Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Политические партии польши в 20 веке. Упадок центральной власти. Раздел I. Последние годы неволи

В Локарно международная конференция (по 1 октября) обсуждает возможность заключения договора о безопасности и восстановления баланса германских и французских интересов путем заключения следующих договоров: (а) о гарантиях неприкосновенности франко-германской и бельгийско-гeрманской границ; (б) Германии с Францией, Бельгией, Чехословакией и Польшей; (в) о взаимопомощи между Францией, Чехословакией и Польшей. Великобритания выступает гарантом стабильности франко-бельгийско-германской границы, но не выполняет этой роли на восточных границах Германии. Между правительствами СССР и Польшей (эмигрантское в Лондоне) подписано соглашение о восстановлении дипломатических отношений, взаимопомощи в войне против Германии и о формировании на территории СССР польской армии. Принято решение об образовании Армии Андерса на территории СССР и при содействии польского правителства в Лондоне. Однако из-за нехватки офицерских кадров - постоянные запросы к советскому руководству о судьбе польских офицеров арестованных в 1939, как следствие Армию Андерса решили эвакуировать из СССР - к весне 1942 года. Эвакуация шла через Северный Иран, подконтрольный СССР.

Примечания:

* Для сопоставления событий, происходивших в России и в Западной Европе, во всех хронологических таблицах, начиная с 1582 года (года введения Григорианского календаря в восьми странах Европы) и кончая 1918 годом (годом перехода Советской России с Юлианского на Григорианский календарь), в графе ДАТЫ указывается дата только по Григорианскому календарю , а дата по юлианскому календарю указывается в скобках вместе с описанием события. В хронологических таблицах, описывающих периоды до введения нового стиля папой римским Григорием XIII, (в графе ДАТЫ) даты указаны только по Юлианскому календарю . При этом перевод на Григорианский календарь не делается, потому что таковой не существовал.

Приложения:

Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и Премьер-министрами Великобритании во время Великой отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1958. Лично и секретно для Маршала Сталина от Президента Рузвельта . Получено 20 декабря 1944 года. Лично и секретно от премьера И.В. Сталина Президенту г-ну Ф. Рузвельту . 27 декабря 1944 года.

Карты:

Министры иностранных дел Польши с 1918 по 2001 годы (биографический справочник).

Витос (Witos) Винценты (22.1.1874, Вежхославицы, Краковское воеводство, - 31.10.1945, Краков), польский политический деятель. Один из основателей и руководителей крестьянской партии "Пяст" (1913-1931). В июле 1920 - сентябре 1921, мае - декабре 1923 и с 10 по 15 мая 1926 - премьер-министр. Активно участвовал в оппозиционном "санационному" режиму в блоке партий "Центролев", за что был заключён в тюрьму (1930). В 1931-35 председатель Главного совета крестьянской партии "Стронництво людове", а с 1935 председатель партии. Осенью 1939 арестован немецко-фашистскими оккупантами; после года тюремного заключения до разгрома фашистских оккупантов находился под полицейским надзором. В июне 1945 был кооптирован в качестве заместителя председателя в состав Крайовой Рады Народовой.

Войцеховский (Wojciechowski) Станислав (15.3.1869, Калиш, - 9.4.1953, Голомбки, около Варшавы), государственный и политический деятель Польши. Принимал участие в основании Польской социалистической партии (1892). В 1919-20 министр внутренних дел, в 1922-26 президент Польши. Автор работ, посвященных кооперативному движению: "Кооперативное движение в Англии" (1907) и "Кооперация в ее историческом развитии" (1923).

Снесарев Андрей Евгеньевич (1865-1937), советский военачальник.

К концу 1970-х гг. Польша переживала серьёзный экономиче-ский кризис. Население испытывало недостаток в продовольствен-ных товарах. В результате были введены продовольственные кар-точки на сахар и повышены цены на мясные продукты. Очереди в магазинах и растущая спекуляция вызвали общественное недо-вольство и забастовки рабочих. Помимо экономических требова-ний, забастовочные комитеты выдвигали и политические. В авгу-сте 1980 г. в портовом городе Гданьске на судоверфи им. Ленина на-чалось формирование оппозиционного профсоюзного движения «Солидарность» . В рядах движения, объединившего около 10 млн человек, были не только рабочие, но и представители интеллиген-ции, находившиеся в оппозиции к правящей ПОРП. Лидером «Солидарности» стал электрик Гданьской су-доверфи Лех Валенса . «Солидарность» пользовалась открытой поддержкой като-лической церкви.

Л. Валенса родился в бедной крестьянской семье. Начав работать электриком на Гданьской судоверфи, он вскоре оказался среди членов стачечного комитета. За выступления против властей Валенсу не раз арестовывали. Осенью 1981 г. он вёл от имени профсоюзов перегово-ры с руководством ПОРП и католической церк-ви. После введения военного положения он был арестован, но через несколько месяцев освобо-ждён. В 1983 г. стремительно набиравший попу-лярность на родине Валенса был удостоен Но-белевской премии мира.

Войцех Ярузельский

Польские военные во главе с генералом Войцехом Ярузельским, опасавшиеся, что СССР может вмешаться и направить в Польшу войска, решили действовать стремительно. В декабре 1981 г. Ярузельский занял одновременно посты премьер-министра, министра обороны и руководителя ПОРП. В Польше было введено военное положение. «Солидарность» была запрещена, несколько десятков тысяч противников власти оказались в тюрьмах. Недовольные бы-ли «вычищены» из рядов правящей партии. Около миллиона поля-ков сами покинули ПОРП, в том числе и почти вся молодёжь. Но уже в 1983 г. военное положение было отменено.

Из мемуаров В. Ярузельского: «Температура бурно поднималась, а “бензин” был разлит. Кто первый бросит спичку? Кто будет гасить? Сами? Чувствовал, что приближается момент, когда будет необходимо принять окончательное решение».

Ярузельский начал экономические реформы, усиливая само-стоятельность государственных предприятий, частично «освобож-дая» цены, открывая Польшу для иностранных капиталовложений. Правительство также «закрыло глаза» на активное развитие тене-вой, неофициальной, экономики. В условиях полупустых прилав-ков продуктовых магазинов для многих поляков это был единствен-ный способ обеспечить себя прожиточным минимумом. Но несмот-ря на все усилия, восстановление экономики шло крайне медленно. Предприятия работали с перебоями, хотя и получали государствен-ную помощь. Руководители Польши осознали, что у них не хватает сил для самостоятельного спасения экономики от развала, а народное недовольство продолжает нарастать. В 1989 г. Ярузельский по-шёл на прямые переговоры с «Солидарностью». Власти и оппозиция договорились о проведении свободных вы-боров в сейм. Хотя часть мест и была заранее зарезервирована за коммунистами, выборы 1989 г. стали полным триумфом оппозиции.

Лех Вален-са

По итогам выборов 1989 года было сформировано первое демократическое прави-тельство Польши. Новым премьер-министром был назначен ува-жаемый в стране интеллектуал — Тадеуш Мазовецкий, тесно свя-занный с «Солидарностью». В 1990 г. президентом стал Лех Вален-са. Правительство Мазовецкого решительно повернуло страну в направлении создания рыночной экономики. Материал с сайта

Министр экономики Лешек Бальцерович придерживался либе-ральных взглядов и считал, что рынок «расставит всё по местам». Он действовал стремительно, понимая, что популярности прави-тельства надолго может не хватить. Частному бизнесу был открыт доступ во все сферы экономики. Внешняя торговля была освобож-дена от опеки государства, а польская валюта (злотый) отпущена в «свободное плавание». Резко возросли тарифы на газ, телефон, отопление, горячую воду и бензин. Все эти меры позже стали назы-вать «шокотерапия»: за резким «шоком» (сокращением доходов на-селения) последовало «излечение» экономики. Начиная с 1992 г. стал стремительно расти ВВП, чему способствовало также частич-ное списание внешнего долга западными кредиторами.

Польша в начале 21 века

В последующие годы в стране не раз менялось правительство, власть переходила от правых партий к левым (наследникам ПОРП) и обратно. Но все польские политики твёрдо придерживались кур-са на развитие рыночной экономики. Укреплялись связи со страна-ми Европейского союза (куда Польшу приняли в 2004 г.) и США. По-ляки поддержали вступление страны в Североатлантический блок, после чего польские контингенты не раз участвовали в его военных операциях. С наследницей СССР — Российской Федерацией — отно-шения у Польши складываются непросто.

Окончание Второй мировой войны привело к началу нового этапа политического развития в Польше. Правительство национального единства возглавил Э. Осубка-Моравский, руководитель Польского комитета национального возрождения, его первым заместителем стал один из лидеров Польской рабочей партии (ППР) Владислав Гомулка (1905-1982), а вторым - премьер эмигрантского правительства С. Миколайчик. В составе правительства были представители и других политических групп. Реакционно-консервативные силы страны стали объединяться вокруг

С.Миколайчика (1901 - 1966) и созданной им в августе 1945 г Польской крестьянской партии, а также созданной в ноябре 1945 г Партии труда, опиравшейся на католические клерикальные круги. Патриотические силы, стремившиеся к возрождению независимого польского государства, концентрировались вокруг ППР.

Борьба ППР с оппозицией и установление тоталитарного режима

ППР, которая имела подавляющее большинство в правительстве, довольно легко преодолевала сопротивление С.Миколайчика и его союзников и осуществляла шаг за шагом свою политику В январе 1946 г. были национализированы основные отрасли народного хозяйства. В собственность государства перешли 11 тыс. предприятий, на которых работало 75% всех занятых в промышленности.

Продолжалась и земельная реформа, начатая еще во время войны. До конца 1948 г малоземельные и безземельные крестьяне получили около 6 млн га земли. Возникло 747 тыс. новых крестьянских хозяйств, большинство из которых относилось к категории средних. В результате реформы было полностью ликвидировано помещичье хозяйство.
ППР обеспечила себе социальную и политическую базу в стране. В 1948 г начался полный откат от демократических реформ.

В декабре 1948 г. произошло объединение Польской социалистической партии (ППС) с ППР и создана новая партия - Польская объединенная рабочая партия (ПОРП), которая стала доминирующей политической силой в стране и фактически установила однопартийную диктатуру. Первым секретарем новой партии стал Болеслав Берут До 1954 г. он являлся президентом страны и председателем Совета министров. Практически в течение шести лет он единолично правил страной, будучи убежденным последователем советской модели строительства социализма.

Берут Болеслав (1892-1956) - с 1948 г. - генеральный секретарь ЦК ППР, председатель Крайовой Рады Народной (1944-1949), с 1947 по 1954 г. - председатель Государственного совета, президент и председатель Совета Министров ПНР.

Внешняя политика

У Польши не было выбора. На востоке и севере она граничит с Россией, на юге - с Чехословакией, на западе - с ГДР, в которой располагались части армии Советского Союза. В то же время в результате войны Польша благодаря Советскому Союзу получила широкую приморскую полосу в Балтийском море и два порта - Гданьск и Щецин, сыгравших важную роль в экономическом развитии Польши и утверждении ее как морской державы. Польша получила также по решениям Потсдамской конференции западные земли, отторгнутые от Германии. На них было переселено около 2 млн поляков. Однако уже в первые годы после войны в Западной Германии, куда были перемещены 6 млн немцев, выселенных с земель, отошедших к Польше, образовались союзы перемещенных лиц, которые требовали возвращения этих земель.

Поэтому во внешней политике Польша стала ориентироваться на Советский Союз. 20 апреля 1945 г. в Москве был подписан советско-польский договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве. Этот договор предусматривал меры по устранению любой угрозы со стороны Германии. Он был заключен на 20 лет и в 1965 г был возобновлен еще на 20 лет в обновленной форме.

Для усиления обороноспособности Польши в 1949 г. министром обороны страны был назначен советский маршал К. Рокоссовский (1896-1968), который прослужил в этой должности до 1956 г В 1949 г. Польша вступила в СЭВ, установив тесные экономические связи с СССР, на долю которого приходилось до 70% внешней торговли страны. В 1955 г. Польша вступила в Организацию Варшавского договора.

Провозглашение ПНР

22 июля 1952 г. польский сейм одобрил новую конституцию, предложенную ПОРП. Страна была провозглашена Польской народной республикой. Конституция закрепляла руководящую роль ПОРП и социалистическую систему хозяйства как экономическую основу ПНР.

26 октября 1952 г состоялись выборы в сейм на основе новой конституции. Еще в 1951 г. был создан Национальный фронт, в котором объединились ПОРП, Объединенная крестьянская партия и обновленная Демократическая партия, где реальная власть принадлежала коммунистам. Выборы принесли победу Фронту национального единства. За его кандидатов голосовало 99% избирателей. Конституционное оформление диктатуры партии завершилось.

Развитие экономики страны в 50-70-е годы

Тесные экономические связи с СССР способствовали крупным экономическим достижениям Польши, которые превратили ее из аграрной в индустриальную страну Польша бесперебойно получала из СССР энергию и сырье. В 1962 г. польская энергосистема была присоединена к единой энергосистеме «Мир», а в 1964 г. начал работать крупнейший в мире нефтепровод «Дружба», по которому поступала нефть из СССР, цена которой была на 30% ниже мировой.

Советский Союз был главным потребителем изделий польской промышленности. Сюда шли польские экскаваторы, автобусы, суда, вагоны, приборы и многое другое.
Все это обеспечило быстрое развитие польской экономики. В сравнительно короткий срок она превратилась в высокоразвитую страну. Были модернизированы традиционные отрасли промышленности - угольная, текстильная и пищевая. В эти же годы начали развиваться новые для страны отрасли - машиностроительная, автомобилестроительная, электротехническая, судостроительная.

Промышленное производство страны с 1950 по 1974 г. увеличилось в 10 раз. Это позволило осуществить громадные капиталовложения в народное хозяйство и значительно повысить материальный и культурный уровень жизни народа. Была ликвидирована неграмотность, введены бесплатное среднее и высшее образование и медицинское обслуживание.

Успехи в хозяйственном строительстве не привели к повышению жизненного уровня трудящихся. Польша испытывала недостаток продовольствия и жилья. Наблюдалась диспропорция между развитием промышленности и сельского хозяйства. Сельскохозяйственное производство практически не развивалось.

В 1956 г. в стране начался политический кризис. Польский народ добивался демократизации политической жизни, свободы слова и собраний, выступал против гонений на католическую церковь, влияние которой в стране было огромно.

Борьба за демократизацию

28-29 июня 1956 г в Познани начались стачка рабочих и демонстрация студентов. В столкновениях с полицией и войсками было убито 53 человека. Демонстрации были разогнаны, организаторы арестованы.

В поисках выхода из создавшегося положения руководство ПОРП пошло на перемены в руководящих органах партии. Ее лидером стал В. Гомулка, который с 1951 г был смещен со всех должностей и находился в опале. Возвращение популярного лидера на некоторое время притушило конфликт. Однако политические маневры В. Гомулки были направлены главным образом на внедрение так называемой польской модели социализма. Но дело ограничилось лишь улучшением методов планирования, роспуском колхозов и передачей всей земли крестьянам. На предприятиях были созданы рабочие советы с ограниченными полномочиями. В политической жизни страны ничего не изменилось.
12 декабря 1970 г. было объявлено о повышении цен на основные виды продовольственных товаров

Гомулка Владислав (1905-1982) - государственный и партийный деятель, автор «польского пути к социализму». Один из организаторов ППР, участник Движения Сопротивления. С 1956 г. первый секретарь ПОРП. Предложенная им программа демократизации общества привела к политическому и экономическому кризису. В 1970 г. ушел в отставку.

Это решение привело к массовым выступлениям рабочих на всем побережье: в Гданьске, Гдыне, Щецине, Эльблонге. Они начали громить учреждения и магазины. В ПОРП вновь меняется руководство. 20 декабря 1970 г. ее лидером избирается Эдвард Герек (род. в 1913 г.). Новое руководство заявило о приоритете социальных задач и отменило повышение цен. Экономическое положение несколько улучшилось, заработная плата была повышена, увеличились пенсии, пособия. Однако подъем был временным. Правительство вновь вернулось к политике ускоренной индустриализации. Польша имела экономику, типичную для социалистических стран, - производительность труда была низка, и все накопления уходили на содержание убыточных фабрик и заводов и огромного управленческого аппарата. СЭВ не мог выделять достаточно средств для покрытия государственных расходов страны.

Попытки решения экономических проблем и их итоги

Правительство Польши обратилось за кредитами к западным странам. Там были закуплены оборудование и технология, но расчет на то, что кредиты можно будет покрыть путем экспорта на мировые рынки своей продукции, не оправдался - польские товары были неконкурентоспособны. К концу 70-х годов внешняя задолженность Польши составила 23 млрд долларов.

Попытка вновь повысить цены на продовольствие летом 1976 г и таким путем заплатить хотя бы часть процентов по внешним долгам вызвала волну забастовочного движения и вынудила правительство отказаться от своего плана. В обстановке растущей социальной напряженности стали формироваться оппозиционные структуры. Был образован Комитет защиты рабочих. Огромное влияние приобрела римско-католическая церковь. С избранием в 1978 г папой римским краковского архиепископа Кароля Войтылы (он принял имя Иоанна Павла II) это влияние резко возросло. Его визит в Польшу в июне 1979 г., где он резко критиковал политику ПОРП, усилило оппозицию и привело к новому этапу напряженности в польском обществе.

Деятельность профсоюза «Солидарность»

Дальнейшее ухудшение экономического положения привело в июле-августе 1980 г. к новой волне забастовок на Балтийском побережье, особенно в Гданьске, Гдыне и Щецине. На гданьских верфях возникает независимый профсоюз «Солидарность», который возглавил один из руководителей забастовочного комитета, рабочий- электрик судоверфи в Гданьске Лex Валенса. За короткое время «Солидарность» превратилась в массовое движение, в котором участвовали миллионы поляков, в Юм числе члены ПОРП. Оно выражало общенацио-нальный протест против диктатуры, ограничения суверенитета Польши, против социализма и засилья партийного аппарата.

Валенса Лех (род. в 1943 г.) - общественный и государственный деятель. В 1967-1987 гг. работал электриком на судостроительном заводе в Гданьске. Один из организаторов независимых профсоюзов. С сентября 1980 г. возглавил массовое общественное движение «Солидарность». До конца 80-х годов - один из самых активных деятелей польской полити¬ческой оппозиции. За правозащитную деятельность присуждена Нобелевская премия мира.

Правительство вынуждено было пойти на уступки. Соглашение правительства с лидерами «Солидарности» обеспечило смягчение цензуры, сокращение рабочей недели, свободу средств массовой информации. Правительство обещало также улучшить снабжение продовольствием. Но эти соглашения не остановили развитие политического кризиса. Вся страна была охвачена забастовками. «Солидарность» и другие оппозиционные организации требовали проведения радикальных экономических реформ, отказа ПОРП от своей руководящей роли и проведения свободных выборов. Это движение было поддержано католической церковью.

Э. Терек был смещен с поста первого секретаря ПОРП, а в самой партии сформировалось влиятельное реформаторское крыло, которое считало необходимым найти пути к соглашению с «Солидарностью». Позиции партии в стране слабели. Конфликт между ПОРП и «Солидарностью» обострялся, а экономическое положение вследствие фактического прекращения производства из-за массовых забастовок становилось катастрофическим.

В.Ярузельский. Поиски Плохой урожай и резкое ухудшение положения с продовольствием усилили волнения зимой 1980/81 г. В феврале 1981 г. генерал Войцех Ярузельский, министр обороны Польши (род. в 1923 г.), был назначен премьер-министром. Однако волнения не утихали: в июле 1981 г по польским городам прошла массовая демонстрация женщин, требовавшая снижения цен на хлеб. В сентябре 1981 г. В. Ярузельский был избран первым секретарем ЦК ПОРП и стал хозяином положения. Он отдал приказ войскам использовать против стачечников в Катовице слезоточивый газ. 14 декабря 1981 г он ввел в стране военное положение. Деятельность «Солидарности» была запрещена, ее лидеры были арестованы.

С введением военного положения забастовочное движение прекратилось, а с января 1982 г. началось осуществление экономической реформы, в основу которой был положен принцип трех «С» - самостоятельность, самоуправление и самофинансирование предприятий. Падение производства было приостановлено, а с лета 1982 г начался даже его рост. Но все же какого-либо видимого эффекта добиться не удалось. Летом 1983 г военное положение было отменено.

В 1988 г. ПОРП приняла решение о переходе к политическому плюрализму За оппозицией было признано право на открытую деятельность, разрешена деятельность «Солидарности», была изменена избирательная система и проведена парламентская реформа.

В июне 1989 г состоялись выборы в нижнюю палату парламента - сейм. По соглашению всех противоборствующих сил было решено, что 65% мест будет предоставлено ПОРП и ее союзникам, а за остальные 35 мест будут бороться все политические партии, но их завоевала оппозиция. Она же получила и все места во вновь учрежденной второй палате - сенате. На совместном заседании обеих палат президентом республики был избран В. Ярузельский.

Провозглашение парламентской демократии. «Шоковая терапия»

Когда дело дошло до утверждения правительства, союзники ПОРП - крестьянская и демократическая партии - порвали с ней и перешли на сторону оппозиции. Было создано коалиционное правительство с участием четырех министров от ПОРП (из 25), которое возглавил представитель католических кругов, в прошлом советник «Солидарности» Тадеуш Мазовецкий. ПОРП лишилась реальной власти. Польша вступила на путь парламентской демократии.

Начался процесс формирования новых политических и экономических структур. Страна стала называться Республика Польша. Была осуществлена департизация, деполитизация и деидеологизация вооруженных сил, органов безопасности и внутренних дел. ПОРП заявила, что выступает за парламентскую демократию с многопартийной системой и рыночную экономику

Меры нового правительства по перестройке экономики предусматривали быстрый переход от планово-централизованной экономики к рыночной и получили название «шоковой терапии». Был ликвидирован контроль над ценами, начата приватизация государственной собственности, в экономику привлекался иностранный капитал. Это позволило добиться стабилизации рынка, польская валюта стала конвертируемой.

Ярузельский Вой цех (род. в 1923 г.) - генерал армии. В 1965-1968 гг. - начальник Генерального штаба Войска Польского; в 1968-1983 гг. - министр национальной обороны ПНР, в 1981-1985 гг. - Председатель Совета министров ПНР; в 1985-1989 гг. - Председатель Государственного совета ПНР. Президент Польши с июля 1989 г. по декабрь 1990 г

Пути решения проблем страны в 90-е годы

Главной проблемой, стоявшей перед польским правительством в 90-е годы, явилась внешняя задолженность. Она превысила 50 млрд долларов. Запад вновь оказал Польше помощь кредитами.

В декабре 1990 г. президентом страны путем всеобщего голосования был избран Лex Валенса, но на парламентских выборах 1991 г ни одна из партий не завоевала большинства. В течение года сменилось три правительства. В июле 1992 г. Ханна Сухоцкая возглавила правительство «национального согласия», которое взяло курс на ограничение хозяйственной деятельности государства, ускорение приватизации предприятий, модернизацию сельского хозяйства.

Снижение жизненного уровня, массовая безработица, слабая социальная защищенность людей труда вызвали новую волну протестов и осложнили социально-политическое положение страны.

Новая власть оказалась не готовой к управлению государством и не имела серьезной программы возрождения и развития Польши.

ПОРП была преобразована в Демократический левый союз, победивший на выборах в сейм в 1994 г. Вместе с Крестьянской партией они создали коалиционное правительство. В ноябре 1995 г. на выборах президента победил лидер коммунистов Александр Кваш- невский.

В Польше началась эффективная кампания по развитию рыночной экономики. Уже в 1995 г. прирост производства составил 6%, иностранные инвестиции широким потоком полились в Польшу. В 2000 г. А. Кваш- невский снова победил на выборах. В стране продолжается курс на развитие рыночных отношений, демократии, утверждение национального суверенитета.

В сентябре 2001 г в стране прошли всеобщие выборы. Демократический левый союз получил право сформировать правительство. «Солидарность» потерпела поражение. В январе 2002 г. официальный визит в Польшу нанес Президент России В. Путин. Встреча между В. Путиным и А. Квашневским положила начало укреплению дружеских отношений между двумя странами, которые были ослаблены с 1999 г., когда Польша вступила в НАТО.

Резюме

Январь 1946 г. национализация основных отраслей народного хозяйства
ликвидация помещичьего хозяйства
декабрь 1948 г. - объединение ППР и ППС, образование ПОРП
президент страны - Болеслав Берут (до 1954 г.), сторонник советской модели строительства социализма
1949 г. - вступление Польши в СЭВ
1955 г. - вступление Польши в Организацию Варшавского договора
экономические связи с СССР (система «Мир» - электроэнергия; нефтепровод «Дружба»)
с 1950 по 1974 г. - промышленное производство увеличилось в 10 раз, национальный доход вырос в 5,4 раза
22 июля 1952 г. - принятие новой конституции, провозглашение Польской народной республики
июнь 1956 г. - выступление рабочих и студентов в Познани
В. Гомулка - лидер ПОРП: выработка польской модели социализма
во главе партии - Э. Терек
кредиты в западных странах
лето 1976 г. - забастовочное движение
1980 г. - выступление рабочих в Гданьске, Гдыне, Щецине
профсоюз «Солидарность» - Лех Валенса
февраль 1981 г. - премьер-министр генерал В. Ярузельский
декабрь 1981 г. - введение военного положения, запрет «Солидарности» и арест ее лидеров
с января 1982 г. - осуществление экономической реформы
1983 г. - отмена военного положения
1988 г. - начало процесса демократизации (политический плюрализм)
1989 г. - президент страны - генерал В. Ярузельс- кий; перестройка экономики - «шоковая терапия»
декабрь 1990 г. - президент страны - Лех Валенса
1995 г. - президент А. Квашневский: рост экономики,
повышение уровня жизни, иностранные инвестиции

  • DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
    • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

    Польша в 50-90-х годах Обновлено: Январь 27, 2017 Автором: admin

    Его опорой стали левые, интеллигенция и армия. Пилсудскому помог военный министр Желиговский, который санкционировал проведение обширных маневров. Так в распоряжении у маршала появилось крупное войско. В мае 1926 года оно двинулось на Варшаву. Бои со сторонниками правительства продолжались три дня. Наконец 15 мая столица оказалась под контролем Пилсудского. Через две недели он вновь был избран президентом Польши, однако отказался от должности.

    Брестский процесс

    В 1931-1932 гг. Пилсудский окончательно избавился от своих политических оппонентов. По обвинениям в уголовных преступлениях власть арестовала бывших депутатов Сейма, выступавших против нового режима санации.

    Над ними был проведен Брестский судебный процесс. Его назвали так по месту содержания заключенных. Они отбывали свой срок в Брестской крепости. Некоторым оппозиционерам удалось эмигрировать в Чехословакию или Францию. Остальные отсидели свой тюремный срок и фактически были выброшены из политической жизни страны. Эти меры позволили сторонникам Пилсудского остаться у власти вплоть до падения Второй Речи Посполитой.

    Санация

    Пилсудский поддержал кандидатуру Игнация Мосцицкого в качестве главы государства. Он и стал президентом страны вплоть до 1939 года, когда в нее вторгся вермахт. Был установлен авторитарный режим, который опирался на военных. При новом порядке правительство в Республике Польша потеряло большую часть своих полномочий.

    Сформировавшийся режим был назван санацией. Оппозиционеры и противники курса Пилсудского (а он сильно влиял на государственную политику) стали преследоваться властями. Официально авторитаризм в виде крайне централизованной власти был закреплен в новой конституции 1935 года. В ней определялись и другие важные основы государственного строя, например, то, что польский язык признавался единственным государственным, несмотря на наличие национальных меньшинств в некоторых регионах.

    Пилсудский в 1926 году стал министром по военным делам. Он полностью контролировал внешнюю политику страны. Ему удалось добиться стабилизации отношений с соседями. В 1932 году был заключен пакт о ненападении с Советским Союзом, а его граница с Польшей согласована и урегулирована. Аналогичный договор республика подписала с Германией в 1934 году.

    Однако эти договоренности были ненадежными. Пилсудский не доверял коммунистам и еще меньше нацистам, пришедшим к власти в Германии. Польша, Россия, Третий рейх и их запутанные и сложные отношения являлись источниками напряженности во всей Европе. Пытаясь перестраховаться, Пилсудский искал поддержки у Великобритании и Франции. Министр военных дел скончался 12 мая 1935 года. Из-за смерти маршала в первый и последний раз за историю Второй Речи Посполитой был объявлен национальный траур.

    Полонизация

    В межвоенный период Польша была многонациональной страной. Связано это было с тем, что под контролем Речи Посполитой оказались территории, которые присоединялись в основном в ходе военных завоевательных кампаний в соседних государствах. Поляков в стране было около 66 %. Особенно мало их было на востоке Речи Посполитой.

    Украинцы составляли 10 % населения республики, евреи - 8 %, русины - 3 % и т. д. Такой национальный калейдоскоп неизбежно вел к конфликтам. Для того чтобы как-то сгладить противоречия, власти проводили политику полонизации - насаждения польской культуры и польского языка на территориях, населенных этническими меньшинствами.

    Тешинский конфликт

    Во второй половине 30-х годов международная обстановка продолжала ухудшаться. Адольф Гитлер настаивал на возвращении Германии земель, отторгнутых от нее после Первой мировой войны. В 1938 году было подписано знаменитое Мюнхенское соглашение. Германия получила Судетскую область, принадлежавшую Чехословакии, но населенную в основном немцами. В то же время Польша не преминула возможностью предъявить претензии своему южному соседу.

    30 сентября Чехословакии был отправлен ультиматум. От Праги требовали вернуть Тешинскую область, на которую в силу национальных особенностей региона претендовала Польша. Сегодня из-за кровопролитных событий Второй мировой войны этот конфликт почти не вспоминается. Однако именно в 1938 году Польша захватила Тешин, воспользовавшись Судетским кризисом.

    Ультиматум Гитлера

    Несмотря на Мюнхенское соглашение, аппетит Гитлера только рос. В марте 1939 года Германия потребовала от Польши вернуть Гданьск (Данциг) и обеспечить коридор в В Варшаве все претензии отвергли. 28 марта Гитлер разорвал пакт о ненападении между Германией и Польшей.

    В августе Третий рейх заключил договор с Советским Союзом. Секретный протокол документа включал соглашение о разделении Восточной Европы на сферы влияния. Сталин и Гитлер получали по своей половине Польши. Новую границу диктаторы провели по линии Керзона. Она соответствовала этническому составу населения. К востоку от нее жили литовцы, белорусы и украинцы.

    Оккупация страны

    Года войска нацистской Германии перешли через немецко-польскую границу. Правительство страны вместе с Игнацием Мосцицким через две недели бежало в соседнюю Румынию. Польская армия была значительно слабее немецкой. Это предопределило быстротечность кампании.

    Кроме того, 17 сентября советские войска атаковали восточную Польшу. Они дошли до линии Керзона. Львов Красная Армия и вермахт штурмовали вместе. Поляки, окруженные с двух сторон, не могли остановить неизбежного. К концу месяца вся территория страны была оккупирована. 28 сентября и Германия официально согласовали свои новые Вторая Речь Посполитая перестала существовать. Возрождение польской государственности произошло уже после окончания Второй мировой войны. В стране был установлен коммунистический режим, лояльный СССР.

    Польское правительство во время войны находилось в изгнании. После того как западные державы договорились с Советским Союзом о будущем Восточной и Центральной Европы, его перестали признавать в США и Великобритании. Тем не менее правительство в изгнании продолжало существовать вплоть до 1990 года. Тогда и были переданы президентские регалии главе новой Третьей Речи Посполитой Леху Валенсе.

    Борьба за выбор политического облика страны.

    В июне 1945 г. было создано Временное правительство нацио­нального единства. Его премьером стал левый социалист Эдвард Осубка-Моравский, возглавлявший до этого ПКНО и Временное пра­вительство, заместителями - Владислав Гомулка (ППР) и С. Миколайчик, бывший глава лондонского правительства, вышедший в конце 1944 г. из его состава и согласившийся вернуться в Польшу. Сторонники экс-премьера получили несколько министерских пос­тов. За счет бывших политиков лондонского лагеря был расши­рен состав КРН. После этого последовала полоса признания пра­вительства странами антигитлеровской коалиции.

    С. Миколайчиком была создана собственная партия – Польское стронництво людовое (ПСЛ), быстро превратившееся в одну из крупнейших политических организаций. Оно стало притяга­тельным центром для всех сил, несогласных с политикой ППР и ее союзников.

    ППР считала, что объединенные левые партии (ППР, социалистическая, крестьянская и демократическая) в состоянии построить новое общество, которое отличалось бы по своему социально-экономическому устройству и от СССР, и от буржуаз­ных государств. Его экономической базой стала бы многоуклад­ная экономика. В политической области основой строя был бы блок близких по целям партий при ведущей роли ППР, причем оппозиционные ППР партии также участвовали в правительстве. Органи­зованное таким образом общество постепенно, по мере созревания объективных предпосылок, продвигалось бы по пути социалистических преобразований. Во внеш­ней политике новая Польша должна была ориентироваться на СССР, одновременно развивая добрососедские отношения с западными державами. Следует сказать, что эта концепция, наиболее последова­тельным сторонником которой был В. Гомулка (1905-1982), ге­неральный секретарь ЦК ППР, разделялась далеко не всеми ру­ководящими и рядовыми членами партии.

    С. Миколайчик и блокировавшиеся вокруг него силы были сторонниками либерально-демократического общественного устройства, основанного на частной собственности на средства производства и свободной игре политических сил. Во внешней политике они придерживались прозападной ориентации.

    Кроме легальной оппозиции в Польше продолжало действовать политическое и вооруженное подполье. Противостояние режима и подполья приобрело характер гражданской войны. Совокупные потери сторон конфликта составили около 30 тыс. человек.

    В январе 1946 г. была проведена национализация промышленных предприятий с числом занятых более 50 человек в одну смену. Их владельцы по закону имели право на компенсацию.


    30 июня 1946 г. состоялся общенациональный референдум, участники которого должны были выразить свое отношение к таким вопросам, как ликвидация сената в будущем парламенте, земельная реформа и национализация основных отраслей промышленности, а также новая западная граница. Фактически речь шла о выяснении отношения общества к основным политическим и социально-экономическим преобразованиям, проведенным по инициативе ле­вых сил в предшествующие два года. Оценить подлинные результаты референдума в связи с фальсификацией властями его итогов сейчас невозможно, но по официальной версии большинство принявших в нем участие поляков ответили утвердительно на все вопросы, осо­бенно на второй и третий.

    В январе 1947 г. состоялись первые послевоенные выборы в Законодательный сейм. Их официальные итоги оказались неблагоприятными для ПСЛ, которое внесло протесты в связи с их фальсификацией во всех избирательных округах. Но они не были удовлетворены. Не прореагировали на них и западные посольства, поскольку по ял­тинским соглашениям 1945 г. Польша входила в сферу исключи­тельных интересов СССР. ППР и ее союзники получили 80% де­путатских мандатов. Президентом страны сейм избрал члена ППР Болеслава Берута (1892-1956), до этого возглавлявшего КРН, премьер-министром стал социалист Юзеф Циранкевич.

    Победа ППР и ее союзников на выборах открывала путь для реализации их концепции политического устройства. Но ей не суждено было осуществиться.

    Уже в 1946 г. появились явные симптомы раскола антигитле­ровской коалиции на противостоящие военно-политические блоки. Надежды советского руководства на возможность утверждения и в Западной Европе народно-демократических режимов не оправдались, коммунисты были удалены из состава правительств в Италии, Франции и Бельгии. Западные политики ставили под сомнение окончательный характер территориальных изменений в Центральной Европе, особенно польско-германской границы. Все более расходились взгляды бывших союзников по антигитле­ровской коалиции на будущее Германии. CША не собирались выводить войска из Европы.

    В международном коммунистическом движении появилась тенденция к отказу от поиска так называемых национальных путей продвижения к социализму, к взятию на вооружение советской модели социалистического строительства. В сентябре 1947 г. в Польше состоялось совещание представителей коммунистичес­ких партий Болгарии, Венгрии, Италии, Польши, Румынии, СССР, Франции, Чехословакии и Югославии, на котором было создано Информационное бюро (Коминформ). Очень скоро оно из органа для обмена опытом превратилось в центр руководства деятельностью правящих коммунистических партий стран Центральной и Юго-Восточной Европы, связанных с Москвой союзными воен­но-политическими договорами.

    Конфликт между ВКП(б) и Компартией Югославии в 1948 г. и свертывание отношений между СССР и ФНРЮ свидетельствовали о стремлении советского руководства диктовать свою волю странам народной демократии, что весьма болезненно воспринималось их общественностью. В ком­партиях оживились догматические, ортодоксальные силы, не раз­делявшие концепции национальных путей к социализму. При поддержке СССР они перешли в наступление.

    В 1948 г. с поста генерального секретаря ЦК ППР был смещен В. Гомулка, обвиненный в «правонационалистическом уклоне». Этот пост занял Б. Берут. Он же возглавил ЦК Польской объединенной рабочей партии (ПОРП), образованной в декабре 1948 г. в результате объединения ППР и Польской социалистической партии на платформе коммунистов. Принятые объединительным съездом ПОРП документы программного характера свидетельствовали об ее отка­зе от концепции народной демократии.

    51. Польша в конце 1940-х –1980-х. гг.

    Оформление командно-распределительной системы. На рубеже 40-х - 50-х гг. в Польше стала складываться командно-распределительная система по советскому образцу. Центральное звено Польская объединенная рабочая партия, цель ПОРП форсированное строительство социализма: установление диктатуры пролетариата, понимаемой как обеспечение за коммунистической партией монопольной позиции в государстве; форсированные индустриализация промышленности и коллективизация сельского хозяйства; культурная революция, предусматривающая не только повышение общеобразовательного уровня населения, но и превращение догматизированной марксистско-ленинской идеологии в господствующую.

    Разгромив в конце 40-х гг. оппозиционные либеральные силы и подполье, ПОРП не решилась на ликвидацию т. Н. “союзнических партий”.. В 1948 г. было унифицировано молодежное движение. В 1949 г. прекратило свое существование ПСЛ (Миколайчик и другие либерально настроенные политики покинули страну в конце 1947 г.), часть его членов вошла в Объединенную крестьянскую партию (ОКП). В 1950 г. самораспустилась партия труда, часть ее членов вступила в Демократическую партию (ДП). Утвердилась новая политическая система, в которой не было места для оппозиционных партий.Роль ОКП, ДП, Союза польской молодежи, профсоюзов и других общественных организаций была сведена к выполнению функции “трансмиссии” влияния ПОРП на широкие слои населения. При сейме и правительстве, реальная власть была сосредоточена в политбюро и ЦК ПОРП. Тоталитарная по существу политическая система была закреплена конституцией 1952 г. Тогда же было принято новое название страны - Польская Народная Республика (ПНР).

    Успешное выполнение трехлетнего плана хозяйственного восстановления Польши на 1947-1949 гг., создали условия для перехода к политике индустриализации. Ее предопределяли потребность ликвидировать огромное аграрное перенаселение, порождавшее серьезные социальные проблемы, напряженная обстановка “холодной войны” и гонки вооружений. В шестилетнем плане социально-экономического развития страны на 1950-1955 гг. упор на развитие тяжелой и оборонной промышленности, машиностроения. Изначально закладывались диспропорции. Нехватка товаров повседневного спроса.

    В с/х курс на производственную кооперацию. Высокие темпы кооперирования путем применения административного принуждения, жестким налоговым прессом на единоличников и т.д. Были введены обязательные государственные поставки зерна, мяса, молока, картофеля.

    Рост недовольства национальной политикой, репрессиями, гнета сверху.

    Первые попытки скорректировать курс после смерти Сталина в 1953 г., но они робкие и непоследовательные. Осуждение ХХ съездом КПСС культа личности нанесло сильный удар по позициям его последователей в Польше. Почти сразу же после съезда умер Б.Берут. Политический кризис - открытый и всеобщий характер. В июне 1956 г. начались стачки рабочих в Познани, выдвигавших экономические требования. Игнорирование властей привело к тому, что забастовщики вышли на улицы города. Руководством страны было принято решение о разгоне демонстраций силой, в том числе и с применением огнестрельного оружия. Кризис продолжал углубляться. Руководство переставало контролировать ситуацию в стране. Политический кризис грозил перерасти в гражданскую войну.

    Нужны решительные действия. Состоявшийся в октябре 1956 г. VIII пленум ЦК ПОРП произвел кадровые изменения в партийном руководстве. Первым секретарем ЦК ПОРП был избран В.Гомулка, находившийся в заключении с 1951 по 1954 г. и восстановленный в партии только летом 1956 г.

    Попытки модернизации режима в конце 50-х - 60-е годы.

    В.Гомулкой была сформулирована концепция строительства социализма в польских условиях, предусматривавшая пересмотр аграрной политики, нормализацию отношений с католической церковью, развитие рабочего самоуправления, повышение роли сейма и народных советов в управлении страной, налаживание партнерских отношений с ОКП, ДП, организациями светских католиков, профсоюзами и другими общественными организациями, обеспечение за Польшей равноправных позиций в отношениях с СССР и т.д.

    В 1956-1957 г. первые шаги по реализации этой концепции. Совместно с Объединенной крестьянской партией были разработаны основы новой аграрной политики. Подавляющая часть производственных кооперативов распалась или была распущена. Доминирующей формой хоз. в обобществленном секторе стали государственные земледельческие хозяйства, в целом же - единоличные крестьянские хозяйства..

    Был освобожден глава польской римско-католической церкви кардинал С.Вышиньский. По желанию родителей дети могли изучать закон божий в специальных катехизисных пунктах.

    По новому закону о выборах избиратели получили право выбора из нескольких кандидатов, => в сейме увеличилась доля представителей союзнических партий, светских католиков и беспартийных.

    Получили возможность вернуться из СССР в ПНР более 100 тыс. поляков, были урегулированы вопросы польской задолженности Советскому Союзу и поставок польского угля в СССР, определен статус Северной группы войск Советской Армии в Польше.

    Первые симптомы отхода от послеоктябрьского курса на реформы проявились уже на III съезде ПОРП в 1959 г., а в 60-е гг. вновь стали нарастать экономические и политические трудности. В Польше, как и в других странах Центральной и Юго-Восточной Европы, продолжался курс на экстенсивное развитие, прежде всего материало- и капиталоемких производств с большой долей ручного труда.

    В марте 1968 г. польские университетские центы стали местом активного протеста студенческой молодежи против идеологического диктата партийного руководства в области культуры и образования. Студентов поддержала творческая интеллигенция и часть профессуры. Особенно активную роль сыграли выходцы из кругов политической элиты первой половины 50-х гг. Я.Куронь, А.Михник, К.Модзелевский и др., Пытаясь стимулировать экономику, правительство приняло в декабре 1970 г. решение о значительном повышении цен на продовольствие и некоторые промышленные товары. Недовольство горожан. Особенно активно протестовали рабочие предприятий Гданьска, Гдыни, Щецина, Эльблонга. Забастовки кончились только с принятием в марте 1971 г. решения об отмене повышения цен.

    Реакцией на трагические события на Побережье явились кадровые изменения в руководстве: смещен с поста первый секретарь ЦК ПОРП В.Гомулка, вместо Э.Герек,. Подали в отставку премьер-министр Ю.Циранкевич, возглавлявший правительство с небольшими перерывами с 1947 г., и председатель Госсовета М.Спыхальский. Новым премьером сейм назначил П.Ярошевича, председателем Госсовета стал известный историк и политический деятель Х.Яблоньский.

    Строительство в Польше общества “развитого социализма”.

    В качестве первоочередной задачи была названа экономическая реформа. Используя благоприятную международную обстановку, связанную с подготовкой Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству, польское руководство стало проводить политику активного использования западных кредитов и технологий для модернизации народного хозяйства. Была существенно повышена заработная плата. Быстрыми темпами шло перевооружение промышленности, увеличивалось число закупаемых на Западе лицензий. Окрыленное успехами, руководство ПОРП заявило, что Польша вступила в этап строительства “развитого социалистического общества”.

    В середине 70-х гг. вновь экономические трудности. В конце 1974 г. польская задолженность на Западе превысила 100 % стоимости ее экспорта. Для покрытия долгов стали использовать краткосрочные займы. Государственный долг Польши непрерывно рос и составил к концу 70-х гг. около 20 млрд. долларов.

    Стремясь 1976 г. резко повысили цены на продовольствие с незначительной компенсацией заработной платы. решительное сопротивление рабочих. В 10 воеводствах прошли организованные забастовки протеста, а в Радоме, Плоцке и на тракторном заводе “Урсус” под Варшавой рабочие вышли на улицы. Разгон, аресты.

    Появление организованной оппозиции. Июньские события 1976 г. дали новый толчок деятельности оппозиционно настроенной части интеллигенции. В сентябре 1976 г. создан Комитет защиты рабочих, в составе активные участники студенческих выступлений 1968 г., Особое внимание было на рабочую среду. Читали лекции о “белых пятнах” в истории Польши и польско-советских отношений, разъясняли причины их плохого материального положения, знакомили с ратифицированными Польшей международными конвенциями в области защиты прав трудящихся. В конце 70-х гг. началось создание свободных профсоюзов.

    Другие оппозиционные организации: Движение в защиту прав человека и гражданина, Конфедерация независимой Польши, Движение молодой Польши и др. После избрания в 1978 г. папой римским краковского кардинала К.Войтылы (Иоанн Павел II) начался стремительный рост авторитета католической церкви как идеологической и политической силы, противостоящей режиму. Особенно отчетливо это проявилось во время паломничества папы римского в Польшу в 1979 г

    Кризис 1980 г. и рождение “Солидарности”. Партийно-государственное руководство бессильно перед надвигавшимся социально-политическим и экономическим кризисом. Не помогла замена на посту главы правительства П.Ярошевича Э.Бабюхом. Летом 1980 г. в ответ на повышение цен на продовольствие стала подниматься забастовочная волна, вначале под экономическими лозунгами. Апогей в августе, когда забастовали предприятия Гданьска, Щецина, Силезии. Оккупационный характер, уличных манифестаций не было, чтобы исключить возможные провокации со стороны властей.

    Подписание с забастовочными комитетами соглашений, удовлетворение экономических требований рабочих, и их право на создание независимых от администрации профсоюзов, освобождение политзаключенных, отказ от преследования советников и экспертов бастующих из числа членов оппозиционных организаций.

    В ноябре 1980 г. зарегистрирован независимый самоуправляющийся профсоюз “Солидарность”. К концу 1980 г. в нем состояло около 8 млн. членов. В 1981 г. был создан профсоюз единоличных крестьян “Сельская солидарность”. “Солидарность” представляла объединение автономных организаций отдельных регионов. Координировала ее действия Всепольская согласительная комиссия во главе с председателем гданьского межзаводского забастовочного комитета, электриком судоверфи им.Ленина Л.Валенсой. Большую помощь оказывали известные деятели оппозиции Б.Геремек, Я.Куронь, Т.Мазовецкий, А.Михник, Я.Ольшевский и др.

    “Солидарность” была преимущественно общественно-политическим, а не профсоюзным движением. Выросла на волне рабочего протеста, и в первое время не имела четких планов дальнейшего развития страны. Опасения перед советской интервенцией заставили интеллектуальный штаб движения выступить с концепцией “саморегулирующейся революции”: Польша, оставаясь участником советского военнополитического блока, одновременно должна стремиться к внутреннему преобразованию общественно-политического строя: политическому плюрализму, установлению общественного контроля за деятельностью государства, обеспечению независимости общественных и государственных институтов от ПОРП.

    В 1981 г. произошла концентрация власти в партийно-государственном руководстве ПНР. Генерал В,Ярузельский был назначен председателем Совета министров, избран первым секретарем ЦК ПОРП и сохранил за собой пост министра национальной обороны.

    Резкое обострение политического противостояния в декабре 1981 г. Радикальное крыло в руководстве “Солидарности” взяло курс на открытую конфронтацию с правительством, грозя проведением всеобщей стачки. Возникала опасность неконтролируемого развития конфликта с перерастанием в гражданскую войну и интервенцией союзников по Варшавскому договору. В этих условиях Госсовет ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в стране. Была приостановлена деятельность всех политических партий, общественных организаций и профсоюзов, свыше 5 тыс. руководящих деятелей “Солидарности” всех уровней были интернированы. Вся полнота власти в руках Военного совета национального спасения во главе с В.Ярузельским.

    От военного положения к “круглому столу”. Начатая в 1982 г. экономическая реформа, в соответствии с которой деятельность предприятий строилась на принципах самостоятельности, самоуправления и самофинансирования, не принесла ожидаемых результатов. Преодолению кризиса мешало и введение Западом эмбарго на экономические отношения с Польшей. Продолжала увеличиваться внешняя задолженность, росли цены на внутреннем рынке.

    “Солидарность” была ослаблена, но не разгромлена, постепенно в подполье возрождались ее структуры всех уровней. В апреле 1982 г. была создана Временная координационная комиссия “Солидарности”. В октябре 1982 г. сейм принял решение о роспуске всех профсоюзов и создании новых, строящихся по отраслевому принципу. Многолетняя борьба за легализацию “Солидарности”,.

    Все это время “Солидарность” пользовалась активной поддержкой католической церкви. В 1983 г. Л.Валенсе была присуждена Нобелевская премия мира. К 1988 г. стала очевидной неспособность правительства вывести страну из кризиса без существенного понижения жизненного уровня населения. В апреле 1988 г. произошел взрыв забастовок. требовали повышения заработной платы и легализации “Солидарности”. Власти вынуждены были пойти на переговоры с “Солидарностью”, изъявивших к этому готовность, а с конца августа началась подготовка заседаний “круглого стола” властей и оппозиции. Лишь в середине января 1989 г. группе партийных реформаторов, в состав которой входили первый секретарь ЦК ПОРП В.Ярузельский и премьер-министр М.Раковский, удалось провести на пленуме ЦК резолюцию о политическом и профсоюзном плюрализме - путь к легализации “Солидарности”. “Круглый стол” с участием представителей “Солидарности”, правительства, ПОРП, союзнических партий, Всепольского соглашения профсоюзов (ВСПС) - профцентра новых профсоюзов, созданного после 1982 г. и епископата проходил с 6 февраля по 5 апреля 1989 г. В числе его важнейших итогов были решения о проведении досрочных парламентских выборов, введении президентского поста, создании в парламенте второй палаты - сената, а также о разделе мандатов между различными политическими силами в сейме.

    52. Польша в конце 1980-х = начале 2000-х гг.

    перемены в политической жизни Польши. В ноябре 1989 г. зарегистрированы 154 политические партии. В течение ноября 1989 – мая 1990 г. программно-организационную перестройку прошло крестьянское политическое движение, место Объединенной крестьянской партии как его стержня заняла Польская крестьянская партия (ПСЛ). В январе 1990 г. состоялся последний, XI съезд ПОРП, принявший решение о ее самороспуске. Одной из самых сильных партий, возникших на ее основе, стала Социал-демократия Республики Польша (СДРП), возглавленная Александром Квасьневским (р. 1954 г.) и Лешеком Миллером. Летом 1990 г. из правительства были выведены министры, в свое время представлявшие ПОРП. В декабре 1989 г. в сейме и сенате началась работа над новой конституцией. С принятием 29 декабря 1989 г. измененного текста конституции Польская Народная Республика формально перестала существовать. Новое государство стало называться Республика Польша (или III Речь Посполитая), орлу на государствен­ном гербе была возвращена корона.

    Начались гонения на людей с левыми взглядами в средствах массовой информации, органах государственной администрации, вузах, армии и т.д. Приход к власти постоппозиционных сил из лагеря «Солидарности»

    Валенса рвался к самостоятельной политической деятельности. критиковал правительство Мазовецкого. Под давлением Валенсы Ярузельский подал в отставку.

    В назначенных на конец ноября всеобщих президентских выборах участвовало 5 кандидатов, в том числе Л. Валенса и решивший добиться общественного мандата доверия премьер-министр Т. Мазовецкий. кризис в лагере «Солидарности». Процесс его распада приобрел необратимые формы. И вновь, как и в 1989 г., результаты выборов поразили всех. Л. Валенса смог выиграть только во втором туре, причем его главным соперником стал не Т. Мазовецкий, а никому не известный реэмигрант из Перу Станислав Тыминьский в мае 1991 г. было принято решение о пропорциональном распределении депутатских мандатов в будущем законодательном органе. В октябре 1991 г. были проведены свободные выборы в парламент. Абсолютное преобладание правые и центристские партии и движения, вышедшие из лагеря «Солидарности». Левые во главе с СДРП, добились второго результата. Повторилась ситуация начала 1920-х гг., в сейме оформилось 29 фракций, что превращало создание правительства в сложнейшую задачу.Сформированное правое правительство Я. Ольшевского просуществовало немногим более по­лугода. Причиной его падения стал скандал, связанный с принятием сеймом решения о люстрации высших государственных деятелей и разглашением подготовленного в связи с этим МВД секретного списка высших лиц государства, сотрудничавших с органами государственной безопасности ПНР. В их числе и президент Л. Валенса.

    Правоцентристская коалиция.

    главным достижением сейма стало принятие в августе 1992 г. т.н. «малой» конституции, по которой парламентская система правления трансформировалась в парламентско-президентскую, обеспечивавшую большее равновесие между сеймом, президентом и правительством. В соответствии с ней избиравшийся на 5 лет президент получил право назначать правительство, сформированное сеймом, принимать его отставку, высказывать мнение по поводу кандидатов в министры силовых ведомств и иностранных дел. Он также мог распустить парламент, если тот после отставки кабинета министров не предложит новый. Такой повод представился Валенсе уже в мае следующего года, когда сейм большинством в 1 голос выразил вотум недоверия правительству Ханны Сухоцкой.

    Выборы 1993 г. выиграл Союз демократических левых сил. Придя к власти, левые не ставили вопрос о правильности избранной после 1989 г. социально-экономической модели. Это означало, что курс на создание общества западного образца был признан единственно возможным всеми влиятельными политическими силами Польши. Сосуществование ле­вого правительства (премьерами последовательно были Вальдемар Павляк (ПСЛ) и социал-демократ Юзеф Олексы) и ориентировавшего­ся на правые и правоцентристские партии президента Л. Валенсы продолжалось на протяжении двух лет В ноябре 1995 г. состоялись президентские выборы. По итогам второго тура, в который вышли Л. Валенса и лидер СДРП А. Квасьневский, победа осталась за левым кандидатом Весной 1997 г. парламент принял новую конституцию Республи­ки Польша, одобренную в ходе общенационального референдума. Конституция определяла Польшу как «демократическое правовое государство, осуществляющее социальную справедливость».. Конституция опиралась на принципы суверенитета народа и разделения властей. Парламент избирался на 4 года, а президент на 5 лет. Право законодательной инициативы получили не только сейм, сенат, правительство и президент, но и группы граждан численностью не менее 100 тыс. человек. Парламент формировал и отзывал правительство, главу которого выдвигала победившая партия или коалиция, а формально утверждал президент. Президент лишался прежних полномочий при назначении министров силовых ведомств и иностранных дел, но получил право вето в отношении принимаемых парламентом законов, преодолеть которое сейм мог только квалифицированным большинством в 3/5 голосов, или мог направлять их в Конституционный трибунал. Постановления последнего имели окончательный характер. За главой государства сохранялось право роспуска сейма в случае, если сейм не мог сформировать кабинет министров.

    Был принят закон о люстрации, в соответствии с которым лица, занимающие высокие государственные и общественные должности, должны были подавать декларации о том, что не сотрудничали со спецслужбами ПНР. Все архивы секретных служб ПНР передавались Институту национальной памяти (ИНП. Вторым направлением деятельности правительства Бузека стала подготовка обещанных во время предвыборной кампании глубоких реформ в системе управления, здравоохранении, образовании, армии и социальном обеспечении.

    Осенью 2000 г. прошли очередные, уже третьи президентские выборы в новой Польше. Их уже в первом туре выиграл А. Квасьневский 2001 г. стал временем дальнейшей перестройки польской политической сцены, причем кризис и раскол пережили как Уния свободы, так и ИАС. Часть правых и центристов, вышедших из этих организаций, создали Гражданскую платформу (ГП). Другим новым политическим образованием правого толка стало Право и справедливость (ПиС) во главе с братьями-близнецами Лехом и Ярославом Качиньскими, в свое время горячими сторонниками Валенсы, а затем не менее решительными его противниками. Все большей поддержкой пользовалась партия «Самооборона» во главе с популистом Анджеем Леппером,.

    Парламентские выборы 2001 г. завершились победой коалиции СДЛС и Унии труда, получивших более 40% голосов избирателей. Всего в сейм провели своих депутатов 6 партий, в их числе не было Избирательной акции «Солидарность» и Унии свободы. Премьер-министром стал Л. Миллер (СДЛС). Первоочередными задачами кабинета стало оздоровление финансов, предотвращение грозящего стране экономического кризиса и ускорение вступления в Европейский союз. Экономическое положение Польши было весьма тяжелым. Бюджетный дефицит составил около 88 млрд злотых, в промышленности наблюдался застой, безработица достигла 2,8 млн человек.

    Коалиция с ПСЛ оказалась непрочной. Как в свое время правительство Бузека, кабинет Миллера не подал в отставку. Начался более чем двухлетний период правления сеймового меньшинства, сопровождавшийся непрерывным падением популярности как кабинета, так и СДЛС. В марте 2004 г. в СДЛС произошел первый в его истории раскол, а в мае того же года, на следующий день после вступления Польши в ЕС, Л. Миллер оставил пост премьер-министра. Его преемником стал Марек Белька, сумевший сохранить свое правительство до парламентских выборов в сентябре 2005 г.

    Из 52 вступивших в предвыборную борьбу партий избирательный порог в 5% преодолели только 6. Победителем стала правая партия Право и справедливость, на втором месте оказалась правоцентристская Гражданская платформа, а третье место к всеобщему удивлению заняла «Самооборона».

    В октябре 2005 г. состоялись президентские выборы. Во втором туре победил кандидат от ПиС президент Варшавы Лех Качиньский (р. 1949 г.), опередивший лидера Гражданской платформы Дональда Туска, имевшего лучший результат после первого тура.

    Проигрыш Д. Туска Л. Качиньскому стал главной причиной отказа его партии вступить в коалицию с ПиС. В Польше в ноябре 2005 г. было создано очередное правительство меньшинства, которое возглавил представитель ПиС Казимеж Марцинкевич. Оно просуществовало до начала мая 2006 г., когда наконец удалось сформировать коалиционное большинство в сейме, в состав которого вошли ПиС, «Самооборона» и клерикальная Лига польских семей.

    ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ III РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ

    В первом полугодии 1989 г. резко возросла инфляция. Предпринятая в июле последним правительством ПНР во главе с М. Раковским попытка заморозить цены и зарплаты не дала результата, т.к. предприятия, ожидая реализации решений «круглого стола» о введении свободных цен, не поставляли свою продукцию на рынок. Полки магазинов были пустыми. Введение рыночных цен в конце июля 1989 г. привело к резкому росту стоимости жизни и гиперинфляции, составившей на рубеже 1989 – 1990 гг. 558%. На черном рынке 1 американский доллар стоил 13 тыс. злотых.

    Правительством Мазовецкого был принят план стабилиза­ции (план Лешека Бальцеровича), опиравшийся на либеральные экономические принцип: удорожание кредитов, введение жест­кого контроля над финансовой сферой, последовательное уменьшение государствен­ного дотирования предприятий и товаров массового спроса, обеспечение внутренней конверти­руемости злотого и допускал сокращение занятости и появление безработицы («шоковая терапия»). Его внедрение, начиная с 1 января 1990 Одновременно правительство приступило к акционированию и приватиза­ции предприятий. В 1992 г. наконец был преодолен спад промышленного производства и начался подъем, продолжавшийся до 2000 г.

    Обуздание инфляции позволило в 1995 г. провести деноминацию национальной валюты – злотого в пропорции 10000:1. Самой тяжелой социальной проблемой Польши остается высокая зарегистрированная безработица

    В декабре 1990 г. по настоянию Варшавы начались переговоры о выводе советских войск из Польши, успешно завершившиеся в 1992 г. После роспуска Варшавского договора летом 1991 г. проблема обеспечения национальной безопасно­сти приобрела императивный характер. В 1991 г. Польша присоединилась к региональной организации по сотрудничеству стран Центральной, Восточной и Южной Европы Центральноевропейская инициатива (ЦЕИ), в состав которой в то время входили Австрия, Венгрия, Италия, СФРЮ и Чехословакия. В августе 1991 г. вместе с Германией и Францией был образован Веймарский треугольник, а вместе с Чехословакией и Венгрией – Вишеградский треугольник. Польша при­нимала самое активное участие в создании в начале 1990-х гг. таких региональных структур, как Совет государств Балтийского моря, Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦССТ).

    Окончательно процедура приема Польши в ЕС завершилась в мае 2004 г. Проведенный в июне 2004 г. общенациональный референдум подтвердил это решение правительства. со вступлением Польши в НАТО и ЕС завершился процесс переориентации ее внешней политики. Варшава последовательно следует в фарватере политики Вашингтона.