Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Первая учительница рассказ для 1. «Мой первый учитель. Несколько интересных сочинений

Mishkastr

Nov 14, 2013 7:12:38 PM (2 года назад)

здесь их несколько:) Первому учителю

Благодарим судьбу за то,
Что нам так в жизни повезло,
Что вы за руку привели,
К началу трудного пути!
Посеяли в сердцах добро,
Распознавать учили зло,
И справедливостью своей
Вы покорили всех детей!
Вы были нам поводырем
При нашей встрече с букварем.
Вы помогли нам мир открыть,
Писать и с книгою дружить!
Всегда для каждого из нас
Вы время находили,
И каждый день, и каждый час
Вы терпеливы были!
Мы любим вас от всей души
И взрослые, и малыши,
Девчонки наши и мальчишки,
И тихие, и шалунишки!
Нам никогда не позабыть
Лучистый свет любимых глаз,
Желаем вам здоровой быть,
Хотим счастливой видеть вас!

о дни торжеств и неприметных буден –
Невесть в каком году, в каком краю –
Мы добрым словом вспомнить не забудем
...

0 0

Учительница первая моя.

В 2007 году я пошла в первый класс гимназии №1.

Моя первая учительница- Ольга Ивановна Крошкина.

С первого учебного дня она очень понравилась мне. Она научила нас писать, читать, считать, рисовать и делать разнообразные поделки. Она научила нас уважать старших, ценить друзей и подруг. Она помогает нам преодолевать трудности.

Ольга Ивановна справедливая, добрая, мудрая и красивая учительница. Много девочек из нашего класса хотят быть похожими на нее.

По пустякам она не делает замечаний. Ольга Ивановна ценит наше время и заботится о нашем здоровье.

Очень много личного времени она проводит с нами- учениками. Она ходит с нами в походы, в театр, цирк, ездит на экскурсии.

Всем ребятам нравится, когда Ольга Ивановна проводит увлекательную программу на разные праздники. Она помнит дни рождения каждого ученика и обязательно поздравит небольшим подарком.

В этом году мы заканчиваем четвертый класс и перейдем в пятый- в...

0 0

Рассказ о первой учительнице

Главная > Другой > Рассказ о первой учительнице

Рассказ о первой учительнице

"Ученье свет, а неученье - тьма,"- гласит народная мудрость. Жизнь каждого человека освещает учитель. Учитель открывает свое дело, большой мир, которому посвящена его жизнь. За хорошим учителем хочется войти в его мир. Мир моего учителя – это его ученик. Когда передо мной встал вопрос, о каком учителе написать, я долга не думал. Хочется рассказать сразу про своего учителя, который, как мне кажется, сильно влияет на меня. Это моя первая учительница - Светлана Владимировна. Она учит нас четыре года, является нашим классным руководителем. Говорю я о Светлане Владимировне - прекрасный учитель, замечательная женщина. Познакомились мы с Светланой Владимировной, когда пришли в первый класс. Как мне казалось, сторугую и требовательную преподавательницу я поначалу сильно побаивался. Но...

0 0

Рассказ школьника о своем классе.

У нас большой класс. Иногда мы дружим, а иногда ссоримся. Но больше дружим. Ведь в нашем классе очень разные ребята. Есть отличники, они самые умные из нас. У отличников всегда есть готовые домашние задания и их можно списать. А ещё они всегда хорошо отвечают у доски и пишут контрольные работы на пятёрки. Ещё в нашем классе есть двоечник. Он всегда опаздывает на уроки, редко делает домашние задания, часто приходит неопрятный и с развязанными шнурками, но мы всё равно с ним дружим потому, что он добрый. И на уроках труда он всегда хорошо себя ведёт и даже пятерки получает. Большинство ребят в нашем классе хорошисты и троечники.

Есть в нашем классе ребята, занимающиеся спортом. Они ходят на тренировки после уроков. Многие мальчики ходят на футбол, а девочки на гимнастику и на танцы. На физкультуре их всегда хвалит учитель и говорит, что с них нужно брать пример. Я тоже хочу ходить в спортивную секцию.
А еще в нашем классе...

0 0

На краю села стоял небольшой дом. Рядом с домом был красивый сад. В доме жила учительница Мария Ивановна. Когда-то она учила первоклашек, а теперь была на пенсии.

Однажды, задержавшись на работе, я проходил мимо дома Марии Ивановны, моей первой учительницы. Уже начало темнеть. Я услышал в саду какие-то звуки. И решил подойти поближе. Я увидел, что Мария Ивановна собирала с земли яблоки. Надо сказать, что тот год оказался богатым на урожай яблок. Погода была чудной, и яблок было - море.

Окликнув Марию Ивановну, я вошёл в калитку. Она стояла невдалеке. В подоле её фартука были яблоки. Вернее, яблоки были везде: в ящиках, на земле, на ветках. Я вызвался помочь. Мы долго собирали яблоки и вспоминали наши школьные будни. Мария Ивановна сказала, что наш выпуск был одним из самых лучших и она часто вспоминает о нём. Я рассказал Марии Ивановне о своей работе.

Вскоре мы закончили, но было ясно, что назавтра опять большое количество яблок окажется на земле. Яблоки уже...

0 0

Самые важные годы своей жизни человек проводит в школе. Школа надолго остается в сердце каждого человека светлым этапом жизненного пути.


Для каждого из нас школа – это второй дом. Здесь есть и вторая мама - наша первая учительница. Именно она научила нас писать, читать, логически мыслить. Учительница учит нас быть добрыми, честными, правильно общаться, дружить.

Школа даёт нам опору, дарит тепло и радость. Каждое утро мы спешим в свой светлый класс, где тёплой улыбкой встречает нас учительница.

Школа – это главная ступень в нашей жизни. Она формирует характер, учит нас правильно относиться к окружающему миру. В школе мы находим первых настоящих друзей и первую любовь.

Школа - это то место, где мы переживаем первые радости побед и пытаемся скрывать горькие слёзы поражений. Школа учит нас преодолевать трудности и не останавливаться на достигнутом. В школе проходит множество мероприятий – интеллектуальных, спортивных и...

0 0

Очень кратко: На заре советской власти молодой малограмотный парень приходит в аил в казахской степи и основывает школу, открывая для местных детей новый мир.

Композиция произведения построена по принципу рассказ в рассказе. Начальные и финальные главы представляют собой размышления и воспоминания художника, середина - рассказ главной героини о своей жизни. Всё повествование ведётся от первого лица: первая и последняя части - от лица рассказчика, середина - от лица академика.

Художник задумывает написать картину, однако пока не может выбрать тему для неё. Он вспоминает своё детство в аиле Куркуреу, что в казахской степи. Перед глазами возникает главный символ родных мест - два больших тополя на бугре. Этот голый бугор в аиле называют «школой Дюйшена». Когда-то некому комсомольцу вздумалось организовать там школу. Теперь одно название осталось.

Художник получает телеграмму - приглашение на открытие новой школы в аиле. Там он встречает гордость Куркуреу - академика Алтынай Сулаймановну Сулайманову. После торжественной части директор приглашает активистов колхоза и академика к себе. От бывших учеников приносят телеграммы с поздравлениями: их привёз Дюйшен. Теперь он развозит почту. Сам Дюйшен не заходит на праздник: надо сначала закончить работу.

Теперь многие с усмешкой вспоминают его затею со школой: он, мол, сам не весь алфавит знал. Пожилая академик краснеет при этих словах. Она поспешно, в тот же день, уезжает в Москву. Позже она пишет художнику письмо и просит донести её историю людям.

В 1924 году в аиле появляется молодой Дюйшен и хочет открыть школу. Он своими силами приводит в порядок сарай на бугре.

Сирота Алтынай живёт в семье тётки, которая тяготится девочкой. Ребёнок видит лишь оскорбления и побои. Она начинает ходить в школу. Ласковое отношение и добрая улыбка Дюйшена согревает ей душу.

На уроке учитель показывает детям портрет Ленина. Для Дюйшена Ленин - символ светлого будущего простых людей. Алтынай вспоминает то время: «Думаю я сейчас об этом и диву даюсь: как этот малограмотный парень, сам с трудом читавший по слогам, ... как он мог отважиться на такое поистине великое дело!.. Дюйшен не имел ни малейшего представления о программе и методике преподавания... Сам того не ведая, он совершил подвиг... нам, киргизским детям, нигде не бывавшим за пределами аила, ... вдруг открылся... невиданный прежде мир...»

В холода Дюйшен на руках и на спине переносил детей вброд через ледяную речку. Богатые люди, проезжавшие в такие моменты мимо в лисьих малахаях и овчинных шубах, презрительно посмеивались над ним.

Зимой, в ночь возвращения учителя из волости, куда он ходил на три дня каждый месяц, тётка выгоняет Алтынай к дальним родственникам - старикам Сайкал и Картанбаю. У них в то время и жил Дюйшен.

Среди ночи раздаётся «гнусавый, утробный вой». Волк! И не один. Старик Картанбай понял, что волки кого-то окружают - человека или лошадь. В этот момент в дверях появляется Дюйшен. Алтынай плачет за печкой от счастья, что учитель вернулся живой.

Весной учитель вместе с Алтынай сажают на бугре две «молоденькие сизоствольные топольки». Дюйшен верит, что будущее девочки в учении, и хочет отправить её в город. Алтынай с восхищением смотрит на него: «горячей волной поднялось в моей груди новое, незнакомое чувство из неведомого ещё мне мира».

Вскоре в школу является тётка с краснорожим человеком, который недавно появлялся в их доме. Краснорожий и ещё двое всадников избивают Дюйшена, защищавшего девочку, и силой увозят Алтынай. Тётка отдала её во вторые жены. Ночью краснорожий насилует Алтынай. Утром перед юртой появляется перебинтованный Дюйшен с милиционерами, и насильника арестовывают.

Через два дня Дюйшен везёт Алтынай на станцию - она будет учиться в ташкентском интернате. Уже отходящему поезду учитель, с полными глазами слёз, кричит «Алтынай!», будто забыл сказать что-то важное.

В городе Алтынай учится на рабфаке, потом - в Москве в институте. В письме она признаётся Дюйшену, что любит его и ждёт. На этом обрывается их переписка: «я думаю, что отказал он мне и себе потому, что не хотел мешать мне учиться».

Начинается война. Алтынай узнаёт, что Дюйшен ушёл в армию. Больше о нём нет вестей.

Уже после войны она едет в поезде по Сибири. В окне Алтынай видит в стрелочнике Дюйшена и срывает стоп-кран. Но женщина обозналась. Люди из поезда думают, что ей привиделся погибший на войне муж или брат и сочувствуют Алтынай.

Проходят годы. Алтынай выходит замуж за хорошего человека: «У нас дети, семья, живём мы дружно. Я теперь доктор философских наук».

Она пишет художнику о произошедшем в аиле: «...не мне надо было оказывать всяческие почести, не мне надо было сидеть на почётном месте при открытии новой школы. Такое право имел прежде всего наш первый учитель... - старый Дюйшен... я хочу поехать в Куркуреу и предложить там людям назвать новую школу-интернат „школой Дюйшена“».

Под впечатлением от истории Алтынай художник думает над ещё не написанной картиной: «...мои современники, как сделать, чтобы мой замысел не просто дошёл до вас, а стал бы нашим общим творением?» Он выбирает, какой из рассказанных академиком эпизодов изобразить на своём полотне.

«Моя первая учительница»

Я хочу рассказать о своей учительнице - Елене Михайловне Рекетчук.
Я учусь в 4 «А» классе. Елена Михайловна учит меня с 1 класса. Она строгая учительница, не любит, когда не сделаны домашние задания. А если они сделаны неправильно,то Елена Михайловна не сразу ставит оценку в журнал, а разрешает переписать. Она печалится и переживает, когда ее ученики получают плохие оценки. Но Елена Михайловна бывает и веселой! Особенно она радуется нашим пятеркам и четверкам. Наша учительница - на все руки мастер! Она учит нас не только русскому языку и математике, но и рисованию и труду. Мне очень нравиться на уроках труда! Я научился пришивать пуговицы, делать поделки из картона и бумаги, а в последний раз сшил куклу и одежду для нее. И на рисовании мне интересно, ведь уроки такие увлекательные. А в последнее время мне нравиться математика. Хотя это трудный предмет, но Елена Михайловна объясняет понятно. С нашей учительницей мы не только учимся, но и отдыхаем. Мы с ней были в театрах, в музеях, ездили в зоосад, бывали на экскурсиях.
В следующем учебном году Елена Михайловна уже не будет нас учить, а возьмет первоклашек, но я никогда не забуду свою первую учительницу! Она многому научила меня и моих одноклассников. Не только математике и другим предметам, но и тому, что надо быть честными, добрыми, воспитанными людьми.
Я желаю Елене Михайловне счастья, здоровья, хороших учеников и почаще улыбаться!

Кошелев Олег, 4 «А» класс

«Мой первый учитель»


Она была очень красивая и добрая. У неё был внимательный взгляд. Нина Сергеевна всех любила и не ругала. Она учила нас математике, русскому языку. Мне больше всего нравился урок окружающего мира.
Я запомню эту учительницу на всю жизнь.

Крицкий Данила, 2 А класс

«Мой первый учитель»

В 1 классе меня учила Нина Сергеевна.
Она была добрая, хорошая, мы её все любили. У Нины Сергеевны голубые глаза и добрый взгляд. Она нас всему научила: читать, писать, считать.
Это мой самый любимый учитель.

Яковлева Альбина, 2 А класс

«Мой первый учитель»

Я пошла в первый класс 1 сентября. Меня встретила учительница. Она мне очень понравилась. Её звали Нина Сергеевна.
Она была добрая, она любила нас. Нина Сергеевна хорошо нас учила.
Но, к сожалению, Нина Сергеевна уехала. Я её никогда не забуду.

Логвина Алина, 2 А класс

«Мой первый учитель»

Во втором классе у нас появилась новая учительница. Её зовут Виктория Викторовна.
Виктория Викторовна очень красивая и добрая. Она хорошо ведёт уроки и кружки. Этот учитель всё понятно объясняет на уроках.
Я думаю, что она останется с нами до 11 класса, потому что она всегда улыбается.

Процко Наталья, 2 А класс

«Мой первый учитель»

В 1 классе меня учила Нина Сергеевна.
Нина Сергеевна очень добрая, красивая, хорошая. У неё голубые глаза, нежный взгляд и весёлая улыбка.
Мы изучали в 1 классе с Ниной Сергеевной чтение, русский язык, математику. Она всё понятно объясняла. На уроках мне больше всего нравилось читать, решать примеры и писать.
Я никогда не забуду первого учителя!

Грау Весна, 2 А класс

«Мой первый учитель»

Моя первая учительница Виктория Викторовна.
Она очень умная, хорошая. У неё светлые волосы, синие глаза и красивая улыбка.
Она интересно ведёт уроки. На математике мы решаем примеры и задачи. На русском языке изучаем правила и пишем под диктовку.
Я буду всегда помнить своего первого учителя.

Мешкелеев Александр, 2 А класс

«Мой первый учитель»

Во втором классе меня учит Виктория Викторовна.
Виктория Викторовна очень хорошо ведёт уроки. Мне нравится, как она объясняет новый материал. Особенно мне интересно на уроках окружающего мира.
У Виктории Викторовны синие глаза и она очень красивая. Мне нравится мой учитель!

Винникова Диана, 2 А класс

«Мой первый учитель»

В первом классе меня учила Нина Сергеевна.
Она была добрая и хорошая. Нина Сергеевна мне сразу понравилась. Мне было интересно на уроках русского языка, чтении, математики.
Первый учитель навсегда останется у меня в памяти.

Рычкин Сергей, 2 А класс

Рассказ о первой учительнице. Вере Прохоровне Бессоновой. Воспоминания о школе. Поздравление с 1 сентября. Геннадий Любашевский.

Уважаемые коллеги, друзья!

Заканчивается календарное лето. И сразу вспоминаются строки из песни: «Скоро осень, за окнами август»...

А ведь первый день осени запомнился нам на всю жизнь именно тем, что мы 1 сентября стали первоклассниками. Помните, как это было?

Безусловно, у каждого из нас свои воспоминания, а праздник – День Знаний – общий. Поздравим же друг друга, наших детей и внуков с этим замечательным праздником и ещё раз вспомним своих наставников, давших нам путёвку в жизнь.

С праздником всех! Новых вам творческих удач!

Учитель! Перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени.

Н. А. Некрасов

«Первая учительница»... Я вывел на чистом листе эти слова, медленно и тщательно, как выводил когда-то буквы в школьной тетради по чистописанию. И остановился. Рука повисла над листом. О чём писать дальше? Ведь я давно хотел написать о ней – о своей первой учительнице Вере Прохоровне Бессоновой . А сейчас никак не могу связать воедино обрывки фраз и мыслей. Так много хочется сказать, а слов не хватает...

Моя первая учительница... Человек, который незримо, как ангел-хранитель, всегда был и будет рядом со мной, который во многом определил мою судьбу и судьбы моих одноклассников. Благодаря ей мы стали друзьями в далёком 1956-м, бережно храним нашу дружбу более 55 лет и будем хранить её, пока бьются наши сердца.

Мы называли Веру Прохоровну нашей второй мамой, а она обращалась к нам не иначе, как «дети». Эти дети давно уже стали дедушками и бабушками, но для неё мы всегда оставались детьми, её детьми. Мы часто приходили к ней в её небольшую комнатку в коммунальной квартире, и эта комната, как и много лет назад, наполнялась нашими голосами. Мы приносили ей фотографии наших жён и мужей, наших детей и внуков. Она знала о нас всё, даже то, чего порой не знали наши родители. Мы привыкли поверять ей сначала свои маленькие детские секреты, а потом и большие взрослые тайны. Мы приносили ей цветы на день рождения, на 8 Марта, на День учителя, а на Песах – мацу, которую она называла «еврейским хлебом» и ела вместо хлеба, потому что у неё был диабет. Наши одноклассники, живущие в Израиле или навещающие там родных, обязательно привозили оттуда лекарства и заменитель сахара и не забывали аккуратно отклеивать этикетки с ценой. Мы могли позволить себе значительно больше, но она сама нам этого не позволяла. Только один раз, когда Вере Прохоровне исполнилось 80 лет, мы собрались не у неё дома, а в кафе и привезли туда нашу учительницу на большой чёрной машине. Тогда, в 2003 году, её юбилей совпал с Днём учителя. За праздничным столом мы, бывшие малыши, которых она учила с 1956 по 1960 год, наговорили ей столько хороших слов, что официантка потом созналась: «Я слушала – и плакала».

Мы с детства наизусть знали все закоулки её двора и число ступеней, по которым поднимались к ней на самый верхний, пятый этаж. Кому-то из нас посчастливилось подняться по ступеням жизненной лестницы к самой вершине, кто-то дошёл до середины, а кто-то оступился и остался далеко внизу. Так распорядилась жизнь. Но никто из нас никогда не чувствовал этой разницы – так она нас научила. Мы были равны перед ней и друг перед другом: олимпийский чемпион Юра Лагутин и слесарь Аркаша Коляда, председатель Ленинской райадминистрации Вова Кияница и парикмахер Света Ковалёва, заслуженный тренер Украины Лёня Цыбульский и кузнец Женя Мишевский, художники Вова Городисский и Толик Непокупный, юрист Валя Тавтелев и преступивший закон, но всё равно не отвергнутый нами Витя Денисов. Мы для неё всегда были дети. Может быть, потому, что Вера Прохоровна совсем ещё молодой женщиной потеряла своего единственного 3-летнего сына, она так тянулась к нам, своим мальчикам и девочкам. А может быть у неё было очень большое сердце...

Все мы, будущие первоклассники, жили недалеко от нашей школы – старой школы №2, которой в 2005 году исполнилось 100 лет. В этой школе Вера Прохоровна и проработала учителем начальных классов с 1949 года и до самой пенсии. Здание, в котором раньше была наша школа, и сейчас стоит между церковью и улицей Героев Сталинграда в районе Малого рынка. Тогда эта улица называлась Школьная. Было в здании всего 8 классных комнат на 33 класса. В одном углу коридора – библиотека, в другом – уголок, где проводили уроки труда, пения, рисования. Туалет на улице. Здание холодное. Зато большой двор, где мы на переменках и после уроков гоняли в футбол.

Последние летние дни далёкого 1956-го... Скоро в школу. Но ещё можно несколько дней побегать по улицам, заглянуть через забор в соседский сад, подразнить собаку или посидеть на сиденье полуторки, на которой сосед приехал домой пообедать. Наша слободка с кривыми улочками (даже соседний переулок носил название Кривой) и старыми покосившимися домами времён дореволюционного Александровска, барахолка, именуемая в народе Тучей, набеги пацанов на копровый цех Запорожстали, где среди металлолома запросто можно было найти оружие времён незабытой ещё войны. У нас было не всегда сытое, но счастливое детство. Не было нагромождения каменных коробок вокруг и асфальта под ногами. И мальчишки играли не в компьютерные игры, а в футбол, «ножички» или «выбивного», подбрасывали ногой кусочек меха со свинцовым грузом – «маялку» и считали, кто «набьёт» больше. А кое-кто из ребят постарше уже отливал из свинца кастеты. И сорванное с ветки яблоко пахло яблоком, а не заморской чертовщиной, а один бочок у яблока был теплее другого, потому что его нагрело солнце. В куче песка можно было найти монету 1736 года со странным названием «денга», а на чердаке – трубу от граммофона и дореволюционное издание стихов Лермонтова. Поход всей семьёй в кино был в порядке вещей, а телевизоров тогда просто не было.

В нашей семье серьёзно занимались воспитанием детей. И то, что мальчик задолго до поступления в первый класс умел читать и писать, играл с папой в шахматы, а с мамой занимался рисованием, считалось у нас дома в порядке вещей. В один из августовских дней, когда Вера Прохоровна обходила своих будущих питомцев, знакомилась с ними и их семьями, я смог продемонстрировать ей свои способности. А наша семья стала для Веры Прохоровны близкой на многие, многие годы. Сколько лет прошло с того памятного дня, а мой папа никогда не забывал позвонить Вере Прохоровне, поздравить с праздником, справиться о её здоровье. И я поступал точно так же.

И вот наступил этот долгожданный день – 1 сентября! Уже лежат на стуле выглаженные мамой «выходная» «шведочка» в полоску и чёрные штанишки на помочах, которые бабушка почему-то называла «шлейками». А дедушка ходит с секатором вокруг огромного куста георгинов и выбирает самые красивые. Папа ведёт меня в школу. С этого дня – это его сфера ответственности. Папа на протяжении всех лет учёбы, во всех школах, где перебывали мы с братом, был в родительском комитете. Я, естественно, впоследствии тоже стал председателем родительского комитете в школе, где училась моя дочь. Разве могло быть по-другому?

Школьный двор полон народу, утопает в цветах. А вот и наша учительница. Совсем молодая, статная, красивая. Она прикалывает каждому из нас на одежду бумажный ромбик, на котором написано 1 «А». Всё, мы уже первоклассники! Сначала, как водится, короткий митинг, потом нас ведут фотографироваться. Вот эта фотография. Весь наш класс. Мои дорогие одноклассники. Лица не с электронного сайта, а из жизни. На фотографии видно, что многим семьям жилось совсем не легко: дети одеты хоть и по-праздничному, но скромно. Только кое у кого из девчонок белые фартучки и белые атласные банты. И у каждого на лице – напряжённое ожидание. Что будет со всеми нами завтра, послезавтра? Мы сидим вокруг своей учительницы, как маленькие птенчики. Как молоды мы были...

Всего четыре года проучились мы вместе с Верой Прохоровной. Четыре года начальной школы и всю жизнь. Наша первая учительница принадлежала к тому племени самоотверженных и безгранично преданных своей профессии людей, которых называют «незаметными героями». Сотни учеников выросли на её глазах, спокойно и уверенно вступили они во взрослую жизнь, и дети многих из них пришли в школу к той же Вере Прохоровне. В каждом она сумела разглядеть индивидуальность и скрытый талант. На одном из первых уроков Вера Прохоровна раздала нам по листочку и сказала: «Нарисуйте то, что умеете». Мальчишки рисовали самолёты и машины, девчонки – кукол и домики. А Вова Кияница нарисовал такой танк, что все ахнули. Его, Толю Непокупного и Вову Городисского учительница взяла за руки и повела в изостудию Дворца пионеров. Городисский и Непокупный таки стали профессиональными художниками (Володя даже заслуженным художником Украины), в изостудию к Ивану Фёдоровичу Федянину ходил и я, но нам с Кияницей художниками стать не довелось.

Все мальчишки хотели заниматься спортом, дотемна гоняли мяч на школьном дворе. Я был ростом меньше других и обычно занимал место в воротах. Потом пришла пора увлечения борьбой «самбо». Примером для нас была известная в городе династия Цыбульских. Одним из её представителей был наш одноклассник Лёня. (Мы сидим с ним рядом на нашей первой общей фотографии). И жили мы рядом. Лёня всегда был человеком широчайшей души и исключительного обаяния. И добился больших успехов в спорте, стал известным тренером по дзюдо. Связали свою жизнь со спортом и будущий олимпийский чемпион по гандболу Юра Лагутин, и Володя Марьяновский, и многие другие наши мальчики. И во всех нас вложила частицу своей души Вера Прохоровна.

Казалось бы, она учила нас по той же школьной программе, что и другие учителя. И, тем не менее, был какой-то секрет в том, что самые шумные и бесшабашные слободские мальчишки сидели на её уроках чинно и смирно, жадно ловили каждое её слово. Конечно, мы не были ангелами. Но к каждому из нас у Веры Прохоровны был свой, особый подход, для каждого она находила свои, особенные слова. Была, действительно, как мама. И мы старались отплатить ей своей любовью, оказать по-детски наивные, но искренние знаки внимания. У Веры Прохоровны болели руки, застуженные ещё со времён войны, когда её девчонкой угнали в Германию. Она ухитрилась сбежать из лагеря, но память о войне осталась на всю жизнь. И вот однажды она попросила нас наловить ей пчёл (кто-то посоветовал ей лечиться пчелиным ядом). На следующее утро почти весь класс явился на уроки со спичечными коробками, из которых раздавалось басовитое гудение маленьких насекомых, и гордо сложил кучу коробков на учительский стол. Небольшой, но яркий факт из нашей повседневной жизни. Наша любимая учительница жила этой жизнью вместе с нами, учила своих питомцев, как тогда говорили, овладевать знаниями и заниматься общественно-полезным трудом, и не «для галочки», а всерьёз, по-настоящему. Был ли это сбор макулатуры, или металлолома, поездка на Каховское море или первое в жизни катание на самолёте, – она всегда была с нами.

Конечно, у детей были разные способности и наклонности. Но Вера Прохоровна каким-то непостижимым образом сумела разглядеть в каждом из нас то главное, что потом определило нашу дальнейшую судьбу.

Было у нас на уроках и немало смешных ситуаций. Мне запомнился случай с Юрой Лагутиным. Был диктант по украинскому языку, Вера Прохоровна своим чётко поставленным «учительским» голосом произносила слово за словом, после каждого слова следовало: «кома» (по-русски «запятая»), а Юра добросовестно вписывал в тетрадь каждое слово из диктанта плюс слово «кома»... Мы потом немало над этим потешались. Тем не менее, это не помешало Юре стать в 1972 году в Мюнхене олимпийским чемпионом по гандболу. Увы, последствия тяжёлой травмы привели к его преждевременной кончине...

Раз уж я вспомнил о Юре, расскажу и о том, что однажды, зайдя в гости к нашей однокласснице и его двоюродной сестре Ире, увидел на стене картину, на которой был изображён смертельно раненый на дуэли Пушкин. Несколько минут стоял я у небольшого полотна, потрясённый тем, как художник передал страдания великого поэта. Автором картины был отец Иры – художник-любитель. Эта картина до сих пор стоит перед моими глазами...

Класс наш был интернациональный. Но все мы, независимо от национальности, чувствовали себя, как в одной большой семье. И в этом несомненная заслуга нашей первой учительницы. Я на всю жизнь запомнил слова Веры Прохоровны, сказанные когда-то на «классном часе»: « Дети! Вот Игорь Гипсман по национальности еврей, Валя Тавтелев – татарин, Вера Яцеленко – украинка, Витя Денисов – русский. Но мы все живём в стране, которая называется Советский Союз, и мы все равноправные граждане этой великой страны, независимо от того, у кого какая национальность. Вы должны дружить друг с другом и помогать друг другу». Пророческие слова великой женщины и великого Учителя! Мы свято помним их до сих пор. Будем помнить всегда. Передадим детям и внукам. И в скорбный осенний день 2008 года проводить в последний путь свою любимую учительницу пришли мы – её дети. Наш многонациональный класс.

Последний раз зашли мы в её комнату, где на стенах висели наши фотографии и где уже никогда не зазвучат наши весёлые голоса. Последний раз стояли мы у её подъезда, укрываясь от пронизывающего ветра и не пряча друг от друга мокрые глаза. А когда из подъезда вынесли гроб, из-за дерева вдруг вышел человек, странный, как будто бестелесный и отрешённый от мира. Бедно одетый, в каком-то нелепом коротком пальтишке, на руках – нитяные перчатки с обрезанными пальцами, под мышкой – что-то завёрнутое в тряпку. Его до этого никто не видел. Он словно возник из воздуха. Незнакомец развернул тряпку и... поднёс к плечу скрипку. Я слышал и видел многих великих музыкантов. Но такого необыкновенного исполнения я не слышал никогда. Наверное, Господь послал к нам своего ангела, чтобы принять к себе душу нашей учительницы под божественные звуки скрипки. Звучала мелодия Свиридова из музыки к повести Пушкина «Метель».

50 выбрали

"Наилучшим учителем бывает тот, кто пробуждает в нас желание учиться и доставляет нам средства к этому ". /А. Ферран/

Мне семь лет, наступило первое сентября. Провожали меня в школу все домочадцы. Я была в новой форме, белом переднике, огромными бантами в косах и огромным букетом гладиолусов. У школы уже была толпа школьников, среди которых выделялись первоклассники, все нарядные, с букетами цветов, немного перепуганные. Нас встречала наша первая учительница. Уже проводив всех в класс, она представилась нам: "Людмила Васильевна Янютина". Я, как сейчас, помню свое первое впечатление от встречи с ней. Невысокая, худенькая женщина, с удивительно добрым взглядом лучистых глаз и милой улыбкой. За те несколько минут, когда учительница, молча, оглядывала нас, создалось ощущение, что она успела проникнуть в душу каждого ученика, изучить его характер, услышать его мысли. Мы все невольно притихли. Ее голос звучал четко и звонко. Я сразу почувствовала в ней доброго, чуткого человека.

Так получилось, что Людмила Васильевна была первой учительницей у моей двоюродной сестры Татьяны, у нас с ней четыре года разница в возрасте. И когда она назвала мою фамилию, то сказала: "А про тебя Нина я от твоей сестры знаю, теперь я буду и тебя учить". Вот так я познакомился со своей первой учительницей. Мамины опасения по поводу того, что мне будет неинтересно в школе, не подтвердились, потому что уроки Людмилы Васильевны были интересными и увлекательными. Каждый день я узнавала что-то новое и полезное для себя. Простой школьный урок познания мира она превращала в целое путешествие в мир природы. На уроках математики она учила нас не просто решать, а размышлять логически. Ведь это так пригодится в старших классах. Русский язык и литература – это были действительно уроки по развитию культуры речи и языка. Она научила нас правильно писать, читать, решать примеры и сложные задачи. Когда она объясняла задачи или новые темы, я сразу все понимала. Людмила Васильевна всегда была серьезным учителем, строгим и справедливым. Она никогда не кричала на нас, наоборот говорила спокойно и даже тихо, поэтому в классе всегда были порядок и тишина. Но если была необходимость, она слегка повышала голос и тогда тот, кто плохо себя вел, сразу прекращал разговаривать или хулиганить. Иной раз казалось, она очень строга с нами, но это шло нам только на пользу.

Но на переменках и после уроков она жила жизнью учеников: нашими заботами, печалями, нашими детскими проблемами. Она всех могла понять. И всем старалась помочь. Но она не только обучала нас наукам, а еще объясняла нам, что правильно и хорошо, а что нет, и как стать хорошим человеком. Ей хотелось сделать из нас не послушных мальчиков и девочек, а добрых и честных людей. Классные часы становились для нас настоящим праздником, независимо от того, о чем шел разговор. Людмила Васильевна учила нас жить в коллективе и для коллектива, старалась сплотить и сдружить всех детей в классе, хотя мы были все такие разные. Людмила Васильевна частенько водила класс в Воронцовский парк на прогулки, вместе с родительским комитетом организовывала нам просмотры спектаклей в театрах и выставок в музеях. Именно она познакомила меня с Изобразительным музеем имени А.С.Пушкина, который я полюбила на всю жизнь. И свое обожание, и трепетное отношение к литературе, к стихам она привила мне. Она сплачивала наш класс, учила не только школьным наукам, но и качествам необходимым для каждого человека: честности, ответственности, доброте и трудолюбию.

Людмила Васильевна всегда переживала за каждого из нас. Если кто заболеет, или в семье неприятности, она обязательно лично посетит этого ученика, переговорит с родителями. Запомнился мне такой случай, мне исполнилось 9 лет, и летом умерла моя бабушка Клава, мама моей мамочки. 1 сентября, когда я пришла в школу Людмила Васильевна, как всегда поинтересовавшись у кого какие впечатления, оставило лето, сказала: "У вашей одноклассницы недавно умерла бабушка, которая была прекрасным человеком, я лично знала ее и очень сочувствую горю, Нины и ее семьи, давайте поддержим Нину". У меня полились слезы, а учительница обняла меня и успокоила. И такой чуткой и внимательной она была ко всем своим ученикам. Она никогда сразу не ставила в дневник плохую оценку, давала возможность на следующий день ее исправить.

Еще большое впечатление на меня еще тогда, в детстве, произвела ее принципиальность по отношению к подаркам и подношениям учителям. Она с первых дней запретила нашим родителям собирать ей деньги на подарки, единственное, что она принимала от нас это цветы.

Я всегда ходила в школу с удовольствием. К сожалению, в четвертом классе она нас покинула, ушла в декретный отпуск и нас передали другой учительнице.

Великое счастье встретить своего учителя, который учил бы доброте, и справедливости. Я благодарна своей первой учительнице за знания, полученные в школьные годы, которые мне потом так пригодились в жизни.

Сейчас Людмила Васильевна уже на пенсии, в прошлом году ей исполнилось 75 лет, у нее двое детей и трое внуков. Мы редко видимся в последнее время, и не часто созваниваемся, но в моем сердце она занимает особое место как первый учитель, как прекрасный человек как своего рода моя путеводная звезда.

5 октября в день учителя я хочу сказать огромное спасибо Людмиле Васильевне Янютиной за все, что она сделала для меня. Если бы все учителя были такими, уверена, жизнь в корне бы изменилась.

Во дни торжеств и неприметных буден –

Невесть, в каком году, в каком краю –

Мы добрым словом вспомнить не забудем

Учительницу первую свою!

Что, как цыплят, нас бережно считала,

Когда к себе под "крылышко" брала,

Когда по осени приветливо встречала

И в стены школьные торжественно вела.

Спасибо Вам за слово, за науку,

За тяжкий труд осиленных азов,

За тот звонок, что предвещал разлуку,

За светлый миг и вечный сердца зов!..

P.S. Моя сестра Татьяна, про которую я написала выше, одна из самых любимых учениц Людмилы Васильевны и отчасти именно та оказала на нее огромное влияние при выборе профессии – Татьяна преподает в одном из ВУЗов Москвы.

А у вас есть, что рассказать о своем первом учителе? Какой след в вашей душе оставил первый учитель? Поделитесь.