Какие физические явления вам известны. Что такое паранормальное явление. Виды физических явлений
В 1979 году Горьковский народный университет научно - технического творчества выпустил Методические материалы к своей новой разработке "Комплексному методу поиска новых технических решений". Мы планируем познакомить читателей сайта с этой интересной разработкой, во многом значительно опередившей свое время. Но сегодня предлагаем ознакомиться с фрагментом третьей части методических материалов, вышедшей под названием "Массивы информации". Предлагаемый в ней список физических эффектов включает в себя всего 127 позиций. Сейчас специализированные компьютерные программы предлагают более развернутые версии указателей физэффектов, но для пользователя, все еще "не охваченного" программной поддержкой интерес представляет таблица применений физических эффектов, созданная в Горьком. Ее практическая польза состоит в том, что на входе решатель должен был указать, какую функцию из перечисленных в таблице он хочет обеспечить и какой из видов энергии планирует использовать (как сказали бы сейчас - указать ресурсы). Номера в клетках таблицы - это номера физических эффектов в перечне. Каждый физэффект снабжен отсылками на литературные источники (к сожалению, почти все они в настоящее время являются библиографическими редкостями).
Работа выполнялась коллективом, в который входили преподаватели Горьковского народного университета: М.И. Вайнерман, Б.И. Голдовский, В.П. Горбунов, Л.А. Заполянский, В.Т. Корелов, В.Г. Кряжев, А.В. Михайлов, А.П. Сохин, Ю.Н. Шеломок.
Предлагаемый вниманию читателя материал компактен, а следовательно может быть использован в качестве раздаточного материала на занятиях в общественных школах технического творчества.
Редактор
Список физических эффектов и явлений
Горьковский народный университет научно - технического творчества
Горький, 1979 год
N | Название физического эффекта или явления | Краткое описание сущности физического эффекта или явления | Типовые выполняемые функции (действия) (см. табл. 1) | Литература |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Инерция | Движение тел после прекращения действия сил. Вращающееся или поступательно движущееся по инерции тело может аккумулировать механическую энергию, производить силовое воздействие | 5, 6, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 15, 21 | 42, 82, 144 |
2 | Гравитация | силовое взаимодействие масс на расстоянии, в результате которого тела могут двигаться, сближаясь друг с другом | 5, 6, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 15 | 127, 128, 144 |
3 | Гироскопический эффект | Вращающиеся с большой скоростью тела способны сохранять неизменным положение своей оси вращения. Силовое воздействие со стороны с целью изменить направление оси вращения приводит к прецессии гироскопа, пропорциональной силе | 10, 14 | 96, 106 |
4 | Трение | Сила, возникающая при относительном перемещении двух соприкасающихся тел в плоскости их касания. Преодоление этой силы приводит к выделению тепла, света, износу | 2, 5, 6, 7, 9, 19, 20 | 31, 114, 47, 6, 75, 144 |
5 | Замена трения покоя трением движения | При колебаниях трущихся поверхностей сила трения уменьшается | 12 | 144 |
6 | Эффект безизносности (Крагельского и Гаркунова) | Пара сталь-бронза с глицериновой смазкой практически не изнашивается | 12 | 75 |
7 | Эффект Джонсона-Рабека | Нагрев трущихся поверхностей металл-полупроводник увеличивает силу трения | 2, 20 | 144 |
8 | Деформация | Обратимое или необратимое (упругая или пластическая деформация) изменение взаимного положения точек тела под действием механических сил, электрических, магнитных, гравитационных и тепловых полей, сопровождающееся выделением тепла, звука, света | 4, 13, 18, 22 | 11, 129 |
9 | Эффект Пойтинга | Упругое удлинение и увеличение в объеме стальных и медных проволок при их закручивании. Свойства материала при этом не меняются | 11, 18 | 132 |
10 | Связь деформации с электропроводностью | При переходе металла в сверхпроводящее состояние его пластичность повышается | 22 | 65, 66 |
11 | Электропластический эффект | Увеличение пластичности и уменьшение хрупкости металла под действием постоянного электрического тока высокой плотности или импульсного тока | 22 | 119 |
12 | Эффект Баушингера | Понижение сопротивления начальным пластическим деформациям при перемене знака нагрузки | 22 | 102 |
13 | Эффект Александрова | С ростом соотношения масс упруго соударяющихся тел коэффициент передачи энергии растет только до критического значения, определяемого свойствами и конфигурацией тел | 15 | 2 |
14 | Сплавы с памятью | Деформированные с помощью механических сил детали из некоторых сплавов (титан-никель и др.) после нагрева восстанавлива-ют в точности свою первоначаль-ную форму и способны при этом создавать значительные силовые воздействия | 1, 4, 11, 14, 18, 22 | 74 |
15 | Явление взрыва | Воспламенение веществ вследствие мгновенного их химического разложения и образование сильно нагретых газов, сопровождающееся сильным звуком, выделением значительной энергии (механической, тепловой), световой вспышкой | 2, 4, 11, 13, 15, 18, 22 | 129 |
16 | Тепловое расширение | Изменение размеров тел под действием теплового поля (при нагреве и охлаждении). Может сопровождаться возникновением значительных усилий | 5, 10, 11, 18 | 128,144 |
17 | Фазовые переходы первого рода | Изменение плотности агрегатного состояния веществ при определенной температуре, сопровождающееся выделением или поглощением | 1, 2, 3, 9, 11, 14, 22 | 129, 144, 33 |
18 | Фазовые переходы второго рода | Скачкообразное изменение теплоемкости, теплопроводности, магнитных свойств, текучести (сверхтекучесть), пластичности (сверхпластичность), электропроводности (сверхпроводимость) при достижении определенной температуры и без энергообмена | 1, 3, 22 | 33, 129, 144 |
19 | Капиллярность | Самопроизвольное течение жидкости под действием капиллярных сил в капиллярах и полуоткрытых каналах (микротрещинах и царапинах) | 6, 9 | 122, 94, 144, 129, 82 |
20 | Ламинарность и турбулентность | Ламинарность - упорядоченное движение вязкой жидкости (или газа) без междуслойного перемешивания с убывающей от центра трубы к стенкам скоростью потока. Турбулентность - хаотическое движение жидкости (или газа) с беспорядочным движением частиц по сложным траекториям и почти постоянной по сечению скоростью потока | 5, 6, 11, 12, 15 | 128, 129, 144 |
21 | Поверхностное натяжение жидкостей | Силы поверхностного натяжения, обусловленные наличием поверхностной энергии, стремятся сократить поверхность раздела | 6, 19, 20 | 82, 94, 129, 144 |
22 | Смачивание | Физико-химическое взаимодействие жидкости с твердым телом. Характер зависит от свойств взаимодействующих веществ | 19 | 144, 129, 128 |
23 | Эффект автофобности | При контакте жидкости с низким натяжением и высокоэнергетического твердого тела происходит сначала полное смачивание, затем жидкость собирается в каплю, а на поверхности твердого тела остается прочный молекулярный слой жидкости | 19, 20 | 144, 129, 128 |
24 | Ультразвуковой капиллярный эффект | Увеличение скорости и высоты подъема жидкости в капиллярах под действием ультразвука | 6 | 14, 7, 134 |
25 | Термокапиллярный эффект | Зависимость скорости растекания жидкости от неравномерности нагрева ее слоя. Эффект зависит от чистоты жидкости, от ее состава | 1, 6, 19 | 94, 129, 144 |
26 | Электрокапиллярный эффект | Зависимость поверхностного натяжения на границе раздела электродов с растворами электролитов или ионными расплавами от электрического потенциала | 6, 16, 19 | 76, 94 |
27 | Сорбция | Процесс самопроизвольного сгущения растворенного или парообразного вещества (газа) на поверхности твердого тела или жидкости. При малом проникновении вещества сорбтива в сорбент происходит адсорбция, при глубоком - абсорбция. Процесс сопровождается теплообменом | 1, 2, 20 | 1, 27, 28, 100, 30, 43, 129, 103 |
28 | Диффузия | Процесс выравнивания концентрации каждой компоненты во всем объеме смеси газа или жидкости. Скорость диффузии в газах увеличивается с понижением давления и ростом температуры | 8, 9, 20, 22 | 32, 44, 57, 82, 109, 129, 144 |
29 | Эффект Дюфора | Возникновение разности температур при диффузионном перемешивании газов | 2 | 129, 144 |
30 | Осмос | Диффузия через полупроницаемую перегородку. Сопровождается созданием осмотического давления | 6, 9, 11 | 15 |
31 | Тепломассо-обмен | Передача тепла. Может сопровождаться перемешиванием массы или обуславливаться перемещением массы | 2, 7, 15 | 23 |
32 | Закон Архимеда | Действие подъемной силы на тело, погруженное в жидкость или газ | 5, 10, 11 | 82, 131, 144 |
33 | Закон Паскаля | Давление в жидкостях или газах передается равномерно по всем направлениям | 11 | 82, 131, 136, 144 |
34 | Закон Бернулли | Постоянство полного давления в установившемся ламинарном потоке | 5, 6 | 59 |
35 | Вязкоэлектрический эффект | Увеличение вязкости полярной непроводящей жидкости при протекании между обкладками конденсатора | 6, 10, 16, 22 | 129, 144 |
36 | Эффект Томса | Снижение трения между турбулентным потоком и трубопроводом при введении в поток полимерной добавки | 6, 12, 20 | 86 |
37 | Эффект Коанда | Отклонение струи жидкости, вытекающей из сопла по направлению к стенке. Иногда наблюдается "прилипание" жидкости | 6 | 129 |
38 | Эффект Магнуса | Возникновение силы, действующей на цилиндр, вращающийся в набегающем потоке, перпендикулярной потоку и образующим цилиндра | 5,11 | 129, 144 |
39 | Эффект Джоуля- Томсона (дроссель-эффект) | Изменение температуры газа при его протекании через пористую перегородку, диафрагму или вентиль (без обмена с окружающей средой) | 2, 6 | 8, 82, 87 |
40 | Гидравлический удар | Быстрое перекрытие трубопровода с движущейся жидкостью вызывает резкое повышение давления, распространяющееся в виде ударной волны, и появление кавитации | 11, 13, 15 | 5, 56, 89 |
41 | Электрогидравлический удар (эффект Юткина) | Гидравлический удар, вызываемый импульсным электрическим разрядом | 11, 13, 15 | 143 |
42 | Гидродинамическая кавитация | Образование разрывов в быстром потоке сплошной жидкости в результате местного понижения давления, вызывающее разрушение объекта. Сопровождается звуком | 13, 18, 26 | 98, 104 |
43 | Акустическая кавитация | Кавитация, возникающая вследствие прохождения акустических волн | 8, 13, 18, 26 | 98, 104, 105 |
44 | Сонолюминесценция | Слабое свечение пузырька в момент его кавитационного схлопывания | 4 | 104, 105, 98 |
45 | Свободные (механические) колебания | Собственные затухающие колебания при выводе системы из равновесного положения. При наличии внутренней энергии колебания становятся незатухающими (автоколебаниями) | 1, 8, 12, 17, 21 | 20, 144, 129, 20, 38 |
46 | Вынужденные колебания | Колебания год действием периодической силы, как правило, внешней | 8, 12, 17 | 120 |
47 | Акустический парамагнитный резонанс | Резонансное поглощение веществом звука, зависящее от состава и свойств вещества | 21 | 37 |
48 | Резонанс | Резкое возрастание амплитуды колебаний при совпадении вынужденных и собственных частот | 5, 9, 13, 21 | 20, 120 |
49 | Акустические колебания | Распространение в среде звуковых волн. Характер воздействия зависит от частоты и интенсивности колебаний. Основное назначение - силовое воздействие | 5, 6, 7, 11, 17, 21 | 38, 120 |
50 | Реверберация | Послезвучание, обусловленное переходом в определенную точку запаздывающий отраженных или рассеянных звуковых волн | 4, 17, 21 | 120, 38 |
51 | Ультразвук | Продольные колебания в газах, жидкостях и твердых телах в диапазоне частот 20х103-109Гц. Распространение лучевое с эффектами отражения, фокусировки, образование теней с возможностью передачи большой плотности энергии, используемой для силового и теплового воздействия | 2, 4, 6, 7, 8, 9, 13, 15, 17, 20, 21, 22, 24, 26 | 7, 10, 14, 16, 90, 107, 133 |
52 | Волновое движение | еренос энергии без переноса вещества в виде возмущения, распространяющегося с конечной скоростью | 6, 15 | 61, 120, 129 |
53 | Эффект Допплера-Физо | Изменение частоты колебаний при взаимном перемещении источника и приемника колебаний | 4 | 129, 144 |
54 | Стоячие волны | При определенном сдвиге фаз прямая и отраженная волны складываются в стоячую с характерным расположением максимумов и минимумов возмущения (узлов и пучностей). Перенос энергии через узлы отсутствует, а между соседними узлами наблюдается взаимопревращение кинетической и потенциальной энергии. Силовое воздействие стоячей волны способно создавать соответствующую структуру | 9, 23 | 120, 129 |
55 | Поляризация | Нарушение осевой симметрии, поперечной волны относительно направления распространения этой волны. Поляризацию вызывают: отсутствие осевой симметрии у излучателя, или отражение и преломление на границах разных сред, или распространение в анизотропной среде | 4, 16, 19, 21, 22, 23, 24 | 53, 22, 138 |
56 | Дифракция | Огибание волной препятствия. Зависит от размеров препятствия и длины волны | 17 | 83, 128, 144 |
57 | Интерференция | Усиление и ослабление волн в определенных точках пространства, возникающее при наложении двух или нескольких волн | 4, 19, 23 | 83, 128, 144 |
58 | Муаровый эффект | Возникновение узора при пересечении под небольшим углом двух систем равноудаленных параллельных линий. Небольшое изменение угла поворота ведет к значительному изменению расстояния между элементами узора | 19, 23 | 91, 140 |
59 | Закон Кулона | Притяжение разноименных и отталкивание одноименных электрически заряженных тел | 5, 7, 16 | 66, 88, 124 |
60 | Индукцированные заряды | Возникновение зарядов на проводнике под действием электрического поля | 16 | 35, 66, 110 |
61 | Взаимодействие тел с полями | Смена формы тел приводит к изменению конфигурации образующихся электрических и магнитных полей. Этим можно управлять силами, действующими на заряженные частицы, помещенные в такие поля | 25 | 66, 88, 95, 121, 124 |
62 | Втягивание диэлектрика между обкладками конденсатора | При частичном введении диэлектрика между обкладками конденсатора наблюдается его втягивание | 5, 6, 7, 10, 16 | 66, 110 |
63 | Проводимость | Перемещение свободных носителей под действием электрического поля. Зависит от температуры, плотности и чистоты вещества, его агрегатного состояния, внешнего воздействия сил, вызывающих деформацию, от гидростатического давления. При отсутствии свободных носителей вещество является изолятором и называется диэлектриком. При термическом возбуждении становится полупроводником | 1, 16, 17, 19, 21, 25 | 123 |
64 | Сверхпроводимость | Значительное увеличение проводимости некоторых металлов и сплавов при определенных значениях температуры, магнитного поля и плотности тока | 1, 15, 25 | 3, 24, 34, 77 |
65 | Закон Джоуля- Ленца | Выделение тепловой энергии при прохождении электрического тока. Величина обратно пропорциональна проводимости материала | 2 | 129, 88 |
66 | Ионизация | Появление свободных носителей заряда в веществах под действием внешних факторов (электромагнитного, электрического или теплового полей, разрядов в газах облучения рентгеновскими лучами или потоком электронов, альфа-частиц, при разрушении тел) | 6, 7, 22 | 129, 144 |
67 | Вихревые токи (токи Фуко) | В массивной неферромагнитной пластине, помещенной в изменяющееся магнитное поле перпендикулярно его линиям, протекают круговые индукционные токи. При этом пластина нагревается и выталкивается из поля | 2, 5, 6, 10, 11, 21, 24 | 50, 101 |
68 | Тормоз без трения покоя | Колеблющаяся между полюсами электромагнита тяжелая металлическая пластина "увязает" при включении постоянного тока и останавливается | 10 | 29, 35 |
69 | Проводник с током в магнитном поле | Сила Лоренца воздействует на электроны, которые через ионы передают силу кристаллической решетке. В результате проводник выталкивается из магнитного поля | 5, 6, 11 | 66, 128 |
70 | Проводник, движущийся в магнитном поле | При движении проводника в магнитном поле в нем начинает протекать электрический ток | 4, 17, 25 | 29, 128 |
71 | Взаимная индукция | Переменный ток в одном из двух расположенных рядом контуров вызывает появление ЭДС индукции в другом | 14, 15, 25 | 128 |
72 | Взаимодействие проводников с током движущихся электрических зарядов | Проводники с током протягиваются друг к другу или отталкиваются. Аналогично взаимодействуют движущиеся электрические заряды. Характер взаимодействия зависит от формы проводников | 5, 6, 7 | 128 |
73 | ЭДС индукции | При изменении магнитного поля или его движения в замкнутом проводнике возникает ЭДС индукции. Направление индукционного тока дает поле, препятствующее изменению магнитного потока, вызывающего индукцию | 24 | 128 |
74 | Поверхностный эффект (скин- эффект) | Токи высокой частоты идут только по поверхностному слою проводника | 2 | 144 |
75 | Электромагнитное поле | Взаимное индуктирование электрического и магнитного полей представляет собой распространение (радио волн, электромагнитных волн, света, рентгеновских и гамма лучей). Его источником может служить и электрическое поле. Частным случаем электромагнитного поля является световое излучение (видимое, ультрафиолетовое и инфракрасное). Его источником может служить и тепловое поле. Электромагнитное поле обнаруживается по тепловому эффекту, электрическому действию, световому давлению, активизации химических реакций | 1, 2, 4, 5, 6, 7, 11, 15, 17, 19, 20, 21, 22, 26 | 48, 60, 83, 35 |
76 | Заряд в магнитном поле | На заряд, движущийся в магнитном поле, действует сила Лоренца. Под действием этой силы движение заряда происходит по окружности или спирали | 5, 6, 7, 11 | 66, 29 |
77 | Электрореологический эффект | Быстрое обратимое повышение вязкости неводных дисперсных систем в сильных электрических полях | 5, 6, 16, 22 | 142 |
78 | Диэлектрик в магнитном поле | В диэлектрике, помещенном в электромагнитное поле, часть энергии переходит в тепловую | 2 | 29 |
79 | Пробой диэлектриков | Падение электрического сопротивления и термическое разрушение материала из-за разогрева участка диэлектрика под действием сильного электрического поля | 13, 16, 22 | 129, 144 |
80 | Электрострикция | Упругое обратимое увеличение размеров тела в электрическом поле любого знака | 5, 11, 16, 18 | 66 |
81 | Пьезо-электрический эффект | Образование зарядов на поверхности твердого тела под воздействием механических напряжений | 4, 14, 15, 25 | 80, 144 |
82 | Обратный пьезоэффект | Упругая деформация твердого тела под действием электрического поля, зависящая от знака поля | 5, 11, 16, 18 | 80 |
83 | Электро-калорический эффект | Изменение температуры пироэлектрика при внесении его в электрическое поле | 2, 15, 16 | 129 |
84 | Электризация | Появление на поверхности веществ электрических зарядов. Может вызываться и в отсутствии внешнего электрического поля (для пироэлектриков и сегнетоэлектриков при смене температуры). При воздействии на вещество сильным электрическим полем с охлаждением или освещением получаются электреты, создающие вокруг себя электрическое поле | 1, 16 | 116, 66, 35, 55, 124, 70, 88, 36, 41, 110, 121 |
85 | Намагничивание | Ориентация собственных магнитных моментов веществ во внешнем магнитном поле. По степени намагничивания вещества подразделяются на парамагнетики, ферромагнетики. У постоянных магнитов магнитное поле остается после снятия внешнего электрические и магнитные свойства | 1, 3, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 22, 23 | 78, 73, 29, 35 |
86 | Влияние температуры на электрические и магнитные свойства | Электрические и магнитные свойства веществ вблизи определенной температуры (точки Кюри) резко меняются. Выше точки Кюри Ферромагнетик переходит в парамагнетик. Сегнетоэлектрики имеют две точки Кюри, в которых наблюдаются или магнитные, или электрические аномалии. Антиферромагнитики теряют свои свойства при температуре, названной точкой Нееля | 1, 3, 16, 21, 22, 24, 25 | 78, 116, 66, 51, 29 |
87 | Магнито- электрический эффект | В сегнетоферромагнетиках при наложении магнитного (электрического) поля наблюдается изменение электрической (магнитной) проницаемости | 22, 24, 25 | 29, 51 |
88 | Эффект Гопкинса | Возрастание магнитной восприимчивости при приближении к температуре Кюри | 1, 21, 22, 24 | 29 |
89 | Эффект Бархгаузена | Ступенчатый ход кривой намагничивания образца вблизи точки Кюри при изменении температуры, упругих напряжений или внешнего магнитного поля | 1, 21, 22, 24 | 29 |
90 | Жидкости, твердеющие в магнитном поле | язкие жидкости (масла) в смеси с ферромагнитными частицами твердеют при помещении в магнитное поле | 10, 15, 22 | 139 |
91 | Пьезо-магнетизм | Возникновение магнитного момента при наложении упругих напряжений | 25 | 29, 129, 144 |
92 | Магнито- калорический эффект | Изменение температуры магнетика при его намагничивании. Для парамагнетиков увеличение поля увеличивает температуру | 2, 22, 24 | 29, 129, 144 |
93 | Магнитострикция | Изменение размеров тел при изменении их намагниченности (объемное или линейное), объект зависит от температуры | 5, 11, 18, 24 | 13, 29 |
94 | Термострикция | Магнитострикционная деформация при нагреве тел в отсутствии магнитного поля | 1, 24 | 13, 29 |
95 | Эффект Эйнштейна и де Хааса | Намагничивание магнетика приводит к его вращению, а вращение вызывает намагничивание | 5, 6, 22, 24 | 29 |
96 | Ферро- магнитный резонанс | Избирательное (по частоте) поглощение энергии электромагнитного поля. Частота меняется в зависимости от интенсивности поля и при смене температуры | 1, 21 | 29, 51 |
97 | Контактная разность потенциалов (закон Вольты) | Возникновение разности потенциалов при контакте двух разных металлов. Величина зависит от химического состава материалов и их температуры | 19, 25 | 60 |
98 | Трибоэлектричество | Электризация тел при трении. Величина и знак заряда определяются состоянием поверхностей, их составом, плотностью и диэлектрической проницаемостью | 7, 9, 19, 21, 25 | 6, 47, 144 |
99 | Эффект Зеебека | Возникновение термоЭДС в цепи из разнородных металлов при условии разной температуры в местах контакта. При контакте однородных металлов эффект возникает при сжатии одного из металлов всесторонним давлением или насыщении его магнитным полем. Другой проводник при этом находится в нормальных условиях | 19, 25 | 64 |
100 | Эффект Пельтье | Выделение или поглощение тепла (кроме джоулева) при прохождении тока через спай разнородных металлов в зависимости от направления тока | 2 | 64 |
101 | Явление Томсона | Выделение или поглощение тепла (избыточного над джоулевым) при прохождении тока по неравномерно нагретому однородному проводнику или полупроводнику | 2 | 36 |
102 | Эффект Холла | Возникновение электрического поля в направлении, перпендикулярном направлению магнитного поля и направлению тока. В ферромагнетиках коэффициент Холла достигает максимума в точке Кюри, а затем снижается | 16, 21, 24 | 62, 71 |
103 | Эффект Эттингсгаузена | Возникновение разности температур в направлении, перпендикулярном магнитному полю и току | 2, 16, 22, 24 | 129 |
104 | Эффект Томсона | Изменение проводимости ферроманитного проводника в сильном магнитном поле | 22, 24 | 129 |
105 | Эффект Нернста | Возникновение электрического поля при поперечном намагничивании проводника перпендикулярно направлению магнитного поля и градиенту температур | 24, 25 | 129 |
106 | Электрические разряды в газах | Возникновение электрического тока в газе в результате его ионизации и под действием электрического поля. Внешние проявления и характеристики разрядов зависят от управляющих факторов (состава и давления газа, конфигурации пространства, частоты электрического поля, силы тока) | 2, 16, 19, 20, 26 | 123, 84, 67, 108, 97, 39, 115, 40, 4 |
107 | Электроосмос | Движение жидкостей или газов через капилляры, твердые пористые диафрагмы и мембраны, а также через силы очень мелких частиц под действием внешнего электрического поля | 9, 16 | 76 |
108 | Потенциал течения | Возникновение разности потенциала между концами капилляров а также между противоположными поверхностями диафрагмы, мембраны или другой пористой среды при продавливании через них жидкости | 4, 25 | 94 |
109 | Электрофорез | Движение твердых частиц, пузырьков газа, капель жидкости, а также коллоидных частиц, находящихся во взвешенном состоянии, в жидкой или газообразной среде под действием внешнего электрического поля | 6, 7, 8, 9 | 76 |
110 | Седиментационный потенциал | Возникновение разности потенциалов в жидкости в результате движения частиц, вызванного силами неэлектрического характера (оседание частиц и т.п.) | 21, 25 | 76 |
111 | Жидкие кристаллы | Жидкость с молекулами удлиненной формы имеет свойство мутнеть пятнами при воздействия электрического поля и менять цвет при различных температурах и углах наблюдения | 1, 16 | 137 |
112 | Дисперсия света | Зависимость абсолютного показателя преломления от длины волны излучения | 21 | 83, 12, 46, 111, 125 |
113 | Голография | Получение объемных изображений путем освещения объекта когерентным светом и фотографирования интерференционной картины взаимодействия рассеянного объектом света с когерентным излучением источника | 4, 19, 23 | 9, 45, 118, 95, 72, 130 |
114 | Отражение и преломление | При падении параллельного пучка света на гладкую поверхность раздела двух изотропных сред часть света отражается обратно, а другая, преломляясь, проходит во вторую среду | 4, | 21 |
115 | Поглощение и рассеяние света | ри прохождении света через вещество его энергия поглощается. Часть идет на переизлучение, остальная энергия переходит в другие виды (тепло). Часть переизлученной энергии распространяется в разные стороны и образует рассеянный свет | 15, 17, 19, 21 | 17, 52, 58 |
116 | Испускание света. Спектральный анализ | Квантовая система (атом, молекула), находящаяся в возбужденном состоянии, излучает излишнюю энергию в виде порции электромагнитного излучения. Атомы каждого вещества имеют сбою структуру излучательных переходов, которые можно зарегистрировать оптическими методами | 1, 4, 17, 21 | 17, 52, 58 |
117 | Оптические квантовые гeнераторы (лазеры) | Усиление электромагнитных волн за счет прохождения их через среду с инверсией населенности. Излучение лазеров когерентное, монохроматическое, с высокой концентрацией энергии в луче и малой расходимостью | 2, 11, 13, 15, 17, 19, 20, 25, 26 | 85, 126, 135 |
118 | Явление полного внутреннего отражения | Вся энергия световой волны, падающей на границу раздела прозрачных сред со стороны среды оптически более плотной, полностью отражается в эту же среду | 1, 15, 21 | 83 |
119 | Люминесценция, поляризация люминесценции | Излучение, избыточное под тепловым и имеющее длительность, превышающую период световых колебаний. Люминесценция продолжается некоторое время после прекращения возбуждения (электромагнитного излучения, энергии ускоренного потока частиц, энергии химических реакций, механической энергии) | 4, 14, 16, 19, 21, 24 | 19, 25, 92, 117, 68, 113 |
120 | Тушение и стимуляция люминесценции | Воздействие другим видом энергии, кроме возбуждающей люминесценцию, может или стимулировать, или потушить люминесценцию. Управляющие факторы: тепловое поле, электрическое и электромагнитное поля (ИК-свет), давление; влажность, присутствие некоторых газов | 1, 16, 24 | 19 |
121 | Оптическая анизотропия | азличие оптических свойств веществ по различным направлениям, зависящее от их структуры и температуры | 1, 21, 22 | 83 |
122 | Двойное лучепреломление | На. границе раздела анизотропных прозрачных тел свет расщепляется на два взаимоперпендикулярных поляризованных луча, имеющих различные скорости распространения в среде | 21 | 54, 83, 138, 69, 48 |
123 | Эффект Максвелла | Возникновение двойного лучепреломления в потоке жидкости. Определяется действием гидродинамических сил, градиентом скоростей потока, трением о стенки | 4, 17 | 21 |
124 | Эффект Керра | Возникновение оптической анизотропии у изотропных веществ под действием электрического или магнитного полей | 16, 21, 22, 24 | 99, 26, 53 |
125 | Эффект Поккельса | Возникновение оптической анизотропии под действием электрического поля в направлении распространения света. Слабо зависит от температуры | 16, 21, 22 | 129 |
126 | Эффект Фарадея | Поворот плоскости поляризации света при прохождении через вещество, помещенное в магнитное поле | 21, 22, 24 | 52, 63, 69 |
127 | Естественная оптическая активность | Способность вещества поворачивать плоскость поляризации прошедшего через него света | 17, 21 | 54, 83, 138 |
Таблица выбора физических эффектов
Список литературы к массиву физических эффектов и явлений
1. Адам Н.К. Физика и химия поверхностей. М., 1947
2. Александров Е.А. ЖТФ. 36, №4, 1954
3. Алиевский Б.Д. Применение криогенной техники и сверхпроводимости в электрических машинах и аппаратах. М., Информстандартэлектро, 1967
4. Аронов М.А., Колечицкий Е.С., Ларионов В.П., Минеин В.Р., Сергеев Ю.Г. Электрические разряды в воздухе при напряжении высокой частоты, М., Энергия, 1969
5. Аронович Г.В. и др. Гидравлический удар и уравнительные резервуары. М., Наука, 1968
6. Ахматов А.С. Молекулярная физика граничного трения. М., 1963
7. Бабиков О.И. Ультразвук и его применение в промышленности. ФМ, 1958"
8. Базаров И.П. Термодинамика. М., 1961
9. Батерс Дж. Голография и ее применение. М., Энергия, 1977
10. Баулин И. За барьером слышимости. М., Знание, 1971
11. Бежухов Н.И. Теория упругости и пластичности. М., 1953
12. Беллами Л. Инфракрасные спектры молекул. M., 1957
13. Белов К.П. Магнитные превращения. М., 1959
14. Бергман Л. Ультразвук и его применение в технике. М., 1957
15. Бладергрен В. Физическая химия в медицине и биологии. М.,1951
16. Борисов Ю.Я., Макаров Л.О. Ультразвук в технике настоящего и будущего. АН СССР, М., 1960
17. Борн М. Атомная физика. М., 1965
18. Брюнинг Г. Физика и применение вторичной электронной эмисси
19. Вавилов С.И. О "горячем" и "холодном" свете. М., Знание, 1959
20. Вайнберг Д.В., Писаренко Г.С. Механические колебания и их роль в технике. М., 1958
21. Вайсбергер А. Физические методы в органической химии. Т.
22. Васильев Б.И. Оптика поляризационных приборов. М., 1969
23. Васильев Л.Л., Конев С.В. Теплопередающие трубки. Минск, Наука и техника, 1972
24. Веников В.А., Зуев Э.Н., Околотин B.C. Сверхпроводимость в энергетике. М., Энергия, 1972
25. Верещагин И.К. Электролюминесценция кристаллов. М., Наука, 1974
26. Волькенштейн М.В. Молекулярная оптика, 1951
27. Волькенштейн Ф.Ф. Полупроводники как катализаторы химических реакций. М., Знание, 1974
28. Волькенштейн Ф.Ф, Радикало-рекомбинационная люминесценция полупроводников. М., Наука, 1976
29. Вонсовский С.В. Магнетизм. М., Наука, 1971
30. Ворончев Т.А., Соболев В.Д. Физические основы электровакуумной техники. М., 1967
31. Гаркунов Д.Н. Избирательный перенос в узлах трения. М., Транспорт, 1969
32. Гегузин Я.Е. Очерки о.диффузии в кристаллах. М., Наука, 1974
33. Гейликман Б.Т. Статистическая физика фазовых переходов. М., 1954
34. Гинзбург В.Л. Проблема высокотемпературной сверхпроводимости. Сборник "Будущее науки" М., Знание, 1969
35. Говорков В.А. Электрические и магнитные поля. М., Энергия, 1968
36. Голделий Г. Применение термоэлектричества. М., ФМ, 1963
37. Гольданский В.И. Эффект Месбауэра и его
применение в химии. АН СССР, М., 1964
38. Горелик Г.С. Колебания и волны. М., 1950
39. Грановский В.Л. Электрический ток в газах. T.I, М., Гостехиздат, 1952, т.II, М., Наука, 1971
40. Гринман И.Г., Бахтаев Ш.А. Газоразрядные микрометры. Алма-Ата, 1967
41. Губкин А.Н. Физика.диэлектриков. М., 1971
42. Гулиа Н.В. Возрожденная энергия. Наука и жизнь, №7, 1975
43. Де Бур Ф. Динамический характер адсорбции. М., ИЛ, 1962
44. Де Гроот С.Р. Термодинамика необратимых процессов. М., 1956
45. Денисюк Ю.Н. Образы внешнего мира. Природа, №2, 1971
46. Дерибере М. Практическое применение инфракрасных лучей. М.-Л., 1959
47. Дерягин Б.В. Что такое трение? М., 1952
48. Дитчберн Р. Физическая оптика. М., 1965
49. Добрецов Л.Н., Гомоюнова М.В. Эмиссионная электроника. М., 1966
50. Дорофеев А.Л. Вихревые токи. М., Энергия, 1977
51. Дорфман Я.Г. Магнитные свойства и строение вещества. М., Гостехиздат, 1955
52. Ельяшевич М.А. Атомная и молекулярная спектроскопия. М., 1962
53. Жевандров Н.Д. Поляризация света. М., Наука, 1969
54. Жевандров Н.Д. Анизотропия и оптика. М., Наука, 1974
55. Желудев И.С. Физика кристаллов диэлектриков. М., 1966
56. Жуковский Н.Е. О гидравлическом ударе в водопроводных кранах. М.-Л., 1949
57. Зайт В. Диффузия в металлах. М., 1958
58. Зайдель А.Н. Основы спектрального анализа. М., 1965
59. Зельдович Я.Б., Райзер Ю.П. Физика ударных волн и высокотемпературных гидродинамических явлении. М., 1963
60. Зильберман Г.Е. Электричество и магнетизм, М., Наука, 1970
61. Знание - сила. №11, 1969
62. "Илюкович A.M. Эффект Холла и его применение в измерительной технике. Ж. Измерительная техника, №7, 1960
63. Иос Г. Курс теоретической физики. М., Учпедгиз, 1963
64. Иоффе А.Ф. Полупроводниковые термоэлементы. М., 1963
65. Каганов М.И., Нацик В.Д. Электроны тормозят дислокацию. Природа, № 5,6, 1976
66. Калашников, С.П. Электричество. М., 1967
67. Канцов Н.А. Коронный разряд и его применение в электрофильтрах. М.-Л., 1947
68. Карякин А.В. Люминесцентная дефектоскопия. М., 1959
69. Квантовая электроника. М., Советская энциклопедия, 1969
70. Кенциг. Сегнетоэлектрики и антисегнетоэлектрики. М., ИЛ, 1960
71. Кобус А., Тушинский Я. Датчики Холла. М., Энергия, 1971
72. Кок У. Лазеры и голография. М., 1971
73. Коновалов Г.Ф., Коновалов О.В. Система автоматического управления с электромагнитными порошковыми муфтами. М., Машиностроение, 1976
74. Корнилов И.И. и др. Никелид титана и.другие сплавы с эффектом "памяти". М., Наука, 1977
75. Крагелъский И.В. Трение и износ. М., Машиностроение, 1968
76. Краткая химическая энциклопедия, т.5., М., 1967
77. Коесин В.З. Сверхпроводимость и сверхтекучесть. М., 1968
78. Крипчик Г.С. Физика магнитных явлений. М., МГУ, 1976
79. Кулик И.О., Янсон И.К. Эффект Джозефсона в сверхпроводящих туннельных структурах. М., Наука, 1970
80. Лавриненко В.В. Пьезоэлектрические трансформаторы. М. Энергия, 1975
81. Лангенберг Д.Н., Скалапино Д.Дж., Тейлор Б.Н. Эффекты Джозефсона. Сборник "Над чем думают физики", ФТТ, М., 1972
82. Ландау Л.Д., Ахизер А.П., Лифшиц Е.М. Курс общей физики. М., Наука, 1965
83. Ландсберг Г.С. Курс общей физики. Оптика. М., Гостехтеоретиздат, 1957
84. Левитов В.И. Корона переменного тока. М., Энергия, 1969
85. Лендъел Б. Лазеры. М., 1964
86. Лодж Л. Эластичные жидкости. М., Наука, 1969
87. Малков М.П. Справочник по физико-техническим основам глубокого охлаждения. М.-Л., 1963
88. Мирдель Г. Электрофизика. М., Мир, 1972
89. Мостков М.А. и др. Расчеты гидравлического удара, М.-Л., 1952
90. Мяников Л.Л. Неслышимый звук. Л., Судостроение, 1967
91. Наука и жизнь, №10, 1963; №3, 1971
92. Неорганические люминофоры. Л., Химия, 1975
93. Олофинский Н.Ф. Электрические методы обогащения. М., Недра, 1970
94. Оно С, Кондо. Молекулярная теория поверхностного натяжения в жидкостях. М., 1963
95. Островский Ю.И. Голография. М., Наука, 1971
96. Павлов В.А. Гироскопический эффект. Его проявления и использование. Л., Судостроение, 1972
97. Пенинг Ф.М. Электрические разряды в газах. М., ИЛ, 1960
98. Пирсол И. Кавитация. М., Мир, 1975
99. Приборы и техника эксперимента. №5, 1973
100. Пчелин В.А. В мире двух измерений. Химия и жизнь, № 6, 1976
101. Paбкин Л.И. Высокочастотные ферромагнетики. М., 1960
102. Ратнер С.И., Данилов Ю.С. Изменение пределов пропорциональности и текучести при повторном нагружении. Ж. Заводская лаборатория, №4, 1950
103. Ребиндер П.А. Поверхностно-активные вещества. М., 1961
104. Родзинский Л. Кавитация против кавитации. Знание - сила, №6, 1977
105. Рой Н.А. Возникновение и протекание ультразвуковой кавитации. Акустический журнал, т.З, вып. I, 1957
106. Ройтенберг Я.Н., Гироскопы. М., Наука, 1975
107. Розенберг Л.Л. Ультразвуковое резание. М., АН СССР, 1962
108. Самервилл Дж. М. Электрическая дуга. М.-Л., Госэнергоиздат, 1962
109. Сборник "Физическое металловедение". Вып. 2, М., Мир, 1968
110. Сборник "Сильные электрические поля в технологических процессах". М., Энергия, 1969
111. Сборник "Ультрафиолетовое излучение". М., 1958
112. Сборник "Экзоэлектронная эмиссия". М., ИЛ, 1962
113. Сборник статей "Люминесцентный анализ", М., 1961
114. Силин А.А. Трение и его роль в развитии техники. М., Наука, 1976
115. Сливков И.Н. Электроизоляция и разряд в вакууме. М., Атомиздат, 1972
116. Смоленский Г.А., Крайник Н.Н. Сегнетоэлектрики и антисегнетоэлектрики. М., Наука, 1968
117. Соколов В.А., Горбань А. Н. Люминесценция и адсорбция. М., Наука, 1969
118. Сороко Л. От линзы к запрограммированному оптическому рельефу. Природа, №5, 1971
119. Спицын В.И., Троицкий О.А. Электропластическая деформация металла. Природа, №7, 1977
120. Стрелков С.П. Введение в теорию колебаний, М., 1968
121. Стророба Й., Шимора Й. Статическое электричество в промышленности. ГЗИ, М.-Л., 1960
122. Сумм Б.Д., Горюнов Ю.В. Физико-химические основы смачивания и растекания. М., Химия, 1976
123. Таблицы физических величин. М., Атомиздат, 1976
124. Тамм И.Е. Основы теории электричества. M., 1957
125. Тиходеев П.М. Световые измерения в светотехнике. М., 1962
126. Федоров Б.Ф. Оптические квантовые генераторы. М.-Л., 1966
127. Фейман. Характер физических законов. М., Мир, 1968
128. Феймановские лекции по физике. T.1-10, М., 1967
129. Физический энциклопедический словарь. Т. 1-5, М., Советская энциклопедия, 1962-1966
130. Франсом М. Голография, М., Мир, 1972
131. Френкель Н.З. Гидравлика. М.-Л., 1956
132. Ходж Ф. Теория идеально пластических тел. М., ИЛ, 1956
133. Хорбенко И.Г. В мире неслышимых звуков. М., Машиностроение, 1971
134. Хорбенко И.Г. Звук, ультразвук, инфразвук. М., Знание, 1978
135. Чернышов и др. Лазеры в системах связи. М., 1966
136. Чертоусов М.Д. Гидравлика. Специальный курс. М., 1957
137. Чистяков И.Г. Жидкие кристаллы. М., Наука, 1966
138. Шерклифф У. Поляризованный свет. М., Мир, 1965
139. Шлиомис М.И. Магнитные жидкости. Успехи физических наук. Т.112, вып. 3, 1974
140. Шнейдерович Р.И., Левин О.А. Измерение полей пластических деформаций методом муара. М., Машиностроение, 1972
141. Шубников А.В. Исследования пьезоэлектрических текстур. М.-Л., 1955
142. Шульман З.П. и др. Электрореологический эффект. Минск, Наука и техника, 1972
143. Юткин Л.А. Электрогидравлический эффект. М., Машгиз, 1955
144. Яворский Б.М., Детлаф А. Справочник по физике для инженеров и студентов вузов. М., 1965
Нас окружает бесконечно разнообразный мир веществ и явлений.
В нем непрерывно происходят изменения.
Любые изменения, которые происходят с телами, называют явлениями. Рождение звезд, смена дня и ночи, таяние льда, набухание почек на деревьях, сверкание молнии при грозе и так далее – все это явления природы.
Физические явления
Вспомним, что тела состоят из веществ. Заметим, что при одних явлениях вещества тел не меняются, а при других – меняются. Например, если разорвать листок бумаги пополам, то, несмотря на произошедшие изменения, бумага останется бумагой. Если же бумагу сжечь, то она превратится в пепел и дым.
Явления, при которых могут изменяться размеры, форма тел, состояние веществ, но вещества остаются прежними, не превращаются в другие, называют физическими явлениями (испарение воды, свечение электрической лампочки, звучание струн музыкального инструмента и т. д.).
Физические явления чрезвычайно разнообразны. Среди них различают механические, тепловые, электрические, световые и др.
Давайте вспомним, как плывут по небу облака, летит самолет, едет автомобиль, падает яблоко, катится тележка и т. д. Во всех перечисленных явлениях предметы (тела) движутся. Явления, связанные с изменением положения какого-либо тела по отношению к другим телам, называют механическими (в переводе с греческого «механе» означает машина, орудие).
Многие явления вызываются сменой тепла и холода. При этом происходят изменения свойств самих тел. Они меняют форму, размеры, изменяется состояние этих тел. Например, при нагревании лед превращается в воду, вода – в пар; при понижении температуры пар превращается в воду, вода – в лед. Явления, связанные с нагреванием и охлаждением тел, называют тепловыми (рис. 35).
Рис. 35. Физическое явление: переход вещества из одного состояния в другое. Если заморозить капли воды, вновь возникнет лед
Рассмотрим электрические явления. Слово «электричество» происходит от греческого слова «электрон» – янтарь. Вспомните, что, когда вы быстро снимаете с себя шерстяной свитер, вы слышите легкий треск. Проделав то же в полной темноте, вы увидите еще и искры. Это простейшее электрическое явление.
Чтобы познакомиться еще с одним электрическим явлением, проделайте следующий опыт.
Нарвите маленькие кусочки бумаги, положите их на поверхность стола. Расчешите чистые и сухие волосы пластмассовой расческой и поднесите ее к бумажкам. Что произошло?
Рис. 36. Небольшие кусочки бумаги притягиваются к расческе
Тела, которые способны после натирания притягивать легкие предметы, называют наэлектризованными (рис. 36). Молнии при грозе, полярные сияния, электризация бумаги и синтетических тканей – все это электрические явления. Работа телефона, радио, телевизора, разнообразных бытовых приборов – это примеры использования человеком электрических явлений.
Явления, которые связаны со светом, называют световыми. Свет излучают Солнце, звезды, лампы и некоторые живые существа, например жуки-светлячки. Такие тела называются светящимися.
Мы видим при условии воздействия света на сетчатку глаза. В абсолютной темноте мы видеть не можем. Предметы, которые сами не излучают свет (например, деревья, трава, страницы этой книги и др.), видны только тогда, когда они получают свет от какого-нибудь светящегося тела и отражают его от своей поверхности.
Луна, о которой мы часто говорим как о ночном светиле, в действительности является лишь своеобразным отражателем солнечного света.
Изучая физические явления природы, человек научился использовать их в повседневной жизни, быту.
1. Что называют явлениями природы?
2. Прочитайте текст. Перечислите, какие явления природы называются в нем: «Наступила весна. Солнце греет все сильнее. Тает снег, бегут ручьи. На деревьях набухли почки, прилетели грачи».
3. Какие явления называют физическими?
4. Из перечисленных ниже физических явлений в первый столбик выпишите механические явления; во второй – тепловые; в третий – электрические; в четвертый – световые явления.
Физические явления: вспышка молнии; таяние снега; спуск с горы на санках; плавление металлов; работа электрического звонка; радуга на небе; солнечный зайчик; перемещение камней, песка водой; кипение воды.
<<< Назад
|
Вперед >>>
|
Тема: Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.
Тема урока: Природные явления и их классификация.
Цель урока: Познакомить учащихся с природными явлениями и их разнообразием.
Задачи урока:
I . Образовательные задачи:
- Вспомнить и закрепить знания об оболочках Земли.
- Сформировать знания у учащихся о том, что образование любого природного явления связано с процессами, происходящими в оболочках Земли.
- Дать общее представление, учащимся о видах природных явлений по месту их возникновения.
II . Развивающие задачи.
- Развивать у учащихся способности и умения предвидеть природные явления своей местности, которые могут привести к тяжелым последствиям, а так же способы защиты от них.
III . Воспитательные задачи.
- Воспитать у учащихся убеждение в том, что любое природное явление разрушительной силы приносит государству огромный ущерб различного вида, в первую очередь материальный и гибели людей. Поэтому государству необходимо направлять средства научным учреждениям, для того чтобы они занимались данной проблемой и в будущем смогли бы их предсказывать.
Ход урока
Учитель: Сегодня дети мы с вами поговорим о природных явлениях и их разнообразии. Некоторые вы конечно знаете, какие-то вы узнали из курса природоведения и географии, а если кто-то интересуется средствами массовой информации то и от туда. Если включить телевизор, радио или воспользоваться Интернетом, то можно сказать с уверенностью, что природные явления разрушительной силы происходят все чаще и чаще, а их сила становится все больше. Поэтому нам необходимо знать какие природные явления бывают, где всего чаще они возникают и как от них защититься.
Учитель: И так давайте с вами вспомним из курса географии, какие оболочки Земли существуют.
Всего выделяют 4 оболочки Земли:
- Литосфера – в нее входит земная кора и верхняя часть мантии.
- Гидросфера – водная оболочка, в нее входит вся вода в разных состояниях.
- Атмосфера – газовая оболочка, самая легкая и подвижная.
- Биосфера – сфера жизни, это область существования всех живых организмов.
Учитель: Во всех этих оболочках идут свои определенные процессы, в результате которых возникают природные явления. Поэтому, различные природные явления по месту их возникновения можно разделить:
Учитель: Из данной схемы мы видим, какое большое количество существует природных явлений. Теперь давайте рассмотрим каждое из них и выясним, что они из себя представляют. (В данной части дети должны принимать активное участие.)
Геологические.
1. Землетрясение – это природное явление, связанное с геологическими процессами, происходящими в литосфере Земли, оно проявляется в виде подземных толчков и колебаний земной поверхности, возникающих в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или в верхней части мантии.
Рисунок 1.
2. Вулкан – это коническая гора, из которой время от времени вырывается раскаленное вещество – магма.
Извержение вулкана – это выход поверхность планеты расплавленного вещества земной коры и мантии Земли, которое называется магмой.
Рисунок 2.
3. Оползень – это скользящее вниз смещение масс грунта под действием сил тяжести, возникающее на склонах при нарушении устойчивости грунта или горных пород.
Образование оползней зависит от различных факторов, таких как:
- какие горные породы слагают данный склон;
- крутизна склона;
- грунтовые воды и др.
Оползни могут возникнуть как естественным путем (например, землетрясение, обильное выпадение осадков), так и искусственным путем (например, деятельность человека: вырубка лесов, изымание грунта).
Рисунок 3.
4. Обвал – это отрыв и падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах.
Причины обвалов в горах могут быть:
- породы, слагающие горы имеют слоистость или разбиты трещинами;
- деятельность воды;
- геологические процессы (землетрясение) и др.
Причины обвалов на побережье морей и рек, это подмыв и растворение нижележащих пород.
Рисунок 4.
5. Снежная лавина – это обвал массы снега на горных склонах, угол наклона должен составлять не менее 15°.
Причинами схода снежной лавины являются:
- землетрясение;
- интенсивное таянье снега;
- длительный снегопад;
- деятельность человека.
Рисунок 5.
Метеорологические.
1. Ураган – это ветер скорость которого превышает 30 м/с, приводящий к огромным разрушениям.
Рисунок 6.
2. Буря – это ветер, но с меньшей скоростью чем в урагане и составляет не более 20 м/с.
Рисунок 7.
3. Смерч – представляет собой атмосферный вихрь, образующийся в грозовом облаке и спускающийся вниз, имеет фору воронки или рукава.
Смерч состоит из ядра и стенки. Вокруг ядра происходит восходящее движение воздуха, скорость которого может достигать 200 м/с.
Рисунок 8.
Гидрологические.
1. Наводнение – это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в озере, реке и т.д.
Причины наводнения:
- интенсивное таяние снега в весенний период;
- обильное выпадение осадков;
- загромождение русла рек горными породами во время землетрясения, обвала и т.д., а также льдом при заторах;
- деятельность ветра (нагон воды из моря, залива в устье реки).
Виды наводнений:
Рисунок 9.
2. Сель – это бурный поток в горах носящий временный характер, состоящий из воды и большого количества обломков горных пород.
Образование селей связано с обильным выпадением осадков в виде дождя или интенсивного таяния снега. В результате чего происходит смывание рыхлых пород и движение их по руслу реки с большой скоростью, который подхватывает все на своем пути: валуны, деревья и т.д.
Рисунок 10.
3. Цунами – это разновидность морских волн, возникающие в результате вертикального сдвига значительных участков морского дна.
Цунами возникает в результате:
- землетрясения;
- извержения подводного вулкана;
- оползней и т.д.
Рисунок 11.
Биологические.
1. Лесной пожар – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющийся по лесной территории.
Лесной пожар может быть: низовой и верховой.
Подземный пожар – это горение торфа в заболоченных и болотных почвах.
Рисунок 12.
2. Эпидемия – это распространение инфекционной болезни среди большого количества населения и значительно превышающий уровень заболеваемости, обычно регистрируемый в данной местности.
Рисунок 13.
3. Эпизоотия – это широкое распространение инфекционной болезни среди животных (например: ящур, чума свиней, бруцеллез КРС).
Рисунок 14.
4. Эпифитотии – это массовое распространение инфекционного заболевания среди растений (например: фитофтороз, ржавчина пшеницы).
Рисунок 15.
Учитель: Как видите, в мире существует огромное количество явлений которые окружают нас с вами. Так давайте же запомним их и будем предельно осторожны в момент их возникновения.
Некоторые из вас могут сказать: «А зачем нам их все знать, если основная часть для нашего района они не характерны?». С одной позиции вы правы, но вот с другой нет. Каждый из вас завтра, послезавтра или в будущем наверняка соберется в путешествие в другие уголки Родины и страны. А там как известно могут быть совершенного другие явления, не характерные для нашей местности. И вот тогда ваши знания помогут вам в критической ситуации выжить и избежать негативных последствий. Как говорится: «Береженого Бог бережет».
Литература.
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс.
- Шеманаев В.А. Педагогическая практика в системе подготовки современного учителя.
- Смирнов А.Т. Программа общеобразовательных учреждений основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы.
Цели урока:
- Дать понятие о предмете физики.
- Создать представление о первичных понятиях в физике (тело, вещество, явление).
- Сформулировать цели изучения явлений природы.
- Выявить источники физических знаний, определить круг изучаемых явлений, пояснить связь физики с другими науками и техникой.
- Ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений.
- Пробудить у детей интерес к изучению физики и развить любознательность.
Оборудование: три линейки из разного материала, наклонный желоб, стальной шарик, штатив; пружина, набор грузов; электрическая лампочка на подставке электрофорная машина, электрический звонок, зеркало, детская машинка.
Ход урока
Организационный момент
Объяснение нового материала
Мы приступаем с вами к изучению основ очень интересной и полезной науки – физики. Садясь в поезд, такси, трамвай, нажимая на кнопку электрического звонка, просматривая кинофильм или наблюдая, как комбайн убирает урожай, вы едва ли задумывались над тем, какой путь прошло каждое из этих больших и маленьких достижений техники, сколько труда вложено в каждое из них. К технике мы привыкли, она стала нашим спутником.
А ведь не очень давно люди ездили в тарантасах, запряженных лошадьми, жали рожь и пшеницу серпами, сидели при свете горящих лучин в длинные зимние вечера и только в сказках мечтали о различных волшебствах. Гусли-самогуды, ковер-самолет, топор-саморуб? вот предметы сказочных мечтаний. Вспомните, в сказке А.С.Пушкина звездочет и мудрец, подаривший царю Додону чудесного петушка, заверял его:
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется.
И вот мечта сбылась. Современные радиолокационные установки куда лучше золотого петушка. Они позволяют мгновенно и точно обнаружить в небе самолеты, ракеты и другие объекты.
Как о чуде говорится в сказке Ершова “Конек-горбунок” о холодном свете:
Огонек горит светлее,
Горбунок бежит скорее.
Вот уж он перед огнем.
Светит поле словно днем.
Чудный свет кругом струится,
Но не греет, не дымится.
Диву дался тут Иван,
“Что, - сказал он, - за шайтан!
Шапок с пять найдется свету,
А тепла и дыму нету.
Эко чудо-огонек...”
И вот чудо-огонек в виде ламп дневного света проник в наш быт. Он радует людей на улицах, в магазинах, в учреждениях, в метро, в школах, на предприятиях.
Да, сказки становятся былью: гусли-самогуды воплотились в магнитофон. Электропилы за несколько секунд валят вековые деревья лучше сказочных топоров-саморубов. Не ковры, а самолеты стали широко распространенным средством транспорта. Наши ракеты выводят на орбиты искусственные спутники Земли и космические корабли с космонавтами на борту. Все это стало возможным не по милости волшебника, а на основе умелого применения достижений науки.
Трудно было человеку миллионы лет назад,
Он совсем не знал природы,
Слепо верил в чудеса,
Он всего, всего боялся.
И не знал, как объяснить
Бурю, гром, землетрясенье,
Трудно было ему жить.
И решил он, что ж бояться,
Лучше просто все узнать.
Самому во все вмешаться,
Людям правду рассказать.
Создал он земли науку,
Кратко "физикой" назвал.
Под названьем тем коротким
Он природу распознал.
"Физика" – это греческое слово и в переводе означает, как вы поняли, "природа".
Одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, которая дает возможность понять современную технику и развивать ее дальше, является физика. Знания физики необходимы не только ученым и изобретателям. Без них не может обойтись ни агроном, ни рабочий, ни врач. Каждому из вас они тоже потребуются не раз, а многим, может быть, доведется сделать новые открытия и изобретения. То, что сделано трудом многих ученых и изобретателей – великолепно. Имена многих из них вы уже слышали: Аристотель, М. Ломоносов, Н. Коперник и многие другие. Но впереди еще много нерешенных задач: надо поставить на службу человеку тепло и свет Солнца, научиться безошибочно предсказывать погоду, предсказывать стихийные бедствия, надо проникнуть на огромные океанские и земные глубины, надо разведать и освоить другие планеты и звездные миры и многое другое, чего нет даже в сказках.
Но для этого надо прежде всего усвоить то, что добыто, в частности, овладеть знаниями по физике. Физика – интереснейшая наука. Ее надо изучать с большим вниманием, доходить до самой сути. Однако не рассчитывайте на легкий успех. Наука – не развлечение, не все будет весело и занимательно. Она требует настойчивого труда.
Получив некие знания, человек сформулировал закон, использовал в своей жизнедеятельности изученное явление, создал приборы и машины, прочие вспомогательные орудия, с помощью которых он может успешнее и совершеннее изучать и глубже описывать другие явления. Процесс изучения физики можно сравнить с движением по лестнице всегда вверх.
Сегодня на уроке нам предстоит понять и усвоить основные физические термины: физическое тело, вещество, физические явления , понять, что является предметом изучения физики и как она изучает природу.
Физика имеет дело с физическими телами. Что бы вы назвали физическим телом? (Учащиеся выдвигают свои предположения, которые я записываю на правой половине доски. Обобщая высказывания, приходим к выводу, что физическое тело – это любой предмет подлежащий рассмотрению в физике.
Назовите тела, которые вас окружают. (Приводят примеры.)
Чем отличаются друг от друга три линейки, которые у меня в руках?
Класс. Сделаны из разного материала: дерево, пластмасса, металл.
Учитель . Какой можно сделать вывод?
Класс. Тела могут различаться веществом.
Учитель. Что такое вещество?
Класс. Это то, из чего состоит физическое тело.
Учитель. Приведите примеры веществ, которые имеются у вас на столах. (Дети отвечают.)
Вещество – это один из видов материи.
Материя – это все то, что существует во Вселенной, независимо от нашего сознания.
Материя – вещество, поле.
Любой материальный предмет состоит из вещества. Мы можем его потрогать и увидеть. Сложнее с полем – мы можем констатировать последствия его действия на нас, но не можем увидеть. Например существует гравитационное поле, которое мы не ощущаем, но благодаря которому мы ходим по земле и не улетаем с нее, несмотря на то, что она вращается со скоростью 30 км/с, измерить его мы пока не можем. А вот электромагнитное поле человека не только можно ощущать по последствиям его воздействия, но и изменять.
В природе с телами происходят различные изменения. Они называются явлениями. Физическими явлениями называется . различные изменения, происходящие с физическими телами.
Какие физические явления вы наблюдали? (Учащиеся приводят примеры.)
Все явления делятся на несколько видов: механические, тепловые, звуковые, электрические, магнитные, световые. Рассмотрим их на конкретных примерах и опытах. (Демонстрируются некоторые виды явлений.)
А сейчас подумаем вместе над таким вопросами:“Как изучают физику? Какими методами пользуются для этого?”
– Можно наблюдать за явлением, что мы и делали на уроке.
– Можно самим проводить опыты и эксперименты. При этом физики используют свое главное “оружие” – физические приборы. Назовем некоторые из них: часы, линейка, вольтметр,
– Можно применять математические знания
– Обязательно нужно делать обобщения
Закрепление материала
Задача 1 . Разделите на три группы понятий следующие слова: стул, древесина, дождь, железо, звезда, воздух, кислород, ветер, молния, землетрясение, масло, компас.
Задача 2. Вы случайно спрятали в карман шоколадку, и она там растаяла. Можно ли случившееся назвать явлением? (Да.)
Задача 3. Вам во сне явился добрый волшебник, подарил много мороженого, и Вы угостили им всех своих друзей. Жаль только, что это был сон. Можно ли считать появление доброго волшебника физическим явлением? (Нет.)
Задача 4. Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девочки. Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия называют физики? (И физики и другие ученые назовут действия хулиганством. Но с точки зрения бесстрастной науки Толя производил наблюдения, а Коля ставил опыты) .
Запись домашнего задания § 1 ? 3. Ответить на вопросы.
Явлением называют любое проявление чего-либо, а также любое изменение в окружающем нас мире. Смысл данного слова определяется за счет контекста, а именно прилагательного, стоящего рядом с термином "явление". Что такое явление, трудно понять без примеров, поэтому приведем их.
- Физическим явлением может считаться изменение агрегатного состояния вещества.
- В этой местности встречаются такие необычные природные явления как окаменевшие волны.
- Его напугало нечто, что можно было назвать паранормальным явлением.
Рассмотрим подробнее термин "Явление" в зависимости от контекста.
Что такое физическое явление
В первую очередь, обратите внимание, что физическое явление - это процесс, а не результат чего-либо. Это процесс происходящих изменений состояния или положения физических систем. Запомните, что физическое явление - это такое явление, при котором не произойдет превращения одного вещества в другое. Его состав останется тем же, но состояние или позиция изменится.
Физические явления классифицируют следующим образом:
- Электрические явления. В них участвуют электрические заряды. Например, молния, электрический ток.
- Механические явления. Движение будет относительно друг друга. Например, движение машин по дороге.
- Тепловые явления. Они связаны с изменением температуры тел. Например, таяние снега.
- Оптические явления. Они связаны с метаморфозами лучей света. Например, радуга.
- Магнитные явления. Возникают при появлении магнитных свойств у того или иного предмета. Например, компас со стрелкой, направленной на Север.
- Атомные явления. Случаются при метаморфозах во внутреннем строении вещества. Например, свечение звезд.
Что такое природные явления
Природными явлениями считаются климатические и метеорологические проявления природы, которые возникают естественным путем. Дождь, снег, буря, землетрясение, - все это примеры природных явлений.
Важно понимать, что такое явление природы и как оно взаимосвязано с физическими явлениями. Так, в одном природном явлении можно насчитать несколько физических явлений. То есть понятие "природное явление" обширнее. К примеру, такое явление природы как гроза включает в себя следующие физические явления: перемещение облаков и дождь (механические явления), молния (электрическое явление), горение дерева от удара молнии (тепловое явление).
Что такое паранормальное явление
Когда говорят о паранормальном явлении, имеют ввиду какие-либо изменения окружающей действительности, которые не являются нормой, обычным феноменом. Они не имеют научных объяснений, доказательств. Их существование выходит за рамки понимания обычной картины мира. Примерами паранормальных явлений служат: плачущие иконы, биополе живых существ.