Error: не определено #11234. Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения. Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по дисциплине «русский язык
Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения. Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по дисциплине «русский язык


О том, как Щука безуспешно пыталась примерить обязанности Кота, поведает басня «Щука и Кот» Крылова.

Читать текст басни:

Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдёт на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
Он лучше дело всё погубит,
И рад скорей Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать разумного совета.

***
Зубастой Щуке в мысль пришло
За кошачье приняться ремесло.
Не знаю: завистью ль её лукавый мучил,
Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?
Но только вздумала Кота она просить,
Чтоб взял её с собой он на охоту,
Мышей в анбаре половить.

«Да, полно, знаешь ли ты эту, свет, работу? -
Стал Щуке Васька говорить.-
Смотри, кума, чтобы не осрамиться:
Недаром говорится,
Что дело мастера боится».-
«И, полно, куманёк! Вот невидаль: мышей!
Мы лавливали и ершей».-

«Так в добрый час, пойдём!» Пошли, засели.
Натешился, наелся Кот,
И кумушку проведать он идёт;
А Щука, чуть жива, лежит, разинув рот,-
И крысы хвост у ней отъели.
Тут видя, что куме совсем не в силу труд,
Кум замертво стащил её обратно в пруд.

И дельно! Это, Щука,
Тебе наука:
Вперёд умнее быть
И за мышами не ходить.

Басня впервые напечатана в 1813 году.
Поводом для ее создания послужила военная неудача адмирала Чичагова. После победы русских войск при Тарутине решено было пресечь путь отступавшему Наполеону при переправе через Березину. Однако адмирал Чичагов так неумело командовал этой операцией, что Наполеону удалось переправиться через Березину. Это вызвало сильнейшее общественное негодование, и Крылов, по словам современников, написал басню «о пирожнике, который берется шить сапоги, то есть моряке, начальствующем над сухопутными войсками».

Мораль басни Щука и Кот:

Мораль басни – заниматься нужно своим делом. Изначально с помощью басни И. А. Крылов высмеивал стратегию адмирала Чичагова. Планировалось, что его армия воспрепятствует войскам Наполеона осуществить переправу через Березину. Баснописец использовал именно персонаж Щуки, так как Чичагов был адмиралом, а не морским полководцем; за образом Кота же скрывался Кутузов. Басня учит читателей, что каждому необходимо выполнять работу, которой он обучен и к которой имеет природную склонность.

Тема 7.9.Осложненное простое предложение.

Обособление приложений, дополнений, обстоятельств
Студенты должны знать:

1. Понятие обособленного члена предложения.

2. Случаи обособления приложений, дополнений и обстоятельств.
Студенты должны уметь:

1. Находить обособленные предложения в тексте.

2. Строить схемы предложений с обособленными членами.

3. Составлять предложения с обособленными членами.

4. Обособлять приложения, дополнения и обстоятельства на письме.

Ответьте на вопросы:

1. Какие члены предложения называются обособленными?

2. Перечислите условия обособления. Проиллюстрируйте их примерами.

3. При каком условии всегда обособляются согласованные и несогласованные определения и приложения?

4. Как зависит обособление определений и приложений от местоположения в предложении? Приведите примеры.

5. Какие обороты условно называются обособленными дополнениями?

6. Приведите примеры обособления обстоятельств.

7. Что называется сравнительным оборотом?

8.Какие члены предложения называются уточняющими? Какие значения они могут вносить в предложение?


Выполните задания
Задание 1. Прочитайте и укажите приложения. Спишите. Расставляя недостающие знаки препинания; приложения подчеркните.

1)Щука кумушка за карпом куманьком гонялась. 2) Сила и очарованье тайги не только в деревьях гигантах. 3) Жил в хижине бедняк сапожник. 4) У меня есть рассказ Снег. 5) Он [Чернов] был неизменно удачлив во всех предприятиях. 6) Ивана Ивановича и Буркина встретила в доме горничная молодая женщина. 7) Собирались мы чаще всего у Бориса Мурузова зоолога. 8) На черном крыльце пела Василиса стряпка. 9) Старый дядька князя Андрея Антон высадил Пьера из коляски. 10) Николушка пошел по мягкой похрустывающей хвое лесному ковру.
Задание 2. Спишите, расставляя знаки препинания. Обособленные члены предложения подчеркните.

1) Возвратившись со смотра Кутузов сопутствуемый австрийским генералом прошел в свой кабинет и кликнув адъютанта приказал подать себе некоторые бумаги относившиеся до состояния приходивших войск и письма полученные от эрцгерцога Фердинанта начальствовавшего передовой армией. 2) Обломовцы очень просто понимали ее [жизнь] как идеал покоя и бездействия нарушаемого по временам разными неприятными случайностями как-то болезнями убытками ссорами и между прочим трудом. 3) Сад все больше редея переходя в настоящий луг спускался к реке переросшей зеленым камышом и ивняком; около мельничной плотины был плес глубокий и рыбный. 4) На второй день буря усилилась. Клубясь ниже опускались рваные тучи громоздились неуклюжими пластами вдали тяжело наваливались на море и сужали горизонт темные, как соломенный дым; вскипая пенясь громадными буграми катились волны по необъятному простору со свитом и воем проносились вихрем поднимая каскады перламутровых брызг. 5) Нас было трое Савелий старый охотник толстый и круглый как улей Пыж длинноухий его пес понимающий по части охоты не хуже хозяина и я в то время еще подросток. 6) Николка блестя воротничком и пуговицами шинели шел заломив голову.

Дополнительные задания

Задание 1. Спишите, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания.

1) Вопреки (наше ожидание) день выдался солнечный. 2) Поезд согласно (установленное расписание) прибыл в Москву утром. 3) Вредители фруктовых деревьев благодаря (современно принятые меры) были быстро уничтожены. 4) Более слабая футбольная команда вопреки (ожидания) зрителей одержала победу. 5) Наш отряд согласно (распоряжения) командования выступил в поход на рассвете. 6) Благодаря (правильное лечение о строгий постельный режим) больной поправился через две недели. 7) Согласно (решение) общего собрания все учащиеся приняли в озеленении школьного двора.
Задание 2. Спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания про обособленных обстоятельствах. Укажите, чем они выражены. Объясните расстановку знаков препинания.

1. Семка (н..)смотря на усталость чу..ствовал себя хорошо. 2) С..баки было залаяли, но узнав Антона умолкли и зам..хали к..сматыми хв..стами. 3) Вопр..ки предск..занию моего спутника п..года про..снилась. 4) Пацюк (н..)смотря на (н..)большой рост был в ширину д..вольно увес..ст. 5) Дачный по..зд бр..нча, как т..лега, в п..т..десят минут дот..щил путешестве(н, нн)иков до Пятигорска.

Тема. 7.10. Осложненное простое предложение.

Уточняющие члены предложения
Студенты должны знать:

1. Определение уточняющих членов предложения..

2. Правило обособления уточняющих членов предложения на письме.
Студенты должны уметь:

1. Строить схемы предложений с уточняющими членами, употреблять их в речи.

2. Расставлять знаки препинания в предложениях с уточняющими членами.

Ответьте на вопросы:

1. Что такое уточняющие члены предложения?

2. Какие члены предложения могут быть уточняющими?

3. С помощью каких слов могут присоединяться уточняющие члены предложения?

4. Чем отличаются уточняющие члены от обособленных?



Выполните задания
Задание 1. Перепишите, расставляя пропущенные запятые. Объясните их употребление.

1) В поле в роще в воздухе царствовало безмолвие. (Т.) 2) Вчера я приехал в Пятигорск и нанял квартиру на краю города на самом высоком месте у подножия Машука. (Л.) 3) Поезд несся мимо спящих во тьме деревьев мимо черных лесов мимо редких станций. 4) Осенью во время ненастья лес имеет особенно унылый вид. (Арс.) 5) В конце ноября в ясный день в слободу явились гости. (Кор.) 6) Вдоль д..лины ближе к северу совершенно правильной линией тян..тся ряд громадных курганов. Прежде во время войны эти курганы были связаны траншеями. (Гиляр.) 7) Моряки сохранили здесь на др..жащей от взрывов земле все свои привычки. Точно св..щенную реликвию носили они под п..хотной шинелью свои пол..нявшие застир..ые тельняшки.
Задание 2. 1. Спишите тексты, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания, раскрывая скобки. 2.Графически выделите синтаксическую конструкцию, которые осложняют простое предложение: однородные члены, вводные конструкции, обращения, обособленные и уточняющие члены предложения. Установите, какова роль этих конструкций в данном тексте.

1) Но больше всего в моих ра..казах учас..вовала река. Может быть (по)тому, что стояли летние жаркие дни может быть просто (по)тому, что я больше всего люблю реки. Тихое зеркало омута, которое разб..ваешь (в)дребизги прыгнув вниз головой с трав..нистого ласкового бережка, хрустальная влага, которая струится (в)доль тела омывая и охл..ждая каждую клеточку кожи рыбий всплеск на вечерней з..ре туманы ра..ползающиеся от реки на пр..брежные луга, пря..ые зап..хи в зар..слях кр..пивы, таволги и мяты, когда устроишься в укромном уголке.

2) Все и подлу..ые холмы и темно(красные) клев..рные поля и влажные лесные тр..пинки и з..катное пышное небо весь окружающий меня мир к..зался мне пр..красным и (не)было (ни)какого из..яна в нем. Теперь, когда (в)дали от него я вдохнове..о ра..казывал и восторженно ж..вописал, он к..зался мне еще пр..краснее еще сказочнее.
Дополнительные задания
Задание 1. Прочитайте вслух, укажите обособленные уточняющие члены предложения. Какие это члены предложения?

1) Внизу под глинистым обрывом, поблёскивало Азовское море. 4 (Пауст.) 2) По утрам, до ухода в питомник, Тихон Петрович работал у себя в саду. 4 (Пауст.) 3) Грузовик подобрал нас через три часа, то есть к вечеру. (Сол.) 4) Иногда в общей массе железного лома попадались какие-нибудь редкостные вещицы, например замок с фокусом и таинственным механизмом. (Усп,) 5) Изредка на балкон залетали воробьи или голуби. 6) Земля окружена воздушной оболочкой, или атмосферой. 7) Осьминоги, или спруты, - это морские моллюски. 8) На пристани никого не было, кроме сторожа с фонарём. (Пауст.)
Задание 2. Прочитайте сначала нескольких рассказов А. П. Чехова, приведённые ниже. Что общего вы можете в них отметить? Найдите односоставные предложения разных типов и различные обособленные члены предложения. Перепишите, соблюдая правила правописания.

Пасмурный дождливый день. Небо надолго заволокло тучами и дождю крнца не привидится. На дворе слякоть мокрые галки а в комнотах сумерки и такой холод что хоть печи топи. («Розовый чулок».)

Утро. Сквозь ледяные круж..ва покрывающие оконные стёкла пробирается в детскую яркий солнечный свет. 4 Ваня мальчик лет шести стриже..ый с носом похожим на пуговицу и его сестра Нина четырехлетняя девочка кудрявая пухл..нькая малорослая (не) (по) летам просыпаются и через реш..тки кроватей глядят сердито друг на друга. («Событие»)

Дачная месс..ность окутанная ночным мраком. На деревенской колокольне бьет час. 4 Присяжные поверенные Козявкин и Лаев оба в отменном настроении и слегка пошатываясь выходят из лесу и направляются к дачам. («Заблудшие».)

Знойный и душный полдень. На небе н.. облачка… Вы..енная солнцем трава глядит уныло безнадежно: хоть и будет дождь но уже н.. зеленеть ей… («Егерь».)

Тихая августовская ночь. С поля медленно поднимается туман и матовой пелиной застилает всё доступное для глаза. Освещённый луной этот туман даёт вп..чатление то спокойного беспр..дельного моря то громадной белой стены. В воздуху сыро и холодно. Утро ещё далеко. («Мёртвое тело».)

Подновогодний вечер. Нелли молодая и хорошенькая дочь помещика (генерала) день и ночь мечтала о замужестве сидит у себя в комнате и утомлёнными полузакрытыми глазами глядит в зеркало. Она бледна напр..жена и неподвижна как зеркало. («Зеркало».)
Задание 3. Прочитайте. К какому типу речи (повествованию, описанию, рассуждению) вы отнесете этот текст? Докажите свой ответ. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Расскажите о связи предложений в 3-м и 4-м абзацах.

Недалеко от Рязан.. на реке Оке есть стари..ое село Константиново – родина поэто Сергея Есенина.

Дом Есениных теперь здесь открыт музей находи(т,ть)ся 3 в самом центре Константинова перед сельской площадью. Около дома р..стёт посаж..ный поэтом в 1924 году тополь.

В передней у двери стоит деревя..ый сундуч..к где Есенин хр..нил книги любимых русских поэтов и писателей: Пушкина Лермонтова Кольцова Гоголя. В маленькой светлой горнице располож..ной за перегородкой – дубовой раскладной стол с резными ножками за которым поэт любил работать пр..езжая в Константиново.

Справ.. от дома Есениных за сельской площадью среди деревьев вид..н (двух) этажный дом принадлежавший некогда местной помещице. Хозяйка его Лидия Ивановна Кашина послужила Есенину прообразом героини поэмы Анна Снегина.

Здесь в константинове особенно чу..ствуется подл..но всенародная 2 любовь к поэту. 4
Задание 4. Запишите текст в соответствии с требованиями орфографии и пунктуации. С помощью толкового словарика уточните лексическое значение выделенных слов.

Мы ехали берегом Лены на юг, а зима догоняла нас с севера. Однако могло показа(тся,ться) что она идет нам (на)встречу спускаясь (с)верху (по)течению реки.

В сентябре под Якутском было еще довольно тепло на реке еще (не)было видно (ни)льдинки. На одной из близких станц..й мы даже собл..знились чудес(?)ною лу(н,нн)ою ночью и чтобы (не)ночевать в душной юрте станочника только что смаза(н,нн)ой (с)наружи (на зиму) еще теплым н..возом, - легли на берегу устроив себе постел.. в лодках и укрывшись олен..ими шкурами. Ночью мне показалось однако что кто (то) жжет мне пламенем правую щеку. Я проснулся и увидел что лу (н,нн0ая ночь еще более побелела. Кругом стоял иней иней покрыл мою подушку и это его пр..к..сновение к..залось мне таким горячим. Моему товарищу спавшему в одной лодке со мною снилось вероятно то9же) самое. Луна св..тила ему прямо в лицо и я видел ужас(?)ные гр..масы появлявшиеся на нем то и дело. Сон его был крепок и вероятно очень мучителен. В это время в соседней лодке встал другой мой спутник пр..подняв дохи и шкуры которыми он был покрыт. Все было бело и пушисто от изморози и весь он казался белым прив..дением вн..запно возникшим из холодного блеска инея и лунного света.

Брр… .- сказал он. Мороз, братцы!…

Задание 5. 1. Выразительно причитайте предложения, выделяя интонацией уточняющие члены предложения. 2. Спишите, покажите графически, какой член предложения поясняется каждой уточняющей конструкцией.

1) На вершине сосен, на их пышных зеленых венцаз, уже играет золотистый солнечный свет. 2) За лугами, в синеющей роще, куковала кукушка. 3) Недалеко от нас, в прибрежном овраге, спускавшемся из лесу к морю, быстро прыгала по каменистому ложу мелкая прозрачная река. 4) В просеке, в тени, чувствуется, как резко морозит к ночи. 5) Однако утром, при солнце, его ночные терзания быстро рассеялись . 6) Оттуда, с неизвестных степных мест, шла ночь. 7) В небе, на востоке, краснеет одинокая звезда. 8) Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступавших к самим нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло все мое детство, полное поэзии печальной и своеобразный.
Задание 6. Выразительно прочитайте, соблюдая интонацию обособления. Объясните, в чем состоит смысловая роль уточняющих членов в каждом примере. Сделайте вывод.

1) Однажды, в студеную зимнюю пору, я из лесу вышел… (Н.Некрасов.) 2) Я иду к пруду, на свое любимое место, между шиповниковой клумбой и березовой аллеей, и ложусь спать. (Л.Толстой.) 3) Потом, под самый вечер, еще две атаки, артналет – и все. (В.Некрасов.) 4) В июне, перед началом косовицы, на полях бывает короткая пора затишья и покоя. (В.Астафьев.) 5) А рядом, у проталинки, в траве, между корней, бежит, струится маленький серебряный ручей. (С.Есенин.) 6) Внизу, в котловане, мигали огни переселка, грели багровые костры. (А.Фадеев.) 7) Мы скоро ушли за двадцать километров, на глухое озеро, но Мурзика с собой не взяли (К.Паустовский.) 8) Днем, при солнечном свете, мы видим только землю, ночью мы видом весь мир. (В.Арсеньев.) 9) А наверху, над мглою этой, перерастая весь лес, одна, в луче заката, в бликах света, горела яркая сосна. (В.Солоухин.) 10) Рядом, на обочине дороги, стояло курчавая молодая сосенка. (Б.Полевой.)

Тема 7.11.Осложненное простое предложение. Вводные слова и предложения
Студенты должны знать:

1. Понятие вводные слова.

2. Группы вводных слов.

3. Правила обособления вводных слов на письме.
Студенты должны уметь:

1. Находить вводные слова в тексте.

2. Определять значение вводных слов.

3. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Ответьте на вопросы:

1. Что называется обращением? Чем выражается эта конструкция?

2. С какой целью вводится в предложение обращение? Приведите примеры олицетворения.

3. Что называется вводными конструкциями? Какую роль они играют в предложении?

4. Проиллюстрируйте примерами значения вводных конструкций.

5. Что называется вводными конструкциями? Какова их роль в предложении?

6. Какие знаки препинания ставятся при вводных и вставных конструкциях?



Выполните упражнения
Задание 1. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Выделите вводные слова.

1. Очевидно сторож укрылся от непогоды и теперь спал где-нибудь.

2. Теперь несомненно что пьеса пойдет.

3. Действительно среди широких лугов то просто зелёных то цветущих разными цветами протекает речка Колокша.

4. К сожалению его влияние не было продолжительным.

5. Впрочем Софья Николаевна не очень постарела.

6. Ночью ветер ослаб зыбь однако значительна.

7. По моим соображениям до реки оставалось не более двух километров.

8. Слово у всякого есть свое но у Манилова ничего не было.

9. Итак я жил тогда в Одессе.
Задание 2. Запишите отрывки из басен Крылова. Расставьте недостающие знаки препинания и пропущенные буквы. Из басен Крылова найдите и выпишите еще 3 предложения с вводными словами и словосочетаниями. Определите, к какой группе относится каждое вводное слово и какое значение выражает в высказывании.

1) Послушай-ка дружище! Ты сказывают петь великий маст..рище. 2) Глазами каж..тся хотел бы всех он с..есть. 3) По улицам Слона водили как видно на паказ. 4) На ту беду Леса бл..зехонько бежала. 5) постойте ж, я сыскал с..крет! кр..чит Осел мы верно уж паладим, коль рядом сядем. 6) Ну словом царствуют зл..тые времена! 7) И так мой друг ты быть б.гаче не ж..лаешь? 8) Кр..стьянин говорил Лисице встрятясь с нею Я право о тебе ж..лею! 9) Чего к..залось лучше было ц..ревичу ц..ря в учители сыскать? 10) Послушай, говорит, хотькажется ты строг но ты лишь красть Собаку пр..учаешь.
Дополнительные задания
Задание 1. Перепишите, расставляя знаки препинания; вводные слова и вводные предложения подчеркните.

I. 1) Лошади сани деревья бык привязанный к столбу всё было бело и казалось мягким пушистым. 2) И плетни и белевшая на дворах скотина и крыши домов и стройные раины всё казалось спало здоровым тихим трудовым сном. 3) Ружья пробывшие двое суток на морозе невероятно густо смазанные маслом дали осечки. 4) На такой ясный и убидительный довод отвечать разумеется было нечего. 5) У самого края воды лежала какая-то большая темная масса… Несомненно это был морской зверь выброшенный волнами на берег. 6) Птицы по-видимому зябли на снегу и поэтому сбились в одну кучу… 7) К несчастью частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия. 8) Сквозь отверстие виднелась часть низенького домика с двумя к удивлению моему освещенными окнами. 9) Самое лучшее время для ловли неводом бывает по рассказам крестьян весной и осенью. 10) И так два почтенных мужа честь и украшение Миргорода поссорились между собой. 11) Он (Овсянников) например не любил рессорных экипажей. 12) Цель нашей дискуссии во-первых ознакомить писателей с новыми требованиями миллионов читателей во-вторых расширить и углубить тематику искусства в-третьих направить некоторых товарищей на широкую дорогу. 13) Оппекушин был выходцем из простого народа, сперва самоучка затем признанный художник и наконец академик. 14) Князь Василий говорил всегда лениво как актёр говорит роль старой пьесы. Анна Павловна Шерер напротив несмотря на свои сорок лет была преисполнена оживления и порывов. 15) Нрава она была весьма смирного или лучше сказать запуганного.

II. 1) Так вот как высказано выше с годами важен я не стал. 2) Осмотревшись я пошел как мне казалось прямо к морю но на пути встретил лесное болото заваленное колодником. 3) Проводив жениха Надя пошла к себе на верх где жила с матерью нижний этаж занимала бабушка. 4) Дмитрий так звали моего соседа был мало заметен в классе. 5) Однажды наступил уже май но никто кажется не заметил тогда ни ледохода на Москве-реке ни цветущей черемухи я стоял в толпе у памятника. 6) Мужское население станицы живет в походах и на кордонах или постах как называют казаки. 7) Овсянников полетел в овраг вместе с беговыми дрожками мальчиком сидевшим сзади и лошадью. К счастью на дне оврага грудами лежал песок. 8) Мне помогал маляр или как он сам называл себя подрядчик малярных работ. 9) Однажды было это в конце мая мы сидели на крыльце и ожидали ужина. 10) Хотя для настоящего охотника дикая утка не представляет ничего особенно пленительного но за неимением пока другой дичи дело было в начале сентября: вальдшнепы ещё не прилетали а бегать по полям за куропатками мне надоело я послушался моего охотника и отправился в Льгов.
Задание 2. Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. Укажите значение вводных слов. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1) Казалось тихий ночной час пр..давал б..седе особую прелесть. 2) Действительно камни бывают различной твёрдости. Самый мягкий камень тальк. 3) (На) конец (то) на мое счастье дядя и старик Яков свернули к маленькому скверу. Я не буду вас задерживать. (По)моему дело ясно. 5) В воздухе пахло водой травой туманом – одним словом пахло ранним прекрасным летним утром.
Задание 3. Вставьте вводные слова, необходимые по смыслу. Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. Перепишите, расставляя знаки препинания.

I. Выразите мысль с уверенностью.

1) Поезд придет (во)время. 2) (Во)время каникул мы хорошо отдохнем. 3) Перед соревнованием посоветуйтесь с врач..м.

II. Выразите мысли как в предложение.

1) Солнечные дни установились (на)долго. 2) Река вскроется рано. 3) Весна будет теплая и сухая. 4) На юге уже начался купальный сезон.

III. Выразите то или иное чувство.

1) Болезнь оказалась очень опасной. 2) У механика нашлись запасные детали. 3) Некоторые из участников кросса почему-то не были на трен..ровке.

IV. Выразите, кому принадлежат данные сообщения.

1) Эксп..диция открыла в глухой сибирской тайге запасы нефти. 2) В сентябре ожидаются ра..ие заморозки. 3) В этой (не)широкой по глубине реке раньше было много рыбы.
Задание 4. Прочитайте. Укажите вводные слова. Для чего они служат? Перепешите, расставляя знаки препинания.

Самое трудное для меня – работа над словом Чем я руковожусь предпоч..тая одно слово другому (Во)первых слово должно с наибольшей точностью определять мысль (Во)вторых оно должно быть музыкально-выр..зительно (В)третьих должно иметь размер требуемый ритмической конструкцией фразы.

414. Прочитайте и укажите обособленные члены предложе­ния. Объясните пунктуацию.

1) Тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, по­крытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохранившем последний отблеск зари. 2) Волнуемый воспоминаниями, я забылся. 3) Мы с Печориным сидели на почётном месте, и вот к нему подошла меньшая дочь хо­зяина, девушка лет шестнадцати, и пропела ему. 4) Из уг­ла комнаты на неё смотрели другие два глаза, неподвиж­ные, огненные. 5) Изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. 6) Возвратясь, я нашёл у себя доктора. 7) Вопреки пред­сказанию моего спутника, погода прояснилась.

(М. Лермонтов)


§ 75. ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ

1. Обособляются и отделяются на письме запятыми оди­
ночные и распространённые согласованные определения,
если они относятся к личному местоимению, например:

1) Утомлённый долгой речью, я закрыл глаза и за­
снул.
(Л.); 2) А он, мятежный, просит бури, как будто в
бурях есть покой.
(Л.); 3) Но ты взыграл, неодолимый,
и стая тонет кораблей.
(П.)

Примечание. От обособленных согласованных определений, выраженных прилагательными и причастиями, необходимо отли­чать прилагательные и причастия, входящие в составное именное сказуемое, например: 1) Он пришёл особенно возбуждённый и весёлый. (Л. Т.); 2) Он пошёл домой грустный и усталый. (М. Г.) В этих случаях прилагательные и причастия могут быть поставлены в творительном падеже, например: Он пришёл осо­бенно возбуждённым и весёлым.

2. Обособляются и отделяются на письме запятыми
распространённые согласованные определения, если они
стоят после определяемого существительного: 1) Офи­
цер, ехавший верхом, натянул поводья, остановился на
секунду и обернулся вправо.
(Купр.); 2) Струйки дыма ви­
лись в ночном воздухе, полном влаги и свежести моря.
(М. Г.) (Ср.: 1) Ехавший верхом офицер натянул пово­
дья, остановился на секунду и обернулся вправо.

2) Струйки дыма вились в полном влаги и свежести
моря ночном воздухе
- обособления нет, так как опреде­
ления стоят перед определяемыми существительными.)

3. Обособляются одиночные согласованные определе­
ния, если их два или больше и они стоят после опреде­
ляемого существительного, в особенности если перед ним
уже есть определение: 1) Кругом было поле, безжизнен­
ное, унылое.
(Бун.); 2) Солнце, великолепное и яркое,
поднималось над морем.
(М. Г.)

Иногда определения так тесно связаны с существитель­ным, что последнее без них не выражает нужного значе­ния, например: В лесу Ефрема ждала атмосфера удуш­ливая, густая, насыщенная запахами хвои, мха и гниющих листьев. (Ч.) Слово атмосфера приобрета­ет необходимое значение лишь в сочетании с определения­ми, и потому они не могут быть от него обособлены: важно


не то, что Ефрема «ждала атмосфера», а то, что эта атмо­сфера была «удушливая», «густая» и т. п. Ср. ещё один пример: Лицо его [вожатого] имело выражение довольно приятное, но плутовское (П.), где определения тоже тесно связаны с определяемым словом и поэтому не обособ­ляются.

4. Согласованные определения, стоящие впереди определяемого существительного, обособляются, если име­ют добавочное обстоятельственное значение (причинное, уступительное или временное). Эти определения часто от­носятся к собственным именам: 1) Привлечённые све­том, бабочки прилетели и кружились около фонаря. (Акс); 2) Утомлённый дневным переходом, Семёнов заснул скоро. (Кор.); 3) Ещё прозрачные, леса как будто пухом зеленеют. (П.); 4) Не остывшая от зною, ночь июльская блистала. (Тютч.)

5. Несогласованные определения, выраженные косвен­ными падежами существительных с предлогами, обособля­ются в том случае, если им придаётся большая самостоя­тельность, т. е. когда они дополняют, уточняют представ­ление об известном уже лице или предмете; это обычно бывает, если они относятся к собственному имени или лич­ному местоимению: 1) Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Ал-патыча. (Л. Т.); 2) Сегодня она, в новом голубом капо­те, была особенно молода и внушительно красива. (М. Г.); 3) Элегантный офицер, в фуражке с золоты­ми дубовыми листьями, кричал в рупор что-то капи­тану. (А. Н. Т.) Ср.: Больше всех был недоволен задерж­кой инженер с громовым голосом, в черепаховых оч­ках. (Пауст.)

Несогласованные определения, выраженные косвенны­ми падежами существительных, кроме того, обычно обо­собляются: а) когда следуют за обособленными определе­ниями, выраженными прилагательными и причастиями: Мальчик, стриженый, в серой блузе, подал Лаптеву чаю без блюдечка. (Ч.); б) когда стоят впереди этих опреде­лений и связаны с ними сочинительными союзами: Бедный гость, с оборванной полото и до крови оцарапанный, скоро отыскал безопасный угол. (П.)


415. Спишите, расставляя знаки препинания и объясняя их употребление. Обособленные согласованные и несогласованные определения подчеркните.

I. 1) Только люди способные сильно любить могут ис­пытывать и сильные огорчения; но та же потребность лю­бить служит для них противодействием горести и исцеляет их. (Л. Т.) 2) Улица ведущая в город была свободна. (Н. О.) 3) Они вступили в коридор узкий и тёмный. (Г.) 4) Ленивый от природы он [Захар] был ленив ещё и по сво­ему лакейскому воспитанию. (Гонч.) 5) Страстно предан­ный барину он, однако ж, редкий день в чём-нибудь не солжёт ему. (Гонч.) 6) Мужчина лет тридцати здоровый красивый и сильный лежал на телеге. (Кор.) 7) Земля и не­бо и белое облачко плывущее в лазури и тёмный бор не­внятно шепчущий внизу и плеск невидной во мраке речки всё это знакомо всё это ему родное. (Кор.) 8) Рассказы ма­тери более живые и яркие производили на мальчика боль­шое впечатление. (Кор.) 9) Покрытые инеем они [скалы] уходили в неясную озарённую даль искрящиеся почти про­зрачные. (Кор.) 10) Ударил мороз в 30, 35 и 40 градусов. Потом на одной из станций мы уже видели замёрзшую в термометре ртуть. (Кор.) 11) Ржавая осока всё ещё зелёная и сочная склонялась к земле. (Ч.) 12) Песня тихая тягучая и заунывная похожая на плач и едва уловимая слухом слы­шалась то справа то слева то сверху то из-под земли. (Ч.)

13) При виде Калиновича лакей глуповатый с лица но в ливрее с галунами вытянулся в дежурную позу. (Писем.)

14) Борису не спалось и он в лёгком утреннем пальто вы­шел в сад. (Гонч.) 15) Сама Бережкова в шёлковом платье в чепце на затылке сидела на диване. (Гонч.)

П. 1) Его [Вернера] маленькие чёрные глаза всегда бес­покойные старались проникнуть в ваши мысли. (Л.) 2) Мне уже передавали две-три эпиграммы на мой счёт до­вольно колкие но вместе очень лестные. (Л.) 3) Вышел Алёша из дома отца в состоянии духа разбитом и подавлен­ном. (Дост.) 4) Довольный плохим каламбуром он развесе­лился. (Л.) 5) Бледный он лежал на полу. (Л.) 6) Мы по­шли на экзамен спокойные и уверенные в своих силах. 7) За нею [коляскою] шёл человек с большими усами в вен­герке довольно хорошо одетый для лакея. (Л.) 8) Около до-


роги нежно прислонились друг к другу две ивы старая и молодая и о чём-то шептались. 9) Одарённый необычайной силой он [Герасим] работал за четверых. (Т.) 10) Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч покрывающих небо и вдруг багряным светом осветило лиловые тучи зеле­новатое море покрытое кораблями и лодками колыхаемое ровной широкой зыбью и белые строения города и народ движущийся по улицам. (Л. Т.) 11) Жизнь в городе сонная и однообразная пошла своей колеёй. (Кор.) 12) Река загро­мождённая белым торосом слегка искрилась под серебри­стым грустным светом луны стоявшей над горами. (Кор.) 13) Ваня по-прежнему сидел на облучке серьёзный спокой­ный в своей ушастой шапке. (Зайц.)

416. Прочитайте текст, объясняя пунктуацию при выделенных распространённых определениях. Спишите, делая обособленные определения необособленными и, наоборот, необособленные - обособленными. Расставьте знаки препинания.

Путешественника, впервые отправляющегося в цен­тральные районы высокого Тянь-Шаня, изумляют прекрас­ные дороги, проложенные в горах. Множество машин дви­жется по горным дорогам. Наполненные грузом и людьми

тяжёлые машины взбираются на высокие перевалы, спус­каются в глубокие горные долины, поросшие высокой тра­вою. Чем выше поднимаемся в горы - чище, прохладнее воздух. Ближе к нам вершины высоких хребтов, покрытые снегом. Дорога, огибающая голые скалы, вьётся по глубо­кой ложбине. Горный поток, стремительный и бурный, то подмывает дорогу, то теряется в глубоком каменном русле. Дикое, пустынное впечатление производит раскинув­шаяся вдоль бурной реки глубокая горная ложбина. Звеня­щие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь. Редкое дерево виднеется на берегу реки. Маленькие степные зайцы прячутся в траве, прижав уши, сидят возле врытых в землю телеграфных столбов. Стадо джейранов перебегает дорогу. Далеко видно этих мчащихся по степи легконогих животных. Остановившись на берегу шумной реки, размывшей край горной дороги, на склонах горы можно рассмотреть в бинокль стадо горных серн. Чуткие животные поднимают головы, вглядываясь в пробегающую внизу дорогу.


417. Спишите, расставляя знаки препинания. Обособленные оп­ределения подчеркните.

1) Небо темнеет, тяжёлое и неприветливое оно всё ниже нав..сает над землёй. (Нов.-Пр.) 2) Не переставая лил дождь косой и мелкий. (А. Н. Т.) 3) Утомлённые мы на­конец заснули. (Нов.-Пр.) 4) Ветер всё ещё сильный дул теперь с востока. (А. Н. Т.) 5) Он [Телегин] различал меж­ду этими глубокими вздохами глухое ворчанье то затихаю­щее то вырастающее в сердитые перекаты. (А. Н. Т.) 6) Изумлённый я некоторое время раздумываю над слу­чившимся. (Нов.-Пр.) 7) Я увидел наверху группу скал по­хожих на оленя и залюбовался. (Прж.) 8) Надвигалась ночь бесконечно долгая угрюмо холодная. (Нов.-Пр.) 9) Весь простор густо залитый мраком ночи находился в беше..ом движении. (Н. О.) 10) Между тем морозы хотя и очень лёгкие подсушили и окрасили все листья. (Пришв.) 11) Масса земли не то синей не то серой местами лежала горбатой кучкой местами полосой тянулась по горизонту. (Гонч.) 12) Стояла белая зима с жёсткою тишиной безоб­лачных морозов плотным скр..пучим снегом розовым ине­ем на деревьях (бледно) изумрудным небом шапками дыма над трубами клубами пара из мгновенно раскрытых дверей свежими лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок. (Т.) 13) (Н..)один луч, (н..)один звук (н..Прони­кал в кабинет (с)наружи через окно наглух,. занавеш..ое п..ртьерами. (Булг.) 14) Соборный двор топта..ый тысяча­ми ног звонко (не)пр..рывно хрустел. (Булг.)

§ 76. ПОСТРОЕНИЕ ОБОРОТОВ С РАСПРОСТРАНЁННЫМИ

ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ, ВЫРАЖЕННЫМИ ПРИЧАСТИЯМИ

И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ

Причастный оборот или прилагательное с зависимыми словами должны стоять до или после слова, к которому относятся: 1) Шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое. (Ч.) Или: Доносившийся снизу шум моря говорил о покое (но неправильно: «Доносившийся шум моря снизу говорил о покое»); 2) Пугачёв, верный своему обеща­ния), приближался к Оренбургу. (П.) Или: Верный сво­ему обещанию, Пугачёв приближался к Оренбургу (но не-


правильно: «Верный Пугачёв своему обещанию прибли­жался к Оренбургу»). Следовательно, между словами, входящими в распространённое определение, не должно быть других слов, не относящихся к этому определению.

418. Спишите, согласуй с выделенными словами данные в скоб­
ках распространённые определения. Место их (до или после опре­
деляемого слова) выберите сами.

1) Дорога вьётся между двумя колеями (поросший зелёной придорожной травой). 2) Блюдца лилий и нити очень грациозны (идущий от них в глубину). 3) Солнце се­ло, и на небе замерли лёгкие облака (розовый от заката). 4) Откуда-то справа доносились звуки (чрезвычайно похо­жий на плач ребёнка). 6) Пастух подходит к нашему кост­ру (заночевавший в горах). 7) Мы плыли в тумане (закрыв­ший берег и море). 8) В снежных просторах трудно опреде­лить расстояние (обманывающий неопытный глаз).

419. Укажите, какие ошибки допущены в построении причаст­
ных оборотов. Спишите, внеся необходимые исправления.

1) В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц. 2) Созданный роман молодым автором вызвал оживлённые споры. 3) Жителям пострадавшего се­ла от наводнения была оказана своевременная помощь. 4) Подгоняемая лодка волнами и ветром быстро неслась по реке. 5) Издалека были видны плывущие брёвна по воде.

420. Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте в каж­
дом предложении грамматическую основу.

День был тёплый осенний и дождливый. Просторная перспектива раскрывавшаяся с возвышения где стояли русские батареи защищавшие мост то вдруг затягивалась кисейн..м занавесом косого дождя то вдруг расширялась и при свете солнца далеко и ясно становились видны предме­ты точно покрытые лаком. Виднелся городок под ногами с своими белыми домами и красными крышами собором и мостом по об..им сторонам которого толпясь л..лись массы русских войск. Виднелись на повороте Дуная суда и остров и замок с парком окружё..ый водами впадения Энса в Ду­най виднелся левый скалистый и покрытый сосновым ле­сом берег Дуная с таинстве..ою далью зелёных вершин и го­лубеющими ущел(?)ями. (Л. Н. Толстой)


§ 77. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ

Приложения и их обособление

1. 1. Если одиночное согласованное приложение и опре­
деляемое им существительное являются именами нарица­
тельными, то между ними пишется дефис, например:
1) Вьётся улица-змея. (Маяк.); 2) Внук-шофёр из-за ру­
ля кланяется деду.
(Твард.) Дефис пишется и в том случае,
когда нарицательное существительное стоит после имени
собственного и тесно сливается с ним по смыслу, например:

1) Над Волгой-рекой расплескала гармонь саратовские
страданья.
(Сурк.); 2) Василиса и Лукерья сказали, что
они видели Дубровского и Архипа-кузнеца за несколько
минут до пожара.
(П.) Но: 1) Река Волга впадает в Кас­
пийское море;
2) Кучер Антон и кузнец Архип пропали
неизвестно куда.
(П.)

Примечание. Дефис не ставится: 1) если первое существи­тельное является общепринятым обращением (товарищ, гражда­нин и т. п.), например: Гражданин фининспектор/ Простите за беспокойство. (Маяк.); 2) если приложение, стоящее перед опре­деляемым словом, близко по значению к согласованному опреде­лению, выраженному однокоренным качественным прилагатель­ным, например: Красавица зорька в небе загорелась. (Кольц.) Но: Ипполит поражал своим необыкновенным сходством с се­строю-красавицей. (Л. Т.)

2. Несогласованные приложения (названия газет, жур­
налов, художественных произведений, предприятий и
т. п.) заключаются в кавычки, например: журнал «Сме­
на»,
смотреть балет «Лебединое озеро», работать на
заводе «Салют».

II. 1. Обособляются и отделяются на письме запятыми:

а) одиночные и распространённые приложения, относя­
щиеся к личному местоимению, например: 1) На митин­
гах мы, газетчики, узнавали много новостей.
(Пауст.);

2) Так, житель мира равнодушный, на лоне праздной
тишины я славил лирою послушной преданья тёмной
старины.
(П.);

б) распространённые приложения, относящиеся к опре­
деляемому слову - существительному нарицательному,
например: 1) Орлы, спутники войск, поднялись над го-


рою. (П.); 2) Не спит только кормщик, молчаливый се­верный старик. (С.-М.); 3) Разносчик болотной вла­ги, меня прознобил туман. (Ее);

в) распространённые и одиночные приложения, стоя­щие после определяемого существительного - имени соб­ственного, например: 1) Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. (П.); 2) Рядом сидела девушка Вовнич, радист. (Горб.)

Обособленные приложения, подобные приложениям, данным в последних двух примерах, следует отличать от необособленных приложений, тесно связанных с именем собственным, обозначающих при названиях лиц их посто­янный, как бы неотъемлемый признак: Архип-кузнец, Ага­фья-ключница, Аверка-портной, Дюма-отец, Дюма-сын (см. выше, п. I, 1).

2. Распространённое приложение, стоящее перед име­нем собственным, обособляется тогда, когда имеет допол­нительный оттенок причинности (в этом случае его можно заменить оборотом со словом будучи): Театра злой зако­нодатель, непостоянный обожатель очарователь­ных актрис, почётный гражданин кулис, Онегин по­летел к театру. (П.) Но: Одессу звонкими стихами мой друг Туманский описал. (П.)

3. Распространённое приложение вместо запятой может отделяться на письме тире: а) если оно не только определя­ет слово, но и дополняет его содержание: 1) Со мной был чугунный чайник - единственная отрада моя в путе­шествиях по Кавказу. (Л.); 2) Тополев - высокий ко­стлявый старик с серо-зеленоватыми усами - за весь вечер не проронил ни слова. (В. Аж.); б) если необхо­димо установить грань между приложениями и определяе­мым словом: Лютейший бич небес, природы ужас - мор свирепствует в лесах. (Кр.); в) если приложение не­обходимо отделить от однородных членов: На террасе я увидел бабушку, Николая Кузьмича - соседа по квар­тире, сестру Нину с двумя подругами.

4. Обособляются приложения, присоединяемые союза­ми то есть, или (в значении то есть), словами даже, на­пример, в особенности, по прозванию, по имени, в том чис­ле и подобными, выступающими в роли союзов: 1) Отец


показал мне деревянный ларь, то есть ящик, широкий вверху и узенький внизу. (Акс); 2) Многие с прошедшего бала на меня дуются, особенно драгунский капитан. (Л.); 3) Отправился я со Старостиным сыном и другим крестьянином, по имени Егор, на охоту. (Т.); 4) Сажен за двести Ик разделялся на два рукава, или протока. (Акс.) Большинство приложений, присоединяемых союза­ми, имеет уточняющее значение (см. примеры 1, 3, 4). Не­которые имеют выделительный характер (см. пример 2).

Примечание. В качестве уточняющего приложения может вы­ступать и имя собственное, стоящее после нарицательного, на­пример: 1) Отец мой (кто именно?), Андрей Петрович Гринёв, служил при графе Минихе. (П.); 2) У второго мальчика (а именно?), Павлуши, волосы были всклоченные. (Т.)

5. Приложения, присоединяемые союзом как, выделя­ются запятыми, если имеют значение причинности; если же союз как равен по значению выражению в качестве, то запятые не ставятся: 1) Как истинный художник, Пуш­кин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии. (Бел.); 2) Богат, хорош собою, Лен­ский везде был принят как жених. (П.)

421. Прочитайте и укажите приложения. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания; приложения подчеркните.

I. 1) Щука кумушка за карпом куманьком гонялась. (Жук.) 2) Сила и очарованье тайги не только в деревьях гигантах. (Ч.) 3) Жил в хижине бедняк сапожник. (Кр.) 4) У меня есть рассказ Снег. (Пауст.) 5) Он [Чернов] был неизменно удачлив во всех предприятиях. (М. Г.) 6) Ивана Ивановича и Буркина встретила в доме горничная молодая женщина. (Ч.) 7) Собирались мы чаще всего у Бориса Му-рузова зоолога. (Купр.) 8) На чёрном крыльце пела Васи­лиса стряпка. (А. Н. Т.) 9) Старый дядька князя Андрея Антон высадил Пьера из коляски. (Л. Т.) 10) Николушка пошёл по мягкой похрустывающей хвое лесному ковру. (А. Н. Т.) 11) Сверстники Тургенева питомцы школы ве­ликого поэта вскормленные его поэзией мы все сохранили в себе навсегда обаяние его гения. (Гонч.) 12) У Пушкина этого отца русского искусства в слове было два прямых на-


следника Лермонтов и Гоголь породившие целую плеяду нас деятелей 40-х, 60-х годов... (Гонч.) 13) Как человек за­мечательно умный он [Базаров] не встречал себе равного. (Д. П.) 14) Как художник слова Н. С. Лесков вполне до­стоин встать рядом с такими творцами литературы русской каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. (М. Г.)

П. 1) С шофёром сидел лейтенант связист. (К. С.) 2) Же­на Николая Николаевича француженка не меньше его отли­чалась гуманностью добротой и простотой. (Гонч.) 3) Я уви­дел полковника Полякова начальника казацкой артиллерии игравшей в тот день важную роль и вместе с ним прибыл в оставленное селение. (П.) 4) Я неторопливо дошёл до старой корчмы нежилой развалившейся хаты и стал на опушке хвойного леса. (Купр.) 5) Здесь живут обычные спутники мо­их охотничьих экскурсий лесники Захар и Максим. (Кор.)

6) Я снова посудником на пароходе «Пермь»,.. Теперь я «чёрный посудник» или «кухонный мужик». (М. Г.)

7) В кухне воеводит дорогой повар Иван Иванович по про­звищу Медвежонок. (М. Г.) 8) Девочки в особенности Ка-тенька с радостными восторженными лицами смотрят в окно на стройную фигуру садящегося в экипаж Володи. (Л. Т.) 9) Её отец Платон Половцев инженер был старым другом моего отца. (А. Г.) 10) Мы охотники счастье своё находим у огня. (С.-М.) 11) Второй Чадаев мой Евгений, боясь ревни­вых осуждений, в своей одежде был педант и то, что мы на­звали франт. (П.) 12) Окно это выходило из комнаты в которой обитали на летнем положении молодая только что выпущенная из консерватории первая скрипка Митя Гусев. (Ч.) 13) В зелё­ном небе появились звёзды предвестницы мороза. (Купр.)

422. Спишите, расставляя знаки препинания и объясняя их употребление.

I. 1) Всякая птичка даже воробей привлекали моё вни­мание. 2) Самые скороспелые грибы например берёзовики и сыроежки достигают полного развития в три дня. 3) Степь то есть безлесная и волнообразная бесконечная равнина окружала нас со всех сторон. 4) Дядя Сергей Нико­лаевич начал меня учить чистописанию или каллиграфии. 5) Подъезжая к Сергеевке мы опять попали в урёму то есть в поёмное место поросшее редкими кустами и деревьями.


6) Отец и Евсеич выудили в самое короткое время очень
много и очень крупной рыбы особенно окуней и жерехов.

(Из произведений С. Аксакова)

II. 1) Лимонница жёлтая бабочка сидит на бруснике. (Пришв.) 2) Поздней осенью степь пустыня оживает на ко­роткое время. (Пришв.) 3) На следующее утро я со своим приятелем художником уехал на лодке на Прорву. (Пауст).

4) Поражённый он широко открыл карие глаза. (Нов.-Пр.)

5) Я журналист по природе своей человек весёлый. (Пришв.) 6) Когда Алексей Красильников вышел из лаза­рета, повстречался ему земляк Игнат фронтовик. (А. Н. Т.)

7) Одно время к сестрам ходил очень милый человек капи­
тан Рощин откомандированный в Москву для приёма сна­
ряжения. (А. Н. Т.) 8) Бедняжка она лежала неподвижно,
и кровь лилась из раны ручьями. (Л.) 9) Возница киргиз
сидит неподвижно. (Фурм.) 10) С ним был лохматый силь­
ный пёс по кличке Верный. (А. Г.) 11) В состав экспедици­
онного отряда вошли Арсеньев начальник экспедиции Ни­
колаев помощник по хозяйственной и организационной
части Гусев естественник и геолог Дзюль журналист.
12) Мне как моряку понятны эти убийственные взмывы
волн этот лязг железной громады дрожащей и стонущей в
буйных объятиях стихии. (Нов.-Пр.)

Обособление дополнений

Дополнения, состоящие из существительных с предлога­ми кроме, помимо, исключая, за исключением, включая, сверх, наряду с, вместо , обычно обособляются: 1) Кто, кро­ме охотника, испытывал, как отрадно бродить на заре по кустам? (Т.); 2) Самолёт, наряду с пассажирами, за­хватил и почту; 3) Быстрыми шагами прошёл я длинную «площадь» кустов, взобрался на холм и, вместо ожидан-ной знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении, увидел совер­шенно другие, мне неизвестные места. (Т.) Эти дополнения обозначают предметы, исключаемые из ряда других предме­тов (1-й пример), предметы, включённые в такой ряд (2-й пример), предметы, замещаемые другими (3-й пример).

Дополнения с предлогом вместо не обособляются, когда предлог вместо употреблён в значении за: Николай дол-


жен был работать вместо неожиданно заболевшего

товарища (за неожиданно заболевшего товарища).

423. Спишите предложения, расставляя знаки препинания и объясняя их употребление. Обособленные дополнения подчеркните.

1) В тёмной дали ничего не было кроме сверкающих ог­ней. (Нов.-Пр.) 2) Вместо весёлой петербургской жизни ожи­дала меня скука в стороне глухой и отдалённой. (П.) 3) Кру­гом всё молчало. Ни звука кроме вздохов моря. (М. Г.) 4) Вся команда судна включая и капитана и главного механика и бу­фетчика состояла из восьми или девяти человек. 5) Кроме крендельной у нашего хозяина была ещё и булочная. (М. Г.)

6) Отец с сыном вместо приветствия после давней отлучки стали насаживать друг другу тумаки и в бока и в поясницу и в грудь то отступая и оглядываясь то вновь наступая. (Г.)

7) Почва Сучанской долины за исключением только болот при устье реки чрезвычайно плодородна. (Прж.) 8) Сверх вся­ких ожиданий весь октябрь стояла сухая и тёплая погода. 9) В книгах В. К. Арсеньева помимо ярких художественных зарисовок имеется и большой ценный материал о жизни в Ус­сурийском крае. 10) Весь материал включая дневники путе­шественников тщательно изучается. 11) Настроение экипа­жа сверх обыкновения было приподнятое. (Нов.-Пр.) 12) Все за исключением Вари громко аплодировали певцам. (Степ.) 13) Мы вместо рассказа содержания повести представим только коротенький очерк главных её характеров. (Добр.)

§ 78. ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями


Продолжение

Обособляются Не обособляются
своей. (Л.); 2) Солнце, спря­тавшись за узкое сизое об­лако,золотит края его. (Нов.-Пр.); 3) От Урала до Дуная, до большой реки, ко­лыхаясь и сверкая,дви­жутся полки. (Л.) сломя голову (очень быстро); 2) Будем работать засучив рукава (дружно, упорно). Но: Отец, засучив рукава,тща­тельно вымыл руки.
2. Одиночные деепричастия, если они не имеют значения наречия (обычно они стоят впереди глагола): 1) Пошу­мев, река успокоилась, вновь легла в берега. (Пол.); 2) Гро­хот, не умолкая,катится дальше. (С.-М.); 3) Степь по­бурела и задымилась, подсы­хая. (В. Ш.) 2. Одиночные деепричастия, имеющие значение простого наречия, выступающие в роли обстоятельства образа дейст­вия (обычно они стоят после глагола): 1) Яков шёл не то­ропясь (медленно). (М. Г.); 2) О прогулке он рассказывал смеясь (весело).
3. Деепричастия с зависимы­ми словами, по смыслу тес­но сливающиеся с глаголом: Старик сидел опустив голо­ву. Здесь важно не то, что ста­рик сидел, а что он сидел с опущенной головой.
4. Группы однородных чле­нов, состоящие из наречия и деепричастия: Мальчик отве­чал на вопросы откровенно и нисколько не смущаясь.
Деепричастия и деепричастные обороты, соединённые между собой союзом и 9 как и прочие однородные члены, запятой друг от друга не отделяются: Я оглянулся. На опушке леса, приложив одно ухо и приподняв другое,перепрыгивал заяц. (Л. Т.) Во всех остальных случаях деепричастия и деепричастные обороты отделяются запятой от предшествующего им или сле­дующего за ними союза и: 1) Батареи медным строем ска­чут и гремят, и, дымясь,как перед боем, фитили горят. (Л.) 2) «Орёл» наконец пошёл, развив ход, и, догнав эс­кадру,занял своё место в строю. (Нов.-Пр.)

424. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объ­ясните употребление их при обособленных обстоятельствах, вы­раженных деепричастиями.

1) Все эти звуки сливаются в оглушительную музы­ку трудового дня и мятежно колыхаясь стоят низко в не­бе над гаванью. 2) Стоя под парами тяжёлые гиганты паро­ходы свистят шипят глубоко вздыхают... 3) Шагах в шес­ти от него [Челкаша] у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке сидел молодой парень... Челкаш оска­лил зубы высунул язык и сделав страшную рожу уставил­ся на него вытаращенными глазами. Парень сначала недо­умевая смигнул, но потом вдруг расхохотался крикнул сквозь смех: «Ах, чудак!» - и почти не вставая с земли неуклюже перевалился от своей тумбочки к тумбочке Челкаша волоча свою котомку по пыли и постукивая пят­кой косы о камни. 4) Парень испугался. Он быстро огля­нулся вокруг и робко моргая тоже вскочил с земли. 5) Пришёл Челкаш, и они стали есть и пить разговари­вая. 6) Облака ползли медленно то сливаясь то обгоняя друг друга мешали свои цвета и формы поглощая сами се­бя и вновь возникая в новых очертаниях величественные и угрюмые. 7) На минуту лодка вздрогнула и остано­вилась. Вёсла остались в воде вспенивая её и Гаврила беспокойно завозился на скамье. 8) Челкаш привстал с кормы не выпуская весла из рук и воткнув свои холод­ные глаза в бледное лицо Гаврилы. 9) Лодка Челкаша остановилась и колебалась на воде как бы недоуме­вая. 10) Гаврила молча грёб и тяжело дыша искоса глядел туда, где всё ещё поднимался и опускался этот огненный меч. 11) Море проснулось. Оно играло маленькими волна­ми рождая их украшая бахромой пены сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль. 12) Пена тая шипела и вздыхала, и всё кругом было заполнено музыкальным шумом и плеском. 13) Отражённые играющим морем эти звёздочки прыгали по волнам то исчезая то вновь бле­стя. 14) Он шёл не торопясь. 15) Дорогу тянет к морю, она извиваясь подползает ближе к песчаной полоске, куда взбе­гают волны.

(Из произведений М. Горького)


425. Спишите, расставляя знаки препинания. Обособленные чле­
ны предложения подчеркните.

1) Возвратившись со смотра Кутузов сопутствуемый ав­стрийским генералом прошёл в свой кабинет и кликнув адъютанта приказал подать себе некоторые бумаги отно­сившиеся до состояния приходивших войск и письма полу­ченные от эрцгерцога Фердинанта начальствовавшего пере­довою армией. (Л. Т.) 2) Обломовцы очень просто понима­ли её [жизнь] как идеал покоя и бездействия нарушаемого по временам разными неприятными случайностями как-то болезнями убытками ссорами и между прочим трудом. (Добр.) 3) Сад всё больше редея переходя в настоящий луг спускался к реке поросшей зелёным камышом и ивняком; около мельничной плотины был плёс глубокий и рыбный. (Ч.) 4) На второй день буря усилилась. Клубясь ниже опус­кались рваные тучи громоздились неуклюжими пластами вдали тяжело наваливались на море и суживали горизонт тёмные, как соломенный дым; вскипая пенясь громадными буграми катились волны по необъятному простору со сви­стом и воем проносились вихрем поднимая каскады перла­мутровых брызг. (Нов.-Пр.) 5) Нас было трое Савелий ста­рый охотник толстый и круглый как улей Пыж длинно­ухий его пёс понимающий по части охоты не хуже хозяина и я в то время ещё подросток. (Нов.-Пр.) 6) Николка бле­стя воротничком и пуговицами шинели шёл заломив голо­ву. (Булг.)

426. Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте в каж­
дом предложении его грамматическую основу.

1) Из города уже выступало (не)приятельское войско выгремливая в литавры и трубы и подбоченившись выез­жали паны окружё..ые (не)сметными слугами. (Г.) 2) Ве-ретьев с.дел наклонившись и похлопывая веткой по траве. (Т.) 3) Он [Долохов] ухв..тил медведя и обняв и подняв его стал кружит(?)ся с ним по комнате. (Л. Т.) 4) Бумага дог. .ре л а и последний красный ярлыч. ,к подразнив (не)много угас на полу. (Булг.) 5) На ресницах у Маши вы­ступили слёзы она (не)спеша выт..рала и подп..рала щёку. (А. Н. Т.) 6) Наташа пр..тихнув выглядывала из своей за­сады ожидая что он будет делать. (Л. Т.) 7) Ваня летом


(не)покладая рук работал во дворе ездил на мельницу возил хлеб. (Сераф.) 8) Сделав (не)сколько кругов он [князь] снял ногу с педали ст..нка обтёр стамеску кинул её в ко­жа..ый карман придела..ый к станку и подойдя к столу по­дозвал дочь. (Л. Т.) 9) Князь Андрей видя настоятельность требования отца (с)начал.. (не)охотно но потом всё более ож..вляясь и (не)вольно посреди рассказа, по привычке, перейдя с русского языка на французский язык начал излагать операцио..ый план предполагаемой кампании. (Л. Т.)

427. Спишите, расставляя знаки препинания. Устно объясните употребление знаков препинания при обособленных членах пред­ложения.

1) В этот утренний час неудержимо хочется спать и прикорнув за широкой спиной отца я клюю носом. (С.-М.) 2) Песня исходила неведомо откуда то заглушаясь то на­растая. (С.-М.) 3) И не страшась меня близко садились, громко распевали лесные маленькие птички. (С.-М.) 4) Лёжа на берегу ручья я смотрю в небо, где над колебле­мыми ветром ветвями раскрывается глубокий бескрайний простор. (С.-М.) 5) Как(бы) подчёркивая застывшую не­подвижность июльского дня поют-заливаются лесные куз­нечики. (С.-М.) 6) Сплошные тучи молочного цвета покры­вали всё небо; ветер быстро гнал их свистя и взвизгивая. (Т.) 7) Рудин стоял скрестив руки на груди и слушал с на­пряжённым вниманием. (Т.) 8) Всё это она делала не спе­ша без шума с какой-то умилённой и тихой заботливостью на лице. (Т.) 9) Старик ни слова не говоря величественным движением руки кинул из окна ключ от двери на улицу. (Т.) 10) В другой раз Лаврецкий сидя в гостиной и слушая вкрадчивые, но тяжёлые разглагольствования Гедеонов-ского внезапно сам не зная почему оборотился и уловил глубокий, внимательный, вопросительный взгляд в глазах Лизы. (Т.)

Наверное весь форум знал что мы собираемся на Каспий, но больше всех нам помог Алексей lelik204, за что мы ему очень благодарны, побольше бы таких отзывчивых рыбаков. выехав в 00-00 из дома на одной машине с прицепом в 8-00 были на базе у Ивана, добрейшей души человек, ответил на все интересующие нас вопросы и дал пару советов, в 9-30 двинулись сторону залива, отплыв от устья около 500 метров влево, начали кидать приманки как сразу же на вертушку блюфокс взяла первая щука около 3-4 кг, старт был дан, щука ловилась как не в себе, атака почти на каждой проводке. плавали на двух лодках в сцепке на одном якоре, так на много интереснее получилось, сразу же было решено меньше 2.5 кг не брать, и то через пару часов рыбу цеплять было уже некуда, никто не рассчитывал что в может быть клев лучше осеннего и было взято всего два кукана. в 3 часа было решено заканчивать, все без исключения наловились и устали, все же джерк это не спиннинг, руки быстро отваливаются, пробовали ловить на воблеры но крупная щука только так выплевывала их или ломала крючки, на 3 джерках были заменены тройники, овнеры ломались как спички!!! Заметили что щука очень жирная, и кажется сильнее или же сказалось что глубина была большая из за моряны. Приплыв на базу мертвяков засолили а живчиков в большой садок, заметили что если держать живую и мертвую щуку в мелкоячеистом садке то слизь забивает ее и все дохнут.
Вечером поставили несколько жмыховок и донку с саранчой, ночью пробовал ловить на червей, но комары не дали гады, они там питаются кремом от камаров, а днем оводы достают жутко. Спали в Дастере, двое на передних, двое сложив заднее сиденье как в кровати, отличная машина!!! проходимость тоже, жрет как нива.
День второй. вдвоем встали к 5ти, тут подъехал инспектор Гимс и как положено оштрафовал, за жилеты и за незарегистрированную лодку с 30 кой, за права не согласились тк лодки были не на воде. Заплыли к 6-30, обычно с утра там ловится окунь а щука к 9-10 часам, но с первых забросов стало понятно что окуня нет, их всех съели щуки монстры, примерно за 1 час поймали около 10 шт, 6 от 3,5кг, 4 шт около 2,5 кг их отпустили. решили поплыть на базу разбудить остальных, вернулись через час, погода поменялась небо затянуло, ветер усилился стал северо-восточный, накрапывал мелкий дождь, сразу поняли что все, рып куда то делся, ловилась исключительно мелочь до 2х кг, и то редко, разделились и начали поиски в камышах, на глубинах у выхода и тд но без успешно. в 12 решили завершить, долгие сборы и еще долгая поездка домой, в Южно-Сухокумске, возле автовокзала есть очень хорошая кафешка, мы там всегда по пути берем Чу Ду, советую!!! видео будет как загрузится на ютуб.