Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Понятия сальери порочный круг 1991. Порочный круг

порочный круг

Порочный круг (circulus vitiosus) - это цепь патологических изменений, связанных между собой причинно-следственными отношениями так, что одно из следствий патологического процесса становится причиной дальнейшего развития этого процесса. Так, недостаточность сердца при его пороках приводит к снижению минутного объема сердца, повышению венозного давления и другим гемодинамическим сдвигам; это включает нейроэндокринные механизмы, приводящие к гиперсекреции альдостерона, которая вызывает задержку NaCl и воды в организме. В результате возникает отек в тканях, в том числе в миокарде, а также гиперволемия, что создает добавочную нагрузку на сердце , усиливая в свою очередь его недостаточность (см. Пороки сердца).

При взаимодействии с окружающей средой организм как в нормальных условиях, так и при патологии реагирует как единая целостная система. Поэтому воздействие на него какого-либо фактора приводит к возникновению изменений в ряде органов и систем. При развитии патологического процесса включаются защитно-приспособительные механизмы, направленные на его ликвидацию и компенсацию нарушенных функций. Поэтому на определенном этапе развития патологические реакции уничтожаются или ослабляются компенсаторными приспособлениями (см.) и могут оставаться скрытыми. При достаточной силе компенсаторных реакций болезненный процесс может остановиться на этой стадии развития. Если же сила защитных реакций оказывается недостаточной, может возникнуть порочный круг: следствие начальной причины заболевания в определенных условиях может приводить к таким же изменениям в системах органов, которые вызывает сама причина.

Порочный круг может возникнуть при равных заболеваниях, и механизм его может быть различным. По мнению М. И. Аствацатурова, можно выделить несколько видов порочного круга. Простейшим примером его является нередко встречающийся порочный круг, вызванный механическими условиями. Так, например, повышение внутричерепного давления (причина) приводит к сдавлению v. magna Galeni, что вызывает застой в сосудистых сплетениях желудочков мозга; в результате происходит увеличение выделения спинномозговой жидкости, а вследствие этого дальнейшее повышение внутричерепного давления. Ограничение подвижности сустава в результате контрактуры сопровождается изменениями связочного аппарата, что в свою очередь вызывает еще более значительное ограничение подвижности сустава.

Особый интерес представляют формы порочного круга, в основе которых лежат тормозные и стимулирующие взаимодействия различных функциональных механизмов. В этих случаях следствие патологического процесса составляют динамические изменения, вызванные первичным процессом. Так, например, каждый эпилептический припадок есть следствие предыдущего и причина последующего припадка. Большое значение имеет порочный круг, обусловленный взаимодействием психических и соматических процессов. Например, при диффузном токсическом зобе гипертиреоидизм и связанное с ним повышение тонуса симпатического отдела нервной системы имеют следствием усиление эмотивной деятельности. Последняя является причиной повышения тонуса симпатического отдела нервной системы и в свою очередь вызывает усиление секреции щитовидной железы (см. Зоб диффузный токсический).

Механизм порочного круга приводит в определенных условиях к тому, что известный симптом на различных этапах патологического процесса может являться следствием разных причин. В механизме развития порочного круга не все звенья этого процесса могут быть отнесены к патологическим: часть из них обеспечивает компенсаторно-приспособительные реакции организма. В свою очередь и компенсаторные реакции на различных этапах болезни могут достигнуть такой интенсивности, которая приносит уже не пользу, а вред, усиливая проявления порочного круга. Так, рвота , являясь защитно-приспособительной реакцией организма, направлена на удаление вредно действующего агента и восстановление нарушенных функций. В то же время многократно повторяющаяся рвота (например, неукротимая рвота беременных) может приводить к резкому ухудшению состояния организма вследствие потери жидкости и электролитов тканями, сдвига рН крови и т. п.

Для успешной патогенетической терапии заболевания необходимо на каждом этапе развития болезни выявлять, расшифровывать причинно-следственные связи между протекающими в организме процессами.

Таким образом, важное значение в профилактике порочного круга и борьбе с ним приобретает правильная оценка происходящих в организме явлений с целью устранения причины функциональных и структурных компонентов патологического процесса и усиления защитно-приспособительных и репаративных реакций, что обеспечивает оптимальные условия для компенсации нарушенных функций.

Логическая ошибка в определении понятий и в доказательстве, суть которой заключается в том, что некоторое понятие определяется с помощью другого понятия, которое в свою очередь определяется через первое, или некоторый тезис доказывается с помощью аргумента, истинность которого обосновывается с помощью доказываемого тезиса. Пример П. к. в определении: "Вращение есть движение вокруг собственной оси". Понятие "ось" само определяется через понятие "вращение" ("ось - прямая, вокруг которой происходит вращение"). Частным случаем П.к. в определении понятий могут быть тавтологии, напр., "Демократ есть человек демократических убеждений". Примером П. к. в доказательстве могут служить многочисленные попытки математиков (до открытия Лобачевского) доказать независимость пятого постулата от других постулатов геометрии Евклида, использовавших при этом в качестве аргументов положения, эквивалентные доказываемому пятому постулату.


Смотреть значение Порочный Круг в других словарях

Круг — сферы
мир
Словарь синонимов

Круг — м. окружность, сомкнутая кривая черта, всюду равно удаленная от средоточия; | плоскость, площадь внутри этой черты; | толща, тело, плоская вещь того же вида. математ. круг,........
Толковый словарь Даля

Порочный — порочить и пр. см. порок.
Толковый словарь Даля

В Круг Нареч. — 1. Окружая цепочкой какое-л. пространство.
Толковый словарь Ефремовой

Круг М. — 1. Часть плоскости, ограниченная окружностью. // Путь движения кого-л., чего-л., имеющий вид окружности. 2. Площадка, участок поверхности, формой напоминающий такую фигуру.........
Толковый словарь Ефремовой

На Круг Нареч. Разг. — 1. По приблизительному подсчету, в среднем.
Толковый словарь Ефремовой

Порочный Прил. — 1. Обладающий пороками, подверженный порокам; безнравственный. // Содержащий, заключающий в себе порок. 2. Имеющий существенные недостатки.
Толковый словарь Ефремовой

Круг — круга, о круге, в, на кругу и круге, мн. круги, м. 1. (в, на круге). Часть плоскости, ограниченная окружностью (мат.). Вычислить площадь круга. Квадратура круга. 2. (на кругу).........
Толковый словарь Ушакова

Референтный Круг — группа советников или консультантов по определеному вопросу.
Политический словарь

Круг — -а, предлож. о кру́ге, в кру́ге и в кругу́; мн. круги́; м.
1. предлож. в кру́ге. Часть плоскости, ограниченная окружностью; сама окружность. Вычислить площадь круга. Начертить........
Толковый словарь Кузнецова

Порочный — порочная, порочное; порочен, порочна, порочно. 1. Обладающий пороками, подверженный порокам, безнравственный. Ахинеев стоял среди учительской и толковал о порочных наклонностях........
Толковый словарь Ушакова

Круг — круг в центре торгового зала биржи, вокруг которого стоят участники торгов.
Экономический словарь

Круг, Ринг — RINGТермин имеет следующие значения1. В операциях, связанных с манипулированием ценными бумагами, до принятия Закона о ценных бумагах и биржах 1934 г. так называлось неформальное........
Экономический словарь

Ложный Круг — - см. ЛОВУШКА
Экономический словарь

Порочный — -ая, -ое; -чен, -чна, -чно.
1. Подверженный пороку, безнравственный. П. человек. Эта женщина порочна. // Свидетельствующий о склонности к пороку, безнравственности. П-ая улыбка.........
Толковый словарь Кузнецова

Порочный Круг Бедности — проблема, характерная для развивающихся стран, состоящая в том, что низкий
доход не позволяет осуществлять
сбережения, а следовательно,
инвестиции, в масштабах,........
Экономический словарь

Ценовой Круг — -
объединение предпринимателей или торговцев, созданное для повышения цен.
Экономический словарь

Круг — Восходит к общеславянскому krogb, родственные которому находим в древнегерманском – hringr ("кольцо, круг") в готском ringes – ("кольцо"). Современное английское ring восходит к той же основе.
Этимологический словарь Крылова

Войсковой Круг [казачьего Войска] — Высшим представительным органом управления... [казачьего войска] является войсковой круг - съезд выборных от каждого станичного казачьего общества... Устав, утвержденный........
Юридический словарь

Казачий Круг — - представительный орган казачьей общины, казачьего общества, объединения казачества, созываемый из казаков общины, общества или из выборных представителей объединения........
Юридический словарь

Ложный Круг — - см. ЛОВУШКА
Юридический словарь

Порочный Круг Бедности — - проблема, характерная для развивающихся стран, состоящая в том, что низкий доход не позволяет осуществлять сбережения, а следовательно, инвестиции, в масштабах, необходимых........
Юридический словарь

Артериальный Круг Большого Мозга — (circulus arteriosus cerebri, PNA, JNA; circulus arteriosus, BNA; син.: артериальный многоугольник, виллизиев круг, виллизиев многоугольник) сосудистое кольцо, образованное внутренними сонными,........
Большой медицинский словарь

Артериальный Круг Радужки Большой — (circulus arteriosus iridis major) сплетение анастомозирующих кровеносных сосудов, расположенных вблизи корня радужки концентрически относительно лимба роговицы; образуется за........
Большой медицинский словарь

Артериальный Круг Радужки Малый — (circulus arteriosus iridis minor) сплетение анастомозирующих кровеносных сосудов, расположенных в строме радужки концентрично зрачку.
Большой медицинский словарь

Большой Круг Кровообращения — отдел кровеносного русла, начинающийся от левого желудочка сердца и заканчивающийся сосудами, впадающими в правое предсердие.
Большой медицинский словарь

Вейсса-мюллера Круг — (нрк; Veith; J. P. Muller, 1801-1858, нем. физиолог и анатом) см. Гороптер точечный.
Большой медицинский словарь

Ценовой Круг — - объединение предпринимателей или торговцев, созданное для повышения цен.
Юридический словарь

Виллизиев Круг — (circulus willisii; Th. Willis, 1621-1675, англ. анатом и врач) см. Артериальный круг большого мозга.
Большой медицинский словарь

Виса-мюллера Круг — (Veith; J. P. Muller, 1801-1858, нем. физиолог и анатом) см. Гороптер точечный.
Большой медицинский словарь

«Кавказский меловой круг». Б. Брехт.
Берлинер ансамбль (показ в венском Бургтеатре).
Режиссер Михаэль Тальхаймер.

История «Кавказского мелового круга» дана как «вестерн»: рассказчик ведет ее с мрачной меланхолией, ожесточенным сарказмом. Слева в глубине — джаз-музыканты, ведущий (Инго Гюльсман) с микрофоном — ближе к просцениуму. Фигуры будут появляться из темноты, в луче прожектора. Знакомый по спектаклям Тальхаймера прием, однако в последнее время он включал в себя актерскую статику, почти полную неподвижность главного героя (чаще — героини). Здесь тоже фигуры, выхваченные прожектором, передвигаются, как правило, с трудом и через несколько шагов уже занимают позицию «живой картины», в которой пройдет та или иная сцена. Однако внутри этой композиции, задуманной вроде как неподвижной, мы неожиданно увидим жизнь тела в спазмах, конвульсиях, судорогах отвращения, неконтролируемых тиках… Лица будут искажаться в гримасах, их будет передергивать, ноги будут не слушаться…

Все это сделано очень искусно, однако ясно, что не только физические трюки являются тут инструментом режиссера, но и сама телесная данность. Груше (Штефани Райншпергер) — объемистая, неказистая, и, надев на нее сандалии и бесформенную рубаху, которая, конечно, вся разорвется и замызгается, можно сделать ее полной противоположностью выступающей на каблуках, в обтягивающей мини-юбке и вообще всей миниатюрной и отточенной Натэлле Абашвили (Зина Мартенс). Напротив, губернатор Георгий Абашвили (Петер Луппа) — как из цирка лилипутов. Тот же актер-карлик будет в черном кринолине играть свекровь в доме, куда Груше выдадут замуж, и его сморщенное неженское лицо, выглядывающее из скорбного вдовьего наряда, станет символом здешней заскорузлости, а рядом будет светиться, как распятие, обнаженное тело старика — жениха (Вайт Шуберт)…

Штефани Райншпергер (Груше).
Фото — архив театра.

И так далее, и тому подобное. Мы, безусловно, именно что в цирке, куда приходят не для того, чтобы послушать «дидактическую пьесу», а чтобы поглазеть на то, что природа вытворила с телом и на что способно само тело — часто вопреки природе. Тальхаймер «подставляет» себя обвинению в этом постыдном интересе к телу в его ненормативном, подчас обсценном состоянии; вменяет и нам этот интерес; он уготовил нам, зрителям, совместное с ним унижение, которое — забежим вперед — не будет оправдано никаким катарсисом.

Из ранних спектаклей Тальхаймера этот больше всего заставил вспомнить эсхиловскую «Орестею» (берлинский Дойчес театр, 2006) и «Крыс» Гауптмана (там же, 2007). «Орестею» — своей преувеличенной, гран-гиньольной «кровавостью» (здесь даже «меловой круг» проводят кровью), а также меланхолическими ритмами, сопровождающими все действо. «Крыс» же «Кавказский меловой круг» напомнил именно образами патологически угнетенной телесности: там все герои жили под низко нависшим потолком, в состоянии постоянной сгорбленности. Более мягкие варианты той же «задавленности средой» (в смысле пространственной среды, хотя в «Крысах» это совпало со средой социальной) Тальхаймер применял и в других спектаклях: например, в шекспировской «Двенадцатой ночи» вся арена была в грязи по щиколотку (спектакль игрался под цирковым шатром во время ремонта Дойчес театра, в 2008 году), а «Электра» (венский Бургтеатр, 2012-й) была зажата в узкой и косой щели (сплошная стена перекрывала всю сцену).

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Однако в «Кавказском меловом круге» — не так. И неслучайно имя сценографа на афише отсутствует. Ее, сценографии, просто нет, действие происходит на пустой сцене. А «давящая среда» проявляет себя совсем по-другому…

В советских пионерских лагерях, по крайней мере, 1940-х годов, практиковалась такая шутка над приехавшими навестить детей родителями: их ставили на доску, прихлопывали по голове другой доской, которую затем убирали, а скрючившихся родителей просили распрямиться… но уговорить их это сделать было уже невозможно. Весь лагерь смеялся… Вот он, цирк!

Герои этого «Мелового круга» — как раз «стукнутые» такой доской. И это мы должны додуматься, что УЖЕ с ними произошло, раз они готовы принимать все новые и новые унижения. Мы видим ужасы и в то же время — осознаем, что главные ужасы произошли где-то даже совсем за кадром.

Вот два одетые в рыцарские доспехи солдата, трясущие своими выступающими из лат членами во время допроса Груше; один из них хлипкий, малорослый (играет его Карина Цихнер), другой — хоть и побольше, но старый и немощный (Вайт Шуберт)… В это время Груше, стоящая в нескольких шагах от одного и другого, производит у своих ног поступательно-возвратные движения руками, откидывает вправо-влево лицо, на котором не может скрыть отвращения, и не забывает отвечать на вопросы… И ясно — она им отдается, отдается привычно и неизбежно, отдается, не обращая внимания, что она здоровая и большая, а они хлипкие и немощные, и это ей нужно еще поработать, чтобы вообще им «отдаться». Но она эту «работу» давно на себя взяла. И это оказывается страшнее любого «первого раза», любого девичьего стыда от грязных намеков…

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Приход Груше в семью к брату Лаврентию — о котором у Брехта сказано всего лишь, что она семь дней брела по леднику и пришла в деревню больная, — оказывается поводом для интермедии, в которой будет прочитываться, что такое был весь этот путь: Груше едва передвигает явно обмороженные ноги; коленки то и дело грозят вывернуться в другую сторону, ей привычно приходится «вставлять» сустав на место; она едва сдерживает дрожь и отвечает с опозданием, словно собирая остатки рассудка… Но отвечает, ведь легче выдавить из себя эти слова, чем объяснить необъяснимое людям, которые еще думают, что она может что-то артикулировать. И нам? Мы тоже — такие? Почему мы, вслед за Брехтом, думали, что она еще что-то может, что-то должна артикулировать?

Тальхаймер ставит нас перед лицом того невыразимого, чем является война, слова о которой могут быть лишь бессмысленными ошметками. Вот тебе и дидактическая пьеса!

В финале спектакля, когда Груше, наконец, присуждают ребенка, за которого она так боролась (и присуждают только потому, что так легче отделаться от всей этой истории, мгновенно раствориться в темноте, что все и делают), она остается одна в обнимку со своим сверточком… И тогда только впервые задаешь себе вопрос: и что дальше? Вот она, такая же стигматизированная мать-одиночка, какой была все это военное время, — как она дальше будет жить?

Эта громоздкая Груше, не выпуская из объятий ребенка, укладывается тогда на бочок на крошечную табуретку, служившую постаментом сомнительному судье Аздаку. Она лежит на нем, как загипнотизированная трюком какого-то фокусника. Но не левитирует. И на пустынном небе не зажигается надпись «Спасена». Потому что это — всего лишь остановка на ее пути. В конце которого нет не только брехтовских разумных колхозников — нет никакой человеческой общности, которая готова ее, отверженную, принять.

  • Порочный круг в определении (лат. circulus in definiendo ) - ситуация, при которой определение предмета включает в себя свойства самого предмета. Классический пример порочного круга в определении обыгран Станиславом Лемом (см. Сепульки). Примером порочного круга в определении также может служить рекурсивный акроним .
  • Порочный круг в доказательстве (лат. circulus in probando ) - использование при доказательстве утверждения самого утверждения или его следствий. Классический пример - попытки доказательства аксиомы параллельности Евклида .

Выражение часто используется в гуманитарных науках для обозначения явлений «рекурсии» и «положительной обратной связи», приводящих к нежелательным результатам. Похожий смысл имеет также выражение «замкнутый круг».

В русских текстах иногда используются и латинские наименования порочного круга, в особенности, когда хотят указать его конкретную разновидность.

Порочный круг в жизни

В реальной жизни также встречаются примеры порочного круга. Например:

Порочный круг в психологии

Порочный круг в художественных произведениях

Литература

  • «Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем», Н. В. Гоголь [ ]
  • Ситуация, описанная Дж. Хеллером в книге «Поправка-22» (или «Уловка 22 » - альтернативный перевод английского Catch-22). Чтобы военнослужащего признали негодным к службе по причине психического заболевания, он сам должен обратиться с жалобой к врачу. Однако если человек пытается таким путём уклониться от выполнения воинского долга, он несомненно психически нормален. Наглядность примера у Хеллера привела к тому, что выражение Catch-22 стало логическим термином (см. en:Catch-22 (logic))
  • В книге «Автостопом по Галактике » Дугласа Адамса :

Да провались оно пропадом, подумал он. Что ему сейчас нужно - так это помощь и совет. Он достал «Путеводитель». Заглянул в раздел «Помощь» и прочел: "См. разд. «СОВЕТЫ». Заглянул в раздел «Советы» и прочел: "См. разд. «ПОМОЩЬ». Последнее время «Путеводитель» часто откалывал такие номера - может, тоже с тоски-кручины?

Что это ты делаешь? - спросил Маленький принц. - Пью, - мрачно ответил пьяница. - Зачем? - Чтобы забыть. - О чем забыть? - спросил Маленький принц; ему стало жаль пьяницу. - Хочу забыть, что мне совестно, - признался пьяница и повесил голову. - Отчего же тебе совестно? - спросил Маленький принц, ему очень хотелось помочь бедняге. - Совестно пить! - объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.

  • В повести Анатолия Рыбакова «Выстрел»:

Кинематограф

Скажи, что мы написали в разделе «Этика» в предыдущих томах?
- Мы написали… «Смотреть главу „Мораль“»
- Хорошо! Вот что ты напишешь в главе «Мораль»: «Мораль - смотреть главу „Этика“»
- Но…
- Не спорить!

Напишите отзыв о статье "Порочный круг"

Примечания

См. также

Отрывок, характеризующий Порочный круг

Звуки церковного пения прекратились, и послышался голос духовного лица, которое почтительно поздравляло больного с принятием таинства. Больной лежал всё так же безжизненно и неподвижно. Вокруг него всё зашевелилось, послышались шаги и шопоты, из которых шопот Анны Михайловны выдавался резче всех.
Пьер слышал, как она сказала:
– Непременно надо перенести на кровать, здесь никак нельзя будет…
Больного так обступили доктора, княжны и слуги, что Пьер уже не видал той красно желтой головы с седою гривой, которая, несмотря на то, что он видел и другие лица, ни на мгновение не выходила у него из вида во всё время службы. Пьер догадался по осторожному движению людей, обступивших кресло, что умирающего поднимали и переносили.
– За мою руку держись, уронишь так, – послышался ему испуганный шопот одного из слуг, – снизу… еще один, – говорили голоса, и тяжелые дыхания и переступанья ногами людей стали торопливее, как будто тяжесть, которую они несли, была сверх сил их.
Несущие, в числе которых была и Анна Михайловна, поровнялись с молодым человеком, и ему на мгновение из за спин и затылков людей показалась высокая, жирная, открытая грудь, тучные плечи больного, приподнятые кверху людьми, державшими его под мышки, и седая курчавая, львиная голова. Голова эта, с необычайно широким лбом и скулами, красивым чувственным ртом и величественным холодным взглядом, была не обезображена близостью смерти. Она была такая же, какою знал ее Пьер назад тому три месяца, когда граф отпускал его в Петербург. Но голова эта беспомощно покачивалась от неровных шагов несущих, и холодный, безучастный взгляд не знал, на чем остановиться.
Прошло несколько минут суетни около высокой кровати; люди, несшие больного, разошлись. Анна Михайловна дотронулась до руки Пьера и сказала ему: «Venez». [Идите.] Пьер вместе с нею подошел к кровати, на которой, в праздничной позе, видимо, имевшей отношение к только что совершенному таинству, был положен больной. Он лежал, высоко опираясь головой на подушки. Руки его были симметрично выложены на зеленом шелковом одеяле ладонями вниз. Когда Пьер подошел, граф глядел прямо на него, но глядел тем взглядом, которого смысл и значение нельзя понять человеку. Или этот взгляд ровно ничего не говорил, как только то, что, покуда есть глаза, надо же глядеть куда нибудь, или он говорил слишком многое. Пьер остановился, не зная, что ему делать, и вопросительно оглянулся на свою руководительницу Анну Михайловну. Анна Михайловна сделала ему торопливый жест глазами, указывая на руку больного и губами посылая ей воздушный поцелуй. Пьер, старательно вытягивая шею, чтоб не зацепить за одеяло, исполнил ее совет и приложился к ширококостной и мясистой руке. Ни рука, ни один мускул лица графа не дрогнули. Пьер опять вопросительно посмотрел на Анну Михайловну, спрашивая теперь, что ему делать. Анна Михайловна глазами указала ему на кресло, стоявшее подле кровати. Пьер покорно стал садиться на кресло, глазами продолжая спрашивать, то ли он сделал, что нужно. Анна Михайловна одобрительно кивнула головой. Пьер принял опять симметрично наивное положение египетской статуи, видимо, соболезнуя о том, что неуклюжее и толстое тело его занимало такое большое пространство, и употребляя все душевные силы, чтобы казаться как можно меньше. Он смотрел на графа. Граф смотрел на то место, где находилось лицо Пьера, в то время как он стоял. Анна Михайловна являла в своем положении сознание трогательной важности этой последней минуты свидания отца с сыном. Это продолжалось две минуты, которые показались Пьеру часом. Вдруг в крупных мускулах и морщинах лица графа появилось содрогание. Содрогание усиливалось, красивый рот покривился (тут только Пьер понял, до какой степени отец его был близок к смерти), из перекривленного рта послышался неясный хриплый звук. Анна Михайловна старательно смотрела в глаза больному и, стараясь угадать, чего было нужно ему, указывала то на Пьера, то на питье, то шопотом вопросительно называла князя Василия, то указывала на одеяло. Глаза и лицо больного выказывали нетерпение. Он сделал усилие, чтобы взглянуть на слугу, который безотходно стоял у изголовья постели.
– На другой бочок перевернуться хотят, – прошептал слуга и поднялся, чтобы переворотить лицом к стене тяжелое тело графа.
Пьер встал, чтобы помочь слуге.
В то время как графа переворачивали, одна рука его беспомощно завалилась назад, и он сделал напрасное усилие, чтобы перетащить ее. Заметил ли граф тот взгляд ужаса, с которым Пьер смотрел на эту безжизненную руку, или какая другая мысль промелькнула в его умирающей голове в эту минуту, но он посмотрел на непослушную руку, на выражение ужаса в лице Пьера, опять на руку, и на лице его явилась так не шедшая к его чертам слабая, страдальческая улыбка, выражавшая как бы насмешку над своим собственным бессилием. Неожиданно, при виде этой улыбки, Пьер почувствовал содрогание в груди, щипанье в носу, и слезы затуманили его зрение. Больного перевернули на бок к стене. Он вздохнул.
– Il est assoupi, [Он задремал,] – сказала Анна Михайловна, заметив приходившую на смену княжну. – Аllons. [Пойдем.]
Пьер вышел.

Порочный круг (circulus vitiosus) - это цепь патологических изменений, связанных между собой причинно-следственными отношениями так, что одно из следствий патологического процесса становится причиной дальнейшего развития этого процесса. Так, недостаточность сердца при его пороках приводит к снижению минутного объема сердца, повышению венозного давления и другим гемодинамическим сдвигам; это включает нейроэндокринные механизмы, приводящие к гиперсекреции альдостерона, которая вызывает задержку NaCl и воды в организме. В результате возникает отек в тканях, в том числе в миокарде, а также гиперволемия, что создает добавочную нагрузку на сердце, усиливая в свою очередь его недостаточность (см. Пороки сердца).

При взаимодействии с окружающей средой организм как в нормальных условиях, так и при патологии реагирует как единая целостная система. Поэтому воздействие на него какого-либо фактора приводит к возникновению изменений в ряде органов и систем. При развитии патологического процесса включаются защитно-приспособительные механизмы, направленные на его ликвидацию и компенсацию нарушенных функций. Поэтому на определенном этапе развития патологические реакции уничтожаются или ослабляются компенсаторными приспособлениями (см.) и могут оставаться скрытыми. При достаточной силе компенсаторных реакций болезненный процесс может остановиться на этой стадии развития. Если же сила защитных реакций оказывается недостаточной, может возникнуть порочный круг: следствие начальной причины заболевания в определенных условиях может приводить к таким же изменениям в системах органов, которые вызывает сама причина.

Порочный круг может возникнуть при равных заболеваниях, и механизм его может быть различным. По мнению М. И. Аствацатурова, можно выделить несколько видов порочного круга. Простейшим примером его является нередко встречающийся порочный круг, вызванный механическими условиями. Так, например, повышение внутричерепного давления (причина) приводит к сдавлению v. magna Galeni, что вызывает застой в сосудистых сплетениях желудочков мозга; в результате происходит увеличение выделения спинномозговой жидкости, а вследствие этого дальнейшее повышение внутричерепного давления. Ограничение подвижности сустава в результате контрактуры сопровождается изменениями связочного аппарата, что в свою очередь вызывает еще более значительное ограничение подвижности сустава.

Особый интерес представляют формы порочного круга, в основе которых лежат тормозные и стимулирующие взаимодействия различных функциональных механизмов. В этих случаях следствие патологического процесса составляют динамические изменения, вызванные первичным процессом. Так, например, каждый эпилептический припадок есть следствие предыдущего и причина последующего припадка. Большое значение имеет порочный круг, обусловленный взаимодействием психических и соматических процессов. Например, при диффузном токсическом зобе гипертиреоидизм и связанное с ним повышение тонуса симпатического отдела нервной системы имеют следствием усиление эмотивной деятельности. Последняя является причиной повышения тонуса симпатического отдела нервной системы и в свою очередь вызывает усиление секреции щитовидной железы (см. Зоб диффузный токсический).

Механизм порочного круга приводит в определенных условиях к тому, что известный симптом на различных этапах патологического процесса может являться следствием разных причин. В механизме развития порочного круга не все звенья этого процесса могут быть отнесены к патологическим: часть из них обеспечивает компенсаторно-приспособительные реакции организма. В свою очередь и компенсаторные реакции на различных этапах болезни могут достигнуть такой интенсивности, которая приносит уже не пользу, а вред, усиливая проявления порочного круга. Так, рвота, являясь защитно-приспособительной реакцией организма, направлена на удаление вредно действующего агента и восстановление нарушенных функций. В то же время многократно повторяющаяся рвота (например, неукротимая рвота беременных) может приводить к резкому ухудшению состояния организма вследствие потери жидкости и электролитов тканями, сдвига рН крови и т. п.

Для успешной патогенетической терапии заболевания необходимо на каждом этапе развития болезни выявлять, расшифровывать причинно-следственные связи между протекающими в организме процессами.

Таким образом, важное значение в профилактике порочного круга и борьбе с ним приобретает правильная оценка происходящих в организме явлений с целью устранения причины функциональных и структурных компонентов патологического процесса и усиления защитно-приспособительных и репаративных реакций, что обеспечивает оптимальные условия для компенсации нарушенных функций.