Уход и... Инструменты Дизайн ногтей

Географический прогноз научное предположение о развитии природы. Географическое прогнозирование. Виды и этапы прогнозирования

В данном документе представлена работа по формированию умения прогнозировать у учащихся на уроках и во вне урочной деятельности. Представлены этапы реализациии умения прогнозировать, анлиз результатов, методические средства развития прогностической деятельности, этапы и приемы решения прогностических заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Маленкова Л.А., учитель географии МБОУ« СОШ №6», г. Нефтеюганск

Выступление на МО географии по теме : «Формирование умения прогнозировать у учащихся на уроках и во внеурочной деятельности» .
Все мы сегодня принимаем участие в реализации концепции модернизации российского образования. Поэтому при определении своей роли, своих целей и задач я исходила из социального заказа, заявленного в Концепции.
«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия…»
Умение прогнозировать помогает ученикам почувствовать значительность работы, предвидеть развитие географических явлений, планировать исследование, осуществляя его по этапам (формировать гипотезу, высказывать предложение), приобщает к пониманию глобальных проблем, способствует развитию реальных учебных возможностей большинства учащихся и повышает уровень их самостоятельности, творческой активности. Отвечая на вопрос: «Что я, как учитель географии, могу сделать, выполняя социальный заказ?» - я определила задачу: «организовать образовательный процесс, позволяющий сформировать у учащихся умение прогнозировать». Таким образом, цель моей работы: ученик , владеющий умением прогнозировать.

За счет чего я реализую эту цель?
-использование методики решения прогностических заданий;
-применение интернет - технологий;
-организация внеурочной деятельности в НОУ, факультатива;
-применение умения сравнивать.

Как это выглядит на практике?
Для формирования умения прогнозировать у учащихся я создала систему мер, включающую следующие этапы.

Этапы реализации умения прогнозировать:
1 этап – анализ ситуации (сентябрь)
2 этап – разработка системы мер по формированию умения прогнозировать (октябрь)
3 этап – практическое внедрение системы мер по формированию умения прогнозировать (октябрь-май)
4 этап – диагностика уровня сформированности данного умения (2 раза в год)
На 1 этапе определяю условия, при которых возможно достижение цели, изучаю состояние и качество умения прогнозировать у учащихся (провожу 1 срез по темам)
На 2-3 этапе:
1 – мотивация (заинтересованность), анализ заданий, их разбор (срез)
2 – осмысление сути прогнозирования и правил его реализации (составление алгоритма)
3 – выявление уровня сформированности умения прогнозировать у учащихся (дидактические приемы: задания в письменной форме, эвристическая беседа).
Умение прогнозировать зависит от уровня развития учащихся, сложности заданий, их характера.
4 – создание условий для практики (дается задание: н-р, в группах) применение умения прогнозировать в классной и домашней работе, в устных ответах и письменных работах; при решении познавательных задач
5 – накопление опыта прогнозирования
6 – перенос с одного предмета на другой и на внеурочную деятельность (применение умения прогнозировать в различных условиях для решения задач)
1-2 четверть – все этапы
3-4 четверть – практика, диагностика
Анализ результатов внедрения (май):
- какие новые идеи, трудности, ошибки, условия ее наиболее эффективного применения;
Н-р:- способствует развитию реальных учебных возможностей большинства учащихся и повышает уровень их самостоятельности, творческой активности
- готовность отдельных учащихся к формированию умения прогнозировать
- осуществлять переход от теоретического уровня к практическому.

Самый сложный для усвоения уровень требований предлагает ученику составить прогноз развития географического события или явления. Категория «прогнозировать» выражена через конкретные учебно-познавательные действия, которые ученики выполняют во время текущего и итогового контроля.

Прогностическая деятельность – это особый, специфический вид когнитивной (познавательной) деятельность человека, требующего определенной подготовки (исходной умелости), мыслительных усилий, волевого, эмоционального напряжения, психологической устремленности на поиск.


Итак, для выяснения особенностей прогностической деятельности школьников и условий эффективного управления ее развитием в процессе обучения школьной географии я ввожу основные понятия и термины , употребляемые в теории прогностики.

Прогноз – вероятностное суждение о состоянии какого-либо изучаемого объекта или явления в будущем.
Прогноз как видовой термин определяется через более общие термины: предвидение и предсказание . При предвидении прогноз строится на неизвестных многим широким кругам теориям. Предсказание проще, чем предвидение, базируется на таких процедурах умственной деятельности, как: описание и объяснение предполагаемого состояния объекта или явления.
Предвидение имеет несколько форм конкретизации: 1) предчувствие (простое предвосхищение); 2) предугадывание (сложное предвосхищение); 3) прогнозирование (исследование)

Географический прогноз – предвидение изменений в развитии разнообразных природных, производственных, социальных, природно- общественных систем.

В зависимости от целей исследование прогнозирование бывает: прогноз в природопользовании – это предсказание динамики изменения природно-ресурсного потенциала и потребностей в природных ресурсах; и прогноз воздействия на среду – это предсказание изменений в природной среде, происходящих в результате прямого и косвенного воздействия на нее хозяйственной деятельности.

Прогноз является результатом прогнозирования : это совокупность приемов, позволяющих вынести достоверное суждение о будущем состоянии географического объекта или процесса.

При составлении географического прогноза я использую следующие методы :
1) Ретроспективное прогнозирование – предсказание будущего на основе детального изучения прошлого состояния системы
2)
Географическая аналогия . Для прогноза используется возможное сходство одной, лучше изученной системы, с другой – хуже изученной.
3)
Экспертные оценки . При составлении прогноза учитываются мнения экспертов-специалистов.

4) Моделирование . Основан на создании пространственно-временной модели системы с применением методов математической статистики.

Для обеспечения прогностической деятельности школьников в процессе обучения географии я:
1) Осуществляю прогнозирование на разных уровнях сложности, поэтапно.
2) При проектировании прогностической деятельности в системе уроков учитываю разные виды географического прогнозирования.
3) В процессе решений прогностического задания ориентирую ученика на выбор адекватного содержания задания метода прогнозирования.

При проектировании процесса обучения я ориентируюсь на выделенные уровни прогностической деятельности в структуре обучения.
1) Предваряющий уровень осуществляется в форме предугадывания ; достижение этого уровня требует от учащихся меньших умственных усилий, но в то же время способствует развитию познавательного интереса к предмету изучения.
2)
Первый основной уровень осуществляется в форме предсказания ; достижение этого уровня требует от учеников больших умственных усилий , связанных с поиском убедительных теоретических положений , на основе которых выстраивается прогностическое суждение. В данном случае используем методы экспертных оценок и ретроспективных .
3) Второй основной уровень осуществляется в форме конкретизации предвидения ; это наиболее сложный уровень деятельности, который требует не только умственных усилий, но и интуиции. На 2 уровне используем методы аналогии и моделирования .
Максимальный познавательный и развивающий эффект обеспечивает обучение, где все уровни рассматриваются во взаимосвязи, расположенные от простого к сложному. При таком подходе реализация этой технологии на практике способствует целенаправленному развитию прогностической функции географического мышления.

Основным методическим средством развития прогностической деятельности школьников являются учебные задания , которые различаются по степени сложности и обеспечивают развитие действий предугадывания, предсказания и собственно прогнозирования (предвидения)
При конструировании заданий такого рода я использую следующий
алгоритм деятельности .
Алгоритм конструирования и использования в процессе обучения учебного задания прогностического типа.
1.Членение, структурирование теоретического знания учебной темы, уже изученной в учебном процессе.
2.Подбор, разработка учебной ситуации, в которой будет использоваться та или иная часть теоретического знания.
3. Деформация ситуации (разрыв определенной географической связи) с целью создания неопределенности, касающейся соответствующего знания.
4. Формулирование вопроса относительно деформированной ситуации.
5. Предложение задания ученику.
6. Вовлечение учащихся в процесс решения прогностической задачи.
7. Контроль правильности решения задачи; выявление затруднений в самостоятельном поиске или коллективной мыследеятельности; выявление потребности в подсказке.

Кроме этого учитываю этапы и приемы решения учащихся прогностического задания.
На первом этапе я сообщаю условия задачи, анализируя которые учащиеся включаются в ее решение. Приступая ко второму этапу решения задачи, ученики, пользуясь тематическими картами, текстом учебника, другими источниками информации, собирают данные по решению задачи, затем формулируют гипотезы . После четкой формулировки гипотез организую третий этап решения задачи – проверка правильности гипотез (аргументы), где предлагаю найти ученикам дополнительные фактические данные в заранее подготовленных текстах, схематических рисунках и объяснить теоретически наблюдаемую картину. На третьем этапе решения задачи стараюсь избегать у учащихся репродуктивного изложения дополнительных данных; интерес вызывает сообщение «специалистов» или анализ разных текстов в группах. Обсуждение новых дополнительных сведений убеждает учащихся в правильности верного предположения, на основе которого и формулируется итоговое прогностическое суждение .
Успешность решения
прогностической учебной ситуации зависит во многом от умения учащихся сравнивать, обобщать, систематизировать ранее изученный материал так, чтобы сформировать прогностическое суждение .

При построении прогностических заданий я имею в виду, что перестройка географической оболочки и региональных геосистем измеряется геологическими масштабами и составляет тысячелетия. И зменение же локальных геосистем могут происходить на глазах человека (например: формирование карьерно - отвальных комплексов, зарастание болот и др.). Поэтому они и выбираются мною в качестве важных объектов прогнозирования.

Я определяю три возможных уровня сформированности умения прогнозировать:
1 уровень – ученик затрудняется при выдвижении гипотезы и поиске аргументов
2 уровень – выдвигает аргументы, частично доказывающие гипотезу
3 уровень – выдвигает аргументы, доказывающие правильность гипотезы
Контрольные срезы на уровень сформированности умения прогнозировать провожу один раз в полгода , например:
В 6 классе
Задание 1 по теме «Литосфера»
- Что произойдет, если Уральские горы расположились широтно на севере Евразии?
Задание 2 по теме «Гидросфера»
- Составьте прогноз возможных изменений внутренних вод ХМАО-Югра в результате хозяйственной деятельности человека.
В
8 классе
Задание 1 по теме «Высотная поясность»
- Ваш прогноз: если Хибины и Кавказ поменять местами, как бы выглядел набор высотных поясов?
Задание 2 по теме «Природопользование и охрана природы»
- Как вы думаете, уменьшится или увеличится по сравнению с настоящим временем зависимость человека от природных условий. Приведите доводы и аргументируйте свой ответ.
в
10 классе
Задание 1 по теме «Население мира»
- Подумайте, как изменится доля трудоспособного населения в странах экономически развитых и развивающихся через 20-30 лет. Обострение каких проблем вызовет такое изменение количества трудовых ресурсов?
Задание 2 по теме «Африка»
- Составьте прогноз экономического развития стран Северной Африки на базе эффективного и рационального использования их природных ресурсов. Как вы думаете, какие из североафриканских стран имеют наибольшие перспективы успешного развития? Почему?

Классы

Задание 1

Задание 2

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1 уровень

2 уровень

3 уровень

При решении прогностических заданий использую компьютерные технологии для:
- демонстрации материалов: наглядных пособий и карт;
- самостоятельной работы учащихся.
Например: для урока по теме «Реки» в 6 классе я подготовила презентацию при решении задания «Возможно ли в будущем построение ГЭС на реке Обь?»
По теме «Вулканы» в 6 классе – «Как вы думаете, могут ли на территории ХМАО быть вулканы в будущем?»
Исследования
Исходя из Концепции образования, предусматривающей формирование навыков исследования на основе систематизации знаний, анализа и
прогнозирования , я развиваю у учащихся умение прогнозировать тенденции развития экологической ситуации в городе во внеурочной деятельности в рамках НОУ. Несколько лет мы с учащимися НОУ работаем над темой «Состояние среды обитания человека и ее влияние на здоровье населения»:учащиеся выступали на городской конференции «Шаг в будущее» по теме «Загрязнение атмосферы над г.Нефтеюганском и влияние на здоровье населения» (3 место); принимали участие в конференции в г.Сургуте; по теме «Влияние качества питьевой воды на здоровье населения г.Нефтеюганска». Сейчас работаю над темой «Санитарное состояние почвы и здоровье населения г.Нефтеюганска». Результатом работы учащихся будет составление экологического прогноза развития города .

Формированию умения прогнозировать способствует факультатив по теме «Страноведение»
При изучении природы, населения, хозяйства крупных стран, особенностей жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях учащиеся выполняют различные прогностические задания: раскрывают изменения практики природопользования, динамику нарастания экологических проблем отдельных стран и решениях их в будущем, прогнозируют основные тенденции развития природных, социально-экономических и экологических процессов применительно к конкретным странам.
Например :
- Предположите, будет ли меняться возрастной состав населения Германии?
- Составьте прогноз экономического развития Бразилии на базе рационального использования природных ресурсов.
Формирование умения прогнозировать у учащихся как в урочной так и во внеурочной деятельности происходит на основе умения сравнивать . С этой целью я составила программу педагогического поиска « Формирование метапредметных умений у учащихся: сравнение ». Данный прием направлен на изучение существенных признаков, но посредством сопоставления объектов друг с другом. Он помогает углублять и уточнять изучаемый материал. Т.о., изучаемые объекты познаются гораздо более полно. Данный прием обеспечивает оптимальный результат в формировании мышления школьников, в том числе при прогнозировании. Я использую различные виды заданий на сравнение :
а) – самостоятельные работы после прохождения тем; 7 класс – сравнение ПЗ по 40 ° параллели в Евразии и Северной Америке
б) –
познавательные работы на сравнение: 6 класс – «По физической карте мира определите, площадь какого материка или материков изменилась бы меньше всего, если бы уровень Мирового океана повысился на 200 метров. Приведите аргументы.»
8 класс: - Как изменится численность населения РФ в 2020 году по сравнению с настоящим временем?
- Предположите, будет ли меняться состав трудовых ресурсов в нашем округе?
в) –
упражнения на сравнение по образцу (алгоритму): 6 класс – Объясните, чем различаются магматические и осадочные горные породы. Пользуясь необходимыми картами, определите черты сходства и различия в местоположении Миссисипской низменности и Западно – Сибирской равнины. Предложите, изменится ли их местоположение через 250 млн. лет. Аргументируйте свой ответ.
г) –
несложные исследовательские работы ; например, по теме «Климат своей местности» (сравнение по месяцам: сентябрь и февраль).

Ежегодно учащиеся НОУ принимают участие в конференции « Шаг в будущее », имеют дипломы и грамоты.


С общенаучных позиций прогноз чаще всего определяют как гипотезу о будущем развитии объекта . В случае если человек не может воздействовать на объект прогнозирования, такой прогноз называют пассивным (например, прогноз погоды). Активный прогноз подразумевает обратные связи и возможности управления объектом прогнозирования. Такой прогноз свойствен географической науке.

В самом общем виде географическое прогнозирование – это специальное научное исследование конкретных перспектив развития географических явлений. В его задачу входит определение будущих состояний интегральных геосистем, характера взаимодействий природы и общества.

Основные операционные единицы географического прогнозирования – пространство и время – рассматриваются в сопоставлении с целью и объектом прогноза, а также с местными природно-хозяйственными особенностями конкретного региона. Успешность и надежность географического прогноза определяются многими обстоятельствами, в том числе правильностью выбора главных факторов и методов, обеспечивающих решение проблемы.

Географическое прогнозирование состояния природной среды многофакторно, и эти факторы физически разные: природа, общество, техника и т. д. Эти факторы могут быть внешними и внутренними.

Классификация прогнозов по аспектным признакам (по В. А. Лисичкину )

Признаки Типы прогнозов и их характеристика
Отношение специалистов, разрабатывающих прогноз (предиктора) к объекту прогноза Активные (конструктивные и деструктивные) – предиктор воздействует на объект прогноза Пассивные – предиктор не вступает во взаимодействие с объектом
Цель прогноза Конфирмативные (утвердительные) – подтвердить или опровергнуть гипотетические представления об объекте Планификационные – создать фундамент для планирования
Назначение прогноза Общего назначения Специального назначения Управленческие – для решения относительно управления объектом
Степень осознанности и обоснованности Интуитивные – сделанные на основе неосознанных методов Логические – имеющие логическое обоснование методов
Форма выраженности результатов прогноза Количественные – с исчисленными параметрами Качественные – без количественных выражений
Система знаний, на которых основан метод прогнозирования Бытовые – основаны на простом повторении событий Научные – на основании законов, действующих в мире
Метод прогнозирования Получаемые общенаучными методами Получаемые интернаучными методами Получаемые специальными научными методами
Количество методов Симплексный – применен один метод Дуплексный – применено два метода Комплексный – применено более двух методов
Время упреждения прогнозируемого события Долгосрочные: экономические (10 – 13 лет), развития науки и техники (5 – 7 лет), погоды (10 – 100 суток), гидрологические (10 – 30 суток), морской (10 суток), лавин (2 – 5 суток) Среднесрочные – соответственно 2 – 5 лет, 3 – 5 лет, 3 – 10 суток, до 1 суток, 15 – 48 часов Краткосрочные – соответственно: до 2 лет, 1 – 3 года, 1 – 2 суток, до 1 суток, 1 – 24 часа, 2 – 15 часов
Характер процесса прогнозирования Непрерывные Дискретные
Природа объекта прогноза Естественнонаучные и научно-технические Экономические, социальные и политические Природных ресурсов
Структура объекта прогнозирования Однозначно детерминированные Вероятностные
Устойчивость объекта во времени Стационарных объектов Нестационарных объектов
Масштабность объекта прогнозирования Сублокальные Локальные Суперлокальные Субглобальные Глобальные Суперглобальные
Число прогнозируемых объектов Сингулярные – прогнозы одного объекта одного масштаба Бинарные – прогнозы двух объектов одного масштаба Мультиплетные – прогнозы более двух объектов одного масштаба
Характер связи прогнозируемого объекта с другими объектами Условные – прогнозы событий, которые произойдут при условии, если произойдут другие события Независимые – произойдут независимо от других


Разработка географических прогнозов представляет собой последовательность нескольких логически взаимосвязанных этапов , включающих:

1. Постановку цели и задач исследования.

2. Определение хронологических и территориальных рамок исследования.

3. Сбор и систематизация всей информации о функционировании и развитии территориальных систем и их функциональных подсистем.

4. Построение «дерева целей», выбор методов прогнозирования, выявление ограничений и инерционных аспектов развития прогнозируемого объекта или процесса.

5. Разработка частных географических прогнозов: природных ресурсов, территориальной организации производительных сил, межотраслевых комплексов, население и системы расселения и т. п.

6. Синтез частных географических прогнозов.

7. Разработка основных вариантов прогноза.

8. Построение предварительного прогноза.

9. Экспертиза и составление окончательного прогноза.

10. Корректировка прогноза.

11. Использование результатов прогнозирования для решения теоретических и практических задач географии.

Основное назначение географического прогнозирова­ния заключается в получении достоверных данных о будущем состоянии природных и социально-экономических территориальных систем, обеспечение лиц и организаций, принимающих решения информацией, необходимой для перспективной оценки условий жизни человека и размещения про­изводства.

При составлении географического прогноза должны исследоваться два основных вопроса – как человек воздействует на природу и как измененная человеком природа влияет на его жизнь и на производство в будущем. В соответствии с этим перед географическим прогнозированием стоит задача выявления тенденций разви­тии ландшафтной оболочки Земли в целом и ее отдельных регионов и компонентов под влиянием трех основных факторов - абиогенных, биогенных и антропогенных .

Выпишите ошибочные утверждения в предложенном тексте. Предложите свой вариант исправления. Географический прогноз - научное предположение о развитии природы и хозяйства в на стоящем. Прогноз - это фантазия на субъективной оценке событий.

Ответы:

О развитии природы и хозяйства не в настоящем, а в будущем. Прогноз - научное предположение, основанное на объективной оценки произошедших событий.

Похожие вопросы

  • 7632547 + 48399645; б) 48665247 – 9958296; 2.В красной коробке столько игрушек, сколько в белой и зеленой вместе. В зеленой коробке 45 игрушек, что на 18 игрушек больше, чем в белой. Сколько игрушек в трех коробках вместе? 3. На сколько число 48234 больше числа 42459 и меньше числа 58954? 4. Периметр треугольника МКР равен 59 см. Сторона МК равна 24 см, сторона КР на 6 см меньше стороны МК. Найдите длину стороны МР. 5. Выполните сложение, выбирая удобный порядок вычислений: а) 354 + 867 + 646; б) 182+371+218+429; 6.* На прямой линии посажено 10 кустов так, что расстояние между любыми соседними кустами одно и тоже. Найдите это расстояние, если расстояние между крайними кустами составляет 90 дм.
  • Используя рис. 9 «Половозрастная структура населения России (на 01.01.2005), оцените, на какие возрасты приходятся потери страны в период войн и последующего снижения числа ро ждений.
  • Выполни морфологический разбор слов раненный катившийся
  • Почему революция 1905-1907 гг. не смогла достичь своих целей? Причины по номерам, пожалуйста.
  • Why do I change?сочинение на эту тему плиз
  • Произведения в которых встречаются клички животных необходимо указать автора и название произведения примеров не менее 5

Следует различать понятие “прогноз” и “прогнозирование”. Прогнозирование -- это процесс получения данных о возможном состоянии исследуемого объекта. Прогноз - результат прогнозных исследований. Есть много общих определений термина “прогноз”: прогноз -- это определение будущего, прогноз -- это научная гипотеза о развитии объекта, прогноз -- характеристика будущего состояния объекта, прогноз -- оценка перспектив развития.

Несмотря на некоторые отличия определений термина “прогноз”, связанные, по-видимому, с различиями целей и объектов прогноза, во всех случаях мысль исследователя устремлена в будущее, то есть прогноз представляет собой специфический вид познания, где исследуется не то, что есть, а то, что будет. Но суждение о будущем не всегда есть прогноз. Например, есть закономерные события, которые не вызывают сомнения и не требуют прогнозирования (смена дня и ночи, сезонов года). Кроме того, определение будущего состояния объекта -- это не самоцель, а средство научного и практического решения многих общих и частных современных проблем, параметры которых, исходя из возможного будущего состояния объекта, задаются в настоящие время.

Общая логическая схема процесса прогнозирования представляется как последовательная совокупность.

Во-первых, представлений о прошлых и современных закономерностях и тенденциях развития объекта прогнозирования.

Во-вторых, научного обоснования будущего развития и состояния объекта.

В-третьих, представлений о причинах и факторах, определяющих изменение объекта, а также условий, стимулирующих или препятствующих его развитию.

В-четвертых, прогнозных выводов и решений по управлению.

Для решения многих познавательных и практических задач все возрастающее значение приобретают комплексные прогнозы, включающие и собственно географический прогноз. Его значение особенно велико для обоснования и апробации различных концепций экономического и социального развития, при составлении плановых и технических проектов.

Географы определяют прогноз преимущественно как научно обоснованное предвидение тенденций в изменении природной среды и производственно территориальных систем (Сачава, 1978).

В аспекте эволюции геосистем -- это особая задача, решение которой относится к области полеогеографии, а в части текущей динамики, то есть смены одной переменной структуры другой, -- это актуальный предмет учения о геосистемах. Такого рода динамика, хотя и проявляется при спонтанном развитии природы, но чаще всего представляет собой следствие влияния человека на окружающую среду. Она способствует всем его мероприятиям, в частности, по освоению местности и разработки природных ресурсов. Поэтому прогноз направлений текущей динамики является необходимым условием всякого рационального природопользования.

Географический прогноз касается только природной среды человека. Социально-экономический прогноз строится на других основаниях, хотя также с учетом динамики природной среды. С другой стороны, экономические и социальные мотивы учитываются и при географическом прогнозировании, но только с токи зрения воздействия их на природу. Этого вполне достаточно, так как помимо разработки собственно географического прогноза географ участвует в составлении социально-экономического прогноза, в частности касающегося перспектив развития территориально-производственных систем.

Некоторые понятия прогностики. В работе используется терминология общей прогностики, разработанная Комитетом научно-технической терминологии АН СССР (Звонкова, 187).

Цель и объект прогнозирования. Процесс прогнозирования начинается с определения его цели и объекта, так как именно они определяют тип прогноза, содержание и набор методов прогнозирования, его временные и пространственные параметры. Цели и объекты прогнозирования могут быть очень разными. В настоящее время главной, наиболее актуальной и очень ответственной целью географического прогнозирования является предвидение того состояния природной среды, в которой будет обитать человек. При этом цель заключается не только в прогнозировании состояния воздуха, воды и почвы, но в целом географической среды, ее природы и хозяйства.

При выборе объекта прогноза можно использовать классификацию, которая основана на следующих шести признаках (Звонкова, 1987).

Природа объекта прогноза. Географический прогноз, привязанный к определенному региону, чаще всего соприкасается с другими объектами прогноза разных природных свойств.

Масштабность объекта прогноза: сублокальные, с числом значащих переменных от 1 до 3, локальные (от 4 до 14), субглобальные (от 15 до 35), глобальные (от 36 до 100), суперглобальные (более 100 значащих переменных). В географии имеют место объекты всех масштабов.

Сложность объекта прогнозирования, определяемая разнообразием его элементов, числом значащих переменных и характером связей между ними. По этим признакам можно выделить объекты: сверхпростые, в которых переменные существенно не связаны друг с другом; простые -- парные взаимосвязи между переменными; сложные -- взаимосвязи между тремя переменными и более; сверхсложные, при изучении которых учитываются взаимосвязи между всеми переменными. В географическом прогнозировании исследователь чаще всего имеет дело со сверх сложными объектами.

Степень детерминированности: детерминированные объекты, в которых случайная составляющая несущественна и ею можно пренебречь; стохастические объекты, при описании которых необходим учет их случайной составляющей; смешанные объекты с детерминированными и стохастическими характеристиками. Для географического прогнозирования прежде всего свойственны стохастические и смешанные характеристики объектов.

Характер развития во времени: дискретные объекты, регулярная составляющая (тренд) которых изменяется скачками в фиксированные моменты времени, тренд -- аналитическое или географическое представление об изменении переменной во времени. Апериодические объекты, регулярная составляющая которых описывается апериодической непрерывной функцией времен; циклические объекты, имеющие регулярную составляющую в виде периодической функции времени. В географическом прогнозировании используются все виды развития объекта во времени.

Степень информационной обеспеченности, определяемая полнотой имеющихся качественной или количественной ретроспективой информации об объектах прогноза. В географическом прогнозировании исследователь имеет дело с объектами, обеспеченными преимущественно качественной информацией об их прошлом развитии. Это особенно относится к природной составляющей прогноза.

Основные операционные единицы прогнозирования. Все объекты прогнозирования изменяются во времени и пространстве.

Поэтому время и пространство -- главные операционные единицы прогнозирования. Какая из операционных единиц важнее? Некоторые географы считают главными принципами прогнозирования историко-генетический (Саушкин, 1976) и структурно-динамический (Сачава, 1974). Тем самым они отдают предпочтение временным аспектам прогнозирования. Действительно, проблема времени в общей прогностики является центральной проблемой, однако в географическом прогнозировании, имеющем дело с регионами, пространствами разных рангов, необходимо сочетание пространственных и временных аспектов.

Главная проблема географического прогнозирования. Географическое прогнозирование -- это, как правило, решения комплекса проблем, составляющих часть предплановых разработок будущего плана. Но из многих проблем, прежде всего, надо выбрать главную и общую для географов проблему.

Выбор такой проблемы должен основываться на следующих критериях (Звонков, 1987).

Соответствие проблемы современным общественным и научно-техническим потребностям.

Актуальности значения проблемы на большой период времени (25 - 30 лет и более).

Наличие научных предпосылок, в частности соответствующих методов решения проблемы.

Из перечисленных общих критериев следует, что главная задача состоит в географическом обосновании долгосрочного развития народного хозяйства в его региональном аспекте, а главная общая для географов научная проблема -- предвидение изменений природной среды в естественных и техногенных условиях.

Недавно обсуждали с мужем тему, как же изменится наша Земля через много-много лет, а то и раньше. Особенно учитывая бурную человеческую деятельность. Муж упомянул, что существует такое понятие, как «географический прогноз», и он дает ответы на множество подобных вопросов.

Суть географического прогнозирования

Вообще, прогноз - это суждение с долей вероятности о том, какое состояние будет у какого-то объекта или явления в будущем, что основывается на специальных научных методах. Если судить по предмету, то он может быть естествоведческим и обществоведческим. Географический прогноз находится на стыке этих понятий, то есть подразумевает, что какие-то моменты в поведении окружающей среды мы можем изменить, а с какими-то придется смириться и приспосабливаться.
Есть разные виды географических прогнозов. Если судить по охвату территорий, то это глобальный (для всей Земли), региональный (для крупных регионов либо же стран, например, Прибалтики или Беларуси) и локальный (для небольших и преимущественно однородных территорий).
Одним из первых глобальных прогнозов было предположение об изменении климата планеты вследствие хозяйственной деятельности людей еще в 70-ые годы. Было озвучено общее изменение температуры воздуха, таяние ледников, перестройку циркуляции атмосферы - в общем, все то, что мы наблюдаем сейчас.
Я вот проживаю в лесостепной зоне Украины. Однако, согласно прогнозам наших великих умов науки, с таким изменением климата через десяток лет у нас будет полноценная степь. И показателем тому является появление в наших краях видов животных и насекомых, характерных именно для степи.


Какими методами проводят географическое прогнозирование?

Методов довольно много, они часто перекликаются с другими науками. Вот некоторые из них:
  • дедуктивный;
  • индуктивный;
  • межсистемного анализа;
  • экспертных оценок;
  • дерева целей.

И это еще не учитывая, что географическое прогнозирование включает в себя прогнозы систем расселения, социальные, развития сферы обслуживания и много других. Этот вид исследований все еще находится на стадии формирования.