Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Название киевская русь появилось. Образование государства Киевской Руси в IХ веке

Древнерусское государство (Киевская Русь) - государство, существовавшее в восточнославянских землях с конца IX в до второй трети (согласно другой точке зрения, до середины) XII в. и объединявшее значительную часть восточнославянских земель (а в конце X - начале XI вв. - практически все их).

Столица - Киев. Самоназвания - Русь, Русская земля; Древнерусским государством (или Киевской Русью) оно именуется в исторической науке.

Форма правления

Во главе государства стоял великий князь русский; до середины XI в. его именовали заимствованным у хазар титулом «каган» (в исторической науке главу Древнерусского государства именуют великим князем киевским). Для периода с 960-х гг. по 1054 г. известен герб великого князя русского (кагана). При Святославе Игоревиче (964 - 972 гг.) и Святополке Окаянном (1015 - 1016 и 1018 - 1019 гг.) это был двузубец, при Владимире Святославиче (978 - 1015 гг.) и Ярославе Мудром (1016 - 1018 и 1019 - 1054 гг.) - трезубец.

Социально-экономический уклад

В советской историографии Древнерусское государство считалось раннефеодальным - т.е. таким, характер которого определялся складыванием в это время феодальных отношений. По мнению ученых ленинградской школы И.Я. Фроянова, феодальный уклад в Древнерусском государстве отнюдь не был системообразующим.

Государственный аппарат и законодательство

Законодательство Древнерусского государства в конце IX - Х вв. было устным («Закон русский»). На протяжении XI - начала XII вв. складывается свод писаных законов - Русская Правда (образованный такими законодательными памятниками, как Правда Ярослава, покон вирный, Урок мостникам, Правда Ярославичей и Устав Владимира Мономаха).

Функции государственного аппарата в конце IX - конце Х в. выполняли дружинники великого князя (кагана); с конца Х в. известны такие должностные лица, как вирники, мытники, мечники.

Этапы формирования

Древнерусское государство образовалось около 882 г. в результате объединения новгородским князем Олегом Вещим государств, условно именуемых в науке Новгородским и Киевским. В истории Древнерусского государства можно выделить четыре больших периода.

1) Около 882 - начало 990-х гг. Государство носит федеративный характер; входящие в него территории восточнославянских племенных союзов пользуются широкой автономией и вообще слабо связаны с центром. Поэтому Древнерусское государство этого периода часто характеризуется как «союз союзов племен». После смерти в 972 г. Святослава Игоревича государство вообще распадается на три независимые «волости» (Киевскую, Новгородскую и Древлянскую, вновь объединенные Ярополком Святославичем только около 977 г.).

2) Начало 990-х гг. - 1054 г. В результате ликвидации Владимиром Святославичем большинства племенных княжений и замены племенных князей наместниками (сыновьями) великого князя русского (кагана) государство приобретает черты унитарного. Однако в результате усобицы между Ярославом Мудрым и его братом Мстиславом Владимировичем (Лютым), в 1026 г. оно вновь распадается - на две половины (с границей между ними по Днепру), - и только после смерти в 1036 г. Мстислава Ярослав восстанавливает единство государства.

3) 1054 - 1113 гг. Согласно завещанию Ярослава Мудрого, государство вновь принимает черты федерации. Оно считается общим достоянием княжеского рода Рюриковичей, каждый из которых имеет право княжить в той или иной области («волости»), но должен подчиняться старшему в роде - великому князю русскому. Однако, в результате начавшегося в XI в. бурного роста городов (потенциальных областных центров) и упадка значения Днепровского торгового пути (то и дело перекрывавшегося половцами) роль Киева как единого центра, контролирующего Днепровский путь, начинает падать, и федерация обнаруживает тенденцию к превращению в конфедерацию (т.е. к распаду единого государства).

4) 1113 - 1132 гг. Владимиру Мономаху (1113 - 1125 гг.) и его старшему сыну Мстиславу Великому (1125 - 1132 гг.) удается приостановить начавшийся распад Древнерусского государства и вновь придать ему черты федерации (а не конфедерации).

Распад Древнерусского государства

Поскольку объективные причины нарастания центробежных тенденций (а к ним, помимо перечисленных выше, относилась и слабая управляемость огромного государства при тогдашних средствах сообщения и связи) не удалось устранить ни Владимиру Мономаху, ни Мстиславу Великому, после смерти последнего в 1132 г. эти тенденции восторжествовали вновь. Городские «волости» одна за другой стали выходить из подчинения великому князю русскому. Последние из них сделали это в 1150-х гг. (почему время окончательного распада Древнерусского государства и относят иногда к середине XII в.), но обычно концом существования Древнерусского государства считается рубеж первой и второй третей XII в.

Древнеру́сское госуда́рство (др.-рус. , ст.-слав. Рѹ́сь, Рѹ́сьскаѧ землѧ, греч. Ῥωσία , лат. Russia, Ruthenia, Ruscia, Ruzzia , др.-сканд. Garðar,Garðaríki ) - средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских и финно-угорскихплемён под властью князей династии Рюриковичей. В период наивысшего расцвета Древнерусское государство занимало территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере. К середине XII века вступило в состояниефеодальной раздробленности и фактически распалось на полтора десятка отдельных русских республик и княжеств, управляемых разными ветвями Рюриковичей. Вплоть до монгольского нашествия (1237-1240) Киев формально продолжал считаться главным столом Руси, а Киевское княжествооставалось в коллективном владении русских князей.

· 1 Название

o 1.1 Термин «Киевская Русь»

· 2 История

o 2.1 Появление Древнерусского государства на международной арене

o 2.2 Проблема возникновения государственности

o 2.3 Княжение Олега Вещего

o 2.4 Игорь Рюрикович

o 2.5 Ольга

o 2.6 Святослав Игоревич

o 2.7 Владимир и Ярослав Мудрый. Крещение Руси

o 2.8 Изменения в государственном управлении в конце X - начале XII вв.

o 2.9 Распад

· 3 Характер государственности русских земель

· 4 Города и крепости

o 4.1 Города

o 4.2 Крепости и укрепления

· 5 Военная организация

· 6 Экономика

o 6.1 Денежная система

o 6.2 Земледелие

o 6.3 Ремёсла

o 6.4 Торговля

o 6.5 Налоги (дань)

· 7 Культура Древней Руси

o 7.1 Письменность и просвещение

o 7.2 Литература

o 7.3 Зодчество

o 7.4 Живопись

o 7.5 Фольклор

· 8 Древнерусское право

· 9 См. также

· 10 Примечания

Название

Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века.

Определение «древнерусский» не связано с общепринятым в историографии делением древности и Средневековья в Европе по середине I тыс. н.э.Применительно к Руси оно обычно используется для обозначения так называемого домонгольского периода IX - середины XIII веков, чтобы отличить эту эпоху от следующих периодов русской истории.

Термин «Киевская Русь»

Термин «Киевская Русь» возник в первой половине XIX века , пройдя за историю своего употребления существенную эволюцию. Изначально современники (С. М. Соловьёв, Н. И. Костомаров и В. О. Ключевский) использовали его в узкогеографическом смысле для обозначения Киевского княжества, употребляя наряду с ним в том числе и такие термины, как Русь Черниговская, Русь Ростово-Суздальская и другие. С начала XX века у термина появилось новое, хронологическое значение - как начальная, домонгольская стадия русской истории. В этом значении термин стал популярен прежде всего у историков-марксистов. В то же время в украинской националистической историографии уточняющий термин «Киевская Русь» не был особо популярным, поскольку подразумевал существование других форм или проявлений Руси (будь то в географическом или хронологическом смысле). Михаил Грушевский, к примеру, им не пользовался, предпочитая термины «Киевское государство» или «Руська держава» («Русское государство», противопоставленное в его версии государству Московскому).

Утверждение понятия «Киевская Русь» в государственно-политическом смысле как официального именования единого восточнославянского государства со столицей в Киеве произошло только в советскую эпоху. В таком значении термин стал впервые использоваться в учебниках по истории, написанных после 1934 года вместе с «Кратким курсом истории ВКП(б)». Учебники писались по указанию Сталина и прошли его личную правку. Одновременно, академиком Б.Д. Грековым, отвечавшим за подготовку разделов до XVII века, были изданы его основные труды: «Киевская Русь» (1939) и «Культура Киевской Руси» (1944), получившие Сталинские премии. Ранее Греков, как и член Академии наук СССР Грушевский, употреблял понятие «Киевское государство». Вводя в обиход новое обозначение, Греков считал нужным пояснить:

«Считаю необходимым еще раз указать, что в своей работе я имею дело с Киевской Русью не в узкотерриториальном смысле этого термина (Украина), а именно в том широком смысле «империи Рюриковичей», соответствующем западноевропейской империи Карла Великого, – включающей в себя огромную территорию, на которой впоследствии образовалось несколько самостоятельных государственных единиц» .

В настоящее время термин «Киевская Русь» по ряду причин считается устаревшим и постепенно выходит в научной среде из употребления.

Филарет Денисенко, скрывающийся за брендом «Патриарх Киевский и всея Украины-Руси», недавно изрек по поводу предстоящего празднования 1025-летия Крещения Руси: «Этот праздник наш, украинский. И нужно это осознавать, потому что речь идет о крещении Киевской Руси , не Московской. Москвы в то время не было, и поэтому им праздновать рано» (1). Иными словами, Филарет под «Киевской Русью» понимает некое государство со столицей в Киеве, которое более тысячи лет назад приняло христианство и которое ни в коем случае не стоит путать с совершенно другим, более поздним государством - Московской Русью .

Не нужно быть выдающимся историком, чтобы знать: Москвы действительно в Х в. еще не было. Как, впрочем не было и Украины. Однако уже была Русь. Филарет поправляет: не Русь, а Киевская Русь! Именно так называлось государство!

Эта особенности лексики «патриарха» стоят того, чтобы на них остановиться. В связи с этим предпримем небольшой исторический экскурс. Во-первых, в древности понятие «Киевская Русь» никогда не использовалось . Названием страны и народа было просто слово «Русь» . Как этническое самоназвание оно использовалось уже в договорах Олега и Игоря с греками 912 и 945 гг. Византийцы уже тогда называли Русь «Росией» . В «Слове о законе и благодати» (середина XI в.) упоминается «язык (т.е. народ) руский» и «Руская земля», в «Повести временных лет» - «русьстии людье» (1015 г.), «людем русьскым» (1103 г.), в «Слове о полку Игореве» - «Руськая земля», в «Задонщине» - «руский народ». Уже с XI в. фиксируется и форма «русский» (с двумя «с»). При этом изначально Русью называлась вся государственная территория (в «Слове о законе и благодати», Лаврентьевской летописи с 1015 г., Ипатьевской с 1125 г.). Лишь после распада единой государственности название «Русь» в узком смысле этого слова закрепляется за Средним Поднепровьем и Киевщиной (в Ипатьевской - с 1140 г., в Лаврентьевской - с 1152 г.).

Слово «Русь» (наряду со словом «Россия») использовалось и в исторической науке со времени ее возникновения для обозначения обширного пространства, на котором формировалась и развивалась русская государственность в IX-XIV вв.

А как же «Киевская Русь»? Изначально это понятие возникло в исторической науке середины XIX в. в узко географическом смысле: для обозначения небольшого поднепровского региона - Киевской области . Именно так его стал использовать историк С.М. Соловьев (1820-1879), автор знаменитой 29-томной «Истории России с древнейших времен» (изд. с 1851) (2). Он, в частности, различал «Русь Киевскую, Русь Черниговскую и Русь Ростовскую или Суздальскую» (3). Такое же понимание встречается у Н.И. Костомарова («Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», 1872) (4), В.О. Ключевского («Полный курс русской истории», изд. с 1904) (5) и других историков II половины XIX - начала XX вв.

С начала ХХ в. появилось еще одно значение - хронологическое : под «Киевской Русью» стал пониматься первый (киевский) период истории России (Х-XII в.). Об этом заговорили историки-марксисты Н.А. Рожков, М.Н. Покровский, а также В.Н. Сторожев, М.Д. Приселков и др. (6). Если в рамках первого понимания «Киевская Русь» была географической частью Руси, то при втором - начальной стадией русской истории. И та, и другая версии основывались на идее нераздельности истории Руси.

Однако еще в конце XIX в. оформилась противоположная теория, по которой исторические судьбы Южной Руси и Северной Руси были связаны очень слабо, а Южная Русь провозглашалась историческим предшественником одной лишь Украины. Такую теорию, в частности, усиленно культивировал М.С. Грушевский (1866-1934). Однако понятием «Киевская Русь» Грушевский как раз не пользовался. Он ввел в оборот термин «Киевское государство» («Київська держава»), хотя употреблял и его синоним «Русское государство» («Руськая держава») (7). Украинская националистическая историография «Киевскую Русь» не жаловала: в тогдашних значениях она как бы растворялась в пространственных или исторических пределах большой Руси-России.

Утверждение понятия «Киевская Русь» в государственно -политическом смысле - как официального именования восточнославянского государства IX - XII вв. со столицей в Киеве - произошло только в советское время. В таком значении «Киевская Русь» стала впервые использоваться в советских учебниках по истории, написанных после 1934 г., вместе с «Кратким курсом истории ВКП (б.)». Учебники писались по указанию Сталина и прошли его личную правку ( 8). Академик Б.Д. Греков, отвечавший за подготовку разделов до XVII в., одновременно подготовил свои основные труды: «Киевская Русь» (1939) и «Культура Киевской Руси» (1944), получившие Сталинские премии. Греков вслед за Грушевским (с 1929 г. членом Академии Наук СССР) употреблял понятие «Киевское государство», но впервые отождествил его с «Киевской Русью». С тех пор понятие «Киевская Русь» стало употребляться именно в этом - сталинском - значении.

Греков писал: «Считаю необходимым еще раз указать, что в своей работе я имею дело с Киевской Русью не в узкотерриториальном смысле этого термина (Украина), а именно в том широком смысле «империи Рюриковичей», соответствующем западноевропейской «империи Карла Великого», — включающей в себя огромную территорию, на которой впоследствии образовалось несколько самостоятельных государственных единиц . Нельзя сказать, что процесс феодализации в изучаемый отрезок времени на всем огромном пространстве территории Киевского государства протекал по своим темпам совершенно параллельно: по великому водному пути «из варяг в греки» он, несомненно, развивался интенсивнее и опережал центральное междуречье [Волги и Оки, - Ф.Г.]. Общее изучение этого процесса только в главнейших центрах этой части Европы, занятой восточным славянством, мне кажется в некоторых отношениях допустимым, но и то с постоянным учетом различий природных, этнических и исторических условий каждой из больших частей этого объединения» (9). Итак, Греков прямо отрицал основное дореволюционное применение термина «Киевская Русь» («узкотерриториальное»), а также отмечал, что территории обширного «Киевского государства», где сейчас расположена Москва, были развиты слабо, а в дальнейшем вообще начали свое самостоятельное развитие (как Франция и Германия после распада империи Каролингов). Это как раз в точности та схема, которую ныне озвучивает «патриарх всея Украины-Руси».

Неужели же он читал труды Грекова? Крайне сомнительно. Но секрет таких совпадений раскрывается просто. Маленький Миша Денисенко пошел в донецкую школу в 1936 г. Там в 3-м классе он и получил разработанный при активном участии Грекова новенький учебник «Краткий курс истории СССР» 1937 года издания. Там значилось: «С начала Х века Киевское княжество славян называется Киевской Русью» (с. 13). Маленький Миша вполне мог себе представить древнерусские красно-зеленые пограничные столбы времен князя Олега, на которых было написано официальное название государства: «Киевская Русь». Как утверждалось в том же учебнике, «Русское национальное государство» появилось лишь при Иване III (с. 32). Таким образом, Миша узнал: Киевская Русь к русским никакого отношения не имеет. Товарищ Сталин - главный автор этого учебника - был другом всех школьников, поэтому Михаил Антонович крепко запомнил «Киевскую Русь» на долгие годы. Не будем к нему взыскательны. Он был всего лишь правильным советским школьником.

(2) «Киевская область (Русь в самом тесном смысле)» (Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1993. Кн. 1. Т. 1. Гл. 1. С. 25). «Аскольд и Дир стали вождями довольно многочисленной шайки, окрестные поляне должны были подчиниться им … Аскольд и Дир засели в полянском городке Киеве … так уже рано обнаружилось значение Киева в нашей истории - следствие столкновений Киевской Руси с Византиею» (Там же. Гл. 5. С. 99-100).

(3) Там же. Т. 2. Гл. 6. С. 675.

(4) «Тогда Киевскую Русь беспокоили печенеги, народ кочевой и наезднический. Уже около столетия нападали они на русский край и при отце Владимира, во время его отсутствия, чуть было не взяли Киев. Владимир отразил их с успехом и, заботясь как об умножении ратной силы, так и об увеличении населения в крае, прилежащем Киеву, населял построенные им по берегам рек Сулы, Стугны, Трубежа, Десны города или укрепленные места переселенцами из разных земель не только русско-славянских, но и чудских» (http://www.magister.msk.ru/library/history/kostomar/kostom01.htm).

(5) Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 1. М., 1993. С. 111, 239-251.

(6) Рожков Н.А. Обзор русской истории с социологической точки зрения. Часть 1. Киевская Русь (с VI до конца XII века). Изд. 2-е. 1905; Покровский М.Н. Русская история с древнейших времен. Т. 1. 1910; Киевская Русь. Сборник статей под ред. В.Н. Сторожева. Том 1. 2-е испр. изд. 1910. Предисловие; Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 1913.

(7) См.: Грушевский М.С. История Украины-Руси (1895); его же, Очерк истории украинского народа. 2-е изд. 1906. С. 5-6, 63-64, 66, 68, 81, 84.

(8) Дубровский А.М. Историк и власть: историческая наука в СССР и концепция истории феодальной России в контексте политики и идеологии (1930-1950-е гг.). Брянск: Изд-во Брянского гос. ун-та им. акад. И. Г. Петровского, 2005. С. 170-304 (Глава IV). http://www.opentextnn.ru/history/historiografy/?id=2991

(9) Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1939. Гл. 4; http://bibliotekar.ru/rusFroyanov/4.htm

Киевская Русь - древнерусское государство на западе, юго-западе, частично на юге Восточно-Европейской равнины. Существовало с девятого до начала двенадцатого веков нашей эры. Столицей был Киев. Возникло объединением славянских племен: ильменских словен, кривичей, полян, древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

Принципиальным в истории Киевской Руси считается год 862-й, когда, как указывает древний письменный источник «Повесть Временных лет», славянские племена призвали на княжение варягов. Первым начальником Киевской Руси стал Рюрик, который занял престол в Новгороде.

Князья Киевской Руси
  • 864 - Варяги Аскольд и Дир захватили княжескую власть в Киеве
  • 882 - Варяг Олег , княживший в Новгороде, убил Аскольда и Дира, сел княжить в Киеве, объединил северные и южные славянские земли и принял титул великого князя
  • 912 - Смерть Олега. Возвышение Игоря , сына Рюрика
  • 945 - Смерть Игоря. На престоле его жена Ольга
  • 957 - Ольга передала власть сыну Святославу
  • 972 - Гибель Святослава от рук печенегов. Киевский престол занял Ярополк
  • 980 - Гибель Ярополка в междуусобице с братом Владимиром. Владимир - киевский князь
  • 1015 - Смерть Владимира. Власть в Киеве захватил его сын Святополк
  • 1016 - Трехлетняя борьба за верховенство на Руси между святополком и новгородским князем Ярославом
  • 1019 - Гибель Святополка. Ярослав , прозванный мудрым - князь в Киеве
  • 1054 - После смерти Ярослава великокняжеский стол занял его сын Изяслав
  • 1068 - Восстание киевского народа, провозглашение им полоцкого князя Всеслава великим князем, Возвращение Изяслава .
  • 1073 - Изгнание Изяслава его братьями Святославом и Всеволодом. Князь - Святослав Ярославич
  • 1076 - Смерть Святослава. Возвращение Изяслава .
  • 1078 - Гибель Изяслава от рук племянника Олега Святославича, князя черниговского. Киевский престол занял Всеволод Ярославич
  • 1099 - Князь Святополк , сын Изяслава
  • 1113 - Князь Владимир Мономах
  • 1125 - Смерть Владимира Мономаха. На престол взошел его сын Мстислав
  • 1132 - Смерть Мстислава. Распадение Новгородско-Киевской Руси.
Краткая история Киевской Руси
    - Князь Олег, прозванный вещим, объединил два главных центра пути «Из варяг в греки» Киев и Новгород
    - 911 год - Выгодный торговый договор Киевской Руси и Византии
    - 944-945 - Поход русов на Каспий
    - 957 - Княгиня Ольга первый из русских князей приняла православие
    - 988 - Сестра византийского императора Василия II стала женой киевского князя Владимира
    - 988 - Крещение Владимира в Херсонесе
    - 989 - Присоединение к Руси Херсонеса
    - 1036 - После разгрома печенегов 25 лет мира на Руси, породнение Ярослава мудрого с королями Швеции, Франции, Польши.
    - 1037 - Закладка Собора Св. Софии в Киеве
    - 1051 - Основание Киевско-Печерского монастыря. Илларион - первый русский митрополит
    - 1057 - Создание дьяком Григорием «Остромирова евангелия»
    - 1072 - «Русская правда» - первый русский свод законов (судебник)
    - 1112 - Составление «Повести временных лет»
    - 1125 - «Поучение» Владимира Мономаха - наставления сыновьям. Памятник древнерусской литературы
    - 1147 Первое упоминание о Москве (в Ипатьевсеок летописи)
    - 1154 — Князь московский Юрий Долгорукий становится великим князем Киевским

Центром Киевской Руси Киев пребывал до 1169 года, когда был захвачен и разграблен отрядами князя Ростово-Суздальского Андрея Боголюбского

Города Киевской Руси
  • Новгород (до 1136 года)
  • Псков
  • Чернигов
  • Полоцк
  • Смоленск
  • Любеч
  • Житомир
  • Искоростень
  • Вышгород
  • Пересечен
  • Переяславль
  • Тьмутаракань

До монголо-татарского нашествия середины ХIII Киев продолжал формально считаться центром Руси, но фактически утратил свое значение. На Руси наступила пора феодальной раздробленности. Киевская Русь распалась на 14 княжеств, управлявшимися потомками разных ветвей древа Рюрика, и вольный город Новгород

Условная дата основания Киева – 482 год н.э ., хоть достоверных научных данных об этом нет. Согласно легенде, основателями Киева и, возможно, первыми его князьями были Кий, Щек и Хорив . По некоторым предположениям в VI-VII веках Киев стал центром полян – племени, которое возникло в предгорьях Карпат.

В IX веке в Киеве правили варяжские князья Аскольд и Дир , которые в 860 и 866годах совершили походы в Константинополь, задокументированный в византийских летописях. Первый поход был удачным и русичи захватили богатую добычу, а вот во время второго - в буре погибла флотилия из 200судов, остатки дружины вернулись в Киев.

В 882 году власть в Киеве захватил новгородский князь Олег из династии Рюриковичей, прозванный Вещим, который вероломно убил Аскольда и Дира. Этот год традиционно считается датой основания государства Русь – Киевская Русь . При Олеге Киев получил столичный статус и стал политическим, религиозным и культурным центром Руси на протяжении всего существования этого государства. До конца IX века происходит объединение славянских племен под властью киевского князя и становление Киевской Руси как древнеславянского феодального государства.

В 902 году князь Олег совершил поход против Константинополя, в котором получил победу и в 911 году был подписан договор, согласно которому византийцы выплачивали дань Киеву и обязались наладить с ним торговые отношения.

После смерти князя Олега в 912 году, княжеский престол занял князь Игорь, но в 945 году его убило племя древлян не согласившись на увеличении дани и престол заняла его жена Ольга, которая правила Киевской Русью до 969 года. В 955 году княгиня Ольга совершила путешествие в Константинополь, где ее с почетом принял император Константин VII и патриарх Феофилакт.

Согласно византийским летописям, Ольга приняла христианство под именем Елена в честь святой равноапостольной царицы Елены.

В 965 коду князь Святослав, сын Игоря и Ольги, совершил военный поход против хазар, в результате которого фактически перестал существовать Хазарский каганат

В 970 году Святослав определил уделы для своих сыновей, согласно которого Киев получил Ярополк, Олег – Древлянскую землю, а Владимир- Новгород.

После гибели Святослава в стычке с печенегами в 972 году, началась междуусобная война его детей, в результате которой в 977 году погиб Олег, а Владимир бежал с Киева в Новгород. Однако в 980 году киевский престол занял Владимир, убив своего брата Ярополка. Княжение в Киеве Владимира I Святославовича, позже прозванного Великим (в былинах Владимир Красно Солнышко) продолжалось до 1015 года.

Киевский князь Владимир Великий в 988 году принимает христианство в Херсонесе, крестил 12 своих сыновей, а затем киевлян, провозгласив христианство государственной религией.

Во времена княжения в Киеве Ярослава Владимировича (1019-1054гг), позже прозванного Мудрым, происходит расцвет Киевской Руси, которая достигла пика своего могущества как феодальное государство. Ярослав Мудрый утвердил первый летописный свод законов Руси – «Русскую Правду».

После смерти Ярослава Мудрого, киевское княжество досталось его сыну Всеволоду, после смерти которого в 1093 году князем киевским стал Святополк, который умер в 1113 году.

В 1113 году киевский престол занял Владимир Мономах , сын Всеволода и Анны, дочери византийского императора Константина Мономаха. Он продолжил политику деда Ярослава Мудрого, пытаясь подчинить своему влиянию других князей. Во время его правления Киевская держава становится крупнейшим по территории государством Европы, чьи земли простирались от Балтийского моря до Тамани.

Занявший киевский престол в 1125 году Мстислав Великий , сын Владимира Мономаха, продолжил походы против половцев, оттеснив их за Дон и Волгу и обезопасив северо-западные границы Киевской Руси, предпринимал походы против чуди и литовцев.

Однако в 1155 году киевский престол занял Юрий Долгорукий , который несколько лет воевал за него со своим племянником Изяславом, что привело к дальнейшему ослаблению Киева.

В 1169 году Андрей Боголюбский завоевал Киев и закрепил за собой единоличное правление, однако столицу Руси перенес во Владимир. Киев был разграблен его войсками и перестал быть центром и столицей.

После нашествия татаро-монгол на южнорусские земли и полного разорения Киева, древнее государство Киевская Русь, распадается на независимые княжества – Киевское княжество, Переяславское княжество, Черниговское княжество, Галицко-Волынское княжество, Владимиро-Суздальское княжество, Рязанское княжество, Полоцкое княжество, Новгородская земля и другие.

В XI веке степи нынешней Украины заселяют половцы, а в XIII веке происходит отток населения бывшей Киевской Руси на восток, где переселенцы основывали новые города (Звенигород, Вышгород, Галич и др.)

В 1299 году киевский митрополит переселился во Владимир на Клязьме, а с 1354 года территория епархий под властью киевского митрополита стала называться Макра Росиа – Великая Россия, а с XVвека это название перешло к Московскому государству, которое называлось Московией.

В 1303 году Создается Галицкая митрополия , которая охватывала шесть епархий, которая согласно византийской летописи, в 1395году была названа Микра Росиа - - Малая Россия (Малороссия) в противоположность Великой России.


Добавить комментарий


Обновить

Археологические раскопки, проводимые в районе поселка Маяк, свидетельствуют, что территория современной Керчи была заселена уже в XVII-XV веках до н.э., первыми здесь поселились киммерийцы, однако летописная история города началась с Боспорского царства.

2986

На банкноте 1 гривна изображен Великий князь киевский Святой Владимир, под началом которого укрепилось первое древнерусское государство – Киевская Русь; в период его княжения произошло крещение Руси. На обратной стороне купюры – панорама Херсонеса – древнего города в Крыму, основанного греками более 2500 лет назад. В 1992 году купюру в 1 гривну печатали в Канаде, а спустя два года, изменив несколько рисунок, выполнили в Киеве.