Error: не определено #11234. Пословицы на тему приключения барона мюнхаузена. Энциклопедия сказочных героев: "Приключения барона Мюнхаузена". Пчелиный пастух и медведи
Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Пословицы на тему приключения барона мюнхаузена. Энциклопедия сказочных героев: "Приключения барона Мюнхаузена". Пчелиный пастух и медведи

Медведев Андрей, ученик 8Г класса МОУ СОШ № 16 города Благовещенска Амурской области

Кто не знает барона Мюнхгаузена? Все знают этого фантазёра. Я в своей работе докажу, что Мюнхгаузен был реальным человеком.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Кто нынче не знает барона Мюнхгаузена! Находчивый человек, заядлый охотник и путешественник, но еще более отчаянный враль и фантазер – таков этот литературный герой. Но, не все знают, что у него был реальный прототип: в 18 веке в Германии, в небольшом уютном городке Боденвердер. Там и жил настоящий барон Карл Фридрих Иероним фрайхерр фон Мюнхгаузен.

Цель работы:

Доказать в своем выступлении, что борон Мюнхгаузен был реальным человеком. Какое место занимал в обществе. Чем он прославился в России, и носили ли его приключения правдивый характер?

В соответствии с поставленной целью предлагается решение следующих задач:

Изучить биографию Карла Фридриха Иеронима фрайхерра фон Мюнхгаузена;

Определить цель пребывания барона Мюнхгаузена в России;

Доказать, что его некоторые приключения основаны на реальных фактах.

Гипотеза исследования:

Был ли Карл Фридрих Иероним Фрайхерр фон Мюнхгаузен реальным человеком, и основаны ли его приключения на правдивых историях?

Объект исследования

Книга Рудольфа Эриха Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена», перевод Корнея Чуковского.

Карл Фридрих Иероним Мюнхгаузен - это не выдуманный, а вполне реальный человек. Он родился 11 мая1720 года в Боденвердере и был пятым из восьми детей в семье полковника Отто фон Мюнхгаузена. Отец умер, когда мальчику было 4 года, и воспитывала его мать .

В 1781 году на страницах журнала "Путеводитель для веселых людей", издаваемого в Берлине, впервые было напечатано 16 коротких рассказов. Фамилия рассказчика была скрыта аббревиатурой «М-Х-Г-Н». Так было положено начало формированию художественного образа легендарного барона Мюнхгаузена. В 1785 Рудольф Распэ анонимно издает в Лондоне на английском языке «Рассказы барона Мюнхгаузена о его изумительных путешествиях и кампаниях в России», составленную на основе историй «Путеводителя», с добавлением множества других. В 1786 году появился немецкий перевод книги Э.Распе с дополнениями Готфрида Августа Бюргера - "«Удивительные путешествия на суше и на море, военные походы и веселые приключения барона Мюнхгаузена, о которых он обычно рассказывает за бутылкой в кругу своих друзей". Г.Бюргер разделил книгу на две части - "Приключения Мюнхгаузена в России" и "Морские приключения Мюнхгаузена". Этот вариант книги Р.Э.Распе принято считать хрестоматийным. Книга имела громадный успех в Европе; именно она завершила оформление образа Мюнхгаузена, как литературного персонажа. В книге не было ни одного приключения барона, связанного с Германией и вскоре появляются дополнения - книга «Дополнение к приключениям Мюнхгаузена» Генриха Шнорра (1794-1800) в которой многие приключения барона происходят уже в Германии. Еще одним дополнением стало сочинение Карла Лебрехта Иммермана (1839), где в качестве рассказчика выступает внук (потомок) барона. Первый перевод (точнее вольный пересказ) книги о Мюнхгаузене на русский язык принадлежит перу Н. П. Осипова и вышел в 1791 г. под заглавием: «Не любо - не слушай, а лгать не мешай».

Литературный барон Мюнхгаузен стал общеизвестным в России персонажем благодаря К.И. Чуковскому, который адаптировал книгу Э.Распе для детей. К.Чуковский перевел фамилию Барона с английского "Munchausen" на русский язык, как «Мюнхаузен». На немецком языке она пишется «Munchhausen" и переводится на русский, как "Мюнхгаузен". К интерпретации образа барона Мюнхгаузена обращалось множество зарубежных и российских авторов, как в прошлом, так и настоящем, дополняя сформировавшийся образ (персонаж) новыми чертами и приключениями. Наиболее значительное развитие образ барона Мюнхгаузена получил в русском - советском кинематографе, в фильме «Тот самый Мюнхгаузен», где автор сценария Г. Горин придал барону яркие романтические черты характера, исказив при этом некоторые факты личной жизни Иеронимуса фон Мюнхгаузена.

В мультфильме «Приключения Мюнхаузена» Барон наделен классическими чертами, ярок и великолепен.

В 1737 году в качестве пажа отъезжает в Россию к молодому герцогу Антону Ульриху, жениху, а затем мужу принцессы Анны Леопольдовны . В году участвует с герцогом в турецкой кампании. В году поступает в чине корнета в Брауншвейгский кирасирский полк , шефом которого был герцог. В начале года, немедленно после свержения Бирона и назначения Анны Леопольдовны правительницей, а герцога Антона Ульриха - генералиссимусом , он получает чин поручика и командование лейб -кампанией (первой, элитной ротой полка).

Произошедший в том же году елизаветинский переворот , свергнувший брауншвейгскую фамилию, прервал обещавшую быть блестящей карьеру: несмотря на репутацию образцового офицера , Мюнхгаузен получил очередной чин (ротмистра ) только в году, после многочисленных прошений. В году он командует почетным караулом, встречавшим в Риге невесту цесаревича - принцессу Софию-Фридерику Ангальт-Цербстскую (будущую императрицу Екатерину ). В том же году женится на рижской дворянке Якобине фон Дунтен.

Получив чин ротмистра, Мюнхгаузен берет годовой отпуск «для исправления крайних и необходимых нужд» (конкретно, для раздела с братьями семейных владений) и уезжает в Боденвердер , который достается ему при разделе. Он дважды продлевал отпуск и, наконец, подал в Военную Коллегию прошение об отставке, с присвоением за беспорочную службу чина подполковника; получил ответ, что прошение следует подать на месте, но в Россию так и не поехал, в результате чего в году был отчислен как самовольно оставивший службу. Мюнхгаузен некоторое время не оставлял надежды добиться выгодной отставки (дававшей, кроме престижного чина, право на пенсию), чему свидетельством ходатайство в Военную Коллегию его двоюродного брата - канцлера Ганноверского княжества барона Герлаха Адольфа Мюнхгаузена; однако результатов это не имело, и до конца жизни он подписывался как ротмистр русской службы. Это звание оказалось ему полезным во время Семилетней войны , когда Боденвердер был занят французами и положение офицера союзной Франции армии избавило Мюнхгаузена от постоя и прочих тягот, сопряженных с оккупацией.

С 1752 года до самой смерти Мюнхгаузен живет в Боденвердере, общаясь по преимуществу с соседями, которым рассказывает поразительные истории о своих охотничьих похождениях и приключениях в России. Такие рассказы обычно проходили в охотничьем павильоне, построенном Мюнхгаузеном и увешанном головами диких зверей и известном как «павильон лжи»; другим излюбленным местом для рассказов Мюнхгаузена был трактир гостиницы «Король Пруссии» в соседнем Геттингене. Один из слушателей Мюнхгаузена так описывал его рассказы :

Обычно он начинал рассказывать после ужина, закурив свою огромную пенковую трубку с коротким мундштуком и поставив перед собой дымящийся стакан пунша… Он жестикулировал все выразительнее, крутил на голове свой маленький щегольской паричок, лицо его все более оживлялось и краснело, и он, обычно очень правдивый человек, в эти минуты замечательно разыгрывал свои фантазии

Наш интерес к барону Мюнхаузену иной. Одна из его историй (о том, как во время сильнейшего снегопада он привязал лошадь к столбику, который потом оказался крестом колокольни) начинается словами: “Я выехал в Россию…” В других рассказах довольно часто упоминается Петербург, причем описание природы не оставляет сомнений, что дело происходит действительно в нашей стране.

Обращение к биографии барона Мюнхгаузена - подлинной и мнимой - как к сюжетной канве исторической дидактической игры (задача которой выяснить, говорит ли неутомимый барон “всегда только правду”), позволит восстановить некоторые важные аспекты жизни России и Европы на обобщающем занятии из курса истории “Россия и Европа в XVIII веке”.

Личность остроумного рассказчика давно интересовала исследователей. Сегодня известно, что барон Мюнхаузен не только существовал на самом деле и действительно бывал в России, участвовал в сражениях и придворных балах, но и прожил долгую жизнь, достойную его литературной славы.

Более того, в мире существуют как минимум два музея барона Мюнхаузена (в Латвии и Германии), где можно подробно ознакомиться с его настоящей судьбой.

Итак, “Я выехал в Россию…”

«Я выехал в Россию верхом на коне. Дело было зимою. Шёл снег», - сообщается в книге, что было истинной правдой, и прибыл в Петербург, согласно донесению из России секретаря Брауншвейгского посольства Христофора Фридриха Гросса, в начале февраля. А уже в конце месяца Антон Ульрих вновь отправился военный поход, а вместе с ним и фон Мюнхгаузен.

Прибыв на Украину, где была сосредоточена стотысячная русская армия под командованием фельдмаршала Миниха, вскоре они двинулись в наступление. Построившись в три огромных каре, армия шла по выжженной татарами степи. Поход был тяжелым, приходилось форсировать многочисленные притоки Днестра, не хватало продовольствия и фуража для лошадей. Турецкие отряды нападали с флангов и на арьергард, но в генеральное сражение, которого так желал Миних, не ввязывались. Антон Ульрих командовал в этом походе отрядом из трех полков. 23 июля его отряд принял участие в бою у реки Билочь, где принц Антон Ульрих проявил чудеса доблести, отражая атаку турецкой конницы, а паж Мюнхгаузен прикрывал его от турецких ятаганов.

Но главная цель похода - крепость Бендеры - осталась недосягаемой. Турецкая артиллерия, обстреливая русскую армию, не позволяла переправиться через Днестр.

По всей видимости, барон Мюнхаузен вместе с другими солдатами участвовал в разведывательных операциях, что отразилось в истории знаменитого полета на ядре: «Мы осаждали какой-то турецкий город, и понадобилось нашему командиру узнать, много ли в том городе пушек. Но во всей нашей армии не нашлось храбреца, который согласился бы незаметно пробраться в неприятельский лагерь. Храбрее всех, конечно, оказался я. Я стал рядом с огромнейшей пушкой, которая палила по турецкому городу, и, когда из пушки вылетело ядро, я вскочил на него верхом и лихо понёсся вперёд… Конечно, во время полёта я тщательно пересчитал все турецкие пушки и привёз своему командиру самые точные сведения об артиллерии врага».

Нужно отметить, что хотя истории, рассказанные Мюнхаузеном, и являются в большинстве своем выдумками чистой воды, все же зачастую в них содержаться и описания реальных событий, произошедших с ним во время русско-турецкой войны.

Мы уже говорили, что русской армии в этом походе приходилось форсировать многочисленные притоки Днестра, в том числе и болотистые. В истории, где рассказывается, как барон Мюнхаузен вытащил за волосы из болота себя и своего коня, есть сообщение о реальном событии. «Однажды, спасаясь от турок, попробовал я перепрыгнуть болото верхом на коне. Но конь не допрыгнул до берега, и мы с разбегу шлёпнулись в жидкую грязь». В этих строках нет никакой фантастки, и впрямь русским войскам приходилось не только наступать. Как мы уже говорили, турецкие отряды нападали на русскую армию с флангов и на арьергард, и иногда отрядам Ульриха приходилось отступать, форсируя водные преграды. Похоже, довелось Мюнхаузену побывать и в турецком плену. В «Приключениях барона Мюнхаузена» этому событию отведено несколько глав. Отделив зерна от плевел, можно обнаружить крупицы реальных событий. «Однажды во время боя турки окружили меня, и, хотя я бился, как тигр, я всё же попал к ним в плен. Они связали меня и продали в рабство. Для меня начались чёрные дни». Однако в плену он пробыл недолго. Мы знаем, что осенью 1738 года армия Миниха отправилась на север, на зимние квартиры, а Антон Ульрих со свитой вернулся в Петербург. В романе Распе эти события описаны так: «Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пленными отправили обратно в Петербург». В Петербурге мне жилось хорошо.

Одна история была очень забавна.

Я часто ходил на охоту и теперь с удовольствием вспоминаю то весёлое время, когда со мною чуть не каждый день случалось столько чудесных историй.

Дело в том, что из окна моей спальни был виден обширный пруд, где водилось много всякой дичи.

Однажды утром, подойдя к окну, я заметил на пруду диких уток. Мигом схватил я ружьё и сломя голову выбежал из дому.

Но впопыхах, сбегая с лестницы, я ударился головою о дверь, да так сильно, что из глаз у меня посыпались искры.

Это не остановило меня.

Побежать домой за кремнём? Но ведь утки могут улететь. Я печально опустил ружьё, проклиная свою судьбу, и вдруг мне пришла в голову блестящая мысль.

Изо всей силы я ударил себя кулаком по правому глазу. Из глаза, конечно, так и посыпались искры. И порох в то же мгновение вспыхнул.

Да! Порох вспыхнул, ружьё выстрелило, и я убил одним выстрелом десять отличнейших уток.

Советую вам всякий раз, когда вы вздумаете развести огонь, добывать из правого глаза такие же искры

Если закрыть глаза и сильно потереть их руками, то можно увидеть яркие пятна, точки, искры и цветные вспышки, которые называются фосфенами и появляются от простого нажатия на глаза, - обычно объясняют офтальмологи тем, кто все-таки интересуется биологической сутью явления. Ваш зрительный нерв трансформирует это физическое воздействие во всевозможные причудливые образы. По этому, получив удар в глаз или по голове, можно увидеть перед глазами искры.

Однако барон Мюнхаузен настаивал в одном из своих правдивых рассказов: искрой, вышибленной из глаза, можно поджечь порох. И был не столь уж далек от истины. По крайней мере, современные ученые дают основания в такое верить.

Тайна электрического черепа

Исследования, проведенные в Массачусетском технологическом институте (MIT), свидетельствуют: человеческие кости обладают пьезоэлектрическими свойствами, то есть, способны вырабатывать электричество в результате ударного воздействия. «Трудно не испытать волнение, когда обнаруживаешь новое интересное явление», - говорит профессор Стивен Джонсон. Вместе с коллегами он оценил эффекты, возникающие в костях черепа. И обнаружил: они генерируют ток. Профессора вдохновил, конечно же, не Мюнхаузен. А странные аномалии, наблюдаемые на поле боя. Цель была попробовать понять, почему снаряды, взорвавшихся достаточно далеко от солдат, иной раз вызывают сильные контузии. И вот, как оказалось, дело, скорее всего, в электричестве, которое вырабатывает череп под действием механического напряжения.


Из компьютерной модели, составленной профессором, выходило: даже весьма слабая ударная волна создает сильный пьезоэлектрический эффект в костях черепа. И выработанный таким образом ток может нарушить работу мозга и даже повредить его.
Самое удивительное: электрические разряды в основном концентрируются у глаз, то есть искры в них даны нам не только в ощущениях. А имеют реальную физическую природу – электрическую, как в пьезозажигалках. Так почему бы не предположить, что при определенных условиях искра, выработанная черепом, не вылетит наружу? И не подпалит легко воспламеняемый порох?

Вывод ученых: Мюнхгаузен прихвастнул. Реальная искра из глаз большая редкость, но не фантастика.

Не каждому из нас улыбнется слава, постигшая леген дар ного ба ро на Мюнхгаузена. Вот уже несколько столетий он волнует людей независимо от их возраста и расы сво ими невероятными прик лю чениями. Если после выхода повести Ру дольфа Эриха Распэ "При ключения барона Мюнхгаузена" (1786) кое-кто еще сомне вался в существовании барона, то после появ ления книг Го т фрида Августа Бюр гера "Необыкновенные стран ствия барона Мюнхга узена" (1790) и Карла Лебрехта Иммермана "Мюнхгаузен" (1838), число таких скептиков приравнялось к ну лю. Правда, мне известна одна дама, которая не в состоянии пове рить в барона Мюнхга узена то лько на том основании, что "я с ним ли чно не знакома".

Для многих из нас барон Мюнхгаузен стал живой легендой. Со мневаюсь, сумело бы выжить человечество, если бы среди его пред ставителей не было таких вот неуемных, веселых, задорных, находчивых и честных людей, каким был барон Мюнхгаузен.

О нем рассказывают разные истории, анекдоты и даже небы лицы, а их, как известно, составляют не о таких, как мы с вами, а только о выдающихся личностях:

Барон, как вы считаете, что о вас напишут после вашей смер ти?

"Здесь покоится барон Мюнхгаузен".

Барон, главная ваша заповедь?

Не ври, если не умеешь.

Глубокоуважаемый барон, почему таких талантливых и герои ческих лю дей, как вы, часто обходят стороной государственные по чести и награ ды?

В жизни, как на войне: герои и смельчаки берут крепости, ра збивают вражеские войска, а плодами их побед пользуются те, кто находится в тылу. Они подбирают трофеи, присваивая себе чужую славу и заслуги.

Скажите, барон, есть ли на Земле хотя один человек такой же честный, как ВЫ ?

Есть.

И кто же он, интересно?

Один заносчивый правитель, стремясь подколоть баро на Мюнхгаузена, спросил:

Говорят, барон, вы живете, будто птичка, - беззаботно и бесцельно - не так ли?

Ваше сиятельство, а вы сами достигли в жизни какой-либо цели?

Конечно, барон, как видите, - я уже правитель!

Ваше величество, но ведь и туалетная бумага выполняет свое предна зна чение...

Глубокоуважаемый барон Мюнхгаузен! - как-то спросил зна менитость банкир, - Вы когда-либо пользовались услугами банков?

В молодости имел такой грех - очень хотелось разбогатеть. Но с той поры обхожу их десятой дорогой...

В чем дело, барон?

Понимаете, сударь, раньше люди грабили банки, а сейчас бан ки грабят людей.

Уважаемый барон, как обстоят ваши дела?

Сказать плохо - подумают непатриотично, сказать хорошо - будет неправда.

Память признательных потомков донесла к нам некоторые вы ска зывания барона Мюнхгаузена:

Сатира неподсудная, поскольку она сама судья.

Каждый богатый может стать честным, но не каждый чес тный - бо гатым.

О нем сложены пословицы и поговорки :

Как говаривал барон Мюнхгаузен...

В каждом из нас дремлет барон Мюнхгаузен.

Что сказал барон, не вырубишь и топором.

Честный, как барон Мюнхгаузен!

Посеешь правду - пожнешь барона Мюнхгаузена.

А впрочем, барону с лихвой хватит и той славы, которую он до стиг в своей жизни. Речь не о том. Главный смысл его жи зни со стоит в том, что он помимо своей воли стал зарази тельным при мером для многих поколений людей. Нельзя не заме тить тот факт, что количество последователей барона Мюнхга узена в на сто ящее время неустанно растет. И нет им числа. Осо бенно множатся они в таких сферах человеческой деятельности как поли тика, торговля, медицина, статистика.

Похоронили барона в семейном склепе Мюнхгаузенов в деревне Кемнаде, рядом с Боденвердером. В церковной книге он назван "отставным российским ротмистром".

Спустя века в церкви вскрыли полы и склеп, хотели перенести покоящиеся там останки на кладбище. Очевидец (будущий писатель Карл Хензель), бывший тогда еще мальчиком, так описал свои впечатления: "Когда гроб открыли, у мужчин выпали инструменты из рук. В гробу лежал не скелет, а спящий человек с волосами, кожей и узнаваемым лицом: Иероним фон Мюнхаузен. Широкое круглое доброе лицо с выступающим носом и немного улыбающимся ртом. Ни рубцов, ни усов". По церкви пронесся порыв ветра. И тело вмиг распалось в пыль. "Вместо лица выступил череп, вместо тела - кости". Гроб закрыли и не стали переносить на другое место.

Как и при жизни, так и после смерти барон Мюнхгаузен остался загадкой. Эти загадки разгадываются в течение нескольких веков, и они будут оставаться интересными еще на протяжении многих поколений.

Образ Мюнхгаузен увековечен в памятниках многих народов мира.

Список используемой литературы:

1.Амбарцумян Г. (Правдивые выдумки и подлинная история Барона Мюнхгаузена, «Знание-сила» 2004г., №5)

2. Ключников Ю. (Прототип героя произведения Рудольфа Распэ, «Уральский следопыт» 1996г., №10-12)

3. Левин Л. (Барон Мюнхгаузен-реальность и миф, «Наука и жизнь», 2004г.,№3)

4.http://go.mail.ru/search?rch=e&drch=e&q=%CF%EE%E8%F1%EA+Adventures+of+Baron+Munchausen

5.http://go.mail.ru/search?lfilter=y&use_morph=y&change=2&q=%cf%ee%e8%f1%ea%20baron%20Munchausen

Разработка урок внеклассного чтения по книге Р. Э Распе «Приключения барона Мюнхаузена».

Составила Огородникова Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с. Преображенка.

Цели урока: 1. Познакомить учеников с творческой историей книги «Приключение барона Мюнхаузена».

2. Обратить внимание ребят на двойственный характер героя – враля: раскрыть с одной стороны, силу, изворотливость, находчивость Мюнхаузена, а с другой – его лживость.

3. Познакомить учащихся с понятием «прототип».

4. Продолжить воспитывать в учащихся любовь к чтению книг.

Оборудование: рисунки к произведению, книги разных изданий, книги А. Некрасова и Коржикова.

На доске написан эпиграф: «Не любо – не слушай, а лгать не мешай».

На доске записи:

Карл Фридрих Иероним фон Мюнхаузен (1720 - 1797) – реальное историческое лицо, прототип героя.

Прототип – реальное лицо, представление о котором послужило автору основой для создания литературного героя.

Г. Садовников. Космическая мюнхаузиада «Продавец приключений»,

К. Иммерман «Мюнхаузен»,

А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля».

Ход урока:

    Организационный момент.

    Формирование новых знаний.

    Слово учителя:

Сегодня наш урок посвящён книге немецкого литератора Распе «Приключения барона Мюнхаузена».

Дома вы все прочитали эту книгу, нарисовали к ней иллюстрации и написали свои сочинения – миниатюры в стиле рассказов барона Мюнхаузена.

Мне осталось только рассказать вам об истории создания этой книги, рассказать об историческом лице, о прототипе барона под именем Мюнхаузен, узнать у вас, понравился ли вам герой и за что вы его осуждаете.

Итак, приступим:

«Приключениям барона Мюнхаузена» предшествовали в 15 веке остроумные, наполненные добродушным юмором «народные книги» «Тиль Эйленшпигель», «Шильдбюргергеры», а в 16 веке знаменитые книги «Корабль дураков» Бранта и «Фацетии» Бабеля. Все эти книги любил народ. Из этих книг были заимствованы забавные эпизоды и в 1786 году появилась на английском языке анонимно, то есть фамилии автора не было, произведение «Повествование барона Мюнхаузена о его чудесных путешествиях и походах в Россию». Автором этой книги оказался немецкий литератор, выпускник Геттингенского университета Рудольф Эрих Распе. Он познакомился с подвигами барона по немецкому альманаху «Спутник весёлых людей», добавил к этим анекдотам и небылицам придуманные им самим эпизоды, связал все рассказы в единое целое и придал им острый сатирический характер.

Он верил, что выдумки барона, доведённые до абсурда, могут предостеречь доверчивых людей и постепенно разрушить царящую в мире ложь. Книга была рассчитана на взрослых, автор мечтал переименовать её, назвав «Каратель лжи».

Но книга всё же полюбилась и детям. Они восприняли её как увлекательную сказку, в которой происходит много диковинных вещей.

Сам герой Распе – лицо историческое. Карл Фридрих Иероним фон Мюнхаузен (1720 - 1797) – хвастун и краснобай – некоторое время находился на службе в России, участвовал в русско – турецкой войне 1735 – 1739 годов и был произведён в ротмистры в 1750 году. С юности он обожал весёлые проказы и пирушки. По возвращении на родину, в Германию, занимался хозяйством и охотой, развлекал гостей небылицами о своих приключениях в царствование императрицы Анны Иоановны, окружавшей себя выходцами из Германии, и в последующие годы своего пребывания в России.

Как мы назовём этого исторического героя? Каким литературным термином? (Прототип).

Знакомим учеников с определением «прототип» - это реальное лицо, представление о котором послужило автору основой для создания литературного героя.

2. Чтобы не ударить в грязь лицом перед бароном, который вот – вот должен прийти, подумаем, какие истории запомнились вам больше всего, сколько их было рассказано бароном? (Детей предупредить, что сейчас в гости к нам придёт барон Мюнхаузен. Заранее нарядить ученика в костюм барона).

3. Приход барона Мюнхаузена и рассказ его о себе. (Заранее готовлю с учеником костюм, даю текст, который он должен выучить).

4. Вопрос классу: как же мы воспринимаем книгу о Мюнхаузене сегодня, через два столетия после её написания? Негодуем или добродушно – юмористически относимся к блестящим нелепицам, которые герой преподносит нам в качестве правдивейших историй?

5. Какими чертами обладает барон Мюнхаузен? (Весёлый, сообразительный, находчивый, любит приукрашивать, приврать).

6. Кто помогает ему в затруднительных ситуациях – волшебники, феи? (Нет, разум, настойчивость, собственная смекалка).

8. Что нового в свою «сказку» внёс Распе? (Приметы времени).

Викторина.

    Назовите средства передвижения барона в его путешествиях? (Лошадь, волк, ядро, утки …)

    В каких государствах побывал барон? (В России, Турции, Египте, Италии, Америке, Англии, на острове Цейлон. На доску вывешиваю карту и на ней отмечаем места, в которых побывал барон Мюнхаузен).

    Сколько раз барон побывал на Луне? (2).

    С какими врагами приходилось герою вступать в схватку? (С медведями, кабаном, львом, крокодилом).

    Что занесло лошадь барона на крышу? (Обильный снегопад).

    Что помогло зайцу спасаться двое суток от преследования? (Восемь ног).

    Что использует Мюнхаузен на охоте, когда нет патронов? (Иглу, косточку от вишни, шомпол, пуговицу, нитку с салом …).

    Какие медвежьи слабости использовал герой в борьбе против медведей? (Схватил за лапы и держал три дня).

    Как Мюнхаузену удалось спасти английскую армию?

    Какой самый удобный способ переноски лошадей, «по Мюнхаузену»? (Под мышками, а ноги в карманах).

    Герой выстрелил в оленя вишнёвой косточкой и …? (На голове выросло вишнёвоё дерево).

    Сколько кораблей было в брюхе громадной рыбы? (75).

А сейчас я познакомлю вас с «мюнхаузиадами» - многочисленными подражаниями и переделками книги о Мюнхаузене. (Открываю ту сторону доски, где написаны фамилии авторов и их книги, показываю книги «Приключение Солнышкина», «Приключение капитана Врунгеля»).

Я советую вам прочесть эти книги.

10 Чтение сочинений – миниатюр.

Сейчас, уважаемый барон Мюнхаузен, ребята прочитают свои миниатюры в стиле ваших рассказов на тему «как – то раз я …». А вы скажете, какой рассказ вам больше всего понравился.

11. Работа с иллюстрациями, которые дети сами рисовали. Установить, к какой истории та или иная иллюстрация относится, выбрать самую лучшую.

12. Работа с эпиграфом.

Как вы понимаете наш эпиграф к уроку: «Не любо – не слушай, а врать не мешай»?

Заключительное слово учителя.

Герой, прочитанной вами книги стал одним из вечных героев литературы, вошедшим в живопись (иллюстрации к книге рисовал знаменитый французский художник Гюстав Доре, графику, музыку, театр, кино).

Создали мультфильмы Дисней, Мильчан, художественный фильм Г. Горина «32 мая», радиоклуб «Знаменитых капитанов».

Итог урока:

Что нового узнали вы сегодня на уроке?

Что было самое интересное?

Что было трудным на уроке?

Приложение. Рисунки детей.

















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • учить пересказу эпизодов, написанию сочинений-миниатюр;
  • развивать навыки анализа художественного текста, навыки пересказа, умение выделять главные моменты в поведении героя;
  • воспитывать любознательность, активность, умение оценивать себя и свои поступки.

Оформление: иллюстрации к книге "Барон Мюнхгаузен", рисунки учащихся по книге Распе, презентация к уроку.

Опережающее домашнее задание:

1) подготовить иллюстрации к рассказам барона Мюнхгаузена;

1. Орг. момент.

2. Актуализация знаний.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, а поможет нам с вами предмет, название которого зашифровано в ребусе. (слайд 2)

Это треуголка. Знаете ли вы что это такое? (Форменная шляпа треугольного фасона (первонач. в армии и флоте, а затем как парадный головной убор у морских офицеров и гражданских чиновников). (слайд 3)

Какой литературный герой носил этот головной убор? (Мюнхаузен).(слайд 4)

Знаете ли вы, кто такой Мюнхаузен?

Книга, о которой мы сегодня будем говорить, популярна как за рубежом, так и в России. В Германии “Приключения Мюнхгаузена” издавались 300 раз, в Англии – 150 раз, а в России – 70.

В основу фантастических приключений барона положены рассказы действительно жившего в 18 в. в Германии барона Карл Фридрих Иероним Мюнхгаузен. (1720-1797г.) (слайд 5) Он был военным, некоторое время служил в России и воевал с турками. (слайд 6) Вернувшись в своё поместье в Германии, Мюнхгаузен вскоре стал известен как остроумный рассказчик, выдумывающий самые невероятные приключения. Будучи человеком общительным, барон часто приглашает в гости соседей, которым рассказывает о своих удивительных путешествиях и приключениях. Рассказчик он хороший, знает, чем повеселить друзей и где приукрасить свой рассказ. Рассказы его распространяются по округе, соседи персказывают их друг другу.

В 1781 году в Берлине публикуются 16 рассказов анонимного рассказчика, а в 1785 в Лондоне появляется сборник “Рассказы барона Мюнхгаузена о его изумительных путешествиях и кампаниях в России” (слайд 7). Причём, барон Мюнхгаузен долгое время и не подозревает о существовании этой книги. Таким образом, Мюнхгаузен превращается одновременно и в рассказчика и в литературного героя.

Книга Распе “Рассказы барона Мюнхгаузена о его изумительных путешествиях и кампаниях в России” стала очень популярной (слайд 8). Когда эта книга попала на глаза нашему герою, он был просто взбешён. Ведь Мюнхгаузен не давал никому права писать о нём. Получалось, что Распе представил его, доблестного офицера, взбалмошным бароном, попадающим в невероятные истории. (слайд 9)

Но Мюнхгаузен стал любимым героем детей и взрослых. И в его родной город Боденвердер потянулись толпы почитателей.

Первая книжка на русском языке вышла ещё в 1791 году. Называлась она “Не любо – не слушай, а лгать не мешай”. (слайд 10)

Сегодня мы знаем о бароне Мюнхгаузене по детскому пересказу Корнея Чуковского, который для удобства русских ребятишек чуть-чуть упростил фамилию героя, убрав из неё одну букву. Вот почему в России барона привыкли называть Мюнхаузен.

Ребята, а вы знаете, как одним словом можно назвать первообраз, конкретную историческую или современную знакомую автору личность, послужившую ему отправным моментом для создания образа? (прототип)

Итак, мы начинаем путешествие вместе с бароном Мюнхгаузеном.

3. “Угадай предмет” (слайд 12)

Барон Мюнхаузен - непревзойденный охотник, "первый стрелок на всем свете". Он поведал миру немало "чудесных историй" о том, что случалось с ним на охоте. Давайте вспомним самые интересные из них. (Учитель вручает представителям команд предметы и просит рассказать истории, связанные с этими предметами).

Команда №1 получает вишневую косточку, команда №2 - большую швейную иглу, команда №3 - кусочек сала.

После небольшого обдумывания ребята пересказывают такие истории, как "Удивительная охота" (сало), "Лисица на иголке" (игла), "Необыкновенный олень" (вишневая косточка).

4. Викторина “Вопрос – ответ” (слайды 13-31)

Закрепление материала в форме викторины:

Назовите средства передвижения барона в его путешествиях (лошадь, волк, ядро, утки, пешком).

В каких государствах побывал барон? (В России, Турции,Египте, Италии, Америке, на острове Цейлон).

С какими животными приходилось герою вступать в схватку (Медведями, кабаном, львом, крокодилом).

Что занесло лошадь барона на крышу? (обильный снегопад).

Чем стрелял Мюнхаузен на охоте, когда не было патронов? (иглой, косточкой, шомполом).

Как удобно переносить лошадей по методу Мюнхаузена? (под мышками).

Что произошло после того, как шубу укусила бешеная собака? (шуба взбесилась).

Сколько раз побывал Мюнхаузен в желудке у рыбы? (2 раза)

Герой выстелил в оленя вишневой косточкой? Что произошло? (на голове выросло вишневое дерево).

5. Характеристика Барона. (слайд 32) (приложение 1)

Какими чертами характера обладал барон?

Положительные черты барона Мюнхгаузена

  • Находчивый;
  • Сообразительный;
  • Удачливый;

Отрицательные черты:

  • Лгун;
  • Самоуверенный;
  • Хвастливый;
  • Зазнайство;

Барон (какой?) ловкий, смелый, хитрый, хвастливый.

Учитель : - Но, он к правдивым элементам добавляет сказочные, диковинные вещи (чего быть не могло).Человек, приписывающий себе те качества, которых у него нет.

Барона можно назвать фантазером?

6. Конкурс “Правка “мемуаров” (слайд 33) (приложение 2)

При объявлении задания командам выдаются тексты заданий - отпечатанный текст "Мемуаров" (отрывок).

"Внимание! В этом конкурсе каждая команда познакомится со знаменитыми мемуарами барона Мюнхаузена. Ваша задача - быть очень внимательными. Вдруг в текст закрались какие-то ошибки. Прошу вас восстановить истину, ибо никому на свете ложь не была так отвратительна, как " правдивейшему на земле человеку" - барону Мюнхаузену.

Текст для команды №1:

"Я въехал в Россию верхом на осле. Дело было зимой. Шел снег. (:) Пришлось ночевать в открытом поле. Кругом ни куста, ни дерева.

Только маленький столбик торчал из-под снега.К этому столбику я кое-как привязал своего озябшего ослика, а сам улегся тут же на снегу и заснул.(:)Когда проснулся,я увидел, что лежу не в поле,а в деревне:И куда девался мой ослик? Вдруг слышу знакомое: "Иа, иа!" (:) Я поднимаю голову - и что же? Мой осел висит на верхушке огромного дуба. В одну минуту я понял, в чем дело. Вчера вечером весь этот городок, со всеми людьми и домами был занесен глубоким снегом:А ночью, пока я спал, началась сильная оттепель, снег растаял, и я незаметно опустился на землю. Но бедный мой осел так и остался там, наверху.

Ошибки: осел; "иа, иа!"; на верхушке огромного дуба.

Надо: конь; ржание; на крыше колокольни. ("Конь на крыше")

Текст для команды №2:

"Мы плыли десять дней без приключений, но вдруг невдалеке от Америки с нами случилась беда: мы налетели на подводную скалу. (:) Мы налетели на скалу так неожиданно, что я не мог устоять на ногах: меня подбросило вверх, и я ударился головой о потолок своей каюты. От этого моя голова ушла в плечи, и лишь в течение нескольких месяцев мне удалось понемногу вытащить ее оттуда за уши. Скала, на которую мы налетели, оказалась вовсе не скалой. Это была акула колоссальных размеров:

Ошибки: ушла в плечи; за уши; акула.

Надо: провалилась ко мне в желудок; за волосы; кит. ("Встреча с китом")

Текст для команды №3:

"Но как только я вылез из лодки, на меня набросился огромный волк. (:) Он растерзал бы меня в одно мгновение, но я схватил его за хвост:и держал его:три дня и три ночи, покуда он не умер от голода. Да, он умер от голода, так как волки утоляют свой голод лишь тем, что грызут свой хвост. А этот волк никак не мог этого сделать и потому погиб голодной смертью. С тех пор ни один волк не решается напасть на меня."

Ошибки: волк; за хвост; грызут свой хвост.

Надо: медведь; за передние лапы: сосут свои лапы. ("Схватка с медведем").

Самопроверка.

7. Творческая работа мини-сочинение. (слайд 34) (приложение 3)

“Как-то раз со мной произошел такой случай...”

Чтение учащимися составленных миниатюр.

8. Рефлексия. (слайды 35-42)

Да, барон- самый правдивый человек на земле. В его доме, в немецком городе Боденвердене, расположен музей, а в парке воздвигнут памятник- фонтан, сделанный в виде рассеченной лошади, на одной из половины которой он восседает собственной персоной. Ребята, как вы думаете, какие экспонаты хранятся в музее барона? (дети отвечают).

Литературный герой - барон Мюнхгаузен полюбился читателям, его помнят, и ставят памятники (слайды 43-46).

9. Домашнее задание.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами вспомнили много историй о бароне Мюнхгаузене. Прочитайте истории, о которых мы не говорили на этом уроке и составьте вопросы для своих товарищей по этим рассказам.

10. Подведение итога.

Вывод: в жизни нужно всегда уметь найти выход из любой ситуации.

Дорогие ребята! Большое спасибо вам за вашу находчивость, фантазию, смекалку! Все участники и гости получают дипломы барона Мюнхгаузена.

Использованная литература.

  1. Д.Ушаков: Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция. Издательство: Славянский Дом Книги, 2014 г.
  2. Э.Распе: Приключения барона Мюнхаузена Издательство: Русич, 2015 г.

Внеклассное чтение Э.Распе «По следам барона Мюнхаузена».

Ворона Ольга Леонидовна, учитель

начальных классов

Цель:

1. Обобщить знания о творчестве Эриха Распе;

2. Работать над правильным, выразительным чтением учащихся;

3. Развивать умение дискуссировать, вести диалог, отстаивать свое мнение, использовать ИКТ.

Оборудование: выставка книг Э.Распе, ноутбук, телевизор, иллюстрации к рассказам о бароне Мюнхаузене.

Эпиграф к уроку: «Не любо не слушай, а врать не мешай». Э.Распе.

1.Организационный момент

Солнце на небе проснулось.

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.

Вы почувствовали солнечное тепло. Пусть сегодня на уроке царят теплая, дружеская атмосфера, взаимовыручка и поддержка, потому что нам предстоит отправиться в путешествие по следам борона Мюнхаузена.

2.Речевая разминка:

Пусть ваши приключения

не станут огорченьями.

Читаем:

Выразительно;

Вторую строчку вопросительно;

Изменяя интонацию.

3.Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке внеклассного чтения мы будем говорить о герое рассказов Э.Распе бароне Мюнхаузене - самом правдивом человеке на земле. Благодаря Распе мы узнали о бароне Мюнхаузене. А потом о нем писал немецкий поэт, а перевел на русский язык приключения барона К.И.Чуковский.

4.Проверка домашнего задания.

Работу по проверке домашнего задания проведем по творческим группам на которые вы разделились.

Историки (искали имя барона на карте мира, готовили презентацию)

Художники (рисовали иллюстрации к рассказам о бароне Мюнхаузене)

Лингвисты (подбирали пословицы к рассказам Э.Распе)

Творцы (сочиняли стихи, рассказы о Мюнхаузене)

5.Физпауза .

Мы дружно трудились, немного устали,

Но быстро все сразу за партами встали.

Руки поднимем, потом разведем,

Вот так глубоко всей грудью вдохнем.

Левую ногу поднимем вперед

6.Знакомство с новым произведением.

Сегодня мы познакомимся с рассказом Э.Распе «Восьминогий заяц»

а) чтение учителем;

б) первичное восприятие:

Как звали собаку барона Мюнхаузена?

Где приключилась история с бароном?

На какой день барон подстрелил зайца?

в) работа с текстом:

Эхочтение;

Паровозик;

Жужжание;

Чтение про себя.

7.Выборочное чтение:

Как собака преследовала зайца;

Чему удивился барон Мюнхаузен?

8.Работа с произведением:

Чтение-обсуждение;

Ответы на вопросы;

Проверка восприятия текста (на экране).

9.Подведение итогов урока.

Поднимите руки те, кто считает, что был внимательным на уроке, хорошо трудился. Кто считает, что трудился не в полную силу. Кому нужно лучше работать на следующем уроке.

Ребята, вы молодцы работали усердно, дружно, узнали много нового, многому научились.

9.Рефлексия (синквейн).

10.Домашнее задание (Рассказы Драгунского).

Урок литературы в 4 г классе. Тема: «Приключения Барона Мюнхаузена».

Учитель Павлик Н.А.

Знакомство с рассказами Барона Мюнхаузена Э. Распе

Отработка беглого, осознанного выразительного чтения.

Развить речь, обогащать словарный запас.

Воспитывать интерес и любовь к чтению, к книгам.

Наглядный материал: выставка рисунков детей, портрет Э. Распе и его книга, портрет

Барона Мюнхаузена, фрагмент мультфильма « Приключения барона Мюнхаузена».

Ход урока

Организационный момент

Проверка д/з.

Отрывок, из какой книги мы читали? (Приключения Гулливера)

Слово о выставке рисунков

Пересказ текста от первого лица

Сообщение темы и цели урока

Хорошо пересказали, а сегодня на уроке мы продолжаем тему путешествие, и познакомимся ещё с одним путешественником и будем читать о его удивительных приключениях.

Назовите о ком пойдёт речь? (отрывок из мультфильма «Приключения Мюнхаузена»).

Вы правильно его назвали - это Барон Мюнхаузен.

Новая тема

Как вы думаете, Барон Мюнхаузен вымышленный или реальный персонаж?

(Вы все правы! А почему? Давайте послушаем сообщение Антона.)

Рассказывает ученик

В основу фантастических «Приключений Барона Мюнхаузена» положены рассказы действительно жившего в Германии в 18 веке барона Карла Иеронима Фридриха де Мюнхаузена (портрет). Он был военным, некоторое время служил в России и воевал с Турками.

Вернувшись в своё поместье в Германии Мюнхаузен стал известен, как остроумный рассказчик, выдумывавший самые невероятные приключения. Неизвестно, кто записал их, но рассказы были напечатаны в «Путеводителе» и долго печатались без подписи. Рудольф Эрих Распе обработал их и выпустил в свет книгу. В последствии к рассказам были присоединены и другие фантастические рассказы других писателей о приключениях барона Мюнхаузена, но автором книги принято считать Эриха Распе (книга).

Так вымышленный или реальный Барон Мюнхаузен?

(Да, человек такой был, и рассказы рассказывал, но герой этих рассказов вымышленный.)

Работа в книге.

Сейчас мы прочитаем одну из его выдуманных рассказов ст.163 учебник.

Как называется книга, рассказ из которой дан?

Чтение абзацами по цепочке

Вопросы на восприятие

Какое настроение у вас возникло?

Какой момент поразил больше всего?

Б) Разбор слов

Все ли слова были поняты?

Мачта – высокий столб, для парусов на судне

Пристань – место на берегу моря, для причала судов

Гавань – прибрежное водное пространство, для стоянки судов

Исполинский – необычайный, большой, огромный

Физкультура

в) Вопросы по содержанию

На чём путешествовал Барон Мюнхаузен?

Что случилось с путешественниками в море?

Сколько по времени они были в море?

Что было необычным в острове, к которому причалил корабль?

Как путешественники догадались, что остров сырный?

Чем они питались и почему остров не уменьшался?

Как назвать одним словом всё необычное, что они увидели на острове

Г) Обобщающая беседа

Так этот рассказ, правда или ложь?

Причиняла ли эта лож кому-то вед? (нет?) Почему?

(все знали, что он врёт, придумывает)

Каким человеком можем назвать Барона Мюнхаузена? (фантазёр, выдумщик, лжец)

В толковом словаре русского языка мы читаем:

Фантазёр – человек, который любит фантазировать, мечтать, выдумывать.

Выдумщик – человек, изобретательный, ловкий на выдумки.

Лжец – человек, который клевещет, возводит напраслину на кого-либо.

Так кем же был Барон Мюнхаузен? (фантазёр, выдумщик) лжец приносит вред, от неё нет пользы, а

Какая польза от этих рассказов? (посмеяться, повеселиться, отдохнуть)

Что можно сказать о характере Барона Мюнхаузена?

(добрый, весёлый)

Итог урока

Ребята, а какие пословицы подходят сегодня к нашей теме больше всего, как думаете!

Работа над пословицами.

Красно поле рожью, а речь (т.е. красным словцом) ложью.

Всякая прибаска хороша с присказкой

Ложь 9 в правду рядилась, да о правду разбилась

Самоанализ.

4 «Г» класс.

Тема урока: Э. Распе, Приключения борона Мюнхаузена”.

Тип урока: комбинированный.

Это четвёртый урок в разделе,Зарубежная литература”. Первый урок знакомства с зарубежным писателем Э. Распе и его одним из рассказов о приключениях борона Мюнхаузена. На последующих двух уроках будем продолжать знакомиться с рассказами Э. Распе.

Задачи: Знакомство с рассказами Барона Мюнхаузена Э. Распе

Отработка беглого, осознанного выразительного чтения. Развить речь, обогащать словарный запас. Воспитывать интерес и любовь к чтению, к книгам.

Я считаю, что поставленные задачи достигнуты, так как все были включены в работу и на все вопросы отвечали, давая полные ответы. Вся запланированная работа была выполнена.

Форма проведения - урок (изучения нового материала). Главный этап урока- изучения нового материала, в форме сообщения и беседы над прочитанным текстом, где дети показали свои знания, отвечая на поставленные вопросы, объясняя слова по тексту.

Метод обучения - вербальный (рассказ учителя, сообщения ученика, работа с книгой, беседа по прочитанному тексту).

На уроке использовался наглядный материал: портрет писателя и героя рассказов, ТСО (телевизор) фрагмент мультфильма, карточки со славами, а также пословицы.

Время распределено на всех этапах урока рационально и связки между этапами логичны. Все этапы урока работали на главный этап - изучения главного материала.

На уроке атмосфера была доброжелательная, сотрудничество было в общении между учителем и учениками.