Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Какие признаки жанра присутствуют в басне обоз. Анализ басни Крылова «Обоз»: произведение, актуальное в современном мире

Открытый урок по литературе в 8 классе.

Тема урока « И. А. Крылов.. Слово о баснописце. Басни «Обоз» и «Лягушки, просящие царя» и их историческая основа".

Тип урока : Изучение нового материала .

Вид урока : комбинированный (беседа , сообщения, презентация )

Место урока в учебном процессе : урок по учебному плану

    Цель урока: развивать творческие способности и умение исследовать художественное произведение;

    стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность восьмиклассников;

Задачи урока:

Образовательная : продолжить знакомство с биографией и творчеством И . А . Крылова .

    Развивающие : развивать умение классифицировать, обобщать, систематизировать информацию;

Развивать творческие способности обучающихся через чтение басен;

. знакомство с баснями «Лягушки, просящие царя», «Обоз» , выявление проблематики, идейно-художественного своеобразия жанра, исторической основы и морали басен; научить понимать и оценивать художественное произведение как объективную художественную реальность; расширить и углубить предметные знания о жанре басни;

    обобщить и систематизировать знания обучающихся о баснях И.А. Крылова, полученные в 5-7 классах;

    воспитывать интерес к литературе и в частности к жанру басни, в которой в сатирической форме высмеиваются человеческие пороки;

    воспитывать устойчивый художественный вкус;

    Цель применения ИКТ на уроке :

    формировать умение работать с информацией, представленной в сети Интернет;

формирование информационной культуры;

формирование коммуникативной компетенции

Тип урока : урок формирования новых знаний, умений и навыков с элементами обобщения и систематизации.

Используемые образовательные технологии: (проект слайдов – презентации по теме « И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Обоз» и«Лягушки, просящие царя» и их историческая основа".

Тип проекта: информационно-исследовательский и метапредметный.

СТРУКТУРА УРОКА

Ход урока

    Активизация опорных знаний и учебных ученических действий.

    Организационный момент.

    Объявление целей урока, темы, эпиграфа (слайд № 1).

    Н. В. Гоголь сказал: « Его притчи – достояние народное… Всякая басня его имеет сверх того историческое происхождение».

    Введение в тему

    1. Вступительное слово учителя

Ребята,в течение урока постараемся понять, в чем заключается историческая основа басен, что такое историзм в художественном произведении, почему басни Крылова Гоголь назвал народными. Каким человеком был И.А. Крылов? О чем думал, почему его волновало то, о чем он писал, с кем общался, дружил, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Начнем с просмотра кинофрагментов о памятнике И. А. Крылову в Cанкт-Петербурге. Скульпторы изобразили баснописца, стоящим в полный рост в окружении персонажей из басен: здесь и свинья под дубом, и лиса и виноград, и квартет. Выделяется лицо баснописца с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Ему не пришлось учиться, но мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Он любил читать, размышлять о прочитанном. Детские годы Крылова прошли в Твери. Семья, приехав из Оренбургской губернии, поселилась в квартире на Миллионной улице. Отец Ивана Андреевича служил в магистрате. Усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате. Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык. За время своей жизни Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений, однако больше стал известен как баснописец. И.А. Крылов написал более 200 басен. В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через образы животных автор высмеивал человеческие пороки. Меткий, образный, сочный язык крыловских басен, бесспорно, имеет народные корни и актуален в настоящее время.

«Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа»- говорил Н.В. Гоголь.

    2 . Беседа по вопросам: (слайды №) Почему же мы так любим басни Крылова?

    Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием русского языка.

И.А.Крылов обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными, образными выражениями-сравнениями.

Благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками.

3 . Попутно идет повторение понятия басня и «мораль» в басне.(Слайды)

1.Что такое БАСНЯ?

Басня – это краткий иносказательный нравоучительный рассказ, чаще в стихах. У каждой басни есть мораль – поучительный вывод.

2.МОРАЛЬ басни?

Басня начинается или заканчивается моралью – выводом (поучением), где объясняется смысл басни.

Учащиеся записывают, что мораль – это не только нравоучение, это высшая категория поведения человека в обществе. Образ животного у Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер .

4. Формирование новых знаний, умений и навыков на основе развития речи

Учитель . В России басни также писали М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, В.И. Майков, И.И. Хемницер. Однако самым любимым для детей и взрослых в нашей стране мы считаем И.А. Крылова. Почему же мы так любим басни Крылова?

Ученик . Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни.

Учитель. Совершенно верно. Чтение его басен обогащает нас знанием русского языка. В.Г. Белинский так говорил о Крылове: «Кто хочет изучить русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым». Благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками. Вот, например: «А Васька слушает да ест». «А воз и ныне там». «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться». В 1800-е годы И.А. Крылов пересматривает свое отношение и к самому ходу истории, и к сознательному вмешательству “теории” в историческую практику человечества. Теоретическое вмешательство в ход событий Крылов отвергает начисто, оно может привести только к еще большему злу. До французской революции Крылов возлагал, как и другие просветители, большие надежды на разум, широкое образование и воспитание дворян, на внедрение в их умы разумных общественных понятий. Такое умственное просвещение способно было, по его мнению, преобразовать все общество. Крылов, как и другие передовые люди, столкнулся с тем, что предсказания просветителей не сбылись. Надо было пересмотреть прежние позиции, извлекая уроки из истории. В начале XIX века Крылов обратился к жанру басен, связанному с народной культурой. В своих баснях он дал ответы на злободневные жизненные проблемы. Крылов прояснил ту истину, что история движется по своим законам, а не по "логическим", "головным" предписаниям людей, что попытки навязать истории некие "разумные" требования, не учитывающие всего предшествующего исторического опыта, обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям, чем те, которые являются следствием естественного движения. Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то, спрашивается, какова же роль разума? Крылов отвечает так: равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им. Невмешательство разума в практическую деятельность приводит к застою, косности, рутине.

5 . Представление сообщения Кондаревич Анжелики «Историческая основа басни «Обоз». Историческая ситуация 1812 года.

Вторжение в пределы России в 1812году армии Наполеона во многом из-менило образ жизни каждого русского человека. В трудные для России дни Крылов не бросил пера. Зачастую поводом для написания новой басни служили сведения, почерпнутые из новостей. Однажды в столицу пришло известие,что Наполеон, вскоре после оставления Москвы, направил в ставку Кутузова генерала Лористона с предложением начать мирные переговоры. Кутузов отклонил их, а через некоторое время нанес поражение французам при Тарутине. Крылов не замедлил откликнуться на это событие басней «Волк на псарне». Эту басню Кутузов читал сам после сражения под Красным. Вскоре последовала новая басня Крылова. Онапоявилась после рескрипта царя к Кутузову, в котором выражалось неудовольствие медлительностью полководца. Мудрость Кутузова была по душе мудрому и никогда не спешащему Крылову. В басне «Обоз» баснописец высмеивал нетерпеливость и оправдывал осторожность и рассудительность, которые приходят с годами и опытом. В морали басни явный намек на Александра I, самоуверенность которого в войне с теми же французами в 1805 – 1807 годах привела ко многим неудачам. Басни Ивана Андреевича читались даже на заседаниях Государственного совета. Успех басен Крылова в армии был колоссальным. Они распространялись в списках, печатались в походной типографии Кутузова. Поэт Батюшков испытывал глубокое уважение к великому баснописцу и говорил: «…Его басни переживут века…».

6. Выразительное чтение басни «Обоз» наизусть (Захарова Юлия.)

«Обоз», 1812г.

С горшками шёл Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понёс,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг:
«Ай, конь хвалёный, то-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осёл! Добро бы было в гору
Или в ночную пору, -
А то и под гору, и днём!

Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнём!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезём, а скатим!»
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но, только под гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырёх ног
На славу;
По камням, рытвинам пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом - бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!

Басню читает наизусть заранее подготовленный ученик, первое знакомство с басней осуществлялось посредством прослушивания фонохрестоматии, где ба-сню читают артисты театра.

7. Анализ басни и беседа по вопросам (слайд №).

О чем рассказывает басня « Обоз»?

Какую картину она рисует?

В каких строчках заключена мораль басни?

В каких жизненных ситуациях можно использовать слова этого вывода?

Какие русские пословицы и поговорки можно вспомнить в связи с этой моралью?

Что такое аллегория в басне?

8. Чтение статьи учебника . Давайте прочитаем статью учебника, в которой говорится о том, кого и что подразумевал И.А. Крылов в своей басне.

В какой части басня намекает на Аустерлицкое сражение?

В учебнике предложен справочный материал о взаимоотношениях Кутузова с «молодёжью»: Александром I, принцем Вюртенбергским, адмиралом Чичаговым.

Записываем вывод : И. А. Крылов оправдывает осторожную тактику Кутузова и кажущуюся медлительность его действий, вызывавших неудовольствие со стороны Александра I, требовавшего более решительных мероприятий. Обвиняет адмирала Чичагова, который пропустил Наполеона через реку Березину. Композиция басен предельно сжата, динамична. Крылов – блестящий мастер диалога.

9. Представление сообщения (Пантеев Максим)по теме «Историческая основа басни «Лягушки, просящие Царя». (слайды №).

В нравственно-философских баснях затрагиваются вопросы о развитии общества. Выделим проблему об отношениях государственной власти и народа, рассмотрим ее на примере басни «Лягушки, просящие Царя». В этом отношении очень показательна крыловская разработка известного и популярного басенного сюжета – “Лягушки, просящие Царя” (1809). Общая идея этой басни, развитая Лафонтеном, сохранена и у Крылова: лягушки сами виноваты в своих несчастиях, в том, что, не довольствуясь правлением народным попросили себе царя. Басни И.А. Крылова – это особый сатирический жанр, унаследованный со времен античности. В эпоху классицизма басни относились к «низким» жанрам, поэтому в них звучала простая разговорная речь. Героями басен могли быть либо люди из народа, либо животные, отражающие определенные черты характера. В басне «Лягушки, просящие Царя» героями становятся Лягушки, но это, конечно, аллегория. Аллегория – иносказание – одна из характерных особенностей басни. Под Лягушками подразумеваются люди, которые просят богов дать им государя. Зевес дал им Царя, но это был осиновый чурбан, который ни на что не реагировал. Отдохнув от страха, Лягушки стали смелы и дерзки, а потом и вовсе ни во что не ставили нового владыку. Попросив Юпитера дать им другого Царя, «подлинно на славу», они получили себе на власть Журавля. Теперь их ожидала другая крайность: Журавль ел виноватых, «а на суде его нет правых никого». Вскоре Лягушки раскаялись в своем желании и опять взмолились Юпитеру, «что даже им нельзя… ни носа высунуть, ни квакнуть безопасно». Но теперь уже Юпитер не идет на уступки. Заключительные слова Юпитера – это мораль басни, краткое поучительное высказывание, в котором заключается основной смысл басни:

«… Вам дан был Царь? – так тот был слишком тих:

Вы взбунтовались в вашей луже,

Другой вам дан – так этот очень лих;

Живите с ним, чтоб не было вам хуже!»

Это урок людям: они хотят изменить свою жизнь через вмешательство извне, не учитывая того, что общество должно развиваться постепенно, исторически. Глупые Лягушки исходят только из своих представлений о власти, но их ума не хватает на то, чтобы понять необходимость постепенного развития общественных отношений. За это их и наказывает бог. В басне автором используются разговорные и просторечные выражения: «треснулся на царство», «со всех Лягушки ног в испуге пометались», «вот пуще прежнего и кваканье, и стон», «глотает их, как мух». Многие слова и выражения устарели («Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?»). Но мысль крыловской басни не устарела, она по-прежнему значительна, вызывает и грусть, и смех в одно и то же время.

Учитель:

Какое сомнение выражено в этой басне?

Ученик: Глубокое сомнение в договорной теории государства, особенно в том ее варианте, который был разработан Руссо и применен на практике якобинцами. В ней высказано сомнение в том, что возможно строить историю сознательно, на основе предвзятых, головных теорий. У Крылова правление Журавля изображено в 12 строках:

Царь этот не чурбан, совсем иного нраву:
Не любит баловать народа своего;
Он виноватых ест: а на суде его
Нет правых никого;
Зато уж у него
Что завтрак, что обед, что ужин, то расправа.
На жителей болот
Приходит черный год.
В Лягушках каждый день великий недочет.
С утра до вечера их Царь по царству ходит
И всякого, кого ни встретит он,
Тотчас засудит и – проглотит.

Какими чертами наделяет Журавля Крылов?

Ученик:

Журавль под своим именем появляется в басне только один раз; далее он всюду именуется Царь и все его действия изображены в двойном плане: как журавль он лягушек ест, как царь он судит свой “народ” и всех приговаривает к казни.

За что были наказаны лягушки?

Лягушки были наказаны за свою страсть к переменам, за нежелание считаться с существующим положением вещей, за стремление изменить свой образ жизни без оглядки на прошлое и на свой же опыт:

И показалось им совсем не благородно
Без службы и на воле жить.

-“Глупость” лягушек, по Крылову, – в теоретическом характере их стремлений, в их убеждении, что надо попробовать другую власть.

Слово учителя. Какой вывод мы можем сделать, прочитав басню Крылова? Чему она нас учит?

История, ребята, движется по своим законам, а не по "логическим", "головным" предписаниям людей, что попытки навязать истории некие "разумные" требования, не учитывающие всего предшествующего исторического опыта, обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям, чем те, которые являются следствием естественного движения. Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то, спрашивается, какова же роль разума? Крылов отвечает так: равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им. Невмешательство разума в практическую деятельность приводит к застою, косности, рутине. Историческая ситуация 1825 года. Восстание декабристов - попытка государственного переворота, состоявшаяся в Петербурге, столице Российской империи 14 декабря1825 года. Восстание было организовано группой дворян-единомышленников, многие из них были офицерами гвардии. Они попытались использовать гвардейские части для недопущения вступления на трон Николая I. Целью заговорщиков было упразднение самодержавия и отмена крепостного права. Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то какова же роль разума? Крылов отвечает так: равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им . Историк В. О. Ключевский дал такую общую характеристику внутренней политики Николая I: «Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок… все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами…». Откликом на события, связанные с выступлением декабристов и царской политикой после 14 декабря 1825 года, является басня "Бритвы" (1828). Баснописец высказывается за то, что нечего бояться острой бритвы, ею надо только уметь пользоваться, тогда как тупая сдерет всю кожу.

«Вам пояснить рассказ мой я готов:

Не так ли многие, хоть стыдно им признаться,

С умом людей – боятся,

И терпят при себе охотней дураков»?

10. Представлены иллюстрации к басням и цитаты, по которым вы, ребятя, должны узнать басню И.А. Крылова, в основном это материал на обобщение изученного в 5,6,7 классах(Слайды)

«Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна: да только всё не впрок. И в сердце льстец всегда отыщет уголок». В какой басне звучат эти слова? (Ворона и Лисица).

У кого к зиме под кустом «Был готов и стол, и дом»? (У Муравья).

Перечислите героев басни, которые вздумали играть квартет. (Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да Косолапый Мишка).

Внимание! Одна из героинь басни Крылова лишилась этого предмета из-за своей глупости. Что это за предмет? (Сыр).

За кем по улицам «толпа зевак ходила»? (за Слоном).

Кто попал ночью на псарню, думая попасть в овчарню? (Волк).

Какой предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе достала». (Очки).

Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга «не боясь греха»? (Кукушка и Петух).

Послушайте фрагмент одной из басен и угадайте название:

Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питьё моё с песком и илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву!». (Волк и Ягнёнок).

11.Подведение итогов урока, обобщение темы.

Учитель. Итак, ребята, И.А. Крылов в аллегорической форме выразил своё отношение не только к историческим событиям, но и к их конкретным участникам. В его баснях современники узнавали Наполеона, Александра I, М.И.Кутузова, Николая I. Басни проникнуты патриотическим пафосом, чувством любви к Родине и ответственности за ее судьбу. Читая басни Крылова, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью. Крылов расширил возможности басенного жанра, а басню довел до совершенства.

    Рефлексия. Теория литературы. Проверь себя!

Что такое басня?

Басня – короткий иносказательный рассказ с нравоучением чаще в стихотворной форме.

Что такое народность?

Народность – это отображение жизни народа в литературе.

Что такое историзм?

Историзм – это отображение характерных черт действительности в литературе.

    Задание на самоподготовку:

    Дописать ответ по теме об исторической основе басен «Обоз», «Лягушки, просящие Царя». Дополнительно для желающих в ответ включить басню «Бритвы».

    А. С. Пушкин. «История Пугачёвского бунта» (прочитать отрывки на стр. 89 – 98).

    Собирать материал по новой теме.

Использованные материалы

    Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М. : Вако, 2005.

    Лебедев Н. М. Гений русской басни. – Вышний Волочёк: «Ирида - прос», 2009.

    Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М.: Просвещение, 2012.

    Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 8 класс

    Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Интернет-ресурсы:

    http://it-n.ru, http://school-collection.edu.ru,

Задачи урока:

Изучение творчества И. А. Крылова в контексте исторических и культурных событий 19 века.

Повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.

Обучение грамотному анализу прочитанного художественного произведения, умению аргументированно высказать свое суждение о прочитанном тексте.

Формирование навыков выразительного чтения, совершенствование речи учащихся.

Работа с терминологией: басня, мораль, аллегория.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по литературе в 8 классе

И.А. Крылов. Басни «Обоз» и « Лягушки, просящие царя», их историческая основа.

Задачи урока:

Изучение творчества И. А. Крылова в контексте исторических и культурных событий 19 века.

Повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.

Обучение грамотному анализу прочитанного художественного произведения, умению аргументированно высказать свое суждение о прочитанном тексте.

Формирование навыков выразительного чтения, совершенствование речи учащихся.

Работа с терминологией: басня, мораль, аллегория.

Интегрирование уроков литературы и информатики: создание презентаций учащимися по материалам учебной экскурсии в музей – усадьбу семьи Олениных Приютино.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока.

Организационный момент.

Знакомство с биографией И.А. Крылова. Выступления учащихся. (презентации учащихся по материалам учебной экскурсии в Приютино.)

А) И.А. Крылов и семья Олениных.

Дом Алексея Николаевича и Елизаветы Марковны Олениных в Петербурге стал известен в литературной, художнической, театральной и научной среде столицы с конца 18 столетия, славился гостеприимством и никогда не пустовал. Многочисленные родственники, друзья хозяев и сослуживцы Алексея Николаевича были желанными здесь гостями. Авторитет хозяина – знатока и ценителя древностей, истории и классического искусства - был настолько велик, что к его мнению обычно прислушивались, у него искали совета и покровительства, к нему приносили на суд научные, литературные и художественные произведения молодые и зрелые ученые, литераторы и художники.

Вторым домом для Олениных и их друзей стала загородная дача, с многообещающим названием Приютино, которая находилась за Охтенским пороховым заводом под Петербургом. Очень скоро дача превратилась стараниями и талантами хозяев в одно из самых притягательных и известных культурных гнезд под Петербургом. Дачу величали приютом муз и граций. Исключительность дома Олениных состояла в том, что его хозяева были наделены удивительной способностью создать у себя атмосферу радушия, гостеприимства, терпимости.

Иван Андреевич был верен семье Олениных. Окончив дежурство в библиотеке, баснописец пешком отправлялся по шумным улицам Петербурга к дому Олениных. Шел не спеша,часто останавливаясь и всматриваясь в уличные сценки, возникавшие едва ли не на каждом шагу. Иногда Крылов при ходьбе отсчитывал шаги и переводил их в версты.

Согласно сохранившимся планам и описанию усадебных построек, на берегу речки была построена в кирпиче просторная господская баня с жилыми покоями над нею, в которых предпочитал жить в Приютине Крылов. Жилые комнаты имели выход на балкон, откуда открывался вид на речку Лубью и заречные луга.

В Приютине Крылова всегда ждали, здесь о нем заботились, старались угодить, попотчевать, особенно дети, которые росли на глазах стареющего баснописца. У Ивана Андреевича было ласковое прозвище Крылочка.

Б) Историческая ситуация 1812 года. Вторжение в пределы России в 1812 году армии Наполеона во многом изменило образ жизни в доме Олениных. Пером, кистью, типографской листовкой единодушно откликнулись на тяжкие события войны с узурпатором Наполеоном обитатели, домочадцы и многочисленные друзья дома Олениных. В трудные для России дни 1812 года Крылов не бросил пера. Зачастую поводом для написания новой басни служили сведения, почерпнутые из реляций.

Однажды в столицу пришло известие, что Наполеон вскоре после оставления Москвы направил в ставку Кутузова генерала Лористона с предложением начать мирные переговоры. Кутузов отклонил их, а через некоторое время нанес поражение французам при Тарутине.

Крылов не замедлил откликнуться на это событие басней. В один из вечеров он прочитал собравшимся в Приютине басню «Волк на псарне». Эту басню Кутузов читал сам после сражения под Красным.

Вскоре последовала новая басня Крылова. Она появилась после рескрипта царя к Кутузову, в котором выражалось неудовольствие медлительностью полководца. Мудрость Кутузова была по душе мудрому и никогда не спешащему Крылову. В басне « Обоз» баснописец высмеивал нетерпеливость и оправдывал осторожность и рассудительность, которые приходят с годами и опытом. В морали басни явный намек на Александра 1 ,самоуверенность которого в войне с теми же французами в 1805 – 1807 годах привела ко многим неудачам.

Басни Ивана Андреевича читались даже на заседаниях Государственного совета. Успех басен Крылова в армии был колоссальным. Они распространялись в списках, печались в походной типографии Кутузова. Поэт Батюшков испытывал глубокое уважение к великому баснописцу и говорил: «…Его басни переживут века…»

Работа по теме урока.

А) Выразительное чтение басни «Обоз».

Басню читает заранее подготовленный ученик, можно первое знакомство с басней осуществить посредством прослушивания фонохрестоматии, где басню читают артисты театра. (Фонохрестоматия к учебнику « Литература. 8 класс» ; В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин. Издательство «Просвещение» 2010г.)

Б) Анализ басни.

О чем рассказывает басня « Обоз» ?

Какую картину она рисует?

В каких строчках заключена мораль басни?

В каких жизненных ситуациях можно использовать слова этого морального вывода?

Какие русские пословицы и поговорки можно вспомнить в связи с этой моралью?

Что такое аллегория в басне?

В) Чтение статьи учебника.

Давайте прочитаем статью учебника, в которой говорится о том, кого и что подразумевал И.А. Крылов в своей басне.

В какой части басня намекает на Аустерлицкое сражение?

4. Итог урока и домашнее задание.

Подготовить небольшой рассказ на любую тему, закончив его моралью из басни «Обоз».


План
Введение
Басня посвящена конкретной исторической ситуации.
Основная часть
В аллегорической форме автор рисует опасную ситуацию: Обоз с горшками должен спуститься с горы:
а) старый конь не спешит;
б) молодая лошадь критикует коня;
в) лошадь жестоко просчиталась.
Мораль басни выражает основной ее смысл.
Заключение
Басня раскрывает отношение автора к конкретному историческому событию.
Многие басни И. А. Крылова посвящены конкретным историческим ситуациям, в частности войне 1812 года.
Автор использует характерный для басни прием - аллегорию, то есть иносказание. Такова басня «Обоз». Из истории известно, что полководец М.И. Кутузов подвергался постоянным нападкам Александра I за свою стратегию и тактику. Нетерпеливый царь не мог понять уклонения Кутузова от решительных действий и сдачи Москвы Наполеону. Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, веря его военному опыту и житейской мудрости. Поэтому автор рисует опасную ситуацию, где Обоз с горшками должен был спуститься с крутой горы. Старый добрый конь не спешит, осторожно везет хозяйский груз. Молодая лошадь критикует коня за все его, как ей кажется, ошибки:
Какой осел! Добро бы было в гору
Или в ночную пору, -
А то и под гору, и днем!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
И, конечно, сама лошадь считает, что она сделает все намного лучше:
И возик свой мы не свезем, а скатим!
Но, не зная законов движения, лошадь жестоко просчиталась: напирающий сверху воз заставил телегу раскатиться и сделал ее неуправляемой. Промчавшись «по камням, рытвинам», конь уронил воз в канаву:
Прощай, хозяйские горшки!
Под образом «Коня доброго» Крылов имел в виду Кутузова - осторожного и опытного полководца. А в образе «Лошади молодой» - Александра I, нетерпеливого, торопившего полководца к необдуманным, поспешным действиям.
В конце басни звучит авторская мораль - нравоучение, выражающее основной смысл произведения:
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Все кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
В последних словах скрыт намек на поражение Александра I в битве при Аустерлице (русской армией там командовал сам царь).
Таким образом, мы видим, что басня раскрывает отношение автора к конкретному историческому событию. Образы главных героев убедительны, они рисуются через их поведе-
ние, а также речевую характеристику. Автор использует разговорные просторечные выражения:
«Ай, конь хваленый, то-то диво!»;
«Гляди-тко нас, как мы махнем!»;
«... и с возом - бух в канаву!»
Это еще раз подтверждает то, что И.А. Крылов - поистине народный писатель, чьи басни читатели знают и любят с детства.

Басня «Обоз» впервые появилась в журнале «Сын Отечества» 1812 г., ч.II, №7, ноябрь. Сюжет этой басни является оригинальным и связан он с событиями Отечественной войны 1812 года.

В басне молодая Лошадь критикует опытного Коня, который медленно и осторожно спускает с горы воз с хрупкими горшками. Когда старый конь благополучно скатил свой воз с горы, молодая Лошадь храбро понеслась вниз. В итоге, ее воз опрокинулся в канаву, и все горшки разбились.

Появлению басни предшествовал сложный для России эпизод Отечественной войны 1812 года. Оставление Москвы в руках неприятеля и ее разорение и вслед за тем бездействие главнокомандующего должно было неминуемо возбудить всеобщий ропот и горькие нарекания. Все желали решительного боя, ждали его под стенами Москвы. А между тем, Кутузов, никому не открывая плана истребления армии Наполеона, спокойно и настойчиво приводил его в исполнение – старался ослабить врага, уклоняясь от решительной развязки. Весьма естественно, что общественное мнение вооружилось теперь против него. Сам император вменял ему в вину, что он не дал вторичного сражения под Москвой. Следствием этого был рескрипт (документ, подписанный императором ) на имя главнокомандующего, полученный им за несколько дней до Тарутинского сражения: «Я и Россия вправе ожидать с вашей стороны всего усердия, твердости и успехов». Но Кутузов не изменил своего плана, несмотря ни на упреки, ни на порывы своих сподвижников. Он был уверен, что бесплодное сидение Наполеона в разоренной Москве не может не ослабить французское войско и ожидал удобного момента для решительных действий.

Крылов, понимая замысел Кутузова, в басне «Обоз» пытался подействовать на нетерпеливое общественное мнение. Он сравнил старого полководца с добрым конем, который принял на себя всю тяжесть государственной колесницы и не дал ей скатиться под гору. Крылов в своей басне сумел показать, чем обязана Россия мудрой медлительности «старой лисицы», как назвал Кутузова Наполеон.

Только написав басню «Обоз», Крылов прочитал ее семье вельможи Оленина, начальника Публичной библиотеки. Закончил чтение басни Иван Андреевич следующими строками:

«Все кажется в других ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь еще хуже»

После чтения басни Крылов сказал, что Кутузов – конь старый, опытный, воз везет и горшков зря не перебьет.

Независимо от исторического значения басни, в ней заключается и общее нравоучение. Под первым конем подразумевается человек, поживший на свете, который любое дело ведет терпеливо, рассудительно, не торопясь, не на авось, а потому все у него выходит не скоро, но споро. Под вторым конем понимается человек молодой, самонадеянный, который, поскольку еще не испытывал никаких неудач в жизни, думает, что для него все возможно, что он умнее всех и для всех может служить примером. А как сам примется за дело, так и бухнется с этим делом в канаву.

Поэтому недаром говорит пословица: «Тише едешь, дальше будешь», то есть, если делаешь не торопясь, осмотрительно, с рассудительностью, так не придется переделывать, а потому и закончишь раньше торопливого, да и сделаешь лучше, вернее. Так бывает в любом деле: чуть только поспешишь – как раз насмешишь.

Тема: И.А.Крылов. Басня « Обоз».

ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук, Самарская область м.р.Борский, 2014г.

Тип урока: изучение лит.произвед.

Форма: у-беседа с элементами исследования

Образовательные:

Раскрыть идейно-художественное своеобразие басни

Совершенствовать навыки работы с худ. словом

Соверш. навыки анализа худ произвед.

Развивающие:
-развивать логическое, аналитическое мышление учащихся;
-совершенствовать речь и творческую деятельность учащихся;
-развивать эмоциональную восприимчивость художественного текста.
Воспитательные
-воспитывать бережное отношение к художественному слову;
-воспитывать чувство долга, ответственности, уважительного отношения к истории Отечества
Приемы обучения : слово учителя, выразительное чтение, анализ басни, работа с терминами, лексикой и со смежными видами искусства.
Предполагаемый
результат:
-осмысление идейно-художественного содержания басни «Обоз».


Ход урока

Эмоциональный настрой.
Учитель приветствует учащихся и предлагает посмотреть иллюстрации с изображением баснописца И.А.Крылова (
Слайд 1 + портрет в книге!!!)

Учитель: мы сегодня будем изучать басню Крылова «Обоз» (записывают в тетради число, тему урока)
Мотивационный этап.
Для начала вспомним, что такое
басня и что такое мораль в басне? (ответы уч-ся)

Прослушивание басни (мп3). Текст перед глазами: следим по тексту!

Отыщем мораль басни. Зачитаем.
Учитель: в басне « Обоз» баснописец высмеивал нетерпеливость и оправдывал осторожность и рассудительность, которые приходят с годами и опытом. В морали басни явный намек на Александра I ,самоуверенность которого в войне с теми же французами в 1805 – 1807 годах привела ко многим неудачам. (Слайд 2 : портрет Александра I), например, было проиграно Аустерлицкое сражение. (Слайд 3 : Аустерлицкое сражение)

Басни Ивана Андреевича читались даже на заседаниях Государственного совета. Успех басен Крылова в армии был колоссальным. Они распространялись в списках, печатались в походной типографии Кутузова. (Слайд 4 : портрет Кутузова)

Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Полководец подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодежи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы и после сдачи ее Наполеону, Крылов оправдывал неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеона, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. (Слайд 5: портрет Наполеона)

Также не менее досадны были для Кутузова ропот и горькие нарекания его молодых сподвижников.

Историческая справка : поэт Батюшков испытывал глубокое уважение к великому баснописцу и говорил: «…Его басни переживут века…» (Слайд 6 : портрет Батюшкова)

Целеполагание.
Учитель: обратите внимание на тему урока и скажите, что мы должны выяснить в ходе рассмотрения басни, на какие вопросы ответить?

Содержательный этап.
Учитель: назовите главных героев произведения


Вы уже знаете, что такое аллегория (напомним)
Учитель предлагает организовать работу следующим образом - каждый ряд рассматривает определенный образ:

1 ряд - «обоз» и + созвучное слово «воз»;

2 ряд – «горшки», «осел»;

3 ряд – «конь» и « лошадь»). Работать можно в парах, совещаясь, задавая друг другу вопросы, объясняя эти понятия. Запишем в тетрадь.

Вопрос: сколько действующих лиц в басне?

В начале урока я говорила о стратегии и тактике Кутузова. Найдите эти понятия. Объясните.

Вопрос: какое понятие шире?

Слайд 7: Страте́гия (др.-греч. στρατηγία - «искусство полководца») - наука о войне, в частности наука полководца, общий, недетализированный план военной деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, позднее вообще какой-либо деятельности человека.

Слайд 8: Тактика (др.-греч. τακτικός «относящийся к построению войск», от τάξις «строй и расположение») - составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями (кораблями) и подразделениями различных видов вооружённых сил, родов войск (сил) и... Искусство ведения боя .| Наука о ведении боя.


Предлагаю посмотреть атаку, как искусство ведения боя. (видеофрагмент)

Выразительное чтение текста.
Записываем в тетради слова, характеризующие главных героев:

Конь – добрый – (на крестце) понес!

Лошадь - молодая – ругает (коня).

Зачитываем, как ругает (конь хваленый, лепится как рак, таскал бы воду. Интересное замечание: воду таскать тоже надо уметь, чтобы не расплескать!) Самонадеянно говорит, что возик скатим, а не свезем)

Вопрос: что вышло на деле?

(телега раскатилась, конь помчал и упал БУХ в канаву. В итоге – потеря среди «горшков» Интересное слово БУХ привносит в текст некую иронию.)

Рефлексивный этап.
З ачитываем еще раз главные слова в басне (мораль=идея) – запишем ее в тетради!

Ответьте на вопросы:

В каких жизненных ситуациях можно использовать слова этого морального вывода?
-Какой герой понравился больше?

На чьей стороне вы как читатели?
-На чьей стороне автор?

Аналитический этап.
- Что вы унесете сегодня с урока? Над чем задумались?
-Что понравилось и запомнилось больше всего?

Домашнее задание для всех : выучить басню наизусть.

Доп.задание: вспомните русские пословицы и поговорки, связанные с моралью басни.

Спец.задание : нарисовать понравившегося героя.