Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Произведения э а по. Странная жизнь и загадочная смерть эдгара аллана по. Стиль Эдгара По. Отношение к искусству

Эдгар Аллан По (Edgar Allan Poe). Родился 19 января 1809 года в Бостоне, США - умер 7 октября 1849 года в Балтиморе, США. Американский писатель, поэт, эссеист, литературный критик и редактор, представитель американского романтизма. Создатель формы современного детектива и жанра психологической прозы.

Некоторые работы Эдгара По способствовали формированию и развитию научной фантастики, а такие черты его творчества, как иррациональность, мистицизм, обречённость, аномальность изображаемых состояний, предвосхитили литературу декадентства.

Эдгар По был одним из первых американских писателей, сделавших новеллу основной формой своего творчества. Он пытался зарабатывать исключительно литературной деятельностью, в результате чего его жизнь и карьера были сопряжены с тяжёлыми финансовыми трудностями, осложнёнными проблемой с алкоголем.

За двадцать лет творческой деятельности Эдгар По написал две повести, две поэмы, одну пьесу, около семидесяти рассказов, пятидесяти стихотворений и десяти эссе, печатавшихся в журналах и альманахах, а затем собранных в сборники.

Несмотря на то, что при жизни Эдгар По был известен преимущественно как литературный критик, в дальнейшем его художественные произведения оказали значительное влияние на мировую литературу, а также космологию и криптографию. Он был одним из первых американских писателей, чья слава на родине значительно уступала европейской. Особое внимание его творчеству уделяли символисты, почерпнувшие из его поэзии идеи собственной эстетики.

Эдгара По высоко оценивали , Артур Конан Дойл, Говард Филлипс Лавкрафт, признавая за ним роль первопроходца в жанрах, которые они популяризовали.


Эдгар По родился 19 января 1809 года в Бостоне , в семье актёров Элизабет Арнольд Хопкинс По и Дэвида По-младшего. Элизабет По родилась в Великобритании. В начале 1796 года она вместе с матерью, также актрисой, перебралась в США, где с самых ранних лет начала выступать на сцене.

Отец По родился в Ирландии, в семье Дэвида По-старшего, который эмигрировал в Америку вместе с сыном. Дед Эдгара По имел звание майора, активно поддерживал революционное движение в США и был непосредственным участником Войны за независимость. Дэвид По-младший должен был стать юристом, но вопреки воле отца выбрал профессию актёра.

Эдгар был средним ребёнком в семье, у него были старший брат Уильям Генри Леонард и младшая сестра Розали.

Жизнь гастролирующих актёров предполагала постоянные переезды, которые были трудно осуществимы с ребёнком на руках, поэтому маленького Эдгара временно оставили у деда в Балтиморе. Там он провёл первые несколько месяцев своей жизни. Через год после рождения Эдгара отец покинул семью. О его дальнейшей судьбе доподлинно ничего не известно. 8 декабря 1811 года от чахотки умерла мать По.

Маленький мальчик, оставшийся без опеки родителей, приглянулся жене Джона Аллана, зажиточного торговца из Ричмонда , и вскоре бездетная семья забрала его к себе. Сестра Розали попала в семью Маккензи, которые были соседями и друзьями Алланов, в то время как брат Генри жил у родственников отца в Балтиморе.

Приёмная семья Эдгара По относилась к числу состоятельных и уважаемых в Ричмонде. Джон Аллан был совладельцем компании, которая занималась торговлей табаком, хлопком и другими товарами. Детей у Алланов не было, поэтому мальчик был легко и с радостью принят в семью. Эдгар По рос в атмосфере благосостояния, ему покупали одежду, игрушки, книги, с ним занималась дипломированная учительница на дому.

В 1815 году семья (а также Энн Валентайн - старшая сестра Френсис, жены Джона Аллана) отправилась в Великобританию. Джон Аллан, чей бизнес испытывал определённые трудности, связанные с упадком экономики после наполеоновских войн, стремился улучшить торговые связи с Европой. Прибыв в Ливерпуль, семья отправилась жить к родственникам Аллана в Шотландию, в города Эрвин и Килмарнок. Через несколько недель состоялся ещё один переезд - в Лондон, где Эдгар По закончил начальную школу мадам Дюбуа.

В 1817 году учёба продолжилась в школе преподобного Джона Брэнсби в Сток-Ньюингтоне, пригороде столицы. Воспоминания Эдгара По об этом периоде жизни нашли своё отражение в рассказе «Вильям Вильсон» .

Свой последний учебный год Эдгар закончил досрочно. Причиной тому стал поспешный обратный отъезд в США - дела Джона Аллана в Англии не заладились, наступили серьёзные финансовые трудности, его жена Фрэнсис тяжело болела. Торговцу даже пришлось занять деньги на обратный путь у компаньона. Летом 1820 года состоялось морское трансатлантическое путешествие, и уже 2 августа семья прибыла в Ричмонд.

14 февраля 1826 года Эдгар Аллан По уехал в Шарлотсвилл, где поступил в недавно открывшийся Виргинский университет . Обучение в заведении, основанном Томасом Джефферсоном, было дорогим (в письме отчиму По подсчитал общие затраты и указал сумму в 350 долларов в год), поэтому студентами университета были дети состоятельных семей штата.

При поступлении Эдгар По выбрал два курса для обучения (из возможных трёх): классическая филология (латынь и греческий) и современные языки (французский, итальянский, испанский). Семнадцатилетний поэт, покинувший родительский дом, впервые был предоставлен самому себе на долгое время.

Учебный день Эдгара По заканчивался в 9:30, остальное время предполагалось посвящать чтению учебной литературы и подготовке домашних заданий, но отпрыски богатых родителей, воспитанные в «истинном духе» джентльменства, не могли противостоять искушению «вечно модных» в высшей среде карточных игр и вину. Эдгар По, получивший лондонское образование и воспитывавшийся в уважаемой семье, несомненно, считал себя джентльменом. Желание подтвердить этот статус, а позже и необходимость в средствах к существованию привели его к карточному столу. В это же время Эдгар По впервые начал выпивать .

К концу учебного года общие долги По составили 2500 долларов (около 2000 из них - карточные). Получив письма с требованием оплатить их, Джон Аллан немедленно выехал в Шарлотсвилл, где и состоялось бурное объяснение с пасынком. В результате Аллан выплатил лишь десятую часть от общей суммы (плата за книги и услуги), отказавшись признать карточные долги Эдгара.

Несмотря на очевидные успехи По в учёбе и благополучно сданные экзамены, он не мог больше оставаться в университете и после окончания учебного года, 21 декабря 1826 года, покинул Шарлотсвилл.

Вернувшись домой в Ричмонд, Эдгар По не имел представления о своих дальнейших перспективах. Отношения с Джоном Алланом были серьёзно испорчены, тот не хотел мириться с «нерадивым» пасынком. В это время По усиленно занимался творчеством. Вероятно, именно в доме Алланов были написаны многие из стихотворений, вошедших впоследствии в первый сборник начинающего поэта. По также пытался найти работу, но отчим не только не содействовал этому, но и в качестве воспитательных мер всячески препятствовал его трудоустройству.

В марте 1827 года «молчаливый» конфликт перерос в серьёзную ссору, и Аллан выгнал приёмного сына из дома. По поселился в таверне Court-House, откуда писал Аллану письма с обвинениями того в несправедливости и оправданиями, продолжая выяснение отношений в эпистолярной форме. Позже эти письма сменяют другие - с просьбами о деньгах, которые приёмный отец оставил без внимания. Пробыв в номере таверны несколько дней, 23 марта По отправился в Норфолк, а затем в Бостон.

В родном городе Эдгар По волею случая познакомился с молодым издателем и типографом Кэлвином Томасом, и тот согласился напечатать его первый сборник стихов.

«„Тамерлан“ и другие стихотворения» , написанный под псевдонимом «Бостонец» , вышел в июне 1827 года. Было напечатано 50 экземпляров, состоявших из 40 страниц, продавались они по 12,5 центов за штуку.

В 2009 году неизвестный коллекционер на аукционе приобрёл одну из дошедших до наших дней копий дебютного сборника Эдгара По, заплатив за него рекордную для американской литературы сумму - 662 500 долларов.

В свой первый поэтический сборник Эдгар По включил поэму «Тамерлан» (которую он впоследствии будет неоднократно редактировать и дорабатывать), стихотворения «К ***», «Мечты», «Духи смерти», «Вечерняя звезда», «Имитация», «Стансы», «Сон», «Счастливейший день», «Озеро». В предисловии к изданию автор извинился за возможное низкое качество поэзии, оправдав это тем, что большинство стихов было написано в 1820-1821 годах, когда ему «не было ещё и четырнадцати». Скорее всего, это является преувеличением - По, конечно, начал писать рано, но по-настоящему к поэзии он обратился во время учёбы в университете и позднее.

Как и следовало ожидать, сборник не привлёк к себе внимание читателя и критики. Всего два издания написали о его выходе, не дав ему никакой критической оценки.

26 мая 1827 года Эдгар Аллан По, испытывая крайнюю нужду в деньгах, подписал армейский контракт сроком на пять лет и стал рядовым Первого артиллерийского полка армии США. Местом службы По стал форт Молтри на острове Салливан, расположенный у входа в Чарлстонскую бухту, тот самый форт, который 50 лет назад оказался неприступным для британской армии. Природа острова, на котором писатель провёл год, впоследствии нашла своё отражение в рассказе «Золотой жук» .

Эдгар По служил при штабе, занимался оформлением бумаг, что неудивительно для человека, владевшего грамотой (довольно редкое для армии того времени явление) и обладавшего аккуратным почерком. А «джентльменское» происхождение, хорошее воспитание и исполнительность обеспечили симпатию среди офицерского состава.

В конце февраля 1829 года состояние Фрэнсис Аллан ухудшилось. Болезнь, которая дала о себе знать ещё в Англии, лишь прогрессировала. В ночь на 28 февраля, когда состояние жены стало критическим, Джон Аллан написал короткое письмо, в котором просил приёмного сына немедленно приехать. Фрэнсис Аллан умерла утром того же дня. Эдгар По смог приехать в Ричмонд лишь 2 марта, не успев даже на похороны приёмной матери, которую он очень любил.

Оставшись дома до конца своего увольнения, По снова обратился к Аллану, и на этот раз они достигли взаимопонимания. Получив необходимые документы от приёмного отца, По вернулся в армию, где сразу же начался процесс освобождения его от службы. Приказ был подписан, и 15 апреля 1829 года его уволили из армии.

После возвращения из Вашингтона, куда он ездил, чтобы передать необходимые для поступления в Вест-Пойнт бумаги и рекомендации, Эдгар По отправился в Балтимор, где жили его родственники: брат Генри Леонард, тётка Мария Клемм, её дети - Генри и Вирджиния, а также Элизабет По - престарелая вдова Дэвида По-старшего. Не имея достаточно средств для съёма собственного жилья, поэт с разрешения Марии Клемм поселился в их доме.

Время в ожидании ответа из Вашингтона прошло за ухаживанием за больным чахоткой братом (который усугублял болезнь алкоголизмом) и подготовкой к изданию второго поэтического сборника. По редактировал имевшийся материал, вёл активную переписку с журналами и издательствами. И усилия не оказались напрасными - в конце декабря 1829 года сборник увидел свет. 250 копий «„Аль-Аарааф“, „Тамерлан“ и малые стихотворения» были напечатаны балтиморским издательством Hatch and Dunning.

Под Рождество Эдгар По вернулся домой в Ричмонд, где в мае 1830 года получил подтверждение о его зачислении в Вест-Пойнт. В этом же месяце между ним и приёмным отцом произошла роковая ссора. Поводом к ней стало письмо, которое не предназначалось для Джона Аллана и не должно было оказаться у него в руках. В нём Эдгар По нелицеприятно высказался о своём опекуне, недвусмысленно обвинив того в пьянстве. Вспыльчивый Аллан не смог этого стерпеть и во второй и последний раз выгнал Эдгара По из дома. Они ещё переписывались после этого разрыва, но больше никогда не виделись. Вскоре Джон Аллан женился во второй раз.

В конце июня 1830 года Эдгар По стал кадетом Военной академии армии США. Обучение было непростым (особенно первые 2 месяца лагерной жизни), но армейский опыт помог поэту быстро освоиться. Несмотря на жёсткий распорядок дня и практически полную каждодневную занятость, Эдгар По находил время для творчества.

Среди кадетов особой популярностью пользовались памфлеты и сатирические пародии на наставников-офицеров и жизнь в стенах академии. Готовился к изданию третий сборник стихов. Учёба проходила успешно, кадет По был на хорошем счету и не имел нареканий со стороны офицерства, но в январе он написал письмо Джону Аллану, в котором просил его содействия покинуть Вест-Пойнт. Вероятно, причиной столь резкого решения стало известие о женитьбе опекуна, лишившее Эдгара По самых призрачных шансов быть официально усыновлённым и унаследовать что-либо.

Так и не дождавшись ответа, Эдгар По решил действовать своими силами. В январе 1831 года он стал игнорировать поверки и занятия, не выходил в караул и саботировал построения. Итогом стали арест и последующий суд, на котором его обвинили в «грубом нарушении служебных обязанностей» и «игнорировании приказов». 8 февраля 1831 года Эдгар По был уволен со службы Соединённым Штатам, и уже 18 февраля он покинул Вест-Пойнт.

Эдгар По отправился в Нью-Йорк, где в апреле 1831 года вышла третья книга поэта - сборник «Стихотворения» , в который, помимо переизданных «Тамерлана» и «Аль-Аараафа», вошли новые работы: «Израфель», «Пэан», «Осуждённый город», «К Елене», «Спящая». Также на страницах сборника По впервые обратился к литературной теории, написав «Письмо к...» - эссе, в котором автор рассуждал о принципах поэзии и проблемах национальной литературы. «Стихотворения» содержали посвящение «Кадетскому корпусу армии США». 1000 экземпляров книги были напечатаны на средства кадетов Вест-Пойнта, подписавшихся на сборник в ожидании привычных пародий и сатирических стихов, которыми их в своё время развлекал однокурсник.

Не имея средств к существованию, Эдгар По переехал к родственникам в Балтимор, где предпринял тщетные попытки найти работу. Отчаянное безденежье подтолкнуло поэта обратиться к прозе - он решил принять участие в конкурсе на лучший рассказ американского автора с призом в 100 долларов.

Эдгар По обстоятельно подошёл к делу: изучал журналы и различные издания того времени, чтобы определить принципы (стилистические, сюжетные, композиционные) написания короткой прозы, пользовавшейся популярностью у читателей. Результатом исследования стали «Метценгерштейн», «Герцог де Л"Омлет», «На стенах иерусалимских», «Существенная потеря» и «Несостоявшаяся сделка» - рассказы, которые начинающий прозаик отправил на конкурс. Неутешительные для их автора итоги были подведены 31 декабря 1831 года - Эдгар По не победил . В течение следующего года эти рассказы без указания авторства (таковы были условия) публиковались в газете, организовавшей конкурс.

Неудача не заставила Эдгара По отказаться от формы короткой прозы в своём творчестве. Напротив, он продолжил оттачивать мастерство, писать рассказы, из которых в конце 1832 года сформировал так и не вышедший в печать сборник «Рассказы Фолио Клуба» .

В июне 1833 года состоялся очередной литературный конкурс, призами в котором были 50 долларов за лучший рассказ и 25 за лучшее стихотворение. Было известно, что в жюри вошли люди компетентные - известные писатели того времени Джон Пендлтон Кеннеди и Джон Лэтроуб.

Эдгар По участвовал в обеих номинациях, отправив на конкурс 6 рассказов и стихотворение «Колизей». 12 октября были объявлены результаты: лучшим рассказом была признана «Рукопись, найденная в бутылке» Эдгара По , лучшим стихотворением - «Песнь ветров» Генри Уилтона (под этим псевдонимом скрывался главный редактор организовавшей конкурс газеты).

Впоследствии Джон Лэтроуб подтвердил, что автором действительно лучшего стихотворения был также Эдгар По. Жюри очень высоко отозвалось о работах молодого писателя, отмечая, что им было чрезвычайно трудно выбрать один лучший рассказ из его шести. По сути, это было первым авторитетным признанием таланта Эдгара По.

Несмотря на победу в конкурсе, материальное положение По в 1833-1835 годах оставалось крайне тяжёлым. Регулярных денежных поступлений не было, писатель продолжал безуспешные попытки найти работу, связанную со словесностью. Единственным источником дохода в семье являлась пенсия парализованной вдовы Дэвида По-старшего - 240 долларов в год, которая выплачивалась нерегулярно.

В августе 1834 года ричмондский типограф Томас Уайт начал выпускать новый ежемесячный журнал Southern Literary Messenger, для сотрудничества с которым привлекал известных писателей того времени, в числе которых был и Джон Кеннеди. Тот, в свою очередь, порекомендовал Уайту Эдгара По как подающего надежды талантливого писателя, положив начало их сотрудничеству.

Уже в марте 1835 года на страницах ежемесячника появился рассказ «Береника», а в июне вышла первая мистификация пера По - «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля» .

16 мая 1836 года Эдгар По женился на Вирджинии Клемм. Она приходилась ему двоюродной сестрой, и на момент бракосочетания ей было всего 13 лет. Медовый месяц пара провела в Питерсберге, Виргиния. Приблизительно в это время Эдгар По начал писать свой самый большой прозаический текст - «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» . Решение написать объёмную работу было продиктовано читательскими предпочтениями: многие издательства отказывались печатать его рассказы, ссылаясь на то, что малый формат прозы не пользуется популярностью.

В мае 1837 года в США разразился экономический кризис. Коснулся он и сферы издательства: закрывались газеты и журналы, шли массовые сокращения сотрудников. В сложной ситуации оказался и Эдгар По, на длительный срок оставшийся без работы. Но вынужденное безделье не прошло даром - он наконец-то мог сконцентрироваться на творчестве.

В нью-йоркский период из-под пера писателя вышли рассказы «Лигейя», «Чёрт на колокольне», «Падение дома Ашеров», «Вильям Вильсон», продолжалась работа над «Артуром Гордоном Пимом». Права на повесть удалось продать авторитетному нью-йоркскому издательству Harper and Brothers, где она вышла 30 июля 1838 года. Однако первое объёмное прозаическое произведение По коммерческого успеха не имело.

В начале декабря 1839 года в издательстве Lea & Blanchard вышли «Гротески и арабески» - двухтомный сборник 25 рассказов, написанных По к тому моменту.

В апреле 1841 года в Graham"s Magazine вышел рассказ, позже принесший По мировую славу родоначальника детективного жанра - «Убийство на улице Морг» . Там же в мае был напечатан «Низвержение в Мальстрём».

В январе 1842 года у юной жены Эдгара По случился первый тяжёлый приступ туберкулёза, сопровождавшийся горловым кровотечением. Вирджиния на длительный срок оказалась прикованной к постели, а писатель снова потерял душевное равновесие и способность работать. Угнетённое состояние сопровождалось частыми и затяжными запоями.

Всё последующее время состояние жены Эдгара По имело огромное влияние на его душевное здоровье, чрезвычайно восприимчивое к малейшему ухудшению ситуации. Повторное обострение болезни Вирджинии произошло летом того же года, и снова глубокие переживания и душевные муки писателя нашли своё отражение в творчестве - ими пропитаны написанные вскоре после инцидента рассказы «Колодец и маятник» и «Сердце-обличитель». По находил спасение в сочинительстве.

В ноябре 1842 года была продолжена история расследований Огюста Дюпена. В журнале Snowden"s Ladies" Companion вышел рассказ «Тайна Мари Роже», за основу которого По взял реальное убийство, произошедшее в Нью-Йорке в 1841 году. Использовав все имевшиеся у следствия материалы, он на страницах рассказа (перенеся действие в Париж и изменив имена) провёл собственное расследование и указал на убийцу. Вскоре после этого дело было раскрыто, при этом подтвердилась правильность выводов писателя.

Стоит отметить, что в течение тяжёлого периода 1842 года Эдгару По удалось лично встретиться с , работы которого он оценивал очень высоко. Они обсуждали окололитературные вопросы и обменивались мнениями во время короткого визита последнего в Филадельфию. Диккенс обещал посодействовать с изданием работ По в Англии. Несмотря на то, что из этого ничего не вышло, Диккенс отмечал, что Эдгар По был «единственным писателем, которому он хотел помочь с публикацией» .

Оказавшись без работы, а значит, и без средств к существованию, Эдгар По через общего знакомого обратился к сыну президента Тайлера с просьбой помочь устроить его на работу в филадельфийскую таможню. Нужда была велика, раз писатель начал искать работу, отличную от литературной, которая приносила нестабильный доход. По не получил должность, так как не явился на встречу, объяснив это своей болезнью, хотя существует версия, что причиной неявки был запой. Семье, оказавшейся в тяжёлом положении, пришлось несколько раз сменить место жительства, так как денег катастрофически не хватало, долги росли. Против писателя было возбуждено дело, и 13 января 1843 года окружной суд Филадельфии признал Эдгара По банкротом, но тюремного срока удалось избежать.

Несмотря на тяжёлое финансовое положение и упадок духа, связанный с болезнью жены, литературная слава Эдгара По неуклонно росла. Его произведения публиковались во многих изданиях по всей стране, им посвящали критические обзоры, многие из которых отмечали незаурядный талант автора и силу его воображения. Хвалебные отзывы писали даже литературные враги, делая их ещё более ценными.

Всецело посвятив себя прозе, По три года не обращался к поэзии (последним опубликованным стихотворением была вышедшая в 1840 году «Тишина»). «Поэтическое молчание» было нарушено в 1843 году с выходом одного из самых мрачных стихотворений писателя - «Червь-победитель», в котором, казалось, были сосредоточены все душевные муки и отчаяние последних лет, крах надежд и иллюзий.

В феврале 1843 года в нью-йоркском издании The Pioneer вышла знаменитая «Линор» . По вернулся к поэзии, но основной формой его творчества продолжила оставаться короткая проза.

В июле 1844 года нью-йоркская газета Dollar Newspaper организовала конкурс на лучший рассказ, за первое место в котором был назначен приз - 100 долларов. Победителем стал «Золотой жук» Эдгара По. Произведение, в котором автор раскрыл свой талант криптографа, перешло в собственность Dollar Newspaper и впоследствии было перепечатано множество раз.

6 апреля 1844 года Эдгар и Вирджиния По переехали в Нью-Йорк. Через месяц к ним присоединилась и Мария Клемм. Трудно переоценить роль тёщи в жизни Эдгара По. Её хозяйственность, трудолюбие и бесконечная забота, которой она окружала своего зятя и дочь, была отмечена многими современниками, знавшими семью лично. Эдгар любил свою «Muddy» (вероятно, сокращение от «mummy» («мамочка») и «daddy» («папочка»)), как он часто называл её в письмах, ведь с появлением в его жизни она действительно стала ему как мать.

В 1849 году он посвятил ей полное нежности и признательности стихотворение «Моей матери».

Через неделю после переезда Эдгар По становится героем сенсации: огромный ажиотаж в читающих кругах вызвала «История с воздушным шаром» , которую специальным выпуском опубликовала газета New York Sun. Изначально задуманный как мистификация, рассказ был стилизован под новостную статью. Идея сюжета была неосознанно подсказана По известным в то время воздухоплавателем Джоном Уайзом, который в одной из филадельфийских газет заявил, что собирается совершить трансатлантический перелёт. Писателю удалось добиться нужного эффекта - на следующее утро после публикации здание издательства буквально «штурмовали» люди.

Мистификации Эдгара По, в которых большое внимание уделялось подробностям, основанным на технических новациях того времени, дали толчок последующему развитию в литературе жанра научной фантастики.

Через некоторое время после воссоединения с Марией Клемм семья переехала в новое жильё: семья Бреннанов сдала им часть своего особняка, расположенного за городом. По продолжал сотрудничать со множеством изданий, предлагая им свои статьи и критические обзоры. В этот период у него не было проблем с публикациями, но доходы всё так же оставались скромными. В особняке Бреннанов По написал стихотворение «Страна сновидений», в котором отразились красоты окружавшей его природы. Там же началась работа над произведением, ставшим поэтическим magnum opus писателя - стихотворением «Ворон» .

Неизвестно, писал ли По «Ворона» с целью получить окончательное и безоговорочное признание, воодушевлённый успехом «Золотого жука» и «Истории с воздушным шаром», но в том, что он скрупулёзно и тщательно подошёл к процессу создания этого произведения, сомневаться не приходится.

Это был немедленный и оглушительный успех: издания по всей стране перепечатывали стихотворение, о нём говорили в литературных кругах и за их пределами, на него писались многочисленные пародии. По стал известной личностью национального масштаба и частым гостем на светских мероприятиях, где его просили прочитать знаменитое стихотворение. По словам биографа писателя Артура Куинна, «„Ворон“ произвёл впечатление, которое не удалось превзойти, пожалуй, ни одному поэтическому произведению в американской литературе». Несмотря на огромный успех у читателей и широкое признание публики, стихотворение практически не улучшило финансовое положение писателя.

21 февраля 1845 года По стал совладельцем журнала Broadway Journal , глава которого полагал увеличить продажи издания привлечением к сотрудничеству новой знаменитости. Согласно условиям контракта, По получал треть от продаж журнала, сотрудничество обещало быть взаимовыгодным.

В это же время По занялся лекционной деятельностью, которая станет для него важным источником дохода. Первой темой выступлений в Нью-Йорке и Филадельфии были «Поэты и поэзия Америки».

В июле 1845 года По опубликовал рассказ под названием «Бес противоречия» . Рассуждения на тему человеческой природы, которые содержатся в его преамбуле, позволяют хорошо понять природу противоречивой натуры самого автора. Терзаемый собственным «бесом», он неоднократно в течение своей жизни совершал необдуманные и нелогичные поступки, которые неизбежно вели его к краху. Так случилось и на пике его славы, когда, казалось, ничто не предвещало беды.

На страницах журнала, совладельцем которого он стал, Эдгар По не опубликовал ни одного своего нового произведения, лишь перепечатывал старые (которые каждый раз редактировались и дорабатывались). Львиную долю его работы в то время составляли литературные статьи, обзоры, критика. Неизвестно, что стало тому причиной, но По в своей критике стал безжалостен как никогда: доставалось не только авторам, лично ему неприятным, с которыми он конфликтовал, но и тем, кто относился к нему благосклонно. В результате в течение короткого срока от Broadway Journal стали отказываться подписчики и отворачиваться авторы, издание становилось убыточным. Вскоре его покинули оба компаньона По, оставив того единственным владельцем терпящего бедствия журнала.

По отчаянно пытался его сохранить, разослав множество писем своим друзьям и родственникам с просьбами о финансовой помощи. Большинство из них не были удовлетворены, а тех денег, что он всё-таки получил, не хватало. 3 января 1846 года состоялся выход последнего выпуска, и Эдгар По закрыл Broadway Journal .

В апреле 1846 года По снова запил. Осознавая ту губительную роль, которую алкоголь играл в его жизни, он всё равно делал роковой шаг. Снова наступило время помутнённого сознания: лекции срывались, возникали публичные конфликты, репутация серьёзно страдала. Ситуация ещё сильнее осложнилась с выходом в мае 1846 первых очерков Эдгара По из серии «Литераторы Нью-Йорка» . В них По давал личностную и творческую характеристику известных авторов - своих современников, которая в большинстве своём была крайне негативной. Реакция последовала незамедлительно: газеты с подачи «пострадавших» начали войну против По - очерняли его репутацию, обвиняя в аморальности и безбожии. В печати господствовал образ По как невменяемого алкоголика, не контролирующего свои действия. Припомнили ему и литературный роман с поэтессой Фрэнсис Осгуд, который закончился скандалом. Среди задетых критикой По особенно отличился Томас Инглиш. В прошлом друг писателя, он в одной из газет опубликовал «Ответ господину По», в котором к образу нищего безбожного алкоголика присовокупил обвинение того в подлоге.

Издание, с которым сотрудничал По, посоветовало обратиться в суд, что он и сделал. 17 февраля 1846 года По выиграл дело о клевете у журнала Mirror, опубликовавшего «Ответ», и получил 225 долларов компенсации.

В мае 1846 года Эдгар По переехал в небольшой коттедж в Фордхэме, пригороде Нью-Йорка. Семья снова бедствовала, денег отчаянно не хватало - летом и осенью По ничего не писал. В одном из писем он ссылается на свою болезнь - литературные «войны» и скандалы не прошли бесследно. Состояние прикованной к постели Вирджинии только ухудшалось.

Состояние Вирджинии серьёзно ухудшилось в январе 1847 года: жар и боли усилились, участилось кровохарканье. 29 января Эдгар По написал полное отчаянья письмо Мэри Шью, в котором просил её приехать и проститься с Вирджинией, которая так сильно к ней привязалась. Миссис Шью приехала на следующий день и успела застать её живой. 30 января 1847 года, ближе к ночи, Вирджиния По скончалась.

После похорон своей супруги Эдгар По сам оказался прикованным к постели - слишком тяжёлой оказалась утрата для тонкой переживающей натуры.

Центральным произведением последних лет жизни Эдгара По стала «Эврика» . «Поэма в прозе» (как определил её По), в которой говорилось о предметах «физических, метафизических, математических», по убеждению автора, должна была перевернуть представление людей о природе Вселенной.

В пять часов утра 7 октября 1849 года Эдгар По скончался. По словам доктора Морана, перед самой смертью он произнёс свои последние слова: «Господи, помоги моей бедной душе».

Скромные похороны Эдгара Аллана По состоялись в 4 часа дня 8 октября 1849 года на кладбище Westminster Hall and Burying Ground, которое сейчас является частью территории Юридического колледжа Университета Мэриленда. Церемонией, на которой присутствовало всего несколько человек, руководил преподобный У. Т. Д. Клемм, дядя Вирджинии По. Она длилась всего три минуты по причине холодной и промозглой погоды. Псаломщик Джордж У. Спенс писал: «Был мрачный и пасмурный день, дождя не было, но было сыро, и надвигалась гроза». По был похоронен в дальнем углу кладбища, рядом с могилой деда, Дэвида По-старшего, в дешёвом гробу, без ручек, именной таблички, покрывала и подушки под головой.

1 октября 1875 года останки Эдгара По были перезахоронены на новом месте, недалеко от фасада церкви. Новый памятник был изготовлен и возведён на средства жителей Балтимора и поклонников писателя из других городов США. Общая стоимость памятника составила немногим больше 1500 долларов. Праздничная служба состоялась 17 ноября 1875 года. В 76-ю годовщину со дня рождения Эдгара По, 19 января 1885 года, останки Вирджинии По были перезахоронены рядом с останками мужа.

Обстоятельства, предшествовавшие смерти Эдгара По, как и непосредственная её причина, по сей день остаются невыясненными. Все медицинские записи и документы, включая свидетельство о смерти, если они вообще существовали, были утеряны. Существует несколько различных теорий о причине смерти По, разной степени правдоподобности: от гипогликемии до сговора с целью убийства.

Существует и ещё одна теория, которую выделяют многие биографы писателя. На 3 октября в Балтиморе были назначены выборы в конгресс и законодательное собрание штата Мэриленд. В то время не существовало списков избирателей, чем пользовались противоборствующие кандидаты и партии, которые формировали специальные группы избирателей. Людей под воздействием алкоголя собирали в специальных местах, а затем заставляли голосовать по нескольку раз. Вероятно, По, оказавшийся жертвой преступной схемы, похожей на «избирательную карусель», стал бесполезным по причине своего состояния и был брошен около избирательного участка 4-го округа, где его и нашёл Джозеф Уокер. Однако, и у этой теории есть противники, утверждающие, что По, как человеку весьма известному в городе, было бы трудно участвовать в подобной схеме.

Ежегодно, начиная с 1949 года, неизвестная личность посещала могилу Эдгара По, отдавая дань памяти таланту писателя. Ранним утром 19 января человек, одетый в чёрное, приходил на могилу По, произносил тост и оставлял на надгробии бутылку коньяка и три розы. Иногда на надгробии находили записки различного содержания. В одной из них, оставленной в 1999 году, сообщалось, что первый тайный поклонник скончался в прошлом году и обязательства по продолжению традиции были возложены на его «наследника». Традиция продолжалась 60 лет вплоть до 2009 года, когда тайного поклонника видели на могиле в последний раз.

15 августа 2007 года 92-летний Сэм Порпора, историк Вестминстерской церкви, где похоронен По, заявил, что именно он начал традицию ежегодного посещения могилы писателя в день его рождения. Он сообщил, что целью его акции были сбор средств на нужды церкви и повышение интереса к ней. Однако, его история не подтвердилась - некоторые высказанные им подробности не увязывались с фактами.

В 2012 году Джефф Джером, хранитель дома-музея Эдгара По, который ранее опроверг слухи, что это он является поклонником, провозгласил окончание традиции.


Эдгар Аллан По — американский писатель, поэт, литературный критик и редактор, представитель американского романтизма. Наибольшую известность получил за свои «мрачные» рассказы. По был одним из первых американских писателей, кто создавал свои произведения в виде коротких рассказов, и считается создателем детективно-фантастического жанра в литературе. Его творчество способствовало появлению жанра научной фантастики.

По родился в Бостоне. Его родители - Элизабет Арнольд По и Дэвид По, были актёры бродячей труппы. Дэвид По покинул семью, когда Эдгар был еще совсем маленьким; вскоре он умер. Тем не менее, за недолгие годы совместной жизни с женой он оставил несколько наследников - у Эдгара были старший брат Уильям Генри и младшая сестра Розали. Матери Эдгара судьба также отмерила недолго - 8 декабря 1811 года ее не стало.

Эдгара взяли на воспитание Френсис и Джон Алланы - они были знакомы с матерью мальчика еще до ее смерти; вместе с новой семьей Эдгар стал жить в Ричмонде, штат Вирджиния. Его сестру усыновила другая семья, а Уильяма забрали жить к себе родители умершего отца.

Детство Эдгара прошло в обстановке любви и роскоши. У Алланов не было своих детей, и к Эдгару они относились с особой заботой. Они не жалели средств на его воспитание, и хотя порой дела их шли неудачно (были случаи, когда им даже грозило банкротство), мальчик этого не чувствовал: его одевали «как принца», у него была своя лошадь, свои собаки. Когда Эдгару было шесть лет, Алланы поехали в Англию и отдали мальчика в дорогой пансион в Лондоне, где он проучился пять лет. По возвращении Алланов в 1820 в США Эдгар поступил в колледж, который окончил в 1826. Заканчивать образование Эдгара отправили в университет в Ричмонде, тогда только что основанный.

Эдгар развился рано: в пять лет он читал, рисовал, писал, декламировал, ездил верхом. В школе он хорошо учился, приобрёл большой запас знаний по литературе, особенно английской и латинской, по всеобщей истории, по математике, по некоторым отраслям естествознания, таким как астрономия, физика. Физически Эдгар был силён, участвовал во всех шалостях товарищей, а в университете — во всех их кутежах. Характер будущего поэта с детства был неровный, страстный, порывистый. В его поведении отмечали много странного. С ранних лет Эдгар писал стихи, увлекался фантастическими планами, любил производить психологические опыты над собой и другими. Сознавая своё превосходство, он давал другим это чувствовать.

Жизнь в богатстве кончилась для Эдгара, когда ему не было и полных 17 лет. В университете он пробыл всего год. Осенью 1826 произошёл разрыв между Джоном Алланом и его приёмным сыном. Кто был «виноват», теперь выяснить трудно. Есть свидетельства, неблагоприятные для Эдгара. Например, подтверждено, что он подделал векселя с подписью Джона Аллана, что однажды, пьяный, наговорил ему грубостей, замахнулся на него палкой и т. п. С другой стороны, неизвестно, что терпел гениальный юноша от разбогатевшего покровителя (Джон Аллан получил неожиданное наследство, превратившее его уже в миллионера), чуждого вопросам искусства и поэзии. По-видимому, искренне любила Эдгара только госпожа Аллан, а её муж давно уже был недоволен эксцентричным приёмышем. Поводом к ссоре послужило то, что Аллан отказался заплатить карточные долги Эдгара. Юноша считал их «долгами чести» и не видел иного исхода для спасения этой «чести», как покинуть богатый дом, где воспитывался.

Для Эдгара По началась скитальческая жизнь. Покинув дом Алланов, он поехал в родной Бостон, где под псевдонимом «Бостонец» напечатал сборник стихов «Тамерлан и другие стихотворения», так и не вышедший в свет. Это издание, вероятно, поглотило все сбережения юноши. Не имея приюта, он решился на крутой шаг — поступил на службу в артиллерийский полк под вымышленным именем Эдгар А.Перри и завысив свой возраст до двадцати двух лет (хотя на самом деле ему было лишь восемнадцать). Службу он нёс около года, был у начальства на хорошем счету и даже получил чин сержант-майора. В начале 1828 поэт, однако, не выдержал своего положения и обратился к приёмному отцу, прося помощи, и, вероятно, выражал раскаяние. Джон Аллан, может быть по ходатайству жены, пожалел юношу, оплатил наём заместителя и выхлопотал Эдгару освобождение. Но, приехав в Ричмонд, Эдгар уже не застал своей покровительницы: госпожа Аллан умерла за несколько дней до того (28 февраля 1829)

Получив свободу, Эдгар По вновь обратился к поэзии. Он вновь побывал в Балтиморе и познакомился там со своими родственниками по отцу — с сестрой, бабушкой, дядей Георгом По и его сыном Нельсоном По. Последний мог познакомить Эдгара с редактором местной газеты, Уильямом Гвином. Через Гвина Эдгар получил возможность обратиться к видному тогда нью-йоркскому писателю Джону Нилу. И Гвину, и Нилу начинающий поэт представил на суд свои стихи. Отзыв, при всех оговорках, был самый благоприятный. Результатом было то, что в конце 1829 в Балтиморе был вторично издан сборник стихов По под его именем, озаглавленный «Аль-Аарааф, Тамерлан и малые стихотворения». На этот раз книжка поступила в магазины и в редакции, но прошла незамеченной.

Между тем Джон Аллан настаивал, чтобы Эдгар закончил своё образование. Решено было, что он поступит в Военную академию в Вест-Пойнте. В марте 1830, по ходатайству Аллана, Эдгар всё же был принят в число студентов, хотя по возрасту не подходил. Его приёмный отец подписал за него обязательство отслужить в армии пять лет. Эдгар неохотно шёл в академию. Нормальным порядком покинуть её стены он не мог. С обычной горячностью он взялся за дело и сумел добиться, что в марте 1831 его исключили. Этим юный поэт вновь вернул себе свободу, но, конечно, вновь рассорился с Джоном Алланом.

Из Вест-Пойнта Эдгар По уехал в Нью-Йорк, где поспешил издать третий сборник стихов, названный, однако, «вторым изданием»: «Поэмы Эдгара А. По. Второе издание». Средства на издание собраны подпиской; подписались многие товарищи из академии, ожидающие, что найдут в книге те стихотворные памфлеты и эпиграммы на профессоров, которыми студент Аллан По стал известен в школе. Но им пришлось разочароваться. Покупателей у книги, оценённой в два с половиной доллара, не нашлось.

Период с осени 1831 по осень 1833 — самый тяжёлый период для Эдгара По. Летом 1831 Эдгар жил в Балтиморе у своей тётки г-жи Клемм — матери той Виргинии, которая позже стала женой поэта. С осени 1831 его следы теряются. К концу этого периода Эдгар По дошёл до крайней нищеты. По женился в 1836 на Виргинии Клемм. Ему было 27, ей 13.

Несомненно, что в эти годы молодой поэт много работал. Им был написан ряд новелл — лучших в раннем периоде его творчества. Осенью 1833 балтиморский еженедельник объявил конкурс на лучший рассказ и лучшее стихотворение. Эдгар По послал шесть рассказов и отрывок в стихах «Колизей». Члены жюри единогласно признали лучшими и рассказ, и стихи Эдгара По. Однако, не считая возможным выдать две премии одному и тому же лицу, премировали только рассказ «Рукопись, найденная в бутылке», за который автору выдали сто долларов. Деньги подоспели вовремя. Автор буквально голодал.

В период с 1833 по 1840 автор выпускает много поэм и рассказов, работает в журнале Southern Literary Messenger в Ричмонде. В 1841-1843 он жил с семьёй в предместье в Филадельфии и работал в журналах Burton"s Gentleman"s Magazine и Graham"s Magazine. В Филадельфии Эдгар По также намеревался издавать собственный журнал The Stylus (или The Penn), но эта затея не удалась.

Однако вскоре его постигло серьёзное испытание. У Виргинии после пения лопнул кровеносный сосуд и она находилась при смерти (она была больна туберкулёзом). К тому же в 1846 нью-йоркский журнал Broadway Journal, с которым он сотрудничал, закрылся, и По утратил средства к существованию. Возобновилась бедственная жизнь.

Последние годы жизни Эдгара По, 1847-1849, были годами метаний, полубезумия, успехов, падений и постоянной клеветы. Виргиния, умирая, взяла клятву с г-жи Шью, подруги Эдгара, никогда не покидать его. Эдгар По пленялся женщинами, воображал, что влюблён, шла речь даже о женитьбе. В жизни он держал себя странно, однако успел издать ещё несколько гениальных произведений.

Но припадки алкоголизма Эдгара По становились всё мучительнее, нервозность возрастала почти до психического расстройства. Госпожа Шью сочла нужным устраниться из его жизни. Осенью 1849 наступил конец. Полный химерических проектов, обручённый с Сарой Эльмирой Ройстер Шелтон, Эдгар По в сентябре этого года с большим успехом читал в Ричмонде лекцию о «Поэтическом принципе». Из Ричмонда Эдгар По выехал, имея 1500 долларов в кармане. Что затем произошло, осталось тайной. Может быть, поэт попал под влияние своей болезни; может быть, грабители усыпили его наркотиком. Эдгара По нашли в бессознательном состоянии, ограбленным. Его привезли в Балтимор, где он и умер в больнице.

Э́дгар А́ллан По (англ. Edgar Allan Poe ; 19 января 1809 - 7 октября 1849) - американский писатель.

Гениальный прозаик. Гениальный поэт. Трагичная от рождения и до смерти судьба. Само понятие гений - ёмкое и трудно поддающиеся точному определению - именно для Эдгара По. Его влияние как писателя и поэта на мировую литературу огромно - Шарль Бодлер и французский Символизм, практически весь русский Серебряный Век.

За более чем 150 лет, отделяющие нас от смерти гениального писателя, было написано множество его биографий - объёмных книг и небольших заметок, серьёзных исследований и ошибочных теорий. Несмотря на их значительное количество, жизнь и смерть Эдгара Аллана По продолжает оставаться загадкой. Сложно предположить, будет ли она разгадана в будущем. Сказывается и отсутствие документов (нет даже свидетельства о его рождении), противоречивость воспоминаний, желание некоторых авторов либо скрыть факты, либо подогнать их под собственные предположения.

Родители Эдгара - актёры Дэвид По-младший и Элизабет Арнольд Хопкинс - вступили в брак в 1806 году. Старший сын - Уильям Генри - родился в 1807 г., Эдгар - 19 января 1809 года, годом позже родилась их сестра Розали. Мать Эдгара умерла в декабре 1811 года в Ричмонде (наиболее вероятная причина - пневмония). Примерно в это же время умер и их отец, незадолго до этого оставивший семью. Рассказ о гибели родителей Эдгара По при пожаре Ричмондского театра - не более чем легенда.

Дети попали в разные семьи. Эдгар По был взят на воспитание табачным бизнесменом Джоном Алланом и его женой Фрэнсис. Среднее имя Аллан Эдгар получил при крещении в 1812 году. Аллан не усыновлял его официально. С 1814 года Эдгар посещал различные школы в США и Англии (1815-1820 гг.).
Первое (документально подтверждённое) произведение относится к 1824 году. Это двухстрочное стихотворение, не вошедшее ни в один из сборников. В 1826 г. По поступил в Вирджинский университет, из которого был отчислен за большие карточные долги. Джон Аллан отказался выплатить их, и в дальнейшем не упомянул Эдгара в своём завещании. Между ними произошёл разрыв. В это же время расстроилась его помолвка с Эльмирой Ройстер, вышедшей замуж за другого.

Под именем Эдгара Перри По поступил на службу в армию. В 1827 году в Бостоне в количестве 50 экз. вышла его первая книга "Тамерлан и другие стихи", подписанная "Бостонец". Долгие годы поиски этой книги были безуспешными (что позволило Руфусу Вилмоту Грисволду - "чёрному демону" в судьбе наследия По - заявить, что этой книги не было вообще, а сам По - лживый человек). В 1880 году в Британском музее был найден один из экземпляров этой книги.

Дослужившись до звания сержанта артиллерии, По уволился со службы и поселился в Балтиморе у своей тёти Мэри По Клемм (чья дочь Вирджиния стала впоследствии его женой). Здесь он опубликовал второй сборник стихов.

В 1830 году Эдгар поступил в военную академию Вест-Пойнт, но так как военная карьера ему разонравилась, он стал прогуливать занятия, и по решению военного суда был отчислен. В 1831 году стихи По издаются в Нью-Йорке. Его небольшие рассказы печатаются в Филадельфии, правда, без указания имени автора. В 1833 году он получает первый гонорар (50 долларов) за рассказ "Рукопись, найденная в бутылке". В 1836-37гг. По работал редактором ричмондского "Southern Liyerary Magazine". В 1836 году он женился на Вирджинии. Они переехали в Нью-Йорк, годом позже - в Филадельфию.

Филадельфийский период творчества был наиболее плодотворным. По писал стихи и рассказы. Работал редактором "Gentlemen"s Magazine", затем "Graham"s Magazine". Попытки организовать собственный журнал "Penn" закончились провалом.

В апреле 1841 года журнала Грэхэма представил рассказ Эдгара По "Убийство на улице Морг" - первое детективное произведение. Рождается новый литературный жанр.

В 1842 году По уходит от Грэхэма. Ему казалось, что тот недостаточно оплачивает его работу, но в будущем ему не удастся заработать даже тех денег, что он получал у Грэхэма. В 1846 г. По переехал в Нью-Йорк. Остались неосуществлёнными попытки открытия нового журнала - "Stylus". Из-за финансовых проблем в 1846 году закрылся журнал "Бродвей", собственником которого к тому времени стал Эдгар По. По переехал в Фордхем. Здесь в январе 1847 года умирает Вирджиния (в настоящее время там находится музей писателя). В 1848 году Эдгар делает предложение поэтессе Саре Витман, но та отклоняет его из-за пристрастия По к алкоголю. Тогда он делает предложение своей бывшей невесте Эльмире Ройстер Шелтон, овдовевшей к тому времени. Та соглашается, и По начинает посещать антиалкогольное общество "Сыны воздержания".

28 сентября 1849 года По прибыл в Балтимор. Через несколько дней он был обнаружен в тяжёлом состоянии и в чужой одежде случайным прохожим на городской скамейке. Доставленный в госпиталь, он скончался в нём 7 октября 1849 года.

Смерть Эдгара По - одна из самых неразрешимых загадок. Он был обнаружен Джозефом Уокером, который по его просьбе связался с доктором Снодграссом и дядей писателя - Генри Херрингом. Первым впечатлением у доктора было то, что По находился в состоянии сильной алкогольной интоксикации.

Первая (и наиболее распространённая) версия смерти - алкогольная. Отец и старший брат писателя были хроническими алкоголиками. Общеизвестно, что По пил, но его зависимость носила запойный характер. Он мог пить неделями (как во время болезни жены) или месяцами не прикасаться к спиртному. В пользу этой версии говорят свидетельства врачей, лечивших Эдгара и предупреждавших его о возможности тяжёлых последствий от алкоголизма. Кроме того, сложно иначе объяснить, почему Эдгар вновь оказался в Балтиморе, если накануне он покинул его. Единственной пришедшей в голову многим исследователям причиной, была та, что Эдгар перепутал поезда и сел на обратный в Балтимор.

Вторая версия (также медицинская) основана на возможности психического расстройства. Последние годы жизни Эдгар страдал нарушением психической деятельности мозга. Третья (самая слабая) версия настаивала на том, что писатель мог стать случайной жертвой гангстерских разборок. В те времена нечистоплотные политики часто нанимали бандитов для того чтобы запугать избирателей. Так как в те дни в Балтиморе проходили местные выборы, то По мог случайно пострадать, а чужая одежда на нём должна была затруднить опознание.

Последняя версия говорит о банальном ограблении. Согласно одному свидетельству у По при себе было 1500 долларов для организации нового журнала, и эти деньги при нём не были найдены. Недоброжелатели По, будучи не в состоянии постичь размах его таланта, находили объяснение его фантазии в алкоголе и наркотиках. Утверждения о наркотической зависимости обосновывались исключительно на творческой манере писателя вести рассказ от первого числа (в том числе и в тех произведениях, где упоминался опиум). Таким образом, происходило ошибочное отождествление рассказчика из произведений с личностью самого автора.

Детективное творчество Эдгара По невелико по объёму - цикл из трёх рассказов об Огюсте Дюпене: "Убийство на улице Морг" (1841 г.), "Тайна Мари Роже" (1842-1843 гг.), "Похищенное письмо" (1844 г.); небольшой рассказ "Ты еси муж, сотворивший сие" (1844 г.) и причисляемый некоторыми исследователями к этим произведениям - "Золотой жук" (1843 г.). Но творческие находки писателя в этих нескольких произведениях стали бесценными для развития нового жанра. Это применяемый для раскрытия преступления логический анализ, метод выделения необычных умственных способностей героя-расследователя на фоне присутствия недалёкого друга, приятеля или сотрудника полиции и многое другое.

Злоключения По не окончились после его смерти. В день его похорон в "New York Tribune" вышел клеветнический некролог, подписанный "Людвиг". За ним скрывался всё тот же Руфус Грисволд, который с согласия тёти (и тёщи) По на многие годы присвоил себе единоличное право издания произведений писателя.

В 1860 году Сара Витман (та самая, что когда-то отклонила предложение руки и сердца) опубликовала в защиту писателя книгу "Эдгар По и его критики". С монополией Грисволда было покончено в 1874 году (к тому времени он уже умер), и изданием книг стал руководить Джон Генри Ингмар, нашедший в Британском музее первую книгу По и написавший двухтомную биографию писателя.

В 1910 году имя Эдгара Аллана По было занесено в нью-йоркский Зал славы. В 1922 году в Ричмонде был открыт музей писателя "Старые камни", названный так потому что он был построен из блоков дома По и здания редакции его первого журнала.

В память о великом писателе высшая награда Американской ассоциации детективных писателей стала носить имя Эдгара По.

Биография

Мемориальная доска, установленная примерно в том месте в Бостоне, где родился Эдгар Аллан По.

Получив свободу, Эдгар По вновь обратился к поэзии. Он вновь побывал в Балтиморе и познакомился там со своими родственниками по отцу - с сестрой, бабушкой, дядей Георгом По и его сыном Нельсоном По. Последний мог познакомить Эдгара с редактором местной газеты, Уильямом Гвином. Через Гвина Эдгар получил возможность обратиться к видному тогда нью-йоркскому писателю Джону Нилу. И Гвину, и Нилу начинающий поэт представил на суд свои стихи. Отзыв, при всех оговорках, был самый благоприятный. Результатом было то, что в конце 1829 года в Балтиморе был вторично издан сборник стихов По под его именем, озаглавленный «Аль-Аарааф, Тамерлан и малые стихотворения ». На этот раз книжка поступила в магазины и в редакции, но прошла незамеченной.

Между тем Джон Аллан настаивал, чтобы Эдгар закончил своё образование. Решено было, что он поступит в Военную академию в Вест-Пойнте . В марте 1830 года , по ходатайству Аллана, Эдгар всё же был принят в число студентов, хотя по возрасту не подходил. Его приёмный отец подписал за него обязательство отслужить в армии пять лет. Эдгар неохотно шёл в академию. Нормальным порядком покинуть её стены он не мог. С обычной горячностью он взялся за дело и сумел добиться, что в марте 1831 года его исключили. Этим юный поэт вновь вернул себе свободу, но, конечно, вновь рассорился с Джоном Алланом.

Литературное творчество

По начал свою литературную деятельность с поэзии, опубликовав ещё в 1827 году в Бостоне томик стихов «Al-Aaraaf, Tamerlane and other poems» («Аль-Аарааф, Тамерлан и другие стихотворения»). Как прозаик По выступил в 1833 году , написав «Рукопись, найденную в бутылке» («A manuscript found in a bottle» ).

Творчество По находилось под влиянием романтизма , уже завершавшего свой путь на Западе. «Мрачная фантастика, постепенно исчезавшая из европейской литературы, вспыхнула ещё раз оригинально и ярко в „страшных рассказах“ По - то был эпилог романтизма» (Фриче). На творчество По оказали сильное влияние английские и немецкие романтики, особенно Гофман (недаром По увлекался немецкой литературой и идеалистической философией); ему родственен зловеще-мрачный оттенок гофмановских фантазий, хотя он и заявил о себе: «Ужас моих рассказов не от Германии , а от души». Слова Гофмана: «Жизнь - безумный кошмар, который преследует нас до тех пор, пока не бросит наконец в объятия смерти» выражают собой основную идею «страшных рассказов» По - идею, которая вместе со своеобразным стилем её выражения родилась уже в первых рассказах По и только углублялась, обрабатывалась с большим мастерством в его дальнейшем художественном творчестве.

В стихотворении «Улялюм» герой, блуждающий вдвоём со своей душой Психеей по загадочной местности серых небес и сухих листьев, приходит к склепу, где год назад он похоронил свою возлюбленную Улялюм. Он вспоминает «октябрьскую ночь без просвета», когда он принёс сюда «мёртвую ношу». Но главное в стихотворении не туманный сюжет, а гипнотическая музыка, погружающая читателя в мир теней, шорохов, вечной осени, зловещего лунного мерцания. И вновь заклинанием звучит рефрен:

В «Колоколах» звукопись По достигает предела изощрённости. В каждой из четырёх частей стихотворения мелодически воссоздан звон «серебряных» колокольцев на санях для весёлого катанья, «золотых» свадебных колоколов, «медного» набата тревоги, «железного» заупокойного колокола. И каждый из них соответствует какому-то этапу в жизни человека: радость детства, счастье любви, страдания взрослого мира и смерть. В звоне колоколов символически воплощён трагический удел человека. Великий русский композитор С. В. Рахманинов написал на русский текст стихотворения музыку - поэму для оркестра, хора и солистов.

(В. Г. Прозоров)

Жизненные Страхи

Безысходный ужас жизни, безраздельно господствующий над человеком, мир как царство безумия, гибель и распад как предопределённый жестокой верховной силой удел человека - таково содержание «страшных рассказов» По. Смерть как проявление сверхъестественного (смерть прекрасной женщины в таинственной обстановке) - вот тема рассказа «Ligeia» (Лигейя, ), одного из лучших рассказов По.

В нём поставлена проблема преодоления смерти , чудесного, загадочного воскресения Лигейи. В рассказе «Berenice» (Береника) отшельник-созерцатель Эгей проникся маниакальной идеей, что он должен обладать прекрасными зубами своей умирающей невесты Береники, и выламывает их, совершая это кощунство над ещё живым, ещё трепещущим телом. В других рассказах дана тема утраты возлюбленной («Eleonora», «Morella» и др.), возникшая задолго до смерти любимой жены По - Виргинии (ум. в ).

Проблема борьбы добра со злом, раздвоения психики , тяги человека к злу поставлена в рассказе о двойнике «William Wilson» (Вильям Вильсон), та же тяга к преступлению , злу и уничтожению характеризует героев рассказов «The Imp of the perverse» (Демон извращенности, ), «Metzengerstein» (Метценгерштейн), «The black cat» (Чёрный кот , ), «The tell-tale heart» (Сердце-обличитель , ) и другие. Метампсихоз, передача мыслей на расстоянии, является темой рассказа «Сказка скалистых гор» и существенным компонентом одного из наиболее впечатляющих рассказов По - «The fall of the house of Usher» (Падение дома Эшеров). В древнем, мрачном, полном какой-то особой гнетущей атмосферы замке живёт последний его владелец - Родерик Эшер; с болезненно-нервной, изощрённой восприимчивостью он сквозь шум грозы слышит, как пытается вырваться из гроба заживо похороненная им в фамильном склепе сестра, но не в силах пойти и помочь ей - у него маниакальная «боязнь» ужаса. Сестра появляется в окровавленном саване, ужас убивает её брата, они оба умирают, и замок Ашер падает, разрушенный грозой.

Родерик - по сути основной и единственный герой По, по-разному повторённый в других рассказах: это - нервный, болезненно-восприимчивый созерцатель, любящий редкие книги, отшельник, боящийся жизни; он так же условен, как и излюбленная героиня По - загадочная, таинственно-мудрая, угасающая прекрасная женщина. Герои По - во власти рока, предопределившего их гибель; они безвольны, в них нет силы для протеста против жизни, ощущаемой как кошмар и зло. Каждый из них - жертва какой-нибудь навязчивой идеи, они не живые люди с реальными чувствами и страстями, а отвлечённые фигуры, почти схемы, которым только исключительное мастерство художника придаёт жизненность.

По пытается преодолеть безволие своих героев: наделяя их силой мысли, он прославляет волю . Слова Джозефа Гленвилля: «Человек не уступил бы ангелам, ни самой смерти, если бы не слабость его воли», он поставил эпиграфом к «Лигейе». Но если самое неестественное и непостижимое, развиваясь со строгой логической последовательностью в рассказах По, заставляет читателя поверить в невероятное, то здесь мастерство По не помогло - герои его остались безвольны. По невнимателен к среднему человеческому характеру, к психологии и быту обыкновенного человека, его интересует только необычное, анормальное. С первой же строки произведения все элементы стиля - композиция , подбор слов, логика повествования - направлены на достижение определённого, заранее рассчитанного эффекта, поражающего читателя в кульминационном пункте рассказа, - недаром избираются такие ужасные моменты, как преждевременное погребение, замуровывание живьём и т. д.

Наука для По - лишь средство проявления непостижимого, помогающее придать этому непостижимому (корабль, растущий, как тело, пучина, поглощающая корабли на Южном полюсе , и пр.) большую долю вероятности благодаря использованию точных географических данных, химических рецептов, сведений о морском деле и т. д. Наука здесь играет декоративную роль, поскольку По стремится лишь к наукообразности и мистифицированию читателя, причём в научно-фантастических рассказах развёртывается та же тема неизбежной гибели героев. По, будучи в «страшных рассказах» и поэзии завершителем романтизма , оказал в области фантастики влияние на ряд западноевропейских писателей. От «Золотого жука» с поисками клада и криптограммами литература приходит к «Острову сокровищ » Стивенсона , от «Ганса Пфалля» - к «Путешествию на луну» Ж. Верна , к географической декоративности ряда романов и пр.

Склонность По к умозрительному анализу, к последовательно-логическому развёртыванию событий, даже невероятных, ярко проявилась в его детективных рассказах - «Убийство на улице Морг » (The Murders in the Rue Morgue , ), «Тайна Мари Роже» (The Mystery of Marie Roget , ) и «Похищенное письмо» (The Purloined Letter , ). Как и в научной фантастике, По старается придать своим детективным рассказам характер фактов, имевших место в действительности, вводя в повествование полицейские протоколы, точные даты, ссылки на периодическую прессу и т. д. Клубок противоречий, противоположных друг другу, запутанных фактов постепенно развязывается благодаря стройной системе логического анализа, перед которой бессильны любые загадки. Характерно, что мотив частной собственности, безраздельно доминирующий в буржуазном детективном жанре, не находит себе места в рассказах По. Также не занимают его вопросы морали, психологии преступника и преступления - его интересует лишь техническая сторона дела (один из его рассказов так и назван «Жульничество как одна из точных наук»), сюжетный узел загадки и подведение читателя к моменту разгадки, который выполняет роль кульминационного пункта «страшных рассказов». По в своих детективных рассказах пытался приблизиться к действительности, но вместо этого получилось бегство в область аналитической мысли. Его Дюпен - предтеча и конан-дойлевского Шерлока Холмса и честертоновского пастора Брауна , и Ниро Вульфа , и Эркюля Пуаро .

Особняком в творчестве По стоит его «Eureka» (Эврика, ), в которой он дал мистико-пантеистическую систему, изложив основы своей философии. При этом интересно отметить, что в этой поэме была изложена гипотеза Большого Взрыва , ставшая общепринятой теорией только в XX веке.

Следует отметить ряд критических статей По, боровшегося против буржуазной литературы Севера - против Лоуэлла , Лонгфелло и других.

Оценка творчества

Оригинальность стиля По не нашла себе последователей в Америке . В то же время творчество По нашло отражение в поэзии французского символиста Бодлера , который переводит По, знакомит с ним Европу , и отсюда начинается влияние По на литературу декаданса и символизма - на Вилье де Лиль-Адама , Малларме , Метерлинка , Уайльда , Говарда Филлипса Лавкрафта , Эверса и т. п., вплоть до русских символистов.

Французский поэт Шарль Бодлер , натура, родственная По, так описал это положение: «Соединённые Штаты были для По лишь громадной тюрьмой, по которой он лихорадочно метался как существо, рождённое дышать в мире с более чистым воздухом, – громадным варварским загоном, освещаемым газом». А. Дж. Б. Шоу выразился так: «По не жил в Америке, он там умер».

Особенно много внимания По уделяли русские декаденты («Ворон», перевод Д. Мережковского , в «Северном вестнике», , Ї 11; «Баллады и фантазии», «Таинственные рассказы», перевод К. Бальмонта , ; «Ворон», перевод В. Брюсова , в «Вопросах жизни», , Ї 2). Особенно популярен был у декадентов размер «Ворона» (Бальмонт, Брюсов, «Алтея» В. Голикова).

  • В честь Эдгара По назван кратер на Меркурии .
  • Каждый год, в день рождения Эдгара По, его могилу посещает тайный поклонник .
  • В песне группы The Beatles , I Am The Walrus (альбом Magical Mystery Tour) упоминается Эдгар По.

Библиография

  • The Virginia, ed. by J. A. Harrison, 17 vv., Boston, ;
  • E. C. Stedman a. G. E. Woodberry, 10 vv., N. Y., ;
  • Собр. сочин., 2 тт., изд. Пантелеева, СПб, ;
  • Необыкновенные рассказы, 2 тт., изд. Суворина, СПб, ;
  • Таинственные рассказы, перев. К. Д. Бальмонта, М., ;
  • Собр. сочин., 2 тт., изд. «Вестника иностранной литературы», СПб, ;
  • То же, перев. К. Бальмонта, 5 тт., изд. «Скорпион», М., - (в последнем томе очерк жизни Э. По, сост. К. Бальмонтом, и письма Э. По);
  • Стихотворения в лучших русских переводах, СПб, ;
  • Рассказы, 3 тт., перев. М. А. Энгельгардт, изд. «Всемирная литература», Берлин, ;
  • Рассказы, перев. К. Д. Бальмонта, Ростов-на-Дону, ;
  • Полное собрание поэм и стихотворений, перев. и предисл. Валерия Брюсова с критико-библиографическим комментарием, изд. «Всемирная литература», М.-Л., ;
  • Последняя шутка, Рассказы, изд. «Огонёк», М., ;
  • Whitman S. H., Е. А. Poe and his critics, N. Y., ;
  • Gill W. F., Life of E. A. Poe, 5-th ed., N. Y.,

Предшественник декаданса и модернизма, чьи творения были отмечены печатью безграничной меланхолии, писатель Эдгар Аллан По знаком многим как создатель культовых темных историй с мистическим подтекстом. Литератор, пытающийся вывести читателей за рамки тривиального мышления, в своих новеллах, философской фантастике и рационализациях занимался художественным исследованием деятельности человеческого интеллекта. Образование жанров детектива и психологического триллера является прямой заслугой прозаика.

Лучшие умы ХIХ столетия, среди которых писатели-символисты и , восхищались реалистичностью описываемых в работах «проклятого поэта» душевных страданий и профессионализмом, с которым По балансировал между ужасом жизни и радостью смерти. Не лишенные образности мысли люди еще при жизни Эдгара заявляли, что имя окутанного ореолом романтического страдальца творца войдет в историю мировой литературы.

Детство и юность

Будущий духовный наставник родился 19 января 1809 года на северо-востоке США в столице штата Массачусетс – городе Бостон. Родители поэта Элизабет Арнольд Хопкинс и Дэвид По были творчески одаренными людьми. Мать – эмигрировавшая в Америку английская актриса, а отец – студент юридического факультета из Балтимора, который хорошо оплачиваемой профессии юриста предпочел стезю лицедейства. Из биографии гения литературного арабеска известно, что, помимо него, в семье воспитывались еще двое детей: старший брат Уильям Генри Леонард (1807–1831) и младшая сестра Розали (1810–1874).


Глава семейства ушел от жены, когда Эдгару едва исполнился год. О дальнейшей судьбе мужчины доподлинно ничего не известно. В 1811 году от чахотки умерла мать поэта. Все трое детей официально обрели приемных родителей. Эдгар попал в семью совладельца торговой компании, занимающейся сбытом хлопка и табака, – Джона Аллана и его жены Френсис. Супруги, будучи личностями многоуважаемыми, имели большое влияние в элитарных кругах Ричмонда, где проживали до отъезда в Англию.


В доме Алланов не знающий ни теплоты, ни ласки мальчишка нашел заботу, которой ему так не хватало. Френсис души не чаяла в Эдгаре и ни в чем не отказывала ребенку, которого считала родным. Джон не разделял восторга жены. Мужчина не понимал, почему его возлюбленная предпочла усыновление естественному процессу деторождения. Несмотря на некоторое недопонимание, коммерсант также баловал приемного сына. Будучи ребенком, Эдгар получал в свое распоряжение все, что ему заблагорассудится. Ценового ограничения на прихоти и нужды родители в то время не ставили.


Эдгар рано проявил способности к учебе, и в 5 лет его отдали в школу. В 1815 году семейство Алланов уехало в Великобританию на заработки. Там воспитателями По стали суровый климат и не менее суровые обычаи английских учебных заведений. В Америку он вернулся окрепшим, не по годам развитым подростком. Знания, полученные будущим поэтом в Старом Свете, позволили без особого труда поступить в 1820 году в местный колледж. Однако финансовые затруднения, с которыми столкнулось семейство по возвращении на родину, и периодически возникающие между Френсис и Джоном конфликты негативно сказались на По.


Некогда жизнерадостный парень все чаще уединялся в своей комнате, предпочитая общество книг шумным компаниям сверстников. В период добровольного затворничества и проявился интерес Эдгара к поэзии. Аллан не понимал нового увлечения юноши. По мнению лишенного творческого мышления мужчины, лучшим занятием для Эдгара был бы усердный труд в семейном магазине, где в дальнейшем По смог бы добиться права на долю в деле. Во время ссор, причиной которых были разные жизненные приоритеты, Джон постоянно напоминал приемному сыну, что его жизнь всецело зависит от опекуна.

Будучи студентом колледжа, По без памяти влюбился в мать своего друга Джейн Стенард. Общение солидного возраста дамы и пылкого юноши сводилось к кулуарным встречам и беседам ночами напролет. Впоследствии Эдгар посвятил возлюбленной стихотворение «Елена» (так прозаик называл избранницу). Первый раз в жизни По был счастлив. Правда, прелестями взаимной любви прозаик наслаждался недолго.

В 1824 году Джейн заразилась менингитом, потеряла рассудок и умерла. Убитого горем Эдгара стали мучить ночные кошмары. Больше всего молодой человек пугался, когда в кромешной ночной темноте ему казалось, что на лицо ложится чья-то ледяная рука. Хорошо работающее воображение неоднократно рисовало надвигающийся на него из предрассветного полумрака страшный лик неведомого доселе существа.


Молодой Эдгар По и Джейн Стенард

По мнению биографов, именно в это время начали проявляться первые симптомы психического расстройства литератора, которые впоследствии трансформировались в часто возникающее апатичное состояние, манию преследования и мысли о самоубийстве. Весной 1825-го отчим литератора получил от почившего дяди в наследство $750 тыс. и превратился в одного из самых богатых людей Ричмонда. По решил воспользоваться случаем и уговорил Аллана оплатить обучение в Виргинском университете. Правда, ставший под старость лет жадным до денег Джон решил сэкономить. Вместо необходимых для оплаты $350 он дал юноше только $110.


По прибытии в учебное заведение, основанное , Эдгар оказался в чуждой ему буржуазной среде. В обществе состоятельных юношей и девушек, По тщетно пытался им соответствовать, но подачек, которые высылал опекун, хватало только на оплату жилья. Эдгар решил заработать деньги игрой в карты, усугубив и без того шаткое положение дел. В декабре 1826 года Джон Аллан получил от кредиторов Эдгара многочисленные счета. В страшном гневе торговец приехал в Шарлотсвилл и сообщил приемному сыну, что на этом его не успевшая толком начаться университетская эпопея закончена.


Портрет Эдгара По, 1843 год

Несмотря на очевидные успехи По в учебе и благополучно сданные экзамены, юноша не мог больше оставаться в университете и после окончания учебного года 21 декабря 1826 года покинул его. Начинающий поэт остро переживал свой позор. Отчим же подливал масла в огонь и каждый день обвинял бывшего студента в безответственности, а после очередной ссоры выгнал По из дома. Эдгар поселился в таверне «Court-House», откуда писал Аллану письма, продолжая выяснение отношений в эпистолярной форме. Пробыв в номере злачного заведения пару дней, По отправился в Норфолк, а затем в Бостон.

Литература

В родном городе писатель волей случая познакомился с молодым типографом Кэлвином Томасом, и тот согласился напечатать его первый сборник стихов «Тамерлан». Работа увидела свет в 1827 году. В предисловии По извинялся перед читателями за сырость опубликованных в книге произведений и пояснял, что данные шедевры он написал в возрасте 12–14 лет.


В 1829 году вышел второй поэтический сборник «Аль Аарааф, Тамерлан и другие стихотворения», в апреле 1831 года была выпущена третья книга поэта – «Стихотворения», в которую вошли ранее не публиковавшиеся работы («Израфель», «Пэан», «Осужденный город», «К Елене», «Спящая»). Успех «Ворона» в начале 1845 года дал возможность Эдгару собрать свои новые поэмы в отдельном издании «Рассказы», который оказался на прилавках в этом же году.

Стоит отметить, что в творчестве Аллана главное место всегда занимал именно новеллистический жанр. Новеллы По условно можно разделить на несколько тематических групп: психологические («Черный кот», «Лигейя», «Бочонок амонтильядо», «Овальный портрет»), логические («Золотой жук», «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже», «Похищенное письмо»), юмористические («Очки», «Без дыхания», «Тысяча вторая сказка Шехерезады») и научно-фантастические («Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля», «Сфинкс», «История с воздушным шаром»).


С четырех логических произведений писателя, в которых главным персонажем стал сыщик Огюст Дюпен, началась эпоха детективной литературы. Рожденный фантазией Эдгара детектив стал прообразом известных ищеек: Шерлока Холмса, Эркюля Пуаро и мисс Марпл. Хотя именно рассказы сделали По популярным, только в поэзии литератор являл миру подлинного себя. С помощью стихотворений Эдгар установил более тесный контакт с читателями.

Личная жизнь

С первой и единственной супругой литератор познакомился в год, когда отчим выставил его из дома. Прознав о том, что племяннику негде жить, тетушка Клемм с радостью приняла По в своем имении в Балтиморе. Именно тогда между меланхоличным Эдгаром и добродушной Вирджинией вспыхнула любовь. Свадьба состоялась 12 сентября 1835 года. Венчание было тайным. Эдгару на момент женитьбы было 26 лет, а его избраннице шел только 13-й год. Родственники миссис Клемм выступали против этого брака.


По их мнению, лишать Вирджинию детства, выдавая ее замуж за бездельника (в то время поэтический труд не считался занятием для достойного мужчины), было крайне неразумно. Пожилая женщина считала иначе: она с самого начала узрела в Эдгаре гения и знала, что лучшей партии для дочери ей не сыскать.


Вирджиния стала путеводной звездой жизни По, вдохновившей его на создание выдающихся творений. Барышня так сильно любила своего Эдди, что мирилась и с нищетой, которая упорно не отпускала их семейство, и с тяжелым характером литератора. Стоит отметить, что и Эдгар странным образом зависел от самочувствия и настроения жены. Когда возлюбленная По в январе 1847 года умерла от туберкулеза, писатель впал в затяжную депрессию. Работе и объятиям других женщин вдовец предпочел горячительные напитки. Только алкоголь позволял творцу забыть тот ужас, который ему довелось пережить.

Смерть

Эдгар Аллан По умер 7 октября 1849 года в госпитале Балтимора. По свидетельству доктора, наблюдавшего за состоянием писателя в последние дни его жизни, автора рассказа «Лягушонок» доставили в больницу 3 октября 1849 года. Дезориентированный в пространстве и времени литератор был облачен в одежду с чужого плеча и не помнил ни своей фамилии, ни имени. Потерявшего рассудок мужчину поместили в комнату с зарешеченными окнами. За пару дней в госпитале По так и не пришел в себя. Его мучили галлюцинации и судороги, он упоминал о своей давно умершей жене, а также неоднократно произносил имя некого Рейнолдса, личность которого идентифицировать так и не удалось.


Через четыре дня пребывания в медицинском заведении поэт скончался. Последними его словами были: «Господи, прими мою бедную душу». Все медицинские записи, включая свидетельство о смерти Эдгара По, исчезли. Газеты того времени объясняли гибель литератора болезнью мозга и воспалением центральной нервной системы. В 19 веке эти диагнозы часто ставили людям, скончавшимся от алкоголизма. Что на самом деле явилось причиной смерти легенды мировой литературы – до сих пор неизвестно. Траурная процессия, на которой присутствовала только пара человек, состоялась 8 октября этого же года. По был похоронен на Вестминстерском кладбище Балтимора в дешевом гробу без ручек, именной таблички, покрывала и подушки под головой.


1 октября 1875 прах писателя был перенесен в расположенную ближе ко входу могилу. Также на средства поклонников творчества писателя был изготовлен и возведен памятник. Литературное наследие мистификатора сохранилось в сборниках стихов, поэм и рассказов. Помимо прочего, произведения «Колодец и маятник», «Падение дома Ашеров», «Маска красной Смерти», «Береника», «Убийство на улице Морг» и «Метценгерштейн» легли в основу сюжета современных фильмов и телесериалов.

Библиография

  • «Духи смерти» (1827 год);
  • «Мечты» (1827 год);
  • «Романс» (1829 год);
  • «Метценгерштейн» (1832 год);
  • «Рукопись, найденная в бутылке» (1833 год);
  • «Падение дома Ашеров» (1839 год);
  • «Молчание» (1840 год);
  • «Колодец и маятник» (1842 год);
  • «Линор» (1843 год);
  • «Маска красной смерти» (1843 год);
  • «Преждевременное погребение» (1844 год);
  • «Ворон» (1845 год);
  • «Энигма» (1849 год);
  • «Аннабель Ли» (1849 год);
  • «Прыг-Скок» («Лягушонок») (1849 год).