Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Почему застрелился чарльз маквей. Для всех и обо всем. Добровольцы на военном флоте

Представляю вниманию коллег свою вторую завершенную модель надводного корабля. Это модель американского тяжелого крейсера времен ВМВ "Индианаполис" от Академии.

Прототип:

Тяжелый крейсер ВМС США Indianapolis (CA-35) принадлежит к типу Portland (2 единицы). Крейсер стал печально известным после своей гибели с большим количеством жертв 29 июля 1945 года в результате торпедной атаки японской подлодки I-58.
Водоизмещение: стандартное 11180 т, полное 15002 т (на 1945 год). Длина - 185,9 м, Ширина - 20,1 м., Осадка 6,4 м.
Силовая установка:
4 вала, 4 ТЗА Парсонс, 8 котлов Уайт-Форстер. Суммарная мощность - 107000 л.с. Скорость - 32,5 уз. Дальность плавания - 8700миль/15 уз.
Вооружение: (на момент гибели)
9 (3х3) 203мм орудий, длиной 55 калибров, 8 (8х1) 127мм орудий, длиной 25 калибров, 24 (6х4) 40мм ЗУ «Бофорс», 16 (8х2) 20мм ЗУ «Эрликон»
1 катапульта, 3 гидросамолета SC-1 Seahawk
Экипаж - 100 офицеров и 1092 нижних чина (на 1945 год).

Заложен 31 марта 1930 года на верфи New York Shipbuilding Company г. Кемдэн. Спущен на воду 7 ноября 1931 года, и 15 ноября 1932 года передан флоту. Цена корабля составила 11 миллионов долларов в ценах 1932 года.
«Индианаполис» изначально строился как флагманский корабль Разведывательных сил флота. Основную часть карьеры он и пребывал в этом качестве. Не буду утомлять подробностями его насыщенной службы. Отмечу основные моменты его карьеры.
До войны крейсер трижды выступал в роли «президентской яхты» в 1933, 1933 и 1936 годах. Всю войну он провел в составе Тихоокеанского флота США. За это время несколько раз проходил ремонты и модернизации. Вплоть до операции по захвату Окинавы судьба хранила крейсер, он счастливо избегал боевых повреждений. Ранним утром 31 марта 1945 года крейсер получил серьезные повреждения в результате атаки камикадзе. Вот для наглядности схема повреждений:

Более детальный отчет о повреждения по ссылке:USS Indianapolis damage report
16-26 июля 1945 сразу после завершения ремонта и модернизации крейсер успешно выполнил задачу по доставке компонентов атомных бомб из Сан-Франциско на атолл Тиниан. Во время межбазового перехода на Лейте 28 июля 1945 крейсер был потоплен 2 торпедами с японской ПЛ I-58. Из 1199 человек выжил только 321, проведя в воде 4 суток. Непосредственно от взрывов торпед погибло примерно 300 моряков, остальные стали жертвами переохлаждения, жажды и акул. Причиной такого количества жертв стала расслабленность службы оповещения о движении кораблей. Сигнал бедствия приняли три станции, но по разным причинам не придали ему должного значения.
За годы войны крейсер заслужил 10 боевых звезд .

Модель

Модель строилась по состоянию на момент гибели. Основа всего - набор пластика от «Академии». При не самом передовом членении корпуса «верх+низ» сам набор более копийный чем конкурентный набор от «Трумпетера». Также использовал наборы дополнений от Понтоса и по мелочи.

Пластик отличного качества: не слоится, в меру мягкий. Были незначительные утяжины в районе форштевня на обеих половинках корпуса.

Стыкуемость деталей очень хорошая, особых проблем кроме половинок корпуса не припомню. При сборке корпуса в местах, где начинается имитация бронепояса, были ступеньки, место не очень удобное для обработки.

На корпусе с помощью автогрунтовки были сымитированы листы обшивки, результатом пока я не совсем доволен, надо набивать руку.

Теперь о переделках:

Набор не лишен недостатков по матчасти. Самый заметный «косяк» это кронштейны гребных валов: дан один одинарный, должно быть два: один двойной и один одинарный, исправил с помощью пластика. Заодно заменил пластиковые валы на металлические.

Форма и размер лопастей гребных винтов, родные меньше диаметром и кромка у них не круглая , а немного затупленная. Ну и пришлось стачивать сами лопасти до более-менее масштабной толщины.
Исходник:

Доработка:

Якорные клюзы, вернее взаиморасположение бортовых и палубных клюзов в пластике неверное, если оставить как есть, то шток якоря буде торчать вперед, что слишком революционно.

Надо их раздвигать, но тут я ошибся и передвинул палубные (назад), а надо было двигать бортовые (вперед).

Коллега pnk66 помог разобраться в данном вопросе, но было уже поздно, как-то неожиданно быстро я переделал клюзы на палубе.

Понтос предлагает использовать травленую палубу, дано очень много сегментов, надо сказать что это вызвало у меня трудности - нормально приклеить стальное травление к пластику у меня толком не получилось, постоянно приходилось проклеивать края. Вот что понравилось так это травленые трафареты для нанесения «антислипа», очень удобная штука.

Помыкавшись с травлеными палубами я решил отказаться от деревянной самоклейки на полубак, тем более там было окрашенное дерево.
Гидросамолеты пришлось доработать, родные очень упрощены. Понтос дает только травленые винты. Из тонкого пластик сделал юбку вокруг двигателя, снизу попытался сделать воздухозаборник, из фольги-самоклейки изобразил жалюзи. Видимую часть двигателя сымитировал из проволоки . Срезал пластик, изображающий фонарь, сделал углубление для имитации кокпита, и накрыл сверху травленым переплетом. Декали с номерами подобрал от набора для «железнодорожников». Антенные растяжки из нити для бисероплетения.

Изкоробочные «бофорсы» и «эрликоны», выглядят очень брутально, Понтос предлагает их полностью заменить, что вполне оправданно. Единственное замечание - точеные стволы этих систем у Понтоса разнятся только формой, калибр одинаковый.
Вот составил такую своеобразную таблицу, видно что стволы от Master Model вне конкуренции, а Вояджер совсем жесткое УГ.

Использовал мастеровские стволы. Перед установкой я их зачернил, чтобы избежать окраски. В процессе сборки я рановато приклеил бофорсы на модель , чем обрек себя на постоянный их ремонт и поиски оторванных стволов.
Остальные доработки были уже по мелочи, родные прожекторы заменил на смоляные от «Арсенала», параваны от «Нортстара», абсолютно голый ходовой мостик наполнил приборами и стульчиками в соответствии по чертежу.

Отдельное спасибо Понтосу за точеные детали рангоута и травленое радарное хозяйство, в сборе это даже жалко красить

По фотографиям добавил сигнальные прожекторы, громкоговорители. Такелаж также выполнял согласно фото. Флаги - декаль, переведенная на фольгу.
Красил акрилом . Для нижней части корпуса краска была намешана на глаз, нижняя часть борта GSI H54 Navy Blue, верхняя часть борта и надстройки GSI H53Gray, палуба Tamiya XF-50 Field Blue. Сделал небольшую смывку и чуть добавил потеков.
Стройка с перерывами длилась один год. Долго конечно, но и жизнь не дает расслабляться и другие проекты отвлекали…
Корабль упорно не желал фотографироваться, в ходе первой попытки я не успел его даже начать снимать, как на него рухнула плохо закрепленная лампа, во время второй пострадал леер у форштевня, упрямый попался.

Использованные наборы дополнений:
  • Pontos 35017F1 и Pontos 35017F1 Advaced Plus, (в принципе есть объединяющий их набор 37017F1, но я его не нашел, пришлось брать «россыпью»).
  • L"Arsenal АС 35077 «Navigation bridge equipment» там даны три вида приборов (target director, torpedo director, pelorus)
  • L"Arsenal АС 35065 - 36in. searchlight и АС 35074 - 24in. searchlight, АС 35064 12in. signal lamps.
  • NorthStar NSA350094 USN Medium paravane for U.S. Navy cruiser
  • Точеные стволы эрликонов и бофорсов от Master Model

Ну и фото законченной работы:








В июле 1945 года крейсер доставил компоненты атомной бомбы на базу Тиниан в Тихом океане. Когда 6 августа взлетевший с острова самолет уничтожил Хиросиму, корабль уже лежал на дне. Несколько сотен моряков были съедены в воде.

Тяжелый крейсер «Индианаполис» был спущен на воду 7 ноября 1931 года и перед войной не раз принимал на борту президента Рузвельта. Во время японской атаки на Перл-Харбор он проводил учебные стрельбы в море и не пострадал. Затем участвовал в операциях по всему Тихому океану и заслужил 10 «боевых звезд».

В июле 1945 года после удара камикадзе крейсер стоял на ремонте в бухте Сан-Франциско. Капитан Маквэй тогда сообщил адмиралу Спрюэнсу, что судно перегружено вооружением и в критической ситуации легко опрокинется на бок.

Это было правдой.

Время рекордов

12 июля Маквэй получает приказ: отплыть с важным грузом к Северным Марианским островам. Никто на «Инди», включая капитана, не знал о содержимом контейнеров.

Из Сан-Франциско в Перл-Харбор на дозаправку крейсер шел со средней скоростью в 29,5 узлов и прибыл через 74 часа - это был новый рекорд ВМС США. 26 июля «Индианаполис» добрался в пункт назначения, к базе Тиниан.

Отправка и прибытие судна в портах не фиксировались. Корабль-призрак доставил один из самых тщательно охраняемых секретов в военной истории: около половины всего обогащенного урана, имевшегося в распоряжении человечества, и части будущей бомбы «Малыш» .

Ядерная бомба, которую скинули на японский город Хиросима.

Экипаж «Индианаполиса», июль 1945 года. Фото: Official U.S. Navy Photograph / National Archives

Большой, самостоятельный, обреченный

Выполнив миссию, корабль отправился на Гуам. Оттуда утром 28 июля - к филиппинскому острову Лейте. Ближайшие планы экипажа - учения.

Перед отплытием капитан «Индианаполиса», как и должен был, запросил сопровождение миноносцев с противолодочными радарами. Как всегда, ему ответили отказом. Практика американского флота по отношению к линкорам и крейсерам была такой: большие парни должны справляться с проблемами самостоятельно.

30 июля, сразу после полуночи, в 800 километрах от ближайшей земли «Индианаполис» получил две торпеды в борт. Когда через час японская подлодка I-58 перезарядила торпедные аппараты и снова поднялась к поверхности, капитан Мотицура Хасимото не увидел цель. Крейсер затонул за 15 минут.

«Днем мы отпраздновали победу. На обед у нас был любимый рис с бобами, вареные угри и солонина (все консервированное)», - писал Хасимото после войны.

«Индианаполис» передал сигнал бедствия. Его приняли на трех американских базах, но посчитали японской дезинформацией. Крейсер не должен был находиться в этих водах. Экипаж корабля-призрака спасать никто не собирался.

Боевая диаграмма Мотицуры Хасимото. «Индианаполис» идет прямым курсом, I-58 после запуска торпед совершает зигзаги под водой в ожидании преследования и атаки глубинными бомбами. Источник: Naval History and Heritage Command / history.navy.mil Японський підводний човен I-58, який торпедував «Індіанаполіс». Сасебо, Японія, 28 січня 1946 року. Фото: U.S. Marine Corps Photograph Передний торпедный отсек I-58. Сасебо, Япония, 28 января 1946 года. Фото: U.S. Marine Corps Photograph

Первые сутки в воде

«Индианаполис» завалился на правую сторону и нос, но продолжал идти на большой скорости. Матросы начали покидать корабль через 7 минут после попадания торпед. Двигатели крейсера еще работали, винты вращались. Одно из самых жутких воспоминаний выживших - люди, вслепую прыгающие на лопасти.

Ко дну вместе с «Инди» пошли около 300 моряков. Порядка 900 были рассеяны в воде по всей длине его предсмертного пути. За ночь они образовали группы числом от 10 до 200 человек. К моменту спасения их разнесет в стороны на 60 километров.

Многие получили ранения, ожоги и переломы. Только часть успела надеть спасательные жилеты. Некоторым повезло найти в воде плоты - прямоугольные рамки из бальсового дерева с веревочной сеткой, к которой крепился дощатый пол.

В течение первых суток проблема спасательных жилетов перестала быть острой - тяжелораненые умерли. Многие наглотались дизельного топлива, разлившегося по поверхности. Бред, конвульсии. Хотя воды Тихого океана на этой широте сравнительно теплые, ночью люди страдали от переохлаждения. Когда взошло солнце, проблемой стали палящие лучи.

Все это можно было бы стерпеть. Но приплыли акулы.

Моряки «Индианаполиса» в спасательных жилетах. Кадр из документального фильма «Worst Shark Attack Ever: Ocean of Fear»: Discovery Networks / EMEA / UK Рифовые акулы рядом со спасательными плотами «Индианаполиса». Кадр из документального фильма «Worst Shark Attack Ever: Ocean of Fear»: Discovery Networks / EMEA / UK

В кольце из плавников

Первыми жертвами акул были мертвые члены экипажа. Тело вдруг уходило под воду, а через некоторое время всплывал его фрагмент или один только жилет. В попытках защититься от хищников моряки сбивались вместе и прижимали ноги к животу.

Днем третьего дня акулы стали убивать живых. У людей начались галлюцинации. Кто-нибудь вдруг кричал, что видит остров или корабль, и плыл в сторону миража. Рядом быстро появлялись плавники.

Следующей ночью акулы окружили выживших кольцом из плавников. Моряки вспоминали ее как самую страшную. Дэвид Хэрелл, который после затопления судна очутился в группе из 80 человек, рассказывал, что к третьей ночи она сократилась вдвое, а на утро он обнаружил рядом всего 17 сослуживцев.

«На четвертый день паренек из Оклахомы увидел, как акула ест его лучшего друга. Он не мог этого вынести, достал нож, зажал его в зубах и поплыл за акулой. Больше его не видели» , - рассказывал Шерман Бут.

Рифовые акулы нападают на выживших членов «Индианаполиса». Кадр из документального фильма «Worst Shark Attack Ever: Ocean of Fear»: Discovery Networks / EMEA / UK

Мы снова тонем!

Через 72 часа после гибели крейсера у выживших не осталось никаких сил. Тем временем, стали тонуть спасательные жилеты. Они были матерчатыми с наполнителем из волокон хлопкового дерева и гарантировали плавучесть на протяжении 48 часов. Этот срок давно вышел.

Ночь и день четвертого дня мало кто помнил. Люди дрейфовали почти без сознания, потеряв все надежды.

Не было бы счастья, да поломка антенны помогла

Место крушения «Инди» никто не искал. Командир бомбардировщика Lockheed Ventura Чак Гвинни сделал это случайно. 2 августа около 10 утра во время патрулирования океана он заметил, что антенна слетела с крепления и бьется о борт самолета. Это было опасно, поэтому он передал управление второму пилоту и вышел из кабины, чтобы обсудить ситуацию с инженером.

По ходу Гвинни глянул на океан через шахту в полу. Через несколько минут он отправил радиосообщение о найденных людях и сбросил вниз надувную шлюпку. Она оказалась дырявой и утонула. Зато моряки поняли, что их нашли. Оставалось дождаться спасения.

Выжившие моряки «Индианаполиса». Военно-морской базовый госпиталь на острове Пелелиу, 5 августа 1945 года. Фото: National Archives

Первым на место катастрофы прибыл самолет-амфибия Catalina. Лейтенант Маркс подобрал 56 человек, разместив часть на крыльях. Счастливчики впервые за 90 часов почувствовали под ногами твердую поверхность. Ни стоять, ни сидеть прямо они не могли. Выпив пресной воды, большинство уснуло мертвым сном.

Шесть прибывших кораблей прочесали участок океана вокруг. 317 человек спаслись. Шесть сотен умерли от ран и обезвоживания или были убиты акулами.

Затопление «Индианаполиса» стало самой массовой гибелью экипажа в результате одной атаки в истории флота США.

Что было дальше
    • Капитан выжил и его признали виновным. Чарлз Маквэй стал единственным командиром корабля ВМС США в период Второй мировой войны, который предстал перед трибуналом за потерю судна в бою. Капитана обвинили в пренебрежении противолодочным маневром: «Индианаполис» шел прямо, а не зигзагом. Хотя министр обороны США отклонил приговор военного суда, Маквэй через несколько лет вышел в отставку. До конца жизни он считал себя опозоренным и получал оскорбительные письма от родственников погибших матросов «Индианаполиса». В 1968 году застрелился на лужайке собственного дома.
    • Командир I-58 Мотицура Хасимото стал свидетелем на суде. Он утверждал, что в тех условиях поразил бы цель даже на зигзагообразном курсе.
    • В 1990 году Мотицура Хасимото встретился в Перл-Харборе с моряками «Инди» и получил от них прощение.
    • В 2001 году флот США официально снял с Маквэя все обвинения в гибели крейсера.
    • 19 августа 2017 года проект совладельца Microsoft, миллиардера Пола Аллена, по нахождению обломков судна на дне Филиппинского моря увенчался успехом. Этого дождались 18 членов экипажа «Индианаполиса».

Телеканал Discovery посвятил этой истории фильм Worst Shark Attack Ever: Ocean of Fear. Его кадры мы использовали с разрешения правообладателей.

Тот кто сеет зло, плохо кончит.

То, что описано в этом материале можно объяснить лишь двумя вещами: либо существует высшая справедливость, либо есть ещё некоторые причины, по которым сами Штаты были заинтересованы, чтобы их секреты пошли на дно вместе с «Индианаполисом».

Но в любом случае сначала мы должны узнать факты…

******

Моряки, доставившие «начинку» для атомных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки , приняли страшную и мучительную смерть посреди Тихого океана.Проклятый крейсер. Подлинная история гибели корабля «Индианаполис»

Гордость американского флота

6 августа 1945 года на японский город Хиросима была сброшена атомная бомба, получившая название «Малыш». Взрыв урановой бомбы привёл к гибели от 90 до 166 тысяч человек. 9 августа 1945 года плутониевая бомба «Толстяк» была сброшена на Нагасаки, унеся жизни от 60 до 80 тысяч человек. Болезни, вызванные радиоактивным облучением, мучают даже потомков тех, кто пережил кошмар.

Участники бомбардировок до самых последних дней были уверены, что действуют правильно, и угрызениями совести не страдали.

Проклятие «Малыша» и «Толстяка» коснулось тех американцев, которые были причастны к истории первой атомной бомбардировки, хотя и сами не знали об этом.

В ноябре 1932 года в состав американского флота был включён новый тяжёлый крейсер проекта «Портленд», получивший название «Индианаполис».

В то время это был одно из самых грозных боевых судов США: площадь в два футбольных поля, мощное вооружение, экипаж свыше 1000 моряков.

Секретная миссия

В годы Второй мировой войны «Индианаполис» участвовал в крупных операциях против японских войск, успешно выполняя задачи и оставаясь невредимым. В 1945 году над американскими судами нависла новая опасность - японцы стали использовать для атак лётчиков-камикадзе, а также торпеды, управляемые смертниками.

31 марта 1945 года японские смертники атаковали «Индианаполис». Одному из камикадзе удалось протаранить нос крейсера. В результате погибли 9 моряков, а сам корабль для ремонта был отправлен в Сан-Франциско. Война стремительно шла к концу, и моряки «Индианаполиса» даже стали полагать, что она для них закончена. Однако, когда ремонт был практически окончен, на крейсер прибыли генерал Лесли Гровс и контр-адмирал Уильям Парнелл . Командиру «Индианаполиса» Чарльзу Батлеру Маквею было сообщено - крейсеру поручается перевезти сверхсекретный груз, который необходимо доставить к месту назначения быстро и безопасно. Что за груз, капитана Маквея не известили. Вскоре на борт прибыли два человека, при которых были какие-то небольшие коробки.

«Индианаполис», 10 июля 1945 года. Источник: Public Domain

«Начинка» для атомных бомб

Пункт назначения капитан узнал уже в море - остров Тиниан. Пассажиры были неразговорчивы, редко покидали свою каюту, зато строго следили за сохранностью коробок. Всё это навело капитана на определённые подозрения, и он брезгливо бросил: «Не думал, что мы докатимся до бактериологической войны!».

Но пассажиры не отреагировали и на это замечание. Чарльз Батлер Маквей мыслил в правильном направлении, но о том оружии, которое везли на его судне, он просто не мог знать - это была строжайшая тайна.

Генерал Лесли Гровс был руководителем «Манхэттенского проекта» - работ по созданию атомной бомбы. Пассажиры «Индианаполиса» везли на Тиниан «начинку» - сердечники для атомных бомб, которым предстояло быть сброшенными на жителей Хиросимы и Нагасаки. На острове Тиниан завершали подготовку лётчики из специальной эскадрильи, назначенной совершить первые атомные бомбардировки. 26 июля «Индианаполис» прибыл на Тиниан, и его пассажиры с грузом сошли на берег. Капитан Маквей облегчённо вздохнул. Он не знал, что в его жизни и в жизни его корабля начинается самая страшная страница.

Японская охота

«Индианаполис» получил приказ идти на Гуам, а затем на филиппинский остров Лейте. На линии Гуам – Лейте командир «Индианаполиса» допустил нарушение инструкции, предписывавшей проводить манёвры зигзагом во избежание обнаружения подводными лодками противника.

Капитан Маквей не стал выполнять эти манёвры. Во-первых, данная техника была устаревшей, и японцы приноровились к ней. Во-вторых, информации о действиях японских подлодок в данном районе не поступало. Данных не было, но подлодка была. Более десяти дней в районе вела охоту японская подводная лодка «I-58» под командованием капитана 3-го ранга Матицуры Хасимото . Помимо обычных торпед, она была оснащена мини-подлодками «Кайтэн». По сути, это были те же торпеды, только направляемые смертниками.

29 июля 1945 года около 23:00 японский акустик обнаружил одиночную цель. Хасимото отдал приказ готовиться к атаке.

До сих пор идут споры, чем в итоге был атакован «Индианаполис» - обычными торпедами или «Кайтэнами». Сам капитан Хасимото утверждал, что в данном случае обошлось без смертников. Крейсер был атакован с расстояния 4 миль, и через 1 минуту 10 секунд прогремел мощный взрыв.

Пропавшие в океане

Японская подлодка стала немедленно уходить из района атаки, опасаясь преследования. Моряки «I-58» толком и не поняли, что за корабль поразили, и понятия не имели, что стало с его экипажем.

Торпеда разрушила машинное отделение «Индианаполиса», убив находившихся там членов экипажа. Повреждения оказались столь серьёзными, что стало ясно - крейсер будет оставаться на плаву считанные минуты. Капитан Маквей отдал приказ покинуть судно.

Через 12 минут «Индианаполис» скрылся под водой. Вместе с ним ушли на дно около 300 из 1196 членов экипажа. Остальные оказались в воде и на спасательных плотах.

Спасательные жилеты и высокая температура воды в этой части Тихого океана позволяли морякам ожидать помощи в течение длительного времени. Капитан успокаивал команду: они находятся в зоне, где постоянно курсируют корабли, и их скоро обнаружат.

Неясная история сложилась с сигналом «SOS». По одним данным, радиопередатчик крейсера вышел из строя, и подать сигнал о помощи экипаж не смог. По другим, сигнал был всё-таки подан и даже принят по меньшей мере тремя американскими станциями, но либо проигнорирован, либо воспринят как японская дезинформация. Более того, американское командование, получив доклад о том, что «Индианаполис» выполнил миссию по доставке груза на Тиниан, потеряло крейсер из виду и не проявляло ни малейшего беспокойства по его поводу.

В окружении акул

2 августа экипаж американского патрульного самолёта PV-1 Ventura с удивлением обнаружил в воде десятки людей, оказавшихся измученными и полуживыми моряками флота США. После доклада лётчиков в район был выслан гидросамолёт, а вслед за ним подошли и американские военные суда. Трое суток, пока не пришла помощь, посреди океана разыгрывалась страшная драма. Моряки умирали от обезвоживания, гипотермии, некоторые сходили с ума.

Но и это было ещё не всё. Экипаж «Индианаполиса» окружили десятки акул, которые атаковали людей, разрывая их на части.Кровь жертв, попадая в воду, привлекала всё новых и новых хищников.

Доподлинно не известно, сколько всего моряков стали жертвами акул. Но из тех тел погибших, что удалось поднять из воды, следы акульих зубов были найдены почти на 90. Живыми из воды подняли 321 человека, ещё пять скончались уже на борту спасательных судов. Всего погибло 883 моряка. В историю флота США гибель «Индианаполиса» вошла как наиболее массовая гибель личного состава в результате одного затопления.

Выжившие с «Индианаполиса» на острове Гуам.

Гибель крейсера «Индианаполис» считается самой страшной катастрофой в истории американского флота. С тонущего корабля не успели отправить сигнал бедствия, и матросам пришлось пять дней ждать спасения в открытом море, кишащем акулами. Военные и авантюристы больше семидесяти лет искали обломки корабля в Филиппинском море, но разгадать тайну пропавшего крейсера удалось лишь недавно. выяснила, как это произошло.

Японская торпеда

30 июля 1945 года американский тяжелый крейсер «Индианаполис» шел к острову Лейте в Филиппинском море. Корабль возвращался после секретной миссии: он доставил на базу в Тихом океане компоненты первой ядерной бомбы. Через неделю ее сбросят на Хиросиму, а еще через месяц Япония капитулирует.

Соединенные Штаты готовились к последнему удару по врагу, поэтому каждый корабль был на счету. Когда «Индианаполис» настигла японская подводная лодка, помочь было некому.

В крейсер попали две торпеды. Все произошло так быстро, что времени отправить сигнал бедствия или организовать эвакуацию просто не было. Всего за 12 минут корабль ушел под воду. 400 человек погибли сразу, еще 800 оказались в открытом море.

Кадр: фильм «Крейсер»

Они ждали спасения пять дней. Плотов не хватило на всех, а еда и питьевая вода быстро кончились. Выжившие наглотались разлитого по морю машинного масла и умирали от ран, отравления или обезвоживания.

Отчаявшихся людей, не спавших несколько суток, охватила массовая истерия. «Вижу - люди выстроились в цепочку, - вспоминал судовой врач Льюис Хейнз. - Спрашиваю, что происходит. Кто-то отвечает: “Док, там остров! Будем по очереди спать по 15 минут". Они все видели остров. Их было невозможно переубедить». В другой раз одному из матросов померещились японцы и началась драка. «Они были совершенно невменяемы, - писал Хейнз. - Той ночью погибло много людей».

Затем появились акулы. «Близилась ночь, и кругом были сотни акул, - рассказывал Вуди Джеймс, еще один член команды крейсера. - То и дело раздавались крики, особенно к концу дня. Впрочем, ночью они тоже нас ели. В тишине кто-то начинал кричать - значит, акула схватила».

Второго августа остатки команды «Индианаполиса» заметил пилот пролетавшего мимо бомбардировщика. Только после этого началась спасательная операция. Из 1196 членов экипажа и морских пехотинцев, плывших на крейсере, уцелели только 316.

Тайна «Индианаполиса»

Место гибели корабля больше 70 лет оставалось загадкой. Все записи, которые делали его офицеры, утонули, а бортжурнал японской субмарины был уничтожен, когда ее капитан решил сдаться американцам. Полагаться можно было только на воспоминания выживших моряков.

Сразу после спасения капитан «Индианаполиса» Чарльз Маквей заявил, что крейсер шел точно по намеченному курсу. Однако в ожидаемом месте обломков не оказалось. Авантюристы и кладоискатели много раз пытались отыскать исчезнувший корабль. В 2001 году одна из экспедиций просканировала дно Филиппинского моря сонаром - ничего. Спустя четыре года поисковую операцию оплатил . Под воду спускались батискафы, но и они вернулись ни с чем.

Наверное, Индиана Джонс был прав, когда говорил, что 70 процентов археологии - это работа в библиотеке. Ключ к тайне нашелся не в глубинах океана, а в интернете.

Год назад историк Ричард Кулвер обратил внимание на блог с воспоминаниями ветерана Второй мировой, который служил в Тихоокеанском флоте. Ветеран утверждал, что 30 июля 1945 года видел «Индианаполис» со своего десантного корабля. До атаки японской субмарины оставалось всего 11 часов.

Кулвер знал, что капитан Маквей тоже упоминал эту встречу. В бортовом журнале десантного корабля могли сохраниться бесценные сведения, но где его искать? Номер корабля никто не запомнил.

Теперь у историка была зацепка - имя одного из матросов. Кулвер поднял архивы и выяснил, где он служил. Десантный корабль LST-779 покинул Гуам 27 июля и направлялся к Филиппинам. «Индианаполис» вышел из того же порта на следующий день и взял курс на Лейте.

Кулвер сопоставил маршруты и понял, что «Индианаполис» шел с опережением графика. Поэтому никто и не мог его найти.

Забытый основатель Microsoft

В трюме 126-метрового судна скрывается десятиместная субмарина. «Задняя часть корпуса откидывается, и оттуда выплывает подводная лодка, - хвастался Аллен в одном из интервью. - Очень похоже на фильмы про ». Именно с Octopus режиссер погружался на батискафе в Марианскую впадину.

Миллиардер давно питает слабость к затонувшим боевым кораблям. Аллен отыскал японский линкор «Мусаси», который погиб в 1944 году, нашел место гибели итальянского эсминца Artigliere и помог поднять со дна Датского пролива колокол британского линейного крейсера Hood, потопленного в самом начале Второй мировой.

Когда он узнал, что есть шанс разгадать тайну «Индианаполиса», то немедленно снарядил экспедицию.

Подводные роботы Пола Аллена

Искать пропавший крейсер отправился не Octopus, а исследовательский Petrel - новая игрушка миллиардера. В 2016 году он купил 76-метровое судно, предназначенное для поиска утечек в подводных трубопроводах, и переоборудовал его по последнему слову техники. «Таких судов в мире всего два или три», - утверждает Роб Крафт, руководитель подводных работ в компании Аллена.

Petrel доставил в Филиппинское море три беспилотных подводных аппарата. Один из них, Hydroid Remus 6000, способен работать на глубине до шести тысяч метров. Это именно то, что нужно для поисков «Индианаполиса», потому что глубина Филиппинского моря превышает пять тысяч метров.

Тяжелый крейсер «Индианаполис» вошел в историю после выполнения сверхсекретной миссии по доставке частей первой атомной бомбы, имевшей милое название «Малыш» на военную базу ВВС США, расположенную на острове Тиниан. Чуть позже, 30 июня 1945 года, за месяц с небольшим до того, как над Хиросимой вырос атомный гриб, этот корабль был затоплен японской подводной лодкой I – 58. Через 12 минут после торпедирования, имея на борту 1196 человек, крейсер ушел под воду. Выжить удалось только 316 членам экипажа. По воле судьбы, «Индианаполис» стал одним из последних кораблей ВМС США, погибших во Второй мировой войне….

Тяжелый крейсер «Индианаполис» вошел в состав американского флота 15 ноября 1932г. Он имел длину 185,93м, ширину 20м, водоизмещение в 12 755 тонн. И развивал скорость до 32,5 узлов (60км в час). В состав экипажа входили 1199 человек.

К началу лета 1945г. американцы уже не воспринимали японский флот всерьез. Он был основательно потрепан. Не боялись янки и хваленых камикадзе. Над своими кораблями американцы создавали такую плотную стену огня, что к цели долетали единицы. Однажды самолет с камикадзе упал на палубу «Индеанаполиса». Возникший пожар быстро потушили, жертв было мало. А моряки потом два месяца отдыхали в Сан-Франциско, пока корабль ремонтировали.

Когда ремонт корабля приближался к концу, капитана крейсера Чарльза Батлера МакВея (McVay) совершенно неожиданно вызвали в штаб военно-морской базы. Он получил приказ приготовить судно к походу и перейти на другую верфь – Хантер-Пойнтс. Что и было сделано. Через некоторое время в Хантер-Пойнтс прибыли генерал Лесли Гровс и контр-адмирал Уильям Парнелл.

Генерал Лесли Гровс руководил «Манхэттенским проектом» - работами по созданию атомной бомбы. Только МакВея никто об этом не проинформировал. Не проинформировали его и о характере перевозимого груза. Капитану сказали, что крейсер должен принять на борт спецгруз и сопровождающих его офицеров, и выйти в море. Пункт прибытия капитан должен был узнать из врученного ему пакета с грифом «Совершенно секретно», а вскрыть его он должен был в море.

Часть груза была размещена в ангаре для гидросамолета, а другую часть, по-видимому, самую важную, разместили в командирском салоне. Там же расположились и сопровождающие офицеры. МакВей чувствовал, что груз представляет собой что-то очень значимое и важное, но что именно там находилось, узнать тогда ему было не суждено.

Ночью 26 июля «Индианаполис» бросил якорь у острова Тиниан в Марианском архипелаге. Огромная луна висела в небе, как осветительная бомба. Корабль представлял отличную мишень для торпедоносцев, но тогда все обошлось.

Утром следующего дня к борту крейсера подошла самоходная баржа. Корабль освободился от зловещего груза и молчаливых сопровождающих.

Через несколько часов ожидания на рейде Тиниана, капитан получил распоряжение следовать на Гуам.

27 июля, около 10 часов утра, «Индианаполис» вошел в бухту самого большого острова архипелага Мариинских островов - Гуама. После пополнения боезапаса и топлива, было получено распоряжение следовать с максимальной скоростью к Лейте, на Филиппинские острова.

Ничто не предвещало опасности. До Лейты оставались сутки хода. МакВей спокойно спал в походной каюте на ходовом мостике, когда раздался сильный взрыв. Капитана вышвырнуло из койки. Он выбежал на окутанную дымом палубу. Затем вернулся в каюту, чтобы обуться и надеть верхнюю одежду, по дороге столкнувшись с начальником службы живучести корабля капитан-лейтенантом Муром. Мур доложил, что корабль в носовой части быстро заполняется водой и существует угроза его гибели. И спросил, отдавать ли приказ команде покинуть корабль.

МакВей отвечает отрицательно. Через несколько минут становится ясно, что крейсер тонет, и капитан дает экипажу команду покинуть корабль. «Индианаполис» стал быстро крениться на правый борт. Люди стали скользить по палубе, падать и прыгать за борт.

Часть команды корабль увлек с собой в морскую пучину, но около пятисот человек держались на плаву. Среди них были раненые, и кровь попала в воду. Акулы появились быстро и стали методично пожирать плававших моряков. Это был кровавый пир зубастых хищников.

Оставшихся в живых собирали в течение 4 суток. Из 1199 человек удалось спасти всего 316. Большая часть тех, кто доставил на Гуам адский груз, нашла свою страшную кончину в пучине океана и пастях акул-убийц.

Перевозчика атомной смерти потопила японская подводная лодка под командованием Мотицуро Хасимото. Не рискнув выпустить в быстро идущий крейсер веер из обычных торпед, он направил на него «Кайтена» - торпеду, наводящуюся на цель сидящим в ней смертником. Она несла гораздо больше взрывчатки, чем обычная торпеда. И не могла промахнуться. Судьба, в лице Мотицуро Хасимото покарала экипаж за предстоящие в августе 1945г. два атомных взрыва, полностью уничтоживших японские города Хиросима и Нагасаки….