Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Занятие по логопедии: «Различай звуки З-С. Ее острый слух и внимательный взгляд

Цели:

1. Умение различать согласные С. 3 в устной и письменной речи.

2.

3.

4. Развитие связной речи.

5. Развитие, мышления, памяти, внимания.

Оборудование: сигнальные карточки, магнитофонная запись, картинки: занавеска, зебра, слон, стакан, слива, арбузы, капуста, гнездо; карточка с текстом сказки «Свинья в гостях»; таблица с кроссвордом.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II.

С какими буквами и звуками вы работали на прошлом занятии?

Характеристика звуков.

Каковы артикуляции этих звуков, в чем их сходство и различие?

На что похожи буквы С, 3?

Придумайте слова с этими звуками.

III. Закрепление материала.

1. Дифференциация согласных С, 3 в слогах.

а) Образуйте слоги. Прочитайте их.

б) Прочитайте, запомните и запишите слоговые ряды в той же последовательности.

(Даётся время на прочтение слогов одной цепочки, затем слоговой ряд закрывается).

са-за-за за-са-са са-за-са-за зю-сю-зю-сю

ся-зя-зя зя-ся-ся си-зи-си-зи зу-су-зу-су

2. Дифференциация согласных С, З в словах.

Слова: стакан, закон, зубы, слух, смех, звонкий, студеный, зима, поднос, сметана, козел, мазь, гуси, корзинка, магазин, звезды

б) Разгадывание кроссворда. Отгадайте слово по первым буквам названий.

Заяц Ваза Ёлка Замок Дятел Очки Часы

Кубик Аквариум. (Звёздочка).

в) Работа с картинками.

Рассмотрите картинки. Назовите их.

Сделайте схему этих слов. Надпишите буквы З,С.

Запишите слова, разделите на слоги (занавеска, зебра, слон, стакан, слива, арбузы, капуста, гнездо).

г) Отгадывание загадок, запись слов-отгадок в два столбика разными пастами,



У косого нет берлоги, Спереди пятачок

Не нужна ему нора Сзади - крючок,

От врагов спасают нога, Посредине спинка,

А от голода нора (ЗАЯЦ) А на ней щетинка. (СВИНЬЯ)

Гуляю я и в дождь и в зной. На сучках висят шары

Характер у меня такой. (ЗОНТ) Посинели от жары. (СЛИВЫ)

Белый камень во рту тает. (САХАР) Что видно только ночью? (ЗВЁЗДЫ)

Светит, сверкает, Хоть сама – и снег, и лёд,

Всех согревает. (СОЛНЦЕ) А уходит – слёзы льёт. (ЗИМА)

Прочтите слова первого столбика и второго.

3. Дифференциация согласных С, З в предложениях.

Составить предложения из данных слов.

За, собака, забором, залаяла.

Зубы, разболелись, Сони, сильно.

За, собака, гналась, зайцем.

Взяла, зайца, собака, след.

В, стог, змея, сена, уползла.

Звонко, запел, саду, соловей.

На, сверкала, кустах, росла.

Анализ предложений: найти главные члены предложения.

4. Дифференциация С-З в текстах.

Прослушайте сказку Г.Юдина «Свинья в гостях».

Определите, какой из звуков из звуков С-З чаще встречается в тексте.

«Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и даже свечи в подсвечниках. Еды всякой приготовила: тут и сыр, и свёкла в сахаре, и смородина в сметане, сок сливовый, а себе – сосисок нажарила с салом. Пришла свинья, даже «здравствуйте» не сказала, влезла в сапогах на стол, всё сожрала, ничего собаке не оставила, даже свечку солью посолила и съела её вместе с сиренью.

Потом улеглась на скатерть и говорит: «Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала или сказку какую-нибудь». «Совести у тебя нет, - рассердилась собака – свинья ты и есть свинья! Сейчас же убирайся, отсюда!» И с тех пор собака на свинью сердита».

Вопросы:

Каким звуком насыщен текст?

Кого пригласила в гости собака?

Как приготовилась собака к приходу гостьи?

Как вела себя свинья в гостях?

Почему рассердилась собака?

Перескажите содержание этой сказки.

IV. Итог занятия.

Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 33

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Б, П .

Цели:

1. Сформировать у учащихся умение различать согласные Б, П в устной и письменной речи;

2. Развитие фонематического восприятия.

3. Развитие и совершенствование грамматического строя.

4. Развитие связной речи.

5.

Оборудование: таблица для мнемонического приема, слоговая таблица, пакетики с деформированным текстом, фигурки Буратино иМальвины из пенопласта или картона.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II.

С какими звуками и буквами работали на прошлом занятии?

Проведем игру «Кто больше?». Победит тот, кто больше придумает слов

III. Знакомство с новой темой.

1. Отгадайте загадку. Выделение первых звуков из слов-отгадок.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел (БАБОЧКА)

Встает на заре.

Пост во дворе.

На голове гребешок

Кто же это? (ПЕТУШОК).

Итак, какие это звуки?

2. Уточнение артикуляции звуков, установление их сходства и различия,

3. Сопоставление звуков с их графическимизображением. Мнемонический прием.


Буква Б с большим брюшком Букву П а спортивном, зале

В кепке с длинным козырьком! Перекладиной назвали.

Ну-ка, милый, не ленись.

Подойди, да подтянись.

4. Дифференциация Б-П.

а) в слогах

1) Работа со слоговой таблицей.

Прочитайте слоги парами, скажите, какими звуками отлагаются эти пары слогов:

БА-ПА ПА-БА БЯ-ПЯ БИ-ПИ

БО-ПО ПО-БО БЕ-ПЕ ПЯ-БЯ

БЫ-ПЫ ПЫ-БЫ ПИ-БИ ПЮ-БЮ

2) Прослушйте ряды слогов, запомните, повторите в той же последовательности:

ПА-БА-ПА ПУ-БУ-ПУ ПА-БА-ПА-БА

БА-ПА-БА БУ-ПУ-БУ БА-ПА-БА-ПА

3) Образуйте слоги:

П а Б я
о е
У ю
ы и

4) Запись слогов в тетрадь:

пя, бо, аб, ал, уб, пю, бю, баб, паб

Прочтите записанные слоги.

б) Дифференциация звуков в словах.

1) Отхлопывание количества слогов в словах:

БУТОН, ПАКЕТ, ПРЫГАТЬ БЕГАТЬ ПОЛЗАТЬ, БРЕВНО, ЛОПАТА, БАРАБАН, САПОГИ.

2) Прослушайте слова, определите в них наличие и место звука Б или П.

Образец: а) в слове ПАЛКА - звук П находится в начале слова.

б) в слове ЗАБОР - звук Б, он находитсяв середине слова.

а) ПОЛ, БЫК, ПЫЛЬ, БАЛКА, БЛУЗКА, ПЛАКАТ.

б) ЗАБОР, РАБОТА, САПОГИ, ГРИБЫ, ЛОПАТА, РЫБАКИ.

3) «Веселые звуки».

«Б» сказала: Лес пилить

Слушай «А», Пустились вилы,

Побежим искать слова! Обратившиеся в ПИЛЫ,

Смотрят - бочка,

Буквы бочку В дом войти.

Покатили по песочку. Боится вол:

Бочка сделалась легка, Подо мной

Унеслась под облака (БАБОЧКА) Прогнется ПОЛ.

У подъезда клубы, пара

Едут с бала лайки

А за ними гончих пара,

В лапах БАЛАЛАЙКИ,

4) Измсните слова так. чтобы после согласных Б, П появился гласный. Подчеркните последний слог.

Образец: ГРИБ – ГРИБЫ.

(Обратить внимание на то, как произносится и пишется звонкий согласный звук в конце слова. Вспомните правило.)

ЧУБ - ДУБ - КРАБ -

ЛУБ- СУП - ТУЛУП -

ЯСТРЕБ - ХЛЕБ - БОБ -

в) Дифференциация Б-П в предложениях.

1) Закончите предложения, вставив нужные по смысллу слова:

палка -балка Старушка опирается на...

словарная работа Крыша опирается на …

бочка - почка Листья появились из...

Капусту вытащили из …

Забыть - запить Ссору надо …

Лекарство надо...

Блещут – плещут В синем небе звезды …

В синем небе волны...

Прочтите предложения.

Анализ 1, 2 предложений: найти главные члены в предложениях.

Логопедическая физминутка.

г) Дифференциация Б-П в связной речи.

Сегодня у нас гости. (Логопед показывает фигурки Мальвины и Буратино).

Чему учила Мальвина Буратино?

Вот и сегодня Мальвина дала Буратино задание, но он не может с ним справиться и обращается к вам за помощью.

Откройте пакетики. Вы увидите полоски с текстом. Вы должны правильно расположить эти полоски, чтобы получился рассказ. А потом озаглавите этот рассказ, Приступайте к заданию. Прочтите рассказ.

Наш дом большой и красивый.

На первом этаже дома магазин.

В магазине продают одежду, обувь.

У подъезда дома растут тополя.

Вокруг дома дети посадили много цветов.

Мы очень любим наш дом.

Как озаглавите рассказ?

Итак, помогли ли вы Буратино?

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №34

Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Б-П

Цели:

1. Закрепить у учащихся умение различать согласные В-Пв устной и письменной речи;

2.

3.

4. Развитие связной речи;

5.

Оборудование: сигнальные карточки, магнитофонная запись, звуковые часы, перфокарты.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С какими согласными работали напрошлом занятии? В чем сходство и различие артикуляции этих звуков? Назовите звонкий согласный. Назовите глухой согласный.

III.

1. Дифференциация звуков в слогах : слоговые ряды.

а) Прочитайте, запомните и повторите слоговые ряда. (Учащиеся читают слоги, затем постепенно ряд за рядом слога закрываются.Дети воспроизводятслоговой ряд по памяти. Логопед обращает внимание детей на четкое произношение звонких и глухих согласных).

ПО-БО-ПО ПО-БО-БО-ПО

БИ-ПИ-БИ ПИ-БИ-БИ-ПИ

ПЯ-БЯ-ПЯ БУ-ПУ-ПУ-БУ

БЕ-ПЕ-БЕ БЕ-ПЕ-ПЕ-БЕ

б) Записать слоги в две строчки: в первую - с буквой Б; во вторую - с буквой П.

БА, ПА, ПУ БЕ, ПЮ БЮ, БЫ, БЕ, ПЕ, ПЯ.

Прочтете слоги, записанные в первой строчке, во второй,

2. Дифференциация звуков П-Б в словах.

а) Работа с сигнальными карточками по магнитофонной записи.

БОК, ПОЛ, СУП, ЗУБ, ЗАБОР, БЕЛКА, ТАПОЧКИ, БОЛЬШОЙ, ХЛОПОК, БЛУЗКА, ТАПОЧКИ, ПАЛЬТО, БАНТИК, ТОПОР, БЕЖАТЬ, БОРОТЬСЯ, ПЛАКАТЬ, ПЛЫТЬ, БЕГАТЬ, БЕСПОКОИТЬ.

б) Работа со «звуковыми часами».

Найдите самые короткие слова н поставьте на них стрелки.

Найдите двусложные слова: БОЧКА, ПАЛКА.

Найдите самые длинные слова: БАБОЧКА, САПОГИ.

А теперь назовите слова, в состав которых входит согласная П, а затем Б.

в) Графический разбор слов-отгадок.

Наткёт, наплетёт, - Домовитая хозяйка

Сядет и добычи ждет, (ПАУК). Пролетает над лужайкой

Похлопочет над цветком

Не заботясь о погоде, Он поделится медком. (ПЧЕЛА).

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней Он охотно пыль вдыхает,

Май сережки дарит ей. (БЕРЕЗКА) . Не болеет, но чихает, (ПЫЛЕСОС). Тридцать три родных сестрички

Писаных красавицы

На одной живут страничке.

А повсюду славятся. (БУКВЫ).

3. Дифференциация П-Б в предложениях.

а) Вставьте в слова пропущенные буквы. Выделенные слова разделите на слоги.

Мама сварила вкусный су...

У...ори...олит зу...

Он не сможет есть горячий су..

Уря.. .свалила телеграфный стол....

У дома намело...ольшой сугро...

Кра... живет в море.

На опушке рос развесистый ду...

Прочтите предложения, объясните правописание Б, П в конце слов.

б) Прочитайте слова.

Составьте с этими словами предложения. Запишите их.

БАБОЧКА, ПОЛЯНКЕ, НАД, ПОРХАТЬ, БЕЛАЯ.

ТРОПИНКА, ШАГАЛ, ПУТНИК, БЫСТРО, ПО.

БАБУШКА, ПОДАРИТЬ, БРЮКИ, НОВЫЕ. ПАША.

ПАША, ПОБЛАГОДАРИТЬ, БАБУШКА, ПОДАРОК, ЗА.

Прочтите предложения. Подсчитайте количество букв П, Б, определите каких букв больше.

Логопедическая физминутка.

4. Дифференциация П, Б в связной речи.

Работа с перфокартами. Вставьте пропущенные буквы.

Была бы охота - ...удет ладиться ра..ота.

Без дела жить - только не...о ко…тить.

Равду как ни прячь - наружу выйдет.

В молодости не учился - жизнь...отерял.

Переливать из...устого в порожнее.

Пишут не …ером, а умом.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №35

Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Д - Т.

Цели:

1. Умение различать согласные Д - Т в устной и письменной речи;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти, внимания, мышления.

Оборудование: таблицы для мнемонического приема, слоговая таблица, карточки с текстом сказки «Доброе слово», таблица со словами-перевертышами, таблица с ребусами, картинки: труба, дрова.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

Какие звуки и буквы учились различать на прошлом занятии? Назовите звонкий согласный. Придумайте слова с этим звуком. Назовите глухой согласный. Придумайте слова этим звуком.

III.

1. Выделение звуков из слов по предметным картинкам . (В начальной позиции).

Картинки: труба, дрова.

2. Уточнение артикуляции звуков, установление сходства, различия (внимание на кинестетические ощущения.)

3. Характеристики звуков (согласные, глухой, звонкий).

4. Сопоставление звуков с их графическим изображением .

Вот стоит дымок пуская. Отвечайте, кто знаток:

Буква Д- труба печная. Это что за молоток?

5. Дифференциация Д-Т в слогах.

а) Прочитайте слоги на таблице, записанные парами. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слов?

ДА-ТА ТА-ДА ДЯ-ТЯ ТА-ДЯ ДЯ-ТЯ

ДО-ТО ТО-ДО ДЁ-ТЁ ТЁ-ДЁ ТЕ-ДЕ

ДУ-ТУ ТУ-ДЫ ДЮ-ТЮ ТЮ-ДЮ ДЁ-ТЁ

ДЫ-ТЫ ТЫ-ДЫ ДИ-ТИ ТИ-ДИ ТЮ-ДЮ

б) Прослушайте слога, запишите их вдве строчки: в первую строчку слоги с глухимсогласным, во вторую - со звонким:

ТА, ДЯ, ТО, ДО, ТО, ТЫ, ДО, ТЯ, ТЕ, ДЕ, ДУ, ТЮ, ДЮ, ТЛА, ДЛА ТЛО, ДЛИ, ТРУ, ДРУ, ТИ, ДИ, ТЛИ.

Прочесть слоги, записанные в первую строку, слога, записанные во вторую строку.

ТА-ДА-ТА ТУ-ДУ-ТУ ТА-ДА-ТА-ДА

ДА-ТА-ДА ДУ-ТУ-ДУ ДА-ТА-ДА-ТА

6. Дифференциация Д-Т в словах.

а) Прослушайте слова, назовите какой звук Д, Т:

1) Стоит в начале слова.

2) Стоит в середине.

Образец ответа:

1) в слове ДЫМ - звук Д.

2) в слове ПЕТУХ - звук Т.

1) ДОМ, ДЫМ, ТАМ, ТЁМНЫЙ, ДОЛЯ, ТИХО, ТУФЛИ.

2) ПЕТУХ, ВЕТКА, ВЁДРА, ВЕТЕР, ПОГОДА, ПОБЕДА, ПОСУДА.

б) Работа со словами-перевертышами.

Прочтите слова, записанные на таблице:

ТОТ, ТУТ, ДЕД, ДОХОД ДОМ, МОД

А теперь прочтите эти слова справа налево. Что получилось?

в) Разгадывание ребусов. Разгадайте ребусы, изображенные на таблице.


г) Запишите слова в два столбика разными пастами.

ТАРЕЛКА, БИДОН, ПОДРУГА, РАБОТА, ПАЛЬТО, ПУТНИК, РАДИО, ЗАВОДЫ, ТАПОЧКИ, ТЫКВА.

Прочтите слова, которые записали в первый столбик, во второй.

д) Доскажите словечко:

У меня знакомых тьма. Я антоним шума, стука,

Не могу их счесть сама. Без меня вам ночью мука.

Потому что кто пройдет, Я для отдыха, для сна,

Тот и ручку, мне пожмет. Называюсь... (ТИШИНА).

Людям рада я, поверь,

Я - приветливая... (ДВЕРЬ).

Быть должны всегда в порядке

Ежик вырос в десять раз, Твои школьные... (ТЕТРАДКИ).

Получился... (ДИКОБРАЗ).

В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись... (ДЯТЕЛ).

7. Дифференциация Д-Т в предложениях.

а) Выписать из предложений словосочетания с буквами Д, Т. Подчеркнуть буквы. Д – одной чертой, Т – двумя.

Образец: Весь день дует холодный ветер. ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР .

СОЛНЦЕ СВЕТИТ ТУСКЛО.

ЧАСТО ИДУТ ХОЛОДНЫЕ ДОЖДИ.

ПТИЦЫ УЛЕТЕЛИ В ТЕПЛЫЕ СТРАНЫ.

ДНИ СТАЛИ КОРОТКИЕ.

УЧЕНИКИ ПИСАЛИ ТРУДНЫЙ ДИКТАНТ.

ХОЛОДНЫЙ ДУШ ПОЛЕЗЕН.

У ПРУДА СТОЯЛА СТАРЕНЬКАЯ ДАЧКА.

Прочтите выписанные словосочетания.

б) Вставьте в предложения пропущенный предлог ОТ или ДО. Как будете писать предлоги?

Лодка отплыла... берега.

Деревни было недалеко.

Дима помог маме...нести сумку... дома.

Поезд отошел... станции.

Малыш добрался... верхней ступени. –

Прочтите предложения.

8. Дифференциация Д-Т в связной речи.

Прослушайте сказку «Доброе дело», а потом скажете, каких звуков встретилось в сказке больше?

Доброе дело.

Нечем заняться медведю, вот он и бродит целым и днями по лесу, скучает и зевает так, что деревья дрожат. И-Эх! Мне бы дело какое-нибудь. Мне бы чего-нибудь полезное. сделать. Несколько дней назад он здоровенной дубинкой наделал дырок в земле. «Может, в этих дырках кто-нибудь гнездо себе сделает» - размышлял медведь. Но никто не собирался там жить. Тогда медведь натаскал травы и напихал её в дупло, где жил дятел. «Теперь дятлу в дупле мягко будет». Но дятел только обругал его, потому что в дупло нельзя было влезть. Сидит медведь под дубом, скучает, а мимо него деревенский Димка топает. «Ты чего такой грустный, дедушка медведь?» - Да делать мне нечего, вот и грустный. - бурчит медведь. «А ты можешь дудочку сделать?» «Дудочку? А чего ее делать-то?» - оживился медведь и раз-два! - сделал Димке дудочку. «Вот это да!» - обрадовался Дима. А моей сестренке Даше сделаешь?» «Да, я для всех деревенских ребятишек сейчас наделаю, - заторопился медведь.- Наконец-то для меня доброе дело нашлось».

Каких звуков больше встретилось в тексте Д или Т?

Почему медведь скучал?

Какое дело полезное решил сделать медведь?

Понадобились ли дырки, сделанные медведем, зверям?

Как решил медведь порадовать дятла?

Почему дятел рассердился на медведя?

Какое доброе дело сделал медведь?

IV. Итог занятия. Что больше всего понравилось на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №36

Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Д - Т.

Цели:

1. Закрепить у учащихся умение различать согласные Д - Т в устной и письменной речи;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

Оборудование: сигнальные карточки, магмлофонная запись, перфокарты, картинки: карандаш, молоток, ведро, топор, лопата, удочка, парта, ягоды, дубы.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

Какие согласные вы учились различать на прошлом занятии? В чем сходство и различие артикуляции этих звуков?

Игра «Буква потерялась».

На доске записаны слова, в которых потерялась буква.

СА… КА…ОК О…ПУСК АИС…

…ЕРЕВО …ЫНИ СА…ОВНИК …ИВАН

КУС…Ы НИ…КИ КИС…И

Ссгодня продолжим работу над различением этих согласных Д-Т.

III. Закрепление пройденного материала.

1. Дифференциация звуков в слогах.

а) Прочитайте звукосочетания, запишите только согласный.

АДА, АТА, ОДА, ОТА, УТУ, ИДУ, УДУ, ИДИ, ИТИ, УДЮ, УДИ, УТИ.

Сколько выписали букв Т, Д. каких букв больше, на сколько?

2. Дифференциация звуков в словах.

а) Работа с сигнальными карточками, по магнитофонной записи.

ДЫНИ, ВЕДРО, ТУЧА, ПОДУЛ, ТРАКТОР, ПОДУШКА, СТУК, НАРЯДНЫЙ, ТУМАН, ВИКА, ОДУВАНЧИК, МЕТЛА, ДРУГОЙ, ТРУДНО, РАДУГА, ПОБЕДА.

б) Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звуками отличаются эти слова? Устно составьте предложение с каждым словом:

ДОМ-ТОМ ДОЧКА-ТОЧКА ПЛОДЫ – ПЛОТЫ ДОЧКА - УТОЧКА

в) Отгадывание загадок, запись слов отгадок в разные столбики разной пастой.

Много рук, а нога одна. (ДЕРЕВО) Дождик теплый и густой

Этот дождик но простой.

Он пришел, наполнил кадки. Он без туч, без облаков;

Поливал усердно грядки. Целый день идти готов (ДУШ)

С шумом окна, промывал.

На крыльце потанцевал.

Побродил по крыше вволю

И ушел по лужам в поле. (ДОЖДЬ) Не живая - а идет,

Неподвижна - а ведёт. (ДОРОГА)

Вот дорос до небес - Я мчусь

И исчез (ДЫМ). Держусь за провода,

Не заблужусь я

Через поле и лесок Никогда. (ТРОЛЛЕЙБУС)

Он бежит по проводам А в гору лезет. (ТЕСТО)

Скажешь здесь - а слышно там. (ТЕЛЕФОН)

Над тобою, надо мною

Пролетел мешок с водою.

Наскочил на дальний лес

Прохудился и исчез. (ТУЧА)

Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет

Семь плугов ташит. (ТРАКТОР)

Прочтите слова, записанные а первом столбике, во втором.

3. Дифференциация Т-Д в предложениях.

а) Закончите предложения, используякартинки.

Даша рисует цветными …(карандашаши).

Гвоздизабивают … (молоток).

Веду носят...(ведро).

Дрова рубят...(топор).

Землю копают … (лопата).

Рыбу ловят... (удочка).

Дети сидят за... (парта).

В лесу растут разные... (ягоды).

На опушке леса растут.... (дубы).

Прочтите предложения.

б) Вставьте в предложения пропущенные слова.

На реке крепкий ….

Москва - большой....

Весной на реке начинается....

По реке плывет пассажирский....

Прочтите предложения, вспомните правило правописания согласных, стоящих в конце вставленных слов.

4. Дифференциация Т-Д в связной речи.

Работа с перфокартами. Вставьте пропущенные буквы в слогах пословиц.

Рус своей …ени боится.

Труд корми…, а лень пор…ит.

Терпение и …руд всё пере...рут.

Друзья познаются в бе…е.

Дерево дорого пло…ами, а человек делами.

Прочтите пословицы, объясните их значение.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №37

Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В - Ф.

Цели:

1. Сформировать у учащихся умение различать согласные В-Ф в устной и письменной речи;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование: слоговая таблица, таблица для мнемонического приема, картинки: соловей, туфли, флоксы, фиалки, вафли, вишни, фартук, кофейник, сова. ваза, свстофор, варежки, карточки с текстом «Птичка».

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С каким звуками и буквами работали на прошлом занятии? Какие это звуки? (Характеристика). Назовет звонкий согласный. Придумайте с этим звуком слова. Назовите глухой согласный. Придумайте, с ним слова.

III. Знакомство с новым материалом.

1. Выделение звуков из начала слои по предметным картинкам.

Что изображено на картинке? Выделите 1-й звук из слова. Какой это звук? Аналогичная работа проводится и над вторым звуком.

2. Уточнение артикуляции звуков, установление сходства и различия. Обратить внимание учащихся на кинестетические звуков, ощущения при произнесении.

3. Сопоставление звуков с их графическим изображением. Мнемонический прием.


Палочка Филин в книжку залетев.

Рядом две ровные дужки Притворился, буквой Ф.

Вот и готовы

Очки... длялягушки.

4. Дифференциация В-Ф.

1) Дифференциация В-Ф в слогах.

а) Прочитайте слоги парами. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слогов?

ВА-ФА ФА-ВА ФЯ - ВЯ ФЕ-ВЕ
ВО- ФО ФО-ВО ФЕ-ВЕ ФИ-ВИ
ВЫ-ФЫ ФЫ-ВЫ ФЮ-ВЮ ФЯ-ВЯ

б) Прослушайте слоги, запишите первую букву каждого слога.

ВА, ВЫ, ФА, ВО, ВУ, ВЕ, ВА, ФЕ, ВИ, ВЫ, ФЯ, ВЮ, ФЮ.

Подсчитайте, каких букв больше.

в) Прослушайте, запомните ряды слогов, повторите в той же последовательности:

ФА - ВА - ФА ФА - ВА - ВА - ВА

ВА - ФА - ВА ВА - ФА - ФА - ВА

ФУ - ВУ - ФУ ВУ - ФУ - ВУ - ФУ

ВУ - ФУ - ВУ ФУ - ВУ - ФУ - ВУ

2) Дифференциация В-Ф в словах.

а) Прослушайте слова. Определите наличие звуков В, Ф:

Образец:

1) В слове ВАТА - звук В.

2) В слове ФАКЕЛ - звук Ф.

1) ФОКУС, ВОРОТА, ФАБРИКА, ВОРОТНИК, ФАРТУК, ФЛАГ, ВРАТАРЬ, ФЛЕЙТА (Словарная работа), ВРЕМЯ, ФЛОКСЫ.

2) КОНВЕРТЫ, КОНФЕТЫ, КОФТА, КОВАТЬ, КРОВАТЬ, КОФЕ, САЛФЕТКИ.

в) Рассмотрите и назовите картинки, разложите их в три столбика в первый - со звуком В. во второй со звуком Ф, в третий со звуками В, Ф.

СОЛОВЕЙ, ТУФЛИ, ФЛОКСЫ, ФИАЛКИ, ВАФЛИ, ВИШНИ, ФАРТУК, КОФЕЙНИК, СОВА, ВАЗА, СВЕТОФОР.

Назовите картинки, расположенные в1, 2, 3 столбиках.

г) «Доскажите словечко».

Как зовут меня, скажи Из меня посуду

Скромный полевой цветок Нежно-беллую и

Синеглазый... (ВАСИЛЕК) Звонкую

Обжигают с древних пор

Грязнулю всегда Называюсь я... (ФАРФОР).

Выручает …(ВОДА).

День рождения у меня - Праздник, праздник у ворот.

Подарили мне коня, Кто встречать его пойдет?

Замечательный какой! Я и верный мой дружок

Голубой-преголубой. Красный маленький... (ФЛАЖОК).

Ездить нужно осторожно,

За рога держать можно,

Жаль вот только - гривы нет...

Что за конь? (ВЕЛОСИПЕД).

3) Дифференциация В-Ф в предложениях.

а) Выпишите из предложения словосочетания с буквами Ф В.

Мы ехали на дачу в первом вагоне. На Даче мы ели свежие фрукты. Фокусник показывает забавные фокусы. Сегодня влажный воздух. Мы пили чай с фруктовыми конфетами. Дует северный ветер. На ёлку ребята повесили разноцветные флажки.

Посчитайте выписанные словосочетания.

б) Ответьте на вопросы полными предложениями. Запишите их, подчеркните буквы В, Ф разными карандашами.

Вопросы:

Где изготовляют конфеты?

Куда наливают воду туристы?

Что вывешивают на домах в праздник?

Чем покрыты дороге в городе?

Что открывают зимой для проветривания комнат. Слоговой анализ слова.

Прочтите предложения.

Логопедическая физминутка

4) Дифференциация В-Ф в связной речи.

Прочтите текст рассказа «Птичка». Подсчитайте количество букв В, Ф. Определите, каких букв больше.

Ответьте на вопросы:

1) Кто постучался в окно к детям?

2) Где прожила птичка всю зиму?

3) Когда Ваня выпустил птичку на волю?

Перескажите содержание рассказа.

IV. Итог занятия . Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №38













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.














Назад Вперёд














Назад Вперёд

Конспект занятия №1

Тема : Дифференциация З – С в слогах и словах

Цель : Научить различать звуки З – С в слогах и словах.

Задачи :

  • Коррекционная : развивать правильное произношение и написание слогов и слов со звуком З – С; логическое мышление; фонематический слух и анализ слов; развивать слоговой анализ и синтез слов.
  • Развивающая : развивать ручную и общую моторику и координацию движения, умение и точность бросать мяч.
  • Дидактическая (образовательная): формировать навыки деления слов на слоги; закреплять знания о правописании слов с сомнительными согласными З – С.
  • Воспитательная : воспитывать чувство товарищества, взаимопонимания и сотрудничества.
  • Психологическая : создавать положительный эмоциональный настрой.
  • Здоровьесберегающая : укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, приобщать школьников к здоровому образу жизни.

Оборудование : компьютер, проектор, презентация 1, карточки со слогами, разрезные картинки (предметные и сюжетные), зеркала, индивидуальная рабочая тетрадь.

Ход занятия

I. Организационный момент .

Знакомство с героями занятия : Добрый день! Здравствуйте, дорогие ребята! Слайд 2 Сегодняшнее занятие – путешествие в гости к сказочным героям. Знакомьтесь – это наши новые друзья Заяц и Лиса, Слайд 3, они дружат со звуками, а какими угадайте. Для этого отгадайте ребусы.

II. Основная часть .

Задание №1 : «Отгадай ребус» . Развитие логического мышления.

Логопед : В рисунке животного или птицы зашифровано его название. Отгадав первые буквы слов в ребусе, вы узнаете, какие звуки мы сегодня будем изучать, выделите их и запишите. Слайд 4. Приложение 1 . Молодцы, вы справились с заданием. Наше путешествие продолжается.

Задание №2: Объяснение характерных признаковзвонких – глухих звуков З – С (артикуляция и звучание звуков З – С)

Логопед : Мы с вами отправляемся в гости к нашим новым друзьям Зайцу и Лисе в страну твёрдых звуков З – С. Возьмите зеркала и произнесите по очереди звуки З – С. При произнесении этих звуков: губы растянуты в улыбке. Зубы сомкнуты. Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Боковые края языка прикасаются к внутренней стороне верхних коренных зубов. Струйка воздуха выдыхается посередине языка, на поднесенной ладони ощущается холодный воздух. Слайд 5. Звук З – звонкий, произносится при помощи голоса и шума. С – глухой, произносится только при помощи шума. Слайд 6.

Задание №3 : Дифференциация звуков З – С в слогах. Закрепление звуков и букв З – С в прямых и обратных слогах. Слайд 7.

Логопед : Друг Зайца и Лисы, Снеговик рассыпал буквы алфавита и очень расстроился! Помогите ему их собрать. Для этого произносите (читайте) слоги за мной:

Логопед : У вас всё так хорошо получается. Молодцы! Снеговик благодарит вас за помощь.

Задание №4 : Игра в мяч . Развитие фонематического слуха, анализ слов – паронимов по смыслу и звучанию. Слайд 8

Логопед : Мы отправляемся дальше в наше путешествие. Лиса и Заяц приготовили для вас задание посложнее. Посмотрите на картинки, назовите каждую. Произнесите слова, выделяя голосом звуки, которыми они отличаются. Сравните слова по смыслу и по звучанию.

Логопед : Заяц и Лиса любят играть в мяч. Они приглашают вас присоединиться к ним. Один из вас будет называть часть слова, которая изменяется и перебрасывать мяч товарищу. Тот, у кого окажется мяч, должен назвать не изменяющуюся часть слова, вернув его обратно. Затем, меняетесь ролями. Например: ру – сак, гу – сак, ры – сак. У вас всё отлично получилось, молодцы!

Задание №5 : Игра «Собери слово» .Развитие слогового анализа и синтеза слов.

Логопед : Лиса Зайцу подарила новую игру – лото. Решили друзья поиграть. Выложили они из коробки карточки со слогами, но соединить не могут. Помогите найти каждому слогу свою пару. Прочитайте слоги и составьте из них целые слова. Определите место звука в слове.

Первая половина слов, слоги: ко, ва, ве, та, бы. Вторая половина слова, слоги с изучаемым звуком: со; сы; зы; зу. Составьте из слогов не менее восьми слов. Приложение 2

Логопед : Ребята, вы молодцы! Заяц и Лиса благодарны вам за помощь!

Физкультурная минутка: Упражнения по развитию ручной и общей моторики. Выполняются под музыку действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения.

Логопед : Сейчас немного отдохнем и сделаем упражнения вместе с друзьями Лисы и Зайца, Редиской, Морковкой и Огурцом. Слайд 9

Задание №6 : Закрепление знаний о правописании слов с сомнительными согласными З – С.

Логопед : Мы хорошо отдохнули и можем выполнять следующее задание. Рассмотрите картинку (Слайд 10) и найдите на ней, не менее пяти слов, с изучаемым звуком З – С, в которых можно допустить ошибку. Выпишите слова в тетрадь. Найдите к ним родственные слова. Приложение 3

Логопед : Молодцы! Хорошо поработали и справились со сложным заданием Лисы и Зайца.

III. Итог занятия.

Рефлексия

Логопед: Наше сегодняшнее путешествие в гости к Лисе и Зайцу в страну твёрдых звуков З – С подошло к концу. Попрощайтесь с нашими новыми друзьями. Нам пора возвращаться обратно в школу. С возвращением вас.

Спасибо вам за интересное и увлекательное занятие! С какими звуками мы работали? Что можно о них сказать? Что вы поняли? Как вы думаете, вы обошлись бы без помощи товарищей по группе? И должны ли друзья помогать друг другу?

Дети дают свои ответы.

Логопед: У каждого на парте лежат смайлики. Кому было интересно на уроке, тот выбирает улыбающееся лицо, а кому понравилось кое-что, лицо без улыбки, а кому всё не понравилось – грустное. Слайд 11. До свидания! До новых встреч! Слайд 12

Список литературы:

  1. Давлетбаева Р.Г. и другие. Русский язык. – Уфа, 2008. – 152 с.

Гайбышева Динара Рафильевна
Дифференциация звуков [С]-[З]

Произносить слоги :

За – са зо - со зу - су

Зя – ся зё - сё зи - си

Зва – сва зво – сво зву - сву

Зви - сви зве – све зла - сла

Злу – слу зля - сля зли - сли

Зма - сма змо – смо зму – сму

Произносить слоги :

Зы– сы зно - сно зну - сну

Зе – се азма - асма узма - узма

Звя – свя озма – осма зму - сму

Зло - сви язма – ясма изма – исма

Ёзма – ёсма езма – есма юзма – юсма

Произносить слова :

Засуха, зависть, запись, засов, завеса, заносы, засада, засыпать, записать, засевать, заселять, замести, занести, зарасти, забросить, занавеска, сазан, сезон, сизый, сказать, слезать, свозить, связать, смазать, созвать, слёзы, стрекоза, селезень

Произносить слова с прямыми слогами :

Зал – сало запёрся - сапёр

Зайка – сайка назад - сад

Лиза – лиса лизать - лиса

Замок – сапог вязанка - санки

Зальют – салют роза – роса

Коза – коса Захар - сахар

Произносить слова с прямыми слогами :

Зов – сон зорко – сопка

Зол – соль зонтик – сонный

Зоя – соя возок – носок

Зола – сова узор – сор

Кузовок – совок золотой – соловей

Произносить слова с прямыми слогами :

Зуп – суп зубок – сурок

Вывезу – вынесу зубной – сукно

Везу – несу внизу – снесу

Козу – косу грозу – росу

Мазут – пасут грызут – плясун

Произносить слова с прямыми слогами :

Зыбь – сыпь арбузы – бусы

Козы – косы музыка – русый

Пузырь – сыр пузырёк – сырок

Называть – посылать

Произносить слова со стечением согласных :

Взвалить – свалить злить – слить

Зверёк – сверчок злой – слой

Звон – свой взломать – сломать

Взвод – свод змей – смей

Знать – снасть зной – сноп

Произносить предложения :

Лиза, посади сзади Соню. Зоя, дай Захару сахару. На листьях зелёных роса, как слеза. У куклы синие глаза, у куклы жёлтая коса. Убежит сестрёнка в сад, брат зовёт её назад. Не велик соловей, да голосок золотой. Сеня взял совок и насыпает кузовок. Птичку Сойку мы назвали Зойкой. Эту девочку с косой во дворе зовут «Козой» . Вася возит песок, скрипит его возок. Вяжет бабушка носок не по мерке, на глазок. Всхлипнула Зина разок и пошла играть в песок.

Произносить тексты :

За берёзой показался шелковистый берёзовый кустарник, тёмно – зелёный.

Место тут степное, глухое. Везде буйно заросла земля, а тут непролазная, по пояс трава. По пояс выросли и цветы. От них – белых, синих, розовых, красных – рябит в глазах. Все поляны залиты ими, такими красивыми, что только в берёзовых лесах растут.

Собирались тучи, ветер нёс песни жаворонков, но они терялись в непрестанном шелесте. Еле намечалось среди кустов дорога. Сладко пахло клубникой, горько – земляникой, берёзой, полынью.

Публикации по теме:

Дифференциация звуков [к]-[т], [д]-[г] .Звуки [К], [Т], [Г], [Д] усваиваются детьми к 2-3 годам. Это звуки "раннего онтогенеза". В литературе достаточно внимания уделено постановке.

Дифференциация звуков Н-М. Подготовительная группаЗадачи: 1. Учить детей давать сравнительную характеристику звуков Н, М. 2. Учить детей.

Конспект ОД «Дифференциация звуков [р]-[л]» Цель: закрепление правильного произношения и дифференциация звуков [Р]-[Л]; Задачи: 1. Формировать умение давать характеристику звуков [Р]-[Л],.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» I. Организационная информация (Согласно ФГОС ДО) 1 Доминирующая образовательная область Речевое развитие 2 Вид деятельности детей Игровая,.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Цель: Закрепить умение детей выделять сходства и различия между звуками [ш] и [ж]. Продолжать развивать умения детей выделять звуки [ш].

Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы «Путешествие в страну звуков. Дифференциация звуков [Л], [Л’]» Цель: Создание социальной ситуации для развития речи детей в процессе ознакомления со сказкой В. Катаева «Цветик - семицветик» Задачи:.

Нарушениями в

условиях дошкольного логопункта.
«Звуки С – З. Свистелочки и Звенелочки».

учитель-логопед высшей квалификационной категории

Лабинск 2012

Цель занятия:

Автоматизация звуков [с] и [з] в словах, фразах, предложениях, мини-стихотворениях,

чистоговорках. Закреплять правильное, отчётливое произношение свистящих звуков и их различение на слух.

Задачи:

- Образовательная .

Закрепить знание о механизмах организации данного звука, изолированного, в слогах, в словах и в предложениях. Упражнять в употреблении слов со звуком в свободной речи. Продолжать учить, составлять предложения по опорным словам.

- Развивающая .

Совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата. Развитие фонема тического восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.

- Коррекционная .

    Развитие и совершенствование артикуляционной, мимической мускулатуры, пальчиковой (мелкой) и общей моторики, координации речи с движением, ориентировки в пространстве, речевого дыхания (сильного выдоха); Развитие звукового и слогового анализа и синтеза (определение места звука в слове и определение количества слогов (частей) в слове). Сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Формирование умения давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам. Совершенствование фонематического восприятия и слуха. Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки С - З. Совершенствование грамматического строя речи, закрепление умения образовывать существительные именительного падежа множественного числа . Совершенствование связной речи детей, умение работать с деформированным предложением, развитие сообразительности. Ознакомление детей со зрительным образом букв С и З, развитие и коррекция зрительного восприятия, внимания, воображения. Профилактика оптической дисграфии. Развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления. Уточнение словаря по теме «Осень». Повторение темы « Сказки». Работа над интонационной выразительностью речи, темпом и ритмом.

-Воспитательная .

· Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимание , самостоятельности, инициативности, ответственности

· Воспитание интереса к играм со звуками и словами.

· Развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.

Оборудование:

Ростовая кукла «Солнышко», зеркала, звуковые символы - звукоподражания, фольга, звуковые символы для анализа и характеристик звуков С, З, мяч, светофорчики с символами С и З, карточки с артикуляционными упражнениями, медальоны с символами «свисток» и «звоночек», буклет для пальчиковой гимнастики «Осень», картинки для физ. минутки, буклет - массаж лица «Солнышко», картинки слов со звуками С и З, картинки с чистоговорками, картинки со скороговорками, картинки на слова-паронимы, картинки и буклеты про буквы С и З, шоколадные медальки(призы).

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Появляется ростовая кукла «Солнышко»)

Протянуло солнышко нам свои ладошки,

Нас позвало солнышко к сказочным дорожкам,

С солнцем мы покружимся

Со звуками подружимся!

Позвало нас оолнышко в кружок – поздоровайся, дружок!

(Дети встают в круг и называют свои имена)

Логопед: -Скажите, с какого звука начинается слово – солнце? (С)

А на какой планете мы живём? (Земля)

А что мы видим на небе ночью – рассыпался горох на тысячи дорог? (Звёзды)

С какого звука начинаются эти слова? – (З)

2. Сообщение темы занятия

Логопед: Сегодня познакомимся и подружимся со звуками, которые вы выделили из слов – звуки С, 3.

Солнышко приглашает нас в сказочную страну, где дети могут превратиться в свистелочек и

звенелочек!

Раз, два, три – дети стали звуками, смотри!

Предлагаю вам разбиться на 2 команды:

слева – команда «свистелочки» - у них символ – «свисток»,

справа – «звенелочки» - у них символ «звоночек».

3. П сихогимнастика и массаж лица:
Логопед:
«На улице холодно, дует ветер, наступила настоящая осень. Покажите, как вы замерзли, съежились. Давайте покажем, как летят листики с деревьев, кружатся и падают на землю /имитация движений/. Поиграли, попрыгали, отогрелись, расслабились».

А вот и солнышко выглянуло из-за тучки. Солнышко, мы так тебе рады!

Солнышко предлагает поиграть - сделать массаж лица и разогреть мышцы:

«Солнышко »

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик

(движения по лбу от середины к вискам)

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи

(плавные зигзагообразные движения по лбу)

Лучик нежно согревает

Щёчки, щёчки, щёчки

(потирают щёчки)

Солнышко на носик ставит

Точки, точки, точки

(постукивают пальцем по носу и щёчкам)

Очень нравится им это.


(спиралевидные движения по щёчкам и подбородку)

Логопед: Ребята, солнышко предлагает вспомнить сказки и сказочных героев, в названиях которых встречаются звуки С и З.

Видеописьмо из страны сказок «Сказки гуляют по свету».

Команда «свистелочки» назовите сказочных героев, в названиях которых есть звук С.

Команда «звенелочки» назовите сказочных героев, в названиях которых есть звук З.

4. А теперь подготовим наш язычок к произнесению звуков – сделаем

гимнастику для губ и язычка, сопровождая показом движений кистей рук:

Улыбка, заборчик,

Хоботок, - бублик

Чередование улыбка – бублик;

Лопатка;

Горочка,

Язык-силач (поднимаем руки (штангу)– вдох, опускаем – выдох;

Лодочка

5. Упражнение для тренировки сильного выдоха и развитие мелкой моторики:

Логопед: Подул сильный ветер, закружились листья. У нас на столах лежит фольга – мы сделаем из неё волшебные листики, положим на ладошку и сдуем одним сильным выдохом на высунутый язычок.

Ой, как сильно вы дули, появился ветерок, и пальчики замёрзли, чтобы отогреть пальчики, сделаем

ПАЛЬЧИКОВУЮ ГИМНАСТИКУ:

Ветер по лесу летал (взмахи руками)

Ветер листики считал.

Вот дубовый,

Вот кленовый, (загибают по очереди пальчики)

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки - золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку….

6. Характеристика и артикуляция звуков С-З.

Логопед: Звуки С и З из дружной семьи свистящих звуков, которые живут в домике языка на 1 этаже (т. е. при их произношении язык находится на 1 этаже – за нижними зубами). Свистящие звуки это твёрдый глухой звук С, мягкий глухой звук СЬ, твёрдый звонкий звук З, мягкий звонкий звук ЗЬ. Звуки С и З являются парными. а почему, вы сейчас узнаете.

Давайте посмотрим, на что похожи свистящие звуки при произнесении?

(использую картинки – звуковые символы)

С-С-С - воздух выходит из насоса и свистит;

С-С-С – свистит за окошком ветер;

СЬ-СЬ-СЬ – льётся из крана вода тонкой струйкой;

З-З-З – пилит пила;

З-З-З – работает станок, точащий детали;

З-З-З – звенит звонок;

З-З-З – звенит большой комар;

ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ – звенит маленький комарик;

Давайте сравним, чем похожи и чем отличаются наши звуки С и З?

Звук С мы будем сравнивать при произношении с песенкой НАСОСА,

(У насоса длинный нос, он свистит, как пылесос.)

А звук З – с песенкой КОМАРИКА (Звенит в лесу комар, как будто он – лесной звонарь).

(картинки НАСОС – КОМАР)

Давайте сравним, что делают наши зубки, губки, язычок, голосовые складки,

когда мы произносим звуки С, З?

С – губы улыбаются, зубки заборчиком – чуть приоткрыты.

А З? - тоже улыбаются и зубы заборчиком.

2 . (Улыбка (заборчик) – Улыбка (заборчик))

С - Язык внизу, за нижними зубами, в виде горочки. Посередине желобок. З – тоже самое.

3. (картинка язычка, горочка – то же под звуком З)

С – воздушная струя узкая и холодная (струя на ладонь), З – такая же.

4. (картинка: холодный ветер, под З – такая же картинка)

Приложите свою ладошку к горлышку и послушайте, звенит ли голосок?

5. (С – колокольчик не звенит, З – колокольчик звенит)

ВЫВОД: ТАК ЧЕМ ЖЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ЭТИ ЗВУКИ?

Давайте дадим характеристики нашим звукам.

С – согласный (преграда во рту), глухой, твёрдый (есть мягкий брат).

З - согласный (преграда во рту), звонкий, твёрдый (есть мягкий брат).

А теперь мы будем различать наши звуки С и З на слух. Поиграем?

Только повторим правило:

Если сомневаешься, какой звук – не спеши,

Руку ты на горлышко положи!

Логопед чётко и громко произносит слова, начинающиеся на звуки С, З - сок, зуб, заяц,

собака, сумка, зонт и др…

7. Игра «Эхо» (слоговой анализ и синтез)
Логопед: «Ребята, я буду «бросать» вам звуки, а вы мне «возвращать» слоги» /используется мяч/.
«с», «а» - «са»;
«с», «и» - «си»;
«с», «у» - «су»;
«с», «о» - «со».

Аналогично произносятся слоги со звуком «З»

8.Игра «Подскажи словечко».

Логопед: Закончите двустишия словами, подходящими по смыслу и значению:

Распустились утром розы, на цветах сверкают …(росы).

Щиплет травушку коза, косит травушку …(коса).

На столе лежала сайка, а по лесу бегал …(зайка).

Лиза пробовала суп, заболел у Лизы …(зуб).

Как услышите слово со звуком С – встаньте команда свистелочки, а если слово

прозвучит со звуком З – встаньте команда звенелочки.

Вкусный суп.

Ела Зоя вкусный СУП, выпал вдруг молочный ЗУБ.

Надкусила его ЗОЯ, думала, что это СОЯ.

Опрокинула СУПОК, потеряла свой ЗУБОК.

На окно уселась СОЙКА: - Ты не плачь, девчушка ЗОЙКА!

10 . Логопед: Прошу вас узнать, что изображено на картинках и правильно произнести слова со звуками нашего занятия.

(Узнай картинку по части контура (недорисованные картинки), теневые изображения, наложенные изображения – профилактика оптической дисграфии, коррекция зрительного восприятия и развитие фонематического слуха)

Одновременно с произношением дети поднимают светофорчики – С – с символом – Насос, З – с символом - Комарик.

11. Игра «В слове слог договори, будь внимательным, смотри!» (слоговой анализ и синтез, фонематический слух) Добавлять в конце слова СЫ или ЗЫ, чтобы слово звучало правильно, а потом произнести его целиком.

БУ… , ВЕ… , ВО… , ТА… , ЧА… , ПЛАК… , РЕЛЬ… , ГРО… , ЗАНО… , БЕРЁ… , ПОЛО… , КОЛБА…, ТЕРРА… , МОРО… , АРБУ… , АЛМА…, АНАНА… , СЕРВИ… , КЛА… , МИМО… .

Динамическая пауза.

Давайте хлопнем столько раз, сколько яблочек у нас.

Теперь присядем столько раз, сколько кабачков у нас

Сколько видишь ты листочков -

Столько сделаем прыжочков .

https://pandia.ru/text/78/043/images/image009_75.jpg" width="90" height="59">

12. Игра «Незнайкины предложения».

Логопед: Ребята! Исправьте порядок слов в предложениях (работа с деформированными предложениями).

Сахар кусает Соню. Стол постелили на скатерть. Стены поставили к стулу. На следах остался снег. Сапоги надели Саню. Бусы носят Соню.

Язык показывает Незнайку. Глаза закрыли Лизу. У зубов заболела Зоя. Газон зацвел на незабудках. Гнездо залетело в фазана. Ваза завяла в хризантеме. На узоре камзол.

Логопед: Вот и научились слышать звуки С, З в словах, предложениях, чистоговорках.

А вот вам ещё задания.

Для команды «свистелочки» надо определить, где в словах

находится звук С – в начале, середине или конце слова и положить в корзинку с данным

обозначением места звука в слове. (Карточки)

А для команды «звенелочки» слова со звуком З. Надо определить, сколько в слове

частей - одна, две или три части (слога) и поместить картинки в нужную корзину.

Чтобы определить, сколько частей (слогов) в слове – его надо отхлопать или прошагать)

З – зуб, коза, забор, кузнечик…..

13.Знакомство со зрительным образом букв З и С)

Логопед: Мы много играли со звуками. А у каждого звука есть буквенное обозначение – буква. Предлагаю запомнить

образ буквы З и проговорить стихотворения:

З – завиток на завиток,

З – закрывается замок,

З – в зарослях змея ползёт,

З – заинька морковь грызёт.

(Куда направлены разомкнутые колечки буквы З? – влево)

https://pandia.ru/text/78/043/images/image017_65.gif" alt="МЫШКА" align="left" width="71" height="61">Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

(С какой стороны откусан бублик? (справа)

14.Логопед: Я предлагаю вам эти буквы вылепить из пластилина.

Итог занятия:

На нашем логопедическом занятии команды «свистелочки» и

«звенелочки» работали отлично, и победила смекалка и дружба!

Чем мы занимались на занятии?

(Мы учились различать на слух и в произношении звуки С, З).

Что вам понравилось на занятии?

Предлагаю вам эти буквы дома нарисовать на листе бумаги и раскрасить.

А так же повторить стихи и чистоговорки, которые мы произносили на занятии.

В качестве приза - шоколадные медальки.




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

С каждым годом увеличивается количество детей с различными видами дисграфии и дислексии.

Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью не­допущения их перехода на дальнейшее обучение.

Наряду с традиционной методикой коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у учащихся мною применяются обучающие компьютерные программы, которые специально разработаны для детей младшего школьного возраста: «Гарфилд второклассникам. Чтение» («Руссобит-Паблишинг», 2006), «Супердетки. Тренировка быстрого чтения» (Компания «Мультисофт», 2007) и др. Использование компьютера вызывает у учащихся повышенный интерес к логопедическим занятиям, усвоению новых знаний, активизирует работоспособность, тренирует память и логическое мышление, развивает внимательность и быстроту реакции.

С этой целью мною была разработана серия игр и упражнений в программе Power Point и успешно применяется на логопедических занятиях, предложена учащимся для домашнего задания. Конкретные виды игр и упражнений подбираются индивидуально каждому ребенку, в зависимости от возраста, уровня его речевого и интеллектуального развития.

Цели:

  • Коррекционно-развивающие :
    • закреплять умение различать звуки [З]-[С] на слух, в слогах и словах;
    • уточнять характеристику звуков [З] и [С];
    • развивать умение соотносить звуки [З]-[С] с буквами С и З;
    • обогащать словарный запас;
    • развивать оральный праксис, мимическую мускулатуру, оперативную и слуховую память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.
  • Образовательные :
    • упражнять учащихся в проверке сомнительных согласных на конце слова.
  • Воспитательные :
    • развивать умение планировать и контролировать свои действия.

Оборудование: компьютер, экран, индивидуальные зеркала, цифры к «Цифровому ряду», наглядный материал к игре «Собери цветок», карточки «Корректурная проба», перфокарты.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Оргмомент

Логопед здоровается с учащимися.

– Сейчас мы будем выполнять психогимнастику. Посмотрите на эти картинки.

Логопед показывает детям картинки с изображением разных эмоций (слайды 2-5).

– Какие настроения выражают эти лица? (Огорченное и грустное, строгое и сердитое, удивленное и восхищающее, веселое и радостное).

Выполнение мимических упражнений перед зеркалом.

– Какое настроение у вас сейчас? Давайте, ребята, с таким хорошим настроением будем заниматься.

2. Работа со словами-паронимами

– Ребята, внимательно прочитайте слова: коса – коза (слайд 6).
– Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Чем отличаются слова? (Слова отличаются только одной буквой, звуком [с]-[з], по смыслу) .
– А чем они схожи? (Остальными буквами, звуками) .
– Что будет, если вы букву З замените буквой С, и наоборот? (Изменится смысл слова) .

3. Сообщение темы занятия

– Вы догадались, какая тема нашего занятия? Сегодня мы будем с вами учиться различать буквы и звуки [З]-[С].

4. Сравнение звуков по артикуляции

Проводится работа перед индивидуальными зеркалами (слайды 7-8).

– Ребята произнесите звук [З], а теперь звук [С].
[С] – зубы почти сомкнуты и все обнажены в улыбке. Уголки рта оттянуты в сторону. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов – принимает положение, как при звуке (И). При этом струя воздуха направляется на передние зубы.
[З] – положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке (С). Но этот звук – звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом (детям предлагается положить руку на гортань и произнести поочередно эти звуки).

– Положи ладошку на горлышко. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.

5. Характеристика звуков. Игра «Цифровой ряд»

– Звук [С] – он какой? (Согласный, глухой, бывает мягким и твердым, на письме обозначается буквой С).
– На что похожа буква С? (На половину овала, луну).

Пальчиковое упражнение (слайд 9)

– Сейчас мы с вами поиграем в игру, вам нужно определить место звука в слове и поднять соответствующую цифру.

Словарный материал: сок, сосулька, лиса, действие, астра, рассказ.

– Звук [З] – он какой? (Согласный, звонкий, бывает мягким и твердым, на письме обозначается буквой З) .
– На что похожа буква З? (На змею, половину восьмерки)

Пальчиковое упражнение (слайд 10)

Словарный материал: зима, азбука, базар, слеза, пузырь, звук.

Вывод: Звуки [З]-[С] – парные (слайд №11).

6. Корректурная проба

Проводится работа по карточкам.

– Обведите букву З в кружок, букву С в квадрат:

ЗХШМЗСШЩЖЮХЦШСМOТХ
ЖСЧХЩЗШСЖХШСЩЗЮ
чзшсозшжцзмтслвдт
изплсквусждзитьюсхзфрм

– Ребята, сколько кружков и квадратиков у вас получилось? (По 10)

7. Составление и чтение слогов со звуками [З]-[С]

Учащиеся самостоятельно составляют и читают слоги по слоговой таблице.

8. Игра «Закончи слово»

СА – ЗА

Речевой материал: паруса, кукуруза, заноза, оса, береза, лиса (слайды 13-19).

СЫ – ЗЫ

Речевой материал: полосы, козы, часы, розы, усы, волосы (слайды 20-26).

9. Игра «Четвертый лишний» (слайд 27)

Материал: сова, сосулька, замок, собака

Учащимся предлагается найти лишнюю картинку и объяснить почему.

10. Физминутка «Раз, два, три»

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо встать.
Садитесь.

11. Дифференциация [З]-[С] в словах. Игра «Собери цветок»

На партах лежат кружки, на которых написаны буквы С и З.

Задание: собрать цветок, подобрав нужные лепестки с картинками. Учащиеся, которые сидят в первом ряду, должны найти лепестки-картинки, в названии которых есть звук [З] и собрать свой цветок. Учащиеся, которые сидят во втором ряду, должны найти лепестки-картинки, в названии которых есть звук [С] и собрать свой цветок. Затем все лепестки-картинки проговариваются и анализируются.

12. Работа по карточке «Проверь и впиши последнюю букву в слове»

– Для того чтобы правильно вписать букву, необходимо найти проверочное слово. Например: Таз, пишу букву З, проверочное слово – тазик.

Детям раздаются карточки со словами: мороз – нос – автобус, ананас – кактус – арбуз, глаз – укус – страус, голос – газ – волос.

13. Работа по перфокартам

Перед учащимися перфокарта, на которой написаны слова. Нужно вставить в слова пропущенные буквы С или З.

Речевой материал: сумка, заяц, сказка, заросли, заноза, слеза .

Учащимся предлагается провести самопроверку.

14. Итог занятия

– Ребята, вам понравилось занятие? Какое задание вам понравилось больше всего? Что было самым трудным?
– Изменилось ли ваше настроение? Какое оно сейчас? (слайд 28)

Литература :

  1. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. – М., 1997.
  2. Барылкина Л.П., Матраева И.П. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей.– М., 2005.
  3. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М, 2008 г.