Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

На каком материале проводится работа над интонацией. Упражнения для работы над развитием интонационной структуры речи. отделение народных инструментов

Разработка открытого занятия

по вокалу на тему:

«Работа над унисоном

и чистой интонацией

в вокальном произведении»

Педагог дополнительного образования Плавская А.А.

МБОУ ДО Дом детского творчества

г. Новый Уренгой

2015-2016

22.01.2016

Цель занятия: Формирование вокально-хоровых навыков и чистоты

интонирования.

Тема занятия: Работа над унисоном и интонацией в вокальном произведении.

Задачи:

    Выработка вокальных навыков, чистоты интонирования.

    Освоение приёмов ансамблирования и строя в песне.

    Работа над выразительностью и эмоциональностью в вокальном произведении. Освоение приёмов работы с микрофоном.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Объяснительно-иллюстративный;

Сравнение, анализ, обобщение;

По характеру деятельности – словесный и практический;

Метод эмоциональной драматургии;

По назначению и дидактическим задачам – формирование умений и

навыков, приобретение знаний.

Применяемые технологии:

Личностно-ориентированная;

Общего развития;

Здоровьесберегающая.

Оборудование:

Фортепиано, ноутбук, комплект звуковой аппаратуры для вокалистов (радио-микрофоны, усилитель, колонки, микшерный пульт, шнуры), рабочий стол, пюпитр или пульт.

Используемый на занятии музыкальный материал:

    Песня «Мама».

    Песня «Куда приводят мечты».

    Песня «Поверь в мечту».

Структура занятия:

    Организационный момент. Постановка цели и задач занятия.

    Вокально-хоровые упражнения, скороговорки.

    Работа над освоением интонации и ритма в произведения «Мама».

    Работа над выразительным и эмоциональным исполнением песни «Куда приводят мечты».

    Работа в дуэте с педагогом – «Поверь в мечту».

    Подведение итога.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Педагог знакомит обучающуюся с темой и задачами занятия.

    Вокально-хоровые упражнения, скороговорки.

Педагог демонстрирует каждое упражнение (поёт и играет на инструменте).

Ребёнок повторяет упражнения за педагогом.

    Формирование гласных звуков – упражнение «Да-дэ-ди-до-ду»

    Формирование высокой позиции – «Ми-я-ми-я-ма».

    Упражнение на отработку октавных скачков и освоение верхнего регистра – «И-и-и..»

    Упражнение на развитие подвижности голосовых связок.

Опевание каждой ступени при нисходящем движении Ч5 на различные слоги – «До-ля….».

    Развитие дикции, чувства ритма, внимания – «У Егора и Федоры»».

    Работа над разучиванием произведения «Мама».

Разбор мелодической линии и ритмического рисунка:

Пропеть с ребёнком партиюсо словами;

Отработать чистоту унисонов;

Отработать ритм.

Обратить внимание на сложность исполнения нот в нижнем и верхнем регистре и «чисто попадать в ноты».

Определённую трудность составляют движение мелодии вниз по трезвучиям и полутоновые интонации, скачки на Б7 в куплете. Поэтому, необходимо пропеть эти сложные места в разных тональностях. Отработать точное интонирование.

МАМА.

1.Там далёко-далеко в тихом городе

Посреди земли одна в тёмной комнате

О спасении моем богу молится

Полуночная моя богомолица.

2. Об одном она молит: "Храни Господи"

И всю ночь в окне горят свечи восковы,

Чтобы веру и любовь потерявшая,

Свет нашла душа моя заплутавшая.

ПРИПЕВ:

Мама, мама ты одна не придашь и не разлюбишь,

В мире этом и другом, ты всегда со мною будешь.

Я к одной тебе иду в сердце раненная.

Мама, мама ты моя стена каменная - 2раза.

А-а-а........

3. Ночь черна, неведом путь, тьма бездонная

И пророчат беды мне силы тёмные,

Но во тьме хранят меня две бессонницы:

Глаза мамы, да ещё Богородицы

4.Говорят, что никогда не грустила я

Знаешь, только ты одна - моя милая

Сколько раз судьбой без жалости, битая,

Выживала я твоими молитвами.

5. От того меня сломить беды не смогли

Что далёко-далеко посреди земли

О спасении моём богу молиться

Полуночная моя богомолица.

ПРИПЕВ:

Педагог: Хорошо, сейчас мы поработаем с микрофоном.

При исполнении песен в микрофон необходимо показывать и объяснять

ребёнку все правила его работы. Отработать «близкое, тихое»

звучание и как исполнять в микрофон «громкие» ноты.

В процессе работы над новым произведением необходимо

обращать внимание не только на чистоту интонации и ритм, а так же

работать над правильной артикуляцией, фразировкой, динамическими

оттенками и дыханием.

При впевание мелодии и закреплении интонации добиваться

уверенного и выразительного исполнения.

4. Работа над выразительным и эмоциональным исполнением

песни «Куда приводят мечты».

Педагог: Сона, сейчас мы повторим сложные интонационные отрывки в песне. Постарайся спеть все интервалы чисто, позиционно высоко и на дыхании. Вспомни, как исполняются скачки. О них надо подумать заблаговременно. В конце песни присутствует неподготовленная модуляция. Её тоже надо точно пропеть.

Продолжается работа над интонацией, дикцией, фразировкой, дыханием.

Педагог: Сона, скажи пожалуйста, что значит петь выразительно?

Вокалистка: Это значит петь с душой, с эмоциями, передавать мимикой и движениями, о чём ты поёшь.

Педагог: А какой характер у песни «Куда приводят мечты»?

Сона: Задумчивый, спокойный, философский.

Педагог: Правильно, давайте вспомним о содержании произведения.

Прорабатывание текста.

КУДА ПРИВОДЯТ МЕЧТЫ.

1.Перевернуть привычный мир твой

Хотя бы на час будь честным с собой

А там, впереди, историй не счесть

Мне нужно понять, кто ты есть

Нити судьбы переплелись

Ты небо просил: "Дай знак" и звёзды сошлись

Обрывками фраз ты прошлое вспомнишь вновь

Всё будет разрушено, забыто, но оставь любовь.

ПРИПЕВ:

Веришь или нет - всё видно с высоты.

Какие сны не забываются и куда приводят мечты.

2.Тянутся дни, один за одним,

Ты веришь, что хватит сил, и чуда просил

Музыка звёзд совсем из других миров

Заполнит тебя, оставив только любовь.

ПРИПЕВ:

Проигрыш: А-а-а...

Веришь или нет - этот миг придёт.

И кто-то очень близкий обязательно тебя найдёт.

МОДУЛЯЦИЯ: ПРИПЕВ:

Педагог: Сона, сейчас мы постараемся исполнить песню

выразительно и эмоционально. Мимика должна

соответствовать характеру и настроению песни. Работай с

микрофоном.

Закрепляем эмоции и характер, движения и мимику.

    Работа с педагогом в дуэте – «Поверь в мечту».

Педагог: Это произведение у нас уже в работе. Скажи, чем отличается пение соло от пения в дуэте?

Ребёнок: Когда ты поёшь с кем- то в дуэте, то нужно слушать друг друга, сливаться, петь вместе, в «ансамбле». Интонировать чисто, чтобы звучали точные интервалы.

Педагог: Хорошо. Я предлагаю постараться исполнить песню «Поверь в мечту» в концертном варианте.

(Исполнение песни дуэтом)

6. Подведение итога занятия.

Самостоятельная оценка обучающихся о выполнении цели и задач

занятия. Анализ результатов прошедшего занятия совместно с

педагогом. Дальнейшие перспективы работы.

1. Развитие восприятия различных видов интонации.

Логопедическая работа проводится в определенной последовательности:

1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение).

2. Развитие восприятия интонации повествовательного типа:

а) знакомство с повествовательной интонацией;

в) упражнения по выделению повествовательной интонации.

3. Развитие восприятия интонации вопросительного типа:

а) знакомство с вопросительной интонацией;

б) определение картинки-символа;

в) упражнения по различению вопросительной интонации.

4. Развитие восприятия интонации восклицательного типа:

а) знакомство с восклицательной интонацией;

б) определение картинки-символа;

в) упражнения по выделению восклицательной интонации.

5. Развитие дифференциации различных видов интонации.

При знакомстве с различными видами интонации и определении картинки-символа (гномик “Точка”, гномик “Вопросик”, гномик “Восклицание”, либо картинки с изображением., ?, !) могут использоваться следующие стихотворения:

Восклицательный знак

Друзья! В произведениях Стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения Противник тишины! Где я, те предложения С особым выражением Произнестись должны!

(А. Тетивкин)

Бурным чувствам нет конца:

Пылкий нрав у молодца!

Вопросительный знак

Разные вопросы задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем? Вот какой я мастак, Вопросительный знак.

(А. Тетивкин)

Вечно думая над смыслом Изогнулся коромыслом.

У нее особый пост В самой малой строчке. Если точка - Вывод прост:

Это значит - Точка.

Фразу следует кончать, Если точка рядом. Точку надо уважать, Точку слушать надо.

(Ф. Кривин)

Предложения бывают:

1. Вопросительные

Сейчас, когда приду домой, Произнесет их мама:

“Ты дрался, да?..

Ты что - немой?..

Ну что молчишь упрямо?”

2. Повествовательные

Повествовать придется мне, И я скажу:

“Не дрался, не... Свалился с дерева, и вот...”

3. Восклицательные

Тут папа в комнату войдет. Войдет и скажет:

“Лоботряс! Я проучу тебя сейчас!”

(Ф. Кривин)

2. Формирование интонационной выразитель ности речи.

В ходе логопедической работы предусматривается введение специальных подготовительных упражнений по развитию высоты и силы голоса, по восприятию движений тона голоса, по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания. В работу включаются следующие задания:

В данных заданиях широко используются игры и инсценировки (“Далеко или близко?”, “Заблудились”, “Высоко или низко”, “Три медведя”) и т. д.

ау ои ауи аза усо и т. д.

у - беззвучная артикуляция - ау, ауи у - шепотное произнесение - ау, ауи у - тихое произнесение - ау, ауи у - громкое произнесение - ау, ауи и т. д.

А а А а А а

Формирование интонационной выразительности речи проводится по четырем основным типам интонационно-мелодических структур в процессе выполнения упражнений в определенной последовательности:

1. Упражнения по отработке интонации повествовательного предложения, характеризующейся

понижением мелодики на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением:

Это Маша.

Маша поет.

На улице ранняя весна. И т. д.

2. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения без вопросительного слова, характеризующейся резким повышением частоты основного тона на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением:

Маша пришла?

Маша пришла?

Маша поет песню?

Маша поет песню?

Маша поет песню? И т. д.

3. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения с вопросительным словом, характеризующейся повышением тона на стоящем в начале предложения вопросительном слове:

Как Маша поет?

Когда он приедет?

Сколько в саду детей? И т. д.

4. Упражнения по отработке восклицательной интонации предложения, характеризующейся восходяще-нисходящей мелодикой:

Какая она красавица!

Это же мама!

Доброе утро!

и т. д., с включением упражнений на увеличение длительности синтагматически ударного гласного и замедление темпа произнесения предложения (например, при выражении ласки, нежности, про-сительности):

За-а-айчик мой! Маша, да-а-ай ручку!

и его сокращение:

Смотри! Начинай работу! И т. д.

В ходе работы по развитию интонационной выразительности речи широко используются упражнения с междометиями, звукоподражаниями, считалками, диалогами-инсценировками, сказками и т. д. На начальных этапах работы отработка интонации осуществляется по подражанию: детям предлагается произносить различные интонационные структуры сопряженно, повторяя за логопедом и лишь затем - самостоятельно. Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи и т. д.) необходимо использовать различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применить, например:

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо...

Жили-были серый еж

и его ежиха.

Серый еж был очень тих

И ежиха тоже.

И ребенок был у них -

Очень тихий ежик.

Всей семьей идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Еж-отец, ежиха-мать

И ребенок-ежик.

Вдоль глухих осенних троп

Ходят тихо: топ-топ-топ.

В дом лесной вернутся еж,

Ежик и ежиха,

Если сказку ты прочтешь

(С. Маршак)

Скажи погромче Слово “гром” - Грохочет слово,

Словно гром.

(А. Барто)

Опавшей листвы разговор еле слышен:

Мы с кленов... Мы с яблонь... Мы с вязов... Мы с вишен... С осинки... С черемухи... С дуба... С березы... Везде листопад:

На пороге - морозы!

(Ю. Капотов)

В водах тихого затона Пели песни три тритона. Первый звался Харитоном, Пел красивым баритоном. Славно пел тритон Антон, Был он тоже баритон. Но у третьего тритона Голос ниже на три тона. А уж если у тритона Голос ниже баритона - Значит, это мощный бас1 Вот и весь рассказ.

(Л. Мезинов)

(Детям предварительно объясняются незнакомые понятия, ребенку предлагается изобразить голоса тритонов.)

Систему логопедической работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей с ЗПР, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т. е. основных средств интонирования речи.

Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится поэтапно.

1 этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи

В задачи этого этапа входит:

§ показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляций голоса, что интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства;

§ познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

В соответствии с выделенными задачами этого этапа работа по формированию представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи осуществляется по пяти направлениям.

1. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи.

Логопед дважды читает один и тот же рассказ. Первый раз - без интонационного оформления текста, второй – выразительно, с интонационным оформлением. Затем выясняется, какое чтение больше понравилось и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и т. д.

2. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения

Логопед произносит предложение с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чем-то). Затем уточняются звуковые средства выражения повествовательной интонации: «Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса». Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлении и обозначается графически так: →. Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса.

Логопед говорит о том, что на письме такие предложения обозначаются точкой. Демонстрируется соответствующая карточка со знаком и заучивается стихотворная строка: «Про точку можно сказать: это точка - точка-одиночка». После знакомства со знаком проводится выделение из текста повествовательных предложений. Выделяя их, дети поднимают карточки с точкой.

Примерный текст:

Два цвета

Саша нарисовал синюю собаку и красного зайца. Папа посмотрел и удивился: «Разве бывают синие собаки и красные зайцы?» Но у Саши было только два карандаша. Он подумал и нарисовал красный мак и синюю сумку.

Затем детям предлагаются различные тексты и дается задание выложить столько фишек (записать столько точек), сколько повествовательных предложений встречается в тексте.

3. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения

Логопед вместе с детьми вспоминает, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Логопед задает вопрос. Затем предлагает сделать это детям. Далее логопед показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически:

Для обозначения вопроса предлагается знак? Демонстрируется карточка с изображенным на ней вопросительным знаком и заучивается стихотворение:

Это кривоносый

Вопросительный знак,

Задает он всем вопросы:

«Кто? Кого? Откуда? Как?»

После знакомства со знаком предлагается выделить из текста вопросительные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком.

Примерный текст:

Хомяк

Повезло хомяку. Попалось на глаза гнездо, а в гнезде яйца. Забирай и пируй. Но как забрать? Взять зубами? Не взять. За щеку затолкать? Не поместятся. Что же делать? Значит не по зубам? Задумался хомяк. Как же быть? И придумал: стал яйца носом к себе в нору перекатывать.

Затем детям предлагается при предъявлении текстов и стихов выложить перед собой столько фишек (записать столько вопросительных знаков), сколько вопросительных предложений встречается в речевом материале.

4. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения

Детям последовательно демонстрируется несколько картинок, которые соотносятся с междометиями типа «Ой!», «Ах!», «Ух!», «Ура!» и т. п. Проводится беседа по содержанию каждой картинки. Например:

§ Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой!)

§ Девочка разбила любимую мамину чашку. Как она воскликнула? (Ах!)

§ Мальчики играют в войну. Что они кричат? (Ура!) И т. д.

Затем детям снова последовательно показываются подобранные картинки и дается задание: назвать слово, соответствующее данной картинке. Потом логопед спрашивает: «Как мы говорим эти слова: спокойно или громко, восклицая?» После этого детям показывается, что восклицательно можно произнести и целое предложение. Уточняется, что при произнесении такого предложения голос или резко повышается, или сначала повышается, а затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически следующим образом:

Затем детям предлагается придумать восклицательные предложения. Для обозначения восклицания дается соответствующий знак: «Восклицание мы будем обозначать вот таким знаком!» Заучивается стихотворение про восклицательный знак:

Чудак - восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

«Ура! Долой! Караул! Разбой!»

После знакомства со знаком предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицательным знаком.

Примерный текст:

Самый важный

«Я самый важный! Я всех бужу», - говорил будильник. «Я важнее! Всех вожу! - говорил автобус. «А я важнее вас! Я построил этот дом», - говорил подъемный кран. Высоко сияло солнце. Услышало оно этот спор и сказало: «Мне сверху все видно. Послушайте, что я скажу: важнее всех человек!»

Затем при предъявлении текстов и стихов дети выкладывают перед собой столько фишек (записывают столько восклицательных знаков), сколько восклицательных предложений встретится в речевом материале.

5. Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи

Логопед повторяет с детьми, какие виды интонаций они знают: «Вспомните, как мы можем произносить предложения?» Далее уточняется, какими грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопрос, восклицание; повторяются стихотворения о вопросительном, восклицательном знаках, точке. Затем детям дается задание определить интонацию предложений в тексте. На каждый интонационный тип предложения поднимается карточка с соответствующим грамматическим знаком. Примерный текст:

Сорока и мышь

Мышка-трусишка, ты треска боишься?

Ни крошечки не боюсь!

А громкого свиста?

Ни капельки не боюсь!

А страшного рева?

Нисколечки не боюсь!

А чего же ты боишься?

Да тихого шороха.

Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соответствующие знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различного интонационного оформления.

2 этап. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи

В задачи этого этапа входит:

§ формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи;

§ последующая их дифференциация в экспрессивной речи.

В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости, модуляции.

Проговаривание стихотворений, соблюдая изменения голоса по высоте.Дети делятся на две группы, произнося текст разным по высоте голосом. Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким.

Ну, Весна, как дела? (высоко )

У меня уборка, (низко )

Для чего тебе метла? (высоко )

Снег мести с пригорка, (низко )

(О. Высотская)

Это кто? Это кто

По дороге скачет? (высоко )

Это наш озорной

Непоседа-мячик, (низко )

Где купили вы, синьор,

Этот красный помидор? (высоко )

Вот невежливый вопрос:

Это собственный мой нос! (низко )

Был сапожник? (высоко )

Был. (низко )

Шил сапожки? (высоко )

Шил. (низко )

Для кого сапожки? (высоко )

Для пушистой кошки, (низко )

Почему корова эта

Маленького роста? (высоко )

Это же - ребенок,

Это же - теленок, (низко )

(А. Шибаев)

8. Пропевание знакомых мелодий без слов, изменяя высоту голоса.

9. Пение песен (например: «Елочка», «Веселые гуси», «Петушок», «Голубые санки» и т. д.).

Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи осуществляется в направлении 1) от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной слоговой структуры) к их усвоению на более сложном по звуковому оформлению материале, 2) от овладения определенными видами интонационных структур к их дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи.

Работа по формированию интонационной выразительности в экспрессивной речи проводится по четырем направлениям.

Работа над интонационной выразительностью

Интонация - это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающий:

мелодику - повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т. п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе;

темп - ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками;

ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов (т. е. следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса);

фразовое и логическое ударения - выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания;

тембр речи (не смешивать с тембром звука и тембром голоса) - звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки («грустный, веселый, мрачный» тембр и т. п.).

При помощи этих средств выразительности осуществляется в процессе общения уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не меняющее его основного смысла, может изменяться и смысл высказывания.

Интонационно невыразительная речь может быть следствием сниженного слуха, недоразвития речевого слуха, неправильного речевого воспитания, различных нарушений речи (например, дизартрии, ринолалии и пр.).

Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания. Речь воспитателя должна быть эмоциональной, служить образцом интонационной выразительности.

Работа над развитием интонационной выразительности речи ведется в основном путем подражания. Воспитатель при заучивании стихотворений, при пересказах сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Постепенно дети, слыша правильную, выразительную речь воспитателя, и в самостоятельной речи начинают использовать нужные интонации.

Все разделы работы по звуковой культуре речи взаимосвязаны. Для систематического и последовательного проведения игр и занятий по воспитанию звуковой культуры речи за основу должна быть взята работа над «живым» звуком слова. На каждом возрастном этапе следует постепенно усложнять материал, обязательно включая в него все разделы воспитания звуковой культуры речи.

Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры речи можно распределить на три основных этапа.

I этап - от 1 года 6 месяцев до 3 лет (второе полугодие 2-й группы раннего возраста и 1-я младшая группа). Для этого этапа (особенно для его начала) характерно бурное развитие активного словаря. Сформировавшиеся ранее артикуляционные движения, функционируя при произнесении целого слова, претерпевают некоторые изменения: уточняются, становятся более устойчивыми. Развивается способность ребенка осознанно подражать произнесению целого слова, благодаря чему воспитатель получает возможность существенно влиять на развитие звуковой стороны речи ребенка. Основой работы по звуковой культуре речи является использование различных звукоподражаний.

Значительно возрастает эффективность работы, поскольку занятия с детьми в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3 лет проводятся не с небольшим числом детей (5-6), как ранее, а с подгруппами

II этап - от 3 до 5 лет (2-я младшая группа и средняя группа). В этом возрасте идет формирование фонетического и морфологического состава слова. Продолжается совершенствование наиболее трудных артикуляционных движений. Это дает ребенку возможность воспроизводить щелевые, аффрикативные и сонорные звуки. Работа на этом этапе опирается на заметно выраженное сознательное отношение детей к звуковой стороне слова и строится на последовательной отработке всех звуков родного языка.

III этап - от 5 до 7 лет (старшая группа и подготовительная к школе группа). Этот этап является как бы завершающим периодом в формировании звуковой стороны речи дошкольников в детском саду. К началу этапа наиболее трудные изолированные артикуляционные движения уже сформировались, однако важно, что бы четко различались (как в произнесении, так и при слуховом восприятии речи) звуки, которые близки по артикуляционным или акустическим признакам - ш, з - ж и др.; с - сь, с - эй др.). Специальная работа по совершенствованию различения, дифференциации таких звуков способствует дальнейшему развитию фонематического слуха детей, усвоению фонем как звуко-смысло-различителей (сайка - зайка, уеал - уголь и т. п.).

1. РАЗМИНКА

Всей группой громко, четко, разделяя каждый звук, произнесите несколько раз такие звуки:
И, А, О, У, Ы.

2. СКОРОГОВОРКИ

Попробуйте проговорить эти слова просто так, а потом с орехами во рту за обеими щеками. Из орехов лучше использовать фундук.

1. Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

2. Мама мыла Милу мылом.

3. Бык-тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка была губа, была тупа

4. Купи кипу пик (3 раза)

5. Однажды галок поп, пугая
В саду увидел попугая
И говорит тот попугай:
Пугай та галок, поп, пугай.
Но, галок поп, в саду пугая,
Не напугай ты попугая.

6. Пётр – повар, Павел – повар (3 раза)

7. Во дворе трава, на траве дрова
Раз дрова, два дрова, три дрова.

8. Пришёл Прокоп – кипит укроп
Ушёл прокоп – кипит укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так без Прокопа кипит укроп.

9. Сшит колпак не по-колпаковски.
Вылит колокол не по-колоковски.
Надо колпак переколпаковать,
Надо колокол переколоколвать – перевыколоколовать.

10. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

11. Кукушка кукушонку купила капюшон.
Одел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!

3. ГРУЗИНСКИЙ ХОР
Это упражнение на развитие дыхания. Вся группа одновременно тянет один звук, например «а». Тут важно экономно расходовать дыхание. Звук должен быть ровным, одинаковым по громкости, не затухающим. Кто последний – тот молодец. Можно тянуть и другой звук: «и», «е», «о». Но когда тянут «а», то это очень напоминает грузинский мужской хор.

4. ИГРА В МЕТРДОТЕЛЯ

Метрдотель – это распорядитель в ресторане, но еще так называют человека, который объявляет о появлении гостей.
Представьте себе бал в каком-нибудь графском доме, один за другим заходят гости. Их имена и объявляет метрдотель. Он делает это важно, громко и четко. Так, что никто не переспрашивает потом: кто-кто это там пришел?
Теперь о самой игре. Выберите несколько длинных непростых имен. Например:

ИЕРОВААМ, ПАРАЛИПОМЕНОН (хотя это не имя, ну и что?), и т. д.

Станьте в круг и по очереди произносите одно имя.
Вот несколько правил, как это делать:
· не надо разделять слово. Оно должно звучать слитно (к примеру, ИЕРОВОАМ можно произнести как Иерово Ам - смешно, потому что «ам»!)
· не выделяйте одни гласные больше других, не надо делать сильного ударения
· не глотайте и не растягивайте окончания и буквы под ударением.

5. ТЕКСТЫ

Почитайте любые тексты вслух. Обсудите, где делать паузы, где ударение на слове.
Как правило, слово запоминается лучше всего, если на нем делают ударение и небольшую паузу после. Хуже всего запоминаются слова, которые идут после паузы.
Лучше всего об этом узнать в следующем разделе - художественное чтение.

6. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Советы Андрея Гончарова (г. Москва)

На наших репетициях мы проводим так называемое художественное чтение. Т. е. берем место из Писания, я его выбираю заранее и по смыслу упражнения, и читаем. Но как...

1. Допустим, место чтения взято из нагорной проповеди. Я прошу людей, по очереди, по 5-10 стихов читать, словно ты играешь Иисуса. Т. е. в этом месте важно передать через твою дикцию те чувства, которые испытывал Иисус, проповедуя в тот день: любовь, кротость, смирение, заботу, мир, благодать. И вот все эти признаки я требую от читающего. Если у него не получается, то заново, предварительно показывая, что от него требуется. Я вообще все упражнения начинаю показывать сам, задавая тем самым нужный, правильный курс моим людям. Т. е. от них требуется не простое монотонное чтение, а именно то, как говорил эти слова Иисус! Дальше.

2. Читаем место из Писания голосом, манерой и дикцией пожилого человека и ребенка, который не то, что только учится читать, а который пока плохо читает, но уже умеет. И вот здесь я прошу у своих людей, показать мне разницу между чтением пожилого человека и ребенка. Конечно же, разница в голосе. Но не только в нем. Ведь помимо простого чтения, я прошу людей передавать их манеры поведения сообразно задаваемому характеру. Т. е. они уже садятся, как положено старцу или ребенку. И вот тут то уже видны огромные разницы. И в манере чтения, и чтения по слогам, какой-то бубнеж себе под нос, но чтоб все было четко слышно!

3. "Суетливое чтение". Это когда человек, читая книгу, показывает, что он уже эти строки читал. Т. е. проще говоря, чтение на большой, огромной скорости. От него не требуется четкого произношения слов. Нет. Это как пробежка по тексту, но желательно чтобы хоть иногда произносились явные, четкие слова. А потом можно опять устремляться в поиски потерянного места. Разрешается импровизировать в этом виде чтения, вставляя свои слова типа: "так, ну это я уже читал!" или " так, это уже было!" или "угу!". Можно во все время чтения водить пальцем по книге.

4. "Голос сострадания, скорби, печали". Идеально подходит место от Матфея 24 глава. Где Иисус перечисляет будущие события. Я просто верю, что Иисус очень переживал, произнося эти слова. Может быть, в некоторых местах он еле сдерживал слезу, ведь Он нас очень сильно любит. Вот сообразно этому месту, я и требую от своих такого же чтения. Очень сложное задание, может быть и самое сложное. Требуется вложить в свой голос печаль, скорбь. Т. е. требуйте от своих людей в это время пытаться пережить, донести до каждого слушающего на репетиции, о чем просит читающий! Чтоб всех слушающих пробивали мурашки по спине. Это верный признак, что у человека получилось. У нас из 8 человек, получилось только у 3-х! Наверно потому, что я много требую от своих людей.

5. "Голос Дьявола". Несмотря на всю казалось бы простоту, тоже сложное задание. Так как требуется не только орать и шипеть как Сатана, а еще и передать через свой голос всю ненависть, которую испытывает дьявол к нам, людям. Т. е. все должны поверить читающему!

В общем, и так далее в таком стиле: голос Уныния, Разочарования, Страха. Я дал пример, а ситуации можете придумывать теперь сами.
У меня на такие упражнения уходит первых полчаса репетиции. Считаю, что такие упражнения очень важны, так как развивает уровень всей группы по дикции. Просто некоторым людям в группе, которым не так все быстро дается, которые изначально не так были развиты как другие, порой бывает обидно, что в основном роли играют одни и те же, а они часто сидят на "скамейке запасных". Объясните сразу всей группе, что вы добиваетесь равноценного развития всех членов.
И еще, если видите, что у человека хорошо получается на репетиции, не тратьте на него много времени. Он и так молодец. Лучше займитесь отстающими. Только тогда они смогут догнать успевающих, сильно развитых актеров в вашей группе. Просто я считаю, лучше когда люди уже подготовлены к роли, тогда вам не придется тратить время на постановку нужного голоса актеру!

7. ЧИТАЕМ, КАК ДЕТИ

Попробуем говорить детскими голосами. Чтобы это лучше получалось, почитайте вслух какой-нибудь текст по очереди. Читайте медленно, запинаясь, повторяя слова, плохо проговаривая, шмыгая носом, как это делают первоклашки. Вам будет легче это сделать, если вы все поиграете в школу. Пусть кто-то будет учительницей (или учителем). Он говорит, кому читать, другие «дети» должны читать про себя, водить пальцем по тексту. Еще совет: чтобы текст действительно трудно вам давался, переверните страницу и читайте «вверх ногами».
При этой игре-упражнении вы тренируете не только свои голосовые данные, но и учитесь входить в образ (в данном случае в образ ребенка).

8. ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ

При чтении этого стиха нужно выполнять по ходу чтения всё то, что написано.

Твёрдо запомни, что прежде, чем слово начать в упражненье,
Следует клетку грудную расширить слегка.
И при этом низ живота подобрать, опору дыханья и звука.
Плечи во время дыхания должны быть неподвижны, в покое.
Каждую строчку стихов говорить на одном выдыханье.
И проследи, чтобы грудь не зажималась в течение речи,
Так как при выдохе движется только одна диафрагма.
Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было.
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных.
Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен.
Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком.
Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.
Прежде, чем брать упражненье на темп, высоту и на громкость,
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался.
Выдох веди экономно, с расчетом на целую строчку.
Собранность, звонкость, полётность, устойчивость, плавность –
Вот, что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.

Интонация

  • Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения. Урок русского языка в 1 классе
  • Словесное и фразовое ударение. Интонация. (Английский язык)
  • Особенности интонирования через ощущения локализации звуков разной высоты в речи и пении (интегрированный метод обучения сольному пению)