Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Ирод Великий - царь Иудеи. Биография. Избиение младенцев. Царь Ирод. Картины избиениz младенцев. Иоанн Предтеча. Смерть и похороны

Видишь, за сколько родов раньше было возвещено о безумии Ирода в последние дни: "послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его" (послав изби вся дети, сущия в Вифлееме, и во всех пределах его). О, безумие Иродово, или, лучше, нечестие диавольское! Ведь и это было его дело, он вооружил Ирода против детей. Однако он поднял меч детоубийства против самого себя; Ирод, много замышлявший, не убил Иисуса, Которого искал; неудача Ирода – несчастье для диавола.

"Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его". О, Ирод, зачем безрассудно раздражаешься? Зачем вооружаешься против детей? Ты осмеян волхвами, и убиваешь младенцев. Разве младенцы указали дорогу волхвам? Звезда указала им родившегося Господа, Не в силах будучи уметить в звезду, убиваешь младенцев? Или для того ты получил царство, чтобы показать свою силу против кормящихся грудью? С детьми воюешь, Ирод? Матерей сиротишь? Сосцы сушишь? Объятия обнажаешь? Сердца ранишь? Женщинам, мучащимся родами, прибавляешь плача? Младенцев двух лет и моложе убиваешь? Есть ли, где вонзить меч? Это (значит) не убивать, но преждевременно резать. Покажи детям меч; если, испугавшись, они сробеют, то убивай, режь; а если весело подбегут к мечу, то зачем вынимаешь меч против улыбающихся мечу? Ты думаешь, Ирод, Спасителя настигнуть, и Его убить?

Так как ты совсем решился (на это), то издай повеление, призови волхвов, задержи звезду, заключи в темницу Гавриила, расспроси пророков, разыщи матерь Деву; если ты этим овладеешь, то можешь и Христа найти. Не славословишь, но ищешь рожденного бессеменно? Богоборствуешь, царь? Хлопочешь о Царе? Желаешь овладеть владеющим тобой? Желаешь погубить, кто желает тебя спасти? Замышляешь схватить, Того, Кто стоит подле тебя, и не желает, чтобы ты видел Его, по твоему лукавству? Он, о, Ирод, есть Тот, Кто взывал за много времени раньше: "будут искать меня, и не найдут" (взыщут мене злии, и не обрящут) (Прит, 1: 28). Как же ты (можешь) презирать этого Младенца? Он, по божеству, много древнее Авраама, не только Авраама древнее, но и Адама создатель. Он не страхом облечен, но идет для домоправления. Зачем безрассудно раздражаешься, Ирод? Корысть напрасного гнева – падение. Зачем ты делаешь подобно фараону? Он в Египте приказал, чтобы младенцев мужского пола бросали в реку, и ты приказываешь, чтобы в Вифлееме иудейских младенцев мужского пола убивали. О, одинаковый дух! О, равная безжалостность! О, сходное нечестие! Вернее же сказать, Ирод много свирепее фараона.

Также и копьеносцы Иродовы много тягостнее щитоносцев фараоновых. Фараон в Египте, если и приказывал, чтобы иудейских младенцев мужскогого пола убивали, однако решился на это как иноплеменник, из боязни, чтобы не усилился израильский род, и не истребил бы египтян. Он египетских детей щадит, а убивает израильских; по страху воюет, а не по зависти умерщвляет. Фараон был человеколюбивее Ирода (настолько), что даже отменил закон, который он объявил, и сделался нарушителем собственного повеления. Он нашел одного Моисея носящимся по реке в ящике; через свою дочь взял его, и не только не убил, но, как сына, вскормил; щадит младенца, нарушив свой закон. Что ты говоришь, Ирод? Фараон спасает Моисея, а ты решился настигнуть Владыку Христа; тот спасает будущего карателя Египта, а ты желаешь убить Спасителя вселенной? И щитоносцы фараоновы почтеннее копьеносцев Иродовых.

Бабки, получив приказание душить еврейских младенцев мужского пола во время (их) рождения, не исполняли этого из благочестия – хотя и были египтянки родом; их внутренность переворачивалась при мысли, что испытывают матери, когда лишаются младенцев насильственной смертью. Они решились скорее оскорбить царя временного, чем противодействовать большему Царю и Богу. Ирод показал свое нечестие в отношении не иного племени, но с единоплеменниками безумно поступил. Фараон только в Египте обнаружил такую ярость, не далее; а Ирод приказал избивать нежных младенцев не только в Вифлееме, но и во всех его пределах. О, несправедливое повеление того, кто восстал тогда сразу против города, деревень, полей и улиц! Не было у матерей, где бы детей скрыть; вне материнских объятий они не могли остаться. Если бы когда мать пожелала укрыть свое дитя, оно само выдало бы себя плачем, привлекло бы к себе смерть привязанностью к сосцам. Как рыба не может жить вне воды, так и младенец скоро гибнет, лишаясь материнских сосцов. О, та вселенская плачевная песнь! Я не нахожу, как описать виды материнских сетований. Если бы произошло варварское нападение, матери легче переносили бы скорбь; разделяемое несчастье умереннее терзает страдающего (им). Но (то) было не нападением варварским, но междоусобной войной; было насилием, не допускающим просьбы; было беззаконием, имеющим защитником закон.

"Избиение младенцев" Маттео ди Джованни. 1488

Матери кричали, и не было слушателя; младенцы рыдали, и подле не было жалеющего; сосцы обливали молоком землю; а Ирод, как камень, более ожесточался. Копьеносцы царя еще кровожаднее там и здесь различно нападали на младенцев: одних у стен мучили, других на скалы бросали, иных душили. Волновал их диавол, виновник такого дела.

В этом и подобном матери ослабевали и, забывшись от страдания, не заботились о благопристойности. Разрывали одежды, распускали по воздуху косы, сосцы обнажали, которые нужно было скрывать, грудь поражали камнями, царапали (себе) щеки, как палачи, призывали в свидетели небо, молчаливого судью, обращались с просьбой к общему Судье и Владыке со словами: "Что это за кровожадность царя, Владыко? Он свирепствует над Твоим творением; Ты создал, он не перестает закалывать; Ты одарил, он вредит. Для чего мы рождали детей, если так горька смерть детей? Если (это) Твое приказание, прикажи и нам с ними умереть; если (это) предприятие и приказание беззаконного царя, почему Ты скорее на него не нападешь?" Но, конечно, матери так кричат, терзаясь страданием, (и) по незнанию пользы для своих птенцов. В действительности что блаженнее тех, кто переносит замыслы из-за Владыки Христа? Что блаженнее этих детей, – так как они закалывались не ради только их самих, но и как бы сам Христос убивался? Поистине благовременно сказать к матерям слово Господа: не плачьте, матери, не плачьте; на малое время они потеряли ваше лоно, но лоно Авраамово получили. Не плачьте, матери, не плачьте; "не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное" (не препятствуйте детям идти ко Мне: таковых бо есть царство небесное) (Мф. 19:14), во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава, во веки веков.

Сегодня, 19 мая, молитвенно вспоминаем день рождения Государя Императора Николая II Александровича (6/19 мая 1868, Царское Село - 17 июля 1918, Екатеринбург).

Священный дар Царства

Не прикасайтесь к помазанным Моим

Вера есть откровение Божие, и потому она недоказуема, а показуема, ибо живой пример во сто крат убедительней любых слов. Священное Писание и Церковное Предание является откровением всем людям, чья жизнь должна быть подвигом веры, примером святости, живым Евангелием. Только чистому сердцу открываются тайны Господни, только праведникам, преисполненным жертвенной любви, Благодать Святого Духа дает разумение постигать Божественные глаголы. «Дивен Бог во святых Своих», их слово возвещает народу волю Божию. Так Господь устами святых Отцов Церкви открывает нам сущность самодержавной монархии, верность которой, по слову великого русского святого преподобного Серафима Саровского, есть второй после Православия священный долг русского народа. Прежде чем начать рассказ о крестном подвиге Венценосной Семьи и святых Царских местах приведем изречения о природе царской власти некоторых Угодников Божиих – духовных столпов Вселенской Православной Церкви. Внемлем же слову святых.

Преподобный Феодор Студит : «Един есть Господь и законоположник. Это единоначалие – источник всякой премудрости, благости и благочиния. Отсюда – учреждение между людьми всякой власти. Один Патриарх в Патриархате, один митрополит в митрополии, один епископ в епископии, один игумен в монастыре. И в мирской жизни – один царь, один полководец, один капитан на корабле. Бог даровал христианам два высших дара – священство и царство, посредством которых земные дела управляются подобно Небесным».

Святой Антоний, Патриарх Константинопольский: «Святой царь занимает высокое место в Церкви; он не то, что другие, поместные князья и государи. Невозможно христианам иметь Церковь и не иметь царя. Ибо царство и Церковь находятся в тесном союзе и общении между собою и невозможно отделить их друг от друга. Послушай вер-ховного апостола Петра, говорящего в первом соборном послании: "Бога бойтесь, царя чтите" (1 Пет. 2, 17)».


Преподобный Максим Грек : «Царь есть образ одушевлен Царя Небесного».

Преподобный Исидор Пелусиот: «Поэтому вправе мы сказать, что самое дело, разумею, власть, то есть начальство и власть царская, установлены Богом. Но если какой-нибудь злодей-беззаконник восхитит сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему изблевать сие лукавство как фараону и в таком случае понести крайнее наказание или уцеломудрить тех, для кого нужна жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил иудеев».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Кто посаждает на престолы царей земных? Тот, Кто Один от вечности сидит на Престоле огнезрачном, – Царям земным от Него единого дается царская держава; Он венчает их диадемою царскою».

В конце 1612 года после Великой Смуты Земский Собор, собранный «изо всяких чинов», из городов Земли Русской, постановил избрать «государем и великим князем всея Руси» Михаила Феодоровича Романова. В марте 1613 года посольство прибыло в Кострому, в Ипатьевский монастырь, где находились Михаил и мать его Марфа Иоанновна. Вначале послы получили полный отказ, и лишь после долгих просьб Марфа Иоанновна решилась благословить своего сына на царство.

Так, не по собственному желанию, но по Воле Божией и по зову народа начал царствовать в России благословенный Род Романовых.


«Торжественная и вместе страшная грамота, – пишет современный нам русский афонский подвижник о. Феодосий (Кашин), – ею клятвенно связаны с царями из Дома Романовых не только сами предки, составители ее, но и все мы, потомки их, до скончания века». Многие угодники Божии, не только новозаветные, но и ветхозаветные, хранили обеты, данные за них прежде рождения родителями их; это обязывает и нас к тому же.

Утвержденная Грамота для каждого русского человека подобна родительскому благословению, навеки нерушимому. В ней ясно сказано все то, что русский человек должен хранить как святыню: свою Веру, своего Царя и свое Отечество.

В июле 1613 года состоялось венчание на царство Михаила Феодоровича, первого государя из Рода Романовых. Полно и ясно раскрыл мистический смысл Русского Самодержавия и Российской Имперской государственности великий молитвенник и чудотворец святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Он поучал: «Создав человека на земле как царя всех тварей земных, Царь Творец поставил затем царей разным народам и почтил их державою Своею и владычеством над племенами – правом управления и суда над ними. В ознаменование этого дара и силы Божией, даруемой царям от Господа, еще в Ветхом Завете Сам Господь установил священный обряд помазания Царей на царство. Этот священный обряд перешел и к христианским царям России. Через него сообщается им необходимо нужный дар особенной мудрости и силы Божией. Не сам собой, а Богом Царь царствует. Бог назначил в России быть Царям из Рода Романовых, и этот Род по милости Божией царствует. А вы, друзья, крепко стойте за Царя, чтите, любите его, любите святую Церковь и отечество, и помните, что самодержавие – единственное условие благоденствия России; не будет самодержавия – не будет России».


Три столетия хранили русские люди священный, выстраданный и вымоленный у Бога дар Православного Царства, но, усомнившись в Божественном Промысле, послушав лукавых соблазнителей, народ-богоносец отступил от святой веры. Предав земного царя в руки злодеев, предки наши нарушили Соборную клятву 1613 года и тем самым навлекли на Россию праведный гнев Царя Небесного. И если бы не добровольная жертва Государя, то страшное проклятие свершилось бы над нами в полной мере, ибо преступивший священный обет 1613 года «извержен будет и от Церкви Божией отлучен, и Святых Христовых Таин приобщения. И не буди на нем благословения от ныне и до века». Из Соборной клятвы следует, что, восстав против Помазанника Божия в феврале 1917 года, весь русский православный народ лишился благодати Святого Духа. Но Русская Православная Церковь в XX столетии просияла великим сонмом своих святых: мучеников, исповедников, преподобных, праведных, Христа ради юродивых, что свидетельствует о милости Божией к тяжко согрешившему народу русскому, не погибшему до конца лишь только потому, что он имел своими молитвенными предстателями у Престола Вседержителя умученную Царскую Семью, которую сам же предал в руки нечестивых убийц. В покаянии и молитве к нашему Государю поклонимся святым местам, где пролилась мученическая кровь и уничтожались честные останки невинно убиенных Августейших Страдальцев. Подвиг Царской Семьи и всех Новомучеников Церкви Русской исходатайствовал милость у Бога и спас Россию от окончательной погибели.

Источник: Един от Царей. Жизнеописание Святых Царственных страстотерпцев. Земля их мученического подвига. - Екатеринбург, 2010.

* * *


Широко распространенная легенда о слабоволии Госу­даря Императора Николая Александровича уже давно не только встретила общее признание, но стала общеприня­той аксиомой, несмотря на то, что она совершенно не соответствует и прямо противоречит истине. Это лож­ное мнение утвердилось настолько прочно, что вот уже много десятилетий оно повторяется, не встречая ниоткуда опровержения, даже благонамеренной прессой, русской и иностранной, добросовестными историками и мемуариста­ми, а также людьми, казалось бы, хорошо осведомленными и свято чтущими память Царя-мученика. Между тем, достаточно вспомнить общеизвестные факты, сопоставить достоверные показания и задуматься над непомерной тяжестью монаршего служения, огромной ответственно­стью, нравственными испытаниями, мучительной душевной трагедией Государя, вызванной болезнью Наследника и, наконец, всеми переживаниями в годы войны и революции, закончившимися мученическим восходом на Голгофу, чтобы понять, что пройти этот тягостный жизнен­ный путь с таким достоинством и смирением, как прошел его Государь Император Николай Александрович, мог лишь человек, обладавшей не только исключительно сильной волей, но и несравненно более ценным Божиим даром – необыкновенной духовной силой, возвысившейся до святости. Вот почему теперь, когда Царь-мученик причислен Русской Православной Церковью Заграницей к лику святых, вопрос о мнимом слабоволии Императора Николая II сам по себе теряет смысл и заслуживаете изучения лишь в интересах восстановления исторической истины для правдивого изложения жития святого благочестивого Царя-мученика Николая.


Уже с ранних лет детства Великий князь Николай Александрович, как свидетельствует о том его пер­вая воспитательница А.П. Олленгрэн, проявлял черты сильного характера; Он знал, чего Он хотел и к чему Он стремился.


Он получил прекрасное, но суровое воспитание под самым бдительным наблюдением Своего Августейшего Отца. Приведем несколько примеров инструкций, данных Императором Александром III первой учительнице Своих сыновей. «Ни я, ни Великая княгиня не желаем делать из них оранжерейных цветов. Они должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, шалить в меру». «Учите хорошенько, повадки не давайте, спрашивайте по всей строгости законов, не поощряйте лени в особенности. Если что, то адресуй­тесь прямо ко Mне, а я знаю, что нужно делать. Повто­ряю, что мне фарфора не нужно. Мне нужны нормаль­ные, здоровые русские дети. Подерутся, – пожалуйста. Но доказчику – первый кнут. Это – самое мое первое требование».


Наследник Цесаревич Николай Александрович по­лучил прекрасное среднее и высшее образование – и то, и другое в расширенном объеме – под руководством выдающихся и требовательных преподавателей. Он блестяще закончил высший курс общеобразовательных, юридических и военных наук и, помимо прочего, в совершенстве владел четырьмя языками: русским, французским, английским и немецким. Так же бле­стяще Он прошел доступную только Наследнику Пре­стола всестороннюю военную подготовку, теоретическую и строевую, по всем родам оружия – пехоте, кавалерии и артиллерии, а также во флоте. Как известно из его 6иoграфии, к Своим служебным обязанностям Он отно­сился исключительно добросовестно и был во во всех отношениях образцовым офицером, не пользовавшимся ни­какими привилегиями.

Некий скифский монах, Дионисий Младший, аббат одного из римских монастырей, умерший в 556 году, относил рождение Иисуса к 754 году от основания Рима и к 4714 году по юлианскому летосчислению. До 17-го века христиане повсюду держались этого года и с него началось летосчисление, известное под названием: «общеупотребительного, народного летосчисления». Но эта система счисления признана ошибочной. И нет такого историка, который не знал бы, что Иисус родился по меньшей мере тремя или четырьмя годами ранее.

В Евангелии мы найдем четыре весьма важных указания, позволяющие нам достаточно верно определить время рождения Христа.

По ев. Матф., гл. II, 1 (Ср. Лука, I, 5 и Матф., II, 22), Иисус родился во время царствования Ирода I Великого.

По ев. Луки, гл. II, 1, Он родился во время общенародной переписи в удее при императоре Августе.

По ев. Матф., гл. II, 2, 15, звезда явилась волхвам на Востоке и привела их в Иерусалим и к тому месту, где родился Христос.

Наконец, по ев. Луки, гл. III, 23, Иисусу во время Его крещения было около 30 лет. Внимательное рассмотрение этих разнообразных данных заставляет нас отнести рождение Иисуса ко времени после 746 г. и до 751 г. от основания Рима, потому что перепись в Иудее могла быть не ранее 747 г. от основания Рима; Ирод же умер в 750/751 г. от основания Рима.

1. Год смерти царя Ирода

Указания Иосифа Флавия по этому пункту чрезвычайно точны. Откроем книги «Иудейские Древности» (XVII, 8, 1,6, 10) и «Иудейская война» (I, 33, 8): и в той и в другой мы увидим, что Ирод умер спустя 37 лет после декрета, изданного сенатом о возведении его на царство, и 34 года спустя после фактического обладания им этой властью.

Декрет сената был издан только по совместному настоянию Октавия и Антония. Оба претендента должны были примириться, но это примирение состоялось только по смерти Фульвия, [конец стр.791] в 714 г. от основания Рима, по свидетельству Диона Кассия (48, 28). Следовательно, только к этому году нужно отнести воцарение Ирода на троне иудейском. Так как он царствовал 37 лет, то смерть его последовала в 750/751 г. от основания Рима.

Хотя сенат и наименовал Ирода царем в 714 г., но в действительности власть его в Иудее утвердилась только тогда, когда он с помощью римлян отбил ее у Антигона и его приверженцев. Итак, Иерусалим был взят и Антигон разбит три года спустя, в 717 году, и, как замечает Иосиф, в третьем месяце Сиван (июнь—июль). Тридцать четыре года царствования, по счету Иосифа, также приводят нас к 750/751 году от основания Рима.

Нужно заметить, что, следуя обычаю своего народа, Иосиф вел счисление лет царствования, начиная с месяца Нисана, так что если одного дня не доставало до 1-го Нисана или один день переходил за это число, все равно он считался равным полному году.

Продолжение и конец царствований трех сыновей Ирода приводят нас к тому же заключению.

Архелай свергнут с престола и сослан в изгнание на десятом году своего царствования, именно в 759 году; следовательно, он получил свою власть в 750/751 г. от основания Рима. Филипп, четверовластник Итурии и Трахонитиды, умер на 37 году своего царствования, в 786 году; поэтому он начал свое царствование в 750/751 г., после смерти Ирода.

Ирод Антипа, четверовластник Галилеи, сослан в изгнание в город Вьенн, в Галлию, после 43-летнего царствования, в 793 году. Поэтому первый год его царствования надо отнести к 750/751 году.

Астрономия приходит на помощь истории, удостоверяя и определяя точность года смерти Ирода. За некоторое время до его смерти, по свидетельству Иосифа (Древн., XVII, 6,4), было лунное затмение. И действительно, астрономические вычисления устанавливают со строгой определенностью (Ideler, Handbuch d. Chronohg.), что в ночь с 12 на 13 марта с 1 ч. 8 м. до 4 ч. 12м. было лунное затмение, наблюдаемое в Иерусалиме. Ущерб луны 15 Нисана пришелся в 750г. на 12 апреля. Если Ирод умер, судя по предыдущему, семью или восемью днями ранее, то, следовательно, его смерть произошла в один из тех месяцев, которые шли за Пасхой 750 года. [конец стр.792]

2. Общая перепись при Августе

По свидетельству св. евангелиста Луки, рождество Иисуса в Вифлееме совпадает с общей переписью, которую приказал провести Август и которая была действительно проведена в Сирии во время правления Квириния.

Эту всенародную перепись многие из исследователей отрицают. Ев. Луку обвиняют в том, что он по ошибке смешал факт переписи с тем, который произошел десятью годами позже, при том же Квиринии, правителе Сирии, во время изгнания Архе-лая, когда Иудея была обращена в римскую провинцию.

Для Евангельской истории вопрос этот имеет весьма важное значение. Если решить его в смысле отрицательном и согласиться с обвинением ев. Луки, то что же остается тогда от его свидетельства, повествующего нам о рождении Иисуса в Вифлееме и о переписи, которая привела в этот город старца Иосифа и Пресвятую Деву Марию?

Затем невероятно, чтобы св. евангелист Лука мог смешать оба факта переписи, так как он знал это и делает ясный намек на них (Лука, II, 2. Ср. Деян., V, 37). Первая перепись, о которой он говорит в своем Евангелии, была только переписью народа: Мужчин, женщин, детей по месту их рождения, тогда как вторая перепись (Деян., V, 37) была сделана с целью исчисления податей и подчинения под свою власть иудейского народа, искусно подготовленного к этому первой переписью. Первая перепись происходила под руководством наместника Сирии Квириния, а вторая окончилась во время правления того же Квириния, ставшего претором Сирии, к которой он окончательно присоединил и Иудею.

Итак, следует остановиться на том, что общенародная перепись была сделана по повелению Августа, что она распространилась на всю Иудею и происходила незадолго до конца царствования Ирода; ею руководил Квиринии, императорский наместник в Сирии; эту перепись нельзя смешивать с той, которая была сделана десятью годами позже и служила как бы окончанием переписи, начатой при Ироде. Мы думаем, что имеем возможность беспристрастно доказать историческую достоверность этих фактов и тем избавить Евангелие Луки от анахронизма, в каком его упрекают, и дать гл. II, 1 и 2 ст. этого Евангелия надлежащее толкование, которое не вправе отрицать никто из ученых.

Знаменитый романист Момсен решительно высказался не только против факта всенародной переписи в Иудее перед низложением Архелая в 759/760 г., а даже против возможности [конец стр.793] данного факта. Но подобное заключение легко можно опровергнуть; оно слишком нелепо и оскорбительно для историка, когда так глумятся над богословами и над всеми, кто хоть и подражает им, старается сначала убедить себя, а потом и других, что подобная перепись действительно была в известное время (Mommsen, Res gestoe August., 125).

Мне кажется абсолютно необходимым дать несколько точных подробностей об этой римской переписи.

Конечной целью ее было - определить число римских граждан и иметь официальные сведения о происхождении, имени, возрасте, сословии и состоянии всех свободных жителей империи.

Формальным основанием этой переписи было распределение податей, которые получили отсюда название «сепз», «сепзш» - поземельная подать.

Подпись каждого человека в записи сопровождалась клятвой в верности. Таким образом перепись в руках властителя становилась средством для подчинения народа под свою власть.

У всех почти народов, подвластных Риму - у галлов, бретонцев, испанцев, силезцев, киликиян и иудеев, требование подати и клятвы редко обходилось без возмущения, часто ужасного по своим последствиям.

Эта административная мера налогов тесно связана с общей финансовой системой, введенной в Риме, и столь искусно и настойчиво применяемой Августом. Чтобы понять ее смысл, необходимо помнить о введении поземельной описи во всей империи и всеобщей реформе календарного летосчисления. В сущности, Рим хотел установить плату подати: чтобы обложить каждое отдельное лицо податью, нужно было исчислить количество народа; чтобы ввести поземельную подать, нужно было иметь сведения о собственности и имуществе народа; наконец, чтобы обозначить время для сбора податей, нужно было произвести реформу календарного счисления.

Август не упустил из виду ничего: он назначил особых счетчиков для исчисления народа; его землемеры измеряли поземельную собственность: и, начиная с первой всенародной переписи, Август предложил египтянам и грекам летосчисление по солнечному году, уже введенному в Риме.

Все эти действия увенчались сбором поземельной и подушной подати.

Личная перепись должна была производиться по месту происхождения и рождения, следуя обычаю, освященному консула Клавдия, жившего за два века до Р. X. [конец стр.794]

В переписи требовалось обстоятельное объяснение всех малейших подробностей. Свободный житель империи должен был вписать свое имя, дать клятву в верности, обозначить стоимость своего имущества, имя отца, матери, жены и детей (Дионис. Галикарнасск. IV, 5, 15).

По свидетельству Ульпия Тирского (1,11, De censibus ), каждый должен был отметить и свои лета. И он объясняет, это требовалось: подать налагалась по числу лет, 1 как в провинциях Сирии личная подать бралась с мужчин только после 14 лет, а с женщин после 12.

Женщины свободного сословия также вошли в перепись (Дионис. Галикарнасск. IV, 15). Эта особенность указывает на различие иудейской переписи от римской. У иудеев этого обычая не было. У римлян же женщины должны были один раз в год платить сами подушную подать. Впрочем, известна вся торжественность «Paganalia» , установленной Сервием Туллием, о которой упоминает Дионисий Галикарнасский, современник Августа (IV, 4). Все жители селений (pagani) должны были явиться и каждый обязан был принести «numisme» . Данная монета была различна для мужчин, женщин и детей. В этом сказывалась способность римлян вдаваться в частности. Те, кто наблюдал за взносами, знал, таким образом, число жителей каждого селения, их лета и пол.

Обязанность женщин вписываться в общую перепись существовала очень долго. Созомен (Hist.eccles., V, 4), упоминая о подобной переписи в Кесарии во время правления Юлиана Отступника, пишет, что «множество христиан, женщин и детей получили приказание внести свои имена в общую перепись».

Перепись совершалась именем и повелением Августа. «Император, говорит Suidas избрал двадцать человек, наиболее выдающихся по их жизни и достоинствам, и разослал их во все подвластные ему провинции, чтобы там от его имени произвести перепись людей и их имущества; в то же время он приказал, после этой переписи, сделать предварительный сбор подати для общественной казны».

Из этого указания следует, что громадное дело всенародной переписи поручалось специальному уполномоченному императора и не доверялось обыкновенным префектам, управлявшим провинциями.

В подобном распоряжении ясно сказывается осторожный и осмотрительный характер римлянина. Разделяя обязанности, он упрочивал само дело, и, доверяя перепись лицам, облеченным высшей властью, предупреждал тем самым лихоимство проконсулов. [конец стр.795]

Эти особые уполномоченные назывались «censitores» - сборщики поземельной подати, или «legati pro praetore» . При исполнении ими своих обязанностей им помогали подчиненные «adjutores ad census» .

Император сам лично заведовал в 27 году, перед рождеством Иисуса Христа, в Нарбонне проведением переписи. Когда же он после этого назначил туда Друза, чтобы продолжать эту перепись в шести провинциях Галлии, в каждой из этих провинций находился уже свой самостоятельный правитель.

Шестьдесят лет спустя после Р. X. Тацит (Анналы, XIV, 46 и след.) говорит о новой переписи в Галлии. Но кто же производил ее? Обыкновенные правители провинции? Нет, но уполномоченные лица, имена которых он называет: Квинтий Волюзий, Секст Африкан, Требеллий Великий.

Сборщик поземельной подати - «censitor» , как это видно из примера Германика, бывшего сборщиком тринадцать лет (после Р. X.), иногда получает и высшее командование над войсками той страны, в которой он проводит перепись (Тацит, Анналы, I, 31, 33).
Переписи играют огромную роль в царствование Августа. Он приказывал производить их каждые пять лет в Риме и более одного раза производил их во всей остальной Италии и во всех провинциях империи.

Со времени битвы при Акциуме до дня его смерти насчитывают около девяти переписей. Три из них имеют весьма важное значение и были занесены в знаменитую надпись Анкиры.

Во всяком случае нужно принять во внимание, что этот испорченный мрамор говорит нам только о переписи римских граждан, а не всех жителей провинций империи.

Судя по знаменитой надписи на мраморе, в правление Августа переписи эти были произведены три раза: первый раз в 726 г. от основания Рима, 26-ю годами ранее начала общепринятого летосчисления, вместе с Агриппой, его товарищем по консульству; второй раз проведена была за 7 лет до Р. X., в 746 г. от основания Рима, им одним, когда он был облечен властью консула, во время консульства Цензорина и Азиниуса; третий раз в 13-м году после Р. X. и в 767 году от основания Рима, в последний год своего царствования, вместе с Тиберием, его союзником в империи, во время консульства Секста Помпея и Секста Аппулея. Если перепись в провинциях действительно происходила, то, очевидно, только впоследствии и как дополнение переписи римских граждан. Обе переписи пополняют [конец стр.796] одна другую; они были величайшей услугой, которую городское начальство, призванное производить эти переписи, могло оказать империи.

Впрочем, обычай общенародной переписи всех граждан, подобно переписи населения колоний и других свободных жителей, наблюдался еще до Августа. (Тит Ливии, XXIX, 37; Тацит, Анналы, XIV, 16).

За неимением точного подлинника, возможно ли, по крайней мере, найти достоверное свидетельство о том, что эта перепись действительно производилась в провинциях?

Тацит, Светоний и Дион Кассий говорят об этом утвердительно.

Действительно, Тацит (Анналы, I, II) упоминает об одной книге, Libellum , написанной рукой Августа, где были в точности обозначены все атрибуты империи: число граждан и войска, количество флота, подвластных царств, провинций, пошлины и налогов, расходов и сбережений.

Светоний (August, 101) также говорит об этой книге, которую он называет Breviarium Imperii , где император собственноручно пометил, сколько у него было солдат под знаменами, денег в государственной казне и сколько недоимок.

Дион (LVI, 33) повторяет слова Светония, добавляя: «и все подобные вещи, относящиеся к управлению империей».

Такие подробные и точные указания нельзя выдумать; они возможны лишь при обширных исследованиях этого вопроса, и я спрашиваю у каждого историка по чистой совести, каким же именем назывались тогда в империи все эти действия, как не общенародной переписью?

Возобновлялась или продолжалась эта перепись в течение трех пятилетий, упоминаемых в таблице Анкиры? Я этого не знаю; но вероятнее всего, что вторая перепись скорее подходит, чем две остальные, к великому событию Рождества Христова.

В 746-м г. от основания Рима и в 7-м г. до Р. X. в империи царят полный мир и тишина. Храм Януса закрыт на 12 лет; Август, находясь в зените своей славы и могущества, всецело занят административными реформами. Он измеряет землю, переписывает своих подданных, переделывает календарное летосчисление, утверждает распределение податей и регулирует их сборы.

Таким образом, все доводы чисто исторического свойства и очень серьезные основания подкрепляют и оправдывают слова св. Луки: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле». [конец стр.797]

Не говоря уже ни об Орозе (VI, 22), ни об Исидоре Севиль-ском (Orig. V, 36), беспристрастие которых подлежит сомнению, Калиадор (Var., III) и Suidas, из которых первый, опиравшийся на источники, теперь, к сожалению, уже затерянные, и второй, который жил среди памятников древности, еще уцелевших, и от которого сохранилось до нашего времени несколько драгоценных отрывков - оба они свидетельствуют, каждый по-своему, истину и достоверность великого события, имевшего место в 7-м году до Р. X., за несколько лет до смерти Ирода - события, результаты которого указываются нам Тацитом, Светонием и Дионом и о чем только один евангелист Лука ясно утверждал.

Но появляется новое затруднение.

Как могла эта всенародная перепись происходить в Иудее, когда это маленькое царство не было еще тогда провинцией Римской империи? Перепись обыкновенно производилась в провинциях, а не в союзных царствах. В этом весь вопрос.

Признавая, с одной стороны, существенную разницу между странами, присоединенными к Риму как составные части империи, известными под именем колоний и провинций, которые управлялись римскими префектами, и с другой стороны, странами, в которых Рим допускал некоторое подобие независимости, позволяя им избирать себе царей, все-таки было бы огромным заблуждением полагать, что эти страны пользовались настоящей независимостью.

Такие союзники Рима были, в сущности, как некогда народы Италии, настоящими подданными империи, и, подобно им, обязывались платить подать. (Тацит. Анналы, IV, 41).

То же самое происходило в Иудее в царствование Ирода.

Не надо забывать, что представляли тогда для римлян это маленькое царство и его правитель. Они смотрели на Иудею, как на свое владение, и на ее царя, как на своего вассала. Если римляне и допускали, чтобы иудейский народ управлялся своим собственным царем, то это было лишь из-за осторожности: они видели Иудею как бастион от набегов мятежных парфян и арабов. Впрочем, римляне распоряжались там всем по своему личному усмотрению. Разве и Антоний не отдал Клеопатре, которая просила у него всю Палестину, часть этой провинции?

Если Ирод и был царем иудейским, то кто дал ему это право? Не декретом ли сената, Октавия и Антония он был возведен на царство? В своей административной власти ] ли он свободой истинного повелителя? [конец стр.798]

Далеко нет: каждую минуту правители Сирии являются хозяевами и в Иерусалиме, и во всей Иудее. Ни одно повеление этого «Regulus» не могло иметь какого-либо значения без утверждения римской власти. Если он, по своему собственному усмотрению, мог собирать подать в своей стране, то за это обязывался платить дань императору. Даже если бы он вздумал судить и обвинять своих собственных детей, он должен был каждый раз спрашивать позволения Августа. Он не только обязан был платить дань императору, но, кроме того, еще содержать, как все подвластные князья, «sosii» - вспомогательные войска. В 747 г. от основания Рима Ирод истребил несколько арабских разбойничьих шаек, которые тревожили его границы с запада. В Риме на это посмотрели строго, и Август довел до сведения Ирода, что отныне он будет считать его не как союзного князя, а как обыкновенного подданного.

Такой диктаторский образ правления, судя даже по этим немногим характерным подробностям, достаточно указывает, как относился Рим к маленьким государствам и как необходима для него была перепись, служившая единственным основанием и для определения количества ежегодно уплачиваемой подати, и количества войска, готового всегда выступить на его защиту.

Впрочем, для того, чтобы отнестись с некоторым почтением к этой призрачной независимости союзного государства и не оскорбить чувства национальной гордости, к тому же такого народа, как иудеи, которые всегда готовы к восстанию, в формуле присяги имя Ирода дозволено было присоединять к имени Августа. (Древн., XVII, 3).

Рим обладал особенной и характерной способностью: смягчать, всегда сообразуясь с обстоятельствами, свои законы и применять их к делу в нужный момент.

Нет сомнения, что задолго до преобразования Иудеи в римскую провинцию, окончательно отнявшего у иудеев всякое представление о независимости и начало чему было положено в какой-то степени благодаря решению о взимании подати в 9 году по общепринятому летосчислению, во время правления Квириния Рим старался искусными политическими приемами подготовить к этому преобразованию иудейский народ. Перепись в 747 г. от основания Рима и за 7 лет до начала летосчисления, введенного Дионисием, со стороны Августа являлась первым решительным шагом этого подчинения. [конец стр.799]

Удивительно, что подобный факт обойден молчанием у историка Иосифа Флавия, который в своих «Древностях» оставил подробное и полное описание царствования Ирода. Это умолчание противопоставляли свидетельству св. Луки, что критики-рационалисты не преминули поставить ему в вину. Я не верю в умышленное умолчание об этом Иосифа; и как Тацит, Светоний и Дион представили нам факты, которых нельзя объяснить без этой всенародной переписи в провинциях империи и в союзных государствах, точно так же и иудейский историк, при более беспристрастном изучении его, дает нам много положительных фактов, которые уже сами по себе подтверждают эту перепись, произведенную в Иудее.

Откроем книгу «Иудейские древности» (XVII, 2, 4); мы прочтем в ней следующие строки: «фарисеями называют в особенности тех, кто имеет смелость противиться царской власти; это - люди способные и вместе с тем склонные к открытой борьбе и готовые всегда вредить». Также, «когда все иудеи принуждаемы были дать клятву в верности кесарю и интересам своего царя, они отказались дать эту клятву. Их было более шести тысяч, и царь присудил их к денежному штрафу».

Какая же это была присяга? Имя кесаря? - тогда не указывает ли оно на римское происхождение? Не есть ли это формула, употреблявшаяся при всех римских переписях? Если известны имена и число всех противящихся фарисеев, не служит ли это доказательством, что они, каждый в отдельности, призывались к комиссарам, на обязанности которых лежало взять с них клятву в верности императору римскому и царю иудейскому?

Большинство ученых без колебаний признали верным подобное заключение, и нам кажется весьма трудным опровергать его.

Некоторые писатели и, между прочим, Wieseler (Chronologische Synopse), так объясняли молчание Иосифа Флавия. Осторожный историк избегает всюду, где только возможно, говорить о всем том, что могло бы возбудить хотя бы малейшее подозрение у римских властей относительно безусловного повиновения им его соотечественников. Отсюда вполне выясняется, например, столь пристрастное изложение им вопроса об ожидании иудеями Мессии и те различные впечатления, которые оно вызывало в национальной жизни иудейского народа. [конец стр.800]

Еще одно и последнее затруднение вытекает из повествования евангелиста Луки: «эта перепись была первая в правление Квириния Сирией».

История требует точности. Квириний сделался прокуратором Сирии только около 6-го или 7-го года по общепринятому летосчислению; следовательно, он не мог руководить переписью, бывшей при жизни Ирода ранее девятью или десятью годами. Анахронизм очевиден.

Решение этого вопроса дало повод к образованию совершенно различных систем, достоинство которых, по нашему мнению, далеко не равно.

Мы не можем согласиться со способом «in extremis» тех, кто трактует этот 2-й стих, как ложное толкование какого-либо заблуждающегося, недозрелого ума - толкование, измышленное на досуге, которое мало-помалу проникло в самый текст. Так как евангелист упоминал о другой переписи, отличной от той, которая происходила при Квириний, и которая ему известна (Деян., V, 37), то почему не сказал он ни одного слова об этом, что предупредило бы недоумение у читателя? Если этот стих является только позднейшим добавлением, каким же образом ни один манускрипт не обходится без этого стиха, и каким образом Вульгата включила его вместе с другими, нисколько не боясь его ошибочности?

Наиболее осторожные толкования прибегали к грамматике, чтобы оправдать св. евангелиста Луку; они предлагали переводить фразу из Евангелия от Луки так: «эта первая перепись была проведена ранее, чем Квириний сделался правителем Сирии».
Подобное решение спорного вопроса, которое можно назвать вполне грамотным, было предложено в первый раз Hervaert"ом (Nov. vera Chronol., 1611).

Феофилакт, епископ Болгарский (1070 г.), без сомнения следуя древним греческим толкователям, подобным же образом толковал этот стих евангелиста Луки.

Такое пояснение, не менее грамотное, чем всякое другое, имеет то преимущество, что упоминает сразу о двух переписях и устанавливает их хронологическое соотношение.

Третья система, вместо того, чтобы разделять эти две переписи, смешивает их в одну, и перечисление народа, упоминаемое св. Лукой, было как бы началом ее, а поземельная пере-[конец стр.801] пись во времена Квириния, десятью годами позже,- окончанием ее. Кажется, что труднее даже грамматически защищать такое толкование, хотя, впрочем, с точки зрения истории прекрасное.

Но почему же нельзя держаться утверждения писателя, говорящего нам, что эта первая перепись, отличная от второй, которая проводилась десятью годами позже, была действительно проведена Квиринием, правителем Сирии?

Правда, мы знаем, что в это время настоящим правителем Сирии был, по свидетельству Тертуллиана, который так же хорошо, как мы, знал текст ев. Луки, не Квириний, а Секст Сатурнин (Cont. Marc, IV, 19).

А разве проведение переписи не могло быть совершено другой властью вместо настоящего префекта? Почему же именно в то время Квириний не мог быть этой руководящей властью по части переписи? Это нисколько не противоречит ни римским обычаям, ни истории.

В самом деле, известно, и я уже упоминал об этом, что проведение переписи в правление Августа было поручено особым уполномоченным лицам, известным своей честностью и заслугами, и в числе других Дионисию - географу (Плиний, Hist. nat., VI, 14). С другой стороны, Тацит (Анналы, III, 48) говорит, что Квириний, который умел оказывать божественному Августу услуги, оцененные назначением его консулом, за двадцать лет до начала общепринятого летосчисления, немного времени спустя, был удостоен замечательных почестей за то, что разрушил укрепления и заставил сдаться гомонадов, населяющих Киликию. Кто мог быть начальником этой экспедиции, о блестящей победе которого Страбон (XII, 15) дает нам новые подробности, подтверждающие сообщения Тацита? Он рассказывает, что Квириний голодом заставил сдаться упорный народ, взял в плен четыре тысячи человек и не оставил во всей стране ни одного человека, способного носить оружие. По нашему мнению, Квириний был легатом Августа, начальником над войском, и со своими четырьмя легионами управлял в одно и то же время Киликией, Сирией и Финикией. Это звание он получил за то, что покорил гомонадов и руководил переписью этих восточных провинций, подчинившихся императору. Этой переписи не избежал решительно никто, ни Архелай, царь Каппадокии, в провинции Киликии, ни Ирод, царь Иудеи, в провинции Финикии. [конец стр.802]

Так объясняются и вполне оправдываются слова ев. Луки: «эта перепись была первая в правлении Квириния Сирией» .

Сопоставляя эту перепись с эдиктом Августа, написанным на мраморе Анкиры в 747 г. от основания Рима, или в 7 году до начала общепринятого летосчисления, мы вынуждены отнести время рождения Иисуса, которое произошло в Вифлееме, к самому моменту переписи. С другой стороны, если Иисус родился раньше смерти Ирода, то Его рождение невозможно отнести на 750 год от основания Рима. Итак, это величайшее историческое событие совершилось между 747 и 750 годами.

3. Звезда

О какой это звезде Мессии, Царя Иудейского, говорят волхвы, что видели ее на Востоке и что она явилась знамением, возвещающим Его рождение?

Несомненно, в этом надо видеть небесное явление, о котором евангелист Матфей почти ничего не говорит.

Если вышеназванное необычайное явление было истолковано волхвами как знамение рождения Царя Иудейского, это говорит прежде всего об их астрологических предубеждениях, а во-вторых, о близком знакомстве с религиозными преданиями, широко распространенными на Востоке; по свидетельству Тацита и Светония, эти предания возвещали, что пришло время, когда должны появиться из Иудеи люди, которые будут властвовать над всем миром: «percrebuerat Oriente toto, vetus et constsns opinio esse in fatis, ut eo tempore Judaea profecti, rerum potirentur» (Светон., Vesp., IV; Тацит, История, V, 13; Иосиф Флавий, Иудейская война, VI, 6,4.). Рассеянные повсюду иудеи несли с собой мессианские надежды. Арабы и парфяне, даже китайцы и индусы, египтяне, римляне, греки - никто не был чужд этих верований и надежд; почему же волхвы из страны Валаамовой не могли сохранить более глубокого воспоминания о появлении звезды, которую их предок видел восходящей от Иакова? Верование, что рождение Мессии будет возвещено появлением звезды, идет не от одних волхвов - оно составляет и достояние иудейского народа, ожидающего Мессию.

Волхвы говорят об этом как о событии известном и всеми ожидаемом: «Мы видели,- свидетельствуют они,- на востоке звезду». До прохода волхвов ни Ироду, ни Синедриону ни-[конец стр.803] чего не было известно относительно тесной связи появления звезды с рождением Мессии; а когда они принесли им эту весть, Ирод и весь город пришли в смятение.

Это всеобщее верование нисколько не отрицает исторического характера у Евангельского повествования, а скорее подтверждает его.
Все древние язычники, склонные к астрологии, думали, что необычайные откровения, знаменующие рождение и смерть великих людей, зависят от появления звезд, комет и созвездий. (Lucain, 1,529; Светон., Coes., 88; Сенека, Quoest nat, I, 1; Иосиф Флавий, Иудейская война, VI, 5, 3; Just., 37; Lamprid., Аlex. Sev., 12).

Иудеям также не были чужды верования в могущественное влияние астрологии. Они полагали, что рождение ожидаемого ими Мессии будет сопровождаться небесным знамением, и понимали в чисто мессианском смысле слова: «восходит звезда от Иакова» (Числ., XXIV, 17).

Верование в звезду Мессии существует даже и после Христа, в подтверждение чего приводятся многочисленные доказательства. Завет двенадцати патриархов гласит: «особая звезда на небе взойдет над Ним, как над царем». Когда во времена Адриана появляется ложный Мессия, который называет себя сыном звезды (Бар-Кохба), намекая этим на указанную главу книги Чисел , то почему иудеи так горячо приветствуют его? Потому что они надеялись видеть в нем исполнение древнего пророчества Валаама.

Мифологическая школа смотрела на появление звезды как на чистейшую выдумку, созданную для того, чтобы дать Мессии новое название.

Школа рационалистов с XVII века склонялась к тому, чтобы видеть в этой звезде подобие той, которая явилась в 1604 г. между Марсом и Сатурном, близ созвездия Змееносца, во время сближения трех планет - Юпитера, Сатурна и Марса. Это сближение, вычисленное в первый раз Кеплером (De nova stella in pede Serpentarii, et qui sub ejus exortum, de novo iniiit trigono igneo. Pragoe, 1606), а потом и разными астрономами, повторяется через каждые 800 лет.

Православная школа, не отрицая совсем этого астрономического пояснения, в общем не считала возможным связывать его со словами ев. Матфея. Значение, которое имеет звезда в Евангельском повествовании, в действительности мало подходит к представлению об обыкновенной звезде. Звезда идет пред [конец стр.804] волхвами, указывает им путь и доводит их до места, где находился рожденный Младенец. Евангельский текст не допускает появления двух звезд: одной обыкновенной, которую увидели волхвы на Востоке, откуда они пришли, и другой необыкновенной, которая довела их до места, где находился Младенец. Это - одна и та же звезда. Если держаться строго толкования, то надо согласиться, что евангелист ясно говорит о явлении сверхъестественном, превышающем законы природы, посланном Самим Богом, чтобы привести волхвов к рожденному Мессии для поклонения Ему.

Хотя евангелист Матфей и не указывает на ту астрономическую звезду, которую исследовал Кеплер, но его слова были поводом к открытию этой звезды.

В первой половине XVII века, в то время, когда германские богословы горячо спорили относительно года рождения Иисуса, в конце 1603 г. чрезвычайно редкое явление показалось на небе. 15 декабря произошло сближение двух планет, Юпитера и Сатурна. Весной 1604 г. к ним присоединилась планета Марс, и нечто, подобное большой звезде, появилось в соседстве двух планет на восточной стороне неба, у созвездия Змееносца. Эта звезда первой величины и необыкновенного блеска мало-помалу бледнела. Едва видимая в октябре 1605 г., она окончательно исчезла в марте 1606 г. Этому сближению, которому астрологи и, несомненно, волхвы, как замечает Кеплер, приписывали большое значение и которое повторяется каждые 20 лет, необходимо более восьми веков, чтобы обойти круг Зодиака. Великий астроном задался мыслью проверить, не было ли подобного сочетания звезд в начале христианской эры, во время рождения Иисуса. Его исследования привели к блестящему результату: действительно, в 747 г. от основания Рима, во второй половине созвездия «Рыб», подле знака «Овен», произошло соединение планет, а весной следующего, 748 года, к ним присоединилась планета Марс под знаком Юпитера и Сатурна.

Вот каким образом объясняет он явление звезды волхвам. Это чрезвычайно редкое сочетание трех планет привлекло внимание волхвов, тем более что оно, очевидно, сопровождалось появлением на небе очень яркой звезды. Допуская, что новая звезда явилась прежде всего не только в то время, когда сблизились Сатурн и Юпитер, то есть в июне 747 г., но и в том же месте, где эти планеты находились и в 1603, 1604, 1605 годах, не могли ли халдейские мудрецы, следуя правилам своего искусства, имевшего тогда еще большую силу, заключить, что на [конец стр.805] земле произошло какое-либо великое событие? (Kepler, De nova Stella inpede Serpentarii 1606;- De vero anno quo oeternus Dei Filius humanam naturam in utero benedictoe Virginis Marioe assumpsit. Francf. 1614 ).

Если по астрономическим вычислениям строго установлено, что такое звездное явление действительно произошло, то кажется просто невероятным, чтобы персидские или халдейские астрологи, известные под именем волхвов, не заметили этого; если же они заметили, то вполне естественно сделать из этого заключение, что они приписали данному явлению некое таинственное значение, а именно, рождение столь ожидаемого в Иудее Мессии, Который должен был, согласно преданию, властвовать над всем миром. В Германии вычисления Кеплера были проверены и подтверждены в начале XIX века Proff"ом (Der Stern der Weisen. Kopenhagen, 1827), Schubert"ом (Das Licht und die Weltgegenden sammteiner Abhanlung uber Planeten-Conjunctionen und den Stern der drei Weisen. Bamberg, 1827) n Ideler"ом (Vermischte Schriften, Band I) .

Мы можем заключить, что если звезда, показавшаяся в одно время в сочетании Юпитера, Сатурна и Марса, появилась в 747 г., и волхвы пришли в Иерусалим только в следующем году, то год рождения Иисуса надо отнести к 748 или 749 г. от основания Рима. Остается еще выяснить, пришли ли эти таинственные путешественники в самое время рождения Иисуса или год спустя, как, между прочим, полагал и св. Епифаний. Держась последней гипотезы, приходится отнести рождение Иисуса к более позднему времени - к 747 или 748 г.

4. Крещение Иисуса

Один из наиболее точных и важных хронологических документов, по которому можно определить время рождения Иисуса и время Его жизни, это Евангелие Луки, III, 23. По рассказу св. евангелиста, Иисусу было около 30 лет, когда Иоанн Предтеча явился на берегах Иордана и когда Иисус Сам пришел к нему, чтобы принять крещение.
Если нам удастся определить год крещения Иисуса, то вместе с этим мы определим и год Его рождения.
Мы надеемся на успех, опираясь на хронологические данные четвертого Евангелия, наиболее достоверные, менее предвзятые и полнее других согласующиеся со словами третьего Евангелия. [конец стр.806]

Рассказывая о явлениях, сопровождавших крещение Иисуса (I, 31-34; ср. I, 26), св. Иоанн упоминает (II, 13) о первой Пасхе, которую совершал Иисус в Иерусалиме после Своего крещения. Необходимо определить число этой Пасхи, чтобы обозначить крайний срок, к которому мы должны отнести крещение Иисуса: св. Иоанн дает нам возможность определить это драгоценное число.

«На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?» (II, 20). Итак, в то время, когда иудеи говорили это Иисусу, прошло уже 46 лет с тех пор, как начались работы над строительством храма, который, по свидетельству Иосифа Флавия (Древн., XX, 9,7), был закончен полностью незадолго до начала иудейской войны. Прибавив цифру 46 к тем, которые обозначают время, когда Ирод начал восстановление Второго храма, мы получим цифру года, когда иудеи произнесли эти слова, и вместе с тем год Пасхи, следовавшей за крещением Иисуса. Итак, Ирод начал это грандиозное дело (Древн., XV, II, 1) на 18-м году своего царствования, вероятно в праздник Обновления храма в месяце Кислев (734 г. от основания Рима) и, во всяком случае, наверное, до праздника Пасхи 735 года. Прибавив 46 лет, мы подойдем к Пасхе 781 г., следовательно, Иисус принял крещение от Иоанна Предтечи во второй половине 780 г. от основания Рима. Так как по свидетельству евангелиста Луки Иисусу было около 30 лет, когда Он крестился, то рождество Его должно быть отнесено к 749/750 г. от основания Рима.

Теперь же нужно раскрыть ошибочность толкования, допускаемого большинством экзегетов относительно 15-го года царствования Тиберия. Это заблуждение послужило началом возникших отсюда затруднений в хронологии жизни Иисуса.

Самые важные данные относительно времени, заимствованные из Евангелия Луки, нельзя отнести ни к крещению Иисуса, ни к вступлению Иоанна на поприще общественного служения. В действительности, если Иоанн Креститель начал свою деятельность и Иисус принял от него крещение на 15 г. царствования Тиберия, то есть в 782 году от основания Рима, то, следовательно, Иисусу, рождение Которого, несомненно, должно было быть ранее 750 г., было тогда уже 33 года. Между тем, как авторитетно заявляет Евангелие Луки, Иисусу во время крещения было 30 лет. Кто же имеет право отрицать это столь ясное подтверждение св. евангелиста и говорить, что третье Евангелие противоречит самому себе? [конец стр.807]

Время, указанное евангелистом Лукой, действительно обозначает конец общественного служения Иоанна и начало апостольского служения Иисуса, которое синоптики старались связать не с Его крещением, а с заключением под стражу Иоанна Крестителя.
По поводу крещения Иисуса встает вопрос: в какое время Иоанн начал крестить?

В Евангелиях мы не находим точного указания; ибо, как уже видели, 15-й год царствования Тиберия, известный нам по Евангелию Луки (III, 1,2), указывает на совершенно другое событие.

В этом нет ничего удивительного. Евангелисты описывают жизнь Иисуса, а не Иоанна; о Крестителе они упоминают настолько, насколько это необходимо для объяснения деятельности и значения Мессии.

Во всяком случае, возможно прийти к приблизительному определению. Повествование о крещении Иисуса показывает, что Иоанн уже начал крестить раньше, чем Иисус пришел к нему на берега Иордана.

Итак, Иисус крестился в 780 г.; из этого следует, что проповедь Иоанна Крестителя не могла начаться после этого времени.

Следуя иудейскому обычаю, который требовал, чтобы человек выступал на поприще общественной деятельности, достигнув тридцатилетнего возраста, можно заключить, что Иоанн, который был старше Иисуса на шесть месяцев, начал свою проповедь около 779 года.

Немного позже новый Пророк привлек внимание Синедриона, торжественное посольство которого описано в четвертом Евангелии (I, 19-27).

Достойно внимания следующее обстоятельство: несколько раньше того времени, когда Иоанну Предтече исполнилось тридцать лет, в 779-780 г., у иудеев наступил год субботний, год самый святой, год отдыха, свободы, прощения, год, повторявшийся через каждые семь лет (Левит, XXV; Второз., XV). О многих таких годах упоминается в продолжение веков и священными, и языческими писателями.

В Книгах Маккавейских (Кн. I, гл. VI, 49-53) упоминается о годе 150-м, следовавшем за эрой Селевкидов, и о годах 590 и 591 от основания Рима; у Иосифа Флавия (Древн., XIII, 8,1) - о 716 и 717 гг.; в Талмуде также говорится о 821 и 822 гг.

Все эти цифры точно определены через умножение числа 7; и как замечает Wieseler (Chronologische Synapse, 5, 205), прибавив 189 лет к первому субботнему году, о котором упоминает-[конец стр.808] ся в Кн. Маккавеев, и отняв 42 года у последнего, упоминаемого в Талмуде, получаем субботний год в 779 г. от основания Рима.

Несомненно, что в начале этого года Иоанн Креститель слышал голос Божий, который призывал его к служению, и получил повеление начать проповедь в народе, на сознание которого он мог скорее влиять и действовать во время года отдыха и покоя, когда земледельческие работы уступили место религиозным мыслям.

Во всяком случае, крещение Иисуса происходило около середины этого седьмого года.

Очевидно, какой бы путь ни избирался для определения времени рождества Христова, результат оказывается один и тот же. Все данные соответствуют друг другу: год смерти Ирода, всенародная перепись, звезда волхвов и, наконец, крещение Иисуса.

_____________________

[стр.803] 1 CM. Magnan, De anno natatil Chrisli. Sanclemente, De vulg. oeroe. emendat. Abbe Memain, Chronologiucs, etc. etc.

Иудейский царь Ирод Великий остается одной из самых противоречивых фигур в античной истории. Больше всего он известен благодаря библейскому сюжету об избиении младенцев. Поэтому и сегодня само слово «Ирод» является фразеологизмом, означающим подлого и беспринципного человека.

Тем не менее личностный портрет этого монарха был бы неполным, если бы он начался и закончился упоминанием о расправе над младенцами. Ирод Великий получил свое прозвище за активную деятельность на престоле в сложную для евреев эпоху. Такая характеристика идет вразрез с образом кровожадного убийцы, поэтому к фигуре этого царя стоит приглядеться повнимательнее.

Семья

По своему происхождению Ирод не принадлежал к царской иудейской династии. Его отец Антипатр Идумеянин был наместником в провинции Идумее. В это время (I век до н. э.) еврейский народ оказался на экспансии, которая прокладывала себе дорогу на восток.

В 63 г. до н. э. Иерусалим был взят Помпеем, после чего иудейские цари стали зависеть от республики. Во время в 49-45 гг. Антипатру пришлось выбирать между претендентами на власть в Сенате. Он поддержал Юлия Цезаря. Когда тот победил Помпея, его сторонники получили значительные дивиденды за лояльность. Антипатр был награжден титулом прокуратора Иудеи и, хотя формально не был царем, фактически стал главным римским наместником в этой провинции.

Еще в 73 году до н. э. у Идумеянина родился сын - будущий Ирод Великий. Помимо того что Антипатр был прокуратором, он являлся еще и опекуном царя Гиркана II, на которого имел большое влияние. Именно с позволения монарха он сделал своего сына Ирода тетрархом (губернатором) провинции Галилеи. Это произошло в 48 году до н. э., когда молодому человеку было 25 лет.

Первые шаги в политике

Тетрарх Ирод Великий было наместником, лояльным к римской верховной власти. Такие отношения осуждались консервативной частью еврейского общества. Националисты хотели независимости и не желали видеть римлян на своей земле. Однако внешняя обстановка была таковой, что Иудея могла иметь защиту от агрессивных соседей только под протекторатом республики.

В 40 году до н. э. Ироду в качестве тетрарха Галилеи пришлось столкнуться с нашествием парфян. Они захватили всю беззащитную Иудею, а в Иерусалиме поставили в качестве марионеточного царя своего ставленника. Ирод благополучно бежал из страны для того, чтобы заручиться поддержкой в Риме, где он надеялся получить войско и изгнать интервентов. К этому времени его отец Антипатр Идумеянин уже умер от старости, поэтому политику пришлось принимать самостоятельные решения и действовать на свой страх и риск.

Изгнание парфян

По дороге в Рим Ирод остановился в Египте, где встретился с царицей Клеопатрой. Когда наконец иудей оказался в Сенате, ему удалось договориться с могущественным Марком Антонием, который согласился выделить гостю войско для возвращения провинции.

Война с парфянами шла еще два года. при поддержке еврейских беженцев и добровольцев освободили всю страну, а также ее столицу Иерусалим. До этого момента цари Израиля принадлежали к древней монаршей династии. Еще в Риме Ирод получил согласие на то, чтобы самому стать правителем, однако его родословная была худородной. Поэтому претендент на власть женился на внучке Гиркана II Мириамне, чтобы легитимизоваться в глазах соотечественников. Так, благодаря римскому вмешательству, в 37 году до н. э. Ирод стал царем Иудеи.

Начало правления

Все годы своего правления Ироду приходилось балансировать между двумя полярными частями общества. С одной стороны, он старался поддерживать хорошие отношения с Римом, так как его страна фактически была провинцией республики, а потом и империи. В то же время царю нужно было не растерять авторитет среди своих соотечественников, большая часть которых негативно относилась к пришельцам с запада.

Из всех методов сохранения власти Ирод выбрал самый надежный - он беспощадно расправлялся со своими внутренними и внешними противниками, чтобы ничем не показать собственную слабость. Репрессии начались сразу после того, как римские войска отбили Иерусалим у парфян. Ирод приказал казнить прежнего царя Антигона, посаженного на трон интервентами. Для новой власти проблема заключалась в том, что свергнутый монарх принадлежал к древней династии Хасмонеев, которая правила Иудеей уже больше века. Несмотря на протесты недовольных евреев, Ирод остался непреклонен, и его решение было воплощено в жизнь. Антиоха вместе с десятками приближенных казнили.

Выход из кризиса

Многовековая история евреев всегда была полна трагедий и тяжелых испытаний. Эпоха Ирода не стала исключением. В 31 году до н. э. в Израиле произошло разрушительное землетрясение, унесшее жизни больше 30 тысяч человек. Тогда же южные арабские племена напали на Иудею и попытались ее разграбить. Государство Израиль было в плачевном состоянии, но всегда деятельный Ирод не растерялся и принял все меры для того, чтобы минимизировать ущерб от этих напастей.

В первую очередь ему удалось победить арабов и изгнать их со своей земли. Кочевники напали на Иудею еще и потому, что в Римском государстве продолжался эхо которого распространялось и на Израиль. В том достопамятном 31 году до н. э. главный защитник и патрон Ирода Марк Антоний потерпел поражение в сражении при Акциуме против флота Октавиана Августа.

Это событие имело самые долгоиграющие последствия. Царь Иудеи почувствовал перемену политического ветра и начал слать послов Октавиану. Скоро этот римский политик окончательно захватил власть и провозгласил себя императором. Новый Цезарь и царь Иудеи нашли общий язык, и Ирод смог вздохнуть с облегчением.

Градостроительная деятельность

Разрушительное землетрясение уничтожило множество зданий во всем Израиле. Для того чтобы поднять страну из руин, Ироду нужно было предпринять самые решительные меры. В городах началось строительство новых зданий. Их архитектура получила римские и эллинистические черты. Центром подобного строительства стала столица Иерусалим.

Главным проектом Ирода стала реконструкция Второго храма - главного культового сооружения евреев. За прошедшие столетия он сильно обветшал и казался устаревшим на фоне новых великолепных построек. Древние евреи относились к храму как к колыбели своей нации и религии, поэтому его реконструкция стала делом всей жизни Ирода.

Царь рассчитывал, что эта перестройка поможет ему заручиться поддержкой обычного народа, который по многим причинам недолюбливал своего правителя, считая его жестоким тираном и ставленником Рима. Ирод вообще отличался честолюбием, а перспектива оказаться на месте Соломона, соорудившего Первый храм, и вовсе не давала ему покоя.

Реставрация Второго храма

Город Иерусалим несколько лет готовился к реставрации, которая началась в 20 году до н. э. В столицу со всех краев страны привозили необходимые строительные ресурсы - камень, мрамор и т. д. Повседневная жизнь храма была полна священных ритуалов, которые нельзя было нарушать даже во время реставрации. Так, например, существовала отдельная внутренняя секция, куда могли попасть только иудейские священнослужители. Ирод распорядился обучить их строительному мастерству, чтобы они сами могли проделать всю необходимую работу в запретной для мирян зоне.

Первые полтора года ушли на то, чтобы перестроить основной храмовый корпус. Когда эта процедура была закончена, сооружение было освящено и в нем продолжились религиозные службы. На протяжении последующих восьми лет шла реставрация дворов и отдельных помещений. Менялся интерьер для того, чтобы посетителям было уютно и удобно в новом храме.

Долгострой царя Ирода пережил своего вдохновителя. Даже после его смерти реконструкция все еще продолжалась, хотя основная часть работ была уже завершена.

Римское влияние

Благодаря Ироду древние евреи получили в своей столице первый амфитеатр, в котором проходили классические римские зрелища - гладиаторские бои. Эти сражения проводились в честь императора. Вообще Ирод старался всячески подчеркнуть, что он остается лояльным центральной власти, что помогло ему усидеть на троне до самой смерти.

Политика эллинизации не нравилась многим евреям, которые считали, что, насаждая римские привычки, царь оскорбляет собственное вероисповедание. Иудаизм в ту эпоху переживал стадию кризиса, когда по всему Израилю появлялись лжепророки, убеждавшие простой люд принять их собственное учение. С ересью боролись фарисеи - члены узкой прослойки теологов и священников, старавшихся сохранить старый религиозный уклад. Ирод часто советовался с ними в особенно щекотливых вопросах своей политики.

Помимо символических и религиозных сооружений, монарх улучшал дороги и старался дать своим городам все, что было необходимо для удобной жизни их жителей. Не забывал он и о собственном достатке. Дворец Ирода Великого, построенный под его личным контролем, поражал воображение соотечественников.

В критической ситуации царь мог поступить и крайне великодушно, несмотря на всю свою любовь к роскоши и величию. В 25 году в Иудее начался массовый голод, страдающие бедняки заполонили Иерусалим. Правитель не мог прокормить их на средства казны, так как все деньги в то время были вложены в строительство. С каждым днем ситуация становилась все более устрашающей, и тогда царь Ирод Великий повелел продать все свои драгоценности, на вырученные средства от которых были куплены тонны египетского хлеба.

Избиение младенцев

Все положительные черты характера Ирода с возрастом поблекли. К старости монарх превратился в беспощадного и подозрительного тирана. До него цари Израиля часто становились жертвами заговоров. Отчасти поэтому Ирод стал параноиком, не доверяющим даже своим близким. Помрачнение ума царя ознаменовалось тем, что он приказал казнить двух собственных сыновей, которые оказались жертвами лживого доноса.

Но гораздо известнее стала другая история, связанная с болезненными вспышками гнева Ирода. В Евангелии от Матвея описывается эпизод, согласно которому к правителю пришли загадочные волхвы. Маги рассказали правителю о том, что они идут в город Вифлеем, где родился настоящий царь Иудеи.

Новость о невиданном претенденте на власть перепугала Ирода. Он отдал приказ, которого еще не знала история евреев. Царь повелел перебить всех новорожденных младенцев Вифлеема, что и было сделано. В христианских источниках даются разные оценки о количестве жертв этой расправы. Возможно, были убиты тысячи младенцев, хотя современные историки оспаривают эту теорию в силу того факта, что в античном провинциальном городке не могло быть столько новорожденных. Так или иначе, но «царь Иудеи», к которому направлялись волхвы, выжил. Им был Иисус Христос - центральная фигура новой христианской религии.

Смерть и похороны

Ирод недолго прожил после истории с избиением младенцев. Он скончался приблизительно в 4 году до н. э., когда ему было 70 лет. Для античной эпохи это был крайне солидный возраст. Старик покинул этот мир, оставив после себя нескольких сыновей. Он завещал старшему отпрыску Архелаю свой трон. Однако эта кандидатура должна была быть рассмотрена и одобрена римским императором. Октавиан согласился дать Архелаю лишь половину Израиля, отдав другую половину его братьям и таким образом расколов страну. Это был очередной шаг императора на пути к ослаблению еврейской власти в Иудее.

Ирода похоронили не в Иерусалиме, а в крепости Иродион, названной по его имени и основанной в его царствование. Организацией траурных мероприятий занялся сын Архелай. К нему прибывали послы из самых разных провинций Гости Иудеи стали свидетелями невиданного зрелища. Усопшего хоронили пышно - в золотом ложе и в окружении большого скопления народа. Траур по умершему царю продолжался еще неделю. Государство Израиль долго провожало в последний путь первого своего правителя из династии Иродиадов.

Гробница царя была найдена археологами совсем недавно. Это произошло в 2007 году. Находка позволила сопоставить с действительностью многие факты, приведенные в древних письменных источниках.

Заключение

Личность Ирода была неоднозначно принята его современниками. Эпитет «Великий» был дан ему уже современными историками. Это было сделано для того, чтобы подчеркнуть ту большую роль, которую царь сыграл в интеграции своей страны с Римской империей, а также сохранении мира в Иудее.

Больше всего достоверных сведений об Ироде исследователи подчерпнули из работ историка который был его современником. Все успехи, достигнутые государем за время правления, стали возможны благодаря его честолюбию, прагматичности и уверенности в принимаемых решениях. Нет сомнения, что царь часто жертвовал судьбами своих конкретных поданных, когда речь шла о жизнеспособности государства.

Ему удалось продержаться на троне, несмотря на противоборство двух партий - римской и националистической. Его наследники и потомки не смогли похвастаться таким успехом.

Фигура Ирода является важной для всей христианской истории, хотя его влияние зачастую не так очевидно, потому что он умер накануне событий, связанных с деятельностью Христа. Тем не менее вся новозаветная история происходила в том Израиле, который оставил после себя этот античный царь.

ПРИМЕТА № 2.
Место происхождения грядущего царя России, согласно предсказанию Нострадамуса в АЗИИ, предположительно либо район в центре Азербайджана, либо Западная Грузия, которая ближе всех стран в Закавказье (Азия) расположена к Черному морю. Возможно, что в одном из этих мест он родился, а в другом жил перед тем как оттуда прибыл в Европу (Россию).
Место происхождения грядущего царя России выявлено на основании моей разгадки пророчеств Нострадамуса. Точные координаты и доказательства приведены в моей публикации " Разгадка пророчеств Нострадамуса о месте происхождения грядущего Царя России"! по ссылке:

Привожу также копию этой работы:


ПРИМЕТА № 3

Деятельность грядущего царя плотно связана с торговлей, а так как самая боевая единица в торговле это менеджеры по оптовым закупкам и продажам, то скорее всего грядущий царь менеджер по оптовым продажам или закупкам. Сей факт следует из пророчества Нострадамуса: "Тот, кого долго ожидали, никогда не вернется. Он появится в Азии, а после будет в Европе. Происшедший из великого Гермеса, Он станет выше всех царей восточных". Поясняю, Гермес это греческий бог торговли.
ПРЕДВИЖУ ВОПРОСЫ: "ЗАЧЕМ РОССИИ ЦАРЬ-МЕНЕДЖЕР"? ОТВЕЧАЮ: Скорее всего это связано с тем, что 500 лет назад Нострадамус предвидел, что главный удар по России будет носить не военный, а экономический и торговый характер. Во всяком случае информация об этом была заложена в его предсказании. То есть грядущий царь не ждал бы как Путин военного удара и не потратил бы все деньги на армию, а укреплял бы экономику России и ни за что не разорвал бы торговые отношения с Европой. Ну и конечно, он не разбрасывал бы деньги направо и налево разным странам для того, чтобы завести друзей и не поддерживал бы конкурента по поставкам нефти в лице Ирана, путем деятельности по снятию с них санкций. Кроме того, царь - менеджер не стал бы 3 года дожидаться, того момента, когда дармовая нефть, продаваемая ИГ, обрушит нефтяные цены, создав угрозу бюджету России и когда будет захвачена почти вся территория Сирии, а еще три года назад начал бы ту военную операцию, которая Россия начала в конце 2015 года. Так что все не случайно!

ПРИМЕТА № 4
В 2013 году грядущему царю России должно исполниться 55 лет и именно в этом году он должен был прийти к власти согласно пророчеству Немчина. Кроме того Немчин также пишет, что грядущим царем окажется мудрец и эзотерик, владеющий тайными знаниями и новыми технологиями, он будет смертельно болен, но сам себя полностью исцелит – "Великий Гончар”. Он обнародует концепцию Нового Государства. И такого человека попытался заменить Путин. Неудивительно, что за последние три года Россия обрушилась как экономически так и политически. Импортозамещение трудно назвать новыми технологиями или тайными знаниями. Правда в поддержку Путина можно сказать, что любой правитель, кроме грядущего царя потерпел точно такое же фиаско в силу огромных проблем навалившихся на Россию, которые обычному человеку разрешить не под силу.

Цитата: Приметы грядущего царя согласно пророчествам Немчина.


Правда 2013 год прошел, а царя во главе России по прежнему нет. Возможно все карты Бога сПУТАЛ Путин. Во всяком случае более современное пророчество Ионы Одесского (Игнатенко) переносит приход к власти в России царя на более поздний срок, а именно на период после 2016 год.

P.S. 02.10.17 Мысли в свете событий в Каталонии!
К сожалению эти пророчества не сбылось из-за бесконечной любви россиян к Путину и речь идет о его 4 сроке, хотя Василий Немчин предсказывал приход царя в 2013 году, а Иона Одесский в 2016 году. Свободу воли людей Бог обычно не нарушает, а приход предсказанного царя на престол чудесным образом, нарушает свободу воли людей. Ну не уничтожать же Богу всех тех, кто поддерживает Путина для того, чтобы план Бога смог бы реализоваться и при этом не нарушалась воля людей? Да и предсказанный царь не хочет (в отличие от Путина) причинять вред своему народу.
Авель допускал такой вариант и предсказал, что такое развитие событий будет России на новое горе, которое мы все имеем честь уже несколько лет наблюдать. Нищета, мерзкое продовольствие, порожденное импортозамещением, безумные политические законы, повальное воровство чиновников из вертикали власти и политическая изоляция страны.
Так что, похоже бесовская власть в обозримом будущем не уступит место богоизбранному царю для возрождения России. Казалось, раз уж вся Россия так возлюбила Путина, то возможно хотя бы наиболее образованная, технически развитая и культурная часть России все же примет план Бога и поставит во главе предсказанного царя хотя бы на части территории России? Но... Мечтать конечно не вредно, однако, хотя Государство Санкт - Петербург - звучит гордо и это был бы выход из тупика и во главе этого государства можно было бы и царя поставить, этот выход закрыт статьей в УК РФ о сепаратизме. Так что, как на подводной лодке, мы все будем или погибать вместе, или спасемся вместе выбрав нового и вменяемого правителя России и лучше бы это был предсказанный Авелем Царь, который уничтожит наконец бесовскую власть в России.


После вышеописанных страстей желающие могут расслабиться, послушав мой ремикс!
USHER - CRASH (Николай Королёв-ремикс)