Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Негативные установки список свияш. Как избавиться от негативных жизненных установок. Как же выявить у себя негативные программы

Здравствуйте, дорогие друзья!

Думаю, вы могли заметить, насколько сильно негативные убеждения способны разрушать любой конструктив. Такая тенденция максимально ярко прослеживается не только в перспективах профессиональных отношений, но и во взаимосвязях с родными.

Негативные установки - это программы, которые при систематическом внедрении в , могут развернуть жизнь в кардинально другое русло. Случается это незаметно: человек один раз споткнувшись и не сделав правильный вывод, постепенно начинает верить в то, что он неудачлив.

Как говорил выдающийся Марк Твен:

Если каждый живущий на планете Земля думал бы идентично, то никто бы не решился играть на скачках!

Конечно же, иногда случаются события, которые способны выбить почву из под ног, подобный опыт проживает каждый. Но что делать, если постоянное подмечание негатива становится привычкой?

В сегодняшней статье мне хотелось бы раскрыть наиболее важные и глубинные аспекты влияния на жизнь человека плохих убеждений, что имеют прямо пропорциональное отношение к отсутствию успеха.

Все дело в отношении к прошлому опыту

Я убеждена в том, что самая несчастливая ситуация скрывает под собой огромный пласт положительных проявлений. То бишь, под тяжестью негатива при желании всегда можно рассмотреть минимальную, но выгоду.

Важно , подаренный событием и заметить нужные для себя уроки. Многие личности не способны правильно переживать сложности, уповая на или привлекая в дело эмоциональные реакции.

Они мешают увидеть картину целостно и хладнокровно, для проведения наиболее эффективного анализа случившегося. В итоге, мы имеем дело с фатальным знамением, что способно сдвинуть особь от местопребывания под Солнцем, до самого плинтуса.

Но что нужно сделать, чтобы изменить подход? Я рекомендую вам обратить внимание на попытку перестать придавать своим принципам или убеждениям избыточный характер.

Не стоит с выпирающим самопожертвованием верить в ранее устоявшиеся истины, что на сегодняшний день могут не работать. Для того, чтобы наглядно продемонстрировать, как это работает, я приведу примеры сразу в нескольких плоскостях.

Отношения с противоположным полом

Например, женщине изменил ее возлюбленный мужчина. Максимально долго и болезненно жалея себя, обвиняя Вселенную в несправедливости, она маниакально ищет ответ на вопрос «Почему? ».

И чаще всего она приходит к выводу, что мужчины относятся не к человеческой расе, а к виду парнокопытных животных и в дальнейшем, встретив на своем жизненном пути достойного кавалера, вспоминает о своей наиболее знакомой песне: «Все мужики - козлы! ».

Негативные убеждения, мешающие женскому счастью, чаще всего основываются на болезненном опыте прошлого, мешая по-другому взглянуть не только на себя обновленную, но и на людей, что ее окружают.

Здоровье

Иногда люди способны привлечь в свою жизнь тяжелую болезнь потому, что в нее верят. Более того, некоторые доходят до такой крайности, что заметив некоторые проблемы в самочувствии обращаются к его Величеству Интернету, а там уж точно убеждаются у наличии всех видов онкологий в одночасье.

  • Далее включаются наиболее сильные аффирмации, что порождают реальную, не мифическую проблему: «Каждый болеет и я тоже »;
  • «Невозможно быть здоровым »;
  • «Я умираю! »;
  • «Мой организм очень слабый и есть предрасположенность »;
  • «Если я заболею, то наконец-таки смогу отдохнуть » ит. д.

Работа

Допустим, у человека, среди кругов его общения нет достойного примера личности, которая смогла разбогатеть честным путем. Благодаря такому убеждению можно свято поверить в то, что все люди с достатком - мошенники, а бедным остается возможность подбирать крошки и довольствоваться малым.

Повторяя «молитву» систематически, человек программирует себя на пребывание в бедности, поскольку панически не желает видеть себя в роли самостоятельно придуманного мошенника.

Влияние негативной энергии на деньги - колоссально! Учитывая то, что эмоция выплескивается в словесной форме, она получает еще больше сил и влияния. Оно распространяется не только на голову особи, но и на потенциальное продвижение по , и на достижение успеха.

Более того, здесь видна тенденция и этнических установок, когда принадлежность к народу обуславливает типичное или нетипичное поведение человека. Особенно ярко это читается в ущемлении прав, предвзятого отношения или надуманных запретов.

Семья

Распространенная ошибка плохих родителей - внушать своим детям чувство заниженного достоинства и несовершенства. Подумайте над тем, что если личности ежедневно говорить, что она - собака и обращаться соответствующие, спустя пару месяцев, она и правда залает!

Дети очень чувственно относятся к необдуманно брошенным словам, в принципе, как и любой другой индивидуум. Но слыша от близких фразы «ты глуп! », «не красива! », «плохая » «не такой » ит. д., очень сложно верить в обратное.

Установки настолько сильно въедаются в подсознании, что в дальнейшем могут привести только к полной и хождению по самому краю пропасти, успокаивая душу наркотиками, суррогатами веселья и внимания к своей израненной в детстве натуре.

Неважно, нравится факт или нет, но мы, словно роботы, выполняем потайные, часто неосознанные убеждения, что мастерски скрываются на подкорке подсознания.

Отражение в зеркале

Список слов и фраз, что негативно влияют на личность, можно составлять долго и нудно. Но доводилось ли вам задумываться над тем, какой вред можно причинить себе любимому без особого плана на эту затею?

Примеры обращений вы могли слышать дома, в рабочем коллективе, за школьной партой и даже по телевизору. Но все они без вашего разрешения и согласия выполняют одну простую миссию - разрушают человека изнутри.

И если не предпринять действий, по итогам можно заполучить плохое здоровье, проблемы с психикой и отсутствие роста:

  • «Я неспособна добиться успеха! »;
  • «Я толстая »;
  • «Я плохой муж, работник, семьянин… »;
  • «Я абсолютно не женственна, не красива, больная, глупая »;
    И при этом, не менее опасно программирование близких. Когда в сердцах и при отсутствии контроля можно выпалить обидные оскорбления, задумайтесь над тем, что все оговоренное вами обязательно воплотиться!
  • «Ты даже гвоздь забить не можешь, хозяин! »;
  • «Ты отвратительная мать и жена! »;
  • «Ты не ребенок, а ужас! » ит. д.
    Внимательно перечитайте фразы и ужаснитесь тому, насколько грубо вы поддаете самогипнозу свою прекрасную жизнь и семейные отношения, по факту удивляясь после: «Господи, за что мне все это? » — так вы же и желали!

Во что верим, то и получаем!

Снятие негативных убеждений невозможно без изменения мышления и перестраивания его на оптимистичный лад. На сегодняшний день огромное влияние получают идеи, позволяющие качественно управлять своим подсознанием.

Хотя, это не просто идеи, а целые школы, практики и эффективные методики. Все они созданы для того, чтобы люди понимали факт отсутствия блоков и рамок, рождающихся только их больным подсознанием.

Программы, в которых отсутствует конструктив, способны быстро разрушить гармоничное течение энергии, что неэффективно используется для борьбы с , страхами и внутренними конфликтами с собой.

Мы впитываем аффирмации отца и матери, общества и чужих мнений, а затем тратим всю жизнь на то, что бы бороться с ними. Думаю, пришло время избавиться от недоброжелательного и негативного влияния!

1. Скажите «Нет» плохим сценариям!

Огромное количество людей не разделяет термин «реализм» и «негатив» по отношению к миру. Запомните, если вы искренне верите в то, что любое начинание обречено на провал, то это будет читаться в вашем поведении, а особенно в речи!

Поэтому, как только вы заметили первые сигналы происшествия, полностью меняйте негативный подход к жизни, иначе неудача - неизбежна!

2. Сделайте ставку на позитив!

Старайтесь замечать приятные бонусы и подарки судьбы вместо того, чтобы искать повод сказать «А, вот! Все пошло не так, а значит, мой невеселый настрой оправдался! »
Больше улыбайтесь, заряжайтесь на позитив и во чтобы то ни стало, верьте только в хорошее истечение дел. Иначе быть не может.

3. Визуализируйте

Я предлагаю вам создать , окружая себя конкретными и четкими руководствами к действию. К тому же, делая то, что вам нравится, вы рискуете максимально преуспеть, насладившись процессом.

На этом я закончу!

Обязательно подпишитесь на обновления и посоветуйте друзьям блог для прочтения. Улучшайте свою жизнь, избавляясь от лишнего, а в комментариях поделитесь собственными методиками по устранению надоедливых и опасных установок.

До встречи на блоге, пока-пока!

Фрагмент из книги. Ковпак Д.В., "Как избавиться от тревоги и страха". Практическое руководство психотерапевта. - СПб.: Наука и техника, 2007. - 240 с.

В ходе жизни на относительно чистый лист, которым является наша психика при рождении, в огромном количестве записываются наши реакции на стимулы, и со временем превращают ее в исчерченный множеством письмен манускрипт.

И, как установил выдающийся грузинский психолог и философ Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886 - 1950), в нашей психике создается так называемая установка , или готовность реагировать определенным образом в определенной ситуации . Впервые это понятие сформулировал немецкий психолог Л. Ланге в 1888 году, но современное общепринятое и признанное научным сообществом понятие "установка" появилось позднее в работах Узнадзе.

Наше восприятие мира - не пассивный, а очень активный процесс. Мы видим события, людей и факты не объективно и беспристрастно, а сквозь некие очки, фильтры, призмы, которые прихотливо и разнообразно искажают реальность для каждого из нас. Эту предвзятость, избирательность и произвольную окраску восприятия в психологии обозначают термином "установка". Видеть желаемое вместо действительного, воспринимать реальность в ореоле ожиданий - удивительное человеческое свойство. Во многих случаях, когда мы уверены, что поступаем и судим вполне здраво, по зрелом размышлении оказывается, что сработала наша определенная установка. Сведения, прошедшие эту мельницу искажающего восприятия, приобретают порой неузнаваемое обличье.

Понятие "установка" заняло в психологии важное место, потому что явления установки пронизывают практически все сферы психической жизни человека. Состояние готовности, или установка, имеет принципиальное функциональное значение. Человек, подготовленный к определенному действию, имеет возможность осуществить его быстро и точно, то есть более эффективно, чем неподготовленный. Однако установка может сработать ошибочно и, вследствие этого, оказаться не соответствующей реальным обстоятельствам. В такой ситуации мы становимся заложниками своих установок.

Классическим примером, поясняющим понятие установки, является один из экспериментов, проведенных Дмитрием Николаевичем. Он заключался в следующем. Испытуемый получал ряд слов, написанных на латыни. В течение какого-то периода времени он читал их. Затем испытуемый получал ряд русских слов. Но продолжал читать их как латинские в течение некоторого времени. Например, вместо слова "топор" он читал "моноп". Анализируя опыт. Узнадзе пишет: "...В процессе чтения латинских слов у испытуемого активировалась соответствующая установка - установка читать по латыни, и, когда ему предлагают русское слово, то есть, слово на хорошо понятном ему ялыке, он читает его, как если бы оно было латинским. Только через некоторый промежуток времени испытуемый начнет замечать свою ошибку... Когда речь идет об установке, предполагается, что это определенное состояние, которое как бы предваряет решение за-дачи, как бы заранее включает в себя направление в котором задача должна быть разрешена..."

Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия пли акты, которые совершаются "сами собой", без участия сознания. Иногда говорят о "механической работе", о работе, при которой "голова остается свободной". "Свободная голова" и означает отсутствие сознательного контроля.

Анализ автоматических процессов обнаруживает их двоякое происхождение. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через сознание и перестали осознаваться.

Первые составляют группу первичных автоматизмов, вторые - группу вторичных автоматизмов. Первые представляют собой автоматические действия, вторые - автоматизированные действия, или навыки.

В группу автоматических действий входят либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, зачастую в течение первого года жизни ребенка. Например, сосательные движения губ, мигание, хождение и многие другие.

Группа автоматизированных действий, или навыков особенно обширна и интересна. Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: во-первых, действие начинает осуществляться быстро и точно; во-вторых, происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия. Этот процесс имеет важнейшее значение и жизни каждого человека. Он лежит в основе развития всех наших умений и способностей.

Поле сознания неоднородно: оно имеет фокус, перифериию и наконец, границу, за которой начинается область неосознаваемого. Наиболее поздние и наиболее сложные компоненты действия оказываются в фокусе сознания; следующие попадают на периферию сознания; наконец, самые простые и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания.

Вспомните, как вы осваивали компьютер (те, кто его уже одолел). Первое время на поиски нужной клавиши требовались, в лучшем случае, десятки секунд, если, не минута. И каждому действию предшествовала технологическая пауза: нужно было осмотреть всю клавиатуру, чтобы отыскать необходимую кнопку. А любая помеха была подобна катастрофе, потому что приводила к множесву ошибок. Звучащая музыка, шумы, чьи-то движения - ужасно раздражали. Но прошло время. Сейчас эти "первые шаги" в да-еком прошлом (примерно, на уровне мезозойской эры) кажутся чем-то нереальным. Трудно представить, что когда-то тратилась не одна минута для того, чтобы найти нужную клавишу и нажать ее. Сейчас нет размышлений над тем, "когда какую клавишу нажимать", а продолжительность пауз резко сократилась. Все делается автоматически: пальцы будто обрели зрение - сами отыскивают нужную кнопку и нажимают ее. И, работая, можно вслушиваться в звуки музыки, отвлекаться на какие-нибудь посторонние темы, пить кофе, жевать бутерброд, не опасаясь за результат, потому что сложился четкий, так называемый, динамический стереотип: действия отработаны и контролируются бессознательно.

Неосознаваемость установок, с одной стороны, облегчает нашу жизнь "разгружая голову" от регулярных рутинных дел, с другой - может значительно осложнить жизнь при ошибочном включении установок неподходящих или ставших, в силу изменившихся обстоятельств, непригодными. Ошибочные или неадекватно используемые установки и будут причиной нашего неприятного удивления, вызванного собственным поведением, поражающим своей необоснованностью и неуправляемостью.

Одним из примеров определяющего действия установки на жизнь человека является удивительная эффективность колдовства в колыбельных цивилизациях. Западный антрополог, занятый полевой работой в австралийской пустыне, и толпящиеся вокруг него аборигены находятся, несмотря на пространственную близость, в совершенно разных мирах. Австралийские колдуны-аборигены носят с собой кости гигантских ящериц, играющие роль магического жезла. Стоит колдуну произнести смертный приговор и указать этим жезлом на кого-нибудь из своих соплеменников, у того молниеносно развивается состояние, соответствующее тяжелейшей депрессии. Но не от действия косточек, разумеется, а от безграничной веры в могущество колдуна. Дело в том, что, узнав о напущенном проклятье, несчастный не может даже представить другой вариант развития событий, кроме своей неизбежной смерти от воздействия колдуна. В его психике была сформирована установка, диктующая близкую гибель. В организме человека, который уверен в том, что умрет в любом случае, стремительно проходят все стадии стресса, замедляются процессы жизнедеятельности и развивается истощение. Вот описание действия такой "команды смерти":

Но если колдун попытается сделать то же самое с кем-нибудь из европейцев, хотя бы с тем же антропологом, вряд ли у него что-нибудь выйдет. Европеец просто не поймет значительности происходящего - он увидит перед собой невысокого голого человека, машущего звериной костью и бормочущего какие-то слова. Будь это иначе, австралийские колдуны давно правили бы миром! Австралийский абориген, попавший на сеанс Анатолия Михайловича Кашпировского, с его "установкой на добро", вряд ли бы осознал значительность ситуации - скорее всего, он просто увидел бы хмурого человека в европейском костюме, бубнящего какие-то слова и пристально исподлобья глядящего в зал. Иначе Кашпировский давно смог бы стать главным шаманом австралийских аборигенов.

К слову сказать, сам феномен ритуалов Вуду или так называемой зомбификации легко объясним с научных позиций, в первую очередь, исходя из понятия "установки".

Установка - это общее название механизма, который руководит нашим поведением в частных ситуациях. Содержанием установки являются идеаторные. то есть мысленные процессы. Именно установка определяет готовность в одной ситуации отреагировать положительными эмоциями, а в другой - отрицательными. Установка выполняет задачу фильтрации и селекции поступающей информации. Она определяет устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности освобождает человека от необходимости сознательно принимать решение и произвольно контролировать деятельность Е стандартных ситуациях. Однако в некоторых случаях установка может служить фактором, провоцирующим стресс, снижающим качество жизни человека, обуславливая инертность ригидность деятельности и затрудняя адекватное приспособление к новым ситуациям.

Иррациональные стрессогенные установки

В основе всех установок лежат нормальные психологические механизмы, обеспечивающие наиболее рациональное познание окружающего мира и наиболее безболезненную адаптацию человека в нем. Ведь, как уже упоминалось, установка - это тенденция к определенной интерпретации и осмыслению происходящего, а от адекватности этой интерпретации зависит качество адаптации, то есть качество жизни человека.

Чего больше в ваших установках - рационального или иррационального - зависит, конечно, от биологических факторов, но в большей степени от влияния психологической и социальной среды, в которой вы росли и развивались.

Однако практически каждому человеку дана возможность избавиться от сознательных и неосознанных когнитивных (мыслительных) ошибок и заблуждений путем формирования более рациональных воззрений и установок, разумного и адаптивного мышления. Но для того чтобы это сделать, необходимо понять, что именно мешает нам жить в гармонии с собой и миром. Надо "знать врага в лицо".

Решающим фактором для выживания организма является быстрая и точная переработка поступающей информации, на которую большое влияние оказывает систематическое предубеждение. Другими словами, .мышление людей зачастую тенденциозно и предвзято.

"Ум человека, - говорил Ф. Бэкон более трехсот лет назад, - уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде".

У каждого человека в его мышлении имеется свое слабое место - "когнитивная уязвимость" - которая определяет его предрасположенность к психологическому стрессу.

Личность формируется схемами или, как говорят психологи -когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения (позиции). Эти схемы начинают формироваться в детсве на основе личного опыта и идентификации со значимыми другими: людьми, виртуальными образами -- такими, как герои книг и фильмов. Сознание формирует представления и концеп-ции - о себе, других, о том, как устроен и функционирует мир. Эти концепции подкрепляются дальнейшим опытом и, в свою очередь, влияют на формирование убеждений, ценностей и позиций.

Схемы могут быть полезными, помогающими выживать и улучшать качество жизни, и вредными, способствующими напрасным переживаниям, проблемам и стрессам (адаптивными или дисфункциональными). Они являются устойчивыми структурами, которые становятся активными, когда их "включают" специфические стимулы, стрессоры и обстоятельства.

Вредные (дисфункциональные) схемы и установки отличаются от полезных (адаптивных) наличием так называемых когнитивных искажений. Когнитивные искажения - это систематические ошибки в мышлении.

Вредные иррациональные установки представляют собой жесткие мыслительно-эмоциональные связи. Согласно А. Эллису, они имеют характер предписания, требования, приказа и носят безусловный характер. В связи с этими особенностями иррациональные установки вступают в конфронтацию с реальностью, противоречат объективно сложившимся условиям и закономерно приводят к дезадаптации и эмоциональным проблемам личности. Отсутствие реализации действий, предписанных иррациональными установками, приводит к продолжительным неадекватным эмоциям.

По мере развития каждый человек усваивает определенные правила; их можно обозначить как формулы, программы или алгоритмы, посредством которых он пытается осмыслить действительность. Эти формулы (взгляды, позиции, установки) определяют, как человек объясняет происходящие с ним события и как к ним следует относиться. В сущности, из этих базисных правил формируется персональная матрица значений и смыслов, ори-нтирующая индивидуума в реальности. Срабатывают подобные правила в момент осмысления ситуации и внутри психики проявляют себя в виде подспудных и автоматических мыслей. Автоматические мысли - это мысли, которые появляются спонтанно и приводятся в движение обстоятельствами. Эти мысли "вникают между событием (или, как принято называть, стимулом) и эмоциональными и поведенческими реакциями индивида. Они воспринимаются без критики, как бесспорные, без проверки их логичности и реалистичности (подтверждения фактами).

Подобные убеждения формируются из детских впечатлений или перенимаются от родителей и сверстников. В основе многих из них лежат семейные правила. Например, мать говорит дочери: "Если ты не будешь хорошей девочкой, то мы с папой разлюбим тебя!" Девочка задумывается, повторяет услышанное вслух и про себя, а затем начинает говорить это себе регулярно и автоматически. Через некоторое время эта заповедь трансформируется в правило - "моя ценность зависит от того, что думают обо мне другие".

Ребенок воспринимает иррациональные суждения и идеи, в отсутствие навыка критического анализа и достаточного опыта, как данность и истину.: Используя язык гештальт-терапии, ребенок интроецирует, "проглатывает" некие идеи, диктующие особый тип поведения.

В основе большей части эмоциональных проблем зачастую лежит одна или несколько центральных идей. Это тот краеугольный камень, который находится в основании большинства убеждений, мнений и поступков. Эти центральные установки могут служить глубинной причиной подавляющего большинства психологических проблем и неадекватных эмоциональных состояний.

К счастью, вследствие того, что когнитивные явления могут быть замечены при интроспекции (наблюдении за своими словесными мыслями и мыслительными образами), их характер и связи можно проверить в огромном множестве ситуаций и систематических экспериментов. Отказавшись от представления о себе как о беспомощном порождении биохимических реакций, слепых импульсов или автоматических рефлексов, человек получает возможность увидеть в себе существо, склонное рождать ошибочные идеи, но и способное отучиться от них или их исправить. Только определив и исправив ошибки мышления, личность может организовать жизнь с более высокими уровнями самоосуществления и качества.

Когнитивно-поведенческий подход подводит понимание (и лечение) эмоциональных расстройств ближе к повседневному опыту человека. Например осознавая наличие у себя проблемы, связанной с неправильным пониманием, которое человек проявлял множество раз на протяжении жизни. Кроме того, каждый, без всякого сомнения, добивался в прошлом успеха в исправлении неправильных истолкований - либо добившись более точной, адекватной информации, либо осознав ошибочность своего понимания.

Ниже приведен перечень наиболее часто встречающихся вредных иррациональных (дисфункциональных) установок. Для облегчения процесса их выявления, фиксации и уточнения (верификации) рекомендуем использовать так называемые слова-маркеры. Данные слова, как высказанные, так и обнаруженные в ходе наблюдения за собой в качестве мыслей, идей и образов, в большинстве случаев указывают на наличие иррациональной установки соответствующего им типа. Чем больше их при анализе выявляется в мыслях и высказываниях, тем больше выраженность (интенсивность проявления) и жесткость иррациональной установки.

Установка долженствования

Центральной идеей такой установки служит идея долга. Само слово "должен" является в большинстве случаев языковой ловушкой. Смысл слова "должен" означает - только так и никак иначе. Поэтому слово "должен", "должны", "должно" и им подобные обозначают ситуацию, где отсутствует любая альтернатива. Но такое обозначение ситуации справедливо лишь в очень редких, практически исключительных случаях. Например, адекватным будет высказывание "человек, если он хочет выжить, должен дышать воздухом", поскольку физическая альтернатива отсутствует. Высказывание, наподобие: "Ты должен явиться в условленное место в 9.00" в реальности неточно, так как, на самом деле, скрывает за собой иные обозначения и объяснения (или просто слова). Например: "Я хочу, чтобы ты пришел к 9.00", "Тебе следует, если хочешь получить что-то нужное для себя, явиться к 9.00". Казалось бы, какая разница как сказать или подумать? Но дело в том, что думая так регулярно и давая установке долженствования "зеленый свет", мы неизбежно подводим себя к появлению стресса, острого или хронического.

Установка долженствования проявляет себя в трех сферах. Первая - установка долженствования в отношении себя - то, что "я должен другим". Наличие убеждения в том, что вы кому-то что-то должны, будет служить источником стресса каждый раз, когда кто-то или что-то будет вам напоминать об этом долге и что-то или кто-то одновременно будет мешать вам его исполнить.

Обстоятельства часто складываются не в нашу пользу, поэтому исполнение этого "долга" при стечении неких неблагоприятных обстоятельств становится проблематичным. В этом случае человек попадает и созданную им же ошибку: возможности "вернуть долг" нет, но и возможности "не вернуть" - тоже. Короче говоря, полный тупик, угрожающий к тому же "глобальными" неприятностями.

Вторая сфера установки долженствования долженствованне других. То есть, речь идет о том, что "мне должны другие люди": как они должны вести себя со мной, как говорить в моем присутствии, что делать. И это один из мощнейших источников стресса, потому что никогда и ни у кого в жизни, за всю историю человечества, не было такого окружения, чтобы оно всегда и во всем вело себя "подобающе". Даже у руководителей самого высокого ранга, даже у фараонов и жрецов, даже у самых одиозных тиранов (а эта установка - одна из причин того, что они стали тиранами) появлялись в поле видимости люди, которые поступали "не так, как они должны". И, естественно, что когда мы видим человека, который поступает не так как он якобы "должен по отношению ко мне", то уровень психоэмоционального возмущения стремительно возрастает. Отсюда - стресс.

Третья сфера установки долженствования - требования, предъявляемые к окружающему миру. Это то, что выступает в качестве претензии к природе, погоде, экономической ситуации, правительству и т.п.

Слова-маркеры: должен (должно, должны, не должен, не должны, не должно и т.п.), обязательно, во что бы то ни стало, "кровь из носу".

Установка катастрофизации

Эта установка характеризуется гиперболизацией негативного характера явления или ситуации. Она отражает иррациональное убеждение в том, что в мире есть катастрофические события, оцениваемые так объективно, вне любой системы отсчета. Установка проявляет себя в высказываниях негативного характера, выраженных в самой крайней степени. Например: "Ужасно остаться одному на старости лет", "Будет катастрофой начать паниковать у всех на виду", "Лучше конец света, чем ляпнуть что-нибудь не то перед большим количеством людей".

В случае влияния установки катастрофизации, событие просто неприятное оценивается как нечто неотвратимое, чудовищное и ужасающее, разрушающее основные ценности человека раз и навсегда. Произошедшее событие оценивается как "вселенская катастрофа" и человек, оказавшийся в сфере влияния этого события, ощущает, что не в силах изменить что-либо в лучшую сторону. Например, допустив ряд ошибок и ожидая неминуемых претензий со стороны руководства, некий сотрудник начинает внутренний монолог, который даже может и не осознавать: "О, ужас! Hv все. это конец! Меня уволят! Это чудовищно! Что я буду делать! Это катастрофа!.." Понятно, что, размышляя подобным образом, человек начинает создавать массу отрицательных эмоций и вслед за ними появляется физический дискомфорт.

Но совершенно бессмысленно сознательно "накручивать" себя, угнетать и подавлять рассуждениями о случившемся, воспринимая его как вселенскую катастрофу. Конечно, увольнение - это неприятно. Но катастрофа ли это? Нет. Или это нечто угрожающее жизни, представляющее смертельную опасность? Также нет. Рационально ли уходить в трагические переживания, а не искать пути выхода из сложившихся обстоятельств?

Слова-маркеры: катастрофа, кошмар, ужас, конец света.

Установка предсказания негативного будущего

Тенденция верить своим конкретным ожиданиям, как сформулированным вербально, так и в качестве мысленных образов.

Вспомните одну известную сказку братьев Гримм. Она называется "Умная Эльза". В вольном пересказе она звучит следующим образом:

Однажды пошла жена (Эльза) в подвал за молоком (в оригинале - за пивом!) и пропала. Муж (Ганс) ждал-ждал, а жены все нет. И кушать (выпить) уже хочется, а она не приходит. Он забеспокоился: "Не случилось ли чего?". И отправился в подвал за ней. Спускается по ступенькам и видит: сидит его благоверная и рыдает горькими слезами. "Что случилось?" - воскликнул супруг. Л она в ответ: "Видишь, топор висит у лестницы?". Он: "Ну да, и что?" А она сильней слезами заливаться. "Да что произошло, скажи же, наконец!" - взмолился муж. Супруга и говорит: "Вот появится у нас ребенок и пойдет он, когда подрастет в подвал, а топор сорвется и убьет его насмерть! Вот ужас-то и горе горькое!" Муж, конечно, успокоил свою половину, не забыв ее назвать "умной" (в оригинале даже от души обрадовался: "Большего ума мне в хозяйстве и не надо"), проверил, прочно ли топор закреплен. Но настроение себе своими надуманными предположениями жена уже испортила. И сделала это совершенно напрасно. Теперь придется успокаиваться и восстанавливать душевное равновесие не одну пару часов...

Вот так, становясь пророками, а, вернее, псевдопророками, мы предсказываем неудачи, затем делаем все для их воплощения, и в итоге их же и получаем. Но, на самом деле, выглядит ли такое прогнозирование разумным и рациональным? Ясно, что нет. Потому что наше мнение о будущем - не есть будущее. Это всего лишь гипотеза, которую, как и любое теоретическое предположение необходимо проверять на истинность. И возможно это в некоторых случаях только опытным путем (методом "проб и ошибок"). Разумеется, сомнения нужны для того, чтобы отыскать истину и не ошибиться. Но иногда, становясь на пути, они блокируют движение и мешают достижению результата.

Слова-маркеры: что, если; а вдруг; а ведь может быть.

Установка максимализма

Данная установка характеризуется подбором для себя и/или других лиц высших из гипотетически возможных стандартов (даже если никто не в состоянии их достичь), и последующее использование их в качестве эталона для определения ценности действия, явления или личности.

Показательным является известное выражение: "Любить - так королеву, украсть - так миллион!"

Мышление характеризуется позицией "все или ничего!" Крайней формой установки максимализма является установка перфекционизма (от perfectio (лат.) - идеально, совершенно).

Слова-маркеры: по максимуму, только на отлично/на пятерку, на 100% ("на все сто").

Установка дихотомического мышления

В дословном переводе на русский язык.по означает "рассечение на две части". Дихотомическое мышление проявляется в тенденции размещать жизненный опыт в одной из двух противоположных категорий, например: безупречный или несовершенный, безукоризненный или презренный, святой или грешник.

Мышление под диктатом подобной установки можно охарактернзовать как "черно-белое", характеризующееся склонностью мыслить крайностями. Происходит оценка понятий (которые в действптельности располагаются в континууме (в неразрывном взаимодействии), как антагонистов и в качестве взаимоисключающих вариантов.

Высказывание: "В этом мире ты или победитель или проигравший" - наглядно демонстрирует полярность излагаемых вариантов и их жесткую конфронтацию.

Слова-маркеры: или... - или... ("или да - или нет", "или пан, или пропал"), либо - либо... ("либо жив, либо мертв").

Установка персонализации

Проявляет себя как склонность связывать события исключительно со своей персоной, когда нет никаких оснований для такого вывода, а также интерпретировать большинство событий как касающиеся себя.

"Все на меня смотрят", "Наверняка эти двое сейчас оценивают меня" и т.п.

Слова-маркеры: местоимения - я, меня, мною, мне.

Установка сверхобобщения

Сверхобобщение относится к образцам формулирования общего правила на основе одного или нескольких изолированных эпизодов. Воздействие данной установки приводит к категоричному суждению по единичному признаку (критерию, эпизоду) обо всей совокупности явлений. В результате возникает неоправданное обобщение на основании выборочной информации. Например: "Все мужики - свиньи", "Если не получилось сразу. то не получится никогда". Формируется принцип - если нечто справедливо в одном случае, оно справедливо во всех других мало-мальски схожих случаях.

Слова-маркеры: все, никто, ничто, всюду, нигде, никогда, всегда, вечно, постоянно.

Установка чтения мыслей

Данная установка формирует тенденцию приписывать другим людям невысказанные вслух суждения, мнения и конкретные мысли. Угрюмый взгляд начальника может быть расценен тревожным подчиненным, как мысли, или даже созревшее решение о его увольнении. За этим может последовать бессонная ночь тягостных раздумий, и решение: "Я не дам ему получить удовольствия от глумления надо мной - уволюсь по собственному желанию". И наутро, в самом начале рабочего дня, начальник, которого вчера мучили боли в желудке (с чем и был связан его "суровый" взгляд), силится понять с чего бы вдруг его не самый худший работник так резко и с явным раздражением хочет уволиться с работы.

Слова-маркеры: он(она/они) думает(ют).

Установка оценочная

Эта установка проявляет себя в случае оценивания личности человека в целом, а не отдельных его черт, качеств, поступков и т.д. Оценивание проявляет свой иррациональный характер, когда отдельный аспект человека отождествляется с характеристикой всей его личности.

Слова-маркеры: плохой, хороший, никчемный, глупый и т.п.

Установка антропоморфизма

Приписывание человеческих свойств и качеств объектам и явлениям живой и неживой природы.

Слова-маркеры: хочет, думает, считает, справедливо, честно и тому подобные высказывания, адресованные неодушевленным предметам.

Дмитрий Ковпак, "Как избавиться от тревоги и страха"

или что мы на самом деле говорим своим детям

Дети, как губки впитывают не то, что им говоришь, а то, что при этом искренне думаешь. Вот поэтому нам кажется, что дети нас не слушаются. Представьте себе волшебный автомобиль, которому говоришь: «Поезжай-ка ты, мой Мерседес, на работку, да поскорее, а то я опаздываю». А он, наш автомобиль, ни с места, так как считывает из нашего подсознания совсем другую команду: «Спать, спать, к чёрту работу, под одеяло и спать!». Мы говорим ребёнку: «Угости мальчика мандарином», а он считывает наше подсознательное: «Только попробуй разбазаривать семейное добро!» и вырастает одиноким жадиной.

Когда родители общаются с ребёнком, они посылают ему подсознательные директивы. Я Вас расстрою, как правило, эти директивы - разрушительные. В основном, родители программируют своего ребёнка на неудачу.

Почему так происходит? Потому что детей рожают не самые счастливые и не самые здоровые с психологической точки зрения люди. Даже если внешне у них всё хорошо и хватает средств на комфортное существование. Но вот психологический комфорт так просто деньгами не купишь. Его надо выстрадать, выучить и сдать экзамен на зрелость.

Главная, можно сказать, магистральная проблема всех невротиков - психологическая незрелость. Юнг сравнивал зрелость с инициацией, которую проходили первобытные люди и представители нецивилизованных народов, живущие в в общинах и племенах. Мы не проходим никакой простой и понятной инициации под стук барабанов - нам тяжелее. Часто, будучи уже взрослыми, мы так и не становимся психологически зрелыми. Отсюда и проблемы, которые возникают у наших детей. Их воспитывают (о ужас!) незрелые личности, сами не решившие кучу своих проблем. А чтобы стать зрелым, нужно взглянуть в лицо своим бессознательным установкам и перестать жить по их недоброй подсказке... Попробуем.

Хотите классический список разрушительных психологических установок? На язык этих подсознательных установок психологи перевели весь тот шум и крик, который мы выливаем в беззащитные детские уши. На языке подсознания таких директив всего-то пять, но зато каких!

Негативная психологическая установка первая: «Не живи!»

Её синонимы на русском языке:

  1. Мне такая девочка не нужна,
  2. Как я от Вас устала,
  3. Если бы не ты и твой папа, я бы в кино снималась, в главной роли, обнажённая...

Негативная психологическая установка вторая: «Не делай!»

Тут уж синонимы не нужны. Послушайте себя, 95% того, что Вы говорите своему ребёнку, начинается и заканчивается запретами на любую деятельность! «Не бегай!», «Не прыгай!», «Не стой!», «Не стучи!»... Ребёнок получает главную информацию: «Чтобы ты ни сделал, всё будет плохо. Ты - растяпа».

Негативная психологическая установка третья: «Не верь!»

Не верь мужчинам, не верь женщинам, не верь подругам, не верь друзьям, не верь компаньонам, не верь никому вообще. Единственный человек, который тебя любит - это твоя одинокая, старая, больная и никому не нужная мамочка, которая тебе всю свою жизнь отдала. В общем, сигнал, который получает ребёнок сводится к анекдотическому: «Как страшно жить!..».

Негативная психологическая установка четвёртая: «Не будь ребёнком!».

Такую директиву получают старшие дети, когда у них появляются младшие братья и сёстры. Однако изредка её могут услышать и единственные дети в семье. Директива эта означает только одно. Психологически незрелые родители как бы говорят своему ребёнку: «Дети тут - это мы (я). Мы родили тебя, чтобы ты нас поддерживал и опекал. Ты - наша нянька, приступай к своим обязанностям!».

Негативная психологическая установка пятая: «Не взрослей!»

Такую директиву получают младшие или единственные дети в семье, дети-отдушины своих родителей. Тяжело быть отдушиной... Обычно такие дети никогда не создают свою семью, а если создают, то ненадолго.

Психологи утверждают, что все родители, независимо от интеллекта и отношения к своим чадам, бессознательно проговаривают эти пять установок.

А избавиться от этих установок очень просто: нужно написать их крупным шрифтом на подходящих листиках бумаги и со вкусом сжечь каждую бумажку на чистом пламени горящей свечи. А затем написать установки, прямо противоположные тому, что когда-то внушили нам родители, как и все люди - далёкие от психологического совершенства.

Елена Назаренко

Продолжаем тему глубинных подсознательных установок.

Замечали ли вы, что иной раз, как бы мы не старались, выполнить задуманное или достичь поставленных целей почему-то не удаётся?

Почему так происходит?

Причин может быть тьма тьмущая. И каждый из нас найдет любые оправдания.

Однако, как бы мы не искали оправдания собственным неудачам, главной их причиной остаемся мы сами.

Давайте разберемся, почему это происходит, и как с этим можно бороться.

Мы неосознанно мешаем осуществлению своих планов

Например, нам предстоит важная, но не очень приятная работа. Вместо того, чтобы побыстрее с ней разделаться, мы ВПОЛНЕ ОСОЗНАННО находим тысячи причин и объяснений ПОЧЕМУ мы это НЕ СДЕЛАЛИ. И тотчас обнаруживается ворох неотложных дел, отодвигающих работу на то самое время, когда «жареный петух» начинает точить свой клюв…

Многие решают начать новую жизнь с понедельника. Мы УВЕРЯЕМ СЕБЯ в том, что уж с понедельника точно НАЧНЕМ НОВУЮ ЖИЗНЬ: займёмся спортом, бросим курить, откажемся от пива/конфет/любимых пирожных (любимых наркотиков). Но наступает понедельник, и осуществление намеченных планов опять переносится на будущее. И часто, «тот самый понедельник» - НЕ НАСТУПАЕТ НИКОГДА…

Иногда организм настолько активно сопротивляется действиям или событиям, потенциально несущим в себе угрозу, что человек может даже заболеть. Наверняка, некоторым знакома ситуация, когда перед ответственной встречей вдруг подскакивает температура и раскалывается голова. Уже можно никуда не идти, ничего не делать.

Разрушительная работа нашего подсознания. Негативные программы

Всему виной негативные внутренние установки, блокирующие наши усилия и возводящие препятствия на пути к успеху. Установки предрасполагают человека к одинаковым реакциям и действиям в повторяющихся жизненных ситуациях. И, с прожитыми годами этот «багаж» в подсознании, который мы тащим за собой – прочнеет и пополняется новым негативным опытом.

В детские годы формированию негативных установок способствуют ошибки в воспитании. Когда критические замечания ребёнку высказывают в форме категорических обобщающих суждений, вроде «ты вечно опаздываешь», «ты ни на что не годен», «твоя работа ужасна», «бестолочь» и т.д., складываются подсознательные установки, отрицающие всякую возможность успеха и программирующие соответствующие модели поведения.

Я называю их негативными программами.

Чаще всего негативные программы в нашей стране касаются таких животрепещущих тем, как здоровье и деньги (есть также секс, но с ним все проще, и поэтому про него писать не стану).

Например, людям, с детства усвоившим предубеждение против богатства, считающим, что оно – синоним нечестности, негативная установка подсознательно будет мешать достичь финансового успеха.

Будет срабатывать своего рода психологический запрет на богатство.

Вспомните, богачи даже в сказках предстают «нечестными обманщиками». А не говоря про «ненавистных буржуев», которых победил наш доблестный народ в расцвет коммунизма.

Мы отлично усвоили, что такое хорошо, а что такое плохо. Общественная мораль позаботилась об этом, как нельзя кстати, внедрив нам в голову установку: каким быть нужно, а каким нельзя.

А разве может быть честный человек богатым?

Подумайте, для чего была создана такая манипуляция.

То же касается и здоровья. Нас очень ловко запрограммировали на то, какие болезни мы ДОЛЖНЫ получить, и к какому возрасту ЭТО ПРОИЗОЙДЕТ.

Ты сидишь буквой «зю»! Твоя спина просто обязана болеть!

Именно поэтому, если мы хотим улучшить своё здоровье и разбогатеть, мы должны преодолеть негативные внутренние установки.

Чтобы вредоносные установки не портили нам жизнь, для начала необходимо их выявить и осознать. Ведь, как известно, чтобы победить врага, надо сначала его обнаружить.

Ведь иногда мы даже не подозреваем, что ЗАПРОГРАММИРОВАННЫ НА НЕУДАЧУ.

Представим себе такую распространённую жизненную ситуацию. Красивой и умной девушке хронически не везёт с мужчинами. Она считает себя неудачницей, но не задумывается, что же именно мешает ей устроить свою личную жизнь. А дело, возможно, в подсознательной установке, которая заранее формирует уверенность в неудаче, и разочарование не заставляет себя ждать.

Но, даже если наличие блокирующей установки осознано, часто мы САМИ НЕ ХОТИМ себе в этом признаваться. Действительно, легче обвинить в неудачах злую судьбу или фатальное невезение, чем попытаться сломать психологические барьеры на пути к успеху.

Как же выявить у себя негативные программы?

Проблема в том, что внутренних комплексов и преград может быть много, они часто так тесно переплетены между собой, что распутать этот клубок противоречий по силам лишь хорошему мозгоправу.

Я рекомендую обращаться к специалистам в таких вопросах: к тренерам и коучам, в крайнем случае – психологам практикам («кабинетных» и «комнатных» психологов отметайте сразу, скажу вам из личного опыта, зачастую такие ребята и в своей жизни порядок не могут навести. А вот других жизни учить - горазды)

Однако, попытаться решить проблему можно и самостоятельно. Для этого нужно освоить несколько несложных приёмов психотехники. В этом я вам помогу.

Способы выявления негативных программ

1. Визуализация.

Мысленно представьте себе ту область вашей жизни, в которой вы сталкиваетесь с наибольшими трудностями и проработайте их. Это позволит разобраться, какие неосознанные страхи мешают нам навести порядок в этой сфере.

Рассмотрим на примере одни из самых распространенных сегодня, финансовые проблемы.

Сядьте поудобней. Глубоко подышите. Расслабьтесь.

Начните представлять.

Вообразите себе, что стали обладателем большого количества денег.

Представили?

Теперь задумайтесь, какие проблемы принесёт вам богатство. И всё, что придет на ум, записывайте: зависть, которую вы, безусловно, ощутите; усугубление отношений с друзьями и подругами; возможная опасность для ваших близких; быть может, вас вообще захотят ограбить и т.д. Затем подумайте, так ли страшны неприятные последствия, о которых вас предупреждает подсознание. Попробуйте мысленно написать позитивный сценарий ваших действий, в деталях представить, как вы справляетесь с возникшими трудностями.

2. Анализ окружения.

Чтобы выявить психологические установки, полезно оглянуться по сторонам и постараться понять, какие стереотипы мышления свойственны нашему окружению. Потому как, скорее всего, они присущи и нам.

Влияние окружения на человека: семьи, друзей, соседей – очень велико. Часто у людей, постоянно общающихся друг с другом, формируются сходные внутренние установки, одинаковые программы. Поэтому, если вы обнаружите стереотипные представления и предубеждения у своих близких и друзей, возможно, эти же вредные установки мешают жить и вам.

3. Анализ авторитета, СМИ, фильмов, книг.

И еще одно упражнение.

Анализируем на бумаге своих любимых киноперсонажей, любимых героев книг, выдуманного себя (кем вы любите побывать в своих мечтах), авторитетов (тех, на кого хотели бы быть похожи). Такой анализ даст ответ на важные вопросы: с кем мы склонны себя идентифицировать, какой тип поведения является образцом для подражания.

Скорее всего, вы обнаружите у своих любимых «героев» определённые психологические установки или стереотипы мышления. А, следовательно, будете готовы выявить негативные программы и преодолеть их в своём подсознании.

Главное:

сделайте свой анализ в ПИСЬМЕННОМ виде. Пройдите три упражнения и выпишите все на листы бумаги (если вы действительно начали работать над собой, то листов может быть много – и это нормально).

При этом выписывайте все как есть! Пишите ругательства, если это необходимо. Не стоит сдерживаться.

Не обманывайте себя!

Выписывайте все негативные установки! Потому что прямо сейчас, вы получите технику, которая позволит вам ИЗМЕНИТЬ свою ЖИЗНЬ.

Итак,

Перечисленные упражнения нацелены на поиск внутренних установок. Когда они будут обнаружены, мы начнем сознательно от них избавляться. Мы попытаемся сломать стереотипы своего мышления и преодолеть негативные установки, используя специальную технику «BSFF». Также поработаем над созданием новых позитивных установок и механизмов поведения, способных привести нас к жизненным успехам.

Однако, перед тем, как приступить к непосредственной работе, вы должны усвоить еще кое что.

На этом нелёгком пути нас подстерегает немало серьёзных трудностей и препон.

Во-первых, мы можем испытывать давление со стороны ближайшего окружения. Ведь, изменив модель поведения, мы продолжаем находиться в среде, которой присущи старые установки. И с этим необходимо бороться. Поэтому,

Начните МЕНЯТЬ СВОЕ ОКРУЖЕНИЕ!

Старайтесь чаще общаться с позитивными, целеустремленными, успешными людьми и единомышленниками. Меняйте негативно влияющую на вас среду.

Во-вторых, периодически могут накатывать приступы плохого настроения и неверия в свои силы. Это абсолютно нормально, и бывает со всеми. Как в природе бывают приливы и отливы, так и в человеческой жизни периоды энергичной активности сменяются периодами спада и затишья. Однако, такие психоэмоциональные дестабилизации в вашей жизни требуется минимизировать.

Поэтому, важно понимать, что происходит ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, ни в коем случае не сдаваться, не отказываться от попыток изменить свою жизнь к лучшему и постоянно развиваться.

Недовольство собой – признак роста только в том случае, если вы готовы к переменам.

В работе над собой очень важно стремиться к позитивному мышлению (не к «позитивному мышлению» поп-психологии, но к правильному позиционированию себя в мире). Не надо думать о плохом, заранее готовиться к неудачам. Не следует тратить свою жизнь на бесплодные переживания и тревоги. Энергия наших мыслей – мощная сила. Поэтому, стоит почаще обращать внимание на светлые стороны жизни, строить планы и ЖЕЛАТЬ СВОЕГО УСПЕХА.

Борьба с негативными внутренними установками – первый, и вместе с тем очень важный шаг на этом пути.

Попробуйте понаблюдать за поведением маленьких детей. Как они себя ведут? Они всегда делают то, что захотят: свободно выражают свои эмоции, дерутся друг с другим, легко могут отобрать понравившуюся игрушку. Для ребенка все это естественно – он свободно самовыражается и отстаивает свои права на обладание всем, что захочет. Он еще не знает тех ограничений, которые приняты в обществе. Таким образом, каждый ребенок изначально обладает внутренней свободой. У него нет мыслей и ощущений, что что-то в этой жизни делать нельзя. Он не задумывается, как на него смотрят окружающие. В процессе социализации ребенок усваивает нормы принятые в обществе, что оказывает на его поведение определенное влияние, как положительное, так и отрицательное.

Несомненно, нормы и правила необходимы для жизни в обществе. Например, ходить голым не принято, и хорошо, что ребенок усваивает эту норму. Но помимо нужных для адаптации норм и правил ему, по описанным в предыдущих главах принципам, прививаются страхи, негативные установки, оценочная зависимость, что порождает общую неуверенность.

Напомним еще раз, как происходит формирование негативных установок. Ребенок совершает какое-то действие, и со стороны взрослого, чаще всего матери, следует какая-то эмоциональная реакция. Ребенок не понимает слов, он воспринимает только эмоции. Если реакция негативная, то ребенок усваивает, что сделал что-то плохое. Он видит связь между своим поведением и проявлением любви матери. Так как внимание матери на этом этапе самое важное для ребенка, он начинает вести себя таким образом, чтобы эта реакция не повторялась.

Здесь я говорю о том, что в процессе социализации вместе с пользой мы получаем и определенный «вред». Почему так происходит? Дело в том, что в детстве ребенок некритично усваиваем все то, что говорят взрослые, в первую очередь родители. Вместе с необходимыми для адаптации знаниями ребенок приобретает различные негативные убеждения по поводу себя и по поводу окружающего мира. Причем родители не обязательно что-то внушают прямым текстом, ребенку все ясно из их поведения и реакций. Например, часто можно наблюдать, как в транспорте ребенок пытается разговаривать с мамой, что-то ей рассказывает. В ответ он слышит – «Замолчи!» или «Не кричи!», мать, всем своим поведением показывает, что ей стыдно и неудобно за слишком шумное поведение своего ребенка. При этом ребенку не разъясняют, почему нельзя разговаривать громко или почему вообще нельзя говорить в этой ситуации. Ему это не ясно! И какой он делает вывод? При частом повторении таких ситуаций и последующих запретах без объяснений причин, ребенок делает вывод – «Я глупый», так как матери за меня стыдно. Формируется установка – «Высказывать свои мысли и чувства на людях нельзя». Так рождаются иррациональные убеждения по поводу себя. Подобные мысли переходят в бессознательное и воспринимаются, как факт и в дальнейшей жизни человек думает и действует исходя из этих представлений о себе.

Человек с детства начинает принимать, что в нем что-то не так. Если ребенок усваивает что в нем, что-то не так, он перестает доверять своим чувствам, в меньшей степени полагается на свою интуицию. Он опасается высказывать свои мысли вслух, чтоб не обнаружить свою глупость. Он перестает ориентироваться на себя и начинает слушать, что говорят другие, смотреть, как поступают другие. Он утрачивает инициативу, делает только то, как велят другие.

Именно, ваши установки, убеждения, определяют большую часть всех действий! Вы действуете, общаетесь, реагируете на события в соответствии со сложившимися у вас в процессе жизненного опыта и воспитания установками. Ваши родители, ваше окружение вложили в вас все эти представления. К сожалению, родители не всегда задумывались о том, как их понимает ребенок, не все имеют хорошее педагогическое образование, их никто не учил, как воспитывать детей. Они также усваивали от своих родителей массу запретов, и просто механически передали их. Вам предстоит разорвать эту цепочку.

Дело в том, что ваши представления о себе и об окружающем мире не всегда верны и не всегда полезны для Вас лично. Вы взрослый человек и должны взять свои мысли и чувства под сознательный контроль. Необходимо подвергнуть критике ваше представление о жизни, об окружающих, о себе.

Например, у вас могло сложиться убеждение, что вы очень скучный человек, с вами не о чем пообщаться, что не можете поддержать беседу, заинтересовать какой-либо темой, так как вы рядовой, заурядный человек. Это убеждение сидит в вас – исходя из него вы и действуете. Именно эта установка является причиной того, что ваши отношения не складываются. Поэтому вы бездействуете, избегаете контактов, не проявляете инициативу. Мысль заговорить с незнакомым человеком вызывает страх, вы мучаетесь ревностью, вам трудно выражать свои эмоции, трудно творить, самовыражаться.

Существует множество подобных негативных установок относительно себя. Например: «я не красивый», «я зануда», «я застенчивый», «я стеснительный», «я глупый». У вас могут быть мнимые физические недостатки, которые также служат причиной ваших комплексов. Вы боитесь заговорить, познакомиться потому что люди увидят ваши недостатки – некрасивый нос, лопоухость, низкий рост, слишком высокий рост.

Также есть множество подобных заблуждений относительно окружающих людей. Например: «все люди злые, завистливые», «меня никто не способен оценить по достоинству», «люди глупые» «меня окружают одни дураки», «женщинам нужны только деньги», «все хорошие парни (девушки) уже заняты», «всем девушкам нравятся накачанные парни».

Установки – это фильтр восприятия. В психологии известно, что восприятие человека всегда выборочно. Человек видит и слышит в основном только то, что уже есть в его картине мира. Если в вашей картине мира есть установка, что без влиятельных родственников невозможно пробиться в жизни, то вы будете замечать факты, которые подтверждают эту мысль и игнорировать все, что ей противоречит. Если вы считаете, свою внешность как уродливую, то вы неизбежно испытывает трудности в общении. Вы бессознательно все время стремитесь подтвердить свои убеждения. Любую неудачу вы интерпретируете своими мнимыми уродствами и недостатками.

Все что вас сдерживает от активных действий для того, чтобы что-то поменять в своей жизни можно объяснить действием негативных установок. У каждого человека свой набор, который блокирует активность, но есть множество тех, которые присущи практически каждому. Тому как выявлять свои негативные установки будет посвящен отдельный тренинг, который вы сможете выполнить самостоятельно.

Сейчас необходимо разобрать некоторые мысли, которые могли возникнуть у вас в процессе чтения. Мы так много говорили о влиянии родителей на нашу жизнь, что у многих людей начинает появляться желание переложить на них всю ответственность за свое будущее и объяснить все свои неудачи недостатками воспитания. К сожалению, у вас ничего не получится.