Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Какие события вов происходили в 1943. Даты и события великой отечественной войны. сетевая мини-энциклопедия юного патриота России

Помогите написать историческое эссе!! Срочно! Тема: "Петр создал мощную армию и флот.Благодаря этому Россия перестала пребывать в постоянной военной опасности,получив возможно сть развиваться мирно.."

Ответы:

Как ни странно, но история Российского Военно-морского флота началась не при Петре I, как считают многие, а при его отце. 19 мая 1668 г. в селе Дединово, что на Оке, по соизволению царя Алексея Михайловича был построен первый русский военный корабль, получивший гордое имя «Орел» . Корабль предназначался для сопровождения и охраны русского торгового флота на Каспийском море. Но уже в 1670 г. , сразу же с началом восстания на юге России под предводительством Степана Разина (1670 – 1671 г. г.) , «Орел» был захвачен бунтовщиками, разграблен и брошен в одном из многочисленных протоков дельты реки Волга. Но, конечно же, рождение военно-морского флота как мощной составляющей русской армии, произошло благодаря императору Петру I. Первым регулярным соединением Военно-морского флота России стал Азовский флот, созданный Петром Алексеевичем для борьбы с Турцией за выход в Черное море. 19 июля 1696 г. – это дата первой победы русского флота, в результате которой была взята турецкая крепость Азак (нынешний Азов) . 30 октября 1696 года по повелению Петра I боярская Дума решила «Морским судам быть» . Это решение стало первым законодательным актом о флоте. Первая победа русского флота на Балтийском море состоялась 27 июля 1714 г. в ходе Северной войны (1700 – 1721 г. г.) . Здесь галерный флот под командованием Петра I разгромил шведский флот в знаменитом Гангутском сражении. Эта славная победа, наряду с победой у острова Гренгам и успешными действиями русской армии на балтийском побережье, обеспечила российскому флоту полное превосходство в Балтийском море. Таким образом, к 22 июня 1939 г. – моменту принятия Совнаркомом СССР и ЦК ВКП (б) решения о праздновании Дня Военно-морского флота, имелись 4 первые по хронологии памятные даты, связанные с российским флотом: 1.) 19.05.1668 – спущен на воду первый русский военный корабль «Орел» ; 2.) 19.07.1696 – первая победа русского флота в Азовском море (взятие Азова) ; 3.) 30.10.1696 – постановление Боярской Думы «Морским судам быть» ; 4.) 27.07.1714 – первая победа русского флота на Балтике (Гангутское сражение) . Есть некая логика в том, что официально День ВМФ был установлен в последнее воскресенье июля. Во-первых, в этом месяце одержаны две первые крупные победы российского флота. Во-вторых, советские власти наверняка обеспокоились, что празднование нескольких знаменательных дат на флоте будет происходить по новому и по старому стилю, наподобие празднования Нового/Старого года. А это резко могло бы снизить боеспособность ВМФ. Поэтому всё решили совместить, даже «запихнули» в этот день и языческий праздник Нептуна, бурно и весело отмечаемый частью моряков и сухопутных жителей. Мы празднуем день Военно-морского флота России как день памяти русских моряков, отдавших свои жизни за Отечество. Вместе с тем – отдаём дань уважения тем, кто и сегодня служит верой и правдой России, защищая нас с моря.

Военная реформа стала самой главной из всех реформ Петра I. Она продолжалась все правление Петра I. Военные реформы Петра I позволили России занять лидирующие позиции по количеству и качеству армии и флота в Европе. Как отмечают историкид - военные реформы Петра Великого были своевременными и очень действенными. Так за годы правления Петр I сумел создать мощную регулярную армию и флот. В армии служило больше 200 тысяч регулярных солдат и более 100 000 нерегулярных. На флоте служило почти 30 000 солдат и офицеров, а численность флота достигала внушительных цифр. Только линкоров и галер было 48 и 787 соответственно, не считая более мелких кораблей.

Как было выше сказано, реформа по своему исходному моменту была военно-финансовая. Но рассмотрение развития России в первой четверти XVIII в. показывает масштабы изменений, которые произошли за этот период. Значительно выросла территория страны, после многих веков борьбы она получила выход к морю, ликвидировав политическую и экономическую изоляцию, вышла на международную арену.

Конечно, военные действия, и, связанные с ним реформы, коснулись различных сфер общественной и политической сфер деятельности.

Например, преобразуя сословную жизнь и формы управления, Петр модернизировал основы государственного порядка. Но при этом он не пытался изменить в корне давно сложившиеся устои. Пример этому служит тот факт, что при нем верховная самодержавная власть осталась такою же, какою была ранее при его отце царе Алексее. Положение сословий в государстве, по существу, не было изменено: сословия не получили новых прав и были оставлены при старых своих обязанностях. Управление по-прежнему было бюрократическим. Словом, тип государства, создавшийся до Петра, им не был сильно изменен, и в этом отношении Петр не совершил никакого государственного переворота. Все его перемены имели своим назначением лишь совершенствовать старый строй, придавая ему более культурные европейские формы. Резкая по сути своей реформа была совершена только в сфере церковного управления, где с упразднением патриаршества церковная жизнь была приведена в полное подчинение государству.

3. Заключение

Подводя итоги военной реформы, следует отметить ее долговременный характер: рекрутская повинность была отменен лишь в 1874 г. Регулярная армия, созданная Петром I, заняла ведущее положение в обществе. Можно сколько угодно спорить об эффективности наемных войск, но при этом очевидно, что содержание их обходилось государству намного дороже содержания войска, где служба – не работа, а почетная обязанность гражданина. Таким образом, главным результатом военных реформ Петра явилось создание мощных вооруженных сил России. Не имея могучего военно-морского флота, Россия не удержала бы за собой Балтийское побережье, этот важнейший выход в Европу. Армия и флот при Петре превратились в решающий фактор военного могущества России. Можно с уверенностью утверждать, что хорошо продуманная и грамотно проведенная военная реформа, основанная на жесткой централизации и рекрутской повинности, позволила Петру Великому решить крупные политические задачи; позволила разрешить проблемы, выход из которых был жизненно необходим российскому обществу. Россия при Петре Великом приобрела первый опыт европейской модернизации и заметно продвинулась вперед, укрепив свой авторитет.

В деятельности Петра невозможно выделить однозначно положительные или отрицательные стороны, ибо то, что одни считают величайшим благом, другие считают непоправимым злом. Вряд - ли в настоящее время можно говорить о категорическом преобладании какого-либо взгляда. Тем не менее, сам Петр, вопреки разным зарубежным вымыслам, приобрел всемирную известность как выдающийся военный деятель. Свою славу Петр I никогда не отделял от славы российского народа, который, несмотря на огромные лишения, вызванные Северной войной, с честью выдержал тяжелые испытания, и не просто выдержал, а еще и поддержал и укрепил обороноспособность страны.В последующие после Петра I десятилетия ХVIII века русские вооруженные силы развивались под влиянием петровских военных реформ, продолжали совершенствоваться принципы и традиции регулярной армии. Свое продолжение они нашли в боевой деятельности Петра Румянцева и Александра Суворова. Труды Румянцева "Обряд службы" и Суворова "Полковое учреждение" и "Наука побеждать" явились событием в жизни армии и большим вкладом в отечественную военную науку.

Переворот Петра – один из решающих моментов в становлении негативных мифов о России. Не потому, что при нем и после него Россия все больше обращается в сторону Запада. Дело в том, что до Петра это делается совсем не так, как при Петре и при его преемниках.


До Петра весь XVII век Русь заимствует технологии, технику, способы организации армии. В этот славный и сложный век русской закладывается почти все, что впоследствии приписывается Петру. Заказываются воинские уставы, и первый из них – еще в 1621 году, всего через 8 лет после восшествия на престол первого из Романовых, Михаила Федоровича. Дьяк Пушкарского приказа, Анисим Михайлов, сын Радишевский написал «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки». Еще в 1607 году он начал переводить «Военную книгу» Леонарда Фронспергера, две части которой вышли в 1552 и в 1573 годах.

На основе без малого 663 статей нового Устава и начала формироваться регулярная московитская армия.

По Уставу в армии сохранялись стрелецкие войска и дворянское ополчение, но параллельно с ними вводились «полки иноземного строя»: солдатские – то есть пехота, драгунские – то есть конные, рейтарские – то есть смешанные. С этого времени полки иноземного строя постепенно вытесняют старомосковские, а когда в 1654 году под Конотопом погибает чуть не все «старое» дворянское ополчение, такие полки составляют ядро русской армии. Почти за полвека до Петра. Создается военный флот. Торговые флоты были в России и до того. С XV века существует очень неплохой рыболовный и торговый флот поморов, который базируется в Холмогорах и в Архангельске.

Кочи – российские суда, полностью отвечали всем требованиям, которые предъявлялись в Европе к океанскому кораблю: с килем, палубой, фальшбортом, двумя мачтами, системой парусов. Эти суда могли выходить в открытый океан. Размерами кочи были ничуть не меньше каравелл, на которых Колумб открывал Америку, и уж точно больше суденышек Северной Европы – построенных в Швеции, Норвегии, Шотландии, Англии.

О качествах коча говорит хотя бы то, что на этих судах поморы регулярно ходили к архипелагу, который норвежцы назвали Шпицбергеном и Свальбардом. У русских для этого архипелага, лежащего на 75–77 градусах северной широты, было свое название: Грумант. Плыли к нему около 2000 километров от Архангельска, из них 1000 километров по открытому океану, вдали от берега. «Ходить на Грумант» у холмогорских моряков было занятием почетным, но достаточно обычным.


Петр I. 1723 г.
Яркий пример того, как дурное окружение и отсутствие всякого воспитания и образования могут испортить жизнь даже столь одаренному от природы человеку. А также того, как благими намерениями мостится дорога в ад

Кочи были почти идеальными судами для мореплавания, рыболовства, добычи морского зверя в северных водах.
Этот флот возник совершенно независимо от флотов других европейских держав и без малейшего учения у них.
Считается, что Ричард Ченслор в 1553 году «открыл» устье Северной Двины, Архангельск и Холмогоры.
Вилим Баренц в 1595–1597 годах «открыл» море, которое носит его имя, «открыл» Шпицберген и остров Медвежий и погиб, «открывая» Новую Землю.

Приходится брать в кавычки слово «открыл», потому что все эти острова, проливы и моря давным-давно известны русским. Не говоря о том, что «открытие» Архангельска англичанами выглядит ничем не смешнее, чем «открытия» нами Лондона или Глазго.

Если Ченслор «открыл» русское Поморье, то и русские «открыли» многие европейские земли. Первые следы пребывания русских на Груманте-Свальбарде известны с X века. С XII–XIV веков они добираются до Новой Земли и Медвежьего. С начала XV века русские моряки Севера регулярно плавали вдоль всего Мурманского побережья. Огибая самую северную точку Европы, мыс Нордкап, они добрались до Норвегии и наладили с норвежцами торговлю.

В 1480 году русские моряки первый раз попали в Англию – между прочим, за 70 лет до Ченслора. Они и потом посещали Англию неоднократно. Я нисколько не умаляю славы Ченслора, Баренца и других отважных моряков Англии, Голландии, Норвегии. Но простите, кто кого открыл? Наверное, лучше и честнее всего учесть и признать все открытия. Все открывали всех, плавая по морям навстречу друг другу. Но ведь и в этом случае мы «открыли» британцев на 70 лет раньше, чем они нас.

Кочи предназначались для северных морей. Их корпус был устроен не так, как у судов, ходивших в вечно незамерзающих морях: обводы судна в поперечном разрезе напоминали бочку. Форма изгиба рассчитывалась так, что если судно затирали льды, то эти же льды, стискивая борта судна, приподнимали его, выталкивали наверх. Течение продолжало толкать лед, льдины продолжали теснить и толкать друг друга, но судну это уже не было опасно.

Таким образом были рассчитаны обводы полярного судна «Фрам» («Вперед»), построенного по проекту Фритьофа Нансена. Нансен использовал национальный, норвежский вариант «северной каракки». Его расчет оправдался. «Фрам» в полярную зиму затерли льды, корпус его поднялся почти на полтора метра, и как ни бесновался лед, он не смог раздавить корпус судна.


Поморские кочи

Наши кочи были ничуть не хуже.

А каспийский бус, плававший по Волге и Каспию, был огромным судном с водоизмещением до 2 тысяч тонн и длиной по палубе до 60 метров. По классификации Ллойда, это «галеон». Но ни один средиземноморский бус или галеон никогда не строился больше 600–800 тонн водоизмещением. Галеоны, на которых испанцы вывозили богатства Америки в Испанию, имели водоизмещение от 800 до 1 800 тонн. Только немногие из них достигали размеров не самого крупного каспийского буса.

Ни одна из каравелл, на которых Колумб доплыл до Америки, не имела водоизмещения больше 270 тонн.

Водоизмещение большинства торговых кораблей Голландии и Англии, в том числе ходивших в Индию, в Америку, на остров Ява, не превышало 300–500 тонн.

Коч, с его водоизмещением до 500 тонн, ничем не отличался от европейских кораблей по размерам. Каспийский бус – значительно больше.


По бурному Баренцеву морю поморы плавали на типично морских кочах, которым и льды были не страшны. К «мангазейскому ходу» подходящим был коч, приспособленный для мелководий и волоковому пути

Кочи строили в Холмогорах и в других городках по Северной Двине. Каспийские бусы строили в нескольких местах по Волге и по Оке. России XVII века совершенно не были нужны никакие иностранные инструкторы, никакие мастера из Голландии, чтобы строить корабли.

Но во время своей поездки на север Петр в 1691 году обнаружил «ужасную» вещь: дикари из Холмогор делали «неправильные» обводы судна! Не такие, как в Голландии! То ли Петр не слушал никаких объяснений, то ли никто не решился объяснить Петру, что так и нужно строить корабли для плаваний по ледовитым морям. Ведь голландский флот севернее Эдинбурга и Осло никогда не забирался. Он никогда не смог бы плавать в таких широтах и в такой ледовой обстановке, как кочи.

Специальным указом Петр повелел прекратить строительство всех «неправильных» кораблей и строить взамен только «правильные», с такими же обводами корпуса, как в Голландии. А каспийский флот?! Там тоже неправильные обводы судов! Сломать!

Но может быть, иноземцы были необходимы, чтобы научить русских водить корабли в открытом море?


А. Строк «Фрегат „Святые апостолы Петр и Павел“, в строительстве которого участвовал Петр I». 1698 г.
Пётр строил фрегаты, но главную свою морскую победу (при Гангуте) одержал с помощью гребных галер

Боевой флот Алексея Михайловича

Нет, не было такой необходимости.

Один из первых русских генералов, Григорий Иванович Касогов, в 1674 году руководил постройкой флота под Воронежем и его действиями в Черном и Азовском морях.

В 1672 году он берет штурмом Азов, открывая дорогу к морю. И начинает строить флот, привлекая русских мастеров, создателей каспийских бусов.

Корабли Касогова не были, конечно, фрегатами и бригантинами голландских или английских адмиралов. Эти парусно-гребные суда, галеры и скампавеи напоминали скорее флот Венеции – тот самый, который в 1571 году наголову разбил турецкий флот при Лепанто.

Не надо пренебрежительно отзываться о галерах – и в битве при Лепанто, и в Северной войне галеры показали себя очень неплохо. Да, это не океанские суда – они тихоходны, плохо выдерживают сильное волнение. Но в узостях проливов, среди мелких островков галеры оказывались эффективнее океанских судов: они меньше зависели от ветра. Паруса линейных кораблей шведов постоянно беспомощно обвисали, для маневров им было нужно много времени. А галеры уверенно шли на абордаж замерших судов или поворачивались бортом для залпа.
И во времена Петра русские вынуждены были заводить галеры, совсем не похожие на суда голландцев.
Напомним, своей главной «морской» военной победой в Северной войне, в битве при Гангуте, Петр обязан именно активному использованию галер! Именно недорогие гребные галеры, а не парусники-фрегаты, «сожравшие» не один годовой бюджет России, – вот что обеспечило нам эффектную победную точку в многолетней войне с Карлом XII. Но еще за полвека до Петра и его балтийского флота Григорий Иванович Касогов должен был перебросить свои войска по рекам до Азовского моря, по узостям мелкого Азовского моря и по прибрежным частям Черного. Флот Касогова, эскадра в 60 вымпелов, эти задачи выполнила великолепно. Он перевез войска под Азов, а после взятия Азова построил новые суда и нанес удары по турецким и татарским крепостям на побережье Крыма.

Построил или уничтожил?

На Камчатку первые русские пришли именно на кочах

Что же получается? При Петре по его прямому указу бросают гнить, а то и просто ломают прекрасные корабли, которым плавать и плавать, уничтожают два превосходных флота. Из сырого леса, наскоро, стали строить другие, – под руководством иноземных специалистов.

Но когда построили новые суда, то оказалось, что мореходными качествами прежних кочей они вовсе не обладали. Россия, русское Поморье, навсегда потеряли свой приоритет в северных морях, свое «ноу-хау», позволявшее им уверенно конкурировать с любыми иноземцами на Севере. А флот каспийских бусов так и не восстановили – иностранцы попросту не умели строить такие большие и надежные суда.

Да, Петр I строил флот! Для Черного моря под Воронежем, для Балтики – во многих местах. Да, строил… Строил под чутким руководством иноземных мастеров, игнорируя весь национальный опыт. И к тому же невероятно торопился.
При таком подходе к делу ничего хорошего не получалось. Корабли строили не вольные мастера Холмогор, а согнанные «даточные люди», толком не понимавшие, что они делают и зачем. Корабли сколачивались на скорую руку, без всякого соблюдения технологии. Все флоты, построенные Петром, сколочены в ударно короткие сроки из сырого леса, черт-те из чего и представляли собой еле держащиеся на поверхности воды плавучие гробы.

Указы Петра уничтожили строительство русских кораблей. Построенный им флот уже при Анне Ивановне, в 1740-е годы, не мог выйти из Финского залива. Флот пришлось создавать заново, уже при Екатерине.