Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Что такое языковая система и его структура? Фразеология устойчивые выражения. Взаимосвязь уровней и единиц

Понятие «система»

Система — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Термин «система» обозначает как реальные, так и абстрактные объекты и широко используется для образования других понятий, например банковская система, информационная система, кровеносная система, политическая система, система уравнений и др.

Языковая система, система языка — множество элементов языка, связанных друг с другом теми или иными отношениями, образующее определенное единство и целостность. Каждый компонент языковой системы существует в противопоставлении другим элементам, что наделяет его значимостью.

Единицы языковой системы, их иерархия

Языковая система имеет иерархическую структуру: единицы более высоких уровней представляют собой сочетания единиц низших уровней. В системе языка различаются словарь как инвентарь готовых единиц и грамматика как механизм их сочетания.

Лингвистическая концепция уровней в различных своих разновидностях при онтологическом понимании уровней также пользуется понятиями высшего и низшего, понимая под низшими уровнями организацию более простых единиц, например, фонем, в некоторую подсистему, а под более высокими уровнями, организацию более сложных единиц, например, слов. Фонемы, морфемы, слова и т. д. и образуемые ими подсистемы характеризуются качественным своеобразием. Иными словами, наблюдается качественное своеобразие “вхождения” менее сложных единиц в более сложные.

Разделы науки о языке

Лексика слова (лексемы)

Фразеология устойчивые выражения

Фонетика звуки

Графика способы передачи звуков на письме

Орфоэпия ударение, произношение

Морфемика состав слова (морфемы)

Словообразование способы образования слов

Синтаксис (грамматика) словосочетания и предложения

Морфология (грамматика) части речи

Речеведение текст, типы речи, средства выразительности

Орфография правописание слов

Пунктуация знаки препинания

Стилистика сферы употребления языка

Сложность, красота и гармония языковой системы

Языковая система красива тем, что в ней нет барьеров для понимания в диалоге. Различные синонимы, антонимы, фразеологизмы могут дать человеку в развитии очень многое, если он будет правильно читать, писать и говорить.

Сложность в языковой системе может возникать из-за того, что человек просто боится попасть в мир непонятных вещей и объяснений, но самое интересное, если все ненужное отбросить в сторону, то можно отлично знать несколько языков. Также сложность может происходить от перемены мест самих словосочетаний, но смысл всё равно останется одним и тем же.

Красота языка - это его сама сущность и его рождение, его сложность и красота звуков, его восприятие - непростое и несложное, само произношение - все это рождено в процессе огромного труда цивилизаций.

Язык – это система соц.обусловленных звуковых знаков. Эта система способна выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире и функционирует в качестве средства общения (коммуникации).

Язык является самой сложной из всех знаковых систем. Языковой знак представляет собой единство означаемого (содержание) и означающего (форма). Означающее у слова – цепочка звуков, означаемое – определенное мыслительное содержание.

Функции языка:

1) Коммуникативная

2) Когнитивная (гносеологическая, познавательная)

3) Аккумулятивная

4) Эмоциональная (междометия)

Части языка – уровни

1) Звуковой, фонетический (звук обладающий смыслоразделяющей функцией –Фонема)

2) Морфемный – значимые части слова

3) Лексический, слово – знак (словесный)

4) Синтаксический:

А) Словосочетание обладает номинативной функцией

Б) Предложение – коммуникативная функция

Слово – основная единица языка

Система языка динамична. Принципы языкового развития:

1. экономия произносительных усилий. Стремление добиваться цели при минимальных усилиях приводят к сокращению означающего до определенных пределов

Примеры: сейчас – щас, академический отпуск- академ.отпуск – академка. Предел экономии – искажение информации

2. Принцип аналогии – уподобление одной языковой формы другой (ректоры-ректора, по аналогии с доктора);

3. Влияние экстралингвистических факторов (процесс заимствования: убийца - киллер).

Русский язык – индоевропейская семья. Самый северный – исландский, южный – Сингальский, запад – Португальский, восток – Сахалин, русский)

Европейцы не являются автохтонным населением (относящимся к местам исконного обитания)

Понятие о современном русском литературном языке.

Узкое толкование – русский язык последних пятидесяти лет. Широкое – от эпохи творчества Пушкина

Теория трех штилей: Высокая (трагедия), Средняя, Низкая (комедия). Высокий штиль заимствован из древне - русского языка

938 г. – создание Кириллом и Мефодием кириллицы в Фессалониках для южных славян, восточные ее заимствовали.

Пушкин впервые смешал восточно-славянский и южный языки. - Возникновение диглоссии (двуязычия)

Литературный язык – форма общепринятого языка, который обслуживает все сферы деятельности всего коллектива говорящих. Главный признак литературного языка – наличие нормы, общеобязательность норм и их кодификация.

Еще по теме 1. Язык как система. Понятие о современном русском литературном языке.:

  1. 1. Язык как система. Понятие о современном русском литературном языке. Норма литературного языка. Изменение языковых норм. Нарушение языковых норм.
  2. Л.Л. Касаткин, Л.П. Крысин, М.Р. Львов, Т.Г. Терехова. Русский язык. Учеб, для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». В 2 ч. Ч. I. Введение в науку о языке. Русский язык. Общие сведения. Лексикология современного русского литературного языка. Фонетика. Графика и орфография / Л. Л. Касаткин, Л. П. Крысин, М. Р. Львов, Т. Г. Терехова; Под ред. Л. Ю. Максимова.- М.: Просвещение,1989.- 287 с., 1989
  3. современный русский язык. Национальный язык и формы его бытования. Литературный язык как высшая форма национального языка.

Язык является материальным средством общения людей, или, конкретнее, вторичной материальной, или знаковой системой, которую используют как орудие или средство общения. Без языка не может быть общения, а без общения не может быть общества, а тем самым человека.

Язык является продуктом целого ряда эпох, на протяжении которых он оформляется, обогащается, шлифуется. Язык связан с производственной деятельностью человека, а также со всякой иной деятельности человека во всех сферах его работы.

Следует отметить, что существуют множество мнений по поводу определения понятия «язык», но все эти определения можно свести к некоторой общей идее. Такой общей идеей является идея о том, что язык представляет собой функциональную материальную систему семиотического, или знакового, характера, функционирование которой в форме речи и есть ее использование как средства общения.

Язык как исключительно сложное образование может быть определен с разных точек зрения в зависимости от того, какая сторона или стороны языка выделяются. Определения возможны: а) с точки зрения функции языка (или функций языка): язык есть средство общения людей и, как таковое, есть средство формирования, выражения и сообщения мысли; б) с точки зрения устройства (механизма) языка: язык есть набор некоторых единиц и правил использования этих единиц, то есть комбинирование единиц, эти единицы воспроизводятся говорящими в данный момент; в) с точки зрения существования языка: язык есть результат социального, коллективного навыка «делание» единиц из звуковой материи путем сопряжения некоторых звуков с некоторым смыслом; г) с семиотической точки зрения: язык есть система знаков, то есть материальных предметов (звуков), наделенных свойством обозначать что-то, существующее вне их самих; д) с точки зрения теории информации: язык есть ход, с помощью которого кодируется семантическая информация.

Приведенные выше определения взаимно дополняют друг друга и частично перекрещиваются и дублируют друг друга. Поскольку в едином определении вряд ли возможно дать достаточно полную характеристику языка, следовательно, нужно опираться на максимально общее определение, конкретизируя его по мере надобности теми или иными специальными характеристиками, являющимися универсальными. Одна из универсальных характеристик – системность языка.

Фердинанд де Соссюр теоретически обосновал системный характер языка через введенное им понятие соотносительной значимости, или ценности, единиц языка, а также через понятия синтагматических и парадигматических (у Соссюра: ассоциативных) отношений между единицами языка. Язык признается, например, системным образованием и теми, кто считает язык знаковым образованием, и теми, кто отрицает знаковый характер языка. Системность является важнейшей характеристикой языка. Можно считать установленным, что язык относится к системным образованиям. Однако термины «система» и «системный» в разных работах понимаются по-разному.

Каждая система, понимаемая как некоторый материальный идеальный объект, имеет определенное устройство, организацию, упорядоченность. Устройство, организация, упорядоченность системы представляет собой структуру этой системы.

Язык как вторичная материальная система обладает структурой, понимаемой как его внутренняя организация. Структура системы определяется характером взаимоотношений элементарных объектов, или элементов системы. Структуру системы можно иначе определить как совокупность внутрисистемных связей. Если понятие системы относится к некоторому объекту как к целостному образованию и включает в себя элементы системы, и их взаимоотношения, то понятие структуры данной системы включает только внутрисистемные отношения в отвлечении от объектов, составляющих систему.

Структура есть атрибут некоторой системы. Структура не может существовать вне субстанции или элементов системы.

Элементы структуры языка различаются качественно, что определяется разными функциями этих элементов.

звуки являются материальными знаками языка, а не просто «слышимыми звуками».

Звуковые знаки языка обладают двумя функциями: 1) перцептивной – быть объектом восприятия и 2) сигнификативной – иметь способность различать вышестоящие, значимые элементы языка - морфемы, слова, предложения.

Слова могут называть вещи и явления действительности; это номинативная функция.

Предложения служат для сообщения; это функция коммуникативная.

Кроме указанных функций, язык может выражать эмоциональные состояния говорящего, волю, желание, направленные как призыв к слушающему.

Выражение этих явлений охватывается экспрессивной функцией.

Элементы данной структуры образуют в языке единство, что легко понять, если обратить внимание на их связь: каждая низшая ступень является потенциально следующей высшей, и, наоборот, каждая высшая ступень как минимум состоит из одной низшей; так, предложение минимально может состоять из одного слова; слово из одной морфемы; морфема из одной фонемы.

Элементы в одних случаях могут вступать в новые комбинации, образуя новую сетку отношений (новую структуру), в других случаях не могут, поскольку элементы сами структурно обусловлены и являются тем, что они есть, в силу своих внутрисистемных связей. Так, в рамках одного и того же языка одни и те же слова образуют разные типы предложений. Которые можно рассматривать как некоторые системы, несущие информацию. Внутри этих предложений-систем слова вступают в разные связи. Поэтому мы можем сказать, что такие предложения имеют разную структуру. Например, Les ouvriers construisent la maison – рабочие строят дом, La maison est construite par les ouvriers – дом построен рабочими.

Образовать же из слов языка А предложение в языке В невозможно, поскольку слова языка А структурно обусловлены всей системой этого языка, но в то же время они сами обуславливают структуру этого языка. В любом случае слова данного языка, являясь элементами системы данного языка, неразрывно связаны с данной структурой.

Два однотипных предложения одного языка можно рассматривать как две конкретные системы, в которых имеются элементы (слова) и структуры (связи и взаимные отношения). Эти два конкретных предложения являются реализацией некоторого идеального предложения инварианта. Они обладают общей инвариантной структурой, которую можно рассматривать как идеальную структуру идеального предложения инварианта. Идеальное предложение и его структуру можно изображать в виде буквенных схем, например: П-С, П-С-Д и тому подобное. Конкретные предложения выступают как варианты данного инварианта.

Следует отметить, что в пределах каждого круга или яруса языковой структуры (фонетического, морфологического, лексического, синтаксического) имеется своя система, так как все элементы данного круга выступают как члены системы. Система – это единство однородных взаимообусловленных элементов.

Члены системы взаимосвязаны и взаимообусловлены в целом, поэтому и число элементов и их соотношения отражаются на каждом члене данной системы.

Системы отдельных ярусов языковой структуры, взаимодействуя друг с другом, образуют общую систему данного языка.

Ко многим видам систем, в том числе и к языку, применимо понятие функционирования. К числу функциональных систем относятся, например, живые организмы (первичные естественные органические системы), различного рода механизмы: автомобили, станки, локомотивы (первичные неорганические искусственные системы).

В процесс функционирования такие системы вовлекаются целиком, хотя интенсивность функционирования их частей неодинакова. Примером могут служить жизнедеятельность организма, работа двигателя, перемещение локомотива.

Совершенно иначе функционирует язык. Как уже отмечалось, функционирование языка заключается в образовании из его элементов различного рода конкретных систем, выражающих, хранящих и несущих информацию. При функционировании языка в «движение» приходит отнюдь не вся система языка, а только какая-то ее часть. Так, для выражения и сообщения некоторой информации требуется и соответственно отбирается только часть правил данного языка и незначительная часть слов, имеющихся в данном языке. Остальные правила и слова остаются вне функционирования.

После того как информация выражена и передана, звуковые волны угасают и данная конкретная система перестает существовать, если только она не зафиксирована в графических знаках письма или не записана на магнитную пленку. Отбор правил и конкретных слов не ведет к обеднению языка, поскольку правила суть идеальные шаблоны или модели, в соответствии с которыми «делают» и аранжируют единицы языка, а сами единицы либо «производятся» по правилу, либо «воспроизводятся» в готовом виде бесчисленное количество раз.

Итак, язык – это совокупность правил, по которым делаются предложения, и множество наделенных смыслом, или значением единиц, которые используются в соответствии с правилами. Система языка – это своего рода «кладовая», где сложены правила и элементы.

Правила языка – совокупность потенциальных отношений между элементами языка, которые можно обнаружить в речевой цепи. Иначе говоря, правила языка – это совокупность всех тех возможных взаимосвязей и зависимостей, которые служат программой построения реальных речевых произведений и в которые могут вступать элементы языка при образовании речевых произведений.

В конечном счете, правила являются проявлением свойств элементов языка, поскольку эти свойства лежат в основе возможных связей и зависимостей между элементами. Правила языка сводятся к свойствам его элементов.

В соответствии с определениями правила языка как совокупность потенциальных отношений между элементами языка входят в структуру языка (структура – совокупность отношений между элементами). Однако правила языка не исчерпывают всех отношений, которые существуют между элементами: правила языка, о которых шла речь, - это линейные, синтагматические отношения. Но элементы языка образуют некоторые классы сходных элементов, отношения между которыми называются парадигматическими.

Понятие системы языка как предмета и объекта лингвистики связано прежде всего с определением открытости и гетерогенности этой системы.

Язык является открытой, динамичной системой. Язык как система противостоит конкретному языку. Подобно тому, как модели его единиц противостоят самим единицам, которые порождены этими моделями-образцами. Система языка – это внутренняя организация его единиц и частей. Каждая единица языка входит в систему как часть в целое, она связана с другими единицами и частями языковой системы непосредственно или опосредованно через языковые категории. Система языка сложная и многоплановая, это касается как ее строения, так и функционирования, т.е. использования и развития.

Система языка определяет пути его развития, но не конкретную форму, потому, что в любом языке, его норме можно обнаружить факты системные (структурные) и асистемные (деструктурные). Это возникает как в результате нереализованности всех возможностей системы, так и в результате влияния других языков и социальных факторов. Например, существительные русского языка потенциально обладают 12 элементной парадигмой склонения, но не каждое существительное имеет весь комплект словоформ, и есть существительные, которые располагают большим количеством словоформ [ср.: о лесе и в лесу, когда предложный падеж распадается на изъяснительный и местный]; несклоняемые существительные в русском языке – асистемное явление, аномалия (за пределами литературной нормы давление системы легко обнаруживается, когда говорят: «подошел к метру», «ехал в метре» и т.д. Нереализованность системы проявляется не только в том, что некоторые факты не охватываются парадигмой, выпускают из системы, но и в строении самих парадигм, в наличии дефектных парадигм и моделей-образцов.

В современных теориях систем анализируются различные типы и виды систем. Для языкознания важны системы, которые обладают свойством оптимальности и открытости. Признак открытости и динамизма свойствен языку как системе. Динамизм системы проявляется в противоположности ее языковой традиции, закрепленной в литературном языке, стереотипу речевой деятельности. Потенциальность как проявление динамизма и открытости языковой системы не противопоставляет ее языку с его категориями и конкретными единицами.

Языкова́я систе́ма , система языка́ - множество элементов языка, связанных друг с другом теми или иными отношениями, образующее определённое единство и целостность. Каждый компонент языковой системы существует в противопоставлении другим элементам, что наделяет его значимостью. Представление о системе языка включает в себя понятия уровней языка, единиц языка, парадигматики и синтагматики, языкового знака, синхронии и диахронии .

Языковая система имеет иерархическую структуру: единицы более высоких уровней представляют собой сочетания единиц низших уровней. В системе языка различаются словарь как инвентарь готовых единиц и грамматика как механизм их сочетания.

На различных участках и уровнях языка степень системности неодинакова; так, в фонологии, где существенное изменение одного элемента влечёт преобразования, затрагивающие другие элементы или всю систему в целом, она значительно выше, чем в лексике. Кроме того, в языковой системе и её отдельных подсистемах выделяются центр и периферия

Употребление термина
Термин «языковая система» может применяться не только в отношении языка в целом как организованной совокупности подсистем, но и по отношению к отдельнойподсистеме - закономерно организованной совокупности элементов одного уровня языка, связанных устойчивыми отношениями, в том числе оппозитивными. В последнем смысле говорят о фонологической, морфологической, словообразовательной, синтаксической, лексической, семантической системе данного языка; в ещё более узком понимании термина речь может идти о системах (или подсистемах) отдельных частей речи или грамматических категорий ] .

Существует также другое значение термина «подсистема языка», применяемое к диалектным, социолектным и стилистическим разновидностям языка.
Система и структура

Наряду с термином «система» употребляется ещё термин «структура» , причём не во всех лингвистических работах они используются как синонимичные. Существует несколько трактовок данного терминологического различия ] :

· структура - части текста, связанные синтагматическими связями, система - члены класса языковых единиц, связанные парадигматическими отношениями (Лондонская школа);

· структура - «каркас» системы из отношений между элементами, система - совокупность структуры и элементов, выполняющая определённую функцию (Е. С. Кубрякова, Г. П. Мельников);

структура - совокупность языковых средств выражения значимых оппозиций, задаваемая отношением плана содержания (означаемых) к плану выражения(означающим), система - совокупность одноплановых (относящихся к плану выражения либо плану содержания) единиц, связанных оппозитивными отношениями (Н. Д. Арутюнова).
История воззрений на системность языка

Определение языка как системы знаков, данной не в непосредственном наблюдении, а в речи, восходит к Ф. де Соссюру, но было подготовлено длительной традицией, в том числе дискуссиями античных грамматистов о соотношении аномалии и аналогии в языке, трудами В. фон Гумбольдта, А. Шлейхера, И. А. Бодуэна де Куртенэ, разграничившего в языке статику и динамику и выделившего такие наиболее общие типы единиц языковой системы, как фонема, морфема, графема, синтагма. Со времён Соссюра термином «языковая система» нередко обозначается язык как противоположность речи - «индивидуальной стороне речевой деятельности», однако в работах некоторых учёных, к примеру Э. Косерю, система противопоставляется как узусу (речи), так и норме .

Учение Ф. де Соссюра получило развитие в рамках нескольких направлений в структурной лингвистике, избравшей одной из своих задач выделение и классификацию языковых единиц всё большей степени абстрактности и установление типов отношений между ними. Одна из школ, Пражский лингвистический кружок, отстаивала принцип системности языка в диахронии, отвергавшийся Соссюром, и обращала внимание на подвижность, динамичность языковой системы, а также на еёфункциональный характер - свойство служить той или иной цели, свойственное как отдельным элементам в системе, так и языку в целом. В то же время представитель пражской школы Н. С. Трубецкой разработал теорию оппозиций.

В моделях языка 1950-х - 1970-х гг., в число которых входят порождающие грамматики, к примеру трансформационная грамматика, и «трансдуктивные» грамматики, осуществляющие переход от текста к смыслу и обратно (в частности, теория «Смысл ↔ Текст») и нередко используемые в системах автоматического перевода, языковая система предстала в первую очередь не как система единиц и их отношений, а как система правил образования, преобразования и комбинирования единиц.

Важным шагом в рассмотрении языка как системы стали перенесение метода компонентного анализа (выделения дифференциальных признаков) из фонологии влексическую и грамматическую семантику и разработка теории семантических полей.

Универсальная грамматика - термин, которым в ряде лингвистических теорий обозначается предполагаемый набор правил или принципов, присущих каждому человеческому языку. Подобные правила не определяют язык полностью: они допускают значительную вариантность, но ограничивают её некоторыми конечными рамками. В современной когнитивнойнауке универсальная грамматика понимается как встроенное на генетическом уровне знание о языке.

Аргументами в пользу существования универсальной грамматики являются:

· наличие определённых языковых универсалий (таких как, к примеру, части речи, гласные и согласные звуки и т. п.), присутствующих во всех языках;

· данные исследований усвоения языка;

· доводы в пользу существования отдельного языкового модуля - независимой когнитивной системы в составе человеческого разума, предназначенной для обработки языка.

· Исторически, идея универсальной грамматики восходит к идеям таких философов, как Роджер Бэкон и Рене Декарт, но в современном контексте она практически всегда ассоциируется с теориями американского лингвиста Ноама Хомского. Хомский выдвинул гипотезу о том, что дети обладают врождённым механизмом усвоения языка (англ. Language Acquisition Device ), действующим на протяжении определённого критического периода (примерно до 12 лет). Главным аргументом Хомского стала «бедность стимула» (poverty of stimulus): ребёнок не получает информации о том, какие языковые конструкции невозможны (так как родители по определению никогда не предоставляют примеров таких конструкций), что делает процесс усвоения языка невозможным без наличия какой-то заранее заданной информации.

· Универсальная грамматика ограничивает количество гипотез, в противном случае ребёнок должен будет выбирать из бесконечного количества возможностей. Главную задачу лингвистики Хомский видел в формальном описании универсальной грамматики, для этой цели им была предложена трансформационная порождающая грамматика, опирающаяся в первую очередь на синтаксис.

· Теория Хомского стала первой попыткой описать язык в рамках когнитивной парадигмы: бихевиоризм отвергал существование внутренних ментальных состояний и опирался на изучение поведения. Хомский же продемонстрировал несостоятельность бихевиористкого подхода к языку и сосредоточил внимание науки на изученииспособности человека к языковой деятельности (linguistic competence), а не на самой этой деятельности (linguistic performance). Теория Хомского приобрела огромную популярность в американской лингвистике и стала фундаментом для целого ряда других генеративных (порождающих) теорий языка.

Система – целое, части которого находятся в закономерных отношениях. Здесь каждая единица определяется отношениями с остальными единицами: качественные изменения единиц и отношений ведут к качественным сдвигам в ней.

Система – упорядоченное единство взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц.

Язык – система знаков.(Панини, Б. Де Куртене, Ф.де Соссюр)

Всё многообразие систем сводится в 2 класса

Система и структура языка

В лингвистике наряду с понятием системы есть понятие структуры языка.

Тенденции в интерпретации системы и структуры :


  1. Структура – часть системы // преоблад. в отеч. ЯЗ-ЗН

  2. Структура = системе // ошиб., т.к. это взаимосв., но разн. пон.

  3. Структура рассматривается независимо от системы. // ошиб., т.к. они взаимосвяз.
В системе должно быть не элементов, возможно даже не представленных или нулевых.

Система порождает ярусы – ряды элементов, расположенные один над другим. Ярус – компонент системы.

Если ярусы взаимосвязаны в единое целое, то связи между компонентами также включены в систему.

Структурой называются эти межкомпонентные связи.


Система состоит из 3 компонентов:


  1. элементы,

  2. связи и отношения (=структура),

  3. ярусы (=уровни языка).
2 вида языковых единиц: абстрактные (фонема) и конкретные (аллофон)

Отношения в языковой системе

Связи и отношения между единицами языковой системы:

  1. парадигматические отн. – отношения единиц одного класса, отн. по вертикали. // совокупность пад форм одного слова, всевозможные значения одного слова//

  2. синтагматические отн. – отн. единиц одного класса, отн по горизонтали, например, в потоке речи. Понимается как способность эл-в одного типа сочетаться //фонема + фонема//

  3. иерархические отн. – отн структурно более простых единиц с более сложными //фонема входит в морфему, ММ – в ЛМу//
Парадигматические и синтагматические отн. связывают яз. ед. одинаковой степени сложности , а иерархические – объединяют ед. разной степени сложности.
Понятие о ярусах яз системы
Ярусы – уровни языка – ряды элементов, расположенные один над другим. Они выделяются на основе парадигматических и синтагматических отношений. Принцип выделения ярусов : в парадигму недьзя объединять ФМу, ММу или ЛМу, а в линейной последовательности можно гов о сочетаемости ед одного типа.

В языкознании между ярусами отношения компонентности – вхождение одного яруса в другой. Ярус – набор относительно однородных единиц. Каждый ярус качественно своеобразен. Они отличаются соотношением плана выражения и плана содержания.

Свойство языка, связывающее ярусы в единую систему

Яз единицы формируются на низшем ярусе, а функционируют на высшем (ФМа формир на фонемном ярусе, а функц на высш – лексемном).

Ярусы:


  1. основные //ярусы минимальных , далее неделимых ед//:

  1. промежуточные //нет подобных мин, неделимых ед:

    • морфонологический

    • словообразовательный

    • фразеологический

Каждый ярус – подсистема языка, состоящая из микросистем. Чем меньше единиц в ярусе, тем он сплочённее (например, фонетический ярус).

Системы → подсистемы → подсистемы…// фонет ярус → система согл фонем→подсистемы по спос обр. и т.д.// Наиболее строгая оранизация подсистем – по парам.

Т. о., система имеет определённую организацию, может быть более чёткой или менее чёткой.


Некоторые лингвисты считают, что в языке есть системные и несистемные явления (например, одиночные фонемы). Ф. Де Соссюр: «Нет внесист явлений, речь идёт о различных организациях системы. Понятия центра (элементы с наивысшей концентрацией признаков) и периферии системы (единицы с неполным набором признаков – несклон прилагат, сонорные согласные и т.п.).

Вывод:

Понятие системы предполагает целостность элементов;

Каждый элемент в ней соотносится с другими эл-ми;

Связь между ними не механическая – это единство взаимосвяз. и взаимообусловленных элементов

Структура – связи и отношения между элементами.

2. Русский язык как национальный язык: понятие русского литературного языка и диалектов.

Происхождение русского языка


  1. На протяжении своего развития РЯ пережил множество изменений, подвергался постоянному обновлению. Изменения затронули как его внешние , социальные стороны (функции, общественную значимость, сферу употребления), так и его лингвистическую сущность – внутреннее устройство как определенной знаковой системы

  2. РЯ
Это – единство общеиндоевропейских, общеславянских, общевосточнославянских и собственно русских черт.

  1. Происхождение:
Общеиндоевропейский язык-основа →

праславянский язык // славянская группа (чехи, поляки…) →

1тыс/л н.э. выделяются языки отдельных славянских групп: например, язык восточных славян →

9-10вв. – образование древнерусской народности + древнерусский язык →

письменность и как следствие – образование РЛЯ →

14-15 вв. – формирование великорусской народности →

17 в – складывается русская нация и русский национальный язык.


  1. В русском языке отразилась история, философия, этические и эстетические взгляды русской нации.

  2. Культурологический подход

  3. Наука, изучающая РЯ – русистика

  4. РЯ – язык международного общения в ближнем и дальнем зарубежье. Цель института РЯ им. Пушкина – пропаганда РЯ за рубежом.

  5. Современный:

    • Традиц точка зрения – от Пушкина до наших дней ;

    • Горбачевич – с конца 30-х годов XX века , сильно меняется состав носителей литературного языка.

  1. Характеристика лит яз
РнацЯ = рус лит яз +жаргоны + диалекты + просторечия.

Литературный язык – образцовая часть нац. Языка, язык, обработанный мастерами.

Лит. яз ≠ язык худож лит

Его использование предполагает много сфер жизни: СМИ, политика и др.


  1. Признаки литературного языка :
1.Нормированность ; норма – исторически осуществлённый обществом выбор одного из вариантов языка.

2.Кодифицированность – сведение норм в кодекс, в систему, отражение норм в словарях, пособиях, в речи интеллигенции.

3.Стилистическая дифференциация ; много средств , позволяющих выразить мысль с учётом разных условий общения (кн, оф-дел; худ; разг; публиц).

РЛЯ = КЛЯ + РЯ (РЯ – вторая ипостась РЛЯ).

Нормы РЯ существенно отличаются от норм КЛЯ

Например, РЯ с острой болью , войдите !

КЛЯ сущ в им пад .

4.Две формы существования – устная и письменная.


  1. один из признаков РЛЯ – нормированность.

  2. в результате взаимодействия РЛЯ с родными языками представителей смежных народов формируется общий лексико-фразеологический фонд, включающий в себя в том числе и интернациональную лексику и фразеологию.

  3. Диалекты – это местное или социальное наречие, говор, территориальные разновидности языка.
Диалекты зачастую сохраняют в своей структуре те звуки, формы и конструкции, которые уже утрачены литературным языком, а, кроме того , ряд процессов в говорах получает такое развитие, которого не было в литературном языке, где изменение отдельных явлений зачастую задерживается или идёт иными путями, чем в диалектах.

3. Современный русский язык как предмет научного изучения


  1. РЯ – национальный язык русского народа.

  2. Это – единство общеиндоевропейских, общеславянских, обьщевосточнославянских и собственно русских черт.

  3. Культурологический подход к языку, наиболее актуальный сейчас – как именно язык отражает менталитет нации //БдеК, Шахматов, Потебня//.
Наука, изучающая РЯ – русистика . Осн достижения отражены в энциклопедическом словаре «РЯ».

РЯ – язык международного общения в ближнем и дальнем зарубежье. Цель института РЯ им. Пушкина – пропаганда РЯ за рубежом.


  1. Современный:

  • Традиц точка зрения – от Пушкина до наших дней;

  • Горбачевич – с конца 30-х годов XX века, сильно меняется состав носителей литературного языка.
В течение века язык обновляет 1/5 своего состава.

  1. Объём учебного курса в ВУЗе и в школе

    • Лексикология:
Фразеология,

Лексикография,

Фразеография.


  • Фонетика
Орфоэпия,

Орфография.


  • Морфемика и дериватология (сл/обр)

  • Морфология

  • Синтаксис и пунктуация
Курс сост. из разделов: 1) лексикология, освещающая лексику и фразеологию, 2) фонетика и орфо­эпия, дающие представление о звуковой системе языка, 3) графика и орфография, знакомящие с русским алфавитом и системой правописания, 4) словообразование, в котором описывают­ся морфемика и способы образования слов , и 5) грамматика - учение о морфологии и синтаксисе.

Тенденция к сближению школьной и научной русистики. В школе не рассматриваются не решённые в науке проблемы, упрощаются научные понятия.

2 т. зр. на «современный»:

1) От Пушкина до наш. дней.

20 века.



Современный русский язык как предмет научного изучения.

Курс СРЛит.Я. связан с проф. подгот-й буд учителей рус. яз. и литер. Его содерж. - это описание системы СРЛЯ. Он строится т. о., чтобы помочь студентам в овла­дении нормами литер. речи и навыками лингвистического ана­лиза.

В курсе СРЛЯ дается только синхронная характеристика его на совр. этапе.

Курс сост. из разделов: 1) лексикология, освещающая лексику и фразеологию, 2) фонетика и орфо­эпия, дающие представление о звуковой системе языка, 3) графика и орфография, знакомящие с русским алфавитом и системой правописания, 4) словообразование, в котором описывают­ся морфемика и способы образования слов, и 5) грамматика - учение о морфологии и синтаксисе.

В данном курсе изуч. я з ы к, а не различные речевые формы его проявления. В нем изучается лите­р. яз., т. е. высшая форма нац. языка, кот. отличает от разл. диалектов , арго и просторечия норматив­ность и обработанность. В нем изучается СРЛЯ, т. е. яз., на кот. говорят русские и нерусские сейчас, в данный момент, в настоящее время.

2 т. зр. на «современный»:

1) От Пушкина до наш. дней.

2) Горбачевич: с к. 30-х – нач. 40-х. гг.

20 века.


Будем счит. 1-ю т.зр. верной, но обновление яз. идет непрерывно.

5. Процесс утраты редуцированных гласных и его последствия в русском языке


  1. Падение редуцированных – одно из основных явлений в истории древнерусского языка, перестроившее его звуковую систему и приблизившее её к современному состоянию.

  2. Время – 2 половина 12 века (наметился в одних диалектах в 11 в., завершился к середине 13 в.)

  3. Суть – [ъ] и [ь] как самостоятельные фонемы перестали существовать.

  4. Ъ и Ь ко времени утраты произносились в слабой позиции очень кратко и превращались в неслоговые звуки.
В сильной же позиции – приближались к гласным О и Е. Это различие между сильными и слабыми редуцированными определило их дальнейшую судьбу – или полную утрату , или превращение в гласные полного образования.

Судьба редуцированных Ы и И

Сильные Ы и И изменились в О и Е.

Например, в форме и п ед ч полн прил м р *dobrъ + je →общеслав dobrЎjь, где Ў был в сильной позиции →русский – доброй.

Конец 10 – начало 11 века:



По способу

образования



По месту образования

Губн.

П/яз.

Сред/яз.

З/яз.

Шумн.

Взрывные

П Б

Т Д

К Г

Фрикативные

В

С С´
Ш´ Ж´

Х

Аффрикаты

Ч´ Ц´

Слитные

Ш´Ч´

Сонорн.

Носовые

М

Н Н´

Фрикатив

J

Плавные

Р Р´

Не было звука Ф. Он чужд языку славян. В народном языке в заимствованных словах он заменялся звуком П. Постепенное укрепление Ф произошло не ранее 12-13 вв., когда развитие системы древнерусского языка привело к формированию Ф на восточнославянской почве.

Ф развился после падения редуцированных, вначале как глухая разновидность фонемы В в позиции конца слова. Соответственно появились и условия для развития в русском языке новой самостоятельной согласной фонемы.

В ДРЯ не было мягких губных и, соответственно, соотношений типа П – Пь, Б – Бь, М – Мь, В – Вь.

Не было мягких Г, К, Х, Д, Т.

В отношении твёрдых губных Б, П, М, твёрдых заднеяз. Г, К, Х, и переднеязычных Д , Т, З, С, Н, Р, Л ДРЯ не отличался принципиально от СРЯ.

Итак, древнерусская фонологическая система знала твёрдые согласные фонемы (14 шт.) П, Б, В, М, Т, Д, З, С, Н, Р, Л, К, Г, Х и мягкие согласные фонемы (12 – 10 + 2 слитные) Шь, Щь, Ць, Чь, Зь, Сь, Нь, Рь, ЛЬ, J + слитные ШьЧь и ЖьДь.

Все перечисленные мягкие согласные нзв исконно мягкими.

В ДРЯ были мало распространены группы согласных, но возможности их сочетаемости друг с другом достаточно широки, хотя и ограничены: могли сущ и существовали лишь определённые группы согласных, чаще – двухфонемные сочетания. ШУМН + СОНОРН или В, СОНОРН + СОНОРН, СОНОРН + В (только в старославянских по происхождению словах (мракъ, младъ, власть). Но сочетания МЛь и ВЛь – и в древнерусских (общеслав) глаг формах (ломлю, ловлю).

Реже – ШУМН + ШУМН (спать, лепта, визгати, езда).

Часто – С + ГЛУХ ШУМН и З + ЗВОНК ШУМН (бездомьный, роспусти

Были и трёхфонемные сочетания согласных: , где последним элементом был сонорный или В (страдать, скверна).

Твёрдые согласные могли выступать перед всеми гласными ДРЯ, исключение составляли только тв з/яз – Г, К, Х, которые могли быть лишь перед непередними гласными. Другие же согласные в этой позиции приобретали полумягкость.

Мягкие согласные выступали перед гласными передней зоны, а также перед А и У.

Особенность ДРЯ в отношении категории тв-мягк - противопоставление парных по этому признаку согласных по-разному осуществлялось внутри и на стыке морфем, будучи наиболее отчётливо выраженным во втором случае.

Вторая особенность – парные тв-мягк согласные не образовывали соотносительного ряда. Это значит – не было позиций , в которых совпадали бы в одной звуковой реализации аллофоны парной твёрдой и парной мягкой фонемы. Значит, тв-мягкость была постоянным признаком согласной.

Парные по глухости-звонкости в ДРЯ были П – Б, Т – Д, С – З, Сь – Зь, Шь – Жь, ШьЧь – ЖьДь, Г – К.

В, М, Н, Нь, Р, Рь, Л, Ль, о – всегда звонкие.

Ць, Чь, Х – всегда глухие.

Противопоставление глухих - звонких согласных в ДРЯ осуществлялось в позиции перед гласными. Это было средством различения словоформ: ДОСКА – ТОСКА, ШЕСТЬ – ЖЕСТЬ. Не было той категории соотносительности согласных, которая есть теперь в русском языке.

Мягкие согласные фонемы не образовывали никаких рядов, включающих их позиционные разновидности, в любой позиции мягкая согласная, она выступала всегда в одном присущем ей виде.

Позиционные разновидности образовывали твёрдые согласные фонемы (кроме Г, К, Х): в положении перед гласными переднего образования твёрдые согласные под их воздействием выступали в полумягких аллофонах. Т.о., возникали ряды: П – П., З – З., С – С. и др. Эти ряды позиционной мены были параллельными, непересекающимися.

11. Изменения в морфемном составе и структуре слова в русском языке

1. В процессе исторического развития языка в морфемном составе слова происходят различные изменения, которые в научной литературе квлифицируются как опрощение, переразложение, усложнение , декорреляция, диффузия, замещение.

2. Опрощение – изменение в морфологическом строении слова при котором производящие основы слова ранее распадавшиеся на отдельные значимые части превращаются в не производящую нечленимую. Слово теряет способность делиться на морфемы (льгота, мгла, бледный). Этот процесс неразрывно связан с утратой прежних смысловых связей. Слово из мотивированного становится немотивированным. Две основных ступени: -полное – потеря основами слов способности члениться на морфемы;

Неполное – новые непроизводные основы сохраняют следы своей прежней производности.

1. семантические и семантические изменения;

2. архаизация родственных слов.

3. Переразложение – перераспределение морфемного материала внутри слова при сохранении им производного характера. Слова оставаясь составными членятся по другому. Процесс происходит на стыке образующей основы и суффикса, основы и окончания.

Причина:


выход из употребления соотведствующей данному слову производящей основы при сохранении в языке других родственных образований (обес – сил-е (ть)) в СРЯ к существительному СИЛА, исторически производящий глагол бессилеть.

Усложнение – превращение ранее непроизводной основы в производную. Слово в момент своего появления в РЯ имевшее непроизводный характер становится членимым на морфемы.

Причины


те же что и при переразложении (грав – юр – а)

4. Декорреляция – внутренний процесс ; изменения характера или значения морфем и соотношений их в слове. Не приводит к изменению морфемного состава слова. Слово продолжает члениться, но составляющее слово морфемы оказываются по значению иными. В развитии словообразовательной системы РЯ декорреляция играет важную роль (лов ец, замороз ки, люб овь)воспринимаются как глаголы, хотя соответствуют образованию от существительных (ловъ – ловец).

5. Диффузия – взаимопроникновение морфем при сохранении ими в то же время четкой самостоятельности и особенности значимых частей слова. В результате процесса производящая основа по существу продолжает члениться на те же морфемы, но отдельность выделенных в слове морфем в определенном звене словообразовательной цепочки ослабляется из-за частичной фонетической аппликации одной морфемы другой.

различные звуковые изменения на стыке приставки и непроизводящей основы, а так же непроизводящей основы и ^ (приду (СРЯ) – прииде (ДРЯ))

6. Замещение – слово делится с течением времени по другому. Результат замены одной морфемы другой. В результате этого процесса морфемный состав производящей основы в количественном отношении остается прежним, меняется лишь одно из звеньев словообразовательной цепочки.

Причины


– аналогические процессы воздействия на морфологическую структуру того или иного слова;

Народно-этимологическое сближение разнокорневых слов (свидетель – вид; бесталанный – без счастья).

13. Разносклоняемые существительные в современном русском языке как результат исторического развития

Абсолютное большинство имен в РЯ склоняются. Главной категорией для всех имен является категория падежа (РЯ относится к языкам флексийного типа). Склонения сформировались в раннюю эпоху. Все существительные склоняются по определенному типу. В ДРЯ к 10 – 11 веку существовало 6 типов склонения, в основе которых лежало распределение по ^ основы. Язык со времен праславянской эпохи претерпел изменения и существительные перестали различаться по формальным признакам, их объединение произошло по сходству структуры (типу флексии) и рода. Это привело к изменению типов склонения – вместо 6 стало 3 типа. Объединения: 1. по родовому принципу (ж.р. с ж.р., м.р. с м.р. по начальной форме ед.ч. И.п., если формы совпадали);

2. по структурному принципу (стол, дом).

Продуктивное подчиняло непродуктивное.


  1. продуктивное – женское склонение;

  2. продуктивное – склонение существительных м.р. с основой на Ъ и Ь (село, поле) бывшее 5 склонение.

  1. неполное склонение на И (ночь, степь) по школе 3 скл.
Существительные объединились в 3 типа, лишь небольшая группа не вошла ни в один из типов (слова совпадали по роду, но не совпадали по структуре (форме) – группа существительных на –мя, она не объединилась со средним родом, они остались разносклоняемыми, т.к. имеют особые формы: в И.п. –мя, в Р.п., Д.п и П.п. – и, в Тв.п. - ем).

Путь  версия о том, что оно не употреблялось в живой речи, старые формы существовали до середины 18 века до Ломоносова.