, спишь - II спряжение.

Но большинство глаголов при спряжении не имеет ударения на личных окончаниях. В таких случаях спряжение определяется по инфинитиву (по тому гласному, который стоит перед суффиксом инфинитива).

Ко II спряжению относятся те глаголы с безударным личным окончанием, у которых 1) инфинитив оканчивается на -и-тъ (возить, пилить, тратить и др.), кроме глаголов брить, стелить, редко встречающихся глаголов зиждиться («основываться, строиться») и зыбиться («колебаться, качаться, покрываться зыбью»). (Глаголы зиждиться и зыбиться употребляются только в форме 3 лица ед. и множ. числа, остальные формы не употребляются.); 2) глаголы-исключения, у которых инфинитив оканчивается на -е-ть (смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть) и на -а-ть (гнать, держать, слышать, дышать).

Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Следует помнить, что приставочные глаголы, образованные от бесприставочных, относятся к тому же типу спряжения, что и бесприставочные (гнать - догнать - пере­гнать - выгнать и т. д. - II спряжение). Глаголы с -ся (-сь) относятся к тому же типу спряжения, что и без -ся (-сь) (гнать - гнаться - II спряжение).

В русском языке есть и разноспрягаемые глаголы, у которых одни формы образуются по I спряжению, а другие - по II. К ним относятся: 1) хотеть - в единственном числе изменяется по I спряжению (хочу - хочешь - хочет), а во множественном числе - по II (хотим - хотите - хотят); 2) бежать, который имеет все формы, как у глаголов II спряжения (бегу - бежишь - бежит - бежим - бежите), кроме 3 лица множ. числа - бегут (по I спряжению); 3) чтить - изменяется по II спряжению (чтишь - чтит - чтим - чтите), кроме 3 лица множ. числа (чтут), хотя есть и форма чтят, которая сейчас употребляется реже, чем чтут; 4) брезжить («рассветать, чуть светиться») - употребляется только в форме 3 лица единственного числа (брезжит - II спряжение) и множественного числа (брезжут - I спряжение): Рассвет чуть брезжит; Слабо брезжут звёзды на небе.

Нехарактерную для глаголов I и II спряжений систему окончаний (архаическую) имеют глаголы есть, надоесть, дать, создать (и их приставочные производные: переесть, заесть, сдать, отдать, предать, воссоздать и др.).

ед. ч. е-м е-шь ест дам дашь даст

мн.ч. едите едим ед-ят дадите дад-им дадут

Глагол быть также своеобразен. От него в современном русском языке сохранились редко употребительные формы 3-го лица ед. и множ.

Числа настоящего времени - есть и суть: Прямая линия есть кратчайшее расстояние между двумя точками; Самые обыкновенные, принимаемые почти всеми историками общие отвлечения суть: свобода, равенство, просвещение, прогресс, цивилизация, культура (Л. Толстой), а будущее время образуется от другого корня: буду - будешь - будет - будем - будете - будут.

Следует помнить, что глаголы спрягаются (изменяются по лицам и числам) только в настоящем и простом будущем времени. Если форма будущего сложная (у глаголов несовершенного вида), то спрягается только вспомогательный глагол быть, а основной глагол берётся в инфинитиве. Глаголы в прошедшем времени не спрягаются (не изменяются по лицам).

разноспряга?емые глаго?лы

глаголы, личные формы которых используют окончания 1-го и 2-го спряжения. Эти немногочисленные глаголы (хотеть, бежать и их производные) доставляют определённые трудности говорящим: хочет (не хотит!), хотим (не хочем!), бежим (не бегим!). Особые формы спряжения у глаголов есть, дать и их производных.

Понятие о классах глаголов

Основы неопределенной формы и настоящего времени, как правило, различаются аффиксами или звуковым составом: чита-ть - читаj-ут (читают), зва-ть - зов-ут. Соотношение основы неопределенной формы и основы настоящего времени определяет деление глаголов на классы.

Классы глаголов, характеризующиеся соотношением данных основ, которое свойственно и вновь образуемым глаголам, называются продуктивными, например глаголы типа садятся - садиться (ср. приземлиться, прилуниться). Те же глаголы, по образцу которых новые глаголы не создаются, принадлежат к непродуктивным классам, например глаголы типа колют - колоть, полют - полоть и др.

Продуктивных глагольных классов пять:

1-й класс объединяет глаголы с основой неопределенной формы на -а(ть) и с основой настоящего времени на -aj: читать - читаj-ут (читают).

2-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -е(ть) и с основой настоящего времени на -ej: жале-тъ - жалеj-ут (жалеют).

3-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ова (-ева) (ть) и с основой настоящего времени на -yj: советовать - советуj-ут (советуют), горева-ть - горюj-ут (горюют).

4-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ну(ть) и с основой настоящего (будущего простого) времени на -н-: прыгнуть - прыгн-ут.

5-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -и(ть) и с окончанием третьего лица мн. ч. настоящего времени -ат, -ят: мо-ли-ть - мол-ят.

Непродуктивные классы обычно объединяют небольшое количество глаголов. Классификация их затрудняется наличием мелких особенностей в небольших группах глаголов, а иногда и в отдельных глаголах (например, есть, ехать). Число непродуктивных классов постепенно сокращается, так как они подвергаются воздействию классов продуктивных (например, входят в употребление формы мяукают вместо мяучут, мурлыкают вместо мурлычут, полоскают вместо полощут, махают вместо машут по аналогии с глаголами 1-го продуктивного класса). В печати можно встретить параллельное употребление обеих форм, хотя многие из новых форм находятся еще за пределами кодифицированного литературного языка.

Иногда формы различаются оттенками значений: поезд двигается (приходит в движение) и поезд движется (находится в движении).

Тема: Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Л: развивать эмоциональную сферу личности при работе над творческими заданиями (сочинение рифмовок).

М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (из таблицы в схему, ключевые слова).

4ЛР: определять спряжение глаголов по ударному личному окончанию, анализировать разноспрягаемые глаголы, опознавать их в тексте орфограмм.

3ЛР: употреблять в речи, стилистически окрашенные синонимы к слову есть .

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Орфографическая пятиминутка.

Записать слова на доске: летаю, свистишь, чирикает, поешь, засыпаешь, играешь, запереть.

Слова, какой части речи мы записали?

Что такое глагол?

Как изменяются глаголы?

Что такое спряжение?

В каком времени спрягаются глаголы?

III. Введение в тему урока.

А сейчас внимательно послушайте стихотворение:

Как начнёшь меня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать
Ну а руки – всё держать.
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть –
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть.
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть .
– Предположите, какая будет тема урока.

Измените глаголы, представленные на доске по лицам и числам.

Есть, писать, говорить.

Я ем пишу говорю

Ты ешь пиш ешь говор ишь

Он ест пиш ет говор ит

Мы ед им пиш ем говор им

Вы ед ите пиш ите говор ите

Они ед ят пиш ут говор ят

Что мы сделали с глаголами?

Что нужно знать для определения спряжения?

IV. Актуализация изученного.

Чтоб определить спряжение,

Посмотри на окончание.

И ещё на ударение

Обрати своё внимание!

Когда окончание под ударением,

Легко ты узнаешь, какое спряжение.

Оформить записи в тетрадях: составить опору для определения спряжения при ударном личном окончании глагола.

е, а,т (я,т) – I

и, у,т (ю,т) – II

ЛИЧНОЕ

Е, (УТ/ЮТ) И, (АТ/ЯТ)

I спр. II спр.

Поставьте глаголы в формы 3-го лица единственного и множественного числа, определите их спряжение. Запишите по образцу. Образец: Полоть - полет, полют (1)

Слышать, ненавидеть, любить, колоть, пилить, сеять, таять, смотреть.

V. Постановка проблемного вопроса урока.

Упр. 579 – введение нового понятия «разноспрягаемые глаголы».

Работа по таблице с осмыслением понятия «разноспрягаемые глаголы».

Выделите корни в слове разноспрягаемые.

О чём говорят эти корни? (Предположения детей.) Проверим все наши предположения.

Чтение правила.

VI. Открытие новых знаний.

Сколько разноспрягаемых глаголов представлено в таблице? Назовите их начальную форму.

Покажите, что у этих глаголов окончания разных спряжений (отдельно для каждого глагола).

В чём особенность окончаний глаголов дать и есть? (В личных окончаниях ед.ч. нет букв гласных.)

Как вы поняли, что такое производные глаголы?

Сколько в русском языке разноспрягаемых глаголов – 4

Составьте схему «Разноспрягаемые глаголы»

ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ЕСТЬ, ДАТЬ

(+ производные от них)

ЛИЧНОЕ

И, (А/ЯТ), Е, (У/ЮТ)

I + II спр.

VII. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

Данные глаголы запиши в два столбика по спряжениям.
Светит, читаешь, любите, решим, прячется, падают, скрипят, работал, сидеть.

(почему глагол работал остался вне столбиков?)

Физминутка
Я называю глаголы первого спряжения – вы садитесь, называю глаголы второго спряжения – встаете.

Блестит, встаёт, зеленеет, ходят, красит, живёшь, звоним, строите, шуршат, любишь, растет, водите, поешь, говоришь, плывут, работаете.

Упр. 581 – развивается умение находить в тексте разноспрягаемые глаголы, определять их морфологические признаки.

Выполняется самостоятельно, с коллективной проверкой

А сейчас намного поиграем. Игра называется "Глаголы играют в прятки". Найдите 10 спрятанных здесь глаголов (они расположены в клеточках по вертикали и по горизонтали). Выпишите их в столбик и укажите спряжение. (Работа в парах).

По горизонтали: ловить-2, переходить-2, есть-2, плять-1, петь-1.

По вертикали:лететь-2, сидеть-2, вертеть-2, дарить-2, стоять-2.

VIII. Итог урока.

Назовите ключевые слова урока.

Закончите предложение:

У имён существительных склонение, а у глаголов – … (спряжение).

У разноспрягаемых глаголов … (личные окончания разных спряжений – I и II).

Ответьте на 3 вопроса:

Что узнали на уроке?

Что научились делать?

Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в определении спряжения?

IX. Домашнее задание.

1. Выучить разноспрягаемые глаголы (П. Придумать рифмовку для запоминания – по желанию).

2. Упр. 582

Разноспрягаемые глаголы

Разноспряга́емые глаго́лы

Глаголы, личные формы которых используют окончания 1-го и 2-го спряжения. Эти немногочисленные глаголы (хотеть, бежать и их производные) доставляют определённые трудности говорящим: хочет (не хотит!), хотим (не хочем!), бежим (не бегим!). Особые формы спряжения у глаголов есть, дать и их производных.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Смотреть что такое "разноспрягаемые глаголы" в других словарях:

    Глаголы, образующие одни формы по первому спряжению, а другие по второму. Бежать, хотеть … Словарь лингвистических терминов

    разноспрягаемые глаголы - Глаголы, в составе окончаний которых могут быть буквы е и и, в связи с чем одни личные формы образуются по I спр., другие – по II спр.: хотеть, бежать, чтить, а также производные от них: захотеть, побежать, сбежать, убежать, почтить и т.п …

    О глаголе как части речи в языках мира см. статью «Глагол». В современном русском языке начальной (словарной) формой глагола считается инфинитив, иначе называемый неопределенной формой (по старой терминологии неопределенным наклонением) глагола.… … Википедия

    Я; ср. Лингв. 1. к Спрягать (1.С.). Заниматься спряжением глаголов. Формы спряжения. 2. Класс глаголов с одинаковыми формами словоизменения. Глаголы первого спряжения. Второе с. * * * спряжение 1) изменение глагола по лицам, числам, временам и… … Энциклопедический словарь

    Спряжение - (лат. conjugatio) глагольное формообразование, охватывающее всю парадигму глагола, всю совокупность его форм в пределах одной глагольной лексемы, и выражающее соответствующие грамматические категории. Границы спряжения одного глагола зависят от… … Лингвистический энциклопедический словарь

    спряжение глагола - 1) В широком значении: изменение глагола по лицам, числам, временам, наклонениям, по родам в прошедшем времени и сослагательном наклонении; 2) в узком значении: изменение глагола по лицам и числам. В современной русистике выделяются: 1) первое… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    РАЗНОСПРЯГАЕМЫЙ, ая, ое: разноспрягаемые глаголы в грамматике: глаголы, в своей парадигме совмещающие формы двух разных спряжений, напр. хотеть, чтить. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    СПРЯЖЕНИЕ, изменение глагола по лицам, числам, временам, родам (в прошедшем времени и сослагательном наклонении), наклонениям и другим грамматическим категориям, а также тип такого изменения, имеющий определенный набор окончаний и других… … Современная энциклопедия

    1) изменение глагола по лицам, числам, временам и залогам (см. Словоизменение).2) Тип изменения глагола, представляющий особую парадигму (напр., 1 е спряжение, разноспрягаемые глаголы) … Большой Энциклопедический словарь

    1) словоизменение личных форм глагола по лицам и числам, даёт основание для именования форм спрягаемыми. 2) Класс глаголов по формальным признакам – окончаниям и тематическим гласным; 1 е и 2 е спряжения глаголов различаются в формах… … Литературная энциклопедия