Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Народа выход отечественной науки и. Советская наука в годы великой отечественной войны. Развитие науки во время ВОВ

В экономической политике правительства страны выделяются два периода. Первый: 22 июня 1941 г. – конец 1942 г. – перестройка экономики на военный лад в сложнейших условиях поражений Красной Армии и потери значительной части экономически развитой европейской части территории Советского Союза.

Второй: 1943-1945 гг. – стабильно возрастающее военно-промышленное производство, достижение экономического превосходства над Германией и ее союзниками, восстановление народного хозяйства на освобожденных территориях.

Экономике СССР периода Великой Отечественной войны был свойственен ряд черт, важнейшими из которых стали сверхцентрализованное управление, оперативность руководства, опора на собственный экономический и научно-технический потенциал, планомерность развития. Для оперативного руководства были созданы новые органы управления, в т.ч. Совет по эвакуации, Комитет по учету и распределению рабочей силы, Комитет продовольственного и вещевого снабжения Красной Армии, Транспортный комитет, два новых наркомата: танковой промышленности минометного вооружения. Перестройка шла по двум магистральным линиям: во-первых, переключение на военное производство практически всех отраслей промышленности, резкое сокращение или прекращение выпуска гражданской продукции; во-вторых, перебазирование (эвакуация) производительных сил в отдаленные от фронта районы.

Одновременно на местах была налажена работа по скорейшему пуску эвакуированных заводов. Начался массовый выпуск современных видов оружия. В 1942 г. объем валовой продукции промышленности превзошел уровень 1941 г. в 1,5 раза. Для руководства эвакуацией 24 июня 1941 г. был создан Совет по эвакуации.

В первую очередь требовалось перебазировать в Поволжье, на Урал, в Западную Сибирь и Среднюю Азию предприятия оборонного комплекса. В огромной степени возросло значение Урала. Вскоре уральская промышленность стала производить до 40 % всей военной продукции. Если в 1940 г. в народном хозяйстве СССР было занято 31,2 млн., рабочих и служащих, то в 1942 г. – всего 18,4 млн. Был увеличен рабочий день, отменялись очередные и дополнительные отпуска, вводились обязательные сверхурочные работы. Значительно возросло использование женского и подросткового труда на производстве. Из-за неразвитости отечественной автомобильной промышленности особенно ценны были поставки грузовых и легковых машин американского производства.

Ленд-лиз представлял собой форму военной помощи США союзникам по антигитлеровской коалиции: безвалютный взаимный обмен товарами и услугами с окончательным расчетом после войны с рассрочкой на несколько лет. На втором этапе (1943-1945 гг.) СССР достиг решающего превосходства над Германией в экономическом развитии, особенно в выпуске военной продукции. Было введено в строй 7500 крупных предприятий, обеспечивших устойчивый рост промышленного производства. По сравнению с предшествующим периодом объем промышленного производства возрос на 38%.

В августе 1943 г. было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». В 1944 г. – начале 1945 г. был достигнут наивысший подъем военного производства и полное превосходство над Германией. Валовой объем продукции превысил довоенный уровень, а военной – возрос в 3 раза.

На 40-60% уменьшилось количество колхозов и совхозов, тракторов, машин, лошадей. На 38% уменьшилась численность трудоспособного населения деревни. С осени 1941 г. было введено централизованное распределение продуктов питания (карточная система), позволившее избежать массового голода.

Еще в первые месяцы Великой Отечественной войны многие научно-исследовательские институты были вынуждены эвакуироваться на восток. Тематика научных исследований была сосредоточена на трех ведущих направлениях:разработка венно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов, для чего создавались межотраслевые комиссии и комитеты. Благодаря ученым-геологам были разведаны новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти в Башкирии, месторождение молибденовых руд в Казахстане. Ученые Александров, Гаев, Регель успешно решили проблему противоминной защиты кораблей. Успехи в области биологии, сельского хозяйства и медицины. Советские ученые находили новые растительные виды сырья для промышленности, искали пути повышения урожайности. СССР превосходил Германию по объему среднегодового выпуска полевой артиллерии более чем в 2 раза, минометов - в 5 раз, противотанковых орудий - в 2,6 раза. Со второй половины 1942 г. неуклонно наращивался выпуск самолетов и авиадвигателей. С первых дней войны Пленум ЦК профсоюза работников искусства обратился к деятелям искусства с призывом принять участие в великой освободительной борьбе. Президиум Всероссийского театрального общества(ВТО) 3 июля 1941 г. принял решение начать работу по созданию оборонного и антифашистского репертуара. Для обслуживания армии и флота было сформировано около 400 театрально-концертных и цирковых бригад, создано 25 фронтовых театров. Всего за годы войны на фронт выезжало 42 тыс. артистов, которые дали 1350 тыс. представлений, в том числе 437 тыс. непосредственно на передовой. Основными темами в репертуаре театров и бригад являлись единство и сплоченность народа перед лицом врага, героизм воинов, патриотизм, раскрытие характеров советского человека, отечественная история.

С началом ВОВ основной в советской литературе стала патриотическая тема. В июне 1941 г. в центральных газетах печатались и звучали по радио стихи Асеева, Исаковского, Суркова, публицистические статьи Толстого, Фадеева, Шолохова. В годы войны многие писатели стали военными корреспондентами в центральных газетах, на радио, в Совинформбюро и ТАСС. Особой популярностью пользовались песни: "Священная война"Лебедева-Кумача, "В лесу прифронтовом"Исаковского, "Шумел сурово Брянский лес"Софронова. Большой успех имели лирические стихи Симонова, Щипачова, Алигер, Ахматовой. Резко возрос спрос на историческую литературу. Основной в кинематографе была тема героической борьбы советского народа против агрессора. Ведущее место в освещении этой темы занимала хроника. На фронтах работали фронтовые киногруппы, оперативное руководство которыми осуществляли политические управления фронтов и флотов. К концу 1941 г. во фронтовых киногруппах находилось 129 операторов. Художественные фильмы, созданные в годы войны, рассказывали о коммунистах-подпольщиках, партизанах, жизни на оккупированной территории.

Военное лихолетье не миновало систему образования. Десятки тысяч школьных зданий оказались разрушены, а в уцелевших часто размещались военные госпитали. Из-за нехватки бумаги школьники порой писали на полях старых газет. Учебники заменял устный рассказ учителя. Преподавание велось даже в осажденных Севастополе, Одессе, Ленинграде, в партизанских отрядах Украины и Белоруссии. В оккупированных же районах страны обучение детей полностью прекратилось.

Большой вклад в победу внесли советские ученые. Все основные направления научных исследований были сориентированы на разгром врага. Главные научные центры страны переместились на восток - в Казань, на Урал, в Среднюю Азию. Сюда были эвакуированы ведущие научно-исследовательские институты и учреждения Академии наук. Здесь они не только продолжали начатое дело, но и помогали в подготовке местных научных кадров. Более двух тысяч работников Академии наук СССР сражались в составе действующей армии.

Несмотря на трудности военного времени, государство уделяло большое внимание развитию науки. Были созданы новые институты и научные центры: Западно-Сибирский филиал АН СССР в Новосибирске, Академия педагогических наук РСФСР, Академия артиллерийских наук и Академия медицинских наук. Во время войны открылись республиканские академии наук в Узбекистане, Азербайджане, Армении.

Теоретические разработки в области аэродинамики, проведенные С. А. Чаплыгиным, М. В. Келдышем, С. А. Христиановичем, привели к созданию новых образцов боевых самолетов. Научный коллектив под руководством академика А. Ф. Иоффе изобрел первые советские радиолокаторы. В 1943 г. начались работы по созданию в СССР ядерного оружия.

Партизанское движение

Прифронтовая зона оккупированной противником советской территории находилась во власти немецкого военного командования. Остальная часть была во власти гражданской администрации. Она делилась на 2 рейхскомиссариата - "Остланд" и "Украина" В первый из них была включена почти вся территория Прибалтики и большая часть Белоруссии. Во второй находилась большая часть Украины и некоторые южные районы Белоруссии. Управление всеми захваченными врагом советскими территориями осуществлялось райхсминистерством восточных областей во главе с Розенбергом. Из числа местных пособников фашисты создавали местные "самоуправления", "волостные управы" во главе со старшинами, назначали сельских старост, полицаев. Местные органы власти были придатками оккупационных властей. На захваченных землях оккупанты ввели военно-каторжный режим террора, насилия, грабежа и эксплуатации. Оккупанты убили и замучили 6,8 млн. мирных граждан, 3,9 млн. военнопленных, угнали в Германию 4,3 млн. человек. Поэтому борьба с оккупантами на первом этапе организовывалась во многом стихийно, поспешно, уже в ходе войны. Она отличалась серьезными недостатками: не было единого центра по руководству партизанским движением, отряды были слабо вооружены и плохо организованы, большинство партизанских отрядов и подпольных групп не имело связи с советским тылом.

Первые партизанские отряды стали создаваться летом 1941 г. Первым партизанским отрядом в Белоруссии стал отряд "Красный Октябрь". Командир отряда Т. Бумажков и его заместитель Ф. Павловский первыми среди партизан были удостоены звания Героя Советского Союза. С конца 1941 г. в ряде районов началось объединение мелких отрядов в более крупные. В районе озера Ильмень был создан первый "партизанский край", который контролировал более 300 населенных пунктов. К концу 1941 г. на оккупированной территории действовало более 2 тыс. партизанских отрядов общей численностью свыше 90 тыс. человек. Они дезорганизовывали тыл гитлеровских войск на всех направлениях советско-германского фронта. К лету 1942 г. руководство партизанским движением было централизовано. 30 мая 1942 г. при Ставке Верховного Главнокомандования ГКО создал Центральный штаб партизанского движения, начальником которого был назначен первый секретарь ЦККП (б) Белоруссии П.Пономаренко, и республиканские штабы. Штабы партизанского движения были созданы и при военных советах фронтов. Они координировали действия партизан и подпольщиков с действиями Красной Армии, обобщали и распространяли накопленный опыт борьбы, разрабатывали планы крупных операций, готовили кадры специалистов для отрядов, организовывали снабжение партизан оружием, боеприпасами, медикаментами и т.п. С осени 1942 г. стали проводиться партизанские рейды по глубоким тылам противника, целью которых были активизация партизанского движения на оккупированной территории, укрупнение партизанских соединений (в полки и бригады) и нанесение ударов по коммуникациям и живой силе врага. В сентябре-ноябре 1942 г. были предприняты глубокие рейды двух соединений украинских партизан под командованием С.А. Ковпака и А.Н. Сабурова. В ходе стратегического наступления летом-осенью 1943 г. была организована операция "Рельсовая война". Впервые в истории войн партизаны провели ряд крупных операций по выводу из строя вражеских железнодорожных коммуникаций на большой территории в тесной связи с действиями Вооруженных Сил страны. На длительное время партизаны вывели из строя более 2 тыс. км путей сообщения, мостов и различного рода железнодорожного оборудования в тылу врага. Это оказало существенную помощь советским войскам во время боев под Курском, Орлом и Харьковом. В партизанских соединениях были и национальные отряды. К концу 1943 г. в Белоруссии было 122 тыс. партизан, на Украине - 43,5 тыс., в Ленинградской области - 35 тыс., в Орловской области - более 25 тыс., в Крыму - более 11 тыс., в Литве - около 10 тыс., в Эстонии - 3 тыс. Своей максимальной численности партизанская армия достигла к лету 1944 г. - 280 тыс. человек. Затем большинство партизан вошло в состав действующей армии. За время немецко-фашистской оккупации советские партизаны и подпольщики уничтожили, ранили, захватили в плен около 1 млн. фашистов и их пособников, произвели во вражеском тылу более 18 тыс. крушений поездов, взорвали и вывели из строя 42 тыс. автомашин, 9400 паровозов, 85 тыс. вагонов и платформ, разгромили множество вражеских гарнизонов. Более 230 партизан и подпольщиков было удостоено звания Героя Советского Союза, из них дважды Героями Советского Союза стали С.А. Ковпак и А.Ф. Федоров. Самоотверженная борьба советских людей в тылу врага явилась одним из важных факторов, обеспечивших победу Советского Союза в Великой Отечественной войне.

Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Перевод экономики страны на военные рельсы 5-11-2009, 00:48 |

В борьбе с фашистскими захватчиками участвовали не только воинские соединения, но и все труженики тыла. На плечи людей в тылу легла сложнейшая задача снабжать войска всем необходимым. Армию нужно было кормить, одевать, обувать, непрерывно поставлять на фронт оружие, военную технику, боеприпасы, горючее и многое другое. Все это создавалось тружениками тыла. Работали они от темна до темна, повседневно перенося лишения. Несмотря на трудности военного времени, советский тыл справился с возложенными на него задачами и обеспечил разгром врага. Руководство Советского Союза при уникальном разнообразии регионов страны, недостаточно развитой системе коммуникаций сумело обеспечить единство фронта и тыла, строжайшую дисциплину исполнения на всех уровнях при безусловном подчинении центру. Централизация политической и экономической власти давала возможность советскому руководству сосредоточить основные усилия на самых важных, решающих участках. Девиз «Все для фронта, все для победы над врагом!» не остался только лозунгом, он воплощался в жизнь. В условиях господства в стране государственной собственности властям удалось добиться максимального сосредоточения всех материальных ресурсов, провести быстрый перевод экономики на военный лад, осуществить небывалую по масштабам переброску людей, промышленного оборудования, сырья из районов, которым угрожала немецкая оккупация, на восток. Фундамент будущей победы СССР удалось заложить еще до войны. Сложная международная обстановка, угроза вооруженного нападения извне заставляли советское руководство укреплять обороноспособность государства. Власти целеустремленно, пренебрегая во многом жизненными интересами народа, готовили Советский Союз к отражению агрессии. Большое внимание уделялось оборонной промышленности. Строились новые заводы, реконструировались действующие предприятия по производству оружия и военной техники. В годы предвоенных пятилеток была создана отечественная авиационная и танковая промышленность, почти полностью обновлена артиллерийская. Причем уже тогда военное производство развивалось более высокими темпами, чем остальные отрасли. Так, если в годы второй пятилетки производство продукции всей промышленности увеличилось в 2,2 раза, то оборонной - в 3,9 раза. В 1940 г. затраты на укрепление обороноспособности страны составили 32,6 % государственного бюджета. Нападение Германии на СССР потребовало от страны перевода экономики на военные рельсы, т.е. развития и максимального расширения военного производства. Начало коренной структурной перестройки экономики положил «Мобилизационный народнохозяйственный план на III квартал 1941 г.», принятый в конце июня. Так как перечисленные в нем меры оказались недостаточными, чтобы экономика стала работать для нужд войны, срочно был разработан еще один документ: «Военно-хозяйственный план на IV квартал 1941 г. и на 1942 г. по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии», утвержденный 16 августа. Предусматривая перевод экономики на военные рельсы с учетом сложившейся обстановки на фронте и в стране, он сыграл важную роль в увеличении выпуска оружия, боеприпасов, производства горючесмазочных материалов и другой продукции первостепенной значимости, в перебазировании предприятий из прифронтовой полосы на восток, в создании государственных резервов. Экономика перестраивалась в условиях, когда враг быстро продвигался в глубь страны, а советские вооруженные силы несли огромные людские и материальные потери. Из имевшихся на 22 июня 1941 г. 22,6 тыс. танков к концу года осталось 2,1 тыс., из 20 тыс. боевых самолетов - 2,1 тыс., из 112,8 тыс. орудий и минометов - всего около 12,8 тыс., из 7,74 млн винтовок и карабинов - 2,24 млн. Без восполнения таких потерь, причем в кратчайшие сроки, вооруженная борьба с агрессором стала бы просто невозможной. Когда часть территории страны была оккупирована или охвачена боевыми действиями, нарушились все традиционные хозяйственные связи. Особенно сильно это отразилось на предприятиях по выпуску кооперированной продукции - литья, поковок, электрооборудования и электроаппаратуры. Крайне неблагоприятным ходом дела на фронте была вызвана и такая совершенно не предусмотренная предвоенными планами мера, как переброска на восток из западных и центральных районов страны людей, промышленных предприятий, материальных ценностей. 24 июня 1941 г. создается Совет по эвакуации. Под давлением обстоятельств массовую эвакуацию приходилось проводить почти одновременно из Беларуси, Украины, Прибалтики, Молдавии, Крыма, Северо-Западного, а позднее и Центрального промышленных районов. Наркоматы ключевых отраслей промышленности были вынуждены эвакуировать почти все заводы. Так, наркомат авиационной промышленности вывез 118 заводов (85 % мощностей), наркомат вооружения - 31 предприятие из 32. Демонтировано 9 основных заводов танковой промышленности, переоборудовано 2/3 производственных мощностей по выпуску пороха. До конца 1941 г. в тыл были эвакуированы более 10 млн человек, свыше 2,5 тыс. предприятий, а также другие материальные и культурные ценности. Для этого потребовалось более 1,5 млн железнодорожных вагонов. Если бы их можно было выстроить в одну линию, они заняли бы путь от Бискайского залива до Тихого океана. В максимально короткие сроки (в среднем через полтора-два месяца) эвакуированные предприятия приступали к работе и начинали давать необходимую фронту продукцию. Все, что не удалось вывезти, в основном было уничтожено или выведено из строя. Поэтому оставшиеся на оккупированной территории пустые заводские цехи, взорванные электростанции, разрушенные доменные и мартеновские печи, затопленные шахты и рудники противник так и не смог полноценно использовать. Перебазирование и восстановление промышленных предприятий в тяжелых условиях войны - крупнейшее достижение советских людей. По существу на восток была перемещена целая индустриальная страна. Ядром, вокруг которого развивалась экономика во время войны, стала оборонная промышленность, созданная еще в мирное время. Так как ее мощностей явно не хватало для удовлетворения насущных потребностей действующей армии, с первых же дней войны тысячи гражданских заводов перешли на выпуск военной продукции в соответствии с разработанными ранее мобилизационными планами. Так, тракторные и автомобильные заводы сравнительно легко осваивали сборку танков. На Горьковском автозаводе стали выпускать легкие танки. С лета 1941 г. значительно увеличилось производство среднего танка Т-34 на Сталинградском тракторном заводе, продолжавшееся вплоть до выхода немцев к Волге в августе 1942 г. В крупнейший станкостроительный центр превратился Челябинск, где на базе местного тракторного завода, а также эвакуированного из Ленинграда оборудования Кировского и Харьковского дизельного заводов и ряда других предприятий было образовано многопрофильное танковое производственное объединение. В народе его совершенно справедливо называли «Танкоградом». До лета 1942 г. здесь выпускались тяжелые танки КВ-1, потом средние танки Т-34. Еще один мощный центр российского танкостроения на базе Уралвагонзавода был развернут в Нижнем Тагиле. Этот центр обеспечил действующую армию наибольшим за всю войну количеством танков Т-34. В Свердловске на Уралмашзаводе, где раньше создавались главным образом уникальные крупногабаритные машины, началось серийное производство корпусов и башен для тяжелых танков КВ. Благодаря этим мерам танковая промышленность сумела уже во втором полугодии 1941 г. выпустить боевых машин в 2,8 раза больше, чем в первом. 14 июля 1941 г. около г. Орши впервые были применены реактивные минометы катюша. Их широкое производство началось с августа 1941 г. В 1942 г. советская промышленность выпустила 3 237 реактивных установок, что позволило укомплектовать гвардейские минометные части при Ставке Верховного Главнокомандования. Изготовлению такой сложной военной техники, как самолеты, требующей высокого класса точности, уделялось особое внимание. С августа 1940 г. наркомату авиационной промышленности было передано из других отраслей более 60 действующих заводов. В целом к началу войны авиапромышленность СССР располагала большими производственными мощностями, сотнями тысяч высококвалифицированных рабочих и специалистов. Однако большинство авиазаводов было размещено так, что уже в первые недели и месяцы войны их потребовалось срочно эвакуировать на восток. В этих условиях рост выпуска самолетов шел прежде всего за счет вывезенных и вновь построенных авиационных заводов. В сжатые сроки заводы сельскохозяйственного машиностроения стали базой для массового производства минометов. Многие гражданские промышленные предприятия переходили на выпуск стрелкового и артиллерийского оружия, а также боеприпасов и других видов военной продукции. В связи с потерей Донбасса и тем уроном, который был нанесен Подмосковному угольному бассейну, в стране резко обострилась топливная проблема. Ведущими поставщиками угля, являвшегося в то время основным видом топлива, стали Кузбасс, Урал и Караганда. В связи с частичной оккупацией СССР остро встал вопрос обеспечения народного хозяйства электроэнергией. Ведь ее выработка к концу 1941 г. сократилась почти наполовину. В стране, особенно в ее восточных районах, энергетическая база не удовлетворяла быстро растущее военное производство. Из-за этого многие предприятия Урала, Кузбасса не могли полностью использовать свои производственные возможности. В общем перестройка советской экономики на военный лад была осуществлена в необычайно короткий срок - в течение одного года. Другим воюющим государствам понадобилось на это куда больше времени. К середине 1942 г. в СССР в полную силу на оборону работала большая часть эвакуированных предприятий, давали продукцию 850 вновь построенных заводов, цехов, шахт, электростанций. Утраченные мощности оборонной промышленности были не только восстановлены, но и значительно увеличены. В 1943 г. была решена главная задача - превзойти Германию по количеству и качеству военной продукции, выпуск которой в СССР к этому времени превысил довоенный в 4,3 раза, а в Германии - всего в 2,3 раза. Важнейшую роль в развитии военного производства сыграла советская наука. Для нужд фронта была перестроена работа научно-исследовательских учреждений промышленных наркоматов и Академии наук СССР. Ученые и конструкторы создавали новые модели оружия, улучшали и модернизировали имевшуюся военную технику. Быстрыми темпами внедрялись в производство все технические новшества. Успехи в развитии военной экономики позволили в 1943 г. ускорить перевооружение Красной Армии новейшей военной техникой. Войска получили танки, САУ, самолеты, изрядное количество артиллерии, минометов, автоматов; перестали испытывать острую нужду в боеприпасах. При этом доля новых образцов достигла в стрелковом вооружении 42,3 %, артиллерийском - 83, бронетанковом - более 80, авиационном - 67 %. Подчинив народное хозяйство нуждам войны, Советский Союз сумел обеспечить Красную Армию высококачественным оружием и боеприпасами в количестве, необходимом для достижения победы.

Запуск первого спутника Земли в 1957 году, полёт человека в космос в 1961-м, колоссальный подъём технического развития и великое гуманитарное наследие, оставленное нам Советским Союзом - всё это явилось результатом высокого уровня образования, которым так славился СССР. Но мало кто знает, что все лучшие черты, которым отличалось советское образование, были сформированы именно во время Великой Отечественной войны.

Война разрушила мечты выпускников, большинство из которых вместо продолжения учёбы сразу после выпускного отправились на фронт или на работу в тылу. Но с другой стороны, война послужила толчком для бурного развития советской системы образования. Руководство страны понимало, что нельзя закрывать школы и прекращать обучение. Наоборот, количество школ увеличилось. Педагогика была приспособлена к условиям военного времени.

Школа в военное время

Школьники и педагоги помогали стране как могли - строили оборонительные сооружения, работали в госпиталях и в поле, но сам образовательный процесс не останавливался в это трудное время. Перед школой стояла задача продолжить вовлечение в него всех детей. Там, где школы были разрушены, под них приспосабливали другие здания. Большое значение уделялось воспитанию патриотизма. Преподаванию естественнонаучных дисциплин придавалась практическая направленность. Были созданы учебно-производственные мастерские, чтобы школьники имели возможность практической деятельности. Труд положительно влиял на дисциплину и качество получаемых знаний.

В это время велась и экспериментальная деятельность, направленная на повышение уровня знаний. Но не всё приносило положительные плоды. Например, соревнование в учебной работе и введение раздельного обучения ухудшило результаты учебно-воспитательной работы.

В эти годы были сделаны важные нововведения, некоторыми из них мы пользуемся и сегодня:

  • Пятибалльная система оценивания;
  • Обяза-тельное семилетнее обучение;
  • Всеобщее об-учение детей с семи лет;
  • Обязательные выпускные испытания в начальной и 7-летней школе;
  • Экзамены на аттестат зрелости в средней 10-летней школе;
  • Вручение золотой и серебряной медали отличникам.

Огромное внимание уделялось здоровью детей, их питанию. Дети, оставшиеся без родителей, устраивались в интернаты или принимались в семьи.

Педагогическая наука в ВОВ

В 1943 году была основана Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая академиком В. П. Потёмкиным. В её задачи входило изучение проблем, теоретических вопросов педагогики и повышение качества педагогического образования. Многие учителя ушли на фронт, поэтому остро встал вопрос о новых педагогических кадров. Повышение квалификации учительского состава было необходимым условием образовательного процесса в новых военных условиях. Академия помогала педагогам, сотрудникам педагогических кафедр в вузах в создании учебников и пособий. Большое внимание уделялось изучению опыта лучших учителей и школ страны.

Деятели просвещения ВОВ

Война подарила нам много имён, которые служат примером нашему поколению и поколениям будущим, имён, которые нельзя забывать!

В большинстве своём учёные-педагоги, которые внесли большой вклад в развитие педагогики, входили в состав Академии педагогических наук РСФСР. Они представляли самые важные направления этой науки и принимали непосредственное участие в процессе просвещения в военные годы.

  • Владимир Петрович Потёмкин (1878-1946) - президент АПН РСФСР. Этот замечательный лидер-организатор успешно управлял академией. Он считал, что необходимо проводить глубокие теоретические исследования, широко использовать имеющийся опыт и достижения выдающихся педагогов, осуществлять обязательную связь теории с практикой.
  • Алексей Николаевич Толстой (1883-1945) - известный советский писатель. Его творческая деятельность и любовь к Родине положительно влияла на молодёжь. Он уделял особое внимание художественному образованию детей. Книги Толстого для детей и подростков очень интересны и актуальны до сих пор, поскольку рассказывают о внутреннем мире ребёнка, особенностях становления характера.
  • Николай Михайлович Головин (1889-1954) - заслуженный учитель школы РСФСР. Н. М. Головин был директором школы, преподавателем педучилища. Он занимался вопросами методики преподавания русского языка.
  • Анна Михайловна Панкратова (1897-1957) занималась историческим образованием - руководила составлением программ по истории СССР и написанием учебников.
  • Вадим Никандрович Верховский (1873-1947) ещё в дореволюционные годы боролся за то, чтобы сделать химию отдельным предметом. Он был составителем первой в СССР программы по этому предмету и автором многократно переиздававшегося учебника.

Суровые условия войны позволили проявиться множеству талантливых педагогов. Учителя трудились в тылу, героически сражались с фашистами и получали заслуженные награды.

И сегодня, в мирное время, современные учителя продолжают трудиться столь же самоотверженно, поэтому у российского образования есть все возможности вновь завоевать позиции лучшего в мире. Стоит помнить, что будущее отечественного образования в руках каждого из нас!






Необходимым условием успешного развития народного хозяйства страны явилась непрерывная подготовка новых кадров в вузах и техникумах. В 1941 г. число вузов уменьшилось с 817 тыс. до 460 тыс., прием в них сократился вдвое, численность студентов уменьшилась в 3,5 раза, а сроки обучения составили 33,5 года. Однако к концу войны численность студентов, особенно в результате возросшего приема женщин, приблизилась к довоенному уровню.


В годы Великой Отечественной войны именно наука внесла значительный вклад в развитие оборонного потенциала СССР. Во второй половине 1941 г. на восток были эвакуированы 76 научно- исследовательских институтов, в составе которых работали 118 академиков, 182 члена-корреспондента АН СССР, тысячи научных сотрудников. Ведущими направлениями научных исследований явились разработка военно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов


В тесном сотрудничестве с инженерами-практиками ученые нашли методы скоростной плавки металла в мартеновских печах, литья стали высокого качества, получения проката нового стандарта. Благодаря ученым- геологам А. Е. Ферсману, К. И. Сатпаеву, В. А. Обручеву и другим были разведаны новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти в Башкирии, месторождение молибденовых руд в Казахстане.


Значительным был вклад ученых-математиков П. С. Александрова, С. Н. Бернштейна, И. М. Виноградова, Н. И. Мусхелишвили. Активно трудились на оборону физики А. Ф. Иоффе, С. И. Вавилов, П. Л. Капица, Л. И. Мандельштам, химики Н. Д. Зелинский, И. В. Гребенщиков, А. Н. Несмеянов, А. Е. Фаворский, Н. Н. Семенов. Ученые А. П. Александров, Б/А. Гаев, А. Р. Регель и другие успешно решили проблему противоминной защиты кораблей. А. Ф. Иоффе КАПИЦА Петр Леонидович (1940-е годы)


Осенью 1944 г. под руководством академика И. В. Курчатова был создан вариант атомной бомбы со сферическим подрывом внутрь, а в начале 1945 г. был пущен комбинат по производству плутония. Ученые СССР достигли значительных успехов в области биологии, медицины и сельского хозяйства. Они находили новые растительные виды сырья для промышленности, изыскивали пути повышения урожайности продовольственных и технических культур.


Огромное значение имела деятельность ученых-медиков: академиков Н. Н. Бурденко, А. Н. Бакулева, Л. А. Орбели, А. И. Абрикосова, профессоров-хирургов С. С. Юдина и А. В. Вишневского и других, вводивших в практику новые способы и средства лечения больных и раненых воинов. Памятники медицинским работникам, погибшим в годы Великой Отечественной...


Конструктор П. Дегтярев В годы войны плодотворно трудились создатели оружия и военной техники. Особое внимание уделялось совершенствованию качества артиллерийских систем и минометов. В этой области большая заслуга принадлежит ученым и конструкторам В. Г. Грабину, И. И. Иванову, М. Я. Крупчатникову, и др. Успехи в производстве стрелкового вооружения были достигнуты при ведущей роли конструкторов Н. Е. Березина, В. А. Дегтярева, С. Г. Симонова, Ф. В. Токарева, Г. С. Шпагина.


Со второй половины 1942 г. неуклонно наращивался выпуск самолетов и авиадвигателей. Самым массовым самолетом советских ВВС стал штурмовик Ил-2. Большинство советских боевых самолетов превосходили по своим характеристикам самолеты германских ВВС. Во время войны в серийное производство поступили 25 моделей самолетов (включая модификации), а также 23 типа авиадвигателей. В создание и совершенствование новых боевых машин внесли вклад авиаконструкторы, М. И. Гуревич, С. В. Ильюшин, С. А. Лавочкин, А. И. Микоян, В. М. Мясищев, В. М. Петляков, Н. Н. Поликарпов, П. О. Сухой, А. Н. Туполев, А; С. Яковлев, создатели авиамоторов В. Я. Климов, А. А. Микулин, С. К. Туманский. С. В. Ильюшин,Медаль "С.В. Ильюшин"

С нападением Германии на СССР у Советского Союза появилась острая потребность в военной технике, к разработкам которой и обратились лучшие умы инженерных и физических наук. В годы войны плодотворно трудились создатели оружия и военной техники. Особое внимание уделялось совершенствованию качества артиллерийских систем и минометов. Советским ученым удалось во много раз сократить сроки разработки и внедрения новых образцов вооружения. Так, хорошо зарекомендовавшая себя 152-мм гаубица была сконструирована и изготовлена в 1943 г. за 18 дней, а массовый выпуск ее освоен за 1,5 месяца. Около половины всех типов стрелкового оружия и подавляющее количество новых образцов артиллерийских систем, состоящих на вооружении в действующей армии в 1945 г., были созданы и пущены в серии за время войны. Калибры танковой и противотанковой артиллерии увеличились почти вдвое, а бронепробиваемость снарядов - примерно в 5 раз. СССР превосходил Германию по объему среднегодового выпуска полевой артиллерии более чем в 2 раза, минометов - в 5 раз, противотанковых орудий - в 2,6 раза. Усилиями советских танкостроителей, особенно рабочих и инженеров уральского "Танкограда", сравнительно быстро было преодолено преимущество противника в бронетанковой технике. К 1943 г. стал нарастать перевес советских Вооруженных Сил в танках и самоходно-артиллерийских установках. Отечественные танки и САУ по своим боевым характеристикам значительно превосходили зарубежные аналоги. Со второй половины 1942 г. неуклонно наращивался выпуск самолетов и авиадвигателей. Самым массовым самолетом советских ВВС стал штурмовик Ил-2. Большинство советских боевых самолетов превосходили по своим характеристикам самолеты германских ВВС. Во время войны в серийное производство поступили 25 моделей самолетов (включая модификации), а также 23 типа авиадвигателей. Началась пора напряжённой работы всего народа, - рабочих, крестьян, интеллигенции, - неуклонно направленной на социалистическую индустриализацию.

Во второй половине 1941 г. на восток были эвакуированы 76 научно-исследовательских институтов, в составе которых работали 118 академиков, 182 члена-корреспондента АН СССР, тысячи научных сотрудников. Их деятельность направлял Президиум Академии наук, перебазированный в Свердловск. Здесь в мае 1942 г. на общем собрании академии были обсуждены задачи, вставшие перед учеными в условиях войны. Ведущими направлениями научных исследований явились разработка военно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов, для чего создавались межотраслевые комиссии и комитеты. Так, в конце 1941 г. была создана комиссия по мобилизации ресурсов Урала, курирующая также запасы Сибири и Казахстана.

В тесном сотрудничестве с инженерами-практиками ученые нашли методы скоростной плавки металла в мартеновских печах, литья стали высокого качества, получения проката нового стандарта. Несколько позднее специальная комиссия ученых во главе с академиком Е. А. Чудаковым внесла важные предложения по мобилизации ресурсов Поволжья и Прикамья. Благодаря ученым-геологам были разведаны новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти в Башкирии, месторождение молибденовых руд в Казахстане. Ученые А. П. Александров, Б. А. Гаев, А. Р. Регель и другие успешно решили проблему противоминной защиты кораблей. В 1943 г. была разработана технология выделения плутония из облученного урана. Осенью 1944 г. под руководством академика И. В. Курчатова был создан вариант атомной бомбы со сферическим подрывом "внутрь", а в начале 1945 г. был пущен комбинат по производству плутония.

Ученые СССР достигли значительных успехов в области биологии, медицины и сельского хозяйства. Они находили новые растительные виды сырья для промышленности, изыскивали пути повышения урожайности продовольственных и технических культур. Так, в восточных районах страны было в срочном порядке освоено возделывание сахарной свеклы. Огромное значение имела деятельность ученых-медиков: академиков Н. Н. Бурденко, А. Н. Бакулева, Л. А. Орбели, А. И. Абрикосова, профессоров-хирургов С. С. Юдина и А. В. Вишневского и других, вводивших в практику новые способы и средства лечения больных и раненых воинов. Доктор медицинских наук В. К. Модестов сделал ряд важных оборонных изобретений, в том числе замену гигроскопической ваты целлюлозной, использование турбинного масла как основы для изготовления мазей и др.

Необходимым условием успешного развития народного хозяйства страны явилась непрерывная подготовка новых кадров в вузах и техникумах. В 1941 г. число вузов уменьшилось с 817 тыс. до 460 тыс., прием в них сократился вдвое, численность студентов уменьшилась в 3,5 раза, а сроки обучения составили 3-3,5 года. Однако к концу войны численность студентов, особенно в результате возросшего приема женщин, приблизилась к довоенному уровню. Важную роль в развитии педагогики в годы войны играла созданная в 1943 г. Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая академиком В. П. Потемкиным.