Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Какая позиция ближе объясни почему человечность. Катерина и Варвара. Чья жизненная позиция ближе тебе? Составьте анкету «Десять вопросов о конфликте»

Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство.

Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией. В чем же заключается богатство русского языка, такие свойства лексического состава, грамматического строя, звуковой стороны языка создают его положительные качества?

Богатство любого языка определяется, прежде всего, богатством словаря. Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях. Так, «Словарь церковнославянского и русского языка», изданный в 1847 году, содержит около 115 тыс. слов. В. И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тыс. слов, Д. Н. Ушаков в «Толковый словарь русского языка» -- около 90 тыс. слов.

Каким может быть словарный запас человека? Ответить на этот вопрос однозначно очень трудно. Одни исследователи считают, что активный словарь современного человека обычно не превышает 7--9 тыс. разных слов, но подсчетам других, он достигает 11--13 тыс. слов. А теперь сопоставьте эти данные со словарем великих мастеров художественного слова. Например, А. С. Пушкин употребил в своих произведениях и письмах более 21 тыс. слов (при анализе повторяющиеся слова принимались за одно), причем половину этих слов он употребил только по одному или два раза. Это свидетельствует об исключительном богатстве словаря гениального поэта. Приведем сведения о количестве слов у некоторых других писателей и поэтов: Есенин -- 18890 слов, Сервантес -- около 17 тыс. слов, Шекспир -- около 15 тыс. слов (по другим источникам -- около 20 тыс.), Гоголь -- около 10 тыс. слов. А у некоторых людей запас слов бывает чрезвычайно беден. Недаром И. Ильф и Е. Петров в знаменитых «Двенадцати стульях» высмеяли Эллочку-«людоедку», которая обходилась всего тридцатью словами. Этих слов ей было достаточно, чтобы разговаривать с родными, друзьями, знакомыми и незнакомыми. Нетрудно представить себе, каким было это общение. Говорящему необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно. Важно постоянно заботиться о расширении этого запаса, стараться использовать богатства родного языка. Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова, т. е. его многозначностью.

Важно, то ли слово выбрано для выражения мысли? Понимает ли слушатель, о чем идет речь, что имеет в виду говорящий? Чаще всего в речи реализуется одно из значений многозначного слова. Если было бы иначе, то люди часто не понимали бы друг друга или понимали неправильно. Однако многозначность может быть использована как прием обогащения содержания речи.

Особый интерес вызывают случаи, когда пишущий, употребляя слово, учитывает два его значения и это оговаривает, подчеркивает, заинтриговывая читателя, заставляя его задуматься над дальнейшим содержанием текста. Как объяснить, о чем пишут авторы, если текст начинается так: «Лондон был потрясен в прямом и переносном смысле», «Правитель отгородился от своего народа и в переносном и в прямом смысле», «Первыми сделали попытку прикарманить флаг крайне правые. Прикарманивать не только в переносном смысле, но и в прямом».

Что же могло потрясти Лондон в прямом и переносном смысле? Оказывается рухнул один из небоскребов. Как мог правитель отгородиться от народа в прямом смысле? Он «забаррикадировал свою резиденцию словно крепость». В толковых словарях русского языка у слова прикарманить отмечается только одно переносное значение -- «завладеть чем-либо чужим, присвоить». Другого значения слово не имеет. Как же может партия прикарманить флаг в прямом значении? Последующий текст разрешает недоумение. Оказывается, члены партии носят в нагрудных карманах своих сюртуков платки из звездно-полосатой ткани. Автор расширил смысловой объем слова, придал ему новое значение, вполне мотивированное его словообразовательной структурой.

Каждый, кто заинтересован в совершенствовании своей речи, должен отлично знать весь семантический объем слова, все его значения. Должен уметь соотносить, противопоставлять не только слова, связанные между собой разнообразными семантическими, тематическими, ассоциативными отношениями, но и разные значения одного слова.

Очень богат наш язык синонимами, т.е. словами, близкими по своему значению. Каждый из синонимов, отличаясь оттенком значения, выделяет какую-то одну особенность качества предмета, явления или какой-то признак действия, а в совокупности синонимы способствуют более глубокому, всестороннему описанию явлений действительности.

Синонимы делают речь красочнее, разнообразнее, помогают избегать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль. Например, понятие о большом количестве чего-либо передается словами: много (яблок), тьма (книг), пропасть (работы), прорва (дел), туча (комаров), рой (мыслей), океан (улыбок), море (флагов), лес (труб). Все приведенные слова, за исключением слова много, создают образное представление о большом количестве.

Немало в русском языке слов, которые передают положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету мысли, т. е. обладают экспрессией. Так слова блаженство, роскошный, великолепный, неустрашимый, очаровать заключают в себе положительную экспрессию, а слова болтун, недотепа, бестолковщина, мазня характеризуются отрицательной экспрессией.

Богатством, гибкостью и выразительностью отличается и грамматический строй языка. Возьмем для примера категорию вида. В отличие от категории времени, которая указывает на отношение действия к моменту речи, категория вида обозначает способ протекания действия. Так, в видовой паре прочитать прочитывать глаголы характеризуют действие по-разному. Глагол прочитать (совершенный вид) указывает на действие, которое исчерпало себя и дальше продолжиться не может. Глагол прочитывать (несовершенный вид) указывает на действие, которое не ограничено.

Следует помнить: серая, наполненная словесными штампами речь не вызывает в сознании слушающих необходимых ассоциаций. Вряд ли человек, злоупотребляющий стандартными выражениями, может волновать слушателей, убедить их в чем-то, воздействовать на них. Шаблонная, избитая фраза отскакивает от слушателей, не дает им возможности вникнуть в суть высказывания.

Кроме того, убогая, бедная в языковом отношении речь воспринимается как отрицательная характеристика человека, свидетельствующая о его поверхностных знаниях, низкой речевой культуре, о недостаточном запасе слов. Но главное: бедность, серость, однообразие языка связывается с бедностью, серостью и не оригинальностью мысли.

Особенности структуры речи, ее свойства, которые могут будить мысли и чувства людей, поддерживать обостренное внимание и вызывать интерес к содержанию речи, дают основание называть ее выразительной. Выразительность речи зависит от ситуации общения. Выразительность может быть произносительная, акцентологическая, лексическая и словообразовательная. Выразительно в речи то, что выделяется семантически или формально на общем привычном речевом фоне. Основные условия, от которых зависит выразительность речи человека, – самостоятельность мышления, интерес автора к предмету речи, хорошее знание языка, его экспрессивных возможностей. Стилистическая окрашенность языковых средств позволяет говорящему делать дополнительные акценты на важных, по его мнению, объектах высказывания.

Содержание понятия «выразительные средства» не всегда совпадает с содержанием понятия «изобразительно-выразительные средства», к которым часто относят тропы и фигуры речи. Выразительность могут усиливать единицы языка всех уровней. Даже отдельный звук может оказаться в речи выразительным, например, звукозапись, ассонансы и аллитерации, скандирование речи и т.д. Большим изобразительным потенциалом обладают эпитеты и метафоры. Например, в словосочетании деревянная полка прилагательное не является эпитетом; в словосочетаниях деревянный взгляд или деревянная походка это же слово стало эпитетом. Можно вколачивать гвоздь в стену . Можно вколачивать мысли в голову – возникает метафора, грубоватая, но выразительная.

1.5. Богатство и разнообразие речи

Богатство любого языка определяется, прежде всего, большим объемом словаря. Лексический потенциал русского языка отражен в различных лингвистических словарях. Так, «Словарь церковнославянского и русского языка», изданный в 1847 году, содержит около 115 тыс. слов. В «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля более 200 тыс. слов, в «Толковом словаре русского языка» Д.Н. Ушакова около 90 тыс. слов.

Каким может быть словарный запас человека? Ответить на этот вопрос однозначно очень трудно. Одни исследователи считают, что активный словарь современного человека обычно не превышает 7 – 9 тыс. разных слов, но подсчетам других, он достигает 11 – 13 тыс. слов. Например, А.С. Пушкин употребил в своих произведениях и письмах более 21 тыс. слов.

Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова, т.е. его многозначностью. Чаще всего в речи реализуется одно из значений многозначного слова. Случаи, когда учитываются два значения употребляемого слова одновременно, в высшей степени экспрессивны. Как объяснить, о чем пишут авторы, если текст начинается так: «Лондон был потрясен в прямом и переносном смысле» . Оказывается, рухнул один из небоскребов. Автор расширил смысловой объем слова, придал ему новое значение в соответствие с его словообразовательной структурой.

Таким образом, каждый, кто заинтересован в совершенствовании своей речи, должен интересоваться семантикой, противопоставлять не только разные слова, но и разные значения одного слова.

Красочнее, разнообразнее делают нашу речь синонимы, например, понятие о большом количестве чего-либо передается словами: тьма (книг), пр о пасть (работы), прорва (дел), туча (комаров), рой (мыслей), океан (улыбок), море (флагов), лес (труб) .

Есть в русском языке слова, которые передают положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету мысли, т.е. обладают экспрессивностью. Так, слова блаженство, роскошный, великолепный, неустрашимый, очаровать заключают в себе положительную экспрессию, а слова болтун, недотепа, бестолковщина, мазня характеризуются отрицательной экспрессией.

Богатством, гибкостью и выразительностью отличается грамматический строй языка. Возьмем для примера категорию вида глагола. Так, в видовой паре прочитать – прочитывать глаголы характеризуют действие по-разному. Глагол прочитать (совершенный вид) указывает на действие, которое исчерпало себя и дальше продолжиться не может. Глагол прочитывать (несовершенный вид) указывает на действие, которое не ограничено.

Следует помнить, что стандартное выражение, избитая фраза не может волновать слушателей, убедить их в чем-то, воздействовать на них, не дает им возможности вникнуть в суть высказывания 7 .

Выводы

    Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить гра­мотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – свое­образная характеристика профессиональной пригодности для таможенников, юристов, экономистов и людей других профессий. Высоким уровнем речевой культуры важно владеть всем, кто по роду своей де­ятельности связан с людьми, организует и направляет их рабо­ту.

    Одной из главных категорий теории культуры речи считается коммуникативная целесообразность, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи и учитывать их в процессе речевого взаимодействия. Среди таких качеств мы выделяем точность, логичность, чистоту и выразительность. Точность речи связана с точностью словоупотребления, с правильным использованием синонимов, антонимов, паронимов, омонимов и многозначных слов. Чистота речи означает отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов (жаргонизмов, вульгаризмов, бранных слов и др.). Логичность речи – это выражение связей между частями мысли в смысловых связях компонентов речи.

Выразительностью речи называется качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных возможностей. Выразительность может создаваться языковыми единицами всех уровней. Кроме того, существуют специфические изобразительные свойства языка (тропы, стилистические фигуры), делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным. Экспрессивность создаётся употреблением фразеологизмов, крылатых слов, пословиц и поговорок.

Все это призвано обеспечить эффективность коммуникации и высокий уровень владения литературными нормами и правилами общения.

Ключевые слова: речь, язык, текст, коммуникация,содержательность, точность, понятность, чистота, выразительность, уместность, богатство речи.

Вопросы для самоконтроля

    Что такое культура речи?

    Назовите и охарактеризуйте три аспекта теории культуры речи.

    Какие качества речи определяют ее как «культурную»?

    От чего зависит содержательность речи?

    Какие ошибки нарушают точность речи?

    Чем обусловлена понятность речи?

    Что такое чистота и выразительность речи?

    Какие языковые средства обеспечивают выразительность?

    Какую функцию выполняет выразительность речи?

    Расскажите о таком качестве речи как «богатство» и «разнообразие».

В 1859 году А. Н. Островский пишет драму “Гроза”. В этом произведении значительное место вновь отводится женским образам, которые так привлекали драматурга. В своих пьесах писатель впервые в русской литературе выводит героиню, существенно отличающуюся от окружающих ее людей. Жизнь идеальной русской женщины для Островского характеризуется близостью к Богу, бессознательным ощущением изначальной обреченности человека. В драме “Гроза” воплощением такого типа персонажей является Катерина, жена Тихона Кабанова.
Драматург противопоставляет ей девушку, которая является частью провинциального мира, трезво смотрит на жизнь. Ее душа лишена чего-то возвышенного, не так глубока и сложна, как у Катерины. Это Варвара Кабанова.
Две героини пьесы различаются между собой, но их объединяет реалистичность изображения, которая придает обоим образам особую значимость.
На фоне жителей города Катерина выделяется своими душевными свойствами. Ее непохожесть бросается в глаза. Кудряш в разговоре с Борисом легко узнает героиню по двум-трем фразам, когда племянник Дикого восхищается Катериной, выделяет характерные для нее черты: “...у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится”. Так, через оценку окружающих мы узнаем об ангелоподобности молодой Кабановой, ее родстве с небом, которое объясняет чувствительность Катерины к грозе, ее болезненную реакцию на электрические разряды, будто бы проходящие сквозь нее. Героине Островского кажется, что она птица, ей снятся пейзажи, “как на обра- зах”. Жена Тихона связывает горний и дальний мир, как ангел являясь посредником между небом и землей.
В рассказе Катерины о детстве проявляется младенческая чистота ее души. Девушка безвинна и ангелоподобна, как любой ребенок. В детстве она очень близка Богу. Это проявляется и в том, что она способна видеть ангелов, и в ее снах. Но такая близость сродни душевному состоянию юродивого. Катерина не знает мира, ее не коснулся грех, в ее жизни нет места христианскому подвигу. Дом матери был для девушки раем, который сделал героиню беззаботным “ангелом”, чуждым жестокой обыденности.
Необычность Катерины подчеркивается и тем, что она живет вне времени. Ее существование вечно и не ограничено какими-либо рамками. Девушка рассказывает о церкви: “...и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно, как все это в одну секунду было”. Такое безвременное существование - предел мечтаний уже замужней Катерины: “...засядем шить с Варварой и не увидим, как время пройдет...” Сестру Тихона такие тонкости не волнуют. Она целиком и полностью связана с вяло текущим временем города Калинова и землей. Это подчеркивается даже фамилией. Кабан, одно из самых приземленных животных, - тотем семьи Марфы Игнатьевны, а значит, и Варвары. Детство не смогло заронить в девушку частицу того света и тепла, которые излучает Катерина. Варвара была вынуждена хитрить и ловчить. Ее задача - найти способ, чтобы, не вступая в открытый конфликт с матерью, не повиноваться ей.
Сестра Тихона замечает странность Катерины, она жалеет увядающую девушку, но не может объяснить ее поведения и слов. Для Варвары жизнь молодой жены в детстве мало чем отличается от быта в доме Кабанихи. “Да ведь и у нас то же самое”, - говорит она. Катерина же физически ощущает.тяжесть порядков в новом для нее доме, с переселением в который появляется основное противоречие между героиней и городом. Жена Тихона должна подчинить свою волю “Домострою” и самодурству Кабанихи. Но уже в первой сцене с участием Катерины мы видим, что ей это не удается. Во время “сетований” Кабанихи сноха удерживается от ответных реплик так долго, как может. Только крайняя несправедливость заставляет Катерину вступить в диалог с “маменькой”. Первые же фразы героини дают нам понять, что та совсем не похожа на безвольного мужа. “Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?” - говорит она Кабанихе.
В этой сцене открытая и свободолюбивая Катерина четко противопоставлена всей ее новой семье: бесхарактерному Тихону, ревнующей сына Марфе Игнатьевне, хитрой Варваре, характер которой раскрывается здесь достаточно полно. Все реплики сестры Тихона идут под ремаркой “в сторону”. Она
имеет свое мнение, но предпочитает не вмешиваться, не идти на конфликт. “Шито да крыто” - ее основной принцип, о котором Варвара скажет позже. Это правило помогает выжить девушке. В городе Калинове начинается настоящая, не изолированная от проблем жизнь Катерины. Вследствие этого к героине Островского приходит осознание неизбежности смерти. Гибель - это плата за жизнь. Вот почему молодая Кабанова, следуя только ей понятной логике, так быстро переходит от воспоминаний о детстве к смерти, а затем к новой жизни: “Я умру скоро... что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то!.. Точно я снова жить начинаю...”
Катерина слишком хорошо понимает неразрывную связь между жизнью и смертью. Омут для нее оказывается неизбежной реальностью. Катерина предвидит свое будущее, потому-то и пугается заклинаний барыни, в словах которой слышит лишь подтверждение собственных предчувствий.
В новом доме прерывается беспрепятственная связь Катерины с Богом. Героиня говорит о своих волшебных снах: “И теперь иногда снится, да редко, да и не то”. Молодая Кабанова подсознательно чувствует потребность восстановить утраченное. Средством возвращения к Богу становится любовь к Борису, греховная, по традиционным понятиям, страсть. Катерина полностью отдается этому чувству. В таком поведении героини заключена огромная сила, несмотря на то что молодая Кабанова говорит: “Нет у меня воли”. Катерина сама принимает решение отдать свою судьбу в руки любимого человека, и это добровольное “рабство” не имеет ничего общего с безволием и униженностью других персонажей. Но для самой Катерины ее поступок - грех, поэтому героиня, осознав неизбежность собственной гибели, добровольно выбирает бездну: “... я бы все шла... и не оглянулась бы ”. У Катерины нет другого выхода, жить так, чтобы все было “шито да крыто”, она не хочет, уехать - не может: Борис отказывается взять Катерину с собой, потому что живет “не по своей воле”. Да и есть ли такие края, где могла бы утешиться вольнолюбивая душа Катерины? Если уж в “праведной” земле, где “красота в природе разлита”, молодая женщина не находит себе места, то что же ей делать там, где “салтаны землей правят” и “люди с песьими головами”. Остается одна дорога - в омут. Но в то же время это - дорога в среду света и воздуха, пути к Богу. “В могилу... в землю”.
Не выносит жизни у “маменьки” и Варвара. Она бежит с Кудряшом. Только протестует сестра Тихона всего лишь против неприятного, надоедливого ворчания. Ее побег не уход в лучший мир, а избавление от мелких неприятностей. Так, даже отчасти схожие действия Варвары и Катерины еще лучше выявляют противоречия между ними. Ни одна из героинь, безусловно, не может вызвать у нас резкого отрицательного отношения, но и ни одна не станет идеалом. Такой, как Катерина, можно только родиться; посредником нельзя стать. Это призвание определяет характер молодой жены Тихона. Жизнь приземленной Варвары, на мой взгляд, слишком прозаична, слишком просты ее стремления и мировосприятия.
Таким образом, моя жизненная позиция не может совпадать с позициями героинь Островского. Мне остается восхищаться избранной Богом Катериной.