Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Образец готового портфолио школьного библиотекаря для аттестации. Портфолио библиотекаря. портфолио - собрание образцов работ и документов, иллюстрирующих возможности и достижения его владельца; - форма целенаправленной, - презентация

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

«ЦЕНТАРЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА»

Центральная городская библиотека им. М. Горького

Отдел методической и библиографической работы

Серия «Повышение квалификации библиотечных сотрудников

ББК 91.9:78

Составитель: начальник ОМБР Ревинова И. П.

Ответственный за выпуск: директор МУК «ЦБС»

г. Батайска Парасоцкая Е. В.

Портфолио библиотекаря [Текст]: методическая консультация / МУК «ЦБС»; ЦГБ им. М. Горького; ОМБР; СИО; сост.: И. П. Ревинова; Н. В. Малютина. – Батайск, 2011. – 20 с.

Пособие предназначено для библиотечных специалистов, которые занимаются созданием профессионального портфолио как самопрезентации своего опыта работы

Уважаемые коллеги!

Предлагаем Вашему вниманию методическую консультацию по составлению портфолио библиотечного специалиста. Рассмотрены типы и виды портфолио, на примерах показана схема его составления. Раскрыты задачи подготовки материалов и составных частей портфолио.

Справочно-информационным отделом подготовлен и включен в пособие обзор литературы для профессионального чтения. Обзор поможет сориентироваться в публикациях на эту тему и почерпнуть важные знания, для того чтобы суметь проследить и качественно представить динамику своего профессионального развития.

Методическая консультация как форма очень удобна для подачи материала, разъяснения сложных вопросов и выполняет функцию подсказки в работе над созданием того или иного вида документа. В данном случае в печатном варианте она сможет служить источником информации при оформлении портфолио библиотекаря.

Пособие будет интересно библиотечным специалистам, заинтересованным в своем профессиональном росте.

Портфолио библиотекаря

Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки собственных достижений за определенный период времени. Этот способ позволяет свести воедино и систематизировать свои разработки, дополнять их по необходимости и выдавать по первому требованию. Портфолио наиболее полно и эффективно позволяет представить свой опыт работы.

Задачи подготовки портфолио :

– освоить навыки самопрезентации,

– научиться оценивать результаты своей работы, отбирать наиболее значимое или несущее новые элементы,

– документировать проведенную работу, оформляя ее качественно и профессионально.

Какие именно материалы (все или самые лучшие), в каком порядке будут собираться в портфолио – решает сам библиотекарь. Наиболее ярко и полно представить свою работу можно при помощи следующих материалов:

– Документы.

– Фотография (можно с паспорта)

– Резюме, подготовленное самим библиотекарем, с анализом своего профессионального опыта.

– Материалы о выставочной работе (фотоматериалы, макет, описание выставки, библиографический список).

– Сценарии лучших мероприятий, разработанные самостоятельно (В материале необходимо определить целевое и читательское назначение, определить форму мероприятия и ей соответствовать, составить библиографический список используемых источников, подготовить фотоматериалы).

– Отзывы методистов и коллег об открытых мероприятиях.

– Образцы созданных библиографических пособий, другой библиотечной продукции, например, буклет.

– Тексты выступлений на мероприятиях в рамках системы повышения квалификации.

– Копии публикаций в СМИ (написанных самостоятельно или посвященных работнику (библиотеке)), – Проекты, программы, конкурсные работы.

– Материалы, свидетельствующие о высокой оценке работы библиотекаря (отзывы пользователей и партнеров, копии дипломов, благодарностей и грамот и т.д.)

– Видеозаписи и подготовленные электронные документы (презентации, разработки и др.) отдельным приложением (при наличии)

Удобнее всего организовать портфолио в виде файловой папки, расположив каждый материал в отдельном файле. Работу облегчит перечень включенных материалов, датирование элементов портфолио. При возможности иметь компьютерный вариант, лучше всего иметь и его, и печатный вариант.

Можно включить в начале портфолио раздел типа «Общие сведения о библиотекаре» и регулярно его обновлять:

– Фамилия, имя, отчество, дата рождения.

– Образование (наименование учебного заведения, дата окончания, полученная специальность), свидетельства о повышении квалификации и дополнительном образовании.

– Сведения о библиотечном стаже, о прохождении аттестации (с указанием дат).

– Копии документов, подтверждающих уровень квалификации и общественное признание (дипломы, грамоты, благодарственные письма, сертификаты, удостоверения).

При подготовке к аттестации не забудьте про свои характеристики, например, библиотекаря, библиотекаря отдела комплектования и обработки, методиста.

Резюме, подготовленное самим библиотекарем, поможет ему представить свое профессиональное развитие за определенный период. В нем можно отразить:

– Освоение новых приемов и методов работы,

– Освоение нового оборудования и новых компьютерных программ,- Разработку программ, методических материалов, сценариев,

– Проведение открытых мероприятий для специалистов,

– Посещения других библиотек с целью изучения опыта,

– Участие в проведении мероприятий в рамках системы повышения квалификации,

– Участие в проектной работе,

– Участие в конкурсах,

– Подготовку публикаций для СМИ и профессиональных изданий,

– Обучение на курсах повышения квалификации,

– Самообразование (темы, материалы, результаты).

После анализа всех портфолио, представленных во время аттестации последних лет, можно выделить достоинства и недостатки, общие для многих библиотекарей.

Плюсами в материалах были:

– Представление материалов, дающих представление о разнообразных видах и формах работы – выставки, акции, массовые мероприятия разных форм (обзоры, вечера, библиотечные уроки, игровые формы и т.д.),

– Наличие иллюстративного материала (фотографии или фотоколлажи),

– Представление новых и нетрадиционных форм

Минусами стали:

– Ошибки в составлении библиографического описания,

– Несоответствие сценариев заявленной форме,

– Минимальное количество материала,

– Неучастие в массовых мероприятиях библиотеки,

– Отсутствие информации, представляющей работу библиотеки и конкретного библиотекаря в отдельных материалах.

Пример Портфолио библиотекаря

Ольга Николаевна, библиотекарь библиотеки № 7

С. 1 – Информационные лист с основными сведениями о себе

С. 3 – Характеристика заведующей библиотеки-филиала

С.5 – Творческая игра «Добрые волшебники семьи» (сценарий, фото)

С. 7 – Библиотечный урок «Знакомство с книжным домом» (сценарий)

С. 12 – Примеры заголовков к другим выставкам, самостоятельно и оригинально оформленных (фото)

С. 14 – Для работы с задолжниками была оформлена «напоминалка» (фото)

С. 15 – Работа с фондом (фото, текст)

С. 16 – «Для привлечения читателей в библиотеку принимаю участие в экскурсиях с элементами театрализации» (фото)

С. 17 – «Для продвижения книг и руководства чтением важными являются рекомендательные беседы» (фото)

С. 18 – «Принимаю участие в реализации программы «Экология» (оформлена постоянно действующая книжная выставка «Экологический курьер», создана эмблема) (фото)

С. 19 – «Принимала активное участие в оформлении стенда «Папа, Мама, Я – читающая семья» (фото) и пр.

Термин «портфолио» пришёл к нам из педагогики, политики, бизнеса, журналистики, например: министерский портфель, портфель инвестиций, редакционный портфель.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за какой-то период времени.

Он относится к «аутентичным», то есть к истинным, наиболее приближённым к реальному способам оценивания. Его основной смысл – показать всё, на что способен специалист. Этот метод позволяет самостоятельно проанализировать свои достижения, с тем чтобы делать выводы и шагать дальше . Таким образом, портфолио, как накопитель достижений, отражает динамику нашего профессионального развития, служит формой обсуждения и самооценки результатов работы.

Позволяет самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями, умениями, наработками.

Цель портфолио: накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за определённый период времени.

Задачи:

Проанализировать и обобщить свою работу;

Связать воедино отдельные аспекты своей деятельности;

Отразить динамику профессионального развития;

Представить опыт своей работы наиболее полно и эффективно.

Функции портфолио:

Диагностическая – фиксирует изменения за определённый период времени;

Развивающая – обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования;

Мотивационная – поощряет результаты деятельности;

Практическая значимость портфолио:

Аттестация в будущем;

Лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ;

Систематизация деятельности библиотекаря;

Фактор, стимулирующий профессиональное развитие.

Модели портфолио

Модель Цель создания

Портфель достижений (для себя и для других) Оценить прогресс в исследовательской, профессиональной или творческой деятельности

Портфель-самооценка (для себя) Показать прогресс или регресс в каких-либо видах или отдельных аспектах

профессиональной деятельности

Портфель-отчёт (для других) Показать успешность и доказать прогресс исследовательской, профессиональной и творческой деятельности

Доказательство прогресса отслеживается по конкретным результатам и материализованным продуктам профессиональной, исследовательской и творческой деятельности.

ТИПЫ ПОРТФОЛИО

При разработке структуры портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа:

Портфолио документов включает сертифицированные (документированные) достижения библиотекаря:

Дипломы (федерального, муниципального, окружного, школьного уровней);

Грамоты;

Свидетельства;

Удостоверения;

Справки;

Сертификаты

В нём могут размещаться копии указанных документов. Обязательно предваряется их перечнем (по мере накапливания в течение ряда лет).

Портфолио работ – это собрание материалов, отражающих основные направления и виды деятельности, описание основных форм творческой активности. Выполняется группировкой различных творческих, проектных, исследовательских работ библиотекаря в единый массив документов. В него могут входить:

Конкурсные работы;

Проекты развития библиотеки;

Тексты (тезисы) выступлений на семинарах, методических объединениях (или их аудио- и видеозаписи);

Сценарии различных массовых мероприятий;

Электронные документы – различные презентации, разработки в помощь проведению библиотечных уроков, обзоров, выставок;

Видеозаписи, фотоальбомы различных мероприятий;

Печатные работы.

Портфель работ предваряется перечнем представленных в нём материалов. Сами работы прикладываются на бумажных или электронных носителях, в том числе видеозаписи, фотографии, публикации и т.п. Он даёт качественную оценку профессиональной деятельности библиотекаря по следующим параметрам: полнота, разнообразие, оригинальность, убедительность материалов, динамика и творческая активность работника и т.п.

Портфолио отзывов – это характеристики отношения библиотекаря к различным видам деятельности. В нём дается письменный анализ отношения библиотекаря к своей деятельности и её результатам (тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме и прочее). Включает оценки мероприятий коллегами, методистами департамента образования, администрацией школы, методическими объединениями предметников и т.д. (к перечисленным выше видам документов добавляются рекомендательные письма). Желательно включать комплексный самоанализ деятельности и её результатов.

Можно конструировать либо простые модели портфолио (реализующие один из названных типов), либо комплексные (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов).

Например:

А. Портфолио простые: 3 варианта, т.е. либо в чистом виде портфолио документов, либо портфолио работ, либо портфолио отзывов.

Б. Портфолио, состоящий из двух разделов: раздел документов и раздел работ, либо раздел документов и раздел отзывов, либо раздел работ и раздел отзывов.

В. Портфолио, состоящий из трёх разделов, – комплексный: раздел документов, раздел работ и раздел отзывов .

ВИДЫ ПОРТФОЛИО

Существует несколько видов портфолио. Мы рассмотрим два: личный и тематический.

Личный портфолио можно назвать профессиональным портретом школьного библиотекаря. Идеальный вариант личного портфолио – комплексный «В», т.е. включающий все типы. Кроме этого, целесообразно включить так называемый портрет, который лучше всего разместить в самом начале.

Портрет рассказывает о личности библиотекаря. Его предлагается выполнять в форме резюме. Акцент в резюме необходимо сделать на имеющемся опыте библиотекаря: в самообразовании, в использовании в своей практике современных информационных технологий, в проектировочной деятельности.

Кроме вышеперечисленного, можно включать в личный портфолио свои размышления в виде эссе. Например, сразу после «портрета» – размышления на тему «Профессия библиотекаря» или «Миссия библиотеки в современном обществе». А перед программой развития библиотеки или перед конкурсной работой – разъяснение, почему вы избрали именно это направление или тему. Такие эссе демонстрируют профессионализм библиотекаря, его отношение к работе и способность её анализировать, делать выводы, видеть перспективы.

В личном портфолио можно разместить результаты профессионального тестирования и лист самооценки профессиональных умений и навыков.

Тематический портфолио имеет смысл делать, если вы постоянно и целенаправленно занимаетесь какой-либо темой. Например, как уже упоминалось, школьные библиотекари часто работают учителями-предметниками – преподают краеведение, МХК, эстетику, основы библиотечно-информационной грамотности и др. Использование тематического портфолио даёт возможность сгруппировать имеющиеся материалы и правильно расставить акценты, чтобы в дальнейшем анализировать свою работу, намечать её перспективы и демонстрировать свой профессиональный уровень.

Тематический портфолио может включать:

План (структуру, схему) занятий или разработки темы;

Пояснительную записку, где приводится краткая информация об авторе, форме представления материала и т.д.;

Обоснование темы (предметного курса), своё видение данной темы, каких результатов ожидаете;

Программу курса (планы, технологические карты или разработки уроков, библиотечных занятий);

Работы детей (анкеты, тесты, отзывы на конкретный урок, отзывы на литературное произведение, рисунки);

Самоанализ проведённой работы;

Фактографический материал по теме (списки литературы, копии статей, схем и т.д.);

Отзывы коллег, учителей на посещённые ими занятия;

Подведение итогов, определение перспектив.

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО

У большинства библиотекарей, работающих более трёх лет, имеются десятки папок с тематическими подборками, разработками мероприятий и выставок, различные проекты, исследования. Есть папки с грамотами, дипломами, сертификатами, тетради или папки с отзывами о мероприятиях и множество других материалов. Это и есть составляющие вашего портфолио – нужно только отобрать главное и привести всё в систему. Но прежде чем начинать формировать портфолио, ответьте на следующие вопросы.

– Для чего я хочу создать портфолио?

В зависимости от ответа определите тип и вид вашего портфеля достижений – простой или комплексный, личный или тематический.

– Что я включу в портфолио?

Профессиональный портфолио рекомендуется делать за последние 3–5 лет, но некоторые материалы, например грамоты или дипломы регионального и федерального уровня, можно включать и за 10–15 лет. Только вам решать, какие разработки отобрать в портфель работ и какие отзывы и рецензии в портфель отзывов – самые лучшие или все, которые есть. Это ваш портфель достижений, и его содержание определяете только вы. Помните одно – нельзя объять необъятное.

Как будет организован портфолио?

Во-первых, что это будет – файловая папка с печатными материалами или электронный вариант? Или и то, и другое? Ведь в каждом из вариантов есть свои плюсы и минусы.

Во-вторых, как будут расположены материалы. В прямой хронологии – для показа прогресса и профессионального роста или в обратной – для демонстрации последних результатов? Или вы распределите материалы по видам: в части для документов – дипломы, грамоты, сертификаты, удостоверения, справки, свидетельства; в части для работ – проекты, программы, конкурсные работы, публикации, выступления, сценарии, отзывы, рецензии и т.д.; или по уровням: школьный, районный, муниципальный, региональный, федеральный.

В зависимости от этого оформляется перечень материалов портфолио, который составляется обязательно и размещается в самом начале как печатного, так и электронного варианта. Этот перечень можно оформить в виде списка, но оптимальный вариант – таблицы (см. «оформление портфолио»).

Где будет храниться портфолио и кто будет иметь к нему открытый доступ?

Вариантов несколько – в библиотеке, у администрации, в методическом кабинете. Возможно, вы сделаете два варианта: один – более полный, расширенный – для библиотеки, другой – самое важное – для администрации. Если хранение предполагается в библиотеке и доступ предоставляете вы – в портфеле документов можно собирать оригиналы, если ваш портфель достижений будет храниться в другом месте – лучше сделайте копии. В любом случае, сформировав портфолио, представьте свою работу администрации школы и учебно-методическому отделу департамента образования. Самый лучший вариант представления – защита или презентация портфолио перед коллективом или методическим объединением библиотекарей района или города.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО

В настоящее время не существует единых стандартов и требований по организации и оформлению библиотечного портфолио. Возможно, вы сами найдёте или разработаете оптимальный вариант размещения ваших материалов в вашем портфеле достижений. Главное, чтобы он был логически выстроен.

Можно оформлять портфолио в виде файловой папки с заголовками разделов.

Каждую работу, документ, подборку материалов помещайте в отдельный файл.

Каждый элемент портфолио желательно датировать, чтобы можно было проследить динамику.

В печатном варианте из перечня обязательны ссылки на документы или их копии с указанием номера приложения.

В электронном варианте для удобства навигации целесообразно оформить гиперссылки на документы и другие материалы из презентации портфолио и перечней.

Конкурс журнала «Вестник учебной и детской литературы» «Мастер книги – 2006» подтолкнул некоторых библиотекарей к разработке собственных профессиональных портфолио. Далее представлен опыт работы по созданию портфолио заведующей библиотекой гимназии № 147 города Омска Ирины Иннокентьевны Платоновой. Чётко выстроенная структура, примеры документов и работ помогут вам в практической работе над собственным портфелем.

Портфолио документов

Дипломы

Уровень Год Наименование конкурса Результат Приложение

Областной 2003 «БиблиОбраз – 2003»

Номинация «Навигатор» III место 1

Грамоты

Уровень Год Формулировка грамоты Приложение

Муниципальный 2003 За успешную работу по оказанию практической помощи учреждениям образования 2

Школьный 2004 За высокий профессионализм, чуткое отношение к детям, творческий подход к порученному делу 3

Удостоверения о курсовой подготовке

Место проведения Год Часы Название курсов Приложение

Омский институт повышения квалификации работников образования (ИПКРО). Управление образования г. Омска 2003 72 Проектирование развития школьных библиотек 7

Программа развития библиотеки «Формирование экологической культуры личности»

Справки о курсовой подготовке

Уровень Год Часы Название курсов Приложение

Муниципальный 2005 24 СУБД «МАРК–SQL» 10

Свидетельства

Уровень Год Наименование Приложение

Региональный 2003 Профессиональная подготовка по обновлённой программе Intel «Обучение для будущего» 15

Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за какой-то период времени.

Он относится к «аутентичным», то есть к истинным, наиболее приближённым к реальным способам оценивания. Его основной смысл – показать всё, на что способен специалист. Этот метод позволяет самостоятельно проанализировать свои достижения, с тем чтобы делать выводы и шагать дальше. Таким образом, портфолио, как накопитель достижений, отражает динамику нашего профессионального развития, служит формой обсуждения и самооценки результатов работы. Позволяет самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями, умениями, наработками.

Цель портфолио: накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за определённый период времени.

Задачи:

проанализировать и обобщить свою работу;

связать воедино отдельные аспекты своей деятельности;
 отразить динамику профессионального развития;

представить опыт своей работы наиболее полно и эффективно.

Функции портфолио:

диагностическая – фиксирует изменения за определённый период времени;

содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ;

развивающая – обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования;

 мотивационная – поощряет результаты деятельности;

Практическая значимость портфолио :

 аттестация в будущем;

 лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ;

 систематизация деятельности библиотекаря;

 фактор, стимулирующий профессиональное развитие.

Модели портфолио

Портфель достижений (для себя и для других)

Оценить прогресс в исследовательской, профессиональной или творческой деятельности

Портфель-самооценка (для себя)

Показать прогресс или регресс в каких-либо видах или отдельных аспектах профессиональной деятельности

Портфель-отчёт (для других)

Показать успешность и доказать прогресс исследовательской,

профессиональной и творческой деятельности

Доказательство прогресса отслеживается по конкретным результатам и материализованным продуктам профессиональной, исследовательской и творческой деятельности.

ТИПЫ ПОРТФОЛИО

При разработке структуры портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа:

Портфолио документов включает сертифицированные (документированные) достижения библиотекаря:

 дипломы (федерального, муниципального, окружного, библиотечного уровней);

 грамоты;

 свидетельства;

 удостоверения;

 справки;

В нём могут размещаться копии указанных документов. Обязательно предваряется их перечнем (по мере накапливания в течение ряда лет).

Портфолио работ – это собрание материалов, отражающих основные направления и виды деятельности, описание основных форм творческой активности. Выполняется группировкой различных творческих, проектных, исследовательских работ библиотекаря в единый массив документов. В него могут входить:

 проекты развития библиотеки;

 тексты (тезисы) выступлений на семинарах, методических объединениях (или их аудио- и видеозаписи);

 сценарии различных массовых мероприятий;

 электронные документы – различные презентации, разработки в помощь проведению , обзоров, выставок;

 видеозаписи, фотоальбомы различных мероприятий;

 печатные работы.

Портфель работ предваряется перечнем представленных в нём материалов. Сами работы прикладываются на бумажных или электронных носителях, в том числе видеозаписи, фотографии, публикации и т.п. Он даёт качественную оценку профессиональной деятельности библиотекаря по следующим параметрам: полнота, разнообразие, оригинальность, убедительность материалов, динамика и творческая активность работника и т.п.


Портфолио отзывов – это характеристики отношения библиотекаря к различным видам деятельности. В нём дается письменный анализ отношения библиотекаря к своей деятельности и её результатам (тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме и прочее). Включает оценки мероприятий коллегами, администрацией, методическими объединениями и т.д. (к перечисленным выше видам документов добавляются рекомендательные письма). Желательно включать комплексный самоанализ деятельности и её результатов.

Можно конструировать либо простые модели портфолио (реализующие один из названных типов), либо комплексные (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов).

Например:

А. Портфолио простые : 3 варианта, т.е. либо в чистом виде портфолио документов, либо портфолио работ, либо портфолио отзывов.

Б. Портфолио, состоящий из двух разделов: раздел документов и раздел работ, либо раздел документов и раздел отзывов, либо раздел работ и раздел отзывов.

В. Портфолио, состоящий из трёх разделов, – комплексный: раздел документов, раздел работ и раздел отзывов.

ВИДЫ ПОРТФОЛИО

Существует несколько видов портфолио. Мы рассмотрим два: личный и тематический.

Личный портфолио можно назвать профессиональным портретом библиотекаря.



Портрет рассказывает о личности библиотекаря. Его предлагается выполнять в форме резюме. Акцент в резюме необходимо сделать на имеющемся опыте библиотекаря: в самообразовании, в использовании в своей практике современных информационных технологий, в проектировочной деятельности.

Кроме вышеперечисленного, можно включать в личный портфолио свои размышления в виде эссе.

Например, сразу после «портрета» – размышления на тему «Профессия библиотекаря» или «Миссия библиотеки в современном мире». А перед программой развития библиотеки или перед конкурсной работой – разъяснение, почему вы избрали именно это направление или тему. Такие эссе демонстрируют профессионализм библиотекаря, его отношение к работе и способность её анализировать, делать выводы, видеть перспективы.

В личном портфолио можно разместить результаты профессионального тестирования и лист самооценки профессиональных умений и навыков.
Тематический портфолио имеет смысл делать, если вы постоянно и целенаправленно занимаетесь какой - либо темой.

. Использование тематического портфолио даёт возможность сгруппировать имеющиеся материалы и правильно расставить акценты, чтобы в дальнейшем анализировать свою работу, намечать её перспективы и демонстрировать свой профессиональный уровень.

Тематический портфолио может включать:

 план (структуру, схему) занятий или разработки темы;

 пояснительную записку, где приводится краткая информация об авторе, форме представления материала и т.д.;

 самоанализ проведённой работы;

 фактографический материал по теме (списки литературы, копии статей, схем и т.д.);

 отзывы коллег, на посещённые ими занятия;

 подведение итогов, определение перспектив.

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО

У большинства библиотекарей, работающих более трёх лет, имеются десятки папок с тематическими подборками, разработками мероприятий и выставок, различные проекты, исследования. Есть папки с грамотами, дипломами, сертификатами, тетради или папки с отзывами о мероприятиях и множество других материалов. Это и есть составляющие вашего портфолио – нужно только отобрать главное и привести всё в систему. Но прежде чем начинать формировать портфолио, ответьте на следующие вопросы:

Для чего я хочу создать портфолио?

В зависимости от ответа определите тип и вид вашего портфеля достижений – простой или комплексный, личный или тематический.

Что я включу в портфолио?

Во-вторых, как будут расположены материалы. В прямой хронологии – для показа прогресса и профессионального роста или в обратной – для демонстрации последних результатов? Или вы распределите материалы по видам: в части для документов – дипломы, грамоты, сертификаты, удостоверения, справки, свидетельства; в части для работ – проекты, программы, конкурсные работы, публикации, выступления, сценарии, отзывы, рецензии и т.д.

В зависимости от этого оформляется перечень материалов портфолио, который составляется обязательно и размещается в самом начале как печатного, так и электронного варианта. Этот перечень можно оформить в виде списка, но оптимальный вариант – таблицы (см. «оформление портфолио»).

Где будет храниться портфолио и кто будет иметь к нему открытый доступ?

Вариантов несколько – в библиотеке, у администрации, в методическом кабинете. Возможно, вы сделаете два варианта: один – более полный, расширенный – для отдела, другой – самое важное – для администрации.
Если хранение предполагается в библиотеке и доступ предоставляете вы – в портфеле документов можно собирать оригиналы, если ваш портфель достижений будет храниться в другом месте – лучше сделайте копии. В любом случае, сформировав портфолио, представьте свою работу администрации.

 Можно оформлять портфолио в виде файловой папки с заголовками разделов.

 Каждую работу, документ, подборку материалов помещайте в отдельный файл.

 Каждый элемент портфолио желательно датировать, чтобы можно было проследить динамику.

 В печатном варианте из перечня обязательны ссылки на документы или их копии с указанием номера приложения.

 В электронном варианте для удобства навигации целесообразно оформить гиперссылки на документы и другие материалы из презентации портфолио и перечней.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бичурская средняя общеобразовательная школа №2»

ПОРТФОЛИО

Степанова Елена Петровна:

педагог-библиотекарь.

Содержание

1.Визитка библиотекаря.

2.1 Поощрения и награды.

3. Массовая работа. Методы и формы работы по пропаганде чтения.

4.Патриотическое воспитание.

5.Краеведческая работа.

6. Приложения.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3. Эко фестиваль

Приложение 4.Сценарий «Субботник»

Приложение 5.Сценарий «Вода источник жизни»

1.Визитка библиотекаря.

*Фамилия Имя Отчество: Степанова Елена Петровна

*Должность: Педагог-библиотекарь

*Школа : Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Бичурская средняя школа №2

*Образование: Высшее.Восточно-Сибирский государственный институт культуры.1991г

*Дата рождение: 27.05.1963г

*Общий стаж работы: 33года

*Стаж работы в данной должности : 22года.17-зав.библиотекой,5-педагог-библиотекарь.

Дипломы об образовании

Высшее.Восточно-Сибирский государственный институт культуры.1991

Специальность:Библиотековедение и библиография массовых и научных библиотек, квалификация:библиотекарь-библиограф.

«Моя должность - школьный библиотекарь,

а это значит, в своей работе я использую,

качества умелого руководителя,

хорошего организатора и дизайнера,

чуткого педагога и психолога

Для успешной работы применяю

Самые главные качества, друга и помощника.

А главное, я горячо влюблена в свое дело!

Мой девиз:

Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь чтоб знать больше.

Мое жизненное кредо:

Относиться к людям так, как ты бы хотел чтоб относились к тебе

Кредо библиотекаря:

Научить детей любить книги и чтение

2. Карта профессионального роста.

2.1 Поощрения и награды.

«За активное участие в конкурсе «Библиобраз» и представление интересных творческих работ.

муниципальный

«За активное участие в деятельности научно-социальной программы «Шаг в будущее»

Муниципальный

Грамота управления образования администрации Бичурского района

В связи с Международным днем школьных библиотек за не утомимое трудолюбие, творческую энергию, преданность Книге Знанию, активное участие в учебно-воспитательном процессе.

Республиканский

Республиканский

Сертификат участника полуфинала республиканского конкурса «Школьная библиотека-2009г.

Муниципальный

Грамота управления образования администрации Бичурского района

За хорошую подготовку и активное участие в конкурсе «Лучик»

Грамота Администрация МБОУ « СОШ №2»

За многолетний добросовестный труд и в связи с Днем учителя.

Российский

2013

Благодарственное письмо.

Заместитель Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по природопользованию и экологии.

Региональный

2013

БРО Профсоюза работников народного образования и науки РФ.за многолетний. Добросовестный труд в системе общего образования, общественную работу в Профсоюзе и в связи юбилеем.

муниципальный

2013

Грамота управления образования администрации МО «Бичурский район»

За многолетний добросовестный труд большой вклад в развитие школы и в связи с 50-летием со дня рождения.

муниципальный

2014

МБУ «Бичурская централизованная библиотечно-краеведческая система» За активное участие в проекте по продвижению книги и чтения «Я,ты и книга»

муниципальный

2015

За организацию участия и подготовку школьников в литературно-музыкальном фестивале к 120-летию С.А.Есенина.

муниципальный

2015

Благодарственное письмо

«Бичурская ЦБКС»

За активное участие в проекте по продвижению книги и чтения «Я,ты и книга»

республиканский

2015

Благодарность «Бичурская ЦБКС»

За подготовку и организацию участия в республиканском конкурсе на лучшее сочинение среди учащихся.

Республиканский

2016

Благодарность. За подготовку призера (2 место) республиканской научной конференции «Шаг в будущее»

муниципальный

2016

Диплом первой степени. За активное участие в мероприятии «Я,ты и книга» по проекту «Книги приносящие знания»

2017

2017

муниципальный

2017

2001

Бурятский институт повышение квалификации и переподготовки работников образования

Сетевая Академия.

2.2 Сведения о повышении квалификации или профессиональной переподготовке.

2.3 Документы об участии в работе школьных методического объединения, семинаров, вебинаров, конференций.

2.4 Выступления на ШМО, РМО, совещаниях, семинарах, конференциях

2.5 Участие в работе жюри «Улзытуевские чтения»

«Есенинские чтение»

С введением ФГОС была разработана программа по внеурочной деятельности «Библиографические знания школьникам»

2.7 Результативность участия в конкурсах муниципального и регионального уровня

3. Массовая работа.

Методы и формы работы по пропаганде чтения.

Владею современными образовательными технологиями и методиками,эффективно применяю в своей профессиональной деятельности, что позволяет организовывать разнообразный досуг детей, создавать им условия для проявления своих творческих способностей. Одним из направлений школьной библиотеки является привлечение учащихся к чтению. Чтобы воспитать у детей любовь к книге, нужно прежде всего научить,умение слушать ее, понимать художественное содержание произведения Для этого я использую, самые различные формы индивидуальной и массовой работы.

=Выставки, посвященные памятным и знаменательным датам

=Обзоры новинок

=Презентации книг

=Беседы

=Консультации у книжной полки

=Экскурсии в библиотеку

=Посвящение в читатели

=Неделя детской книги

=Библиотечные уроки

=День возвращенной книги-комплексное мероприятие направленное на работу с должниками

=Виртуальные книжные выставки

=Библиофреш-библиографический обзор новинок

=Библио-глобус-мероприятие посвященное книгам об истории

=Информ-досье-мероприятие проведенное в форме сборника материалов о ком-либо, о чем-либо

=День информации

= Калейдоскоп рекомендаций – быстрая смена рекомендаций каких – либо книг, произведений, авторов.

4.Патриотическое воспитание.



5.Краеведческая работа.


6. Приложения.

Приложение 1

Экологический субботник « Земля наш дом родной»

Участники: об учающиеся и их родители, учителя школы.

Место проведения: территория школы.

Ход мероприятия:

1.Открытие субботника

Ведущий 1. Добрый день, взрослые и дети! Сегодня по всей стране проходят экологические субботники «Зеленая Россия». Их цель – объединить всех, кого волнуют вопросы экологической безопасности, кто считает себя Патриотом своей Родины!

Ученица:

Субботники придуманы не зря.

Размяться всем небось охота.

И мусор потаскать придется.

И пошутить над чем найдется.

Все - Помните: "Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят!"

Ведущий 1 . Уважаемые участники экологического субботника!

Сегодня мы с вами отправимся на необычный праздник.

Ведущий 2. Мы хотим, чтобы у нас был настоящий праздник, чтобы вместе с нами

радовались деревья и цветы, звери и птицы.

Ведущий 1. Сегодня наш праздник посвящен Всероссийскому экологическому

субботнику «Зелёная Россия».

Ведущий 2. Нашу Землю называют Зелёной планетой.

Кто подарил ей зелёный наряд?

Ведущий 1 . Деревья и травы, цветы и кустарники.

Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне.

Высоко в горах и у самой воды.

Ведущий 2. Посмотри мой юный друг,

Что находится вокруг:

Небо светло голубое.

Солнце встало золотое

Ветер листьями играя,

Тучка в небе проплывает.

Все что нужно год от года

Нам дает сама природа.

Ведущий 1 . И потому все мы

Жить не можем без воды,

Без растений и животных,

Без лесов, полей и рек,

Жить не может человек!

Ведущий 2. Будьте внимательны, и вы услышите веселую песенку ручейка, пение птиц, перезвон дождевых капелек, дуновение ветра. Настоящее чудо – это доброта. Если человек привыкнет бережно относиться к своей планете, то чудеса будут окружать его повсюду. Главное выбрать правильную дорогу…

Ведущий 1 . Каждый человек должен беречь окружающую среду: не разбрасывать мусор, не ломать деревья, не жечь костры в неположенном месте, заботиться о братьях наших меньших. Например, мы можем с вами, ребята, поддерживать порядок на нашем школьном дворе.

Ведущий 2. Дорогие учителя, ребята, уважаемые родители, мы предлагаем вам начать наш экологический субботник.

Ведущий 1. Р ассчитайтесь по порядку,

Становитесь на зарядку.

Чтобы гибким стало тело,

Чтоб на завтра ничего не болело!

Д ышим воздухом, вращаем руками,

Движения все повторяем за нами!

Флешмоб с участниками субботника

Заключительная часть праздника:

Ведущий 2. Посмотрите, ребята, какая замечательная картина у нас получилась!

Ведущий 1. Прекрасен мир живой природы, а мы - часть его. Давайте же сообща беречь и умножать!

Ведущий 2 . Дорогие ребята! Давайте поддерживать чистоту и уют в нашей школе и классах, на своих улицах и в нашем городе. И тогда завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня.

Ведущий 1. Р ебята, вы славно потрудились и весело отдохнули.

Ведущий 2. Ч тобы мирно мчались годы,Расцветал за веком век,Другом быть для всей природыДолжен каждый человек!

Ведущий 1. Б ез природы в мире людямДаже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем

Относиться, как друзья!

Ведущий 2. Ж ителей много на нашей планете,Звери и птицы, взрослые, дети! Давайте не будем ругаться и злиться! Давайте дружить, танцевать, веселиться! Звучит веселая музыка, все танцуют.

Приложение 2

Викторина «Маленькие тайны зелёного друга»

1.Ель очень чувствительна даже к беглым низовым пожарам, когда горят на земле мох, хвоя и трава. Почему?

2. Баобабы, растущие в зоне тропиков, в середине лета, в самую жару, сбрасывают листья. Почему?

3.Обычно срубленное дерево, падая, калечит растущий под ним молодняк. С вертолета спускают трос, обхватывают им дерево и не позволяют ему упасть после срезки. Такой способ заготовки древесины дорог. Назовите другое решении.

4. Этот гриб обладает резким запахом, который после дождя ещё больше усиливается. Гриб даже можно употреблять в пищу вместо чеснока. Как называется этот гриб?

5. Это змея «видит» тепло: даже слепая, без слуха и обоняния, она находит тёплый предмет. Назовите её.

6. Как называется весенний тёмно-синий бескрылый жук, встречающийся в сосновых лесах?

7. Какое животное за ловкость и притворство А. Брэм назвал «северной обезьяной».

8. Как называется плод берёзы, вяза, ясеня, клёна?

9. Это животное черно-оранжевое, хвостатое, похоже на ящерицу, но не пресмыкающиеся. Весной живет в воде, но не лягушка. К зиме выходит из пруда в лес и спит, зарывшись в сырой мох. О ком идет речь?

10. Однажды в горах Восточной Словакии всем на удивление уродилась малина. Закупочные организации рассчитывали на десятки сверхплановых тон лесного лакомства. Однако малины было собрано даже меньше обычного. А в чем была причина?

11. На вырубках леса производят посадку новых деревьев. Но перед этим необходимо освободить почву от старых корневищ и личинок вредных насекомых. Знаете ли вы, как это сделали в Англии?

12. Проблема, где достать ёлку к Новому году, актуальна не только в нашей стране. И, к сожалению, некоторые просто срубают её в лесу недалеко от шоссе. Убытки велики. Что делать? Не сторожить же огромные массивы леса? Знаете ли вы, как решили этот вопрос в Германии?

Приложение3

Собрались мы в этом зале(слайд №1)

Этой встрече каждый рад,


Все на эко-фестивале.

Вас приветствует «НАБАТ».
Названье это не случайно. (слайд №2 )

Тревожит нас природы вид,

И так протяжно и печально

Зеленый колокол звенит. (звук колокола)

Наш Девиз: Я планету в ладонях от невзгод сберегу(слайд №3)

Чистым сердцем согрею и в беде помогу

Мы исследуем Землю, совершая походы,(слайд№4)

И заставим отходы приносить нам доходы.

В этот зрительный зал мы сегодня пришли, (слайд№5 )

Чтобы вновь говорить о проблемах Земли.

Пусть услышат нас все, и, конечно, поймут,

И к полезным делам поскорей перейдут.

Звук колокола.

За горами, за лесами,(слайд №6 )

За широкими полями.

Не на небе, на земле

Мы живем в своем селе.

Всюду зелень: речка, луг(слайд №7)

И полей зеленых круг,

Изумрудов хоть куда,

Только вот одна беда:

Тот, кто к речке приезжает(слайд №8 )

Мусор всякий оставляет.

Забывают люди те

О природной красоте.

Загорят и отдохнут,

Рыбки в речке наберут,

Банок-склянок навезут,

Всякой гадости нажгут,

А за собой не уберут.

Старушки беседуют: (повязав косынки)


    Слыхала Митрофановна? Вчерась (слайд №9 )
    Клевал на нашей Лаверзе карась!
    Ты что Никитична, давай-ка уж не ври,
    Не водятся там даже пескари.
    Да что ж, я все увидела во сне?
    Матрена, это ты ж сказала мне!

    Еще как будто твой внучонок Вова

    Давно не видывал такого вот улова.

    Не разглядела просто вдалеке:

    А может, рыба шла там по реке?

    Там глубина, что курам не напиться!

Откуда ж рыбе в той реке водиться?

И дед Семен весь свой навоз

Опять вчера туда увез.
Во-во, а Кланька с огорода,
Сорвав все горе-сорнякиСгрузила все их на подводуДа и свалила у реки.
Там молодежь вечор сидела, Опять с музыкою балдела,Оставив банки и бутылки!Так и дала бы по затылку!

(старушки снимают косынки и звучат частушки)

Частушки.

Нашу речку еле видно,(слайд №10 )

Берега все в тине.

Она сильно обмелела,

Рыбы нет в помине.

До чего природу жалко!

Не губи её красу!

Человек, не делай свалку

На дороге и в лесу!

То бросаем, то уроним (слайд №11 )

На дороге, на траве

Мы все в мусоре утонем

Если мусор в голове!

Лес зеленый охраняй(слайд №12 )

Никого не обижай,

Не губи деревья ты,

Сохрани в лесу цветы!

Чтобы ели не болели

Пили воду, не боясь

Нужно, чтоб нигде не смели

Портить землю отродясь.

Не рубите, не губите

Нужно лес всю жизнь беречь

Ничего не понимаем

Рубим, губим, топим печь.

По Бичуре мы пойдем,(слайд №13 )

Мусор вместе уберем.

Пусть щебечут соловьи

От зари и до зари!

Мы рубим лес, устраиваем свалки.(слайд №14)

Но кто же под защиту все возьмет?

Пустые ручьи, в лесу одни лишь палки.

Подумаете, а что нас дальше ждет?

И решили мы тогда-(слайд №15 )

Это горе не беда.

Всех собрали мы ребят

И устроили десант.

Там где всё убирали,

Мы таблички оставляли:

«Взрослые! Мы - ваши дети

За природу все в ответе.

Мы не будем стоять в стороне,

Наведем порядок на нашей земле!»
Любим мы свое село.

Убираем мы его.

Привлекаем всех друзей

И больших, и малышей.

И Бичура наша

С каждым днём становится краше.

А еще мы привлечем(слайд №16 )

Взрослых местный батальон.

И засадим всё вокруг

Разными деревьями,Чтоб дружили и они С лесонасажденьями.

Те, кому не безразлична судьба Земли, пытаются помочь ей. Центр экологической помощи создан при ООН. Учеными нашей страны разработан “Экологический кодекс России”. Все слышнее и требовательнее раздаются голоса лучших людей планеты в защиту природы.

Мы тоже разработали ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ. Послушайте их(слайд №17 )

На обратной стороне колоколов ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ:
Закон «Земли»(слайд №18) Рвать цветы не будем, друг, пусть цветет зеленый луг!
Закон «РЕКИ, ЛЕСА, ПОЛЯ»(слайд №19)
У реки, в лесу, и в поле можно время провести,

Только так, чтобы природе нам урон не нанести!

Только так, чтоб на поляне, где зелёная трава,

Вдруг не выросла бы свалка из бумаги и стекла.

Чтоб в реке не мусор плавал, а карась, налим, сазан,

Чтоб никто природу нашу никогда не обижал!
Закон «Порядка»(слайд №20)
Взрослым и детям давно пора знать,

Что для природы важнее всего –

Это везде чистоту соблюдать,

И больше не надо почти ничего.

Мусору – свалки, а птице – гнездо.

Белкам и зайцам леса и поля,

Не загрязняй никогда ничего,

И будет тебе благодарна земля.

«Нет мусора - есть недостаток фантазии!»
Законы «Производства»(слайд №21)
Пускай на землю лягут росы, А не кислотный дождь и сбросы. Пусть больше не дымят заводы, Отходы пусть дают доходы. Машин же выхлопные газы
Пусть фильтры очищают сразу.
Песня «Давайте сбережём».(поют все участники агитбригады под минусовку и демонстрируется клип) Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,
Лететь в одном полете. Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте. О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла Давайте сохраним
На стрежнях – осетра.
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра. Коль суждено дышать
Нам воздухом одним.
Давайте-ка мы все
Навек объединимся. Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся!

Приложение 4

Сценарий "Субботник"

Цель: Организация совместного досуга педагогов и учащихся через субботник.Задачи:Воспитательная: Воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе, окружающему миру. Соблюдение чистоты в доме, городе, на природе.Развивающая: Формирование интереса к труду, желания трудиться, желание беречь природу, развивать навыки трудовой деятельности.Коррекционная: коррекция трудовых навыков, внимания, крупной и мелкой моторики, через общественно полезный труд.Оформление: Плакаты с лозунгами: "Штаб субботника", "Все на субботник!", "Ни дня без доброго дела для школы!".Оборудование: Перчатки, пакеты для мусора, метлы, грабли, носилки, конверты с заданиями, мультимедия, ноутбук, колонки, призы,вымпелы.Тип занятия: Трудовой десант.Ход занятия: Организационный момент : Линейка. 1-й ученик- Здравствуй, Лесовичок!Что ты такой грустный сегодня?

Лесовичек - А чего мне радоваться?

Посмотри вокруг и настроение у тебя сразу испортится…

1-й ученик - Что у тебя происходит?

На этой поляне всегда был порядок, а теперь столько грязи и мусора!

Откуда это всё здесь появилось?

Куда же ты весь этот мусор денешь?

Лесовичек - Люди пришли в лес отдохнуть, полюбоваться природой, поиграть с детьми. Они поели, а весь свой мусор оставили в лесу.

2-й ученик - После уроков я купил себе чипсы, конфет, и шоколадку.

Ах, как было вкусно! Я всё быстро съел.

А что же осталось?

Грязнючка - Какой замечательный мусор! Это самый лучший подарок для Злючки – Грязючки!

Но я вижу, ребята, у вас много подарков для меня.

Ура! Я снова с вами!

Люблю, когда люди загрязняют всё вокруг.

люблю ребят, которые везде бросают мусор!

Я люблю любой мусор

3-й ученик - Злючка–Грязючка появляется везде, где бросают какой-нибудь мусор.

Он может появиться и в лесу, и на берегу реки, и на улицах города.

Из-за того,что некоторые люди бросают мусор, где хотят, в нашем городе появляются свалки в непредназначенных местах.

Давайте договоримся, что не будем бросать мусор где попало.

Все - Помните: "Чисто не там,где убирают, а там, где не мусорят!"

Ведущий:

-Добрый день! Мы рады приветствовать вас на школьном празднике «Чистота вокруг нас», проводимого в рамках субботника.

Ученица:

Субботники придуманы не зря.

Полезны, у кого сидячая работа.

По дому без движения нельзя –

Размяться всем, небось, охота.

Как хорошо граблями, метлами махать,

И мусор потаскать придется.

А главное всю территорию убрать.

И пошутить над чем найдется.

Ведущий: Конец апреля в России традиционное время субботников. По всем городам проходят эти мероприятия, призванные облагородить внешний вид наших улиц, парков, скверов и жилых кварталов. Раньше это мероприятие проходило скучно и не организованно. И никто не считал это за городской праздник. Но постепенно заботой о природе и чистоте улиц начинают интересоваться обычные жители. Им надоело смотреть на свои неухоженные дворы. Жители, самостоятельно придумывают, как спасти окружающую среду от загрязнения, а дворы от мусора. Любителей поучаствовать в субботниках становится все больше и больше.

Так зачем убирать мусор и что может случиться если этого не делать? Предлагаем вашему просмотру несколько видеороликов.

(Видеоролики про мусор).

Слово для приветствия участников субботника предоставляется директору школы Петровской В.В.

Сейчас я предлагаю отправиться всем на уборку, но чтобы узнать у кого какая территория, прошу командиров групп подойти за конвертами с заданиями.

Инвентарь необходимый для работы можете получить в штабе субботника, который находится. Через 2 часа (когда работа будет выполнена) встречаемся здесь для подведения итогов.

Основная часть. Уборка территории.

Заключительная часть. Ну вот мы с вами вновь собрались! Все поработали добросовестно! Благодарю вас за участие в нашем мероприятии и хочу вручить вымпелы и конверт с дополнительным заданием, по которому вы найдете поощрительные призы. (Награждение)

Еще раз большое спасибо за участие в субботнике!

Приложение5

«Вода источник жизни»

Воздух чистый, свежий,
дышится легко и свободно.
Но…
Не умыться, не напиться без воды,
листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
птицы, зверь и человек,
и поэтому всегда
всем везде нужна вода!

Вода наиважнейшая составляющая жизни на нашей планете. Мы в состоянии обходиться без пищи в течение нескольких недель, а вот без воды не проживем и нескольких дней. Вода – самая обильная из земных стихий. Покрывает она более 70% земной поверхности, и объем её равен примерно 1,4 миллиардов кубических километров. Наша планета – планета океанов. Три четверти поверхности её заняты морями и океанами. Если разлить это количество равномерно по всей планете, то образуется слой толщиной почти в три километра. Больше всего воды - около 97% находится в морях и океанах, но для многих целей она не годится из-за слишком высокого содержания соли. Пресная вода составляет менее 3% от объемов земной гидросферы, из них более 2% заключено в полярных льдах Арктики и Антарктики.

Вода – голубая, нежная, чистая. Что может быть лучше её? Вода дает жизнь всему живому.

Интересные факты о воде:

    Вода – единственное вещество на земле, встречающееся в трех естественных состояниях – твердом, жидком и газообразном.

    В природе существует около 1330 видов воды.

    Если бы все люди употребляли в пищу и использовали на корм скоту растительность морей и океанов, то пищи было бы достаточно для 290 миллиардов человек.

    Вода составляет 80% массы тела ребенка и 70% массы тела взрослого человека.

    За счет Мирового океана в атмосферу поступает до 50% кислорода и 82% влаги.

    В озерах сосредоточено более 26 тысяч км 3 пресных вод.

    Полный цикл круговорота воды в атмосфере продолжается 10 дней, в реках – 20 дней, озерах и водохранилищах – 7 лет, океане – 3000 лет.

Знаете ли вы, что:

    За последние 60 лет водопотребление в мире увеличилось в 5 раз.

    114-230 литров воды уходит во время приема 5-минутного душа.

    На чистку зубов уходит 9 литров воды, на мытьё посуды – 91 литр.

    Человек ежедневно использует 230 л воды.

    При неисправности крана с самой тоненькой струйкой воды за сутки может уйти в канализацию до 150 литров чистейшей питьевой воды.

    Знаете ли вы, что после 10-минутного душа уходит столько воды, сколько нужно 200 детям каждый день?

Все глубже и чувствительнее раны
Своей земле наносит человек.
Седые баламутит океаны.
Ломает русла животворных рек.

Природа. Тысячелетиями мы боролись с нею, покоряли её, преобразовывали, нещадно уничтожали. Мы пели гимны тем, кто лишал нас естества Матери-Натуры, родившей человечество, той Матери, что до сих пор терпеливо кормит неразумного сына, дает жизнь новым поколениям.

В упоении от борьбы с природой мы проглядели две великие истины. Первая – что человечество существует и развивается за счет природы. Глупо рубить сук, на котором сидишь. Вторая в том, что вовсе не противоборство, а взаимопомощь – основа всего сущего на Земле. Пока люди дрались за кусок хлеба, их можно было простить. Когда же они пытаются утопить Корабль, на котором все вместе плывут по океану небытия, - прощенья нет.

Мировая свалка и сточная яма – Океан – задыхается от грязи, теряет способность к самоочищению. В наших интересах сохранить его чистоту.

Не осталось живого места
Не осталось живой воды.
Соли закисного железа
Убивают воду в реке.

Стало душно в реке и затхло.
Никакого выхода нет.
Хоть бы рыбе дожить до завтрашнего –
Прожила бы еще сто лет!

Обуяла всю рыбу гибель
Всюду – смерть,
До самой губы.
Что ни прорубь – лихая прибыль.

Рыбаки, загребай рубли!...
Вот берут почти руками
Полумертвых в разгар замора.
Рыбы живы – над родниками.

Там вода жива и здорова.
Струи растут как травы,
Их расслышали,
Их нашли…

Будто слабое слово правды
В оголтелые горы лжи.

Артерии планеты – реки – не должны вспухать склеротическими тромбами. Вода – кровь Земли – должна течь в них хрустальными струями, а не гнить в грязных колонках. Венозная кровь бежит к сердцу, артериальная от него. Желающий обращать потоки вспять, попробуй это сначала на себе!

Некоторые цифры:

    Ежегодно все реки земного шара сносят в Мировой океан слой почвы толщиной более 6 миллиметров, что составляет 19 миллиардов тонн.

    В Мировой океан ежегодно поступает около 13-14 миллионов тонн нефтепродуктов. Нефть в водоемы попадает в результате утечки при погрузке танкеров, при авариях танкеров, сбросе остатков нефтяного груза.

    При концентрации нефтепродуктов выше 0,5 миллиграмм на литр рыба гибнет, при концентрации 1,2 миллиграмм на литр не выдерживает планктон и бентос.

    Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок.

    На производство 1 тонны хлопчатобумажной ткани требуется 250 м 3 воды, синтетической ткани – 5000, синтетического каучука – 2000, никеля – 4000, чугуна – 200 м 3 воды, стали – 150 тонн воды.

    Каждый литр сточных вод, попадая в водоем, приводит в негодность 100 литров хорошей воды.

    Как считает Всемирная организация здравоохранения, половина всех больничных коек в мире занято людьми, заболевшими из-за грязной воды.

Россия сегодня стоит на гране экологической катастрофы. Ей не привыкать к экологическим катаклизмам.

    Реки Волга, Дон, Обь, Иртыш, Урал, Енисей, Печора, Лена, Кама имеют недопустимый уровень загрязнения.

    На одного человека в России приходится в год 520 кубических метров сточных вод, из которых 370 представляют собой загрязненные воды, в которых содержится примерно 170 килограмм токсических веществ.

    В настоящее время диоксины обнаружены в питьевой воде ряда городов России, на полях в Среднем Поволжье и в Западной Сибири.

    По мнению экспертов, из-за диоксинового загрязнения водоемов в РФ ежегодно погибает около 20 тысяч человек.

    В России ежегодно в воду и под землю уходит более 500 миллионов тонн промышленных стоков.

    Крайне неудовлетворительным по санитарно-химическим и микробиологическим показателям остается качество водоемов 1 категории (используемых для питьевого водоснабжения) в Республике Татарстан.

    К сожалению, от сильного загрязнения страдает бассейн реки Волги. Им занято 8% территории России, а проживает в нём 42% населения страны реки этого бассейна загрязняются предприятиями и городами, расположенными на берегах Волги и ее притоков. Для улучшения ситуации в бассейне реки принята специальная правительственная программа по возрождению великой реки.

В результате деятельности человека в Волге нельзя купаться.

Не природе нужна ваша защита. Это нам нужно покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся Природа, чтобы жить. Она – природа – всегда была и будет сильнее человека. Ибо она его родила. Он лишь миг в её жизни. Она же вечна и бесконечна. Человек для неё деталь. Она для него – все! Природа ничего не прощает! А потому: не вреди и береги её!

Люди, прозрейте! Труд сделал вас разумными. Земля дала пищу и кров. Наука повела в будущее, но вы обманываете себя. Вы идете в грядущее через минное поле опасных изобретений.

Протрите глаза! И вы увидите глаза любимых, милые личики детей, мозоли отцов, светлые озера, ленты рек, ширь полей и дали водных просторов.

Прислушайтесь! И сквозь рев моторов и транзисторов вы услышите журчанье ручьев, шелест трав неповторимую звенящую тишину природы.

Безумная техника сминает природу, кромсает биосферу, давит человечество, травит Землю!

Над полюсом сквозит
Озонная дыра.
О чем она гласит? –
Опомнится пора!
Скажи губитель вод,
Всего живого враг,
Зачем небесный свод
Ты превратил в дуршлаг?
Ты говоришь: “Прогресс!”,
Ты знаешь, что почем,
А в дырку бес пролез
С убийственным лучом.
Он превратил твой дух
В безмозглый пар и снег.
Покуда не потух –
Опомнись, человек.
Покуда не исчез-
Добру не прекословь.
Ты говоришь: “Прогресс!”.
А ты добавь: “Любовь!”

Мы заявляем: люди должны знать правду о состоянии своего вечного дома. Его сохранение в их интересах.

Наше да: миру и спокойствию, любви и уважению к природе, заводам без дыма, фабрикам без ядовитых стоков, автомашинам без удушливого выхлопа, тишине, разуму и науке, осторожности и мудрости.

Наше нет: любым войнам, любым битвам с природой, безграмотному природопользованию, всему тому, что грозит Земле, угрожает людям, каждому человеку – всем и по отдельности.

Мы предлагаем: беречь и экономить питьевую воду за счет установки в квартирах счетчиков и использования вод сберегающих домашних технологий мытья посуды и стирки.

Мы надеемся, что наше выступление поможет вам по-новому взглянуть на голубой наряд планеты.

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете… Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились”.

(Антуан де Сент-Экзюпери)

Впереди еще много творческих планов и идей,

которые хочется осуществить,

Все мои пути ведут в библиотеку

Так как мир книги- это мир настоящего чуда


Визитка библиотеки Название библиотеки: Библиотека семейного чтения им. А. Г. Николаева – филиал 3 Юридический адрес: , Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Восточная, Блог: (8352) ФИО руководителя: Шуйцева Надежда Николаевна


Сотрудники Зав. библиотекой Шуйцева Надежда Николаевна Зав. сектором по работе с детьми Костина Елена Николаевна Библиотекарь взрослого читального зала Василькова Екатерина Александровна Библиотекарь абонемента Голышева Лидия Александровна Библиотекарь абонемента Филиппова Людмила Николаевна Уборщик производственных и служебных помещений Васильева Марина Николаевна Уборщик территорий Гаврилова Антонина Николаевна


Структура библиотеки семейного чтения им. А. Г. Николаева Абонемент Взрослый читальный зал Предназначена для детей, которые еще не умеют читать, и их родителей. Цель создания комнаты семейного чтения ­– возрождение традиций семейного чтения; приобщение к чтению детей с раннего возраста. Комната семейного чтения «Почемучка» Детский читальный зал Литературно-музыкальная гостиная


Основные направления и задачи работы библиотеки семейного чтения им. А. Г. Николаева удовлетворение информационных, образовательных, культурных и досуговых потребностей пользователей библиотеки посредством правильно организованного, постоянно пополняемого фонда и справочно- библиографического аппарата библиотеки. оказание помощи в формировании культуры межличностных отношений в семье оказание помощи в формировании культуры межличностных отношений в семье повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей привлечение родителей к руководству чтением их детей привлечение родителей к руководству чтением их детей Поскольку библиотека им. А. Николаева имеет статус библиотеки семейного чтения, перед ней поставлены дополнительные задачи: Поскольку библиотека им. А. Николаева имеет статус библиотеки семейного чтения, перед ней поставлены дополнительные задачи: Основным направлением работы библиотеки являются:


Основные направления и задачи работы библиотеки семейного чтения им. А. Г. Николаева Для решения этих задач библиотека им. А. Г. Николаева осуществляет следующие виды основной деятельности: Деятельность библиотеки семейного чтения носит комплексный характер: сочетать в себе такие направления, как информационная деятельность и участие в организации досуга всех поколений семьи Деятельность библиотеки семейного чтения носит комплексный характер: сочетать в себе такие направления, как информационная деятельность и участие в организации досуга всех поколений семьи 1.формирование книжного фонда с учетом потребностей разновозрастных групп читателей и постоянная работа по его сохранности; 2.ведение справочно- библиографического аппарата библиотеки; 3.организация информационно- библиографического обслуживания пользователей библиотеки; 4.культурно- просветительская работа; 5.помощь в организации семейного досуга; 6.оказание помощи родителям в знакомстве с детской литературой.


Основные цифровые показатели деятельности библиотеки Контрольные показатели План на 2011 год Количество посещений Книговыдача В том числе детей детей 3690 Количество читателей


Основные цифровые показатели деятельности библиотеки Показатели План Количество читателей Выполнение плана по читателям % 100 % В том числе детей В том числе детей (% по отношению к общему количеству читателей) 40,89%41,54%41,46% Количество читателей


Основные цифровые показатели деятельности библиотеки Количество населения Количество читателей % охвата,2 % ,2 % ,8 % Охват населения библиотечным обслуживанием Охват населения библиотечным обслуживанием


Основные цифровые показатели деятельности библиотеки Число посещений Выполнение плана (в %) % В том числе дети,21 % % В том числе дети,42 % % В том числе дети,46 %


Основные цифровые показатели деятельности библиотеки Книговыдача Выполнение плана (в %) % В том числе дети,88 % % В том числе дети,09 % % В том числе дети,73 %


Основные цифровые показатели деятельности библиотеки Книжный фонд, поступление, выбытие, книгообеспеченность, читаемость Книжный фонд Поступление Выбытие Книгообеспеченность на 1 читателя 9,39,410,1 Читаемость23,3 23,8


Основные цифровые показатели деятельности библиотеки Всего Тематические Уточняющие Адресные Фактографические Число выполненных справок


Основные цифровые показатели деятельности библиотеки Платные услуги ПланВыпол.%ПланВыпол.%ПланВыпол. % Оформление формуляра,31 Фонд «Читательской инициативы» ,36 Ночной абонемент,3 Компьютерные услуги,29 Ксерокопирование,13 Пресс абонемент, Видеосалон,8 Прочие Всего сумма,


Привлечение внебюджетных средств О тех, кто нас поддерживает: В маркетинге есть такое модное направление «фандрайзинг» («формирование спонсорских фондов» - в вольном переводе с английского, или, попросту благотворительность). Так, например, за последний год библиотека семейного чтения им. А. Г. Николаева приняла в дар: На внебюджетные средства (фонд «Читательской инициативы») – 78 экземпляров на сумму руб. 78 коп. В дар от Министерства культуры ЧР – 1 экз. на сумму 300 руб. 00 коп. В дар от Национальной библиотеки ЧР – 39 экземпляров документов, из них: 38 экз. печатных изданий на сумму 4741 руб. 13 коп. и 1 экз. электронного издания на сумму 50 руб. В дар от Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки – 1 экз. печатного издания на сумму 45 руб. 00 коп. В дар от Чувашского книжного издательства – 5 экз. на сумму 690 руб. 00 коп. В дар от администрации – 4 экз. на сумму 180 руб. 00 коп.; из них 3 экз. печатного издания на сумму 60 руб. 00 коп. и 1 экз. электронного издания на сумму 120 руб. В дар от авторов – 6 экз. на сумму 675 руб. В дар от читателей – 57 экз. на сумму 1825 руб. В течение длительного времени неоценимый вклад в поддержку и развитие библиотеки привносят два замечательных человека и неординарные личности, депутат Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики пятого созыва Семенов Сергей Павлович и председатель ТОС «Ельниковский» Ефимова Маргарита Ильинична год не стал исключением: пополнение фондов новыми книгами, финансирование ремонтных работ пожарной сигнализации в библиотеке. Все, что сделано библиотекой в 2010 году, стало определенным этапом в непрерывном движении ее навстречу читателю. В 2011 году библиотека рассчитывают на поддержку своих читателей и внимание со стороны представителей органов власти, что позволит ей гармонично развивать свою деятельность на благо жителей города и с оптимизмом смотреть в будущее.


Использование ВСО и МБА для удовлетворения запросов читателей Читатели ВСО Книговыдача по ВСО Получено из других библиотек Выдано по ВСО другим библиотекам Внутрисистемный обмен Межбиблиотечный абонемент Читатели МБА252 Книговыдача по МБА9713 Заказали Получили15693


Совместная деятельность с различными учреждениями и организациями Обязательным условием эффективного библиотечного обслуживания является развитие связей с общественностью. Социальное партнёрство – это сложившаяся система с постоянным расширением форм и направлений работы. Это перспективный путь для дальнейшего развития системы социального обслуживания, который позволит лучше и качественнее удовлетворить информационные и духовные потребности пользователей. Библиотека семейного чтения им. А. Г. Николаева тесно сотрудничает: Центр детского творчества «Дружба» Дошкольные образовательные учреждения 39, 41, 42, 44 Подростковый клуб «Ровесник» Библиотека семейного чтения им. А. Николаева Детская художественная школа Школы 12, 14 и 16 ТОС «Ельниковский» За этот год укрепились партнёрские отношения с властными структурами, учреждениями социальной сферы, школами, детскими садами и клубами по интересам. Работой библиотек чаще стали интересоваться средства массовой информации. Успешно складывается у библиотеки партнерские отношения с предприятиями, частными организациями и коммерческими фирмами города. Многие из них выступают спонсорами реализуемых библиотекой массовых мероприятий.


Инновационные формы индивидуальной и массовой работы Статистика блога (данные на) Посещений Постоянных читателей - 60 Количество сообщений Комментариев – Рейтинг-кампания «Лучшие книги: версия Новочебоксарска» 2011 – Участие в международной акции «Выйди в Интернет!» 2011 – «Найдется все!» веб-гонки библиотекарей и читателей 2011 – Читаем электронные книги (с использованием планшетного компьютера и ридера) 2010 – 2011 Организация и ведение блога «2:0 в пользу читателей»


Инновационные формы индивидуальной и массовой работы В августе 2010 года в Интернете появился блог библиотеки им. А. Николаева г. Новочебоксарска «2:0 в пользу читателей», созданный для неформального общения между читателями и библиотекарями. Блог позволяет библиотекарю: формировать своего читателя, развивать его творческую активность; публиковать новостную информацию; рекламировать свою работу в Интернете; создавать новые библиотечные продукты; профессионально совершенствоваться; быть в курсе событий, не посещая сотни страниц в Интернете. Цели и задачи: 1. Формирование своего читателя. 2. Использование блога, как инструмента, повышающего интерактивные, коммуникативные, маркетинговые, конкурентоспособные возможности библиотеки. 3. Повышение информационной культуры персонала и пользователей библиотеки. В блоге публикуются обзоры, рецензии книг, отрывки самих произведений, таким образом, организуется открытое пространство для обсуждения прочитанной книги. Большое внимание уделяется информации о различных библиотечных и городских событиях. Организуются конкурсы, мозговые штурмы с приглашением экспертов, проводятся опросы. Самые популярные сообщения: «В интернете провинции нет», «Иван Ефремов «Библиотека будущего», «Лучшие книги: версия Новочебоксарска» и другие. Сообщения в блоге обновляются 2-3 раза в неделю, кроме текста представлено много мультимедийного контента.


Инновационные формы индивидуальной и массовой работы 1.В ноябре 2010 г. по итогам регионального конкурса блогов «ЖЖизнь – это общение», проводимого компанией «ВолгаТелеком», блог «2:0 в пользу читателей» признан победителем в номинации «Самое значимое сообщество». 2.Победитель в номинации «За культуру» в конкурсе, организованным блогосферой Чувашии февраля 2011 г. Чувашский государственный институт культуры и искусств кафедра библиотековедения и библиографии отметил блог сертификатом апреля 2011 г. подведены итоги конкурса блогов "Творческая мастерская 2.0". В номинации "Блог об образовании для взрослых" занял третье место.


Разработка и реализация авторских программ 1.«Библиотека без границ» программа 2011 – 2013 (Приложение 1) 2.Василькова Е. А. «Интернет: быстрый старт!» программа, (Приложение 2) 3.Костина Е. Н. Школа «Литературная среда»: программа работы с младшими школьниками, (Приложение 3) 4.Костина Е. Н. Школа «Почемучка»: программа работы с дошкольниками, (Приложение 3)



Повышение профессионального мастерства и творческого потенциала работников библиотеки Участие в конкурсах Участие в семинарах Выступление на семинарах Шуйцева Н. Н. зав. библиотекой Конкурс на вручение диплома «Положившему свое сердце у чтения» год Круглый стол «Союзники на информационном поле: библиотеки, СМИ и Интернет – порталы» Мастер-класс «Зачем и как писать пресс-релизы?» Костина Е. Н. зав. сектором по работе с детьми Семинар «Духовно – нравственное воспитание детей и юношества в условиях библиотеки» Семинар «Электронные ресурсы как фактор развития публичной библиотеки» Круглый стол «Союзники на информационном поле: библиотеки, СМИ и Интернет – порталы» Опыт использования электронных ресурсов в повышении информационной культуры пользователей Василькова Е. А. библиотекарь читального зала Телемост семинар «Человек в процессах модернизации: в прошлом и настоящем» Круглый стол "Союзники на информационном поле: библиотеки, СМИ и Интернет» Республиканское совещание "Библиотеки Чувашии на этапе преобразований" Круглый стол "Союзники на информационном поле: библиотеки, СМИ и Интернет» Республиканское совещание "Библиотеки Чувашии на этапе преобразований" Голышева Л. А. Библиотекарь абонемента Занятия в ОКиО: «АРМ Каталогизатор» описание в базе данных сборники Филиппова Л. Н. Библиотекарь абонемента Занятия в ОКиО: «АРМ Каталогизатор» описание в базе данных сборники


Повышение профессионального мастерства и творческого потенциала работников библиотеки Семинар: «Электронные ресурсы как фактор развития публичной библиотеки» Тема выступления: Опыт использования электронных ресурсов в повышении информационной культуры пользователей


Освоение информационных технологий Picasa Система ИРБИС 64 АРМ Каталогизатор ААА Logo Adobe Photoshop Microsoft Office Word 2003 Microsoft Office Excel 2003 Microsoft Office PowerPoint 2003 Microsoft Office Publisher 2003 Работа в блоге Программа Photoshow 2.41 Программа Slideshare Программа PrintWhat YouLike Google Документы Windows Movie Maker


Положительный социально- психологический климат в коллективе В процессе общения в коллективе возник определенный социально-психологический климат. Среди основных факторов социально-психологического климата в трудовом коллективе можно отметить: взаимоотношения по вертикали и горизонтали; деловой стиль и нормы общения; организацию и условия труда; систему стимулирования. В зависимости от состояния этих факторов сложилось более или менее устойчивый эмоциональный настрой членов коллектива. Существует прямая положительная связь между состоянием социально-психологического климата и эффективностью совместной деятельности. Большое значение в создании благоприятного социально-психологического климата в библиотеке имеет состав коллектива с точки зрения психологической совместимости его членов. В коллективе закрепляются люди, деловые и личностные качества которых соответствуют установленным нормам, правилам, традициям. Принятые в коллективе нормы делового взаимодействия складываются в служебный этикет. Служебный этикет включает в себя такие неформальные элементы, как настроение, манеру приветствия и обращения руководителя к сотрудникам, формы и методы критики. Благоприятный социально-психологический климат характеризуется бодрым, мажорным настроем членов коллектива, который отличают сплоченность, взаимовыручка, взаимопомощь, взаимоуважение. Знаменитости в гостях у библиотеки Поэтесса Элеонора Архонта Писательница Валентина Петровна Пугачева Александр Петрович Шувалов и Владимир Иванович Петров. Людмила Ивановна Исаева и Александр Петрович Шувалов Заслуженный художник Чувашской Республики Александр Леонидович Мухин – Чебоксарский Вячеслав Платонов - велоклуб "Солнце на спицах" Ветеран боевых действий в Афганистане Филиппов Эдуард Николаевич

Первый раз портфолио увидела у учителей, мне понравилось - по нему можно оценить качество работы. Когда я решила подать документы на грант Правительства Республики Татарстан в номинации «Профессионал», то создала портфолио по тому же принципу, что и учителя и выиграла грант!

Моё портфолио состоит из двух папок на 100 файлов каждая. В одной - все мои публикации в СМИ, профессиональной прессе (смотри: http://blogslava.ru/?page_id=153).

Во второй папке портфолио:

    2. Следующая страница - эссе, в котором написала, почему я люблю свою работу. Читайте: Моя профессия – библиотекарь.

    3. Несколько групповых фотографий читателей разного возраста в библиотеке: дошкольников, школьников, молодежь, старшее поколение с надписями «Мы любим читать!», «Нам нравится здесь!», «Читает всё село!», «Читаем всем селом!». Смотри: мы любим читать!.doc

    4. Кратко о библиотеке : история, территория, доступность, техническое оснащение, библиотека в цифрах: количество книг, читателей, книговыдача, число посещений и мероприятий. Адрес библиотеки, веб-сайт библиотеки.

    5. Какое место библиотека занимает в жизни села . Читай: Сельская библиотека.

    6. «В библиотеке можно» - фотографии читателей всех возрастов в библиотеке за различными занятиями: читают, изобретают, рисуют, играют, общаются, смотрят телевизор, делают домашнее задание, творят, играют на гитаре, занимаются в кружках, получают консультации, работают в Интернете.

    7. «Библиотека приглашает» - различные объявления-афиши в миниатюре (по 6 объявлений на лист) , которые приглашают читателей на различные мероприятия.

    8. «Библиопартнёрство» - о сотрудничестве различных организаций, находящихся не только на территории села, но и за её пределами.

    10. Школа и библиотека. Девиз: «В школе знания получают - в библиотеке приумножают». Здесь описывается работа со школой и даются цифры: количество учащихся в школе и процент обхвата. К некоторым мероприятия - фотографии.

    11. Сотрудничество с амбулаторией, почтой.

    12. IT-технологии в помощь сельским жителям. Информационный цветной лист со списком услуг, предоставляемые пользователям с применением компьютерных технологий. Кратко рассказывается об информационном центре библиотеки. Работа с читателями через инте рнет.

    13. Дети и книга. Нам с книгой дружить и расти! Девиз при работе с детьми: «Каждому ребёнку - нужная книга в нужное время!». В этом разделе рассказываю о различных способах работы с детьми с фотографиями: «От игрушки - к книге» (смотри: игрушка и книга.docx), Через театр в мир книг.doc , театр книги.doc , Кукольный театр, Изобретатели и фокусники, Дети и библиотека.wmv .

    14. Молодёжь и чтение - вот лучшее решение. Популяризация чтения среди молодёжи, формирование активной жизненной позиции, вовлечение молодёжи в социальную жизнь села. Цифры - количество молодёжи по возрастам и процент обхвата, фотографии, сценарии (смотри: Читающая девушка.doc , Сломай сигарету.doc) , буклеты.

    15. Чтение - дело семейное. Девиз при работе с родителями: «Читающие родители - читающие дети». Цифры: количество семей, из них матери-одиночки, многодетные семьи, самые читающие семьи. Описывается работа с семьями (смотри: семья чтением крепка.doc , Семья и книги.doc , Родительское собрание в библиотеке.odt) с фотографиями, буклеты, акции.

    16. Старость в радость. Старшее поколение - персональные помощники библиотекаря. Описывается какую неоценимую помощь оказывают пенсионеры (читают вслух внукам, консультируют, участвуют в мероприятиях, пропагандируют книгу) с фотографиями.

    17. Клуб «Поющая душа». О работе клуба, девиз которого: «С песней по жизни». Основная цель клуба сохранение и развитие традиций авторской песни, выявление талантливых авторов и исполнителей, содействие в распространении авторских песен и доведения их до широкого класса населения. Объединение поколений в стремлении к активному образу жизни. Фотографии, публикации о работе клуба, текст авторских стихов и песен.

    18. Библиотека - 100 талантов. Об индивидуальной работе с читателями, о талантливых читателях. Библиотека талантов .

    19. Человек читающий - человек успешный. О достижениях читателей: участие в конкурсах, публикации, выставки творческих работ читателей. Семь успевающих читателей написали сочинение «Какую роль сыграла книга в их жизни» (смотри: