Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Описание любого предмета в художественном стиле. Как писать сочинение-описание. Примеры описания в научном и художественном стиле

Сочинение - описание довольно трудное упражнение. Это связано с тем, что тип создаваемого текста - описание, считается ошибкой наличие признаков повествования или рассуждения. В живой речи редко ребенок использует тип описания как единственный, поэтому сочинения часто получаются искусственными, надуманными. Особенно сложны сочинения-описания внешности человека, которые иногда превращаются в простое перечисление признаков. В то же время сочинение должно иметь замысел, части текста должны быть связаны между собой.

При описании предмета учащимся необходимо показать особенности описания, его признаки. Чтобы определить тип речи надо выделить "данное" и "новое".

В описании предмета "данным" является сам предмет или его части, "новым" - признаки предмета.

В описании предмета "данное" - обычно имя существительное или местоимение, "новой" - чаще всего имя прилагательное, существительное с глаголом, глагол.

Возможны следующие задания:

1. Прочитайте текст. Спишите. Определите тип речи. Назовите способы обозначения признака в данном тексте.

Он оказался размером с наперсток, с желтовато-серым брюшком и зеленой, как свежий тополиный листок, спинкой.

Выпуклые глазки блестели, словно черные стеклянные бусинки. Аширокий рот был озорным, как у первоклассника, который готов смеяться даже на уроках математики. (В. Крапивкин).

Какого стиля текст? Какую роль в данном случае играют уменьшительно ласкательные суффиксы имен существительных?

2. Найдите или составьте сами описание животного.

Описание предмета проводится еще в первом классе. Учащиеся составляют устные рассказы, небольшие (состоящие из двух-трех предложений) тексты.

После объявления темы сочинения "Моя любимая игрушка" (1 класс) многие дети призадумались. Трудно было не только описать, но и проведенная беседа показала, что первоклассники не замечают детали образа, тонкости в наряде своих игрушек. На вопросы они отвечали: "Кукла нарядная, красивая. Ее зовут Лиля" и т.д. И вот здесь учитель должен привлечь их внимание: к внешнему виду куклы, к деталям (несхожесть с другими куклами, ее особенность), к тому какое чувство испытывает ученик при обучении с куклой (радость, грусть, печаль).

Беседа показала, что у детей постепенно создавался образ куклы, его неповторимость, они улавливали его настроение, чувствовали радость, у детей появлялись робкие художественные приемы описания. (40, с. 45) Например,

Пушистик

У нас в классе есть минутка Пушистик. Он часто приходит к нам на урок. Мишенька хлопает в ладоши и радуется верным ответам детей. На уроках он всегда нарядный. Шерсть яркая, кудрявая, волнистая. Глаза и носик, как угольки. Лапки словно зелененькие листочки весной. Сам он очень красивый. Мы его все любим.

Нина Сизова

В 5 классе учащиеся пишут сочинения по картине-натюрморту, где описание предмета является важной составной частью.

В описании места "новое" - предмет, "данное" - их местоположение.

"Новое" в описании места обычно выражается именем существительным, "данное" - наречием со значением места, существительным или местоимением с предлогом. (27, с. 38)

Предлагаем следующие задания:

1. Спишите текст. В каждом предложении найдите "данное" и "новое" и обозначьте их над строкой. Определите тип речи.

Квартира Славы большая и светлая. На полу - ковер. Над столом - красивый абажур. На диване - маленькие пестрые подушки.

2. Прочитайте текст. Определите тип речи и способ связи предложений. Постройте схему текста. Чем выражено "данное" и "новое"?

Комната была похожа на мебельный магазин. В беспорядке стояли шкаф, столы, тумбочки, кресла, сундуки. В углу виднелись округленные контуры рояля. Через всю комнату от железной печи тянулись к окну трубы, подвешенные на проволоке к потолку. На полу валялась картофельная шелуха. В углу облезлая щетка прикрывала кучу мусора, который все собираются вынести, но никак не вынесут. Возле двери стоял рукомойник, под ним - переполненное ведро.

При описании состояния (природы, среды, лица) возможны следующие задания:

  • 1. Прочитайте тексты. Найдите в них общее значение. Под каким общим заголовком можно поместить тексты: "Описание места?", "Описание предмета?", "Описание состояния?
  • 1. Было пасмурно и ветрено. Волны накатывались на песчаную отмель, лизали почерневшие водоросли, вытащенные на берег рыбацким неводом.
  • 2. Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы.
  • 3. В лесу сделалось совсем темно. В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь. А с нею и холод.
  • 4. Вода в озере стояла тихо-тихо, как это бывает только после дождя. Пахло свежей травой, шалфеем, смолистым аромат сосняка.

В описании состояния используются как предложения с двумя главными членами, так и предложения с одним главным членом, который может быть выражен именем существительным в именительном падеже (Утро. Мороз), безличным глаголом (Морозит. Смеркается), личным глаголом в значении безличного (Быстро темнеет), особым наречием на -о: пасмурно, холодно.

В описании состояния предложения могут члениться на "данное" и "новое", а могут и не члениться.

Членятся на "данное" и "новое" предложения с двумя главными членами при обычном порядке слов (Рябина краснеет. Листья падают с деревьев, шуршат).

Не членятся на "данное" и "новое" предложения с одним главным членом и предложения с двумя главными членами при необычном порядке слов (Наступила осень). В этом случае все предложение является "новым", "данным" нулевое.(14, с. 38)

Типы возможных упражнений:

  • - определение типа речи данного текста. Найти "данное" и "новое" в предложениях;
  • - среди данных текстов найти описание состояния природы, среды, лица;

В художественных произведениях писатели часто изображают неживые предметы как живые, особенно при описании природы, окружающего мира. Это делает текст более эмоциональным и выразительным, помогает читателю "увидеть" природу как живое существо.

Оценка - это выражение нашего отношения (положительного или отрицательного) к действительности. Оценивать можно предметы, признаки, действия, место, состояния и т.д.

Оценка чаще всего содержится в отдельных предложениях, разбросанных по всему тексту.

Основные средства выражения оценки:

  • - прилагательные (прекрасный, славный);
  • - наречия на -о (хорошо, плохо);
  • - отвлеченные существительные (красота);
  • - слова с суффиксами оценки: -еньк-, -очк-, -ик-, -к-, -ушк-, (-юшк-) и др. (серенький, котеночек, хвостишко, тихонечко);
  • - частицы (что за, как, вот, же и др.);
  • - междометия (Ах! Ох! Тьфу! Ну! Ужас!)
  • - синтаксические средства (интонация восклицания, порядок слов и др.).

В 6 классе учащиеся начинают писать сочинения-описания интерьера.

Интерьер - это внутренняя часть здания, помещения, архитектурно и художественно оформленная.

Преобладающим типом речи в сочинении-описании интерьера является описание места. Предметы, находящиеся в помещении можно просто назвать, указать на их местоположение, а также описать. Описания помещений могут строиться способом как цепной связи, так и параллельной. Цепная связь может соединяться с параллельной. (14, с. 37)

Часто учащиеся допускаю речевые ошибки (например, тавтология). Язык небогат, однообразен. Сочинения-описания интерьера требуют большой наблюдательности, подбора и использования синонимичных предлогов, названий цвета и т.д.

Поэтому учитель должен обратить внимание на следующие вопросы:

  • 1. Избежание неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях (стоит, висит). Использование безглагольной конструкции или замена слова, обозначающими не только наличие предмета, но и его признак (темнеет, виднеется, блестит).
  • 2. Использование разнообразных языковых средств для передачи местоположения предмета ("данного"): около, рядом, с, за, напротив, посередине, в центре, справа от+, у, над, здесь, слева от+, возле, где-то, кое-где.
  • 3. В сочинении не только описывается предмет, но и передается отношение к нему.

Обычно описание интерьера с зачина, в котором сообщается тема (о чем?) и намечается основная мысль (что?) сочинения. В тетрадях для сочинений можно составить примерный план:

I. Само помещение: (какое?)+

Стены - (какие?)+

Дверь - (какая?)+

Полы - (какие?)+

Окна - (какие?)+

II. Мебель, обстановка.

Стол - (какой?)+

Стулья - (какие?)+

Гардероб (шкаф) - (какой?)+

Зеркало - (какое?)+

Диван - (какой?)+

Затем учащихся можно попросить ответить на вопросы:

Как предметы расставлены? В каком порядке?

Порядок слов в описании помещения определяется основной мыслью высказывания. Если задача высказывания состоит в том, чтобы описать место, рассказать, какие предметы обстановки находятся в комнате, то слова в предложении располагаются в следующем порядке: сначала называется место (где?), затем предмет (что?). Если нужно обратить внимание на состояние помещения, на то, что в комнате порядок и каждая вещь занимает свое место, или, напротив, показать, что в помещении царит полный беспорядок и все лежит не там, где надо, то последовательность слов в предложениях меняется: сначала называется предмет (что?), затем место (где?).

В композиции описания интерьера обычно выделяются две части: в одной из них передается общее впечатление от помещения, в другой называются и описываются предметы, находящиеся в помещении.

обучение написание классификация сочинение

Чтобы описать какой-либо предмет, в том числе животное, или растение с научной точки зрения. необходимо указать все его характеристики, определенно, представляющие интерес для науки, без выражения отношения к этому предмету, показать форму и содержание предмета. А если следует описать с художественной точки зрения. соответственно, как художественного предмета, тогда дают описание с помощью художественного стиля, такого образного, используют множество образных сравнений, метафор, аллегорий, эпитетов, множество прилагательных имен, слов с уменьшительно-ласкательным значением. Показывают свое авторское отношение к предмету, воздействуя на читателя, используя лексику и словарный запас русского языка, все его приемы, чтобы передать образ этого предмета, подчеркнуть его художественность, представить собственное отношение и чувства к этому предмету.

Если говорить о научном стиле:

Определение из википедии:

Если говорить о художественном стиле:

Например, что такое растение пшеницы с научной точки зрения?

Растение пшеницы имеет мочковатую корневую систему, стебель – полый, или заполнен паренхимой, представляет из себя соломину, разделенную по всей протяженности перегородками, которые являются стеблевыми узлами, а расстояния между ними – междоузилия, всего их у пшеницы 5 – 7. Лист линейный. Соцветие представлено сложным колосом. Плод – голая односемянная зерновка, или, в агрономии, – зерно. Зерновки бывают овальными, округлыми, яйцевидными, с выраженным хохолком, продольной бороздкой.

Растение пшеницы же художественным языком – пшеничка, которая взросла на полях и бескрайних просторах, появивлись из зернышка для того, чтобы дать урожай, чтобы из каждого растения спели хлеба. Каждый колоск – это горстка зернышек золотистого цвета, и все поле пшеницы золотится, когда поспеет, колыхаясь от ветра, радуя взор. Каждый колосок, если высыпать зерна на ладонь, имеют запах хлеба, они впитали свет солнца, дождевую влагу, развиваясь на широких просторах.

Описывая животное в научном стиле, следует сказать о нем, как о представителе своего класса, семейства, рода, вида. Внешне, – сколько лап, наличие хвоста, уши, форму ушей, хвоста, форму грудной клетки и т. д. Сказать, что из себя представляют системы органов, как нервная, кроветворная, пищеварительная, дыхательная, органы мочевыделения и размножения, если есть все эти системы, подробно описав. Если систем органов нет, то сказать, что их заменяет (им предшествует). В общем, описать все то, что из себя представляет животное для науки, значение в природе, промысловое значение, в быту человека.

Например, о волке можно начинать рассказывать в научном стиле:

А говоря в художественном стиле, рассказать, как блестяща и пушиста шерсть животного, как игривы повадки, манеры, добродушен нрав (или, наоборот), показать свое отношение к существу.

Если говорить о волке в художественном стиле, можно начинать рассказывать о нем таким образом:

Волк – это хищное, дикое животное, со своими повадками и нравом, прекрасное своей грациозностью, стройное и бесстрашное.

(1 оценок, среднее: 4.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Мое любимое животное – кошка. Я с детства хотел иметь кота. И, наконец, моя мечта сбылась – у меня дома...
  2. Сложно представить, каким “тусклым”, “бедным” и скудным был бы наш язык, если бы в нем не было таких ярких образных...





Как вы понимаете, что значит описать предмет? Как вы понимаете, что значит описать предмет? Описать предмет - это значит рассказать о признаках этого предмета. Какие стили речи вы знаете? Какие стили речи вы знаете? Деловой, художественный,научный, разговорный. В каком стиле можно описать предмет? В каком стиле можно описать предмет? Описание может быть научным, деловым, разговорным, художественным, при этом для каждого стиля используются особые языковые средства.


Описание предельно полное. Признаки выражаются прилагательными и существительными с прямым, часто отвлечённым значением. Выделяются самые яркие признаки предмета. Используются более разнообразные языковые средства. (прилагательные, существительные, глаголы, наречия) Встречаются сравнения, слова в переносном значении.


Нож 1. Нож перочинный, имеет два лезвия и штопор; нож весь в царапинах; у основания на одной стороне есть вмятина, на каждой стороне по шести заклепок; имеет форму мужской туфля; в ширину 2 см, в длину 7,5 см. 2. У меня есть старый перочинный нож. Хотя нож старый, он мне все равно нравится. Самое интересное в этом ноже это то, что он имеет форму мужской туфли. На каждой стороне этой «туфли» есть шесть медных заклепок. Раньше, когда нож был новый, все заклепочки блестели. Сейчас блестят из них только три, эти три заклепочки служат как бы шнуровкой у туфли. У ножа два лезвия: большое и малое. Малое лезвие затуплено, а большое острое, хорошо чинит карандаши. На одной из сторон ножа вмятина. Однажды я вбивала гвоздь, а рядом лежал нож, и я нечаянно ударила по ножу молотком. С тех пор так и осталась эта вмятина на ноже. И пусть нож старый, пусть он весь в царапинах он мне все равно очень дорог.




Описание в научном стиле Лента Лента шелковая, размером 5,5X70 см, темно-коричневого цвета. Подшита черными нитками, видны стежки. В нескольких местах сожжена. По длине выдернуто несколько ниток. Описание в художественном стиле Лента У меня в руках лента. Обыкновенная темно-коричневая лента. Старая подружка! Я уже давно не вплетаю ее в косу, и она просто лежит в коробке вместе со всеми лентами. Старенькая. «На пенсии». Но сколько она перетерпела! Я гладила ее слишком горячим утюгом, поэтому кое-где сожгла, где-то я зацепилась за гвоздик и выдернула из ленты несколько ниточек. Подшита лента небрежно, стежки видны на лицевой стороне, ведь я тогда только училась шить. Сейчас она мне не нужна, ведь косы сейчас закрепляют по-другому. А такую шелковую ленту теперь можно иногда увидеть только у первоклассниц. Но все равно я помню мою ленту старую подружку.


Описание в научном стиле Циркуль Циркуль разметочный, служит для перенесения размеров с измерительной линейки на чертеж и обратно. Он состоит из двух ножек с очень острыми иголками на концах. Эти ножки скреплены между собой двумя винтами. Иголки прикреплены к ножкам при помощи винтиков, которыми можно регулировать размер игл. Сверху у циркуля имеется ребристая ручка для удобства измерения. Ножки у циркуля раздвигаются до расстояния в 21 см. Описание в художественном стиле Циркуль Мой новый циркуль сделан из стали. Его две блестящие ножки похожи на ноги великана, которыми он, как великан, может измерять расстояния от одной точки до другой. Мой друг с точностью до миллиметра помогает мне измерить расстояние. Хотя он еще сравнительно недолго служит мне, но я доволен им.


Задание: Прочитайте выразительно сочинение ученика. Уместно ли употреблять в этом описании прошедшее время? Устраните неоправданное повторение глагола быть в форме прошедшего времени. Детские счёты Когда я пошла в первый класс, мне купили детские счёты. Они и сейчас есть у меня. Счёты были небольшие, всего сантиметров пятнадцать в длину. Но зато они были очень удобны. Их можно было положить в портфель. Но не только этим нравились мне счёты. Их рамка была окрашена в приятный нежно-розовый цвет. Тоненькие нити проволочек были слегка изогнуты, и по ним, словно маленькие трамвайчики, перекатывались косточки белого и красного цвета. На одном прутике было всего четыре костяшки, и они не так громко стучали, как остальные.


Детские счёты Когда я пошла в первый класс, мне купили детские счёты. Они и сейчас есть у меня. Счёты небольшие, всего сантиметров пятнадцать в длину. Но зато они очень удобны. Их можно положить в портфель. Но не только этим нравятся мне счёты. Их рамка окрашена в приятный нежно-розовый цвет. Тоненькие нити проволочек слегка изогнуты, и по ним, словно маленькие трамвайчики, перекатывались косточки белого и красного цвета. На одном прутике всего четыре костяшки, и они не так громко стучат, как остальные.






ОТРЫВОК ИЗ ОЧЕРКА К. ПАУСТОВСКОГО «ТОЛПА НА НАБЕРЕЖНОЙ» - Когда ты сойдёшь на берег в Неаполе, сказала мне моя дочь, то подари эту матрёшку первой же итальянской девочке. Я согласился. До моего отъезда матрёшка в шали пышного алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто ещё пять матрёшек в разноцветных шалях: зелёной, жёлтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота. Деревенский мастер наградил матрёшек чисто русской красотой соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза их он прикрыл такими длинными ресницами, что от одного взмаха должны были разбиваться вдребезги мужские сердца.


Когда ты сойдёшь на берег в Неаполе, сказала мне моя дочь, то подари эту матрёшку первой же итальянской девочке. Я согласился. До моего отъезда матрёшка в шали пышного алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто ещё пять матрёшек в разноцветных шалях: зелёной, жёлтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота. Деревенский мастер наградил матрёшек чисто русской красотой соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза их он прикрыл такими длинными ресницами, что от одного взмаха должны были разбиваться вдребезги мужские сердца. Сочинение-описание Тема: Тема: Любимая игрушка Цель высказывания: Цель высказывания: убедить читателя, что это самая любимая игрушка. Стиль: Стиль: художественный.Советы Особое внимание обратите на начало и окончание текста, имея в виду, что они зависят от цели высказывания и стиля текста. В ваших описаниях должно быть искреннее чувство. Вы можете разговаривать со своей игрушкой, вспоминать, как и где она была приобретена, описать её историю.

Сочинение описание любого предмета

  • «Старинные часы»
    На стене кухни висели огромные старинные часы. С башенками. С толстыми литыми стёклами.
    С большущим жёлтым маятником. Над циферблатом было окошко для кукушки.
  • Моя любимая игрушка
    (сочинение-описание)
    У меня очень много игрушек: куклы, заяц, тигренок, крокодильчик, слоненок,
    заводные машинки. Но больше всего я люблю медвежонка. Его подарил мне на день рождения дядя Толя, когда мне было пять лет. Я и назвала его Толей, полюбив с первого взгляда. У медвежонка темно-коричневая плюшевая шерстка, а симпатичная мордочка всегда выражает удивление. Толя смотрит на мир круглыми глазами-бусинками, в которых там много любви и добродушия. Красный язычок чуть-чуть высунут изо рта, как будто просит меда или другого лакомства.
    Когда я была маленькой, то любила прятать нос в теплую шубку медвежонка. Да и сейчас, хотя мне уже одиннадцать лет, я часто беру Толю на руки, прижимаюсь к нему щекой, иногда так и засыпаю, вместе с ним. И еще я люблю делать уроки, когда рядом сидит Толя, он словно помогает мне лучше думать. А если мой брат небрежно бросит мишку, Толя рявкает, выражая свое недовольство. Но это бывает редко, потому что не только я, но и все у нас в доме очень любят пушистого маленького друга.
  • 1 Карандаш

    Карандаш - это предмет первой необходимости. Он предназначен для писания, рисования, чертежа. Складывается карандаш из графитного стержня, вмещенного в деревянную оправу. Карандаш легенек, тоненек, удобен для пользования. Оправа сделана из мягкого дерева, она имеет форму цилиндра диаметром до семи миллиметров. Оправа окрашена в розовый цвет. Карандаш из одного конца остро застроган, а из другого имеет небольшую резинку. Сверху выбита позолоченная надпись «Луч. 2М» . Это название производственного объединения, которое изготовило карандаш, и твердость графита.

    Я очень люблю рисовать разноцветными карандашами.

    2Письменный стол
    Возвратившись со дня рождения моего одноклассника Дмитрия Костюченка, я рассказал маме о подарке, который сделали имениннику родители. Ему подарили новый письменный стол. Он не имеет углов, его крышка напоминает овал; с той стороны, где сидят, полукруг. Ножки массивные. Стол имеет множество ящиков, которые не выдвигаются, а оборачиваются. Поверхность стола матовая, светло-желтая. Не стол — мечта. Он назначался не только для традиционных занятий, на нем также мог расположиться компьютер. Впрочем, компьютер у Дмитрия был, и стоял он в другой комнате. Над столом словно ширял почти невесомый плафон из зеленого стекла. Настольная лампа с помощью специального кронштейна была прикреплена к стене. Когда я рассказал маме об увиденном, она сказала:
    - Я рада за Дмитрия, но твой стол, хотя и старенький, ничем не худший. Своим столом ты можешь привести в удивление своих друзей.
    - Как это? — спросил я. — Что же в нем особого? Смотри, полированная поверхность во многих местах исцарапана, ключ от дверцы тумбочки, которая расположена по правую сторону, потерялся. Для того, чтобы дверца не приоткрывалась, мы подкладываем бумажку, свернутая трубкой.
    - А ты внимательно присмотрись, — загадочно сказала мама. — Что ты видишь на поверхности стола?
    День был солнечный и на гладенькой поверхности стола лежала тень тополя, который шелестел за окном.
    - Обрати внимание, — сказала мама, — в разные поры года полуденная тень занимает на поверхности стола определенное место. Тень появляется после десятого часа утра, а исчезает далеко за юг. Ну, и чем не солнечные часы!
    Я подошел и увидел на столе четкую тень отдельного тополиного листочка. Вот из ветви вспорхнула птица, и на миг его тень промелькнула на полированной поверхности моего стола. А зимой стол показывает точное время, но уже с помощью теней от голых ветвей.
    - Учись, сын, видеть удивительное в обычных вещах, — тихо сказала мама.

    Учти, это из интернета

  • Коро’бочка - в ботанике тип простого, сухого плода, производимого многими видами цветковых растений. Она представляет собой лопающийся или растрескивающийся плод, состоящий из двух и более плодолистиков, которые при созревании разделяются (раскрываются) , чтобы освободить скопившиеся в них семена.
    Освобождение семян может происходить по-разному: в одних случаях раскрывается каждый плодолистик в отдельности; в других разделение происходит на их стыках; у третьих семена разбрасываются сквозь специальные поры. У бразильского ореха (Bertholletia excelsa) крышечка коробочки раскрывается, но отверстие слишком мало, чтобы выбросить порядка десяти семян - они прорастают внутри коробочки до тех пор, пока он не упадёт на землю.
    Коробочки часто ошибочно принимают за орехи, как в случае с бразильским орехом или конским каштаном (Aesculus). В отличие от ореха она, расщепляясь, разбрасывает семя, в то время как орехи являются сложными завязями, содержащими одно семя, не расщепляются и не освобождают содержимое.
    Примерами растений, плодом которых является коробочка, являются мак, лилия, орхидеи, ива и хлопок.
  • Внимание, только СЕГОДНЯ!

Тема (предмет описания) Тема [от греч. théma, буквально - то, что положено (в основу)], 1) предмет описания, изображения, исследования, выступления, дискуссии. 2) Объект художественного изображения, круг жизненных явлений, отображенных писателем или художником и спаянных воедино авторским замыслом. Органическая связь с идейным замыслом в известной мере даёт основания понимать Т. и как основную проблему, идею произведения (отсюда - понятия «идейно-тематическая основа» или «идейно-тематическое истолкование» произведения; см. Содержание и форма в искусстве). Отмечая роль миросозерцания художника в выборе и формировании Т., следует иметь в виду, что художественная Т. не существует вне художественного образа и, в частности, вне сюжета (в повествовательных и драматических произведениях), хотя её логическое вычленение и более допустимо, чем иных компонентов художественного содержания. Поэтому Т. нельзя трактовать однозначно: всякое произведение тяготеет к многотемности - тематике (этим же словом называют совокупность Т. отдельного писателя, художественного направления, эпохи). Образное «бытие» Т. приводит также к тому, что в конечном итоге различные произведения на одну общую тему (например, о «лишнем человеке» или «потерянном поколении» ) обретают разный духовно-ценностный смысл; в поэзии существуют так называемые «вечные темы» - о любви, смерти, свободе и др. В современном искусствознании бытует понятие «тематическая картина» - художественное произведение на значительные Т. (военно-исторические, трудовые, бытовые). Т. выступает жанрообразующим принципом в изобразительном искусстве (бытовой, исторический жанр, портрет) и отчасти в литературе (научная фантастика, детективная литература). В музыке Т. - построение, выражающее определённую музыкальную мысль и представляющее важный элемент музыкального произведения. Как правило, в музыкальной пьесе Т. не только излагается, но и развивается. В полифонической музыке Т. одноголосна и поочерёдно проводится в различных голосах, в гомофонной музыке Т. обычно объединяет ведущую мелодию и сопровождающие голоса, дающие мелодии гармоническое истолкование. В основе относительно крупных музыкальных пьес часто лежит 2-3 и более контрастирующих Т. (см. Политематизм ; наиболее сложное построение в инструментальной музыке свойственно сонатной форме ). В других случаях сочинение строится на больших или малых свободных (вплоть до изменения жанровой основы) преобразованиях одной темы (см. Вариации , Монотематизм ). Иногда, особенно в оперной музыке, значение Т. приобретают и очень короткие музыкальные построения (см. Лейтмотив ).

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Тема (предмет описания)" в других словарях:

    Тема - [от греческого thema, буквально то, что положено (в основу)], 1) предмет описания, исследования, разговора и т.д. 2) В искусстве (литературе, театре, кино, живописи) объект художественного изображения, круг жизненных явлений, запечатленных в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Энциклопедия социологии

    Энциклопедический словарь

    Ы; ж. [греч. thema то, что положено в основу] 1. Предмет повествования, изображения, исследования. Неисчерпаемая, основная т. Историческая, бытовая т. Вечная, актуальная т. Т. доклада, диссертации. Т. романа, стихотворения. Т. для монографии.… … Энциклопедический словарь

    I Тема [от греч. théma, буквально то, что положено (в основу)], 1) предмет описания, изображения, исследования, выступления, дискуссии. 2) Объект художественного изображения, круг жизненных явлений, отображенных писателем или художником и … Большая советская энциклопедия

    ТЕМА - (от греч. thema вопрос для обсуждения) англ. subject/theme; нем. Thema. 1. Предмет описания, изображения, исследования, разговора и т. д. 2. В научной работе часть научной проблемы, охватывающая один или несколько вопросов, к рые предстоит решить … Толковый словарь по социологии

    Реферат - кратко изложенное содержание произведения, включающее его осн. положения, фактические сведения и выводы и позволяющее определить целесообразность его чтения целиком. Р. является одним из элементов аппарата издания его выходных сведений. Р. может… … Издательский словарь-справочник

    I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия