Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Мужем раздражаем друг друга. Мы с мужем раздражаем друг друга: что делать? А если раздражение беспричинное

Во всем мире 13 августа празднуют день левши. Зачем левшам раньше зашивали карманы, почему их нельзя переучивать в школе и какими заболеваниями они страдают чаще правшей, корреспондентам агентства «Минск-Новости» рассказал профессор, доктор медицинских наук и академик Национальной академии наук Беларуси нейрофизиолог Владимир Кульчицкий.

- Владимир Адамович, чем же все-таки различается работа мозга у левшей и правшей?

- Раньше считалось, что у правшей за работу ведущей руки отвечает левое полушарие мозга, в то время как у левшей - правое. Однако эта теория была скорректирована. После некоторых исследований выяснилось: в состоянии спокойного бодрствования при движении ведущей рукой у правшей активизируется локальный участок левого полушария, а у левшей - оба полушария одновременно. Причем ученые выдвигают теорию о том, что у первых головной мозг работает синхронно: каждое полушарие как бы тормозит деятельность другого, тогда как у вторых, наоборот, активизирует, налаживая новые нейронные связи. Они позволяют человеку мыслить не просто логично и однообразно, а придумывать оригинальные, творческие решения казалось бы обычных проблем. Так можно объяснить появление большого количества талантливых музыкантов, поэтов, художников среди меньшинства - леворуких. Хотя и среди праворуких гениев достаточно.

- Почему ребенок рождается левшой?

- Полагают, что помимо множества фенотипических причин (переучивание, подражание леворуким родителям, травмы левого полушария, аномалии развития тела и конечностей) существенную роль играет наследственный фактор. Левша в 10–12 раз чаще рождается у пар, где хотя бы у одного ведущей рукой является левая. К сожалению, до сих пор точно не установлены гены, отвечающие за право- и леворукость.

- Есть мнение, что левши куда больше подвержены нервным и психическим заболеваниям, например эпилепсии…

- Действительно, по статистике, значительный процент нервных и психических заболеваний развивается именно у левшей. Как я уже говорил, у них нервные клетки полушарий активизируют друг друга. Так, появившийся патологический очаг в одном участке будет нарушать работу всего мозга, что и приведет к прогрессированию заболевания, в частности к эпилепсии. Однако у данного свойства есть и положительная сторона. В случае травмы пластичность головного мозга левшей позволит восстановить утраченные функции быстрее.

Слышала, раньше леворукие сталкивались с дискриминацией как в обществе, так и в профессиональной среде. Например, в США в 1980 году уволили полицейского, который отказывался носить кобуру справа…


- Еще 20 лет назад всех левшей активно переучивали. Даже Чарли Чаплин, виртуозно играя на скрипке левой рукой, писал правой. Тем, у кого замечали доминирование левой руки над правой (это можно было определить в 4–6 месяцев), туго пеленали ведущую руку. Чтобы ребенок привыкал вытирать нос и рот правой рукой, карманы с левой стороны зашивали, а платок клали справа. В школе могли завязывать одну из верхних конечностей за спиной, надевать на нее варежку. В средние века левши подвергались совсем уж страшным гонениям: их казнили, считали дьявольским отродьем.

Хорошо, что были официально приняты документы в защиту леворукого письма. Установленный факт, что переучивание левшей приводит к неврозам: может спровоцировать заикание, раздражительность, нарушение сна, страхи, головные боли, энурез.

- С чем это связано?

- Думаю, с особенностями нервной системы и характера. Мягкий, податливый человек легко переучится. А вот бойкий холерик может испытать трудности, особенно если его во время этого процесса постоянно унижали, пытались сломать волю. Я в прошлом тоже левша. В детстве меня переучила мама. До сих пор пишу правой рукой, но тубус микроскопа, например, держу левой и смотрю в него левым глазом.

- Расскажите о феномене амбидекстров - тех, у кого в одинаковой степени развиты функции обеих рук.

- Такие люди обладают безусловными преимуществами по сравнению с обыкновенными левшами и правшами, так как одинаково хорошо владеют двумя руками, которые способны функционально замещать друг друга. В ходе тренировки неведущей конечности в головном мозге формируются новые нейронные сети, связывающие различные участки коры для выполнения сложных команд. Таким образом воображение становится более развитым, так как мозг получает новые возможности для решения поставленных задач.


- Современный мир до сих пор подстроен под правшей: коробка передач в автомобиле, турникеты в метро и даже точилка для карандашей и ножницы. Как живется в нем левшам?

- Человек способен адаптироваться к самым разным условиям, и «правосторонний» мир не исключение. Левши превосходно приспосабливаются к окружающей обстановке, пусть и с некоторым неудобством. Тем не менее с каждым годом появляется всё больше специальных инструментов для левшей (канцелярские товары, кухонные принадлежности), однако они не всегда доступны широким массам.

Своим мнением поделилась и Любовь Радненок, заместитель директора по учебной работе гимназии № 29:

- Я бы не сказала, что количество деток-левшей увеличилось. Скорее, их особенность учителя стали принимать как данность, уделяя в процессе занятий таким малышам больше внимания. Сегодня никто не требует переучивать ребят писать исключительно правой, как это было раньше. Иногда в одном классе занимаются и 7 левшей.


Главное - родителям не стоит скрывать информацию о каких-либо особенностях ребенка. Учитель все равно заметит. Может, чуть позже. Но драгоценное время будет упущено. В сентябре у первоклассников по три урока, идет введение в школьную жизнь, но также с ними проводятся дополнительные стимулирующие занятия. Они будут полезны и детям-левшам. Такой ученик может медленнее читать и писать. Педагог поддержит его.

Если в классе есть левши, рекомендую устраивать тематический классный час. Рассказывать ребятам, что все разные, но каждый может быть успешным. Ведь дети порой прямолинейны, не всегда толерантны к однокласснику, который чем-то отличается.

Некоторые педагоги считают, что при формировании классов нужно учитывать, какая рука является главной у ребенка. Возможно, стоит левшей определять в один класс, а правшей - в другой. Тогда проще будет выстраивать образовательный процесс, адаптировать программы под потребности учеников.

Есть и другие проблемы, с которыми могут столкнуться школьники, использующие для письма левую руку. Свет на рабочую зону у них должен падать с правой стороны, тогда как большинство кабинетов располагаются таким образом, что окна находятся слева. Поэтому в классе должно быть хорошее искусственное освещение.

Сегодня в Минске можно приобрести канцелярские принадлежности, специально созданные для леворуких деток: ручки с углублениями на корпусе для правильного расположения пальцев или ножницы с перевернутыми лезвиями. Благодаря им ребенок легко режет бумагу именно левой рукой, при этом линия разреза не закрывается.

У левшей хуже развито пространственное представление. Они, к примеру, не сразу могут сообразить, слева или справа прилетел самолет. Поэтому каждое задание нужно сопровождать картинкой: начертить схему на доске или показать с помощью электронных средств. Впрочем, зачастую такая проблема существует сегодня и у правшей. Так что наглядность необходима в любом случае.

Понаблюдайте за своими малышами. Как правило, до 5 лет ребенок может брать предметы с одинаковой частотой любой рукой. Но какой ему удобнее? Какой рисует мелками, какой берет ложку? Если левая окажется более ловкой и сильной, переучивать не стоит.


Факты

Только около 1 % людей одинаково свободно владеют обеими руками.

Когда младенца кладут на живот, правши поворачивают голову направо, левши, как правило, налево или не отдают предпочтения ни одной стороне.

Связи между правой и левой сторонами мозга быстрее у левшей. Это означает, что у них информация передается быстрее, что делает таких людей более эффективными работниками.

Справочно

Известные левши: Александр Македонский, Жанна д’Арк, Наполеон Бонапарт, Билл Клинтон, Барак Обама, Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, Пабло Пикассо, Чарли Чаплин, Том Круз, Анджелина Джоли, Людвиг ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Фредерик Шопен, Сергей Прокофьев, Александр Пушкин, Лев Толстой, Льюис Кэрролл.

Подготовили Анастасия Данилович, Юлия Бурдо, фото из архива Владимира Кульчицкого

Родителям левшей с самого начала приходится привыкать к мысли: их ребенок особенный. Чем он отличается от других детей? Чего от него ожидать, к чему готовиться? Как достичь взаимопонимания с ним? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять, как работает мозг с доминирующим правым полушарием.

Чаще всего ведущая роль правого полушария определяется генетикой. Только 2% левшей рождаются в семьях правшей, зато если у обоих родителей ребенка доминирует правое полушарие, почти в половине случаев эта особенность передастся и детям*. Леворукость может развиться и тогда, когда в левом полушарии из-за травмы или болезни происходит сбой. Например, часть нейронов не получает питания и погибает. Тогда мозг в экстренном порядке перераспределяет функции, передавая часть из них правому полушарию.

Нейробиологи Венского университета (Австрия) опубликовали интересные наблюдения: мужской гормон тестостерон подавляет развитие левого полушария у плода мужского пола. Возможно, поэтому левшей больше среди мальчиков. А поскольку тестостерон активнее вырабатывается на свету, то левшами чаще становятся те, кто был зачат летом и весной**.

По сравнению со своими праворукими сверстниками левши более чувствительны, склонны к тревожности и неврозам. Они тоньше чувствуют цвет и форму предметов, видят различия между вещами, даже когда праворукие считают их абсолютно одинаковыми. В целом, мировосприятие левшей очень индивидуально. Они мыслят образами, целостными картинами и при этом испытывают трудности с последовательными действиями, выделением главного и второстепенного. Левшам гораздо проще интуитивно понять, о чем говорит другой человек, по интонации, мимике, чем по конкретному содержанию его речи. А вот переводить свои мысли в знаки и символы (из которых состоит любой язык) им тяжело. По этой причине левшам бывает трудно объяснить другим, что именно они имеют в виду.

Главная особенность мозга левшей – в способе, которым он обрабатывает информацию. Двум полушариям соответствуют две стратегии: аналитическая (последовательная) у левого полушария и холистическая (параллельная) – у правого. Левое полушарие успешнее решает новые варианты старых задач, а правое – новые и доведенные до автоматизма старые задачи. Правое полушарие также лучше справляется с задачей межсенсорной интеграции, которая отвечает за ассоциативное мышление, обработку информации от разных органов чувств. Благодаря этому левши думают нелинейно и находят нестандартные решения задач.

Дети-левши тяжело переносят жесткие рамки, особенно когда оказываются в незнакомой обстановке (в детском саду, школе). А вот когда они предоставлены сами себе, их способности расцветают. При этом круг интересов левши не ограничивается традиционно «творческими» занятиями: среди одаренных математиков и физиков есть и типичные правополушарные. «Преобладание леворукости у ребенка не позволяет предсказать, каким он вырастет и чем будет заниматься, – объясняет психолог Филип Корр (Philip Corr). – Скорее это дает нам понимание того, как работает его мозг, как он будет действовать в той или иной ситуации, что выберет, на что обратит внимание. Зная это, мы сможем помочь левшам раскрыть их потенциал».

Лесков: Левша

Александр Павлович - русский император; Александр Павлович представлен в шаржированной роли поклонника и почитателя западной (английской) цивилизации и ее технических изобретений.

Приехав в Англию вместе с атаманом Платовым, Александр Павлович восторгается редкостными, искусно сделанными вещами, которые горделиво показывают ему англичане, л не осмеливается противопоставить им изделия и достижения русских людей. "Политик" Александр Павлович, остерегающийся испортить отношения с англичанами, противопоставлен своему брату - "патриоту" Николаю Павловичу и прямодушному Платову, болезненно переживающему унижение русских. Тождество Александра Павловича с реальным императором Александром I условно. Левша - тульский оружейник, один из трех мастеровых, исполняющих поручение Платова создать изделие, которое было бы достойно большего удивления, чем микроскопическая танцующая стальная блоха английской работы. Левша вместе с товарищами подковывает блоху. Левша - искусник, "посрамитель" английских мастеров, бескорыстный и неподкупный патриот, несчастный, униженный страдалец.

Образ Левши имеет двоякий смысл: одновременно и позитивный и иронический, негативный. С одной стороны, Левша - искусный мастеровой, воплощающий поразительное умение русского народа; но вместе с тем он лишен технических знаний, известных английским мастерам: подкованная Левшой и его товарищами блоха перестает исполнять танец. Левша отвергает выгодные предложения англичан и возвращается в Россию; однако бескорыстие и неподкупность Левши, думающего лишь о благе Родины, неотрывно связаны с забитостью, ощущением собственной незначительности в сравнении с российскими чиновниками и вельможами. Левша воплощает в себе и достоинства, и пороки простого русского человека. Возвратившись на родину, Левша заболевает и умирает, лишенный всякой заботы.

Трагическая судьба Левши - человека, наделенного талантом, но не имеющего даже собственного имени, - противопоставлена истории приезжающего вместе с ним в Петербург англичанина, заботливо принимаемого в английском посольстве. Безразличие, равнодушие к человеческой личности, определившие горестную судьбу Левши, представлены отличительными свойствами русской общественной жизни. Описание внешности героя ограничивается несколькими значительными деталями: "косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны".

Физические изъяны Левши придают дополнительное комическое значение его образу, одновременно подчеркивая особую искусность его: косоглазие и плохое владение правой рукой не мешают герою подковать не различимую глазом стальную блоху. Косоглазие Левши является также своеобразным знаком, печатью изгойства, отверженности. Николай Павлович - русский император; поручает атаману Платову найти русских мастеров, которые могли бы создать вещь, достойную большего удивления, чем английская стальная блоха. Он посылает Левшу вместе с подкованной им блохой в Англию показать искусство русских. В противоположность своему брату Александру Павловичу Николаи Павлович выступает в роли "патриота".

В школьные годы понятие «левша » у меня ассоциировалось именно с большим талантом, лесковским Левшой. Надо же, подковал блоху! Одной левой!

Сегодня я знаю, что леворукие люди существовали всегда и везде . С ними даже связано множество легенд. Например, в Древней Греции считали, что левша способен приносить счастье , ведь он состоял в родстве с богами. Почти так же полагали китайцы и индусы. Это очень редкий пример, когда левшей признавали хорошими людьми. Древние германцы, сравнивая левшей и правшей, нарекали первых неумехами за неумелое обращение с оружием и инструментами. Их обвиняли в пособничестве дьяволу и колдовстве.

Так кто же они? Чем они интересны? В чем отличие ? Давайте разбираться вместе с сайтом для мам .

Левша — кто он?!

«Левшой» называют в народе человека, у которого левая рука обладает доминирующей активностью . Есть мнение, что у этих людей правое полушарие мозга намного сильнее развито. Оно контролирует образное мышление и память. Собственно, этим левши отличаются от правшей, у которых доминирует правая рука.

Было время, когда детей, бравших ручку левой рукой и начинавших писать, насильственно переучивали , принуждая их писать только правой рукой. Впоследствии такая практика была прекращена. Ученые мужи пришли к выводу, что насильственное переучивание детей с доминирующей левой рукой даже вредно . Оно противоречит законам природы, ведет к задержке в развитии, отклонениям в психике и всяким другим негативным явлениям.

Для копирования этой статьи Вам не нужно получать особое разрешение,
однако активная , не закрытая от поисковиков ссылка на наш сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Пожалуйста, соблюдайте наши авторские права .
Копирование статьи без указания автора и ссылки на сайт будет расцениваться как нарушение наших авторских прав.