Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Какая легенда связана с замком хаапсалу. Замок Хаапсалу – памятное место эпохи епископов. Средневековый замок. Хаапсалу

Цитата сообщения

Средневековый замок. Хаапсалу

Предполагают, что город получил свое название от росшей на месте Хаапсалу осиновой рощи - священной рощи древних эстов. В результате покорения эстонских земель немецко-датскими завоевателями западные области Эстонии оказались во владении сааре-ляэнеского епископа.

После того, как литовцы в 1263 году сожгли епископскую резиденцию в Старом Пярну, епископ совместно с домским капитулом переехал в Хаапсалу. Здесь были воздвигнуты епископский замок и кафедральный собор, по соседству начали селиться торговцы и ремесленники.
В 1279 году Хаапсалу получил права города.
Как почти все средневековые города, Хаапсалу имел весьма мощные крепостные стены, поэтому плохо вооруженные эстонские крестьяне, два месяца осаждавшие город во время востания в Юрьеву ночь 1343 года, не смогли взять его приступом.
В начале Ливонской войны Хаапсалу, как часть Сааре-Ляэнеского епископства перешел во владение нового епископа - герцога Магнуса. Затем владельцы города стали сменяться довольно быстро. Хаапсалу попеременно находился под властью Швеции и Дании, а на время его даже захватили взбунтовавшиеся наемные солдаты.
В 1576 году городом овладели русские войска. Несмотря на героическую оборону замка во время нового наступления шведов, им пришлось в 1581 году уступить Хаапсалу Швеции.
Под властью шведов город превратился в феодальное владение семейства Долагарди.
Во время Северной войны Хаапсалу без сопротивления сдался русским войскам. Он лишился военного значения, в 1715 году стены замка были взорваны.

Хаапсалу - морской курортный городок на западном побережье Эстонии.

Основанный в 1279 году, сегодня Хаапсалу хорошо известен своей исторической атмосферой, теплой морской водой, лечебными грязевыми ваннами и гостеприимными жителями.

При первом же визите в Хаапсалу, Вы не сможете не удивиться его узким улочками, миниатюрной ратуше и романтичным деревянным домикам. Курзал, одно из красивейших деревянных зданий Эстонии, находится на хаапссалуском променаде.

Первый грязевой курорт в Хаапсалу открыл свои двери в 1825 году, и, с тех пор, этот город посещают туристы со всего мира. Здесь любили бывать и русские цари. Для приема царской семьи специально был построен железнодорожный вокзал. Длина перрона в 126 метров равнялась длине царского поезда. Перрон был построен крытый, чтобы даже в дождливый день царская семья могла достойно сойти с поезда.
Любители сказок наверняка приятно удивятся тому, что именно в Хаапсалу, в маленьком желтом доме на улице Линда, выросла Илон Викланд, иллюстратор детских книг знаменитой шведский писательницы Астрид Линдгрен. Потому во многих зарисовках приключений знаменитой Пеппи так много эстонцев узнают хаапсалусские черты.

Широко известны во всей Эстонии проводимые в Хаапсалу: Дни Белой Дамы, фестиваль старинной музыки, фестиваль скрипки и Августовский блюз. На протяжении всего лета, прямо на улицах и с открытой сцены Епископского городища, звучат народная музыка, опера и рок.

К себе в гости Хаапсалу привлечет не только ценителей грязевых ванн, истории и фестивалей, но и любителей песчаных пляжей, парков и живописной природы. Только здесь можно совершать беззаботные и полные умиротворения прогулки по морскому променаду, наслаждаясь природой и шумом волн.

Хаапсалу - идеальное место для семей и влюбленных пар, для проведения пикников, прогулок, посещения курортов и принятия грязевых ванн, а также для хождения под парусами и купания.

В качестве особого сувенира из Хаапсалу, который Вы можете привезти с собой домой, отлично подойдет хаапсалусская шаль. Связанная вручную, она как нельзя лучше напомнит об этом чудесном городе Эстонии.

Знаете ли Вы, что...
Хаапсалу был любимым местом отдыха знаменитого композитора Петра Ильича Чайковского;
Раньше Хаапсалу часто называли Северной Венецией;
Хаапсалу с трех сторон окружен морем;
В Хаапсалу есть пляж, называемый «африканским» или «шоколадным». Такое название ему дали местные жители, которые любили помазаться лечебной грязью Хаапсалусского залива для успокоения боли в руках и ногах и, потому, либо походили на африканцев, либо на баловней судьбы, вымазанных шоколадом.

Ещё несколько фото славного городка...

Замок Хапасалау


Напоследок доехали до небольшого приморского курортного городка Хапасалау посмотреть тамошний замок. С прощальным эстонским обедам опять на задалось - заказали пиццу.Чухонские кабаки получают от меня жирнейший минус, но об этом в итогах поездки, сейчас о замке.
Замок, так себе, сама цитадель вроде как ничего, но в целом не шибко интересно, в общем отметились и ладно, ну и фоточек маленько.

5 С заднего фасаду замок очень даже ничего, со всех остальных сторон - уныло

Все, на этом с Эстонией покончено. За 4 неполных дня посмотрели 4 замка по стране и 2 дня поехали на Таллин. Что хорошо в Эстонии - дороги у них ровные, что плохо - цены высокие, кабаки не вкусные, страна довольно унылая. В общем больше на Чухонку не поеду, все что хотел там я уже видел. Вообще теперь тему Прибалтики я для себя закрыл. Лучше буду ездить в Калининград, там одна область интереснее всей Эстонии, да и цены теперь стали куда интересней. Ну может быть в Вильнюс скатаюсь при случае, дюже там вкусно - а вот в Эстонии еда откровенно не соответствует по соотношению цена/качество.
В целом опять же чет мне не понравилось на машине ездить по европам, куча нервов да и пива нормально не попить, хотя конечно не без своих очевидных плюсов - но минусы явно перевешивают, в общем теперь есть опыт, опыт говорит, езди пассажиром или на общественном транспорте. Такие вот итоги.

На этом Chuhonka Castle Trip заканчивает, но уже совсем скоро посты о новогоднем трипе по Польше, так что не переключайтесь!

P.S. На обратном пути все машины с чухонскими номерами наши доблестные потомки Верещагина ставили раком в красном коридоре, за что им отдельное от меня спасибо!

Уже в 1279 г. епископ Герман I предоставил Хаапсалу права города. В своей грамоте епископ писал: «Мы, основав главную церковь в Хаапсалу и обеспечив наших каноников необходимыми жилыми помещениями и доходом, определили одно место для закладывания города, куда все бы сходились и там собирались, кто вместе с нами там пожелали бы поселиться и при необходимости покровительствовали бы церкви своей посильной поддержкой».

В эти времена был заложен просторный форбург с замком типа кастелла с двумя воротами друг против друга. Собор Евангелиста Иоанна стал однонефной, трехтравейной постройкой, без самостоятельного хорового помещения. В восточной травее собора свод с нервюрами – восьмичастный; в других – четырехчастный. Стрельчатые формы подпружных арок и окон принадлежат ранней готике, но зато капители полуколонн с декором в виде свитков и растительных мотивов говорят о романском стиле и принадлежат к кругу кельнского мастера, работавшего в рижском соборе Св. Марии (Домском). В 1297-1302 гг. Ливонский орден оккупировал земли епископства, и об этом осталась память в облике замкового собора в Хаапсалу. Магистр ордена Бруно велел прорубить бойницы в помещении над сводами церкви, которое служило убежищем для церковных деятелей в случае опасности.

Во второй половине 14 в. была построена новая резиденция для Сааре-Ляэнемааского епископа в Курессааре на острове Эзель (Сааремаа). Но строительство замка в Хаапсалу продолжалось и в конце 14 - начале 15 века. Тогда были расширены основные зальные помещения в северном флигеле, замок обрел окончательную форму кастеллы с внутренним двором. Над собором был надстроен дополнительный этаж. На западной стороне была возведена круглая сторожевая башня высотой 31 м. О статусе обоих замков пишется в хронике Реннера (ок. 1561 г.): «В Саареском епископстве следующие замки: Курессааре, который находится на упомянутом острове и является главным замком, напротив него на материке у моря располагается Хаапсалу, где находятся Домская церковь и епископское кресло». При этом следует понимать, что замки не располагались в буквальном смысле друг напротив друга: в действительности их разделяло около сотни километров суши и водного пространства.

Укрепления Хаапсалу занимают площадь в 2 га. Последний значительный этап в строительстве замка относится к концу 15 – началу 16 века. Окончательные размеры замок приобрел во времена правления епископа Иоганна IV Кивеля (1515-1527 гг.), когда была построена мощная стена, раширившая форбург на восток. Стену укрепили башнями с бойницами для огнестрельных орудий, ее высота достигала от 8 до 12 м, толщина от 1,2 до 1,8 м. Общий периметр стен составлял 803 м, и имел 7 башен. Предположительно тогда же на западной стороне замка была возведена круглая сторожевая башня. Одновременно были построены новые ворота и над ними установлена рельефная плита с гербом епископа Иоганна IV Кивеля и с датой: 1515. Она, вероятно, свидетельствует об окончании строительных работ.

Почти 300 лет Хаапсалу был центром епископства. В 1524 г. епископ Иоганн IV Кивель позволил проповедование лютеранства, но Домский собор в Хаапсалу остался католическим. Собор со своими нервюрными сводами, достигающими высоты 15,5 м и площадью в 425 кв.м. является крупнейшим однонефным собором во всей Прибалтике. Начало сооружения собора относится к 1260-м годам и полностью соответствовало строительным требованиям, принятым в монашеском ордене цистерцианцев. В частности, поэтому у собора отсутствует башня-часовня, интерьер весьма скромен по своему убранству, а над порталом расположено окно в виде розы. Завершение одного из этапов строительства относится к периоду перехода от романского к готическому стилю. На романский стиль указывает растительный орнамент на уздечках полуколонн в помещении церкви, готический стиль проявляется в остроконечных дугообразных линиях свода.

Портал главного входа в церковь также был выполнен в романском стиле, завершался полукруглым сводом с декорированными импостами; над его вимпергом и располагалось окно-«роза». Во фронтоне портала находилась ниша с изображением святыни, покровительствующей церкви и атрибутом хранителя Сааре-Ляэнемааского епископства Св. Иоанна. К северной стороне собора примыкала первоначальная ризница, которая в ходе усовершенствования замка была снесена. Новая двухэтажная ризница, которая имела и оборонное значение, была пристроена к южной стене собора. Под полом собора в Хаапсалу так же, как и в других церквях, хоронили священников и лиц дворянского звания.

Уникальной для Прибалтики является возведенная в 14 или 15 веке круглая капелла, вероятно, служившая баптистерием. В стенных нишах капеллы, как и в самом соборе, были размещены алтари и стены покрыты декоративной росписью. Именно здесь на внутренней стене в августовское полнолуние появляется видение призрака - т.н. Белой Дамы.

По преданию это была некогда заживо замурованная в стену капеллы девушка, которую полюбил молодой каноник (в др. версиях легенды просто монах, или даже глава Домского капитула), служивший при соборе епископского замка. В те времена, когда епископ Эзельский правил в этих краях, обитателям замка было предписано вести добродетельную жизнь. Однако монах встретил красивую деревенскую девушку, и они страстно полюбили друг друга. Но поскольку родня хотела выдать дочь за местного богача, девушка переоделась в костюм мальчика-хориста и стала тайно жить некоторое время в замке, чтобы потом соединиться узами брака с любимым. Некоторое время отношения каноника и «хориста» оставались в секрете. Но юный певец своей хрупкой внешностью и нежным голосом вызвал подозрения у епископа. Тогда-то секрет был раскрыт, и возлюбленных жестоко покарали. Монаха бросили на медленную смерть в подземелье замка, а невинную девушку живьем замуровали в одну из стен с куском хлеба и кружкой воды. Несколько дней были слышны ее мольбы о пощаде. С тех пор каждый год в августе, в ночь полнолуния призрак девушки в белом появляется в одном из окон епископского замка. Вначале люди пугались призрака, но потом выяснилось, что Белая Дама помогает влюбленным обрести счастье. И повстречаться с ней можно только раз в году. Так и повелось: тысячи людей ежегодно стремятся попасть на «свидание» к доброму призраку. Это легенда послужила литературным материалом для создания спектакля о Белой даме, который ежегодно показывают в Хаапсалу.

В 1541 г. Сааре-Ляэнемааским епископом стал Иоганн V Мюнхгаузен. В 1559 г. он продал свой диоцез датскому королю Фредерику II, который передал его своему младшему брату герцогу Магнусу. Новый епископ Магнус начал с того, что в 1560 г. перевез из Хаапсалу в Курессааре весь архив епископства и наиболее ценные предметы культа для дальнейшей переправки их в Данию. Во время Ливонской войны (1558-1583) Эстония приняла лютеранство, и католический собор Хаапсалу превратился в лютеранскую приходскую церковь и ее стали называть замковой церковью. В это же время на территории замка были построены земляные укрепления, в частности, внутренние рвы крепости.

Во время Ливонской войны замок был разрушен, частично были разрушены кастелла и стены предзамка. В результате Ливонской войны в 1581 г. епископство перешло к шведам и стало с тех пор одной из областей Эстонии. Шведы, проведя ревизию остатков замка, исключили его в 17 веке из списка оборонительных сооружений Шведского королевства. В 1625 г. шведский король Густав II Адольф продал город Хаапсалу и замок с окрестностями графу де ла Гарди, при котором церковь была восстановлена, построили орган и новый алтарь. Предположительно к этому времени относится и появление в капелле крестильного камня, изготовленного в 1634 г. Иоахимом Винтером. Грандиозные планы по реконструкции замка, которые предполагали осуществить де ла Гарди, были реализованы лишь частично. В 1641 г. по проекту аугсбургского архитектора Матиаса Голля начали перестройку замка в стиле барокко. Верхняя часть наружных стен была снесена, а замковые бойницы трансформировались в дворцовые окна. Однако пожар 1688 г. положил конец всем перестройкам, оставив лишь разрушающиеся стены.

В ходе Северной войны российский император Петр I приказал еще уменьшить высоту стен крепости. С тех пор замок находится в руинах. Во время пожара 23.03.1688 г. была уничтожена медная крыша собора, которая была восстановлена, однако ураган 1726 г. вновь разрушил крышу. Государство не было заинтересовано в восстановлении крыши потерявшей военное значение и непригодной для жилья церкви, у церковного прихода же не было средств и потому функции собора перешли к городской церкви Иоанна. Развалинам замка в 19 веке стали придавать форму романтического замкового парка, следуя моде на старые руины, царившей в то время по всей Европе. С 1825 года Хаапсалу известен как морской курорт, славящийся морскими грязями. Поскольку курорт посещали члены императорской фамилии, были построены вокзал, курзал и другие здания, и вполне вероятно, что именитые особы посещали и руины старого замка. В 1867 г. в Хаапсалу провел лето известный русский композитор Петр Ильич Чайковский. Здесь он начал писать свою первую оперу «Воевода». Хаапсалу посвящен цикл пьес для фортепиано «Воспоминание о Гапсале», в который вошли три пьесы «Развалины старого замка», «Песнь без слов» и «Скерцо».

Реставрация собора началась в 1886 г. и продолжалась в течение трех лет. Полуразвалившийся портал романского стиля заменили псевдоготическим порталом, закрасили сохранившиеся фрагменты настенной росписи, вынесли из церкви надгробные плиты… Вид церкви с обломками этих плит был запечатлен на рисунке Унгерна-Штернберга. Западный фасад замка был сильно изменен в ходе этой реконструкции 1886-89 гг. 15.10.1889 (по старому стилю) состоялась первая служба, посвященная Св. Николаю, в честь которого теперь называлась церковь. Она была открыта для богослужения только в летние месяцы, т.к. помещение не отапливалось.

В 1940 г. церковь закрыли для богослужения, некоторое время она была открыта во время немецкой оккупации. Весной 1944 г. была разорена и потом долго находилась в запустении. Одно время ее использовали в качестве зернохранилища, предполагалось устроить здесь бассейн. Начиная с 1960-х гг. проводится регулярная консервация крепостных стен. В 1971 г. была начата реставрация церкви, которую хотели приспособить под концертный зал подобно многим другим церквям.

В конце 1980-х гг. церковь была возвращена приходу для богослужений. Реставрация помещений, часовни, ризниц проводилась по проекту Калви Алуве, интерьер – Аала Булдас, текстильные работы осуществлял Маасике Маасик. На рождество 1990 г. была проведена первая служба и церковь была снова освящена в честь Св. Николая. В день Матери в 1992 г. был освящен т.н. Материнский алтарь в капелле для крещения в память о погибших в советское время эстонских матерях. Алтарь был заказан врачом Хейно Ноором, чья мать была выслана в Сибирь. Алтарную фигуру Богоматери с младенцем изготовила скульптор Хилле Пальм.

Хаапсалуский епископский замок - это не только интересная старая архитектура, но и музейный комплекс в здании конвента, выставочные залы с находками, сделанными на территории замка, а также таинственные сводчатые подвалы. Вы можете взять напрокат аудиогид, который говорит на шести языках.

Кроме этого здесь вы можете встретить наиболее известное привидение Эстонии – Белую Даму. Во рве находится стилизованный средневековый игровой парк для детей, большое шахматное поле, площадка для стрельбы из лука и керамическая мастерская. Заберитесь на 38-метровую колокольню и в полдень послушайте перезвон колоколов, который слышен по всему городу. Каждое лето в замке проходит множество самых различных мероприятий, среди которых каждый найдёт что-то для себя!

Александр Липилин из Москвы побывал в замке города Хаапсалу и делится своими фото

Епископский замок Хаапсалу находится в городе Хаапсалу (Haapsalu) на западе Эстонии. (GPS Координаты: 58.947182, 23.538766)


01 Крепость была основана в XIII столетии.


02 Необходимость строительства замка была вызвана формированием новой епархии, которую затеял архиепископ рижский Альбрехт фон Буксгевден.


03 Епископство было создано как вассальное государство Римской Империи в 1228 году, а уже в 1234-ом власти окончательно утвердили границы епархии.


04 Первая резиденция епископства находилась в местечке Лихула, но впоследствии ради избежания конфликтов с Орденом Меченосцев была перенесена в город Пярну, где с течением времени в ходе военных действий была сожжена литовцами.


04 Эти события предшествовали основанию хаапсалуского городища, где и началось строительство замка, продлившееся несколько столетий.


05 В XIX веке, когда Хаапсалу стал набирать популярность как курортный город, на прилегающей к замку территории был разбит парк.


06 Тогда же начались масштабные реставрационные работы в сохранившихся помещениях замка.


07 Сегодня здесь работает музейный комплекс, в котором можно посмотреть коллекцию средневекового оружия, а также посетить темницу Белой дамы, лабораторию медицины и алхимии и ознакомиться с экспозицией постоянной фотовыставки.


08 Основным назначением крепости на протяжении веков являлось обеспечение безопасности горожан и их защита от вражеского вторжения.


09 Внутренние блиндажи и траншеи были построены с учётом нужд артиллерии, но также могли выполнять функцию бомбоубежища.


10 С XVII века, когда власть на территории нынешней Эстонии принадлежала шведам, замок перестал выполнять военные функции.


11 В 1710 году в ходе Северной войны по приказу Петра I крепость была частично разрушена.


12


13


14


14


15


16


17


18


19


20


21


22


23


24


25


26


27


28


29


30


31


32


33


34


35


36


37


38 Очень красивое место, огромная ухоженная территория, везде можно полазить, посмотреть. Внутри небольшой музей с небогатой экспозицией, но можно подняться на башню, с которой открываются красивые виды на город и морской залив.

Согласно легенде, в августе, когда восходит полная луна, на внутренней стене часовни возникает образ девы – той самой «белой дамы».
Это связано с тем, что во времена епископства каждый служитель должен был вести порядочный образ жизни в полном соответствии с правилами монастыря. Поэтому доступ женщин в епископский замок был строго запрещен под угрозой смерти. По легенде один каноник полюбил эстонскую девушку и тайно провел ее в замок. Девушка скрылась под одеждами певца хора и длительное время скрывалась в монастыре, пока епископ сам не заметил, что это девушка.

Обнаружив ее, епископ собрал совет, на котором было принято решение о том, чтобы замуровать девушку в стене часовни, а каноника, любившего ее, посадить в тюрьму. Там он достаточно скоро умер от голода. Строители, когда замуровывали девушку в стене, оставили ей кусок хлеба и кружку воды. Ее крики о помощи еще долго доносились в замке. С тех пор ее душа никак не может найти покоя, поэтому периодически появляется на свет.

По окончании военного похода литовцев в 1279 году были построены и для переноса епископства в более безопасное место. В течении XIV-XV веков крепость не один раз усовершенствовалась, к ней пристраивались новые стены, а также модернизировалась общая конфигурация здания. Отныне предстает пред нами в виде конверта с внутренним двором. У западной стены возведена сторожевая башня круглой формы. В XV-XVI веках к замку были пристроены передние крепости, которые окружены оборонительными башнями и стенами.

Контакты:
Адрес: Lossiplats 3, Haapsalu, 90502 Lääne maakond, Эстония
Время работы: ПН-ЧТ Закрыто
ПТ-СБ 10–14
ВСКР 11–15
Телефон: +372 518 4664

Bischofsburg Hapsal ), ныне именуемый Хаапсалу (эст. Haapsalu piiskopilinnus ) - епископский замок с собором , вокруг которого со временем вырос город Гапсаль (ныне Хаапсалу) на западе Эстонии . Основан в XIII веке как центр Эзель-Викского епископства .

По известной исстари легенде, во время августовского полнолуния на внутренней стене часовни возникает образ Белой Дамы.

История

23 марта 1688 года покрытая листовой медью крыша церкви была уничтожена в огне, но церковь была восстановлена достаточно быстро. Буря в 1726 году снова уничтожила крышу. Уменьшившийся приход не мог позволить себе ремонт и перешёл в городскую церковь. В XIX веке была начата реконструкция руин в романтическом парке замка.

В - церковь была отремонтирована и восстановлена. Разрушенный портал в романском стиле был заменён псевдо-готическим «лестничным порталом», сохранившиеся фрагменты настенных росписей были обновлены, а надгробные плиты были убраны из церкви. 15 октября 1889 года была проведена первая служба, посвященная Святому Николаю.

Советская оккупация в 1940 году привела к закрытию церкви. Во время Второй мировой войны службы были продолжены, но весной 1944 года хулиганы ворвались в церковь и уничтожили алтарь, орган, стулья и окна. В 1946 году приход попросил советское правительство включить собор в список охраняемых исторических памятников, но он не смог привлечь их интерес. Церковь пустовала в течение многих лет. Какое-то время она была использована для хранения зерна, были даже планы по превращению её в бассейн.

Легенда о Белой Даме

Согласно легенде в полнолуние в августе на внутренней стене часовни появляется образ девы - Белой Дамы.

Во времена Эзель-Викского епископства каждый каноник должен был вести целомудренный и добродетельный образ жизни в соответствии с правилами монастыря. Доступ женщин в епископский замок был запрещен под угрозой смерти. Легенда рассказывает, что каноник влюбился в эстонскую девушку и привел её тайно в замок. Она спряталась под одеждами певчего и это оставалось тайной в течение длительного времени, но когда епископ посетил Хаапсалу снова, молодой певец привлек его внимание, и он приказал определить пол певца.

Обнаружив девушку, епископ созвал совет, который принял решение о том, что девушка должна быть замурована в стене часовни, а каноник посажен в тюрьму, где он в скором времени умер от голода. Строители оставили девушку в полости стены с куском хлеба и кружкой воды. В течение некоторого времени её крики о помощи были слышны в замке. Тем не менее её душа не может найти мира и, как результат, она появляется в окне Баптистерия и оплакивает своего любимого уже на протяжении веков, и тем самым доказывает бессмертие любви.

Ранее 1990-х гг была известна другая версия легенды - классическая. В местную бедную девушку влюбился представитель высшего сословия. Её возлюбленный в то время служил в рыцарской дружине при епископском монастырском замке. Девушке пришлось переодеться мальчиком и поступить певчим в хор монастыря. Это давало возможность влюблённым часто встречаться. Однажды "юный певчий" отправился искупаться в укромном месте, благо город с трёх сторон окружён морем. Некий монах последовал за "певчим", неизвестно из каких побуждений. Но открыв, что это вовсе не юноша, монах бегом отправился к епископу и обличил влюблённых. Девушка действительно была замурована в стене строящегося замка. (Надо сказать, что это вообще была известная практика того времени: считалось, что на крови невинного мученика (обычно замуровывали в стену первого попавшегося) замок простоит долго и выдержит любую осаду). А влюблённого рыцаря сбросили в глубокую яму с тиграми, где он был разовран на куски. Эту яму раньше показывали всем туристам. Имелась ещё и вторая яма - с волками.Это тоже очень похоже на правду: традиционная практика в средневековье - наказание быть разорванным дикими животными. На Руси это так же практиковалось, только животных держали на отдельной "псарне".

Каждый год во время августовского полнолуния проводится музыкальный фестиваль «Белая Дама».

Замок Хаапсалу

Напишите отзыв о статье "Гапсальский замок"

Ссылки

  • www.haapsalulinnus.ee/?lang=ru

Отрывок, характеризующий Гапсальский замок

– Получили от Андрея что нибудь? – сказала она.
– Нет, ты знаешь, что еще не могло притти известие, но mon реrе беспокоится, и мне страшно.
– Так ничего?
– Ничего, – сказала княжна Марья, лучистыми глазами твердо глядя на невестку. Она решилась не говорить ей и уговорила отца скрыть получение страшного известия от невестки до ее разрешения, которое должно было быть на днях. Княжна Марья и старый князь, каждый по своему, носили и скрывали свое горе. Старый князь не хотел надеяться: он решил, что князь Андрей убит, и не смотря на то, что он послал чиновника в Австрию розыскивать след сына, он заказал ему в Москве памятник, который намерен был поставить в своем саду, и всем говорил, что сын его убит. Он старался не изменяя вести прежний образ жизни, но силы изменяли ему: он меньше ходил, меньше ел, меньше спал, и с каждым днем делался слабее. Княжна Марья надеялась. Она молилась за брата, как за живого и каждую минуту ждала известия о его возвращении.

– Ma bonne amie, [Мой добрый друг,] – сказала маленькая княгиня утром 19 го марта после завтрака, и губка ее с усиками поднялась по старой привычке; но как и во всех не только улыбках, но звуках речей, даже походках в этом доме со дня получения страшного известия была печаль, то и теперь улыбка маленькой княгини, поддавшейся общему настроению, хотя и не знавшей его причины, – была такая, что она еще более напоминала об общей печали.
– Ma bonne amie, je crains que le fruschtique (comme dit Фока – повар) de ce matin ne m"aie pas fait du mal. [Дружочек, боюсь, чтоб от нынешнего фриштика (как называет его повар Фока) мне не было дурно.]
– А что с тобой, моя душа? Ты бледна. Ах, ты очень бледна, – испуганно сказала княжна Марья, своими тяжелыми, мягкими шагами подбегая к невестке.
– Ваше сиятельство, не послать ли за Марьей Богдановной? – сказала одна из бывших тут горничных. (Марья Богдановна была акушерка из уездного города, жившая в Лысых Горах уже другую неделю.)
– И в самом деле, – подхватила княжна Марья, – может быть, точно. Я пойду. Courage, mon ange! [Не бойся, мой ангел.] Она поцеловала Лизу и хотела выйти из комнаты.
– Ах, нет, нет! – И кроме бледности, на лице маленькой княгини выразился детский страх неотвратимого физического страдания.
– Non, c"est l"estomac… dites que c"est l"estomac, dites, Marie, dites…, [Нет это желудок… скажи, Маша, что это желудок…] – и княгиня заплакала детски страдальчески, капризно и даже несколько притворно, ломая свои маленькие ручки. Княжна выбежала из комнаты за Марьей Богдановной.
– Mon Dieu! Mon Dieu! [Боже мой! Боже мой!] Oh! – слышала она сзади себя.
Потирая полные, небольшие, белые руки, ей навстречу, с значительно спокойным лицом, уже шла акушерка.
– Марья Богдановна! Кажется началось, – сказала княжна Марья, испуганно раскрытыми глазами глядя на бабушку.
– Ну и слава Богу, княжна, – не прибавляя шага, сказала Марья Богдановна. – Вам девицам про это знать не следует.
– Но как же из Москвы доктор еще не приехал? – сказала княжна. (По желанию Лизы и князя Андрея к сроку было послано в Москву за акушером, и его ждали каждую минуту.)
– Ничего, княжна, не беспокойтесь, – сказала Марья Богдановна, – и без доктора всё хорошо будет.
Через пять минут княжна из своей комнаты услыхала, что несут что то тяжелое. Она выглянула – официанты несли для чего то в спальню кожаный диван, стоявший в кабинете князя Андрея. На лицах несших людей было что то торжественное и тихое.
Княжна Марья сидела одна в своей комнате, прислушиваясь к звукам дома, изредка отворяя дверь, когда проходили мимо, и приглядываясь к тому, что происходило в коридоре. Несколько женщин тихими шагами проходили туда и оттуда, оглядывались на княжну и отворачивались от нее. Она не смела спрашивать, затворяла дверь, возвращалась к себе, и то садилась в свое кресло, то бралась за молитвенник, то становилась на колена пред киотом. К несчастию и удивлению своему, она чувствовала, что молитва не утишала ее волнения. Вдруг дверь ее комнаты тихо отворилась и на пороге ее показалась повязанная платком ее старая няня Прасковья Савишна, почти никогда, вследствие запрещения князя,не входившая к ней в комнату.
– С тобой, Машенька, пришла посидеть, – сказала няня, – да вот княжовы свечи венчальные перед угодником зажечь принесла, мой ангел, – сказала она вздохнув.
– Ах как я рада, няня.
– Бог милостив, голубка. – Няня зажгла перед киотом обвитые золотом свечи и с чулком села у двери. Княжна Марья взяла книгу и стала читать. Только когда слышались шаги или голоса, княжна испуганно, вопросительно, а няня успокоительно смотрели друг на друга. Во всех концах дома было разлито и владело всеми то же чувство, которое испытывала княжна Марья, сидя в своей комнате. По поверью, что чем меньше людей знает о страданиях родильницы, тем меньше она страдает, все старались притвориться незнающими; никто не говорил об этом, но во всех людях, кроме обычной степенности и почтительности хороших манер, царствовавших в доме князя, видна была одна какая то общая забота, смягченность сердца и сознание чего то великого, непостижимого, совершающегося в эту минуту.
В большой девичьей не слышно было смеха. В официантской все люди сидели и молчали, на готове чего то. На дворне жгли лучины и свечи и не спали. Старый князь, ступая на пятку, ходил по кабинету и послал Тихона к Марье Богдановне спросить: что? – Только скажи: князь приказал спросить что? и приди скажи, что она скажет.
– Доложи князю, что роды начались, – сказала Марья Богдановна, значительно посмотрев на посланного. Тихон пошел и доложил князю.
– Хорошо, – сказал князь, затворяя за собою дверь, и Тихон не слыхал более ни малейшего звука в кабинете. Немного погодя, Тихон вошел в кабинет, как будто для того, чтобы поправить свечи. Увидав, что князь лежал на диване, Тихон посмотрел на князя, на его расстроенное лицо, покачал головой, молча приблизился к нему и, поцеловав его в плечо, вышел, не поправив свечей и не сказав, зачем он приходил. Таинство торжественнейшее в мире продолжало совершаться. Прошел вечер, наступила ночь. И чувство ожидания и смягчения сердечного перед непостижимым не падало, а возвышалось. Никто не спал.

Была одна из тех мартовских ночей, когда зима как будто хочет взять свое и высыпает с отчаянной злобой свои последние снега и бураны. Навстречу немца доктора из Москвы, которого ждали каждую минуту и за которым была выслана подстава на большую дорогу, к повороту на проселок, были высланы верховые с фонарями, чтобы проводить его по ухабам и зажорам.
Княжна Марья уже давно оставила книгу: она сидела молча, устремив лучистые глаза на сморщенное, до малейших подробностей знакомое, лицо няни: на прядку седых волос, выбившуюся из под платка, на висящий мешочек кожи под подбородком.
Няня Савишна, с чулком в руках, тихим голосом рассказывала, сама не слыша и не понимая своих слов, сотни раз рассказанное о том, как покойница княгиня в Кишиневе рожала княжну Марью, с крестьянской бабой молдаванкой, вместо бабушки.
– Бог помилует, никогда дохтура не нужны, – говорила она. Вдруг порыв ветра налег на одну из выставленных рам комнаты (по воле князя всегда с жаворонками выставлялось по одной раме в каждой комнате) и, отбив плохо задвинутую задвижку, затрепал штофной гардиной, и пахнув холодом, снегом, задул свечу. Княжна Марья вздрогнула; няня, положив чулок, подошла к окну и высунувшись стала ловить откинутую раму. Холодный ветер трепал концами ее платка и седыми, выбившимися прядями волос.
– Княжна, матушка, едут по прешпекту кто то! – сказала она, держа раму и не затворяя ее. – С фонарями, должно, дохтур…
– Ах Боже мой! Слава Богу! – сказала княжна Марья, – надо пойти встретить его: он не знает по русски.
Княжна Марья накинула шаль и побежала навстречу ехавшим. Когда она проходила переднюю, она в окно видела, что какой то экипаж и фонари стояли у подъезда. Она вышла на лестницу. На столбике перил стояла сальная свеча и текла от ветра. Официант Филипп, с испуганным лицом и с другой свечей в руке, стоял ниже, на первой площадке лестницы. Еще пониже, за поворотом, по лестнице, слышны были подвигавшиеся шаги в теплых сапогах. И какой то знакомый, как показалось княжне Марье, голос, говорил что то.
– Слава Богу! – сказал голос. – А батюшка?
– Почивать легли, – отвечал голос дворецкого Демьяна, бывшего уже внизу.
Потом еще что то сказал голос, что то ответил Демьян, и шаги в теплых сапогах стали быстрее приближаться по невидному повороту лестницы. «Это Андрей! – подумала княжна Марья. Нет, это не может быть, это было бы слишком необыкновенно», подумала она, и в ту же минуту, как она думала это, на площадке, на которой стоял официант со свечой, показались лицо и фигура князя Андрея в шубе с воротником, обсыпанным снегом. Да, это был он, но бледный и худой, и с измененным, странно смягченным, но тревожным выражением лица. Он вошел на лестницу и обнял сестру.
– Вы не получили моего письма? – спросил он, и не дожидаясь ответа, которого бы он и не получил, потому что княжна не могла говорить, он вернулся, и с акушером, который вошел вслед за ним (он съехался с ним на последней станции), быстрыми шагами опять вошел на лестницу и опять обнял сестру. – Какая судьба! – проговорил он, – Маша милая – и, скинув шубу и сапоги, пошел на половину княгини.

Маленькая княгиня лежала на подушках, в белом чепчике. (Страдания только что отпустили ее.) Черные волосы прядями вились у ее воспаленных, вспотевших щек; румяный, прелестный ротик с губкой, покрытой черными волосиками, был раскрыт, и она радостно улыбалась. Князь Андрей вошел в комнату и остановился перед ней, у изножья дивана, на котором она лежала. Блестящие глаза, смотревшие детски, испуганно и взволнованно, остановились на нем, не изменяя выражения. «Я вас всех люблю, я никому зла не делала, за что я страдаю? помогите мне», говорило ее выражение. Она видела мужа, но не понимала значения его появления теперь перед нею. Князь Андрей обошел диван и в лоб поцеловал ее.