Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Глобальное лидерское мышление. Как должен мыслить лидер: советы от бывшего преподавателя Гарвардской школы бизнеса. Принцип восприятия извне

Статья называется: Ключевые компетенции лидера: мышление лидера или лидерство в мышлении. Критичный читатель может совершенно справедливо заметить: «А не одно ли это и то - же?» И будет совершенно прав в своих сомнениях – так уж устроен наш язык, что простая перестановка слов, может вызвать серьёзное искажение смысла. Так давайте разбираться в этой ситуации

Поводом для появления этой статьи, стал отзыв одного знакомого. Я отослал ему на рецензию статью из июльского номера «Компетенций». Статья о теоретическом обосновании лидерства, как явления. Суть его критики, в общем, сводилась к тому, что должен ли лидер уметь казаться лучшим среди своих людей, или на самом деле необходимо быть лучшим. Тогда появляется и вопрос о подлинном лидерстве или его изображении. То есть, переведя этот вопрос на управленческий язык, мы получаем: лидер должен обладать специальной компетенцией лидера в области продажи идей (в том числе идеи собственной высокой компетентности в любой области) достаточно ли только этого навыка, или необходимо действительно обладать высокой компетентностью во всех сферах действия группы.

Ключевые компетенции лидера - быть или казаться?

Вернемся к понятийному аппарату, использованному в уже упомянутой статье:

Лидерство – положение индивида в группе, определённое признанием высоких результатов деятельности другими членами группы

Лидерство – процесс внутреннего управления, основанный на инициативе членов группы

Итак, очевидно, что 1 определение это «…казаться…», 2 –«…быть…». Потому что – 1. это продажа идеи о собственном превосходстве, а 2.- это управлением состоянием инициативности (направленности и качество) членов группы - это что мы привыкли считать истинным лидерством.

Как ни странно, но при таком подходе изначальное противоречие сливается в единую ключевую компетенцию лидера под условным названием «убедительность» и означает умение продать идею. Причём совершенно неважно какую, о собственной «богоподобности», как это делали фараоны Древнего Египта, или необходимости пожертвовать собой в борьбе за чужие идеалы, как это делают современные лидеры, призывая митингующих на баррикады.

Компетенции лидера - мышление или восприятие?

Вернемся к нашему частному случаю с которого начали, и разберёмся с ним. Присвоим дефиниции:

1.Мышление лидера – мышление, при котором все решения обладают позитивной (конструктивной) направленностью – мышление при котором анализ ситуации приводит к заключению о возможностях.

2.Лидерство в мышлении – превосходство в мышлении.

Первое определение широко распространено, и критично уже давно не воспринимается, хотя для человека,знакомого с когнитивными процессами, налицо понятийная путаница.

Разберёмся: когнитивных процессов 5: внимание, восприятие, мышление, воображение, память – всё: ни больше, ни меньше. Убавить или прибавить - значит пойти против современной науки.

Так вот, определение №1 это определение восприятия, как когнитивного процесса, не мышления - плохое неточное определение, но именно восприятия. В итоге все тренинги в парадигме этого определения учат лидерскому восприятию, а не мышлению. Это тоже открывает свои большие перспективы, это тоже весьма полезно - и это неоспоримо. С практической же точки зрения, для нас (HR и T@D менеджеров), это не позволяет развивать лидерство, как компетенцию целиком – поскольку кроме этого есть ещё что-то кроме этой составляющей. Полезный итог этого построения – лидер должен иметь особое лидерское восприятие действительности, то есть воспринимать сложившуюся ситуацию, как поле будущей деятельности – оперативное пространство, и видеть окружающий мир, как набор возможностей для достижения целей (его лидера).

Что же касается определения №2, то здесь всё достаточно просто – лидер должен, хотя бы периодически демонстрировать окружению своё превосходство в мышлении. Для этого уже очень давно человечеством разработаны и разрабатываются интеллектуальные инструменты, которые позволяют без воздействия на мозг, с целью усилить его производительность, получать превосходные (относительно средних) результаты при решении задач на мышление. Тренинги на эту тему на рынке хоть и редко, но встречаются и нам (HR и T@D менеджерам) решить задачу по развитию мыслительного аппарата руководителей всех уровней на данный момент несложно.

В модели компетенций лидера обычно эта область называется «Системное мышление», «Инновационное мышление», «Креативность» (мне не понятно почему, но почему-то так), «Мышление руководителя» и тому подобное. Вывод: лидеру необходимо обладать превосходством в мышлении, но только лишь для того, чтобы демонстрировать своё процессное превосходство в решении задач группы.

Итак, ключевые компетенции лидера:

1.Уметь продавать идеи.

2.Видеть окружающий мир как набор возможностей для достижения целей.

3. Обладать превосходством в мышлении.

И это ещё не всё…..

Однако, свободно апеллируя этим понятием, немногие могут внятно объяснить, каким должно быть лидерское мышление.

Начнем с того, что лидеры бывают разные. В психологии существует даже разработанная типология лидеров. Но какими бы ни были лидеры, принципы, определяющие их мышление, являются неизменными. Какими-то из них конкретный лидер может и не владеть или владеть в меньшей степени. В этом случае ему есть над чем работать и к чему стремиться!

Давайте рассмотрим основные принципы лидерского мышления. Проверьте себя — какими из них обладаете вы.

1. Лидер стремится взять ответственность на себя

Это желание проистекает из воли и стремления к власти. Сам лидер может этого и не осознавать. Но ему жизненно необходимо за что-то отвечать.

Пример: рабочее совещание отдела, сотрудники презентуют руководителю свою новую идею. Идея хорошая, но сырая и нуждается в грамотной проработке. Закономерен вопрос руководителя: кто возьмется детально проработать этот проект, довести его конца и нести ответственность за его успех или неудачу?

Как вы думаете, много ли найдется смельчаков? Вероятно, немного. Лидеры — «товар» штучный. Но тот, кто не побоится, кто готов к трудностям — у того все получится. В противоположность лидерам, люди-исполнители, постоянно осуществляют «бегство от свободы», они стараются загнать себя в такие рамки, где от них не потребуют принимать решения. Они скорее будут в подчинении у лидера, который будет указывать им весь алгоритм действий и возьмет на себя результаты их работы, чем сами решатся возглавить какое-либо начинание.

2. Лидер в своем мышлении свободен от стереотипов и рамок

Мышление лидера не имеет границ и ограничений. Он открыт для всего нового и прогрессивного. Он не живет по правилам, он сам устанавливает эти правила.

3. В своих ошибках лидер никого не винит, кроме себя

До тех пор, пока вы будете искать источники своих проблем и ошибок в других людях или во внешних обстоятельствах, вы не сможете ничего достигнуть. Я знаю реальный пример, когда менеджер компании на вопрос руководителя о причинах срыва заказа с перспективным клиентом честно призналась ему в том, что она допустила ошибку, объяснив далее, почему ничего подобного больше не произойдет, и… получила повышение в должности.

Невероятно? Вовсе нет! И зачастую это оправданно: во-первых, сотрудница столкнулась с неординарной ситуацией и теперь имеет ценный опыт, во-вторых, она признала ошибку и больше её не допустит, а в-третьих, она честно во всем призналась, не стала перекладывать ответственность на мифические обстоятельства извне, а значит её можно характеризовать как лидера, которому можно доверить серьезные проекты.

4. Постановка амбициозных целей, нацеленность на достижение результата

Лидер умеет ставить цели и достигать их. Однако цели его, как правило, «высокие» — они не лежат в плоскости получения выгоды здесь и сейчас. Поговорка «После меня — хоть потоп» явно не соответствует лидерскому мышлению. Лидеры всегда стремятся сделать что-то такое, что будет производить долговременный эффект. И готовы терпеть лишения и отказываться от сиюминутных благ сегодня, чтобы хорошо было завтра.

5. Умение находить общий язык с людьми и заражать их своей энергией

Не все лидеры обладают этим умением. Думаю, многие из вас могут перечислить двух-трех знакомых лидеров, которые, обладая авторитарным характером, не способны слушать других людей. Считая свою позицию единственно правильной, они отказывают другим в альтернативном мнении. Таким лидерам сложнее добиваться поставленных целей. Ведь лидер не может все задачи решать сам — он должен уметь делегировать полномочия. А как ему их делегировать, если его команда нелояльна к нему?

Конечно, под страхом увольнения можно заставить человека работать, но заставить вкладывать в работу свою «душу» можно только нематериальной мотивацией. Получается, что лидеру будет гораздо проще, если он научится общаться с людьми и понимать их. Очень важно уметь не только слушать, но и слышать других. Также не помешает умение убеждать и «зажигать» аудиторию. И без владения ораторским искусством здесь не обойтись.

6. Оптимизм и уверенность в своих силах

Лидер всегда с оптимизмом смотрит в будущее — он уверен в своих силах. Нельзя сказать, что он ничего не боится. Ничего не боятся, как известно, только дураки. Лидер же прекрасно понимает, что при достижении своих целей он неизбежно столкнется с препятствиями. Но он может и готов их преодолевать. Само по себе наличие препятствий только укрепляет стремление лидера к своей цели.

Мышление же человека-исполнителя проследим на следующем примере: представьте себе наемного менеджера, который сетует на то, что у него есть идеи для открытия собственного бизнеса, но в стране ситуация сложная, налоги высокие, коррупция ну и т. п. Бойко рассуждая о проблемах, он не предпринял ни одного шага, чтобы попытаться осуществить свои замыслы. Он не понимает, что его проблемы имеют место быть только в его голове. Нарисовав себе безвыходную ситуацию, он, тем самым, просто ищет оправдание своему бездействию. В свою очередь, лидер понимает, что есть лучший способ побороть страх — сделать то, чего боишься. Рискуйте — и не пожалеете о своем решении!

7. Постоянное стремление к саморазвитию

Лидер всегда осознает, что ему не хватает опыта и знаний. Одновременно он понимает, что на сегодняшний день поток имеющейся информации настолько огромен, что охватить его целиком — занятие совершенно бесперспективное. Из всего этого «информационно шума» он умеет взять только то, что ему действительно нужно на данный момент. В своем саморазвитии лидер движется одновременно в двух направлениях — это личностный и профессиональный рост.

Стремление лидера передать свои знания другим людям с трудом поддается объяснению. Лидер в этой жизни больше склонен отдавать, чем получать. Именно стремление отдавать толкает известных бизнесменов к чтению лекций в вузах (вспомним знаменитую речь Стива Джобса перед выпускниками Стэнфорда) и к значительным пожертвованиям на благотворительность. Другой пример: в любой компании вы легко найдете человека, который всегда будет рад взять над кем-нибудь шефство или осуществлять кураторство — это и есть лидеры.

В целом, лидерское мышление — позитивное мышление. Необходимо научиться объективно оценивать сложившиеся обстоятельства: не преувеличивать проблемы и не принижать своих способностей. Успех в бизнесе и в личной жизни напрямую зависит от того, как вы мыслите. Людям свойственно видеть будущее в мрачных тонах, раздувать масштаб трудностей и недооценивать себя. Но несмотря на это, люди стремятся получать от жизни только самое лучшее. Быть посредственностью никто не хочет.

В искусстве лидерского мышления таится ключ к решению многих проблем. Не огорчайтесь, если обнаружите, что владеете не всеми составляющими лидерского мышления. Помните — развивать в себе лидерский потенциал никогда не поздно. Однако, начав это делать, останавливаться уже ни в коем случае нельзя. Потому как лидеры никогда не стоят на месте, они знают, что нет предела совершенству.

Самым ярким качеством лидера является умение видеть окружающее в позитивном свете и таким же образом думать. Что же касается обычного человека середничка, он, как правило, видит ситуацию поверхностно, в первую очередь, реагируя на нее эмоционально, и часто эти эмоции тормозят продвижение вперед.

Лидер думает о проблеме с точки зрения ее решения, причем обязательно эти мысли окрашены в радужный цвет. В то время как обычный человек имеет свойство преувеличивать сложившуюся ситуацию и верит, что решение так и не будет найдено, или отразится на нем самом отрицательно.

Вот именно эта разница восприятия мира делает лидера вперед идущим, а обычного человека – плетущимся сзади. Лидер не мыслит категориями «проблема», не придает ей излишнего значения – он просто ищет ее решение, которое в не затуманенном эмоциями разуме лежит на поверхности.

Лидер думает всегда о ситуации, потому что само слово «проблема» представляет собой негативный импульс, который может притянуть дополнительные сложности.

Если бы лидер озвучивал мысли вслух, то можно было бы услышать, что он использует исключительно те слова и фразы, которые не несут в себе отрицательной энергетики.

Человеческий разум воспринимает все в образах, а слова необходимы для передачи мысли окружающим. Если окрашивать слова эмоциями, то будет происходить неправильная настройка слов и тогда их смысл может исказиться. В то время как лидер привык кодировать слова правильно и доносить их до окружающих.


Лидер думает исключительно в положительном аспекте, поэтому и слова его передают правильный образ, который может мотивировать людей на поступки. Какой посыл – такой и результат. Если сказать, что «существуют серьезные проблемы», то эта информация окрасит восприятие человека в негативный свет, и он может даже удариться в панику. Если заменить это выражение на «У нас возникли некоторые сложности, поэтому будем действовать по-другому» сразу образ окрашивает в позитивном свете и может мотивировать к действию.

Разница между тем как думает лидер и обычный человек:

Ситуация 1.

Лидер: У нас возникла ситуация
Обычный человек: У нас возникли проблемы

Ситуация 2.

Лидер: Чтобы достичь результата необходимо больше усилий
Обычный человек: Это не работает/ не получается

Ситуация 3.

Лидер: Ситуация решаема, только следует наметить план действий
Обычный человек: Сложная ситуация

Ситуация 4.

Лидер: Мой возраст – мое преимущество
Обычный человек: Я уже не молод

Ситуация 5.

Лидер: Хотя у них есть преимущества, но никто не безупречен
Обычный человек: У них есть серьезные преимущества

Ситуация 6.

Лидер: И хотя я проиграл, следующий шаг за мной
Обычный человек: Я проиграл, все пропало

Итак, из вышеуказанного видно, что именно мысли лидера делают его таковым.


Основными пунктами правильного восприятия действительности для развития лидерских качеств являются:

1. Мыслить позитивными образами, поскольку наш разум воспринимает эту информацию и создает благоприятное поле для будущих свершений. Состояние тревожности и неуверенности может свести все на «нет».

2. Упростить проблему, какой бы она не была. Все ситуации следует рассматривать через призму простоты и тогда решение придет само собой.

3. Встречайте все ситуации с искренней улыбкой, тогда позитивные мысли не заставят себя ждать. Научитесь улыбаться, а не превращать лицо в гримасу и тогда ваши мысли изменяться координальным образом.

4. Если внешнюю серьезность подпитывать внутренней, то подобное восприятие может усложнить большинство ситуаций. Умейте находить в себе источник расслабления, что позволит вам добавить легкости восприятия и найти эффективное решение для сложившейся ситуации. Излишняя серьезность не позволяет мыслям быть изворотливыми, а это ведет к переживаниям и расстройствам. Неотъемлемым качеством лидера считается умение преподносить ситуацию в упрощенном виде.

5. Научитесь видеть перспективу. Для лидера свойственно размышлять о грандиозных планах, а не перебирать мелкие. Большой посыл через образ предаст больше мотивации окружающим.


6. Лидер всегда подмечает, сколько уже было пройдено и сделано вместо того, чтобы говорить о том, сколько ему осталось преодолеть. Думая о том, чего вы еще не достигли вы не заряжаете эти мысли отрицательно, что впоследствии может отнимать силы. Когда же вы настроены на то, что уже достигнуто, то вы получается конструктивную энергию, которую можно использовать для продвижения вперед к будущим свершениям.

7. Лидер настроен изначально на успех, поэтому, начиная какое-то дело, он не рассматривает пристально дела настоящего, а смотрит на будущие изменения, проецируя себя на вершине. Такая уверенность в своих собственных силах помогает преодолевать все препятствия на пути и выходить из сложных ситуаций.

Несомненно, что в каждом человеке заложен стержень успеха. Но при этом необходимо помнить, что вы являетесь хозяином своей судьбы, и от вашего выбора будет зависеть многое, если не все. Если воспринимать все ситуации в отрицательном свете, то это будет накапливать в вас плохую энергетику, которая негативным образом отразится на вас. Если же допускать исключительно положительные мысли и образы, то вы удивитесь, каким координальным образом это может изменить вашу жизнь в положительную сторону.

Если вы хотите стать настоящим лидером, перед вами стоит сложная задача: вы сможете узнать то, что вам нужно знать о своей работе и о себе, только когда начнете действовать как лидер, а не просто думать о лидерстве.

О том, как это сделать, рассказывается в книге профессора с мировым именем, преподавателя INSEAD, бывшего преподавателя Гарвардской школы бизнеса Эрминии Ибарры - «Действуй как лидер, думай как лидер» , которая вышла в издательстве «Эксмо».

Почему традиционный подход не принесет вам большой пользы

Большинство тренингов по лидерству направлено на изменение образа вашего мышления. Вас просят подумать о том, кем вы являетесь сейчас и кем хотели бы стать.


На этом основано целое направление обучения лидерству: есть тысячи книг и курсов, которые должны определить ваш стиль руководства и научить вас использовать ваши сильные стороны.


Если вы пробовали подобные методы, значит, вы знаете, насколько они ограничены. Они могут помочь вам выявить ваши сильные стороны и свой стиль лидерства. Но именно ваши представления о себе и своей работе и мешают вам стать лидером. Вам следует изменить свой настрой, а для этого нужно лишь одно: действовать по-другому.

Аристотель говорил, что люди становятся добродетельными, творя добрые дела: иными словами, поступая правильно, вы сами становитесь лучше. Его мысль находит подтверждение в большом числе социальнопсихологических исследований, доказывающих, что сознание человека меняется, когда он начинает вести себя по-новому. Проще говоря, внешние изменения влияют на внутреннее состояние, а не наоборот.

Ричард Паскаль, гуру менеджмента, формулирует эту мысль следующим образом: «Взрослые с большей вероятностью претворят новый образ действий в новое мышление, а не новое мышление в новый образ действий».



Точно так же обстоит дело и с лидерством. Наблюдения за тем, как учатся взрослые, демонстрируют, что логическая последовательность «думай, затем действуй» на практике работает совершенно противоположным образом в процессах личностных изменений, в частности, связанных с превращением человека в настоящего лидера.

Как это ни парадоксально, но наше самопознание растет только тогда, когда происходят перемены . Мы пробуем что-то новое, затем наблюдаем за результатами - своими ощущениями, реакцией окружающих - и лишь после этого задумываемся над тем, чему учит этот опыт, и, возможно, усваиваем урок. Другими словами, мы действуем как лидер и затем начинаем думать как лидер (поэтому эта книга так называется).

Как в действительности лидеры становятся лидерами

Вместе с ростом лидерского потенциала растет и вероятность того, что сотрудник получит поддержку со стороны организации. Например, ему будут поручать более ответственные задания. Подобный процесс носит циклический характер.

Когда человек сначала действует как лидер, а затем начинает думать как лидер, иными словами, когда внутреннее меняется под воздействием внешнего, возникает то, что я называю восприятием извне .

Принцип восприятия извне

Глубоко укоренившееся традиционное мышление не позволяет нам изменить свое поведение в соответствии с требованиями лидерства. То, как мы думаем, - то есть то, что мы замечаем, ценим, считаем правильным и важным, - напрямую влияет на наши действия. Фактически мышление «изнутри наружу» может препятствовать изменениям.

Наше мировоззрение трудно изменить, так как для этого требуется опыт в том, что мы менее всего склонны делать. Мы сами загоняем себя в рамки. Парадокс изменений в том, что единственный способ поменять наш образ мыслей - делать именно то, что привычное мышление нам делать не позволяет.


Согласно принципу восприятия извне , единственный способ научиться думать как лидер состоит в том, чтобы начать действовать как лидер: участвовать в новых проектах и мероприятиях, взаимодействовать с самыми разными людьми и экспериментировать с незнакомыми способами выполнения задач.


В результате привычные действия и мысли, которые ограничивают вас сейчас, трансформируются.

На переходных этапах и в периоды неопределенности размышления и самоанализ должны следовать за действиями и экспериментами, а не наоборот. Новый опыт не только меняет ваш способ мыслить, ваше мнение о том, что важно и что следует делать, но и вас самих. Он поможет вам отойти от прежних источников самооценки, старых целей и привычек.

Если использовать обратный подход к изменениям, то есть «изнутри наружу», вы ничего не добьетесь. Вопреки распространенному мнению излишний самоанализ удерживает нас в прошлом, ослабляет восприимчивость, не позволяет нам раскрыть свой лидерский потенциал и подготовиться к фундаментальным переменам в окружающей обстановке.

Это чем-то напоминает поиск потерянных часов под уличным фонарем, в то время как для решения новых задач требуется более широкий обзор: свежие, внешние точки зрения, с которыми мы знакомимся при выполнении различных действий.

Затерявшиеся в переходном периоде

Чтобы лучше понять принцип восприятия извне, я познакомлю вас с Джейкобом, менеджером по производству в компании, занимающейся выпуском продуктов питания. После того как эта компания была приобретена частным инвестором, первоочередной задачей Джейкоба стала серьезная модернизация производственного процесса. Но поскольку ему постоянно приходилось заниматься решением повседневных проблем, у него почти не оставалось времени, чтобы подумать о важных стратегических вопросах.


Когда сменился владелец компании, должность Джейкоба осталась прежней, а вот ожидания руководства по поводу него изменились. Но Джейкоб по-прежнему не делал ничего, чтобы стать лидером.


Это частая ситуация в наши дни. Раньше повышение или назначение на новую должность означало, что вам пришло время скорректировать или даже переосмыслить свою лидерскую роль. Сегодня же важные карьерные изменения не состоят лишь в получении солидно звучащей должности или переезде в новый кабинет. На первый взгляд незаметные (а также и более значительные) изменения в вашем деловом окружении создают новые, хоть и не всегда явно выраженные, ожидания руководства относительно того, что и как вы будете делать.

Подобные перемены в обязанностях весьма сложны и требуют соответствующего изменения подхода к управленческой работе. Тем не менее, согласно моему личному исследованию, лишь 47% из всех, кто сообщил о новых ожиданиях от их деятельности, получили повышение в течение двух лет, предшествовавших опросу. Что касается остальных, предполагалось, что они будут выполнять более значительную руководящую роль, оставаясь при этом на прежней должности. Именно это и произошло с Джейкобом.

С чего начать изменения?

Лучше всего - с изменения того, как вы выполняете свою работу, какие деловые контакты устанавливаете и как подходите к решению тех или иных задач. Никакой самоанализ не сможет привести к изменениям без существенных перемен в том, чем вы занимаетесь и с какими людьми при этом взаимодействуете.

1. Переосмыслите свою работу

Интуиция подсказала Джейкобу, что переход к более серьезной руководящей роли подразумевает прежде всего перемены в том, как он проводит свое время. Однако два часа в спокойной обстановке в офисе - это неправильный вариант. В действительности бóльшая часть требуемых изменений в действиях Джейкоба должна была побудить его находиться в других местах.

Чтобы добиться успеха, Джейкоб должен сначала переопределить свою работу, переключив свое основное внимание с улучшения текущих фабричных операций на понимание новых условий, в которых функционирует фирма, и создание совместного стратегического видения среди своих коллег, что позволит осуществляемому им управлению производством должным образом соотноситься с приоритетами организации в целом.

Джейкоб в своих действиях мог бы учитывать ряд факторов, например то, как меняется отрасль, в которой работает его фирма, как она создает нечто ценное для людей и как все это может измениться в будущем. И, конечно, ему следовало бы оказывать влияние на людей, играющих важнейшую роль в процессе создания этого ценного, независимо от того, находятся они в его группе или фирме.

Джейкоб хотел сосредоточиться на капиталовложениях, которые потребуются его фирме в течение следующих двух лет, но у него не было времени на подобные размышления. Он жаловался на необходимость постоянно следить за действиями своих подчиненных или производственными процессами. При этом он знал, что начальник ожидает от него создания стратегии, в которой бы учитывалось развитие всей фирмы как единого целого, а не одного или двух заводов, и активного привлечения соответствующих ресурсов.



До текущего момента Джейкоб действовал успешно, более того, выполнение подобных обязанностей типично для многих менеджеров, находящихся на таком же этапе развития карьеры. На ранних стадиях мы всегда действуем в области своей специализации. Работой других мы также обычно управляем в рамках тех функциональных или технических сфер, в которых являемся специалистами. Однако картина полностью меняется, когда мы начинаем играть более серьезную руководящую роль.

2. сеть деловых контактов

Трудно развить стратегическое предвидение, находясь в заводском цеху. Чтобы стать лидером, Джейкобу требовалось получить полное представление о ситуации, то есть взглянуть на нее со стороны, не находясь при этом в гуще событий. Чтобы проводить больше времени за пределами своего предприятия, Джейкобу следовало изменить круг своего делового общения.

С помощью деловых контактов Джейкоб обменивался связанной с работой информацией, решал проблемы, относящиеся к сфере его обязанностей, и подбирал подходящих людей для тех или иных групп сотрудников. Но эти связи не смогли подготовить Джейкоба к будущему, потому что они не выходят за рамки его текущего стиля мышления.


Столкнувшись с необходимостью мыслить вне рамок своей специализации и заниматься стратегическими вопросами, многие менеджеры не сразу понимают, что подобные вопросы - не просто аналитические задачи, а нечто требующее более широких деловых отношений.


Есть еще одна причина, почему деловые связи важны для развития наших лидерских качеств такова. Когда нам приходится учиться чему-то новому, помощь и поддержка более опытных людей совсем не будет лишней. Они смогут, подсказать, в каком направлении двигаться, и оценить наши усилия, способствуя нашему профессиональному росту.

3. Проявите к себе творческий подход

Сейчас Джейкобу необходимо перейти от привычного ему стиля руководства к стилю, в рамках которого он бы поручал больше повседневной работы своей команде и начал бы более широкое сотрудничество с другими подразделениями организации.


Люди, стремящиеся играть более значительную руководящую роль, должны не только переопределить свою работу и создать новую сеть профессиональных связей. В куда большей степени им следует переосмыслить собственную личность.


Им необходимо трансформировать свои ценности в работе, личностные цели, движущие их действиями, свои представления о себе, а также и то, как их воспринимают окружающие.

Хотя личная трансформация обычно включает изменения в стиле руководства, она представляет собой нечто гораздо большее. Когда менеджеров, подобных Джейкобу, просят подумать над тем, что мешает им расширить свой стилистический репертуар , многие почти всегда ссылаются на необходимость обеспечить достижение требуемых результатов любой ценой. Подобный подход не только помог им добиться успеха, но и лежит в основе их профессиональной идентичности. Менеджеры хотят меняться, но перемены не соответствуют их истинному «я» .

Когда вы начнете пробовать новые, непривычные для вас стили управления, вам придется перестать рассматривать это как «работу над собой» и прибегнуть к творческому подходу. Вы будете пробовать разные методы и смотреть, как они соотносятся с вашими представлениями о себе. Необходимо сосредоточиться прежде всего на самообучении, а не на достижении результатов. Если выбранный метод вам не подойдет, нужно будет попробовать что-то другое.

О лидерском мышлении мы слышим довольно часто. Вот с экрана телевизора известный политик доказывает нам, что он обладает лидерским мышлением и способен вывести страну из кризиса. А вот работодатель, подбирая кадры на руководящие должности, смело указывает в своей вакансии, что ему нужен человек, непременно обладающий лидерским мышлением.

Однако, свободно апеллируя этим понятием, немногие могут внятно объяснить, каким должно быть лидерское мышление.

Начнем с того, что лидеры бывают разные. В психологии существует даже разработанная типология лидеров. Но какими бы ни были лидеры, принципы, определяющие их мышление, являются неизменными. Какими-то из них конкретный лидер может и не владеть или владеть в меньшей степени. В этом случае ему есть над чем работать и к чему стремиться!

Давайте рассмотрим основные принципы лидерского мышления. Проверьте себя – какими из них обладаете вы.

1. Лидер стремится взять ответственность на себя

Это желание проистекает из воли и стремления к власти. Сам лидер может этого и не осознавать. Но ему жизненно необходимо за что-то отвечать.

Пример: рабочее совещание отдела, сотрудники презентуют руководителю свою новую идею. Идея хорошая, но сырая и нуждается в грамотной проработке. Закономерен вопрос руководителя: кто возьмется детально проработать этот проект, довести его конца и нести ответственность за его успех или неудачу?

Как вы думаете, много ли найдется смельчаков? Вероятно, немного. Лидеры – «товар» штучный. Но тот, кто не побоится, кто готов к трудностям – у того все получится. В противоположность лидерам, люди-исполнители, постоянно осуществляют «бегство от свободы», они стараются загнать себя в такие рамки, где от них не потребуют принимать решения. Они скорее будут в подчинении у лидера, который будет указывать им весь алгоритм действий и возьмет на себя результаты их работы, чем сами решатся возглавить какое-либо начинание.

2. Лидер в своем мышлении свободен от стереотипов и рамок

Мышление лидера не имеет границ и ограничений. Он открыт для всего нового и прогрессивного. Он не живет по правилам, он сам устанавливает эти правила.

3. В своих ошибках лидер никого не винит, кроме себя

До тех пор, пока вы будете искать источники своих проблем и ошибок в других людях или во внешних обстоятельствах, вы не сможете ничего достигнуть. Я знаю реальный пример, когда менеджер компании на вопрос руководителя о причинах срыва заказа с перспективным клиентом честно призналась ему в том, что она допустила ошибку, объяснив далее, почему ничего подобного больше не произойдет, и… получила повышение в должности.

Невероятно? Вовсе нет! И зачастую это оправданно: во-первых, сотрудница столкнулась с неординарной ситуацией и теперь имеет ценный опыт, во-вторых, она признала ошибку и больше её не допустит, а в-третьих, она честно во всем призналась, не стала перекладывать ответственность на мифические обстоятельства извне, а значит её можно характеризовать как лидера, которому можно доверить серьезные проекты.

4. Постановка амбициозных целей, нацеленность на достижение результата

Лидер умеет ставить цели и достигать их. Однако цели его, как правило, «высокие» – они не лежат в плоскости получения выгоды здесь и сейчас. Поговорка «После меня – хоть потоп» явно не соответствует лидерскому мышлению. Лидеры всегда стремятся сделать что-то такое, что будет производить долговременный эффект. И готовы терпеть лишения и отказываться от сиюминутных благ сегодня, чтобы хорошо было завтра.

5. Умение находить общий язык с людьми и заражать их своей энергией

Не все лидеры обладают этим умением. Думаю, многие из вас могут перечислить двух-трех знакомых лидеров, которые, обладая авторитарным характером, не способны слушать других людей. Считая свою позицию единственно правильной, они отказывают другим в альтернативном мнении. Таким лидерам сложнее добиваться поставленных целей. Ведь лидер не может все задачи решать сам – он должен уметь делегировать полномочия. А как ему их делегировать, если его команда нелояльна к нему?

Конечно, под страхом увольнения можно заставить человека работать, но заставить вкладывать в работу свою «душу» можно только нематериальной мотивацией. Получается, что лидеру будет гораздо проще, если он научится общаться с людьми и понимать их. Очень важно уметь не только слушать, но и слышать других. Также не помешает умение убеждать и «зажигать» аудиторию. И без владения ораторским искусством здесь не обойтись.

6. Оптимизм и уверенность в своих силах

Лидер всегда с оптимизмом смотрит в будущее – он уверен в своих силах. Нельзя сказать, что он ничего не боится. Ничего не боятся, как известно, только дураки. Лидер же прекрасно понимает, что при достижении своих целей он неизбежно столкнется с препятствиями. Но он может и готов их преодолевать. Само по себе наличие препятствий только укрепляет стремление лидера к своей цели.

Мышление же человека-исполнителя проследим на следующем примере: представьте себе наемного менеджера, который сетует на то, что у него есть идеи для открытия собственного бизнеса, но в стране ситуация сложная, налоги высокие, коррупция ну и т.п. Бойко рассуждая о проблемах, он не предпринял ни одного шага, чтобы попытаться осуществить свои замыслы. Он не понимает, что его проблемы имеют место быть только в его голове. Нарисовав себе безвыходную ситуацию, он, тем самым, просто ищет оправдание своему бездействию. В свою очередь, лидер понимает, что есть лучший способ побороть страх – сделать то, чего боишься. Рискуйте – и не пожалеете о своем решении!

7. Постоянное стремление к саморазвитию

Лидер всегда осознает, что ему не хватает опыта и знаний. Одновременно он понимает, что на сегодняшний день поток имеющейся информации настолько огромен, что охватить его целиком – занятие совершенно бесперспективное. Из всего этого «информационно шума» он умеет взять только то, что ему действительно нужно на данный момент. В своем саморазвитии лидер движется одновременно в двух направлениях – это личностный и профессиональный рост.

Стремление лидера передать свои знания другим людям с трудом поддается объяснению. Лидер в этой жизни больше склонен отдавать, чем получать. Именно стремление отдавать толкает известных бизнесменов к чтению лекций в вузах (вспомним знаменитую речь Стива Джобса перед выпускниками Стэнфорда) и к значительным пожертвованиям на благотворительность. Другой пример: в любой компании вы легко найдете человека, который всегда будет рад взять над кем-нибудь шефство или осуществлять кураторство – это и есть лидеры.

В целом, лидерское мышление – позитивное мышление. Необходимо научиться объективно оценивать сложившиеся обстоятельства: не преувеличивать проблемы и не принижать своих способностей. Успех в бизнесе и в личной жизни напрямую зависит от того, как вы мыслите. Людям свойственно видеть будущее в мрачных тонах, раздувать масштаб трудностей и недооценивать себя. Но несмотря на это, люди стремятся получать от жизни только самое лучшее. Быть посредственностью никто не хочет.

В искусстве лидерского мышления таится ключ к решению многих проблем. Не огорчайтесь, если обнаружите, что владеете не всеми составляющими лидерского мышления. Помните – развивать в себе лидерский потенциал никогда не поздно. Однако, начав это делать, останавливаться уже ни в коем случае нельзя. Потому как лидеры никогда не стоят на месте, они знают, что нет предела совершенству.