Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Краткая биография тукая на русском языке. Биография Габдуллы Тукая. Татарский народный поэт Габдулла Мухамедгарифович Тукай

Габдулла Тукай (тат. Габдулла Тукай, Gabdulla Tuqay, паспортное имя Габдулла Мухамедгарифович Тукаев, 14 (26) апреля 1886, деревня Кушлауч, Казанский уезд, Казанская губерния — 2 (15) апреля 1913, Казань) — выдающийся татарский народный поэт, литературный критик, публицист и переводчик.

Биография

Тукай происходил из семьи простого муллы. Отец — Мухамедгариф Мухамедгалимов, уроженец деревни Кушлавыч Казанского уезда, Казанской губернии. Дед Мухамедгалим был муллой. Мать — Бибимамдуда, этническая башкирка, родом из деревни Кожмакты Гайнинской волости, Осинского уезда, Пермской губернии. Дед Зинатулла был башкирским поэтом.

Когда ему исполнилось четыре с половиной месяца, он лишился отца, а в возрасте четырёх лет стал круглым сиротой. В 1892—1895 гг. его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауч. Здесь Габдулла начал приобщаться к трудовой крестьянской жизни, испытал её радости и горечи, стал учиться и, как он сам потом признавался в своих воспоминаниях, Кырлай открыл ему глаза на жизнь. Действительно, впечатления кырлайского периода оставили в памяти и творчестве поэта неизгладимый след любви к родной земле и её простым чистосердечным людям (действие поэмы «Шурале» происходит именно в этой деревне).

В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Будучи взятым туда в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенной семьи меценатов Тухватуллиных, одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе. Первые литературные опыты Тукая частично запечатлились в рукописном журнале «Аль-Гаср аль-джадид» («Новый век») за 1904 год. В этот же период он переводит на татарский язык басни Крылова и предлагает их к изданию. Увлекается поэзией Пушкина и Лермонтова. Его первым замечательным поэтическим созданием на чисто татарском языке был перевод стихотворения А.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 году под названием «Сон мужика».

После начала революции 1905 года в Уральске появились первые татарские газеты и журналы «Фикер» (Мысль), «Аль-гаср аль-джадид» (Новый век), «Уклар» (Стрелы). Тукай сотрудничает в них и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией. Он участвует в прошедших волной по городу демонстрациях.

В начале 1907 года Тукай покидает медресе «Муты?гия» (Тухватуллиных). Начинается его «вольная жизнь». Третьеиюньский переворот 1907 года означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это было тукаевское стихотворение «Не уйдём!», в ярких строках которого прозвучал голос борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и демократии. Такие стихотворения Тукая, как «Шурале», «Пара лошадей», «Родной земле», написанные одновременно с «Не уйдём!», были посвящены теме Родины. Осенью 1907 года Тукай приезжает в Казань, чтобы посвятить свою деятельность новым творческим задачам. Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа») — Фатих Амирхан и др. Все свои творческие возможности Тукай в этот период посвящает сатирико-юмористическим журналам «Яшен» («Молния»), «Ялт-юлт» («Зарница»).

К 1908 году в творчестве Тукая возникает целый цикл замечательных поэтических и очерково-публицистических произведений, в которых исчерпывающе ясно выражено отношение к народу. Такие его стихотворения, как «Осенние ветры», «Гнёт», «Дача» (1911), «Чего не хватает сельскому люду?» (1912), «Надежды народа…» (1913), его близкая дружба с Хусаином Ямашевым (1882—1912) и стихотворение, посвященное его памяти («Светлой памяти Хусаина», 1912), ярко свидетельствуют о том, что поэт питал искреннее сочувствие к своим современникам — борцам за народное дело и благоговел перед их неподкупной человеческой совестью и духовным благородством. Стихотворения «Светлой памяти Хусаина» и «Татарская молодежь» (1912) пронизаны чувством исторического оптимизма. Большинство его стихотворений и путевых очерков, опубликованных в 1911—1912 гг., написано под впечатлениями посещения им деревень Заказанья — своей малой Родины. В них запечатлена реальная действительность, оцененная с позиции заступника народа. Отвергая пресловутую «деревенскую идиллию», Тукай трезво смотрел на сельскую реальность, стремясь охватить социальные контрасты её будней («Чего не хватает сельскому люду?», «Гнет», «Возвращение в Казань»).

Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911—1912 гг. он совершает путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года Тукай пароходом приезжает в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь Тукай остаётся в гостях у своего друга поэта Сагита Рамиева. В Астрахани он встречается с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым, сосланным туда за революционную деятельность в родном краю. Весной 1912 года Тукай решается на более значительное путешествие по маршруту Казань — Уфа — Петербург. В Уфе он встречается с М.Гафури. Эта встреча оставляет глубокий след в жизни обоих народных писателей, укрепляет их симпатии друг к другу. В Петербурге Тукай встречается с Муллануром Вахитовым, впоследствии видным революционером.

Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая, Тукай покидает столицу и отправляется в Троицк, а затем в казахскую степь — пить кумыс, надеясь этим поправить свое здоровье. В Казань возвращается в начале августа. В столице Тукай работает в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжает писать.

Последние годы жизни и деятельности Тукая свидетельствуют о том, что писатель, всё ближе постигая народную действительность, резко ощущал разлад с враждебным народу обществом и беспощадно осуждал все то, что могло бы лечь тенью на его гражданскую совесть («Первое мое дело после пробуждения», «По случаю юбилея» и др.).

2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало. Он ушёл из жизни в расцвете своего таланта. «Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта»,— писали казанские русскоязычные газеты. Тукаевские традиции стали одним из решающих идейно-эстетических факторов и животворных источников для дальнейшего развития татарской литературы под знаменем реализма и народности.

Габдулла Тукай был похоронен на Татарском кладбище Ново-татарской слободы (Казань).

Творчество

Семён Израилевич Липкин пишет:

Поэтом в подлинном смысле этого слова сделала первая русская революция 1905 года… Революция дала настоящее содержание его стихам, и он нашел простую, задушевную форму.

После революции последует реакция, Г. Тукай крайне тяжело переживал происходившие события

В это время начинают раздаваться в прессе и среди бюрократов призывы к переселению многих мусульманских народов в Турцию. Им Г. Тукай дает достойный ответ:

Нам предлагают подлецы, мы слышим черный их совет К султану Вы должны уйти, а здесь для вас дороги нет… Мы не уйдем туда: уйти не могут города и реки, здесь пережитые века пребудут с нами, здесь навеки

Несмотря на споры в татарском обществе, Г. Тукай придерживался точки зрения о единстве народа и его культуры:

« Хочу разумным быть, чистосердечным.
Душа живет стремленьем к свету вечным.
Мне счастие татар дороже жизни, Дождусь ли я для них хорошей жизни?
До срока думой тяжкой состарен, Я сам татарин, истинный татарин
Я дал народу обещаний много, Исполню ль их - известно только Богу
»

Г. Тукай считается одним из основоположников татарского языка, он один из первых написал о его выдающейся роли:

« Родной язык - святой язык, отца и матери язык
Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!
Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать. И сказки бабушки я научился понимать.
Родной язык, Родной язык, с тобою смело я шел вдаль, Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль.
Родной язык, с тобой вдвоем я в первый раз молил Творца: " О боже, мать мою прости, прости меня, прости отца"
»

Память

В честь Габдуллы Тукая назван ряд площадей и улиц: площадь в Казани, а по ней и станция метро, улицы в Уфе, Уральске, сёлах Новый Кырлай Арского района Татарстана, Шаранбаш-Князево Шаранского района Башкортостана, селе Даутово городского округа Верхний Уфалей Челябинской области.

Памятники поэту установлены в:

  • Санкт-Петербурге на Зверинской улице, неподалёку от бывшей татарской слободы;
  • Уральске (Казахстан), в сквере детско-юношеской библиотеки им. Х. Есенжанова, по улице Г. Тукая.
  • Москве, открыт 26 апреля 2011 года в сквере на перекрёстке улицы Новокузнецкая и Малого Татарского переулка (Замоскворечье). Монумент установлен к 125-летию со дня рождения Тукая и изображает молодого поэта сидящим на скамье и одетым в европейский костюм.
  • Литературный музей Габдуллы Тукая — отдел Национального музея Республики Татарстан — в Казани.
  • Литературно-мемориальный комплекс Габдуллы Тукая — в селе Новый Кырлай Арского районаТатарстана.

Также именем поэта названа государственная премия в области искусства Татарстана.

В странах-участницах «ТЮРКСОЙ» 2011 год объявлен «Годом Тукая».

«Поэт Габдулла Тукай» — круизный теплоход проекта 305м, курсирующий по рекам Волго-Камского бассейна.

Произведения

Поэзия

Литературная критика

  1. «Наши стихотворения», «Критика — нужная вещь», 1907
  2. «Первое моё дело после пробуждения», 1913

Родиной кешью принято считать Бразилию. Там это дерево до сих пор произрастает в диком виде, а также дикий орех кешью встречается и в островах Карибского моря. Впервые начали культивировать его в Бразилии, а на сегодняшний день более 30 стран являются основными поставщиками сырья на мировой рынок. Экспортируют его такие страны с теплым климатом, как Индия, Вьетнам, Бразилия, Индонезия, Малайзия, Таиланд и т.д. Данный вид ореха не растет на территории России, а из стран бывшего СССР выращивается лишь на юге Азербайджана.

В скорлупе ореха кешью содержится едкий бальзам с ядовитыми веществами (кардол), который вызывает кожное раздражение.

Разделка орехов производится вручную, и процесс этот весьма опасен: даже среди бывалых «раздельщиков орехов» нередко наблюдаются случаи ожогов кардолом. Из-за этого собирают орехи в перчатках и перед употреблением вываривают в особой жидкости, после чего скорлупа делается безвредной и хрупкой

Если вы поедете в какую-нибудь тропическую страну, и у вас появится возможность самому почистить кешью, даже не пытайтесь, так как это очень вредно для здоровья!

Польза орехов кешью

Стабильное употребление в пищу данных орехов улучшает мозговую деятельность, повышает память и концентрацию внимания.

Кешью приносит особую пользу людям, с повышенным холестерином, а также страдающим атеросклерозом и нехорошим состоянием сосудов (присутствие атеросклеротических бляшек, тромбообразование и болезни сердца).

Орех очень полезен и обладает противосклеротическим действием. Он результативно влияет на работу сердечно-сосудистой системы: укрепляет стенки сосудов, делает их эластичными, а еще улучшает кровообращение. Высокое содержание в составе калия, целебно воздействует на сердечную деятельность: нормализуется выработка гемоглобина, улучшается состав крови.

Частое употребление плода кешью укрепляет иммунитет, а также помогает при бронхите, анемии (малокровии) и т. д.

Кешью в умеренном количестве способен нормализовать уровень сахара в крови.

Среди всех полезных свойств ореха особо ценится его противораковое действие. При ежедневном употреблении нескольких ядрышек в пищу снижается деление раковых клеток. Данный продукт рекомендуют в профилактических целях на ранних стадиях онкологических заболеваний.

Орех кешью благотворно влияет и на мужское здоровье. Он усиливает потенцию и половое влечение. Токоферол, который входит в состав ореховых плодов улучшает выработку сперматозоидов и повышает выносливость мужчины.

Женщинам полезен орех в период месячных. Питательные вещества плодов, восполняют кровопотери во время менструации, повышают репродуктивную функцию и улучшают гормональный фон. Систематический прием орехов улучшает состояние кожи, выравнивает тон и придает ей здоровое сияние.

Полезны орехи и во время беременности. Употребление суточной нормы восполняет нужное количество витаминов, в которых нуждается будущая мама. Кешью снижает риск развития дистрофии у малыша, а также повышает иммунитет беременной. Большинство врачей рекомендуют съедать по 2-3 орешка кешью в период лактации для усиления выработки молока. Но все же перед употреблением в пищу данного продукта лучше проконсультироваться с лечащим врачом.

Сколько можно съесть в сутки

Максимальный прием орехов кешью в день не должен превышать 30 граммов.

Орехи весьма калорийны и очень быстро насыщают организм.

Людям, которые страдают ожирением, кешью идеально подходит для диеты, вместо сытного и полезного перекуса. Всякая здоровая диета предполагает исключение из рациона нездоровых транс-жиров и употребление только полезных жирных кислот как Омега-3,6,9.

Для результативного похудения во время перекуса советуют употреблять 20-30 граммов кешью с целью обогащения организма питательными веществами и для создания чувства утоления голода.

Считаюсь друзьями я гостеприимным певцом —
Бедняк и сынок богача были в доме моем.
Когда же ко мне благородный мой друг приходил —
Казалось, луна в полнолунье спускалась в мой дом.

Имя Габдуллы Тукая означает целую эпоху в духовном развитии всего татарского народа, в становлении его литературы, искусства, культуры в целом. Несмотря на то, что с момента гибели классика татарской литературы прошло немало лет, он по-прежнему живет в благодарной памяти не только своего родного народа, но и заставляет звучать потайные струны сердец многих жителей земного шара.

В день 130-летия со дня смерти Габдуллы Тукая (15 апреля 1913 год) в мечети «Аль-Маржани» прошел вечер памяти великого поэта «Сагынылган дога - Долгожданная молитва».

В рамках мероприятия был презентован уникальный Коран, принадлежавший дедушке Габдуллы Тукая по материнской линии Зиннатулле Амирову. Будучи уроженцем деревни Кожмакты Пермской губернии, Зиннатулла хазрат выполнял обязанности муллы в деревне Училе Казанской губернии.

По традиции имам-хатыйб мечети «Аль-Марджани» Мансур хазрат Джалялетдин совершил молитву за упокой великого татарского поэта.

В истории каждого народа есть личности, являющиеся для него духовным мерилом. Имя Габдуллы Тукая, творческое наследие которого является камертоном для татар всего мира, знают все. Еще на заре XX века он тонко чувствовал пульс истории. Поэта одухотворили высокие идеи гуманизма, демократизма, общечеловеческой любви и преданности своей Родине. Прогрессивные идеи татарских просветителей XIX века нашли отражение в произведениях поэта.

О тяжелом, но насыщенном, деятельном творческом и жизненном пути татарского поэта, публициста, журналиста, фольклориста и переводчика собравшиеся вспомнили, посмотрев небольшой биографический фильм. Также в ходе вечера памяти почитатели творчества Габдуллы Тукая смогли насладиться пением акапелла Государственного камерного хора Республики Татарстан под руководством Заслуженного деятеля искусств РТ Миляуши Таминдаровой. Строки из многочисленных и пронизывающих до самых тайных уголков сердца стихотворений Тукая, на татарском и русском языках прочли Главный режиссер Казанского ТЮЗа имени Г.Кариева, Заслуженный артист России Ренат Аюпов, Заслуженная артистка России и актриса Большого драматического театра имени Г.А.Товстоногова Екатерина Толубеева и актер театра «Русская антреприза имени Андрея Миронова» Михаил Драгунов.

В течение всего вечера поклонники творчества поэта с мировым именем могли любоваться картиной «Молитва. Дога», выполненной рукой художника Файзрахмана Аминова, который при создании работы использовал золотые и серебряные краски. Стоит отметить, что все творчества художника было пронизано сказочной образностью поэзии Тукая. Он создал свой удивительный мир поэта и его произведений, вобравший в себя мелодию народных песен, многозвучность и широты палитры татарского народного искусства, тонкий лиризм языка и красок. - «Тукай в Кырлае», «Сказочный Кырлай», «Шурале», «Сак-Сок», «Шуралинский лес». В своем видении мира поэзии именно Аминов наиболее близко смог понять и изобразить мироощущение народного поэта.

Жизнь люби, люби отчизну, мир, которым жив народ.
Не печалься о кончине; всякий, кто живет, — умрет.
К мелкой злобной укоризне оставайся нем и глух.
Унижения мирские не вольны унизить дух.

Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавыч. Отец — Мухамедгариф Мухамедгалимов (1843—1886), уроженец деревни Кушлавыч Казанского уезда, Казанской губернии, с 1864 года «указной» мулла в родной деревне. Мать — Мэмдудэ (1864—1890). Дед Габдуллы по отцовской линии — Мухамедгалим, также был муллой. А дед Габдуллы по материнской линии — Зиннатулла Амиров (1829—1909)], уроженец села Казмакты Гайнинской волости Осинского уезда Пермской губернии, обучался в Султанаевском медресе, служил муэдзином в Кушлавыч, а позже по просьбе жителей Училе пошел муллой к ним. Сестры поэта — Сажида (Бибисажида) (1877—1956), Газиза.

Когда Габдулле было около пяти месяцев, он лишился отца. Позднее мать оставила ребёнка на воспитание бедной старушке, а потом — забрала обратно, однако вскоре умерла и в возрасте четырёх лет Габдулла стал круглым сиротой. После кратковременного пребывания в семье деда Зиннатуллы, он оказывается в Казани, в семье бездетного жителя Ново-Татарской слободы по имени Мухамметвали, где провел около 2 лет. Его приемные родители заболели и вынуждены были вернуть Габдуллу в Учили. В 1892—1895 годах его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлавыча.

Уральск

В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Будучи взятым туда в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенной семьи меценатов Тухватуллиных, одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе. Первые литературные опыты Тукая частично запечатлелись в рукописном журнале «Аль-Гаср аль-джадид» («Новый век») за 1904 год. В этот же период он переводит на татарский язык басни Крылова и предлагает их к изданию. Увлекается поэзией Пушкина и Лермонтова. Его первым замечательным поэтическим созданием на чисто татарском языке был перевод стихотворения А.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 году под названием «Сон мужика».

После начала революции 1905 года в Уральске появились первые татарские газеты и журналы «Фике́р» (Мысль), «Аль-гаср аль-джадид» (Новый век), «Укла́р» (Стрелы). Тукай сотрудничает в них и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией. Он участвует в прошедших волной по городу демонстрациях.

В начале 1907 года Тукай покидает медресе «Муты́гия» (Тухватуллиных). Начинается его «вольная жизнь». Третьеиюньский переворот 1907 года означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это было тукаевское стихотворение «Не уйдём!», в ярких строках которого прозвучал голос борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и демократии. Такие стихотворения Тукая, как «Шурале», «Пара лошадей», «Родной земле», написанные одновременно с «Не уйдём!», были посвящены теме Родины.

Казан

Осенью 1907 года Тукай приезжает (по сути, возвращается) в Казань, чтобы посвятить свою деятельность творчеству. Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа») — Фатих Амирхан и др. Все свои творческие возможности Тукай в этот период посвящает сатирико-юмористическим журналам «Яшен» («Молния»), «Ялт-юлт» («Зарница»).

К 1908 году в творчестве Тукая возникает целый цикл поэтических и очерково-публицистических произведений. Такие его стихотворения, как «Осенние ветры», «Гнёт», «Дача» (1911), «Чего не хватает сельскому люду?» (1912), «Надежды народа…» (1913), его близкая дружба с Хусаином Ямашевым (1882—1912) и стихотворение, посвященное его памяти («Светлой памяти Хусаина», 1912), свидетельствуют о том, что поэт питал искреннее сочувствие к своим современникам — борцам за народное дело и благоговел перед их неподкупной человеческой совестью и духовным благородством. Стихотворения «Светлой памяти Хусаина» и «Татарская молодежь» (1912) пронизаны чувством исторического оптимизма. Большинство его стихотворений и путевых очерков, опубликованных в 1911—1912 гг., написано под впечатлениями посещения им деревень Заказанья — своей малой Родины. В них запечатлена реальная действительность, оцененная с позиции заступника народа. Отвергая пресловутую «деревенскую идиллию», Тукай трезво смотрел на сельскую реальность, стремясь охватить социальные контрасты её будней («Чего не хватает сельскому люду?», «Гнет», «Возвращение в Казан»).

Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911—1912 гг. он совершает путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года Тукай пароходом приезжает в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь Тукай остаётся в гостях у своего друга поэта Сагита Рамиева. В Астрахани он встречается с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым, сосланным туда за революционную деятельность в родном краю. Весной 1912 года Тукай решается на более значительное путешествие по маршруту Казан — Уфа — Петербург. В Уфе он встречается с М. Гафури. Эта встреча оставляет глубокий след в жизни обоих народных писателей, укрепляет их симпатии друг к другу. В Петербурге Тукай встречается с Муллануром Вахитовым, впоследствии видным революционером.

Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая, Тукай покидает столицу и отправляется в Троицк, а затем в казахскую степь — пить кумыс, надеясь этим поправить своё здоровье. В Казан возвращается в начале августа. В столице Тукай работает в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжает писать.


Последние годы жизни и деятельности Тукая свидетельствуют о том, что писатель, всё ближе постигая народную действительность, резко ощущал разлад с враждебным народу обществом и беспощадно осуждал все то, что могло бы лечь тенью на его гражданскую совесть («Первое мое дело после пробуждения», «По случаю юбилея» и др.).

2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало, как писал Горький, «от голода и чахотки». «Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта», — писали казанские русскоязычные газеты. Тукаевские традиции стали одним из решающих идейно-эстетических факторов и животворных источников для дальнейшего развития татарской литературы под знаменем реализма и народности.

Габдулла Тукай был похоронен на Татарском кладбище Ново-татарской слободы (Казан)

Габдулла Тукай вошел в историю татарской литературы как великий народный поэт, заложивший основу национальной поэзии и создавший ее классический стиль. Уже при своей жизни он был признан певцом чаяний обездоленных масс. Один из его современников и близких друзей, известный писатель Ф. Амирхан писал: «Даже личные враги Тукая не могли отрицать народного духа, народной гармонии, народной музыки в его стихотворениях, ибо это выглядело бы просто нарочитым упрямством: народ признал его своим, знал его стихи наизусть».


Трудно найти в татарской литературе ХХ века другого писателя, для которого понятия «народ» и «поэт» были столь же неотделимы друг от друга, как для Тукая.

Габдулла Тукай – из тех художников слова, которые открывали новые горизонты и новые перспективы перед национальной литературой. В многогранном творческом наследии Тукая непреходящие художественно-эстетические ценности содержатся прежде всего и больше всего в его поэзии.

В истории татарской культуры имя Тукая занимает особое место, сопоставимое со значением Пушкина для русской культуры.

Детство

Габдулла Тукай (Тукай Габдулла Мухамедгарифович) родился 14 (26) апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской губернии (ныне Арского района Республики Татарстан) в семье приходского муллы. Когда ему было пять месяцев, умер отец. Позднее мать, оставив трехлетнего мальчика бедной старушке на воспитание, вышла замуж и переехала в другую деревню. Через некоторое время мать взяла малыша к себе, но вскоре умерла, и четырехлетний Габдулла остался круглым сиротой. Так началась горькая жизнь «в людях».

Сначала мальчика приютил дед по материнской линии, Зиннатулла, в многодетной и полуголодной семье которого Габдулла оказался просто лишним ртом. В конце концов дед отправил его в Казань, где на Сенном базаре Габдуллу взял на воспитание кустарь Мухаммедвали. В его семье впервые улыбнулось мальчику счастье. Однако вскоре грянула беда: новые родители заболели и потому решили вернуть сироту в деревню Училе к деду, которому через некоторое время удалось отдать Габдуллу крестьянину Сагди из соседней деревни Кырлай.

В 1892-1895 годы жизнь его проходит в семье Сагди, где не было нужды в куске хлеба. Здесь Габдулла начал приобщаться к крестьянскому труду. Именно в кырлайский период он впервые осознал чувство любви к народу и родной земле. «Деревня Кырлай открыла мне глаза на жизнь», - писал поэт потом в своих воспоминаниях («Что я помню о себе», 1909). Впечатления кырлайской поры оставили в его творчестве неизгладимый след.

В Кырлае Габдулла начал учиться. Однако и тут ему было суждено пережить тяжелые дни. Взрослые дочери Сагди умерли от разных болезней, а сам хозяин неожиданно стал калекой. Его суеверная жена все эти несчастья связывала с пребыванием в своем доме сироты. Когда у нее родился сын, ее отношение к приемышу вовсе ухудшилось. К счастью для мальчика, в начале зимы 1895 года он был взят в семью сестры своего родного отца, Газизы Забировой (Усмановой), в Уральск. Здесь Габдулла продолжал учиться в медресе «Мутыгия», одновременно посещая русский класс при нем. Хотя медресе было учебным заведением старого типа, но шакирдская молодежь не бездействовала. Ей была здесь предоставлена относительная свобода. Шакирдам разрешалось знакомиться с периодической литературой на восточных языках и обучаться русскому. Под влиянием национального просветительского движения учащаяся молодежь требует обновления учебных программ и стремится к светским знаниям.

Первые шаги к творчеству

Тукай-шакирд всем сердцем возненавидел схоластическую учебу. «Тукай эфенди в медресе считался самым образованным, бойким и сметливым шакирдом », - говорится в воспоминаниях знаменитого артиста Г. Кариева, близкого друга поэта. Несомненно, Тукай обладал сильной волей и большим врожденным талантом. Новые веяния, предвещавшие подъем революционного движения, оказывали на него заметное влияние в условиях медресе. При активном непосредственном участии Тукая выпускается рукописный журнал «Эль-гаср-эль-джадид» («Новый век»), в котором он публикует свои первые ученические стихи и статьи. Он переводит басни Крылова и предлагает их к изданию. Впервые они были опубликованы в прозаическом переводе в 1906-1907 годах в журнале «Эль-гаср-эль-джадид» под названием «Энже бертеклэре» («Жемчужины»). 77 басен, больше половины которых переведено из Крылова.

Начавшаяся в стране революция 1905 года всколыхнула жизнь и в Уральске. Здесь появились первые татарские газеты и журналы: «Фикер» («Мысль»), «Эль-гаср-эль-джадид», «Уклар» («Стрелы») и др. В них Тукай сотрудничает и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые и поставленные революцией, участвует в демонстрациях, волной прошедших по городу. Все его творчество пронизывается боевым духом возвеличения и защиты демократических идеалов. В том же 1905 г. Тукай публикует свои уже не подражательные, а оригинальные стихотворения «О свободе», «Одно слово друзьям», в которых выступает защитником прогресса и равноправия народов.

В начале 1907 года Тукай покинул медресе «Мутыгия». Началась его «вольная жизнь». Стихотворение «Что рассказывают шакирды…» (январь 1907) явилось декларацией поэта, призывавшей молодежь идти в жизнь, на помощь народу, наперекор фанатизму и реакции. Немало трудностей лежало на его пути. Революция шла на убыль. В начале 1907 года власти запретили издания органов татарской печати, в которых сотрудничал и работал Тукай. Третьиюньский переворот 1907 года означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это стало стихотворение Тукая «Не уйдем!» В его ярких строках прозвучал голос поэта-борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и торжество демократии.

Казань в судьбе поэта

Осенью 1907 года Тукай приехал в Казань – колыбель национальной культуры и истории, чтобы посвятить свою деятельность новым общественным и творческим задачам.

«Светозарная Казань» притягивала своей богатой и необходимой поэту культурной средой – газетами, книжными издательствами, театром, кругом людей, родственных Тукаю по мысли и духу. Здесь он сблизился с первым татарским большевиком Х. Ямашевым, вошел в среду писателей-демократов, сдружился с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа»), которая выходила по инициативе писателя Ф. Амирхана и являлась одним из самых прогрессивных печатных органов. Казань стала временем расцвета его таланта, временем его человеческой зрелости, временем его славы. Здесь он состоялся как поэт, как журналист, как общественный деятель.

Появление Тукая в Казани и его первые стихотворные сборники «Габдулла Тукаев тигырьлэре» («Стихотворения Габдуллы Тукаева», I и II части) были встречены демократической интеллигенцией с большим сочувствием. Поэт входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа»). В Казани он с большим воодушевлением отдался творческой работе. Его никогда не покидался мысль о необходимости продолжить традиции свободной национальной печати, служащей «своей любимой идее». Частично это осуществлялось в издании сатирических журналов, сперва «Яшен» («Молния»), затем «Ялт-йолт» («Зарница»). Все свои творческие возможности Тукай посвятил этим журналам. Печатаясь в них, он яростно боролся со всевозможными проявлениями реакции. Его главным девизом стало:

С кем только жизнь в злой распре не бывала?

В борьбе ты ей не уступай нимало!

(«Жизнь», 1908).

Эти строки, можно сказать, являются своего рода эпиграфом к творческой деятельности поэта в условиях реакции.

Уже ранний период творчества Тукая был отмечен страстной проповедью служения народу, хотя при этом у него преобладала еще риторика любви к нации. Поэт быстро перерос просветительскую романтику, все глубже проникая в реальный и духовный мир народа.

Совместно с Г. Камалом Тукай в 1908-1909 гг. издает сатирический журнал «Яшен» («Молния»), а с 1910 г. работает в журнале «Ялт-юлт» («Зарница»), фактическим руководителем которого он являлся до конца жизни. В эти годы свободолюбивые мотивы в творчестве Тукая приобретают особую глубину.

В пореволюционном творчестве Тукая возникает целый цикл высокохудожественных поэтических и очерково-публицистических произведений, в которых исчерпывающе ясно и глубоко выражено отношение поэта к народу. Такие его стихотворения, как «Осенние ветры» (1911), «Гнет» (1911), «Дача» (1911), «Чего же не хватает сельскому люду?» (1912), «Надежды народа …» (1913) и др., являются классическими образцами гражданской и социальной лирики, в которых с потрясающей силой реализма раскрыта трагедия народных масс в капиталистическом обществе независимо от их национальной принадлежности. Мир обездоленных предстал в его творениях во всей страшной правде.

Татарский поэт был весьма далек от слепой идеализации народа. Любя его, он не хотел прощать ему темноты, невежества, духовной подавленности, покорности судьбе, не мог пройти мимо этих вековых болезней («Гнет», «Религия и народ», «Рассказ с печки» и др.). В умении различать и оценивать сильные и слабые стороны в народном сознании сказалось революционно-демократическое отношение к народу.

Путешествия по России

В пору нового революционного подъема происходят значительные изменения в жизни поэта. Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911-1912 годах он совершает путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года пароходом едет в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь он был гостем своего друга – поэта С. Рамиева, встретился с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым, сосланным сюда за революционную деятельность в родном краю, и принял участие в маевке, где с речью о празднике 1 Мая выступил Нариманов.

Весной 1912 года Тукай решается на более значительные путешествия по маршруту Уфа – Петербург. В Уфе он встречается с Мажитом Гафури. Они еще раз убедились в своей идейной и творческой близости.

Петербург встречает Тукая холодно. Здесь он не находит людей, подобных Гафури. Становилось очевидным, что петербургские «национальные интеллигенты» пригласили его лишь как «модную знаменитость» и вовсе не интересуются изданием новых татарских газет и журналов.

Разумеется, передовая национальная интеллигенция Петербурга не осталась равнодушной к приезду любимого поэта. Узнав о нем с опозданием, она стремилась окружить поэта своим вниманием. Среди демократической молодежи был, видимо, и Мулланур Вахитов , тогда студент, впоследствии видный революционер. Надо полагать, что стихотворение «Татарская молодежь» написано Тукаем под впечатлением встречи с такими представителями национальной демократической молодежи. Именно в этих кругах он увидел, как молодым людям дороги память и образ Ямашева, убедился в том, что они верны его заветам.

Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая Тукай покинул столицу и отправился в Троицк, в середине июня он очутился в казахской степи, где надеялся поправить кумысом свое здоровье.

Последний год жизни

Из поездки поэт вернулся в Казань в начале августа 1912 г. Даже будучи тяжело больным, он продолжал работать в типографии, дыша воздухом, насыщенным свинцовыми испарениями, и писать несмотря ни на что.

В поиске вдохновения редакция ProDetki решила погрузиться в историю жизни и творчества великого татарского поэта и общественного деятеля Габдуллы Тукая.

Габдулла Тукай был известнейшим деятелем Татарстана. Этот удивительный человек обладал множеством талантов, именно поэтому с успехом совместил такие направления как написание прозы и поэзии. Кроме того, Габдулла Тукай абсолютно заслуженно был назван критиком и профессиональным переводчиком.

Габдулла Тукай / Фото взято из открытых источников

Биография Габдуллы Тукая

Жизнь писателя Габдуллы Тукая с самого детства не была легкой, ведь еще совсем младенцем, в возрасте чуть более, чем четырех месяцев, он остался без отца. Вскоре, едва мальчику исполнилось 4 года, как он превратился в сироту, потеряв еще и мать. Отчим Габдуллы не решился вешать на себя ответственность по воспитанию чужого отпрыска и передал мальчика в семью деда Зиннатуллы. Совместный быт не давался легко ни самому будущему писателю, ни его родственникам, как вспоминает сам Габдулла Тукай. Б иография кратко описывает не только тяготы и невзгоды самого мальчика, но народа в те времена в целом, никто не желал иметь у себя дома лишний рот, именно поэтому дед Зиннатулла и отправил внука вместе с ямщиком в город Казань, где малыш обрел свою приемную семью. Но детское спокойствие Габдуллы длилось недолго, и уже в течение двух лет приемные мать и отец захворали и вскоре им пришлось вернуть ребенка обратно.

Неудивительно и то, что в родном селе будущего великого писателя никто не ждал. Поэтому расстроеный дед не сдавался и искал, куда бы пристроить непрошеного родственника. На радость всем Габдулла Тукай был принят семьей бедного крестьянина Сагди, который проживал в селе Кырлай. Эти годы не были простыми, как вспоминает сам Габдулла Тукай. Деревня заставляла много работать физически и не щадила ни стар, ни млад.

К концу девяностых годов 19 века Габдулла Тукай перебрался в город Уральск. Там начинающий поэт поселился в доме купца Усманова. Именно там он начал посещать занятия в мусульманскую общеобразовательную школу, которая находилась под покровительством семьи Тухватуллиных. Как раз в те годы он стал заниматься русским и демонстрировать свои первые успехи в учебе. Именно в тот момент окружающие начали замечать в мальчике задатки будущего гения слова.

В девятнадцатилетнем возрасте Габдулла Тукай осуществил свои первые переводы, которыми становятся произведения известного баснеписца Крылова, а годом позже он увлекается поэзией и занимается переводом на татарский язык известных русских произведений, чем демонстрирует свой далеко идущий талант. На обучении Габдулла Тукай открывает для себя работы Пушкина и Лермонтова, которые вдохновили его на собственные стихи. Так начинается его путь, как поэта. Хоть, как вспоминает сам Габдулла Тукай, детство его было не самым легким и безоблачным, но именно эти годы показали ему все то, что он потом вложил в свои произведения.

Литературный музей Г. Тукая в Казани/ Фото взято из открытых источников

Первые шаги Габдуллы Тукая как поэта

Революционные действия 1905 года послужили огромным толчком для творчества поэта и писателя, так как именно их он описывал в своих первых произведениях, публикуясь в печатных изданиях того времени. Самые популярные и запоминающиеся его стихи можно было прочитать в газетах и журналах, а это уже было достойное признание успеха для совсем еще молодого автора. Там он выступает не только с поэзией, но и с прозой, описывая в статьях революционные действия. Габдулла Тукай кратко описывает действия революционеров, отдавая больше своего внимания творчеству. Но при этом поэт является активным деятелем и принимает самое непосредственное участие во всех демонстрационных действиях.

По окончанию медресе Тухватуллиных Габдулла целиком отдает себя творчеству и уже в 1907 году выходит его знаковое произведение «Не уйдем!», которое посвящено третьеиюньскому перевороту и призывает до конца стоять и сражаться за свою Родину. Габдулла Тукай всей душой и сердцем был предан своей земле, поэтому так пропагандировал отставить демократию в своих стихах. Чуть позднее на свет появляются стихи, которые также олицетворяют рвение писателя сражаться на благо Родины, что и делал сам Габдулла Тукай. Презентация его захватывающих произведений показывает, что его творчество нужно и интересно народу, поэтому вскоре поэт переезжает в Казань.

Стихи Г. Тукая / Фото взято из открытых источников

Развитие творческого таланта Габдуллы Тукая

1907 год в жизни поэта ознаменован его переездом в Казань , где его творческая деятельность все больше набирает обороты. Он знакомится с литературной элитой города, поддерживает связь с молодыми начинающими поэтами и писателями и продолжает публиковаться в известных газетах и журналах. Основным направление произведений Габдуллы Тукая на тот момент становится юмор и сатира, именно такие произведения он пишет для журналов «Молния» и «Зарница» .

В Казани жизнь Габдуллы Тукая набирает обороты и здесь он издает уже целый цикл произведений, становясь уже опытным и известным поэтом, а также писателем. В свои произведения он вкладывает всю душу, демонстрируя все свои боли и переживания, например, произведение «Светлой памяти Хусаина» посвящалось памяти его друга, за которого он переживал. Габдулла испытывал теплые чувства ко всем своим единомышленникам, которые находились в постоянной борьбе за народное дело.

Произведения 1911-1912 годов были написаны поэтом под впечатлением от посещения земель своего детства. Там прослеживается и патриотизм, и оптимизм, и вера в светлое будущее своего народа.

Габдулла Тукай в Казани (редакция газеты «Әл–Ислах», слева направо — редактор Вафа Бәхтияров, театральный критик Кәбир Бәкер, духовный наставник Фатих Әмирхан, сотрудник Ибраһим Әмирхан и Габдулла Тукай) / Фото взято с сайта tukaj.ucoz.ru

Детство, которое Тукай прожил в деревне, дало ему возможность здраво оценить все реалии сельской жизни, поэтому в своих стихотворениях «Гнет», «Возвращение в Казань», он не только восхищается и нахваливает красоты природы и деревенской жизни, но в свойственной ему манере описывает все жизненные трудности, через которые вынужден проходить крестьянин, добывая кусок хлеба для себя и своей семьи. Все произведения Габдулла Тукай пишет, только лишь основываясь на своем личном опыте и отношении к происходящему вокруг, поэтому его стихи необычные, пронизанные его индивидуальностью. Все стихотворения демонстрируют читателю основные события тех лет через призму мировоззрения Габдуллы Тукая.

Про Габдуллу Тукая сказано немало добрых слов, ведь он заслужил это благодаря своим уникальным произведениям, пропитанным духом борца за свободу и демократию и в то же время проявлением тонкой и ранимой души. Произведения Габдуллы открывают его для читателя, как многогранную и интересную личность.

Памятник Г. Тукая в Кырлай / Фото взято из открытых источников

Габдулла Тукай описывал в своих стихах всю свою жизнь, поэтому они получались такими яркими и жизненными. Так, например, в произведениях «Маленькое путешествие» и «Дача» можно проследить за поездкой Габдуллы в город Астрахань. П утешествие проходило по Поволжью, что имело свое отражение в этих стихотворениях. И хоть путешествие пароходом дается Тукаю нелегко, в силу его болезни, именно в Астрахани он принял решение о еще более сложной и дальней поездке: из Астрахани в Уфу, а затем в Петербург. Толчком для этого послужило знакомство поэта с Нариманом Наримановым — писателем из Азербайджана, который был сослан за участие в революционных действиях. Невозможно не заметить тягу Габдуллы Тукая к новых открытиям, путешествиям и знакомствам. Уже в Уфе Тукай знакомиться с мировым писателем Мажитом Гафури, а в Петербурге Габдулла встречает нового знакомого Мулланура Вахитова. И, конечно же, все эти встречи снова вдохновляют поэта на небывалые произведения.

Габдулла Тукай пробыл в Петербурге чуть меньше двух недель, затем снова отправился в путь, на этот раз пунктом его назначения был город Троицк. Но и на этом его тур не окончился. Далее Габдулла отправился в казахскую степь в надежде, что кумыс излечит его от болезни. После посещения степей Габдулла Тукай возвращается снова на татарскую землю. Казань не щадит здоровье поэта, там ему приходится работать в плохих условиях, но Габдулла не сдается и не отходит от своей деятельности, несмотря на ухудшающееся здоровье.

Габдулла Тукай в больнице Казани в 1913 году/ Фото взято из открытых источников

Его последние произведения олицетворяли весь воинственный настрой автора, ведь именно ближе к окончанию жизни поэт все больше ощущал на себе тяготы враждебно настроенного народа, что и демонстрировал в своих стихах.

В начале апреля 1913 в возрасте 26 лет Габдуллы Тукая не стало. Основными причинами его кончины считают чахотку и голод. Без сомнения, с уходом Габдуллы Тукая татарский народ потерял своего главного идейного поэта и писателя, признанного не только на Родине, но и далеко за ее пределами. Габдулла Тукай был самым великим национальным деятелем Татарстана. Но, уйдя, он оставил богатейшее наследие своим потомкам.

Наследие и богатство потомков Габдуллы Тукая

В наше время татарский народ может по истине гордиться тем огромным пластом истории, который оставил для них великий литературный деятель. Официальный сайт Габдуллы Тукая , созданный в честь поэта и его произведений, — это лучшее тому подтверждение.

Он так виртуозно и грамотно описывал в своих произведениях все действия своего времени, что теперь наследники этого культурного богатства могут изучать свою историю начала 20 века по его стихам и статьям.

В большинстве своих произведений Тукай с упоением описывал революцию и все действия, происходившие вокруг нее. Он был ярым борцом за свободу для народа, поэтому события тех лет описаны настолько живо и ярко.

Г. Тукай — борец за Родинуи свой народ / Фото взято из открытых источников

После окончания революции татарский народ делится на части, но Габдулла Тукай верит в единство своей нации и призывает к миру в своих произведениях , например, в стихотворении «Национальные чувства» Габдулла Тукай пропагандирует получение образования, ведь ему как никому другому известно, что такое тяжелая крестьянская жизнь в деревне.

Габдулла Тукай славен еще и тем, что он так далеко продвинул татарский язык, ославив его по всему миру, воспевая в своих произведениях. Без сомнений поэт душой и сердцем болел за свою Родину, этим объясняется его воинственность и борьба за демократию, ведь в своих стихотворениях он хотел донести истинные ценности татарского народа .

Среди большого количества произведений можно найти более сотни его стихов, рецензий на статьи и даже фельетоны. Даже очерк о своем детстве успел оставить великий татарский поэт Габдулла Тукай. Сказки это еще один повод для гордости писателя, ведь именно благодаря произведениям для детей, он пытался донести свои мысли и ценности до самых маленьких. Детей Тукай радовал и своими поэмами и переведенными сказками и песнями. Габдулла Тукай по праву был признан основоположником детской татарской литературы.

«Шурале» Г. Тукая / Фото взято из открытых источников

В наше время, если спросить любого татарского ребенка о том, кто для них главный литературный деятель, каждый школьник без сомнения ответит, что это . Сайты Татарстана сейчас дают возможность детально изучить жизнь и творчество знакового поэта и это смело можно назвать поводом для гордости.

Память о Габдулле Тукая

Ни для кого не секрет, что Габдулла Тукай — это культовая фигура в становлении татарской культуры. Именно поэтому наследники так помнят и чтят основоположника татарского языка.

Казань ознаменована литературным музеем в честь поэта, а вот историко-мемориальный комплекс памяти Габдуллы Тукая расположился в его родной деревне Новый Кырлай.

Также в Казани назвали площадь в честь поэта и писателя, а в Уфе есть улицы и даже станции метрополитена имени Габдуллы Тукая.

Памятные мемориалы поэта можно встретить в Москве, Санкт-Петербурге и, конечно же, Уральске.

И самой памятной гордостью можно назвать премию искусств Республики Татарстан памяти Габдуллы Тукая.

Ежегодно в Татарстане проводится масса мероприятий, фестивалей и конкурсов, как литературных, так и художественных, связанных с именем величайшего поэта Габдуллы Тукая. Рисунки и стихотворения дети представляют на общий суд. Поэтому можно смело заявить, что и после кончины Тукай не перестает развивать детей и приобщать их к прекрасному.

Детский рисунок «Су Анасы» по Г. Тукая / Фото взято из открытых источников