Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Культурные преобразования эпохи петра 1. Культурные преобразования петра. Изменения в культуре и быте в эпоху Петра I

Одним из самых важных нововведений Петра 1 стало новое летоисчисление, так называемое «от Рождества Христова», начало нового года стали праздновать 1 января.

Вернувшись из Великого посольства Петр 1 решил устранить также внешнее проявление устаревшего образа жизни русского народа, наиболее заметным было запрет на «ношение» бороды.

Также Петр старался привить дворянству стремление к образованию и светской культуре. Стали строится светские образовательные учреждения, впервые появилась русская газета, стали появляться переводы иностранных книг. Петр Алексеевич сделал упор на невозможность роста по службе без наличия образования.

При Петре 1 были созданы новые типографии и только за 25 лет его правления, с 1700 по 1725 год, было издано 1312 наименований новых книг, а это в 2 раза больше, чем за всю историю русского государства до правления Петра. Именно благодаря росту книгопечатания к 1719 году потребление бумаги выросло более чем в 10 раз с начала правления Петра и дошло до 50 000 листов. Утверждение в 1708 году нового алфавита с более простым написанием букв позволила большим людским массам заниматься чтением и написанием книг. Также благодаря культурным изменениям в русский язык вошло более 4500 новых слов, заимствованных из зарубежных языков.

Немалое значение в культурной реформе Петра 1 имело строительство каменного Петербурга, для строительства которого привлекалось много зарубежных архитекторов. Строительство города велось по плану, который был разработан Петром. В жизнь горожан привносилась новая форма развлечений и времяпрепровождений - театры, маскарады, цирки. Также менялись внутреннее убранство в домах, быт и состав еды.

В 1718 году Петр издал специальный указ, который вносил новую форму общения между людьми. Если раньше празднование ограничивалось шумным застольем и пиром, то после введения указа дворяне могли свободно общаться и танцевать.

Также царь активно приглашал в Россию иностранных художников и отправлял наиболее талантливых русских обучаться художественному искусству заграницу. Позже, уже после смерти Петра, эти художники, набравшись опыта и мастерства кисти за рубежом, возвращались в Россию.

Еще одним важным событием в культурном изменении России Петра Первого стало введение указа, в котором запрещалось писать имена сокращенно (Ванька, Сашка), вместо этого в документах необходимо было писать полное имя.

Запрещалось падать на колени перед государем, в зимнее время года не было надобности снимать шапку, проходя мимо здания в котором находился царь. Все эти нововведения Петр объяснял просто - проявление почести царя не в унижении перед ним, а в упорном служении и верности государству и государю.

Культурные реформы в отношении женщин

Во времена правления Петра культурные изменения коснулись и женщин. Он издал ряд царских указов, в которых запрещалось выдавать женщину замуж без ее воли. Между обручением и венчанием должно было пройти не менее 6 недель, чтобы будущие молодожены могли лучше узнать друг друга. И если за это время жених или невеста передумали венчаться - так тому и быть, даже если родители настаивают на венчании. Если ранее женщины не могли участвовать в публичных празднествах, то с введением ряда указов им разрешалось участвовать в общественных праздниках.

Со временем в дворянской среде стали формироваться другие ценности, мировосприятие, эстетическое поведение, которые сильно отличались от ценностей и мировоззрения остальных сословий.

Билет8 отмена крепостного права

причинами отмены крепостного права в России были следующие:
-во-первых, крепостничество сдерживало развитие промышленности, медленно шло накопление капитала. Россия могла перейти в разряд второстепенных государств;
-во-вторых, крестьянские хозяйства разорялись, так как помещики увеличивали барщину в Черноземье, а оброчные крестьяне уходили на заводы, подрывалась основа крепостнической экономики, базирующейся на принудительном, крайне неэффективном труде крепостных крестьян;
-в-третьих, кризис крепостничества явился одной из главных причин поражения страны в Крымской войне, которая показала военно-техническую отсталость России. Была подорвана финансовая система; крестьяне разорялись из-за рекрутских наборов, роста повинностей. Началось массовое бегство крестьян от помещиков;
-в-четвертых, рост числа крестьянских волнений (в 1860 г. произошло 126 выступлений крестьян) создавал реальную угрозу превращения разрозненных выступлений в новую “пугачевщину”;
-в-пятых, осознание правящими кругами, что крепостное право - “пороховой погреб” под государством. От либеральных помещиков, ученых, даже родственников царя, в частности младшего брата великого князя Константина, в адрес правительства стали поступать предложения, проекты реформирования земельных отношений. Александр II, выступая в 1856 году перед представителями московского дворянства, говорил: “Если мы не освободим крестьян сверху, то они освободят себя снизу”;
-в-шестых, крепостное право, как форма рабства, осуждалось всеми слоями русского общества.
В 18 веке крепостное право стаоло главным препятствием в развитии производительных сил России, мешало культурному и социальному прогрессу. В первой половине 19 века решение целого комплекса социальных вопросов упиралось в проблему отмены крепостного права. Дворянская монополия на владение крепостными подтачивалась. По указу 1841 года крепостных разрешалось иметь только лицам, владевшим населенными имениями. Развитие капиталистических отношений привело к появлению слоя «капиталистых» крестьян, располагавших средствами для выкупа на волю, который, однако, целиком зависел от помещика. В первой половине 19 века в России начали разрабатываться проекты ограничения и отмены крепостного права. В 1808 году было запрещено продавать крепостных на ярмарках, в 1833 году - разлучать членов одного семейства при продаже. Раскрепощение незначительного числа крестьян было произведено на основе законов о свободных хлебопашцах (1803) и временнообязанных крестьянах (1842). Крепостное право было полностью отменено в ходе крестьянской реформы 19 февраля 1861 года (при Александре II).

Манифест об освобождении крестьян был подписан 19 февраля 1861 года. За
свою крестьянскую реформу Александр II был назван "Царем Освободителем".
В отличие от других стран крестьяне при освобождении получали землю. За
землю, которую они получали от помещиков, платило государство; государству
же стоимость земли должны были выплачивать сами крестьяне в течение 49 лет.
85% крестьян выкупили землю за 20 лет. Участок земли был неравен для каждого, в зависимости от плодородия почвы. Самая лучшая земля оставалась у помещика.

В итоге крестьяне считали себя обманутым и продолжили высказывать свое недовольство.

Культурные преобразования Петра 1

Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова».

После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями "устаревшего" образа жизни (наиболее известен запрет на бороды. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.

При Петре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами. До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями). В 1710 Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв (церковнославянский шрифт остался для печатания церковной литературы). Петром были созданы новые типографии. В русском языке появилось много англоязычных слов.

Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию.

30 декабря 1701 г. (10 января 1702 года) Пётр издал указ, которым предписывалось писать в челобитных и прочих документах имена полностью вместо уничижительных (Ивашка, Сенька и т.п.), на колени перед царём не падать, зимой на морозе шапку перед домом, в котором находится царь, не снимать.

Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. С 1702 г. самой невесте (а не только ее родственникам) было предоставлено формальное право расторгнуть обручение и расстроить сговоренный брак, причем ни одна из сторон не имела права «о неустойке челом бить». Законодательные предписания 1696 –1704 гг. о публичных празднествах вводили обязательность участия в торжествах и празднествах всех россиян, в том числе «женского пола».

Постепенно в среде дворянства складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений, которая коренным образом отличалась от ценностей и мировоззрения большинства представителей остальных сословий.

24 Александр 1 как политический деятель

Правление Александра I (1801-1825 гг.)

12 марта 1801 г. в результате дворцового переворота на престол вступил Александр I . В детстве Александр был отнят у родителей и воспитывался своей бабкой - Екатериной Великой. Императрица назначила воспитателем царевича швейцарского дворянина Ф. Лагарпа, который оказал огромное влияние на формирование либеральных воззрений будущего самодержца. Пытаясь приспособиться к противостоянию Екатерины II и своего отца, Александр Павлович вынужден был лавировать между двумя противоборствующими группировками, что повлияло на формирование таких качеств его характера, как хитрость, проницательность, осторожность и двуличность. Тот факт, что Александр I знал о готовящемся заговоре против императора Павла I , но в силу слабости и жажды власти не смог предотвратить убийство отца, способствовал развитию у него мнительности и недоверия к окружающим.

Либеральные реформы 1801-1815 гг.

Став императором, Александр I в полной мере проявил себя как осторожный, гибкий и дальновидный политический деятель, крайне осмотрительный в своей реформаторской деятельности.

Первые шаги нового императора оправдали надежды российского дворянства и свидетельствовали о разрыве с политикой императора Павла и возвращении к преобразовательной деятельности Екатерины Великой. Александром I были возвращены опальные дворяне, были сняты ограничения на торговлю с Англией, отменен запрет на ввоз книг из-за границы. Также император подтвердил привилегии дворянам и городам, указанные в екатерининских Жалованных грамотах.

В то же время Александр I с целью разработки либеральных реформ государственного устройства создал Негласный комитет (май 1801 - ноябрь 1803 г.), в который входили: П. Строганов, А. Чарторыйский, В. Кочубей и Н. Новосильцев. Негласный комитет не являлся официальным государственным учреждением, а был совещательным органом при государе. Основными вопросами, обсуждавшимися на заседаниях Негласного комитета, стали реформы государственного аппарата в сторону ограничения самодержавия, крестьянский вопрос и система образования.

Результатом деятельности Негласного комитета стана реформа высших государственных органов. 8 сентября 1802 г. был издан Манифест, по которому вместо коллегий были учреждены министерства: военное, военно-морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции, а также Государственное казначейство на правах министерства.

В решении крестьянского вопроса, обсуждаемого в Негласном комитете, Александр I был крайне осторожен. Император считал крепостничество источником социальной напряженности, но был убежден, что общество не готово к радикальным реформам. 20 февраля 1803 г. был издан указ о «вольных хлебопашцах», который предоставлял помещикам возможность освобождать крестьян с землей за выкуп. Указ носил рекомендательный характер и не пользовался большой популярностью у помещиков: за весь период царствования Александра I в разряд «вольных хлебопашцев» перешло менее 0,5% крепостных.

С осени 1803 г. значение Негласного комитета стало падать, а его место занял Комитет министров. Для продолжения преобразований Александру I нужны были новые люди, преданные лично ему. Новый виток реформ был связан с именем М. Сперанского. Александр Г сделал Сперанского своим основным советником и помощником. К 1809 г. Сперанский по поручению императора подготовил план государственных преобразований под названием «Введение к уложению государственных законов». Согласно этому плану необходимо было осуществить принцип разделения властей (законодательные функции сосредоточивались в руках Государственной Думы, судебные - в руках Сената, исполнительные - у министерств). Все население России по плану М. Сперанского делилось на три сословия: дворянство, «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне) и «народ рабочий» (крепостные крестьяне, мастеровые, прислуга). Все сословия получали гражданские права, а дворяне - права политические.

Император одобрил план Сперанского, но не решился проводить широкомасштабные реформы. Преобразования коснулись исключительно центральной системы государственного управления: в 1810 г. был учрежден Государственный совет -законосовещательный орган при императоре.

В 1810-1811 гг. была закончена реформа системы министерского управления, начатая еще в 1803 г. Согласно «Общему учреждению министерств» (1811) было образовано восемь министерств: иностранных дел, военное, морское, внутренних дел, финансов, полиции, юстиции и народного просвещения, а также Главное управление почт, Государственное казначейство и ряд других ведомств. Вводилось строгое единовластие. Министры, назначаемые царем и подотчетные только ему, образовали Комитет министров, статус которого как совещательного органа при императоре был определен лишь в 1812 г.

В начале 1811 г. Государственный совет отказался утвердить проект новых реформ. Стал очевиден провал всего плана Сперанского. Дворянство отчетливо ощущало угрозу уничтожения крепостного права, Растущая оппозиция консерваторов приобрела настолько угрожающий характер, что Александр I был вынужден прекратить преобразования. М. Сперанский был отстранен, а затем сослан.

Таким образом, реформы начала первого периода царствования Александра I носили весьма ограниченный характер, но они достаточно упрочили его положение как самодержавного монарха, будучи результатом компромисса между либеральным и консервативным дворянством.

Консервативный период правления Александра I

Второй период правления императора традиционно называется в исторической литературе «консервативным», несмотря на то что в это время были осуществлены такие либеральные преобразования, как введение польской конституции, предоставление автономии Бессарабии, облегчение положения крестьян в Прибалтике.

Внешние события 1812-1815 гг. отодвинули внутриполитические проблемы России на второй план. После окончания войны вопрос о конституционных реформах и крепостных отношениях вновь оказался в центре внимания общества и самого императора. Был разработан проект Конституции для польских земель, входивших в состав России. Эта конституция стала своего рода пробным шагом, экспериментом, который должен был предшествовать введению конституции в России.

В ноябре 1815г. польская конституция была утверждена. В ней сохранялась монархия, но предусматривалось создание двухпалатного парламента (сейма). Правительство должно было быть ответственно перед сеймом, также гарантировались свобода печати, равенство всех сословий перед законом, неприкосновенность личности. А на открытии сейма в 1818 г. в речи Александра I фактически прозвучало обещание ввести конституцию и в России. В марте 1818 г. император поручил группе своих советников во главе с Н. Новосильцевым разработать конституцию для России. Конституция была разработана, но так и не была реализована - Александр I не решился идти на прямую конфронтацию с оппозицией.

В апреле 1818 г. Александром I было предоставлено автономное управление Бессарабии. Согласно «Уставу образования Бессарабской области» высшая законодательная и исполнительная власть передавалась Верховному совету, часть которого избиралась от дворянства. Еще в 1804 г. было утверждено «Положение о лифляндских крестьянах», по которому запрещались продажа крепостных без земли, фиксированная повинность, освобождавшая крестьян от рекрутской повинности. В мае 1816 г. император подписал «Положение об эстляндских крестьянах», по которому они получали личную свободу, но вся земля оставалась в собственности помещиков. Крестьяне могли брать землю в аренду, а позже и выкупать ее. В 1817 г. «Положение» было распространено на Курляндию и на Лифляндию (1819).

петр реформа военный налог

Петр I видел, что низкий культурный уровень господствующего дворянского класса мешает делу успешного осуществления реформ по укреплению централизованного дворянского государства.

Ломая старые традиции, Петр приступил к созданию грамотного корпуса офицеров и чиновников из дворян.

Дворянин должен был с детства учиться, чтобы быть подготовленным выполнить «государеву службу». С десяти до пятнадцати лет он обязан был учиться на дому, в военных или гражданских «цифирных» школах. «Государеву службу» дворяне начинали с пятнадцати лет и служили до полной утраты работоспособности. Когда дворянский «недоросль» являлся на службу, ему устраивался экзамен, если он не кончал школу, после чего, в зависимости от обнаруженных знаний, дворянин определялся на ту или иную должность. Часто проверку знаний «недорослей» производил сам Петр. Известный минимум грамотности стал обязательным для дворянина, без него он не мог рассчитывать на продвижение по службе. Более того, дворянину, желающему жениться, необходимо было предъявлять справку о полученном образовании,

Для обучения дворян Петр создал целую сеть учебных заведений, в первую очередь военных. Разночинцы допускались к обучению в школах, но они могли и не учиться. Обязательной учеба была только для дворян.

В 1701 г. в Москве была основана «навигацкая» школа, где обучали морскому делу. Впоследствии «навигацкая» школа была переведена в С.-Петербург и преобразована в Морскую академию.

В том же 1701 году была открыта артиллерийская школа. В ней до открытия специальной школы готовили также и офицеров инженерной службы. В 1712 г. в Москве начала работать специальная инженерная школа. В 1707 г. при госпитале в Москве была основана первая медицинская школа.

В 1714 г. во всех губерниях организуются «цифирные» школы.

Для детей духовенства Петр I приказал открыть в каждой епархий епархиальные школы В 1725 г. было уже 46 епархиальных школ.

Петр провел всю подготовительную работу для основания в России Академии наук с гимназией и университетом при ней. Академия наук была открыта в С.-Петербурге после смерти Петра I в 1726 г.

Одновременно с организацией школ составлялись необходимые учебники, развивалось книгоиздательство. Вышли букварь и грамматика Поликарпова, учебник арифметики Копиевского и Магницкого, греческого, латинского, славянского языков, «таблицы логарифмов и синусов» Магницкого и Фарварсона. При непосредственном участии самого Петра I секретарь Макаров составил «1 историю Свейской войны». Иван Посошков написал свой замечательный труд «О скудности и богатство.-. Появилось в печати много оригинальных и переводных трудов. 2 января 1703 г. в Москве вышел первый номер газеты «Ведомости» -- первенец русской периодической печати.

Рост различных учебных заведений и резко возросшая потребность в печатных изданиях потребовали реформы печатного и письменного шрифта. Громоздкий и сложный славянский шрифт был неудобен и трудночитаем. В 1708 г. он был заменен новым «гражданским» русским шрифтом, который составил сам Петр I.

Нет ни одной отрасли культуры, где не оставила бы след бурная деятельность царя-преобразователя.

С 1700 г. вводится новое, европейское летосчисление; новый год устанавливается с 1 января, а не с 1 сентября, как было ранее в России.

Петр 1 создавал музеи, библиотеки, театры.

Он придавал большое значение вопросу изучения своей страны, ее географии и природных богатств. При нем было произведено картографическое описание Каспийского моря и составлена его первая карта. Петр посылал экспедиции по обследованию Великого Северного пути и по отысканию дороги в Индию через Среднюю Азию, организовал экспедицию Беринга.

Петр I не ограничивался подготовкой дворян в основанных им школах, он посылал их учиться и за границу.

Следует отметить, что дворяне, побывавшие за границей, часто слепо подражали западноевропейским обычаям, нравам, коверкали русский язык, пренебрегали всем русским, восхищаясь иностранным.

Круто и решительно насаждал Петр кульгуру, новый быт и обычаи. Он боролся с консерватизмом и косностью, «не останавливаясь перед варварскими средствами борьбы против варварства».

В годы правления Петра I культурный уровень страны значительно вырос. Развилась светская наука, господствовавшее ранее в науке богословие отошло на второй план. Условия для дальнейшего развития науки и культуры/ освобожденных от мертвящего влияния церкви, значительно улучшились.

«Реформа Петра, взволновавши давнишний застой Руси, разорвавши узы, которыми связывали всех остатки местничества и другие боярские предрассудки и обычаи, давши больше простора всем классам, значительно ускорили ход самой образованности».

В первой четверти XYIII века в России осуществляются преобразования, непосредственным образом связанные с “европеизацией” русской культуры. Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.

Следует отметить, что на протяжении всего XYII века наблюдалось активное проникновение западноевропейской культуры на Русь. Тем не менее, в петровскую эпоху изменяется направленность западноевропейского влияния, а новые идеи и ценности насильственно внедряются, насаждаются во все сферы жизнедеятельности русского дворянства - главного объекта преобразовательной политики Петра I. Такого рода ситуация во многом объяснялась государственными целями - Петру были необходимы достижения и опыт Европы для проведения, прежде всего, промышленной, административной, военной, финансовой реформ, для решения задач внешней политики. Успех этих реформ Петр связывал с формированием нового мировоззрения, перестройкой культуры и быта русского дворянства в соответствии с европейскими ценностями.

Большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и быту, зародившаяся еще в годы ранней юности, во время частых его визитов в Немецкую слободу в Москве, где он обрел первых друзей и где, по словам современника князя Б.И. Куракина, у него «амур начал первый быть». Этой иррациональной душевной склонностью, по-видимому, объясняется то огромное значение, которое Петр придавал реформам в области быта и культуры.

После первого путешествия за границу Петр задался целью перенести в Россию европейские институты, обычаи, формы общения и развлечений, мало задумываясь о том, что они не имели здесь органичной предыстории. Более того, те способы, которыми Петр внедрял европейскую цивилизацию, говорят о том, что преобразователь требовал от своих подданных преодолеть себя, демонстративно отступиться от обычаев отцов и дедов и принять европейские установления как обряды новой веры.

Сближение с западом проявлялось в заботах правительства о том, чтобы русский человек и внешним видом напоминал европейца. На следующий день после приезда из-за границы (26 августа 1698 года) Петр выступил в роли цирюльника, велев принести ножницы и самочинно обрезав бороды у шокированных этой выходкой бояр. Подобную операцию Петр проделывал несколько раз. Для Петра борода стала символом ненавистной старины, несущей, например, в лице стрельцов, угрозу ему и его планам. Борода издавна считалась неприкосновенным украшением, признаком чести, родовитости, предметом гордости, поэтому этот указ вызвал сопротивление. Указ 1705 года обязывал все мужское население страны за исключением священников, монахов и крестьян, брить бороды и усы. Так изначально русское общество оказалось разделенным на две неравные части: для одной (дворянство и верхушка городского населения) предназначалась насаждаемая сверху европеизированная культура, другая сохраняла традиционный уклад жизни.

Борьба шла и с широкорукавным платьем. Вскоре после возвращения "великого посольства" состоялось шуточное освящение Лефортового дворца. Многие гости прибыли на пир в традиционной русской одежде: в сорочках с вышитым воротником, шелковых зипунах яркого цвета, поверх которых были надеты кафтаны с длинными рукавами, стянутыми у запястья нарукавниками. Поверх кафтана было длинное платье из бархата, сверху донизу застегнутое на множество пуговиц. Шуба и меховая шапка с высокой тульей и бархатным верхом завершали наряд знати (такой наряд был совершенно не удобен для работы). В тот день царь вновь шокировал многих знатных людей, собственноручно взяв ножницы и начав укорачивать рукава.

В 1700 г. был принят специальный указ об обязательном ношении венгерского платья (кафтанов), а в следующем году было запрещено носить русское платье, его изготовление и продажа карались законом, предписывалось носить немецкую обувь - сапоги и башмаки. Это было сознательное противопоставление нового, современного, удобного - старому, архаичному. Очевидно, долгие голы только насилием можно было поддерживать новые моды и нравы. Не раз публиковались указы, угрожавшие нарушителям различными карами, вплоть до каторги.

Европеизация воспринималась русскими дворянами субъективно, поскольку главным критерием европеизированного быта у них считалось отличие от крестьянской жизни. Для русского дворянина быть европейцем означало изменить одежду, прическу, манеры, т.е. отгородиться от крестьянской жизни. И это можно было сделать путем обучения европейской культуре.

Русским дворянам нелегко давалось такое обучение, так как они родились и выросли еще в допетровской Руси и воспитывались в соответствии с традиционными ценностями. Поэтому русский дворянин в петровскую эпоху оказался у себя на родине в положении иностранца, которому во взрослом состоянии искусственными методами следует обучаться тому, что люди обычно получают в раннем детстве непосредственным опытом. Петр понимал, что обучить своих подданных новому “языку” с помощью одних только угроз и указов невозможно, поэтому под его непосредственным руководством выходили пособия и руководства по обучению “правильному” поведению.

Подлинным пособием для дворянина стало так называемое “Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению”. Это сочинение неизвестного автора формирует новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости придерживающегося европейских манер. Основная мораль данного произведения: молодость - подготовка к службе, а счастье - следствие прилежной службы.

Изучение данного текста интересно с точки зрения выявления противоречий между традиционными и новыми ценностями и рассмотрения процесса адаптации на русской почве европейской культуры. Так, книга внушала, что благовоспитанный молодой человек должен отличаться тремя добродетелями: приветливостью, смирением и учтивостью. Чтобы пользоваться успехом в обществе, он должен владеть иностранными языками, уметь танцевать, ездить верхом, фехтовать, быть красноглаголивым и начитанным и т.д. В заключение перечислялись 20 добродетелей, которые украшают благородных девиц. Интересно, что наряду с вышеизложенными рекомендациями давались и следующие советы: “ обрежь свои ногти, да не явятся, якобы оные бархатом обшиты… Не хватай первой в блюдо и не жри, как свинья…Не сопи, когда яси, Ногами везде не мотай, не облизывай перстов, не грызи костей. Зубов ножом нечисти… Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже…”. Подобного рода соединение несопоставимых рекомендаций и советов очень характерно для культуры петровской эпохи и показательно при выявлении ее противоречий.

При анализе “Юности честное зерцало…” просматривается одна из основных целей европеизации: “Младые отроки должны всегда между собой говорить иностранными языками, дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги и служанки дознаться не могли и чтоб их от других незнающих болванов распознать”. Из данной цитаты видно, что для русских дворян иностранное должно стать нормой и “владение иностранными языками повышали социальный статус человека”. Дворянство становилось привилегированным сословием и Петр как бы санкционировал отгороженность дворян от крестьянской жизни, подтверждая своими наставлениями правильность выбора ими главного критерия европеизированного быта.

Важнейшие социально-экономические и политические сдвиги в общественной жизни России в Петровскую эпоху нашли яркое отражение в литературе и публицистике. В 1717г. в Петербурге вышло в свет “Рассуждение...” о причинах войны с Швецией, подготовленное по поручению Петра вице-канцлером П.П. Шафировым и представляющее собой первый в российской истории обстоятельный дипломатический трактат о внешнеполитических приоритетах страны. Экономическая публицистика была представлена работами выдающегося ученого-самородка Б.Т. Посошкова (1652 - 1726), и, прежде всего, его наиболее известной работой “Книга о скудости и богатстве”.

Одним из блестящих ораторов, писателей, церковных и общественных деятелей эпохи Петра был главный сторонник церковной реформы Феофан Прокопович (1631 - 1736). Им был разработан “Духовный регламент” (1721) и важный политический трактат “Правда воли монаршей” (1722). Другим видным церковным деятелем был митрополит Стефан Яворский (1658 - 1722) - местоблюститель патриаршего престола в 1700 - 1721 гг. Его литературная деятельность отмечена крупными религиозными трактатами “Знамение пришествия антихристова” и “Камень веры”, направленными против реформаторства и протестантизма.

Ко времени Петра относятся попытки создания публичных театров (“комедиальных храмин”) в Москве и Петербурге, где, давились пьесы на исторические темы и комедии (например, Ж.-Б. Мольера “Амфитрион” и “Доктор принужденный”). Появляются и первые русские драматические произведения: “Владимир” (трагикомедия Ф. Прокоповича), “Слава Российская” (пьеса Ф. Жуковского) и др.

Перемены в быте и нравах высших кругов проявлялись в возникновении новых форм развлечений. В конце 1718 года верхи петербургского общества были извещены о введении ассамблей. Петр побывал во французских гостиных, где собирались и вели беседы выдающиеся деятели науки, политики, искусства и у него созрел план организации ассамблей в России. Вводя новую форму общения и развлечений, Петр преследовал две главные цели - приучить русских дворян к светскому образу жизни, распространенном в Европе, и приобщить русских женщин к общественной жизни. При организации ассамблей преобразователь использовал не только практические, но и теоретические достижения Западной Европы.

В его указе “О порядке собраний в частных домах, и о лицах, которые в оных участвовать могут” дан перечень правил, распорядок данного развлечения, которому должны следовать все присутствующие. Все усилия преобразователя были пронизаны идеей полезности. Ассамблеи Петр устраивал и в Летнем саду, которые также проходили по особому регламенту. На данное развлечение гости прибывали на лодках и попадали в сад через нарядные деревянные галереи, служившие одновременно пристанями и приемными залами, где накрывались столы со сластями и другими закусками.

Указами от 19 и 20 декабря 1699 г. вводилось новое летоисчисление: не от сотворения мира, а от Рождества Христова; новолетие началось не с 1 сентября, а с 1 января, как во многих европейских странах.

Празднование нового года должно было происходить с 1 по 7 января. Ворота дворов надлежало украшать сосновыми, еловыми и можжевельными деревьями, а ворота бедных владельцев - ветвями. Каждый вечер по большим улицам предписывалось жечь костры, а при встрече поздравлять друг друга. В столице в эти дни устраивались фейерверки.

Петра I можно считать основателем системы государственных праздников. Викториальные празднества сознательно строились им по образцу триумфов императорского Рима. Уже в 1696 году в торжествах по случаю побед русских войск под Азовом наметились основные элементы и составные части будущих празднеств, в которых легко просматривалась римская основа. По распоряжению Петра мастер “Иван Салтанов со товарищи” построил триумфальные ворота: громадные резные статуи Геркулеса и Марса поддерживали их свод, они были украшены незнакомыми для русской аудитории эмблемами и аллегориями.

Петр потребовал от женщины вступления в общественную жизнь, забывая, что она не совсем готова к этому и не может сразу же, в один момент, расстаться с домостроевским укладом жизни. Преобразователь проявил заботу о женщине, указав ей как одеваться, говорить, сидеть и вообще себя вести. В первое время на ассамблеях, как отмечает С.Н. Шубинский, русские боярыни и боярышни были смешны и неуклюжи, “затянутые в крепкие корсеты, с огромными фижмами, в башмаках на высоких каблуках, с пышно расчесанною большей частью напудренною прическою, с длинными “шлепами”, или шлейфами, они не умели не только легко и грациозно вертеться в танцах, но даже не знали, как им стать и сесть”.

Реформа культуры Петра I — комплекс законов и преобразований касающихся развития культурной сферы русского общества, проведенный за время правления Петра I в Русском царстве и Российской империи в 1762-1725 годах.

Полный список реформ Петра I в области культуры можно изучить в таблице ниже.

Реформы культуры Петра I Великого

Таблица
«Реформы и преобразования культуры Петра I Великого»

Год/Событие Причины и цели Суть и содержание
Начало 1690-х

Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор

Высмеивание церконых традиций и обычаев, разврат, пьянство. Учрежден царём Петром I с целью развлечений, питейных увеселений, карнавальных действ, а также пародирования обрядов католической и православной церквей
1697 11 февраля

Разрешение на продажу табака

Разрушение русских традиций, прививание европейских обычаев Именным указом Пётр I отменил запрет 1634 года на курение и продажу табака
1698 5 сентября

Указ брить и рубить бороды

Вернувшись из Великого Посольства Пётр I решил пресечь сложившиеся традиции русского общества. У самого Петра I борода не росла. Всем, кроме жителей деревень и духовенства было приказано сбрить бороды. Тех кто отказывался — брили насильно. Сам Пётр I отрубил бороды нескольким боярам пришедшим к нему
1700

Новое летоисчисление и календарь

15 декабря 7207 года (старый стиль русского календаря) Пётр I подписал указ об изменении летоисчисления — новый год велено именовать 1700, а празднование Нового года переносилось с 1 сентября, на 1 января.
1700 январь

Указ «О ношении платья на манер венгерского»

Пресечение сложившихся традиций русского общества. При въезде в города были поставлены специальные люди, которые следили, в какой одежде приходит человек. За неподобающий вид брали пошлину: с пеших 13 алтын и 2 деньги, а с конных 2 рубля. Тем же, кто не платил, полы длинного кафтана могли отрезать на месте
1702

Комедиальная храмина на Красной площади

Пропаганда и агитация западного образа жизни, высмеивание русских традиций Основанный Петром государственный театр просуществовал всего несколько лет и распался в 1707 году, после того, как двор переехал в Петербург. Потом Петр опять принимал меры для создания нового театра, но безуспешно.
1714 31 января

Создание кунсткамеры

Коллекционирование уникальных предметов Петр I распорядился перевести свои коллекции диковинок в новую столицу и разместить их в служебном помещении Летнего дворца на Фонтанке, названном на европейский манер Кунсткамерой – кабинетом редкостей.
1718 25 ноября Организация общественных развлечений на европейский манер. Проводились во все времена года, летом - на открытом воздухе. В программу ассамблей входили еда, напитки, танцы, игры и беседы. Посещение ассамблей было обязательно не только для дворян, но и для их жён. Мужчинам полагалось играть в карты и курить табак.

Причины реформы культуры и предпосылки культурных преобразований Петра I

  • Петр I стремился сломать сложившиеся русские традиции для установления европейских ценностей.
  • Великое посольство Петра I в Европу позволило ему ознакомиться с европейскими порядками и проникнуться зарубежной культурой.
  • С юных лет царь всячески противился устоявшимся нормам русского общества, считая их варварскими и устаревшими.

Кратко о сути и содержании петровских преобразований в сфере культуры

Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор

Созданный в начале 1690-х годов, этот пародийный собор просуществовал около 30 лет, и послужил, среди прочих деяний, для восприятия некоторыми слоями общества Петра I как Антихриста.

Главной чертой «Собора» было отчётливое пародирование обрядов католической и православной церквей; сопровождавшееся употреблением ненормативной лексики, водочных возлияний и всяческих передразниваний реальной жизни.

Обряд «Славления» проводящийся в рамках Всепьянейшего Собора Петра I

Разрешение на курение и продажу табака

Во время Великого посольства 1697-98 годов, Пётр I кардинально изменил своё отношение к вопросу табакокурения. Основной причиной этого обычно называется тот факт, что царь сам пристрастился к вредной привычке пока путешествовал по Европе. В результате, личным указом в 1697 году Пётр I русским купцам разрешил торговать табаком, а уже к 1716 году на территории будущей Украины была создана первая российская табачная плантация. Примечательно, что еще в 1634 году царь Михаил Федорович запретил курение табака, а пойманным не единожны на данном нарушении предписывалось пороть и вырывать ноздри.

Пётр I курит во время ассамблеи

Новые правила в одежде и внешности

Указ брить и рубить бороды

Борода у русских мужчин издревле считалась предметом гордости. Отрубить или отстричь насильно бороду — значит оскорбить честь и достоинство человека. Однако сам Пётр I от природы не имел бороды, а всё связанное со сложившимися русскими традициями вызывало у него если не ярость, то насмешку, особенно после Великого посольства в Европу 1697-1698 годов.

Пётр I насильно стрижет бороды бояр

5 сентября 1698 года царь повелел всем боярам, купцам и военным людям постричь бороды , а тем кто ослушается — рубить насильно. Некоторым пришедшим к нему боярам, за разъяснениями по поводу таких вопиющих нарушений культуры, Пётр I отрубил бороду лично. Духовенству и жителям деревень разрешалось носить бороду, но деревенские мужики были обязаны заплатить налог на бороду при заходе в любой из крупных городов. Откупиться от бритья могли и городские жители с купцами, но если налог для крестьян был 1 копейка, то для более обеспеченных людей он достигал 600 рублей в год, что было на тот момент весьма значительной суммой.

Указ о форме и длине верхней одежды

Не успели дворяне оправиться от запрета на бороду - в январе 1700 года Петр I велел всем носить платье по типу венгерского , немного позже в качестве примера стал приводиться немецкий костюм, и в конце концов боярам и дворянам предписывалось носить немецкое платье по будням и французское – по праздникам. В качестве наглядных образцов нового костюма на городских улицах были выставлены чучела, одетые на новый манер. Специальные вооруженные отряды – блюстители западной моды хватали прохожих, ставили на колени и отрезали полы одежды на уровне земли.

Реформа затронула и женскую одежду. Тяжёлые сарафаны, скрадывающие формы тела, закрытые рубашки были запрещены.

Укорачивание русских кафтанов на заставе. С голландской гравюры И.Филипса начала XVIII века

Согласно новой моде женщины должны были носить широко и глубоко декольтированные французские платья, с затянутым в талии корсажем, рукавами до локтя и широкой юбкой. Женщины также должны были завивать волосы в локоны и пользоваться яркой декоративной косметикой (румяна и белила).

«Эко чучела!», рисунок С. С. Соломко.

Новое летоисчисление и календарь

По старому стилю 15 декабря 7207 года от сотворения мира в Звездном храме, был издан указ царя Петра «с сего числа перестать дурить людям головы». Согласно указу, после 31 декабря 7207 года наступит 1 января 1700 года, и именно 1 января, а не 1 сентября, как прежде, следует считать началом Нового года. Произошло очередное «урезание» более чем десяти тысячелетней истории русского народа.

Такое «обрезание» памяти вполне соответствует вышеописанным попыткам Петра I изменить устоявшиеся русские культурные традиции.

Создание общественного театра

Царь оценил театр, как отличное средство для пропаганды европейских идей и ценностей, а также высмеивания русских традиций и культуры. К 1702 году прямо на Красной площади в Москве была сооружена «Комедиальная храмина» — общедоступный театр на 400 зрителей. Несмотря на то, что золота и себербра для украшения театра не жалелось, а из Европы были специально приглашены актеры — театр просуществовал всего 4 года. Исполняемые на немецком языке пьесы не имели успеха у публики.

После основания Санкт-Петербурга Пётр I пытался продолжить развитие театральной культуры в 1719-1722 годах, но не преуспел в этом. Здание Комедиальной храмины было снесено еще в 1713 году, а весь реквизит перевезён в село Преображенское к сестре Петра I Наталье Алексеевне.

Создание кунсткамеры

Вернувшись из Великого посольства, во время которого Пётр I ознакомился с различными коллекциями диковинных вещей, царь решил создать собственный «кабинет редкостей». После переноса столицы в Санкт-Петербург, коллекция была размещена при Летнем дворце Петра I — в Людских палатах. Датой основания музея считается 1714 год Главными новшествами данных мероприятий были:

  • Разрешение на свободное посещение для женщин.
  • Ассамблеи для всех, кроме крестьян и слуг
  • Основным средством досуга предполагалась игра в карты или шахматы, курение, танцы, разговоры и распитие спиртного

Поведение на ассамблеях было регламентировано петровским указом, согласно которому на ассамблеи были обязаны являться не только дворяне, но и их жёны, за чем зорко следил «царь балов» Ягужинский.


Вчерашние бояре всячески пытались избежать посещения ассамблей, считая подобную затею неприличной. Вызывало ропот и участие в увеселениях женского пола. Для упреждения «прогулов» Ягужинский просматривал списки приглашённых на ассамблеи и вычислял «прогульщиков».

Итоги и результаты культурной реформы Петра I

  • Культура дворянства претерпела существенные изменения, различия между крестьянами и их хозяевами-помещиками увеличились.
  • Генофонд и общее здоровье людей пострадали от разрешения на продажу табака.
  • «Урезан» календарь, введено новое летоисчисление
  • Создан масштабный музей редкостей — Кунсткамера